Стили воспитания: вседозволенность, опека, свобода выбора — психология

Стили семейного воспитания

Стили воспитания: вседозволенность, опека, свобода выбора - психология

Воспитание детей – важнейшая задача современной семьи.  От того какой стиль семейного воспитания преобладает в семье, будет зависеть развитие личности ребенка в целом.

Стиль семейного воспитания — это способ отношений родителей к ребёнку, применение ими определенных приемов и методов воздействия на ребенка, выражающиеся в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия с ребёнком. Любая дисгармония в семье приводит к неблагоприятным последствиям  в развитии личности ребенка, к проблемам в его поведении.

{module [57]}

Характеристика стилей семейного воспитания  

В психологии принято выделять 6 основных видов стилей семейного воспитания:  авторитарный, попустительский, демократический, хаотичный, отчужденный и гиперопека. Каждый из названных стилей имеет свои особенности и по-разному отражается на психике и личностном развитии ребёнка. 

Авторитарный стиль семейного воспитания

При авторитарном стиле воспитания родители подавляют инициативу ребенка, жестко руководят и контролируют его действия и поступки. Воспитывая, используют физические наказания за малейшие проступки, принуждения, окрики, запреты. Дети лишены родительской  любви, ласки, заботы, сочувствия.

Таких родителей заботит лишь то, чтобы ребенок вырос послушным и исполнительным. Но дети вырастают либо неуверенными в себе, робкими, невротизированными, неспособными постоять за себя  либо, наоборот, агрессивными, авторитарными, конфликтными.

Такие дети с трудом адаптируются в социуме, окружающем мире.

Родители строго следят за выполнением домашнего задания младшими школьниками, вплоть до того, что стоят рядом и давят на ребенка в попытке добиться от него самостоятельных действий.

Дети в целях самозащиты используют разнообразные уловки такие, например, как: плач, показывают свою беспомощность.

Результатом таких мер у детей пропадает желание учиться, они с трудом концентрируют внимание во время объяснений учителя или при подготовке уроков.

При родителях такие дети могут казаться спокойными и исполнительными, но как только угроза наказания исчезает, поведение ребенка становится неуправляемым. 

Влияние авторитарного стиля воспитания на поведение подростков

По мере взросления ребенок становится все более нетерпимым по отношению к требованиям авторитарных родителей. В подростковом возрасте частые конфликты могут привести к плачевному исходу.

Именно при авторитарном стиле семейного воспитания подростки будут порождать конфликты, относясь к окружающим с враждебностью.

 Родители всегда принимают решения за ребёнка сами, подавляя тем самым инициативу ребенка, лишая его возможности научиться брать ответственность за свои поступки на себя. 

Активные и сильные подростки начнут бунтовать, сопротивляться, становясь более агрессивными, могут сбегать из дома. Робкие и неуверенные в себе подростки с заниженной самооценкой, наоборот, привыкнут во всем слушаться родителей, не делая попыток решать собственные проблемы самостоятельно, всегда и во всем будут полагаться на родителей. 

Либерально — попустительский стиль семейного воспитания (гипоопека)

При либерально-попустительском стиле общение с ребенком строится на принципе вседозволенности и низкой дисциплины. Для самоутверждения ребенок использует капризы, требования «Дай!», «Мне!», «Хочу!», демонстративно обижается.

Ребенок не понимает слово «Надо!», «Нельзя», указания и требования взрослых не выполняет. Для родителей с либерально-попустительским стилем общения с ребёнком характерна неспособность или нежелание руководить, направлять ребенка.

Либеральные родители заботливы, внимательны, имеют тесные взаимоотношения со своими детьми. Они дают возможность ребёнку проявить себя, показать свои способности, открыть творческие способности, индивидуальность.

Родители искренне считают, что таким образом научат их различать, что правильно», что «неправильно». Либеральным родителям сложно установить границы дозволенного, допустимого поведения своих детей.

Они частенько поощряют через чур раскованное и неуместное поведение своего ребенка. 

Каким вырастит ребёнок при попустительском стиле семейного воспитания

Вследствие чего ребенок вырастает эгоистичным, конфликтным, постоянно недовольным окружающими людьми человеком, что не дает ему возможность вступать в нормальные социальные  взаимоотношения и эмоциональные прочные связи с людьми. В школе у такого ребенка возможны частые конфликты из-за того, что он не приучен уступать, слушаться старших, следовать законам и правилам.

Ребёнок, выращенный в обстановке вседозволенности, более подвержен психологическим проблемам, фобиям, депрессиям. Такой ребенок не научен контролировать себя и своё поведение у него будет немного шансов развить самоуважение.

В будущем ребёнок, воспитанный либеральными родителями, будет неспособен противостоять жизненным проблемам, у него возникнут трудности с социальным взаимодействием.  Что в свою очередь приведет к не сформированности адекватной самооценки и чувства собственного достоинства.

Он будет конфликтовать со всеми, кто не потакает его желаниям.  

Интересные статьи:

ПОВЕДЕНИЕ: степень влияния наследственности и воспитания на агрессивное поведение детей и взрослых. 

Если ребенок кусается: причины, что делать, как отучить его от кусания, мнение психолога — видео.

Причины выпадения волос у женщин — средства лечения: причины, профилактика, лечение, как вернуть волосы.

Гиперопекающий стиль семейного воспитания

При гиперопекающем стиле воспитания родители лишают ребенка самостоятельности в физическом, психическом, а так же социальном развитии.

  Они постоянно находятся рядом с ним, решают за него его проблемы, живут вместо него. Излишне заботятся и опекают его, боясь и тревожась за его здоровье.

Даже, когда ребёнок становится взрослым, родители продолжают излишне заботиться о нем, постоянно тревожась за него, за его здоровье и благополучие. 

Гиперопека подавляет инициативу, волю и свободу ребенка, его энергию и познавательную активность, лишает самостоятельности, воспитывает покорность, безволие, беспомощность. При гиперопекающем стиле воспитания родители неосознанно тормозят формирование у ребенка различных навыков и умений, развитие настойчивости в достижении цели, трудолюбия.

Каким вырастит ребенок при гиперопекающем стиле семейного воспитания

Ребенок растет беспомощным, инфантильным, неуверенным в себе, невротизированным, тревожным, плаксивым. В последствии у него возникают трудности в социализации. 

Дети вырастают послушными, но в то же время неуверенными в себе, своих силах и возможностях, всегда будет бояться сделать что-то не так, ошибиться. 

Некоторые дети в подростковом возрасте будут стремиться вырваться из-под чрезмерного контроля и опеки родителей, проявляя агрессию, становясь непослушными и своевольными. 

