Иванов, игорь петрович — психология

Клуб Здорового Сознания

Иванов, Игорь Петрович - психология

Игорь Петрович Иванов. Доктор педагогических наук, профессор, академик (1923-1992)

Иванов Игорь Петрович — педагог, некогда перевернувший в стране лагерную действительность. Расскажем о нём, этот человек того стоит.

А началось всё в разгар хрущевской оттепели. Молодой доцент ленинградского Педагогического института им. А.И.

Герцена Иванов собирает у себя на квартире таких же, как и он молодых энтузиастов педагогики… Пионервожатые, учителя с одной пачкой пельменей на десятерых сидят прямо на полу, чай, чай, чай и разговоры, разговоры до утра. Деятельность забюрокраченой пионерии и зарегулированного комсомола их никак не устраивает.

Пионерские лагеря наводят на них тоску, но что предложить взамен? Читают Ушинского, , Шацкого, (пробовали Крупскую, но не пошло), спорят, не переходя на личности… Этот кружок называется у них «Союзом энтузиастов».

И вот однажды Игорь Петрович просит всех собраться не у себя на квартирке, а в Доме пионеров Фрунзенского района, в кабинете методиста Фаины Шапиро. (Фаина и Игорь в ту пору нежно любили друг друга, но это пока к делу не относится).

Когда чай был разлит, Иванов обратился к соратникам с речью:

«Друзья-единомышленники. У меня к вам вопрос: «Что такое «воспитывать»?«Учить детей лучшей жизни», — ласково сказала Шапиро.«Мы много о чём спорили, но в одном все согласны: педагог должен вести ребёнка к лучшей жизни. Это понятно, но как вести-то?»«Рассказывая им о ней», — предположил кто-то.

«Вот-вот, мы постоянно рассказываем детям о лучшей жизни, а они её в глаза не видели. Мы говорим о подвигах, а дети их не совершали. Мы толкуем о бескорыстии, а многие ребята ни разу ничем не поступились.

Мы разглагольствуем о дружбе и даже (да простит нас Партия) о любви, а они уверены, что всё это выдумки писателей.

Дети рапортуют на линейках и пишут в сочинениях о том, что не знают, не чувствуют, не пробовали, не испытывали…» ()

«Верно говоришь, Петрович, — загалдели энтузиасты, — но, делать-то, что?»

«А не рассказывать детям о лучшей жизни, а показывать её, не требования предъявлять, а окунуть их в эту самую жизнь.

Пусть ребята на своих юных телах испытают, что доброта и чуткость, товарищество и взаимовыручка, любовь и нежность существуют на самом деле, а не в журнале «Пионер».

Пусть уже сейчас поживут той жизнью, которой будет жить вся наша страна после 1980 года, когда мы построим коммунизм, согласно указаниям Никиты Сергеевича…»

И далее Иванов изложил собравшимся свой план. Нужно организовать для пионеров Фрунзенского района летний лагерь труда и отдыха, т.е. «лагерный сбор». С колхозом договорились, деньги уже дают. И провести этот сбор по совершенно невиданной план-сетке. Четыре часа в день ребята работают в поле. Но, не просто уныло тяпая по свёкле, а творчески.

Что значит творчески? Перед каждым выходом создаётся Совет дела. Он придумывает и готовит несколько сопутствующих процессу тяпания мероприятий: весёлые линейки с прикольными рапортами, конкурс стенгазет «Свёкла на марше» выставка композиций из тяпок, концерт-ромашка «На грядках» и т.д.

И вообще, главным девизом нашего лагерного сбора будет девиз: «Всё — творчески, иначе — зачем?»

После работы в поле, ребята, умывшись и поевши, что будут делать? Отдыхать? Фиг два вы угадали. Дальше у нас пойдут «ме-ро-при-я-тия». Чтобы дети не начали сразу зевать, заменим это страшное слово аббревиатурой — КТД, т.е. Коллективно-Творческое Дело.

И будет у нас этих самых КТД пять-шесть штук… в день.

«Энтузиасты» поперхнулись чаем. Не ослышались ли они? Не за всю СМЕНУ, как в нормальных лагерях, а именно В ДЕНЬ? Иванов, ну скажи, что ты пошутил.

