Добродушие — психология

Что такое доброта — существует ли абсолютное добро?

Добродушие - психология

Что такое доброта в понимании людей – это стремление помочь, не ожидая и не требуя ответной благодарности. Такой взгляд на суть доброты является не совсем полным, так как рассматривать это весьма абстрактное понятие можно исходя из различных точек зрения.

Что такое добро и доброта?

Понятие «доброта» напрямую связано со словом «добро», хотя второе имеет несколько значений и может, к примеру, означать любые материальные предметы, принадлежащие человеку. Добро в нравственном плане – это деяния, направленные на благо.

Доброта же – это качество, присущее человеку, который творит добро.

Чтобы объяснить ребенку, что такое доброта, можно рассказать бескорыстном поступке незнакомца, перечислившего средства больному ребенку, о милосердии людей, помогающих бездомным животным.

Доброта — психология

В психологии человеческая доброта рассматривается среди качеств личности. Считается, что маленький ребенок не знает что такое доброта, за редким исключением у него преобладает эгоцентричность.

И если доброту в малыше не воспитывать, у него будут серьезные проблемы с социализацией. У взрослых доброта людей часто вызывает недоверие и сомнения в искренности.

Помимо этого, многие индивиды полагают, что добрый человек слаб, и им часто пользуются.

В чем проявляется доброта?

Про бездеятельного человека нельзя сказать, что он добр, это качество обязательно должно подтверждаться поступками. В чем проявляется и что значит доброта:

  • забота;
  • внимание;
  • поддержка;
  • бескорыстность;
  • отзывчивость;
  • добросердечность.

Список этот далеко не полный, и очень часто сложно понять, добрый поступок или нет. В идеале доброта – это комбинация активной жизненной позиции, нравственности, силы, высоких моральных качеств, а также восприятий и эмоций. В своем наивысшем воплощении доброта встречается крайне редко, самыми распространенными примерами которой являются святые, подвижники, меценаты.

Что такое добро и зло?

Добро – бескорыстная помощь, стремление сделать мир лучше, зло – это сознательное причинение боли, ущерба. Качества антагонисты – доброта и зло – присутствуют в любом человеке.

Даже самые благородные и благодетельные люди признают, что борьбу со злыми побуждениями приходится вести практически постоянно.

Церковь дает этому явлению такое определение: если человек задается вопросом, существует ли добро и зло – он на пути к осознанию необходимости постоянной борьбы с темными силами, живущими в каждом.

Полностью искоренить зло, живущее в человеке нереально в силу двойственности его натуры. Да и не нужно, наверное. Без зла, темноты, трусости и других отрицательных качеств нереально понять, что такое любовь и доброта, свет, мужество. По этой причине к добру и доброте многие люди приходят, лишь преодолев некий жизненный путь, став старше и мудрее, выделив новые приоритеты.

Существует ли абсолютное добро?

Чтобы понять, что такое абсолютная доброта в жизни человека, следует обратиться к религии. К примеру, христианство.

Можно сказать, что примером абсолютной доброты является Бог, однако он может намеренно насылать на человека болезни, испытания. Их цель – привести человека к вере.

Как пример абсолютной доброты можно вспомнить Иисуса, который нес людям только благо и прощение, невзирая на зло, причиняемое ему.

Истинная и ложная доброта

Проявление доброты истинной в современном обществе встречается крайне редко. Гораздо чаще можно столкнуться с ложной добротой, когда хорошие благородные поступки совершаются с ожиданием ответной благодарности или из страха.

Большинство людей считает, что если помогать страждущим, в нужный момент помогут и им. Кто-то боится отказать в просьбе коллеги или руководителя.

Зачастую доброту творят напоказ – этим, как правило, «грешат» политики и другие публичные лица.

Нужна ли людям доброта?

К сожалению, люди больше ценят доброту, которая направлена на них, но зачастую избегают сами творить хорошие дела, поэтому вопрос, надо ли становиться добрым человеком, возникает все чаще.

Да, доброго человека могут считать «слабаком», «подхалимом» и т.д., но применение доброте можно найти.

Приютить бездомного щенка, донести сумки пожилому человеку, помочь инвалиду, не пройти мимо, если обижают слабого – все это не просто доброта, это бесценные проявления лучших качеств души человека.

Для чего нужна доброта?

Гораздо больше, чем нуждающимся, доброта души важна тому, кто совершает благие поступки. Сделав что-то бескорыстное и хорошее, человек ощущает поднятие эмоционального уровня, возвышается в собственных глазах.

Спустя некоторое время он, скорее всего, захочет вновь испытать эти ощущения и будет сознательно искать того, кому нужна его доброта. Через добрые поступки душа будет становиться лучше и чище.

Главная опасность в таком случае – не загордиться.

Как стать добрым человеком?

Развить такие качества как доброта и милосердие легче, чем может показаться. Доброта вовсе не означает постоянно самопожертвования, которое приводит к тому, что человеком начинают пользоваться, манипулировать. Нужно открыть источник доброты в своей душе, научиться видеть тех, кому помощь и доброта необходимы. Вот что такое доброта:

  1. Смотреть неравнодушным взглядом – первое условие доброты. Только так можно увидеть чьи-то надежды, потребности и страхи.
  2. Отдавать и забывать – второе условие доброты. Помнить добро должен тот, на кого оно было направлено и, в идеале, продолжить цепочку доброты, оказав помощь очередному нуждающемуся.
  3. Отличать истинные потребности от манипулирования – третье условие доброты. Только научившись различать нуждающихся от потребителей, можно избежать разочарования и «выгорания» и творить истинную доброту, исцеляющую душу.

Начинать творить добро можно с малого. С чего начать, чтобы осознать, что такое доброта:

  • самопознание – поняв себя, можно понять и других;
  • пример добрых людей – вспомнив индивидов, которые несут добро, нужно научиться у них отношению к себе и окружающим;
  • позитивное мышление – это источник умственного, психического и физического здоровья;
  • привычка – выработав привычку творить доброту, человек заметит множество позитивных изменений в своей жизни;
  • отсутствие осуждения – судить человека и сплетничать о нем легче всего, для взращивания в себе доброты нужно научиться ему сочувствовать и сострадать;
  • извлечение уроков из ошибок – все люди несовершенны, нужно не заниматься самобичеванием, а извлекать уроки;
  • жизнь в настоящем – человеку, нуждающемуся в помощи, нужно не только сочувствовать, но предлагать реальную поддержку;
  • оптимизм, дружелюбие – эти качества помогают увидеть в людях лучшие черты.

