Оптимальность — психология

Методы оптимизации психического состояния

Оптимальность - психология

В общении педагогов, воспитателей и родителей с детьми нередко возникают различные смысловые барьеры. Наиболее выражено барьеры проявляются во взаимоотношениях, когда ребенок, не понимая правильность требований взрослого, не принимает их, если эти требования игнорируют его взгляды, ценности, систему его личностных смыслов.

Взаимонепонимание между людьми является следствием того, что одно и тоже явление имеет для них разный смысл. Несовпадение смыслов создает у партнеров препятствие для развития их взаимодействия.

Психологический барьер — психическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности субъекта и препятствующее выполнению каких-либо действий. Эмоциональный механизм психологического барьера состоит в усилении отрицательных переживаний и установок – стыда, чувства вины, страха, тревоги, низкой самооценки.

В поведении психологические барьеры представлены коммуникативными барьерами, проявляющимися в отсутствии эмпатии, гибкости межличностных социальных установок, а также смысловыми барьерами.

В отношениях учителя и ученика часто возникают смысловые барьеры. Предъявляя требования к детям, педагоги нередко игнорируют смысл, который это событие имеет для детей. Например, учитель снижает оценку, не учитывая меру усилий, потраченных учеником на выполнение работы.

Занижая оценку, педагог хочет побудить ученика лучше учиться, но ученик воспринимает оценку как несправедливую, и оценка теряет свою побудительную силу. В результате возникновения смыслового барьера снижается эффективность процесса воспитания и обучения.

Таким образом, смысловые барьеры возникают, когда люди не понимают мотивов поведения друг друга, действуют без учета этих мотивов или приписывают партнеру по общению ложные мотивы.

Для человека, у которого возник смысловой барьер, характерна повышенная аффективность, которая распространяется на всю ситуацию общения.

Методы психологической саморегуляции – комплекс методов, направленных на формирование адекватных внутренних средств деятельности человека по управлению собственным состоянием.

Эти методы ориентированы на обучение человека специальным приемам произвольного изменения собственного состояния, которые в дальнейшей жизни могут использоваться им самостоятельно.

К основным методам психологической саморегуляции относятся: техники нервно-мышечной релаксации, аутогенная тренировка, идеомоторная тренировка, приемы сенсорного репродуцирования образов, эзотерические методы изменения состояния сознания, самогипноз.

Обучение психологической саморегуляции происходит в рамках специально организованных циклов занятий.

Форма организации занятий по обучению умению саморегуляции может варьировать в трех основных направлениях: индивидуальные самостоятельные занятия с помощью специальной методической литературы, групповые или индивидуальные занятия под руководством психолога (гетеротренинг), групповые занятия с использованием аудиовизуальных средств.

В качестве дополнительных приемов, способствующих более эффективному овладению методами саморегуляции, используются суггестия (внушение), светомузыкальные воздействия, различные виды специализированной гимнастики – дыхательной, общеукрепляющей и др. Внушение — процесс воздействия на психическую сферу человека с целью направленного изменения его эмоционального состояния, мотивации, убеждений. Готовность человека подчиниться внушающим воздействиям зависит от различных личностных и ситуативных факторов. Внушаемые люди склонны к подражанию, легко подчиняются указаниям и советам окружающих, они робкие, доверчивые, впечатлительные, тревожные.

Повышенная внушаемость характерна для индивидов с недостаточным уровнем интеллектуального развития и слабым логическим мышлением, но внушаемыми могут быть и люди, находящиеся под воздействием определенных факторов – утомления, стресса, дефицита времени, недостатка компетентности, группового давления и др.

Внушение, производимое группой, является одним из факторов конформности. Конформность – податливость человека реальному или воображаемому давлению группы. Внушение достигается вербальными и невербальными средствами.

К числу свойств личности, благоприятствующих повышенной внушаемости, относятся: низкая самооценка, чувство собственной неполноценности, неуверенность в себе.

Внушение осуществляется в форме гетеросуггестии (воздействия со стороны) и аутосуггестии (самовнушения). Некоторые механизмы самовнушения выполняют функцию психологической защиты человека. Аутогипноз — гипноз, вызванный самовнушением, один из приемов аутогенной тренировки.

