Субкультура — психология

Психологические аспекты подростковых субкультур

Журнал PSYCHOLOGIES и издательство Clever выпустило серию книг о психологическом взрослении подростков. В книгах затрагиваются темы взросления подростков, начиная от первых психологических признаков полового созревания, до образа жизни подростающего поколения в более взрослые годы жизни.

Среди всего материала OFFICEPLANKTON сделал акцент на теме субкультур, ведь мы журнал о современных тенденциях и субкультуры, отношения себя к ним, а также отношения к ним наших родителей и нас в будущем — это часть нашей жизни.

Растафарианцы

Растафарианцы — это не только чуваки и чувихи, курящие марихуану, слушающие Боба Марли и одевающиеся в традиционные цвета Ямайки (зеленый, красный и желтый), а также это протестная прическа — дреды.

По одной из легенд, сторонники одного эфиопского императора Рас Тафари дали обет не мыть волосы вообще, до тех пор, пока их император не вернется из изгнания. Так прошло 6 лет.

Дреды — это прежде всего символ вызова всем общественным конценциям, потому что кажутся грязными, а само название «дреды» — означает «внушающие ужас». Поэтому дреды являются символом порядка и анархии в одном лице.

Хипстеры

ПОнятие «хипстер» возникло на территории США в 1940-1950 гг. Так американцы называли представителей субкультуры, которая сформировалась в кругу джазовых музыкантов, художников и писателей.

Но современный хипстер — это прежде всего человек следящий за модой, одевающийся в преимущественно дорогие и модные вещи. Любой уважающий себя хипстер старается подчеркнуть свою небрежность в одежде.

Это могут быть: обтягивающие джинсы (у девушек цветные лосины или колготки), обязательная длинная свободная футболка с каким-нибудь ярким рисунком или надписью, клетчатая рубашка, а из обуви — кеды или ботинки, желательно с желтым, зеленым или оранжевым оттенком.

На лице присутствуют пластмассовые, яркие очки (бывает даже без диоптий). На плече можно увидеть рюкзак или большую сумку.

Часто чтобы казаться оригинальными, такие подростки становятся настоящими жертвами моды: каждый стараясь подчеркнуть свою индивидуальность и оригинальность, попросту сливается с толпой, а андрогинный облик начинает попросту расшатывать разделение базовых оппозиций: женское-мужское, дешевое- дорогое, чистое-грязное.

У хипстеров много претензий к окружающему миру, но на самом деле они очень миролюбивы и дружелюбны, предпочитают жить полной жизнью, не засовывая свой нос куда не следует.

Такой образ жизни сохраняет надолго фантазию подростка о собственной исключительности, которая благополучно делает из такого человека незрелого, инфантильного человека, просто потому, что «жить молодо» — это значит избегать взросления, которое обычно сопровождается принятием множества ограничений и серьезных решений.

Рэперы

Широкие джинсы с телепающейся матней, мешковая одежда, кепка, кроссовки, серьга в ухе и встречающиеся татуировки — потрет молодого рэпера. За образом крутого, уверенного в себе парня, может скрываться неразрешенный конфликт молодого человека с авторитарным отцом.

По мнению отца, сын — «раздолбай». Подросток не может получить одобрение или даже уважение отца, а его отношение к матери, зарождает внутри человека сильную агрессию. Страх наказания отцом, идущий с детства, желание стать «хозяином жизни»: все это реализовывается подростком в виде такого защитного образа: я буду и сыном раздолбаем и одновременно с этим и крутым отцом.

В таком случае, агрессия которая направлена во внешний мир, разворачивается вовнутрь подростка. Подросток может сделать себе тату, что бы вытерпеть боль и доказать самому себе, что он настоящий мужчина. Большая(мешковатая) одежда говорит всем окружающим: «Я выгляжу большим и устрашающим и всегда готов к бою.»

Панки

Диссонанс — вот визитка панка. Внешний вид панка — это сочетание несочитаемого: рубашка «милитари» и узкие стиляжные брюки, серьги в ушах, нарочистая симметрия, ирокез и сзади локоны.

Быть панком — это своего рода семиотическая партизанская война, желание эпатировать обывателей. Шок, который взывает облик панка у людей, вызывается за счет атрибутики фетишизма, который восходит к эстетике сексуального садомазахизма.

Панки, выставляя на показ агрессивность и воинственность, по большей части защищаются от окружающего мира, выставляя на показ просто маску, за которой скрывается тонкая и ранимая душа, которая уверена в том, что мир не любит и не принимает его самого, ни его чувства.

Обычно, ключевые моменты в одежде панков играют нашивки — нужно показать негатив, что бы спрятать глубокую потребность в нежных отношениях и боль от кажущейся невозможности их получить.

Именно страх этой боли и не дает подростку получать и отдавать нежность и любовь, выпуская шипы из себя и защищаясь от окружающего мира.

Внутри, как правило, может присутствовать ощущение пустоты и незаполненности — словно дыра в собственном теле.

Ирокез служит способом уделять много времени и заботы о себе, так как поддержание прически требует много усилий и времени. Это и есть та самая возможность заботиться о самом себе, которую осуществляет в довольно причудливой форме живое «Я» подростка, тем самым восполняя возможный недостаток материнской любви по разным причинам.

Готы

Готы — единственная субкультура, которая очень тесно связана с мрачной романтикой и темой смерти.

Субкульта готов возникла на фоне пост-панка. Готы унаследовали от панков также свои агрессивные, порой даже воинственные фетишистские черты.

Наряд готов состоит преимущественно из черного, любят носить много металлических украшений, используют «вампирский» макияж: на лице густой слой белой пудры, губы и ногти красят в черное или темно-синее, глаза наводят тоже черным. Также и волосы — тоже красят в черное.

Чаще всего неуверенность, склонность к депрессиям и суицидальное настроение подталикавают подростков к отношению себя к готам.

Эмо

Среди подростков лет 13-17 самая популярная субкультура — эмо. Эстетизация смерти, пирсинг, одежда с преобладанием черного и розового цветов(даже у парней): все эти вещи и многие другие тревожат родителей подростков.

Психологический аспект этой субкультуры в том, что молодые люди осознанно не хотят взрослеть и быть вечными детьми. Черно-розовые оттенки одежды говорят о сентиментальности в реальном и жестоком мире. Это — это сочетания нежности и открытости темным энергиям.

