Традиционный брак с инверсией ролей — психология

С ног на голову: инверсия ролей в браке (интервью для женского журнала — 2017)

Традиционный брак с инверсией ролей - психология

Интервью брала журналист, редактор ЖЖ, Виктория Шапаренко))

Текст

С ног на голову: инверсия ролей в браке

Говорят, браком хорошее дело не назовут. Игра слов… Но только ли игра? Формат брака, к которому все мы привыкли, сегодня трещит по швам. Его сущность меняется, традиционные роли мужа и жены тасуются как в колоде карт.

Хорошо это или плохо? Все пропало или все идет своим чередом? Об этом мы и поговорим с Борисом Пахолем, аспирантом кафедры социальной психологии КНУ им. Т.

Шевченко, психологом, бизнес-консультантом, телеведущим проекта ПОЛОВИНКИ-2015 (Новый канал), экспертом проекта «Касается каждого» (телеканал Интер).

Институт брака сейчас переживает кризис. Есть мнение, что он возник вследствие экономической необходимости: женщина не могла растить потомство самостоятельно, нужен был кормилец и добытчик.

Сейчас многие жительницы мегаполисов могут обеспечить себя и ребенка, а значит, необходимость в партнере перестает быть такой острой. Исчезает мощный стимул строить отношения, сохранять семью – браки, ранее крепко державшиеся на зависимом и подчиненном положении женщины, теперь распадаются.

Как вы считаете, это тенденция? Зарождение некоего нового формата общеустройства или какое-то временное исключение из правил?

Причины возникновения брака в его классическом, европейском понимании исследованы в книге Бертрана Рассела «Брак и мораль», написанной еще в начале ХХ века, и с тех пор ничего нового в этой теме не появилось.

Но есть важный момент: тот вид сожительства мужчины и женщины, который мы называем браком, не уникальное явление и не единственно возможное – в других культурах есть масса разных вариантов. Особенность европейского в том, что изначально женщина выступала в роли товара, а мужчина – покупателя, который выбирает.

Наложение на брачные отношения этих рамок рыночности, похоже, и есть та проблема, с которой мир сейчас пытается справиться.

В существующем варианте институт брака точно себя исчерпал: по статистике, 60% пар распадается в течение первых 2 лет брака, в следующие 6-7 лет – еще больше половины оставшихся.

Наверное, проблема – в наших представлениях о том, как надо жить: они очень паттерналистичны, с доминантой мужской роли. А между тем, то, что женщина имеет равные с мужчиной права, в современных культурных рамках ни у кого не вызывает сомнений.

Отсюда и конфликт, влекущий появление новых форм брака, вариаций ролевого распределения.

Своеобразный протест и поиск форм «наоборот» – это своеобразный тренд постмодерна и реакция на длительную несвободу, поддерживаемую традициями и религией.

Сознательный подход к браку предполагает адекватные ответы на вопросы: зачем мне семья и готов ли я взять ответственность за потомство? Если есть сознательность, люди сами разберутся, какой формат их устроит.

И многообразие форм – это хорошо, ведь единым шаблоном нельзя удовлетворить все потребности и желания в вопросе отношений. В связи с повышением психологической грамотности людей традиционный брак как форма зависимости и манипуляции уже сходит на нет, особенно в мегаполисах.

Все чаще семейные роли распределяются непривычным образом: муж становится домохозяином, а жена зарабатывает деньги.

Это современная норма? Почему мужчина добровольно выпускает из рук бразды правления? В чем тут дело – феминизм одних, инфантилизм других или все созрели для равноправных партнерских отношений? А может, это результат некоего эволюционного процесса, ведущего к отмене гендера как такового?

Что касается гендера… Это понятие ввели главным образом для того, чтобы объяснить многообразие половой ориентации людей и снять однозначность требований к полоролевым отношениям.

Хотя при внимательном изучении становится ясно, что гендер – «пустотная категория» и речь идет лишь о социальных стереотипах, связанных с поведением разных полов, а это, скорее, вопрос воспитания, а не врожденной данности.

Если же говорить о причинах смены ролевого позиционирования, то их множество. Но пожалуй, безусловным лидером является инфантилизм – своеобразное психологическое застревание, несоответствие биологического и психологического возраста.

Для такого состояния характерны стереотипные детские реакции: например, обиды, топанье ножкой, капризы «не хочу, не буду» или же проявление любви только к тем, кто соответствует ожиданиям, оценочное восприятие. Инфантилизм настолько распространен, что многие уже склонны считать его нормой. Но это не так.

Надо понимать, что равноправные, партнерские, гармоничные отношения возможны только между психологически зрелыми людьми, которые как минимум дружат, а если есть любовь – вообще замечательно.

Бывает, что мужчина не справился с жизненными вызовами, испугался и сознательно снизил для себя планку, решив заниматься простыми вещами. Иногда обмен ролями – это временное явление, а иногда люди специально так договариваются.

Бывает, мужчине просто нравится заниматься хозяйством, и он действительно делает это хорошо. Тогда это вполне здоровые отношения, ведь само по себе представление, что мужчина должен приносить мамонта, а женщина – создавать уют, культурно обусловлено.

Культура меняется, распределение ролей тоже. Если обоих это устраивает, почему нет?

Пример из жизни: семья, трое детей, муж из-за того, что не оформил вовремя документы, не может работать официально. Он засел дома, «на хозяйстве», занимался детьми, а жена работала.

И работала много: обеспечить такую семью непросто. Пока дети были маленькими, ситуация более-менее всех устраивала.

Но вот дети выросли, перестали нуждаться в тщательном присмотре, и позиция отца-домохозяина стала вызывать недовольство жены и недоуменные вопросы у родни…

Итак, жена тянет на себе всю семью, а муж ничем себя не утруждает, инфантильно объясняя свое тунеядство отсутствием документов. Конечно, ни о каких гармоничных отношениях тут речи нет, но многие люди так живут.

Существует понятие симбиотической пары, когда партнеры живут в браке достаточно долго, но спросишь их: «Вас все устраивает?» – а они: «Нет, он такой-сякой…» – «Так разводитесь!» – «Вы что! Куда ж он без меня?». Это созависимые отношения, невротичные по своей сути. Они приводят к деструкции, негативным переживаниям, неблагополучию.

Можно продолжать так жить как угодно долго, но, если люди хотят быть счастливыми, все-таки надо что-то с этим делать. И чем раньше, тем лучше.

Как отражается на детях смена родительских ролей? Может ли отцовское воспитание полностью заменить материнское?

Если ребенок живет с одним из родителей с детства, и никто не считает это ущербным, он не пострадает. Роль недостающего отца (матери) может исполнять кто-то из родни или друзей. Если же в семье наблюдается негативное отношение к поведению родителя, то даже притом, что семья полная в классическом понимании, ребенок может иметь психологические проблемы.

Важно и то, как женщина уходит в бизнес, в карьеру. Если она это делает невротично, сбегая из семьи, – дети сразу это чувствуют.

Если же процесс гармоничен – женщина успевает уделять время и работе, и семье – детям будет хорошо. Они знают, что мама их любит, даже если ее сейчас нет рядом.

Гораздо больше вреда для ребенка приносит вечно опекающая мама-квочка: «Вася, ты не забыл покушать, надел шапку?» Зачастую именно такие мамочки растят инфантов.

