Ораторское мастерство — психология

Ораторское искусство (мастерство речи): что это, виды, как научиться

Ораторское мастерство - психология

Придавая большое значение содержанию, мы часто забываем о форме. От умения преподнести во многом зависит успех дела.

Грамотная, хорошо поставленная речь и умение убеждать являются действенным способом привлечь внимание аудитории и всерьез заинтересовать ее.

Что такое ораторское искусство и в чем кроется сила его влияния на публику, можно ли научиться основам риторики. Это важные моменты для каждого.

История понятия

Об ораторском искусстве давно ведутся разговоры.

Не следует путать способности говорить с умением: первое является врожденным умением говорить красиво и своей речью притягивать слушателей, второе же подразумевает обучение основам ораторского искусства.

Риторика занимается теорией владения красноречием и преподает азы правильной и убедительной проповеди-монолога. Главным инструментом хорошего оратора является поставленный голос и твердое слово.

Искусство ораторства возникло в Древней Греции и имело целью обучение высокой стилистике речи и искусству слова для выступлений перед широкой аудиторией. Риторика учила тому, как обыкновенную речь сделать ораторской и приобрести навыки управления своими эмоциями в момент говорения.

Основные свойства

Монолог оратора призван убедить аудиторию и настроить ее на нужный лад. Ораторские способности включают умение подобрать нужный стиль, языковые и мимические средства общения со слушателем, выстроить композицию своего монолога. Какую специфику имеет ораторский стиль в сравнении с другими стилями:

  • публичный характер, обращение к многочисленной аудитории слушателей;
  • наличие четкой структуры и формообразующих частей, последовательно связанных между собой;
  • агитационный характер;
  • наличие цели, которую необходимо донести до публики, убедить в своей правоте и побудить на дальнейшие действия;
  • внутренняя энергетика слова, авторитет, увлеченность оратора преподносимой темой.

Говорящий стремится передать публике свой психологический настрой и задать нужный посыл, и для этого он сам должен быть уверен в своих словах. Сумев напрячь волю, он сможет повлиять и на слушателей.

Связь с психикой

Внутренний настрой говорящего напрямую влияет на постановку его голоса и интонацию. Нечеткая мысль, в сути и правильности которой он сам не уверен, не будет звучать уверенно и не сможет убедить слушателей. Техника в таком случае нарушается:

  • дыхание становится прерывистым;
  • интонация звучит без выражения и ложно;
  • артикуляция отрывистая.

Только живость мысли, увлеченность и осведомленность, уверенность в своей точке зрения приведут речевой аппарат в порядок. Согласно теории психологии ораторского искусства, главная задача лектора — иметь, что сказать и уметь это выразить. Говорение отражает интеллектуальное развитие человека, его грамотность и социальные навыки.

Порой начитанный и эрудированный человек начинает путаться перед аудиторией в своих мыслях и не может четко преподнести свою идею. Это связано со страхом перед публичными выступлениями. Научиться искусству грамотной ораторской речи и усовершенствовать свои способности при наличии необходимой базы интеллекта реально, этим и занимается риторика.

Дополнительно проводятся занятия с психологом для преодоления неуверенности в себе.

Обычно хорошие ораторы являются экстравертам, импровизаторами и умеют найти контакт с аудиторией. Умение говорить играет огромную роль в таких профессиональных сферах, как политика, преподавание, публичная деятельность, журналистика.

Основные типы

В зависимости от аудитории и преследуемой цели различаются несколько видов ораторской речи. Современная классификация насчитывает 6 разновидностей.

  1. Общественно-политическое. Выступления на социальные и политические темы, агитации и митинги.
  2. Академическое. Искусство оратора подразумевает использование строгого стиля, научных фактов и специальной терминологии.
  3. Судебное. Характеризуется аргументированностью, объективностью, точностью.
  4. Социально-бытовое. Юбилейные поздравления, тосты, поминальные слова тоже требуют соблюдения определенной стилистики.
  5. Богословское. Это церковные проповеди и молитвы. Их специфика отличается отсутствием аргументов и логики. Тяготеет к возвышенному и пафосному стилю.
  6. К отдельным видам ораторской речи, предполагающих наличие собеседника, относят полемику, дискуссию, диалог. Особенности построения ораторского искусства здесь связаны с необходимостью воздействовать на собеседника.

Методика построения

Можно ли научиться публичному ораторству и искусству риторики самостоятельно или же это талант: задатки и начальные ораторские способности у желающего овладеть искусством ораторской речи должны присутствовать.

Но не меньшее значение имеют упорные тренировки. Следует постоянно расширять кругозор и повышать интеллект. Ниже представлена примерная методика построения речи для тех, кто хочет овладеть ораторским искусством.

  1. Выступление должно иметь четкую структуру и быть понятным для аудитории.
  2. Сообщаемая информация должна быть полезной слушателю и обладать точностью.
  3. Краткость и содержательность речи позволит сэкономить время и сконцентрировать внимание слушателей на самом важном.
  4. Факты и цифры не должны делать выступление сухим и лишенным эмоций, иначе аудитория не будет заинтересована в процессе. Здесь велика роль интонации.
  5. В композиционной структуре речи наибольшее внимание следует уделить началу и выводу, они запоминаются слушателю больше всего.
  6. Стиль и содержание зависят от специфики аудитории, уровня ее образованности.

Роль жестов важна в публичном выступлении, но нельзя допустить, чтобы их было чересчур много. Это будет выдавать нервозность оратора и отсутствие у него контроля над ситуацией.

Грамотная речь

Можно ли научиться ораторскому мастерству: психология воздействия на слушателя и ораторские способности еще не все. Только правильная и красивая речь способна вызвать у слушателя серьезное отношение к ситуации и заставить поверить говорящему.

Проверяйте правильность произношения по словарю. Грамотно стройте предложения: неполных должно быть немного, хотя в живой речи их не избежать. Уделяйте внимание склонениям и грамматическим формам. Больше читайте, узнавайте новые интересные слова и расширяйте свой лексикон, но не забывайте об уместности употребления. Если вы неуверены в точном значении слова, лучше заменить его другим.

Исключите слова-паразитов, не изобилуйте архаизмами и неологизмами, терминами. Произносите слова четко. Делайте паузы в предложениях, избегайте двусмысленностей. Пересказывайте тексты. Записывайте свою речь на диктофон и прослушивайте, затем проводите работу над ошибками. Без контроля над речью нельзя развить свои ораторские способности.

Заключение

Имея природные задатки и понятие о сути ораторского искусства, занимаясь совершенствованием своих речевых навыков и теорией общения со слушателем, можно стать хорошим оратором. Такое умение способно помочь как в профессии, так и в общении с окружающими в повседневной жизни.

Источник: https://psyhoday.ru/obshchenie/oratorskoe-iskusstvo.html

Книги по ораторскому искусству и риторике

Книги по ораторскому искусству и риторике

Как уже можно было понять из наших предыдущих уроков по ораторскому искусству, умение выступать на публике – это не только прекрасный союз риторики, актёрского таланта и различных психологических техник, но ещё и залог достижения успеха в жизни.

