Мотиватор — психология

Психология мотивации

Психология мотивацииМотиватор - психология

Ольга Данилова

Основы системы мотивации

О психологии мотивации

Психология мотивации — одна из немногих областей психологической науки, где труды практиков не менее значимы и важны чем разработки теоретиков. Больше всего, разумеется, этим направлением интересовалась промышленность и бизнес.

Ввиду прикладного характера исследований в этой области история ее развития бурная и быстрая. Мало того, казалось, все, что могли, здесь уже придумали.

Но каждый год приносит управленцам человеческих ресурсов новые и новые полезные материалы.

Деньги долгое время считались самым главным мотиватором. Было логично рассматривать ситуацию, где работодатель нуждается в рабочей силе и имеет деньги, а работник нуждается в обеспеченной жизни и умеет что-то делать. Впоследствии, по мере получения данных о личности человека поэтапно начали выявляться и другие мотиваторы.

Оказалось, что уважительное отношение к работнику, подчеркивание его незаменимости, отмечание его заслуг всяческими знаками внимания может влиять на его решение оставаться работать в этой фирме наравне с зарплатой. Другими словами, работник нуждается еще и в уважении собственной личности. Так, постепенно, выявлялись различные мотиваторы профессиональной деятельности.

Потребности человека

«Нуждается» — ключевое слово в определении мотивации. «Нужду» в психологии принято называть потребностью. А она, как известно, основа мотивации, тот фундамент, на котором можно выстроить крепкий дом, если учитывать, из чего состоит этот фундамент. О потребностях говорили еще великие мыслители древности — Аристотель, Гераклит, Демокрит, Платон и Сократ.

Потребности первоначально относились к человеческим страстям и связывались с эмоциями удовольствия и неудовольствия.

К началу XIX века начали приходить к выводу, что потребность — надобность чего-либо и (согласитесь, логично) отсутствие этого. Допустим, хотим мы есть или пить — это обозначение действующей в данный момент потребности.

Она определяет наше дальнейшее поведение — скорее всего, если для этого есть условия, мы кинемся искать еду или воду.

Классификация потребностей по Маслоу

Классификаций потребностей создано достаточно большое количество, самой рациональной и логичной из них психологи считают пирамиду потребностей Абрахама Маслоу. Действительно качественно подойдя к проблеме, Маслоу не строил искусственных схем расположения потребностей, он обратил внимание на естественную иерархию их в структуре личности человека.

Физиологические потребности — голод, жажда, размножение, как оказалось, являются самыми сильными по воздействию на человеческое поведение.

Потребности в безопасности и самосохранении также трудно преодолеть. Эти две группы он поместил в основание пирамиды. Далее в порядке уменьшения воздействия на поведение идут:

социальные потребности (в принадлежности к группе, в принятии группой),

потребности в уважении (в компетентности, в достижении, в одобрении),

познавательные потребности,

эстетические потребности.

Потребность в самовыражении, в самоактуализации, как называл этот процесс сам Маслоу, находятся на вершине пирамиды. На этой ступени человек реализует весь свой опыт, все личностные качества и ценности, словом свою «самость».

Основной закон пирамиды Маслоу — пока не удовлетворяются потребности нижних уровней, верхние не проявятся. Закон-то сам по себе логичный, но уж больно практически необоснованный. Как, например, применить эту классификацию на примере блокадного Ленинграда, где за идею трудились и умирали у станка голодные люди?

Или на примере вышеупомянутых бюджетников середины 90-х? Сам Маслоу очень много сделал для мотивации труда, выдвинув на первый план идею нематериального стимулирования.

Он рассматривал людей с гуманистической точки зрения, считая, что обучение, творчество, добросовестность, ответственность и справедливость естественно присущи людям, и руководителям надобно рассматривать своих работников именно такими глазами.

Построение системы мотивации

Удовлетворение потребностей

Но вернемся к мотивации. Итак, потребность воздействует на личность, побуждая ее к определенному поведению. Целью этого поведения является то, что удовлетворит разбушевавшуюся потребность.

В психологии цель потребности называют мотивом (иногда говорят, что мотив — опредмеченная потребность). Другими словами, если потребность — еда, то мотив — хлеб, сыр, гамбургер, устрицы в белом вине и дальше по нарастанию.

Мотив проходит три ступени реализации:

осознается потребность, на которой он основан («я хочу, чтобы меня уважали»),

анализируется собственная личность на предмет достижения желаемого («способен ли я стать таким, чтобы меня зауважали»),

проходя сквозь призму личностных особенностей, ценностей, склонностей, способностей, мотив либо принимается к достижению, либо отвергается.

Диагностика мотивов профессиональной деятельности

Для построения успешной системы стимулирования труда необходима диагностика мотивов в профессиональной деятельности. Их, естественно, много, от комфортных условий рабочего места до крепкой дружбы с коллегами.

Кроме собственно опросников на выраженность основных мотивов профессиональной деятельности, принято диагностировать работников на мотивацию достижения успеха / избегания неудач, на направленность личности.

Менеджер должен знать, через какие личностные особенности анализируется тот или иной мотив работника. Одни люди приходят на работу добиваться головокружительных успехов, другие могут простоять всю жизнь за одним станком и радоваться этой неторопливой и спокойной работе. Думается, эти желания должны учитываться менеджером по персоналу при ротациях, повышениях и развитии персонала.

Мотивация как процесс

Поэтому диагностировать мотивы работника лучше периодически, начиная с этапа приема на работу. Периодически, потому что потребности, стоящие за этими мотивами, могут меняться.

Пришел, к примеру, паренек работать, зеленый, неопытный, только ради денег и старается. Принимаем, адаптируем, обучаем, аттестуем — человечек уже квалификацию получил, цену себе знает.

Скорее всего, при диагностике мотивов у него уже будут выражены и мотивация достижения, и мотивы роста и развития, самоуважения, признания и т.п.

В ответ на это планируем в соответствии со способностями данного работника следующие шаги его карьеры (если он на нее ориентирован).