Я бы вообще не «воспитывал» детей в классическом понимании. Занимайтесь собой, своим развитием. Если вы будете целостны, психологически благополучны, у вас будут объективно хорошие отношения с окружающими и самим собой, у вас будут долгосрочные цели собственного развития и открытость новому – ваши дети воспитаются правильно.

Справедливо ли утверждение, что мужчине необходимо реализоваться в социуме, обязательно иметь свое дело?

Независимо от пола одним из компонентов психологического благополучия человека является его стремление к саморазвитию, наличие значимых целей, ощущение реализованности, профессиональной идентичности. Мнение о том, что мужчина более направлен на социум, устарело. К тому же он вполне может развиваться в рамках корпоративных структур и без открытия собственного дела.

Тому, что человек сидит дома, причин может быть множество. Возможно, ему нравится такой образ жизни, а может, он переживает кризис – нужно подумать, найти новые смыслы, поставить цели. Это очень индивидуально. Тут, скорее, надо выяснить, почему его сидение дома вызывает у вас негативные эмоции и разбираться с собой.

Возможно, как противовес явлению инверсии в моду вошли ведические семейные практики. Образованные дамы вдруг увлеклись ношением юбок и открытием чакр, благодаря чему, говорят, мужчина снова становится кормильцем, добытчиком, хозяином и прочее.

Что вы думаете по этому поводу? Почему сейчас подобное мракобесие расцвело пышным цветом? Или это не мракобесие, а возвращение к корням, истокам, скрепам? Обращение к образу «простой бабы» – ответ на что? Действительно ли это полезно для семьи и самой женщины? Вам женщина в юбке кажется более привлекательной?

Конечно же, ни о каком возвращении к корням речи не идет. В Ведах, если кто их читал, ничего не сказано про юбки и семейное распределение ролей, да и к открытию чакр это тоже не имеет никакого отношения.

Если кто-то думает, что открыть чакру можно путем ношения специфической одежды, тут впору задуматься о некорректности мышления.

Как можно делать что-то, не понимая ни механизма воздействия, ни объекта воздействия, ни критериев результата?

Думаю, причина в том, что людям нравится подражать чему-то древнему: им кажется, что если они вернутся к «истокам», то жизнь станет лучше. Это традиционалисты, отрицающие прогресс и развитие как таковое.

Они склонны не размышлять, не использовать логику, а слепо доверять и верить, внимать якобы научным фильмам вроде «Секрета», слушать проповедников. Сейчас такие псевдоучения популярны, потому что люди не любят напрягаться и ищут простые ответы на сложные вопросы.

Польза для семьи тут возможна только в том случае, если оба супруга исповедуют одну религию и придерживаются, пусть и странных, но объединяющих их ритуалов. Однако адекватность и тем более заявленная результативность сомнительны.

Длинные юбки? Да какая разница, что женщина носит. Если она религиозна и этим подчеркивает свою принадлежность к конфессии, получая некие дивиденды (скажем, находит подходящего мужчину для создания семьи или же снимает тревожность через ощущение принадлежности к общине), в этом есть рациональный смысл.

Любая одежда культурно обусловлена. Например, юбки носят растаманы и шотландцы – они же при этом не перестают быть мужчинами? Носит ли женщина юбку, ходит ли в брюках – если она женственна и сексуальна, то этого ничем не скроешь. Но если эти качества отсутствуют и женщина не развивает их – юбка не поможет.

Что можно посоветовать тем, кто хотел бы изменить «перевернутый» семейный уклад, не устраивающий их?

Если у мужчины духовный кризис, дайте ему спокойно полежать и подумать. Ведь мотивирует только то, что имеет опору на внутренние, глубинные желания. Если же такой опоры нет, человек находится не в автономной позиции, а в зависимой. Потому не стоит отправлять его пинком под зад на работу – вряд ли он будет от этого счастлив, да и вы тоже.

Но если мужчина ничего не делает из-за инфантилизма, то перестаньте быть мамочкой – и дело пойдет на лад. Не потакайте его слабостям, но при этом сердечно не закрывайтесь от него.

А еще в любой непонятной ситуации занимайтесь своим духовным развитием, читайте, творите, нарабатывайте новые коммуникативные навыки, знакомьтесь с новыми интересными людьми, путешествуйте, занимайтесь сексом.

Хотя бы в тренажерный зал сходите. Любые виды деятельности, связанные с саморазвитием, прекрасно подойдут. Дело в том, что, когда нам хочется что-то изменить в партнере, чаще всего это проекция – на самом деле нам что-то не нравится в себе.

А это уже совсем другая история.

Источник: http://borispakhol.net/media/s-nog-na-golovu-inversiya-rolej-v-brake-intervyu-dlya-zhenskogo-zhurnala-2017/

Инверсия: Смена ролей родители-дети

Инверсия: Смена ролей родители-дети

Я сегодня решила рассказать об одной из причин, приводящей к разрешению сложных ситуаций в жизни женщины.

В Расстановках я часто вижу, как это становится причиной проблем в своей семье, невозможности создать отношения, сложностей в воспитании ребенка, трудностей в поиске работы и понимании своего предназначения. И. кончено, это приводит к заболеваниям, подчас тяжелым или смертельным. Что же это?

Инверсия детско-родительских ролей.

Звучит очень научно… Потому мы предложим вам и пояснение, и описание на очень простых примерах.

Инверсия ролей — это ситуация, когда родители делегируют, передают  детям собственные обязанности. И сами ведут себя инфантильно, по-детски  демонстрируя потребность в опеке и заботе: «Ну как же я останусь без тебя, дочка…

», «Если ты уедешь, я умру!», «Иди-иди на свое свидание… мама сама себе скорую вызовет…», «Позвонила, наконец! А я уже весь валидол выпила, по моргам звоню!». Это лишь несколько реальных цитат из практики.

И это не ситуации, где дочь 10 лет о себе не давала знать, а каждодневные «слова любви» от мамы.

Роли и ответственность в семье

Чтобы было понятно, как смещаются роли – предлагаем простое видение – кто есть кто в семье. Сравните со своей ситуацией – похоже, отличается или совсем не так? Где вы видите инверсию ролей, отказ от ответственности?

·         Мужпапа — принимающий решение, на нем основная ответственность за семью. Он дает окончательные разрешения и устанавливает ограничения. На примере его отношений с женой дети (и мальчики, и девочки) получают образ будущих отношений в своей семье.

·         Женамама — помните, что женщина выходит ЗаМуж? В самом слове в нашем языке заложена позиция, роль жены. Да, мир сильно изменился, при этом есть важные законы, которые стоит помнить. Жена – второй лидер.

Не по значимости, а ПО ПОРЯДКУ! Жена заботится, хранит традиции, помогает поддерживать порядок в доме (порядок ролей в том числе). Через женщину дети видят пример поддержания иерархии и послушания – как она уважает и слушает мужчину, так они будут слушать старших.

Это то, о чем не просто забыли в последнее время, а что активно вытесняется и отвергается средствами массовой информации, современной культурой.

·         Ребёнокдети — учатся, перенимают традиции, делают ошибки, учатся проживать и выражать чувства. В них новый опыт, продолжение семейной системы. За них взяли ответственность, их любят и защищают. В это время дети учатся жизни, тому, что они реализуют впоследствии.

