Игра «харизматическая личность» — психология

Харизматическая личность: целеполагание и мотивация

№ 11 (41) ДЕКАБРЬ 2013

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

Н. В. Дмитриева, доктор психол. наук, профессор, кафедра специальной психологии и психологии личности,

Новосибирский государственный педагогический университет,

Н. В. Буравцова, канд. психол. наук, доцент, кафедра социальной психологии и психофизиологии,

Новосибирский государственный университет

экономики и управления,

г. Новосибирск, Россия,

dnv2@mail.ru,

burawzov@yandex.ru

ХАРИЗМАТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ: ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И МОТИВАЦИЯ

Исторически доказано, что реальное воздействие на систему социальных отношений осуществляется людьми, обладающими определенного рода выдающимися личностными качествами. К их числу относят и так называемые «харизматичные личности» — наделенные выдающимися способностями.

В настоящее время понятие «харизма» встречается в социальном, политическом или психологическом контексте, и рассматривается в качестве синонима терминов «слава» и «популярность». Деятельность обладающих харизмой личностей притягивает внимание отечественных и зарубежных исследователей различных областей знания.

Тем не менее, недостаточно исследованы причины возникновения, способы проявления личностной харизмы, катализаторы этого процесса, особенности воздействия на окружающих.

В данном контексте представляет интерес специфика целеполагания и мотивации харизматичной личности, понимание того, что делает ее проекты более успешными, а адептов — преданными.

Как известно, термин «харизматическая личность» в научный оборот ввел М. Вебер. С его точки зрения, харизма — «личностное качество, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхъестественными, особыми сила-

Специфика целеполагания харизматической личности базируется на том, что личность, имеющая точное видение того «зачем?»,

практически всегда может найти ответ на вопрос «как?».

ми и свойствами, не доступными другим»1. Но если Вебер убежден, что харизматич-ность недоступна для рядового обывателя, другие авторы (например, Дж. Ландарм, Ж. Блонд ель) полагают, что это «качество, которое человек может создать в себе сам»2.

Анализ психологических концепций хариз-матичности показал, что в качестве ее основополагающих качеств выступают: «умение создавать проект будущего (цель, программа деятельности, результаты и ожидания); ставить конкретные и ясные цели и рисковать ради их достижения; акцентировать внимание на главном; мотивировать себя и других; а также чувствительность к происходящим изменениям»3.

Проанализируем специфику целеполагания и мотивации, побуждающих окружающих реализовывать планы и идеи, возникающие у харизматических личностей. Под целеполаганием понимается процесс выбора целей для управления процессом реализации определенной идеи; мотивацией — способность мобилизовывать ресурсы человека, и побуждать к действиям, направленным на реализацию конкретной цели.

Рассматривая факторы, обусловливающие успешность деятельности харизматического руководителя, Н. Энкельманн, указывает, что он строит свою деятельность

дискуссия

журнал научных публикаций

на следующих принципах: 1) формирование доверия (быть примером для подчиненных, признавать и поддерживать их достижения); 2) формулировать и ставить осмысленные задачи (смысл работы — сильная мотивирующая сила, источник мотивации — цели, достойные, чтобы их добиваться); 3) знание людей, способность проникаться их интересами и потребностями; 4) умение отождествляться с достигаемыми целями (общность целей способствует возникновению духа коллективизма и позволяет каждому проявлять свои способности на общее благо); 5) максимальная вовлеченность других в процесс решения проблем, поставленных задач и достижения успеха; 6) выполнение действий, направленных на достижение цели (демонстрируют профессионализм и показывают, что конкретно делает руководитель для ее реализации). Описывая процесс це-леполагания и мотивации харизматичного руководителя, Энкельманн отмечает, что его успех во многом зависит от умения правильно и в положительном ключе выражать свои мысли. При этом очень важно формирование собственных представлений (видения), знакомство с ними окружающих и убеждение их в значимости достижения. «Это видение или представление должно воздействовать не только на разум, оно должно обязательно задевать за живое самую суть человека, перекликаясь с чувствами, потребностями и желаниями… В то же время, убеждать — лишь первый шаг, но одного его недостаточно. Окружающие должны отождествлять себя с этими представлениями, сжиться с ними и воодушевиться общей целью. Это возможно только в том случае, если они увидят для самих себя смысл в этих представлениях»4.

Б. Басс, рассматри- —

вая харизму как один из параметров лидерства, в качестве элементов ее измерения выделяет: «создание образа будущего (цель, программа деятельности, результаты и ожидания, вокруг которых объединяются последователи лидера); чувство призванности; доверие и уважение со стороны подчиненных (как следствие ответственности, последователь-

Понятие «харизмы» неотделимо от успеха, но успех не является целью для харизматической

личности, а выступает как следствие реализации личностного потенциала.

ности, надежности и настойчивости лидера); а также заразительную гордость (infectious pride) — чувство собственного достоинства (осознание личной силы)»5.

Харизматические личности, утверждает Кете де Врис, никогда не воспринимают существующую ситуацию как должное, они всегда спрашивают: «можно ли усовершенствовать это? можем ли мы сделать это лучше?» Задавая такие вопросы и предоставляя реальные варианты решения проблем, они дают окружающим надежду на новое начало, создавая новый фокус, формирующий коллективное воображение.

Специфика целеполагания харизматической личности базируется на том, что личность, имеющая точное видение того «зачем?», практически всегда может найти ответ на вопрос «как?». Четкое определение ее последователями смысла выполняемой задачи «позволяет им ощутить чувство внутреннего удовлетворения и, в свою очередь, создает почву, на которой базируется харизма данной лич-ности»6.

Представленные точки зрения показывают, что суть процесса целеполагания и мотивации харизматических личностей заключается в умении сформировать собственное видение цели и путей ее достижения; выстраивать параллели с чувствами, потребностями и желаниями окружающих, что способствует их убеждению в значимости достижения данной цели.

Говоря о планировании достижения поставленных целей, следует отметить стремление харизматических личностей к раздвиганию привычных границ возможного.

