Наказание и отрицательное подкрепление: сравнение — психология

Наказание как инструмент модификации поведения

Наказание и отрицательное подкрепление: сравнение - психология

Автор Татьяна в 11/04/2015. Опубликовано Бихевиоризм

«Наказание» — термин, используемый в концепции оперантного обусловливания для обозначения каких-либо изменений, следующих за определённым поведением, которые уменьшают вероятность того, что это поведение повториться в будущем. Для повышения вероятности поведения используется положительное и отрицательное подкрепление; в случае, когда повторение поведения необходимо предотвратить, используется наказание.

Его часто ошибочно путают с отрицательным подкреплением. Помните, подкрепление всегда увеличивает возможность того, что поведение будет повторено, цель же наказания заключается в том, чтобы воспрепятствовать проявлению определённого поведения.

Виды наказания

Бихевиорист Б. Ф. Скиннер, впервые сформулировавший концепцию оперантного обусловливания, определил два различных типа неприятных стимулов которые могут быть использованы в качестве наказания:

  • Положительное наказание. Этот вид наказания предполагает предъявление негативного стимула после поведения, которое необходимо предотвратить в будущем. Например, когда ученик говорит вне очереди во время занятия и перебивает одноклассников, учитель может сделать ему замечание.
  • Отрицательное наказание. Данный вид наказания предполагает удаление позитивного стимула после поведения, которое нужно скорректировать. В случае с перебивающим одноклассников школьником — если он несмотря на замечание преподавателя снова встревает в ответ товарища, — учитель может лишить его перемены.

Эффективно ли наказание?

В большинстве случаев наказание действительно эффективно и оправданно, однако у каждого найдется пример того, что наказание срабатывает не всегда. Возьмем, к примеру, исправительные учреждения. Отсидев положенный срок и освободившись, многие люди снова совершают преступления. Почему это наказание работает в одних случаях и совершенно неэффективно в других?

Исследователи обнаружили ряд факторов, которые способствуют эффективности наказания в различных ситуациях.

Во-первых, наказание, скорее приведёт к ослаблению желания повторить недопустимое поведение, если оно следует непосредственно за поведением. К тюремному заключению человека приговаривают через довольно большой период времени после совершения преступления — именно этим можно объяснить неэффективность заключения как способа профилактики преступлений.

Во-вторых, больших результатов с помощью наказания можно добиться, только если применять его последовательно. Например, люди часто продолжают ездить с превышением скоростных ограничений даже после получения штрафа. Почему? Да потому что это поведение не наказывается последовательно: довольно трудно применять наказание всякий раз, когда происходит нежелательное поведение.

Кроме того, наказание имеет и некоторые заметные недостатки. Во-первых, любые изменения в поведении, которые являются результатом наказания, часто носят временный характер.

«Поведение, за которым последовало наказание, скорее всего, снова повторится — после того, как его негативные последствия будут устранены», — объяснил Скиннер в своей книге «О бихевиоризме».

Возможно, самый большой недостаток заключается в том, что наказание фактически не предполагает получение какой-либо информации о более подходящих или желаемых формах поведения. Объект воздействия учится лишь не совершать определённых действий, а вот что ему можно делать, он в большинстве случаев так и не узнаёт.

Помимо этого наказание может иметь непредсказуемые и нежелательные последствия.

Например, около 75% родителей в США признаются, что иногда прибегают к порке в воспитании детей; однако исследователи обнаружили, что этот тип физического наказания может привести к антисоциальному поведению, агрессивности и росту числа правонарушений среди детей.

По этой причине Скиннер и другие психологи полагают, что потенциальная краткосрочная польза от наказания в качестве инструмента модификации поведения должна быть взвешена и изучена ещё раз — уже через призму возможных долгосрочных последствий.

Источник: http://aboutyourself.ru/behaviorism/nakazanie-kak-instrument-modifikacii-povedeniya.html

Подкрепление гораздо лучше наказания!

Подкрепление гораздо лучше наказания!

Как написал более 40 лет тому назад Роберт Таунсенд: «Благодарность – форма поощрения, которой обычно пренебрегают». Согласитесь, весьма метко сказано в отношении нашей корпоративной действительности! С этим надо что-то делать, решил я, и взял на вооружение похвалу.

Я говорю: «спасибо», «хорошо», «так держать» и что-то в том же духе, каждый раз, когда сотрудники делают правильные вещи или ведут себя правильным образом.

Не буду утверждать, что мир перевернулся, но поведение моих подчиненных стало, безусловно, более предсказуемым и компетентным.

Такие методы управления (или дрессировки, уж извините…) называются подкреплением. Я формирую требуемое поведение, вместо того, чтобы наказывать за неподобающее.

Как часто бывает, сначала я [интуитивно] начал применять новый метод, а потом познакомился и с его теоретическим обоснованием, прочитав замечательную книгу Карен Прайор «Не рычите на собаку.

Книга о дрессировке людей, животных и самого себя».

Скачать краткий конспект в формате Word2007 Подкрепление

https://www.youtube.com/watch?v=XMo-JTxvbx4

Я узнал, в чем суть подкрепления, чем оно отличается от вознаграждения, и чем оно лучше наказания. В очередной раз убедился, как важно давать определения. Многое из того, о чем написала автор, я интуитивно понимал и уже использовал в своей практике.

Но, как говорит Робин Уильямс: «Если вы можете что-то назвать, вы осознаете это. Вы приобретаете над этим власть. Вы владеете этим. Вы держите это под контролем».

Именно такой контроль над своим поведением и поведением подчиненных я получил, прочитав книгу Карен Прайор.

Глава 1. Подкрепление: Лучше, чем вознаграждение.

Что такое положительное подкрепление? Подкрепление – это нечто такое, что происходя одновременно с поступком, ведет к повышению вероятности повторения этого поступка в будущем.

Поведение, которое уже встречается, всегда можно закрепить с помощью положительного подкрепления. Подкрепление относительно, а не абсолютно. Пища не является положительным подкреплением, если вы сыты.

Чтобы нечто стало подкреплением, нужно чтобы субъект желал этого. Положительное подкрепление приносит пользу и при взаимоотношениях между людьми.

Отрицательное подкрепление. Это стимулы, которых можно избежать путем изменения поведения. Наказание (в отличие от подкрепления) не приводит к предсказуемым результатам.

Время подачи подкрепления очень важно. Информация, содержащаяся в подкреплении, говорит ученику, что именно вам нравится. Подкреплять поведение нужно непосредственно в момент его реализации, ни до, ни после.

Подарки, обещания, комплименты и все то, что поощряет еще не произошедшее поведение, нив коей мере не подкрепляет желательное поведение. Все это подкрепляет то поведение, которое имеет место в данный момент, и в этом отношении его можно считать настоящим подкупом.

При достижении желательного результата отрицательное подкрепление должно прекратиться, иначе оно не несет в себе никакой информации.

Величина подкрепления. Чем меньше, тем лучше. Оно должно быть небольшим, но способным заинтересовать субъект.