Читайте также:  Тесты интеллекта - психология

·         Бабушка — это мама родителей. Она старшая. Она уже не управляет родительской семьей (мамой и папой), при этом уважаемый человек и следующий после родителей старшийвоспитатель.

·           Дедушка — это папа родителей. Он глава рода, старшее поколение. При этом в семье родителей (втором поколении) он может советовать, рекомендовать – но не управлять. Для детей он товарищ, компаньон, наставник.

История дяди Федора.

Вы задумывались когда-нибудь, почему мальчика зовут дядя Федор? Да, именно потому, что мы видим в этой семье инверсию ролей: незрелые родители и мудрый, многоопытный не по возрасту мальчик.

Если решите пересмотреть – обратите внимание,

как он самостоятельно устраивает хозяйство в деревне?

Сколько он прожил без родителей?

В какой момент он вернулся в родительский дом?

Только когда серьезно заболел и другие персонажи написали родителям об этом. Только состояние болезни и беспомощности помогло ребенку выправить поведение родителей в сторону взрослости, ответственности.

Вы теперь понимаете одну из причин, почему в некоторых семьях дети часто болеют? Предвидя вопросы и восклицания, скажу – да, в мультфильме все утрированное, ненастоящее. При этом, оглянувшись вокруг – вы найдете не одну семью с подобными процессами.

Подробнее мы говорим о таких ситуациях в вебинарах о Силе Рода и на встречах Расстановки+.

Итак, я подготовила отрывок — почитайте описание чувств, ощущение и состояния девочки в момент, когда она приняла решение стать опекуном своей мамы.

Если хотите глубже увидеть ситуацию, я предлагаю вопросы для анализа:

·        

·             С какого момента начинается смена ролей?

·             Это неожиданный момент? Или были предпосылки?

·             Какие именно действия (уже в этом отрывке) выполняет девочка как родитель?

·             Какие признаки нездоровой семьи вы видите?

·             В чем проявляется здоровое общение в вашей семье?

·             Что бы вы хотели изменить?

В решение таких вопросов помогают расстановки, читайте более подробную информацию по ссылке == >> http://yulia-portland.ru/article/rasstanovki/61116-rasstanovkitelo

Ближайшая встреча состоится 6 ноября 2016 г. чтобы зарегистрироваться — пишите 9161612072@mail.ru

Юлия Портланд, расстановщик, специалист телесно-ориентированного подхода

Если вам понравился этот материал и показался полезным — пожалуйста, нажмите на кнопку от , vkontakte или tweeter (находятся ниже) – чтобы о нем узнали другие люди. Мы будем вам очень благодарны! Спасибо!

ПОХОЖАЯ СТАТЬЯ (вам это поможет больше узнать о нарушениях и правилах существования семейной системы):

КиноПсихология семьи — советское кино

«…На полном ходу Джудит ворвалась в гостиную.

— Мамуля, Филлис сказала, что если ты хочешь… — Слова застряли у нее в горле. Что-то явно было не так, случилось что-то очень неприятное.

Молли сидела в кресле у камина, но когда она повернула лицо к дочери, оно было искажено отчаянием, распухло от слез и обезображено рыданиями. На столике стоял наполовину опорожненный стакан для вина, а на полу у ног Молли были рассыпаны, точно опавшие листья, исписанные убористым почерком листы тонкой бумаги.

—Мама!—Инстинктивным движением Джудит закрыла за собой дверь. — Что, Бога ради, произошло?

— Ах, Джудит…

В ту же секунду Джудит уже стояла на коленях подле ее кресла.

— Скажи же, в чем дело? — Никакая дурная новость не могла потрясти ее больше, чем зрелище рыдающей матери.

— Письмо от твоего папы, я только что прочитала его. Я этого не переживу…

— Что с ним случилось?

— Ничего. — Молли приложила к лицу скомканный, уже основательно промокший от слез платок, — Просто… дело в том, что… мы не останемся в Коломбо… его назначили на новое место, и нам надо ехать в Сингапур,

— Но почему ты так расстроилась?

— Потому что опять мы переезжаем… в другое место… Как только мы прибудем в Коломбо, снова надо будет собирать вещи, и опять в дорогу… На новое место, где я ни разу не была, где я никого не знаю.

Мне и в Коломбо-то возвращаться не хотелось, но там, по крайней мере, я жила бы в нашем старом доме, а Сингапур — это еще дальше… и мне придется… Я знаю, я веду себя глупо… — Из глаз Молли снова полились слезы. — Но почему-то… я чувствую, что это последняя капля. У меня больше нет сил.

А ведь надо еще… — Она задохнулась от сотрясавших ее рыдании и не могла уже произнести ни слова. Джудит поцеловала ее и почувствовала запах виски. Ее мать никогда не пила виски.

Молли вытянула руку и неуклюже обняла Джудит.

— Мне бы сейчас чистый носовой платок…

— Я принесу,

Джудит встала, вышла из комнаты, взбежала вверх по лестнице к себе в спальню. Вынула из комода один из своих больших, добротных школьных платков, резко, с грохотом задвинула ящик обратно и подняла взгляд на свое отражение в зеркале.

Оттуда на нее взглянуло растерянное, испуганное лицо, такое же, как у ее плачущей внизу матери. Стоп, так не годится. Кто-то из них двоих обязан оставаться сильным и сохранять ясную голову, иначе все пропало.

Джудит раз-другой глубоко вздохнула, взяла себя в руки и заставила успокоиться. Как там говорила ей тетя Бидди? Не оказываться в ситуациях, а самой создавать их.

Вот как раз и подвернулась ситуация, когда же, как не сейчас, применить совет тети Бидди на деле? Джудит вся подтянулась, расправила плечи и стала спускаться вниз.

Вернувшись в гостиную, она обнаружила, что Молли также сделала над собой некоторое усилие: она подобрала с пола упавшие листки и даже сумела растянуть дрожащие губы в вымученную улыбку.

— О, спасибо, родная… — Она с благодарностью взяла у дочери чистый носовой платок и высморкалась. — Мне так стыдно. Не знаю, что на меня нашло. Сегодня был такой тяжелый день. Наверно, я просто переутомилась…

Джудит села на прикаминную скамеечку:

— Можно мне прочитать письмо?

— Разумеется. — Мать подала ей конверт.

«Дорогая Молли»… Четкий, ровный почерк. А текст письма очень отчетлив. Отец всегда писал черными чернилами.

«Когда ты получишь это письмо, Рождество уже будет позади. Надеюсь, вы с девочками хорошо повеселились. Я должен сообщить тебе весьма важные новости. Вчера вечером меня вызвали и сообщили, что решено направить меня в Сингапур управляющим компании «Уилсон —Маккинон» '.

 Это повышение в должности, и, стало быть, я могу рассчитывать на большее жалованье, а также на другие привилегии, такие как более просторный дом и служебный автомобиль с личным водителем. Надеюсь, тебя это тоже обрадует.

Я должен буду вступить в новую должность только через месяц после того, как вы с Джесс прибудете в Коломбо; так что у нас с тобой будет время подготовить наш дом для человека, который прибудет на мое место; а потом мы втроем поплывем в Сингапур. Я знаю, ты будешь скучать по Коломбо.