Они никогда не строят планов, которые не способны «зажечь» их последователей, потому что только самый неординарный и дерзкий план может взволновать и объединить единомышленников.

Они не ограничивают свои замыслы узкой конкретной целью, а, напротив, распространяют их на все, до чего дотягивается воображение. В каждом своем начинании харизматические личности расширяют границы реальности дальше, чем это кажется возможным обычным людям.

№ 11 (41) ДЕКАБРЬ 2013

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

Анализируя мотивационные процессы, Й. Штайрер считает, что харизматический руководитель выступает как ролевая модель, показывающая пример предвидения и постановки целей.

Он «должен уметь аргументированно убеждать сотрудников в необходимости смены своих установок и ценностных представлений для блага общих целей; обладать мужеством и чувством справедливости, ставить общие интересы выше личных; обладать чувством собственного достоинства, демонстрировать работоспособность, последовательность и упорство в достижении поставленных целей; верить в способности своих подчиненных к саморазвитию, иметь предрасположенность к риску»7.

Харизматическую личность характеризует ориентация на процесс предвосхищения деятельности; способность донести до каждого человека не только суть проблемы, но и те преимущества, которые дает ее решение; стремление выстраивать отношения с окружающими, используя, прежде всего, эмоциональные каналы.

Это эффективно работает во благо организации (или общества), поскольку в такой ситуации члены такой организации готовы и рады затрачивать дополнительную энергию в интересах дела.

Способность формировать представления, знакомить с ними окружающих, воодушевлять их на осуществление этих представлений и бороться за претворение их в жизнь при наличии сильных личных качеств — это, несомненно, то, что свойственно практически всем харизматическим личностям.

Понятие «харизмы» неотделимо от успеха, но успех не является целью для харизматической личности, а выступает как следствие реализации личностного потенциала.

В данном контексте следует уточнить такое качество харизматической личности, как стремление быть на виду у всех и прикладывать большие усилия, чтобы мотивировать своих последователей как словом, так и личным примером в ходе общения и совместной деятельности даже в самые кризисные периоды. Роль образца для подражания осознанно и неосознанно используется харизматическими личностями в качестве действенных мотиваторов.

Люди, достигшие в жизни значимых результатов, внесшие тот или иной вклад в развитие общества, являются образцом для подражания, притягивают к себе внимание. Их достижения хочется копировать (например, стиль одежды Коко Шанель, особенности общения с клиентами М.

Эриксона, манеру публичных выступлений В. В. Путина). Причем, эти люди не являются идеальными, но их всегда отличает твердая вера в себя, в свои способности и в значимость дела, которым они занимаются.

Выполняя функцию образца для подражания, харизматическая личность возбуждает в окружающих потребность вести себя и поступать так же.

При этом важно помнить, что стремление подражать возникает не на рациональном, а на эмоциональном уровне, так как человеку свойственно обладать тем или олицетворять то, что ему нравится. И человек перенимает (осознанно) поведение, а также (чаще неосознанно) позы, жесты, интонации образца для подражания.

Присутствие такого образца вызывает у человека определенную эйфорию: нахождение рядом с ним, возможность личных контактов побуждает прилагать все усилия понравиться ему, соответствовать его устремлениям. Поэтому чем ярче выра-

дискуссия

журнал научных публикаций

жены харизматические качества личности, тем сильнее его социальное притяжение, тем более сильным мотиватором (в контексте своей деятельности) он выступает для окружающих. При этом харизма обязательно должна подпитываться реальным жизненным и профессиональным успехом ее носителя.

Кроме того, харизматические личности хорошо владеют различными способами мани- = пулирования, в ситуациях общения умеют создавать яркие образы, заставляющие людей действовать; способны хорошо что-либо объяснять с помощью символов и метафор и иронии.

Прекрасным примером этого может быть высказывание, приписываемое Сократу: «Женись, несмотря ни на что; если попадется хорошая жена, будешь исключением, а если плохая — станешь философом». Другой пример — поведение В. В.

Жириновского, осуществляющего манипулятивное воздействие на сознание своих слушателей посредством демонстрации решительности, уверенности в себе и безапелляционной правоты.

Социально-психологическое исследование харизматичности доказывает, что ее можно представить как наблюдаемую и измеряемую характеристику, включающую набор определенных личностных качеств, а значит — существует возможность ее формирования и развития.

Рассматривая социально-психологический тренинг как средство развития харизматичности, можно определить, что в качестве его задач выступят: формирование у участников представлений о себе как о носителях харизмы; развитие навыков убеждающего выступления; развитие умений принимать решения и служить образцом для подражания; формирование имиджа харизматичной личности.

Таким образом, специфика целепола-гания и мотивации харизматической личности, позволяющая привлекать единомышленников и успешно реализовывать поставленные цели, определяется: убежденностью в истинности идей и планов; высокой уверенностью в себе и развитым самоконтролем; наличием навыков ораторского

Человек, обладающий харизма тичностью, способен более тонко и точно воспринимать окружающий мир, изменяться вместе с изменяющимся миром, сохраняя индивидуальность и аутентичность.

мастерства, влияния и убеждения; обладанием заразительной энергией, энтузиазмом и экспрессивностью; способностью быть образцом для подражания и управлять про-= изводимым впечатлением, а также — наличием успешного опыта в реализации собственных идей.

Руководитель, преподаватель, спортсмен, общественный деятель — это далеко не полный перечень профессий, для которых харизма-тичность может стать залогом профессиональной успешности и основой личностного развития.

Человек, обладающий харизма-тичностью способен более тонко и точно воспринимать окружающий мир, изменяться вместе с изменяющимся миром, сохраняя индивидуальность и аутентичность.

Благо -даря развитию харизматичности возможно приобретение чувства благополучия в различных жизненных сферах, что имеет существенное значение в решении вопросов личностного самоопределения и развития. (jjß

1. Вебер М. Харизматическое господство // Социс. 1988. № 5. С. 34-36.