Джекпот. Одним из наиболее полезных приемов пищевого или какого-либо другого подкрепления для человека и животных является получение куша. Это награда, которая во много, иногда в 10 раз больше обыкновенного подкрепления и являющаяся сюрпризом для субъекта.

В рекламном агентстве, где я когда-то работала, бывали официальные вечера на Рождество, а также неофициальные праздники по поводу окончания большой работы или заполучения нового клиента. Но у председателя правления была еще привычка устраивать в год один-два абсолютно неожиданных вечера.

Внезапно в середине дня он проносился по всем комнатам конторы, крича, чтоб все кончали работу. Коммутаторы выключались, появлялась процессия поставщиков провизии, музыканты, буфетчики, шампанское, копченая семга, и все это только для нас и безо всякой особенной причины.

Я думаю, что это очень способствовало поднятию духа коллектива.

Условное подкрепление представляет собой какой-либо изначально ничего незначащий сигнал — звук, свет, движение, — который умышленно связывают с подачей подкрепления. Само подкрепление будет позже, а сигнал говорит, что работу следует продолжить, но на подкрепление субъект уже заработал.

Деньги потому являются для нас таким сильным подкреплением, что их можно совместить с чем угодно. Это исключительно обобщенное условное подкрепление. Сформировав условное подкрепление, нужно быть очень осторожным, чтобы не использовать его всуе, то есть не рассеивать его силу. Выражайте свою любовь и внимание вне связи с конкретным поведением любыми словами.

Но выделите определенную фразу, сделав её условным подкреплением, и свяжите ее с чем-то реальным.

Клик – событийный маркер. Дается в условиях, когда подкрепление наступит позже, но желательное поведение надо подкрепить сразу же.

Режимы подкрепления.

Для того чтобы поддерживать уже выученное поведение на определенном уровне надежности, не только не надо подкреплять его все время, а даже, наоборот, следует прекратить регулярные подкрепления и перейти на эпизодическое использование подкрепления, подаваемого в случайном и не предсказуемом порядке.

Это и есть то, что психологи называют вариативным режимом подкрепления. Нам понято, что нет нужды продолжать наказывать за неправильное поведение, если оно прекратилось, но мы не понимаем, что необязательно и даже нежелательно вознаграждать правильное поведение постоянно.

Если поведение не подкреплять совсем, то скоро появится тенденция к его угасанию; но если оно все-таки время от времени подкрепляется — неважно сколь эпизодично — одна сигарета, одна рюмка, одна поблажка ворчуну или нытику — и поведение вместо того, чтобы угаснуть, может быть значительно усилено режимом с длительными интервалами между подкреплениями.

Суеверия – случайное подкрепление. Чтобы избавиться от собственного суеверного поведения, вы должны осознать, что оно никоим образом не связано с подкреплением.

Подкрепляйте собственное поведение. Мы им часто пренебрегаем, отчасти потому, что это не приходит нам в голову, отчасти, потому что склонны требовать от себя гораздо больше, чем от других.

Как сказал один мой знакомый министр: «Немногие имеют столь низкие критерии, что по ним легко жить».

В результате мы часто по несколько дней не расслабляемся, переходя от одной задачи к другой, от нее к третьей, не замеченные и неотблагодаренные даже самими собой.

Глава 2. Формирование: Идеальное поведение без напряжения и боли.

Формирование возможно потому, что поведение живых существ вариабельно. Что бы живое существо ни делало, в одних случаях оно выполняет это более энергично, чем обычно, а в других случаях — наоборот.

Неважно, сколь сложно и трудно то окончательное поведение, которое вы хотите выработать, вы всегда можете, установить ряд последовательных целей, найти какое-либо поведение, которое осуществляется уже сейчас, и использовать его как первый шаг для подкрепления.

Есть два аспекта формирования: способ и приемы, то есть последовательность шагов, необходимых для формирования типа поведения, и второй — принципы или правила, предписывающие, как, когда и почему эти типы поведения должны подкрепляться.

Именно успешность применения принципов определяет разницу между просто хорошим и великим преподавателями, между радостным, быстрым и успешным обучением и обучением, приводящим к срывам, медленным, скучным и неприятным.

Хороший процесс формирования, а не только хорошие приемы, делают обучение эффективным.

Десять правил формирования.

  1. Повышайте критерий небольшими градациями, чтобы у субъекта всегда была реальная возможность выполнить требуемое и получить подкрепление.
  2. В конкретный промежуток времени отрабатывайте что-нибудь одно, не пытайтесь формировать поведение по двум критериям одновременно.
  3. Прежде чем увеличивать или повышать критерий, пользуйтесь подкреплением текущего уровня, т.е. подкрепляйте любое исполнение данного действия, имеющегося в данный момент.
  4. Вводя новый критерий, временно ослабьте старые.
  5. Будьте впереди того, кого вы обучаете: полностью планируйте свою программу формирования, чтобы в случае внезапного успеха обучаемого, вы знали, что следует подкреплять далее.
  6. Не меняйте тренеров на «середине реки»; у вас может быть несколько инструкторов на одного обучающегося, но придерживайтесь одной программы формирования на каждый из типов поведения.
  7. Если одна процедура формирования не приносит успеха, найдите другую; существует столько же способов добиться нужного поведения, сколько инструкторов, способных их придумать.
  8. Не кончайте тренировку, не дав положительного подкрепления, это соответствует наказанию.
  9. Если навык ухудшается, «возвратитесь к детскому саду», быстро повторите весь процесс формирования с серией легких подкреплений.
  10. Оканчивайте, по возможности, каждую тренировку на высокой ноте и в любом случае останавливайтесь, оставаясь впереди обучаемого (см. п. 5).

Обучающая игра. Даже если вы знаете и понимаете принципы формирования, вы не можете применять их, без предварительной практики. Формирование это невербальный навык — развертывающийся во времени процесс взаимосвязанного поведения, наподобие танца, ухаживания или серфинга.

Поэтому его нельзя до конца познать с помощью чтения, размышления или разговоров. Вы должны выполнять его. Одним из простых и завораживающих способов развить навыки формирования являются обучающие игры. Для игры необходимо по крайней мере два человека: обучающийся и тренер.

Оптимально количество шесть человек, потому что тогда каждый может побывать и испытуемым и тренером, прежде чем группа утомится; большая группа, например класс или лекционная аудитория, тоже возможна, потому что наблюдать за этим почти так же увлекательно, как участвовать. Вы отсылаете испытуемого из комнаты.

Остальные выбирают тренера и поведение, которое должно быть сформировано: например, написать свое имя на доске, попрыгать или взобраться на стул. Испытуемый приглашается в комнату, и его просят двигаться по комнате и производить любые движения; тренер свистком подкрепляет движения в направлении желаемого действия.

Я предпочитаю, по крайней мере, при первых нескольких подкреплениях, придерживаться правила, чтобы «подопытный» должен был возвращаться к дверям после каждого подкрепления начинать действия заново; это, по-видимому, препятствует развитию у некоторых испытуемых тенденции просто останавливаться в том месте, где было получено последнее подкрепление. И никаких разговоров. Смех, вздохи и другие проявления эмоций допускаются, но инструкции и обсуждения исключаются до тех пор, пока не достигнуто задуманное поведение.

