Синтоновцы — психология

Синтон как психологическое направление

Синтоновцы - психология

Синтон — это не целительство и не психотерапия.

Людей слабых и больных, с психосоматическими и серьезными душевными проблемами — много. Эти люди действительно нуждаются в квалифицированной медицинской и психотерапевтической помощи, но это не совсем наш контингент.

И если мы будем концентрированно собирать в Синтоне людей таких, Синтон скоро превратится из Синтона в душевную лечебницу.

Основной контингент Синтона — это душевно здоровые (насколько это реально) люди, и именно они создают синтоновскую среду.

· В которой тогда могут с пользой оказываться и люди, нуждающиеся в серьезной душевной помощи и поддержке.

Что касается психотерапии, то как рабочий момент, как средство — терапия по ходу необходима и возможна, но психотерапия в Синтоне не может и не должна становиться основным содержанием работы.

· Тем более, работая с душевными проблемами людей, не учи быть больным и слабым. Если ты центром своей работы делаешь работу с проблемами, ты приучаешь народ: «Если вы хотите, чтобы с вами здесь работали, у вас должны быть проблемы».

Синтон — это не разведение адаптированных и удобных кроликов.

Дураков среди приходящих в Синтон много, и если говорить с ними с умным и уверенным видом и читать им, например, наукообразные лекции, они будут вам верить и ходить перед вами (и перед кем вы еще укажете) на задних лапках. И будут далее отучаться думать, хотя, возможно, начнут с вашей помощью жить более к реальности приспособленно.

· Люди останутся дураками, но станут дураками, к жизни приспособленными.

Вставить новые верования вместо старых — задача несложная, но малодостойная и не синтоновская. Задача Синтона — отучить человека жить бездумно взятыми от кого-то верованиями и научить человека думать свободно, самостоятельно и серьезно.

Синтон — это психология личностного роста, но в Синтоне это только первый шаг, а не вершина.

Синтон заботится, чтобы человек рос и мог в полноте реализовать свои личностные потенции, но не считает это всегда безусловным благом и уж точно не вершиной: неочевидно, что все потенции стоит реализовывать, а что-то стоит развивать не потому, что у тебя есть потенции, а потому, что это нужно тебе, людям и жизни.

· Развивать в себе нечто просто потому, что это развивается, — это своеобразная форма развлечения, а Человек может делать и нечто большее.

Синтон — это психология не выживания, а путь строительства Человека.

У выживания и жизни — разные стратегии.

Если цель — приспособиться и выжить, то лучше всего выручает эгоизм и верность стае, подавление слабых и унижение перед сильными, манипуляторство и подлость: это нормальная жизнь, точнее, животное существование, всех здоровых животных. Синтон же в выборе между благополучным, но гнилым существованием и трудной (или не трудной, а интересной), но обязательно достойной Человеческой жизнью — выбирает Человеческую жизнь.

Синтон — использует бессознательное, но предпочитает жить разумом.

Основная задача бессознательного — задача выживания и приспособления, и разум для существования здорового животного необходим нечасто. Иногда он ему оказывается просто помехой.

А вот чтобы строить свою жизнь как человеческую, бессознательного будет уже недостаточно (что не отрицает все равно его полезности): необходимо цельное сознание, четкое мышление, ясный разум и сильная воля.

Синтон — это ориентация на достаточно длительную и серьезную работу.

Задача строительства из человека Человека, очевидно, достаточно трудна, и для решения ее Синтон, как правило, ориентируется уже не на разовую помощь, а старается подвигнуть человека на путь строительства себя. Синтон — это не способ лечения заболевшей души. Синтон — это образ жизни.

Синтон — это путь личностного строительства.

Как строительство из живого материала, оно предполагает и психотерапию, и личностный рост, но тем не менее настоящая работа Синтона является именно личностным строительством. Люди для Синтона — не высокие заказчики, а личностный материал, из которого Синтон, как мастер, при хорошей работе может сделать что-то стоящее.

· Это — грустная констатация.

Естественно, если в Синтон приходит достойный человек, то его заказ в этом и состоит: «Я хочу сделать из себя Человека!» (или еще лучшего Человека), и тогда Синтон и человек оказываются соавторами в деле личностного строительства.

· Это — приятное, но не слишком частое исключение.

И что теперь?

– Пусть расцветают все цветы!

– Пусть. Но вот здесь у нас будет клумба из лютиков, а лопухи мне не нужны вовсе.

Вот такие цветики

Нормально, если реальный Синтон в Москве (Уфе, Екатеринбурге, Питере и пр.) не совсем таков, каким мы описали Синтон в своих к нему требованиях, важно, чтобы Синтон рос именно в этом направлении. Но если мы согласуем наши ориентиры, они реальностью станут быстрее.

Я думаю, что нормально, если часть групп, проходящих в Синтоне, не является, по сути, синтоновскими. Они людям нужны — значит, пусть они будут. Нельзя допускать только две вещи:

· чтобы в Синтоне были группы, активно противоречащие философии Синтона (в мире достаточно места, чтобы они жили самостоятельно и, по крайней мере, с Синтоном не конфликтовали), и

· чтобы не вполне синтоновские, но не противоречащие философии Синтона группы оказывались в Клубе преобладающими. Синтон должен оставаться Синтоном и не терять своего лица.

Думаю, под этим подпишутся все, кому Синтон как идея дорог.

***

Эти размышления вообще-то предназначались в первую очередь для ведущих групп синтоновских клубов, но, опубликованные в синтоновской газете «Местное время», они вызвали бурную дискуссию и среди нормальных членов клуба. В частности, энергично прозвучал и —

Глас народа в ответ

Автор — Евгений Бродецкий

В прошлом номере газеты вышла статья Николая Ивановича Козлова «Чем Синтон является, а чем нет». Резонанс, надо сказать, она имела в Синтоне большой. Задела за живое и меня. Со многим согласен, с чем-то не очень, с чем-то категорически не согласен, про что здесь и написал.

· Уверен, что Н.И. на меня не обидится.

«Синтон — это не коммерческое предприятие».

Этот лозунг очень хорошо усвоили некоторые синтоновцы (и таких довольно много), желающие пройти тренинг на халяву. Этот лозунг также легко усваивают администраторы, в обязанности которых входит взимание платы. Нормально?