2. См.: Ландрам Дж Н. Тринадцать мужчин, которые изменили мир. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 448 с., Блондель Ж. Политическое лидерство. — М., 1992. 135 с.

3. Дмитриева Н.В., Буравцова Н.В. Психологические концепции харизматической личности // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 4. С. 137-141.

Читайте также:  Актерский тренинг - психология

4. Энкельманн Н. Личностные качества достижения успеха в профессиональной и личной жизни. — М.: Интерэксперт, 2001. 272 с.

5. Bass B.M. Handbook of leadership: theory, research, and managerial applications. — N.Y, 1990. 1154 p.

6. Кете де Врис М. Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. 311 с.

7. Штайрер Й. Харизма руководителя и управленческие архетипы // Проблемы теории и практики управления. 2001. № 4. С. 102-106.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/harizmaticheskaya-lichnost-tselepolaganie-i-motivatsiya

Есть ли у Вас харизма?

В более широком смысле термин «харизма» стал применяться благодаря немецкому социологу, культурологу М. Веберу. И сегодня харизма понимается чаще всего как незаурядное качество личности, позволяющее воспринимать ее как нечто сверхъестественное, сверхчеловеческое, исключительное.

Кроме того, харизматическая личность обладает особыми силами и свойствами, недоступными для других и оценивается как образец для подражания.

В мировой справочной литературе существует более 60 толкований слова «харизма». Все они сходятся на том, что харизма — это некая невидимая сила, «искра Божья» в человеке. Действие харизмы состоит в том, что человек, обладающий ею, может оказывать влияние на других при помощи либо своего личного обаяния, либо силы убеждения.

Харизматическая личность воспринимается как исключительная, способная увлечь своей идеей миллионы последователей, вызывая у них чувство безмерного уважения, восхищения и, если хотите, даже поклонения.

Типичным примером обладателей незаурядной харизмы являются Иисус Христос, пророк Мухаммед, Будда… В этом списке, но рангом пониже, — Ленин, Гитлер, Черчилль, Ф. Кастро, знаменитые полководцы А. Македонский, А.В. Суворов, М. И.

Кутузов, Наполеон и т. д.

Как узнать, есть ли у человека харизма? Какие признаки ей присущи? Харизматической личности, как правило, свойственна уверенная манера держать себя, способность владеть собой и ситуацией, какое-то безусловное личное обаяние, выдающиеся риторические способности, умение говорить точно и лаконично, понятно и доступно для аудитории (так называемое «чувство аудитории»), воздействовать своей энергией на других людей, воодушевлять их на выполнение определенных действий и поступков. Кроме того, для таких незаурядных, ярких личностей характерна и впечатляющая внешность или отдельная черта внешности.

Но харизматичным невозможно быть только внешне. Чтобы донести свою идею до группы людей и сделать их своими единомышленниками, нужно горячо верить в эту идею самому. И, как правило, такие личности отличаются исключительной преданностью идее, ценности, делу вплоть до фанатизма, трудоголизмом, сознательной самоотдачей и самопожертвованием.

При принятии ключевых решений они руководствуются полной независимостью и самостоятельностью. От человека, наделенного харизматическими способностями, исходит мощный заряд энергии, чувство твердой уверенности и безоговорочной веры в себя.

«Харизмоноситель» пользуется большим авторитетом у окружающих и чувствует на себе свое особое предназначение, свою особую роль.

Сегодня практически уже не приходится сомневаться в том, что у человека существует особая предрасположенность к проявлению харизмы, хотя бы потому, что это проявление предполагает наличие у человека незаурядного запаса энергии и выносливости.

Если Вы не нашли в себе таких признаков, не стоит отчаиваться! Кратковременные проявления харизматичности свойственны очень широкому кругу людей. Только для этого нужны особые обстоятельства.

Однако при первых проявлениях ощущения своей исключительности, своей особой роли в этом мире все же стоит проконсультироваться у специалистов соответствующей области медицины, просто чтобы быть твердо уверенным, что это не какая-то там мания величия.

Поэтому будьте энергичны, воодушевляйте людей своим энтузиазмом, проявляйте инициативу — и Вы найдете много единомышленников!

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/psychology/articles/7328/

Как развить харизму

Хотите быть в центре внимания? Согласны на роль «души компании»? Собираетесь влиять на умы людей и при этом быть обаятельным и популярным?

Значит, вам пора узнать о том, как развить харизму. Ведь именно «харизма» и есть совокупность тех качеств личности, которые позволяют человеку стать идеалом и лидером для других, увлекая их за собой своей особой энергетикой.

Но если раньше считалось, что харизма – это дар, данный кому-то с рождения, то современные психологи считают это свойство развивающимся и поддающимся «оттачиванию» в течение всей жизни, начиная с детского сада и заканчивая возрастом мудрости.

Харизматическая личность

О том, как развить харизму, в наши дни написано много книг, как специалистами- профессионалами в области человеческого поведения, так и людьми, обладающими ею. Поэтому выделить наиболее ценные советы из их текстов не представляется особенно сложным. Главное, не просто овладеть теоретическими знаниями, а целенаправленно применять их на практике.

Правила общения

Начнем с того, что вы должны стать интересны тем людям, с которыми вы общаетесь каждый день. Прежде всего, начните их не просто слушать, но и слышать то, что они рассказывают (даже если это лишь очередная порция местных сплетен).

Следующий шаг – задавайте правильные вопросы собеседнику по тем темам, в которых он действительно разбирается.

Он должен осознать, что беседа с вами доставляет ему удовольствие (то есть вызывает только положительные эмоции).

Если тема разговора «зашла» в тупик, начните задавать собеседнику вопросы о его собственной жизни (главное, вы должны научиться управлять общением, а не просто внимать тому, с кем вы в данный момент беседуете).

Общаясь с человеком, смотрите ему в глаза (это называется «визуальный контакт»), показывая таким образом искреннюю заинтересованность в беседе. Не забывайте демонстрировать эмоции, подходящие к теме разговора.

После этого можно переходить к следующему этапу развития харизмы – начните говорить людям комплименты. Они должны быть реальными, а не выдуманными, и всегда точно вставляться в обсуждаемую тему.

