Симптом — психология

Общая характеристика психических расстройств

Симптом - психология

Алкоголизм & Здоровый Образ Жизни (ЗОЖ). Приступая к изучению психиатрии, важно сразу определить, что является собственно предметом ее изучения и что именно следует считать психическим расстройством.

У неспециалиста нередко возникает желание любой странный поступок человека, неожиданное высказывание рассматривать как расстройство психики. Этот подход неверен, так как он предполагает, что все люди в норме должны вести себя одинаково.

Противоречия во мнениях и стремлениях в человеческом обществе – вполне нормальное явление. Психиатры считают патологическим только такое поведение, которое ведет к дезадаптации в обществе, приносит страдание самому человеку или окружающим. Если какое-либо расстройство (патологический признак) многократно повторяется у разных больных, его рассматривают как симптом болезни. 

Симптом – некий повторяющийся у разных больных феномен, указывающий на патологию, болезненное отступление от естественного течения психических процессов, ведущее к дезадаптации.

Диагностическое значение различных симптомов может существенно отличаться. В психиатрии практически не существует патогномоничных симптомов, по которым можно было бы надежно установить диагноз. Однако описаны симптомы, довольно специфичные для того или иного заболевания.

Так, ощущение чтения чужих мыслей, передачи мыслей на расстоянии, насильственного вкладывания и отнятия мыслей довольно характерно для параноидной шизофрении. А вот нарушения сна, снижение настроения, тревога, повышенная утомляемость могут встретиться практически при любом психическом заболевании.

В большинстве учебников симптомы психических расстройств описаны в определенном порядке, в соответствии с основными сферами психики: восприятие, мышление, память, интеллект, эмоции, воля, поведение, сознание. Однако деление психики на сферы условно. В мозге нет специальных структур, ответственных за нарушение той или иной сферы, так как психика есть продукт целого организма.

Например, симптом галлюцинаций можно объяснить и как нарушение восприятия, и как вымысел (расстройство мышления), и как ожившие воспоминания (нарушения памяти), и как помрачение сознания. Поэтому важно представлять взаимосвязь между разными симптомами болезней, это явление взаимосвязи отражается в понятии синдрома.

Синдромом называют повторяющееся сочетание симптомов, тесно связанных между собой общими механизмами происхождения и характеризующих настоящее состояние больного.

СЕНСАЦИЯ! Врачи ошарашены! АЛКОГОЛИЗМ уходит НАВСЕГДА! Нужно всего лишь каждый день после еды… Читайте далее—>

Синдром – важнейшая диагностическая категория в психиатрии. Синдромальный диагноз не рассматривается только как один из этапов в установлении диагноза нозологического.

При решении многих практических вопросов психиатрии правильно описанный синдром значит много больше, чем верно определенный нозологический диагноз.

Понятно стремление медиков воздействовать непосредственно на причину болезни, однако причины большинства психических расстройств не определены, а основные лекарственные средства, применяемые в психиатрии, не оказывают нозологически специфичного действия. Терапия в большинстве своем основывается на ведущем синдроме.

Довольно часто синдромальный диагноз позволяет быстро определить необходимую тактику ведения больного.

Так, ярко выраженный депрессивный синдром предполагает наличие суицидальных мыслей, а потому четко указывает на необходимость срочной госпитализации и тщательного надзора.

В практике медицинских работников среднего звена знание синдромального диагноза помогает точнее понять существующие у пациента проблемы и сформулировать сестринский диагноз.

Наша постоянная читательница поделилась действенным методом, который избавил ее мужа от АЛКОГОЛИЗМА. Казалось, что уже ничего не поможет, было несколько кодирований, лечение в диспансере, ничего не помогало.

Помог действенный метод, который порекомендовала Елена Малышева.

ДЕЙСТВЕННЫЙ МЕТОД

Действующая международная статистическая классификация болезней МКБ-10 основывается в первую очередь на синдромальном принципе.

Вместе с тем взгляд специалиста на то или иное расстройство может зависеть от предполагаемого нозологического диагноза. Таким образом, можно говорить об определенном свойстве (окраске) синдрома и симптома в зависимости от того, при какой болезни он наблюдается.

Так, признаком большинства симптомов шизофрении является расщепление (схизис).

Расщепление – не симптом, а общая характеристика всех проявлений шизофрении, оно заключается в выраженной противоречивости симптоматики, сочетании взаимоисключающих феноменов, нарушении взаимодействия различных сфер психики.

Таким образом, при шизофрении мимика может противоречить внутренним переживаниям, поведение может расходиться с высказываемыми целями, сам больной может чувствовать, что внутри него существует несколько враждующих сил.

При эпилепсии многие симптомы и синдромы отличаются пароксизмальностъю, т.е. возникают внезапно, продолжаются короткое время и так же внезапно прекращаются. Хотя бред и галлюцинации нетипичны для эпилепсии, но если они возникают пароксизмально, то обычно указывают именно на это заболевание. Признаком истерии обычно является демонстративность, т.е.

стремление обратить на себя внимание. Поэтому все симптомы истерии яркие, заметные, иногда напоминают театральную игру. Бред и галлюцинации для истерии в целом нехарактерны, но если они возникают после тяжелой психической травмы, то также отличаются демонстративностью: они привлекательны, ярки, переменчивы, как бы следуют романтическому сюжету.

При описании психического состояния очень важно понимать глубину и степень выраженности симптоматики. Так, в психиатрии принято выделять расстройства невротического и психотического уровня.

Психоз

Психоз проявляется тяжелым нарушением психических процессов, при котором человек теряет способность правильно воспринимать и понимать окружающий мир и себя самого.

Человек может видеть и слышать то, чего нет на самом деле (галлюцинации), или с уверенностью высказывать нелепые суждения (бред). Он не понимает, что болен, ведет себя неправильно или даже опасно.

Поведение такого человека не позволяет ему адаптироваться в обществе даже на короткое время.

Психотические феномены всегда указывают на наличие какого-то психического заболевания (может быть и очень кратковременного), они не встречаются у психически здоровых людей. В некоторых случаях закон допускает госпитализацию и лечение больных в состоянии психоза без их согласия.

Признаки психоза:

• неправильное отражение окружающего мира (бред и галлюцинации);

• отсутствие критики (сознания болезни);

• нелепое или опасное поведение (психомоторное возбуждение, агрессивность, стремление к суициду, ступор, отказ от еды и др.).

Невротические расстройства

Невротические расстройства, напротив, характеризуются мягкостью и сглаженностью. Больные с неврозом правильно воспринимают мир и себя, они понимают имеющиеся нарушения психики, страдают и не могут избавиться от них усилием воли. Поведение пациентов с неврозом часто приводит к дезадаптации, но оно никогда не бывает нелепым или опасным.

Сами по себе невротические феномены (навязчивость, утомляемость, снижение настроения) не могут быть безусловным признаком психического заболевания.

Однако если они стойко сохраняются на протяжении длительного времени, постоянно повторяются, приносят больному много страданий, то их считают симптомами болезни.