Синтон деньги берет, а взамен дает много полезных и интересных вещей. Это честный бизнес, и товар здесь — нужные и полезные знания. «Синтон работает не для того, чтобы деньги у людей отбирать». Классно! Но Синтон и не благотворительная организация. Поэтому деньги с синтоновцев брать не стыдно, если взамен Синтон предлагает что-то действительно дельное.

И бизнес не перерастет в шарлатанство, пока в Синтоне деньги не главнее содержания работы. Но если в Синтоне содержание главнее денег, то он (Синтон) рискует разориться. Ведь добрых дядей, оплачивающих Синтону накладные расходы, пока не предвидится. Предлагаю паритет: деньги = содержание.

«Синтон не привязывает».

Синтон собрал много интересных друг другу людей, и я предлагаю этим дорожить. Конечно, если рассматривать Синтон только как тренинговый центр, то Козлов прав: прошел все необходимые тренинги — уступи место новичку.

Но Синтон — это еще и Клуб, а любой клуб предполагает какое-то постоянство членов. На тренингах люди знакомятся, и хотят общаться друг с другом регулярно.

Это факт, к которому можно относиться по-разному, но признать надо.

· А если не предоставлять синтоновцам легальной возможности тусоваться, то они обязательно начнут возвращаться на тренинги, и тренинги плавно начнут перетекать в тусовку.

«Синтон — не способ заполнения досуга».

Синтон обязательно есть и будет способом заполнения досуга. Игнорировать стремления людей в Клубе не сможет даже Козлов. А чтобы развлекаловка не мешала серьезной работе, надо просто разделять мероприятия на Клубную жизнь и Клубную работу.

«Синтон — не сфера обслуживания, а воспитательное учреждение».

Синтон, не торопись воспитывать. Позиция: «мое дело только дать вам инструменты, а что вы с ними будете делать — ваш выбор» — для Синтона позиция разумная (хотя и недостаточная): умный сообразит и инструменты употребит во благо, а дурак ими и воспользоваться не сумеет.

· Для полноценной жизни одних инструментов мало, для этого нужно многое другое. И в Синтоне это другое есть! Так что да здравствуют инструменты!

«Задача Синтона — поставить человеку нравственный стержень».

Хорошо, но как? Читать мораль: «быть нечестным выгодно, но плохо!»? Этим нас еще в детстве перекормили. А вот подсказки для умного: «быть нечестным невыгодно, а потому плохо!» — этого я в Синтоне пока не встретил.

· К моему большому сожалению.

«Синтон — это не индивидуализм и не философия самоактуали­за­ции».

Актуализировать окружающую среду может только личность актуализированная.

· Например, Козлов Н.И., чтобы не ходить далее.

Мало того, мои наблюдения показывают, что самоактуализация всегда и неизбежно перерастает границы Я, выливаясь в Мир, как только процесс самоактуализации завершен. Если же человек вместо самоактуализации пытается улучшить Мир, то кроме разрухи он в мир ничего не приносит. Это тоже из моих наблюдений.

«Синтон — это не разведение удобных и адаптированных кроликов».

На мой взгляд, умение думать для адаптации в жизни (и уж тем более в обществе) — навык необходимый. Получается, что если в Синтоне будут читать «наукообразные» лекции, отучающие думать (хотя я в Синтоне с этим не сталкивался и не очень понимаю, что Н.И.

имел в виду), то такие лекции приведут к дезадаптации слушателей. В Синтоне люди учатся думать «свободно, самостоятельно и серьезно» — как верно заметил Н.И., а это само собой ведет к лучшей адаптации.

Как насчет «удобных кроликов» не знаю, но в том, что из Синтона выходят люди, более к жизни приспособленные, я уверен. И ничего плохого в этом не вижу.

«Синтон — это психология не выживания, а путь строительства Человека». «У выживания и жизни разные стратегии».

Непонятно такое противопоставление. Выживание — неотъемлемая часть жизни, без выживания не будет и жизни. Конечно, Человеку одного лишь выживания мало. Но что может сделать в жизни Человек, не умеющий выжить? Так что, может, лучше обойтись без брезгливого презрения к умению выживать?

И последнее: при всей моей любви и уважении к Вам: НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ, МЫ НЕ «СТРОИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ», НЕ АСБЕСТ, НЕ ЦЕМЕНТ, НЕ КИРПИЧИ, МЫ — ЛЮДИ!!!

От Автора:

Вот видите, как синтоновцам хочется быть людьми. Очень приятно!

И тем не менее:

Клуб и демократия

Демократия. Демос — народ, кратос — власть: власть народа. Демагог. Демос — народ, гог — защищать: защитник народа.

Симпозиум. Сим — вместе, посиум — лежать. Правильно, древние греки совещались лежа.

Люблю переводы с греческого!

Самый первый Устав Клуба Синтон начинался словами:

«Главным человеком в Клубе является член Клуба. Руководитель Клуба, администрация и прочие ведущие являются уважаемым, но вспомогательным персоналом. Все главные вопросы: что будет в Клубе и как ему жить — решает не руководство, а сами члены Клуба».

· Вот так.

Это было то, с чего я начинал. Я вообще был радикальным демократом.

Например, в начале перестройки, когда на площадях поднимались плакаты «Партия, дай порулить!», я горел Проектом: вот сделать такую специальную ательную газету, где собираются все важные вопросы про нашу жизнь.

В ней будут обсуждаться все традиционно обсуждаемые важные вопросы: альтернативная служба, льготы депутатам, где строить гаражи и размер пенсии, а самая соль в том, что после всех умных и разных статей про плюсы и минусы в газете есть отрывные талончики: «Я за то» или «Я за это».

Читайте также:  Флегматик - психология

Оторвать правильный талончик и опустить в почтовый ящик — на это у народа сил хватит, а в результате мы имеем мнение народа по всем вопросам и будем строить жизнь такую, какую хотим мы!!!