Не спорьте с собеседником. Исключением является только опасная для жизни ситуация, когда ее результат зависит от принятия правильного решения (но и тут вы должны быть на 200 процентов уверены в собственной позиции).

Если вам не удается убедить человека спокойными рассуждениями, не начинайте грубо навязывать ему свое мнение. Возможно, что его точка зрения больше соответствует действительности, чем ваша. Да и, скорее всего, проблема вообще не стоит того, чтобы из-за нее так переживать и портить общение.

В тех ситуациях, когда мнение собеседника ошибочно, а принимаемое им решение является важным, отстаивайте свою точку зрения с достоинством, прибегая к хорошо продуманным аргументам, но не переходите на личности и не превращайтесь в орущую рыночную торговку.

Учитесь переманивать собеседников «на свою сторону» так, чтобы они были уверены в том, что оказались там абсолютно добровольно. И при этом вы должны быть интересны им не только сейчас, но и в любой другой день.

Внешний облик

Внешний вид

Человек, обладающий харизмой, всегда выглядит уверенно. Поэтому старайтесь не показывать людям, что вы нервничаете (и лучший способ для этого – убрать из своей жизни то, что вас раздражает).

Не забудьте ходить и сидеть с ровной спиной и развернутыми плечами, а не согнувшись под тяжестью жизненных проблем.

Одежда должны выглядеть красиво и аккуратно. Забудьте про любимые, но старые вещи, ведь теперь вы собираетесь привлекать к себе внимание (и при этом лучше не быть уличенным в стоптанных туфлях и прочих недостатках внешнего вида).

Станьте «центром вселенной», ради которого меняются миры. Не показывайте на людях, что поставленная вами какая-либо цель не желает приближаться или делает это слишком медленно. Излучайте уверенность в достижении результата и, конечно, искренне верьте в это сами.

Выделяйтесь

Выделяйтесь из толпы

Найдите в себе какие-нибудь способности и начните их развивать. Это позволит вам выделиться из толпы, привлечь к себе внимание. Возможно, для развития собственных талантов вам придется прибегнуть к помощи преподавателя или специальных курсов. Пользуйтесь моментом, заводите новые знакомства и постоянно оттачивайте навыки общения.

При этом все, что вы делаете, должно вызывать у вас только положительные эмоции. Именно их прежде всего и заметят окружающие вас люди и только тогда они поверят в ваши способности.

И, конечно, верьте в собственные силы. Не ограничивайте выставляемые перед собой цели низкозатратными привычными и не очень интересными делами. Не будьте, как все! Будьте ярче, позитивнее, активнее и привлекательнее других. И не забывайте верить в себя. Без этого никто не поверит в вас!

Источник: http://glamius.ru/otnosheniya/psihologiya/kak-razvit-harizmu

Харизматичность Харизматичный

13.07.2013 by petr8512

Чтобы харизма «расцвела», необходима еще и доля везения: оказаться в нужное время в нужном

месте и «спасти мир», то есть разрешить кризис.

Автор афоризма: Сосланд Александр

       Харизматичность как качество личности  –  особый дар притягивать, влиять и привлекать внимание к собственной личности, производить на  людей сильное впечатление, под воздействием которого они  безоговорочно доверяют, веруют в её неограниченные возможности и готовы следовать за ней.  

    По определению социолога Макса Вебера: «Харизмой называется качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается, как одарённая сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, не доступными другим людям».

     Первоначально харизма происходит от греческого χάρισμα – «милость», «божественный дар», «благодать». В древнегреческой мифологии употреблялось для обозначения способности располагать и притягивать к себе внимание. В христианстве харизма – уникальный «дар Бога», способность, даруемая в награду Святым Духом. В церковных текстах переводится как «благодать».

      Харизматичность исключительное качество личности. В БСЭТ харизма трактуется как врожденный дар, «свойства личности, данные Богом, вызывающие преклонение перед ней и безоговорочную веру в её возможности лидера, пророка, проповедника или политического деятеля.

Под харизмой подразумеваются качества особой исключительности, сверхъестественности, непогрешимости и святости в глазах более или менее широкого круга приверженцев или последователей. Харизма – это магическая власть, или «магнетизм», которые приписывают своим лидерам их рьяные приверженцы.

Харизма проявляется как в политической, так и в обычной и религиозной жизни» Соответственно, эта способность дарована лишь единицам и отсутствует у большинства.     Президент БИН-Банка Шишханов, получивший премию в номинации «Харизма в бизнесе», точно подметил:: «Харизма — это своего рода талант.

Можно научиться красиво говорить, широко улыбаться, играть определенную роль, но если Богом не дано… Наверное, главное в харизматичной личности — врожденная гармония обаяния и уверенности в себе. Если у человека этого нет, то воспитать это невозможно».

      Эзотерики объясняют харизму исключительно развитым энергетическим центром ХАРА. ХАРА – (япон. «живот»), центральная точка организма, задающая равновесие всех его видимых и невидимых частей. Традиционно считается, что хара находится чуть ниже пупка (две-три ширины пальца) и осуществляет работу с такой загадочной энергией, как воля.

Когда хара действует нормально, чувства находят единое выражение в словах, поступках и на языке тела. В Большом словаре эзотерических терминов Хара – это центр жизни и смерти (вспомните японское «хара-кири»), это центр равновесия телесного и духовного. Это скопление энергии, не связанной с мыслительной деятельностью либо чувствами.

Многие люди черпают энергию именно из этого центра.        Харизма ещё со времен апостола Павла воспринималась как божественный дар, излитый на пророков для вывода людей из сложных, кризисных ситуаций. Достаточно вспомнить известных истории харизматических личностей — Иисуса Христа, Будду, Моисея, Мухаммада.

К харизматам относятся создатели направлений внутри мировых религий — Лютер и Кальвин.