Аутотренинг является эффективным методом преодоления различных комплексов и психологических барьеров. Аутогенная тренировка — психотерапевтический метод широкого профиля, используемый как средство психологической саморегуляции состояний человека.

Классический метод аутогенной тренировки разработан немецким психотерапевтом И.Г. Шульцем (1932), и предполагал создание у человека гипнотических состояний различного уровня.

С конца 1960-х годов метод начал использоваться для психологической профилактики и коррекции неблагоприятных психологических состояний.

Целью аутотренинга может быть расслабление человека, снятие у него нервного напряжения, засыпание или активизация, снятие негативных эмоциональных переживаний.

Аутотренинг используется для лечения заболеваний как функционального, так и органического характера – психосоматических заболеваний, депрессивных состояний, неврозов и др. Метод основан на использовании приемов самовнушения, элементов восточных техник медитации и погружения в релаксационное состояние.

Релаксация – состояние покоя, расслабленности, возникающее у субъекта вследствие снятия напряжения после сильных переживаний или физических усилий.

Релаксация может быть непроизвольной (при отходе ко сну) и произвольной, вызываемой путем принятия спокойной позы, представления состояний, соответствующих покою, путем расслабления мышц, вовлеченных в различные виды активности.

В целом ряде случаев релаксация является необходимой, и разрабатываются специальные приемы ее обеспечения – гипноз, двигательная терапия и аутогенная тренировка.

В ходе курса занятий аутотренингом формируются устойчивые связи между формулами самовнушения и возникновением определенных изменений в соответствующих психофизиологических системах.

Действенность таких связей зависит от развития навыков самонаблюдения, индивидуально используемых систем образных представлений, идеомоторных актов. Идеомоторный акт — переход представления о движении в реальное выполнение, появление нервных импульсов, обеспечивающих движение, как только у человека возникает представление о нем.

Аутогенная тренировка направлена на развитие концентрации внимания и силы представления, овладение навыками произвольного вызывания чувства расслабленности, ощущения тепла, холода, тяжести, покоя и на этом фоне нормализации и активизации протекания основных психофизиологических функций.

Метод аутотренинга предполагает обучение умению контролировать непроизвольную умственную активность с целью повышения эффективности значимой для субъекта деятельности.

Главным элементом аутотренинга является формирование способности вызывать желаемые органические и психические эффекты с помощью установки (аттитюда), вербальных формулировок или формул самовнушения. Аттитюд (от франц.

Читайте также:  Синтонность и пикап - психология

attitude – поза) — установка, предписывающая человеку определенные способы поведения или ценностные ориентации. Необходимым условием является концентрация внимания на сфере собственных ощущений и переживаний, самонаблюдение за протеканием внутренних процессов и представление желаемого результата, изменения.

Наиболее благоприятным временем для самовнушения является время после ночного сна и перед засыпанием. Кроме утренних и вечерних часов, аутотренинг можно проводить 2-3 раза в день, в зависимости от ритма и распорядка жизни. Чтобы достичь максимального эффекта, нужно заниматься ежедневно, независимо от самочувствия.

Аутогенной тренировке может помешать погружение в пассивное состояние дремоты. Чтобы его преодолеть, нужно 3-4 раза глубоко вздохнуть и выдохнуть, затем 3-4 раза сильно зажмурить глаза, не поднимая век. Аутотренинг используют как самостоятельную методику, но возможно ее сочетание с другими методиками (дыхательная гимнастика, самомассаж, психогимнастика).

Можно заниматься как индивидуально, так и в группе.

Перед началом занятия необходимо принять расслабленную позу. Можно заниматься лежа на спине: руки слегка согнуты в локтях, ладонями вниз вдоль туловища, ступни раздвинуты на 20-30 сантиметров.

Также можно удобно расположиться в мягком кресле с подлокотниками и подголовником. Если нет такой возможности, то рекомендуется расположиться на стуле: сесть прямо, голову опустить на грудь, глаза закрыть, ноги слегка расставить, руки положить на колени.

