Какими рождаются дети — психология

Влияние ситуации родов на личность ребенка

Перинатальная психология изучает психическую жизнь в перинатальный период, ее влияние на формирование личности человека. Это наука о связи плода и новорожденного с матерью, о влиянии психической жизни матери на ребенка.

Считается, что ведущую роль относительно физических и физиологических процессов человека, особенно в родах, играет психика.

Основатель теоретической базы этой отрасли психологии, американец чешского происхождения Станислав Гроф, утверждает, что главная функция в родах принадлежит не мышечному органу — матке, а такому психическому процессу, так называемому “контролируемому инстинкту» или осознанному поведению, которое не мешает реализовываться инстинктивному поведению и управляет им в случае необходимости. Рожает не орган — матка, а женщина — личность, и каждая женщина рожает по-своему, в зависимости от своих психоэмоциональных и физиологических способностей (Гроф, 1993).

С. Гроф вывел теорию четырех базовых перинатальных матриц, соответствующих процессу беременности, родов и послеродового периода.

Эти матрицы закладываются во внутриутробный период и во время родов, а затем влияют на всю дальнейшую жизнь человека: его характер, сексуальность, привычки, склонность к зависимостям и психическим расстройствам.

Попытаемся разобраться, так ли на самом деле «страшны» матрицы, можно ли их исправить и как это сделать.

1. Матрица наивности

Когда формируется: от зачатия до момента родов.

Позитив: первая матрица отвечает прежде всего за то, насколько человек принимает себя таким, как есть, и насколько чувствует себя гармоничной личностью. Чем больше родители любят и окружают заботой еще не родившегося человечка, тем выше у него будет жизненный потенциал и тем меньше у него будет комплексов.

Негатив: нежеланные дети вырастают с чувством отчуждения, вины. Всем своим видом они словно просят прощения за то, что они есть.

В том же случае, если мама хочет ребенка только определенного пола, например, ей нужен именно мальчик, это может быть предпосылкой для развития сексуальных проблем в будущем.

Совершенно необязательно, что он пополнит ряды сексуальных меньшинств, но половая идентификация у ребенка будет проходить сложнее: установка «Меня не приняли таким, какой я на самом деле» уже при нем.

2. Матрица жертвы

Когда формируется: с момента начала родовой деятельности до момента полного или почти полного раскрытия шейки матки.

Позитив: когда начинаются роды, матка сильно сжимается. При этом ребенок испытывает сильнейшее давление. Гроф назвал этот процесс «изгнание из рая» (вот откуда название «матрица жертвы»).

Если роды проходят нормально — не слишком стремительно, без стимуляции, кесарева сечения и наркоза — у малыша закладываются умения выживать в сложных ситуациях, настойчивость в достижении цели, самостоятельность, воля к победе, уверенность в своих силах.

Очень важно в этот момент, чтобы мама была спокойна.

Негатив: если же ребенок, как говорится «выпрыгивает», это может аукнуться тем, что в будущем он будет стараться решать проблемы быстро. Если же что-то не будет получаться сразу, «стремительный ребенок» будет от этого отказываться.

Те же малыши, которые, наоборот, слишком долго “выбирались», могут чувствовать себя жертвой (из-за матрицы, давления), они часто могут попадать в ситуации, когда их прессуют.

Если же роды стимулировали, то таким деткам может быть не по плечу сделать первый шаг или выбор.

У «кесарят» трудности могут возникнуть с преодолением препятствий, а у деток, рожденных под наркозом, — с умением решать сложные вопросы: когда нужно активно действовать, они будут «впадать в спячку».

3. Матрица борьбы

Когда формируется: во время периода, когда ребенок продвигается из матки по родовым путям.

Позитив: это настоящая борьба за жизнь (отсюда и название матрицы), во время которой, по мнению одних специалистов, малыш испытывает сильнейшее механическое воздействие, страдает от нехватки кислорода.

Другие считают, что ребенок во время схваток «отключается» и пробуждается в промежутках между ними. Как бы там ни было, но это преодоление первого серьезного препятствия. И пройти его нужно, полагаясь на собственные силы.

Если ребеночек самостоятельно осилил этот путь и «уложился в сроки» (в норме он должен сделать это за 20—40 минут), закладывается программа «мне море по колено, а горы по плечу».

Негатив: достижение такой программы максимум, конечно же, невозможно, если роды проходят с применением обезболивающих средств. Это дает соблазнительный рецепт бегства от проблем в наркотики, ведь первый опыт такого рода получен уже при рождении. Такие дети особенно предрасположены к компьютерной зависимости.

Применение щипцов в родах — сильная психологическая травма для ребенка. Если не компенсировать ее в раннем детстве, человек может вырасти ранимым, склонным к истерикам. Кроме того, он может отказываться от помощи, потому что первая помощь в жизни была болезненной. Детки же, родившиеся с помощью кесарева сечения, пропускают матрицу борьбы: у них может быть занижено чувство опасности.

Если ребенок самостоятельно, но очень долго пробирался «на волю», он может жить с ощущением «вся жизнь — борьба». Если же он шел попкой вперед, то потом будет стремление делать все необычным путем.

4. Матрица свободы

Когда формируется: от момента выхода ребенка на свет и до 5—7 дня после родов.

Позитив: естественные потребности малыша в это время — безопасность и комфорт. Поэтому очень важно, чтобы ребенка приняли по всем правилам естественных родов (раннее прикладывание к груди, обрезание пуповины лишь после того, как она перестанет пульсировать, постоянный контакт с матерью). Так «получаются» оптимисты.

Негатив: если эти требования не были соблюдены, впоследствии у ребенка может развиться панический страх остаться без мамы даже на короткое время. В подростковом периоде «некомфортное» рождение грозит вылиться в отчуждение, отсутствие взаимопонимания с родителями. А уже в более взрослом возрасте это может проявляться в боязни остаться одному, без близкого человека.

Итак, переживания, возникающие у ребенка в ходе рождения, складываются в следующую картину: внутриутробное существование перестает устраивать младенца, и он решает покинуть матку; начинаются схватки и, постепенно ухудшаясь, внутриматочные условия становятся невыносимыми; реакцией на ухудшение условий является невероятное напряжение, борьба в родовом канале и стремление вырваться из него; в результате момент рождения переживается как освобождение, как фундаментальное улучшение по отношению к прежнему состоянию.