Современные девушки, довольно мечтательные и отрицающие сексуальные отношения, а также нежные и инфантильные юноши. Весь облик и образ жизни этой субкультуры говорит о том, что встреча с реальным миром заставляет меня страдать.

(
Загрузка…

Источник: https://www.officeplankton.com.ua/int/psixologicheskie-aspekty-podrostkovyx-subkultur.html

Психология молодежных субкультур

  • ИМИДЖ
  • САМОВЫРАЖЕНИЕ
  • ОБЩЕНИЯ
  • ОБЪЕДИНЕНИЕ
  • СУБКУЛЬТУРА
  • МОЛОДЕЖЬ
  • НОРМЫ
  • ЦЕННОСТИ

В статье определено понятие молодежная субкультура, контркультура, дана классификация субкультур по источникам возникновения, выявлены психологические предпосылки вступления молодёжи в субкультуру и последствия вступления в субкультуры.

Подростки заинтересованы в поисках нестандартных форм поведения и проведения своего досуга. Этот факт объясняет возникновение подростковых объединений. Эти объединения ставят перед собой задачи социализировать подростка, включать его в жизнь общества, тем самым способствуя его гармоничному творческому и всестроннему личностному развитию. Молодежные субкультуры представляют собой новое явление общественной жизни.Субкультуры определяют культурное пространство и среду общения подростков, которая помогает им находить свое место в жизни общества, приспосабливаться в социальной среде и создавать новые формы культурной жизни.

Молодежная субкультура знаменует категорию отстранения, отдаления от разделяемых большинством ценностей членов общества.

Термин Субкультура произошел от лат.sub — под и cultura — культура, что означает подкультура, или та часть культуры общества, которая наиболее отлична от носителей большинства этой культуры.

Субкультуре свойственны своя система ценностей, язык, манера общения, одежда и другое.

По источникам возникновения можно выделить следующие субкультуры:

  1. Адвентивная субкультура. Адвентивный (от лат. «adventus» — приход, пришествие). Дословно означает «пришлые», «чужие», «извне».
  2. Адаптивная – это субкультура, возникшая в следствии приспособления адвентивной субкультуры к конкретным условиям среды.
  3. Оригинальная – это субкультура, которая самостоятельно возникла в каких-либо местных условиях или появилась параллельно с адвентивной субкультурой на Западе, без ее непосредственного участия.

Для глубокого анализа данной проблемы необходимо рассмотреть понятие контркультуры, обозначаемое особый подвид субкультуры, который не только отличается от преобладающей обществе, но и находится в конфликте с главными ценностями. Например: некоторая часть скинхедов, которая возникла как музыкальная субкультура и длительное время позиционировала себе как приверженцев музыки регги. В последующем часть скинхедов присоединилась к политическим течениям.

Определим предпосылки вступления в молодежные субкультуры:

  • это способ приобретения внешних характеристик, которые позволяют выделить себя из толпы и показать свою уникальность;
  • отсутствие личностной самоидентефикации, самосовершенствования;
  • поиск близких людей по внутренним убеждениям.

Проанализируем положительные и отрицательные стороны вступления в субкультуры.

К положительному можно отнести возросшую значимость индивидуальности человека и его неотъемлемых прав. Отсутствие давление на личность, свобода самовыражения, совести и свобода мысли.

Основным негативным аспектом является высокая степень социальной фрустрации человека. Пример: статистические данные суицидов. Не все субкультуры способствуют развитию индивидуальности, некоторые наоборот губительны для психики. Например, секты «сатанистов», которые разрушают психику подростков.

Таким образом, когда человек делает выбор моральных идеалов, он теряет объект самоидентефикации, как элемент нормальной гармоничной психической деятельности. Культурные и моральные этнические ценности подменяются ценностями других культур, что приводит к невозможности осознанно сделать выбор оптимальных объектов самоидентификации и выработать адекватные личностные установки.

  1. Кон И. С. «Социология молодежи». Краткий словарь по социологии [Текст] / И. С. Кон кн.: — М., 1988 г.
  2. Магун В. С. Жизненные ценности российского населения: сходства и отличия в сравнении с другими европейскими странами [Текст] / В. С. Магун // Вестник общественного мнения. – 2008. – 33-58 с.
  3. Неформальные молодежные сообщества Санкт-Петербурга: теория, практика, методы профилактики экстремизма [Текст] / Под редакцией Козлова А. А., Канаяна В. А. – Спб, 2008, с. 16
  4. Осадчая Г. И. Стиль жизни молодых горожан [Текст] / Г. И. Осадчая // Социс. – 2002. – с. 10

Источник: https://novainfo.ru/article/3711

Молодёжная субкультура. Виды и особенности — Психология жизни

Любое цивилизованное общество предполагает наличие, осуществление и организацию людьми совместной деятельности. Способы ее организации могут быть как формальными, так и неформальными, они не заменяют друг друга и протекают по существенно отличающимся законам.

Например, в формальных группах отношения как бы обезличены: люди действуют по предписанным законам или правилам. В неформальных отношениях, людей или группы людей, происходит общение и коммуникация через общественное мнение или систему межличностных отношений.

Другими словами, «формалы» — это члены общества, которые придерживаются нормам и законам этого общества, а «неформалы» — не соблюдают данные нормы, «выходят за рамки» социальных стереотипов и шаблонов.

Подростки — неформалы

В основе любого неформального движения лежит идея свободного сообщества единомышленников, сохраняющего эмоциональную теплоту и в тоже время предоставляющая каждому члену определенную индивидуальную свободу. Значение цвета в одежде

Неформалы – это те, кто выбивается из формализованных структур нашей жизни. Не вписываются в привычные правила поведения. Разрушает все шаблоны и стереотипы не только во внешнем облике, но и в отношениях. Стремятся жить в соответствии со своими собственными, а не чужими, навязываемыми извне интересами.

В 1980-х годах, с первыми порывами свободы, набрала силу так называемая «Система» – молодежное объединение преимущественно панк — рокеров и хиппи. Она существовала как протест или бунт в адрес коммунистической системы.  Надоело враньё? Задайте вопрос на засыпку

Неформальная молодежная субкультура и ее движение «Система» развалилось вместе с развалом СССР, но новый уклад жизни людей, стремление к лучшей жизни и постепенное разочарование сформировало большое количество других неформальных молодежных и подростковых групп.

