Отрицательное подкрепление своих ошибок — психология

Что такое подкрепление?

Автор Татьяна в 02/04/2015. Опубликовано Бихевиоризм

Подкрепление — термин, используемый в оперантном обусловливании для обозначения всего, что увеличивает вероятность повторения реакции. Обратите внимание: подкрепление определяется тем, какое воздействие оно имеет на поведение — ​​например, увеличивает или усиливает его отдельные проявления.

Подкрепление может включать в себя похвалу — к примеру, сразу после того, как ребёнок убирает свои игрушки. Подкрепляя желаемое поведение похвалой, мама может добиться того, что ребёнок снова и снова выполнять то же действие.

Виды подкрепления

Подкрепление может включать в себя всё, что увеличивает вероятность повторения поведения — в том числе стимулы, сами события и ситуации. Например, на уроке подкрепление может включать в себя оценку, избавление от нежелательного задания, специальные награды, сладости, дополнительное время для отдыха и весёлые игры.

Существует два основных типа подкрепления:

  • Первичное подкрепление (которое иногда называют ещё безусловным), происходит естественным образом, его применению не нужно учиться. Первичное подкрепление зачастую имеет эволюционную основу и помогает в выживании вида. К примерам первичных подкреплений относят пищу, воздух, сон, воду и секс. Генотип и опыт также могут играть роль в том, как именно подкрепление воздействует на поведение. Один человек может быть чувствительным к определённому типу подкрепления — например, пище, — тогда как на другого человека пища как подкрепление не повлияет вовсе.
  • Вторичное подкрепление (известное также как условное подкрепление) включает в себя стимулы, которые стали подкрепляющими в паре с другими стимулами. Например, при обучении собаки, похвала и ласка могут быть использованы в качестве первичного подкрепления. Звук кликера может связываться с похвалой и лаской до тех пор, пока он сам не начинает работать в качестве вторичного подкрепления.

При оперантном обусловливании существует два вида подкрепления:

  • положительное — подкрепление, включающее в себя появление чего-то, что способно увеличить вероятность повторения поведения (угостив ребёнка конфетой после того, как он уберётся в своей комнате, мама подкрепит желание малыша поддерживать чистоту).
  • отрицательное — подкрепление, которое включает в себя удаление чего-то и увеличивает вероятность проявления определённого поведения (к примеру отмена контрольной в случае, если ученики всю неделю будут выполнять и сдавать домашнюю работу).

Сила реакции

То, как и когда происходит подкрепление, может повлиять на силу реакции. Эта сила представляет собой интенсивность, частоту, продолжительность и точность реакции после подкрепления. В ситуации, когда подкрепление контролируется, — например, в процессе обучения, — сроки предъявления подкрепления можно изменять по своему усмотрению.

На ранних стадиях обучения часто используется непрерывное подкрепление — в этом случае подкрепление предъявляется каждый раз, когда происходит желаемое поведение. Как только поведение было закреплено, можно переходить к частичному подкреплению.

Выделяют четыре основных режима частичного подкрепления:

  • режим подкрепления с фиксированной пропорцией: подкрепление поведения совершается после определённого количества реакций;
  • режим подкрепления с фиксированным интервалом: подкрепление поведения происходит после определённого периода;
  • режим подкрепления с изменяющейся пропорцией: подкрепление поведения происходит после неопределённого числа реакций;
  • режим подкрепления с изменяющимся интервалом: подкрепление поведения предъявляется после неустановленного периода времени.

Источник: http://aboutyourself.ru/behaviorism/chto-takoe-podkreplenie.html

Положительное и отрицательное подкрепление

Положительное и отрицательное подкрепление С его помощью решаются следующие задачи:

1) формирование нового стереотипа поведения;

2) усиление уже имеющегося желательного стереотипа поведения;

3) ослабление нежелательного стереотипа поведения;

4) поддержание желательного стереотипа поведения в естественных условиях.

Обычно на практике решаются по крайней мере две задачи (вторая и четвертая или третья и четвертая), чаще же работа с пациентом направлена на реализацию второй, третьей и четвертой задачи.

Задача формирования нового стереотипа поведения обычно возникает в работе с детьми, отличающимися выраженным девиантным поведением, или с больными, имеющими грубые постпроцессуальные изменения личности.

Использование этих методик предполагает обязательный анализ каждого клинического случая в реальной ситуации, наблюдение за поведением больного или проявлениями его симптоматики в данных условиях. Это позволяет выявить подкрепляющие стимулы, которые различаются по параметру «приятный-неприятный».