Ведь человек, владеющий навыками ораторского мастерства, уже априори имеет гораздо больше шансов на то чтобы стать выдающейся личностью, известным деятелем, влиятельным человеком, знаменитостью и т.п.

А если это вас не интересует, то, в любом случае, умение красноречиво и убедительно изъясняться всегда сослужит вам хорошую службу и пригодится в любой жизненной ситуации.

Конечно же, на тему ораторского искусства сегодня существует очень большое количество всевозможных материалов, таких как видео- и аудиоуроки, тренинги, лекции и курсы, интернет-порталы (например, 4brain.ru) и т.д., а риторика вообще является одним из обязательных предметов в образовательных программах некоторых учебных заведений.

Но, как бы то ни было, самым распространённым способом получения любой информации являются книги, пусть даже и в электронном варианте. И представляемая вашему вниманию статья посвящена именно книгам по изучаемому нами в этом курсе предмету.

Ниже мы рассмотрим несколько самых интересных, самых популярных и эффективных книг по ораторскому искусству, которые, несомненно, придутся по вкусу любому, кто заинтересован в развитии своих ораторских навыков.

Содержание

Учебник риторики. Хайнц Леммерман

Эта книга по риторике написан немецким профессором Бременского Университета X. Леммерманом почти в середине прошлого века.

Книга задумана как систематическое введение в современную риторику для непросвещённого читателя без специального филологического и лингвистического образования. Хайнц Леммерман пытается популярно раскрыть ключевые понятия и принципы риторики, которые необходимы каждому из нас.

Учебник подходит как взрослым, так и школьникам, и в нем каждый может освоить предлагаемый автором курс риторики и научиться ярко и убедительно публично говорить.

Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.

Как выступать публично. Дейл Карнеги

Эта книга впервые увидела свет в 1956 году в США, явившись переработкой и дополнением прежних трудов Карнеги по ораторскому мастерству. Многим известно, что Дейл Карнеги – знаменитый психолог самоучка.

Но мало кто знает, что он основал собственный «Институт эффективного ораторского искусства и человеческих отношений» (Dale Carnegie Institute for Effective Speaking and Human Relations).

Риторика, красноречие и мастерство публичных выступлений всегда интересовали этого знаменитого американского педагога, психолога и писателя.

Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.

Язык телодвижений. Аллан и Барбара Пиз

Данная книга является уникальной в своём роде и помогает человеку раскрыть определённые грани своих внутренних способностей.

При помощи материала, изложенного в этой книге, вы сможете научиться на основе жестикуляции своего собеседника сознательно фиксировать, обозначать и понимать его внутренние психические особенности, а именно: его отношение к происходящему, расположенность к вам, настроение и т.п.

Всё это, в свою очередь, будет способствовать тому, что вы сможете оказывать влияние на тех, с кем общаетесь, формируя свои ораторские навыки в соответствии с новыми знаниями. Книга рассчитана и на мужчин и на женщин, но особенно рекомендуется мужчинам, т.к. они в меньшей степени, нежели женщины, владеют искусством бессознательного восприятия.

Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.

Чёрная риторика. Карстен Бредемайер

Эта книга посвящена умению эффективно применять особые техники, направленные на достижение в процессе переговоров или выступлений тех результатов, которые необходимы конкретно вам.

Также рассматриваемые приёмы научат вас определять значение и значимость приводимых вами аргументов в тех или иных ситуациях, устранять противоречия, задавать «темп» разговору, трансформировать негативное мышление собеседника в позитивное, избегать ловушек и всегда держаться уверенно в любой беседе.

Книга прекрасно подойдёт и новичкам, только начинающим осваивать навыки ораторского мастерства, и профессионалам, желающим повысить свой уровень. Успешному закреплению материала способствуют приводимые в книге многочисленные упражнения и примеры.

Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.

Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно. Ларри Кинг

Особенностью многих людей является то, что очень часто он опасаются того что скажут что-то не то или как-то не так. А в случаях с публичными выступлениями эти опасения вообще могут вырасти в панический страх. Данная книга предназначена специально для того чтобы избавиться от подобных страхов, т.к.

после её прочтения для вас станет возможным уверенно вести любую беседу и максимально эффективно доносить свои мысли. В работе собрано множество советов, рекомендаций и практических указаний, многократно проверенных на опыте самим автором, иллюстрированных интересными примерами и ситуациями из жизни.

Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.

Язык жестов. Гленн Вилсон

В представленной работе особе внимание уделено таким вещам как мимика, жесты и позы людей.

Эти особенности проявления психики рассматриваются не просто как информация о чувствах и мыслях людей, но как эффективное и действенное оружие в процессе коммуникации, ведь при общении люди неосознанно реагируют на выражение лиц, движения и позы тех, с кем общаются.

Данная книга — это очень интересный экскурс в особенности невербальных средств общения. После ознакомления с материалами, представленными здесь, вы сможете оказывать на окружающих людей гораздо большее влияние, чем раньше, и станете лучше их понимать, а также станете более убедительным и красноречивым собеседником.

Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.

Психология общения. Рудольф и Кейтлин Вердербер

Рассматриваемая книга представляет собой замечательное руководство по психологии общения, состоящее из отличной теоретической части и эффективных практических указаний. Многие специалисты придерживаются мнения, что эта книга является сегодня одной из лучших, касающихся вопросов коммуникации между людьми.

В её состав входят интересные и важные сведения из психологии межличностного общения и социальной психологии, и материалы на тему влияния на социальные процессы речевых коммуникаций.

Приобретённые из данной книги знания, при условии их применения, выведут вас на новый уровень общения, который поможет вам стать настоящим мастером коммуникации.

Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.

Я читаю ваши мысли. лиллиан гласс

Эта уникальная книга научит вас, как говорится, видеть людей насквозь и выявлять настоящие мотивы тех или иных их поступков.

Собранные в работе техники и приёмы позволят вам замечать малейшие изменения в интонации и тембре голоса людей, их манере вести беседу, мимике, жестах и т.д.

и интерпретировать их правильно, и, следовательно, использовать полученную информацию для повышения эффективности общения. Книга основана на личном опыте автора, познакомившись с которым вы научитесь видеть истинную суть вещей.

Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.

Гений общения. Д. В. Аксёнов

Эта книга раскрывает читателю основы и особенности таких терминов как «калибровка», «подстройка», «манипуляции» и «контрманипуляции», а также содержит множество упражнений, приёмов и техник, способствующих повышению эффективности коммуникации в любой ситуации. За основу взят непосредственный опыт автора и анализ применения приводимых им методов. Материал рассчитан на широкий круг читателей и будет полезен, как новичкам, так и мастерам общения.

Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.

Читайте также:  Умозаключение - элементарная частица рассуждения - психология

Курс русской риторики. А. А. Волков

Данная работа представляет собой серьёзный, многомысленный, увлекательный учебник, изучение которого, несомненно, повысит личную продуктивность в общении каждого, кого интересуют вопросы роли и значения языка в формировании личности и общества в целом.