Игорь Петрович не пошутил. Отсутствие у детей на сборе свободного времени, насыщение каждого дня творческими событиями — это и была его главная идея.

Придумав, подготовив и проведя одно КТД, ребята тут же, без паузы организуют Совет Дела и начинают придумывать следующее.

«Суд над песней» сменяется «Конкурсом ораторов», который переходит в «Языковую тревогу», а та плавно перетекает в военную игру «Взятие базы» и всё венчает Вечернее Дело — «Час поэзии». А можно весь день сделать как «День Греции», например…

Когда же тьма, пришедшая из-за леса, скроет обожаемый детками лагерь, то тут-то уж… Нет, и ещё раз нет! Не будет у нас «кина» и «танцулек». После Вечернего Дела дети отправляются на отрядные «Огоньки». «Огонёк» — ещё одно великое изобретение Иванова, которое трудно переоценить.

За день ребята очень устали, физически и эмоционально. Событий и впечатлений было столько, что требуется остановиться и осмыслить пережитое. Обговорить и оценить каждое Дело крайне необходимо, ибо без этого, по мнению Иванова, любое воспитательное мероприятие не имеет никакого педагогического эффекта, а, следовательно — бессмысленно.

Дежурные разжигают костры, к которым медленно подтягиваются ребята. Тихо поют под гитару (разучивание двух-трёх песен в день — священная обязанность каждого отряда) пока не подойдёт последний. После чего вожатый (Старший друг по Иванову) начинает разговор. Он напоминает прошедшие за день Дела и предлагает мальчишкам и девчонкам оценить каждое, ответив на три вопроса:

Что было сегодня хорошо?

Что было плохо?

Как будем жить завтра, чтобы было только хорошо?

«День не закончившийся «Огоньком» пуст, никчёмен и прожит зря», — закончил свою речь Иванов.

Ну, понятно, что пошли толки, споры и сомнения. Но идея завораживала своей свежестью, рискованностью и даже авантюризмом. Так или иначе, первая сотня пионеров была в лагерь вывезена и сбор проведён.

История умалчивает, какова была начальная реакция ребят на этот невиданный темп, совершенно неясно, как решалась задача «первичного принуждения» в первые дни сбора.

Но доподлинно известно, что где-то через недельку председатель колхоза, потрясенный невиданной доселе производительностью труда юных свекловодов, приехал в лагерь… и остолбенел от представшего перед ним зрелища. «Навстречу ему бесшумным призраком скользнул отряд индейцев.

Из ельника вышли несколько королей и королев в бумажных мантиях. «Вы к нам в лагерь? — спросила королева. — Тогда я знаю, вы будете жить в… Париже». (С. Соловейчик)

За деревьями показались палатки… и запестрило в глазах: Сотня мальчишек и девчонок в самых невероятных костюмах из бумаги носились в разных направлениях со своими сверхсрочными делами — красили, строили, репетировали, жгли костры, варили борщи и каши, спорили, орали, командовали… Детские улыбки ослепили председателя количеством и яркостью. Тут-то он и задал Игорю Петровичу вопрос, который потом долгие годы сопровождал все ивановские сборы: «Где вы таких детей набрали?»

Популяризатор идей Иванова писатель Симон Соловейчик (самому Иванову бог отказал в литературном таланте, писал он скучнейшие статьи и диссертации) в своих книгах намекал, что де ребята были взяты прямо с улицы. Это, конечно, неправда. Первые участники сбора были пионерским активом т.е. послушными и дисциплинированными.

Но верно и то, что потом методика лагерных сборов (её скоро стали называть «коммунарской) справлялась с ребячьим контингентом любой сложности и вопрос «Где вы таких детей набрали?» стал вечным фоном всех коммунарских мероприятий.

Иногда к этому вопросу добавлялся возглас: «Так вот ты какое — коммунистическое воспитание!»

После сбора дети, естественно, не хотели расставаться и стали собираться в своём Доме пионеров чуть ли не ежедневно, чтобы продолжать жить коммунарской жизнью. Так и появилось легендарное сообщество детей и взрослых, которое получило название «Фрунзенская коммуна».