Положительное подкрепление — это предъявление стимула, вызывающего у пациента позитивно окрашенную эмоциональную реакцию, усиление определенных поведенческих реакций. Отрицательное подкрепление — это изъятие, удаление стимула, вызывающего негативно окрашенную эмоциональную реакцию, и поэтому также приводящее к усилению определенных поведенческих реакций.

Два указанных выше понятия позволяют охарактеризовать подкрепляющий стимул по поведенческим данным, а не по субъективной оценке наблюдателя. С учетом этого становится ясно, почему, например, переживание боли у мазохиста является положительным подкреплением.

Нейтральные стимулы — это стимулы, которые не оказывают воздействия на поведение, хотя, с субъективной точки зрения наблюдателя, могут вызывать положительную эмоциональную реакцию. Безусловные подкрепляющие стимулы не зависят от предшествующего обучения. Это стимулы, вызывающие врожденные реакции (пища, вода), к ним же можно отнести и определенный уровень сенсорной стимуляции.

Подкрепляющая сила их зависит от периода депривации и возрастает при удлинении последнего. В повседневной жизни преобладают подкрепляющие стимулы, приобретающие указанные выше характеристики под влиянием процесса обучения, т. е. условные подкрепляющие стимулы. Чаще всего это социальные стимулы (внимание, похвала, одобрение, признание, положительная оценка и т. д.).

Анализ конкретных случаев, например истерического приступа, позволяет отметить усиление и учащение приступов в определенных ситуациях, когда проявляется забота о пациенте, оказывается ему внимание (можно сказать — нежелательное внимание) со стороны окружающих, близких, соседей по палате, медицинского персонала.

Наблюдение за поведением позволяет оценить также значение других подкрепляющих стимулов (время, проведенное перед телевизором, за беседой и др.). На основании этих данных формулируется конкретная гипотеза о характере подкрепляющего стимула. Удаление гипотетического подкрепляющего стимула позволяет проверить истинность гипотезы.

Однако необходимо помнить, что после удаления подкрепляющего стимула всегда есть период, в течение которого нежелательное поведение возрастает как по частоте, так и по силе проявления. В это время пациент «выжимает» из окружающих нужный ему подкрепляющий стимул, а окружающие обычно не выдерживают его натиска и идут ему навстречу. Поэтому при данной методике психотерапевт должен привлекать членов семьи больного, персонал, т. е. активно организовывать «новое» окружение больного.

В методике собственно положительной тренировки можно выделить 4 этапа.

Первый этап — определение цели тренировки. К ее обсуждению привлекается не только пациент, но и лица, которые принимают участие в лечении и от которых зависит получение или неполучение подкрепления.

По возможности таких людей должно быть немного, для того чтобы лучше контролировать все окружение больного, например, желательно поместить пациента в изолированную палату или в палату с минимальным числом больных.

На этом же этапе должен быть определен и способ постоянного наблюдения за поведением пациента с фиксацией внимания на изменениях в терапевтическом направлении вырабатываемого стереотипа поведения. Нужно стремиться к тому, чтобы эта информация была максимально объективной.

На втором этапе основная задача состоит в определении того, какие стимулы (объекты или действия) будут служить в качестве подкрепления. Анализ реального поведения больного позволяет выявить значимость для него различных стимулов.

На третьем этапе вырабатывается желательный стереотип поведения, для чего создаются условия, облегчающие его формирование. Следует максимально использовать действие как положительного, так и отрицательного подкрепления.

На первых порах применяется схема постоянного подкрепления, т. е. за каждое выполненное действие пациент получает подкрепление, характер которого постоянно меняется, чтобы не вызвать пресыщения.

Иногда появление желательного поведения облегчается при демонстрации другими лицами соответствующего поведения (моделирование).

На четвертом этапе закрепляется выработанный стереотип поведения, чтобы он сохранился и тогда, когда больной окажется в реальной ситуации и когда будут иные условия подкрепления. Схема подкрепления меняется, используются схемы с вариабельным интервалом — наиболее устойчивые к угашению.

Успех методики положительного подкрепления зависит от наличия точной информации о достигнутом прогрессе, что позволяет переходить к следующему этапу, к другой схеме подкрепления; от умения психотерапевта разнообразить подкрепление, используя все его формы, в том числе и социальное подкрепление.

Вариантом методики положительного подкрепления, приспособленной к условиям стационара, является жетонная система (token economy).