Приемы формирования:

  • Мишени
  • Подражание
  • Моделирование

Молчаливое формирование. Если речь идет о формировании поведения человека, чтобы добиться результатов, нужно осуществлять формирование, а не говорить об этом. Никогда не говорите человеку, что формируете его поведение!

Источник: http://baguzin.ru/wp/podkreplenie-gorazdo-luchshe-nakazani/

Подкрепление и наказание. Правильное поощрение

Подкрепление и наказание. Правильное поощрение

Когда мы говорим об управлении поведением другого человека, часто возникает вопрос о подкреплении и наказании. В этой статье мы кратко рассмотрим, почему у некоторых не получается использовать эти методы.

Для того, чтобы данная статья была более актуальной, в качестве примера я буду использовать воспитание детей, но принципы, которые я здесь опишу, универсальны.
Всё, что я опишу ниже довольно банально, но иногда мы упускаем из вида совершенно очевидные вещи.

Читайте также:  Библиотерапия - психология

Подкрепление

Все мы слышали о том, что, если мы хотим добиться от человека нужного нам поведения, то необходимо это поведение подкреплять. Однако, довольно часто, случается такое, что наши “подкрепления” не оказывают на поведение абсолютно никакого влияния.

Например, родители хотят, чтобы их дети хорошо учились. Чтобы они это делали, некоторые пытаются такое поведение поощрять. Одни пытаются это делать деньгами, другие похвалой, третьи пытаются повесить перед ребенком манок в виде светлого будущего, которое ждет ребенка, если он будет хорошо учиться. Однако, вопреки ожиданиям, некоторые дети показывают слабое стремление учиться.

Почему так происходит? Дело в том, что многие люди не понимают, что такое поощрение. Они думают, что это просто что-то ценное или хорошее, что можно дать человеку. На самом же деле, подкреплением может быть только то, что нужно человеку.

При этом — это не просто то, в чем человек нуждается, а то, что он страстно хочет. Поэтому одна и та же вещь может являться поощрением для одного, а для другого это может быть чем-то незначительным и даже неприятным.

Возьмем к примеру какую-нибудь еду, например овсяную кашу. Очевидно, что для голодающего человека, тарелка овсяной каши будет отличным подкреплением. Ведь это именно то, что человек страстно желает. Напротив, для сытого человека, каша не будет являться поощрением и даже наоборот.

То же самое и с детьми. Для ребенка из бедной семьи, определенные материальные блага могут быть сильнейшим стимулом хорошо учиться, для ребенка же, у которого и так все есть, такие стимулы не будут работать. Все усложняется тем, что то положение, в котором находится человек, совсем не обязательно создает те потребности, которых мы ожидаем.

Если ребенок не реагирует на похвалу, то возможно ему не так важна похвала от вас. Если не помогает материальное поощрение, значит человек ориентируется на другие ценности. Какие, вы можете выяснить только сами. Проблема в том, что люди слишком разные и их воодушевляют разные вещи.

Как же быть? Как находить у человека то, что он страстно желает?

Тут существует два подхода: статистический и индивидуальный.

Что означает статистический подход?

Это означает, что некое поощрение (или наказание) срабатывает у известного нам процента людей. Нам лишь остается применить эти поощрения. Такой подход хорошо работает при поощрении большого количества народа, но у него есть недостаток, что он срабатывает не всегда.

Информация подобного рода собирается с помощью специальных тестов, опросников и так далее. Такие закономерности изучает специальная наука — психология менеджмента.

Индивидуальный подход

Индивидуальный подход направлен на поощрение строго определенного человека и тут нужно иметь с человеком очень хороший контакт. Для этого нужно внимательно за человеком понаблюдать: посмотреть, что он любит делать, чем занимает свое свободное время, к чему стремится, о каких вещах говорит. Именно в этих областях можно найти то, чем человека можно поощрить.

При этом важно понимать, что подкрепление — это не синоним мотивации, а ее замена. Например, если ребенок любит математику и она ему интересна — то это мотивация.

А если ребенка награждают смартфоном за успехи в математике, то смартфон является подкреплением.

Кроме того, подкрепление — это нечто в настоящем, чем награждают за прошлые заслуги, а мотивация — это нечто в будущем, идеал, к которому человек готов стремиться.

Правильное использование подкрепления

Еще раз,  подкрепление — это то, что нужно человеку, а не просто какая-то хорошая вещь. При этом, нужно отметить, что подкрепление не может заменить мотивацию. Это что-то вроде приглашения попробовать действовать определенным образом.

Наша задача, чтобы с помощью подкреплений сформировать мотивацию. Основной принцип — подкреплять не только результат, но и процесс. Почему? Да потому, что если человека поощрять только за результат, то вы никогда не заставите человека любить само дело.

Одно дело хвалить ребенка за отличную оценку (результат), другое дело, когда вы хвалите его  старательность и любовь к предмету. Во втором случае, вы подкрепляете процесс.

В данном случае очень важно, чтобы ваша похвала не звучала фальшиво, тогда это может быть воспринято, как манипуляция и привести к обратному результату.

Не стоить забывать подкреплять и результат деятельности, иначе можно столкнуться с ее имитацией.

Наказание

Как и в случае с подкреплением, к наказанию нужен индивидуальный подход. Дело в том, что наказывать человека можно только тем, чего он действительно боится. Для этого опять же нужно быть наблюдательным.

Вообще, еще Скиннер выяснил, что наказание не слишком эффективно. Дело в том, что эффект от него неустойчив. Как только человек (или животное), понимает, что наказания не будет, он сразу возвращается к нежелательному поведению.

Это означает, что если делать ставку только на “кнут”, то придется всегда все контролировать, что может быть не слишком удобно.

Но в некоторых случаях, наказание необходимо, чтобы быстро и точечно пресечь нежелательное поведение, а не тратить время на выстраивание мотивации и системы поощрения.

Главный принцип наказания — это его своевременность и четкое обозначение за что именно оно применяется.

Угроза и предупреждение

Наказание довольно часто идет рука об руку с угрозой или предупреждением (что по сути одно и тоже). Предупреждать довольно удобно, ведь не приходится каждый раз применять крайние меры. Это сокращает издержки, которые обязательно следуют за применением наказания.

А такие издержки есть всегда. Например, если начальник лишил премии подчиненного, то совершенно закономерно, что у подчиненного может возникнуть обида, что может снизить его мотивацию еще больше и сказаться негативным образом на работе.

Гораздо лучше применить угрозу или предупреждение. Благодаря этому мы получаем практически те же положительные эффекты, но снижаем эффект обиды.

Однако, стоит учесть один важный момент — угроза должна быть подкреплена делами.

Если угроза или предупреждение озвучены, то в случае невыполнения наших условий, она должна быть немедленно приведена в исполнение. Иначе этот метод полностью теряет свою силу.

Такую ошибку довольно часто допускают родители. Часто они предупреждают, предупреждают и предупреждают, при этом не реализуя свои угрозы. Дети мгновенно распознают это и начинают воспринимать угрозы именно за то, чем они и являются — ветром. Чтобы слова имели силу, за ними должно что-то стоять.

