Группы родительских проблем — психология

Родительские группы

Активной формой работы с родителями являются родительские группы. Это группы встреч — систематические групповые занятия с родителями, посвященные определенным темам. По форме эти встречи могут проходить в виде совмест­ных дискуссий, основой которых могут стать настоящее, прошлое и будущее семьи, конкретные конфликтные ситу­ации, общие проблемы семьи и семейного воспитания.

Основным методом групповой коррекции родительских от­ношений является когнитивно-поведенческий тренинг – тренинг поведения,осуществ­ляемый с помощью ролевых игр и программы видеотре­нинга. В группе могут участвовать от 10 до 15 родителей (вместе или кто-то один).

Занятия проводятся один раз в неделю, полный курс — 10 занятий, составляет приблизительно 40 часов. Параллельно может заниматься детская группа. Проблемы семьи не могут быть решены только благодаря психокоррекции ребенка или родителя, и параллельная работа позволяет увеличить эффективность занятий.

В середине цикла занятий рекомендуется организовать совместное занятие родителей с детьми в форме игры или тренинга.

На первом занятии происходит знакомство, представление родителями себя и своих трудностей, запросов и целей участия в группе; разъяснение задач родительских групп психо­логом.

Психолог знакомит участников с основными пра­вилами ее функционирования: общаться друг к другу на «ты»; открыто высказывать свои мысли и чувства, возникающие «здесь и теперь»; избегать непосредственных оценок друг друга.

Члены группы представляются друг другу (задание — произнести свое имя ласково, грубо и т.д.), затем выполняют различные психогимнастические упражнения, направленные на уменьшение напряжения, активизацию и сближение группы, преодоление сопротивления отдельных участников. Для акцентирования чувства принадлежности к группе участники вырабатывают ритуал группового прощания.

Второе занятие: участники группы обмениваются впечатлениями от первого занятия, затем выполняют психогимнастические упражнения, на­правленные на сплочение группы и продолжение знакомства.

В ходе занятий происходит уяснение и принятие участниками групповых норм, обмен пер­выми впечатлениями друг о друге. Основным содержанием занятий является обсуждение типич­ных ситуаций внутрисемейного общения и особенностей взаимодействия с ребенком.

При этом следует выслушивать всех участников груп­пы, активно интересоваться их впечатлениями, чувствами и следить за динамикой родительских установок.

На следующих занятиях начинается психодраматическое разыгрывание проблемных ситуаций общения с детьми, стереотипных способов общения, конфликтных ситуаций в семье. Каждое занятие начинается и заканчивается психо­гимнастической разминкой.

Обсуждаются темы: «Мы и наши родители», «Семейные линии», «Роль родительских ожиданий», «Нравственные основы родительства», «Противоречивость наших чувств в общении с детьми», «Оптимальная дистанция в общении с детьми», о женственности и мужественности; как должна выглядеть женщина дома; отно­шение к матери; проблемы ревности у детей и взрослых; воспитательные требования к детям; отношения с собственными родителями; допустимая грань в отношениях между людьми, эмоциональная сдержанность родителей в присутствии ребенка и др.

Совместное занятие родителей с детьми может проходить в форме игры.

Например, в игре «Архитектор и строитель» строитель с завязанными глазами под руководством «архитектора», которому запрещены какие-либо действия руками, должен расставить в определенном порядке кубики на большой карте (родитель и ребенок должны побывать в разных ролях – и строителя, и архитектора). На следующем занятии с родителями проводится анализ совместного занятия, обсуждаются изменения в детях, поведение детей в группе и дома. Психолог дает родителям рекомендации по воспитанию детей и переходит к отработке некоторых индивидуальных проблем. На заключительном занятии разворачивается дискуссия о работе группы. Обсуждаются актуальные темы, родители обмениваются впечатлениями. Каждый участник рассказывает, что ему дала группа.

Методы коррекции, используемые в родительской группе, повышают психолого-педаго­гическую грамотность родителей и позволяют выявить индивидуальные стереотипы воспитания: метод групповой дискуссии;метод видеокоррекции; метод игры (моделирование в контролируемых условиях семейных ситуаций, разыгрывание проблемных ситуаций); метод совместных действий (выполнение ре­бенком и родителем общего задания); метод обучающего эксперимента и др.

Групповая дискуссия предполагает обмен мнениями на определенную тему. Тема дискуссии может быть предложена психологом или выбрана родителями. Цель дискуссии – выработка оптимального подхода к конкретной жизненной ситуации.

Главная задача психолога – повысить мотивацию и вовлеченность участников группы в решение обсуждаемых проблем.

Для групповой дискуссии характерным является реализм, конкретность, открытость, честность, ответственность, юмор, акцентуация внимания участников на необходимости соблюдения обратной связи.