Этот сценарный план характерен для всех житейских событий: возникновение проекта и принятие решения его осуществить, трудности в реализации задуманного, которые сменяются невыносимым положением, затем следуют активные действия, направленные на избавление от препятствий любыми средствами, борьба и полное разрешение проблемы. Таким образом, перинатальные матрицы активизируются под воздействием внешних событий в очередности, заданной ходом родов, и определяют характер поведения и психоэмоциональных реакций человека.

За счет опыта биологического рождения малыш приобретает готовность к будущим превратностям жизни, выносливость в борьбе и преодолении препятствий, способность понимать жизнь как последовательность проектов.

В результате благополучных физиологических родов у ребенка, а затем и взрослого человека, формируется модель поведения, соответствующая психофизиологической норме и позволяющая ему адекватно реагировать на внешние события. Причем очередность поведенческих реакций задается динамикой смены перинатальных матриц в ходе родов.

Прочитав о негативе, который могут принести матрицы, мамам не стоит все принимать слишком близко к сердцу.

Дело в том, что матрицы — «гибкие», они продолжают формироваться, пока ребенку не исполнится три года, и он не начнет отделять себя от матери.

Поэтому полученный во время беременности или при рождении негативный опыт либо закрепляется, либо корректируется правильными действиями родителей.

Считается, что полноценным грудным вскармливанием до года, хорошим уходом и любовью можно компенсировать негативные перинатальные матрицы (например, если было кесарево сечение, если ребенок попал сразу после рождения в детскую больницу и был разлучен с матерью и т.п.).

Начинайте сразу после рождения, с метода «кенгуру». Часовое лежание на мамином животе может в достаточной мере компенсировать все негативные моменты, которые испытал малыш, появляясь на свет. Метод подходит абсолютно всем деткам. Есть также специальные методы, которые можно использовать при каждом конкретном нарушении матрицы.

(1) Беременность проходила “на нервах»

Стрессы во время беременности, неправильный психологический настрой отражаются в первой матрице.

Если беременность была неожиданной, возможно, нежеланной, ваша задача после рождения ребенка настроить его на то, что он любим, вы безусловно принимаете его. Особенно детки «матрицы наивности» нуждаются в телесном контакте, объятиях, ласке.

Если вы ожидали малыша другого пола, в общении с ребенком постоянно подчеркивайте его пол. Чаще говорите «мой мальчик» («моя девочка»), «как я рада, что у меня сыночек» (дочка).

(2) Роды стимулировали или ребенка «выдавливали»

Такие детки ждут внешнего «толчка», чтобы начать действовать. Малыш должен научиться принимать самостоятельные решения. Как можно чаще ставьте его перед выбором. Совсем маленьким, предлагайте на выбор несколько игрушек, малышам постарше давайте возможность самостоятельно принимать решение: пусть он сам решает, что съест на завтрак, в какой одежде пойдет гулять и так далее.

Ребенку может быть сложно доводить начатое до конца. Давайте ему мелкие поручения, постепенно усложняя их. Обязательно хвалите за результат и поощряйте инициативу.

Если в родах прокалывали околоплодный пузырь, во второй матрице закладывается страх воды. В результате малыш может бояться мыть голову. Ни в коем случае не «давите» на него, приучайте к воде постепенно.

Для этой категории детей опасна чрезмерная опека. Постоянные одергивания, решение конфликтных ситуаций (например, с друзьями) за сына или дочь – все это формирует склонность к уходу от проблемы, усугубляя отрицательный опыт, хранящийся в третьей матрице. Чтобы не воспитать у малыша привычку убегать от сложностей, позвольте ему находить задачи и самому справляться с ними.

(3) Проводилось кесарево сечение

«Кесарята», как правило, очень живые, непоседливые дети. Фонтанируют идеями, которые, впрочем, далеко не всегда воплощают в жизнь. К тому же они — прирожденные экстремалы. Инстинкт самосохранения и чувство опасности у этих деток притуплены.

Такой малыш не проходил вторую и третью матрицы, был лишен опыта естественного рождения. Это можно исправить, устраивая ему препятствия. Как только ребенок начнет ползать, проигрывайте с ним «роды». Выстройте из подушек туннель, настолько узкий, чтобы приходилось протискиваться. И проходите его вместе с ним. Вы ползете первыми, а в конце

обязательно «встречаете» малыша. Для ребенка постарше подойдут всевозможные горки. Главное, чтобы вы продолжали каждый раз приветствовать его на «финише».

(4) Роды проходили стремительно

Многим деткам, появившимся на свет в стремительных родах, трудно удерживать внимание, последовательно выполнять задуманное. Им хочется получить «мгновенный» результат. Это диктует опыт, заложенный в третью матрицу.

Такого малыша нужно научить терпению и последовательности действий. Говорите с ним несколько медленнее, чем вы привыкли, просите, чтобы после игры он расставлял игрушки по местам.

Ребенку подойдут любые спортивные секции, где результат напрямую зависит от количества затраченных усилий.

(5) Тяжелые роды

Ребенок, родившийся обвитым пуповиной (сбой в четвертой матрице) не выносит одежды, которая сдавливает. Не стоит выбирать для него свитера «под горло», шарфы, шапки, завязывающиеся на подбородке.

Чтобы сгладить «негатив», заложенный в четвертую матрицу, в первые три года мама должна как можно больше времени проводить с ребенком.

Совместный сон, кормление по требованию, использование слинга (эта перевязь в виде большого куска ткани становится все популярней и успешно конкурирует с рюкзачками-кенгуру, ведь подходит деткам с рождения, да и ребенок занимает в ней наиболее естественное положение) — все это вдвойне необходимо такому малышу.

Для всех

Деткам, прошедшим через те или иные проблемы в родах, может быть полезна работа с психологом. Эффективны методы игро-, арт-терапии, юнгианской песочной терапии, работа с глиной.

Для взрослых, которым нужно заново пережить рождение, но уже с позитивным опытом, применяют процессуальную, телесно-ориентированную терапию, холотропное дыхание, холодинамику и многие другие системы.

Главное, чтобы психотерапевтическая работа проходила на трех уровнях: интеллектуальном, эмоциональном и телесном.