На эту тему даже есть крылатое выражение — “Последнее китайское предупреждение”, означающее бесплодные предупреждения. Угрозы, когда за ними ничего не стоит — вызывают лишь смех.

Успехов!

Источник: https://psiholog-am.ru/podkreplenie-i-nakazanie/

Наказание и отрицательное подкрепление: сравнение — Сайт помощи психологам и студентам

Наказание и отрицательное подкрепление: сравнение - Сайт помощи психологам и студентамНаказание Метод отрицательного подкрепления Главный вопрос: За что наказываем? Справедливость к воспитанию имеет лишь косвенное отношение.

Наказание и отрицательное подкрепление: сравнение

Наказание и отрицательное подкрепление: сравнение.

.

Наказание Метод отрицательного подкрепления

Главный вопрос: За что наказываем?

Справедливость к воспитанию имеет лишь косвенное отношение.

Главный вопрос: Зачем наказываем

Чему нужно научить ребенка в этой ситуацииЧто для этого нужно сделать?

По времени: откладывается на потом.

Запоздалые наказания не воспитывают. Если не сейчас, то лучше вообще не наказывать.

По времени: следует непосредственно за проступком.

Адекватность: несправедливое, слишком сильное или слишком слабое наказание.

Если вместо того, чтобы разобраться в деталях, мы заранее принимаем позицию ребенок виноват или ребенок невиноват, то ни о какой справедливости речи быть не может.

Адекватность: справедливое наказание и адекватное по силе.

В чем конкретно виноват ребенокПочему он поступил так, а не иначеКаковы ваши требования в этой ситуацииЗнал ли о них ребенокБыл ли он способен ваши требования выполнитьПрежде чем принять решение, стоит поставить себя на место ребенка.

Если есть сомнения в вине ребенка, лучше не наказывать.

Последовательность: проступок – наказание.

Если ребенок не понимает, за что его наказывают, то наказание в принципе не может решать никаких воспитательных задач. Ребенок ваших мыслей не читает. Предупреждайте. Объясняйте. Позиция «я не обязан объяснять, почему он должен слушаться» или «сам должен понимать» — безответственна.

Последовательность: проступок – предупреждение – повторный проступок – наказание.

Наказание сопровождается пояснениями, за что и для чего мы наказываем.

Наказывать без предупреждения можно, в случае, если ребенок нарушает табу (строгий запрет).

Настрой родителя: сердимся на ребенка. Изливаем на него свой гнев.

В таком состоянии лучше не наказывать вовсе. К тому же учтите, что если выходка была затеяна для того, чтобы вас разозлить, то проявление вашего гнева будет для ребенка наградой. Даже если ему самому придется туго.

Настрой родителя: наказание осуществляться «в здравом уме и твердой памяти», когда родитель совершенно спокоен и отдает себе отчет, что и ради чего он делает.

Родитель может даже выразить сочувствие ребенку в связи с его наказанием.

Длительность санкций: чем дольше санкции, тем лучше ребенок запомнит урок. Находим поводы напомнить ребенку о его старых проступках.

Длительность санкций: санкции снимаются в тот же момент, когда поведение ребенка улучшилось. После того, как наказание закончено, считается, что ребенок полностью искупил вину. В дальнейшем, не напоминаем о старых преступлениях и наказаниях.

Виды наказаний: применяем одни и те же наказания, даже если они показывают свою неэффективность.

Как правило, если какое-то наказание применяется слишком часто, то ребенок к нему привыкает и оно перестает действовать.

Виды наказаний: проявляем творчество. Стараемся, чтобы проступок и наказание были логически связаны между собой.

Например: намусорил – убери. Устроил истерику в магазине – лишаешься возможности ходить в магазин. И т. д.

Источник: http://psinovo.ru/stati/nakazanie_i_otritsatelnoe_podkreplenie_sravnenie.html

Поощрение и наказание как условия формирования нового поведения

Поощрение и наказание как условия формирования нового поведения

Б.Скиннер отвергает как ненаучные все попытки объяснить поведение человека на основе внутренних побуждений, он подчеркивает, что поведение целиком определяется влиянием внешней среды.

Скиннер считает, что человеческое поведение так же, как и поведение животных, можно «сделать», создать и осуществлять контроль над ним. «Дайте мне положительно выраженное обуславливание…

и я выдам вам нужного человека!» – заявляет он [142; 253; 254].

Главное понятие концепции Скиннера – подкрепление, то есть увеличение или уменьшение вероятности того, что соответствующий акт поведения повторится снова. Подкрепление и награда – не тождественные понятия. Подкрепление усиливает поведение. Награда не обязательно способствует этому.

Подкрепление бывает положительным и отрицательным. Положительное подкрепление добавляет что-то к ситуации: например, крыса, нажимая на рычаг, получает пищу; рабочий, выполнивший свою работу, – деньги; ребенок – одобрение взрослых.

Поведение может усиливаться путем устранения чего-то из ситуации – это отрицательное подкрепление.

Примеры отрицательного подкрепления Скиннер находит в повседневной жизни: ребенок, который выполняет надоевшую ему работу, чтобы избежать недовольства родителей; родители, уступающие ребенку, чтобы избежать его агрессии; шофер, подчиняющийся скоростным ограничениям, чтобы избежать штрафа; человек, принимающий лекарство, чтобы заглушить головную боль. Скиннер считает, что с помощью отрицательного подкрепления также можно управлять поведением. По его мнению, в современном обществе многое в социальном поведении строится на основе отрицательного подкрепления. В более совершенном обществе поведение будет строиться на основе положительного подкрепления.

Скиннер различает первичное и условное подкрепление. Первичные формы подкрепления – это пища, вода, сильный холод или жара и т.п. Условное подкрепление – это первоначально нейтральный стимул, который приобрел подкрепляющую функцию, благодаря сочетанию с первичными формами подкрепления.

В качестве примера Скиннер приводит деньги, связанные со многими первичными потребностями, поэтому они и служат подкреплением во многих ситуациях. Сюда же относятся знаки любви, одобрения, внимания со стороны других людей, имеющие огромное влияние на человека.

Пример отрицательного условного подкрепления – вид сверла у зубного врача.

Скиннер различает отрицательное подкрепление и наказание. Отрицательное подкрепление усиливает поведение, наказание обычно подавляет его.

Наказание может осуществляться путем лишения положительного подкрепления или осуществления отрицательного (лишение детей ранее обещанного удовольствия как наказание за плохое поведение; сокращение зарплаты рабочему; лишение прав шофера за нарушение правила).

Однако меры наказания часто не подавляют нежелаемого поведения: оштрафованные водители продолжают превышать скорость; судимые преступники нередко продолжают свою преступную деятельность.

Скиннер выступает против наказаний. Он считает, что люди обманывают себя, думая, что наказание эффективно.

Он уверен, что наказание не имеет устойчивого эффекта; чрезмерно суровое наказание может прекратить нежелаемое поведение, но оно снова возобновится, когда наказание будет отсрочено, отдалено.