Гиперопека, контроль, ограничения и запреты разовьют у ребенка умение хитрить, обманывать и скрытность. Подростки будут использовать ложь, как средство самозащиты от родителей, постоянно пытающихся контролировать его личную жизнь, что в итоге приведет к отчуждению от них. 

Последствия гиперопекающего стиля семейного воспитания — формирование зависимости от чужого, а также негативного влияния от других людей. Именно гиперопека виновата, что дети вырастают «маменькиными сынками».

Отчужденный стиль семейного воспитания

При отчужденном стиле семейного воспитания отношения подразумевают глубокое безразличие родителей к личности ребенка. Родители «не замечают», ребенка, не заинтересованы его развитием и духовным внутренним миром. Активно избегая общения с ним, держат его от себя на расстоянии. Дети предоставлены сами себе. 

Отчужденный стиль воспитания наблюдается чаще в неблагополучных семьях, где один или оба родителя злоупотребляют алкоголем или наркотиками. 

Каким вырастит ребенок при отчужденном стиле семейного воспитания 

Подобное безразличное отношение родителей делает ребенка одиноким и глубоко несчастным, неуверенным в себе.   У него пропадает желание общаться, может сформироваться агрессивность к людям. 

Подростки часто имеют проблемы с законом. 

Хаотический стиль семейного воспитания

Некоторые психологи выделяют хаотический стиль семейного воспитания, характеризующийся отсутствием единого последовательного подхода к воспитанию ребенка: отсутствуют конкретные, определенные, четкие требования к ребёнку.

Возникает хаотичный стиль на почве разногласий родителей в выборе средств и методов воспитания. Конфликты в семье становятся все более частыми, родители постоянно выясняют отношения между собой и нередко в присутствии ребенка, что приводит к возникновению невротических реакций у ребенка.

Непредсказуемые действия и реакции родителей лишают ребёнка чувства стабильности, провоцируют повышенную  неуверенность, импульсивность, тревожность, агрессивность, неуправляемость, социальную дезадаптацию.  

Каким вырастит ребенок при хаотичном стиле воспитания

Ребенку необходима стабильность и наличие четких конкретных ориентиров в оценках и поведении. Родители, применяющие разные стили воспитания и общения лишают ребенка такой стабильности, формируют тревожную, неуверенную в себе, импульсивную, в некоторых случаях агрессивную, неуправляемую личность.

При хаотичном стиле воспитания у ребенка не сформируется самоконтроль, чувство ответственности за себя и других людей. Ребенок будет отличаться незрелостью суждений. 

Демократический стиль семейного воспитания

При демократическом стиле воспитания родители поощряют любую инициативу ребенка, самостоятельность, помогают ему, учитывают  его нужды и потребности.  Выражают ребёнку свою любовь, доброжелательность, играют с ним на интересные ему темы.

Родители позволяют детям принимать участие в обсуждении семейных проблем и учитывают их мнение при принятии решений. А так же в свою очередь требуют осмысленного поведения от детей, проявляют  твердость и последовательность в соблюдении дисциплины.

Ребенок находится в активной позиции, что дает ему опыт самоуправления, повышает уверенность в себе, своих силах. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, знают слово «надо», умеют дисциплинировать себя и строить отношения с одноклассниками.

Также демократический стиль воспитания характеризуется наличием взаимопонимания между родителями и детьми, проявлением теплых чувств между ними, частым общением и умеренной дисциплиной. Родители внимательны к своему ребёнку, эмоционально поддерживают его, создают в семье атмосферу любви и заботы. 

В соответствии с возрастом родители поощряют самостоятельность и личную ответственность детей. Родители устанавливают правила и стандарты, границы приемлемого поведения и требуют их выполнения от ребёнка. 

Взаимопонимание между родителями и детьми достигается путем убеждений, обсуждений, компромисса, доводов. Родители всегда выслушивают свое чадо, дают возможность ребёнку взять на себя ответственность за совершенные поступки и действия. 

Каким вырастит ребёнок при демократическом стиле семейного воспитания

Дети растут активными, любознательными, самостоятельными, полноценными личностями с развитым чувством собственного достоинства и ответственностью за за себя и близких ему людей. Дети хорошо учатся в школе, менее подвержены негативному влиянию сверстников, умеют хорошо ладить и строить взаимоотношения с людьми.

Ребёнок вырастает ответственным, независимым, компетентным, уверенным в себе с адекватной самооценкой, умеющий контролировать свои желания и как правило добивается больших успехов в жизни.

Дети знают, что родители всегда смогут его выслушать и помочь. 

Правильное, ответственное социальное поведение формируется у ребенка при проявлении родителями справедливости, заботы, твердости и соблюдении дисциплины.

Демократический  стиль воспитания, как утверждают многие психологи,  является наиболее эффективным стилем семейного воспитания.

Какой бы из вышеперечисленных стилей  вы не избрали, воспитывая, учитывайте тип темперамента ребенка.

Мы описали основные стили семейного воспитания, но практика в Центре психологической помощи семье позволяет выделить еще  ряд типов неадекватного отношения матери к ребенку.

Устименко В.Н. Попустительский стиль семейного воспитания — семьи группы риска. 

Стили семейного воспитания и их характеристика по типу «материнского» отношения к ребенку:

Отношение матери к сыну-подростку как к «замещающему» мужу

Мать требует от подростка постоянного внимания к себе, заботы.

Мать постоянно вмешивается в личную жизнь сына, ограничивает контакты со сверстниками и сверстницами, стремиться быть в курсе его личной и интимной жизни.

От матери часто можно услышать недовольство по поводу того, что сын стремится отдалиться от неё, избегает общения. В менее грубой форме подростку присваивается роль «главы семьи».

Гиперопека и симбиоз

У матери наблюдается стойкое желание удержать, привязать ребёнка к себе, ограничить его самостоятельность из-за страха возможного несчастья с ребёнком в будущем.

В психологии подобное отношение называется комплексом «умной Эльзы».

Мать преуменьшает реальные возможности и способности ребенка, что приводит к ограничением и максимальному контролю, желанию сделать всё за ребенка, чтобы оградить его от мнимых несчастий в будущем. 

Воспитательный контроль посредством лишения любви

Характеризуется подобный стиль воспитания в демонстрации ребёнку или подростку отношения «Что он не нужен такой, мама его не любит таким» при любом нежелательном поведении, непослушании, недостаточную, по мнению родителей, школьную успеваемость, навыки и достижения.

Свое недовольство родители как правило прямо не выражают, не проговаривают, не пытаются объяснить ребенку, почему он сделал что-то не так. Родители просто перестают разговаривать с ребёнком, игнорируют, говорят о нем в третьем лице. 