Примеры из практики.

Ранняя разлука

Старший сын Екатерины родился в стремительных родах, с гематомой. Мальчик около двух недель пролежал в реанимации, за это время у мамы пропало молоко.

Читайте также:  Полезные привычки для тм - психология

Сейчас ему почти семь, он нормально развивается, но вот отношения мамой достаточно отстраненные.

А вот младший сын рождался по всем требованиям естественных родов, его сразу приложили к груди, с первых часов он был с мамой. Сейчас ему годик, и он очень к ней привязан.

Комментарий: В опыте ранней разлуки с мамой есть положительный момент – это учит человечка самодостаточности. Малышу может быть легче адаптироваться в чужой обстановке. Но вот отношения с мамой в будущем, действительно, могут быть несколько отстраненными.

Каждые семь лет человек выходит на фазу своего рождения. То есть сейчас у малыша именно тот возраст, когда многое можно трансформировать. Мальчику нужно как можно больше тактильного контакта с мамой, прикосновений. Почаще рассматривайте вместе фотоальбом, где сынок маленький, при этом касайтесь его тела, говорите как вы рады тому, что он у вас есть.

Такие детки могут быть очень подвижными. Важно не ограничивать ребенка, а направлять его энергию в игры, связанные с прикосновениями.

Не забывайте, что все дети проживают естественные фазы привязанности к каждому из родителей. Это не значит, что мы плохие, просто ему сейчас так нужно.

С малышом можно поиграть в семью. В этой игре вы будете ребенком, а он по очереди то мамой, то папой. Проигрывая эти роли, он будет повторять поведение родителей. То есть сам подскажет вам, если вы что-то делаете не так.

Ранимость

У Светланы было отслоение плаценты, и большую часть беременности она провела в больнице, на сохранении. Роды были затянутыми, у ребенка оказалась короткая пуповина. Малыша пришлось выталкивать.

Его выложили на живот, но у мамы началось кровотечение, поэтому приложить к груди мальчика не удалось.

В три года ребенку поставили диагноз «гипервозбудимость вследствие внутриутробной и родовой гипоксии».

Мальчику бывает страшно взяться за что-то, если он считает, что это сложно. Он очень эмоциональный и ранимый ребенок.

Совет психолога: совместно с ребенком пошагово составлять план действий для выполнения задания; разбивать большое задание на части, за каждый результат, даже самый незначительный, поощрять, хвалить.

Тогда ребенку будет значительно легче справляться, он будет получать положительные эмоции от выполненного задания, радоваться своему успеху, а в будущем не бояться больших и сложных дел.

Комментарий: действительно, таким чувствительным деткам сложно психологически переварить большое количество людей. Их нужно заранее готовить к ситуации, стимулировать к действиям, замечая малейшие шажочки, любые проявления самостоятельности.

У такого ребенка может быть повышена тревожность, чувствительность. Ему обязательно нужно сопровождение невролога или гомеопата.

Малышу может быть сложно отрываться от мамы (т.к. пуповина, то есть связь с мамой, была короткой). Но и маме может быть нелегко «отпустить» ребенка. В таких ситуациях на приеме у психолога ведется работа с чувством вины и тревожностью мамы и, конечно, с состоянием самого ребенка. Таким деткам очень подходят игры, связанные с лепкой, арт-терапия.

У малыша могут быть приступы агрессии, направленной в сторону мамы. В этот момент малышом движут две силы: желание расти, то есть отрываться от мамы, и сила пуповины, которая тянет, что, естественно, вызывает сопротивление.

Мальчику подойдут различные игры по разматыванию клубочков, перетягиванию каната, лепка из теста. Очень эффективна отрывная аппликация, для которой цветную бумагу нужно просто порвать на мелкие кусочки, а затем наклеивать их на картон в нужном порядке.

Это и развитие мелкой моторики, и выплеск агрессии, и созидание одновременно.

В заключение хотелось бы отметить, что беременные женщины часто нацеливаются на определенный сценарий в родах.

Когда же их ожидания не оправдываются, например, врачи настаивают на кесаревом сечении, женщина впадает в состояние шока, панику и теряет доверие к самому процессу рождения.

Если что-то происходило не так, как мама планировала, они склонна винить себя, а чувство вины всегда порождает негативное подсознательное отношение к тому, перед кем человек считает себя виноватым.

Существуют версии о том, что душа сама выбирает себе родителей, место и способ рождения. А роды — это определенный опыт, и трудности здесь необходимы. Каждый ребенок рождается так, как ему нужно.

Современные исследования установили, что внутриутробный ребенок неравнодушен к часу своего рождения и развитие родовой деятельности, в конечном счете, зависит от него. Когда в организме матери уже сложились все условия для благополучного течения родов, у плода происходит активное завершение созревания ткани легких.

Источник: https://econet.ru/articles/145042-vliyanie-situatsii-rodov-na-lichnost-rebenka

Психология развития ребенка от рождения до года

Психика ребенка начинает формироваться еще в утробе матери и продолжает развиваться после рождения.

Именно первый год жизни играет важнейшую роль в формировании не только физического, но и психологического, и эмоционального состояния вашего чада.

Чтобы обеспечить ему развивающую среду, нужно понимать особенности развития психики новорожденного. Особенностям психологии развития ребенка от рождения до года и посвящена данная статья.

Плановые осмотры детей до года: график посещения врачей.

В конце статьи мы подготовили для вас доп. материал. Скачайте чек-лист «Психологическое развитие ребенка с рождения до трех лет»

После рождения малыш беспомощен, его мозг сформирован не до конца, потому выжить ему помогают только рефлексы: пищевые и безусловные, ориентировочные и защитные. Спустя пару недель начинают формироваться условные рефлексы, например, когда мама берет кроху на руки и придает ему позу для кормления.

Поскольку кора головного мозга младенца продолжает формироваться, его психика подчинена подкорковым центрам. В связи с этим физические ощущения новорожденного напрямую связаны с его эмоциями.

Малыш не осознает границу между своим телом и окружающим миром.

Для развития коры мозга новорожденного рекомендуются упражнения для фиксирования взгляда с использованием ярких погремушек достаточно сложной формы.