Советы для тех, кто воспитывает в себе доброту:

  • любовь ко всему живому – это базовое проявление доброты, с него нужно начинать воспитывать доброту в ребенке;
  • искренний интерес к людям – иногда с человеком необходимо только поговорить, поинтересоваться его жизнью, чтобы он ощутил доброту, свою необходимость и эмоциональный подъем;
  • благотворительность – отличный способ одарить тех, кто находится в сложной жизненной ситуации.

Предупреждения для тех, кто хочет узнать, что такое доброта:

  • нельзя хвастать благими поступками – это уже не добро;
  • нельзя оказывать «медвежью услугу» — добрый поступок должен быть уместен и идти во благо.

Источник: https://womanadvice.ru/chto-takoe-dobrota-sushchestvuet-li-absolyutnoe-dobro

Владимир Зинченко: «Доброта существует ради себя самой»

Владимир Зинченко: «Доброта существует ради себя самой»

Добрым быть полезно для души и для здоровья, уверяют нас ученые. Но остается ли такая взаимовыгодная доброта настоящей? Размышляет психолог Владимир Зинченко.

Владимир Зинченко – доктор психологических наук, академик Российской академии образования, руководитель Центра комплексных исследований развития человека, автор множества книг и статей, в том числе соавтор Большого психологического словаря (Прайм-Еврознак, ОЛМА-Пресс, 2009).

Psychologies:  Давайте начнем с самого трудного – что такое доброта?

Владимир Зинченко:  Это не то что трудно – почти невозможно: определить словами одно из самых базовых явлений человеческой жизни. Но вот взглянуть на доброту с точки зрения слов, языка было бы очень правильно. Знаете, однажды мне предложили выступить с докладом о психологии доверия.

Как человек науки, я решил для начала взглянуть, а как же трактуют «доверие» словари. И обнаружил, что в советских словарях такого слова нет. Заодно выяснил, что и «милосердие» тоже куда-то исчезло. А уж «духовность» если где-то и присутствовала, то скорее в отрицательном смысле. И с добротой произошло нечто похожее.

Часто ли вы сегодня слышите такие слова, как «доброжелательность», «добросердечность»? Или, например, «добротолюбие» – не удивлюсь, если многие вообще никогда такого слова не слышали. Связь здесь самая прямая – слово исчезает из языка, когда понятие исчезает из жизни.

Так что если посмотреть на нашу жизнь, в последнее уже почти столетие, удивляться придется не тому, что доброты мало, а тому, что она все-таки еще сохраняется. И что добрые люди встречаются, и, к счастью, не так уж редко.

Не только отдельные люди – сейчас в моде благотворительность, активно действует в миру православная церковь, объединяются те, кто хочет помочь бедным, одиноким, больным. Ситуация меняется к лучшему?

Мода есть, конечно. И показной доброты сейчас полно, только вряд ли общество от этого становится добрее. Потому что многие такие поступки совершаются опять-таки ради чего-то – будь то репутация, известность или даже уход от налогов.

К сожалению,у нас вообще все существует не само по себе, а ради чего-то – это я повторяю очень давнюю мысль философа Густава Шпета. А когда все делается ради чего-то, уходит бескорыстие.

(Еще одно очень редкое, исчезающее слово!) Так вот, главное в доброте – то, что она не ради чего-то, она ради самой себя. И с церковью, к сожалению, похожая ситуация.

Она долго была частью триады «самодержавие – православие – народность», причем не на первом месте, а после государства. И сегодня происходит то же самое. А ведь это так просто: искусство ради искусства, милосердие ради милосердия, доброта ради самой доброты.

Но если отвлечься от общества, откуда в нас возникает доброта?

Есть категории явлений, которые философы называют безосновными («без основы»): мы не знаем, откуда они произошли. К ним, например, относится совесть. То же и с добротой.

Доброта, сострадание, любовь, человечность – это то, что дано нам изначально, как представителям человеческого рода. Откуда, почему – не знаю. Но общество и воспитание во многом определяют, насколько мы сможем распорядиться этой данностью.

Как можно зарыть в землю свой талант, так же можно закопать и самые высокие чувства, просто не дать им хода.

Допустим, мы хотим проявить эти чувства, хотим быть добры, отзывчивы. Почему иногда это так трудно? Просто потому, что так поступать непривычно, не принято?

Потому что мы привыкли смотреть на себя глазами других людей. Все-таки самость, «самостояние» – это очень трудно, до него надо дорасти. Тогда уже становятся безразличны чьи-то мнения и мы можем проявлять себя непосредственно – а именно это мы,в конце концов, больше всего и ценим в человеке.

Как вы считаете, можно научиться (или приучиться) быть добрым, просто сознательно совершая добрые поступки – день, месяц, год?

Проделать такое упражнение вполне можно. Вопрос в том, что из этого выйдет. Мне думается, такая привычка в лучшем случае сделает нас правильно поступающими людьми. А доброта – непосредственное чувство, незаученное.

Но ведь правильные привычки делают жизнь лучше?

Разумеется! Мы ведь страдаем именно от отсутствия таких привычек! Когда молодежь оттесняет стариков в автобусе, раздражается на них в магазине или в аптеке, а на дорогах царит хамство – тут ведь не о доброте речь, а об отсутствии воспитания. Мама не научила. Доброта тут вообще ни при чем. На бытовом уровне нам не доброта нужна, а элементарная вежливость, воспитанность.

Но если я уступаю место женщине в метро, я ведь совершаю добрый поступок?

Да нет же! Это не поступок вообще! Если речь не о привычке, не о воспитании, а именно о доброте, то это импульс. Такие вещи не могут рассматриваться как поступок, просто не должны.

Потому что если это поступок, осмысленное действие, то, значит, я должен осознать его необходимость, совершить, а потом еще и оценить, то есть похвалить себя: «Вот какой я добрый!» А это все что угодно, но не доброта… Видите, мы снова возвращаемся к изначальности, непосредственности доброты.

Она не может быть ради чего-то и не может ждать похвал. Она просто происходит – как невозможность чего-то не сделать, как естественная потребность, которая живет в нас. Должна жить.

Что бы сделать такого хорошего?

Будьте любезны – это полезно!

Отдавать – значит находить источник счастья в себе

Благодарность идет нам на благо!

Добрые дела полезны тем, кто их совершает

Спасибо, которое надо было сказать

Источник: http://www.psychologies.ru/self-knowledge/behavior/vladimir-zinchenko-dobrota-suschestvuet-radi-sebya-samoy/

Добродушие Добродушный

Добродушие Добродушный

21.09.2013 by petr8512

Добродушный человек добродушен ко всем, а добродушие к избранным есть лицемерие.

Автор афоризма: Хачатрян Карен

Добродушие — еще не доброта; сообразительность — еще не ум.