Когда я с воодушевлением сформулировал этот свой проект Валерию Хилтунену (помните его гремевшую на всю Россию публицистику в «Комсомольской правде»?), он отозвался коротко и без всякого энтузиазма: «Именно народ в свое время проал за то, чтобы Сократ выпил чащу с ядом». Я, конечно, возмутился… но стал думать об этом внимательнее.

Прошли годы. Что думаю я об этом сейчас?

Сейчас меня мнение народа не интересует. Точнее, это то, за чем надо следить, чтобы делать его таким, каким надо: позиция совершенно такая же, как у любых разумных родителей к своим детям. Мало ли что хотят дети?!

· «Мам, ну давай посмотрим мультики, а потом поиграем в железную дорогу!» — А мама только пришла с работы, ей еще готовить ужин и сегодня все постирать…

Когда человек растет, он меняется: меняется и его кругозор, и его ценности. Желания ребенка отличаются от желаний уже подростка, интересы подростка — от интересов вступающего во взрослую жизнь молодого человека, а ценности зрелого взрослого — совсем третьи. Отвечать на то, что интересно сейчас, — это значит, как правило, держать человека на его сегодняшнем уровне.

Как Л.С.Выготский формулировал закон опережения обучения: «Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития»[52], так и я формулирую закон опережения интереса:

Клуб должен давать то, что будет интересно человеку на его следующем шаге душевного и духовного развития.

И сегодня меня мало интересует, что в своей массе хочет народ в Клубе, хотя бы потому, что я знаю, что эта масса хочет пока и потому что мне это нравится мало. Если в Клубе будет демократия и по строгой демократической процедуре мы проголосуем за то, что выберет народ (особенно при наличии еще свежих «необработанных» новичков), то Клуб «Синтон» превратится в:

· Клуб знакомств,

· Дискуссионный Клуб,

· Психотерапевтическую Лечебницу и

· Дискотеку без конца!!!

Потому что это именно то, что хочет народ[53]. Потому что дети хотят конфеты и не всегда желают идти в школу.

· А посуду за собой мыть — так это вообще фигушки!

Поэтому у нас в Клубе демократии и прочего разврата не будет.

Естественно, мне по-настоящему интересны мнения и впечатления народа от тех тренингов и занятий, которые они прошли, и чем больше человек взял от Синтона, тем более мне важно его мнение. Потому что Синтон его уже воспитал и поумнел.

Конечно, я за демократию. Просто что и как должно быть в Синтоне, должны определять люди, воспитанные Синтоном. И тогда —

Да здравствует демократия воспитанных людей!

Визиты в Дианетику, или
Великолепное изобретение авторитарного сознания

Достоинства и недостатки своей работы всегда видишь лучше, знакомясь с работой коллег. Исключительно любопытным и по-доброму поучительным для меня оказалось знакомство с Дианетикой. Гуляя по Центру дианетики и проходя дианетические курсы, я все время думал о Синтоне. И, что самое интересное, много чего, кажется, дельного надумал.

Но — обо всем по порядку.

Символ веры

Лучшие люди на земле — это одиторы. Лучший на свете одитор — это Лафайет Рон Хаббард[54].

То, что знает каждый саентолог

В дианетику я влюбился почти сразу. После первых же визитов меня туда влекло и тянуло, я ожидал ближайшего занятия, как в юности свидания, я находил поводы прийти туда лишний раз по случайному поводу — лишь бы наблюдать этих уверенных в себе и светлых людей, свято верящих в высокое предназначение своей Организации.

Люди там действительно очень доброжелательные, контактные, и если вы стоите в коридоре без особого дела, к вам очень скоро кто-то с искренней улыбкой[55] с чем-то обратится, скажет какие-нибудь теплые поддерживающие слова и, скорее всего, обязательно порекомендует текущие учебные курсы.

Супервайзеры, то есть ведущие[56] учебного процесса, — это сказка. Это личностное совершенство, о котором могут мечтать любые серьезные организации: напор, уверенность, четкость в работе и формулировках, предельная ответственность и штурмовая скорость перемещения.

Если считать, что счастье — это когда жизнь полна, то в стенах Дианетического центра я был счастлив. Столько плотных переживаний, неожиданных и ярких событий! Еще бы: уже спустя десять минут после начала занятий меня отправили на правеж, на разборку в конфликтную комиссию.

Простите, неточен: конфликтная комиссия существует в организациях, где людей хотя бы формально уважают и предполагают, что бывают правы и они, люди, а не только организация. А тут, поскольку технология совершенна и сбоев быть не может, по определению не правы всегда вы, соответственно, вас отправляют в отдел коррекции.

· То есть в отдел, где все неправильное (то есть вас) обстругивают и придают вам правильную форму согласно болванкам (простите, бланкам) от LRH.

За что меня направили в отдел коррекции (кстати, сделав это исключительно мило, вежливо и корректно, заполнив на меня специальный бланк, который там всегда под рукой, поставив галочки против заранее предусмотренных пунктов нарушений и предложив мне уяснить все слова данного бланка и четыре раза расписаться)?

Да все просто — по пункту «нарушение технологии», то есть за вредность мою, когда я попросил супервайзера не требовать от меня изучения подробностей личной жизни Рона Хаббарда и, по возможности, заняться курсом тренировочных упражнений.

· За что, собственно, я деньги и заплатил.

Вся моя совершенная техника конфронтации[57], которая пробивала зубров службы быта советского периода, сломалась о них, как спички о бетонную стену.

У них не было никаких эмоций, кроме светлого понимания правоты правильной технологии LRH и непонимания, как не понимаю этого я. Они, как бойцы, были все готовы умереть на месте, но не сдавали ни пяди священной земли Саентологии[58].

Напугать их было нечем: они знали, что Саентология может умереть, но измениться она — не может.

«Изучение данного Инструктивного письма предусмотрено стандартной технологией. Стандартная технология ни в коем случае не может быть изменена, о чем и говорит данное Инструктивное письмо».

Гвозди бы делать из этих людей, крепче бы не было в мире шкафов…

Источник: https://infopedia.su/11x9bf1.html

Синтон-подход

Синтон-подход

Синтон-подход — это самостоятельное, самобытное психологическое направление, имеющее свою философию, теорию личности, научную и методологическую базу, свою систему психологических и педагогических технологий. Синтон-подход, как направление в практической психологии, сложилось в процессе работы Синтона силами Н. И. Козлова и его коллег.