Хорошо, скажете Вы, потребности достижения и признания можно удовлетворить повышениями и премиями.

А как насчет самоуважения, самореализации? Есть множество приемов, которые, кстати, подчас выдумываются самими руководителями, если они в курсе дел на фирме. А есть и более наглядные отрицательные примеры.

Мотиваторы должны реализовываться

Одна всеми уважаемая сеть салонов сотовой связи достаточно агрессивно проводит поиск и набор персонала. При этом указываются всевозможные достоинства, начиная от высокой зарплаты и кончая корпоративной и комфортной культурой организации, дружной молодой командой и т.д. (как у нас молодежь на эти слова падка, можно увидеть по длинным очередям в отделе персонала данной компании).

Казалось бы, откуда такая текучесть кадров? Если людям комфортно, зачем каждый месяц новых работников набирать? Да вот почему: оказывается, ценности и правила, заявленные на стенде фирмы, которые каждый может прочитать, должны еще и реализовываться.

А на деле получается, что работник салона данной компании — последний человек, на которого списываются все кражи, огрехи и несчастья компании. Куда уж тут до потребности в самоуважении и самореализации.

Источник: http://MirZnanii.com/a/206537/psikhologiya-motivatsii

Мотив и мотивация в психологии

Мотив и мотивация в психологии

Любая совокупность сил, которая побуждает человека к той или иной деятельности, определяется в психологии как мотивация. В современной психологии чаще всего применяется понятие мотива. Это понятие определяет разнообразные состояния и явления, способствующие возрастанию активности человека.

Какой она бывает?

В отечественной психологии особое место занимает понятие мотивации. Именно она позволяет личности оказывать существенное влияние на деятельность иных индивидуумов. Также существует понятие искусственной мотивации. Это понятие предполагает воздействие, которое другие люди оказывают на личность.

Нередко под понятие мотивации пытаются подставить одно только желание человека заниматься определенным видом деятельности или той или иной работой. Но это неточное понятие.

Это понятие предполагает как желание работать, так и потребность выполнения своей работы. В первом случае предполагается, что человек изначально заинтересован в своей работе, что он в нее влюблен.

Во втором случае предполагается, что человек занимается той или иной деятельностью только потому, что она приносит ему прибыль.

В психологии существует определение видов мотивации. Негативные виды мотивации определяются в психологии как «от чего-либо». Позитивные виды подаются как «к чему-либо». Ярким примером является поведение ребенка в семье.

Если он получил наказание от мамы и папы, то его мотивация будет основана на «плохом» факторе «от чего-то».

Если он получил похвалу за правильно выполненное задание или хорошее поведение, то его мотивация принимает положительную окраску.

В психологии личности виды мотивации включают в себя внешнее и внутреннее побуждение. В первом случае предполагается, что желание действовать является результатом того или иного события. Во втором случае предполагается, что желание действовать спровоцировано содержанием самой деятельности.

В психологии личности существует такое понятие, как теории мотивации. Они предназначаются для анализа тех факторов, которые оказывают огромное влияние на мотивацию. В существенной мере «ядро» концентрируется на анализе желаний личности.

Теории мотивации личности позволяют понять, что побуждает индивидуума совершать то или иное действие. К самым популярным концепциям личности следует отнести:

  • иерархию потребностей А.Маслоу;
  • концепцию Альдерфера;
  • концепцию Мак-Клеланда;
  • концепцию Портера-Лаулера;
  • концепцию икса и игрека Макгрегора.

Теории бывают содержательными и процессуальными. Содержательные теории основаны на внутренних побуждениях личности к совершению того или иного действия. Таким образом раскрывается существующая взаимосвязь между появлением того или иного желания и возможностью сделать его реальностью.

Процессуальные теории направляются на изучение поведения личности в той или иной жизненной ситуации. Основной акцент делается на мотивации всевозможных внешних факторов влияния на индивидуума.

Кроме того, существуют теории работника. Сюда следует включить теории, реально отображающие то, как работник видит свою профессиональную деятельность.

О чем говорил маслоу?

В теории мотивации потребностей включены следующие предпосылки:

  • У каждой личности периодически возникают те или иные потребности
  • У каждой личности имеются сильно выраженные потребности, объединенные в некие группы.
  • Группы, объединяющие в себе потребности личности, предполагают иерархическое расположение.
  • Если желания индивидуума не удовлетворяются, он вынужден действовать.
  • Когда желание индивидуума исполняется, на его место приходит иная потребность.
  • Чаще всего индивидуум испытывает несколько одновременных пожеланий.
  • Наиболее примитивные желания требуют немедленного удовлетворения.
  • Те потребности, которые находятся на самом верху «пирамиды», предполагают удовлетворение после того, как будут удовлетворены примитивные потребности.

В основе мотивации по Маслоу находятся физиологические потребности. Каждый человек заинтересован в утолении голода. Следующим этапом является потребность безопасности. Человек стремится обезопасить себя и своих близких от возможной угрозы.

Следующим этапом является приобретение социального статуса. После этого, согласно концепции Маслоу, человек испытывает потребность в признании. На самом верху «пирамиды» Маслоу находится потребность в реализации заложенных способностей.

Согласно теории К.Альдерфера, всего имеется 3 группы человеческих потребностей. К ним следует отнести потребности:

  • существования;
  • связи;
  • роста.

Потребности существования аналогичны физиологическим потребностям по Маслоу. Человек, испытывая физический и душевный голод, имея на руках ту или иную сумму денег, потратит ее на еду.

В группу потребностей связи, согласно концепции К.Альдерфера, следует отнести естественное стремление личности к созданию семьи. Также каждый человек желает иметь друзей и коллег. Некоторые люди даже подсознательно желают иметь врагов, поскольку этот факт мотивирует их к иным свершениям. 

Читайте также:  Цель в жизни - психология

Потребности роста по Альдерферу тоже практически аналогичны потребностям самовыражения по Маслоу. Почти каждой личности свойственно желание совершенствовать себя и духовно расти.