У гипертимных подростков подобное отношение к нему родителей порождает бессильное чувство гнева и ярости, вспышки агрессии. Подросток подобным поведением хочет доказать свое существование, внедриться напролом в семейное «Мы». Родитель из-за чувства страха перед агрессией идет на мировую, либо путем ответной агрессии (оплевух, побоев) пытается преодолеть созданную им стену отчуждения.

Гипертимность — это стойкое приподнятое настроение, жизнерадостность, сопровождающееся личной и профессиональной активностью, повышенной социализацией.  

У сензитивных детей или подростков подобное отношение родителей формирует глубокое чувство одиночества, собственной ненужности. Чтобы вернуть любовь родителей ребёнок вынужден ограничивать собственную индивидуальность, поступаться чувством собственного достоинства, лишаясь собственного «Я». Таким образом родители добиваются послушания путем обесценивания личности ребенка.

Читайте также:  Реакция организма - психология

Воспитательный контроль, путем вызывния чувства вины

На ребёнка, нарушившего запрет навешивается родителями ярлык «неблагодарный», «доставляющий любимой маме столько огорчений», «предавший родительскую любовь» и т.п. В будущем подросток под постоянным страхом оказаться виноватым  перед неблагополучием родителей вынужден сковывать собственную самостоятельность и инициативу. 

Стили семейного воспитания — книги

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1985.

2. Добрынина О. А. Проблема формирования благоприятного социально-психологического климата семьи (на примере рабочих-металлургов): Дисс. … канд. психол. наук. Новокузнецк, 1992.

3. Дружинин В. Н. Психология семьи. – М., 1996. – 158 с.

4. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. — М: Издательский центр «Академия», 2007

5. Шнейдер Л. Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов / Л. Б. Шнейдер. — Изд. 3-е. М.: Академический Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2007.

Источник: http://sad-sosenka.ru/konsultacii/sovety-pedagoga-psihologa/65-stili

Уступчивость и Опека учителя

Уступчивость и Опека учителя

Версия для печати

   Очень часто педагоги хотят, чтобы их ученики изменились. Они пытаются контролировать учащихся (внутренний контроль) и манипулировать ими. Уверенные в своей правоте, они считают возможным навязывать свои убеждения. Пока они стремятся доказать свою правоту, они навязывают свою правоту. Одним из причин, по которым учителям сложно признать собственное контролирующее поведение, заключается в том, что такое поведение болезненно для учащихся — оно сообщает им , что они разгневаны и жестоки. Учителя кричат, делают саркастические замечания, морализируют, обвиняют, придираются, допрашивают, грубят, бесятся, высокомерно молчат, неодобрительно вздыхают. Конечно, контроль — подходящий способ научить ученика ответственности. Проявление гнева в адрес ученика повышает самооценку учителя. Злость может являться любящим чувством, если она направлена во благо ученика. Осуждение и критика заставляют учеников меняться, так как увидев что учитель прав, они станут другими. А если учитель не контролирует поведение учеников, то их поведение станет непредсказуемым. Если учитель не контролирует учеников, то они будут контролировать учителя. Мы все знаем, что уступчивость исходит из страха причинить другому боль или испытать её самому. По тем же причинам мы соглашаемся со своим начальником, хотя чувствуем, что он занимает неблагоразумную или нечестную позицию. Уступчивость исходит из страха, чувства долга или вины. Поведение не считается уступчивостью, если оно связано с желанием и заботой. Уступка сомнительным желаниям ученика не вписывается в определение достойного поведения, поскольку является признаком личной ответственности учителя за его поведение. Учителя, проявляющие уступчивость в сомнительном желании ученика, полагают что обязаны оказать ему эмоциональную поддержку. Учитель считает, что его сочтут плохим педагогом, если он заденет чувства нерадивого ученика, поэтому лучше ему уступить. И в этом случае учитель начинает опекать нерадивого ученика. Но он, в этом случае, не понимает, что ответственность за чужие чувства не дает разглядеть правду. Опека — это ловушка для учителя и ученика. Она свидетельствует о базовом отсутствии доверия способностям ученика. В этом случае любые действия учителя оказываются основаны на страхе — страхе пред тем, что ученик не справится с заданием. Опека ученика из страха указывает на отсутствие честности перед его обучением и сдерживание открытого, доверительного поведения учителя. Лишение этой важной основы, учитель может оказаться способным только на нечестные взаимоотношения. Уступка — это завуалированный контроль вашего партнера, чтобы тот не рассердился и не закрылся от вас [Paul J., Paul M.]. Литература: 1. Paul J., Paul M. Do i have to give up me to be loved by you?

Терпеть, терпение

Материал http://www.psychologos.

ru/articles/view/terpet_terpenie Терпение — черта характера, помогающая переносить физические, умственные или эмоциональные напряжения, способность долго стремиться к цели, даже не получая на первых порах результата, или получая результат незначительный.

Это проявление воли перед лицом длящегося напряжения, отказ от импульсивных действий, сохранение разумного бездействия или повторение раз за разом действий, не приводящих к немедленному результату. Терпение — одно из самых главных качеств, которыми должны обладать родители. Две грани терпения В понятии «терпение» есть две грани.

Положительная: способность ожидать, не теряя надежды, настойчиво идя к поставленной цели, или выжидать, не дергаться, не совершать преждевременных импульсивных действий. Это — признак силы. Отрицательная: неспособность сопротивляться, снося все оскорбления, обиды, рабски подчиняясь обстоятельствам. Это — признак слабости.

Бесцельно терпеть нужду, безденежье, унижение — глупо. Обязательный признак здорового терпения — наличие цели, ради достижения которой терпеть разумно. Иначе это не терпение вовсе, а тупая покорность. Мудрость в проявлениях терпения Одно из важнейших проявлений мудрости — держать правильный баланс между мужеством и терпением.

Стили воспитания: вседозволенность, опека, свобода выбора

Материал http://www.psychologos.

ru/articles/view/stili_vospitaniya_vsedozvolennost_opeka_svoboda_vybora Если представить себе шкалу под названием «строгость родителя», то получим такой расклад: (Вседозволенность) ——- (Свободное воспитание) ——— (Свобода выбора) —— (Опека) ——— (Авторитарное воспитание)——-> Вседозволенность: • Ребенку можно все, пока у нас, взрослых, хватит нервов и сил.

Взрослый запрещает себе ограничивать выбор ребенка за исключением только ситуаций, чреватых нанесением серьезного вреда ребенку или другим людям. • Взрослый запрещает любое принуждение по отношению к личности ребенка. • Единственная задача взрослого заинтересовать ребенка. • Взрослый исходит из идей гуманизма, которые в представлении взрослого, сами по себе гарантируют благополучие ребенка.