Больной с неврозом волен сам решать, стоит ли ему лечиться, насильственная госпитализация этих больных законом не допускается.

Понятия невротического и психотического уровня не связаны с каким-либо определенным заболеванием. При одной и той же болезни состояние больного в разные периоды может быть как невротическим, так и психотическим.

Так, заболевание, в дебюте которого наблюдалась только невротическая (неврозоподобная) симптоматика, может прогрессировать и переходить в психоз. Своевременное и адекватное лечение может оборвать психоз и привести к тому, что невротическая симптоматика станет ведущей.

Существуют заболевания, при которых в течение всей жизни больного симптоматика никогда не выходит за рамки невротического уровня (группа собственно неврозов, циклотимия, малопрогредиентные формы шизофрении, психопатии).

Психиатрия: продуктивные и негативные симптомы

В психиатрии широко используется разделение симптомов на продуктивные и негативные. Такое деление важно для понимания возможного прогноза заболевания.

К продуктивной симптоматике (позитивная симптоматика, плюс-симптом) относят появление у пациента на фоне заболевания новых функций, усиление имеющихся свойств психики.

Примерами продуктивной симптоматики являются бред и галлюцинации, эпилептиформные припадки, психомоторное возбуждение, навязчивые идеи, сильное чувство тоски при депрессии.

Продуктивные симптомы отличаются нестойкостью, они хорошо поддаются воздействию лекарств, нередко могут проходить и без лечения.

Негативная симптоматика (дефект, минус-симптом) проявляется утратой имевшихся ранее функций, снижением способностей, ущербом психики. Примеры негативной симптоматики: утрата памяти (амнезия), интеллекта (слабоумие), неспособность испытывать яркие эмоциональные чувства (апатия).

Негативная симптоматика является стойкой, современные способы лечения могут лишь частично корригировать ее, но никогда не устраняют полностью, отмена поддерживающего лечения приводит к возвращению негативных симптомов. Не следует путать негативную симптоматику с временной беспомощностью больных в состоянии острого психоза.

Так, при остром алкогольном делирии больной теряет способность правильно считать, решать логические задания, однако позже эта способность восстанавливается. Поэтому глубину и тяжесть негативной симптоматики следует оценивать только по миновании острого приступа болезни.

Негативные симптомы отличаются стойкостью, эффективных методов лечения негативной симптоматики не существует.

Регистры психических расстройств

При оценке психического состояния больного важно не только видеть имеющиеся симптомы, но и понимать их изменения с течением времени. Наблюдения показывают, что эти изменения происходят не случайно, а в определенной последовательности.

При прогрессировании заболевания на мягкие симптомы наслаиваются все более тяжелые и грубые. Таким образом, при тяжелом психическом заболевании одновременно присутствуют и мягкие (невротические) и тяжелые (психотические) симптомы, образно эту мысль можно выразить фразой «в любой психоз входит невроз».

Традиционно сложилось представление о послойном, многоуровневом устройстве психики. Основоположник нозологического направления в психиатрии Э. Крепелин (1856-1926) выделял 3 регистра психических расстройств:

• невротические и аффективные, соответствующие неврозам и маниакально-депрессивному психозу;

• шизофренические;

• органические.

Симптомы более мягкие включаются в круг более тяжелых. Таким образом, при органических заболеваниях могут возникать любые известные в психиатрии расстройства.

Наименее специфичны невротические симптомы, они могут возникать при большем круге психических заболеваний (и при психозах, и при неврозах). В целом складывается впечатление о неспецифичности психопатологических симптомов, так как одни и те же проявления могут встречаться при самых различных заболеваниях.

Однако для каждого заболевания существует свой предельно допустимый регистр, выше которого развитие болезни происходить не может. Даже при самом тяжелом и длительном течении неврозов никогда не возникает бреда и апатико-абулического синдрома, а тяжелые формы шизофрении никогда не проявляются судорожными припадками и корсаковским синдромом.

Публикуется по: Ю.Г. Тюльпин. Психические болезни с курсом наркологии.

Алкоголизм & Здоровый Образ Жизни (ЗОЖ)

Также рекомендуем прочитать:

  • Испробовано множество способов, но ничего не помогает?
  • Очередное кодирование оказалось неэффективным?
  • Алкоголизм разрушает вашу семью?

Не отчаивайтесь, найдено эффективное средство он алкоголизма. Клинически доказанный эффект, наши читатели испробовали на себе … Читать далее>>

Источник: http://alcoholismhls.ru/2013/09/14/obshhaya-xarakteristika-psixicheskix-rasstrojstv/

Психические расстройства

Психические расстройства

Психические расстройства – это общее понятие, которое включает в себя не только психические заболевания, но и состояния психики, отличные от нормальных.

Не каждое психическое расстройство является медицинской проблемой, так как не всегда его причины кроются в наличии органической патологии.

Согласно статистике, каждый четвёртый человек на земле имеет (или испытывал когда-либо в жизни) то или иное расстройство поведения или психики.

Причины возникновения

На сегодняшний день причины некоторых психических патологий достоверно не известны. Однако в зависимости от типа расстройства, существуют определённые факторы, способствующие их развитию. Так, выделяют биологические, психологические факторы и факторы среды.

Некоторые психические заболевания могут иметь генетическое происхождение, то есть передаваться по наследству. Таким образом, это является первой биологической причиной. Также существует множество патологий и заболеваний, ведущих к повреждению определённых участков головного мозга, что может спровоцировать поведенческие и психические изменения.

Факторы окружающей среды в большой степени влияют на психическое здоровье человека. Так, статистически было установлено, что душевные болезни и расстройства чаще встречаются среди малообеспеченного населения. Кроме того, бесконечно возрастающий уровень стресса в обществе, безусловно, часто является причиной возникновения многих психических расстройств.

Психологическим фактором называют комбинацию неблагоприятной наследственности (биологического фактора) и реакции на экзогенные раздражители (факторы окружающей среды). 

Симптомы

Симптомы психических расстройств разнятся в зависимости от типа расстройства, согласно классификации. Однако можно выделить перечень характерных для нарушения психики признаков. Основными симптомами являются нарушения мышления, поведения и настроения.

Люди с психическими расстройствами часто могут не адекватно оценивать ситуацию и своё положение в ней, испытывать эмоции несоразмерные произошедшей ситуации, то есть слишком сильно расстраиваться или радоваться чему-либо, а иногда — вообще не проявлять никаких чувств.

У таких людей могут нарушаться причинно-следственные и логические связи, внезапно возникать резкие и категорические суждения о чем-либо или о ком-либо (даже о самом себе).

Также при многих видах психических расстройств у пациентов наблюдается нарушение в привычных формах поведения, иногда, выходящие за рамки общественной морали. Человек может спонтанно демонстрировать чрезмерную агрессивность или наоборот — апатичность.

Также существует много симптомов, характерных для определённых видов психических расстройств, включая галлюцинации, навязчивые идеи, нарушения сна, потерю памяти, депрессию и т.д.