Методика контроля стимула основывается на положении о том, что связь между некоторыми стимулами и реакцией на них носит довольно жесткий характер. Появление такого стимула позволяет точно предсказать ответ.

Поэтому, контролируя условия появления стимулов и предшествующих реакций, можно добиваться изменения поведения с меньшей затратой времени и сил, чем контролируя результаты самого поведения.

События, предшествующие поведению, можно сгруппировать следующим образом: 1) дискриминантные стимулы, в прошлом связанные с определенным подкреплением; 2) облегчающие стимулы, вызывающие определенное поведение (например, новая прическа, новая одежда могут способствовать появлению желания общаться); 3) условия, увеличивающие силу подкрепления (обычно это период депривации какой-либо потребности, например период голода). Методика контроля стимула преследует следующие цели: 1) научить пациента идентифицировать дискриминантные и облегчающие стимулы в реальной ситуации, а также выявлять условия, увеличивающие подкрепление нежелательного поведения, и избегать их (например, установление связи различных ситуаций с едой — еда за просмотром телевизора, во время случайных встреч со знакомыми, разговора по телефону и т. д. — с последующим исключением этих стимулов, т. е. еда только в определенном месте и в определенное время); 2) научить пациента укреплять стимулы, связанные с правильным, желательным поведением (например, знание списка продуктов или блюд, имеющих низкую калорийность, и овладение умением пользоваться только этим списком; письменный учет калорийности позволяет быть еще более последовательным в достижении этой цели); 3) научить пациента умению манипулировать периодом депривации, не доводя его до уровня потери контроля.

Читайте также:  Игротерапия - психология

Решить задачу уменьшения нежелательного стереотипа поведения можно с помощью нескольких методик:

1) методики наказания;

2) угашения;

3) насыщения;

4) лишения всех положительных подкреплений;

5) оценки ответа.

Угашение относится к поведенческим методикам и основано на принципе исчезновения реакции, положительно не подкрепляемой. Проходит оно те же этапы, что и при положительном или отрицательном подкреплении. Важным здесь представляется диагностический этап, когда устанавливаются аспекты окружения, подкрепляющие нежелательное поведение.

Угашение предполагает лишение больного всех положительных подкреплений только данного нежелательного стереотипа поведения. Скорость угашения зависит от того, каким образом в реальной жизни раньше подкреплялся этот стереотип.

Методика угашения требует значительного времени, потому что, прежде чем нежелательное поведение начинает угасать, оно проходит период первоначального возрастания по частоте и силе.

https://www.youtube.com/watch?v=XMo-JTxvbx4

Методика насыщения основана на том, что поведение, даже положительно подкрепляемое, но продолжающееся в течение длительного времени, имеет тенденцию истощаться само, а положительное подкрепление теряет свою силу.

Лишение всех положительных подкреплений является одним из вариантов угашения. Наиболее эффективным способом считается изоляция, но в реальной жизни она практически сводится к социальной изоляции, например в случае удаления одного ребенка в другую комнату при сохранении окружения без изменения.

Иногда такая изоляция вызывает положительное подкрепление или означает прекращение действия неприятного стимула, имевшегося в реальной ситуации (например, отсутствие столкновения ребенка с агрессивно проводящим свою линию родителем, т. е. фактически возникает ситуация негативного подкрепления).

Методику оценки ответа точнее можно было бы назвать методикой штрафов. Она используется только с положительным подкреплением, и суть ее сводится к уменьшению числа позитивных подкреплений за нежелательное поведение.

Программа составляется таким образом, чтобы уменьшение определенных положительных подкреплений не могло быть легко заменено другими положительными подкреплениями. Система штрафов должна применяться как можно реже.

Данные приемы описаны отдельно лишь из методических соображении, в практической же работе ни один из них не применяется изолированно. Комбинации методик определяются целью проводимой программы, а искусство психотерапевта состоит в умелом использовании различных сочетаний применительно к каждому конкретному случаю.

Источник: https://psibook.com/dicts/01/polozhitelnoe-i-otricatelnoe-podkreplenie.html

Психология собаки:как учатся собаки

Это система, целиком опирающаяся на побудительный мотив (стимул) и отвергающая физическое воздействие или силу в любых их проявлениях. Этим методом могут пользоваться даже дети. Он не требует какого-либо природного дара (таланта) дрессировщика.

Он не связан с каким-то особым тоном, выбором подходящего времени, не основан на регулярной практике и не опирается на какую-либо из традиционных теорий дрессировки собак. Все, что требуется. — ваш разум и какой-нибудь лакомый кусочек.