• Позиция снизу — интересы ребенка выше интереса взрослого. Свободное воспитание: • Взрослый дает ребенку большую свободу и больший выбор, чем это предусматривается традиционным воспитанием. • Взрослый заботится, чтобы принуждение ребенка было минимальным либо незаметным для него.

• Взрослый исходит из того, что ребенка воспитывает его знакомство или столкновение с жизнью, с реальной действительностью, и по возможности заботится, чтобы это знакомство было плотным и адекватным, то есть направленным как на интересы ребенка, так и на интересы других людей. • Главная задача взрослого — заинтересовать ребенка.

• Взрослый заботится больше о свободе и счастье ребенка, нежели о его социальной успешности. • Позиция снизу — интересы ребенка выше интереса взрослого. Опека: • Взрослый сам решает все вопросы, связанные с ребенком. • Взрослый не предоставляет ребенку возможность собственного выбора. Либо предоставляет, но в такой форме, когда выбор ребенка ни на что не влияет.

• Взрослый не считает необходимым разъяснять ребенку собственные решения. • Если ребенок начинает бунтовать, взрослый продавливает свои решения силой или авторитетом. • Позиция сверху — интересы взрослого выше интересов ребенка. Мнение ребенка игнорируют. Свобода выбора: • Взрослый дает ребенку выбрать одну из нескольких альтернатив.

• Взрослый дает выбор ребенку исходя из собственного опыта и собственных представлений о благополучии ребенка. • Возможен также вариант, когда свою альтернативу предлагает ребенок, а взрослый утверждает ее, если она устраивает обоих. • Взрослый дает ребенку все необходимые разъяснения, чем вызвана необходимость выбора и какие есть варианты.

• Взрослый не даст ребенку возможность выбора в ситуации, которая может принести серьезный вред ребенку или другим людям. • За исключением описанной ситуации, свобода выбора предполагает, что ребенок может выбрать любой понравившийся вариант, в том числе и ошибочный с точки зрения взрослого (ошибки – это ценный опыт). • Позиция ответственности. С одной стороны — интересы взрослого выше интересов ребенка. При этом взрослый учитывает мнение ребенка. С другой стороны, в тех вопросах, где ребенок берет всю ответственность на себя, он выступает на равных со взрослым. Как правило, свободный выбор предполагает более разумный подход, чем вседозволенность и более гармоничный и гибкий, чем опека.

Конструктив и смирение

Тот, кто ищет конструктивное решение, еще не смирился — хотя бы в душе. Тот, кто смирился, уже не ищет конструктива — даже в душе. Всегда ли правильно не смиряться, всегда искать решение? Не очевидно. Если перед тобой стена, глупо пытаться проламывать ее головой: стоит хотя бы на время подождать. Смириться с тем, что некоторое время придется подождать.

Однако если через некоторое время вы поймете, что можно уже поискать хотя бы обходные пути, нужно подниматься и начинать искать выход. Господи, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что я изменить могу, и дай мне мудрость отличить одно от другого. Виды воли, проявление воли В разных ситуациях воля получает разные названия.

Ее имена — мужество, решительность, самодисциплина, вера в себя… Самые распространенные проявления воли, это: • дисциплина и самодисциплина — проявление воли перед лицом усталости, эмоций и других соблазнов. • мужество — проявление воли в трудных или экстремальных обстоятельствах.

Ответственное и разумное, в меру смелое и в меру спокойное, поведение в трудных или экстремальных обстоятельствах. • терпение — проявление воли перед лицом длящегося напряжения, отказ от импульсивных действий, сохранение разумного бездействия или повторение раз за разом действий, не приводящих к немедленному результату.

• решительность — проявление воли перед лицом ответственных решений. Возможность принимать решения в неопределенной ситуации. Способность и умение самостоятельно принимать ответственные решения и делать то, что решил, несмотря на помехи. • вера в себя — убежденность человека в том, что у него все получится; уверенность в себе перед лицом вызова, перед трудной задачей.

Мудрость в проявлениях воли Одно из важнейших проявлений мудрости — держать правильный баланс между мужеством и терпением.  Волевой акт и волевые усилия Воля проявляется в волевых актах: действиях, сопровождаемых волевыми усилиями. решениях как делать правильно. Бежать от того, что страшно – это не волевое решение. Бежать туда, где страшно, чтобы помочь людям – это волевое решение.

При этом мотивация убежать (спасти себя) должна быть по силе равной, или сильнее мотивации остаться на месте и помогать – тогда проявляется волевой акт. Если человек остается спасать людей, потому что в противном случае его застрелят — речь о волевом акте не идет. Волевой акт — это правильные действия тогда, когда неправильно действовать проще или привычнее.

Другими словами, волевой акт (волевое усилие) – это противостояние инстинктивного поведения, диктуемого генами или привычками и осознанного поведения, выбираемого самим человеком. Волевое решение появляется там, где организм неосознанно готовит одну физиологическую реакцию, а разум заставляет запустить другую.

Момент перестраивания организма с одной, инстинктивной или привычной реакции на другую и называется волевым усилием. Представьте, что вам нужно прыгать с парашютом с вышки: тело говорит – уйди от края, а разум говорит: шагай через край! Так как тело в основном соображает быстрее разума, оно заранее успевает подготовиться к тому, что нужно уходить.

В ключевой момент разум командует – вперед! а тело уже приготовилось убегать назад: соответствующие мышцы пришли в тонус, а теперь нужно подключать мышцы совершенно другие. Тело перестраиваться не хочет, но обычно, если человек настаивает — подчиняется.

Волевое усилие всегда связано с разумом, управляется человеком через разум, и направлено против привычки или инстинктивного поведения. Соответственно, процесс естественной перестройки организма (например от сна к бодрствованию) — не является волевым усилем, потому что происходит неосознанно и по привычке. А.Н. Леонтьев пишет о так называемом феномен «обратного толчка».

Стоящий на вышке человек перед прыжком с парашютом, невольно изменяет свой центр тяжести, смещая его назад, «убегая» от края вышки и только потом совершает прыжок или отказывается прыгнуть.

Активное волевое усилие нужно только вначале, через какой-то промежуток повторений (обычно 20-40 повторений) организм привыкает к другой активности: к тому, что нужно делать новое действие, и готовит тело уже к новому. Если воля развитая, то процесс перестройки происходит быстрее и легче, если воля слабая – труднее.

Чем чаще совершается волевое усилие, тем проще организму перестроить себя на новый, непривычный лад. см. Развитие воли Воля и решительность Решительность — проявление воли в принятии и продвижении трудных решений. Заметим, что решительный человек не всегда последовательный, не всегда методичный, не обязательно все свои решения доводит до конца.