Диагностика

Психическое расстройство может быть диагностировано на основании возникновения определённых поведенческих расстройств и наличия (или отсутствия) определённых соматических заболеваний. Диагноз может быть выставлен врачом-психиатром.

Читайте также:  Предсознание - психология

Виды заболевания

Согласно МКБ-10 психические расстройства подразделяют на следующие группы:

  • органические, симптоматические расстройства — расстройства, спровоцированные явными нарушениями или травмами головного мозга;
  • психические расстройства, вызванные применением психоактивных веществ — как следует из названия, к этой категории относятся психические дисфункции, спровоцированные употреблением психоактивных веществ, включая наркотики, алкоголь и лекарственные препараты;
  • шизотипические расстройства — категория бредовых расстройств психики, включающая шизофрению и многие острые психические расстройства;
  • аффективные расстройства — расстройства настроения и поведения;
  • невротические — расстройства, связанные с физическими факторами и факторами окружающей среды;
  • поведенческие расстройства, связанные с физиологическими нарушениями;
  • возрастные расстройства поведения и личности;
  • умственная отсталость;
  • нарушение психологического развития;
  • эмоциональные и поведенческие расстройства, начавшиеся в детском возрасте;
  • неуточнённые расстройства.

Действия пациента

При обнаружении у себя или близких каких-либо симптомов психического расстройства (изменения в поведении, мышлении или эмоциональных реакциях) рекомендуется обратиться к психиатру для обследования.

Лечение

Лечение психических расстройств зависит от их типа. Применяется как медикаментозное, так и психотерапевтическое лечение. При тяжёлых психических расстройствах может понадобиться госпитализация в психиатрическую клинику. Лечение лёгких расстройств может проходить амбулаторно и путём посещения сеансов психотерапии.

Осложнения

Следует помнить, что многие психические расстройства без надлежащей терапии имеют свойство прогрессировать и несут потенциальную опасность как для самого пациента, так и для окружающих.

В качестве профилактики психических расстройств рекомендуется не поддаваться стрессу, отводить достаточно времени для отдыха и вести активную социальную жизнь.

Источник: http://www.likar.info/bolezni/Psihicheskie-rasstrojstva/

Основные симптомы и синдромы психических расстройств
Э.Г. Рытик, Е.С. Акимкина

Термин «психическое расстройство» относится к огромному числу разных  болезненных состояний. Чтобы научиться ориентироваться  в них, понять их суть, воспользуемся опытом изложения учения об этих расстройствах, то есть психиатрии, в учебниках, предназначенных для специалистов.

Изучение психиатрии (греч. psyche – душа, iateria – лечение) традиционно начинают с представления общей психопатологии и лишь затем переходят к частной психиатрии.

К общей психопатологии относится изучение симптомов и синдромов (признаков) психических заболеваний, поскольку любая болезнь, и в том числе психическая – это, прежде всего совокупность её определенных проявлений.

Частная психиатрия даёт описание конкретных психических заболеваний – причин их возникновения, механизмов развития, клинических проявлений, лечения, мер профилактики.

Обратим внимание читателя на то, что определение  таких важных терминов, как «симптом», «синдром», «позитивные и негативные синдромы», «психоз» было дано выше, в лекции 2.

Рассмотрим основные симптомы и синдромы психических расстройств в порядке их утяжеления – от легких к более глубоким.

Астенический синдром
Астенический синдром (астения) – широко распространенное состояние, которое проявляется повышенной утомляемостью, истощаемостью, снижением работоспособности.

У людей с астеническими расстройствами наблюдаются слабость, неустойчивость настроения, для них характерны впечатлительность, сентиментальность, слезливость; их легко растрогать, они легко раздражаются, теряют самообладание из-за любой мелочи.

Астеническим состояниям свойственны также частые головные боли, нарушения сна (он становится поверхностным, не приносит отдыха, днем отмечается повышенная сонливость).

Астения является неспецифическим расстройством, т.е. может наблюдаться практически при любых психических заболеваниях, а также при соматических, в частности после операций, тяжелых инфекционных болезней, или при переутомлении. 

Навязчивости
Навязчивостями называют переживания, при которых у человека помимо воли возникают какие-либо особые мысли, страхи, сомнения. При этом человек признает их как собственные, они посещают его вновь и вновь, от них невозможно избавиться, несмотря на критическое отношение к ним.

Навязчивые расстройства могут проявляться в возникновении мучительных сомнений, совершенно неоправданных, а иногда просто нелепых мыслей, в непреодолимом желании пересчитывать все подряд.

Человек с такими расстройствами может по нескольку раз проверять, выключил ли в квартире свет, закрыл ли входную дверь, причем стоит ему отойти от дома, как сомнения вновь овладевают им.

К этой же группе расстройств относятся навязчивые страхи – боязнь высоты, закрытых помещений, открытых пространств, поездок в транспорте и многие другие.

Иногда, чтобы  снять тревогу, внутреннее напряжение, немного успокоиться, люди, испытывающие навязчивые страхи и сомнения, совершают определенные навязчивые действия, или движения (ритуалы).

К примеру, человек с навязчивым страхом загрязнения может  часами находиться в ванной комнате, многократно мыть руки с мылом, а если его что-то отвлекло, вновь и вновь начинать всю процедуру заново. 

Аффективные синдромы
Эти психические расстройства являются наиболее распространенными. Аффективные синдромы проявляются стойкими изменениями настроения, чаще его снижением – депрессией, или повышением – манией.

Аффективные синдромы  нередко встречаются в самом начале психического заболевания. Они могут оставаться преобладающими на всем его протяжении, но могут усложняться, длительно сосуществовать с другими, более тяжелыми психическими расстройствами. При обратном развитии болезни депрессия и мания зачастую исчезают последними.

Говоря о депрессии, мы, прежде всего, имеем в виду следующие её проявления. 1.  Снижение настроения, чувство подавленности, угнетенности, тоски, в тяжелых случаях ощущаемое физически как тяжесть, или боль в груди. Это крайне тягостное для человека состояние. 2. Снижение психической активности (мысли становятся более бедными, короткими, расплывчатыми).

Человек в таком состоянии отвечает на вопросы не сразу – после паузы, дает краткие, односложные ответы, говорит медленно, тихим голосом. Довольно часто больные депрессией отмечают, что затрудняются вникнуть в смысл заданного им вопроса, в суть прочитанного, жалуются на снижение памяти.

Такие больные с трудом принимают решения, не могут переключиться на новые виды деятельности.

3. Двигательное торможение – больные испытывают слабость, вялость, расслабленность мышц, говорят об усталости, их движения замедленны, скованны.

Помимо перечисленного, характерными проявлениями депрессии являются: · чувство вины, идеи самообвинения, греховности; · чувство отчаяния, безысходности, тупика, что очень часто сопровождается мыслями о смерти и попытками самоубийства; · суточные колебания состояния, чаще с некоторым облегчением самочувствия к вечеру;

· нарушения сна (ночной сон поверхностный, прерывистый, с ранними пробуждениями, тревожными сновидениями, сон не приносит отдыха).