По сравнению со многими книгами, эта книга, вполне возможно, будет даваться несколько труднее, т.к. её отличает более научный подход. В ней собраны основы курса общей риторики. А сама она написана на основе лекций, которые автор читал в МДА и МГУ.

Материал рассчитан на студентов и учащихся лицеев и гимназий, а также на педагогов, юристов, политиков, журналистов и всех тех, чей род деятельности связан с публичной аргументацией.

Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.

Культура речи. Л. А. Введенская

Ещё один учебник, который мы представляем вашему вниманию. Он написан в соответствии с образовательной программой для университетов.

Основной целью это учебника является обучение навыкам бытовой и деловой коммуникации, расширение представления о русском языке и его возможностях, знакомство с особенностями звучащей речи, невербальными средствами общения, ораторским искусством и мастерством полемики, обучение правилам речевого этикета.

Материал рассчитан на студентов ВУЗов, учащихся гимназий и лицеев, а также менеджеров, бизнесменов, политиков, руководителей и всех тех, чья деятельность связана с публичными выступлениями, и кто просто интересуется вопросами ораторского искусства.

Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.

Как мы можем увидеть, теме ораторского искусства, риторики и другим связанным с ними вопросам сегодня посвящено довольно большое количество книг, каждая из которых по-своему интересна и уникальна, и в каждой из которых приводится полезнейшая информация, необходимая к изучению. Это говорит о важности того, как важно иметь хорошую теоретическую базу и владеть знаниями. И это действительно важно. Но, наряду с этим, нельзя забывать и о том, что, помимо теории, существует и практика, которая также играет важнейшую роль.

Поэтому, изучайте книги по ораторскому мастерству и впитываете новые знания, но помните, что все эти знания нужно непременно подтверждать опытным путём. Так что, используйте всё, что вы узнаёте, в своей повседневной жизни.

Мы желаем вам успехов в освоении навыков ораторского искусства!

← Экзамен по практике Известные речи →

1Сторителлинг, 1Коммуникации

Источник: https://4brain.ru/oratorskoe-iskusstvo/knigi.php

Ораторское мастерство

Ораторское мастерство

Ораторское мастерство – это востребованный навык современного человека, включенного в социум. Умение красиво говорить требуется не только публичным личностям, но всем, кто даже изредка выступает по работе.

Процесс мышления, качество его – связаны с речью, потому искусство ораторского мастерства помогает сделать мысли более четкими, управлять своим мышлением. Если посчитать, что любой навык рождается с помощью опыта, то мастерство ораторской речи принадлежало бы каждой бабушке у подъезда.

Однако комфортное незамысловатое общение не ведет к высоким коммуникативным навыкам.

Обучаться чему-то нужно в дискомфорте, за границей привычного и легкого, там, где вам неудобно и даже страшно – на публичных выступлениях, больших собраниях, мероприятиях.

Только когда там вы начнете в свободной форме излагать мысли, вещать на публику, импровизируя – начнется рост. Если перед публикой вы научились говорить с подготовкой, по сценарию – в жизни вам для общения также потребуется структура.

Словарный запас, красноречие отлично развивает чтение книг, но лишь когда вы практикуете живое общение, даете речи публично.

Ораторское мастерство и искусство речи

Как научиться ораторскому мастерству, если уже только мысль о необходимости выступить бросает вас в пот? Вам потребуется преодоление своего страха быть активным в контактах с людьми, и помочь в этом могут сегодня на множестве тренингов.

Искусство ораторского мастерства легко дается, если был опыт в продажах, где обучают свободно подходить даже к людям на улице, совершать холодные звонки.

Даже в школе сегодня детей максимально вовлекают в общественную деятельность, ведь собрания, юморины, сценические выступления – все это помогает преодолеть первичный страх, начать легче коммуницировать, а затем и импровизировать на публике, что перерастает в мастерство ораторской речи.

Вы наверняка являетесь в чем-то экспертом. Может, вы умеете отлично готовить, шить или вязать, может, разбираетесь хорошо в автомобилях или юридических вопросах, умеете выбирать одежду или путевку для хорошего отдыха, знаете, в каких странах.

Снимите короткий видеоурок перед камерой или на телефон, целью которого будет обучить других. Например, расскажите, что следует делать, если на морозе сломалась машина, или как приготовить вкусный ужин, как грамотно выбрать путешествие.

Посмотрите ваше выступление, затем снимите еще один такой же ролик, но уже постарайтесь исправить найденные ошибки.

Существуют основные шаги, по которым можно создать хорошее выступление, применив их к любому его формату. Эти навыки можно применить в выступлениях и по работе, и в обычном общении.

Часто интересуются, как научиться ораторскому мастерству, именно люди бизнеса, ведь, согласно статистике, при хороших навыках общения человек зарабатывает на треть больше, он может быть лицом дела и вести людей, компания может делегировать ему переговоры, важные выступления.

Обратите внимание на вашу позу и жесты при разговоре и выступлении. Как стоите большинство времени, как передвигаетесь? Поза всегда пусть будет открытой, стойте ровно, не скрещивая ноги, а руки на груди. Психологически это даст больше доверия от аудитории.

Жесты являются продолжением слов и добавляют им динамичности. Жестикулируя, пытаясь что-то показать, вы создаете у человека образ, определенную картинку в голове, помогающую понять, что вы желаете донести.

Однако и не стоит перебарщивать с жестикуляцией – просто не сковывайте себя, показывайте, когда вам хочется добавить выразительности словам.

Следующий элемент – ваш голос. Как бы хорошо вы ни стояли, ни жестикулировали – если ваш голос не поставлен, то слушать вас может оказаться не очень приятно. Существуют специальные курсы для развития голоса, также голос становится все лучше с увеличением количества выступлений, практики. Вы учитесь делать паузы, разрабатываете свою дикцию.

Для начала поможет обычное чтение вслух, когда вы сможете проанализировать себя и даже немного поставить голос и интонацию. Старайтесь говорить спокойно, чтобы ваш голос был немного ниже. Однако не стоит специально понижать голос, что выглядит неестественно.

Просто расслабьтесь, тогда и расслабится ваша грудная клетка и все мышцы, отвечающие за дыхание и голос, он станет более глубоким. Влияет и ваша осанка, при сгорбленном положении спины голос становится зажатым, бедным на эмоции и интонацию. Голосом вы также можете управлять настроениями аудитории.

Спокойный голос – не означает усыпляющий, пусть он будет расслабленным, но и, когда нужно, говорите в темпе, ускоряйтесь, делайте акценты.

Четко определите цель речи, какова она будет – просто хорошо выступить, показаться классным, чтобы вас запомнили, посчитали ваше выступление лучшим? Понравиться всем, чтобы запомниться, и зал аплодировал – банальные цели, которые кроме того, что тешат чье-то эго, не дают ничего. Цель выступления должна быть поставлена так, чтобы человек после вашего выступления пошел и сделал, что вам нужно. Запланируйте заранее это действие, тогда, возможно, вы пересмотрите все свое выступление и даже измените его.