Как научить собаку, чтобы она по команде ложилась в каком-нибудь определенном углу комнаты? Для этого существует два способа.

Каждый владелец собаки ежедневно поступает подобным образом и дома, и вне его стен, не задумываясь о том, что и как он делает. Хотя почему-то, когда требуется сделать некоторое усилие и чему-нибудь научить свою собаку, мы становимся в позу дрессировщика и вспоминаем стародавний подход: “Ты собака, я хозяин. Я приказываю, ты подчиняешься”.

Когда дома вы подзываете собаку, вы обычно намерены покормить ее, или взять на поводок и повести на прогулку, или показать, что вы уронили еду на пол в кухне и хотите, чтоб она все подчистила.

Действительно, дома мы редко зовем собаку просто так, обычно это происходит по какой-то причине, и в большинстве случаев выполнение команды сулит собаке что-то приятное.

В результате лишь немногие люди жалуются, что собака не идет на зов дома.

А в ближайшем парке дело обстоит совсем иначе. Вы гуляете, она свободно бегает, играя с другими собаками, охотится за белками, роется в мусорных урнах, в то время как вы погрузились в собственные мысли.

У ворот парка вы зовете ее, чтобы вести домой. И тут она, бросив на вас взгляд, направляется в противоположную сторону. (Такое все мы видим на улице чуть не каждый день.

) В этот момент вы говорите себе: “Я должен наконец выдрессировать свою собаку”.

Вы ее уже выдрессировали. Вы преуспели в том, что научили ее не подходить к вам. Как? Очень просто. Собака быстро усвоила: если она не подойдет, то будет вознаграждена более длительной прогулкой. Если же она к вам подойдет, то лишится удовольствия: ее отведут домой.

Если бы вы применили ваши “домашние приемы” дрессировки команды “Ко мне!”, подзывая пса около ворот, давая лакомство и затем делая еще круг по парку, то вскоре, услышав зов, он летел бы к вам пулей.

Подкуп? Я называю это здравым смыслом. По-моему, это довольно забавно: то, чему ученые, психологи и бихевиористы (специалисты по проблемам поведения) придумали замысловатые названия вроде “модификации поведения”, “реабилитационная психотерапия”, “психология поведения” и так далее, широкой публикой все еще расценивается как подкуп. Впрочем, на самом деле важно

Существует ряд основополагающих принципов, которые определяют успех применения положительного подкрепления как метода дрессировки. Но прежде чем начать применять эти принципы, или законы, с помощью специальных обучающих упражнений в процессе дрессировки собак, необходимо рассмотреть отдельно каждую стадию обучения, ее цель и ожидаемый результат.

Как действует положительное подкрепление

Прежде всего мы вообще должны забыть об упражнениях. Все, что нас интересует для начала, — это первый шаг в нужном направлении. Вспомним уже приводившийся пример с касаткой и представим себе, что мы хотим научить касатку выпрыгивать из воды. Мы даем свисток (команду) и ждем. Затем ждем еще немного, а зачастую бывает, что ждем еще и еще.

Очевидно, сначала касатка не имеет представления о том, что от нее требуется, когда звучит свисток. Поэтому нам приходится ждать, чтобы она зачем-нибудь высунула нос из воды.

Точно в этот миг мы снова свистим в свисток и даем ей рыбу. Когда она проплывает внизу, мы снова свистим и ждем.

Процедура повторяется до тех пор, пока касатка не выйдет на уровень “ага!”: “Ага! Когда я слышу звук свистка, я получаю рыбу”.

Этот уровень понимания — уровень “ага!” — не может считаться закрепленным, до тех пор пока вы не добьетесь, чтобы происходило десять из десяти возможных немедленных реакций на свисток. Пока это не достигнуто, не следует переходить к следующему этапу дрессировки

Теперь мы подходим к этапу дрессировки, который называется “формирование”. Нам нужно заменить уже сложившуюся цепочку: “свисток — появление носа — обязательная рыбка”, новой цепочкой: “свисток — касатка выпрыгивает из воды — рыбка дается иногда”. Достигается это следующим образом.

Формирование поведения означает, что мы делаем один маленький шаг в нужном направлении и продвигаемся к конечной цели, подкрепляя каждый сделанный шаг.

Так мы обеспечиваем безусловное выполнение этой части цепочки, прежде чем двигаться дальше.

