Проверка эффективности жетонной системы подкрепления как средства модификации поведения — психология

«Жетонный» метод

Метод жетонов в литературе встречается под разными названиями: «жетонная система»; «жетонная экономика»; «метод символической экономии». Метод направлен на создание условного подкрепления, необходимого для упрочения желательного поведения. «Жетонные» программы получили широкое распространение в США. Теоретической основой метода является модель оперантного обусловливания Скиннера.

Цель коррекции в «жетонных» программах формулируется как изменение поведения в соответствии с социальной ролью, предписанной индивиду обществом.

Так, «жетонная экономика» представляет собой определенную форму внешней организации поведения индивида: в контролируемой среде клиент получает привилегии (деньги или какие-либо другие материальные блага) в обмен на «жетоны», которыми он награждается за выполнение социально одобряемого поведения.

Модификация поведения состоит в том, что право на получение разных льгот реализуется путем предъявления «жетонов», которые изымаются при всяком нарушении режима (число изымаемых «жетонов» пропорционально тяжести нарушения).

Осуществление «жетонных» программ возможно при условии строгого внешнего контроля поведения и его незамедлительного подкрепления. Такое поведение может быть организовано только в условиях жестко контролируемой среды (в школах, больницах, тюрьмах, центрах изоляции).

В награду за точно установленное, социально одобряемое поведение клиент получает «жетоны», которые по определенной системе обмениваются на пищу, привилегии, возможности организации досуга и т.д. При нарушении социально одобряемых правил поведения клиент штрафуется. У него отбираются «жетоны» в строгом соответствии с тяжестью проступка.

«Жетонная» программа включает в себя пять основных компонентов: 1. Систематическое наблюдение за поведением тех индивидов, для которых проектируется коррекционная программа. 2. Составление описания социально требуемого поведения. 3.

Детерминация круга положительных стимулов, которые могут служить подкреплением для индивида. 4. Введение «жетонов» как материальных носителей права индивидов на получение положительного подкрепления и правил обмена жетонов на привилегии.

5. Контроль за поведением индивидов, включенных в жетонную экономику, оценка их поведения, выдача «жетонов», реализация правил обмена.

С середины 60-х годов в США «жетонные» программы активно использовались для коррекции поведения в детском возрасте и оказались достаточно эффективными. При этом выявился ряд условий, необходимых для использования данных программ.

К этим условиям относятся следующие: • четкое предъявление ребенку требуемого социального образца поведения; • обоснованный выбор такого образца с помощью взрослого как альтернативного асоциальному образу поведения; • обучение учителей и воспитателей целенаправленному наблюдению и оценке поведения ребенка с целью анализа его поведения и оказания помощи в выборе социально одобряемого образца поведения для ребенка; • развернутое инструктирование детей о том, как следует выполнять те или иные действия;

• четкий контроль за следованием ребенком выбранному образцу и положительное и отрицательное подкрепление форм поведения.

Особенно эффективна данная программа оказалась в целях коррекции поведения малолетних несовершеннолетних преступников.

Источник: https://psyera.ru/2429/zhetonnyy-metod

Жетонная система вознаграждения/ Token Economy

Жетонная система вознаграждения

«Одной из самых важных технологий модификации поведения  и прикладного поведенческого анализа в течение последних 40 лет  была «жетонная система вознаграждения»

— Matson and Boisjoli (2009, p. 240)

Что такое «жетонная система вознаграждения»?

В образовательном учреждении, это система, обеспечивающая положительное подкрепление для одного ребёнка или группы детей с помощью жетонов, которые выдаются им после выполнения ими определённых задач или демонстрации  ими желаемого поведения.

Жетонная система используется как метод закрепления определённого поведения или увеличения частоты его проявления. Так как способом «оплаты» за выполненные задачи являются жетоны, дети могут использовать эти жетоны для осуществления желаемых действий или получения доступа к определённым предметам (Miltenberger, 2008).

Интересно, что жетоны в форме глиняных монет, впервые появились в человеческой истории в процессе перехода от кочевых обществ охотников и собирателей к  аграрным обществам, а так же при расширении от простой бартер-экономики к более  сложным экономикам (Hackenberg, 2009, p. 257; Schmandt-Besserant, 1992).

Как работает жетонная система вознаграждения?

Основной принцип системы заключается в том, что дети получают определённое количество жетонов, в случае если демонстрируют желаемое  поведение (так называемое «целевое поведение») и затем они могут обменять эти жетоны, то есть  эффективно использовать их в качестве оплаты, и таким образом получить доступ к непосредственным подкреплениям.

The basic «cycle» of a token economy.

Основной «цикл» в жетонной системе.

  1. Ребёнок не имеет жетонов и не имеет доступа к желаемым предметам и действиям.
  2. Ребёнок занимается желательным поведением (целевым поведением).
  3. Ребёнок получает жетоны за участие в целевом поведении.
  4. Ребёнок обменивает жетоны на доступ к желаемым предметам или деятельности.

Целевым поведением может быть что угодно. Например, решение учебных задач, таких как правильное произношение и написание определённого количества слов, или приветствие учителя утром, или спокойная (без шалостей) игра со сверстниками.

            Целевое поведение зависит от каждого ребёнка конкретно. В одних случаях жетонная система может использоваться, чтобы увеличить желание ребенка справляться с учебными/школьными заданиями, в других случаях жетонная система должна уменьшить количество случаев агрессивного поведения демонстрируемого ребенком. В этом случае жетоны выдаются за неучастие в агрессивных действиях. 

Что такое непосредственное подкрепление?

            Непосредственное подкрепление, это – те виды деятельности, предметы или привилегии, которые ребёнок любит и которыми наслаждается.

Жетонная система работает, потому что жетоны становятся в  пару с той пользой, которую несет непосредственное подкрепление, при этом ребёнок получает только жетоны за участие в желаемом поведении.

Благодаря этому, целевое поведение (как правило) происходит чаще.

Деньги как тип жетонов

            Мировая экономика, где люди ходят на работу, чтобы заработать деньги, а потом потратить их на то, что они хотят или в чём они нуждаются,  забавным образом  схожа с жетонной системой вознаграждения в классе.