Автор афоризма: Шевелёв Илья

      Добродушие как качество личности –  склонность видеть в людях достоинства и позитивно на них реагировать; проявлять добрый характер и доброе сердце, мягкосердечие, благожелательную приветливость и незлобие.

       Слуга Тишка был добродушным человеком. Он слушался всех, даже трёхлетнего малыша. Слуга послушно вставал на четвереньки и возил мальчика по дому. Тишка умел делать всё: чинить мебель, мастерить скворечники и печь пироги. Тем не менее хозяева считали его дурачком. — Будете плохо учиться, станете как Тишка, — повторяла мать детям. Однажды ночью случился пожар.

Читайте также:  Активность - психология

Тишка спал в каморке возле ворот. Он первым увидел огонь и поднял тревогу. Хозяин выскочил из окна в одном белье с криком: «Спасайтесь! Пожар!» Дул ветер, и огонь быстро разгорался. Тишка облил себя водой и вбежал в дом. Вскоре он появился с двумя детьми на руках. Снова облился водой и снова кинулся в горящий дом.

Так он спас всю семью: жену хозяина и пятерых детей да ещё двух девушек служанок. Тут Тишка заметил, что двое голубей вьются над горящим домом и жалобно кричат. — У них же под крышей гнездо! — закричал Тишка и приставил к дому деревянную лестницу. Все в ужасе замерли. В последнюю минуту слуга успел взять гнездо и спрятал его за пазуху.

Крыша рухнула, и Тишка вместе с лестницей свалился в кусты. — Я птенцов сберёг, вот только ногу сломал да обжёгся немного, — улыбаясь, сообщил Тишка. Слуга болел долго, ожоги он получил серьёзные. Когда Тишке стало лучше, глава города вручил ему золотую медаль, на которой было написано: «За проявленную доблесть и благородство». — Разве я благородный? — удивился Тишка.

— Мои хозяева — благородные люди, а я простой. — Благородство не в крови, а в характере, — сказал глава города.

     Добродушие – это незатемненная душа. Природа души – излучать любовь, радость и счастье.  Дайте ей свободу, и она подарит вам знание, как правильно жить, как относиться ко всему живому. Представим, что душа – это лампочка в районе сердца.

У человека злобного она накрыта плотным, черным одеялом.  Ни один лучик не пробивается наружу. Во время войны было требование соблюдать светомаскировку, чтобы вражеские бомбардировщики летали над городом в полной темноте и не видели целей.

У людей, погрязших в ненависти и злобе, душа закрыта, как при светомаскировке.

Советую почитать:  Духовная близорукость

      У человека в страсти, живущего по законам корысти и эгоизма, душа закрыта покрывалом, кое-какой свет пробивается наружу, но всё равно освещенность человека добротой, любовью и счастьем слабенькая, недостаточная, чтобы видеть и чтить в людях совершенство, узнавать в них родственную душу. Поэтому человек в страсти не может добродушно относиться ко всем людям. Вынужденная близорукость души не позволяет ему обращаться с другими людьми, как со своими любимыми и близкими.

      У человека в благости душа едва прикрыта прозрачной, воздушной материей. Душа свободно освещает его своим благостным светом, и человек буквально светится добродушием, посылая в мир флюиды любви и добра.  Он воспринимает другого человека светлой душой, то есть  «без задних мыслей» и подозрений, он готов прощать людям мелкие проступки, терпеть незлобивые шутки над собой.

       Добродушие – это способность реагировать на раздражитель добротой светлой души. То, что способно вызвать раздражение и злость у человека в невежестве или в страсти, подталкивает  добродушного человека высказать какую-либо мудрость или крылатое выражение: «Все что не делается – к лучшему»,  «Всё перемелится – мука будет».

Словом, добродушие всегда реагирует «фонтаном» любви и доброты. Это свидетельство силы в человеке. Недаром образ народного  богатыря – Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, неизменно ассоциируется с  добродушием.

Как гневаться, проявлять агрессию в отношении добродушия, если оно светится дружелюбием и любовью? Гнев сменяется на милость.

      В отличие от активной доброты как  способности смотреть на мир глазами естественного состояния души, которая изначально добра, склонности проявлять мягкое сердце и непритязательность по отношению к другим, делать им добро, добродушие характеризует  потенциал любви и доброты личности.

Добродушие в какой-то мере пассивно, оно отражает реакцию души на происходящее, то есть оно более ограничено в проявлении. Доброта – это конкретные действия, поступки, добродушие – чувственно-эмоциональная реакция на людей и события.  К.

Леонтьев пишет: «Когда русский мещанин, солдат или мужик ведет пленных турок и, вспоминая о жестокостях, совершенных их соотечественниками, думает про себя: «а может быть, эти турки, которых я вижу, ничего такого не делали,- за что же их оскорблять?» — то я верю в это православное русское добродушие.

Я понимаю, что та сторона учения Христова, которая говорит именно о прощении, то есть о самом высшем проявлении этой нравственной любви, дается русскому народу легче, чем какому-нибудь другому племени».

Советую почитать:  Дубовость (Дубоватость)

      Взять, к примеру, добродушный нрав  композитора Брамса. В XIX веке Вена была музыкальной столицей мира, композиторским Олимпом.

Тот, кто хотел стать большим композитором, должен был покорить Вену — непременно! Когда Брамс приехал туда, Вена принадлежала Вагнеру: он царил там, на самой вершине, и отдавать свой трон и звание первого композитора мира никому не собирался… Брамс был талантлив, и это было столь очевидно, что мощная партия приверженцев Вагнера решила уничтожить молодого композитора во что бы то ни стало и совершенно не стеснялась в средствах. Симфонии Брамса в газетах  именовались исключительно «омерзительной, безвкусной, до глубины души лживой и сумасбродной стряпней»… Надо сказать, что незадолго до Брамса точно таким же образом боролись с Листом: по отзывам преданных Вагнеру венских рецензентов, не было на свете бездарнее композитора, чем Лист. Зато когда появился Брамс, выяснилось, что есть кое-кто и похуже Листа: «В одном единственном ударе тарелок в любом произведении Листа больше души и чувства, чем во всех трех симфониях Брамса с его серенадами», — писали теперь газеты. Несмотря на это, 29-летний Брамс был назначен руководителем Венской певческой капеллы. — Пусть себе пишут, раз больше ничего не умеют, — добродушно отзывался о газетчиках Брамс. — Надо же и им чем-то зарабатывать…

   Брамс был чрезвычайно популярен и потому великое множество дилетантов постоянно осаждали его просьбами прослушать их сочинения… Будучи человеком вежливым и добродушным, композитор, однако, всеми доступными средствами старался избавиться от этих, как правило, пустых посещений. Однажды, выходя из своей квартиры на третьем этаже, Брамс столкнулся на лестнице с неким молодым человеком с большой связкой нот в руках… Не было сомнений, что это очередной начинающий композитор. К счастью, искатель славы не знал Брамса в лицо. — Сударь, не могли бы вы мне подсказать, где тут живет знаменитый композитор Брамс? — обратился молодой человек к Брамсу. — С превеликим удовольствием, — любезно отозвался Брамс, — вы на верном пути, композитор Брамс живет на третьем этаже… — и, раскланявшись, отправился по своим делам.