Основы ораторского мастерства

Вспомните опыт своих прошлых выступлений и проанализируйте ошибки, свойственные именно вам. Также вы можете вспомнить доклады других ораторов и ошибки, которые вам запомнились. Выпишите их и разберите, а затем сопоставьте с описанными далее распространенными самыми серьезными упущениями.

К основным ошибкам оратора относится отсутствие даже короткого зрительного контакта со слушающими. Существует старый совет для начинающих при выступлении смотреть чуть выше публики, вдаль за ней. Это облегчает задачу тем, кто испытывает страх, позволяет абстрагироваться и сосредоточиться, дабы собраться.

Но это лишает говорящего контакта с публикой, под сомнением оказывается сам смысл выступления, затруднено достижение его цели – достучаться до каждого, быть услышанным, повести за собой.

Выступая, смотрите в течение нескольких секунд на каждого из слушателей – у них создастся впечатление, что вы говорите лично с каждым.

Вторая распространенная ошибка – когда оратор словно общается с собой, вышел и оттараторил материал, не вовлек никого, не спросил, не вступил в диалог с публикой. Можно задавать вопросы, хотя бы риторические или простые «как вы думаете», «кто считает, что это верно».

Если же люди будут просто сидеть и слушать – больше 20 минут им будет выдержать сложно. Вовлечение публики сделает выступление успешнее в разы, уже не вы один будете выступать, но встреча будет сделана совместно с аудиторией.

Тренеры часто используют дополнительные задания, которые позволят включить каждого в аудитории, даже если это большая группа. На обучении продажам, например, каждому можно раздать по конфете с задачей попрактиковаться прямо сейчас, продав ее соседу.

Такой прием или его элементы позволяют активизировать всех участников даже в очень большой аудитории, где невозможно достичь личного контакта с каждым. Людям это приятно, это запоминается и позволяет легче усвоить, поскольку сам поучаствовал.

Третья ошибка – сухое изложение материала, когда оратор начинает философствовать, строить сложные схемы и умозаключения.

От слушателей это требует если не специальных знаний, то просто даже много энергии, чтобы сосредоточиться, напрячь мозг и попытаться понять, что вы излагаете. Простота является признаком гениальности.

Лучшие ораторы мира выстраивают свою речь так, что понятно всем, все слушатели оказываются вовлечены. Тогда как, если выйдет выступать обычный, пусть даже авторитетный человек, такого успеха его выступление не получает.

Какие приемы здесь используют успешные ораторы? Вместо сухих фактов рассказывайте истории, задействуйте образы, прибегайте к воображению слушателей. Некоторые могут считать, что истории не уместны для узкоспециализированных выступлений.

Однако даже если выступление о бухгалтерском учете, вы можете вовлечь слушателей рассказом о предприятии, на которое пришла налоговая проверка, подняв у слушателей адреналин и снабдив историю анекдотами.

Последующий материал слушателям будет воспринимать легче, получив такую небольшую встряску, эмоциональный заряд, и они будут благодарны. Используйте истории, чтобы задевать сердца ваших слушателей.

Следующая ошибка – не двигаться и прятать руки при выступлении. Используйте руки, ведь когда вы жестикулируете, то сами лучше понимаете предмет, ваши мысли лучше формируются, а слушатели легче воспринимают материал.

Жестикулируя, руки лучше держать на уровне вашей груди. Не будьте статуей, передвигайтесь, насколько возможно, даже если место ограничено.

А если место позволяет – прохаживайтесь по сцене, заходите в зал, подходите к слушателям.

Материал интереснее и намного лучше усваивается, когда в выступлении есть картинки. Показывайте слайды, рисуйте, используйте дополнительные материалы – всячески избегайте эффекта, будто говорящей головы. Мозг слушателей требует визуальных образов, визуальный канал у некоторых и вовсе является доминирующим, потому на слух всю информацию им будет воспринимать не интересно и сложно.

Не читайте с листа, особенно в точности. Даже если материал уникальный и яркий – у слушателей сформируется ощущение, что сами вы не понимаете его, не пропускаете через себя, потому и аудитория будет лишь ждать поскорее окончания вашего чтения. К исключениям относятся цитаты или фрагменты документов, которые обязательно нужно прочитать в точности.

Однако когда это занимает больше 2-3 минут – аудитория начинает невыносимо скучать. Если предстоит прочитать документ длительностью в 10 минут – делайте перерывы, прерывайте его. Прочитав часть – поясните, повторите своими словами, задайте вопросы слушателям, разнообразьте свой текст.

Также исключением является ваш тезисный план выступления, который вы используете лишь заглядывая в конспект, дабы ничего не упустить.

Выступать вообще без помощи конспекта, без подсказок – тоже ошибка. Представьте, что на важном выступлении вы отвлеклись и забыли, о чем следует говорить дальше, потеряли мысль.

Так часто бывает, когда из аудитории вам задали вопрос, его подхватил другой слушатель, вы начали отвечать и ушли от темы. Уже пора переходить дальше, а вы забыли, о чем там говорить.

Возникает неловкий момент, который может погубить выступление, посему перед глазами держите хотя бы шпаргалку с основными этапами и тезисами.

Следует обязательно подготавливаться к выступлению.

Даже когда вы умеете импровизировать, и выступление окажется просто фееричным, но сообщите публике перед этим, что не готовились, сами не знаете точно, как будет идти процесс – вы сразу потеряете часть авторитета у публики, создадите у них, по сути, установку, что материал не будет ценный и полезный, а оратор необязательная личность. Всегда показывайте аудитории, что вы готовы, что вы очень старались, много работали с материалом, тогда воспринимать его будут с готовностью, дадут высокую оценку.

Создайте заранее структуру выступления и следуйте ей. Обязательно слушателей нужно подготовить, создайте нужный эмоциональный фон.

Концовка же должна дать логическое завершение вашему выступлению, быть некоей разрядкой для слушателей. Избегайте резкого прерывания, которое создает ощущение обрубленности.

Правильное, приятное послевкусие позволит слушателям с удовольствием вспоминать материал и усилит эффект выступления.

Каждое выступление должно иметь цель, нести определенный смысл и содержать призыв аудитории к действию.

В подавляющем большинстве публичных выступлений, будь то обучающая речь, ознакомительное, продающее выступление, даже простой тост или анекдот – целью выступления является действие.

Если после тоста все должны выпить, а после анекдота рассмеяться, то после продающей презентации – прийти и купить, после обучающего выступления – что-то начать делать, применять методику.

Читайте также:  Методы эффективной самоорганизации - психология

Например, когда вы рассказываете о здоровом питании – призовите слушателей с утра завтра выпить стакан воды, а прямо сейчас достать телефон, поставить себе об этом напоминание. Если ваше выступление закончится просто так, безо всяких призывов действовать – его просто забудут вскоре, и никаких изменений вы от людей не добьетесь.

Как овладеть ораторским мастерством?