Решительно начал, решительно продвигал — а потом просто остыл и решительно переключился на другой проект. Факторы, влияющие на простоту осуществления волевого усилия В зависимости от ситуации совершить волевое усилие может быть просто, а может трудно, это зависит от ряда факторов. 1. Привычка или инстинкт? Привычка – это то, к чему мы привыкли, но чего генами нам не заложено.

Читайте также:  Внутренний ребенок - психология

Инстинкт – это то, что в нас заложено генами. Соответственно, волевое усилие, направленное в «обратную сторону» привычки совершить проще, чем волевое усилие, направленное против инстинкта. Утром встать пораньше или в экстремальной ситуации спасать жизнь не только себе, но и людям вокруг – усилия нужны разные. 2.

Окружающая среда Внутренний стимул делать как было обычно сильнее осознанного стимула делать по-новому. Это значит, что чтобы добиться желаемого нужно найти или создать себе стимулы внешние: проговорить вслух обязательство, придумать себе контролера, создать себе коллаж мечты и так далее. А.Н.

Леонтьев в своей статье «Воля» упоминал случай, когда женщина, побоявшаяся прыгнуть с вышки с парашютом на следующий день вернулась и попросила прыгнуть. Когда ее спросили, почему она так сделала, она сказала, что вчера ее спросили, прыгнула ли она с парашютом и она сказала да, а на самом деле не прыгала. И теперь ей хочется прыгнуть, чтобы не казаться самой себе обманщицей. 3.

Позитив-негатив Сконцентрированность на хорошей, «не страшной» стороне трудного решения делает осуществление волевого усилия более простым. (опять же ссылаясь на Леонтьева, если людям предлагали смотреть на парашют, а не вниз, где было высоко и страшно – отказов от прыжков становилось меньше). Хотите научиться делать зарядку – концентрируйтесь на хорошем, на том, как здорово будет бежать навстречу прохладному ветру, подмигивая встающему солнцу, о том, как тихо утром в парке, как прозрачен и свеж хрустальный утренний воздух – поднять себя с постели будет проще. 4. Скорость принятия решения Чем больше осуществляется волевое усилие, тем оно труднее: чем дольше организм готовит «отступление», тем труднее ему будет перестроиться на новый лад под влиянием разума и воли. Соответственно, чем быстрее вы утром встаете и чем меньше времени уходит на размышление вставать-не вставать, тем проще будет встать.

Молитва Ойтенгера Кристофа Фридриха

Господи, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что я изменить могу, и дай мне мудрость отличить одно от другого.

Варианты перевода: Господь дал мне три замечательных качества: Мужество — бороться там, где я могу что-то изменить, Терпение — принять то, с чем я справиться не в силах, и голову на плечах — отличать одно от другого.

Близкое К равину пришел еврей в расстроенных чувствах: – Ребе, у меня такие проблемы, такие проблемы, никак не могу их решить!

– В твоих словах я вижу явное противоречие, – сказал ребе, – Всевышний создал каждого из нас и знает, что нам по силам. Если это твои проблемы – ты сможешь их решить. Если тебе это не по силам – стало быть, это не твои проблемы.

Рейтинг работы: 2
Количество рецензий:
Количество сообщений:
Количество просмотров: 388 © 28.03.2012 Алексей Гадаев

Свидетельство о публикации: izba-2012-534603

Опека и уступчивость,

Рубрика произведения: Проза -> Психология

Источник: https://www.chitalnya.ru/work/534603/

Стили воспитания

Стили воспитания

Стили воспитания

В каждой семье под влиянием различных факторов складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею, система воспитания.

Наиболее распространенной классификацией стилей общения родителей и детей является их деление на следующие стили: авторитарный (диктатура), попустительский (невмешательство) и демократический (сотрудничество). Многие добавляют в этот список гиперопеку.

Каждый из этих стилей имеет свои особенности и по-разному отражается на личностном развитии ребенка.

Авторитарный стиль:


Особенности
Родители, придерживающиеся этого стиля, требуют от ребенка высоких достижений, наказывают за неудачи, жестко контролируют, вторгаются в личное пространство ребенка, подавляют силой, решают за ребенка, что ему лучше, не интересуются личным мнением ребенка, не признают его права. «Как я сказал, так и будет», «Я родитель, значит я прав». При этом стиле воспитания ребенок не имеет возможности проявлять инициативу, так как все вопросы, касающиеся его жизни, решаются родителем единолично, без его участия. Авторитарный стиль воспитания подразумевает решение конфликтов методом «кнута и пряника», запретами и угрозами, а не нахождением компромиссного решения.

Последствия
В подростковом возрасте родительский авторитет теряет свою силу и страх перед родителями, характерный для авторитарного стиля воспитания, исчезает. Поэтому таких семьях в этом возрасте часто возникает большое количество конфликтов, дети становятся «неуправляемыми», т.к. все прежние средства воздействия родителей теряют свою силу.

Характерным чертами личности ребенка, воспитанного в авторитарном стиле, могут быть следующие варианты:1 вариант – развитие слабой жизненной позиции:- потеря чувства собственного достоинства;- потеря способности принимать решения, отвечать за выбор;- потеря собственных желаний («чего же Я хочу?»);2 вариант – развитие деспотической личности:- ненависть к родителям;- решение вопросов только силой (кто сильнее, тот и прав);- грубое, циничное, деспотичное и хамское поведение и отношение к окружающим;- повышенная агрессивность и конфликтность.

Рекомендации

— Учитывайте позицию ребенка, его побуждения, желания и переживания. Попробуйте ненадолго поставить себя на его место!- Старайтесь давать инструкции в форме предложения, а не распоряжения, приказа.- Старайтесь говорить не сухо и отстраненно, а доверительным тоном, эмоционально.- Запреты и меры наказания должны быть понятны ребенку, заранее с ним обсуждены и приняты обоими сторонами (родителями и ребенком).- Любые порицания должны быть адресованы не к личности ребенка, а к конкретным его действиям. Нельзя говорить «Ты обманщик!», лучше сформулировать фразу следующим образом: «Мне было очень неприятно, когда я узнала, что в этой ситуации ты сказал неправду». — Не входите в комнату ребенка без стука или в отсутствие хозяина. Не трогайте его личные вещи. Старайтесь уважать личное пространство вашего ребенка, каким бы оно ни было. — Не подслушивать телефонные разговоры. — Необходимо оставлять за подростком право выбора друзей, одежды, музыки и т. д.- Искренне объясняйте, что вы чувствуете, когда расстроены, но не вспоминайте старых, давнишних грехов, а говорите о сегодняшнем положении. Однако при этом никогда не давите, не наказывайте физически, не унижайте.- Станьте терпимее к недостаткам подростков. Замечайте как можно чаще в вашем ребенке те достоинства, которые свойственны их натуре.