Советую почитать:  Дилетантство (Дилетантизм)

    Брамс всегда охотно помогал всем, кто нуждался в его помощи, причем делал это от чистого сердца. Он очень симпатизировал чешскому композитору Антонину Дворжаку, с которым познакомился однажды в Праге и полюбил всей душой. Брамс настаивал, чтобы Дворжак приехал в Вену, и обещал помочь ему найти там работу.

Дворжак сомневался в успехе этого предприятия и отказался, сославшись на то, что жизнь в Праге гораздо дешевле. — Пусть вас это не беспокоит, — настаивал Брамс. — Вы вполне можете рассчитывать на меня.

Дело в том, дорогой Антонин, что у меня есть состояние, но нет детей, а заводить их на старости лет уже поздно…
— Вы хотите меня усыновить? — засмеялся Дворжак.

    Однажды придя в гости к друзьям, Брамс с удивлением обнаружил на столе огромный сладкий пирог, который украшали не розочки, и узоры, а сделанная кремом нотная запись одного из Брамсовских этюдов… Дело в том, что хозяйка дома была довольно неплохой пианисткой и большой почитательницей музыки Брамса. Рассмеявшись и поблагодарив гостеприимную хозяйку, композитор отрезал кусок пирога, заметив при этом: — Очень любезно с вашей стороны, что вы не только меня играете, но еще и печете… Кстати, очень вкусно!

     Однажды жена «короля вальсов» Иоганна Штрауса попросила Брамса написать несколько строк в ее семейный альбом. Брамс, любивший музыку Штрауса и высоко ценивший его талант, взял перо и, набросав первые такты вальса Штрауса «На прекрасном голубом Дунае», ниже сделал приписку: «К сожалению, музыка не моя. Иоганн Брамс».

Источник: https://podskazki.info/dobrodushie/

Добродушие — путь к счастью

Эмоционально устойчивые и открытые молодые люди в будущем живут более счастливой жизнью, чем их вспыльчивые и менее общительные ровесники.

К такому выводу пришли ученые из Университета Саутгемптона, изучая, какое влияние тип личности оказывает на жизнь человека. Психологи исследовали поведение людей в молодом возрасте (16–26 лет), а затем прослеживали степень их удовлетворения жизнью, психологическое благополучие и физическое здоровье в возрасте 60–64 лет.

Специалисты обнаружили, что психологические установки в юности влияют на всю дальнейшую жизнь и могут отразиться на качестве жизни в пожилом возрасте.

«Немногие исследовательские труды рассматривали именно долгосрочное влияние типа личности человека на его дальнейшую жизнь. Мы же постарались это выяснить.

В результате оказалось, что экстравертное поведение положительно сказывается на дальнейшей жизни человека, его удовлетворенности и благополучии в целом.

Невротизм же, напротив, оказывает негативное влияние, в значительной степени потому, что такие люди чаще подвержены депрессиям, стрессам, импульсивны и вспыльчивы. А это отражается не только на психологическом, но и на физическом здоровье», – комментируют исследователи.

Экстраверсия проявляется в открытом взаимодействии с внешним миром, добродушии, оптимизме. Невротизм характеризуется чрезмерным эмоциональным возбуждением и вспыльчивостью.

В исследовании рассматривались данные 4 583 человек, родившихся в 1946 году. Степень экстраверсии ученые оценивали с помощью вопросов об их общительности, роде деятельности и увлечениях. А ответы на вопросы об эмоциональной устойчивости и настроении дали экспертам возможность оценить степень невротизма у участников.

В результате выяснилось, что люди, у которых степень экстраверсии была выражена в большей мере, были удовлетворены жизнью больше, чем те, кто был склонен к невротизму. Такие люди были более восприимчивы к неприятностям, что в будущем отражалось на их здоровье.

Исследования показали, что жертвы грабежей и нападений впоследствии страдают постоянным чувством паранойи – а это может отрицательно повлиять на их отношения с другими людьми.

Читать далее

Отсутствие интереса к сексу – проблема многих женщин. К сожалению, в отличие от мужчин, у которых есть виагра, для женщин не разработаны лекарства, повышающие либидо. К тому же, часто женщины стесняются говорить о своих проблемах.

Читать далее

Французская модель и актриса, принявшая участие в кампании по борьбе с анорексией, скончалась в возрасте 28 лет. Фотографии и баннеры с изображением обнаженной Изабель Каро, вызывают отвращение не только к диетам, но и к модельному бизнесу.

Читать далее

Исследователи советуют супружеским парам не расстраиваться в том случае, если заранее запланированный «грандиозный романтический уикэнд» из-за плотного рабочего графика не состоялся.

Читать далее

Для того, чтобы доставлять истинное наслаждение, секс не должен быть лишен спонтанности, считают эксперты. Они предлагают последовать трем советам, которые вознесут вас на вершину блаженства.

Читать далее

Щитовидная железа – центр обмена веществ, и если она не справляется со своими «обязанностями», это обязательно скажется на нашем самочувствии. Существует много симптомов, указывающих на проблемы со щитовидной железой…

Читать далее

Как это ни странно звучит, но ночное освещение… приводит к набору избыточного веса. Об этом заявили ученые из США – страны, где ожирение приобрело масштабы эпидемии.

Читать далее

Ничто не может омрачить супружескую жизнь так, как рутина и серые будни. Чтобы вернуть романтику и разнообразить ваши отношения, эксперты из Университета штата Огайо в США (Ohio State University, USA) рекомендуют:

Читать далееПочему интриганы так успешны?

Новое исследование американских ученых объясняет, что означает моральная устойчивость, и почему интриганы, которые достаточно посредственны сами по себе как личности, преуспевают в профессиональной жизни.

Источник: https://zdravoe.com/101/p13562/index.html

Психология добра

Психология добра

Продолжая предыдущую тему, я задумался над тем, что является главным в благотворительности.

Общение с разными людьми, отзывы знакомых и незнакомых, привели к выводу о том, что для решения проблемы благотворительности нужно знать ответ на простой вопрос.