Особенности молодежной субкультуры

В современном мире, замечаем мы это или нет, но уже сформировалась довольно устойчивая молодежная субкультура. Она имеет свои внутренние и внешние особенности. Во – первых, это общий интерес и одна идейная программа на всех участников неформальной молодежной организации. Во – вторых, наличие у неформалов желания самоутвердиться, наряду с конкуренцией в группе таких же.

При этом, у каждой неформальной молодежной группировки слабо выражена внутренняя структура и внутренние связи.

Читайте также:  Пятиминутное решение - психология

Виды молодежных субкультур

Еще одной немаловажной чертой и особенностью всех молодежных движений является их внешние отличительные признаки. У каждой группы существует свое название, свой неформальный статус и так называемый dress – code (кодекс одежды). Т.е. форма одежды или атрибут, который свидетельствует о принадлежности подростка или юноши к той или иной неформальной модели молодежной субкультуры.

Давайте разберемся в классификации современных молодежных субкультур

Итак, для начала все неформальные объединения делятся на группы, а те, в свою очередь, на микро группы. При разделении руководствуются сугубо симпатиями и антипатиями.

Существуют также исключительно неформальные подростковые движения, неформальные молодежные и смешанные группировки. Встречаются антисоциальные неформалы и положительно настроенные.

Что делать, если ничего не хочется делать?

Общая классификация неформальных молодежных организаций и виды молодежных субкультур

 Спортивно направленные неформалы

Это так называемые спортивные фанаты. Их движение характеризуется четкой дисциплиной и организованностью. Молодые люди и подростки, которые хорошо разбираются в том или ином виде спорта, знают его историю. Пропагандируют здоровый образ жизни. Внешний облик их узнаваем – спортивные шарфы, кепки, футболки и т.п.

Политически направленные

Самая социально направленная молодежная субкультура и неформальная группировка. Они отличаются социальной активностью, участием во всевозможных митингах и имеют четкую политическую позицию. К ним относятся: пацифисты, нацисты (скинхеды), панки и др. Как стать лидером в коллективе?

  • молодежная субкультура пацифистов, которая выступает против войны, и одобряют борьбу за мир.
  • молодежная субкультура «скинхеды» (от англ. Skin –кожа, Head – голова) стихийно возникшая маргинальная организация, которая характеризуется националистическими взглядами и готовностью их отстоять. Скинов легко отличить от других: бритоголовость, черные и зеленые куртки, футболки националистического характера, джинсы на подтяжках.
  • молодежная субкультура панков, в основном, экстремистское неформальное подростковое движение, поведение которых отличается эпатажем и безудержным желанием привлечь к себе внимание окружающих.

Философствующие неформальные молодежные группы

Выделяются среди них такая молодежная субкультура как хиппи. Неряшливая одежда, голубые джинсы, вышитые рубашки, майки с надписями и символикой, амулеты, браслеты, цепочки – отличительные внешние признаки хиппи. Неформальная молодежь находится в вечном поиске смысла жизни, познании себя и окружающего мира.

Музыкально направленное движение неформалов

Молодежная субкультура реперов, рокеров, брейкеров, паркур (уличная акробатика) и др. Неформалов данной молодежной субкультуры объединяет устойчивый интерес к музыке или танцам. И этот интерес чаще всего трансформируется в стиль жизни.

Другие современные неформальные объединения подростков

  • готы (всячески популяризируют культ смерти, очень внешне похожи на вампиров);
  • эмо (сокр. от слова «эмоции»). Их молодежная субкультура основывается на идее, что жизнь подростка – это очень суровое испытание, и поэтому эмо — неформал грустит и печалится. Об этом говорит черный цвет в одежде подростка, сочетающийся с розовым, который является символом любви и дружбы.
  • молодежная субкультура анархистов отличает их демонстративная прямолинейность во взглядах и агрессивность поведения. Черный цвет в одежде, и обязательный металлический аксессуар.

Психология неформальности

Подростки неформалы имеют свои психологические особенности, прежде всего, желание и склонность к подражанию. Это объяснимо, т к. подростки «не умеют» еще быть самим собой, находятся в поиске смысла «Я» и своего предназначения в жизни. Еще одна характерность любого неформала молодежной субкультуры — это стремление выделиться, тяга к автономности и независимости.

Реализация этого стремления вполне реальна в группе таких же как он сам. Но на самом деле подросток растворяется в толпе себе подобных. «Подавляющее большинство неформальных группировок молодежной субкультуры держаться не на сознательном единстве, это бывает у подростков редко, а на одинаковости одиночества входящих в нее членов».

Одно из условий существования подростковых неформальных групп — наличие или создание оппонентов, недоброжелателей и т. п. Чаще всего врагом номер один становится мир взрослых. Подросток неформал выражает несогласие, неудовлетворенность системой и распространяет этот протест на всех неформалов в группе.

Источник: http://psylive.com.ua/podrostkovyy-vozrast/sovremennaya-molodezhnaya-subkultura.html

Что и куда толкает современную молодежь?

«Ни в каком возрасте человек не нуждается

так в понимании, как в годы юности»

(Э. Шпрангер)

Что и куда толкает современную молодежь?

Что взрослый человек может сказать о современной молодежи? Да, в общем, ничего хорошего.

Большинство родителей, учителей и других представителей старшего поколения описывают подростков примерно так: они рано начинают пить, курить, носят странную одежду, используют непонятные слова, всегда что-то требуют и сами ничего не делают.

А так-ли это на самом деле и что их к этому приводит? Давайте попробуем разобраться в том, что важно для подростка, какие у него есть ценности, если они есть, к чему он стремится, что его побуждет совершать те или инее странные поступки и для чего ему субкультура.

Подростковый возраст – один из самых противоречивых и конфликтных эпизодов в жизни человека. В этот период происходит ряд важнейших личностных изменений, на первый план выходит межличностное общение со сверстниками и потребность в обособлении.

Отношения со взрослыми накаляются и часто становятся конфликтными, полностью нарушается взаимопонимание, подростки отдаляются от родителей, переводя их лишь на формальное общение и не допускают в личную жизнь, пытаясь своими силами или с помощью уличных друзей справиться с проблемами, которых в этот период жизни очень много.