Деньги, которые Вы зарабатываете сами по себе не совсем то, что вы хотите — это только средство для достижения цели.

То, что Вы действительно хотите, вы покупаете за ваши деньги, то есть, получая денежные средства, вы получаете желаемые предметы и виды деятельности (например, автомобили, дома, ювелирные изделия, продукты питания).

При жетонной системе, ребенок, ходя в школу и решая академические задачи, будет зарабатывать жетоны, а затем тратить эти жетоны на непосредственное подкрепление.

Жетоны, опять же, это – не то, что ребёнок хочет. Так же, как и наши деньги, жетоны являются лишь средством для достижения цели.

Comparing the world economy to a classroom token economy.

Сравнение мировой экономики с классной жетонной системой.

Мировая экономикаКлассная жетонная система
Поход на работуРешение рабочих задач.Поход в школуРешение учебных задач.
Первичные последствияЗаработанные деньгиПервичные последствияЗаработанные жетоны
Финальный результатВы меняете деньги на возможность заниматься какой-либо деятельностью или на материальные ценности, такие как компьютеры, еда, праздники и т. д.Финальный результатРебёнок меняет жетоны на определённые виды деятельности и материальные ценности, такие как игры, экскурсии, свободное время, конфеты т.д.

Что можно использовать в качестве жетонов?

Термин «жетон» предполагает нечто физическое, то, что можно держать в руке. В некоторых случаях действительно используются физические объекты, такие как фишки для покера, карточки с улыбающимися лицами, игровые деньги или даже мрамор.

Однако не все жетоны именно такие, некоторые могут быть просто галочкой на бумаге, отверстие или штамп на карте. Такие – нефизические жетоны иногда называют «баллы» (Points).

 Kazdin и Bootzin (1972, с. 343-344) в своём обзоре жетонной системы, ссылаются на Ayllon и Azrin (1968) которые отмечают целый ряд преимуществ в использовании материальных ценностей в качестве жетонов. Среди них:

  • Количество жетонов, может иметь простое количественное соотношение с количеством подкрепления.
  • Жетоны являются портативными и могут быть в собственности субъекта, даже когда он находится в ситуации далёкой от той, в которой жетоны были заработаны.
  • Нет максимального числа жетонов, которыми субъект может обладать.
  • Жетоны могут быть использованы непосредственно для работы устройства для автоматической доставки подкреплений.
  • Жетоны долговечны.
  • Физические характеристики жетонов, могут быть легко стандартизированы.
  • Жетоны могут быть сделаны достаточно качественно, для длительного хранения.
  • Жетоны могут быть уникальными и не дублироваться, так что экспериментатор может быть уверен, что они были получены только в принятом порядке.
  • В дополнение жетонная система дает наглядную историю улучшений. Что может способствовать социальному подкреплению со стороны персонала, равно как и самоподкреплению. 

Преимущества жетонной системы.

По Kazdin и Bootzin (1972, с. 343) использование жетонов в качестве метода доставки подкрепления путём их обмена на непосредственное подкрепление имеет ряд преимуществ. Например, они:

  • Позволяет развести по времени целевое поведение и непосредственное подкрепление за него.
  • Позволяют подкреплять реакцию в любое время.
  • Могут быть использованы для поддержания производительности на протяжении длительного периода времени, когда непосредственные подкрепления не могут быть распределены.
  • Позволяют последовательно и без перерыва подкреплять реакции.
  • Поддерживают свои подкрепляющие свойства, благодаря своей относительной независимости от состояний депривации.
  • Менее подвержены эффекту пресыщения.
  • Обеспечивают одинаковое подкрепление для лиц предпочитающих разные непосредственные подкрепления.
  • Является большим побудительным стимулом, чем одно первичное подкрепление.

Кроме того Miltenberger (2008) подчёркивает что:

  • Положительное подкрепление может быть представлено сразу, после демонстрации целевого поведения.
  • Жетонная система имеет четкую структуру, поскольку существует понятная система – какое целевое поведение поощряется каким положительным подкреплением. 
  • Развивает у ребенка навыки планирования. Поскольку для разных непосредственных подкреплений необходимо разное количество жетонов, требуется сохранять жетоны, пока не накопится достаточное их количество.  

Что необходимо учитывать.

  • В случаях, когда метод жетонной системы осуществляется в крупных масштабах,  затрагивая группы лиц и обстановку в которой осуществляется обучение, требуется много усилий и времени, чтобы правильно организовать процесс и обучить персонал правильно применять его.
  • В зависимости от предпочитаемого непосредственного подкрепления, этот процесс может быть дорогостоящим, так как подкрепляющие предметы нужно купить.
  • Необходимо взвесить, будет ли ожидаемый результат (улучшение поведения) оправдывать затраты, т.е. потраченное время, усилия и деньги на проведение программы.

Семь компонентов жетонной системы

Miltenberger (2008, p.498) перечисляет семь компонентов, которые должны быть определены при реализации жетонной системы. К ним относятся:

  • Целевое поведение, которое должно быть усилено.
  • Жетоны, которые будут использоваться в качестве условного подкрепления.
  • Непосредственные подкрепители для обмена жетонов.
  • Программа подкреплений для выдачи жетонов.
  • Необходимое количество жетонов, для обмена.
  • Время и место для обмена жетонов на непосредственные подкрепители.
  • Иногда, включают компонент ответ-стоимость, когда нежелательное поведение мишень должно быть обозначено и подавлено путём потери полученных ранее жетонов.

Miltenberger's seven components of a token economy.

Семь компонентов жетонной системы по Miltenberger.

Целевое поведение$Выбор поведения цели которое должно быть усилено.
Тип жетонов$Жетоны которые будут использоваться в качестве условного подкрепления (например, покерные карты, стикеры со звёздами и т. д.).
Непосредственное подкрепление$Непосредственное подкрепления для обмена на жетоны (напр. Сладости, свободное время и т д.).
Программа подкрепления$Программа подкрепления для выдачи жетонов .
Критерии обмена$Количество жетонов, необходимое для обмена на непосредственный подкрепитель.
Время и место обмена$Время и место для обмена жетонов на непосредственный подкрепитель.
Ответ-стоимость*Наказание или штраф, когда жетоны отнимаются за ошибочное поведение.
Читайте также:  От процессника к результатнику - и обратно - психология

* компонент ответ-стоимость использовать не обязательно. (См. Cooper, Heron, и Heward 2007, стр.  370).