Результатами дискуссии являются: информативность — приобретение новых знаний, изменение точки зрения; отреагирование – уменьшение напряженности, осознание проблемы; сближение – взаимопонимание и сближение участников дискуссии; улучшение – устранение проблемы, разрешение ситуации.

Видеокоррекция — проигрывание ситуаций в условиях видеозаписи с последующим ее просмотром и анализом.

Метод видеокоррекции позволяет фиксировать те или иные события, происходящие во время занятия, наблюдать поведение членов семьи и анализировать. Семье заранее сообщается о том, что работа будет включена в видеозапись.

Указывается, что пленка не будет показана никому, пока клиенты не дадут своего разрешения. Фрагменты для просмотра выбирает сам психолог или члены семьи.

Видеомагнитофон может оказаться полезным не только как средство для запоминания психологом и клиентом тех или иных событий, происходящих во время консультации, но и в качестве собственно терапевтического инструмента.

Просмотр видеозаписей поможет реально увидеть конфронтацию в семье, и ее уже трудно будет кому-либо отрицать. Члены семьи имеют возможность наблюдать собственное поведение со стороны, а после просмотра можно переигрывать отдельные моменты (видеотренинг).

Это особенно эффективно в работе с семьями, члены которых по-разному смотрят на мир. Главное внимание при просмотре записи психолог уделяет внутрисемейным взаимодействиям.

Динамика родительской группы содержит три фазы: фазу ориентации и зависимости, фазу конфликтов, конструктивную фазу. Если в начале занятий (фаза ориентации) участники ориентируются в обстановке, зависимы от психолога, ждут его указаний, «прощупывают» друг друга, то на заключительном этапе (конструктивная фаза) преобладает искренность в высказываниях, проявление чувств, сглаживаются конфликты.

Интерес к проблемам и высокий накал эмоций свидетельствуют о том, что группа приобретает коррекционную способ­ность. Эффектами работы с родителями является повышение их сенситивности к ребенку, выработка адекватного пред­ставления о детских возможностях и потребностях, ликвида­ция психолого-педагогической неграмотности, получение родителями ин­формации о восприятии семейной ситуации ребенком.

Виржиния Сатир рекомендует каждой семье придерживаться следующих правил: каждый член семьи должен иметь жизненное пространство; каждый член семьи должен помнить о необходимости уважительного отношения к другому; каждый член семьи влияет на остальных и сам подвержен влиянию других, следовательно, каждый принимает участие и вносит свой вклад в то, что происходит с другим человеком, и может помочь ему измениться; каждый член семьи может оказаться в центре воздействий со стороны других членов – важно не избегать этих воздействий, а научиться управлять ими.

Перемены свойственны каждой семье, так как семья все время развивается и новое возникает на основе созданного. Если члены семьи не готовы к изменениям и старательно избегают их, то они рискуют попасть в тяжелое положение: они не ожидают перемен там, где они обязательны, и возникает критическая ситуация.

Источник: http://3ys.ru/rabota-psikhologa-s-roditelyami-i-pedagogami/roditelskie-gruppy.html

Работа психолога с родителями или группы «Вместе с мамой», как групповая психотерапия

Работа психолога с родителями или группы «Вместе с мамой», как групповая психотерапия

Баканова Елена

Психолог консультант АМПР


Работа психолога с родителями или группы
«Вместе с мамой», как групповая психотерапия.

За последние годы в нашей стране получили широкое распространение группы, которые называются по-разному – группы раннего развития, группы вместе с мамой, группы Монтессори – места, куда приходят мамы с детьми самого раннего возраста часто с 9-10 месяцев до трех лет. Там есть оборудованное помещение, есть специально подобранные для детей этого возраста Монтессори-материалы, другие развивающие игрушки и руководитель группы, как правило, прошедший короткий курс обучения.

В профессиональной среде ведутся серьезные дискуссии на тему о том, зачем существуют эти группы, можно ли их назвать Монтессори-группами, полезны ли они или вредны.

В Монтессори-педагогике в качестве важнейших факторов рассматриваются специально созданная среда и подготовка педагога, в группах же «Вместе с мамой» возникает и еще одна составляющая – присутствие родителей.

И эта статья посвящена именно этому весьма специфическому и продуктивному фактору.

Чем младше ребенок, тем меньше мы можем рассматривать его развитие, состояние, познавательные возможности и любые другие функции в отрыве от значимого взрослого – как правило, в раннем возрасте это мама (Иногда это бывают папы, бабушки, няни).

Это не значит, что с ребенком невозможно заниматься в отсутствии мамы – это значит, что воздействие мамы будет значительно перекрывать любые другие воздействия. В том числе и любых групп с любым наполнением и содержанием.

Если только ребенок не проводит в них все время и тогда уже педагог становится значимым взрослым.