Тем не менее, я с волнением и восторгом думаю о том, что мы поплывем все вместе и будем вместе потом, когда устроимся в новом доме. Моя новая работа намного ответственнее и труднее, но я чувствую, что в состоянии с ней справиться и успешно выполнить все, что от меня потребуется.

Не могу дождаться того момента, когда наконец, увижу тебя и впервые встречусь с Джесс. Я надеюсь, она не будет меня дичиться и в конце концов привыкнет к мысли, что яее отец.

Передай Джудит, что ее рождественский подарок должен прийти со дня на день. Надеюсь, все приготовления, связанные с ее переводом в «Школу св. Урсулы», идут по плану и что расставание не будет для вас слишком мучительным и горьким.

На днях видел в клубе Чарли Пейтона. Он сказал, что Мэри ждет ребенка. Они хотят пригласить нас на ужин…»

И так далее. Читать дальше не было необходимости. Джудит сложила листки и вернула их матери. Потом сказала:

—По-моему, все идет как нельзя лучше. Я так рада за папу!

Мне кажется, ты совсем не должна расстраиваться.

— Я не расстраиваюсь. Я просто… убита. Я знаю, во мне говорит эгоизм, но я не хочу ехать в Сингапур, Там так жарко и влажно, и потом — новый дом, новые слуги… заводить новые знакомства… и прочее. Для меня это слишком…

— Но с тобой же будет папа.

— Знаю…

— Тебя ждет масса удивительных вещей.

— Я не хочу удивляться. Я хочу мира и покоя, и мне не надо никаких перемен. Я хочу, чтобы у меня был дом, а не бесконечные переезды с места на место и разлуки. А все требуют от меня чего-то, и каждый говорит, что я все делаю неправильно, что я ничего не понимаю и не умею…

— Но это не так!..

— Бидди держит меня за идиотку. И Луиза тоже.

— Да не обращай ты на них внимания!

Молли еще раз высморкалась и снова отпила из своего стакана. 

— Я не знала, что ты пьешь виски,

— Да обычно я и не пью. Но тут мне нужно было выпить. Поэтому я, видно, и распустила нюни. Наверно, я пьяна.

— Не похоже.

Молли обратила к дочери робкую, смущенную улыбку, пытаясь посмеяться над собственной слабостью:

— Я знаю. Надеюсь, ты не считаешь, будто я только о себе думаю и несправедлива к тебе. Ведь тетя Бидди хотела пригласить тебя к себе, а я встала поперек. Дело в том, что Луиза… ну, она и в самом деле недолюбливает Бидди, и поэтому возникла еще одна проблема, и мне надо было ее как-то решать… наверно, у меня не очень хорошо получилось.

Джудит ответила ей с полной откровенностью:

— Я и не думаю возражать против того, что ты решила, — и затем прибавила то, что давно мечтала сказать матери: — Это ничего, что я буду жить у тети Луизы или не поеду к тете Бидди. Но вот что мне совсем не нравится, так это то, что ты никогда не говоришь со мной о своих планах, не спрашиваешь, чего хочу я.

— То же самое сказала мне Бидди. Перед самым обедом она опять на меня насела. И я чувствую на себе огромную вину — оттого, что, пожалуй, слишком часто принимала решения на твой счет, не обсуждая их с тобой: о школе, о тете Луизе и все прочее… А теперь у меня такое чувство, что уже поздно пытаться что-то исправить.

— Тетя Бидди не должна была огорчать тебя. И ничего еще не поздно.

— Но мне еще так много предстоит сделать. — Молли снова панически запричитала: — Я оставила все на последний момент, даже не купила тебе одежду для школы, а ведь еще надо похлопотать насчет Филлис, разобрать вещи в доме и так далее…

Она производила такое жалкое впечатление, была так беспомощна, что Джудит внезапно почувствовала себя невероятно сильной и собранной, способной ее защитить.

— Мы тебе поможем. Я помогу. Мы все сделаем вместе. А что до этой ужасной школьной формы, то почему бы нам завтра не поехать и не купить ее? Где она продается?

— В магазине «Медуэйз», в Пензансе.

— Хорошо, значит, мы съездим в «Медуэйз» и расправимся со всем одним махом.

— Но надо еще купить все эти клюшки для хоккея на траве, и Библию, и несессер…

— Их мы тоже купим. Мы не вернемся, пока не закупим все. Поедем на машине. Ты должна набраться смелости и сесть за руль, не можем же мы везти такую груду вещей на поезде.

Молли несколько приободрилась и выглядела уже менее растерянной. Кто-то взялся решить за нее одну из проблем, и это, кажется, вернуло ей долю уверенности в себе. Она произнесла: «Хорошо» и, подумав, добавила:

—Джесс мы оставим с Филлис, а то она нам все нервы истреплет. И предпримем этакую прогулку вдвоем, ты и я. А на обед зайдем в «Митру», побалуем себя за труды. К тому времени уже будет за что.

—А потом, — сказала Джудит твердым, не допускающим возражений тоном, — доедем до моей новой школы, я хоть посмотрю, какая она из себя. Не могу же я идти в школу, которую никогда не видела.

—Но сейчас ведь каникулы. Там никого не будет.

— Вот и хорошо. Полазаем везде тайком, позаглядываем в окна… В общем, с этим покончено, так что не унывай, не расстраивайся. Ты уже лучше себя чувствуешь? Хочешь принять ванну? А хочешь — ложись в постель, Филлис принесет тебе ужин на подносе.

Но Молли отрицательно покачала головой:

— Нет-нет, хотя это было бы чудесно. Я уже в полном порядке. Ванну я приму попозже.

— В таком случае, я пойду скажу Филлис, что мы уже можем приступить к ее вареной курице.

— Подожди еще минутку. Я не хочу, чтобы Филлис узнала, что я плакала. Это очень заметно?

— Нет. Просто раскраснелась немножко, сидя возле огня. Молли наклонилась к дочери и поцеловала ее:

— Спасибо. Благодаря тебе я почувствовала себя совсем другим человеком. Ты такая милая.

— Ерунда. — Джудит на мгновение задумалась, подыскивая какую-нибудь утешительную фразу, — У тебя просто был трудный день.

Отрывок из романа Розамунд Пилчер.

Если вам понравился этот материал и показался полезным — пожалуйста, нажмите на кнопку от , vkontakte или tweeter (находятся ниже) – чтобы о нем узнали другие люди. Мы будем вам очень благодарны! Спасибо!

Источник: http://yulia-portland.ru/article/otnosheniya/inversiya-smena-rolei-roditeli-deti

Девид Майерс — Социальная психология

Девид Майерс - Социальная психология

Инверсия ролей. Исполнение ролей может быть также и источником позитивного влияния. Активно играя новые роли, люди либо изменяются сами, либо проникаются чувствами тех, чьи роли отличаются от их собственных. Психодрама, одна из форм психотерапии, использует исполнение ролей именно для этой цели.

Героиня пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион» Элиза Дулитл — кокни [Житель Лондона, уроженец Ист-Энда, представитель рабочих слоев населения. — Примеч. науч. ред.], продавщица цветов, обнаружила: если она играет роль леди и другие смотрят на нее как на леди, значит, она и на самом деле леди. То, чего не было, стало реальностью.

Читайте также:  Концентрация сил - психология

Роли нередко бывают «парными», и отношения внутри каждой пары совершенно определенные: мать (отец) — ребенок, муж — жена, учитель — ученик, врач — пациент, работодатель — наемный работник, полиция — гражданин. Инверсия ролей может помочь каждому из участников таких пар лучше понять другого.