Советую почитать:  Хороший зять

Источник: https://podskazki.info/xarizmatichnost/

Методическая разработка (психология, 8 класс) по теме: Психологическая игра «Что такое мой характер»

Психологическая игра «Что такое мой характер»

Читайте также:  Прекращение конфликтного поведения - психология

авторская работа  педагога – психолога ГБОУ «Негинский детский дом для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» — Сидоренко О.И.

Актуальность.

Игра предназначена для подростков 12-14 лет.

Отношение к себе, своим чертам характера у воспитанников детского дома по сути повторяет оценку окружающих. Иногда мы встречаемся с этим почти в парадоксальной форме, когда в ответ на просьбу написать «Каким я кажусь себе» подросток пишет: «Мой воспитатель говорит, что я грубый, всегда просыпаюсь поздно, ленивый».

Воспитанники практически не владеют навыками самоанализа, испытывают трудности при составлении своего характерологического портрета.

В связи с этой проблемой необходимо активно проводить различного рода занятия, направленные на процесс становления у воспитанников собственного отношения к себе, основанного на собственных представлениях, выработке собственных критериев оценки себя.

Цель: знакомство с понятием «характер». Знакомство воспитанников с особенностями своего характера.

Задачи:

  1. Знакомство с понятием «характер». Сходства и различия в характере различных людей.
  2. Формирование установки на партнерство.
  3. Изучение воспитанниками характерологических особенностей. Помочь воспитанникам осмыслить сильные стороны своей личности.
  4. Формирование адекватной самооценки.
  5. Освоение способов самораскрытия.

Форма занятия: психологическая игра с элемента тренинга.

1 этап.

Начало работы. Представление команд: название, девиз.

2 этап.

Введение в тему занятия. Теоретическая часть.

«Ребята! Сегодня мы познакомимся с понятием «характер». В переводе с древнегреческого характер означает «чеканка», «печать».

Под характером понимают типичные, часто повторяющиеся в поступках и действиях проявления индивидуальных свойств человека, привычные формы его поведения.

С одной стороны, жизнь формирует характер, с другой – характер накладывает отпечатки на все поступки, мысли, чувства человека. Характер отражает отношение человека к окружающему миру.

В системе отношений принято выделять четыре группы черт характера (Г. В. Резапкина):

  1. Отношение к другим людям (общительность, замкнутость, равнодушие, чуткость и т. п.).
  2. Отношение человека к своему делу (трудолюбие, лень, ответственность, инициативность, халатность и т. п.).
  3. Отношение человека к самому себе (скромность, тщеславие, самокритичность и т. п.).
  4. Отношение человека к вещам (аккуратность, бережливость…)-

Черты характера во многом определяют поведение человека. Вам наверняка приходилось слышать отзывы о своем характере или характере других людей.

Взрослые часто говорят: «У него ужасный характер», «Этой девчонке Бог дал золотой характер!» Давайте разберемся в понятиях «плохие» и «хорошие» черты характера. Черты характера не могут быть хорошими или плохими сами по себе.

Их роль для человека может быть как положительной, так и отрицательной в зависимости от жизненной ситуации, от того, как они могут помочь или помешать человеку в жизни, в общении с другими людьми.

Одни и те же черты характера могут помогать или мешать человеку в разных случаях, приводить к успеху или неуспеху в разных жизненных ситуациях. Например, желание помогать людям – замечательное качество. Однако если человек начинает навязывать свою помощь окружающим, которые в ней не нуждаются, качество становится отрицательным».

Характер – наиболее устойчивые черты человека, практически не поддающиеся изменениям (С. Л. Рубинштейн).

Сегодня мы попытаемся с вами лучше изучить свой характер, разобраться какие же мы на самом деле. Итак, приступим…

3 этап. Игра

Задание 1. «Психогеометрический тест», который позволяет лучше узнать и понять себя.

Инструкция к тесту: посмотрите на пять фигур — треугольник, квадрат, круг, прямоугольник и зигзаг (эти фигуры должны быть нарисованы на доске или бумаге и находиться перед глазами воспитанника).

Выберите из них ту, в отношении которой вы можете сказать: это — «Я»! постарайтесь почувствовать свою форму. Если вы испытываете затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла вас.

Выбранная фигура дает возможность определить ваши главные, доминирующие черты характера и особенности поведения.

Краткая характеристика основных форм личности.

Квадрат. Вы — неутомимый труженик. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца — вот чем, прежде всего, знамениты истинные Квадраты. Выносливость и терпение делают его высококлассным специалистом в своей, области. Квадраты любят раз и навсегда заведенный порядок.

Им пропиться предсказуемая, распланированная жизнь, и им не по душе изменения привычного хода событий. Все эти качества способствуют тому, что Квадраты могут стать и становятся отличными исполнителями и администраторами. Но когда приходит время принимать решение, особенно связанное с риском, они вольно или невольно затягивают его принятие.

Кроме того, рациональность, сухость и холодность мешают Квадратам быстро устанавливать контакты с разными лицами.

Треугольник. Эта форма символизирует лидерство. Характерная особенность Треугольника — концентрироваться на главной цели. Это неудержимые, энергичные, сильные личности, которые, как правило, достигают своих целей.

Сильная потребность быть правым и управлять положением дел, решать не только за себя, но, к по возможности за других, делает треугольника личностью, постоянно конкурирующей с другими. Треугольники очень не любят оказываться не правыми и с трудом признают свои ошибки.

Можно сказать, что! они видят то, что хотят видеть, поэтому не любят изменять свои решения, часто бывают категоричны, не признают возражений и в большинстве случаев поступают по своему. Из треугольников получаются великолепные управляющие, они за версту чуют выгодное дело.

Главное их отрицательное качество — сильная направленность на себя. Треугольники заставляют всех и вся крутиться вокруг себя, но без них жизнь потеряла бы свою остроту.

Прямоугольник. Это временная форма личности, символизирующая переход и изменение. Это люди, неудовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и поэтому' занятые поисками лучшего положения.

Наиболее характерные черты Прямоугольника — непоследовательность и непредсказуемость поступков в течении переходного периода. Они могут сильно меняться изо дня в день и даже на протяжении одного дня.