Тренироваться следует не более 10-15 минут. Формулы произносить «про себя» на выдохе или вслух.

«Я отдыхаю. Посторонние звуки не мешают мне. Уходят все заботы, волнения, тревоги. Я успокаиваюсь. Мысли текут плавно, замедленно. Я совершенно спокойна. Моя правая рука тяжелая. В правой руке появляется приятное ощущение тяжести. Руки тяжелеют все больше и больше. Руки приятно отяжелели. Руки расслаблены и тяжелы.

Я совершенно спокойна. Покой дает отдых организму. Тяжелеют ноги. Тяжелеет правая нога. Тяжелеет левая нога. Ноги наливаются тяжестью. Ноги приятно отяжелели. Руки и ноги расслаблены и тяжелы. Все мышцы расслаблены и отдыхают. Все тело приятно отяжелело. Меня ничто не отвлекает. Я предаюсь покою и отдыху.

Сердце бьется спокойно и ровно. Чувствую себя хорошо. Мое тело приятно расслаблено. Легко и свободно дышит грудь. Приятное успокаивающее тепло в груди. Тепло вытесняет все неприятные ощущения. Свежий воздух наполняет мою грудь. Все тело свободно и расслаблено. Прохладный ветерок овевает лицо. Прохлада освежает голову.

Мои мысли ясные и четкие. Голова свежая, светлая. Я совершенно спокойна. Мой лоб овевает приятная прохлада. Ветерок холодит виски. Голова свободна от тяжелых мыслей. Легкий ветерок освежает лицо. Дышу глубоко и ритмично. Чувствую приятное напряжение в руках. Мои руки легкие и энергичные. Чувствую легкость, бодрость и комфорт.

Чувствую себя легко и непринужденно».

В некоторых случаях рекомендуется использовать следующие формулы. «Я спокойнее и увереннее с каждым днем». «Мое самочувствие и настроение с каждым днем улучшается». «Моя нервная система спокойно реагирует на все неприятности и трудности». «В любой обстановке сохраняю спокойствие, сдержанность и уверенность в себе». «Ничто не выведет меня из состояния равновесия и уверенности».

Эффективным способом восстановления сил является полноценный сон. Для расслабления и восстановления сил очень важен процесс сна.

Поэтому, чтобы хорошо отдохнуть во время сна, нужно придерживаться элементарных правил: не есть перед сном; не спать со светом в комнате; спать в хорошо проветренной комнате и в удобной, несинтетической одежде.

Чтобы избежать психоэмоциональных перегрузок, связанных с профессией, необходимо самостоятельно работать над своим личностным ростом и постоянно профессионально самосовершенствоваться.

Источник: http://3ys.ru/rabota-psikhologa-s-roditelyami-i-pedagogami/metody-optimizatsii-psikhicheskogo-sostoyaniya.html

Что такое «психологическая оптимизация» сайта

Что такое «психологическая оптимизация» сайта

Руководство директора по развитию Dropbox Дариуса Контрактора о том, как устранить поведенческие барьеры и увеличить количество пользователей.

Поделиться

Поделиться

Твитнуть

Дариус Контрактор

Вы когда-нибудь задумывались о том, почему людям не нравится знакомиться с вашим продуктом? Почему одни и те же изменения могут привести к скачку посещаемости одной страницы и отказам — на другой? Или почему люди, которые нашли ваш сайт в поиске, покидают его через пару секунд?

Потратив годы на создание продуктов, которые осваивают миллионы пользователей и приглашают своих друзей, я понял две вещи:

  • Каждый элемент страницы добавляет или отнимает эмоциональную энергию.
  • Вдохновлять пользователей так же важно, как убирать препятствия.

Секрет экспертов роста в сфере ИТ — представлять каждое взаимодействие пользователей с UX в качестве эмоционального события. Его можно разделить на компоненты и оптимизировать, чтобы упростить процесс знакомства с продуктом и увеличить конверсию.

Психологический фреймфорк

Увеличивая количество пользователей Tickle, Bebo и Dropbox, я использовал психологический фреймворк. Это системный поиск и улучшение способов, с помощью которых UX воздействует на эмоциональную энергию пользователя, которую мы дальше будем назвать «психо» (psych).