Индивидуальный пример жетонной системы.

Tarbox, Ghezzi и Wilson (2006) исследовали применение жетонной системы в целях повышения зрительного контакта у пятилетнего мальчика Адама, страдающего аутизмом.

Рассмотрим один из примеров жетонной системы, примененной в исследовании Tarbox и его соавторов, и применим для его описания семь компонентов Miltenberger. 

  •  Целевое поведение: внимание к своему наставнику до получения инструкции; внимание в данном случае определяется как зрительный контакт с наставником, по крайней мере, в течение 3 секунд.
  • Тип жетонов: ламинированные бумажные звезды, помещаемые на доску для жетонов.
  •  Непосредственное подкрепление: перерыв между занятиями в течение 90 секунд, во время которого Адам может играть в игрушки по собственному выбору.
  • Программа подкрепления: Адам получает один жетон каждый раз, когда демонстрирует целевое поведение (зрительный контакт в течение 3 сек).
  • Критерии обмена: для получения непосредственного подкрепления, Адаму требуется заработать 10 жетонов.
  • Время и место обмена жетонов: сразу после получения 10 жетонов, в классе, за учебным столом.
  • Ответ – стоимость: не использовался.

«Ответ-стоимость»

Cooper, Heron и Heward (2007) ясно дают понять, что компонент «ответ-стоимость» должен применятся в отношении поведения, которое требует особого внимания и должно быть быстро подавлено.

  Основное же внимание учителя или родителя, должно быть направлено на подкрепление положительного поведения; «ответ-стоимость» должен быть последним средством и обязательно должен быть объединен с другими процедурами для создания адаптивного поведения (стр. 370).           

«Ответ-стоимость» – это наказание или штраф, когда жетоны заработанные ребёнком отбираются за нарушение правил или ошибочное поведение. Точно так же как, например, при превышении скоростного режима на дороге, полицией взымается денежный штраф с нарушителя.

Очень важно, чтобы дети знали правила до того, как будет использоваться компонент «ответ-стоимость», а также, что бы детям было абсолютно ясно, что является правилом, а что является их нарушением. Кроме того, «ответ-стоимость», не может использоваться, в случаях, когда у ребёнка отсутствуют жетоны. Ни в коем случае не загоняйте ребёнка в «жетонный долг».

Жетонная система – условное подкрепление.

Жетонная система – является одной из форм «условного подкрепления» или «вторичного подкрепления» (Malott & Trojan-Suarez, 2006). Причина в том, что жетоны не являются естественными подкреплениями. Такие природные подкрепления, как еда или вода, классифицируются как «безусловные подкрепления» или «первичные», потому, что они не должны быть ни с чем сопряжены.

Деньги, которые вы зарабатываете, ходя на работу, это форма условного подкрепления, потому что деньги сами по себе не являются естественным подкреплением. Это факт, что вы можете использовать ваши деньги, чтобы получить желаемые предметы и виды деятельности, такие как дома, продукты питания, автомобили и праздники.

Приведем еще более общий пример, представьте себе, что вы приходите на работу и получаете в конце рабочего дня, какие-то пластмассовые жетоны. Маловероятно, что вас это обрадует.

Однако, если вам скажут, что эти жетоны могут быть обменены на дополнительный выходной день, внезапно, эти жетоны станут тем, что вы захотите получить в большем количестве (так или иначе это произойдёт с большинством людей).

В этом случае, жетоны становятся условным подкреплением, потому что в настоящее время, они находятся «в паре» с возможностью получить лишний выходной день. Другими словами, получить жетоны, означает получить выходной, в то время как остаться без жетонов, означает остаться без выходного.

У детей школьного возраста, жетоны служат способом получения доступа к предпочтительным предметам и видам деятельности, таким образом, получение жетонов приводит к получению интересной деятельности, а отсутствие жетонов к отсутствию  интересной деятельности. 

Условное и «Генерализованное» условное

В примере с обменом жетонов на выходные дни, когда жетоны можно поменять только на выходные дни, жетоны являются «условным подкреплением». Если же жетоны можно обменять на различные необходимые предметы, а не только на одну вещь, то в таком случае они будут называться «генерализованным (обобщённым) условным подкреплением».

Разница здесь в том, что либо жетоны можно обменять только на один предмет/привилегии (условное подкрепление), либо на многочисленные предметы/привилегии (генерализованное условное подкрепление).

Заработанные деньги, являются одной из форм генерализованного условного подкрепления, потому, что на них вы можете купить любое количество вещей.

Жетоны, которые используются в образовательных учреждениях, как правило, являются «генерализованным условным подкреплением», потому, что они могут быть обменены на разные предметы и виды деятельности.

Хотя это не всегда происходит именно так.

Иногда, программу организуют таким образом, что, например, жетоны определённого типа (например, звёзды красного цвета), могут быть обменены на конкретные виды деятельности/предметы (например экскурсия в конце школьной недели).

http://www.educateautism.com/token-economy.html

Источник: https://hopner.livejournal.com/2928.html

Теории личности

. . .

Это было бы монументальной задачей — хотя бы просто осветить тысячи исследований животных и человека, эмпирически доказывающих валидность бихевиористских принципов оперантного научения. Не в пример другим современным психологам, Скиннер получил огромное количество экспериментальных данных, поддерживающих его концептуальные идеи.

Более того, он привлек большую группу последователей, которые продолжили его работу по развитию научно обоснованного подхода к поведению.

Несомненно, что бихевиористская точка зрения Скиннера имела большое влияние как на фундаментальные, так и на прикладные аспекты американской психологии В дальнейшей дискуссии рассматриваются методологические особенности подхода Скиннера к бихевиоральному исследованию и приводятся примеры того, как его принципы были валидизированы в области клинических исследований.