Все эти группы, согласно Альдерферу, имеют строгую иерархию. Но если Маслоу полагает, что человек не может двигаться вверх, если не удовлетворены его примитивные потребности, то Альдерфер считает иначе. Согласно его концепции, движение может произойти как вверх, так и в обратную сторону.

Второй случай имеет место тогда, когда неудовлетворенной остается потребность более высокого уровня. Не имея возможности удовлетворить ее, человек переключает внимание на элементарные потребности.

Процесс движения в обратную сторону называется, согласно концепции Альдерфера, процессом фрустрации.

По Мак-Клеланду, элементарные желания индивидуума уже выполнены. Поэтому индивидуум сосредотачивается на решении более «духовных» задач. Эти потребности оказывают существенное воздействие на поведение личности. Человек, заинтересованный в том или ином результате, принуждается к приложению неких усилий.

Потребности приобретаются на основе:

  • всевозможных обстоятельств;
  • учебы;
  • житейского опыта.

Существует в психологии и определение желания достижения. Индивид стремится достигать поставленные цели с большей эффективностью, нежели раньше.

Если у человека имеется нормальный уровень желания достижений, то индивид стремится поставить себе цель самостоятельно. Индивидуум отдает предпочтение задачам и целям средней сложности.

Такой человек наслаждается постановкой цели и ее достижением. Такие люди не боятся ответственных шагов, и поэтому среди них имеется немало руководителей.

Согласно концепции Мак-Клеланда, это желание характеризует не только конкретного индивидуума, но и целые сообщества. В тех обществах, в которых желание достижения находится на высоком уровне, отмечается существенный рост экономики. В сообществах с низкой потребностью достижения экономика обычно находится почти на нуле.

Также Мак-Клеланд уделяет внимание желанию соучастия. Оно заключается в том, что почти каждый человек стремится завести приятельские или дружеские отношения со своим кругом общения.

Если желание соучастия находится у человека на высоком уровне, то ему с легкостью можно приписать мнительность.

Такой человек стремится быть «хорошим» в глазах окружающих и болезненно реагирует на реальную и мнимую критику.

Важным желанием в психологии, согласно мнению этого исследователя, является желание властвовать. Это приобретенная потребность, развившаяся на основе жизненного опыта. Она заключается в том, что индивидуум стремится осуществлять контроль всех процессов, которые проистекают в его окружении.

Слово Зигмунду Фрейду

Знаменитый австрийский психиатр З.Фрейд тоже сказал веское слово относительно мотивации личности. Мотивационная теория в психологии, согласно концепции З.Фрейда, предполагает психодинамический подход к изучению поведения личности.

По мнению доктора Фрейда, поведение человека основывается на скрытых желаниях, которые осознаются им далеко не всегда. Нередко неудовлетворенные желания дают о себе знать в сновидениях. В своей книге «О сновидении» Фрейд описывает как примитивные, так и более высокие желания человека.

По мнению Фрейда, движущими силами поведения людей следует считать инстинкты жизни и инстинкты агрессии. Фрейд был основоположником известной психоаналитической теории, в основе которой находится человек и такие его структурные компоненты, как:

  1. «Я» — осознание себя как личности (также определяется как «Эго»).
  2. «Сверх-Я» — отвечает за нормы поведения, религиозные и моральные запреты (также определяется как «Суперэго»).
  3. «Оно» — всевозможные импульсы и инстинкты человека (также определяется как «Ид»).

«Сверх-Я», согласно Фрейду, отвечает на совесть человека. Также человек имеет возможность сформировать собственные идеалы.

Согласно популярным теориям, мотивация необходима для придания деятельности человека некоей целенаправленности. На фоне достижения целей происходит реанимация социального и физического равновесия. Это позволяет человеку чувствовать себя более успешным.

Источник: http://StranaDetstva.ru/motivaciya-v-psixologii

Психология мотивации, ее общая характеристика

Психология мотивации, ее общая характеристика

Мотивация является основой жизнедеятельности всех живых существ. Она выражается в побуждениях, вызывающих активность организма и определяющих ее направленность.

То есть мотивация представляет собой определенную энергетическую систему, стремящуюся к разрядке, к удовлетворению мотивов и потребностей, составляющих сущность мотивации.

При этом потребность с точки зрения психологии рассматривается как состояние организма, испытывающего нужду в объектах, необходимых для его существования и развития, а мотив — как сила, побуждающая к достижению этих объектов.

Обычно эти два понятия не разделяются в структуре мотивационно-потребностной сферы, поскольку потребности аккумулируют энергию, а мотивы побуждают к действию, направляя активность к определенной цели. Нарушение биологического равновесия (гомеостаза) со средой как раз и является основным источником мотивации живых существ, осознаваемой ими как состояние актуализированной потребности (мотива), побуждающей живое существо к активности.

В гл. 5 при раскрытии понятия «активность» уже говорилось о том, что никакой ее вид не может существовать без энергии, которая ее питает и направляет.

Актуализация потребностей и мотивов как раз и является тем фактом, который стимулирует разрядку энергетического потенциала, аккумулированного мотивацией.

Стимулом может быть как внутренний, так и внешний побудитель биологического или социального происхождения.

В экспериментах известного психолога К. Левина было показано, как некоторые предметы, попадающие в поле поведения человека, вызывают определенную реакцию, т.е. выступают в роли внешних побудителей поведения, мотивов.

Так, в комнате были разложены на столе различные предметы — весы с разновесами, бумага и карандаши, колокольчик, стакан воды, свечка, спички и т.д.

Ожидая экспериментатора, который специально запаздывал, испытуемые рассматривали эти предметы, и практически все из них первым брали в руки колокольчик и, позвонив, ставили на место. Такое поведение Левин назвал «полевым», подчеркивая его зависимость от внешних стимулов.

На основании этих данных Левин сделал вывод о том, что человек живет и развивается в психологическом поле окружающих его предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность).

Его эксперименты доказывали, что для каждого человека эта валентность имеет свой знак, хотя в то же время существуют такие предметы, которые для всех имеют притягательную или отталкивающую силу. Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности, которые Левин рассматривал как своего рода энергетические заряды, аккумулирующие напряжение. В этом состоянии человек стремится к разрядке, т.е. к удовлетворению собственной потребности.