Здесь наблюдается интересное явление: выполнение определенных действий, надежно затренированное с помощью вознаграждения, можно сделать еще более четким, если вознаграждение задерживать.

Предположим, затренирована такая реакция касатки: на десять свистков она десять раз немедленно высовывает нос из воды. На одиннадцатый раз мы говорим: “Недостаточно хорошо, рыбы ты не получишь”.

Читайте также:  Самоактуализация и самореализация - психология

Можно предположить, что теперь касатка подумает: “Но я всегда получаю рыбку. Наверное, кто-то ее стащил раньше меня. В следующий раз надо живее пошевеливаться”. И на двенадцатый раз вы получите более быструю и энергичную реакцию касатки: она высунет из воды всю голову целиком. За это безусловно полагается рыбка, но теперь и в дальнейшем — только за это.

Дальше будем формировать цепочку: “свисток — появление из воды всей головы целиком — при немедленной реакции рыбка в награду в десяти случаях из десяти”. Лишь затем можно будет перейти к следующему этапу. Кажется, что обучаемый с каждым этапом все скорее понимает, что от него требуется, и возникает эффект снежного кома.

Я намеренно воспользовался примером касатки, чтобы подчеркнуть главное: весь процесс обучения может осуществляться без какого-либо физического воздействия. Сначала мы ждем верного шага в нужном направлении и вознаграждаем его, затем закрепляем и придаем законченную форму.

Хозяин: “Какая разница между всем этим и подкупом?”

Я: “Подкуп — это использование награды в качестве соблазна, для того чтобы стимулировать движение. Подкрепление — это вознаграждение, получаемое за добровольное движение”.

Хозяин: “Всегда ли давать награду?”

Я: “Прием действует лучше, если вы даете награду не всегда. Когда модель повеления сформирована, только самая быстрая, ярко выраженная и сильная реакция вознаграждается. Иногда ученику придется выполнить отработанную цепочку шесть или семь раз, прежде чем последует вознаграждение”.

Хозяин: “Обязательно ли давать в награду что-то съедобное?”

Я: “Наградой может быть что-то другое, ради чего, с точки зрения ученика, стоит выполнять определенные действия. Было бы бессмысленно пытаться сформировать мое поведение с помощью тарелки капусты. Терпеть не могу капусту!”

Как применять положительное подкрепление

Источник: http://www.goldengreta.narod.ru/psihologiy6.html

Обуславливание эмоций (научение)

Предпринимались также попытки придать отрицательным раздражителям положительное эмоциональное значение. Одной из первых таких попыток является эксперимент М. Джонс, задуманный как продолжение эксперимента Уотсона и проводившийся под его руководством, Джонс пыталась устранить сильный страх, который возникал у исследуемого ею ребенка при виде кролика (Jones, 1924).

Процедура выработки положительного условного рефлекса в данном случае состояла в том, что раздражитель, вызывавший страх (кролик), показывали и постепенно приближали в ситуациях, когда ребенок испытывал положительные эмоции, а именно в момент игры с другими детьми, не боявшимися кролика, а позднее при получении любимых лакомств. В результате применения такой про¬цедуры постепенно возрастала толерантность в отношении кролика, которую впоследствии сменяла положительная реакция.

Следует подчеркнуть, что существенную роль в этом эксперименте играло подражание. Лица, представляющие для других людей эмоциональную ценность, вызывают тенденцию к подражанию (Bandura, Huston, 1961) и тем самым способствуют формированию новых эмоциональных отношений.

В экспериментах Петерса и Дженкинса процедура положительного подкрепления применялась в отношении больных, страдавших хронической шизофренией. Учитывая ограниченную возможность социального воздействия на таких больных, к ним была применена процедура, основанная на первичном подкреплении (Bandura, 1961, с. 149).

Больные, у которых посредством субкоматозных инъекций возбуждался острый голод, выполняли различные задания, получая в качестве вознаграждении пищу. Через некоторое время подкрепляющее значение для пациентов приобретало направленное на них поведение экспериментатора.

Таким образом, при посредство пищевого подкрепления положительную эмоциональную значимость приобретали определенные действия других людей.

Эти и многие другие (проведенные в основном на животных) эксперименты показывают, что вследствие образования условных реакций первоначально нейтральные раздражители могут стать «привлекающими» (положительными) и «отталкивающими» (отрицательными). Главным условием эмоционального научения является при этом связь во времени между нейтральным раздражителем и подкрепляющим агентом, который вызывает эмоцию.