Депрессии могут также сопровождаться потливостью, тахикардией, колебаниями артериального давления, ощущением жара, холода, зябкости, снижением аппетита, потерей массы тела, запорами (иногда со стороны пищеварительной системы возникают такие симптомы, как изжога, тошнота, отрыжка).

Депрессии характеризуются высоким риском совершения самоубийства!

 Внимательно прочитайте приведенный ниже текст – это поможет Вам вовремя заметить появление суицидальных мыслей и намерений у человека с депрессией.  

При наличии депрессии  о возможности  попытки самоубийства свидетельствуют: · высказывания больного человека о своей ненужности, виновности, грехе; · чувство безнадежности, бессмысленности жизни, нежелание строить планы на будущее; · внезапное успокоение после длительного периода тревожности и тоски; · накопление лекарственных препаратов;

· внезапное желание встретиться со старыми друзьями, попросить прощение у близких, привести в порядок свои дела, составить завещание. 

Появление суицидальных мыслей и намерений является показанием к немедленному обращению к врачу, решению вопроса о госпитализации в психиатрический стационар!

 Мании (маниакальные состояния) характеризуются следующими признаками. 1. Повышенное настроение (веселье, беззаботность, радужность, непоколебимый оптимизм). 2. Ускорение темпа психической деятельности (появление множества мыслей, разнообразных планов и желаний, идей завышенной оценки собственной личности).

3. Двигательное возбуждение (чрезмерная оживленность, подвижность, говорливость, ощущение избытка энергии, стремление к деятельности).

Для маниакальных состояний, как и для депрессий, характерны нарушения сна: обычно люди с этими расстройствами мало спят, однако короткого сна им достаточно, чтобы ощущать себя бодрыми, отдохнувшими.

При мягком варианте маниакального состояния (так называемой гипомании) человек испытывает подъем творческих сил, повышение интеллектуальной продуктивности, жизненного тонуса, работоспособности. Он может много работать и мало спать. Все события воспринимаются им с оптимизмом.

Если гипомания переходит в манию, то есть состояние становится более тяжелым, к перечисленным проявлениям присоединяются повышенная отвлекаемость, крайняя неустойчивость внимания и как следствие потеря продуктивности.

Зачастую люди в состоянии мании выглядят легковесными, хвастунами, их речь изобилует шутками, остротами, цитатами, мимика оживлена, лицо раскрасневшееся.

При разговоре они часто меняют позу, не могут усидеть на месте, активно жестикулируют.

Характерными симптомами мании являются повышение аппетита, усиление сексуальности. Поведение больных бывает несдержанным, они могут устанавливать множественные сексуальные связи, совершать малообдуманные и подчас нелепые поступки.

Веселое и радостное настроение может сменяться раздражительностью и гневливостью. Как правило, при мании утрачивается понимание болезненности своего состояния. 

Сенестопатии
Сенестопатиями (лат.

sensus – чувство, ощущение, pathos – болезнь, страдание) называют симптомы психических расстройств, проявляющиеся крайне разнообразными необычными ощущениями в теле в виде покалывания, жжения, скручивания, стягивания, переливания и пр.

, не связанными с заболеванием какого-либо внутреннего органа. Сенестопатии всегда уникальны, ни на что не похожи. Неопределенный характер этих расстройств вызывает серьёзные затруднения при попытке их охарактеризовать.

Для описания таких ощущений больные иногда используют собственные определения («шуршит под ребрами», «хлюпает в селезенке», «кажется, что отрывается голова»). Нередко сенестопатии сопровождаются мыслями о наличии какой-либо соматической болезни, и тогда речь идет об ипохондрическом синдроме. 

Ипохондрический синдром
Для этого синдрома характерны упорная озабоченность собственным здоровьем, постоянные мысли о наличии серьезного прогрессирующего и, возможно, неизлечимого соматического заболевания.

Люди с таким расстройством предъявляют упорные жалобы соматического характера, часто истолковывая нормальные или обычные ощущения как проявления заболевания.

Несмотря на отрицательные результаты обследований, разубеждения специалистов, они регулярно посещают разных врачей, настаивая на дополнительных серьезных обследованиях, повторных консультациях. Нередко ипохондрические расстройства развиваются на фоне депрессии.

Иллюзии
При возникновении иллюзий реально существующие предметы воспринимаются человеком в измененном – ошибочном виде.

Иллюзорное восприятие  может иметь место и на фоне полного психического здоровья, когда оно является проявлением одного из законов физики: если, например, посмотреть на какой-то предмет под водой, он будет казаться значительно более крупным, чем в реальности.

Иллюзии могут появляться и под влиянием сильного чувства – тревоги, страха. Так, ночью в лесу деревья могут восприниматься как какие-то чудища. При патологических состояниях реальные образы и предметы могут восприниматься в причудливо-фантастическом виде: рисунок обоев – «сплетением червей», тень от торшера – «головой страшного ящера», узор на ковре – «прекрасным  невиданным пейзажем».

Галлюцинации
Так называют расстройства, при которых человек с нарушенной психикой видит, слышит, ощущает то, чего не существует в реальной действительности.

Галлюцинации подразделяются на слуховые, зрительные, обонятельные, вкусовые, тактильные, галлюцинации общего чувства (висцеральные, мышечные). Однако возможна и их комбинация (к примеру, больной человек может видеть в своей комнате группу незнакомых людей, слышать, как они переговариваются).

Слуховые галлюцинации проявляются в патологическом восприятии больным каких-то слов, речей, разговоров (словесные галлюцинации), а также отдельных звуков или шумов.

Словесные галлюцинации могут быть самыми разными по содержанию – от так называемых окликов, когда больной человек слышит голос, называющий его по имени или по фамилии, до целых фраз, разговоров с участием одного или нескольких . Больные называют словесные галлюцинации «голосами».

Иногда  «голоса» носят повелительный характер – это так называемые императивные галлюцинации, когда человек слышит приказание молчать, ударить, убить кого-либо, нанести повреждение себе. Такие состояния очень опасны как для самих больных, так и для окружающих, и потому являются показанием к серьезному медикаментозному лечению, а также к особому наблюдению и уходу.

Зрительные галлюцинации могут быть элементарными (в виде искр, дыма), либо предметными. Подчас больной видит целые сцены (поле боя, ад).

Обонятельные галлюцинации чаще всего представляют собой мнимое ощущение неприятных запахов (гниения, тления, ядов, какой-то пищи), реже незнакомых или приятных.

Тактильные галлюцинации  возникают преимущественно в позднем возрасте, при этом больные испытывают жжение, зуд, укусы, боль, другие ощущения, прикосновения к телу.

В тексте, помещенном ниже перечислены признаки, по которым можно определить или хотя бы заподозрить наличие у больного человека слуховых и зрительных галлюцинаторных расстройств.

Признаки наличия слуховых и зрительных  галлюцинаций: · разговоры с самим собой, напоминающие беседу (например, эмоциональные ответы на какие-то вопросы); · неожиданный смех без причины; · встревоженный и озабоченный вид; · трудности сосредоточения на теме разговора или определенной задаче;

· человек к чему-то прислушивается или видит то, чего Вы не можете увидеть.