Студенты, желающие изучить эти аспекты точки зрения Скиннера более детально, могут познакомиться со следующими работами: «International Handbook of Behavior Modification and Behavior Therapy» (Bellack et al, 1982); «Dictionary of Behavior Therapy Techniques» (Bellack, Hersen, 1985); «Behavior Therapy: Techniques and Empirical Findings» (Rimm, Masters, 1979).

«The Journal of the Experimental Analysis of Behavior», «The Journal of Applied Behavior Analysis» и «Behavior Research and Therapy» также публикуют сообщения об экспериментальных исследованиях, посвященных эмпирическим доказательствам и применению скиннеровских концепций к изучению поведения.

Методологическая стратегия Скиннера была совсем не традиционной. Во-первых, как уже было замечено, его экспериментальный анализ поведения был сфокусирован на единственном субъекте в противовес более распространенному методу работы с представительной группой субъектов.

Эта опора на модель исследования единственного субъекта демонстрирует веру Скиннера в то, что психологическая наука должна, в конечном счете, вести к открытию точных и поддающихся количественному определению закономерностей, применимых к фактически существующему индивидуальному поведению.

Второй чертой, характеризующей методологическую ориентацию Скиннера, была ориентация на максимально автоматизированный эксперимент со строгим контролем условий, при которых оценивается поведение. В типичном экспериментальном исследовании необходимо пройти следующие стадии:

1) установить базисное измерение скорости постоянных реакций (например, суммарную запись спонтанной скорости нажатия рычага крысой);

2) ввести режимную или контролирующую переменную (например, режим подкрепления через строго установленный временной интервал);

3) отказаться от этой переменной после того, как достигнут какой-то уровень реакций, для того, чтобы измерить и определить ее действие на поведение. Любые изменения в оперантном поведении, которые происходят в результате введения режимной переменной, а затем отказа от нее, можно с уверенностью отнести к влиянию этой переменной.

Наконец, необходимо подчеркнуть, что исследование Скиннера сконцентрировано исключительно на переменных, поддающихся изменению или модификации посредством манипуляции стимулами окружения. Поэтому многие последние исследования, вытекающие из теории Скиннера, подходят к нашему пониманию развития личности.

Жетонная система вознаграждения: пример исследования

Хотя Скиннер не был клиническим психологом, взгляды на оперантное научение, которых он придерживался, в значительной мере повлияли на создание методов изменения поведения очень неуравновешенных индивидов (Kazdin, 1977; Lazarus, Fay, 1984). Фактически его подход к изменению или модификации поведения создал новое поколение бихевиоральных терапевтов в США.

Бихевиоральная терапия основана на экспериментальных принципах и методах научающе-бихевиоральной теории. Подробное описание этой формы психологической коррекции находится за пределами тематики данной книги (более полную информацию можно найти у Bellack et al., 1982).

Однако предпосылка, лежащая в основе применения этой терапии на практике, относительно проста — психические расстройства приобретены в результате ошибочного прошлого научения.

Неважно, насколько саморазрушительным или патологическим может быть поведение человека, бихевиоральный терапевт верит в то, что оно есть результат влияния окружения, которое подкрепляет и упрочивает его.

Следовательно, задача, стоящая перед бихевиоральным терапевтом, — точно определить то неподходящее поведение («симптомы»), от которого следует избавиться, уточнить желаемое новое поведение и определить режимы подкрепления, которые требуются, чтобы сформировать желаемое поведение.

Эти задачи выполнимы при условии создания окружения, в котором достижение человеком «хорошей жизни» делается возможным при соблюдении адаптивного или социально желаемого поведения. Таким образом, бихевиоральная терапия — это логическое расширение принципов классического и оперантного обусловливания, с помощью которых можно эффективно устранить многие виды плохо адаптированного поведения.

Так называемая жетонная система вознаграждения демонстрирует одну из методик, применяемых в бихевиоральной терапии. При жетонной системе вознаграждения люди, обычно госпитализированные взрослые с тяжелыми поведенческими расстройствами, награждаются жетонами (то есть символическими или вторичными подкреплениями) для поощрения различной желаемой деятельности.

Жетон — это просто символический заменитель, который делает доступным некоторое количество желаемых вещей (предметов или действий), вроде пластиковой карточки или оценки.

Таким образом, индивиды могут быть награждены за участие в такой позитивной деятельности, как уборка своих комнат, самостоятельное питание, завершение рабочего задания или проявление инициативы в разговоре с другими пациентами и обслуживающим персоналом.

Жетоны, которые они получают за участие в такой деятельности, затем обмениваются на разнообразные желаемые побудительные стимулы (например, сладости, сигареты, журналы, билеты в кино, разрешение уходить из больницы). В некоторых программах пациенты могут лишаться жетонов за негативное поведение, такое, как провоцирование драк, эксцентричные действия или уклонение от обязанностей.

Насколько эффективна жетонная система вознаграждения в устранении неадаптивного поведения и приобретении здорового, ответственного поведения у людей? Исследование, которое провели Этхоу и Краснер (Atthowe, Krasner, 1968), дает весьма обнадеживающий ответ.

Эти два клинициста сделали первую попытку учредить программу жетонного подкрепления в психиатрическом отделении Госпиталя для ветеранов.

Ее целью было «изменить аберрантное поведение хронически больных, особенно поведение, считающееся апатичным, слишком зависимым, причиняющим ущерб или раздражающим других» (Atthowe, Krasner, 1968, p. 37).

Были обследованы 60 человек, средний возраст — 57 лет, которые в среднем провели в госпиталях 22 года. Большинство из них ранее были диагностированы как хронически больные шизофренией, у остальных был поврежден головной мозг.

Исследование продолжалось в течение 20 месяцев и состояло из трех этапов. Первые шесть месяцев были основным, или оперантным периодом, в течение которого исследователи каждый день регистрировали частоту появления поведения, подлежащего последовательному подавлению.

За этим следовал трехмесячный период формирования, когда пациентов информировали о видах деятельности, которой им следовало заниматься, чтобы получить жетон и «реализовать» его в столовой госпиталя.