Можно утверждать, что синтон-подход — центральное направление российской практической психологии.

Именно в рамках синтон-подхода в последние десятилетия производились наиболее серьезные научные исследования результатов тренинговой практики, в рамках синтон-подхода было воспитано большинство лучших ведущих личностных тренингов России, несколько десятков самостоятельных тренинговых школ сформировалось именно на базе синтон-подхода. Синтон-подход в настоящее время показывает самую высокую результативность в области личностных тренингов и успешно применяется в консультативной практике. Важно, что синтон-подход — это очевидно интегративное психологическое направление, построенное на базе самостоятельных отечественных разработок и включающее в себя достижения практически всех современных психологических подходов​.

Синтон-подход материалистичен и строит свою практику в рамках исключительно научного мировоззрения. Подход базируется на научных разработках необихевиоризма, когнитивной психологии, современного психоанализа и гуманистической психологии, оставляя при этом за своими пределами мистику, эзотерику и все остальное, что выходит за рамки научного мировоззрения.

В синтон-подходе человек — не только организм, приспосабливающийся к среде ради удовлетворения своих потребностей и комфорта. Человек не сводится к своему организму, он может жить как личность, приспосабливая среду к себе, руководствуясь своими целями и ценностями.

Позаботиться о себе, о своем здоровье и счастье — не цель психологической работы, а лишь естественное условие, чтобы продолжить служение жизни: людям и обществу.

Внимание к своему внутреннему миру, работа со своими проблемами и самосовершенствование — не самоценность и не самоцель, а способ повысить свою эффективность в делах и во взаимоотношениях с людьми.

В выборе между адаптивным поведением и развитием синтон-подход предлагает ориентироваться на развитие. Приспособиться к жизни — менее достойная задача, чем развить себя в достойную личность и создать вокруг себя достойную жизнь. В синтон-подходе человек видится как автор, как творец собственной жизни, имеющий свободу воли и разум.

Синтон-подход — подход личностно-деятельный, в котором человек, как личность, отвечает не только за свое поведение и деятельность, за свои решения и выборы, но и за свое внутреннее поведение, за свои мысли и чувства.

Осознанность нам помогает, но все наши проблемы не решит: к результату приведут только точные и энергичные действия. Намерения важны, но еще важнее результаты наших намерений — то, что мы сделали реально.

Оправдания не меняют итогового результата, и человек отвечает за то, что он реально сделал — или не сделал.

Синтон-подход активно обсуждает вопросы ценностей, смыслов и направления жизни. Как подход этической направленности, синтон-подход исходит из того, что нельзя давать психологические приемы в руки тому, кто безответственно сможет использовать это как оружие против других.

Важнейший момент этики синтон-подхода — представление о этикотипах, способах жизни Потребителя, Паразита, Романтика и Творца. Синтон-подход не считает достойными эгоизм и ценности индивидуального продвижения, поддерживая ценность сотрудничества.

Счастье и внутреннее благополучие для синтон-подхода — не самоценность, а средство для эффективного служения людям. Оценивая свою жизнь, следует спрашивать не что я от жизни и людей получил, а что я жизни и людям — дал.

Цель синтон-подхода — улучшение жизни людей средствами развития личности; строительство личности, живущей по принципу: «Что бы я ни делал, количество добра в мире должно увеличиваться».

«Доброе начало» в человеке для синтон-подхода не заданность, а задача. Дети рождаются с различными склонностями, но задача общества и семьи — воспитать в нем личность и человека.

В синтон-подходе общество и культура — не опасные интроекты, а источник цивилизованности, то что создало нас, как людей, что дало нам наши инструменты, наши силы и возможности, нашу индивидуальность. Синтон-подход гуманистичен по ценностям, но реалистичен по средствам работы, и осознает себя в рамках реалистической психологии.

Синтон-подход практичен, ориентирован прежде всего не на объяснение, а изменение. Теоретические объяснения для синтон-подхода хороши только тогда, когда они становятся рабочим инструментом, дают возможность решать поставленные задачи.

Синтон-подход успешно применяется и в тренинговой деятельности, и в консультативной практике, настаивая на сочетании и инструментального, и ценностного подхода. Синтон-подход технологичен, дает много работающих техник, начиная обычно с позиции Автора, тотального Да и внутреннего Хорошо.

Лучшие разработки синтон-подхода в сфере личностных тренингов представлены в Синтон-программе, в области бизнес-тренингов — в программе Деловой стандарт, в области коучинга — в программе Дистанция.

Основные черты синтон-подхода в консультировании, это перевод клиента из позиции Жертвы в позицию Автора, сочетание в себе черт коучинга и менторинга, работа преимущественно через позитив и конструктив, сочетание моментов теплой поддержки и жесткой требовательности.

Синтон-подход верит, что люди могут быть сильными, разумными и волевыми, иметь миссию своей жизни, жить по максимуму, ставить большие цели и свои цели достигать.

Принципиальное отличие Синтон-подхода от других психологических концепций в том, что Синтон в первую очередь ориентирован на развитие личности, его тренинги дают мощный инструментарий к личностному росту.

Однако это только первая из задач личностного роста — умение разобраться с собой, убрать лишние переживания, научиться управлять эмоциями и жить счастливо.

Следующая важнейшая задача развитой многогранной личности — добиться полноценной реализации своего потенциала, стать успешным в этом мире: в отношениях, личной жизни, в своем деле, карьере, в социуме. Синтон-подход — это психология высоких достижений.

Чтобы вера в возможности человека стала реальностью, синтон-подход учит людей быть реалистичными, умелыми и эффективными. Учить — эффективнее, нежели лечить. В синтон-подходе не приветствуется негативизм. В людях есть много чего, и неверно выискивать в них прежде всего слабости, низости и проблемы, подталкивая к необходимости психотерапии. Видеть в людях нужно все, но достойнее показывать людям их сильные стороны и возможности, ориентируя на личностный рост и развитие.

Рамки синтон-подхода — позитив, конструктив, отвественность.

Психотерапия в синтон-подходе занимает то же место, что и посещение врача здоровым человеком: чем меньше, тем лучше.