Поэтому в этой статье хочется обратить внимание как раз на самого значимого взрослого – то есть на маму.

Если вы летали в самолете, то возможно читали инструкцию по пользованию кислородными масками, в которой есть и такой пункт: «Если Вы летите с ребенком, то сначала оденьте маску СЕБЕ, а потом ребенку».

Это очень важно. Потому что если Вы не оденете маску себе, то никто вашего ребенка не спасет. Если мама находится в состоянии депрессии, паники или сильной тревоги все это однозначно сказывается на ребенке.

Читайте также:  Свобода воли - психология

Для многих современных родителей рождение ребенка становится сильнейшим стрессом, с которым справиться в одиночку бывает чрезвычайно сложно. Это связано с рядом причин.

До появления собственного ребенка родители, как правило, не имеют практического опыта ухода и контакта с младенцем, в то время как сто лет назад, когда в семье рождалось несколько детей, к моменту вступления в брак девушка уже была вполне подготовлена, переняньчив своих младших братьев и сестер, а также племянников и племянниц.

С другой стороны появилось огромное количество различной информации, методик, технологий и рекомендаций, которые сваливаются на нас ежедневно и утверждают, что если прямо с рождения не начать учить читать, считать, изучать английский или чему-нибудь еще, то все пропало. Ребенка в детский сад не возьмут, в школу он не поступит, в институт его не примут, словом будет он не конкурентоспособен, а вы, соответственно, будете не матерью, а ехидной. И это приводит к сильнейшему всплеску тревожности среди молодых родителей.

Кроме того, в течение прошлого века произошло кардинальное изменение самовосприятия женщины – ранее она была полностью ориентирована на семью и детей, а теперь она, как правило, уже имеет образование, специальность, опыт работы, нормированный рабочий день, признание и уважение коллег.

А материнство, особенно первый год – это работа, когда вы находитесь на рабочем месте 24 часа в сутки, без выходных и отпусков, перекуров и перерывов на обед.

Когда круг обязанностей не определен, а выясняется опытным путем и постоянно изменяется, ежедневно возникают авралы в виде болей в животике, режущихся зубов, сыпей, поносов, запоров и т.д. и т.п.

Должностные инструкции отсутствуют, а проверяющих, инструктирующих и имеющих собственные и зачастую противоположные мнения в виде мужа, собственной мамы, свекрови и медсестры из поликлиники полно. Причем работа физически тяжелая, не оплачиваемая, в пенсионный стаж не входящая, и обществом за работу не считаемая.

И, наконец, во многих семьях происходят серьезные изменения в отношения с супругом.

Меняется статус женщины, возрастает или возникает материальная зависимость от мужа, часто происходит отдаление просто в связи с уменьшением совместно проводимого времени и с принципиальным изменением интересов и потребностей женщины. Все это приводит к тому, что молодая мама находится в состоянии сильного психо-эмоционального напряжения.

Причем его уровень оценивается выше чем, например, уровень стресса при ухудшении финансового положения, смерти близкого друга и перемене работы.

При этом реальную психологическую и психотерапевтическую помощь получить могут очень мало родителей, во-первых, потому что крайне мало специалистов могут работать с семьей в присутствии младенца, а, во вторых, в такой помощи нуждаются большинство молодых родителей.

Создание групп «Вместе с мамой» это движение под лозунгом – спасение утопающих – дело рук самих утопающих.

Потому что организуют их часто именно молодые мамы, наиболее активные и инициативные, которые помимо всего прочего получают дополнительное образование и создают рабочие места.

По моим наблюдениям то, что происходит в таких группах можно квалифицировать, как очень эффективную групповую психотерапию.

Среди лечащих факторов групповой психотерапии выделяются базовые категории это (1):

  • Внушение надежды.
  • Универсальность.
  • Сообщение информации.
  • Альтруизм.
  • Развитие социализирующих техник.
  • Имитационное поведение.
  • Межличностное влияние.

Рассмотрим, как реализуются эти факторы в деятельности групп «вместе с мамой».

«Вселение и укрепление надежды – краеугольный камень групповой психотерапии». И это первое, что получают молодые родители, когда они приходят в группу.

Они видят специально подготовленную среду, большое количество разнообразных игрушек и материалов, назначение которых поначалу не совсем понятно, что, впрочем, только добавляет притягательности, так же как непонятные слова в речи специалиста добавляют уважения к его профессионализму.

Они встречают подготовленного педагога, который знакомит их с правилами в группе – то есть это не просто игровая – место, где есть четкие правила само по себе вызывает уважение и доверие.

Ну и конечно позиционирование таких групп, как мест, где ребенку предоставляются максимальные возможности для саморазвития, позволяет снять с себя часть груза ответственности и немного успокоиться.