Основной проблемой многих разговоров и споров Ларошфуко считал повышенное внимание собеседников к их собственным высказываниям и недостаточное внимание к тому, чтобы четко отвечать на вопросы: «Даже самые очаровательные и умные собеседники преимущественно ограничиваются тем, что изображают внимание,…настолько им не терпится вернуться к своим собственным идеям» (La Rochefoucauld, 1665, No. 139). Следовательно, переговорщик или лидер группы может создать более благоприятные условия для общения, предложив двум сторонам поменяться ролями таким образом, чтобы каждой пришлось защищать точку зрения оппонента. Возможен и другой вариант: каждой стороне, прежде чем она приступит к изложению собственной позиции, можно предложить изложить позицию оппонента таким образом, чтобы оппонент остался доволен изложением. В следующий раз, когда у вас возникнет трудный спор с другом или с кем-нибудь из родителей, остановитесь. Если каждый из вас воспроизведет аргументы другого и попробует представить себе его чувства, прежде чем дать волю своим собственным, ваше взаимопонимание только выиграет от этого.

Итак, до сих пор мы говорили о биологическом сходстве, которое существует между всеми нами, людьми, — представителями одного биологического вида, о культурных различиях, о том, как нормы и роли варьируются внутри каждой культуры, и о том, чем нормы и роли одной культуры отличаются от норм и ролей другой.

Помните, что основная цель социальной психологии — не поиск различий, а выявление универсальных принципов поведения.

Нашей целью является то, что психолог Уолтер Лоннер, специалист по кросс-культурной проблематике, назвал «универсальной психологией — психологией, которая имеет ясную цель и работает в Риме и в Ботсване ничуть не хуже, чем в Омахе или в Осаке» (Lonner, 1989).

Установки и поведение всегда зависят от культуры, но процессы, посредством которых установки влияют на поведение, зависят от нее в значительно меньшей степени.

Ожидания, которые связывают с подростками жители Нигерии и Японии, отличны от ожиданий, которые связывают с ними жители Северной Америки и Европы, но во всех культурах социальные отношения направляются надеждами, которые возлагаются на исполнителей тех или иных ролей. Почти 100 лет тому назад эту мысль прекрасно выразил Г. К.

Честертон: «В тот самый момент, когда кто-то догадается, почему мужчины на Бонд-стрит носят черные шляпы, он одновременно поймет, почему мужчины в Тимбукту носят красные перья».

Резюме

Что общего между нами, людьми, чем мы отличаемся друг от друга и почему? Эволюционные психологи изучают, как в результате естественного отбора сохранялись полезные черты, обеспечивающие передачу определенных генов от одного поколения к другому.

Хотя человеческая способность к научению и адаптации (благодаря которой мы и отличаемся друг от друга) — тоже часть наследства, доставшегося нам от эволюции, эволюционистская точка зрения подчеркивает наше сходство, являющееся следствием общей человеческой природы.

Культурологическая точка зрения подчеркивает различия между людьми — поведение, идеи и традиции, которые помогают идентифицировать группу и передаются из поколения в поколение. Огромное разнообразие установок и форм проявления поведения, характерное для каждой культуры, свидетельствует о том, в какой мере мы являемся творениями норм и ролей собственной культуры.

Тем не менее психологи, проводящие кросс-культурные исследования, озабочены поисками того, что они называют «универсальными нормами» всех людей. Так, вопреки существующим между ними различиям, культуры имеют и некоторые общие нормы. К таким безусловно универсальным нормам относится и норма, регламентирующая взаимоотношения людей, статусы которых различны.

Все культуры предписывают людям исполнение социальных ролей, следствием чего нередко становится интернализация «изображаемого» поведения. А это значит, что можно воспринять и другую точку зрения, начав играть другую роль.

Гендерные различия и сходства

И эволюционные психологи, и психологи — сторонники культурологического подхода стремятся объяснить различия между полами. Прежде чем приступить к рассмотрению этих точек зрения, давайте выясним, что же нуждается в объяснении. Что общего между мужчинами и женщинами? Чем они отличаются друг от друга и почему?

Люди отличаются друг от друга многими чисто внешним параметрами, например ростом, весом, цветом волос. Этот перечень легко можно продолжить.

Однако для Я-концепций и для социальных отношений наибольшее значение имеют два параметра, на которые окружающие реагируют в первую очередь: расовая принадлежность и, конечно, пол (Stangor et al., 1992).

Рост и цвет волос могут повлиять на Я-концепцию и самоидентификацию, на выбор друзей и сексуальных партнеров и на отношение к нам окружающих. Однако этническая принадлежность и пол имеют несравнимо большее значение.

Когда вы появились на свет, первое, что захотели узнать окружающие, — кто родился, мальчик или девочка. Если ребенок одет так, что его пол трудно определить, окружающие не знают, как реагировать на него. Когда выясняется, что новорожденный — гермафродит, т. е.

имеет и мужские и женские половые органы, врачи и родственники оказываются перед необходимостью «причислить» ребенка к мужчинам или к женщинам, даже если для этого нужно прибегнуть к помощи хирургии. В этом нет ничего удивительного: каждый человек должен принадлежать к определенному полу. Между днем и ночью есть сумерки, а между мужчинами и женщинами, с точки зрения социологии, — пустота.

О том, как расовая принадлежность и пол влияют на отношение к нам окружающих, будет рассказано в главе 9. Сейчас же давайте поговорим о гендере — о качествах, ассоциирующихся у людей с мужчинами и с женщинами. Какого поведения обычно ждут от мужчин, потому что именно оно считается типично мужским? А что такое типично женское поведение?

«Из 46 хромосом человеческого генома 45 у обоих полов одинаковы», — пишет Джудит Рич Харрис (Harris, 1998). Следовательно, у мужчин и женщин много общих физических черт. Например, мальчики и девочки начинают садиться, ходить и «обзаводиться зубами» в одном и том же возрасте.

Они похожи друг на друга и по многим психологическим параметрам: их роднят словарный запас, креативность, интеллект, самоуважение и представления о счастье.

Значит ли это, что можно сделать следующий вывод: мужчины и женщины в основном одинаковы и отличаются друг от друга лишь несущественными анатомическими деталями, имеющими значение лишь в совершенно определенных ситуациях?

На самом деле мужчины и женщины отличаются друг от друга, и именно это обстоятельство, а не сходство, привлекает внимание и становится предметом изучения. И в повседневной жизни, и в науке интерес вызывают различия.

По сравнению со среднестатистическим мужчиной в среднестатистической женщине на 70 % больше жира, на 40 % меньше мышц, и она на 5 дюймов (12,5 см) ниже ростом. Мужчины вступают в пубертатный период на 2 года позднее, среди них в 20 раз больше дальтоников, а продолжительность их жизни меньше на 5 лет.

Женщины в 2 раза чаще страдают от тревожности и депрессии. У них несколько лучше развито обоняние, и они легче возбуждаются сразу после оргазма. Среди мужчин в 3 раза больше самоубийц и в 5 раз больше алкоголиков, чем среди женщин.

Мальчики чаще демонстрируют синдром гиперактивности или нарушения речи, а во взрослом состоянии — антисоциальное поведение и способность шевелить ушами.