Бредовые расстройства
По мнению специалистов, такие нарушения относятся к основным признакам психозов. Определить, что такое бред, – задача непростая. При этих расстройствах даже психиатры нередко расходятся в оценке состояния больного.

Выделяют следующие признаки бреда. 1. В основе его лежат неправильные умозаключения, ошибочные  суждения, ложная убежденность. 2.

Бред всегда возникает на болезненной основе – это всегда симптом болезни. 3.

Бред не поддается коррекции или разубеждению со стороны, несмотря на явное противоречие с действительностью человек с бредовым расстройством полностью убежден в достоверности своих ошибочных идей.

4. Бредовые убеждения имеют для больного чрезвычайную значимость, так или иначе, определяют его поступки и поведение. 

Читайте также:  Игротека - психология

Бредовые идеи чрезвычайно разнообразны по своему содержанию. Это могут быть идеи: · преследования, отравления, воздействия, материального ущерба, колдовства, порчи, обвинения, ревности; · самоуничижения, самообвинения, ипохондрический, отрицания; · изобретательства, высокого происхождения, богатства, величия;

· любовный, эротический бред.

Бредовые  расстройства неоднозначны  и по своей форме. Выделяют так называемый интерпретативный бред, при котором доказательствами основной бредовой идеи являются односторонние интерпретации повседневных событий и фактов.

Это довольно стойкое расстройство, когда у больного человека нарушается отражение причинно-следственных связей между явлениями. Такой бред всегда по-своему логически обоснован. Страдающий этой формой бреда человек может бесконечно доказывать свою правоту, приводить массу доводов, дискутировать.

Содержание интерпретативного бреда может отражать все человеческие чувства и переживания.

Еще одной формой бреда является чувственный, или образный бред, который возникает на фоне тревоги, страха, растерянности, выраженных расстройств настроения, галлюцинаций, нарушений сознания. Такой бред наблюдается при остро развившихся болезненных состояниях.

В этом случае при формировании бреда отсутствуют доказательства, логические посылки, особым – «бредовым» образом воспринимается все окружающее. Часто развитию синдрома острого чувственного бреда предшествуют такие явления, как дереализация и деперсонализация.

 

Дереализацией называют ощущение измененности окружающего мира, когда все вокруг воспринимается как «нереальное», «подстроенное», «искусственное», деперсонализацией – ощущение изменённости собственной личности. Больные с деперсонализацией характеризуют себя как «потерявших собственное лицо», «поглупевших», «утративших полноту чувств». 

Кататонические синдромы
Так определяют состояния, при которых преобладают нарушения в двигательной сфере: заторможенность, ступор (лат. stupor – оцепенение, неподвижность) или, напротив, возбуждение.

При кататоническом ступоре часто повышен тонус мышц. Это состояние характеризуется полной обездвиженностью, а также полным молчанием, отказом от речи. Человек может застыть в самой необычной, неудобной позе –  вытянув руку, подняв одну ногу, с приподнятой над подушкой головой.

Для состояния кататонического возбуждения характерны хаотичность, нецеленаправленность, повторяемость отдельных движений, которые могут сопровождаться либо полным молчанием, либо выкрикиванием отдельных фраз или слов.

Кататонические синдромы могут отмечаться и при ясном сознании, что свидетельствует о большой тяжести расстройств, и сопровождаться помрачением сознания. В последнем случае речь идет о более благоприятном течении заболевания.

Синдромы помрачения сознания
Эти состояния встречаются не только при психических расстройствах, но и у тяжелых соматических больных. При помрачении сознания затрудняется восприятие окружающего, нарушается контакт с внешним миром.

Существует несколько синдромов помрачения сознания. Их характеризует ряд общих признаков. 1. Отрешенность от внешнего мира.

Больные не в состоянии осознать происходящее, в результате чего нарушается их контакт с окружающими. 2. Нарушение ориентировки во времени, месте, ситуации и в собственной личности. 3.

Нарушение мышления – утрата способности правильно, логически мыслить. Иногда отмечается бессвязность мышления.

4. Нарушение памяти. В период помрачения сознания нарушается усвоение новой информации и воспроизведение имеющейся. После выхода из состояния нарушенного сознания у больного может отмечаться частичная или полная амнезия (запамятование) перенесенного состояния.

Каждый из перечисленных симптомов может встречаться при разных психических расстройствах, и только их сочетание  позволяет говорить о помрачении сознания.

Приведенные симптомы обратимы. При восстановлении сознания они исчезают. 

Слабоумие (деменция)
Слабоумием называют глубокое обеднение всей психической деятельности человека, стойкое снижение всех интеллектуальных функций. При слабоумии ухудшается (а иногда и полностью утрачивается) способность к приобретению новых знаний, их практическому использованию, нарушается приспособляемость к окружающему миру.

Специалисты различают приобретенную патологию интеллекта (деменцию, или слабоумие), которая развивается в результате прогрессирования некоторых психических заболеваний, и врожденную (олигофрению, или малоумие).

Резюмируя изложенное, отметим, что в данной лекции приведена информация о наиболее часто встречающихся симптомах и синдромах психических расстройств. Она поможет читателю лучше разобраться в том, что представляют собой конкретные психические заболевания, такие как шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, неврозы, описанию которых посвящена следующая лекция.

Источник: http://www.familymh.ru/lectio_f3

психологический симптом — это… Что такое психологический симптом?

  • симптом — характерные проявления, признаки психических или органических нарушении и заболеваний, свидетельствующие об изменении обычного или нормального функционирования организма. Согласно З. Фрейду, происходят от вытесненного, будучи одновременно и его… …   Большая психологическая энциклопедия
  • Симптом — (symptom) физический или психологический признак расстройства …   Общая психология: глоссарий
  • КАСПЕРА СИМПТОМ — (англ. Casper symptom) навязчивый страх покраснеть, смутиться под взглядом посторонних. Син. эритрофобия (erythrophobia). См. Неврозы, Фобии. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 …   Большая психологическая энциклопедия
  • Мифология современная — феномен, характерный для массовой психологии XX в. описан К.Г. Юнгом, показавшим архетипическую природу мифа о летающих тарелках . М. с. имеет опору в коллективном бессознательном, которое порождает доверие к ложным интерпретациям действительных… …   Психологический лексикон
  • Нарушение Конверсивное (Conversion Disorder) — психологический конфликт или потребность, которая проявляется в виде органической дисфункции или какого либо физического проявления болезни. Больной может ослепнуть, оглохнуть, потерять чувствительность, у него может нарушиться походка или… …   Медицинские термины
  • Вытеснение — в психоанализе гипотетический психологический процесс, препятствующий: а) появлению в сознании травмирующих переживаний; б) устраняющий из сознания психотравмирующие переживания. Этот механизм психологической защиты, как и большинство других,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
  • акалькулия — (от греч. а отрицат. частица и лат. calculo счет, вычисление) нарушение счета и счетных операций как следствие поражения различных областей коры головного мозга. Хомская Евгения Давыдовна Краткий психологический словарь. Ростов на Дону: «ФЕНИКС» …   Большая психологическая энциклопедия
  • Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… …   Литературная энциклопедия
  • ИСТЕРИЯ — ИСТЕРИЯ. Этиология………………. 800 Патогенез……………….. 802 Симптоматология…………… 805 Диагноз и прогноз ………….. 814 Лечение ………………. 815 Истерия (от греч. hystera матка), заболевание,… …   Большая медицинская энциклопедия
  • ПСИХОЛОГИЯ — наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких… …   Энциклопедия Кольера
  • аутизм — Термин, введенный Блейлером для обозначения формы мышления, характеризующейся ослаблением или потерей контакта с реальной действительностью, отсутствием стремления к общению и чрезмерным фантазированием. Глубокий аутизм, согласно Блейлеру,… …   Большая психологическая энциклопедия