Душевное здоровье обеспечивается здоровым образом жизни, верной постановкой жизненных целей, умением строить отношения и жить в режиме «позитив, конструктив, ответственность».

При необходимости психотерапии синтон-подход рекомендует начинать с устранения жизненно очевидных причин психологических проблем, не ища глубинных причин там, где вопрос может быть решен простым образом.

Нормализовать сон и питание, наладить физическую активность и ликвидировать элементарную психологическую безграмотность в отношении к себе и строительстве отношений — задачи первого приоритета. Не профессионально начинать копаться в раннем детстве или прошлых жизнях, не наладив эту базу.

Синтон-подход ценит человеческий разум и призывает голову не отключать, а включать почаще, не лениться думать. Разумность — это умение и привычка осмыслять все происходящее, используя все пять позиций восприятия: с позиции своих личных интересов, интересов партнера, с точки зрения внешнего наблюдателя, системного подхода и позиции служения, позиции Ангела.

Читайте также:  Красота - психология

В синтон-подходе существующая личность и эмоции — не самоценность, а личный инструментарий: то, из чего человек может построить себя будущего. Личностью не рождаются, личностью становятся — личностью разного уровня развития.

Обязанность развитого человека — развивать свои чувства и уметь своими чувствами управлять. Вынужден подавлять свои эмоции только тот, кто своими эмоциями не владеет. Чувства должны жить в гармонии с разумом и под его началом.

У развитого человека любая эмоция должна быть адресна и целесообразна.

Детство — важнейший этап, когда закладываются личные способы отношения человека с миром, и этот процесс описывается в теории социального психоанализа эмоций, одной из важнейших в представлении синтон-подхода. При этом, синтон-подход ориентирует человека жить будущим.

 Прошлое — прошло, а настоящее — только повод для построения будущего.

Синтон-подход не копается в болячках, не ищет причины в прошлом, объясняющие и оправдывающие сегодняшние проблемы: он предлагает поставить цели, наметить план и строить достойное личное будущее, думая о людях, которых ты любишь и деле, которое значимо для тебя и людей.

В консультировании и литературной работе синтон-подход узнается следующими рамками:

Позитив

Мы не грузим без нужды страхами, люди с позитивным мировосприятием более успешны.

Мы не вешаем на людей негативные ярлыки без доказательной базы: возможно, перед нами не трудоголик, а человек, любящий свое дело. Не поддерживаем традицию в людях видеть преимущественно невротиков и акцентуантов.

Проблемам мы предпочитаем возможности. Разговор даже о серьезных проблемах может быть уместен, если такой разговор мотивирует человека к энергичным разумным делам, однако возможность успехов мотивирует также, и мотивирует с лучшими перспективами.

Не надо говорить о проблемах, если не знаем, зачем. Мы говорим о проблемах, только если имеем решение или идем по пути к нему. Заметим, что в этом случае уместнее говорить о задачах.

В синтон-подходе не приветствуется негативизм. В людях есть много чего, и неверно выискивать в них прежде всего слабости, низости и проблемы, подталкивая к необходимости психотерапии. Видеть в людях нужно все, но достойнее показывать людям их сильные стороны и возможности, ориентируя на личностный рост и развитие.

Если мы много говорили о проблемах, грязи, трудностях и страхах, а в итоге коротко сказали, что все поправится, реальное внушение было — негатив. Иногда это неизбежно, но если это необходимым не было, мы были не правы. Итоговое впечатление от наших текстов и от нашей работы с людьми — чистота, свет и радость!

Конструктив

Эффективно решать задачи можно тогда, когда понятны причины проблем, но копание в причинах проблем там, где можно просто решить задачу — разврат. Людям нужны не объяснения происшедшего, а алгоритмы решения на будущее.

Люди любят копаться в причинах, чтобы отсрочить момент дела, но мы поддерживаем только деятельные и конструктивные начинания. Если человек хочет «разобраться» и «понять», не имея задачи действовать, только для самоуспокоения души — это пустое.

Мы не занимаемся объяснениями причин проблем там, где вместо объяснений можно проблему решить и ситуацию поправить. Если от анализа причин изменится решение о действии, анализ нужен.

Если к результату можно придти без копания в причинах, копание не нужно.

Мотивируя действовать — объясняем. Если человек «не понимает» объяснения, потому что ищет возможность не действовать — более не объясняем. В этой ситуации мы предлагаем выбор: или человек действует, полагаясь на авторитет умных и успешных людей, или мы с ним не работаем.

Ответственность

Меняет свою жизнь только тот, кто берет за нее ответственность.

В синтон-подходе мы не сбрасываем ответственность человека на его Психику и Бессознательное, не надеемся на чудеса, Вселенную, Карму, Высшие Силы и другие Сущности.

Синтон-подход считает правильным поддерживать в первую очередь тех, кто живет как ответственный человек, в позиции Автора, и опасным поддерживать тех, кто живет безответственно, в позиции Жертвы.

Безответственно призывать человека делать то, к чему у него инструментов нет: мы даем людям задания, поведенчески для них выполнимые.

Те, кто работает в синтон-подходе, придерживается этих рамок. Эти рамки одновременно и ограничения, и свобода. Это наши самоограничения во имя людей, с которыми мы работаем, самоограничения во имя их развития. И это наша свобода: свобода от стереотипов обстоятельных текстов и привычной зауми.

Источник: http://www.syntone-spb.ru/library/article_syntone/content/6864.html

Синтон-программу любят, но не все

Синтон-программу любят, но не все

Прошли те времена, когда психологов искали днем с огнем и радовались любому более-менее живому слову. Сейчас психологов стало много, а заинтересованных в них, похоже, что даже меньше.

· Проблем столько, что не до душевных проблем, не до развлечений…

Поэтому среди психологов теперь конкуренция, и Синтон-программа, появившись на психологическом горизонте, среди коллег вызвала очень разные отношения. Часть психологов «Синтон» знают и любят, по крайней мере регулярно присылают к нам своих клиентов (а мы — к ним), другая часть на «Синтон» сердится и говорит, чтобы туда никто не ходил. Они рассказывают, что:

что это какая-то секта (или религия);

что никакой научной психологии там нет, все это развлекаловка, несерьезно и поверхностно;

что это очень опасные методики, потому что лезут в душу глубоко, используют сильные воздействия и работают просто рискованно (кстати, сравни с предыдущим);

что ведущие «Синтона» — манипуляторы, диктаторы и вообще самоутверждаются;

и много еще чего.