Важными вехами развития новорожденных детей являются проявления слухового и зрительного сосредоточения в ответ на общение с мамой или другими родственниками. Кульминацией же младенчества становится «комплекс оживления».

Это яркая эмоциональная реакция на приближение мамы, которая включает концентрацию взгляда на мамином лице, улыбку и активные движения ручками и ножками.

На этом период новорожденности заканчивается, и начинается этап младенчества, знаменующий потребность ребенка в общении со взрослыми.

Младенческая необходимость в общении

Младенчество начинается со второго или третьего месяца жизни новорожденного, когда он начинает осваивать навыки общения со взрослыми. Комплекс оживления при виде мамы эволюционирует и становится более бурным, а после достижения крохой четырехмесячного возраста постепенного угасает. Комплекс оживления выполняет сразу две функции.

  • он служит ответной реакцией на приближение взрослого.
  • он служит для активного привлечения внимания мамы, когда малютке требуется общение.

На этом этапе малыш воспринимает маму как целостную личность, независимо от ее одежды, настроения, действий и других признаков.

Любовь младенца к маме безусловна, поскольку ребенок любит ее не за ее действия, а за то, что она есть в его жизни.

Помните, что в этот период недостаток эмоционального и физического контакта с мамой может привести к серьезным задержкам в психологическом развитии ребенка.

На протяжении первого полугодия жизни младенец осваивает новые способы общения с окружающими людьми. При этом он использует все доступные ему способы, чтобы привлечь внимание взрослого.

Малыш еще не различает интонации и соответствующие эмоции, направленные на него, потому на любое общение с мамой реагирует исключительно положительно.

Единственным поводом для капризов и плача в этом возрасте может стать нехватка внимания и заботы со стороны взрослых.

В конце статьи мы подготовили для вас доп. материал. Скачайте чек-лист «Психологическое развитие ребенка с рождения до трех лет»

Психологи рекомендуют при общении с крохой располагать его так, чтобы он видел ваше лицо. Поддержание зрительного контакта в сочетании с ласковым тоном и словами из маминых уст значительно ускорят психологическое развитие малютки.

Общение с мамой и другими взрослыми оказывает огромное влияние на развитие психики младенца. Он начинает осознавать себя как независимое существо, благодаря чему формируется его самоощущение, которое позднее перерастет в самосознание.

Именно положительное эмоциональное общение с взрослыми становится основой дальнейшего прогресса. В частности, усиливается детская тяга к познанию окружающего мира, начиная с ближайших предметов.

Когда у крохи возникает интерес к различным объектами и развивается хватательный рефлекс, первая половина младенчества считается завершенной.

Развитие самосознания и речи у младенца

К шести месяцам малютка начинает активно познавать мир через окружающие предметы, одновременно изменяется и его отношение ко взрослым. Если раньше малышу было достаточно внимания и ласки, то теперь он жаждет совместной продуктивной деятельности.

Взрослый рассматривается как партнер по играм, при этом младенец получает гораздо больше удовольствия от активной совместной деятельности. Если же мама просто наблюдает за малышом со стороны, кроха совершает гораздо меньше специфических действий, а значит, его развитие происходит медленнее.

Прогресс ребенка тем заметнее, чем эффективнее происходит его сотрудничество со взрослыми, и тем крепче становится эмоциональная связь между ними.

Вместе с тем, на данном этапе изменяются и эмоции ребенка. Помимо положительной реакции на взрослого у него появляется и целая гамма негативных эмоциональных проявлений. Малыш учится злиться, грустить, тосковать, раздражаться. При этом младенец сохраняет привязанность к близким родственникам, а к незнакомым людям относится недоверчиво, иногда даже боится их.

Второе полугодие младенца особенно важно еще и потому, что в этом возрасте происходит подготовка к активной речи. У малютки улучшается слух, он много лепечет и пытается подражать звукам, которые произносят окружающие.

Поэтому так важно постоянно разговаривать с крохой, читать ему книги, стихи, напевать простые песенки. Чем больше малыш будет слышать мамину речь, тем быстрее он научится говорить и тем активнее будет пополняться его словарный запас.

Психологи рекомендуют вести с ребенком «беседы», отвечать на его лепетание и озвучивать свои действия, чтобы он учился связывать отдельные слова с предметами.

Если вы живете в двуязычной среде или хотите поскорее начать обучение малыша иностранному языку, знакомьте младенца с обоими языками с первых дней. Уже в восемь месяцев детки теряют способность распознавать звуки, которые не используются в их родном языке.

К первому дню рожденья крошки уже имеют представление о себе, они могут узнавать свое отражение в зеркале. За счет активной игровой деятельности и частого контакта со взрослыми, малыши начинают понимать, что могут влиять на окружение за счет собственной активности.

Именно возросшее самосознание младенца становится причиной кризиса первого года, который завершает этап младенчества и знаменует начало раннего детства. В основе первого возрастного кризиса лежит противостояние детского желания независимости и осознание своей беспомощности в отсутствии взрослых.

На протяжении первых шести месяцев для малыша жизненно важно общение с мамой, ее ласки и нераздельное внимание, позднее проявляется необходимость в совместной деятельности, а также подготовка к активной речи. Чтобы гарантировать правильное эмоциональное и психологическое развитие ребенка от рождения до года, важно разговаривать и играть с крохой, уделять ему достаточно внимания, заботы и ласки.

О том, как развивается психика младенца в период от года до двух лет, мы поговорим в нашей следующей статье.

Источник: https://viline.tv/deti/article/psihologiceskoe-razvitie-mladenca-ot-rozdenia-do-goda

Психология новорожденного

У каждого ребенка, еще в утробе матери, закладывается своя психология. Ее необходимо изучать, чтобы понимать, что происходит в душе вашего малыша, знать, что он чувствует. исключить возможность формирования программирующих внутренних конфликтов, которые неизбежно приведут к ограничению внутренней свободы ребенка и возникновению ряда заболеваний впоследствии.

Период беременности Для ребенка он является одним из самых светлых этапов в жизни. Находясь у мамочки в животе, он ощущает единение со всем миром. Детеныш погружен в естественную для него водную среду, в которой комфортно проходит все стадии эмбриогенеза. Внутриутробное обитание формирует у него сенсорную чувствительность.