Звучит он так: что надо сделать, чтобы самый обычный человек занимался благотворительностью? Чтобы получить ответ на этот вопрос, надо разобраться, в чем же все-таки психология благотворительности, что конкретно мешает нам помогать ближним и не только ближним.

Почему мы помогаем?

Что заставляет вас дать мелочь попрошайке, кинуть пару десятков гривен в прозрачную коробку, помочь человеку на улице? Спонтанное необоснованное желание? А может целенаправленное стремление сотворить добро? Вполне возможно, однако есть некоторые факторы, которые значительным образом влияют на то, будете ли вы помогать или нет.

Читайте также:  Инь и ян - психология

Знаете ли вы, например, что люди чаще дают деньги для детей, нежели для взрослых.

Хотя взрослым может понадобится даже больше лекарств, нежели детям, если, например, лекарство рассчитывается по массе тела.

Мне можно возразить: Но это же дети! Да, конечно, детям предстоит прожить еще целую жизнь, но на практике бывает так, что 18 или даже 16-летним не стоит рассчитывать на поддержку со стороны.

Есть другой фактор, который влияет на размеры оказываемой помощи для нуждающихся людей. Речь идет о слишком маленькой или слишком большой необходимой сумме. Видя сумму в 100 тысяч долларов, многие решают, что их 100 гривен не окажут никакой помощи. В результате эффективность сборов становится очень низкой. Хотя понятно, что любой взнос очень важен.

Обратная ситуация с небольшими суммами – 500-2000 гривен. Видя такие просьбы о помощи возникает мысль – «Это не такая уж и большая сумма, я лучше отдам деньги на что-то более важное, а в этой ситуации помогут другие».

Важно помнить, что деньги нужны всем оказавшимся в сложной ситуации и если бы не крайняя потребность, человек вряд ли стал бы обращаться за помощью.

Кроме того, мы чаще обращаем внимание на «известные» нам болезни, чем на болезни нам непонятные и незнакомые. Рак знаком каждому, и если идут сборы для лечения этой болезни, вопросов и сомнений практически не возникает.

Когда же мы видим объявление о том, что кто-то ищет деньги для лечения, например, миелодисплатического синдрома, вероятность получить помощь опять-таки падает. Однако эта болезнь имеет порой худший прогноз, чем лейкоз. Логика проста: диагноз страшен, непонятен, и его конечно надо лечить… но это ведь не рак.

Существует множество болезней, которые встречаются крайне редко, о них мало кто слышал. К сожалению, часто собрать на них деньги на порядок сложнее.

Сюда же можно включить тот факт, что собрать средства для человека, который находится на последней стадии болезни чрезвычайно сложно. Давая деньги, мы стремимся к получению кардинальных изменений в жизни больного. Дать деньги на лечение инфекции просто, ведь если проколоть дорогой антибиотик, человеку сразу становится лучше.

А если, например, глухому человеку нужно приобрести слуховой аппарат, который не вернет слух, но даст возможность слышать хотя бы шумы, возникают сомнения. Но мало кто задумывается о том, что этим шумом может быть сигнал приближающейся машины, звонок телефона или предупреждающий окрик прохожего. И все это может спасти жизнь.

Этому дам, этому не дам.

Обычно такие вещи не принято обсуждать, но наши решения могут зависеть и от факторов, которые покажутся неприемлемыми для большинства людей. Например фотография.

Судя по отзывам людей, занимающихся сбором денег, фотография ребенка, больного раком, без волос на голове, лежащего на больничной койке, повышает вероятность того, что деньги дадут в сравнение с фотографией больного сердечными болезнями.

Хотя эти болезни не менее опасны и лечение их не менее дорогостоящее. С другой стороны люди также охотнее дают деньги, когда видят очень красивого ребенка, как бы цинично это не звучало.

Люди с большей готовностью помогают «особенным» больным. Спортивные, учебные, творческие достижения являются своеобразным «бонусом» для сбора средств.

Ребенок, который ничем не выделяется по сравнению с остальными, часто оказывается в проигрыше. Люди любят помогать незаурядным личностям. В то же время никто не может знать наперед, чего достигнет человек, пройдя лечение.

Увы, заурядным детям, возможно, еще не успевшим проявить свой талант, – сложнее.

Для крымских татар есть еще один немаловажный аспект. Несмотря на то, что беда не знает национальности, мы порой смотрим на имя и фамилию, прежде чем решиться на благотворительность.

Многие считают, что надо помогать в первую очередь «своим», причем независимо от того, есть ли кто-то более нуждающийся. Часто можно слышать: «Нас меньше и народ наш беднее, поэтому я не буду помогать людям другой национальности».

Понятна мотивация тех, кто придерживается такой позиции, но стоит помнить и об обратной стороне медали. Если мы будем различать нуждающихся по фамилии, такое же отношение будет и к нашему народу.

Возможно, наоборот следует показывать, что мы готовы помогать всем и в будущем это даст нам еще большие дивиденты. В конце концов, Крым – многонациональный регион и из таких деталей и строятся наши отношения с другими народами.

Богатые не плачут?

Как ни странно, но вероятность получить средства на благотворительность от людей среднего достатка больше, чем от людей с высоким доходом. Да, существует множество примеров богатейших людей, которые отдают немалую часть своего достатка в пользу других.

Здесь уместно вспомнить и о Билле Гейтсе, с его всемирно известным фондом, и о Уоррене Баффете, который в 2010 году передал 37 миллиардов долларов на благотворительность (этот поступок стал самым щедрым актом благотворительности за всю историю человечества).

Но в то же время, особенно если говорить о нашей действительности, получается, что богатые люди с «большим скрипом» расстаются со своими «кровными».

Среди крымских татар уже немало бизнесменов и есть определенное количество достаточно богатых людей.

Но сколько из них дают деньги на благотворительность? Есть нескольких предпринимателей и компаний, которые с той или иной регулярностью помогают соотечественникам и не только – Сейтумер Берберов, Садых Табах, Эбазер Эмираджиев, Ресуль Велиляев, компания СимСитиТранс и другие. Но говорить о повальной поддержке благотворительности крымскотатарским бизнесом не приходится.

Это вызывает некоторое недоумение. Мы все прошли через горнило перестройки и возвращения в Крым, многие начинали на родной земле с нуля и знают, что значит жить без гроша в кармане.

Но почему-то, лишь немного окрепнув, мы забываем о прошлых заботах. Возможно, из-за тонированных стекол новых автомобилей видно меньше чем из окна маршрутки.

Тем не менее, никто не застрахован от невзгод, и если мы не будем помогать друг другу, то кто сделает это?

Существует такое понятие, как «правило бумеранга», все, что ты делаешь, возвращается к тебе. Добро притягивает добро.