Овладение своей речью, развитие мастерства в выражении мыслей на публике актуально в целом ряде жизненных ситуаций, готовитесь ли вы к экзамену, выступлению на работе или создаете свой тренинг.

Как сделать свое выступление таким, чтобы аудитория внимательно слушала и высоко оценила материал и вас как оратора, а также захотела слушать вас вновь? С какими важными нюансами связано развитие мастерства оратора?

Используйте технику «скелет и мясо» – создайте некий корсет, план выступления, на него набросьте уже более развернуто ваш текст. Поместите созданный план на заметное место, чтобы легко запомнить основные пункты, каких вам придерживаться.

Вы будете мысленно прокручивать выступление и постоянно прорабатывать его всякий раз, как увидите свои заметки. Можете даже использовать стикеры, на каждом напишите отдельный пункт выступления.

Развесьте их на разных местах, это поможет еще лучше запомнить, разграничить пункты, а также добавит креативности процессу размышлений.

Подготовив работу, продумайте часть шоу, включите в выступление способы задействовать насколько возможно больше каналов восприятия: обязательно зрительный, слуховой, даже, может, обонятельный и тактильный. Создайте яркую картинку, продумайте правильный свет, музыку, запах.

Лучшие запахи – свежесваренного кофе, выпечки – помогут создать и включить нужный якорь у пришедших. Воздействуйте на внутреннюю структуру ребенка своего слушателя – пусть будет легкое угощение и маленькие подарочки для каждого, ручка, открытка, даже интересный раздаточный материал.

Когда вы правильно все обставили – придя на вашу лекцию, человек сразу почувствует расположение, радость, комфорт. Шоу для него начнется уже до начала, ожидая, никто не станет скучать.

Отрепетируйте речь дома, а затем на месте выступления, когда такая возможность есть.

Запишите выступление на телефон, отследите ошибки, это могут оказаться паузы и слова-паразиты, отвод глаз, закрытые позы, подергивания, покраснение, неправильная одежда. Проработайте речь, выберите правильную интонацию.

Чтобы удерживать исключительное внимание и напряжение зрителя, речь ваша должна быть, словно волнообразной – учитесь притихнуть и сказать громче.

Для правильного восприятия вас аудиторией уделите внимание внешности и образу. Очень часто слушатели разглядывают оратора, складывают впечатление о нем по внешности. Ваш образ – прекрасная возможность заявить зрителю, что является целью вашего доклада.

Поработайте над своим эмоциональным состоянием задолго и непосредственно перед выступлением. Начав выступать, перестаньте за собой следить со стороны. Сосредоточьтесь на словах, нужной волне, в потоке. Говоря, проживайте это вновь, это характеризует самые яркие выступления. Побуждайте себя вновь каждое слово искренне проживать, тогда это окажется интересно.

Проанализируйте свои мотивы к выступлению. Если обнаружите, что часть вас говорит, что выступление полезно, нужно вам для карьеры, а вторая спорит, выдвигая на первый план лень и страх – проработайте обе. Вначале дайте выход страхам, сомнениям, примите их полностью и разберите. Затем уже сфокусируйтесь на пользе от выступления и выгодах, которые получите.

Держите слушателей в постоянном срединном напряжении, притом не перебарщивая и не опуская его.

Когда чувствуете, что зал начал засыпать – вы можете уронить тетрадь с громким звуком, включить музыку или летящей походкой сойти в зал к слушателям.

Обязательно в зале найдется человек, что будет мешать – дайте ему внимания, поскольку он в нем нуждается. Например, пригласите на сцену, попросив зал поддержать аплодисментами, задайте вопрос. Получив нужную дозу внимания, он успокоится.

Если слушатели задают несколько неудобные вопросы – делайте, что посчитаете нужным, вплоть до шутки, отказа отвечать или правды, что просто не знаете ответа. Главное, как вы станете это делать.

Когда вопросов много – просто перенесите их на конец выступления или попросите написать на листках и передать. Забыли текст или потеряли мысль? Не тушуйтесь, а просто повторите предыдущий или первый абзац другими словами. Получайте энергию от взглядов слушателей.

Когда не можете охватить лично каждого – найдите приятные вам глаза в разных участках зала и перемещайтесь взглядом по ним.

Источник: http://psihomed.com/oratorskoe-masterstvo/

ораторское искусство | Психологическая помощь онлайн

Речь дается многим, но мудрость редким. Катон Старший

Истинное красноречие — это умение сказать все, что нужно, и не больше, чем нужно. Ф. Ларошфуко

Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкают хорошо говорить. Вольтер

Сердце и богатое воображение — вот источники красноречия. Элиза Генар

Хорошо говорить — значит просто хорошо думать вслух. Ренан Ж.

Источник красноречия — в сердце. Джон Стюарт Милль

Красноречие есть искусство выражать мысли других. Эдуар Эррио

Красноречие высоко ценится в демократических государствах, сдержанность и благоразумие — в монархиях. Эдмунд Бёрк

Болтливый человек — это распечатанное письмо, которое все могут прочесть. Пьер Буаст

В звуке голоса, в глазах и во всем облике говорящего заключено не меньше красноречия, чем в выборе слов. Франсуа VI де Ларошфуко

Уровень проповеди имеет мало общего с высотой амвона.
Веслав Брудзиньский

Красноречие есть искусство покорять умы. Платон

Кто красноречив от природы, тот иной раз говорит великие истины с такой ясностью и краткостью, что большинство людей не думает, чтобы в них была глубокая основательность. Люк де Клапье Вовенарг

Одно слово, один жест — вот все красноречие полководца. Альфонс де Ламартин

Есть мужчины, красноречием превосходящие женщин, но ни один мужчина не обладает красноречием женских глаз. Карл Юлиус Вебер

Речь должна вытекать и развиваться из знания предмета. Если же оратор не изучил его, то всякое красноречие является напрасным, ребяческим усилием. Марк Туллий Цицерон

Истинное красноречие — это умение сказать все, что нужно, и не больше, чем нужно. Франсуа VI де Ларошфуко

Дар красноречия есть необходимое условие приятного собеседника; но в не меньшей степени ему необходима и способность хорошо слушать. Автор неизвестен

Красноречие есть искусство сказать хорошо только то, что следует. Автор неизвестен

Красноречие, отвлекая внимание на себя, наносит ущерб самой сути вещей. Мишель Эйкем де Монтень

Красноречие — это искусство управлять умами. Тролон Р.

Красноречие — это искусство льстить с достоинством. Шарль Ремюза

Поэтическое творчество есть игра чувства, руководимая рассудком, красноречие — дело рассудка, оживляемого чувством.  Иммануил Кант

Говорить кстати лучше, нежели говорить красноречиво. Бальтасар Грасиан

Источник красноречия — в сердце. Джон Стюарт Милль

Красноречие есть искусство покорять умы. Платон

Величайшее из достоинств оратора — не только сказать то, что нужно, но и не сказать того, что не нужно. Цицерон

Ораторское искусство немыслимо, если оратор не овладел в совершенстве предметом, о котором хочет говорить. Цицерон

Осторожность в словах выше красноречия. Бэкон Ф.