Когда малыш слышит шум, он просто впитывает его в себя, не осознавая источника звука. Для плода не существует объектов, так как он не знает природы их происхождения. У него есть только чувства.

Читайте также:  Не навреди - психология

Пренатальный период является одним из самых замечательных этапов развития психики и мировосприятия ребенка: он обладает всем необходимым, ему тепло, еда поступает прямо в живот, меконий выводится тут же из организма. Распорядок дня малыша на этом этапе свободный: не жизнь, а сказка! Все чувства, которые переживает плод, находясь в утробе матери, очень влияют не его дальнейшую жизнь.

И, несмотря на то, что рождение «обнуляет» память, ощущения того, как было хорошо в «мамином домике» сохраняются в подсознании человека до его последнего вздоха. Поэтому всю свою жизнь люди ищут этот потерянный рай и всей душой стремятся к нему. А когда мы скручиваемся в позе эмбриона, наше тело вспоминает, как оно себя чувствовало внутри лона матери.

Возвращаясь к внутриутробному миру, хочется отметить, что в нем иногда появляются и «тучки»: возникают внешние обстоятельства, которые «портят» малышу жизнь. Если беременная испытывает горе или отчаяние, плод тоже будет погружен в эти чувства. Мать, пережившая потерю близкого человека или предыдущего ребенка, передает малышу ощущение, что она – источник не только жизни, но и смерти.

После родов у такой женщины может возникнуть депрессия, с которой соприкоснется и младенец. Некоторые внешние факторы (фето-плацентарная недостаточность, соматическая патология матери и пр.) вызывают нарушение питания малыша.

И если раньше он просто безмятежно плавал, еда поступала через пуповину, и ему не нужно было «добывать кусок», то теперь на фоне кислородного голодания его психика меняется. У ребенка программируется конфликт «нехватки», который может проявить себя позже в тот момент, когда малыш вырастет, станет взрослым и давно уже забудет о том, как он страдал в утробе. Но его психика запомнит эти страдания, и конфликт, заложенный внутриутробно, рано или поздно проявится.

Роды

Психика ребенка развивается ритмически: стремление к единению с матерью сменяется стремлением к разъединению. Роды для малыша являются первым кризисом – это, по сути, смерть в рамках его внутриутробной жизни. Ребенок, выталкиваемый из лона матери, испытывает сильнейший страх смерти.

Во время прохождения через родовые пути формирование внутренних программирующих конфликтов могут вызывать следующие ситуации:• обвитие пуповиной;• родовспоможение (наложение щипцов, вакуум-экстракция);• попадание мекония в ротовую полость и невозможность сделать первый вдох.

Эти события могут усиливать страх смерти, что способствует программированию подсознания на определенный сценарий в последующей жизни. Первым после появления на свет возникает конфликт «разлуки». Его формирование естественно, так как обусловлено обрезанием пуповины. Этот конфликт помогает ребенку приобрети собственную индивидуальность.

Кожа младенца в животе матери выполняет функцию обмена, а после рождения она защищает его от факторов воздействия внешней среды.

Если кроха после рождения не имеет достаточного эмоционального контакта со своей матерью (например, если грудничка поместили в кювез или ему произвели хирургическое вмешательство, либо мать отказалась от него), то конфликт «разлуки» из положительного превращается в программирующий.

Результатом такого кодирования, по мнению психологов, может стать возникновение впоследствии заболеваний кожи (экзема, псориаз и пр.).Другим источником программирующего конфликта нередко является оперативное родовспоможение. Его осуществляют при наличии определенных показаний со стороны матери и плода.

Но при этом следует учитывать, что ребенок, рожденный естественным путем, во время прохождения по родовым путям приобретает «бойцовские» качества, и это становиться частью его собственного мира. В то же время многие дети после кесарева сечения, вырастая, все также не способны совершить «усилие добиться чего бы то ни было»: начиная одно дело, они бросают его и берутся за другое, которое тоже бросают. У них может отмечаться тенденция при достижении целей рассчитывать на других людей.

Психология младенца первого года жизни

После рождения ребенку очень важны близость матери, ее голос, которые он слышал и ощущал всю беременность. Для него необходимо соприкосновение с привычной средой. Поэтому во время купания он расслабляется, так как вода является для него «родным домом».

В этот период малыш особенно нуждается в получении эмоционального тепла во взаимоотношениях с матерью, контакта «глаза в глаза», «кожа к коже», что реализовывается через грудное вскармливание. Отказ ребенка от материнской груди психологи расценивают как конфликт, сформированный у матери, и отразившейся на младенце.

На подсознательном уровне она не желает кормить ребенка. За этим может стоять не только самая банальная эстетическая проблема (боязнь испортить внешний вид груди), но и более серьезная: кормить ребенка означает передавать ему свою любовь. Но если мать сама не получила этой любви в детстве, то у нее не возникнет желания передать ее своему ребенку.

Чем больше мать наслаждается контактом с грудничком, тем больше он получает удовольствия от сосания. Младенец во время кормления грудью полностью расслаблен, он в полном экстазе – в этот момент младенец учится наслаждению. Если мама настроена на получение удовольствия, то оно станет частью жизни ребенка.

Но если у женщины в подсознании имеется запрет на переживание удовольствия, и она подавливает в себе волну этих ощущений, то и кроха лишится их. А наслаждение помогает ребенка правильно развиваться, приобретать необходимые навыки, в первую очередь, постоять за себя и «схватить кусок».

