Уровень культуры — психология

Психологическая культура личности человека

Уровень культуры - психология

Зачем нужна психологическая культура личности человека?
Она необходима для гармоничного развития человека, правильного понимания себя, других людей и окружающей действительности, что способствует сохранению психического здоровья, добрых отношений и взаимопонимания.

Приветствую Вас, уважаемые посетители кабинета Олега Матвеева, где Вы можете бесплатно задать вопрос психоаналитику.
Желаю всем психического здоровья!

Сегодня, в рубрике общение и коммуникации, мы поговорим о психологической культуре личности и ее влиянии на жизнь человека.

Психологическая культура личности

Познание самого себя, других людей и мира в целом, во всем многообразии и неповторимости — это основа психологической культуры личности.

Психологическая культура помогает:

  • большему осознанию своих возможностей; интеллекта, работоспособности, общительности, склонностей, социальной направленности личности, характера и темперамента и др.;
  • лучше понять и осознать свои истинные желания и потребности, а также способности и возможности для реализации жизненных планов;
  • правильно организовать свою учебу и работу, досуг и быт;
  • оптимально регулировать личные и деловые взаимоотношения с другими людьми (детско-родительские, отношения со сверстниками и партнерами, с друзьями и любимыми)

Психологическая культура человека…

Она является природным дополнением к физической культуре. И, как последняя помогает развить и сохранить физическое здоровье, психологическая культура человека — сохраняет психическое.
А так как психическое и физическое в человеке нераздельны — вывод очевиден.

Естественно, всем необязательно быть профессиональными психологами, чтобы следить за своим психологическим состоянием; чтобы понимать себя и других людей; чтобы планомерно развиваться и строить благополучную и счастливую жизнь; чтобы быть счастливым самому и приносить счастье другим, и, чтобы преобразовывать окружающий мир под себя. Для этого достаточно стать психологически культурным человеком.

Формирование психологической культуры людей

Формирование психологической культуры должно начинаться с детства. Лучшим вариантом стало бы ее включение в воспитательный процесс в семье и школе.
А то получается, что наша система образования заботится о физической культуре человека, а про психологическую -вовсе не думает.

Однако, в современном мире не стоит надеяться на кого-то, а лучше брать ответственность за свое развитие и за своих детей на себя. И самостоятельно поднимать свой культурно-психологический уровень, что, как следствие, дает человеку больше возможностей жизненного выбора, и главное, личную свободу и счастье.

Психологически культурный человек становится сценаристом и режиссером своей судьбы, а не ждет чего-то волшебного.

Желаю всем психологического благополучия!
Индивидуальная психологическая помощь по Скайп и ICQ

Бесплатная консультация психолога (предварительно)

Психологическая консультация по E-mail

Новости и статьи Олега Матвеева

В разделе психодиагностика Вы найдете тесты детям и взрослым

Весь психологический материал в СОДЕРЖАНИИ КАБИНЕТА

Источник: http://xn—-7sbabkauaucayksiop0b0af4c.xn--p1ai/obshhenie-i-kommunikacii/psikhologicheskaya-kultura/

Историческая психология, Этнопсихология, Психология культуры — Основы психологии Библиотека русских учебников

Историческая психология, Этнопсихология, Психология культуры - Основы психологии Библиотека русских учебников

ГлавнаяПсихологияОсновы психологииПредыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Предметом исторической психологии являются психологические особенности становления познания, мировосприятия, личности, усвоения людьми обычаев и ритуалов в разные эпохи (В.

Вундт) специфика этнических стереотип пол в условиях монокультуры отдельных регионов; закономерности социогенеза высших психических функций в их общем историческом развитии; специфика построения сознания в различных общественно-экономических ф ормациях.

Вопрос исторического развития психики преимущественно рассматриваются в связи с решением общих исследовательских задач. Заметными в этом направлении стали отдельные положения. О. Р. Лурии (1974),.

Л. С. Выготского (1968),. С. Л. Рубинштейна (1957),. А. В. Брушлипського (1968),. Л. Тульвисте (1988). Однако историческая психология как самостоятельная наука делает только первые шагиперші кроки.

Одним из актуальных задач современности является исследование процесса межнационального общения и отношений, складывающихся в процессе такого общения. Этносоциологические материалы показывают, что этническое довки илля значительной мере определяет характер повседневных психологических представлений, которые являются важными механизмами регуляции поведения личностиі.