Наверно, нам всем стоит бороться со своими внутренними ограничениями и помнить, что каждый человек, которому мы поможем, может стать литератором или поэтом, изобрести лекарство от неизлечимой болезни, или стать политическим деятелем, который приведет наш народ к процветающему будущему.

Источник: https://avdet.org/ru/2012/03/19/psihologiya-dobra/

Доброта всемогущая | Качество жизни | Наша Психология

Не слушайте тех, кто говорит, что для успеха в жизни нужно быть жестким и наглым эгоистом, готовым идти по головам, и что «хорошими делами прославиться нельзя». Быть добрым – полезно, весело и выгодно.

Дэчер Келтнер из Университета Калифорнии в Беркли, автор книги об эмпатии, уверен, что люди рождаются предрасположенными к доброте, щедрости и альтруизму. Человек – существо социальное, и эти способности необходимы для выживания в обществе.

Доброта – качество инстинктивное, а не результат сознательного выбора, культурных норм или религиозных заповедей. Некоторые ученые считают, что доброта к другим даже сильнее инстинкта самосохранения!

Поэтому наивно думать, что доброта – признак слабости человека или атавизм. Напротив, можно уверенно сказать, что мы способны на проявления доброты в гораздо больших масштабах и недооцениваем пользу, которую она может нам принести.

Итак, что дает нам доброта? Вот самые очевидные бонусы.

Здоровье и оптимизм

Если мы добры, то с большей вероятностью у нас, в сравнении с недоброжелательными людьми, больше здоровья, счастья и денег. Сомневаетесь? Об этом свидетельствуют многочисленные исследования: да, наука действительно исследует доброту и ее проявления.

Оказывается, когда люди с серьезными заболеваниями помогают таким же больным, они лучше себя чувствуют, становятся более оптимистичными, чаще пребывают в хорошем настроении. А те, кто перенес тяжелые заболевания, показывают в тестах высокие баллы на наличие чувства юмора, смелости и, конечно, доброты.

Ученые предлагают развивать эти качества во время любой болезни, чтобы помочь преодолеть недуг (Peterson, Park, Seligman, 2006). Вообще, когда случается что-то плохое, добрые люди справляются с этим гораздо лучше.

Умственные способности и работоспособность

В психологии есть целая серия экспериментов, которую начали еще в 1979 году психологи Тисдэйл и Фогарти.

В ходе таких опытов случайным людям неожиданно давали что-нибудь ценное – купон на покупку, подарки или лотерейные билеты, а затем отслеживали изменения в их поведении.

Оказалось, что такие не ожидаемые акты доброты заставляют нас самих становиться добрее к другим и даже улучшают умственные способности и поднимают работоспособность.

Долголетие

Добрые отношения с взрослыми детьми продлевают жизнь, как обнаружили испанские ученые.

В течение 15 лет исследователи изучали отношения детей и родителей в одном из районов Мадрида, пытаясь узнать, как это отражается на продолжительности жизни.

И выяснили, что теплые, добродушные отношения со зрелыми уже детьми увеличивают шансы родителей на долгую жизнь на 30 % в сравнении с теми, кто конфликтует с родными.

Жизнь без депрессии

Вероятность депрессии значительно уменьшится, если вы будете добрым даже не к людям, а к природе! Результаты двадцатилетних наблюдений (Pillemer et al., 2010) показали, что миллионы лет проживания среди деревьев, трав и животных не прошли даром.

Иммунитет и немного счастья

Одна из разновидностей медитации, при которой человек по-доброму думает о других людях, особым образом активирует зоны мозга, ассоциируемые со счастьем, а как бонус это еще улучшает работу иммунной системы.

Удача

Ричард Уайзман, профессор и известный популяризатор психологии в Великобритании, обнаружил и описал в книге про удачу, что один из признаков удачливых людей – строить и поддерживать добрые контакты. То есть станете добрее – и вам, скорее всего, улыбнется удача.

Три добрых дела в неделю

Позитивный эффект доброты иногда непредсказуем. Канадские психологи провели эксперимент с детьми, попросив их делать три добрых дела в неделю. Дела могли быть совсем простыми: обнять маму, поделиться обедом в школе, помочь с уборкой дома или с готовкой ужина.

Через четыре недели у детей стало больше друзей в школе, что повысило их популярность и улучшило успеваемость, что, казалось бы, напрямую не связано с исследованием. В свою очередь, такое увеличение популярности ведет к улучшению во всех сферах взрослой жизни.

Одно исследование, длившееся более 20 лет, смогло предсказать, что те, кто добрыми делами прославился в детстве, с большей вероятностью находили хорошую работу и лучшее финансовое положение.

И мне и вам, как соседям по стране, городу или дому, выгодно, чтобы мы были добрее друг к другу.

Как стать добрее и получить все прекрасное, что за это причитается?

  • 1. Никто не заставляет быть добрым ко всем: тут мы вправе решать. Для начала попробуйте стать добрым хотя бы к самому себе. Это уловка – если вы сможете стать добрее к себе, это неизбежно начнет распространяться и на других.
  • 2. Даже когда мы говорим, пишем или читаем о доброте, это создает ощущение счастья и улучшает здоровье.
  • 3. Оказывается, просто активно слушать других – значит уже проявлять доброту. Активно слушать – значит отмечать, о каких чувствах и нуждах говорит ваш собеседник, не перебивать и временами подтверждать вслух то, что сказал человек.
  • 4. Не стесняться по-дружески касаться своего собеседника, если это происходит естественно.
  • 5. Учиться эмпатии. Мы все умеем это делать, но пользуемся, судя по всему, не в полную силу. Есть простой, но точный тест на эмпатию: представьте, что вы кладете на язык кусочек очень кислого лимона. Если через несколько секунд ваш рот заполнится слюной, вам легко дается сопереживать другим.
  • 6. Подумайте о людях, которые стоят за всем, что вокруг нас, – те, кто убирают ваш офис, машинист автобуса, кассир в супермаркете. Сказать им спасибо за их работу – сделать маленькое доброе дело.
  • 7. Помните фильм «Заплати другому»? Никто не мешает вам, сделав доброе дело кому-то, попросить передать это добро другому. При этом не оставайтесь анонимным, если вы делаете что-то хорошее. Это лишает добро дополнительных возможностей для распространения: все должны знать добрых людей.
  • 8. Забавные мелкие, но работающие феномены: приятные запахи (выпечки, духов или кофе) делают нас чуть добрее. Такой же эффект производит и чистота, и запах чистоты (моющих средств, лимона). И яркий свет – чем ярче, тем добрее мы становимся. Даже увидев смайлик, мы прибавляем себе доброты, пусть даже на горчичное зерно.
  • 9. Делайте добрые дела – можете даже составить план на каждую неделю. Как советовал один социолог, представьте окружающее как библиотеку, но вместо книг – люди, и вы можете брать и интересоваться ими, открывая их внутренний мир.