Наказание указывает только на то, чего человек не должен делать, но не раскрывает, как следует поступать. Наказание может дать быстрый, но непродолжительный эффект. Поэтому наказание быстро входит в привычку того, кто наказывает, но не имеет длительного влияния на провинившегося.

Скиннер отдает предпочтение использованию положительного подкрепления. Он считает, что дети будут охотнее вести себя правильно, если их хорошее поведение будет замечаться и одобряться родителями. Положительное подкрепление, в отличие от наказания, не имеет мгновенного эффекта, но оно оказывает более длительное влияние и практически не вызывает отрицательных эмоциональных состояний.

Что же может заменить наказание в воспитании? Игнорирование нежелаемого поведения, ведущее к его угасанию: нежелательные действия не нужно подкреплять.

Читайте также:  Умение слышать - психология

Но процесс угасания длится долго, требует большого терпения и может способствовать развитию агрессивного поведения. Поэтому, не обращая внимания на плохое поведение, необходимо акцентировать его на хорошем и тем самым закреплять его.

Однако следовать такому совету, как отмечает комментатор Скиннера Р.Най, легче на словах, чем на деле [236].

И все же намного полезнее, по Скиннеру, найти средства использования положительного подкрепления хорошего поведения, чем ждать, когда плохое поведение разовьется, а затем полагаться на наказание.

По его мнению, все социальные институты должны быть организованы таким образом, чтобы человек систематически получал положительное подкрепление за желаемое поведение.

Это исключит необходимость широкого использования наказания, так как обстоятельства будут побуждать людей вести себя достойным образом с пользой для себя и для общества.

Представитель третьего поколения ученых, разрабатывающих теорию социального научения, Дж.Аронфрид, ставит под сомнение утверждение Скиннера о том, что успешная социализация ребенка может обойтись без наказаний; и его также не удовлетворяют идеи психоанализа о травмирующем воздействии наказаний на детей.

Социализация, по его мнению, не может опираться только на поощрение. Общество, подчеркивает он, передает ребенку множество сложных структур социального поведения взрослых, но эти формы часто расходятся с мотивационными установками ребенка.

Научение не смогло бы преодолеть этот разрыв, если бы наказание не было присуще социализации в такой же мере, как и поощрение.

Для бихевиористского подхода к формированию поведения характерен эксперимент Аронфрида, который, впрочем, еще до него был предложен Р.Соломоном в опытах на животных [8; 187; 188].

Испытуемым детям предлагалось выбрать одну из двух игрушек: привлекательную или непривлекательную и описать ее.

Экспериментатор говорил: «Некоторые игрушки здесь предназначены для более старших детей, поэтому тебе не следует их брать. Когда ты выберешь такую игрушку, я скажу тебе об этом».

В ходе тренировочного эксперимента, если ребенок выбирал привлекательную игрушку, экспериментатор «наказывал» (словесно порицал) его: «Нет! Эта игрушка – для детей постарше».

В своем эксперименте Аронфрид уделял большое внимание моменту подачи наказания: в одной группе «наказание» останавливало действие выбора еще до того, как ребенок дотрагивался до игрушки; в другой группе – порицание взрослого следовало после того, как испытуемый брал привлекательную игрушку. В результате подобной тренировки испытуемые первой группы стали выбирать непривлекательные игрушки после меньшего числа наказаний, чем испытуемые второй группы – подавляющее действие наказания усиливалось, если во времени оно наступало ближе к началу наказуемого действия.

Аронфрида интересовал вопрос о том, как формируется у ребенка внутренний контроль за порицаемым поведением. Для ответа на него была проведена тестирующая серия эксперимента.

Ребенка приглашали в комнату, где на столе снова находились два разных предмета: один предмет был мало привлекателен и труден для описания, а другой испытуемые находили очень привлекательным и с трудом сдерживались, чтобы не взять его в руки.

Показав эти предметы, взрослый покидал помещение, сославшись на то, что непредвиденное дело заставляет его выйти из комнаты.

Скрытый на демонстрационной доске отметчик показывал экспериментатору, когда тот возвращался, брал ли испытуемый в его отсутствие привлекательный предмет и касался ли он его. Так остроумно проверялась устойчивость подавления поведения, приобретенного во время тренировочной серии.

Оказалось, что испытуемые, получавшие порицание в самом начале выбора, в тестовой ситуации совершали меньше проступков, чем те, которых наказывали уже после проступка.

Аронфрид предполагает, что внутренний контроль детей над своим поведением возникает в результате установления условно-рефлекторной связи между аффективным состоянием (тревожностью) и внутренними коррелятами (когнитивными представлениями) действий ребенка. С точки зрения Аронфрида, время подачи наказания имеет особенно важное значение.

Если ребенка наказывают перед самым началом проступка, то внутренние моторные или познавательные корреляты действия в этот момент становятся фокусом тревожности, вызываемой наказанием. С этим моментом связана самая высокая интенсивность тревожности. Мотив подавления действия – следствие интенсивности тревоги.

Наказание в начальном пункте – зарождения действия мобилизует тревогу, уровень и степень которой достаточны для последующего подавления действия даже в случае, когда взрослый – контролирующий поведение, не присутствует в ситуации.

Наказание, которое следовало на более позднем этапе действия, также может породить некоторую тревогу в момент зарождения действия, но только в силу существования механизмов, которые могут опосредовать распространение, генерализацию, возвращение тревоги как бы вплоть до начального пункта зарождения проступка. Формы наказания неравноценны по своему влиянию на социализацию, но механизм их действия, по мнению Аронфрида, один и тот же.

Источник: http://pdnr.ru/a21630.html

Награда или наказание. Что эффективнее?

Награда или наказание.

https://www.youtube.com/watch?v=ca7WwKQgBUg

Человеческая психология  -это, пожалуй, один из самых интересных предметов обучения. Мы все учились на собственном опыте, который формируется из нашего поведении.

Эти  разнообразные переживания по отношению к различным раздражителям, которыми можно легко манипулировать, чтобы изменить поведение человека.

На самом базовом уровне, манипулирование является положительным, и отрицательным, через вознаграждение и наказание, соответственно. Но, какой из них более эффективен и сильнее влияет на поведение?

Знаете ли вы, что вы можете изменить поведение ребенка, плохого студента, наркомана, бесполезного сотрудника через создания условий? Но, вопрос в том, какой маршрут вы выберете — положительный или отрицательный? Многих людей учат не вести себя определенным образом, с помощью  наказаний, которые создают негативные чувства. Это помогает поддерживать дисциплину дома, в школе и даже в организациях. Впрочем уже давно обсуждается, какой из них лучше влияет на поведение.

Если вы являетесь ярым сторонником наказаний,  возможно вам придется изменить всю вашу систему убеждений, потому что, недавнее исследование, проведенное исследователями из Гарвардского университета обнаружили, что большинство людей лучше работают в среде, которая состоит из позитивных элементов, которые действуют в качестве вознаграждения. Б.Ф.

Скиннер, отец реабилитации он был радикальный бихевиорист он попытался понять отношения между созданием условий поведения и изменениями. Он также создал  новую школу психологии её назвали «экспериментальный анализ поведения» которая изучает влияние вознаграждения и наказания, на психологию человека.