Источник: https://profilib.net/chtenie/74604/devid-mayers-sotsialnaya-psikhologiya-66.php

Гендерные инверсии: круглый стол

Гендерные инверсии: круглый стол

В дискуссии принимают участие:

— Верите ли вы в само существование традиционных социальных ролей мужчины и женщины?Галина Аксенова:- Хотелось бы верить, что разделение социальных ролей происходит, но я уже давно не верю. Жизнь так складывается, что женщине все чаще приходится брать на себя мужские обязанности. Я, например, довольно долго была домохозяйкой, но потом пришлось заняться бизнесом. Сейчас это становится уже социальным явлением. И дело даже не в том, что мужчины вырождаются – я в это не верю категорически. Просто общество меняется, и сегодня у женщин есть возможность реализоваться. Раньше этого просто не было, а окружающие относились иначе: женщин, которые пытались быть самостоятельными, воспринимали негативно. Сегодня их воспринимают нормально. Другое дело, что и спрашивают по полной, но мы в это влезли сами.Марк Геллер:- Наверное, в целом социальные роли определены не столь четко, как многие считают. Скорее, эти социальные роли пересекаются, то есть мужчины и женщины выполняют большой набор общих функций. Вместе с тем, есть функции, которые представители каждого из полов выполняют более эффективно. И изменения этих ролей я не вижу. Принято считать, что мужчина – это добытчик, а женщина – хранительница очага. Это, конечно, стереотип, поскольку есть достаточно женщин, которые являются добытчиками, и достаточно мужчин, которые готовы находиться на вторых ролях, признавая приоритет женщины во всем, в том числе в добыче денег, материальных и нематериальных ценностей и т.д. Нечто подобное можно встретить и в природе. Например, в семейство кошачьих самка является добытчицей, а самцы более ленивы.Виктор Ломосков:- Еще Шекспир говорил: «Жизнь – театр, и все мы в нем актеры». Вот и сейчас роли, на которые люди назначены, это большая условность. На свете много мужчин, которые ведут себя как женщины, и много женщин, проявляющих мужские качества. Однако в целом в XX веке все очень сильно перемешалось, и научно-технический прогресс изменил те грани, которые были очерчены раньше: мужчина – добытчик, а женщина – хранитель очага. А уж в стране победившего социализма эти роли перемешались особенно сильно. Не зря появилась целая наука, которая изучает изменение этих ролей.Монахиня Иоанна:- Мне так не нравятся эти понятия «социальные функции», «ролевые функции». Дело ведь не в ролях, а в других вещах, более серьезных. Есть высшие законы, которые дал нам Господь. Это не имеет отношения к нашей роли, а только к нашей душе, к тому, для чего мы пришли в этот мир. Это законы, которые не имеют отношения к полу – они едины для всех. Разумеется, есть распределение функций в семье, но в духовном плане разницы нет.— Мужчин и в политике, и в бизнесе очевидно больше. Чем вы это объясняете?Галина Аксенова:- С каждым годом самостоятельных женщин все больше и больше. А то, что женщин мало, например, в политике, связано лишь с тем, что они туда еще не добрались. Но все это будет развиваться, и, раз уж идут такие процессы, то количество женщин-политиков и предпринимателей будет расти. В целом общество становится все менее патриархальным. Я не говорю, что у нас наступит матриархат (надеюсь, что не наступит), но то, что женщины занимают в обществе все более прочные позиции – это факт.Марк Геллер:- У мужчины очень завышенный уровень амбиций, а у женщин это, конечно, бывает, но, на мой взгляд, амбиции более управляемы. Мужчина всегда будет рваться наверх, пытаться раздвинуть горизонты, добиться роста заработной платы, карьерного роста и т.д. У женщин в большинстве случаев это проявляется меньше, поэтому  в нашей компании они, например, более стабильно работают, и 80% коллектива у нас женщины.— Нет ли ощущения, что когда женщины начинают играть более активную социальную роль, они становятся менее женственными? А мужчины утрачивают свою мужественность в нашем чересчур цивилизованном мире: им не надо так яростно бороться за выживание, не надо решать споры на поединках…Виктор Ломосков:- Вообще сегодня уже можно говорить не просто об изменениях поведения представителей каждого из полов, но и о появлении третьего пола – метросексуалов. Никто даже толком не понимает, что это такое – какие-то черты не мужские и не женские. И женщины постепенно утрачивают женские черты, а мужчины – мужественность. Однако это не должно никого пугать, это естественный процесс. Иваново традиционно известен как горд невест, и когда я служил на флоте, меня постоянно просили рассказать что-нибудь об ивановских женщинах. И я, чтобы поддержать марку, выдумывал что-нибудь такое, от чего люди из других частей Советского Союза хватались за голову. А сегодня и выдумывать ничего не надо: на дискотеках девчонки дерутся из-за парней.Галина Аксенова:- Наверное, в современном мире ощущается определенная тенденция к унификации полов. Если у нас уже появляется одежда унисекс, то было бы глупо отрицать очевидное. Но не хотелось бы, чтобы эта тенденция сохранялась и дальше. Что же касается утраты мужественности мужчинами, то я ее не вижу. Вместо физических дуэлей происходят дуэли моральные, и наши мужчины сегодня умирают намного раньше, чем женщины, от инфарктов и тому подобного. Мужчинам не только не стало легче, им стало труднее.Марк Геллер:- Может быть, определенная утрата мужественности мужчинами происходит, но тут надо понять, что мы подразумеваем под мужественностью. Если говорить конкретно о дуэлях, то сейчас, конечно же, на дуэль никто никого не вызывает, но мужчина все равно должен как-то защищать себя, свою семью и т.д. И если считать критерием мужественности умение действовать и брать на себя ответственность за свои поступки, то здесь я утраты мужественности не вижу. Обращение в милицию или в суд для защиты своих прав, кстати, это тоже поступок, который еще надо совершить. Да, круг оснований для применения грубой физической силы в современном мире сузился, но это не значит, что мужчине не требуется проявлять волю и мужество.
Галина Аксенова,ресторатор («Степень свободы», «Есть время») 
Марк Геллер, генеральный директорюридического бюро «Константа» 
Монахиня Иоанна 
Виктор Ломосков, телеведущий,генеральный продюсертелекомпании «Барс»

— Уже неоднократно говорилось об увеличивающейся самостоятельности женщин. Напрашивается мысль, что эта нарастающая самостоятельность имеет под собой какие-то предпосылки. Какие?

Галина Аксенова:

— То, что женщина принимает на себя какие-то мужские функции, это подчас вынужденная необходимость. Это происходит в тех обществах, в которых не хватает мужчин – в этом случае женщинам приходится заниматься многими делами самим.

Если бы в свое время я могла выбирать, я бы однозначно сидела дома и спокойно воспитывала бы ребенка, но мне пришлось заняться бизнесом. Сейчас я уже, конечно, не стала бы все бросать и вновь становиться домохозяйкой, поскольку теперь уже останавливаться нельзя.

Читайте также:  Сексуальные манипуляции - психология

Это бизнес: здесь либо ты, либо тебя.

— А если говорить конкретно про город Иваново?

Галина Аксенова:

— Что касается социальной активности женщин в Иваново, то это наверняка связано с тем, что сильных, здоровых и зарабатывающих мужчин здесь не хватает. Изначально это был ткацкий город, и женщин здесь было больше.