Потому что именно тревога заставляет родителей начать обучение ребенка «до рождения» и создает неимоверное напряжение вокруг ребенка, требования к которому и непомерные ожидания приводят к резкому взлету страхов и неврозов у детей самого раннего возраста. И многие родители, приводящие детей в такие группы именно из этой категории. В работе специалистов помогающих профессий одна из первых задач в такой ситуации – успокоить.

Универсальность переживаний. «Многие пациенты приступают к терапии с тревогой в душе, полагая, что в своем несчастье они единственные в своем роде, что только у них одних бывают пугающие или неприемлемые проблемы, мысли, импульсы или фантазии».

Так же многие родители, приходя в группу, полагают, что только их ребенок не спит до 5 ночи, или «ничего не ест» или ноет часами, или до сих пор не разговаривает. Сегодня Интернет помогает понять, что это не так, и что эти и многие другие проблемы характерны для многих. Но, общаясь в группе лично, и наблюдая за другими детьми и родителями «в реале» понимания мы достигаем быстрее.

Сообщение информации. В этой категории рассматривается обучающее инструктирование и прямой совет.

В этом плане чрезвычайно важна теоретическая подготовка педагога по детской психологии и различным аспектам детско-родительских взаимодействий, а так же знание основ и принципов Монтессори-педагогики, знакомство с которыми часто приводит к инсайту у родителей – «я всегда это чувствовала, только не могла выразить», или «теперь я знаю, что ответить маме». Так же важен и прямой совет или презентация эффективного контакта с ребенком в том случае, когда родитель, взаимодействуя с ребенком по привычному сценарию, попадает в одну и ту же ловушку. Многие группы являются базой для приглашения специалистов – психологов, врачей, диетологов что также способствует повышению и образовательного уровня и родительской компетенции.

Альтруизм. Иначе взаимопомощь и человеколюбие. В разных странах по-разному относятся к детям в глобальном понимании и конкретных проявлениях. Так, например, в Финляндии в каждом общественном туалете есть унитазы или горшки для детей, в ресторанах — игровые комнаты, а в электричках – даже целиком игровые вагоны с горками, книжками и игрушками.

Живя или путешествуя с маленьким ребенком по стране, вы не будете испытывать сложностей с памперсами, детским питанием, а главное отношением к вам. В Берлине буквально на днях приняли закон, который гласит: «Шум, производимый играющими детьми, является социально адекватным проявлением их жизни, и его надо терпеть в целях поддержания права детей на развитие».

В наших же реалиях ребенок до сих пор существенно ограничивает возможности. С ним трудно ездить в общественном транспорте – он вызывает раздражение окружающих, потому что вертится, встает ногами на сиденье, кричит, ноет. С ребенком не принято ходить в рестораны и другие общественные места. В такси, несмотря на правила ДД, вам не предложат детского сиденья.

Любой может упрекнуть вас в том, что вы не так воспитываете вашего ребенка или выразить недовольство в ваш адрес. Даже в местах, специально ориентированных на детей вы будете испытывать значительные трудности – вспомните детские поликлиники. Можно перечислять бесконечно те ограничения или дискомфортные ситуации, с которыми сталкиваются молодые родители.

Приходя же в группу, люди чувствуют, что их здесь принимают и понимают, что принимают и понимают их ребенка. Очень часто в группах возникает удивительная атмосфера тепла, доброжелательности и взаимной поддержки, в значительной степени ради которой родители и ходят в группу. Эти группы становятся толчком для установления многолетних дружеских связей между семьями.

Возникает совершенно новая ситуация, когда не родители выбирают друзей своим детям, как это происходило раньше, а дети – друзей своим родителям. Установившиеся дружеские отношения между 2-х- 3-х годовалыми детьми, создают основу для многолетних контактов между родителями.

И количество таких групп стремительно растет именно благодаря тому, что люди побывавшие в них создают впоследствии свои собственные.

Развитие навыков социализации. Социализация – термин, который мы применяем, когда говорим о развитии ребенка. Однако то же самое мы можем сказать и молодых родителях.

Поскольку социализация это «становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.»

Появление ребенка принципиальным образом меняет образ жизни семьи, интересы, привычки, приоритеты, круг общения. И адаптация к этой новой ситуации — получение новых знаний, приобретение навыков, психологических установок — требует значительных усилий и гораздо проще и эффективнее происходит среди «себе подобных».

Имитационное поведение.

Впитывающее мышление, так Мария Монтессори называла особый способ ребенка обучаться. То есть усваивать информацию из окружающей среды без усилия, не ставя сознательно перед собой такой задачи.

В гораздо меньшей степени, но этот способ присущ и взрослому, когда мы подхватываем новые словечки, повторяем чью-то мимику и жесты, запоминаем мелодии, приобщаемся к каким-то новым интересам и увлечениям.