Этнопсихология

Этнопсихология представляет собой междисциплинарную область знания, изучающая этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания, этнических х стереотипов, механизмы групповой психологии внутри этнических сообществ, а также в отношениях между ними (народности, нации.

Задача создания специальной дисциплины -«психологии народов»- было провозглашено уже в I860 p. М. Лацарусом и X.

Штейп-талью, которые определяли»дух»как особое, замкнутое образование, находит ь свое выражение в психологической сходства индивидов, принадлежащих к отдельной нации, а вместе сознание, содержание которой может быть раскрыт путем сравнительного изучения языка, мифологии, морали и культурури.

В начале XX века эти идеи получили развитие и частичную реализацию в»психологии народов»В. Вундта

В современной этнопсихологии можно выделить несколько самостоятельных направлений:

1) сравнительные исследования этнических особенностей психофизиологии, когнитивных процессов, свитосприймальних установок, ментальности;

2) культурологические исследования, направленные на выявление особенностей символического мира и ценностных ориентаций народной культуры, неразрывно связанных с соответствующими разделами этнографии, фольклорист политики и т п.;

3) изучение этнического сознания и самосознания, межгрупповых отношений;

4) исследования этнических особенностей социализации детей

В современных условиях особое внимание в этнопсихологии уделяется изучению психологических причин этнических конфликтов, поиска эффективных путей для их решения, а также выявление источников роста национально й самосознания, развития ее в разном социальном и национальном сред.

Психология культуры

. Психология культуры — отрасль науки, которая изучает механизмы процессов психического отражения и создания человеком культурных ценностей, особенностей проявления и формирования личностных качеств человека в процессе инкультурации и имеет целью рассмотреть культуру с позиции субъекта культуротворческой деятельности, его потребностей, ценностей, родовых видминносте.

Предмет исследований данной науки включает: психологию культуры в структуре гуманитарных наук, различные аспекты возникновения, становления и функционирования культуры; взаимосвязь процессов психического отражается ения и создание культурных ценностей,»онтопсихологични аспекты культуры; творчество и самотворчество субъектов как источник культуры; человека как субъект и объект инкультурации (формирование психических и личностных качеств в процессе освоения индивидом культурного наследия и зависимость всей деятельности от ее психических регуляторов — потребностей, ценностей, целей, средств реализации) проблему»диалога кул ьтур», причины неадекватного отражения форм и содержания культуры: методы выявления и коррекции психическое здоровье и целостность личности в зависимости от сбалансированности влияния культурной среды; психологическое обоснование необходимости совершенствования содержания и форм массовой коммуникации, психологические условия преодоления дезинтеграции ценностных систем личности в период кризиса типа культурьтури.

Читайте также:  Неврастеник - психология

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Источник: https://uchebnikionline.com/psihologia/osnovi_psihologiyi_-_kirichuk_ov/istorichna_psihologiya.htm

Понятие о психологической культуре личности. Уровни психологической культуры

Понятие о психологической культуре личности. Уровни психологической культуры⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 8Следующая ⇒

Термин «психологическая культура» включает в себя: комплекс активно реализующихся культурно-психологических стремлений и соответствующих умений. Речь идет о навыках конструктивного межличностного взаимодействия, делового общения, навыках психологической саморегуляции, умении познавать и реалистически оценивать свою личность.

Психологическая культура включает в себя как образованность (обученность и воспитанность), так и основные параметры развития личности.

Индивидуальная психологическая культура не может рассматриваться вне контекста общечеловеческой культуры, в которой человек вырос и содержит в себе черты национальной и социальной культуры.

Понятие психологической культуры может быть раскрыто в двух аспектах:

Гносеологическийподходвключает в себя: нормы, знания, ценности, символы. Знания представляют собой понятия теории, могут быть как практические, так и теоретические.

Процессуально-деятельностный подход – систематическое самовоспитание, навыки общения, творческий подход.

Впервые изучением психологической культуры в Беларуси стал заниматься Я.Л. Коломинский и его школа. «Психологическая культура — это единство теоретического знания, психологической деятельности и рефлексии».

«Психологическая деятельность – это деятельность во внутриличностном и межличностном пространстве. Это деятельность человека, направленная им на самого себя».

Я.Л. Коломинский выделяет 2 основных уровня психологической культуры:

Концептуальный уровень — человек получает при изучении психологии. Основные понятия (мышление – обобщение, анализ, синтез).