Один из способов выйти из затяжного кризиса – начать делать что-то для других.

Не думая о том, как вам это отзовется, какую выгоду вы сможете получить. Просто делать для других. Каждый может вспомнить хоть один случай, когда было приятно от того, что кому-то помог.

Читайте также:  Выиграл-выиграл - психология

«Девушка, вы уронили…» – «Ах да! Спасибо!» И взаимные улыбки греют душу… Единственная, но при этом наиважнейшая выгода бескорыстных поступков – это то, что мы сами чувствуем себя лучше, потому что начинаем думать о себе хорошо. А положительная самооценка нам нужна как воздух: она прибавляет уверенности и помогает выбираться из самых тяжелых кризисов.

Попробуйте упражнение: каждый день в течение месяца дарите людям маленькие подарки, пусть это будет чашка кофе, или шоколадка, или хотя бы улыбка, или приятные слова. Если день прошел, а вы никому ничего «не подарили», пошлите кому-то мысленно «золотой шар» или просто пожелайте счастья или решения каких- то проблем. Особенно хорошо дарить такие мысленные подарки людям, с которыми вы сейчас в конфликте. Вы не поверите, но от этого ваши отношения с этими людьми станут лучше.

Ирина УДАЛЬЦОВА,
психологпсихолог-исследователь Mindware Lab, член Британского психологического общества

Источник: https://www.psyh.ru/dobrota-vsemogushhaya/

ДОБРОТА

— отзывчивость, дружеское отношение к людям.

Всю свою жизнь, с самого детства, человек познает, что такое хорошо и что такое плохо. Мало того, познавая, он проявляет на деле свою способность понять это качество.

Одни люди уже в 16 лет понимают, что за все, что для тебя делается хорошего, надо платить добром, а другие и в 30 лет только требуют от человечества благ для себя, не догадываясь, что за эти блага надо платить или трудом, либо самой дорогой ценой — душевным теплом.

Добро важно не в его самом общем проявлении, в абстрактной форме, а в конкретных условиях, с конкретной позиции класса, общества, группы людей. Представления о добре и зле, писал Ф.

Энгельс, так сильно менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому.

Ленин писал, что «под добром» разумеется практика человека, то есть что «мир не удовлетворяет человека, и человек своим действием решает изменить его».

Доброта — признак силы, а не слабости. Сильный человек проявляет великодушие — большую доброту, а слабый человек бывает добреньким на словах и, как правило, бездеятельным в поступках.

В нашем обществе добро то, что идет на благо человеку и социалистическому обществу. Мы вносим понятие добра в понятие социалистического гуманизма, который тоже носит действенный, революционный характер.

Быть гуманистом значит видеть в человеке личность, уважать его достоинство. Но конкретность гуманизма заключается в том, что нельзя уважать лодыря, эгоиста, шкурника»

Нужно помнить слова А. Макаренко о том, что «хорошее в человеке приходится всегда проектировать, и педагог это обязан делать. Он обязан подходить к человеку с оптимистической гипотезой, пусть даже и с некоторым риском ошибиться».

Вот почему советский человек не раз в своей истории проявлял такое неотъемлемое от доброты чувство, как великодушие. Уже после войны с фашистской Германией маршал Г. Жуков писал:

«Честно говоря, когда шла война, я был долой решимости воздать сполна всем фашистам за их жестокость. Но когда, разгромив врага, наши войска вступили в пределы Германии, мы сдержали свой гнев. Наши идеологические убеждения и интернациональные чувства не позволили нам отдаться слепой мести».

Добру противостоит зло. Между этими категориями с самого основания мира идет борьба. К сожалению, в этой борьбе подчас сильнее оказывается зло, потому что оно активнее и меньше требует усилий. Добро же требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души, добротворчества.

Но ведь этот романтик знает изнанку жизни лучше, чем любой скептик. Успех, известность пришли к писателю поздно, после пятидесяти. Начиная с ранней юности жизнь его была полна суровых испытаний.

Еще не зная, что когда-нибудь возьмется за перо, не ради сбора литературного материала и не по своей воле, а по воле судьбы переменил он множество мест и профессий. Работал лесорубом, стекольщиком, клепотесом, шофером, грузчиком, официантом, директором лесокомбината и снова — лесорубом.

Жизнь, кажется, делала все возможное, чтобы ожесточить его. Но остался Амирэджиби веселым, независимым человеком, одержимым, как и его герой Дата Туташхиа, идеей служения добру.

Рассказываю ему, что в одной московской школе писали сочинение «Какие черты характера ты ценишь выше всего?». И большинство старшеклассников, к удивлению своей учительницы, на первое место поставили доброту. Не ум, не силу характера, не талант, а доброту.

Амирэджиби внимательно слушает, вроде бы соглашаясь, потом легко поводит рукой (его жесты исполнены величавого достоинства) и будто отодвигает несерьезный вопрос:

— Эти сочинения — симптом того, что в обществе ощущается дефицит добра. И знаете, это очень хороший симптом. Если потребность, которая раньше считалась как бы второстепенной, выдвигается на первый план, значит, она будет удовлетворяться.

— За счет кого, Чабуа Ираклиевич? Ведь многие из нас хотят доброты от других, а сами проявлять ее не спешат.

— Значит, забыли мы самую простую истину: человек только тогда может быть счастливым, если сам творит добро.

— Но будем реалистами. Видим же мы, что добрые и порядочные люди нередко чувствуют себя «белыми воронами», а успех в жизни достается совсем другим… Сегодня спорят: в чем счастье, в чем успех? Все перепуталось…

— Ничего не перепуталось! — решительно восклицает он со свойственной ему страстной убежденностью. Голос у Амирэджиби хриплый, будто готовый вот-вот сорваться, но никогда не срывающийся.

— Общество всегда делилооь на тех, кто трудности времени выносит на своих плечах, и тех, кто на этих трудностях пытается нажиться. Первые всегда видели счастье в том, чтобы что-то сделать, изменить к лучшему. Для вторых счастье — это всегда лишь «иметь или не иметь».

Ну и что ж, разве я должен отказываться от добротворчества только на том основании, что в обществе существуют прилипалы и паразиты?!

Спрашиваю у него: но что же такое добротворчество? В ответ рассказывает притчу, озадачивающую сначала своей приземленностью:

— На днях остановил меня человек на улице, возле консерватории, спрашивает: «Слушай, а все же что такое добро?» — «Высшее добро или в нашей с тобой жизни?» — «Ну, конечно, в нашей, мы же все вместе живем». Я ему ответил: «Если ты и я будем делать свое дело и не мешать другим, это уже и есть добро». — «Так мало?» — удивился он.