Достаточное ли это условие? Некоторые авторы считают это сомнительным. Так, например, Валентайну не удалось получить описанного Уотсоном результата, когда в качестве нейтрального раздражителя он вместо крысы использовал бинокль.

В момент, когда раздавался сильный свисток, изучавшаяся им девочка не реагировала страхом, а лишь стала смотреть в направлении, откуда исходил звук. Но она не стала после этого бояться бинокля. Однако совсем иное поведение она обнаружила в отношении гусеницы. Увидев ее, девочка отвернулась и отказалась к ней притронуться.

Когда при взгляде на гусеницу раздался сильный свисток, ребенок испугался и громко заплакал (Valentine, 1956, с. 132—133).

Ссылаясь на другие аналогичные исследования, Валентайн высказывает мнение, что в результате образования условной связи эмоциогенным может стать только такой раздражитель, который с самого начала сам способен вызвать некоторую степень эмоционального возбуждения. Совершенно нейтральный раздражитель не может стать условным эмоциональным раздражителем.

С таким мнением полностью согласиться нельзя. Прежде всего не совсем ясен тот эмпирический аргумент, на который ссылается Валентайн.

Как следует из его описания, применявшийся подкрепляющий раздражитель (свисток) не вызывал выраженной реакции страха, то есть фактически не выполнял функции подкрепления. Поэтому не удивительно, что в этих условиях не удалось выработать страх в отношении бинокля.

С другой стороны, гусеница, по причинам, о которых будет идти речь дальше (см. § 3), сразу вызывала отрицательную (хотя и не очень сильную) эмоциональную реакцию.

Тем не менее данные, на которые ссылается Валентайн, заслуживают внимания, так как они указывают на два важных факта.

Первый — это факт облегчения эмоциональной реакции. Некоторые раздражители по тем или иным причинам быстрее других становятся эмоциогенными: гусеница вызвала страх легче, чем бинокль. И наоборот, некоторые раздражители с трудом становятся условными.

Так, в эксперименте Джонс кролик очень медленно приобретал особенности положительного эмоционального раздражителя; по-видимому, первоначальная эмоциональная реакция (страх) препятствовала выработке новой.

Это наводит на мысль, что раздражители, уже имеющие некоторую эмоциональную значимость, легче приобретают особенности эмоциогенного раздражителя, если подкрепляются родственной эмоцией.

Во-вторых, заслуживает внимания феномен суммации эмоций. В описанном случае гусеница и свисток при одновременном воздействии вызывали эмоциональную реакцию, которую каждый из этих раздражителей в отдельности вызвать не мог.

Условные эмоциональные реакции обладают рядом признаков, которые отличают их от других условных реакций.

Одно из различий касается влияния подкрепления. Как указывает Маурер, наказание по-разному действует на двигательные и эмоциональные реакции. Если наказываемое движение обнаруживает тенденцию к торможению, то наказание реакции страха только усиливает ее (Mowrer, 1960, с. 416—419). Таким образом, наказание может действовать как фактор, закрепляющий эмоциональные реакции.

Однако утверждение Маурера относится только к отрицательным реакциям. Положительные эмоциональные реакции подчиняются закономерностям, свойственным двигательным реакциям: они вырабатываются и закрепляются под влиянием вознаграждения и исчезают под влиянием наказания.

Второе различие касается способа возникновения эмоциональных реакций.

Если новые двигательные реакции (навыки) вырабатываются тогда, когда они служат определенным целям, то есть приводят к получению вознаграждения или избеганию наказания, новые эмоциональные реакции возникают в результате одного только совпадения во времени — когда нейтральный раздражитель предшествует эмоциональному или действует одновременно с ним (там же).

Еще одна особенность эмоциональных реакций заключается в их стойкости к угашению. Даже при небольшом числе сочетаний они могут оказаться весьма устойчивыми.

Эти данные были получены, в частности, в исследованиях, в которых одновременно регистрировались моторные и вегетативные реакции на условный раздражитель (вегетативные реакции можно рассматривать как индикатор эмоции).

Так, группа польских исследователей установила, что в процессе угашения моторной условной реакции на звук движение исчезает значительно раньше, чем реакция сердца (Jaworska, Kowalska, Soltysik, 1962). Гантт также указывает на то, что вегетативные реакции, связанные с эмоциональными процессами, быстрее вырабатываются и медленнее угасают (цит. по: Dykman, J 965).