Тем не менее, как и у всех людей, у Прямоугольников обнаруживаются и хорошие качества, привлекающие к ним людей. Это — любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и … смелость! В данный период они открыты для новых идей, ценностей, легко усваивают все новое.

Круг. Это мифологический символ гармонии. Это самый доброжелательный из пяти форм, высшая ценность для Круга — люди, их благополучие. Эти люди обладают высокой чувствительностью, способностью сопереживать, сочувствовать; они ощущают чужую радость и чувствуют чужую боль как свою собственную. Естественно, что люди тянутся к Кругам, любят и ценят их.

Но Крути, как правило, слабые руководители в сфере бизнеса. Они пытаются сохранить мир и иногда ради этого избегают занимать твердую позицию.

Для них нет ничего более тяжелого, чем вступать в межличностный конфликт, они счастливы тогда, когда все ладят друг с другом.

Круги ие отличаются решительностью, слабы в политических играх, все это ведет к тому, что над кругами часто берут верх более сильные личности.

Однако в одном Круги проявляют завидную твердость — когда дело касается вопросов морали или нарушения справедливости..

Зигзаг. Эта фигура символизирует творчество Зигзагам свойственна образность, интуитивность.

В отличие от кругов, Зигзаги вовсе не заинтересованы в перемирии и добиваются желаемого не путем уступок, а наоборот — заострением конфликта и построением новой теории, в которой этот конфликт разрешается.

Такие люди склонны видеть мир постоянно меняющимся, поэтому для них нет ничего более скучного, чем никогда не изменяющиеся вещи.

На работе им нужна независимость, разнообразие и высокий уровень стимуляции, тогда Зигзаг начинает выполнять свое основное предназначение — продуцировать новые идеи. Их отрицательные качества — отсутствие тактичности, отсутствие настойчивости в доведении дела до конца.

Задание 2. «Распредели черты характера»

Каждой команде дается список черт характера (каждая черта написана на отдельном листке). Сейчас в течение 10 минут вы должны соотнести каждую черту характера с одной из четырех групп: Отношение к другим людям, Отношение человека к своему делу, Отношение человека к самому себе, Отношение человека к вещам.

Команда, первая справившаяся с заданием получает 1 балл.

Задание 3. «Волшебные ладошки»

Каждому участнику раздается лист бумаги и карандаш. Ребятам предлагается обвести на листе свою ладонь.

На каждом пальце написать качества характера, которые, по мнению воспитанника, отличают его от других, то есть составить свой характерологический мини-портрет.

Затем ведущий собирает листки и передает их участникам другой команды, и ребята по этим мини-портретам должны, угадать о каком человеке идет речь.

С одной стороны, данная техника дает возможность осознать индивидуальность и неповторимость своей личности, с другой – показывает, что у каждого можно найти такие же черты и особенности, которые есть у других людей.

За каждый угаданный характерологический портрет участника команда получает 1 балл

Задание 4. «Ты мне – я тебе»

Каждой команде по очереди предлагается называть черту характера, начинающуюся на букву алфавита (например, 1 команда на букву «А» — аккуратность, 2 команда на букву «Б» — бескорыстность и т.п.).

Проигрывает та команда, которая затрудняется в подборе качества.

Задание 5. «Конкурс капитанов»

Каждому капитану предлагается литературный персонаж, для которого нужно составить характерологический портрет.

Например: Шерлок Холмс, Мушкетеры, Золушка, Буратино и т.п.

Подведение итогов соревнования. Выявление команды победителя.

4 этап. Мини-тренинг.

Упражнение «Комплименты»

Ребята по цепочке называют положительную черту характера своего соседа по команде.

Упражнение «Какой я?»

Ребятам раздаются листки с текстом задания. Им предлагается продолжить 3 предложения. Список качеств характера прилагается к заданию.

 — Я думаю, что у меня есть такие черты как ….

— Другие считают, что у меня есть такие черты как ….

— Мне хотелось бы иметь (сформировать) у себя такие черты как….

Список качеств
аккуратностьгордостьзавистливостьмечтательностьнежностьобаяниеразвязанностьпунктуальностьгрубостькапризностьискренностьупорствоактивностьобидчивостьнервозностьвдумчивостьрешительностьзаботливостьзлопамятностьмстительностьстыдливостьтерпеливостьуступчивостьжизнерадостностьзастенчивостьмедлительность  настойчивостьподозрительностьтрусостьдоброжелательностьнерешительность.

Упражнение. «Медитация «Я-это Я»

Цель: Развитие навыка внимательного отношения к себе.

Оборудование: Магнитофон, СД-диск с медитативной музыкой.

Я – это Я. Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я. Есть люди, чем-то похожие на меня, но нет никого в точности такого же, как Я. Поэтому все, что исходит от меня, – это подлинно мое, потому что именно Я выбрала это.

Мне принадлежит все, что есть во мне: мое тело, включая все, что оно делает; мое сознание, включая все мои мысли и планы; мои глаза, включая все образы, которые они могут видеть; мои чувства, какими бы они не были, – тревога, удовольствие, напряжение, любовь, раздражение, радость; мой рот и все слова, которые он может произносить, – вежливые, ласковые и грубые, правильные и неправильные; мой голос, громкий или тихий; все мои действия, обращенные к другим людям или ко мне самой. Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и мои страхи. Мне принадлежат все мои победы и успехи. Все мои поражения и ошибки. Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу очень близко познакомиться с собой. Я могу полюбить себя и подружиться с собой. И Я могу сделать так, чтобы все во мне содействовало моим интересам. Я знаю, что кое-что во мне озадачивает меня, и есть во мне что-то такое, чего я не знаю. Но поскольку я дружу с собой и люблю себя, Я могу осторожно и терпеливо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнавать все больше и больше разных вещей о себе самой. Все, что Я вижу и ощущаю, все, что Я говорю, что Я делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент, – это мое. И это в точности позволяет мне узнать, где Я и кто Я в данный момент. Когда Я вглядываюсь в свое прошлое, Я смотрю на то, что Я видела и ощущала, что Я говорила и что делала, как Я думала и как чувствовала. Я вижу, что это вполне меня устраивает. Я могу отказаться от того, что кажется неподходящим, и сохранить то, что кажется очень нужным, и открыть что-то новое в себе самой. Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать. Я имею все, чтобы быть близкой с другими людьми, чтобы быть продуктивной, вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня. Я принадлежу себе, и поэтому Я могу строить себя. Я – это Я, и Я – это замечательно.