Попросить помощи у взрослых подростки не могут – внутренние установки не позволяют этого сделать. Они уже не дети, но еще и не взрослые, маргинальность положения в обществе во многом определяет их поведение.

Они ищут себя, свое место в мире… и часто находят его в некой субкультуре, которая как кажется, на первый взгляд, помогает найти простое решение всех проблем, так как там они видят устоявшуюся систему, которую они не видят в обществе и в своих семьях. Разнообразие субкультурных течений идущих с запада манит юношей и девушек.

Так как там они получают все, что им требуется на данном этапе: свободу самовыражения, общение, референтную группу, состоящую из таких же как они, общность интересов и организованную деятельность (все почти как у взрослых).

Субкультур очень много и они очень разные: одни – дают возможность самореализации и раскрытия, другие – упрощают восприятие жизни и не дают полноценно развиваться. Но для большинства молодых людей – это становится важным этапом, который может повлиять на всю дальнейшую судьбу.

Что толкает…

Поиск личной идентичности – центральная задача периода взросления.

 Идентичность состоит из многих компонентов: психических, сексуальных, социальных, профессиональных, моральных, идеологических и психологических качеств, совокупность кото­рых образует целостную личность.

Конфликтным фактором в данном случае является трудность согласования собственных переживаний, переживаний окружающих и приспособление своего поведения к общественным нормам.

Главной проблемой 14-17-летних подростков является кризис, связанный со стремлением к освобождению от детских отношений зависимости от взрослых. Отсюда следует не понимание со стороны взрослых и отдаление. Из этой проблемы вырастает еще более распространенная – чувство одиночества.

Одиночество подростков – это не пустота, это энергетический источник, который требует направленного выхода энергии, требует действия, иначе он может взорваться и произойдет непоправимое.

Например, суицид. Но есть и другие варианты. Этим выходом часто становится творчество.

Юноши и девушки, оставаясь наедине с собой, рисуют или пишут стихи, одиночество помогает им рефлексировать, анализировать, мечтать.

Иногда к одиночеству их склоняет другая причина – они чувствуют себя другими – не такими как большинство сверстников, посторонними, у них нет друзей, общество по тем или иным причинам (внешность, социальный статус и т.д.) их отвергает.

Такое одиночество вызывает сильные переживания изоляции, пустоты и даже депрессии.  Иногда бывает, что молодым людям только кажется, что они отвергнуты или обделены вниманием – это происходит, когда они ощущают неуверенность в собственных силах.

К тому же юношеский эталон красоты и просто «приемлемой» внешности нередко завышен, нереалистичен.

У других представителей данного поколения можно наблюдать выраженную эмоциональную неустойчивость, резкие колебания настроения, неконтролируемую агрессию.

В этот период подросток испытывает сложную гамму переживаний, связанных  с большим количеством факторов.

Например, возникновением потребности в физической близости (не только сексуальной), необходимостью профессионального выбора, соперничеством и психосоциальным самоопределением  и т.д.

И часто все эти проблемы отдаляют молодых людей от своих родителей, и они находят поддержку среди таких же как они.

Куда толкает…

Конечно же не всегда проблемы в подростковом возрасте проявляются подобным «букетом», но даже и одного аспекта достаточно, чтобы несформировавшееся личность ощутила весь спектр мыслимых и немыслимых переживаний. Любая проблема подростком будет раздута и увеличена и не по тому что они так хотят, а потому что по-другому не могут. Здесь также проявляется подростковый эгоцентризм, который все это лишь усугубляет.

Неокрепшее, диффузное «Я» нуждается в сильном «Мы», которое, в свою очередь, утверждается в противоположность каким-то «Они», т.е. в противоположность родителям.

В подобных случаях различного рода хобби, увлечения, уход в субкультуру, в спорт выступают для молодого человека как средство самовыражения, коммуникации и идентификации, средство достижения престижного статуса в своей среде и ухода или решения проблемы.

Юноши и девушки становясь частью какой-либо компании таких же, как они или субкультуры, где зачастую все уже определено (как одеваться, как думать, что делать, что говорить) подвергаются опасности, которая заключается в том, что они отдаляются от становления идентичности, ведь в субкультуре они получают временную идентичность. Юношеский стиль претендует на уникальность и экспериментальность, всячески подчеркивая свое отличие от «взрослого». Стиль также является средством коммуникации и идентификации: видимые (одежда, прическа) или слышимые (язык, музыка) знаки служат молодому человеку средством показать кто он такой, и распознать «своих». Принадлежность к субкультуре – это средство приобретения статуса в своей среде: поскольку нормы и ценности юношеской субкультуры являются групповыми, овладевание ими становится обязательным и служит способом самоутверждения.

Таким образом, нехитрый маскарад позволяет человеку решить много личных проблем, особенно остро стоящих в период взросления.

Один ищет в обществе сверстников подкрепления самоуважения, признания своей человеческой ценности, другому – важно чувство эмоциональной сопричастности, слитности с группой, третий черпает недостающие информацию и коммуникативные навыки, четвертый удовлетворяет потребность властвовать, командовать другими. Большей частью эти мотивы переплетаются и не осознаются.

Немного о субкультурах

Сильнее всего на подростковую идентичность влияет уход в субкультуру, так как часто именно там мы наблюдаем жесткие рамки. Субкультура в социологии и культурологии – часть общественной культуры, отличающаяся от преобладающей.

Это система ценностей, моделей поведения, жизненного стиля какой-либо социальной группы, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры.

Субкультура возникает как позитивная или негативная реакция на господствующую в обществе культуру и социальную структуру среди различных социальных слоев и возрастных групп.

Существует большое количество субкультур, все они имеют под собой определенную философию, набор целей и ценностей, стиль в одежде и в музыке, определенные законы и ритуалы. Самыми распространенными среди современной молодежи являются: готы, эмо, аниме, футбольные фанаты и музыкальные фанаты.

Год назад было проведено исследование, направленное на изучение специфики подростковых субкультур и их влияния на жизнь подростка на примере субкультур: музыкальных фанаток и футбольных фанатов. В результате, было получено, что музыкальные фанатки имеют много внутренних разнообразных ценностных конфликтов.

И было сделано предположение, что именно это толкает их стать частью сообщества, укрепить свою шаткую позицию в поиске себя. У них сложная, эмоциональная, творческая внутренняя жизнь. Они отличаются чувствительностью, умением наслаждаться искусством и творить самим.