Среди аналогов это более всего напоминает мне восприятие испуганным обывателем чужой ему культуры: мол, там все страшные, говорят по-тарабарски, живут не по-людски и едят своих детей, нехристи… Такое восприятие, наверное, неизбежно, потому что «Синтон» рядом с традиционной психологией — действительно немного другая культура.

Какая? На этот вопрос ответить легче всего, посмотрев на тех, кто Клуб составляет, — на синтоновцев.

Лицо Клуба, или Синтоновцы без прикрас

То, что синтоновцы отличаются от нормальных людей, знают и нормальные люди, и синтоновцы. Это не просто отбор, хотя ясно, что с самого начала в Клуб приходит не каждый. Личность синтоновца — это то, что делает Клуб. Что человек находит в себе, приходя в Клуб. Что человек приобретает и воспитывает в себе, живя в Клубе.

Что же это? Что же отличает синтоновцев от нормальных людей с улицы или хотя бы от приходящих в Клуб новичков?

· Вот я пишу — и побаиваюсь, взвешиваю каждое слово, потому что в случае «неточностей» синтоновцы меня сразу «поправят». За ними — не задержится. И более всего боюсь их приукрасить: на это они отреагируют сразу и достаточно жестко.

Тем не менее — попробую.

Синтоновская закалка

Психологи, работающие со мной в «Синтоне», к синтоновцам уже привыкли и, более того, предпочитают работать именно с ними. То есть пусть вначале пройдут Синтон-программу, а потом приходят к ним. В этом случае у них есть уверенность, что это будут люди не случайные, бодрые, работать желающие и способные.

Потому что с человеком с улицы сразу работать нельзя. Человек с улицы должен вначале оглядеться. Прежде чем открыться, он должен убедиться, что это ему ничем страшным не грозит. Вылезти в центр для него — подвиг.

· Или, напротив, его проблема в том и состоит, что он лезет в центр всегда, даже когда это не нужно — ни ему, ни другим.

С синтоновцами можно работать без раскачки и предисловий, они не будут оглядываться по сторонам и сами полезут в центр — работать.

С другой стороны, психологи вне «Синтона» синтоновцев любят не очень и, по-моему, часто побаиваются. Я даже знаю, что на некоторые тренинги синтоновцев (тех, кто об этом имел неосторожность объявить) уже просто не берут, потому что те тренинги рассчитаны на нормальных людей, а синтоновцы их взламывают и взрывают.

Правильно. Потому что неотъемлемым элементом любого нормального психологического тренинга является вешание лапши на уши, показ фокусов, обработка трюками и кормление необычным.

· В Психологе все и всегда ищут — Волшебника. И он не имеет права публику разочаровывать.

Решить чьи-то личностные проблемы — это (всегда или почти всегда) значит дать человеку новую систему Веры, а при очень ограниченном времени это сделать можно, только задурив мозги или крепко дав ему по голове.

· Ну, конечно, не только это — но это тоже. И обязательно.

Так вот: человеку с улицы вешать лапшу на уши несложно, он одновременно и запуган, и доверчив. Запуган — и не выступает, доверчив — и не требует доказательств.

· Он требует веры, а не доказательств.

Несколько трюков, и он ваш. Потом можно нести ему что угодно: хоть мудрость, хоть любую ахинею, достаточно представить это Подлинным Высоким Откровением, и даже не важно от кого: от Петра и Павла, или от Науки, или от Себя в состоянии клинической смерти, которую ты с какими-то видениями пережил. Все равно съест все, особенно если это все преподносится ярко и внушительно.

А синтоновцев дурить трудно.

Во-первых, они к этому не привыкли (точнее, привыкли к другому), и «обработку» инстинктивно воспринимают в штыки: зачем представление и охмуреж, когда можно сразу по делу — работать? Кроме того, обычные трюки на них уже не проходят, впечатлением их уже не ошарашишь — они в «Синтоне» видели и не такое. Синтоновцы раскованы и критичны, и слабого ведущего готовы съесть сами.

· Хотя, по-моему, это просто недостаток их культуры. Не нравится, уйди, а другим не мешай. Плюс чему-то научиться можно на каждом тренинге, и это мудрее, чем…

Так или иначе, есть факт — синтоновцы не переносят постных физиономий и менторских поучений: «А сейчас запишите абсолютную истину, открытую только посвященным…»

· Пастыри обычно вещают агнцам — ягнятам, синтоновцы же мне более напоминают бодрых волчат. Работать с ними трудно, но благодарно — не соскучишься…

Меж собой синтоновцы зубасты, но не агрессивны, минимум тепла и внимания дают обычно любому и к закулисной возне не склонны. Но халява в «Синтоне» не проходит, авторитет и настоящее уважение здесь будет иметь только тот, кто этого заслужит.

· А сыграв на жалости, от синтоновцев не получишь ничего, кроме жалости…

Синтоновская открытость

Отличительная черта синтоновской атмосферы — это открытость. Ты можешь здесь спросить любого о чем угодно (что ему в тебе нравится и чего он в тебе боится, даже — что он скрывает), и вы действительно можете быть уверены, что вам не просто ответят искренне, а еще позаботятся, чтобы ответ был полнее и глубже.

· Вообще-то в «Синтоне» это рядовое упражнение, через которое проходят все и не раз.

Если для нормального человека «открыться до конца» — чуть ли не подвиг, то для синтоновцев «открываться не до конца» — безобразие и нарушение общественного порядка. Естественно, конец у каждого свой, и без тихого вранья хотя бы самому себе обходится мало кто, но, похоже, большинству синтоновцев врать действительно становится мало нужно и просто неинтересно.

· Действительно, а иначе зачем тогда в «Синтон» ходить?

Любимое развлечение синтоновцев — «черный стул» и «испо­­вед­ная свечка».