Читайте также:  Вкус жизни - психология

После завершения упражнения можно попросить ребят обменяться впечатлениями от упражнения.

5 этап. Завершение работы.

Таким образом, ребята, в ходе нашего сегодняшнего занятия мы познакомились с понятием «характер», получили возможность лучше узнать свой характер и характер своих друзей, осознать индивидуальность и неповторимость своей личности.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. – М., 1997.

2.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с деть-

ми. – СПб, 2000.

3. Психология. Словарь. / Под. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевско-

го. – Изд. 2-е., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 180 с.

  1. Прихожан A.M. Психология неудачника. – М., 1997.
  2. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками – СПб.: Питер, 2007 – 271с
  3. http: //www.azps.ru

Источник: https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2012/01/06/psikhologicheskaya-igra-chto-takoe-moy-kharakter

Тренировочные задания. Задание 1. Игра «Харизматическая личность»

Задание 1. Игра «Харизматическая личность»

Цели:

§ освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства;

§ потренироваться в определении четких и ясных признаков харизматического поведения, осознании лидерских качеств.

Размер группы : какой угодно большой.

Ресурсы : не требуются.

Время : около получаса.

Ход игры. Для начала обсудим с группой само понятие «харизматическая личность».

После того как участники придут к решению, что харизма – это способность человека притягивать и удерживать внимание других людей, излучать энергию, которая способствует приятию такого человека, ощущению легкости и желательности его присутствия, приходим к выводу, что харизматический лидер наделен неуловимым шармом, который обеспечивает ему возможность влияния на людей.

Харизматический человек уверен в себе, но не самоуверен, он приветлив, но не «сладок» и не льстив, общение с ним приятно, к словам его хочется прислушиваться.

Ах, как хочется быть харизматическим! Что для этого сделать? Ну, во-первых, попытаться проанализировать, как выглядит и как ведет себя харизматическая личность. Во-вторых, попытаться «настроиться на волну» харизматического лидера, поискать подсказки в стиле его поведения, в его жестах, мимике, манере вести разговор, держаться с другими людьми.

Разбейтесь на группы по три-четыре человека. Первое задание для каждой группы: поделиться своими впечатлениями о встречах с харизматической личностью. Кто она, эта личность? В чем проявляется ее харизма? Чему бы вы хотели и могли научиться у нее?

Через 10-15 минут предлагаем группам перейти к следующему этапу работы: выстроить на базе рассказов живую скульптуру, отражающую смысл услышанных историй. Даем каждой группе возможность показать свою композицию другим группам.

Обсуждаем, как в бессловесной статической композиции проявляется харизматичность личности.

Какие элементы качеств характера лидера мы можем определить визуально? Просим участников тренинга дать яркое и емкое название скульптуре товарищей.

Завершение. Завершая игру, отмечаем еще раз черты харизматической личности. Нужно ли лидеру быть хариз-матичным? Как шла работа в подгруппах? Какие из историй, рассказанных товарищами, вам запомнились? Что вы могли бы сделать, чтобы стать харизматической личностью? Как можно научиться этому?

Задание 2. Игра «Трудный разговор»

Цели:

§ поупражняться в способности убеждать как в лидерском навыке;

§ развить творческое мышление участников тренинга, их умение расширять поле проблемы и видеть многообразие подходов к решению задачи;

§ помочь участникам группы разобраться в себе и понять природу своих лидерских качеств;

§ потренироваться в переговорном процессе как способе решения конфликта.

Размер группы : не важен.

Ресурсы : не требуются.

Время : до часа.

Источник: https://studlib.info/psikhologiya/674477-trenirovochnye-zadaniya-zadanie-1-igra-kharizmaticheskaya-lichnost/

2.1 Психологические концепции харизматичной личности

управленческий личность харизма психологический

«Харизматическая личность — это личность, обладающая харизматическими качествами (харизмой)» [9]. В настоящие время понятие «харизма» активно используется в политическом, социальном, психологическом контекстах. Тем не менее, в психологии до сих пор не существует чёткого разработанного подхода к пониманию феномена «харизма».

Чтобы разобраться в понимании феномена «харизма» и выявить основные качества необходимые харизматичной личности в той или иной деятельности, на взгляд автора работы нужно проанализировать онтологию психологических подходов к изучению харизматичной личности.

Первоначально понятие «харизма» происходит от греческого чЬсйумб — «милость», «божественный дар», «благодать». В древнегреческой мифологии употреблялось для обозначения способности располагать и притягивать к себе внимание. В христианстве харизма — уникальный «дар Бога, благодать», способность, даруемая в награду Святым Духом.

В сфере психоаналитического подхода система психологических знаний относительно харизматичности наиболее полно представлена в работах З. Фрейда, К. Г. Юнга, А. Адлера, Э. Фромма, где осуществляется анализ особенностей выдающихся личностей и представлены попытки объяснения предпочтения массами определенного типа вождя (лидера).

Исследуя социальные процессы и влияние на них психологических особенностей личности, З. Фрейд делает вывод, что «харизматический лидер выступает аутоцентрическим звеном в цепи повелевание -подчинение.

Последователи настолько воодушевлены его внешним обликом и манерами, что высказываемые им мысли, воспринимаются массами как собственные». [3, с. 137]. З. Фрейд считает, что главным звеном объединяющим последователей харизматичного лидера выступает «коллективное либидо».

Тем не менее в своих исследованиях он не конкретизирует: какими качествами должен обладать харизматичный лидер.