Каждое взаимодействие UX увеличивает или уменьшает показатель «психо» — единицы измерения мотивации, которая требуется для завершения действия

Некоторые элементы веб-страницы вдохновляют нас, увеличивая «психо», другие — напротив, истощают его баланс. Когда вы поймёте, как элементы влияют на пользователей, вы научитесь управлять этой энергией: вдохновлять их или убирать препятствия, чтобы посетители не отклонялись от базового сценария.

Читайте также:  Письмо себе любимому - психология

Мы измеряем энергию пользователей по шкале от 0 до 100.

Пользователь, у которого 100 единиц «психо», максимально вовлечён в процесс, не нуждается в дальнейшей мотивации и может преодолеть большинство проблем без посторонней помощи.

Например, если человеку нужно оплатить налоги сегодня вечером, то он сделает всё возможное, чтобы загрузить декларацию на платежный сайт своей компании.

Пользователь с нулевым «психо» — это уставший и равнодушный человек, который моментально отказывается от взаимодействия. Например, если вы случайно перейдете по ссылке на рекламный сайт, то почувствуете, что вас обвели вокруг пальца и тут же уйдете — у вас нет мотивации оставаться там дальше.

Элементы «психо»

Положительные элементы «психо» в UI вашего продукта могут стимулировать вовлечённость пользователей и увеличивать количество возвратов. Вспомните, как выглядит слоган Tinder: «Встречайтесь с новыми и интересными людьми неподалеку». Так и хочется сказать: «Отлично, давайте».

Негативные элементы «психо» разочаровывают и утомляют пользователей. Вот как встречает посетителей сайт программы для ускоренного въезда в США Global Entry: «Заполните 40 полей бланка с личной информацией». Чаще всего это вызывает обратную реакцию: «Заполню как-нибудь потом».

Проанализируем эту теорию на примере главной страницы сервиса знакомств Match.com. После этого поговорим о том, на какие элементы сценария взаимодействия пользователей с продуктом стоит обратить внимание, и разберем, почему сервис Airbnb правильно составил форму для регистрации собственников помещений.

Пример 1: главная страница Match.com

Как мы можем оценить баланс «психо» на этой странице?

Определяем начальный баланс единиц мотивации

Чтобы понимать, насколько мотивирован пользователь, подумайте о том, через какой канал он попал на ваш сайт.

Например, если люди попадают на сайт через поисковую систему, это говорит о том, что они заинтересованы в знакомствах. У них примерно 60 «психо».

В отличие от них, люди, которые попали на сайт, кликнув по баннеру — менее заинтересованы. Скорее всего, ими движет любопытство, или они перешли случайно. У них, вероятно, всего 30 «психо».

Клик по ссылке, которой поделился друг, может свидетельствовать о низкой вовлеченности, но действии эффекта социальной рекомендации. В таком случае «психо» соответствует примерно 50 единицам.

Элементы страницы должны следовать за взглядом пользователя

В тех культурах, где люди пишут слева направо, взгляд людей перемещается по веб-странице из левого верхнего угла в правый нижний. Уровень «психо» будет либо увеличиваться, либо уменьшатся в зависимости от того, какие элементы попадутся на пути пользователя.

Давайте посмотрим на порядок элементов с главной Match.com.

  • логотип;
  • фотографии;
  • текст: «Сайт №1 для свиданий, отношений или брака»;
  • форма;
  • кнопка «Посмотреть фото».

Вот как мы воспринимаем увиденное на подсознательном уровне. Прямо за логотипом идут фотографии улыбающихся свободных людей. Это формирует доверие — раз сервисом пользуются другие, ему можно доверять.

Затем мы видим подзаголовок: «Сайт №1 для свиданий, отношений или брака». Он формирует ожидания и убеждает пользователя, что это лучший сервис, где можно найти человека для легких или серьезных отошений.

Далее следует форма. Здесь от пользователя требуется совершить действие, и это понижает «психо», но ниже он видит кнопку «Посмотреть фото». Это воодушевляет его, потому что отвечает цели — сходить на свидание или найти спутника жизни.