Дар слова, как известно, не часто сочетается с силой мышления. Моэм С.

Обыкновенно боятся отступления в речи, а я думаю, что те, которые умело делают отступления, подобны длинноруким,— они больше могут захватить. Монтескье Ш.

Обороты речи — это своего рода одежда, в которую облачены мысли. Энгельс Ф.

Говорить путано умеет всякий, говорить ясно — немногие. Галилей Г.

То, чего недостает ораторам в глубине, они восполняют длиннотами. Монтескье Ш.

Краткие речи всегда более содержательны и способны вызвать сильное впечатление. Горький М.

В речи, в глазах и выражении лица оратора должно быть столько же красноречия, сколько в подборе его слов. Ф. Ларошфуко

Говорить кстати лучше, нежели говорить красноречиво. Б. Грасиан

Кошки не считают красноречивым любого, кто не может мяукать. Мария Эбнер-Эшенбах

В искусстве укладывать максимум слов в самую крохотную мысль ему не было равных. Авраам Линкольн об одном адвокате

Когда умный человек начинает фразу, мы не догадываемся, как он ее кончит. Когда фразу начинает дурак — конец мы знаем наверняка. Александр Свентоховский

У них мысль не ведет за собой слов, а с трудом догоняет их. Василий Ключевский

Если ты изложишь дело так ясно, что тебя сможет понять каждый, кто-нибудь обязательно не поймет. Уилл Роджерс

В стране царила такая бедность, что жители говорили обрывками фраз. Мечислав Шарган

Есть люди, которые говорят, говорят, говорят… пока наконец не найдут что сказать. Гитри

Мужчины красноречивее женщин, но женщины обладают большим даром убеждения. Томас Рандолф

В нашем мире, когда человеку есть что сказать, трудность заключается не в том, чтобы заставить его сказать это, а в том, чтобы не дать ему повторять это слишком часто…. Д.Б. Шоу

Желание высказаться почти всегда бывает сильнее, чем желание чему – нибудь научиться. Д.И. Писарев

Как в жизни, так и в речи нет ничего труднее, как видеть, что уместно. М.Т.Цицерон

Когда суть дела обдумана заранее, слова приходят сами собой. Гораций

Люди, не подумав, говорят то, что думают.
А. Козлов

Не всегда говори, что знаешь, но всегда знай что говоришь. Клавдий

Не говори ничего дурного о ком-либо, если точно не знаешь этого, а если знаешь, то спроси себя: почему я это говорю?
Ж. Санд

Сколько нелепостей говорится людьми только из желания сказать что-нибудь новое. Вольтер

То, что понимают плохо, часто пытаются объяснить с помощью слов, которых не понимают вовсе. Флобер

Умный не говорит и половины из того, что знает, глупый не ведает и половины из того, что говорит. А. Апшерон

Человек, разговаривающий сам с собой, но со смыслом, не более безумен, чем человек, разговаривающий с другими, но несущий околесицу. Т. Стопард

Я полагаю, что тот, у кого в голове сложилось о чем-либо живое и ясное представление, сумеет передать его на любом, хоть на тарабарском наречии М. Монтень

Язык мудрого в сердце, сердце глупого – на языке. Н.В. Шелкунов

Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах. Плутарх

В искусстве речи трудно не много сказать, а мало сказать. Винкельман И.

Как великим умам свойственно многое давать в немногих словах, так маленькие умы, напротив, обладают даром много говорить и ничего не сказать. Ларошфуко Ф.

Когда говоришь хорошо, никогда не говоришь слишком много.
Реньяр Ж.

Никогда не бываешь многословным, если говоришь именно то, что хочешь сказать. Делакруа Ф.

Хорошее вдвойне хорошо, когда оно коротко. Грасиан-и-Моралес

Правдивость речи хороша и гладкость, Но как прекрасна слов правдивых краткость.

Навои А.

Красноречие, точно жемчуг, блещет содержанием. Настоящая мудрость немногословна.
Толстой Л. Н.

Где мало слов, там вес они имеют.
Шекспир В.

Сжатость придает силу языку. Есть выражения, имеющие свойство лучей солнечных: чем более они сгущены, тем сильнее они жгут. Саути Р.

Краткая, выразительная фраза, раз понятая, запечатлеется в памяти, станет лозунгом, чего никогда не бывает с многословными рассуждениями. Энгельс Ф.

Общие места — это инвалиды истины. Декурсель А.

Слишком старательные поиски слов часто портят всю речь. Лучшие слова — это те, которые являются сами собой; они кажутся подсказанными самою правдой. Квинтилиан М.

Не туши лучины, хотя пламя ее колеблется, пока фонарь не укажет тебе путь; не вычеркивай из речей старых выражений, пока ты не успел создать новых слов.
Ибсен Г.

Мы должны стремиться не к тому, чтобы нас всякий понимал, а к тому, чтобы нас нельзя было не понять. Вергилий
Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен. Чехов А. П.

Академические речи походят на хрустальные люстры, которые блестят, но не согревают. Буаст П.

Чересчур блестящий слог делает незаметными как характеры, так и мысли. Аристотель

Нет мысли, которую нельзя было бы высказать просто и ясно.
Герцен А.

Ясность — главное достоинство речи. Аристотель

Самое лучшее — прямо и просто сказанное слово. Шекспир В.

Чем проще слово, тем более оно точно, чем правильнее поставлено — тем больше придает фразе силы и убедительности. Горький М.

Все истинно мудрое — просто и понятно. Горький М.

Главное достоинство языка — в ясности. Стендаль

Настоящее красноречие состоит в сущности, но отнюдь не в словах. Сент-Бев Ш.

Красноречие производит сильное, но зато минутное действие. Люди, легко поддающиеся возбуждению, так же легко и успокаиваются. Холодное и мощное убеждение не производит такого подъема; но если оно охватило человека, оно проникает в него, и действие его неизгладимо.
Руссо Ж.-Ж.

Хорошие мысли предпочитаются блестящему слогу. Слог — это, так сказать, внешняя одежда; мысль — это тело, скрывающееся под одеждой. Достоевский Ф. М.

Слово — выражение мысли, и потому слово должно соответствовать тому, что оно выражает. Толстой Л. Н.

Слово отражает мысль: непонятна мысль — непонятно и слово. Белинский В. Г.

Ясность мысли и ясность выражения обыкновенно встречаются вместе. Маколей Т.

Не всегда важно — что говорит, но всегда важно, как говорит. Горький М

Слово хорошо тогда, когда опо верно выражает мысль; а верно оно выражает мысль тогда, когда вырастает из нее, как кожа из организма, а не надевается, как перчатка, сшитая из чужой кожи. Ушинский К. Д.

Говорить лучше обдуманно, чем быстро. Томас Мор

Говорить не думая — все равно, что стрелять не целясь. Сервантес

Читайте также:  Как совместить работу и личную жизнь - психология

Если ты дважды подумаешь, прежде чем один раз сказать, ты скажешь вдвое лучше. Пэн Т.