В других экспериментах было доказано, что именно актуализированная потребность, стремящаяся к разрядке, является энергией, питающей разнообразную деятельность, в том числе и познавательную.

Левин обратил внимание, что официант в кафе, где он с коллегами часто обедал, никогда не записывал заказ, но всегда четко помнил его и воспроизводил при расчете, однако, получив деньги, практически мгновенно все забывал. То есть пока потребность не была полностью удовлетворена, ее энергия поддерживала деятельность.

Это положение было доказано и в экспериментах с «незаконченными действиями», при которых испытуемым давали возможность часть заданий выполнить до конца, а выполнение других прерывали. Впоследствии оказывалось, что те действия, которые были закончены (т.е.

энергия, аккумулированная потребностью, разрядилась), полностью забылись испытуемыми, ведь энергии для их сохранения не было. Незаконченные же действия остались в памяти, питаемой энергией фрустрированной, сохранившей свой заряд, потребности.

Анализ структуры мотивационной сферы позволяет выделить биологические и социальные потребности и мотивы. Первыми и в фило- и в онтогенезе появляются биологические потребности, связанные с жизнедеятельностью организма. Однако уже к 1—1,5 месяцам у детей зарождается социальная мотивация, направленная на близких взрослых, так называемый комплекс оживления.

Большинство социальных мотивов появляется вначале как «знаемые», но не реально побуждающие к деятельности. Например, ребенок знает о необходимости этой деятельности (например, делать уроки), но не выполняет ее, пока не появится другой мотив, реально действующий и привлекательный (или вызывающий страх) — вознаграждение или наказание.

Переход «знаемых» мотивов в реально действующие рассматривается как одна из важнейших закономерностей в развитии мотивации.

Именно он определяет процесс социализации человека, вхождения в окружающий его мир, поскольку те нормы и правила, которые определяют поведение в конкретной среде, также появляются вначале как знания, постепенно превращаясь в идеалы, установки, мотивы деятельности.

Важным моментом в становлении мотивации является ситуативное развитие потребностей, связанное с тем, что новый объект, попавший в значимую для человека ситуацию, приобретает побудительную силу, трансформируясь в предмет удовлетворения потребности. Один из вариантов такого ситуативного формирования мотива — импринтинг, т.

е. запечатление, связывание потребности с первым, иногда случайно попавшим в ситуацию, объектом. Примером импринтинга могут служить известные эксперименты с цыплятами, которые первый движущийся объект, попавший в поле их зрения (например, мячик), отождествляют с матерью, следуя за ним и пытаясь с ним взаимодействовать.

Поисковая активность, свойственная живым существам, также расширяет круг мотивов, помогая находить все новые предметы, способные удовлетворить уже существующие потребности или сформировать новые.

Одним из вариантов такого увеличения числа мотивов служат известные эксперименты Павлова по формированию условных рефлексов. При этом первоначально нейтральный стимул (лампочка), соединяясь с значимым (мясо), также ассоциируется с потребностью в пище, побуждая к деятельности.

Таким образом, любое положительное подкрепление нейтрального прежде стимула способно трансформировать его в мотив, вызывающий активность живого существа.

Многие социальные потребности могут и развиваться двумя путями — на основе постепенного изменения содержания естественной мотивации и с помощью ассоциации между значимым и нейтральным стимулом.

Так, учебная деятельность может быть результатом развития изначально присущей человеку познавательной мотивации, но может сформироваться благодаря положительному подкреплению (например, награда за выученные уроки).

Привязанность к другому человеку может быть вызвана неосознаваемой страстью, влечением, а может развиться в связи с теплым, влюбленным отношением с его стороны.

Особенности развития потребностей человека связаны и с тем, что предметы их удовлетворения постоянно развиваются, увеличиваются самими людьми, а потому их разнообразие и количество несравнимо больше, чем у животных.

В то же время не все из них становятся значимыми в активизации деятельности, мотивационная сфера имеет четкую структуру, иерархию мотивов.

В этой иерархии одни мотивы являются ведущими, смыслообразующими, другие исполняют вспомогательную функцию, облегчая протекание деятельности. Именно смыслообразующие мотивы определяют направление жизни, профессиональных и выборов людей.

Обычно таких мотивов несколько (работа, друзья, родные), иногда же в иерархии доминирует один мотив, поглощающий все другие.

В структуре присутствуют и менее значимые мотивы, которые связаны лишь с отдельными сторонами жизни человека, либо актуализируются лишь в конкретных ситуациях. Иерархия мотивов, содержание доминирующих в ней потребностей определяют и структуру личности человека, раскрывая сферу его интересов и стремлений.

Источник: https://psyera.ru/5021/psihologiya-motivacii-ee-obshchaya-harakteristika

Мотивация деятельности с точки зрения психологии

Мотивация деятельности человека впервые была рассмотрена как наука А. Шопенгауэром. По его мнению, данный термин включает в себя динамический процесс, имеющий физиологическую природу.

Им можно управлять, причем используя психологию человека. Проявляется мотивация на эмоциональном и поведенческом уровне.

С первого взгляда все кажется слишком сложным, поэтому попытаемся разобраться в явлении, от которого зависит каждый из нас.

Понятие

Несмотря на популярность данного запроса и активность изучения мотивации, конкретного определения термина не существует. Слишком часто на эту тему спорят ученые умы, представляя свои гипотезы. Их объединяет попытка объяснить суть мотивирующих обстоятельств. Каждая версия пытается ответить на вопросы:

  • из-за чего человек начинает действовать;
  • какие потребности он удовлетворяет, выполняя ту или иную задачу;
  • почему и как подбирается последовательность действий;
  • какие результаты ожидает личность, насколько они значимы;
  • по какой причине отдельным категориям людей удается гораздо быстрее достичь поставленных целей, чем другим представителям социума, наделенным аналогичными способностями.
Читайте также:  Способы влияния: сравнительная эффективность - психология

В итоге было собрано единое понятие мотивации — это система, включающая в себя внешние, внутренние факторы, стимулы, действующие на поведение человека.