Какие элементы несут позитивный «психо», а какие — негативный?

Давайте еще раз пройдемся по странице Match.com и подсчитаем очки.

Элементы позитивного «психо»:

  • «Какие красивые люди». +10 очков;
  • «Это сайт №1? И я смогу пойти на свидание, начать отношения, вступить в брак?» +3 очка;
  • «Мне нравится, что по умолчанию женщины ищут мужчин». +3 очка;
  • «Отлично, хочу посмотреть остальные фото». +8 очков.

Элементы негативного «психо»:

  • «Хм, какой же возраст указать». -5 очков;
  • «Зачем им нужен мой почтовый индекс? Ох, его еще вводить нужно». -10 очков.

Теперь подведем итог

Подсчитайте все элементы «психо», чтобы увидеть, насколько пользователи будут замотивированы к тому времени, как доберутся до кнопки призыва к действию.

  • Пришёл из поиска с 50 очками.
  • Позитивный «психо»: 10 + 3 + 3 + 8 = 24 очка.
  • Негативный «психо»: — 5 — 10 = -15 очков.
  • Результат: 50 + 24 — 15 = 59 очков. Пользователи, вероятно, пойдут дальше.

Теперь рассмотрим некоторые из главных факторов позитивного и негативного «психо» на общих страницах.

Как максимизировать «психо» на каждой странице вашего продукта

1. Оцените начальное количество очков

Как я уже говорил выше, люди уже приходят к вам с каким-то количеством баллов. Поговорим о том, какие факторы на это влияют:

Положительные:

  • у пользователя есть неотложная или острая потребность в вашем продукте;
  • продукт прямо подчеркивает, какую именно проблему он может решить;
  • у пользователя завышенные ожидания (например, он пришел по приглашению друга).

Отрицательные:

  • проблема пользователя не является неотложной, острой или важной;
  • пользователю не понятно, какую проблему решает ваш продукт;
  • точка входа на сайт не ясна.

2. Оформление лендинга

Как только пользователь зашёл на вашу целевую страницу, у вас есть возможность увеличить первоначальное количество очков, чтобы замотивировать его пройти процедуру регистрации. В противном случае он закроет вкладку.

Читайте также:  Примеры вредных внушений - психология

Положительные факторы:

  • изображения высокого качества, у сайта привлекательный дизайн;
  • сигналы доверия (логотип, отзывы, одобрение);
  • ясная, призывающая к действию структура;
  • заманчивое предложение в качестве вознаграждения за регистрацию.

Отрицательные факторы:

  • неряшливый дизайн, низкое качество изображений, стоковые изображения;
  • сигналы мошенничества (отсутствие SSL, подозрение на спам, не внушающие доверия отзывы);
  • запутанная структура, сложная навигация;
  • мелкое вознаграждение или его отсутствие, неясное следующее действие.

3. Оформление форм с личной информацией

В какой-то момент вы попросите пользователей ввести персональную информацию, даже если это всего лишь адрес электронной почты.

Эта просьба обычно вызывает негатив, потому что люди опасаются делиться такими данными, или же им просто не хочется тратить время на заполнение форм. Поэтому вы можете либо поработать с негативом, либо сделать процесс еще более неудобным.

Положительные факторы:

Источник: https://vc.ru/24626-psychframework

» Оптимизация процесса обучения

» Оптимизация процесса обучения

Два обстоятельства, сложившиеся в области педагогики к 70-80-м годам, породили еще одно направление поиска в дидактике— оптимизацию процесса обучения. Во-первых, уже были исследования по алгоритмизации обучения, программированному и проблемному обучению, обобщен липецкий опыт по совершенствованию обучения.

Во-вторых, к этому времени уже состоялись существенные разработки по общей теории оптимального управления (раздел кибернетики).

И еще одно: скорее всего, не психолого-педагогический, а идейно-политический лозунг «Школа без второгодников!», утвердившийся уже к тому времени в стране, и подсказали мысль об исследовании этой проблемы.

Что представляет собой оптимизация

Оптимизация (от лат. optimus — «наилучший») в общем виде означает выбор наилучшего, самого благоприятного варианта из множества возможных условий, средств, действий и т.п.