Попустительский стиль:

ОсобенностиПри этом стиле воспитания родитель формирует у ребенка «свободу», самостоятельность и раскованность, позволяет ему делать абсолютно всё, что он хочет, не накладывает никаких ограничений. Родитель не помогает подростку и не мешает, не принимает никакого участия в становлении личности.Попустительский стиль общения предполагает тактику невмешательства, основу которой, по сути, составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами ребенка. Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся их противоположность, являются дистантные отношения, отсутствие доверия, явная обособленно обособленность, отчужденность, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения.

Последствия

При попустительском стиле воспитания возможны следующие варианты развития личности:1 вариант – свободный, но безучастный:- самостоятельность — неспособность к близости и привязанности;- безучастность в отношении близких («это не мои проблемы, мне все равно»)- отсутствие желания позаботится о ком-то, помочь, поддержать;- мало «душевного тепла».2 вариант – личность «без тормозов» и «без запретов»:- хамство и вседозволенность;- воровство, враньё, распущенность;- безответственность, не умение «держать слова».

Рекомендации

— Поменяйте тактику общения и отношение к своему ребенку. Постарайтесь восстановить взаимное доверие и уважение.- Установите систему запретов и включитесь сами в жизнь подростка. — Помогите ему участвовать в жизни семьи, четко обозначьте функциональные обязанности ребенка в семье, свои требования и ожидания.- Создайте семейный совет, на котором решались бы многие проблемы всей семьи.- Проявляйте «душевную теплоту» к ребенку, подчеркивайте его важность для вас и исключительность, беседуйте с ним и интересуйтесь его мнением. — Помните, что ребенку необходимо ваше искреннее участие в его жизни!

Гиперопека:

ОсобенностиВ ситуации гиперопеки родители стараются полностью оградить ребенка от всех трудностей, выполнять все его желания. Они очень берегут силы ребенка, так чтобы он не перенапрягался, поэтому делают все домашние дела за него, а иногда и не только. В отличие от авторитарного и попустительского стилей воспитания здесь присутствует эмоциональная близость с ребенком. Однако именно эта близость в данном случае мешает родителям предоставить ребенку свободу для полноценного развития, становления личности.В кризисном, подростковом, возрасте негативные последствия данного стиля воспитания проявляются наиболее ярко. В этот период ребенку необходимо эмоционально отделиться от родителей. В гиперопекающей семье такое отделение невозможно или проходит крайне болезненно. В подростковом возрасте именно такие дети наиболее часто “срываются” и “восстают” против взрослых. Форма протеста может быть разной — от холодной вежливости до активного отпора.

Последствия

При гиперопеке возможны следующие варианты развития личности:1 вариант – «домашний деспот»: — требовательность и нетерпимость к желаниям других;- избалованность и капризность, эгоизм;- манипулирование окружающими;- высокомерие и надменность;- своенравность.2 вариант – зависимая личность:- безынициативность, беспомощность;- пасует перед трудностями;- зависит от мнения родителей, не в состоянии принять собственное решение;- с трудом контактируют со сверстниками.

Рекомендации

— Не отказывайтесь от контроля, без которого невозможно воспитание человека, но сведите опеку к минимуму. — Не требуйте от ребенка только правильных, с вашей точки зрения, поступков, примите его таким, какой он есть.- Помогайте, но не старайтесь решать за него все проблемы; — Стимулируйте общение со сверстниками.- Дозируйте опеку, дозируйте свободу, дозируйте похвалу и порицание — это один из выходов в данной ситуации.- Предоставляйте вашему ребенку самостоятельность и свободу выбора. Он имеет право совершать ошибки и учиться на них.

Демократический стиль:

ОсобенностиПри таком стиле общения родители ориентированы на личность ребенка, его активной роли в семье, собственной жизни. Ребенок воспитывается как самостоятельная, самобытная личность. В отличие от попустительского стиля воспитания этот процесс не пущен на самотек, а проходит под бережным и чутким контролем родителей.Основные характеристики этого стиля:- взаимоприятие; — взаимоориентация.

Для родителей, придерживающихся этого стиля, характерны:- активно-положительное отношение к ребенку; — адекватная оценка его возможностей, успехов и неудач; — им свойственны глубокое понимание ребенка, целей и мотивов его поведения; — умение прогнозировать развитие личности ребенка.

Последствия

При демократическом стиле воспитания происходит наиболее гармоничное и разностороннее развитие личности ребенка. Для детей, воспитанных в подобных семьях, характерны:- Умение самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки.

— Инициативность и целеустремленность.- Умение строить близкие и доброжелательные отношения с окружающими.- Способность договариваться, находить компромиссные решения.- Наличие собственного мнения и способность считаться с мнением окружающих.

Рекомендации

Если в Вашей семье Вам удалось установить такие взаимоотношения, поделитесь своим опытом с другими!Далеко не всегда эти стили проявляются в чистом виде в семье. Родители в разных ситуациях могут применять разные стили воспитания.

Например, в ситуации конфликта родители действуют методом диктата, а в «мирное время», наоборот – допускают попустительство. Однако такое чередование стилей, такая непоследовательность, также неблагоприятно влияет на ребенка.

В семье необходимо установить единый стиль воспитания, понятный ребенку, учитывающий его потребности и возможности. Уважаемые родители!Помните, что Ваши дети когда-нибудь будут родителями и у них возникнет, в свое время, та же проблема со своими детьми, которая стоит сейчас у них со своими родителями, то есть с Вами.

В Ваших силах научить их оптимальным способам взаимодействия, чтобы они могли избежать будущем тех проблем, которые возникают у Вас.

И главное помните, что для Вашего ребенка самое главное – это Ваша любовь и Ваше уважение!

Список литературы:

1. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб., 2000.2. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. – СПб.: Речь, 2003.3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека. – М.: Школьная пресса, 2000.4. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 5. www.pk19.ru/userfiles/files/konf_types.doc6. http://www.camp.ru/journal/view.htm?id=29

Читайте также:  Близкие отношения - психология

Статью подготовили педагоги-психологи подростковой школы Гончарова С.А., Щедловская М.П.

Методическое сопровождение: Воробьева Е.А.

Источник: http://midas.com.ru/stili-vospitanija

Стили семейного воспитания и их последствия в подростковом возрасте

Стили семейного воспитания и их последствия в подростковом возрасте

Категория: Средняя школа Принято считать, что ведущей деятельностью для детей в подростковом возрасте становиться общение со сверстниками. Это действительно так, но при этом не следует занижать значимость в этом возрасте общения с родителями.

Именно сейчас общение с родителями приобретает для подростка качественно новое содержание и форму, поскольку необходимо выстраивать новые способы взаимодействия в силу своего взросления.