Из чего состоит мотивация

Психология мотивации включает несколько ключевых понятий:

  • мотив — идеальный предмет, к которому стремится приблизиться человек;
  • потребность — неосознанное желание личности избавиться от возникшего дискомфорта;
  • цель — желаемый результат сознательных действий.

Виды

Мотивация деятельности подразделяется на две группы:

  • Экстринсивная, иначе внешняя — мотивы, обусловленные любыми внешними факторами.
  • Интринсивная, внутренняя — зарождается благодаря личным потребностям, интересами, установками. При такой мотивации человек действует по собственному желанию, несмотря на внешние обстоятельства.

Также мотивация может быть положительной и отрицательной. Первая базируется на позитивных ожиданиях, вторая на негативных. На практике это выглядит следующим образом — при положительном мотиве «я делаю, потому что тогда получу определенную выгоду», при отрицательном «я не буду ничего делать, тогда меня, например, не накажут или не лишат премии».

Устойчивая и неустойчивая мотивация — еще два вида рассматриваемого явления. Например, при ощущении голода, холода или жары человек имеет устойчивый мотив поесть, согреться или охладиться.

И он будет выполнять необходимые действия, чтобы достичь поставленной цели. Примерами неустойчивой мотивации может быть попытка похудеть или бросить курить.

В этом случае человек не испытывает особого дискомфорта, поэтому сегодня он устойчив в желаниях, а завтра снова забывает о них, соответственно не достигает цели.

Стимулы, заставляющие действовать

Мотивация и деятельность немыслимы без мотивов, которые подталкивают нас к определенным поступкам, стимулируют к работе и активности.

Самоутверждение

Психология человека устроена таким образом, что ему просто необходимо быть оцененным, уважаемым.

Чувство собственного достоинства возрастает в несколько раз, стоит только доказать всем, что ты способен на какие-то поступки.

Именно самоутверждение заставляет нас строить карьеру, заканчивать институт на отлично, худеть, избавляться от вредных привычек, становиться лучше и проводить комплексную работу над собой.

Идентификация

Подобные мотивы характерны для подростков, ищущих себя в жизни, хотя у взрослых людей зачастую тоже просматривается идентификация. Это желание быть похожим на кого-то — на родителей, родственников, персонажей кино, книг, артистов или актеров.

Стремясь соответствовать их личности, человек становится более уверенным в себе, возникает смелость, готовность совершать те поступки, на которые ранее не хватало вдохновения.

Со временем такой стимул отходит на второй план, но для многих людей его наличие и переживание играет важную роль в успешной социализации.

Власть

Желание управлять коллективом возникает у многих людей, поэтому этот фактор является весомым на фоне других.

Человек, намеренный возглавить отдел, город или страну, устанавливать свои правила, готов жертвовать многим, лишь бы приблизиться к желаемому.

При этом путать мотив властвования и самоутверждение нельзя — при такой мотивации человек хочет обрести влияние над другими, а не удовлетворить собственное достоинство.

Процессы и содержание

Данный стимул не содержит конечной цели — психология человека иногда заставляет его заниматься выбранной деятельностью только потому, что она приносит ему удовольствие в процессе.

Например, поклонники караоке любят петь, им нравится это состояние души, но они не стремятся к вокальным конкурсам.

Аналогично обстоит дело со спортом и танцами — человек может часами проводить время на тренировках и репетициях, при этом не ставить цели стать знаменитым, зарабатывать деньги и т. д. Это хобби, приносящее моральное и физическое удовлетворение.

Саморазвитие

Еще одна мотивация к деятельности — важен постоянный рост, развитие всех качеств. Людям, достигшим вершин, свойственно гордиться былыми достижениями.

Но время проходит, личность стремится сохранить их, чтобы не возникло внутреннего конфликта. Начинается процесс самообучения и развития, которые помогают сохранить то, на что было потрачено много сил и времени.

Однако основным требованием для постоянного саморазвития является удовлетворение от обретения новых навыков.

Достижения

Это движущая сила всех жизненных сфер человека — мы каждый день составляем хотя бы краткий план. Сходить на работу, посетить фитнес центр, сделать с детьми уроки и т. д.

Достижение всех поставленных задач удовлетворяет нас, в противном случае мы испытываем дискомфорт, нервное напряжение, недовольство.

Также и при постановке более серьезных целей — мы знаем, что, если достигнем того, чего желаем, будем ощущать сверх приятные эмоции.

Социальная мотивация

Стимулы этой группы предназначены для таких профессий, как депутаты, военные, медики, учителя и т. д. Их деятельность направлена на интересы общества, они имеют долг перед социумом и ответственность за результаты своей работы. Такие мотивы заставляют быть более внимательным, чтобы не пострадали другие люди.

Как мотивировать?

Каким бы сложным ни было достижение результатов, способы мотивации, которых насчитывается несколько десятков, эффективно помогают на каждом этапе. Условно их разделяют на три группы.

Мотивация персонала

Комплекс действий и заданий, включающих в себя моральную, материальную, профессиональную поддержку работников.

Основные цели сотрудников и руководства сходятся — повышается качество и эффективность трудовой деятельности.

Сюда входят премирование как стимуляция работы, стиль управления, обучение и повышение квалификации, соблюдение ряда правил, от штрафов за опоздание до субординации, воздействие на работников с учетом их интересов.

Стимуляция обучающихся

Каждому школьнику важно понимать, для чего он учится, зачем нужны пятерки и сданные рефераты, для чего учить теоремы и правила. Поэтому педагогами придуманы всевозможные опыты, наглядные пособия, поучительные рассказы из жизни, вызывающие интерес учеников.

Проводится анализ прочитанного и реальной жизни с целью поиска связи, создается имитация спора, в котором учитель может уступить ненадолго, лишь бы спровоцировать у учеников желание подумать, почитать информацию, расширив кругозор.