Черный стул — это процедура, когда желающему его хорошие друзья и подруги рассказывают всё, что им в нем не нравится, и речь обычно идет не про внешность, а про его жизнь, поведение и душу.

Дело, кстати, это не прос­тое, потому что в «Синтон» приходят, как правило, люди очень хорошие, и запас обоснованных гадостей про них могут накопить люди только очень внимательные или близкие друзья.

· В самом добром смысле.

Для новичков оказывается особенно любопытным то, что по-настоящему серьезную «чернуху» выдают обычно те же, кто в ситуации «золотого стула»[11] способны от души, подробно и богато человеком восхищаться — наши клубные «Солнышки».

Что отличает их? То, что людей они хорошо видят и не боятся открыто свои впечатления говорить. Они говорят сильно, потому что верят, что этот человек — сильный.

Читайте также:  Стили лидерства - психология

Они не боятся говорить больные вещи, потому что любят того, кому говорят, и верят, что тот верит тоже в самое доброе к нему отношение.

· Как правило, это и оказывается самым главным: чем теплее и сплоченнее группа, чем больше в ней доверия, тем сильнее и глубже проходит «черный стул».

«Исповедная свечка» — процедура во многом обратная, когда вышедший берет в руки свечку, а в душу — обязательство отвечать на любые вопросы абсолютно искренне.

· Зачем полутьма и свечка? Чтобы вопросы звучали как бы из ниоткуда, а отвечающий отвечал как бы самому себе…

Отвечать надо только правду, ничего, кроме правды, но, что хуже и труднее всего, — всю правду. Тот, кто «не тянет», со стула с позором сгоняется. А, можете догадаться, вопросы бывают очень непростые…

· Когда ты последний раз плакал? От чего? Если бы у тебя была волшебная палочка, что более всего ты хотел бы изменить в мире? В себе? Какие свои поступки ты не можешь себе простить? Ты хотел бы, чтобы в тебя влюбилась — из присутствующих кто?

Так вот, в «Синтоне» посидеть в центре внимания на «черном стуле» или на «исповедной свечке» считается чем-то вроде награды, поскольку желающих всегда больше, чем на это времени. Впрочем, последнее время эти игры все чаще устраиваются не в Клубе, а на квартирах и считаются уже не серьезной работой, а так — милым развлечением. А от Клуба народ ждет вещей покруче.

Правда, ходит и другой взгляд на синтоновскую «откры­тость»: синтоновцы так открыты именно потому, что великолепно закрыты. Болячки у большинства остались, и задеть их можно, но они так научились их прятать и обходить, что вроде бы как их и — нет.

· Как к этому относиться? Да как и ко всему остальному — думать нужно…

Синтоновская раскованность

Клуб и алкоголь — две вещи несовместные, но, когда заходит разговор о синтоновской раскованности, трезвые синтоновцы сравнивают членов Клуба с людьми выпившими. Правда, в данном случае это похвала, и звучит она так: «Нормальные люди хотят быть раскованными, но без выпивки у них этого не получается. А синтоновцам выпивка не требуется, и они раскованы, но не пьяны».

Тем не менее сказать, что проблем не бывает, — я не могу. Бывают проблемы.

Вот Ник пристает очень свободно к девушкам и очень удивляется, что они от его навязчивости не в восторге и даже ему отказывают.

Вон Костик положил обе ноги на стол, а когда кто-то из новичков ему сказал: «У нас в Клубе это не принято!» — он от удивления со стула упал.

· Какой-то новичок? Замечание? Ему, Костику, который в Клубе столько лет?!

…Первое, что дает Клуб, это воздух свободы. Это дорого очень многим, но для одного это значит — свободно дышать, любить и думать, а для другого возможность от души, не думая ни о чем и ни о ком, — отрываться. Кто-то начнет творить — а кто-то вытворять.

На мой взгляд, это нормально, по крайней мере — неизбежно. Похоже, другого пути просто нет: чтобы человек, контролируемый извне, взял управление собой в свои руки, нужно отпустить руки внешние. Единственный способ научить ребенка ходить — дать возможность ходить ему самому.

И примириться с тем, что первые шаги будут кривыми и синяки неизбежны.

· Возможно, и у того, кто его этому учит.

Синтоновцы — очень разные, ярких и сильных личностей среди них примерно столько же, сколько и невоспитанных, причем весьма нередко это одни и те же люди.

Невоспитанность — это нормально, ведь он сюда и пришел затем (в частности), чтобы отсутствующее приобрести.

Нечестно быть ханжой, который кричит: «С молодежью надо работать!» — но когда работать с молодежью начинают около него, он начинает возмущаться: «Они такие невоспитанные! Шумят, выражаются!»

· Учителя в таких случаях пишут в дневник ученику гневные замечания: «Бегал на уроке физкультуры!»

У нас дневников нет, но для соблюдения порядка у нас есть клубные порядки, обязательные для всех, а также Устав синтоновского общения.

· Также вполне рабочий. То есть соблюдаемый.

Откуда мы его взяли и почему мы за него держимся? Видите ли… Любой устав пишется «на крови» — то есть не от хорошей жизни.

Происходит инцидент, прокол, неприятность, а тем более начинает повторяться, причем не из вредности, а потому, что некоторые люди думают: «Такое можно! Мне — можно!» — вот тогда сочиняется и пишется в Устав правило: «Нет, такое у нас нельзя. Никому».

Конечно, умным и душевно здоровым людям Устав не нужен, Устав — это защита от дураков, но в Клубе пока без него не обойтись.

· Видите, какие мы самокритичные.

Итак,

Источник: https://cyberpedia.su/7x10daa.html

открытая библиотека учебной информации

открытая библиотека учебной информации

Лицо Клуба, или Синтоновцы без прикрас

Синтон-программу любят, но не всœе

Прошли те времена, когда психологов искали днем с огнем и радовались любому более-менее живому слову. Сейчас психологов стало много, а заинтересованных в них, похоже, что даже меньше.