Читайте также:  Диалог - психология

Происходит это особенно эффективно в моменты эмоционального подъема или сильной вовлеченности в процесс, то есть интереса к чему-либо.

В первые годы своей жизни не только ребенок растет, но и родители становятся родителями – это специфический сенситивный период повышенной чувствительности и восприимчивости ко всему, что связано с детско-родительскими отношениями.

Часто изменяются отношения с собственными родителями, обостряются или наоборот улучшаются. Поскольку, с одной стороны, человек заново проживает свое собственное детство, то все неразрешенные проблемы всплывают с новой остротой, а с другой — происходит понимание мотивов действий родителей и их проблем.

В этот сенситивный период «рождения родителя» человек становится особо восприимчив и к информации и к образцам поведения. Особенно это касается мам, которые постоянно обсуждают вопросы питания, сна, послушания, развития ребенка и еще сотни других проблем.

И наблюдение за эффективным взаимодействие взрослого и ребенка, а также тренинг такого взаимодействия в группе являются одним из важнейших способов обучения. Поэтому так важны грамотные презентации гармоничных отношений педагога с ребенком – без принуждения, с учетом возрастных особенностей и свойств темперамента ребенка.

Межличностное влияние.

В нашем обществе женщина, родившая ребенка, в первые три года находясь дома, часто «выпадает» из социума, что для активных, энергичных, занимавших определенное положение на работе или в кругу друзей женщин становится большим потрясением.

Разрушается привычный уклад, рвутся дружеские и рабочие связи. Часто женщина с ревностью и болью относится к тому, что на ее супруга рождение ребенка не оказало такого действия, и он может продолжать ту же социальную жизнь, что и раньше.

В этот момент появление группы «единомышленников», то есть людей, занимающихся одним и очень важным делом, имеющих сходные проблемы и готовых обсуждать их и поддерживать друг друга в самых разных отношениях становится очень существенным.

Эта поддержка проявляется не только в готовности поделиться памперсом, согласии посидеть с ребенком, в обмене адресами специалистов и рецептами, но и в эмоциональной поддержке и признании значимости роли мамы, понимании сложностей, тяжести физической и психологической нагрузки и готовности порадоваться вместе успехам, оценить приложенные усилия.

Таким образом, проанализировав процессы, которые происходят в группах «Вместе с мамой» и подобных им, можно сказать, что по ряду основных критериев они могут быть отнесены к терапевтическим группам.

Безусловно, все это факторы работают по разному, в зависимости от того, какие именно люди приходят в группу, от подготовленности и личности организатора и ведущего группы, созданной среды и поставленных задач, и даже от таких факторов как размер помещения, освещенность, температура в помещении и времени проведения группы.

Конечно, далеко не все группы действительно выполняют все вышеперечисленные задачи, но они могут их выполнять, и в этом отношении особенно важна не борьба за «чистоту жанра», а всемерная помощь, обмен опытом и доступность информации.

Дети растут очень быстро, чем младше ребенок, тем большее значение для него имеет именно состояние матери, ее спокойствие и уверенность. То есть как раз то, что реально может дать группа «Вместе с мамой».

Литература.
1. Ирвин Ялом. Теория и практика групповой психотерапии.

Баканова Елена

Психолог консультант АМПР

Bakanovaelena@gmail.ru

Поделитесь с Вашими друзьями:

Источник: http://dogmon.org/rabota-psihologa-s-roditelyami-ili-gruppi-vmeste-s-mamoj-kak-g.html

Детский телефон доверия

Детский телефон доверия

В работе рассматриваются проблемы влияния на детей конфликтов между родителями   и пути ее решения в рамках телефонного консультирования.

Анализируются концепции и разработки отечественной возрастной психологии и аспекты, касающиеся детско-родительских отношений, а также представлены техники работы с данной проблемой и основные цели телефонного консультирования по вопросам, связанным с конфликтами между детьми и родителями.

Проблемы семьи и ее влияние на ребенка волновали людей уже с древних времен.

В человеческой культуре фиксируется, какой должна быть семья с точки зрения нравственных ценностей общества. Но понятие «нормальной семьи» очень условно. Нормальной можно считать семью, которая обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и развития ее членов, создает условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости.

Наибольшая часть обращений абонентов за психологической помощью на Детский Телефон Доверия связана с детско-родительскими отношениями и конфликтами. Сложности в отношениях между родителями и детьми очень распространены и могут возникнуть у родителей с детьми любой возрастной группы: от года – двух до восемнадцати лет.

Для оказании квалифицированной помощи абонентам, звонящих с подобными запросами, необходимо владение как теоретическими положениями о сущности и причинах  детско-родительских конфликтов, так и практическими методами работы с подобными запросами.