Эмоциональные реакции с трудом поддаются также и дифференцировке (Jaworska, Kowalska, Soltysik, 1962).

Поэтому они редко бывают ответами на какой-то специфический раздражитель, предвещающий нечто полезное или вредное, напротив, их часто вызывает целый комплекс раздражителей, которые не приносят индивиду пользу и ничем ему не угрожают. Этим объясняется та своеобразная иррациональность эмоций, которую иногда можно наблюдать в повседневной жизни.

Читайте также:  Грубит подросток - психология

Иррациональность эмоций связана также с явлением генерализации. В результате генерализации индивид эмоционально реагирует на предметы и ситуации, которые никогда не приносили ему ничего плохого или хорошего, однако которые в чем-то сходны с тем, с чем уже были связаны какие-то его эмоциональные переживания в прошлом.

Превращение нейтральных раздражителей в эмоциогенные – Предыдущая|Следующая – Генерализация эмоций

Экспериментальная психология эмоций. Содержание

Источник: https://vprosvet.ru/biblioteka/obuslavlivanie-emocij-nauchenie/

Формы и виды подкреплений. Наказание

Важнейшее понятие бихевиоризма — подкрепление (обратная связь)

Подкрепление — стимулы, которые усиливают или уменьшают вероятность того, что поведение будет продолжаться.

Виды подкреплений по знаку:

1) Положительное подкрепление. Оно прибавляет что-то к ситуации, и поведение продолжается. Например, похвала ребёнку, помывшему чашку, нередко у него вызывает желание перемыть всю посуду. Кивок головы педагога во время ответа ученика, улыбка — это тоже положительные подкрепления. Когда педагог активно слушает — ученику легче отвечать.

2) Отрицательное подкрепление. Оно «заставляет» поведение измениться. Если педагог во время ответа ученика вдруг нахмурит брови — это знак, что «что-то не так». Это — отрицательное подкрепление, которое даст ученику понять, что ответ, быть может, не совсем верен.

3) «Нулевое» подкреплениеотсутствие подкрепления вообще. Поведение начинает «угасать», прекращается. Сложно отвечать педагогу, который никак не реагирует на ответ ученика. Однако «нулевое» подкрепление в педагогике продуктивно в ряде случаев:

— при работе с капризными детьми (отсутствие реакции, как правило, сводит каприз на нет)

— при работе с «зависимыми» учениками, когда необходимо заставить их опираться на самих себя, а не на реакцию педагога.

4) «Парадоксальное» подкреплениесовершение неожиданных действий. Например, капризного плачущего ребёнка не могут успокоить ни лаской, ни упрёками. Тогда кто-то внезапно говорит: «Ты почему такой тихий? Совсем не слышно! А можно плакать громче?». И ребёнок от неожиданности успокаивается.

Виды подкреплений по степени связи с материальными потребностями:

1) Первичное. Стимулы связаны с биологическими потребностями человека.

Например, телесные воздействия на учеников старой школы (розга, линейка, указка) были основаны на биологической потребности человека быть в комфорте и избегать боли.

В настоящее время физическое насилие над учениками запрещено по закону, поэтому первичные подкрепления допустимы только положительные — поглаживание, конфетка и др.

2) Условное. Нейтральные стимулы соединяются с первичными и начинают влиять на поведение. Школьная отметка поначалу нейтральна для ребёнка.

Мы наблюдали, как девочка одинаково радовалась двойке и четвёрке, так как для неё сам факт оценки уже был важным событием.

Однако впоследствии, если родители наказывают и награждают ребёнка за оценки, отношение к ним становится дифференцированным. Впоследствии оценка сама по себе уже будет стимулом для ученика.

3) Обобщающее. Стимулы «оторваны» от биологической почвы. Например, почётная грамота, доска почёта, благодарность на собрании. Это чисто человеческий вид подкрепления, тогда как первичное и условное используют и при работе с животными.

Отрицательные подкрепления не путать с наказанием!

Наказание даётся после завершения деятельности, когда уже ничего изменить нельзя. Подкрепление даётся в момент совершения действия с целью его изменения.

Правила наказания:

1) Наказание должно быть предсказуемо и осознанно

2) Наказание должно быть регламентировано

3) Важно наказывать с целью, имея чёткий ответ на вопрос: «Что я хочу получить в итоге? Получу ли я то, что хочу, с помощью данного наказания?»

«Технология поведения» и поведенческий тренинг

В настоящее время доступны тренинги самых разных направлений и уровней. Тренинги продаж, управленческие тренинги для руководителей, тренинги управления временем и др. В музыкантской практике мини-тренингом становится любая репетиция в зале.