· Проблем столько, что не до душевных проблем, не до развлечений…

По этой причине среди психологов теперь конкуренция, и Синтон-программа, появившись на психологическом горизонте, среди коллег вызвала очень разные отношения. Часть психологов «Синтон» знают и любят, по крайней мере регулярно присылают к нам своих клиентов (а мы — к ним), другая часть на «Синтон» сердится и говорит, чтобы туда никто не ходил. Οʜᴎ рассказывают, что:

что это какая-то секта (или религия);

что никакой научной психологии там нет, всœе это развлекаловка, несерьезно и поверхностно;

что это очень опасные методики, потому что лезут в душу глубоко, используют сильные воздействия и работают просто рискованно (кстати, сравни с предыдущим);

что ведущие «Синтона» — манипуляторы, диктаторы и вообще самоутверждаются;

и много еще чего.

Среди аналогов это более всœего напоминает мне восприятие испуганным обывателœем чужой ему культуры: мол, там всœе страшные, говорят по-тарабарски, живут не по-людски и едят своих детей, нехристи… Такое восприятие, наверное, неизбежно, потому что «Синтон» рядом с традиционной психологией — действительно немного другая культура.

Какая? На данный вопрос ответить легче всœего, посмотрев на тех, кто Клуб составляет, — на синтоновцев.

То, что синтоновцы отличаются от нормальных людей, знают и нормальные люди, и синтоновцы. Это не просто отбор, хотя ясно, что с самого начала в Клуб приходит не каждый. Личность синтоновца — это то, что делает Клуб. Что человек находит в себе, приходя в Клуб. Что человек приобретает и воспитывает в себе, живя в Клубе.

Что же это? Что же отличает синтоновцев от нормальных людей с улицы или хотя бы от приходящих в Клуб новичков?

· Вот я пишу — и побаиваюсь, взвешиваю каждое слово, потому что в случае «неточностей» синтоновцы меня сразу «поправят». За ними — не задержится. И более всœего боюсь их приукрасить: на это они отреагируют сразу и достаточно жестко.

Тем не менее — попробую.

Психологи, работающие со мной в «Синтоне», к синтоновцам уже привыкли и, более того, предпочитают работать именно с ними. То есть пусть вначале пройдут Синтон-программу, а потом приходят к ним. В этом случае у них есть уверенность, что это будут люди не случайные, бодрые, работать желающие и способные.

Потому что с человеком с улицы сразу работать нельзя. Человек с улицы должен вначале оглядеться. Прежде чем открыться, он должен убедиться, что это ему ничем страшным не грозит. Вылезти в центр для него — подвиᴦ.

· Или, напротив, его проблема в том и состоит, что он лезет в центр всœегда, даже когда это не нужно — ни ему, ни другим.

С синтоновцами можно работать без раскачки и предисловий, они не будут оглядываться по сторонам и сами полезут в центр — работать.

С другой стороны, психологи вне «Синтона» синтоновцев любят не очень и, по-моему, часто побаиваются. Я даже знаю, что на некоторые тренинги синтоновцев (тех, кто об этом имел неосторожность объявить) уже просто не берут, потому что те тренинги рассчитаны на нормальных людей, а синтоновцы их взламывают и взрывают.

Правильно. Потому что неотъемлемым элементом любого нормального психологического тренинга является вешание лапши на уши, показ фокусов, обработка трюками и кормление необычным.

· В Психологе всœе и всœегда ищут — Волшебника. И он не имеет права публику разочаровывать.

Решить чьи-то личностные проблемы — это (всœегда или почти всœегда) значит дать человеку новую систему Веры, а при очень ограниченном времени это сделать можно, только задурив мозги или крепко дав ему по голове.

· Ну, конечно, не только это — но это тоже. И обязательно.

Так вот: человеку с улицы вешать лапшу на уши несложно, он одновременно и запуган, и доверчив. Запуган — и не выступает, доверчив — и не требует доказательств.

· Он требует веры, а не доказательств.

Несколько трюков, и он ваш. Потом можно нести ему что угодно: хоть мудрость, хоть любую ахинœею, достаточно представить это Подлинным Высоким Откровением, и даже не важно от кого: от Петра и Павла, или от Науки, или от Себя в состоянии клинической смерти, которую ты с какими-то видениями пережил. Все равно съест всœе, особенно если это всœе преподносится ярко и внушительно.

А синтоновцев дурить трудно.

В первую очередь, они к этому не привыкли (точнее, привыкли к другому), и «обработку» инстинктивно воспринимают в штыки: зачем представление и охмуреж, когда можно сразу по делу — работать? Вместе с тем, обычные трюки на них уже не проходят, впечатлением их уже не ошарашишь — они в «Синтоне» видели и не такое. Синтоновцы раскованы и критичны, и слабого ведущего готовы съесть сами.

· Хотя, по-моему, это просто недостаток их культуры. Не нравится, уйди, а другим не мешай. Плюс чему-то научиться можно на каждом тренинге, и это мудрее, чем…

Так или иначе, есть факт — синтоновцы не переносят постных физиономий и менторских поучений: «А сейчас запишите абсолютную истину, открытую только посвященным…»

· Пастыри обычно вещают агнцам — ягнятам, синтоновцы же мне более напоминают бодрых волчат. Работать с ними трудно, но благодарно — не соскучишься…

Меж собой синтоновцы зубасты, но не агрессивны, минимум тепла и внимания дают обычно любому и к закулисной возне не склонны. Но халява в «Синтоне» не проходит, авторитет и настоящее уважение здесь будет иметь только тот, кто этого заслужит.

· А сыграв на жалости, от синтоновцев не получишь ничего, кроме жалости…

Читайте также

  • — Синтоновская закалка

    Лицо Клуба, или Синтоновцы без прикрас Синтон-программу любят, но не все Прошли те времена, когда психологов искали днем с огнем и радовались любому более-менее живому слову. Сейчас психологов стало много, а заинтересованных в них, похоже, что даже меньше. · Проблем… [читать подробенее]

  • — Синтоновская закалка

    Лицо Клуба, или Синтоновцы без прикрас Синтон-программу любят, но не все Прошли те времена, когда психологов искали днем с огнем и радовались любому более-менее живому слову. Сейчас психологов стало много, а заинтересованных в них, похоже, что даже меньше. · Проблем… [читать подробенее]

  • Источник: http://oplib.ru/random/view/863821

    Ссылка на основную публикацию