В психологической науке существует множество  концепций, описывающих природу взаимодействия между родителями и детьми.

Хотелось бы   изложить концепции и разработки отечественной возрастной психологии и  аспекты, касающиеся детско-родительских отношений и причин конфликтов между детьми и родителями, а также на основании этих теоретических положений определить цели, который консультант может ставить перед собой в работе с абонентами.

Данная работа будет касаться двух проблем:

  • теоретические представления о природе конфликтов между детьми и родителями в рамках концепций отечественной возрастной психологии
  • основные цели телефонного консультирования по вопросам, связанным с конфликтами между детьми и родителями

Конфликты детей и родителей в контексте концепций возрастной психологии

На наш взгляд, осуществление эффективного телефонного консультирования по вопросам конфликтов между детьми и родителями возможно только при использовании основных концепций и положений отечественной возрастной психологии в особенности концепции возрастных кризисов.

На этой концепции я остановлюсь более подробно. Кризис согласно Л. С. Выготскому и Д. Б. Эльконину – переломная точка на кривой детского развития, отделяющая один возраст от другого.

  В отечественной возрастной психологии выделяют следующие возрастные кризисы: «кризис новорожденности (до 1 мес.

), кризис одного года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый кризис (11–12 лет) и кризис юношеский» [3].

Перестройкой системы отношений ребенка с другими людьми объясняются такие характерные особенности  поведения ребенка, переживающего возрастной кризис, как непослушание, упрямство, негативизм.

Во время возрастного кризиса ребенок проверяет психологические границы в отношениях с взрослыми (в том числе с родителями) исследует пределы дозволенного поведения, определяет степень, в которой родители способны контролировать его поведение и меру собственного влияния на поведение родителей. Именно этим объясняются неконтролируемое поведение ребенка, агрессия, негативизм и упрямство в данный возрастной период.

Однако важно отметить, что, несмотря на неконтролируемое поведение и активную попытку продемонстрировать возросшую независимость от родителей ребенок испытывает колоссальную потребность в безопасности и предсказуемости окружающего мира, которая может быть удовлетворена только при четко выстроенных и устойчивых границах при взаимоотношении с ребенком.

Кроме того, в период кризиса ребенок испытывает огромную потребность в психологической поддержке и эмоциональном контакте с родителями.

Теоретические представления об особенностях протекания возрастных кризисов обуславливают те задачи, которые стоят перед консультантами в общении с родителями, обратившимися с подобными запросами:

  1. Нормализация поведения ребенка, объяснение его причин и, тем самым, уменьшение уровня родительской напряженности и тревоги,
  2. Помощь родителям в формировании эмоционального контакта со своим ребенком,

Решение этой задачи предполагает как информирование родителей о потребности ребенка в принятии и эмоциональной поддержке, так и обсуждение конкретных способов, с помощью которых этой цели можно достичь. Полезным для достижения эмоционального контакта с ребенком является обучение родителей техникам Я высказывания, и активного слушания.

3. Помощь родителям в формировании четких границ во взаимоотношениях с ребенком.

        Краткая характеристика проблемы

Семья — это чрезвычайно сложно организованная структура с разноплановыми взаимоотношениями — отношения между родителями и детьми, взаимоотношения между супругами, между супругами и их родителями, между старшими и младшими детьми. И в каждой из этих плоскостей может возникнуть конфликт. Семья невозможна без конфликта, но постоянные конфликты являются основной причиной неблагополучной семейной жизни и распада семьи [6].

Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасности ребенка при его взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования, близкие являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и волнений.

 Для ребенка любая ссора, конфликт взрослых воспринимается как разрушение реальности, среды обитания.

Конфликт в отношениях и действиях родителей вызывает особую реакцию у детей, выражающуюся в разных стилях поведения ребенка: демонстрация негативного отношения, оппозиция по всем вопросам; неподчинение предъявляемым требованиям;

избегание общения с родителями, сокрытие информации о себе и своих действиях.

Внутрисемейные взаимоотношения делятся на два основных типа:

  • гармоничный тип отношений (преобладание равновесных отношений, рациональное разделение психологических ролей внутри семьи, умение разрешать возникающие противоречия);
  • дисгармоничный тип отношений (негативно окрашенные отношения супругов приводят к конфликтному взаимодействию супругов, последнее способно вызвать отрицательные эмоции и чувство беспокойства у детей; теряется уважение к родителям, нарушаются психологические роли, увеличивается напряженность).
Читайте также:  Скандал - психология

Психологи чаще всего связывают семейные проблемы с брачно-супружескими отношениями. Неудовлетворенность в браке (сексуальная или связанная с эмоционально-личностным общением) приводит дисгармонии супружеских отношений, разводам и неврозам.