Если оптимизацию перенести на процесс обучения, то она будет означать выбор такой его методики, которая обеспечивает достижение наилучших результатов при минимальных расходах времени и сил учителя и учащихся в данных условиях.

Оптимизация достигается не одним каким-то хорошим, удачным методом. Речь идет о сознательном, обоснованном выборе учителем одного из многих возможных вариантов.

Критерии оптимальности методики учебного процесса

Чтобы оценить оптимальность (или неоптимальность) методики учебного процесса, надо определить ее критерии. Ю.К. Бабанский и М.М. Поташник выделили 4 критерия. 1. Максимально возможные результаты в формировании знаний, учебных умений и навыков. 2.

Минимально необходимые затраты времени учащихся и учителей на достижение определенных результатов. 3. Минимально необходимые затраты усилий на достижение определенных результатов за отведенное время. 4.

Минимальные, по сравнению с типичными, затраты средств на достижение определенных результатов за отведенное время.

Говоря обобщенно, учебный процесс будет оптимальным, если его результат высокий и достигается в короткий срок с минимальными усилиями учащихся и учителей.

Подбор оптимальных форм и методик

Оптимизация учебного процесса предполагает выбор оптимальных форм и методов. При всем их разнообразии нельзя утверждать, что какой-то метод или форма самые лучшие, так сказать, без «изъянов». Дело в том, что один метод будет оптимальным при одних конкретных условиях, но не лучшим — при других.

Другой метод лучше проявит себя в иных условиях и окажется неудачным в первой ситуации. Ю.К. Бабанский, И.Т. Огородников с коллегами и другие ученые исследовали сравнительные возможности (эффективность) разных методов обучения при решении основных образовательных задач. Так, Ю.К.

Бабанский полагает, что словесные методы обучения успешнее других решают задачи по формированию теоретических и фактических знаний, словесно-логического мышления и речи. Но эти же методы слабо решают задачи формирования практических и трудовых умений, наглядно-образного мышления, его самостоятельности, хотя при этом достигается быстрый темп обучения.

Учебные дискуссии успешно формируют теоретические знания, словесно-логическое мышление, самостоятельность мышления, речь, познавательный интерес, развивают навыки учебной работы, волю, эмоции, но темп обучения медленный. Таким же образом анализируются и оцениваются возможности 12 других методов по 13 параметрам.

И готовясь к уроку, преподаватель учитывает разные условия учебного процесса: цель урока, особенности содержания учебного материала и т.д. — для каждого этапа урока отбирает оптимальный метод.

Исследователи не считают оптимизацию особым методом или приемом обучения. Это целенаправленный (не стихийный или случайный) отбор и выбор методов для конкретного учебного занятия.

Этапы проектирования оптимального варианта обучения по Ю.К. Бабанскому

Проведя экспертную оценку работы учителей-мастеров, Ю.К. Бабанский предложил ряд этапов проектирования оптимального варианта обучения. 1. Формулирование задач обучения. 2. Отбор и конкретизация содержания обучения. 3. Выбор наилучшего сочетания форм обучения для данных условий. 4. Выбор рационального сочетания методов обучения. 5.

Составление оптимального плана обучения. 6. Максимально возможное улучшение условий для реализации плана обучения. 7. Реализация избранного плана обучения. 8. Анализ оптимального решения поставленных задач. Надо сказать, что Ю. К. Бабанский в предыдущей монографии назвал лишь 6 этапов действий учителя, хотя общие комментарии в той иной монографии совпадают.

Нам кажется, указанный вариант более понятен педагогу-практику, поэтому именно его и приводим. Оптимизация процесса обучения предполагает и учет особенностей интеллектуального развития школьника, его общеучебных умений и способностей. В зависимости от этого уровень учебных достижений у разных учащихся будет неодинаковым.

При оптимизации обучения предполагается, что каждый школьник достигает возможно высшего для себя уровня.

Таким образом, оптимизация процесса обучения синтезирует различные формы и методы в определенном сочетании, каждый раз наилучшим образом для конкретной ситуации.

Источник: http://paidagogos.com/?p=107

Ссылка на основную публикацию