От того какой будет семейная атмосфера в этот период, как будут выстроены отношения «подросток-родители» зависит то, как вы переживете этот ответственный период.

Принято считать, что ведущей деятельностью для детей в подростковом возрасте становиться общение со сверстниками. Это действительно так, но при этом не следует занижать значимость в этом возрасте общения с родителями.

Именно сейчас общение с родителями приобретает для подростка качественно новое содержание и форму, поскольку необходимо выстраивать новые способы взаимодействия в силу своего взросления.

От того какой будет семейная атмосфера в этот период, как будут выстроены отношения «подросток-родители» зависит  то, как вы переживете этот ответственный период.

     Система воспитания, сложившаяся в семье сознательно направлена на формирование определенных жизненных взглядов, установок и личностных качеств у ребенка.

От того какой стиль семейного воспитания будет преобладать в семье, зависит развитие ребенка, формирования у него тех или иных черт характера, моделей поведения, особенностей взаимоотношений с родителями.

Любая дисгармония в семье и воспитании  приводит к негативным последствиям, к проблемам  в поведении, с которыми потом довольно сложно справиться.

       Рассмотрим влияние основных стилей воспитания на ребенка в «особом» возрасте – подростковом. Традиционно выделяют  6 стилей семейного воспитания, однако в своем чистом виде они встречаются довольно редко.

   Авторитарный стиль воспитания предполагает подавление родителями инициативы подростка, тотальный контроль за его  поступками и действиями, принятие решений за ребенка, ограничение его самостоятельности.

  В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает серьезные проблемы. Реакция детей может складываться по двум сценариям.

Одни дети сопротивляются давлению родителей, конфликтуют, отстаивая свою позицию, при этом нередко  проявляя излишнюю агрессивность, другие, привыкшие ранее во всем слушаться родителей, предпочитают уступить и подчиниться.

При таком воспитании к подростковому возрасту у ребенка формируется либо нерешительность, робость, неумение постоять за себя, либо, наоборот,  враждебность, агрессивность, стремление доминировать.

Такие подростки испытывают значительные трудности в адаптации к социуму. В школе им сложно устанавливать  дружеские или партнерские отношения со сверстниками и учителями.

Авторитарный стиль воспитания исключают эмоциональную  близость   и доверительные отношения между родителями и детьми, которые очень необходимы  подросткам.

  При демократическом стиле воспитания родители поощряют самостоятельность и  инициативу детей. К подросткам в таких семьях прислушиваются, их мнение уважают и учитывают при обсуждении семейных проблем. Подросток чувствует значимость своей позиции в семье.

При этом родители выдвигают ребенку  ряд обоснованных требований, которые он должен выполнять.

Такое родительское  отношение к подростку формирует дисциплинированность,  ответственность за свои поступки, активную жизненную позицию, умение находить контакт с окружающими, чувство собственного достоинства, самостоятельность.

В школе у таких подростков редко возникают конфликты с учителями, поскольку ребенок понимает свои обязанности, и  он приучен их выполнять.  Демократический стиль воспитания многими психологами признается как самый эффективный.

       При  попустительском стиле общение родителей (и других членов семьи) с ребенком строится на принципе вседозволенности.  Ребенок ни в чем не ограничивается, он делает,  что хочет. Он не понимает слово «надо» и  требования родителей не слышит.

Достигая подросткового возраста, такие дети часто  конфликтуют с теми, кто не потакает  им, не способны учитывать интересы других людей. В школе у подростов возникают проблемы как со сверстниками, так и с педагогами, поскольку  они не приучены выполнять требования взрослых и уступать детям.

Вследствие чего подросток ведет себя эгоистично, часто конфликтует, постоянно недоволен окружающими его людьми, что негативно сказывается на его социальном опыте и на построении взаимоотношений со сверстниками.

Отсутствие контроля со стороны семьи может привести к тому, что подросток  включается   в асоциальные группы.  

       Хаотический стиль характеризуется отсутствием единого подхода к воспитанию со стороны членов семьи, когда нет четких конкретных требований к ребенку, между родителями возникают разногласия по поводу выбора  воспитательных  мер.

Частые споры в семье по поводу методов воспитания, отсутствие стабильности и последовательности  требований  приводят к формированию у подростка  заниженной самооценки, неуверенности в себе и  тревожности.  При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности. О таком подростке  в школе говорят, что он неуправляем.

Таким детям в подростковом возрасте очень сложно адаптироваться к социуму,  поскольку   у него нет четких конкретных ориентиров в оценках и поведении.

        При доминировании опекающего стиля  в воспитании родители полностью лишают самостоятельности, к которой так стремиться подросток.

Родители всегда находятся рядом, принимают за подростка решения, постоянно за него беспокоятся и излишне опекают.

В подростковом возрасте ребенок становится  беспомощным, тревожным, инфантильным,  слабо ориентируется в социальной сфере. Возникают трудности с построением взаимоотношений со сверстниками.

       Отчужденный стиль воспитания доминирует в семьях, где родители  равнодушны и безразличны к своему ребенку. Родители не проявляют интереса  к делам подростка  в школе, к его личной жизни и внутреннему  миру.

  Такое отношение родителей делает его очень несчастным,  неуверенным в себе, замкнутым. Он не стремиться устанавливать  социальные контакты, избегает общения. Подросток становиться одиноким и замкнутым.

Подросток может тяжело переживать из-за одиночества, что может привести к неблагоприятным последствиям.

       Родителям стоит ответственно подходить к процессу воспитания подростов. Нужно помнить, что это самый ранимый возраст.

От вашего отношения  к подростку зависит его способность строить свое будущее. Воспитание детей – сложный и трудоемкий  процесс, а воспитание подростов – невероятно сложная задача.

Однако, только родительское терпение и любовь способны понять тонкости  подростковой души. 

Источник: http://schisv16.mskobr.ru/conditions/psihologicheskij_klimat/stili_semejnogo_vospitaniya_i_ih_posledstviya_v_podrostkovom_vozraste/

Стили воспитания

Стили воспитания

Автор Татьяна в 16/07/2015. Психология развития

Психологов, изучающих развитие, уже давно интересует влияние, которые на развитие ребёнка оказывают родители.

Тем не менее, определить фактическую причинно-следственную связь между конкретными действиями родителей и поведением детей позже в жизни очень сложно.

Некоторые дети, выросшие в разных условиях, впоследствии проявляли поразительно схожие черты. И наоборот, дети, которые росли в одних и тех же условиях, демонстрировали разные, даже противоречащие друг другу качества.

Несмотря на эту проблему, исследователи обнаружили убедительные доказательства существования этой связи между применяемым родителями стилем воспитания и воздействием, которое он оказывает на ребёнка.