С тех пор вопрос » награды против наказания « часто обсуждался.

Награда Лучше, чем Наказание?

ДА.Человек мотивирован, чтобы изучить новое поведение, если есть возможность получить вознограждение.Вознаграждение — это отличный способ выразить признательность или признать усилия другого человека в позитивном свете, награда лучше, чем наказание! Однако, для эффективного поощрения, необходимо выполнять три условия;

  • Человек ДОЛЖЕН быть заинтересован в награде.
  • Награда должна быть предоставлена ПОСЛЕ достижения желаемого результата.
  • Производительность должна ПРЕВЫШАТЬ нормальные стандарты.

Неспособность достичь желаемых результатов возникает из-за неспособности выполнить все три условия.

Также, следует отметить, что предоставление награды  не только приводит к изменению поведения, она также приводит к созданию ценностей, которые определяют тенденции к награде, которые обещают в будущем, как часть положительного подкрепления. Я хотел бы отметить здесь, что, выдающихся результатов за пределами возможностей человека, не следует ожидать.

Плюсы награды(вознаграждения)

Возможность вознаграждения, может быть использована для оптимального преимущества обучения ценностям, которые оставляют постоянный отпечаток на поведение человека и, следовательно, могут наблюдаться в будущем. Поступая таким образом, вы можете гарантировать, что выгоды от награды не ограничены коротким промежутком времени.

Например: у сотрудника работающего в компании вознаграждение это месячная заработная плата. До поры до времени она важна для него, он будет и впредь прилагать все усилия для повышения производительности и оптимизировать работу в целях достижения максимальной выгоды.

Однако, когда зарплата теряет свою привлекательность по какой-либо причине, он начнет меньше работать и, возможно, даже уволится.

Минусы награды(вознаграждения)

Вознаграждение может также иметь негативные последствия. Хотя приведенные примеры иллюстрируют хорошие примеры, чтобы поощрять деятельность, отрицательные вознаграждения относятся к удалению отрицательного объекта или предотвращению возникновения отрицательного случая вместо желаемой работы.

Это также называется — отрицательное подкрепление (а не наказания). С другой стороны, наказание только  уменьшает уровень действия или поведения, проводя в жизнь нежелательный стимул.  Однако  выводы в пользу эффективности наказания можно сделать из результатов исследования по данному вопросу Университетом Тулейна.

Было обнаружено, что дети, которые были подвержены физическому наказанию в возрасте 3-х лет стали более агрессивными, чем в 2 года.

 Исследование показало, что такие наказания, как порка являются неэффективным метод изменения поведения у детей в возрасте младше 12 лет и не должны быть использованы, иначе они будут действовать в качестве стимула за плохому поведению в более поздние годы.

Влияние наказаний

Награда или наказание.

Но, если наказание используется среди детей, старше 12 лет или в молодых совершеннолетних, оно приносит беспокойство, базируемое на беспокойстве — «что произойдет, если я этого сделаю?». Для внесения изменений в поведении и в создание нового поведения, источник используемых стимулов должен последовательно предоставляться предназначенному человеку.

 Если это непоследовательно, поведение может измениться только временно или сосем не измениться. Но, непоследовательное вознаграждение или наказание может быть эффективным, когда оно изходит из сильного или очень авторитетного источника.

В противном случае благоприятного исхода можно достичь от награды, потому что большинство людей склонны перенимать положительный опыт быстрее, чем отрицательный. Наказания питают отрицательные чувства и часто заканчивают  100%-ой неудачей, особенно среди детей. Люди пытаются противостоять любой форме контроля.

Наказания могут привести только к принудительной дисциплине, которая заканчивается неприятными последствиями в какой-то момент, когда человек уже не может справляться со стрессом и переходит в режим — борьбы.

Если вы один из тех родителей, которые используют средства наказания, особенно физические, чтобы контролировать ваши детей, вы, можете, препятствовать их психическому развитию и росту их IQ! В споре, что эффективнее  наказание или награда как лучьшый метод изменения поведения выигрывает — НАГРАДА(вознаграждение).

Математика Награды(вознаграждения).

Вознаграждения, однако, не эффективны, когда они принимают форму взяточничества, поскольку они часто вызывают ЖАДНОСТЬ. Никаких реальных изменений поведения обусловленных исключительно привлекательностью награды не происходит .

Человек не должен обращаться к наказаниям, чтобы предотвратить будущее плохое поведение поведения. Это можно сделать путем простого изменения мотива поведения, вместо того чтобы пытаться обуздать поведение само по себе.

 Поведенческий мотив может быть изменен путем предоставления вознаграждения за поведение, а затем, постепенно снижать его, до тех пор, пока нежелательное поведение прекратится без вознаграждения.

Поощрять за хорошее поведение может быть сложно, потому что вы не хотите,  создать поколение, которое процветает только за награды. Часто награждение плохого человека для стимулирования его нравственности —  тоже не справедливо для тех, кто показывает хорошее поведение без стимулирующего вознаграждения.

Большинство людей имеющие возможность управлять другими, хотят исправить все действия и поведение  других,  они думают, что это может привести к дисгармонии в будущем.

 Когда Вы раздражены поведением человека, попытайтесь проигнорировать его, показывая Вашу оценку для его действий, когда он восхищает Вас, хвалите его словами или вознаграждайте подарками.

Статьи по психологии: http://psichov.net

Как решить проблемы своим умом? Узнайте из книги «Как стать умнее»:

  • Как развивать своё мышление
  • Как быстро отличить умное поведение от глупого
  • 5 приёмов управления концентрацией
  • Как повысить энергетику своего тела
  • Семь правил сильного мышления
  • Как противостоять обману
  • Как достичь своих целей

Смотреть подробное описание книги!

Источник: https://psichov.net/vazhnost-samootsenki/

Метод 3. Отрицательное подкрепление

Метод 3. Отрицательное подкрепление

Отрицательным подкреплением является любое неприятное событие или стимул, пусть даже весьма слабый, действие которого можно прекратить или избежать, изменив поведение.

Когда на поле с электрическим ограждением корова касается ограды носом, то получает удар электрического тока, но как только она отпрянет назад, действие тока прекращается. Они научается избегать ударов тока с помощью того, что не подходит к ограде.

Избегание загородки было подкреплено, но подкрепление было не положительным, а отрицательным.

Жизнь изобилует отрицательными подкреплениями. Мы изменяем положение тела, когда становится неудобно сидеть на стуле. Мы стремимся скорее войти в дом, когда идет дождь.

Некоторые люди считают, что запах чеснока возбуждает аппетит, другие же находят его отвратительным.

Стимул становится отрицательным подкреплением только в том случае, если он воспринимается субъектом как неприятный и если изменение поведения направлено на уменьшение неприятных ощущений.

Отличие отрицательного подкрепления от наказания заключается в том, что отрицательное подкрепление, подобно положительному, происходит во время поведения, а не после него, и может быть «включено» изменением поведения.