Данная субкультура дает им возможность самореализоваться в этом плане.

Субкультура футбольных фанатов практически не имеет внутренних конфликтов.

Результаты исследования показали, что эта группа отличается узостью интересов, социальная роль «фанат» определяет их поведение, интересы и образ жизни.

При этом было получено, что данная субкультура не помогает развиваться подросткам, а наоборот стопорит этот процесс, развивая в них глубокое чувство стадности, при практически полном отсутствии рефлексии.

Читайте также:  Дружба и дружеские отношения: зачем, как, с кем? - психология

Таким образом, получается, что подросток, словно инопланетянин, не знающий своей миссии, только при этом не только его не понимают, но часто он и сам себя не понимает. Изменения, происходящие с ним в этот период, глобальны и часто от того, как пройдет этот этап зависит то, как будет построена вся жизнь подростка и какое место он займет в этом мире.     

Автор — Сыроваткина Ксения

Источник: http://www.psychology.su/tag/subkultury/

Социально-психологические подходы к изучению молодежных субкультур в России

УДК 159.9.99

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР В РОССИИ*

© 2014 И. Н. Логвинов1, С. В. Сарычев2, М. И. Логвинова3, Т. И. Логвинова4

1 доцент каф. психологии, канд. психол. наук, доцент e-mail ewredika67@yandex.ru

2профессор каф. психологии, докт. психол. наук, профессор e-mail kursk-psychol@narod.ru 3,4студентки факультета педагогики и психологии

Курский государственный университет

В статье проанализированы современные подходы к трактовке понятий субкультура и молодежная субкультура в российской психологии. Сопоставлены различные типологии современных субкультур, дается характеристика психологических особенностей отдельных доминирующих молодежных субкультур и социальнопсихологический портрет типичного представителя субкультуры.

Ключевые слова: субкультура, молодежные субкультуры, виды молодежных субкультур, группы.

В настоящее время в отечественной социальной психологии не существует единого общепринятого определения понятия «субкультура», исследователями оно трактуется по-разному. Рассмотрим некоторые определения.

Субкультура — это общность людей, чьи убеждения, взгляды на жизнь и поведение отличны от общепринятых или просто скрыты от широкой публики, что отличает их от более широкого понятия культуры, ответвлением которой они являются [Субкультуры … 2013]. Согласно другому определению, субкультура — свод накопленных определенным мировоззрением ценностей и порядков группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение.

С точки зрения культурологии же субкультура — это такие объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её [Субкультура геймеров 2013].

В нашей стране зарождение феномена субкультур произошло позднее, чем на Западе. Нельзя сказать, что в СССР существовали крупные субкультуры в современном их понимании.

В СССР молодёжные субкультуры протестного и экстремального характера были малоразвиты и имели весьма узкий круг адептов; широкое распространение имели субкультуры активно-созидательного, романтического и альтруистического направления.

Причиной этого была низкая степень изоляции групп молодёжи друг от друга и от общества в целом, широкий охват общей массы молодёжи множеством клубов по интересам, доступность учреждений культуры, массовое внедрение в школах официальной идеологии позитивной направленности («человек человеку друг, товарищ и брат»), официальная цензура и отсев протестного и негативного материала. В то же время косность официальной власти и идеологии приводила к возникновению протестных настроений также и в субкультурах позитивной направленности [Шабанов 2005].

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-podhody-k-izucheniyu-molodezhnyh-subkultur-v-rossii

Псевдоромантика смерти, или Субкультура готов

Красивые и умные, артистичные, талантливые и неформальные. Что же привлекает подростков в субкультуре готов? Может это просто чувственные дети, которые хотят выделиться из толпы? Или у них имеются психологические проблемы, которые нужно решать? Кто же они на самом деле и как их понять изнутри?…

0 2371 20 Мая 2016 в 22:05

В конце 70-х годов в Великобритании, на базе молодежного панк-движения, взяла свое начало готическая субкультура. Она приобрела массовость и популярность среди поклонников исполнителей готической музыки, основной идеей которой является воспевание смерти.

Эта субкультура разделилась на несколько неоднородных отдельных направлений, модные тенденции задавали сами музыканты, на чей внешний вид ориентировались их поклонники.

В основном это черный цвет в одежде и черный цвет волос, бледное лицо и мрачный макияж, металлические и серебряные аксессуары, кресты и египетский анкх, как символ вечной жизни, изображения летучих мышей и символов смерти.

Дополнительно могут присутствовать пирсинг и татуировки на открытых участках тела и лице, красные линзы, накладные клыки или цепочки в нос. Так готы выделялись среди представителей других субкультур, например, панков или хиппи.

Развивалась субкультура преимущественно в Англии и Европе, но стала популярной также в Северной Америке и, в меньшей степени, в Азии и Австралии. В Россию готическая субкультура пришла немного позже, в искаженном виде.

Представители этой субкультуры в России сравнительно немногочисленны, так как готический рок в России менее популярен, чем другие жанры. В крупных городах есть местные готические сообщества, но готы в России сталкиваются с враждебностью или неадекватной реакцией на их внешность или увлечения.

Их называют «неформалами» так как они выделяются из толпы. Однако, это не мешает им и дальше продолжать заниматься тем, что их привлекает.

Отношение общества к готам разное. Некоторые их боятся и обходят стороной, другие жалеют их от души, третьи ненавидят. Родители не могут понять, что же происходит с их детьми, увлеченными этой субкультурой. В 15-16 лет, а то и раньше, они меняются не только внешне, но и внутренне. Родители боятся потерять связь с ребенком, который уже считает себя взрослым и самостоятельным.

Красивые и умные, артистичные, талантливые и неформальные. Что же привлекает подростков в субкультуре готов? Может это просто чувственные дети, которые хотят выделиться из толпы? Или у них имеются психологические проблемы, которые нужно решать? Кто же они на самом деле и как их понять изнутри?

Что скрывается за внешностью гота, как понять его личность и желания, разберем в этой статье.

Почему подростки выбирают для себя субкультуры

У подростков в разном возрасте может появиться желание присоединиться к субкультуре. Такое решение они принимают тогда, когда у них уже сформированы свои взгляды на жизнь. Они пытаются самостоятельно реализовать свои природные свойства, пробуют найти реализацию, ищут способы наполнения и наслаждения.