Наконец, в течение экспериментального периода, продолжавшегося 11 месяцев, пациенты получали жетоны за то, что вели себя желаемым образом — обслуживали себя, посещали занятия, общались с другими или проявляли ответственность.

Каждый получал жетон сразу после завершения желаемой деятельности, социальное одобрение со стороны персонала выражалось словами «прекрасная работа» или улыбкой.

Читайте также:  Программирование утра - психология

Анализ результатов показал, что пациенты стали чаще вести себя «нужным» образом, у них повысились инициатива, активность, ответственность и улучшились навыки социального общения. На рис. 7-3, например, показано, как увеличивалось или уменьшалось участие в групповой деятельности в зависимости от уровня жетонного подкрепления.

В течение оперантного периода средний недельный коэффициент участия был равен 5,8 ч на каждого пациента. С введением жетонной системы вознаграждения этот коэффициент возрос до 8,4 ч за первый месяц и в среднем составил 8,5 ч в течение всего экспериментального периода.

Кроме того, коэффициент возрос до 9,2 ч в те три месяца в пределах экспериментального периода, когда подкрепляющая ценность жетонов возросла от одного до двух жетонов за час участия.

Рис. 7-3. Участие в групповой деятельности в зависимости от количества жетонов, получаемых за активность. (Адаптировано из Atthowe, Krasner, 1968, p. 39)

Другие данные, о которых сообщили Этхоу и Краснер, касаются числа нарушений, совершенных пациентами. Обычно многие пациенты в госпитале отказываются утром вставать, умываться или покидать спальню в установленное время, таким образом создавая необходимость в помощи дополнительного персонала.

Непосредственно до того, как была введена жетонная система вознаграждения, регистрировалось по одному нарушению в неделю по каждому из этих трех пунктов. В результате в среднем было 75 нарушений (или чуть больше одного на пациента) в неделю.

Во время эксперимента жетон выдавали ежедневно, в том случае если не было зарегистрировано нарушения по любому из этих пунктов. Как показано на рис. 7-4, число нарушений снизилось после введения жетонной системы.

Исследователи никак не прокомментировали неожиданный рост нарушений (до 39) в течение четвертой недели экспериментальной программы. В течение последних шести месяцев экспериментального периода частота нарушений в среднем составляла девять за неделю (не указано на рис. 7-4).

Рис. 7-4. Число нарушений при выполнении обычных утренних процедур. (Адаптировано из Atthowe, Krasner, 1968, p. 41).

Несмотря на впечатляющие результаты, полученные в этом клиническом исследовании, все же не ясно, изменялось ли поведение именно от специфических подкреплений.

Например, существует возможность того, что пациенты, участвующие в эксперименте с жетонной системой вознаграждений, просто реагируют на энтузиазм, внимание и ожидания персонала госпиталя.

Сторонники бихевиоральной терапии настаивают на том, что такое объяснение не обоснованно и что изменения в поведении пациента являются прямым результатом применения вероятностного метода. Эйлон и Эзрин (Ayllon, Azrin, 1965) безусловно поддерживают эту точку зрения.

Они обнаружили, что проявления желаемого поведения прямо зависят от наличия или отсутствия жетонного подкрепления. Основываясь на шести специфических экспериментах с жетонной системой вознаграждений, они пришли к заключению, что желаемое поведение сохранялось «на высоком уровне, пока применялась подкрепляющая методика» (Ayllon, Azrin, 1965, p. 381).

Таким образом, вероятно, можно заключить, что жетонная система вознаграждений может быть использована для закрепления нормального адаптивного поведения у пациентов.

Исследования также показали, что при жетонной системе вознаграждений может сократиться срок пребывания пациентов в больнице и уменьшиться коэффициент повторной госпитализации (Curran et al., 1982; Paul, Lentz, 1977).

Далее следует отметить, что жетонная система вознаграждений интенсивно использовалась в различных ситуациях в классе с «нормальными» детьми, делинквентными подростками, людьми, склонными злоупотреблять наркотиками, и умственно отсталыми (Kazdin, Bootzin, 1972; O'Leary, Drabman, 1971).

Наконец, жетонную систему вознаграждений можно использовать, чтобы устранить страх, гиперактивность, агрессивное поведение у детей и уменьшить супружеские разногласия (Kazdin, 1977; Stuart, 1969).

Источник: http://bookap.info/genpsy/terlich2/gl86.shtm

Программы подкрепления и жетонная система

Позитивное подкрепление — главный метод изменения поведения в прикладных окружающих средах. Программы позитивного подкрепления можно использовать как

для усиления желательного поведения, так и для ослабления нежелательного. Второй цели можно достичь, положительно подкрепляя альтернативные, или несовместимые виды поведения (Kazdin, 1994). Консультанты могут создавать программы позитивного подкрепления сами или с помощью значимых других (в этом случае применять про­грамму вознаграждения целесообразнее значимым другим, а не консультантам).

Хосфорд (Hosford, 1969) отмечает, что любая программа консультирования, вклю­чающая в себя оперантные процедуры подкрепления, должна состоять из четырех ос­новных элементов. Во-первых, подкрепление должно быть достаточно мощным для того, чтобы побуждать клиентов продолжать осуществление желательного поведения.

Во-вторых, подкрепление должно применяться систематически. В-третьих, связь меж­ду демонстрацией желательного поведения и применением подкрепления должна быть достаточно четкой. В-четвертых, консультанты должны быть способны выявить то по­ведение, которое они планируют поддерживать.

Особенно важно, чтобы при возникно­вении желательного поведения подкрепление, связанное с этим поведением, осуще­ствлялось немедленно, иначе его эффект может быть ослаблен.

Приобретение жела­тельного поведения может быть следствием подкрепления либо элементов данного поведения, либо связанных с ним вариантов поведения. В таких случаях можно добить­ся желательного поведения посредством последовательного приближения.

Консуль­танты могут использовать непрерывное подкрепление, чтобы изначально закрепить данное поведение. Впоследствии они могут использовать прерывистое подкрепление, так как сопротивление угасанию тем больше, чем меньшее количество реакций под­крепляется.