Источник: https://universal_ru_en.academic.ru/2298602/%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D1%82%D0%BE%D0%BC

Гештальт техника работы с психологическим симптомом «Треугольник Симптома»

Гештальт техника работы с психологическим симптомом

Психосоматика изучает симптомы психологических проблем или психологические причины соматических болезней. Чтобы убрать психологический симптом нужно пройти по треугольнику симптома или усилить его. Об этих и других техниках работы  с симптомами в психологии.

Симптомы психологической проблемы: психосоматика

Каждый физиологический симптом имеет психологический корни на уровни личности и поведения. Изучением психологических причин проблемы на уровне тела занимается психосоматика.

Сегодня разберем на примерах, как работая с симптомом психологической проблемы или источника боли, мы убираем физический или телесный симптом. В частности, рассмотрим треугольник симптома.

Психосоматика симптома мигрени

Психологический симптом мигрени

Посмотрите на картинку «Психосоматика симптома мигрени». Слева на карте расположены психосоматические причины симптома мигрени, а справа — способы их преодолеть, тем самым убирая мигрень.

Как убрать симптом мигрени: психологический путь

Обратите внимание, что в технике работы с психосоматикой «мигрень» Вы ищите психологические причины симптома и находите сами или с психологом психологические решения проблем.

Таким образом Вы можете спроецировать эти причины мигрени на другие симптомы и проработать их аналогичным образом. 

Как преодолеть симптом вегето сосудистой дистонии

Аналогичным образом пытаемся понять, что означает психологически и физиологически ВСД или вегето сосудистая дистония.

Психология симптома ВСД

Расшифруем термин ВСД — с чем связано каждое слово этого термина:

Причины ВСД: Система убеждений — Нарушение мышления — Подавленные в мышцах эмоции — ВСД

Избавление от ВСД — Осознание и высвобождение эмоций — Исправление нарушений мышления и глубинных убеждений

Избавиться от ВСД за 4 сеанса с автором блога >>>

Определение психологического симптома

Психологическим симптомом мы будем называть все то, что идет от личности, но при этом мешает самой личности испытывать и поддерживать состояние психологического комфорта и равновесия с окружающим миром.

Работа  с симптомом будет успешной, если за основу мы примем следующую точку опоры: «Наши симптомы — это вовсе не наши симптомы, а мы сами».

Мысли как психологический симптом — видео техника работы с мыслями

Как убрать симптом негативных мыслей — видео Руслана Янгаева.

Посмотрите видео, проделайте технику работы с негативными мыслями и отпишитесь в комментариях о результатах работы с этим симптомом. 

Гештальт техника работы с симптомом: Треугольник Симптома

Перед Вами Треугольник Симптома, который показывает 3 этапа работы с психологическим симптомом в гештальт технике.

Треугольник психологического симптома: гештальт техника

Формула Треугольника Симптома:

    Как видите, моя Клиентка прошла 3 шага гештальт техники работы с симптомом «кома в горле» и осознала, что вслед за матерью подавляет свободу самовыражаться. Как только работа была проделана и Клиентка наметила пути и способы проявлять свободно свое Я, ком в горле волшебным образом растворился.

    Поделитесь Треугольником Симптома в социальной сети:

    Гештальт работа с симптомом ИМПОТЕНЦИЯ

    Не следует ли мне поменьше заниматься своей персоной и побольше интересоваться окружением, не боясь напряжения и затраты энергии?

    Гештальт техника работы с симптомом СТРАХ ОДИНОЧЕСТВА

    Достаточно того, что я ценю себя и свою пустоту, которую я всегда смогу заполнить собой или другими людьми?

    Гештальт работа с симптомом ЗАПОР

    Не пора ли мне свой ум сделать более открытым?

    Если Вам нужна помощь психолога в работе с Вашим симптомом — обращайтесь к автору блога

    Источник: http://PsymanBlog.ru/samoterapiya-dushi/simptomy-psixologicheskoj-problemy-ubrat-psixologicheskij-simptom-treugolnik-simptoma/

    «Психотехника парадокса»

    «Психотехника парадокса»

    Во всех теориях психотерапии особое внимание уделяется феномену, называемому симптомом, или болезненным проявлением. Каждая из них определяет, чем является «симптом» и предлагает свой способ лечения. Большинство теорий психопатологии и психотерапии описывает симптомы как явления исключительно негативные.

    Согласно традиционному подходу, симптом — это неестественное поведение, странное, неконтролируемое, являющееся проявлением слабости. Это поведение воспринимается в качестве врага как носителем симптома, так и психотерапевтом.

    Из этого следует, что задачей пациента и терапевта является преодоление или «излечение» симптома.

    Парадоксальная психотерапия предполагает, что симптом является «другом». Человек, представляющий такой подход, принимает симптом и сотрудничает с ним.

    Он идёт ему навстречу, вместо того, чтобы прятаться от него; он учится у него таким образом, каким можно чему-нибудь научиться из беседы с другом.

    Прежде чем мы представим парадоксальный взгляд на симптом, рас¬смотрим его с перспективы трёх главных парадигм психологии, благодаря чему мы узнаем исторический контекст.

    Исходя из психоаналитической парадигмы, симптомы являются отражением неосознаваемых конфликтов. Рыхляк (1973) считает, что в действительности аналитик ставит вопрос: «Каких два противоречивых стремления символизирует симптом?» (стр. 65).

    Развитие симптомов было представлено Фрейдом в трёхэтапной модели (Рыхляк, 1973). На первом этапе желанию, проявляемому «ид», противостоит противоположное желание со стороны «эго». Это может быть сильное, но подавляемое желание, ощущаемое сыном по отношению к матери (неразрешённый комплекс Эдипа).

    Затем происходит первоначальное вытеснение, результатом которого является фиксация. С приходом генитальной фазы происходит рост энергии либидо, которая разжигает подавленные ранее желания «ид». «Эго» уже не в состоянии противостоять вытесняемым мыслям.

    Желания выявляются в форме телесных или же невротических проявлений. Как пишет Фрейд, «симптом является символом и заменителем удовлетворения инстинктивных желаний, которые остаются ограниченными; он является следствием процесса вытеснения» (1959).