Для благополучного развития малыша в возрасте до года необходимы три условия:- эмоциональная теплота – принимающее радостное приветливое чувство матери по отношению к ребенку; — константность – это постоянное окружение одними и теми же людьми, у которых в жизни и поведении, особенно по отношению к крохе, ничего не меняется; отсутствие переездов; константность формирует базовое доверие к миру;- ритм – размеренный распорядок дня и приемов пищи; благоприятным для психического развития младенца является кормление с определенным ритмом, тогда грудничок знает, что мама обязательно придет и покормит его; это создает ощущение спокойствия и надежности, развивает ощущение времени.Если соблюдаются все три условия, то ребенок достигает наибольшей эмоциональной близости с матерью. При этом малютке приятно ощущать границу между собой и матерью. Объединяясь с нею, он становится опять «большим и великим», как в утробе.Для ребенка, не достигшего годовалого возраста, очень важна материнская защита. Если младенец долгое время находится вдали от матери, то у него конфликт «разлуки» может дополниться конфликтом «агрессии» (посягательство на целостность). Понятие «изоляция» для малыша приравнивается к понятиям «холод» и «опасность», ведь только мать может его согреть. У ребенка первые 12 месяцев очень ограничены адаптационные возможности. Константность – основное требование для его нормального психического развития. Если меняется что-либо из окружения, то возникает напряжение адаптационного механизма, формируются внутренние конфликты. Изменения константности могут вызвать:- переезд;- развод;- смерть одного из родителей;- нарушение режима питания.Помните: психика младенца на первом году жизни очень ранима. Относитесь к ней, как к «хрустальной вазе». Избегайте любых изменений в окружающей ребенка обстановке. На отрицательные эмоции вы тоже не имеете права. Особенно, если кормите грудью! Только вы и никто другой несете полную ответственность за формирование психики вашего малыша.Психологию плода и новорожденного сегодня следует изучать каждой женщине, планирующей стать мамой. И тогда малыш будет расти здоровым и счастливым!

Всегда с вами,Ольга Панкова

Ссылки по теме:

Школа женского здоровья Ольги Панковой

Источник: https://eva.ru/kids/pregnancy/read-psikhologiya-novorozhdennogo-17626.htm

Психология младенца (стр. 1 из 3)

Содержание:

Введение……………………………………………………….…………………..3

1.Симптомы кризиса новорожденности………………………………………….4

2.Социальная ситуация развития младенца……………………………….…….8

3.Новообразования младенческого возраста…………………………………..12

Заключение……………………………………………………………………….18

Библиография…………………………………………………………………….19

Введение.

В нормальных условиях появление нового человека является результатом психологической готовности матери к его рождению. Новорождённый изначально беспомощен. Едва появившись на свет, он должен приспособиться к условиям существования, которые резко отличаются от существования в чреве матери.

Жизнь новорождённого зависит от того, как он сможет адаптироваться к новым условиям среды. Новорождённый изначально беспомощен. Едва появившись на свет, он должен приспособится к условиям существования, которые резко отличаются от существования в чреве матери. Жизнь новорождённого, прежде всего, зависит от того, как его организм сможет адаптироваться к новым условиям жизни.

Младенчество – период, когда от малоподвижного образа жизни и снотворного состояния ребёнок быстро развивается в подвижное, весёлое дитя. Он быстро устанавливает контакт с взрослым человеком, открывает зрительно свои руки, учится хватать предмет, а затем и манипулировать им.

Он исследует, рассматривает окружающий мир в ближайшем пространстве; ощупывает предмет руками, тянет его в рот и знакомится с предметом таким младенческим способом. Он вступает в отношения с матерью и другими близкими взрослыми. Маленький ребёнок также испытывает тревогу при виде незнакомого человека.

Фактически от существа асоциального младенец быстро становится ребёнком, способным реагировать на окружающих людей улыбкой, плачем, радостью, испугом – человеческими способами.

Целью исследования является психология младенчества.

Объектом исследования является ребенок младенческого возраста. Предметом исследования является психология ребенка младенческого возраста.

1.Симптомы кризиса новорожденности.

Первый критический период развития ребенка – период новорожденности. Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь человека проходит под знаком этой травмы.

Но вряд ли с этим можно согласиться, если учесть, что у новорожденного ребенка еще отсутствует психическая жизнь, и крик новорожденного есть переход к новой форме дыхания. Акт рождения в известном смысле есть переход от паразитарного типа существования к форме индивидуальной жизни. Это переход от темноты к свету, от тепла к холоду, от одного типа питания к другому.

Вступают в действия другие виды физиологической регуляции поведения, и многие физиологические системы начинают функционировать заново.

Кризис новорожденности – промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Если бы рядом с новорожденным не было взрослого человека, то через несколько часов это существо должно было бы погибнуть. Переход к новому типу функционирования обеспечивается только взрослым. Взрослый охраняет ребенка от яркого света, защищает его от холода, оберегает от шума и т.д.

Ребенок наиболее беспомощен в момент своего рождения. У него нет ни единой сложившейся формы поведения. В ходе антропогенеза практически исчезли какие бы то ни было инстинктивные функциональные системы.

(Инстинктивные системы – это такие системы, в которых известный раздражитель вызывает заранее заданные формы поведения). К моменту рождения у ребенка нет ни одного заранее сформированного поведенческого акта. Все складывается при жизни.

В этом и заключается биологическая сущность беспомощности.

Процесс рождения — тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Психологи называют этот период — кризис новорожденности.

Причины кризиса новорожденности:

— Физиологические (рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания).

— Психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни).

Рождение становится для желающего жить существенным испытанием, проверкой на зрелость и возможности. Это своего рода естественная инициация, борьба за право на место под солнцем.

Малыш, который внутри материнского организма ежечасно мог рассчитывать на комфорт, постоянное обеспечение кислородом, питанием, нужными для роста и развития веществами, на постоянную температуру и дружескую среду, вдруг попадает в условия жесткой борьбы за существование.

Известно, что ребенок сам запускает роды, именно ее зрелость является кнопкой «старт» для процесса рождения. Но все-таки схватки, которые начинаются, становятся для малыша неожиданностью – уровень его сознания таков, что не содержит осознаваемых знаний о событиях, которые будут происходить.

На его стороне лишь инстинкты и рефлексы, которые помогают ему, – схватка за схваткой – продвигаться по узкому родовому каналу куда-то в неизвестность.

Переживания человека во время собственного рождения детально исследованы и описаны психологом Станиславом Грофом.

Каждое напряжение матки сжимает 3-4-килограммовое тело ребенка с силой приблизительно 50-60 кг и принуждает его задерживать дыхание почти на минуту. После комфортной и беззаботной внутриутробной жизни, человек получает первый опыт страха и безвыходности.

Вскоре, когда выход уже есть, он безудержно рвётся вперед, к цели, толкаясь ножками и вкручиваясь головой и телом в мамин таз и родовые пути. Теперь малышу известно, что такое борьба и титанические усилия ради жизни. Тяжелый, без преувеличений, путь должен закончиться возле материнской груди за первой самостоятельной трапезой.