Как вы видели в первой главе, почти все традиционные методы дрессировки животных строились на применении отрицательного подкрепления. Лошадь обучается поворачивать налево, когда тянут за левую вожжу, потому что этим она может ослабить давление мундштука на левый угол рта.

Слоны, волы, верблюды и другие вьючные животные обучаются двигаться вперед, останавливаться, поднимать тяжести и т. д. чтобы избежать натяжения повода, тычка или удара стека, стрекала или кнута.

Отрицательное подкрепление очень подходящий метод формирования поведения и может применяться столь же эффективно, как положительное, поскольку его применение одномоментно с поведением и стимулы «шпыняния» прекращаются дрессировщиком, когда реакция правильна.

По отношению друг к другу люди постоянно применяют отрицательное подкрепление: строгий взгляд, нахмуренные брови, неодобрительное замечание. Некоторые применяют отрицательное подкрепление слишком часто.

Жизнь некоторых детей, супругов и даже родителей представляет собой постоянное ежедневное усилие вести себя так, чтобы избежать отрицательных подкреплений от тех, кого они любят.

Читайте также:  Мечта перед глазами - психология

Слишком частое применение отрицательного подкрепления, не скомпенсированное возможностью положительного подкрепления, может привести к появлению нежелательных черт личности, не обязательно страха и ярости, создаваемых наказанием, но робости, неуверенности в себе, тревожности.

Если вы не хотите, чтобы ребенок, который очень старается не вызывать ваше неудовольствие не стал эмоционально неполноценным, он должен иметь успешный опыт в доставлении вам удовольствия.

Даже среди взрослых тот руководитель, офицер или тренер, которые хотят усовершенствования от подчиненных и при этом в основном высказывают неудовольствие, могли бы добиться лучших результатов, если бы наряду с этим существовала также возможность положительного подкрепления. Умудренные опытом взрослые могут вытерпеть большое количество отрицательных подкреплений, но даже и они становятся мрачными, если, кроме этого, они ничего не получают. Сочетание положительного и отрицательного подкреплений гораздо более эффективно.

Тренер баскетбольной команды, выступавшей с огромным успехом, стал знаменит своей жесткостью и даже грубостью. Некоторые из игроков не смогли вынести такого режима и ушли из команды. Однажды вечером я видела этого человека по телевизору.

Хотя на первый взгляд он казался чрезвычайно грозным, в его взаимодействии с командой то и дело встречались очень отчетливые положительные подкрепления — одобрительный взгляд, дружеский шлепок, — а отрицательное подкрепление прекращалось тотчас же как выполнение действия улучшалось.

В моральном отношении команда выглядела великолепно.

Единственный случай, когда отрицательное подкрепление предпочтительнее любого позитивного подхода, это когда мы имеем дело с сознательным и преднамеренным отклонением поведения.

Если вы совершенно уверены в том, что субъект знает, что должно быть сделано, а делает вместо этого что-либо другое, чтоб, скажем, просто посмотреть, что из этого выйдет, тогда знак вашего неодобрения — нахмуренный лоб, замечание, натяжение поводка или вожжи, прекращение занятий, выговор — должны последовать незамедлительно и быть четкими. Это единственный случай, когда сильное отрицательное подкрепление, возможно, и не вызовет чувства обиды. Даже животные знают, когда они пытаются вывести вас из себя, и получают удовлетворение от того, что им дают понять, что это нельзя. В особенности это касается детей, которые чувствуют себя увереннее, если знают границы дозволенного. Если ребенок нарочно преступает эти пределы, то отрицательное подкрепление дает ему нужную информацию о положении границ дозволенного.

Секрет применения отрицательного подкрепления состоит в том, чтоб научиться прекращать его, когда поведение субъекта улучшилось хоть немножко. Некоторые матери и учителя делают это интуитивно правильно.

Четырехлетний малыш в ярости выкрикивает: «Я тебя ненавижу, я тебя ненавижу» и лупит кулаками по ногам матери. Негативное подкрепление со стороны матери состоит в том, что она перестает обращать на ребенка внимание и начинает заниматься своими делами.

Когда ярость сменяется сопением и потерянным видом, мать сейчас же снова обращает свое внимание на ребенка, обнимает, прижимает к себе, меняет тему разговора.

Психолог может сказать, что на самом деле в приведенном выше примере сработал метод 4 — затухание, что поведение сошло на нет, так как не приводило ни к какому результату. Но мне кажется, что когда на маленького ребенка перестают обращать внимание, это для него результат; это сильный отрицательный стимул, который может быть применен наравне с любым другим отрицательным подкреплением.

Другой секрет применения отрицательного подкрепления состоит в уверенности в том, что субъект воспринимает его как следствие собственных действий, а не ваше произвольное действие. Предположим, у вас есть большая лохматая собака, которая любит спать в комнате на диване.

Если вы ей убедительно показываете, что вам это не безразлично, собака может быстро научиться соскакивать с дивана, заслышав ваше приближение, потому что боится наказания, но отлупить ее, застав на диване, еще не значит управлять ее поведением в ваше отсутствие.

Есть один старый прием, который иногда помогает в этом случае: поставьте на диван несколько маленьких мышеловок. Когда собака вспрыгнет на диван, мышеловки сработают, испугают, а может, и ударят собаку.

Собственное действие собаки привело к отрицательному подкреплению, и эта первая неудача может оказаться достаточной, чтобы отучить украдкой забираться на диван. (Я спешу добавить, что это скорее всего подействует только на глупых собак.

Хотя я не могу позволить себе предположить любителям собак список пород, на которых этот прием подействует, я скажу лишь, что для некоторых пород он может оказаться совсем не эффективным. Хозяин одного боксера, применивший этот прием, рассказывал, что его собака, увидев мышеловки, стащила покрывало со спинки дивана, накрыла им мышеловки, разрядила их, а затем легла на диван поверх покрывала.)

Существуют такие категории субъектов, на которых отрицательное подкрепление не действует и совершенно не подходит для них, например младенцы.

Каждая мать знает, что практически невозможно изменить активное поведение малыша с помощью отрицательного подкрепления — сделать так, чтобы малыш, начавший ходить, не хватал побрякушки с кофейного столика бабушки, постоянно повторяя: «Нельзя!» или шлепая его по ручонке каждый раз, когда он это делает. Гораздо лучше применить метод 8 (смена мотивации) поместив эти предметы вне досягаемости, или метод 5 переключение на несовместимую деятельность), дав ему какую-нибудь другую игрушку Маленьким детям просто несвойственно легкое приобретение неприятного опыта, но они могут с легкостью обучаться с помощью положительного подкрепления Можно сказать, что дети рождаются для того, чтобы радоваться, а не повиноваться.

Щенки тоже имеют склонность к более легкому научению с помощью положительного подкрепления, а отрицательное подкрепление сбивает их с толку и пугает. Вот почему большинство дрессировщиков не начинает обучение выполнению формальных команд, раньше чем собака достигнет шестимесячного возраста.

С помощью лакомства и ласки вы можете обучить щенка ходить в ошейнике и на поводке следовать за вами на прогулке, но наденьте на него затягивающуюся цепочку и начните настаивать на том, чтоб он научился ходить рядом, сидеть, стоять, и прежде чем вы успеете его чему-нибудь научить, у вас будет затерроризированный и запуганный щенок.