Доконцептуальный уровень – это психологическая культура, которую народ создает до психологов, без психологов и помимо психологов (житейская психологическая культура).

Принципы психологической культуры (Коломинский):

Принцип психологической предобразованности обусловливает определенное восприятие психологической информации. Данный феномен, с одной стороны, усложняет процесс обучения (создает иллюзию знания, чувство знакомости), а с другой – при определенных условиях облегчает и делает возможным не просто усвоение, а присвоение психологической культуры.

Принцип личностной вовлеченности. До тех пор пока человек не поймет, зачем ему это надо, он не начнет изучать психологию.

Интроспективное проецирование. Это процесс соотнесения человеком своего индивидуального с эталонно-нормативным.

Психотерапевтическое ожидание. Надежда получить ответы на вопросы, которые находятся в компетенции психолога.

Проблемы концептуального уровня психологической культуры: процедура работы человека с собственным психологическим опытом в большинстве своём переносится на самостоятельную работу.

Цели психологической деятельности: — внутренний психологический комфорт; — психологическое здоровье, оптимальное взаимодействие с окружающими людьми.

Предмет психологической деятельности – это внутренний мир человека.

79. Содержание психологического образования на разных возрастных этапах.

Дошкольный возраст.

Поскольку дошкольный возраст является периодом овладения социальным пространством человеческих отношений, психологическое образование осуществляется через общение с близкими людьми, воспитателями, через игровые и реальные отношения со сверстниками.<\p>

Ведущий вид деятельности в этом возрасте – ролевая игра. Через игру ребенок формирует основы произвольности, осваивает новые роли.

Младший школьный возраст.Психологическое образование можно рассматривать в качестве профилактики, предупреждения асоциального поведения школьников.

Целью психологического образования в школе можно считать овладение школьниками основами психологической культуры.

У младшего школьника формируется характерные свойства, новый уровень потребностей, позволяющих ему действовать, руководствуясь своими собственными целями.

Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важных задач развития ребенка на данном возрастном этапе.

Подростковый возраст.В подростковом возрасте происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов и формирование личности.

В результате этого изменяются интересы ребёнка, становясь более дифференцированными и стойкими.

Ведущей деятельностью подросткового возраста является общение (интимно-личностное общение).

Теряют актуальность отношения с родителями, учителями, первостепенную значимость приобретают отношения со сверстниками, ярко проявляется потребность в принадлежности какой-нибудь группе, обнаруживается тенденция к поиску близких дружеских связей, основанных на глубокой эмоциональной привязанности и общности интересов.

Таким образом, постепенно у подростка формируется Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека.

У подростка чрезвы­чайно высок интерес к самому себе, именно в этом возрасте про­исходит открытие своего внутреннего мира. Этот процесс вызывает много противоречий и вопросов в душе подростка. Внутреннее «Я» начинает не совпадать с «внешним» поведением.

Растет потребность в общении и одновремен­но повышается его избирательность, потребность в уединении.

Психологическое образование в подростковом возрасте должно предоставлять подростку возможность осознания значимости приобретения социально-психологических навыков, расширение ролевого репертуара, которое обеспечивает улучшение коммуникаций, общения.

Юношеский возраст.Юношеский возраст затрагивает проблему самосознания, формирования жизненных планов, профориентацию.

В современном понимании под профессиональной консультационной помощью понимается постепенное формирование внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации профессиональных планов и перспектив.

Преподаватели психологии должны способствовать выбору профессии. Нацелено на формирование ответственного отношения к труду.

80. Психологические особенности учебной деятельности студентов.

Учебная деятельность включает в себя не только познавательную деятельность, которую студенты выполняют во время лекций, семинаров, практических занятий, но и ту самостоятельную работу, которую они осуществляют в часы, когда нет аудиторных занятий.

Чтобы усвоить учебный материал, услышанный в ходе лекции или семинарского занятия, надо проделать определенную умственную работу: понять, обобщить услышанную информацию, записать ее в тетрадь своими словами, сделать схемы, переписать формулы, расчеты, таблицы и т.п.

В психолого-педагогическом плане учебная деятельность представляет собой упорядоченную динамическую систему приемов чтения, прослушивания, наблюдения, осмысления, обобщения, систематизации, конспектирования, запоминания и воспроизведения учебного материала.