Конечно же, далеко не каждый пойдет в такое сообщество. Это обусловлено свойствами нашей психики. Системно-векторная психология Юрия Бурлана говорит, что каждый человек имеет врожденные психические свойства, которые разделяются на восемь векторов, каждый из которых уникален. У современного человека бывает, как правило, от трех до пяти векторов.

Вектор – это свойства характера человека, совокупность желаний и способностей, способ мышления, заданные нам от рождения. Каждый из векторов нуждается в развитии и наполнении и человек подсознательно стремится наполнить желания всех своих векторов.

Среди нас есть особенные люди с высокой эмоциональностью, открытостью, которые познают мир глазами. Им также присущи сопереживание, влюбчивость, демонстративность и большой потенциал зрительного интеллекта. Речь идет об обладателях зрительного вектора, в основе которого – эмоциональные переживания в диапазоне от страха смерти до всеобщей любви.

Привнося в нашу жизнь эмоции сопереживания и любви, они создают культуру и искусство, ограничивая общую неприязнь в обществе. Описанные свойства заданы природой в зрительном человеке с самого рождения, но нуждаются в развитии и воспитании.

Разные состояния зрительного вектора

Мы все рождаемся в неразвитом состоянии и развиваемся в свою противоположность. В зрительном векторе это два состояния: страх и любовь. Ребенок со зрительным вектором рождается со страхом смерти, который первично проявляется в страхе темноты или страхе остаться одному.

Страх является первичной и самой сильной эмоцией. Развиваясь, человек избавляется от страха, вынося его наружу в сопереживание и любовь, когда становится страшно не за себя, а за другого.

Развитый и реализованный зрительный вектор – это сострадание, сопереживание и сочувствие другому человеку.

Именно в случае недостаточного развития и реализации зрительного вектора, подростка тянет в различные субкультурные сообщества. Тенденциозно основная часть подростков, пришедших в готическую субкультуру, имеют в наличии зрительный вектор в состоянии страха. Их объединяют не только общие интересы, но и общие свойства психики.

Ненаученные выносить эмоции наружу, в сострадание и любовь, зрительные подростки ищут себе подобных и пополняют субкультурные группы. В таком состоянии они любят привлекать к себе внимание одеждой или эпатажным внешним образом, выделяться из толпы.

Суть демонстративности готов – это подсознательное стремление пугать других и пугаться самому, испытывая наполнение зрительного вектора эмоцией страха. Внешне это выражается походами на кладбище в темное время суток, макияжем под «труп», черными волосами и черной одеждой. Пристрастие к символике смерти указывает на зрительный вектор в стрессующем состоянии.

Внутреннее состояние таких подростков – это раскачка эмоций от состояния «очень страшно» до «не очень страшно». В стрессующем или неразвитом состоянии зрительник требует любви к себе и не способен любовь отдавать. Он не может реализовать весь потенциал своих свойств в полной мере и испытывать любовь, сострадание и сопереживание к другим людям.

Нужно понимать, что и в развитом, и в стрессующем состоянии зрительного вектора человек будет стремиться к получению удовлетворения, то есть испытывать яркие эмоции. Только достигаться это будет разными способами: либо чувственным сопереживанием другим людям и выстраиванием эмоциональных связей, либо эмоциональными раскачками и наполнением страхами.

Философия готов

Быть готом подразумевает сложное состояние души, особое мировоззрение. Это целиком отдельные, самостоятельные культура и философия. Нельзя одеться в черное, перекрасить волосы в черный цвет и назваться готом. В первую очередь, гот – это поклонник готической музыки, придерживающийся определенных философских взглядов.

Тексты песен готической музыки пронизаны смыслом, что в земной жизни нет ничего хорошего, что все наилучшее ждет человека в жизни после смерти, а сама смерть – это избавление от страданий. К тому же, жизнь не вечна, то ли дело – смерть.

Нередко даже путают готов с панками или эмо, хотя это совершенно разные и самостоятельные субкультуры. В обществе бытует некий стереотип, что готы – это что-то вроде секты, они собираются на кладбищах, похожи на сатанистов, прибегают к эзотерике и мистике.

Среди представителей готов немало интеллектуально развитых и начитанных людей, которых просто привлекает готическая музыка или интерес к мистике.

Подростки с тонкой и романтичной душой, хорошим образованием и творческой натурой, склонные к поэзии или рисованию, также могут быть готами.

Проявляется это в их творчестве, будь то рисунки, поэзия или музыка в стиле темной романтики, мистики и загадочности. Все это — лишь проявления свойств психики.

Депрессивные состояния готов-звуковиков: отличия звука и зрения

Нередко можно встретить утверждения, что готам свойственно думать о смерти и суициде из-за подтекста музыки. Однако это нужно уметь отличать от актерской имитации зрительника.

Искусственно заставить себя пребывать в депрессии невозможно. Настоящая депрессия – это состояние звукового вектора.

Имитацию депрессии всегда можно отличить, если понимать звуковой вектор и отличать его от зрительного.

Можно заметить, что сами музыканты и исполнители готической музыки, а также выдающиеся деятели этой субкультуры, являются носителями звукового вектора или звуко-зрительной связки векторов. Как говорит Системно-векторная психология Юрия Бурлана, объем психики у звукового вектора намного больше, чем у зрительного, и желания звукового вектора отличаются от желаний всех других векторов.

Звуковой вектор означает наличие у человека абстрактного интеллекта, потенциальный талант писателя и композитора, музыканта и поэта. Для звуковика сложно найти радость в материальных вещах. Ни материальные блага, ни мопед в 16-ть лет не могут наполнить этот объем. Все, что нужно звуковику – это найти смысл жизни.

Находя спокойствие в темноте, тишине и одиночестве, в максимальном сосредоточении он понимает, что шум и суета – не для него, жизнь ему кажется наполненной страданиями. И, не найдя своей реализации в жизни, может прийти к выводу, что только смерть принесет его душе мир и гармонию.

Наедине с самим собой такой звуковик старается вынести свои состояния наружу – в свои тексты и музыку.

Готов со звуковым вектором меньше, чем со зрительным. Звуковой вектор наблюдается тенденциозно у лидеров групп. Зрительникам не свойственны постоянные депрессивные состояния, они предпочитают проводить время на вечеринках и в других местах, где они могут продемонстрировать себя. Однако, в состоянии страха зрительники притягиваются к звуковикам в соответствующем состоянии.