Как следствие, они занимали здесь соответствующее социальное положение: женщин-директоров фабрик  было немало. В довершение всего многие мужчины ухитряются пить. И к тому времени, когда наступает пора обеспечивать семью, они спиваются.

Поэтому приходится взваливать все это на себя и кормить ребенка самостоятельно.

Марк Геллер:

— Да, наверное, в Иванове ощущается, что  женская активность выше, чем в целом по стране. Возможно, отчасти  истоки действительно лежат в том, что это был рабочий город с высоким уровнем алкоголизации мужского населения.

И мужской генофонд был здесь не слишком удачным, поэтому женщинам приходилось многое делать самостоятельно. К тому же, Иваново традиционно был известен как город невест, и женщины, психологически находясь в большинстве, вели себя соответственно.

Кстати,  женское представительство в бизнесе в Иванове тоже более значительно, чем в других регионах – это я действительно замечал.

А еще я слышал, что мужчины в Иванове настолько избалованы женским вниманием, что им даже не нужно проявлять особых усилий, чтобы произвести впечатление на женщину (это другая сторона исследуемого вопроса). Они как те кошачьи, о которых я уже говорил. Видимо, это действительно связано с тем, что женщин в свое время было гораздо больше, чем мужчин. 

Виктор Ломосков:

— Да вообще хорошо известно, что ивановские мужчины достаточно ленивы в плане ухаживаний за женщинами. И те женщины, которые уезжают из Иванова, испытывают там гораздо большее внимание со стороны мужчин, чем здесь.

— Возвращаясь к вопросу о женской самостоятельности, хотел бы спросить: не приводит ли это нарастающее «равенство полов» к нивелированию семейных ценностей? Если женщина занята бизнесом или управляет какой-нибудь иной структурой, то ей, по-моему, станет некогда заниматься собственной семьей. Да и до такой ли степени, как раньше, ей нужна семья, если у нее и так есть очень интересное дело, в котором она, к тому же, успешна?

Монахиня Иоанна:

— Многие ценности нивелируются, в том числе семейные. Впрочем, если судить по публикациям прессы, то, например, в Америке, которую у нас не любят, семья свою ценность не утрачивает. Более того, там возвращаются к этим ценностям.

Может, и не в той степени, в которой нужно, но все равно возвращаются. У нас же все происходит как-то с опозданием на 20-30 лет, и мы еще к этому возвращению не пришли. У нас чаще всего речь идет не о семье, а о каких-то партнерских отношениях, союзах.

А это совсем другая вещь!

— Может, люди еще бояться брать на себя ответственность. Может, потеряны вера, смысл жизни – то, ради чего стоит создавать семью и воспитывать детей.

Галина Аксенова:

— Возможно, в современном мире устои семьи действительно расшатываются. Когда женщина становится независимой, узы брака или какие-то постоянные отношения ее отягощают (дело даже не в том, что на не хочет, а просто не может себе этого позволить).

К тому же, не каждый мужчина хочет терпеть рядом с собой сильную женщину. Однако распад семей – это плохо. Уверена, что семья нужна, поскольку именно там закладываются все основные принципы. Не может мать-одиночка нормально воспитать сына.

Да и дочка без папы все равно будет потом от чего-нибудь страдать.

Монахиня Иоанна:

— У нас по-прежнему больше копируют Запад: нужно создать бизнес, какую-то экономическую платформу. Молодежь больше внимания уделяет своему профессиональному росту.

  Это тоже неплохо, наверное, но у нас это получается в ущерб личностному. То, что раньше было главным, перестало таковым быть.

Но почему бизнес должен мешать вечным ценностям? У нас есть прихожане, которые имеют семьи и при этом успешно занимаются бизнесом. Одно другому не мешает.

У женщины всегда были возможности заниматься любимым делом, поэтому я не верю, что современный мир как-то подталкивает женщин к отказу от семейных ценностей из-за того, что ей, якобы, нужно самореализовываться. Думаю, что это все-таки лежит не в социальной, а в какой-то личностной сфере, в сфере души – когда душа выбирает какие-то временные вещи.

Марк Геллер:

— В новейшей истории больших изменений значимости семьи, на мой взгляд, не произошло. Хотя если говорить о некотором снижении значимости семьи конкретно в России, то это, на мой взгляд, связано в первую очередь с тем переходом из одной формации в другую, который у нас случился, с сопутствующими экономическими сложностями и т.д.

А те тенденции, которые есть в европейском обществе, до нас не дошли. Там действительно говорят, что семейные ценности под угрозой, что людям нет необходимости группироваться, поскольку не нужно бороться за существование с таким трудом. Но это не наш случай. У нас скорее случился некий упадок нравов, связанный с утратой ценностных ориентиров.

Вместе с неправильными принципами мы избавились от принципов правильных.

Разумеется, делать какие-то однозначные выводы по столь неоднозначному вопросу бессмысленно, однако нет никаких сомнений, что роль женщины в обществе продолжает меняться на глазах, и мужского в этой роли (и не исключено, что в характере самой женщины) гораздо больше, чем 100 лет тому назад. А что из всего этого выйдет, станет, наверное, более или менее ясно еще лет через 100 – большое видится на расстоянии.

Источник: http://art.toposid.ru/journal/gendernye-inversii-kruglyy-stol

Субъектность и самоотношение личности: инверсия гендерных ролей

Райчева Е.Ю.

Субъектность и самоотношение личности: инверсия гендерных ролей

В статье описаны результаты теоретико-эмпирического исследования гендерных различий по отношению к выраженности субъектности и самоотношения личности студентов мужского и женского пола. Выявлена инверсия гендерных ролей — способность мужчин и женщин брать на себя традиционно не закрепленные за ними роли.

Ключевые слова: субъектность и самоотношение личности, гендерные различия, инверсия гендерных ролей.

Системообразующим и регулирующим фактором субъектной активности личности является самосознание, а его результатом — самоотношение, которое может быть раскрыто лишь в контексте реальных предметных и социальных отношений субъекта, за которыми стоят мотивы, связанные

с самореализацией его как личности. При этом отмечается необходимость учета гендерных различий в процессе развития субъектной активности личности, ее самосознания и самоотношения. Однако существует противоречие между необходимостью развития качеств субъектности личности студентов с учетом их гендерных различий и слабым представлением об особенностях гендерного самосознания обучающихся.

В психологии существует три подхода к изучению гендерного развития личности: влияние процесса социализации, влияние биологических процессов, одновременное влияние социальных и биологических процессов.

В рамках каждого из них получены многочисленные, нередко противоречивые данные.

Материал для размышлений дают также исследования по вопросам развития субъектности личности как развития ее самосознания, развития самосознания посредством рефлексии, самоотно-шения как компонента самосознания.

При субъектно-объектном самоотношении позиция личности в адрес самой себя — внешний наблюдатель (дистанцированность). Как другие, так и собственное «Я» выступает объектом манипулирования.

Субъектно-субъектное же самоотношение осуществляется с позиции внутреннего наблюдателя, эмоции здесь определяются состоянием удовлетворения и фрустрацией потребностей, связанных с самореализацией и поиском смысла жизни [5].