Содержание учебной деятельности студентов вуза носит двусторонний характер:

— с одной стороны — это способ деятельности студентов во всех организационных формах учебных занятий и во внеаудиторное время, когда они самостоятельно изучают материал, определенный содержанием учебной программы;

— с другой стороны — это вся совокупность учебных заданий, которые должен выполнить студент во время обучения: написать реферат, контрольную или курсовую работу и т.п.

Читайте также:  Философия аристотеля - психология

Основными видами учебной деятельности студентов являются:

Предварительная подготовка к занятиям, в том числе и к тем, на которых будет изучаться новый, незнакомый для обучаемых учебный материал. Такая подготовка предполагает изучение учебной программы, установление связи с ранее полученными знаниями.

Прослушивание лекций, осмысление учебной информации, сообщаемой преподавателем, ее обобщение и краткая запись. Своевременная доработка конспектов лекций.

Подбор, изучение, анализ и конспектирование рекомендованной литературы по учебным дисциплинам.

Подготовка к семинарским, практическим занятиям, экзаменам и зачетам.

Написание рефератов, контрольных, курсовых, дипломных работ и их защита.

Подготовка и сдача зачетов и экзаменов.

Просмотр и прослушивание телевизионных и радио передач, видео- и кинофильмов в интересах освоения будущей профессии и т.п.

Характер учебной деятельности студентов:

Репродуктивная учебная деятельность – этосамостоятельное прочтение, просмотр, конспектирование учебной литературы, прослушивание лекций, магнитофонных записей, заучивание, пересказ, запоминание, повторение учебного материала и др.Репродуктивная учебная деятельность способствует увеличению багажа профессиональных знаний, навыков и умений, расширяет эрудицию.

Познавательно- поисковая учебная деятельность – это может быть подготовка сообщений, докладов, выступлений на семинарских и практических занятиях, подбор литературы по учебной проблеме, написание контрольной, курсовой работы и др.Познавательно-поисковая учебная деятельность развивает интеллектуальные, профессиональные, творческие способности.

<\p>

Творческая учебная деятельность – это написание рефератов, научных статей, участие в научно-исследовательской работе, подготовке дипломной работы, выполнение специальных творческих заданий и др. Творческая учебная деятельность развивает интеллектуальные, профессиональные, творческие способности.

<\p>⇐ Предыдущая12345678Следующая ⇒

Источник: https://lektsia.com/5x32b9.html

Психологическая культура личности, ее формирование в вузе

Психологическая культура личности, ее формирование в вузе

Апанасенко О. Н., Малюкова Е. В. Психологическая культура личности, ее формирование в вузе [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 154-155. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2708/ (дата обращения: 17.05.2018).

Социально-экономическая реформа и происходящие изменения в современном российском образовании ставят во главу угла проблему общекультурного развития студентов. К высшему образованию предъявляются новые требования, связанные с необходимостью высококвалифицированной подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности в быстро меняющемся мире.

В образовательной практике отмечены тенденции, свидетельствующие о важности и необходимости формирования психологической культуры в процессе обучения в вузе, отличительной чертой которого является внимание к индивидуальности человека, самостоятельности, ответственности, мотивации.

Психологическая культура обеспечивает социальную ценность будущего специалиста, его адаптивность и жизнестойкость в современном мире на рынке труда.

Перед вузами стоит важная задача подготовки специалистов, способных строить свою профессиональную деятельность в форме продуктивного сотрудничества, с учетом интересов других людей, так как этому вопросу в настоящее время уделяется недостаточно внимания, даже при наличии в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования дисциплины «Психология и педагогика».

Анализ педагогической, психологической литературы и нормативных документов по проблемам высшей школы показывает, что данная дисциплина в разном объеме изучается в наших вузах, и при этом большинство студентов не обладают навыками практического применения психологических знаний и умений.

Сложившийся уровень психологического образования находится ниже необходимого и не решает проблемы формирования психологической культуры.

При решении задачи совершенствования психологического образования многие вузы, особенно негуманитарные, сталкиваются с большими трудностями, связанными с неразработанностью требований к необходимому отбору материала теоретического содержания, с отсутствием методической и специальной литературы для технических специальностей вузов, с отсутствием образовательных программ, направленных на формирование психологической культуры студентов — будущих инженеров. Мы считаем, что на сегодняшний день данная проблема особенно актуальна.

В чем же заключается психологическая культура? Чем она отличается от культуры вообще и каким образом влияет на личностный рост человека?

Известно, что существует множество определений понятия «культура», десятки подходов к ее изучению, теоретических концепций, моделей и видов. Возникла вполне самостоятельная система знаний, оформившаяся как наука культурология.