В начале 1960-х годов психолог Диана Баумринд провела исследование, в котором приняли участие более 100 детей дошкольного возраста.

Через наблюдение, беседы с родителями и другие методы исследования, она определила четыре важных аспекта воспитания:

  • дисциплинарная стратегия;
  • тепло и забота;
  • стиль общения;
  • ожидание взрослости и способности контролировать себя.

Четыре стиля воспитания

Основываясь на этих факторах, Баумринд предположила, что большинство родителей придерживаются одного из трёх стилей воспитания. Позднее исследователи Маккоби и Мартин добавили к ним ещё один (1983).

Авторитарный стиль

При этом стиле воспитания дети должны следовать строгим правилам, установленным родителями. Их несоблюдение приводит, как правило, к наказанию.

Авторитарные родители не склонны объяснить причины, лежащие в основе этих правил. Если попросить прокомментировать запрет, авторитарный родитель может запросто ответить: «Потому что я так сказал».

Эти родители предъявляют высокие требования, при этом не склонны отвечать на потребности своих детей.

Авторитетный стиль

Как и авторитарные родители, родители с авторитетным стилем воспитания устанавливают правила и принципы, которым их дети должны следовать. Тем не менее, этот стиль воспитания гораздо более демократичен. Авторитетные родители реагируют на потребности своих детей и готовы выслушать их вопросы. Когда дети не отвечают их ожиданиям, эти родители вместо наказания склонны их прощать.

Баумринд предполагает, что эти родители устанавливают чёткие стандарты поведения для своих детей. Эти стандарты носят напористый, но ненавязчивый характер — и не ограничивают их свободу. Их методы установления дисциплины поддерживают, а не карают. Они хотят, чтобы их дети были настойчивыми и ответственными, могли сами себя контролировать и помогать другим «(1991).

Либеральный стиль

Либеральные родители очень мало требований предъявляют к своим детям. К наказаниям эти родители прибегают редко, потому что они не склонны ожидать от ребёнка самостоятельности суждения и самоконтроля.

По мнению Баумринд, родители, выбирающие этот стиль, «склонны давать, чем требовать.

Они придерживаются нетрадиционных и мягких методов воспитания, не требуют от детей зрелого поведения и самостоятельности, склонны избегать конфронтации» (1991).

Либеральные родители, как правило, близко общаются своими детьми, часто ребенок воспринимает такого родителя скорее как друга.

Попустительский (индифферентный)

Индифферентный стиль воспитания характеризует практическое отсутствие требований, реакции на потребности ребенка и близкого общения с ним. Эти родители удовлетворяют основные потребности ребенка, тем не менее они, как правило, далеки от его жизни. В самом крайнем случае они вообще отказываются от своих обязательств перед ребёнком.

Влияние стиля воспитания на развитие ребёнка

Какой эффект эти стили оказывают, в конечном итоге, на развитие ребенка? В дополнение к первоначальному исследованию Баумринд учёные организовали ещё несколько экспериментов, которые позволили им сделать некоторые выводы о влиянии стиля воспитания на детей.

  • Авторитарный стили воспитания приводит, как правило, к тому, что дети вырастают послушными и умными, но в большинстве своем не могут похвастаться ни счастливым детством, ни социальной компетентностью, ни высокой самооценкой.
  • Авторитетный стиль, по мнению специалистов, больше способствует тому, что своё детство ребёнок будет считать счастливым; он делает детей способными и успешными (Маккоби, 1992).
  • Либеральный стиль воспитание часто выливается в низкую степень самоконтроля. У таких детей часто возникают проблемы с субординацией;в школе они обычно демонстрируют плохую успеваемость.
  • Попустительский стиль формирует у ребёнка недостатки, которые проявляются практически во всех областях жизни. Этим детям, как правило, не хватает самообладания, они обладают низкой самооценкой и компетентностью по сравнению со своими сверстниками.

Почему же именно авторитетный стиль воспитания обладает неоспоримыми преимуществами перед остальными? «Во-первых, когда дети считают просьбы своих родителей справедливыми и разумными, они, скорее всего, будут их выполнять», — поясняют авторы Хоккенбери и Хоккенбери в одной из своих работ. — «Во-вторых, дети скорее усваивают причины вести себя определённым образом, и, таким образом, достигают самоконтроля».

Чем отличаются стили воспитания друг от друга?

Узнав о влиянии стилей воспитания на развитие ребенка, вы можете задаться вопросом: почему бы всем родителям просто не взять и не перестроиться на авторитетный стиль воспитания. Ведь он ведёт к счастью, уверенности в себе, самостоятельности и т.д. Каковы причины выбора того ли иного стиля?

К факторам, определяющим предпочтения родителей относят культуру,их собственные качества, размер семьи, происхождение, социально-экономический статус, уровень образования и религию.

Естественно, стили воспитания в отдельных семьях часто смешиваются, образуя уникальное сочетание.

Например, мать может демонстрировать авторитарный стиль, в то время как отец будет предпочитать более либеральный подход.

Для того, чтобы выработать согласованный подход к воспитанию детей, важно, чтобы родители научились сотрудничать, гармонично сочетая различные элементы собственных уникальных стилей воспитания.

Ограничения и критика

Существуют, однако, некоторые важные ограничения, о которых следует сказать.

Сам факт существования связи между стилями воспитания и поведением на основе корреляционного исследования был установлен, однако до сих пор учёные не могут окончательные установить ее характер.

Они нашли много свидетельств тому, что что определённый стиль воспитания может быть связан с конкретной моделью поведения, нельзя забывать и роли, которую играют и другие важные переменные — например, темперамент ребенка.

Исследователи отмечают также, что корреляция между стилями воспитания и поведением иногда носит в лучшем случае слабый характер.

Очень часто ребёнок не оправдывает родительских ожиданий или не соответствует представлениям специалистов: родители, придерживающиеся авторитетного стиля, получают ребёнка с вызывающим поведением или склонностью к преступному поведению, тогда как либерально или даже попустительски настроенные родители — детей, уверенных в себе и успешных во всех отношениях.

«Универсального или лучшего стиля воспитания просто не существует», — пишет Дуглас Бернштейн в своей книге «Основы психологии». — «Так, авторитетный стиль, который связывают с положительными результатами в европейских семьях, никак не связан с хорошей успеваемостью среди представителей других рас».

Выводы

Уже давно доказано, что различные стили воспитания приводят к различными результатам. Тем не менее, огромное значение имеют и другие факторы: культура, детские представления о правильном воспитании или социальное воздействие.

воспитание, дети, психология развития

Есть что сказать? Оставть комментарий!:

Источник: http://aboutyourself.ru/psy-razv/stili-vospitaniya.html

Ссылка на основную публикацию