Последние впечатления, которые остаются с человеком после родов, – всеобъемлющая радость победы, счастья, ощущения своей значимости и силы.

Читайте также:  Депривация - психология

Опыт рождения не осознается человеком, но остается с ним на всю жизнь. В идеальном случае впечатления родов формируют в психике человека эффективную жизненную стратегию: трудности – действия – результат.

С такими первыми знаниями о мире, малыш начинает адаптироваться к принципиально новым условиям существования, которые одномоментно появились после рождения. Но бывает так, что роды проходят не наилучшим образом.

В таком случае нагрузки на организм и психику малыша усиливается, превышают норму показатели гормонов стресса, снижается адаптативность, что существенно углубляет кризис новорожденности.

Кризис новорожденности рассматривается в двух аспектах: физиологическом и психологическом.

На уровне физиологии организм новорожденного должен адаптироваться к сухопутному способу существования, к гравитации; начать самостоятельно дышать и непрерывно обеспечивать обмен кислорода и углерода; приспособиться к колеблющимся температурам; научиться сосать грудь, переваривать и усваивать еду новым путем. Должны заработать на полную мощность кишечник, почки, иммунная система.

Огромную нагрузку получает нервная система – посредник между физиологией и психикой.

Ребенок из темноты попадает в яркий свет, наполненный разнообразием цветов и форм, и, хотя достаточно плохое зрение ограничивает количество впечатлений, все-таки информация от зрительного канала переполняет нервную систему.

А к ним еще добавляются слуховые впечатления – тишина с резкими и громкими звуками вместо постоянного глухого шума, который сопровождал его всю жизнь внутри материнского тела. А еще тактильные ощущения – их огромное количество по сравнению с лишь двумя внутриутробными – водами и стенками матки.

Приспособление к новым условиям существования требует от человека мобилизации всех ресурсов, хода сложных многогранных адаптативных процессов. На помощь новорожденному приходят многочисленные рефлексы, которые обусловливают важные для выживания реакции.

Некоторые рефлексы являются актуальными для современного новорожденного, например, сосание и глотание, рефлекс «пищевое сосредоточение», отдергивание головы при попытке перекрыть носовое дыхание, шаговый рефлекс, который помогает ребенку при рождении.

Также у малыша есть рефлексы, которые считаются атавистическими: рефлекс Робинзона, выброс рук и ног и сжимание пальцев при резком движении тела и тому подобное. Однако эти рефлексы не становятся основой для формирования человеческого поведения, они лишь помогают адаптироваться.

Формирование сугубо человеческих проявлений обусловливается исключительно социальной ситуацией развития ребенка. Человеческий ребенок чрезвычайно вынослив, но его возможностей недостаточно, чтобы существовать без взрослого.

Первое время малыш целиком зависит от взрослого, который обеспечивает его потребности в питании, в тепле, безопасности, гигиене, движении и т.д. С другой стороны, новорожденный еще не владеет языком, который существенно снижает возможности общаться.

Такое противоречие – полная зависимость при невозможности себя выразить понятным для окружающих способом – становится основой, движущей силой развития ребенка в течение всего периода младенчества.

Некоторое время после рождения малыш почти все время спит; глубокий сон часто изменяется дремотой, «быстрым» сном, даже периоды активности более похожи на полудремоту. Он еще не различает свои ощущения, которые неразрывно совмещены с эмоциями.

Миелинизация нервных волокон еще не завершена, потому возбуждение от любого раздражителя разливается по всей коре. В это время для малыша очень важны новые впечатления – именно они способствуют миелинизации мозга и специализации его клеток.

Дозревание мозга происходит благодаря активному функционированию анализаторов. На этой основе начинают возникать условные рефлексы. Одним из таких рефлексов является ориентировочный рефлекс.

Он заключается в том, что ребенок замирает, прислушиваясь или присматриваясь к чему-то, у него появляется зрительное и аудиальное сосредоточение.

Источник: http://MirZnanii.com/a/199106/psikhologiya-mladentsa

Как меняется жизнь после рождения ребенка, какие трудности ждут родителей

Главная › Психология › Следует знать как меняется жизнь семьи после рождения ребенка

Семейные пары, ожидающие малыша, понимают, что их жизнь после рождения ребенка кардинально изменится. Однако не все понимают, какие именно изменения ожидают будущих родителей.

К сожалению, помимо минут умиления и наслаждения общением с маленьким человечком некоторые пары сталкиваются и с большим количеством отрицательных эмоций, что даже может привести к разрыву.

Постараемся разобраться в том, как же изменится ваша жизнь после появления прибавления в семействе.

После появления ребенка в семье помимо добавления новых хлопот и обязанностей коренным образом меняются отношения родителей между собой, а также близкими, родными людьми и друзьями. Какие-то эпизоды бездетной жизни со временем опять возвращаются, а какие-то навсегда остаются в прошлом.

Некоторые женщины (да и мужчины тоже) сознательно откладывают рождение ребенка на максимально поздний период, понимая, что их уклад жизни поменяется и им придется из-за этого отказаться от многих привычных вещей. Разумеется, после рождения малыша изменится и круг общения родителей.

Отношения с друзьями и близкими

Мама новорожденного малыша все свое время и внимание уделяет исключительно ему, зачастую даже в ущерб собственному здоровью.

Разумеется, на то, чтобы пройтись с подругой по магазинам и распродажам или сходить в кафе не остается ни сил, ни желания.

Иногда женщину, которая недосыпает из-за ночных кормлений и детских капризов, вызванных кишечными коликами, начинают раздражать посещения друзей, хотя раньше она и отличалась гостеприимством.

Особенно, если знакомые заходят в гости без предварительного согласования и не очень вовремя. Резкое уменьшение времени общения с друзьями приводит к появлению отчужденности, которая со временем может нарастать.

Подруга станет меньше общаться с вами, в ее жизни появятся новые знакомые и со временем ваши пути разойдутся.

Если вы дорожите вашей дружбой, цените своих друзей и не хотите потерять их, нужно делать шаги им навстречу, даже если времени на общение совершенно не остается.

В случае, если подруга не вовремя пришла в гости или позвонила, нужно вежливо объяснить ей, почему вы не можете сейчас с ней пообщаться и обязательно предложить созвониться или встретиться позже.