Вслед за З. Фрейдом, проблемой лидерства интересовались его последователи. В концепции индивидуальной психологии А. Адлера «индивид патологически стремится к властвованию над другими, как к средству компенсации определенных собственных психических и физических недостатков» [3, c.138].

То есть стремление к власти и подавлению других — более слабых личностей, рассматривается как компенсация комплекса неполноценности, который может, как затруднить позитивный рост и развитие личности, так и побудить ее к конструктивным усилиям и достижениям (что как раз и характерно для харизматической личности).

Следовательно, харизматичные качества в личности можно развивать.

К. Г. Юнг вводит в психологию понятие «манна-личность» (мana-personality), представляющее собой персонифицированный архетипический образ сверхъестественной силы.

«Мана-личность выступает в качестве доминанты коллективного бессознательного, хорошо известного архетипа могущественного человека, являющегося в виде героя, лидера, руководителя, колдуна, мага, целителя, святого, управителя людей и духов, друга Бога» [3, с. 138]. Анализируя данное понятие, К.Г.

Юнг приходит к заключению, что каждый индивид стремится к отождествлению себя с манна-личностью. Как отмечает Дж. Кэмпбелл, она притягивает к себе, потому что является субъектом, «заряженным чарами внушительной социальной маски», т.е. «анна-личность» выступает в качестве аналога харизматической личности.

На идеях К.Г. Юнга построен целый ряд других теорий и типологий харизматических личностей. Так, «используя идею архетипов, Й. Штайрер предложил следующие типы харизмы: «Отец», «Герой», «Спаситель» и «Царь». [3, с. 138]

· Образ отца (патерналистская харизма), по мнению Й. Штайрера, ассоциируется с «деспотичным отцом-господином» или с «отцом-благодетелем». Отец — это прообраз создателя, родителя и неограниченного владыки. В соответствии с типом деспотичного господина он рассудителен, всезнающий, всемогущий, непоколебимый и надежный.

Как «благодетель» он обращаться со своим окружением благосклонно, покровительственно, с пониманием, прощая ошибки и прегрешения, а может относиться строго и требовательно, показывая свою власть и карая непокорных. Качество отношений между отцом и его окружением, аналогично отношению отца и детей повинующихся ему.

Поэтому для этих отношений характерны как чувства благодарности, любви и доверия, так и ненависть, страх и негодование.

· Архетип «героя» является наиболее популярным в мире так как встречается в мифологии различных культур. Он является «юношеской противоположностью» состарившегося отца и олицетворяет то, чем некогда был наделен отец, — стойкость, мужество, отвага. Качества личности, обладающей героической харизмой: незаурядность и независимость, вера в свои силы и преданность делу, господство и твердость.

· «Спаситель» (миссионерская харизма) представляет собой тип новатора, преобразователя, мага-волшебника, превращающего все сущее в лучшее.

Он наставляет массы на истинный путь, сокрушает их «своеволие», делает послушным инструментом.

Качества личности, обладающей такой харизмой: вдохновенность, вера в собственные силы, преданность делу, а также экстраверсия и расчет на эффект. Согласно интерпретации

· Архетип «царя» (величественная харизма) К. Г. Юнг, основатель концепции архетипов, усматривает в фигуре царя-отца архетипическую форму, символизирующую мудрость коллективного подсознательного, признавая в данной фигуре прообраз высшего благоразумия и мудрости.

Образ «царя» олицетворяет собой величественную харизму и проявляется в интроверсии, аутентичности, готовности к кооперации и тонкости чувств, а также исключительности и независимости.

Таким образом, Й. Штайтер первый исследователь, который предложил типологию харизматичной личности и, что самое главное, выделил основные её качества.

Современные концепции харизматичной личности опираются на «бихевиоральный подход и разрабатываются в рамках теории трансформационного лидерства. Данные концепции отвечают на вопрос, какие же «выдающиеся качества» позволяют человеку стать вдохновителем других». [3, с. 139]

Н. Б. Энкельманном выделены следующие характеристики харизматичной личности: [3, с. 139]

· Индивидуальная магнетически притягательная сила;

· воодушевление, испытываемое от выполняемой жизненной задачи;

· отождествление себя с выполняемой работой;

· уверенность в своих силах;

· умение сосредотачивать свое внимание на самом главном;

· коммуникабельность и способность устанавливать долговременные и прочные межличностные отношения;

· умение мотивировать себя и других;

· способность находить к людям правильный подход;

· умение принимать решения и служить образцом для подражания;

· положительное восприятие жизни.

Е. В. Сидоренко считает, что к базовым составляющим харизмы относятся: [3, с. 139]

· психосексуальная привлекательность;

· интеллект выше среднего уровня;

· социально приемлемая маргинальность личности;

· наличие экстремального жизненного опыта.

Содержательная сторона харизматической личности, считает С.Н. Зинев, определяется «уникальным сочетанием внутриличностных качеств (успешности, целенаправленности, креативности в деятельностной активности, интеллектуальности и внешнего вида) и внеличностных показателей (наличие адептов, команды, последователей)» [3, с. 139].

А. Сосланд, исследующий особенности искусственно сформированной харизмы считает, что в ее основе — «умение производить впечатление обладания харизматическими свойствами, и определяет ряд поведенческих особенностей ее носителей»: [3, с. 139]

· Постоянная готовность к бою (харизматическая личность всегда востребована там, где нужно поднимать кого-либо на битву);

· новаторский жизненный стиль, так утрата «новизны» чревата для ее носителя утратой харизмы;

· определенный сексуально-мистический имидж.

Суммируя все свойства харизмы, А. Сосланд выводит ее «стержневую характеристику — трансгрессивность, благодаря которой создается особое энергетическое поле, куда притягивается все, кто имел хотя бы малейший контакт с харизматической личностью» [3, с. 139].

Таким образом, проанализировав известные психологические концепции харизматической личности, можно сказать, что харизма — это наличие у личности определённых качеств, которые притягивают к ней других людей.

Источник: http://manager.bobrodobro.ru/50907

Ссылка на основную публикацию