Подкрепление можно осуществлять непосредственно (с помощью реальных подкреп­ляющих стимулов) или косвенно (с помощью символов, которые могут позже быть обме­нены на подкрепляющие стимулы). Кроме того, подкрепление может быть опосредован­ным, когда клиенты наблюдают за моделями — людьми, которые получают награду за желательное поведение.

Примером прямого подкрепления является использование Сэн-борном и Шустером (_Sanborn, Schuster, 1969) конфет для подкрепления желательного поведения неуспевающих учеников, посещающих дополнительные занятия по чтению. Например, первому ученику, который садился за парту, давали конфету, говоря: «Это за то, что ты сел на место».

По мере прогрессирования учеников их стали вознаграждать за другие виды поведения.

Иногда положительное подкрепление может вознаграждать неправильное поведе­ние.

Например, помещенные в больницу пожилые люди могут получать социальную награду — внимание — за зависимое и беспомощное поведение, в то время как незави­симое поведение нередко оказывается невознагражденным (Baltes, 1988).

При работе с такими находящимися в больнице пожилыми людьми осуществление программы по­зитивного подкрепления должно способствовать повышению вероятности возникно­вения у пациентов соответствующих независимых реакций.

Жетоны — это вещественные условные подкрепляющие стимулы, которые могут быть обменены на такие резервные подкрепляющие стимулы, как право участия в ка­ких-либо специфических видах деятельности, ценные призы, лакомства и т. п.

Програм­мы жетонного подкрепления должны включать в себя четкие правила обмена, опреде­ляющие, какое количество жетонов требуется для получения резервных подкрепляющих стимулов (Wilson, 1989). Жетонные системы, или программы жетонного под­крепления, применялись при работе со школьниками, преступниками и пациентами, находящимися в больнице.

Применение жетонных систем при обучении детей, занима­ющихся в начальных и средних классах, привело к повышению успеваемости учеников при освоении ими навыков чтения, письма и счета (Kazdin, 1989). При испытании од­ной американской программы ученики первого класса получали определенное количе­ство очков за свои успехи.

Полученные очки дети могли обменивать на призы, цен­ность которых варьировалась от 0,05 до 1,50 долларов (эти призы можно было полу­чить в «магазине хорошей учебы», организованном в классе) (Breyer, Alien, 1975). О'Лири и Драбман сделали обзор программ, в которых используется символическое подкрепление во время учебных занятий.

Как отмечают исследователи, различные ис­следования показывают, что при применении программ жетонного подкрепления су­щественно уменьшается выраженность проявлений дурного поведения (O'Leary, Drab-man, 1971, p. 385).

Каздин и Бутцин (Kazdin, Bootzin, 1972) предполагают, что за удалением символи­ческого подкрепления обычно следует угасание желательного поведения. Они счита­ют, что следует планировать генерализацию, а не полагаться на случайные последствия применения жетонной системы.

Сопротивление угасанию можно увеличивать следую­щим образом: обучать такому поведению, которое будет подкрепляться и после завер­шения обучения. Можно поступать и по-другому: постепенно сводить на нет жетонное подкрепление, предлагая при этом некоторую замену подкреплению, например похва­лу.

Сохранения поведенческих достижений можно также добиться посредством поощ­рения клиентов использовать самоподкрепление (клиенты выдают самим себе подкреп­ляющие стимулы, зависящие от степени осуществления желательного поведения).

Программы подкрепления и жетонная система могут включать в себя сотрудниче­ство со значимыми другими из окружающей среды клиентов и их обучение.

Например, консультанты могут посчитать необходимой работу с преподавателями или родителя­ми с целью создания процедур подкрепления для отдельных детей или для детских групп.

Кроме того, как преподаватели, так и родители должны отдавать себе отчет в том, что они могут по неосторожности подкрепить некоторые виды поведения, кото­рые, по их словам, они пытаются устранить.

Обучение навыкам эффективного подкреп­ления подразумевает как теоретическую учебу, так и соответствующую практику. Кро­ме того, консультантам следует поддерживать преподавателей и родителей и направ­лять их в нужном направлении, когда те пытаются применять полученные на занятиях навыки в обстановке реальной жизни.

Наказание

Голдфрид и Дэвисон (Goldfried, Davison, 1976) отмечают, что существуют три основные процедуры наказания. Применение каждой из этих процедур позволяет сни­зить частоту возникновения определенного вида поведения.

Эти процедуры следую­щие: предъявление аверсивного события, тайм-аут и использование издержек реакции.

Выражение гнева, избиение, угрозы, применяемые при осуществлении индивидом нежеланого поведения, — все это аверсивные события, которые могут понизить вероят­ность повторения данного поведения.

Тайм-аут — это процедура, которую поведенческие консультанты часто рекомен­дуют использовать при работе с детьми, имеющими «взрывной» характер. Тайм-аут предполагает удаление клиентов из ситуаций, в которых они могут получить подкреп­ление.

Например, поведение ребенка в классной комнате, нацеленное на привлечение внимания, может подкрепляться вниманием преподавателя и одобрением сверстников. Но и то и другое оказывается недоступным, когда ребенка заставляют покинуть класс­ную комнату на какой-то период времени.

Процедуры тайм-аута подразумевают четкое инструктирование и адекватное предупреждение клиентов о том, что процедура тайм-аута индуцируется нежелательным поведением. Если же сделанное предупреждение остается без внимания, применять тайм-аут следует систематически и бесстрастно.

Немерофф и Кароли, отмечают: «Наиболее эффективные программы работы с детьми включают в себя использование тайм-аута продолжительностью от 5 до 20 минут; если же дети очень маленькие, может быть эффективным тайм-аут продолжительностью от 1 до 5 минут» (Nemeroff, Karoly, 1991, p. 150).

Использование издержек реакции подразумевает удержание некоторой доли со­бранных клиентом подкрепляющих стимулов тогда, когда клиент демонстрирует неже­лательное поведение.

Например, клиентов, по отношению к которым применяется же-• тонная система, могут лишить части жетонов.

Так же как и другие процедуры наказа­ния, данная процедура должна применяться в сочетании с позитивным подкреплением желательного или альтернативного поведения.