Технология поведения — способ управления поведением и временем для наиболее гладкого и безболезненного достижения целей. Существуют разные модели технологий поведения. Одна из них — представленная ниже модель, состоящая из 5 этапов (шагов).

1) Формулируем цель и её место в жизненной иерархии. Например, цель — сдать сессию. Место в жизненной иерархии каждый уже определяет сам. Для кого-то важно сдать сессию на «отлично», для кого-то важно просто сдать, так как есть дела и поважнее…

2) Разбиваем цель на составные задачи. Сессия состоит из а) специальности, б) истории музыки, в) гармонии и т.п.

3) Определяем временное и фактическое расстояние от цели. Временное — сколько времени до сдачи того или иного экзамена, фактическое — насколько предмет готов к сдаче.

4) Составляем общий план с учётом иерархии задач по степени важности и срочности. В этот план включаем не только «сессию», но и другие жизненные задачи. Важно чётко поместить все дела в одну из 4-х клеток:

Дела важные и срочные    Дела важные и несрочные
Дела неважные и срочные    Дела неважные и несрочные

Полезно вообще проанализировать свою жизнь с данных позиций, так как нередко наши проблемы со временем коренятся в искажении приоритетов.

Дела важные и срочные — они сами стимулируют нас на работу. Если завтра ответственный экзамен — очень легко отказаться от соблазнов окружающего мира и сконцентрироваться на работе.

Дела важные и несрочные — самая проблемная зона. «Хорошо бы выучить английский язык на свободном разговорном уровне» — в течение 20 последних лет думает человек. Для него важно выучить язык, но так как это не срочно (никто не заставляет его извне), желание остаётся лишь желанием.

Дела неважные и срочные — так называемая «текучка». Срочный звонок по телефону в течение получаса, неожиданный визит подруги или приятеля и т.п. По возможности эти дела надо сокращать

Дела неважные и несрочные. Их советуют вовсе исключать. К примеру, это многочасовое бесцельное блуждание в Интернете.

5) Реализация плана и контроль. К плану нужно подходить творчески, так как не каждому человеку показана жёсткая схема работы.

«Гуманистические» направления в психологии — основные идеи

Гуманистическая психология решает наиболее значимые, экзистенциальные проблемы человека. Поэтому иногда её называют экзистенциальной психологией (от латинского слова existentia — существование). Но если философия экзистенциализма решает эти проблемы на глобальном уровне, то психология — на уровне конкретной личности.

Задачи гуманистической психологии: практическое решение следующих индивидуальных проблем человека:

1) Проблемы свободы, ответственности и выбора.

Психологи-гуманисты подходят к проблеме свободы весьма своеобразно. Человек для них — абсолютно свободное существо. Потому что свобода — сознательный и ответственный выбор данной личности в данных условиях. Человек свободен в своём выборе и в своих действиях, однако он несёт полную ответственность за последствия.

Свобода переживается как внутреннее чувство, то есть только сам человек может ощутить и определить степень своей свободы. Свобода предполагает идеальную внутреннюю дисциплину.

Несвободный человек требует дисциплины внешней (здесь уместно вспомнить поведение многих местных водителей, выполняющих правила дорожного движения только при наличии милиции или радаров).

2) Проблемы времени, жизни и смерти

3) Проблемы контактов и одиночества

4) Проблемы смысла существования

Данная проблема также решается не абстрактно, а для данного конкретного человека, особенно если по той или иной причине смысл жизни оказывается потерян.

5) Проблемы индивидуальных целей, резервов и возможностей

Методология гуманистической психологии.

1) Человек от природы наделён потенциями к непрерывному развитию.

2) Развитие человека идёт всю жизнь.

3) Каждый человек уникален и неповторим

4) Интересы личности важнее интересов масс. По мнению психологов гуманистов «интересы масс» во многом ложное словосочетание. Как правило, «интересами масс» прикрываются конкретные люди, к «массам» не имеющие никакого отношения.

5) Человек — активное, свободное и творческое существо.

6) Человек целостен, он — не сумма функций. Гуманисты против «функционального» отношения к человеку, например против оценки человека исходя из его должности или социального положения.

7) Избегание понятий «норма» и «патология». Личностная проблема — индивидуальная задача, которую жизнь поставила перед человеком.

Источник: https://megaobuchalka.ru/4/39063.html

Ссылка на основную публикацию