Это весьма красноречиво подчеркивает смысловое многообразие всем знакомого понятия, отличающегося кажущейся простотой. Л. С.

Колмогорова, анализируя различные подходы к пониманию психологической культуры, пишет: «Остается проблемой определение понятия «психологическая культура» личности, выделение ее параметров, уровней.

Отметим, что термин «психологическая культура» не попал ни в один из отечественных психологических словарей. В справочной литературе представлены определения отдельных ее составляющих (коммуникативной культуры, культуры поведения, культуры мышления)» (Колмогорова Л. С., 1999, с. 85).

Культура вообще и психологическая культура в частности, как любая сложноорганизованная система, обладает способностью к самоорганизации в обществе. Изменения, происходящие в экономике, политике государства, незамедлительно отражаются на уровне преходящих ценностей, возрождают забытые смыслы, нормы.

Социум как единый организм, прежде чем сможет экстериоризовать новые «идеальные формы», должен «присвоить» их, интериоризовать, наделить эти эталоны характеристиками, сделать их знаковыми.

В силу неоднородности социальных слоев непрерывный процесс культуротворчества и культуроосвоения подобен кругам, расходящимся по воде, амплитуда и частота которых снижается по мере удаления от места возникновения колебаний.

Психологическая культура – это составная часть базовой культуры личности как системной характеристики человека, позволяющая ему эффективно самоопределиться в социуме и самореализоваться в жизни, способствующая саморазвитию и успешной социальной адаптации, удовлетворенностью собственной жизнью (Л.Д. Демина, Н.А. Лужбина).

Психологическая культура человека – это комплекс специальных потребностей в познании себя (как личности будущего специалиста) и окружающих, которая возможна при условии эффективной образовательной деятельности посредством педагогического общения, с учетом индивидуальных и профессиональных способностей.

В технических, сельскохозяйственных и других негуманитарных вузах, чаще всего, преобладают дисциплины, связанные с техническими и естественными науками, которые способствуют формированию «технократического» мировоззрения, приучают студентов мыслить формально-логически.

Напротив, изучение гуманитарных наук, психолого-педагогических дисциплин опирается не только на логическое мышление, но и на образное, способствует стремлению к самостоятельным размышлениям, развитию умений понимать и учитывать разные точки зрения, позиции других людей.

Становление оптимального уровня психологической культуры будущих специалистов может быть обеспечено на основе специально спроектированных образовательных программ, которые ориентированы на удовлетворение возрастных, личностных, профессиональных потребностей будущих специалистов; формирование умений применять психологические знания в повседневной жизни; развитие и совершенствование личностных качеств, которые необходимы для делового успеха.

Читайте также:  Аутогенная тренировка высшей ступени - психология

Психологическая грамотность необходима каждому человеку, а профессионалу особенно, чтобы проанализировать возможные психологические причины неуспеха в своей профессиональной деятельности, и как члену социальной группы, если возникает межличностное непонимание, конфликт.

Решение целого ряда задач по формированию психолого-педагогических знаний, умений, необходимых профессионалу своего дела, связано, на наш взгляд, с прикладными науками «Психология и педагогика», «Культура делового общения» и др. Их знания – не балласт для памяти, который можно выбросить после сдачи зачета или экзамена.

Они должны войти в систему мировосприятия, практического мышления образованного человека, его внутренних установок и привычек, использоваться как инструмент при решении жизненных проблем и профессиональной деятельности.

В результате освоения курса студент должен иметь представления:

  • о роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей;
  • о факторах формирования личности, об основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о природе возникновения социальных общностей и социальных групп;
  • о формах, средствах и методах педагогической деятельности, а также владеть элементарными приемами психической саморегуляции.

Содержание образовательной программы по психологическим дисциплинам определяется содержанием образования (ценности развития и целевые ориентиры ведущего типа образовательного процесса), содержанием педагогической деятельности (условия и способы обеспечения ценностей и целей) и содержанием деятельности образующихся (индивидуальные смыслы образования). Педагог, учитывая наличный уровень развития психологической культуры и задачи психологического образования, должен выстраивает систему отношений со студентом таким образом, чтобы содействовать становлению его психологической компетентности в различных жизненных ситуациях. Под психологической компетентностью мы понимаем применение знаний о закономерностях развития личности и коммуникаций, а также практические навыки по пониманию и целенаправленному воздействию на психические проявления человека.