Источник: https://cyberpedia.su/1x53f8.html

Приемы поведенческой терапии: «Система жетонов»

Поведенческая терапия — это терапия, нацеленная исключительно на изменение поведения. Ее теория и методы имеют отношение только к поведению и возможностям его изменения. Поведенческие терапевты считают: невротиков не существует, есть только люди, усвоившие модели неадаптивного поведения.

Читайте также:  Любовь как реактивное отношение - психология

Если это соответствует реальности, то неадаптивные модели (или иными словами «плохие привычки»), можно изменить и создать новые – адаптивные. Все, что требуется в этом случае, –  использовать соответствующие приемы поведенческой терапии.

Система жетонов – это инновационный метод поведенческой психотерапии, ориентированный на применение .

Предложили его Т. Айллон и Н. Азрин в 1968 г. Теоретической основой является модель оперантного обусловливания Б.Ф. Скиннера. Изучая ее в деталях, современные .

В этой модели учитывается психология и особенности коррекции поведения детей.  Система жетонов заключается в немедленном подкреплении желаемой реакции ребенка (приемлемого поведения) при помощи наклейки, фишки или «жетона».

Дети «собирают» жетоны, чтобы затем обменять их на первичные подкрепления или более существенную награду. В случае неприемлемого поведения предусматривается штраф – лишение заработанных жетонов или выдача жетонов другого (штрафного) цвета.

При этом ребенок и педагог-психолог заключают своеобразный «контракт», в котором указывается, какое конкретно поведение должно быть поддержано (например, уборка постели, занятие трудом), а какое – штрафоваться (ссора, невыполнение домашнего задания) и какова стоимость отдельного поведенческого акта (определяется в «жетонах», которые могут быть обменяны на деньги или на определенные привилегии). Как видим, ведется активная работа .

Целевым поведением может быть что угодно. Например, решение учебных задач, таких как правильное произношение и написание определенного количества слов, или приветствие учителя утром, или спокойная (без шалостей) игра со сверстниками. Целевое поведение зависит от конкретно каждого ребенка.

В одних случаях жетонная система может использоваться, чтобы усилить желание ребенка справляться с учебными/школьными заданиями, в других случаях она призвана снизить количество случаев агрессивного поведения, демонстрируемого ребенком. В этом случае жетоны выдаются за неучастие в подобных агрессивных действиях.

Главное здесь, учитывать особенности психологии поведения детей.

Метод жетонов направлен, прежде всего, на улучшение самоконтроля для коррекции поведения школьников.

Наибольший эффект он дает тогда, когда речь идет о клиентах со снижением интеллекта или с психопатическими нарушениями, в частности используется (по согласованию с лечащим врачом-психиатром) с детьми младшего школьного возраста, имеющими последствия раннего детского аутизма (РДА).

Но нам представляется, что использование подобных приемов поведенческой терапии в классно-урочной системе образования нежелательно – в гетерохронных (разнородных) по уровню развития детских коллективах в условиях сравнения возникает риск вреда развитию личности ребенка по причине его недосягаемости до уровня высокоразвитого члена коллектива. В подобных ситуациях снижается самооценка ребенка, с которым ведется психокоррекционная работа, и его деятельность свертывается.

Как работает прием поведенческой терапии «Система жетонов»?

Данную систему можно реализовать в союзе с социальным педагогом, классным руководителем, медработником и другими заинтересованными специалистами для формирования желаемого поведения у учащихся. Жетоны – это условные баллы, которые набирает ребенок в течение встречи за соблюдение правил группы учителей.

Вот некоторые правила нюансы коррекции поведения детей, увязанные с системой жетонов: •    Не отвечать прежде, чем учитель договорил. •    Записывать домашнее задание. •    Чистить зубы по утрам. •    Делать домашние задания. •    Не покидать место, пока урок не закончился. •    Убирать комнату. •    Выполнять домашние обязанности.

•    Не ссориться с братьями и сестрами. •    Убирать на место игры и игрушки. В конце встречи происходит обмен заработанных жетонов на реальные поощрения от родителей в соответствии с прайс-листом. Прайс-лист формируется на основе неудовлетворенных потребностей ребенка, его желаний, интересов.

В формировании прайс-листа участвуют три заинтересованные стороны: родитель ребенка, учитель, приходящий для обучения к ребенку-«надомнику», и по мере возможности сам ребенок. Это так называемое заключение контракта между сторонами. Группа учителей, приходящих для обучения к «надомнику», может вносить свои изменения в прайс-лист, если сочтет это необходимым.

Внесение изменений в прайс-лист зависит от многих факторов: мотивации ученика, понимания им сути системы жетонов, адекватности стимулов, единого подхода референтных взрослых и других составляющих психологии поведения детей. Постепенное внесение изменений в прайс-лист может быть сложным процессом, и его заранее надо распланировать.

Необходимо внедрить в систему жетонов новые усилители, которые являются более «дорогими» (нужно больше жетонов, чтобы «купить» такой усилитель). Учителя могут включать такие награды, которые мотивируют каждого конкретного ребенка. Однако жетонная система поощрений не будет работать, если все усилители будут похожи.

Необходим широкий спектр разных видов подкреплений, различный для мальчиков и для девочек. Бывает, что стоит удлинить время между тем, когда ребенок может «покупать» награды. Постепенно можно давать меньше жетонов – сначала за каждые 8 правильных ответов учителю, затем за каждые 10 и т. д. Приведем пример прайс-листа.

•    1 жетон – могу съесть что-то вкусное (по своему выбору и с учетом советов педиатра); •    2 жетона – могу посмотреть не более часа любимый фильм (мультфильм, передачу); •    3 жетона – провожу время с родителем, занимаясь интересным мне делом, в котором родитель активно участвует (т. е.

не делает в это время свои взрослые дела), и я им руковожу; •    4 жетона – могу пригласить в гости кого-то из друзей или сам пойду к друзьям (или пойду с друзьями гулять); •    5 жетонов – я заслужил поход или поездку туда, куда давно мечтал сходить или съездить (при этом я учитываю реальность – что возможно для моих родителей!);

•    6 жетонов – я заслужил приз (подарок) от родителя (при этом я учитываю материальные возможности своей семьи и согласовываю свой выбор с родителем, а при возникновении разногласий обращаюсь к педагогу-психологу).