    Лечение симптома заключается в «переработке» вытесненного материала с помощью таких аналитических техник, как свободные ассоциации, анализ сновидений и т.д. (Хевенс, 1973)

    . Второй психологической парадигмой является бихевиоризм. Бихевиористы рассматривают симптом как неадаптированную (maladaptive) заученную реакцию. В отличие от психоаналитической интерпретации, бихевиористская теория не приписывает симптомам никакого значения и функций. Здесь симптом не связан с неосознанным конфликтом и ничего собой не символизирует.

    Бихевиористы приводят четыре механизма возникновения симптома (Calhoun, 1977). Во-первых, симптом может обнаружиться при дефиците или избытке поведенческих реакций.

    Читайте также:  Высшая нервная деятельность - психология

    Во-вторых и в-третьих, он может свидетельствовать о неправильной связи между стимулом и реакцией (или неправильном контроле стимулов) — реакция (симптом) появляется без подходящего раздражителя, или же раздражитель не вызывает соответствующей реакции.

    И, наконец, иногда поведение (симптом) формируется надлежащей усилительной системой — такой, которая вызывает поведение, отличающееся от поведения обычного человека. В поведенческой терапии лечение концентрируется непосредственно на симптоме. Существует множество поведенческих стратегий, направленных на ликвидацию симптома. Бихевиористы, без сомнения, считают симптом своим врагом и стараются избавится от него.

    Третьей по счёту появилась экзистенционально-гуманистическая парадигма. Она не такая цельная, связная и систематизированная, как поведенческий или психоаналитический подходы.

    Поэтому сделать некие общие выводы относительно образа восприятия симптомов в данном случае значительно труднее, а может быть и вообще невозможно.

    Экзистенциально-гуманистическая психология концентрируется не столько на симптомах, сколько на том, что сдерживает, или блокирует пациента и не позволяет ему самореализоваться, т.е. принять самого себя таким, каков он есть, пойти на откровенный разговор и отыскать смысл жизни.

    Наиболее ярким представителем гуманистической школы является Роджерс. Он считал (1951), что главным экзистенциальным симптомом является тревога. Когда структура «я» человека не согласуется с объективными данными, он чувствует себя подверженным опасности.

    Тревога (симптом) является реакцией на воспринимаемую опасность. В таком случае человек пытается опровергать несоответствие или же искажать его с помощью различных защитных механизмов.

    Экзистенциальные психологи боле благосклонно относятся к симптому, воспринимая его как определённую форму информации о пациенте. К примеру, Бинсвангер видит в симптоме сообщение, касающееся экзистенциальной ситуации личности (1958, стр. 213).

    Кроме того симптом должен являться для человека бегством или же «путём выхода» из жизненной ситуации (1963, стр. 462).

    Из всех психологов-экзистенциалистов наиболее благосклонно к симптому относится Франкл. Его техника «парадоксального намерения» предполагает использование симптома как друга. Франкл выдвинул теорию: невроз вызывается механизмом обратной связи — реакцией на страх ожидания являются симптомы.

    Он утверждал, что «реакцией на данный симптом является фобия; фобия вызывает симптом, который в свою очередь усиливает фобию» (1959, стр. 130). По мнению Франкла, единственным способом разорвать этот замкнутый круг является применение техники парадоксального намерения.

    Экзистенциальная психология, в отличие от гуманистической, делает ударение на симптом как элемент социальной системы.

    Босс (1963) подчёркивает, что «мы не сможем во всей полноте и правильно понять ни одного патологического проявления, пока не признаем его нарушением в структуре социальных связей, из которых складывается экзистенция данного человека; все психиатрические диагнозы в сущности являются лишь социологическими утверждениями» (стр. 56).

    Данный краткий обзор выявляет один интересный факт, а именно доказывает, что симптомы воспринимаются во всё более позитивном свете. Многие психологи, придерживающиеся экзистенциально-гуманистической ориентации, воспринимают симптомы таким же образом, что и приверженцы парадоксальной терапии.

    Возможно поводом к этому изменению послужило Осознание того, что негативный ярлык способствует закреплению данного поведения по принципу самоисполняющегося предсказания (Розенталь, 1973).

    Такой ярлык оказывает влияние на поведение пациента, а также на то, каким образом он воспринимает его и как трактует окружение. Кроме того, хотя ярлык может относиться к какому-то единичному аспекту поведения пациента, он распространяется на всю его личность.

    Итак, ребёнка лишённого возможности видеть, называют «слепым ребёнком». Данное обобщение ведёт к опущению и деформации козырей ребёнка. Во многих случаях негативные ярлыки распространяются не только на всю индивидуальность человека, но и на систему, в которой этот человек живёт.

    Ярлык шизофреника почти автоматически влечёт за собой предположение, что у человека «шизофреногенная» мать, и что в семье имеют место специфические, патогенные родительские интеракции.

    Согласно парадоксальной парадигме, симптом трактуется как инструмент изменения именно потому, что его существовавшей до сих пор функцией было недопущение изменения в семейной системе. Короче говоря, парадоксальный подход предписывает симптом.

    Терапевт советует пациенту продолжать проявлять или даже преувеличивать свои симптомы. Естественно, существует много вариантов использования патологических проявлений в качестве инструментов изменения, о чём пойдёт речь в следующих разделах книги.

    Помимо Вацлавика (1974) теорию симптомов предложил и другой пионер парадоксальной терапии — упоминавшийся в предыдущем разделе Милтон Эриксон. Он рассматривал симптом как избранный пациентом метод коммуникации с терапевтом. Поэтому он одобрял симптом, но давал ему такое определение, которое бы позволило изменить его.

    Его не интересовали «источники» симптома, он не пытался разъяснить пациенту динамику патологического проявления. Кроме того Эриксон отошёл от аналитической концепции замены симптома (symptom substitution).

    Он убедился в том, что после избавления от данного симптома пациент не заменял его другим; более того, избавление от одного болезненного проявления часто вело к излечению от остальных. Эриксон любил создавать такую терапевтическую ситуацию, в которой один симптом мог быть использован в лечении иных симптомов.

    Кроме того, он подходил к патологическому проявлению не как к составляющей болезни, а как к избранному пациентом способу, позволяющему ему справляться с самим собой и с окружающими людьми. Итак, Эриксон использовал системный подход. Он считал, что источник симптома следует искать в сети социальных контактов пациента.

    Концепции Эриксона, в особенности касающиеся восприятия симптомов, оказали огромное влияние на развитие парадоксальной терапии.

    Диалектика симптомов

    К пониманию симптомов следует подходить диалектически, используя категории полярности, противоположности или противоречия (Рыхляк, 1976). Из всего этого следует, что симптом может восприниматься негативно или позитивно — как друг или же как враг.

    Ранее нами указывалось, что до сих пор симптомы трактовались как негативное явление. Диалектическое мышление влияет на способ навешивания ярлыков — вместо того чтобы концентрироваться на обнаружении (а возможно и создании) «патологии» или слабости у пациента, мы начинаем делать акцент на его сильные стороны.