В рамках изучения указанных дисциплин мы предлагаем студентам экономических, юридических специальностей работу по составлению психологического портрета.

На лекционных занятиях они изучают основные теоретические аспекты: психология как наука; психика и ее структурные элементы; факторы, определяющие развитие личности; психические процессы; социальные процессы и т.д.

В ходе практических занятий студенты знакомятся с психодиагностическими методиками: исследование асимметрии правого и левого полушарий, локус контроля, самооценки, волевых качеств, темперамента и т.д. По результатам тестирования и собственных наблюдений обучающиеся составляют психологический портрет.

В процессе составления психологического портрета студенты анализируют результаты тестирования и формируют свое отношение к этому, сравнивают «образ себя», ранее сформированный, с полученными результатами. Этот процесс носит сугубо индивидуальный характер, т.е. осознается и принимается человеком в зависимости от его установок, потребностей, мироощущения и т.д.

Главное состоит в том, что студенты в рамках данной работы учатся оценивать, понимать и принимать себя, развивают способность к познанию себя; к пониманию внутренних психологических состояний, как себя, так и другого; готовность к самообразованию; базовые коммуникативные умения; свободное самовыражение; ответственности за свое поведение; творческий подход к делам и решению проблем. Это в свою очередь, безусловно, влияет на качество воспитанности, образованности будущего специалиста и формирование его психологической культуры.

Литература:

  1. Колмогорова Л.С. Становление психологической культуры школьника // Вопросы психологии. – 1999. — № 1.

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2708/

Психология культуры

Психология культуры

Человек живет в социуме, где каждому свойственно то или иное поведение. Психология культуры личности помогает нам понять собственное поведение, причины и следствие того, что происходит в нашей жизни.

Психологическая культура личности – это совокупность всех факторов поведения и управления поведением. Основами культуры личности являются самооценка, коммуникабельность, конструктивность общения, умение творить и образовываться.

Проявления культурно-психологических факторов

Как и любую область науки, психологию культуры можно разделить на несколько аспектов:

  • Самосознание – это тот фактор, который помогает нам анализировать самих себя, формировать самооценку.
  • Конструктивность – аспект, помогающий строить межличностные отношения с окружающими, находить решения поставленных задач.
  • Саморегуляция – фактор, который обеспечивает контроль над эмоциями, воспитывает волю в человеке.
  • Творческое начало – стремление к освоению нового, поиск нестандартных решений.
  • Самоорганизованность – планирование, умение правильно организовать и распределить время, выполнение обещаний.
  • Саморазвитие – фактор, наличие которого позволяет самосовершенствоваться, развивать в себе новые качества, прилагать усилия для преодоления трудностей.

Культура общества и культура личности

Культура социума тесно связана с культурой каждого из нас. Психология культуры общества очень многослойна. Ее, как и культуру личности, можно разделить на аспекты:

  • Психологические знания и практики, которые основываются на религиозных, политических, экономических взглядах каждого из нас.
  • Психологическая профессиональная деятельность, а также практическое знание, которое имеет научное обоснование и небольшую долю искусства.
  • Психологическое образование и наука.

Между образованием и культурой существует некая взаимосвязь, которая подчеркивается как научными, так и творческими деятелями. Психология культуры так или иначе спроецирована во всех типах процессов образования и является важнейшей составляющей всего общества в целом.

Психология рассматривает культуру как сферу, состоящую из нескольких компонентов. К их числу относятся:

  • увлеченность, гуманизм, бескорыстность, преданность науке и делу;
  • внимание ко всем фактам, тщательность;
  • понимание того, что выводы и научные доказательства относительны;
  • способность к самоиронии и иронии;
  • различные культурные интересы, наличие эстетического вкуса;
  • наполненная эмоциональная жизнь, речевая выразительность;
  • альтруизм, оптимизм.

Как ни странно, если в обществе, согласно психологии, все аспекты культуры складываются воедино, то вне его, наоборот, стихийно. В данном случае культуру отличают нерасчлененность, аморфность, неосознанность.

Сегодня перед родителями, воспитателями, учителями и психологами стоит только одна задача: помочь подрастающему поколению в формировании психологической культуры и развитии индивидуальных способностей. В противном случае возможны различные нежелательные проявления, в числе которых и спонтанная агрессия, и выраженное недовольство окружающими и всем миром.

Источник: http://VitaPortal.ru/psihologiya/psihologiya-kultury.html

Ссылка на основную публикацию