Кто много думает, тот мало говорит, стараясь втиснуть возможно больше мыслей в немногие слова. Ирвинг У.

Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, мыслям — просторно. Некрасов Н. А.

Перо — лучший учитель, написанная речь лучше только продуманной. Цицерон

Когда сказать нечего, всегда говорят плохо. Вольтер

Когда суть дела обдумана заранее, слова приходят сами собой. Гораций

На мысли, дышащие силой, как жемчуг, нижутся слова.
Лермонтов М. Ю.

Чем прекраснее мысль, тем звучнее фраза. Флобер Г.
Красноречие — это живопись мысли. Паскаль Б.

Говори с убеждением, слова и влияние на слушателей придут сами собой. Гёте И.

Дело не в слове, а в тоне, в каком это слово произносится.
Белинский В. Г.

Красноречие в поступках несравненно лучше красноречия на словах. Смайлс С.

Когда глаза говорят одно, а язык другое, опытный человек больше верит первым. Эмерсон Р.

Вы можете самым заплетающимся языком говорить с грибуны, но если вы волнуетесь, если вопросы, которые вы подняли, имеют значение, если вы на трибуне решаете, вопрос, масса будет увлечена вместе с вами. Калинин М. И.

Страсти — это единственные ораторы, доводы которых всегда убедительны; их искусство рождено как бы самой природой и зиждется на непреложных законах. Поэтому; человек бесхитростный, но увлеченный страстью может убедить скорее, чем красноречивый, но равнодушный.
Ларошфуко Ф.

Слово, идущее от сердца, проникает в сердце. Низами

Сила духа и страсть делают людей красноречивыми.
Квинтилиан М.

Чтобы быть ясным, оратор должен быть откровенным.
Ключевский В. О.

Откровенная речь, подобно вину и любви, вызывает такую же откровенность. Монтень М.

Нравы говорящего убеждают больше, чем его речи.
Публилий Сир

Подлинным зеркалом нашего образа мыслей является наша жизнь. Монтень М.

Многие, совершающие постыднейшие поступки, говорят прекрасные речи. Демокрит

Недобросовестные ораторы стремятся представить плохое хорошим. Платон

Человек, строго наблюдающий над собою, не вступает в лицемерные отношения, не говорит вовсе о том, о чем вследствие каких-нибудь неблагоприятных обстоятельств нельзя высказать своих мыслей, а если уж начинает речь, то говорит прямое и честное слово. Добролюбов Н. А.

Человек выше животного способностью речи, но он ниже его, если делает недолжное употребление из нее. Саади

Нельзя проповедовать людям то, что отрицаешь сам.
Горький М.

Прежде чем сказать что-либо другим, скажи это себе.
Сенека

Источник: http://orator.ee/tag/oratorskoe-iskusstvo

Как овладеть ораторским искусством

Как овладеть ораторским искусством

«Речь – одежда мыслей, а красноречие – ее элегантный наряд».

Ежедневно мы убеждаем кого-то в правоте своих слов и, возможно, применяем ораторское искусство, если есть навыки.

Мы можем участвовать в переговорах, продавать, публично выступать, полемизировать и спорить. Мы постоянно пытаемся доказать и отстоять свои права или точку зрения.

Ежедневно и нас пытаются убедить в том или ином дикторы телевидения, журналисты печатной прессы, продавцы и рекламодатели, начальство и товарищи.

Факты, доводы, аргументы, причины витают вокруг нас. Мы хотим аргументировано выстраивать свои позиции перед любой аудиторией и убедительно говорить для того, чтобы оппонент был заинтригован и заинтересован нашей речью. Какие нужны для этого навыки, и что это такое − ораторское искусство?

Правила поведения оратора

В чем заключаются основы ораторского искусства? Нужно научиться произносить такие речи, которые смогут производить изменения в людях.

Говорить так, чтобы люди могли не только констатировать, что хорошо провели время, а стремились после вашего выступления к определенным действиям, к которым вы старались их побудить, к тому, к чему вы их склоняли.

В публичных выступлениях нет бесконечных правил, которые нужно полжизни заучивать, нужно всего лишь освоить простой алгоритм действий. На базе освоенных знаний, путем вырабатывания практикой и опытом, можно в ораторском искусстве достичь немалых результатов.

  • Основы ораторского искусства легко перенимать у хороших ораторов. Наблюдая за их действиями, изучая их поведение, вы сможете перенять у них тактику ораторства.
  • В коре головного мозга человека есть зеркальные нейроны, позволяющие обучаться путем наблюдения за действиями другого человека. Так маленькие дети повторяют все за родителями, едят то, что едят родители, разговаривают так же, даже с той же интонацией. Это один из важнейших условий прироста навыка оратора.
  • Публичное выступление требует знаний и умения и в обязательном порядке требует практики. От чтения правильных книг и обучающей литературы, в которой четко расписано, что это такое, и как овладеть мастерством, навыки не смогут нарастать с нужной для вас скоростью.
  • Знания не имеют ценностей без практики. Также любые знания могут наскучить, если их не применять. Нет аудитории – вам поможет ораторское искусство, упражнения которого можно проводить в гордом одиночестве перед зеркалом. В книгах по ораторскому искусству можно ознакомиться с такими упражнениями.
  • Настоящего оратора не должны беспокоить негативные мысли, а особенно страх провала. Это непременно будет мешать выступлению перед публикой. На время выступления все посторонние мысли необходимо удалить из своего сознания. Полное увлечение выступлением не оставит места для волнения и переживаний.
  • Ораторское искусство включает в себя правила поведения оратора. Хороший оратор не испугается посторонней фразы со стороны или неуместного вопроса. Он владеет ситуацией, и на время выступления только он хозяин положения. Для этого нет необходимости хамить и спорить, нужно найти контакт с аудиторией и быть немного выше нее. Добиться такого результата можно только зная свое дело, и с уверенностью аргументировать и убеждать слушателей.
  • Четкая и ясная речь, правильно поставленные фразы не позволят аудитории уснуть во время вашего выступления. Даже скучный доклад можно разбавить интересными фактами, особенно, если привлечены фамилии известных людей.
  • А более эффективным выступление будет, если аудитория будет вовлечена в дискуссию. Ораторское искусство заключается в применении приема вовлечения, но в допустимой норме, так как ваше ораторское место может занять более активный слушатель.
  • На бумаге, которая будет лежать перед оратором, не должно быть текста, плох тот оратор, который читает свою речь. Кроме плана своей речи ничего не должно быть перед лицом выступающего. Глядя каждому слушателю в глаза по несколько секунд, вы добьетесь большего успеха. Ораторское искусство гласит, что перед выступлением оратор должен много раз отрепетировать свою речь.
  • На помощь человеку, произносящему речь, всегда придут умеренная жестикуляция и энтузиазм в лице. Легкая приветливая улыбка, подтвержденная спокойным темпом речи – первый шаг к победе. Именно такая тактика привлекает внимание и запоминается быстрее, чем монотонный скучный рассказ безликого существа.