Тогда я спросил: «Ты семью имеешь, заботишься о ней? А на работе думаешь, чтобы больше пользы принести?» — «Конечно, я так и живу». — «Ну тогда ты хороший человек». Он просиял и спрашивает: «Ну а что такое настоящее добро?» — «Вот ты идешь по улице и увидел: кто-то свалил урну. Не ленись, подними ее.

За это тебе никто даже спасибо не скажет, но это и будет высшее добро».

— «Хотя бы не вреди» — и это уже добро? — возражаю я, хоть и знаю его пристрастие к парадоксам.

— Наша общая цель в чем? Чтобы происходило как можно меньше зла. Значит, чтобы быть полезным обществу, достаточно ему не вредить, не расталкивать локтями окружающих, когда идешь к своей цели. И это уже будет первая ступень добра. Вторая ступень — когда человек достигает личного блага, принося пользу обществу.

По-моему, эта позиция — самая доступная, самая распространенная. Бескорыстия здесь особого нет, но есть чистая совесть. И наконец — самая высшая ступень добра: когда человек не преследует никаких личных целей, не ждет ни вознаграждения, ни благодарности, а делает добро по внутренней потребности, потому что не может иначе.

Эту позицию я и называю добротворчеством.

— Но именно такой человек и получает большую нравственную выгоду?

— Нравственность и выгода? — возмущается Амирэджиби. — Нет, это несовместимые понятия!

Такая вот категоричность. Мой вопрос оказался как бы вне системы его координат. Порой у меня возникает ощущение, что при нашей беседе присутствует третий — сам Дата Туташхиа, и это он отвечает на вопросы.

— Каждого нормального человека, — продолжает Амирэджиби, — обязательно мучает духовный голод. Ему необходимо ощущать, что не напрасно он живет на свете, и эту истину он каждый день должен себе подтверждать и доказывать. То есть в духовной пище человек нуждается не меньше, чем в хлебе насущном.

А самый верный путь добыть пищу духовную — это добротворчество, участие в судьбах других людей. И знаете, в отношении пищи духовной наш социалистический закон «Кто не работает, тот не ест» действует безотказно. К духовному «котлу» общества просто так не присосешься.

Кусок своего духовного хлеба не «урвешь» из чужих рук, не «достанешь» с черного хода.

На замечание о том, что людям, живущим по законам добротворчества, куда тяжелее приходится, чем другим, кто и не помышляет о добре, слышу ответ:

— Злым жить легче, чем добрым? Может быть. Но за свою жизнь я не видел, чтобы злой человек был счастлив.

— А вы счастливы, Чабуа Ираклиевич?

Лицо его становится необычайно серьезным:

— С таким удовольствием на свете живу, вы даже представить себе не можете. И, знаете, мне ужасно везет в жизни. Да, где бы я ни был, мне всегда необъяснимо везло. Говорю это и не боюсь сглазить судьбу.

…Одну легенду из жизни Амирэджиби не могу не вспомнить. Мне рассказывали о ней многие люди, а потом подтвердил и он сам. Было это в 1968 году — врачи обнаружили у Амирэджиби рак горла. Он приехал в Москву. После консилиума у врача с больным состоялся такой разговор: «Немедленная операция, или вы умрете». — «Нет, я не умру».

— «Умрете в течение полугода. Гарантирую вам». — «А я гарантирую, что проживу по меньшей мере четыре года, — они мне нужны, чтобы закончить роман». От операции больной наотрез отказался. Врач посмотрел на него как на сумасшедшего… То, что Амирэджиби выжил, было, конечно, чудом.

Впрочем, не единственным чудом в жизни этого человека.

— Как вы объясняете секрет своего везения?

— Может быть, дело в том, что я никогда никому не хотел зла.

В моей жизни были случаи, когда я узнавал, что вот этот человек замышляет против меня страшную подлость… Можно было бы застать его врасплох, потом отомстить.

Но я открыто шел к нему и говорил: зачем тебе это нужно? Что тебе это даст, кроме огромной ноши на совести? И знаете, переубеждал. Даже плохой человек способен оценить, если ты подходишь к нему с добром.

— Но ведь это уже компромисс, а вы говорили, что не признаете компромиссов…

Иногда разумнее бывает уступить человеку, потому что это принесет ему больше пользы, чем мне вреда. Он пойдет потом к другим людям, и ему будет стыдно делать им зло, раз с ним поступили совсем по-другому.

— А если не будет ему стыдно?

— Сотню раз наблюдал, как за совершенное зло люди расплачиваются. Пусть не немедленно, но обязательно расплачиваются — и чистоганом. Все, все воздается! Даже в мелких случаях.

Если меня, например, настигает какая-то неудача, начинаю рыться в памяти: где и по отношению к кому я поступил несправедливо, кого ненароком обидел.

И в большинстве случаев нахожу и тогда успокаиваюсь: надо платить, нечего жаловаться на судьбу.

— Итак, назначение человека, как сказано в романе, не только в том, чтобы победить зло, но и обратить его в добро. Но это, Чабуа Ираклиевич, призыв к какой-то героической нравственности!

— Нравственность — всегда противостояние, — говорит он (тут я понимаю вдруг, что «нравственность» и «добро» для него синонимы). Продолжает: — Есть борьба «против», но есть и борьба «за». Бороться против какого-то одного негодяя, наказать его — мало радости.

Всего лишь разрушишь то, что он сделал или хотел сделать. Бороться «за» — это приносить что-то новое, от себя. Наперекор всем неблагоприятным обстоятельствам делать добро.

Предъявлять строгие требования прежде всего к самому себе, становиться сильнее — так только и можно изменить обстоятельства.

Провожая меня, уже у лифта, произносит последний монолог:

— И пусть на твоем пути встретился кто-то ответивший злом на добро, значит ли это, что твое хорошее дело пропало? Ты не догадываешься даже, как согрело оно чью-то, может, и неведомую тебе жизнь. Если слеп один человек, еще не значит, что люди слепы.

Благодарность часто приходит не с той стороны, с какой ждешь… И знаете, к какой мысли я пришел? Вернее, увидел эту мысль на своем опыте, на судьбах других людей: добро — это особый, не изученный пока вид энергии, которая не исчезает из мира, а накапливается… Каждый добрый поступок, слово, желание бессмертны…

Источник: https://pro-psixology.ru/azbuka-dlya-nesovershennoletnix/214-dobrota.html

Ссылка на основную публикацию