Читайте также:  Стили воспитания: вседозволенность, опека, свобода выбора - психология

Прогулки по кладбищу тоже несут разный смысл для разных векторов. Если для зрительника такие собрания наполняют их страхи, то для звуковика это возможность побыть в размышлении о жизни и смерти, смысле.

В отличии от зрительников, звуковики всегда предпочтут тишину и покой, иногда — небольшие тихие компании самых близких друзей. Они склонны к замкнутости, являются интровертами. Они по-другому видят и воспринимают этот мир.

Это так называемые Mopey Goths, которых принято считать настоящими готами, ведь они точно соответствуют самой сути субкультуры.

Люди со звуко-зрительной связкой векторов могут стремиться слушать тяжелую музыку, вести разговоры на суицидальную тему, у них — нестандартное отношение к жизни и миру.

Помимо смены настроения, свойственной зрительникам, у них, как у звуковиков, могут быть депрессии, замкнутость, на лице могут просматриваться такие состояния как отстраненность, отсутствие мимики.

От них можно также услышать высказывания о бессмысленности жизни.

Звуко-зрительные музыканты в своем творчестве воспевают смерть, так как их зрительный вектор наполнен страхом смерти, а звуковой вектор наполняет музыку смыслом, то есть рассуждениями о смысле жизни, которые в данном случае выглядят мистически окрашенными. Все это привлекает к ним поклонников в таких же состояниях. Общие свойства и состояния векторов – вот что объединяет людей в отдельную субкультуру, задавая этому особую эстетику, стиль и формы поведения.

Зона риска: опасность суицидальных настроений и сценарий жертвы у подростков

Суицидальные мысли и завершенный суицид всегда говорят о наличии звукового вектора. Такие мысли не приходят в один день, в одно мгновение. Это всегда долгий путь поиска ответов на вопросы о смысле жизни. У звуковика настолько отличается взгляд на жизнь, что людям без звукового вектора бывает сложно его понять.

В своей замкнутости и одиночестве звуковик пытается осмыслить свою жизнь в этом мире. При этом он чувствует свое отличие от других, ему сложно вписаться в поток жизни.

Только звуковик способен ощущать свое смертное тело отдельно от бессмертной души и ложно предполагать, что избавление от тела принесет ему счастье.

Следует понимать, что не каждый звуковик имеет суицидальные мысли и склонен к самоубийству. Однако, каждый самоубийца имеет в наличии звуковой вектор.

Зрительники в состоянии страха тоже могут стать жертвой. Диапазон человека со зрительным вектором – от жертвы в неразвитом состоянии до жертвенности в развитом состоянии. В Системно-векторной психологии Юрия Бурлана есть такое понятие как виктимный комплекс.

Его причиной является наличие у человека кожного вектора с мазохистскими тенденциями в сочетании с неразвитым зрительным вектором. На короткой дистанции проявления виктимности возможны и у развитого зрительного человека, например, в случае сверхстресса.

Эмоциональные раскачки зрительного вектора в походах ночью по кладбищу наполняют человека сильными и яркими эмоциями страха, что на подсознательном уровне может привлечь преступника.

Однако не каждый гот находится в зоне риска. Сами по себе готы не представляют опасности обществу, хотя своим внешним видом могут вызывать неприязнь у окружающих. Причина суицида и виктимного сценария кроется не в субкультурах как таковых, а в плохих состояниях звукового и зрительного векторов.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет, что в потенциале такие люди могут стать поэтами, писателями, композиторами, музыкантами, программистами при развитом и реализованном звуковом векторе. Либо врачами, художниками, актерами, певцами, если развит и реализован зрительный вектор. Это задано природой, но требует развития и реализации.

Неформальная молодежь: нормально ли быть непохожим на всех

Если подросток выбрал для себя такое наполнение, как субкультура готов, то активно мешать ему не стоит. Домашний арест в 16 лет и запрет – это худший вариант по выстраиванию отношений с подростком. Подросток ищет для себя то удовольствие, которое способно наполнить его желания.

Готы – тоже люди, пусть и выглядят не так, как это обычно принято в обществе Они по-своему нормальные, просто имеют свой взгляд на жизнь. Они имеют такие же вектора, как и другие звуковые и зрительные люди, просто реализовать себя хотят по-другому. В наше время опасно не быть готом, а не понимать свойства своей психики и свой потенциал.

Сегодня разрыв между поколениями настолько большой, что дети отличаются от родителей не только набором векторов, но и объемом психики. В подростковом возрасте родители забывают, что для их ребенка приоритетно не мнение родителей, а взгляды друзей.

Отвлечься от интересов к субкультуре подросток может в том случае, если предложить ему что-то более интересное и увлекательное, более наполняющее его потребности в звуковом и зрительном векторах.

Узнать об этом больше вы сможете на бесплатных онлайн-лекциях по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Для участия регистрируйтесь: https://www.yburlan.ru/training

Статья написана по материалам тренинга Системно-векторной психологии

Источник: https://www.YBurlan.ru/biblioteka/romantika-smerti-ili-subkultura-gotov

Теория субкультур

Основоположником субкультурной теории можно считать Торстена Селлина, который в 1938 году опубликовал свою работу под названием «Конфликт культур и преступность».

В этой работе Селлин описал криминогенный фактор, как конфликт между культурными ценностями различных сообществ. В последующем американский социолог Альберт Коэн разработал свою концепцию субкультур на основе теории Селлина.

Коэн в масштабе небольших социальных групп рассмотрел особенности культурных ценностей криминальных объединений (банд, сообществ, группировок).

В этих микрогруппах могут формироваться своего рода «миникультуры» (взгляды, привычки, умения, стереотипы поведения, нормы общения, права и обязанности, меры наказания) — этот феномен получил название субкультуры. Субкультурная теория  прежде всего рассматривает группу, как носителя девиантных идей.

Каждая субкультура живет своими нормами и ценностями, достаточно отличающимися от общепринятых. Люди, принадлежащие к этим субкультурам, ведут себя в соответствии с групповыми предписаниями, но общество определяет такое поведение, как девиантное.

Одно из первых исследований на базе этого подхода было сделано Коэном в 1955 году на примере банды делинквентных подростков. Рассматривая эту группу как девиантную субкультуру, Коэн обнаружил, что члены данной группы признают ценности, которые представляют собой «антикультуру», отрицающую ценности среднего класса.