    Если навешенный на пациента ярлык исключительно негативен, с чем нам часто приходится сталкиваться в психиатрической документации, то мы получаем искажённый образ человеческой натуры. Диалектический взгляд на симптоматологию требует от нас пересмотра приоритетов.

    Мы должны задать себе следующие вопросы: «Каковы «активы» и «пассивы» пациента?», а также «Какую адаптационную роль выполняют его симптомы?»

    Обретение способности находить и подчёркивать позитивы является лишь первым шагом в применении парадоксального подхода. Другим важным умением является переформулирование симптомов, т.е. навешивание на них новых, позитивных ярлыков.

    Иногда такого поведения оказывается достаточно для достижения положительного результата терапии. Позитивная оценка, данная какому-либо вызывающему опасение поведению пациента, порождает в нём не только позицию ожидания позитивных изменений, но и чувство контроля над этим поведением.

    Ленфильд (1975) приводит следующий пример: если пациент пребывает в полном замешательстве и по этой причине чувствует себя ещё более бессильным, терапевт может заявить, что это замешательство является предвестником недалёкого перелома в терапии.

    Данное утверждение помогает пациенту принять собственное душевное состояние, что позволяет ему начать работать над соответствующей проблемой. Кроме того, пациент начинает ожидать некоего позитивного изменения.

    По утверждению Фельдмана (1976) метод навешивания нового ярлыка вытекает из парадоксального подхода. Уикс (1977) доказывает, что данный подход основывается на парадоксальной терапии изменения, а следовательно, данная теория также лежит в основе рассматриваемой техники.

    Единственное различие между техникой навешивания новых ярлыков и парадоксальной терапией (или же парадоксальным приказом) заключается в том, что первая интервенция является косвенной, а вторая — непосредственной.

    Другими словами, в случае парадоксальной директивы терапевт может совершенно чётко сказать пациенту, чтобы тот продолжал вести себя, как вёл, или же чтобы он не изменялся. Навешивание позитивного ярлыка несёт в себе то же сообщение, но делается это опосредованно.

    Так происходит потому, что каждое так называемое «нежелательное» поведение после придания ему позитивного ярлыка становится «желаемым». К примеру, замена ярлыка «замешательства» на «предсказание перелома в развитии» равнозначно разрешению испытывать чувство хаоса. В обоих случаях предполагается, что усиление поведения, которое пациент хотел бы изменить, является инструментом изменения.

    СИМПТОМЫ, ВЫТЕКАЮЩИЕ ИЗ НЕДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ СЕМЕЙНОЙ СИСТЕМЫ

    Л'Абат (1976) сформулировал теорию функциональных семей, представляющую пропорцию диалектического понимания симптома в контексте семейной системы. Самым важным элементом этой теории является постулат о самодифференцировании (self-differentiation), или о самоопределении на фоне других членов семьи.

    Дисфункциональность, или симптоматология, возникает в контексте недифференцированной семейной системы. Такая система имеет цифровой характер — она отличается однородностью или же контрастностью, симбиозом или аутизмом. Однородность в семейной системе означает, что от каждого члена семьи ожидается, чтобы он был таким же как и все остальные.

    Противопоставление заключается в том, что поведение данного человека представляет собой противоположность поведения другого члена семьи — если один из них что-либо говорит или делает, то другой говорит или делает что-то совершенно противоположное.

    Симбиоз и аутизм представляют собой крайнюю форму привязанности или отдаления, поскольку «я» не располагает необходимыми ресурсами, чтобы самоопределиться.

    В недифференцированной семье преобладает цифровой тип мышления (digital type of thinking — Уилден, 1972). Цифровое мышление — это мышление категориями «или-или».

    Итак, с точки зрения недифференцированной семьи данный член может быть либо «с нами» (однородность), либо «против нас» (противоположность). Предположим, что в определённой семье от всех мужчин ожидается, что они станут врачами.

    Если один из них решится избрать для себя иную профессию, вся семья — включается и этого мужчину — будет определять его как «не-врача», а не как представителя избранной им профессии.

    Весьма вероятно, что данный член семьи предпочтёт такой тип поведения, который сможет доказать его семье и ему самому, что он не намерен быть похожим на них. В подобном типе системы нет места переговорам и компромиссам. У недифференцированных членов семьи нет чётко определённый автономных «я».

    Они не в состоянии принять на себя ответственность, самостоятельно действовать. В отличие от членов дифференцированной семейной системы, они не могут быть одновременно схожими и разнящимися в отношении других представителей семьи, а следовательно, они не полностью интегрированы как личности и вместе с тем как члены семейной системы.

    Функцией «симптома» в недифференцированной семье является защита системы от изменений путём поддерживания существующей в ней полярности или логики типа «или-или».

    Полярность может заключаться либо в том, что члены семьи занимают позицию на одном и том же конце континуума (однородности либо противоположности), либо же в том, что они занимают позиции на противоположных концах континуума — это значит, что одни члены противостоят другим, выступающим за однородность.

    В таких семьях симптом может принимать разнообразные формы. Иногда он принимает вид специфического, индивидуального проявления (например, фобии), а в ином случае он создаёт впечатление семейного конфликта, касающегося секса, денег, разделения домашних обязанностей и т.д.

    До тех пор, пока семья сосредоточена на чьём-то симптоме или на внешнем конфликте, никто не должен изменяться, поскольку потребность в изменении можно приписать другим. Каждый член системы помогает другим избегать конфронтации с самим собой, используя для этого определённый симптом или конфликт.

    Каждый терапевт знает, как трудно сломить подобную коалицию. Стентон (1981) таким образом подытоживает стратегический (системный / парадоксальный) взгляд на нарушенное функционирование: Стратегический подход к нарушениям можно подытожить следующим образом:

    1. «симптом» трактуется как особый тип поведения, действующий по принципу гомеостатического механизма, управляемого отношения между членами семьи (Джексон, 1957, 1965);
    2. проблемы лица, определяемого как пациент, нельзя решать вне контекста, в котором они возникли, а также вне функции, которую они выполняют; 
    3. нельзя ожидать изменений от личности до тех пор, пока не произойдёт изменение в семейной системе (Хейли, 1962);
    4. «инсайт» как таковой не является непременным условием для проведения изменения. Такой подход однозначно отличается от индивидуального — или внутри психически-ориентированных причинно-следственных объяснений дисфункционального поведения.

    Также и Андельфи (1980) указывает на парадокс изменений в семейной системе. Он обращает внимание на «секретные мотивы» семьи, обращающейся за помощью к терапевту.

    Пациенты просят помочь провести изменения и одновременно с этим передают следующие сообщения: 1) помоги нам остаться теми, кем мы являемся; 2) помоги нам(мне) избавиться от самого симптома, без проведения каких-либо иных изменений; 3) помоги нам справиться с лицом, определённым как пациент, не затрагивая при этом других членов семьи. Парадокс в том, что высказывается желание ликвидировать симптом без изменения семьи, представляющей собой источник симптома.

    Источник: http://www.persev.ru/book/simptomy

    Ссылка на основную публикацию