В эмпирической части нашего исследования проверялась гипотеза о том, что гендерные факторы по-разному влияют на субъектность и самоотношение личности студентов, как и субъектности на самоотно-шение; влияние гендерных различий на субъектность и самоотношение личности студентов обусловлено социальным контекстом гендерного развития личности.

Методами исследования служили: 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла; опросник «Самоотношения» В.В. Столи-на и С.Р. Пантелеева; опросник уровня субъективного контроля (УСК) Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной, А.М. Эткинд; тест-опросник мотивации достижения А. Махрабиана (модификация М.Ш. Магомеда-Эминова), опросник рефлексивности В.Н.

Карандашева, «Самоактуализационный тест» — САТ (Л.Я. Гозман и др.).

Испытуемыми в нашем эмпирическом исследовании выступили 200 студентов четвертого курса технического вуза — 100 юношей и 100 девушек, в возрасте 20-21 года.

Предметом исследования были гендерные различия в личностных факторах, связь между личностными факторами и факторами субъектности личности, связь между личностными факторами и факторами самоотношения, связь между факторами субъектности и факторами самоотношения личности.

Педагогика и психология

Проблемы практической психологии

Оказалось, что у девушек, в отличие от юношей, выявлено более сильное влияние личностных факторов на факторы самоотношения (в 2 раза) и факторы субъектности (в 2,5 раза), а также типично «мужские» личностные качества — доминантность, беспечность, смелость и уверенность, контроль желаний.

У девушек, генетически более склонных к стереотипным и шаблонным психическим процессам, развиваются маскулинные качества: высокая поисковая активность, творческое мышление, работа с внеконтекстным материалом (охват всех сторон самоактуализации), воля (наличие определенных личностных качеств и большая, чем у юношей, интернальность, что может объяснять лучшее осознание девушками себя в качестве субъекта), склонность к риску, ориентировка на собственное мнение, хорошая произвольная саморегуляция, постановка целей, контроль, самоанализ и самопознание. Таким образом, развитие субъектности у девушек происходит не только через самоосознание, но и через поступки, что обычно больше свойственно мужчинам. У девушек развивается «мужская» стратегия поведения, связанная с прогрессивным развитием личности.

У девушек некоторые факторы субъектности, самоотношения и интер-нальности, влияя на «проблемные» факторы (склонность к чувству вины и фрустрированность), понижают их уровень, при этом повышают уровень таких факторов, как эмоциональная уравновешенность, доминантность, смелость, уверенность, консерватизм и контроль желаний. Выявленные у девушек внутренние противоречия между «проблемными» и «прогрессивными» факторами, возможно, связанные с переживанием ими конфликтных смыслов самосознания (по А.Н. Леонтьеву), в основе которых лежит мотивационный выбор между двумя целями — мужской (интеллектуальной) и женской (семейно-бытовой), могли способствовать развитию «мужских» качеств. По выявленным показателям, девушки, по сравнению с юношами, демонстрируют лучшую социальную адаптацию: с одной стороны, развитие маскулинных качеств уменьшает их внутренние противоречия, с другой — способствует развитию субъектности и самоотношения.

У юношей, в отличие от девушек, выявлено слабое влияние личностных факторов на факторы самоотношения и факторы субъектности; они меньше влияют на все жизненные сферы.

У юношей отмечается личностная зависимость от группы и от внешних факторов: невысокий уровень влияния почти во всех жизненных сферах (кроме сферы межличностных отношений, хотя этот показатель у девушек также выше).

Это может свидетельствовать о их слабых волевых качествах, несклонности

к риску и невысокой произвольной регуляции поведения; низком уровне самоанализа, самопознания и творческого потенциала.

У юношей выявлено качество «склонность к чувству вины» (вместо противоположного качества — «самоуверенность»), уровень фактора «компетентность во времени» (одновременное самоосознание и осознание ситуации) гораздо ниже, чем у девушек. Для юношей субъектность -не саморазвитие, а достижение быстрого успеха.

Юношам с генетически присущими им более дифференцированными и экономичными мыслительными процессами сложнее выполнять одновременно две функции: адаптацию и самореализацию, это биологически больше свойственно женщинам.

По-видимому, потребность в безопасности, в основе которой лежит социальная адаптация, стала для юношей препятствием для «процесса роста», они перешли на частные, стереотипные стратегии поведения, связанные с достижением быстрого успеха и не предусматривающие длительного поиска и само-осознания.

В то же время выявленные в нашем исследовании гендерные различия личности студентов опровергают некоторые общепризнанные факты.

Это касается наличия у женщин консервативных качеств, а у мужчин — прогрессивных; преобладания у женщин аналитического мышления только на эмоционально-чувственной основе, выполнения ими в основном шаблонных задач, а у мужчин — глубины усвоения знаний, работы с вне-контекстным материалом, лучшей регуляции поведения и рефлексии -самоанализа и процесса самопознания, большей значимости волевых качеств.

Не подтвердилось также преобладание у женщин способа достижения самоактуализации через процесс самоосознания, а не через поступки, а также наличие у них качеств импульсивности, конформности, слабого стремления к лидерству, а у мужчин — самостоятельности, доминантности, независимости, при наличии внутреннего локуса контроля -осознании себя как субъекта, способного влиять на внешние события. Оказалось невыраженными также преобладание у женщин функции стабильности и надежности, а у мужчин — функции риска и прогресса; не подтвердилось преобладание у женщин мотивации достижения успеха, связанной в большей степени с материальным положением и в меньшей — с духовными ценностями и креативностью, и ориентированность женщин в большей степени на межличностные отношения, преобладание у них переооценки времени, связанной с их большей тревожностью.

Выявленные нами эмпирические факты положительно коррелируют с данными социальных гендерных исследований. В России изменение

Педагогика и психология

Проблемы практической психологии

социального контекста общественного развития, при котором социально-экономическая адаптация населения стала доминирующим процессом, привело к изменению характера гендерной социализации, связанного с преодолением форм традиционного сознания и самосознания, что ознаменовало собой инверсию гендерных ролей — способность мужчин и женщин брать на себя роли, традиционно за ними не закрепленные [2]. Это могло обусловить и гендерные противоречия в развитии субъ-ектности и самоотношении личности студентов: у девушек — между реализацией женской идентичности (репродуктивным предназначением) и самоактуализацией, а у юношей — между самоактуализацией и адаптацией. Так изменение внешнего, социокультурного контекста влияет на внутренний гендерный контекст развития личности, изменяя ее состояния, установки, отношения, знания, опыт, а также психофизиологические и личностные особенности.

Выявленные факты помогают понять специфику гендерного самосознания студентов и позволяют подбирать формы, методы и условия обучения с учетом гендерной дифференциации.

Результаты и выводы исследования могут быть использованы в работе вузовской психологической службы при составлении психологических программ гендерного развития субъектного самосознания личности студентов, а также в практике психологического консультирования.

Библиографический список

1. Бендас Т.В. Гендерная психология: Учебн. пособие. СПб., 2005.

2. Берн Ш. Гендерная психология. СПб., 2004.

3. Вербицкий А.А., Калашников В.Г. Категория «контекст» в психологии и педагогике. М., 2010.

4. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Избр. психол. тр.: В 2 т. Т. 1. М., 1983.

5. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси, 1989.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/subektnost-i-samootnoshenie-lichnosti-inversiya-gendernyh-roley

Ссылка на основную публикацию