Нужно время, чтобы научиться реагировать на отрицательное подкрепление, а младенчество слишком быстротечно.

Есть и другая категория субъектов, которые не поддаются воздействию отрицательного подкрепления: это дикие животные. Каждый, кто когда-либо имел дело с питомцем из диких животных — оцелотом, волком, енотом и т. д., — знают что они не воспринимают команды.

Чрезвычайно трудно например, научить волка ходить на поводке, даже если вырастите его с очень раннего возраста и он совершенно ручной Если вы натягиваете поводок, он автоматически начинает тянуть вперед, а если вы очень настаиваете и натягиваете поводок слишком сильно, волк, несмотря на то, что он обычно спокоен и контактен, впадает в панику и старается удрать.

Возьмите на поводок ручную выдру, и либо вы будете идти туда, куда хочет выдра, либо она будет бороться с поводком изо всех сил. Создается впечатление, что нельзя найти ту золотую середину, когда легкий рывок можно использовать для выработки послушания.

То же самое относится и к дельфинам. При всей своей хваленой способности к обучению они всему либо сопротивляются, либо всеми силами стараются улизнуть. Толкните дельфина, и он толкнет вас.

Попытайтесь перегнать дельфинов из одного бассейна в другой с помощью сети; если они почувствовали, что пространство вокруг них сужается, смелые бросаются в атаку на сеть, а робкие в бессильном страхе кидаются на дно бассейна.

Нужно с помощью положительного подкрепления обучать дельфинов спокойно плыть перед сетью; но даже если вы это сделали, почти при любой манипуляции с сетью один человек должен стоять наготове, чтобы в случае надобности броситься в воду и освободить животное, которое запуталось в сети, прежде чем оно утонет.

Психолог Гарри Фрэнк предполагает, что это сопротивление отрицательному подкреплению составляет принципиальное различие между дикими и одомашненными животными.

Все одомашненные животные восприимчивы к отрицательному подкреплению — их можно погонять, заставлять, выгонять вон, и вообще оказывать разное давление. Мы, люди, преднамеренно или случайно с помощью направленного отбора выработали у них эту особенность.

В конце концов, корова, которую нельзя пасти и гнать, которая, подобно волку или дельфину, либо сопротивляется неприятным воздействиям, либо впадает в панику и спасается бегством, эта корова кончит тем, что останется на ночь вне загона и будет съедена львом; или же поскольку она всем досаждает, то скорее всего она будет зарезана и съедена людьми. Ее гены не сохранятся в генофонде популяции.

Послушание, выражающееся либо в готовности получать удары, либо в отсутствии моментальной реакции «сопротивляйся или убегай», при котором отрицательное подкрепление умеренной силы может быть использовано для корреляции обучения, заложено в наших домашних животных.

За одним исключением — кошка.

Научить, например, кошку ходить на поводке поистине очень трудно; сходите на представление, в котором участвуют кошки, и вы увидите, что даже профессиональные дрессировщики с этим не связываются — кошек носят на руках, их сажают в клетку, но они не ходят на поводке.

Гарри Фрэнк предполагает, что это потому, что кошка не является истинно домашним животным и поэтому у нее отсутствует восприимчивость к отрицательному подкреплению.

Может быть также, что кошка является комменсалом, животным, которое, подобно крысе и таракану, разделяет с нами жилище, извлекая из этого выгоду.

Но скорее кошка является симбионтом — животным, общение которого с нами приносит взаимную выгоду — от нас она получает пищу, кров, ласку, кошка же ловит у нас мышей, забавляет нас, мурлычет. Однако работы и послушания нет. Это может объяснить нелюбовь некоторых людей к кошкам: их страшит неуправляемость.

Для всех кошконенавистников скажу, существует одно отрицательное подкрепление, которое на кошку действует: брызнуть водой ей в мордочку. Однажды на обеде, на который я надела свое новое черное шерстяное платье, белая ангорская кошка хозяйки дома без конца вспрыгивала мне на колени.

Хозяйка находила это очень милым, но мне совсем не хотелось, чтобы мое платье было в белых кошачьих волосах. Когда она на меня не глядела, я окунула пальцы в бокал с вином и брызнула кошке в мордочку.

Она тотчас же исчезла и больше не возвращалась: тонкое и полезное отрицательное подкрепление.

Примеры метода 3. Отрицательное подкрепление

Отрицательное подкрепление может быть эффективным в ряде ситуаций. Способ, описанный здесь для ситуации с машиной, действует очень хорошо, особенно если дети очень устали и их нельзя переключить на какую-либо другую деятельность типа игр или пение песен (метод 5).

ПоведениеМетод воздействия:
Сосед по комнате повсюду разбрасывает грязные вещиВыключите или задержите обед до тех пор, пока вещи не будут собраны. (Прекратите отрицательное подкрепление, когда согласие достигнуто; подкрепляйте на первых порах даже вялые усилия.)
Собака на дворе лает всю ночьНаправить на собачью будку сильный пучок света. Выключите свет как только собака перестанет лаять.
Дети слишком шумят в машинеКогда уровень шума достиг болевого порога, тормозите и останавливайте машину, читайте книгу. Не обращайте внимания на протесты по поводу остановки, это тоже шум. Трогайтесь, когда восстановится тишина.
Супруг обычно возвращается домой в плохом настроенииПовернитесь и выйдите из комнаты как только тон его или ее голоса будет вам неприятен. Возвратитесь и проявите внимание тотчас же как только голос смолк или стал нормальным.
Неправильный удар при игре в теннисПусть тренер или кто-нибудь из зрителей фиксирует каждый плохой удар словами «ай-ай-ай» или «нет» каждый раз как вы его сделали.
Бастующий или ленивый служащийУсильте контроль и делайте выговор всякий раз как уровень работы снижается.
Отвращение к благодарственным письмамОтрицательное подкрепление возникает автоматически со стороны друзей и тех, кого вы любите. Тетя Алиса сообщит вам, что она очень обеспокоена тем, что вы не получили новый шарф, а ваша семья дает вам понять, что вы должны написать тете Алисе. Вся информация будет вам передана в тонах, имеющих отчетливую отрицательную окрашенность.
Кошка влезает на кухонный столВоспользуйтесь пистолетом, стреляющим водой, или просто примите угрожающую позу, сочетая это со зловещим «нельзя». Это слово является условным отрицательным подкреплением. Кошка не будет влезать на стол, правда только в вашем присутствии.
Грубый водитель автобуса вывел вас из себяПротестуйте. Играйте на любом обстоятельстве, которое позволяет вам требовать учтивости, таких, как пожилой возраст, юность, неопытность.
Взрослый отпрыск, который по вашему мнению должен жить самостоятельно, хочет снова поселиться вместе с вамиПусть он возвращается, но берите с него как с постороннего плату за жилье, питание, дополнительные услуги, в том числе за стирку белья и сидение с ребенком, чтоб он уехал по финансовым соображениям.

Источник: http://www.BrainTools.ru/article/5655

Ссылка на основную публикацию