Основной причиной нарушения семейных отношений В. Д. Дружинин считает проявление у одного или обоих супругов «потребностей, которые в детстве не удовлетворялись родителями.

Взрослый человек выбирает партнера, с которым ему легче воспроизвести ситуацию, неразрешенную в детстве, вернуться к своим проблемам и конфликтам. Так возникает «невротическая семья»: в ней муж и жена воспроизводят ситуации «непроигранные», «нерешенные» в детстве, но не решают их.

Вместе с тем психотерапевты обнаруживают важнейшую закономерность: неосознанную тенденцию повторять модель отношений своих родителей в собственной семье».

Конфликтными взаимоотношениями сопровождаются: ситуация измены одного из супругов, ситуация развода в семье и др. Давно известно, что появление эмоциональных расстройств, нарушений поведения и других психологических проблем связано с рядом неблагоприятных семейных событий в жизни ребенка.

Конфликтуя, отец и мать могут использовать детей как оружие в собственной борьбе. Так неадекватное отношение к ребенку может принимать следующие формы: [2].

  • ребенок, «замещающий» мужа. Мать требует к себе постоянного внимания, заботы, хочет быть постоянно в обществе ребенка, быть в курсе его личной жизни, стремится ограничить его контакты со сверстниками.
  • гиперопека и симбиоз. Мать стремится удержать ребенка при себе, привязать и ограничить самостоятельность из-за страха лишиться ребенка в будущем, она принижает способности ребенка, стремится «прожить за него жизнь», что приводит к личностному регрессу и фиксации ребенка на примитивных формах общения.
  • воспитательный контроль посредством нарочитого лишения любви. Ребенку говорится, что «мама такого не любит»; ребенка игнорируют, обесценивают его «я».
  • воспитательный контроль посредством вызова чувства вины. Ребенку говорят, что он «неблагодарный». Развитие его самостоятельности сковывается страхом.
  • изоляция. В семье не принимаются совместные решения, ребенок изолируется, не хочет делиться своими впечатлениями и переживаниями.
  • соперничество. Партнеры по общению противостоят друг другу, критикуют друг друга, реализуя потребности в самоутверждении.
  • псевдосотрудничество. Партнеры проявляют эгоцентризм. Мотивация совместных решений не деловая, а игровая (эмоциональная).

Почти все перечисленные стили отношения родителей к ребенку являются следствием деструкции семьи по данному типу: отсутствие какой бы то ни было организующей функции мужчины-отца в структуре семейных отношений и замыкание всей системы психологических связей на ребенке. Когда родители ругаются, дети переживают сильное волнение и обиду — волнение из-за того, что мир и спокойствие в доме поставлены под угрозу, а обиду — из-за их действительной или воображаемой роли в семейном скандале.

Таким образом, семья выступает важным фактором в формировании личности ребенка. От отношения отца и матери к своему ребенку во многом зависит процесс формирования его личности.

Мировоззрение, становление характера, нравственные основы, отношение к духовным и материальным ценностям в первую очередь воспитываются у детей родителями.

А зависит этот процесс во многом от того, как удовлетворяются в семье основные потребности ребенка, насколько правильно с точки зрения его развития и воспитания проявляются родительские позиции.

Источник: http://childhelpline.ru/2015/09/problema-vliyaniya-na-detej-konfliktov-mezhdu-roditelyami-i-puti-ee-resheniya-v-ramkax-telefonnogo-konsultirovaniya/

Учебно-методический материал по теме: Формы и методы психологической работы с семьей

Формы и методы психологической работы с семьей.

Если говорить о взаимодействии психолога с родителями, то важно отметить, что такая работа осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально.

Беседа с родителями, с одной стороны, дает возможность последним найти правильный подход к детям, а с другой – способствует более эффективной работе специалиста, ведь часто разговор с родителями помогает найти правильный подход к ребенку, так как близкие хорошо знают своего ребенка и могут многое подсказать.

Большие возможности дает работа с коллективом родителей – это широкая педагогическая информация, обмен опытом, создание в необходимых случаях общественного мнения, привлечение родителей к участию в жизни класса, группы детского сада. Кроме того, это способствует повышению педагогической культуры родителей и более совершенному в связи с этим выполнению ими обязанностей воспитателей своих детей.

К коллективным формам взаимодействия относятся: работа с родителями в группе, в парах, родительское собрание, родительский комитет, встречи за «круглым столом», тематические психологические консультации. К индивидуальным формам относятся индивидуальное консультирование, беседа и т.д., они описаны в книге Н.В.Клюевой «Психолог и семья: диагностика, консультирование, тренинг».

Первоначально групповая работа входила составной частью в методики социально-психологического тренинга, коллективных методов решения и генерирования идей.