Совершенствуются программы обучения и привычные предметы, чтобы они соответствовали современной жизни.

Самомотивация

Поставить цель несложно, гораздо тяжелее достичь ее. В силу природной лени, слабости и других факторов мы можем годами совершать попытки, но оставаться ни с чем. Мотивировать себя будет намного легче, если заняться самовнушением, переубедив, что себя в необходимости выполнения задачи.

Полезно почитать биографии выдающихся личностей, узнать, что им пришлось пережить, чем пожертвовать. Посмотреть чужие примеры, например, фотографии похудевших и помолодевших людей. Заниматься развитием собственной воли — действовать, минуя «не хочу».

Представить то, к чему стремишься — визуализация во многом помогает быстрее взять себя в руки и начать действовать.

Вывод

Теперь, зная, что такое мотивация к действию, и какой она бывает, а также каковы способы мотивирования, будет гораздо легче правильно выстроить план, найти свои мотивы, которые помогут не отступать от намеченной схемы.

Похожие записи

Источник: http://apatii.net/sovety-psixologa/motivaciya/deyatelnosti-cheloveka

Психология мотивации

Психология мотивацииМотиватор - психология

Мотивация (англ. motive — повод, мотив, побуждение). Мотивы, побуждающие к деятельности, вызывающие активность организма, определяющие ее направленность. По психологическим критериям различают 3 класса мотивирующих факторов: 1. Потребности и инстинкты как источники психической активности; 2.

Мотивы, определяющие направленность поведения, деятельности; 3. Эмоции, субъективные переживания (стремления, желания и т.п.) и установки, осуществляющие регуляцию поведения.

В формировании деятельности человека участвуют одновременно несколько мотивов, из которых один является ведущим, а остальные — подчиненными, второстепенными, которые могут играть роль в дополнительной ее стимуляции. Ведущие мотивы определяют субъективный личностный смысл деятельности человека.

Одновременное сосуществование в деятельности нескольких мотивов характеризуется сложными взаимоотношениями между ними — антагонистическими и синергическими. От мотивов существенно отличается мотивировка — объяснение своих действий, поступков. Мотивировка может не совпадать с мотивами и даже целенаправленно искажать их. Различают М.

низшую (безусловную, биологическую, первичную) и высшую (социальную, идеальную, сложную). Первая обусловлена вещественными предметами, соответствующими элементарным потребностям человека, вторая — социальными факторами.

Блейхер В.М., Крук И.В. — Толковый словарь психиатрических терминов

Мотивация достижения  (мотивация достижения успеха) — одна из разновидностей мотивации деятельности, связанная с потребностью индивида добиваться успехов и избегать неудач; стремление к успехам в различных видах деятельности. В его основе лежат эмоциональные переживания, связанные с социальным принятием успехов, достигаемых индивидом.

Исследования мотивации достижения начал в 50-х гг. американский ученый Д.С. Мак-Клелланд, который выявил индивидуальные различия в мотивации достижения с помощью теста апперцепционного тематического (=> метод проективный).

Развитие мотивации достижения объяснялось особенностями социализации (например, ценностными ориентация-ми) у представителей тех или иных социальных слоев.

Мак-Клелланд считал, что формирование мотивации достижения зависит от благоприятных условий воспитания и благополучной среды и согласуется с теорией научения социального.

Мотивация достижения — побочный продукт более фундаментальных социальных мотивов. Последующие работы показали, что здесь упускались из виду ранние формы деятельности достижения, которую дети выполняют спонтанно и даже вопреки воспитательным воздействиям взрослых.

Поскольку изначально преобладавшее определение мотива достижения как «стремления к повышению уровня собственных возможностей» не объясняло определенных особенностей развития, были введены конкретные мотивационные переменные, устанавливающие взаимосвязь между деятельностью и мотивом достижения:

1) личностные стандарты — оценка субъективной вероятности успеха, субъективной трудности задачи и пр.;

2) привлекательность самооценки — привлекательность для индивида личного успеха или неудачи в данной деятельности;

3) индивидуальные предпочтения типа атрибуции — приписывание ответственности за успех или неудачу себе или обстоятельствам.

Исследования показали, что основные типы поведения, направленные на достижение или избегание успеха, складываются между тремя и тринадцатью годами жизни и формируются как под воздействием родителей, особенно матери, так и под влиянием среды. В возрасте трех — пяти лет более сильная и ориентированная на успех мотивация достижения складывается, когда успех поощряется похвалой и расположением родителей или воспитателей.

Для диагностики мотивации достижения очень часто применяются проективные стратегии, в частности — разработанная Д. Мак-Клелландом и его сотрудниками методика на базе теста апперцептивного тематического, которую в дальнейшем усовершенствовал П. Хекхаузен.

Головин С.Ю. — Словарь практического психолога

Скачать книги по психологии мотивации

Мотивация (англ. motive — повод, мотив, побуждение). Мотивы, побуждающие к деятельности, вызывающие активность организма, определяющие ее направленность. По психологическим критериям различают 3 класса мотивирующих факторов: 1. Потребности и инстинкты как источники психической активности; 2.

Мотивы, определяющие направленность поведения, деятельности; 3. Эмоции, субъективные переживания (стремления, желания и т.п.) и установки, осуществляющие регуляцию поведения.

В формировании деятельности человека участвуют одновременно несколько мотивов, из которых один является ведущим, а остальные — подчиненными, второстепенными, которые могут играть роль в дополнительной ее стимуляции. Ведущие мотивы определяют субъективный личностный смысл деятельности человека.

Одновременное сосуществование в деятельности нескольких мотивов характеризуется сложными взаимоотношениями между ними — антагонистическими и синергическими. От мотивов существенно отличается мотивировка — объяснение своих действий, поступков. Мотивировка может не совпадать с мотивами и даже целенаправленно искажать их. Различают М.

низшую (безусловную, биологическую, первичную) и высшую (социальную, идеальную, сложную). Первая обусловлена вещественными предметами, соответствующими элементарным потребностям человека, вторая — социальными факторами.