Причем инициатором следующего контакта должна быть именно молодая мама.

Это покажет друзьям, что они для вас значимы и дороги, но по всем понятным причинам вы не можете уделять им сейчас столько же времени, как раньше.

Если друзья все же отдаляются – не паникуйте, не бойтесь остаться в одиночестве на всю оставшуюся жизнь. Все в этом мире течет, все меняется, из жизни исчезают одни люди, вместо них появляются другие.

Возможно, у вас появятся новые знакомые среди мамочек, с которыми вы общаетесь во дворе или в сквере во время прогулок с ребенком, а с кем-то из них вы можете крепко сдружиться.

Тем более, что у вас с ними найдется много общих интересов, таких как воспитание ребенка и уход за ним, взаимоотношения в семье, диеты и занятия спортом для восстановления фигуры.

Отношения между супругами

Статистика говорит о том, что отношения между супругами на протяжении первого года после рождения малыша чаще всего ухудшаются. Это вызвано многими причинами, среди которых основными являются:

  • психологическая неготовность родителей менять привычный жизненный уклад;
  • бытовые сложности;
  • ухудшение сексуальных взаимоотношений;
  • финансовые затруднения.

Семьи, очень ответственно готовящиеся к будущему материнству и отцовству, заранее понимают большинство проблем, с которыми в дальнейшем приходится сталкиваться.

Поэтому в таких семьях супруги заранее продумывают, чем они смогут помочь своей половинке в сложное послеродовое время. Мужчины проявляют терпение и чуткость по отношению к молодой маме, а женщины стараются поддержать и отблагодарить мужа за понимание и помощь.

В таких семьях рождение малыша еще больше укрепляет взаимопонимание, любовь и уважение между родителями.

К сожалению, такая картина наблюдается довольно редко.

Более распространены ситуации, когда в семье возникают взаимные упреки и недовольство из-за не вовремя приготовленной пищи, не убранной квартиры или не вынесенного мусорного ведра.

Вместо вечернего матча или сериала родителей ждут пеленки, купание, молочные смеси и стерилизация бутылочек, что также может вызвать раздражение и взаимное непонимание.

Чувствуете наступление депрессии? Протестируйте свое психологическое состояние по шкале Бека, чтобы понять, нужна ли вам помощь психолога:

Пройти тест

Еще больше атмосфера накаляется, если ребенок плохо спит и постоянно капризничает. Помимо объективных причин, вызывающих плач и капризы малыша, таких, как кишечные колики, недостаток молока в процессе становления лактации, существуют и субъективные факторы. В первые месяцы после рождения у грудничка существует очень тесная психоэмоциональная связь с мамой.

Получается некий замкнутый круг – чем больше мама переживает из-за детского плача, тем больше нервничает кроха. В таких ситуациях может помочь вмешательство отца или кого-то из близких, кто сможет некоторое время понянчится с малышом, пока мама успокоится и отдохнет.

Иногда мужчины ревнуют жен к собственным малышам, так как именно им отдается все мамино внимание и забота. Такой период следует просто перетерпеть, буквально через два-три месяца малыш уже не будет требовать ежеминутного ухода и наблюдения, его можно будет оставлять на попечение родственников или папы.

Чем больше женщина будет поручать мужу заботиться о малыше, тем у отца быстрее установится эмоциональный контакт с ребенком, появится осознанность факта отцовства, повысится ответственность. Конечно, не стоит этим злоупотреблять, чтобы у мужчины не сформировалось негативное отношение к ребенку, как к обузе.

Так как в период после рождения малыша мужчина зачастую остается единственным кормильцем, то финансовое положение семьи в это время значительно усложняется.

Маме в этот период следует более внимательно относится к расходам, совершать только самые необходимые покупки, не приобретать ненужных безделушек.

Тем более нельзя требовать у мужа сменить работу с целью увеличения заработной платы или найти подработку.

Мужчина в это время, итак, очень переживает об обеспечении семьи и дополнительный риск, связанный с переменой работы, негативно скажется и на его самочувствии, и на взаимоотношениях в семье. Женщине нужно поддерживать мужчину в такое время, благодарить за то, что после тяжелого рабочего дня он помогает ей заниматься домашними хлопотами и нянчиться с ребенком.

Каждая семья после рождения ребенка сталкивается с определенными сложностями в интимной жизни. Наличие родовых травм, повышенная утомляемость, перестройка гормонального фона организма резко снижают половое влечение у молодой мамы. Мужчина, в свою очередь, воспринимает это как охлаждение чувств, потерю интереса к себе со стороны жены.

Иногда меняется отношение мужчины к супруге, особенно если после беременности и родов у нее появился лишний вес и складочки на животе и бедрах. Для решения этих проблем необходимо время, в течение которого супругам следует быть внимательнее друг к другу, заботиться о чувствах партнера и всячески ему помогать.

Отношение женщины к самой себе

Некоторые женщины настолько поглощены заботой о новорожденном малыше, что совершенно перестают уделять внимание своему здоровью и внешнему виду.

В результате помимо кругов под глазами от недосыпания, мама имеет непонятную прическу, некрашеные отросшие корни волос, одежду неподходящего размера.

Разумеется, такой внешний вид не вызовет уважения к женщине ни со стороны соседей и родственников, ни со стороны мужа.

Поэтому, несмотря на огромную усталость и катастрофическую нехватку времени, молодой маме время от времени необходимо находить возможность баловать себя отдыхом, походом к парикмахеру и портнихе. От отношения женщины к себе зависят ее взаимоотношения с окружающими, уверенность в завтрашнем дне, возможности для развития и воспитания ребенка.

Будущие родители должны понимать, что с рождением ребенка в их жизни меняется практически все начиная от быта, отдыха, круга общения, финансового положения и заканчивая взаимоотношениями друг с другом.

Для того чтобы после появления на свет малыша в семье не возникали конфликты, супругам следует заранее обсудить свои дальнейшие действия и способы избегания возможных проблем.

Однако, любые проблемы помогут преодолеть взаимная любовь, уважение и терпение.

(3 голос(а), в результате: 5,00 из 5)Загрузка…

Источник: http://yaposlerodov.ru/psixologiya/kak-menyaetsya-zhizn-rozhdeniya-rebenka.html

Ссылка на основную публикацию