Умение нравиться

Мы всегда стремимся произвести впечатление на окружающих и оставить его в головах людей. Для этого необходимо уметь понравиться, что довольно сложно.

Производить впечатление необходимо сразу при появлении в обществе. Для этого важно понимать психотип своего оппонента или группы людей, знать с кем и как можно разговаривать.

Все эти знания можно получить, изучая ораторское мастерство, которое объединяет в себе две составляющие, изучающие вопросы о том, что говорить и как – это ораторское искусство и риторика.

Полезными для вас могут быть книги Р. Гандапаса «Харизма лидера» и «101 совет оратору», «Арсенал оратора. Полный боекомплект» А. Ковалева, Б. Морева и Убеждай и побеждай. «Секреты эффективной аргументации» Н. Непряхина.

Понять людей нетрудно, нужно всего лишь внимательно на них посмотреть. Нам проще общаться с подобными себе людьми – это абсолютно подсознательные действия.

Поэтому талантливые переговорщики владеют мимикрией. Это важное качество ораторского искусства. Они умеют услышать, узреть желания той стороны, с которой необходимы переговоры, и выстроить такую систему мотиваций и внешний облик таким образом, чтобы не вызвать раздражения.

Причины раздражения собеседника

Для облегчения ориентации в малознакомом обществе, и для того чтобы у оппонента не возникло раздражение еще до начала беседы, важно знать некоторые правила:

  1. Ораторское искусство для чайников берет начало с внешнего вида человека. Встречают ведь по одежке. Конечно, неряшливый внешний вид является серьезным раздражителем, но и изысканная роскошь в стиле одежды способна вызвать такую же реакцию. Вы можете безумно любить свои дорогие часы, но они будут раздражать человека, общаться с которым вам предстоит. Изысканная бедность внушить доверия тоже не сможет. Вывод: одежда должна быть сдержанной и адекватной.
  2. Все отлично понимают, что немаловажную роль в общении играют запахи. И лучше не пользоваться никакой косметикой, чем какой-нибудь. На чистоплотности останавливаться не будем, так как этот факт даже малышам известен. Но часто с запахами переусердствуют женщины. Не всегда шлейф духов завораживает оппонента так, что им можно манипулировать, иногда и наоборот. И даже первоклассное ораторское мастерство не сможет притянуть внимание оппонента.
  3. Мы, глядя на человека, пытаемся понять кто этот человек. Мужчины оценивают по физической форме, так как уровень соревнований заложен в них с рождения. Женщины всегда оценивают с позиции соперниц. Но нужно четко понимать, какие области необходимо убрать из сознания, а какие правильно преподнести. Если мы не смотрим человеку в глаза, у него складывается впечатление, что мы что-то скрываем. Если голова слегка посажена назад, то это говорит о нашем высокомерии. Наша задача – знать, какими мы должны предстать перед собеседником. Сканируя человека, нам следует сделать выводы, что можно делать, а что нельзя, и как себя вести. Этот аспект крайне важен в ораторском искусстве.
  4. Если наш собеседник разговаривает с акцентом, то для того чтобы найти с ним общий язык не следует пытаться говорить с ним так же, с акцентом, уловить темп его речи – вот главная задача. Нужно суметь попасть в комфортный нашему собеседнику темп речи. Только слушая его можно понять, как и что он сможет воспринимать.
  5. Если мы хотим убедить собеседника в своей правоте, то логика в этом помочь не сможет. Человек принимает решения всегда на двух уровнях: рациональном и эмоциональном. Когда мы апеллируем к его «рацио», но эмоции оппонента не полностью перетянуты на нашу сторону, он найдет себе обоснования ложности нашей логики и ухода от нее. Ситуация убеждения равна нулю, если мы на сто процентов не уверены в своей правоте.

Ораторское искусство для чайников не подлежит восприятию без всех вышеупомянутых правил и без специальной литературы по ораторскому мастерству, разработанных методик для начинающих.

Важные советы

  1. Ораторское мастерство заключается в том, что владельца знаний не испугает количество слушателей или статус многих из них. Он всегда найдет тему интересную любому собеседнику, он с первых минут определит, чем можно завлечь даже незнакомого собеседника, но не будет при этом назойливым.

  2. Любое выступление, даже самое хорошее, можно сделать немного лучше. У всех процессов есть определенная структура, построенная на мировом законе композиций. Он не придуман человеком, а лишь зафиксирован им. Это закон природы.

    Все протяженные процессы начинаются с наращивания, развития, подготовительного действия, а лишь потом происходит основное действие, и только после него происходит некое затухание.

     Например, в ресторане подают холодные закуски или аперитив для того, чтобы подготовить посетителя к основному блюду, после подносят основное блюдо, а в окончании подают десерт. Прием у доктора тоже имеет свою композицию. Поэтому и выступление должно быть подготовлено по тому же принципу.

  3. Современные ораторы допускают типовую ошибку. К сожалению, они вступление либо вовсе исключают либо произносят предсказуемые банальные фразы. А как раз вступление играет важнейшую роль, и его нужно тщательно подготавливать, не менее чем саму речь.

    От него зависит дальнейшее восприятие всей речи аудиторией – это же подогрев, подготовка.

  4. Если человек не смог за несколько минут утвердить свое право удерживать внимание аудитории в течение нескольких часов, то вряд ли она будет склонна кредитовать такого оратора на большее время. Заинтриговать, заинтересовать современную публику можно только нетрадиционным и тщательно продуманным вступлением.

Ораторство в жизни

Навык публичной речи – это применение инструментария на фоне психологической нагрузки. И какие бы мы ни читали книги, как бы ни старались применять свои знания, без психологического понимания человека не обойтись.

В публичном выступлении вероятность того, что что-то пойдет не так, высока. Как бы человек ни управлял ситуацией, успех его выступления зависит от количества слушателей, у которых есть свои привычки и своя мотивация. Уровень напряжения во время выступления крайне высокий, поэтому навыки выступающего имеют свойства блокироваться.

Искусство ораторства не имеет прописанных законов для качественного выступления, но точно ясно, что это такой инструмент влияния на окружающих, равных которому нет. Ни одна система мотиваций не сможет дать такого эффекта, как заряжающая мотивирующая речь. Никакие попытки снять напряжения и вселить уверенность в кризисной ситуации не дадут такого стимула, как одна вдохновляющая речь.

Выступая публично, мы оттачиваем мастерство аргументации, красноречия, убеждения. В индивидуальном общении эти навыки работают таким же образом, но несколько проще.

 Разновидности выступлений

Целью публичного выступления является побуждение аудитории к совершению определенных действий.

Главный критерий эффективности выступления заключается в действиях аудитории. Исходя из этого, существует четыре формата выступлений.

Побуждающие выступления

Речи должны звучать как побуждающие к какому-либо действию. Например, вы являетесь продавцом определенного товара, и от вашего выступления зависят продажи этого товара.

Источник: https://HeadLife.ru/oratorskoe-iskusstvo/

Ссылка на основную публикацию