Читайте также:  Виды мам - психология

Источник: https://psychologiya.com.ua/psixologiya-motivaczii.html

Мотивация личности

Мотивация личности

Мотивация личности — это побуждение, которое толкает нас к действию. Под мотивацией также понимают способность индивида эффективно и деятельно удовлетворять свои потребности.

Мотивация личности в психологии — это динамический процесс, включающий в себя психофизиологические механизмы, которые управляют поведением человека и определяют его устойчивость, направленность, организованность, активность.

Мотивация и личность Маслоу

В своих работах Абрахам Маслоу о взаимосвязи мотивации ссылается на то, что человек вечно желающее существо. У него редко возникает ощущение полного удовлетворения, а если же и возникает, то ненадолго.

Удовлетворив одно желание, сразу возникает другое, третье и так бесконечно. Непрекращающиеся желания выступают характерной особенностью человека, а также выступают, в качестве мотивации на протяжении всей жизни.

Внешнее проявление одного частного мотива зачастую зависит от общей удовлетворенности, а также неудовлетворенности потребностей организма.

Например, если человек голоден или изнывает от жажды, если ему каждодневно угрожают землетрясения или наводнения, если он все время ощущает ненависть окружающих, то у него не возникнет желание написать картину, красиво одеться, украсить свой дом.

А. Маслоу утверждает, что множественная мотивация поведения руководит человеком. В подтверждение этому выступают физиологические исследования пищевого или полового поведения. Психологи знают, что зачастую один и тот же поведенческий акт выражает самые разные импульсы.

Например, человек ест, чтобы исчезло чувство голода, но существуют и другие причины. Иногда человек ест для удовлетворения и других потребностей. Занимаясь интимом, человек удовлетворяет не только половое влечение.

Одни самоутверждаются; другие чувствуют власть, ощущают себя сильными; третьи ищут сочувствия и тепла.

Мотивация поведения личности

Обусловленная актуализированной потребностью в возбуждении определенных нервных структур мотивация поведения личности провоцируется направленной активностью организма.

Так способны возникнуть познавательная, пищевая, половая, защитная, а также другие виды мотивации.

От мотивации в поведении личности зависит пуск в коре головного мозга чувственных возбуждений, а также ослабление или усиление их.

Эффективность внешнего стимула происходит, как от объективных качеств, так и от мотивации. Сытый организм не будет реагировать на привлекательную пищу.

Внешние раздражители превращаются в стимулы после необходимой мотивации организма. Далее мозг моделирует параметры объектов, которые нужны для удовлетворения потребности, и разрабатывает схемы деятельности.

Эти схемы деятельности способны быть инстинктивными, врожденными или основанными на опыте.

Мотивация поведения личности всегда эмоционально насыщена, а то, к чему человек стремится, его эмоционально волнует. Все мотивации человека выступают модификацией потребностных состояний.

Под мотивационными состояниями человека понимаются желания, интересы, стремления, влечения, намерения, страсти, установки.

Интересы выражаются в насыщенной направленности непосредственно на объекты, которые связанны со стабильными потребностями индивида. Интересы проявляются в чрезмерном внимании к объектам, которые имеют устойчивую значимость. Интересы выступают мотивационно-регуляционными механизмами поведения человека, которые определяются иерархией сформированных потребностей.

Важно понимать, что связь потребностей с интересами не прямолинейна, зачастую она не осознается. Сами интересы бывают опосредованные и прямые, и появляются они со средствами достижения целей. Интересы значительно влияют на психические процессы, активизируя их.

В зависимости от потребностей интересы делятся по содержанию (на духовные и материальные), по устойчивости широте (на разносторонние и ограниченные), по устойчивости (на кратковременные и устойчивые). Интересы способствуют стимуляции человека к деятельности, а также сами формируются в деятельности.

Удовлетворение интересов способствует формированию еще более разветвленной системы интересов. Выступая, как ориентационная основа поведения личности, интересы превращаются в основные психологические механизмы поведения.

Широта и глубина интересов личности выражают полноценность его жизни. Для асоциальной личности характерна эгоистическая направленность, узость, меркантилизм, утилитарность. Личностная характеристика включает в себя круг интересов данного человека. Страсти, желания и влечения тесно связаны с интересами человека.

Желания – это определенный этап созревания потребностей, которые соотносятся с целью, а также планом действий. Желания это мотивационное состояние личности, при этом потребности соотносятся с предметом их удовлетворения. Желания связаны с эмоциональными стремлениями тяготения к объекту желания. Человеческие желания делятся на три группы:

-необходимые и естественные (желание пить, утолить голод, спать, отдыхать);

— естественные, которые однако не выступают необходимыми (интимные желания);

— неестественные и ни необходимые (жажда славы, превосходства над людьми, лидерства, власти, первенства).

Страсть выражается в аффективном стойком стремлении к определенному объекту, при этом страсть-потребность доминирует и управляет жизнедеятельностью человека.

Страсть интегрирует эмоциональные и волевые побуждения. Страсть бывает отрицательной или положительной и это зависит от стремлений человека.

Большинство отрицательных страстей приводят к деградации личности и зачастую провоцируют преступное поведение.

Положительные страсти направляют силы человека к значимым целям (страсти к науке, искусству, некоторым видам деятельности).

Полное отсутствие страстей могло бы привести к полному отупению. Страсть – это небесный огонь, который оживляет нравственный мир. Искусство и наука обязаны страсти открытиями, а душа – благородством.

Навязчивое тяготение относят к влечениям, которые способны быть естественными, а также быть сформированными в социальных условиях. Зачастую не осознаются естественные влечения.

Установлена следующая последовательность в ряде инстинктивных влечений: пищевое влечение, ориентировочное поведение, влечение материнства, жажда, половое влечение, ориентировочное поведение.

Влечения человека обусловливаются социальной жизнью. Социализация человека дисциплинирует его влечения. Ослабление психических процессов провоцирует усиление инстинктивных побуждений. Например, необузданные половые влечения занимают в структуре преступности определенное место.