Большинство школ групповой работы возникли в русле основных направлений мировой психологической науки – психоанализа, бихевиоризма, гештальт-психологии, гуманистической психологии. Многие современные формы работы являются модификациями зарубежных моделей.

Групповое движение в нашей стране стало развиваться только в последние двадцать лет, особенно в 90-е годы, специалистами в области управленческого консультирования, социально-психологического тренинга.

Метод групповой работы определяют как совместную деятельность людей, которые, работая в группах над решением определенных задач, выбирают направления своей деятельности, средства ее достижения и устанавливают нормы взаимодействия (А.Я.Лейманн). Проблемы групповой психологии – проблемы взаимодействия людей в рамках небольших объединений – принадлежат к наиболее интенсивно разрабатываемым проблемам в социальной психологии.

Коррекционные родительские группы.

Независимо от того, каковы особенности основного нарушения во взаимоотношениях «родитель—ребенок», обратившиеся к психологу родители, как правило, занимают неверную родительскую позицию, т.е. их отношения с детьми неэффективны.

Причины неэффективного родительского отношения:

— педагогическая и психологическая неграмотность родителей;

— ригидные стереотипы воспитания;

— личностные проблемы и особенности родителя, вносимые в общение с ребенком;

— влияние особенностей общения в семье на отношения родителя с ребенком.

Все эти причины искажения родительского отношения могут быть исправлены с помощью психотерапии и психологической коррекции.

В этих целях используются родительские группы.

Цели и формы групповой работы ограничены родительской темой. Не ставятся задачи личностного развития членов группы. Группа обсуждает проблемы воспитания детей и общения с ними во-первых, а личные проблемы участников группы — лишь во-вторых и в той мере, в какой это необходимо для решения родительских проблем.

Основной метод групповой коррекции родительских отношений — когнитивно-поведенческий тренинг, осуществляемый с помощью ролевых игр. «Обоснование метода: семья — целостная система. И именно поэтому проблемы диады «родитель — ребенок» не могут быть решены только благодаря психокоррекции ребенка или родителя.

» Параллельная работа позволяет увеличить эффективность занятий родительской группы.

Специфическими эффектами работы в родительской группе являются повышение их сензитивности к ребенку, выработка более адекватного представления о детских возможностях и потребностях, ликвидация психолого-педагогической неграмотности, продуктивная реорганизация арсенала средств общения с ребенком.

Неспецифические эффекты: получение родителями информации о восприятии семейной ситуации своих родителей ребенком, динамике его поведения в группе.

В родительских группах практикуются разнообразные методы психокоррекции: дискуссии, психодрамы, анализ ситуаций, поступков, действий детей и родителей, их коммуникаций в решении проблем, пробы на совместную деятельность, а также специальные упражнения на развитие навыков общения, эффективность которых можно проверить по специальному каталогу.

Метод групповой дискуссии, используемый в группе, повышает психолого-педагогическую грамотность родителей, их общую сензитивность к ребенку, его проблемам, позволяет вызвать индивидуальные стереотипы воспитания.

Важно осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно помочь ребенку и следовать основным принципам взаимодействия с детьми:

Помнить о том, что ребенок — уникальная личность. Поэтому недопустимо сравнивать его с другими детьми. Такого, как он (она), нет больше в мире, и мы должны ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать ее. В педагогах ребенок всегда должен видеть людей, готовых оказать ему личную поддержку и прийти на помощь.

Воспитывать в детях безграничное уважение к родителям, которые дали им жизнь и приложили много душевных и физических сил для того, чтобы они росли и были счастливы.

Учитывать пожелания и предложения родителей, высоко ценить их участие в жизни группы.

Рассматривать воспитание и развитие детей не как свод общих приемов, а как искусство диалога с конкретным ребенком и его родителями на основе знаний психологических особенностей возраста, с учетом предшествующего опыта ребенка, его интересов, способностей и трудностей, которые возникли в семье и образовательном учреждении.

С уважением относиться к тому, что создастся самим ребенком (рассказ, песенка, постройка из песка или другого строительного материала, лепка, рисунок и т.п.). Восхищаться вместе с родителями его инициативностью и самостоятельностью, что способствует формированию у ребенка уверенности в себе и своих возможностях, а у родителей вызывает чувство уважения к воспитателям их детей.

Регулярно в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей.

Проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зрения родителей.

Авторитарные методы «воспитания» родителей исключаются. Следует заинтересованно и с любовью к ребенку взаимодействовать с родителями.

Чтобы у воспитателей и родителей нашлось время для такого взаимодействия, его надо специально организовывать.

Каждое направление развития ребенка предполагает особые содержание и формы общения педагогов с родителями, в процессе которых и будет повышаться их психолого-педагогическая культура.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2013/09/01/formy-i-metody-psikhologicheskoy-raboty-s-semey

Ссылка на основную публикацию