Принципы использования жетонов, исходя из коррекции поведения детей

На основе опыта работы и при сотрудничестве с родителями и учителями, обучающими на дому аутичных и гиперактивных детей, нам удалось сформулировать принципы использования системы жетонов.  Педагог-психолог должен ясно сформулировать свои ожидания при использовании жетонного приема поведенческой терапии.

Школьник должен точно понимать при введении системы жетонов, каких реакций от него ждут и каким навыкам обучают. Следует периодически проводить проверку на понимание адекватности восприятия системы, насколько хорошо ребенок понимает предъявляемые ему требования.

Проходит она посредством наблюдения: если реакция (вербально и мимически) ученика на выдаваемый жетон адекватна, а также нет отсроченных реакций протеста, ухода от деятельности или отмечена позитивная динамика поведения, то это значит, что ребенок правильно понимает, какие навыки у него формируются посредством системы жетонов.

Нужно убедиться, что ребенку понятен смысл жетонов, что жетоны стали действительно значимым для ребенка объектом, и он понимает их символику. Когда вы убедились, что ученик точно понимает, чего вы от него хотите, предоставляйте один жетон за каждую правильную реакцию. Предоставляя ребенку жетон, следует обязательно прокомментировать, за что мы его даем.

А затем сразу же предоставить поощрение в обмен на жетон. Таким образом, в сознании ребенка образ жетона будет ассоциироваться с получением подкрепления. Так и происходит коррекция поведения школьников. Педагог должен подготовиться, принимая решение, как часто ребенок будет получать жетоны за указанный временной период.

Важно точно определить, насколько развит навык и понять, как мы будем приучать ребенка к новым правилам. Если у ребенка бывает проблемное поведение, жетоны следует чаще предоставлять, когда он ведет себя так, как нужно.

Кроме того, если до сих пор ребенок не был знаком с системой жетонов, поначалу ему следует предоставлять их гораздо чаще, чем если бы вы уже давно применяли подобную систему. Мы убедились на опыте, что чем чаще ребенок получал подкрепление после желательного поведения, тем чаще это поведение проявлялось.

Педагогу необходимо помнить, что поощрения, которые ребенок получает после сбора жетонов, должны быть для него значимыми. Чтобы определить, какие виды поощрений будут наиболее значимы для школьника при введении системы жетонов, можно использовать разные виды опросников интересов и предпочтений.

Чем более значимым будет подкрепление, тем с большим азартом ребенок будет собирать жетоны, чтобы его получить. При использовании жетонного приема коррекции поведении школьников полезно запастись разнообразными видами поощрений, чтобы они не наскучили.

Также чтобы ученик мог выбрать, получить сейчас менее значимое подкрепление или «накопить» жетонов на что-то более существенное, используются разные виды «прайс-листов» – для детей с разной типологией поведения. Например, для облегченного ввода в «правила игры» детям с властным и мстительным рисунком поведения будут авансироваться более щедрые преференции и поощрения. А детям с педантичной акцентуацией – «прайс-лист» будет более регламентирован, в соответствии с ожиданиями самого ребенка. В основе разнообразия «прайс-листов» лежат все те же потребности человека: физиологические, социальные, экзистенциальные, престижные. И еще в основу «прайс-листа» можно вложить нереализованные мечты, желания. Например, если ребенок давно мечтал посетить каток, то этот факт можно позиционировать, как стимул.

Важно также вовремя уйти от этой системы, т. к. в жизни не всегда можно решить все вопросы при помощи жетонов, важно вовремя снижать частоту использования поощрений и жетонов, когда ребенок начнет достаточно часто демонстрировать желаемое поведение. Материальные поощрения и жетоны следует постепенно заменять социальными и/или естественными подкреплениями.

Результаты применения жетонного приема поведенческой терапии

В целях оценки эффективности реализации программы используются методы наблюдения, беседы с детьми, педагогами и родителями, анализ рисунков (например, рисунков членов своей семьи, автопортрета и др.) и тесты (проективные рисуночные тесты «Несуществующее животное», «Рисунок дерева К. Коха», «Дом. Дерево.

Человек» и др.).

В своей практике нам приходилось сталкиваться со следующими проблемами детей-«надомников»: •    отказ сотрудничать с детьми и учителями, •    агрессивность по отношению как к детям, так и к сами учителям, •    аутизация, •    чрезмерная погруженность в себя, •    отказ от учебной деятельности, •    использование ненормативной лексики, •    воровство, •    кибераддикция (злоупотребление компьютерными играми), •    инфантилизм (нежелание взрослеть) и др. Названные проблемы обусловлены особенностями психологии поведения детей такой категории. Они частично или полностью корригировались используемой системой жетонов. В качестве фактов коррекции поведения школьников педагогами отмечены появление положительной мотивации к учению обучающихся-«надомников», нормализация взаимоотношений в системе «учитель-ученик». Зарубежный опыт показывает, что жетонный прием поведенческой терапии эффективен как при работе с коллективом, так и на индивидуальных занятиях, и позволяет увеличить частоту целевого поведения, развить навыки самоконтроля, научить ребенка следовать правилам, чаще проявлять инициативу на занятиях (подкрепление выданными жетонами всех видов активности формирует инициативу ребенка посредством классического условного рефлекса: стимул-реакция) и многим другим полезным навыкам.

У данного метода противников не меньше, чем сторонников.

Возможно потому, что система жетонов чрезвычайно рациональна и требует подключения некоторых материальных ресурсов и постоянства в подходах самого педагога-психолога и задействованных лиц.

Тем не менее европейская страховая медицина оплачивает почти все бихевиоральные техники (в том числе и эту) при использовании психологами как проверенные временем средства, чего нельзя, например, сказать о психоанализе.

Источник: https://www.menobr.ru/article/59888-qqe-16-m7-priemy-povedencheskoy-terapii-sistema-jetonov

Ссылка на основную публикацию