Мотивация личности бывает сознательной или подсознательной. Сознательная мотивация поведения личности связана напрямую с намерениями. Намерение – умысел или сознательно принимаемое решение в достижении определенной цели с четким представлением средств, а также способов действия.

Намерения объединяются в побуждения, которые толкают к действиям или сознательному планированию. Намерения также как и потребности имеют динамические свойства – силу, напряженность.

Намерения руководят поведением человека, а также обеспечивают произвольность действий, выступают сознательным актом поведения. Обоснованием намерения выступает мотив.

Мотивация деятельности личности

Мотив — это осознанное побуждение, направленное на достижение конкретной цели и принимаемое индивидом за личную необходимость.

Мотивация деятельности личности зачастую побуждается несколькими мотивами. Определенные мотивы имеют ведущее значение и придают смысл деятельности личности. Мотивы способны конфликтовать с возможностями их реализации. В этих случаях у личности идет подавление мотива или его изменение.

Все мотивы необходимо отличать от мотивировки. Под мотивировкой понимаются оправдательные высказывания относительно совершенного действия. Малоосознанные импульсивные действия происходят на основании бессознательных мотивов.

Мотивация деятельности личности определяется установками. Установка это готовность к определенному поведению. Установка выступает наиболее константной, устойчивой основой поведения человека. Выделяют два вида установки – дифференцированную и общую. Установки находятся в основе стереотипов поведения, освобождающих от принятия решений.

Сложный механизм поведения включает такие компоненты: мотив, цели, программирование, решения, выбор средств реализации.

Итак, мотивация деятельности личности включает комплекс взаимосвязанных факторов. А сама мотивация личности выступает, как проявление потребностей. Для осознания мотива личности необходима внутренняя работа. Термин мотивация впервые был упомянут Шопенгауэром.

В настоящее время имеется множество трактовок мотивации личности. Мотив зачастую путают с целью и потребностью. Под потребностью понимают неосознаваемое желание убрать дискомфорт, а под целью понимают результат сознательного желания.

Например: голод — это потребность, желание утолить голод — это мотив, а персики, к которым человек тянется — это цель.

Мотивация личности как основа формирования организационного поведения

В наше время современные требования, предъявляемые к руководителям, включают умение работать результативно с людьми. Очень важно, чтобы руководитель мог понимать механизм формирования всех поступков, а также мотивов поведения.

Разобравшись с мотивами, станут понятны и причины, провоцирующие поступки. Поэтому важно находить эффективные пути воздействия на сотрудников для достижения высоких организационных результатов.

Основные факторы, формирующие поведение личности — это среда, интересы, потребности, мотивы поведения, решение действовать, установка, поступок, действие.

Среда включает объективные условия — производство, природа; общественную часть — уровень развития общества, а также взаимоотношения в соц. группах, сознание человека, общественное мнение.

Среда напрямую влияет на возникновение потребностей у человека. Потребности формируются с рождения ребенка. Малыш обладает врожденными физиологическими и физическими потребностями.

Осознание индивидом потребностей определяет ее цели, интересы, желания.

Основой формирования организационного поведения выступают внутренний климат, культура организации, личностные черты. От руководителя зависит выполнение целей организации, а для этого важно учитывать способности сотрудников и создать рабочую среду, способствующую поддержанию таких черт. Важно понимать, что любая организация существует, а также функционирует только благодаря людям.

Источник: http://vseopsycho.ru/motivatsiya-lichnosti/

Психология мотивации

Психология мотивацииМотиватор - психология

Психология мотивации – способность человека побуждать себя к выполнению сложных задач. Если вы обладаете знаниями в этой области, то наверняка сможете стать прекрасным руководителем и достичь успеха на любом поприще.

Слово «мотивация» в переводе с английского языка переводится как побуждение, мотив или повод. Понятие мотивации представляет собой способность человека побуждать себя к некой деятельности.

Что такое мотивация, мотивировка и мотивы

Известные психологи со всего мира на сегодняшний момент выделяют 3 основных класса мотивирующих факторов:

  1. Потребности и инстинкты, которые выступают в роли источника психической активности.
  2. Мотивы, определяющие направленность нашей деятельности и поведения.
  3. Регуляция поведения осуществляется через субъективные переживания, эмоции и установки.

Разобравшись в психологии мотивации, любой человек понимает, что формируют деятельность личности сразу несколько мотивов, из которых один – ведущий, а остальные – второстепенные. При этом второстепенные мотивы дополняют стимуляцию. Благодаря ведущим мотивам человек определяет свое субъективное личностное поведение.

Если же одновременно будут существовать в деятельности человека несколько мотивов, то между ними возникают противоречия и сложные отношения. В психологии мотивации такие взаимоотношения получили название синергических и антагонических.

Грамотный психолог, знающий все нюансы мотивации, прекрасно понимает различие между мотивировкой и мотивами. Мотивировка позволяет человеку объяснять свои действия и поступки. При этом мотивировка не всегда совпадает с мотивами, а в отдельных случаях даже целенаправленно их искажает.

Специалисты в психологии мотивации различают:

  • низшую мотивацию;
  • высшую мотивацию.

При этом в низшей подлежат рассмотрению безусловная, первичная и биологическая мотивация, а в высшей следует рассматривать социальную, сложную и идеальную мотивации.

Психология мотивации достижения

Мотивация достижения является одной из разновидностей мотивации деятельности, которая при этом связывается с потребностью человека постоянно добиваться успехов и стремиться избавляться от неудач.

Любой человек, мотивирующий себя на достижения, в конечном итоге стремится к успехам в разных видах своей деятельности.

В основе психологических механизмов мотивации лежат эмоциональные переживания, которые связываются  с принятием успешных решений человеком.

Психология мотивации незаменима для человека, для которого имеет большое значение достижение поставленных целей. Если вы знаете приемы мотивационной психологической теории, вам становится легче достигать успехов в повседневной деятельности и ориентировать своих подчиненных на выполнение поставленных задач.

Источник: http://VitaPortal.ru/psihologiya/psihologiya-motivatsii.html

Ссылка на основную публикацию