Подростки из банды пренебрежительно относились к собственности других людей и проявляли свои чувства актами беспричинного нападения и разрушения. По всей видимости, они получали агрессивное удовлетворение от того, что ввергали людей в дискомфорт.

Они были разрушительны, так как уничтожали ценности среднего класса, прежде всего, это ценности трудолюбия и собственности.

Таким образом, Коэн установил, что девиантная группа, которую он исследовал, являла собой особый вид субкультуры антиистеблишмента.

Он также обобщил идею о том, что большинство девиантных групп являются просто негативным отражением культуры большей части общества, выстраивающие свои ценности по принципу «обратной симметрии» к ценностям доминантных групп. Примеры девиантных субкультур можно встретить в любом обществе.

Соединив положения теории социального напряжения и субкультурной теории, мы получим типологию девиантных субкультур. Эти типы различаться между собой, прежде всего, доминирующей формой девиантного поведения. Итак, выделяют следующие субкультуры:

1. Криминальная, использующая насилие и преступления для достижения одобряемых и поддерживаемых обществом целей (успех и материальное благополучие). Это субкультура организованных преступных групп (ОПГ), подходящих к нарушению норм инструментально — с позиций выгоды. Дисциплина является одной из важных ценностей, без нее ОПГ не сможет действовать эффективно.

Культ силы и мужества, царящий в этих группах, связан со спецификой используемых средств достижения целей, без поддержки этих ценностей невозможно регулярное использование насилия — одного из главных средств.

В то же время ОПГ склонны не применять насилие, если в этом не возникает необходимости, как, например, в случае интеллектуальной преступности (финансовые махинации, хакерские преступления).

2. Протестная, рассматривающая нарушения норм, как самоценность. Это субкультура молодежных объединений, ориентированных на альтернативный, агрессивно-протестный образ жизни (фанаты в Англии, мотоциклетные банды в США).

Эти группы выстраивают свою собственную систему ценностей, где, обычно, важное место занимают насилие и сексуальная распущенность, в контексте мужского доминирования.

Деятельность этих групп не обязательно связана с прямым насилием (например, хиппи — пацифисты), но всегда носит публичный характер, противопоставление себя «нормальному» обществу. Внутренняя структура этих групп, в отличии от ОПГ, неупорядочена, дисциплина не является значимой ценностью.

Где-то посередине между криминальной и протестной субкультурой может быть локализована очень интересная субкультура профессиональной преступности (ПП).

В отличии от организованной преступности (ОП) эта субкультура обладает  гораздо меньшей инструментальностью, зачастую нарушения норм носят самоценный характер.

Например, кодекс «вора в законе» включал такие нормы, как никогда не работать, не иметь семьи, никогда не сотрудничать с официальной властью и т.п. В этой субкультуре нарушения общепризнанных норм реализуется скорее, как образ жизни, нежели, как средство достижения культурных целей.

Ценность дисциплины относительна, признается только в рамках совершения преступлений, в остальных случаях профессиональные преступные группы довольно анархичны.

Добываемые преступным путем средства расходуются на ведение альтернативного образа жизни, подразумевающего регулярные «отсидки» в тюрьме и на зоне. Каждый срок лишения свободы рассматривается, как эпизод необходимой социализации, вроде «курсов повышения квалификации». В случае с ОПГ – это досадная неприятность. Все перечисленные моменты и заставляют классифицировать ПП, как «пограничную» субкультуру, сочетающую черты криминальной и протестной.

3. Отступающая субкультура состоит из тех, кто стремится отстраниться от общества, уйти от необходимости реализовывать социально значимые цели и выбрать между приемлемыми и неприемлемыми средствами их достижения.

Это субкультуры алкоголиков, наркоманов, «компьютерщиков» (если приверженность к компьютерам становится смыслом жизни). Люди, придерживающиеся данных субкультур, отказываются взаимодействовать с обществом, их деятельность носит непубличный, в отличии от протестных субкультур, частный характер.

Эти субкультуры чрезвычайно разнообразны по набору доминирующих ценностей, а могут и вообще не иметь четко выраженных ценностей. Группы — носители отступающих субкультур, отличаются наименьшей внутренней упорядоченностью, отсутствием выраженных лидеров и дисциплины.

Большинство из этих субкультур имеют выраженную гедонистическую окраску: «Зачем нам этот непонятный и жестокий мир — здесь (под кайфом, у компьютера и т.д.) нам комфортно, здесь нас принимают и понимают». Часто велика ценность сексуальных удовольствий.

Эти субкультуры объединяют в первую очередь тех, кто не сумел адаптироваться к требованиям общества (не признал цели или не нашел доступа к средствам), но у них нет сил на мятеж или желания к инновации.

Интересным практическим выводом из теории субкультур является положение, согласно которому, коррекция криминогенного общества часто невозможна без разрушения криминальной субкультуры, которая защищает криминальное сознание от воспитательного воздействия общества. Поскольку криминальная субкультура, как уже говорилось выше, зачастую есть реакция на те или иные аспекты социальной системы, то, возможно, речь должна идти об изменениях в доминирующей культуре общества.

Субкультурные теории не объясняют, конечно, почему девиантные нормы и ценности проявляются в обществе.

Почему тогда, когда существуют доминирующие ценности, отрицающие делинквентность, некоторые субкультурные группы придают позитивное значение антиобщественному поведению? Эти теории также не объясняют, почему одни члены общества принимают девиантную систему ценностей, тогда как другие, находясь в тех же условиях, отрицают ее.

Индивиды делают выбор. Есть масса примеров, когда люди вырываются из субкультурного окружения, в котором они находятся.

Несмотря на эти критические замечания, нельзя отрицать значение социализации для формирования девиантного поведения.

Доказательства важности последствий социализации обнаруживаются практически в любой форме девиантного поведения — от употребления наркотиков и подростковой делинквентности до организованной преступности.

В то же время, если в качестве теоретической основы анализа субкультурных исследований использовать теории конфликта и социального напряжения, помогающих определить причины появления антисоциальных ценностей (невозможность следования культурным целям), то это может способствовать выработке более глубокого подхода к пониманию феномена девиантного поведения.

Источник: https://psychologyc.ru/teoriya-subkultur/

Ссылка на основную публикацию