Коммунары благоустраивали улицы родного города, помогали ветеранам, работали на фабриках, неустанно занимались творчеством, а на каникулах — сборы, сборы, сборы! Всем руководил Совет коммуны, но сердцем и мозгом её был, конечно, Игорь Петрович. Сказать, что его обожали — значит промолчать.

В школах писались сочинения «Лучший человек, которого я знаю» — о нём, об Иванове…

Коммуна жила по жёстким законам, но эти законы никто никогда не писал и даже не обговаривал. Кто-то в Интернете недавно рассказал про «Правила поведения» в одной американской школе. Целых 50 страниц — решительно уголовный кодекс. Если один ученик избивает другого ученика — наказание, если ученика избивают трое — страшное наказание. Абсолютно всё предусмотрено…

У фрунзенцев же существовала масса неписаных правил. Правил, которые были внутренними для коммуны и внутренними же для каждого человека в коммуне. Не было необходимости спрашивать: а что будет, если он их нарушит? А он их не нарушит никогда. Вот если спросить: а что будет, если он нарушит? Все замолчат в недоумении — неизвестно. Примеров нет.

Слух о коммуне пошёл по всей Руси великой и её братским республикам. Писатель Соловейчик в разделе «Алый парус» газеты «Комсомольская правда» усиленно этот опыт пропагандировал (никто тогда не знал слово «пиарить»).

В Ленинград потянулись гости и, набравшись впечатлений, стали проводить такие же сборы у себя. И всегда получалось! Известен случай, когда один десятиклассник самостоятельно провёл на осенних каникулах сбор в своей школе совершенно без никаких Старших друзей.

После каникул, учителя, возвращаясь с урока, приятно недоумевали: «Что это? Захожу в класс, а мне улыбаются…»

Лагеря, работавшие по методике Иванова, непрестанно поражали как взрослых, так и детей. Письмо 13-летнего парнишки: «… я намочил в реке трусы и ждал, что надо мной все будут смеяться. Но первый же повстречавшийся мальчик сказал: «Ты что? Трусы намочил? На — мои…»

В 60-х годах коммунары приехали в «Орлёнок» и вскоре этот всероссийский лагерь стал центром пропаганды и распространения этого опыта. Старики помнят тот «Орлёнок», энтузиазм, творческий накал, песни и разговоры, светлые лица… Коммунарство зашагало по стране — сотни клубов от Калининграда до Владивостока…

Читайте также:  Душевная стойкость - психология

Итак, в стране возникло здоровое, духовное, поражающее своими результатами явление. Государству бы радоваться и не мешать. Ведь вот же они — самые настоящие пионеры и комсомольцы! Не этого ли ты, о дорогая Партия, требовала от советских педагогов? Чтоб росли строители коммунизма, беззаветно преданные идеалам? Ан, нет…

Менялись в стране начальники, комсомольские чиновники не могли смириться с существованием того, чего они не возглавляют.

Открыто придраться было невозможно — верность коммунистическим идеалам была налицо: ленинские уроки, дорогой Леонид Ильич, пролетарский интернационализм, трудовое бескорыстие… Душить стали потихоньку.

То одного педагога уволят «за развал воспитательной работы», то другого… Обкомы и райкомы стали в изобилии проводить выездную учёбу пионерского и комсомольского актива, заимствовав у коммунарства все творческие находки.

Ветераны воронежского комсомола помнят вечное противостояние областной «Искры» и городской «Эврики». «Орлятские» круги и «орлятские» песни, речёвка «День отшумел», законы «ноль-ноль» и «поднятой руки». И ходили по «Эврике» важные активисты, поучая: «А вот у нас на «Искре…»

Но жизнь вне комсомола ещё теплилась, например в палаточные лагеря проверяющим было пробираться просто лень. В самом «Орлёнке», искорёженная и &

Источник: https://psy-space.ru/?page=ivanovzpt-igor-petrovich

Методика «Педагогика жизни» И.П.Иванова

Методика «Педагогика жизни» И.П.Иванова

Молодому учителю. Лучшие методики образования. 

Игорь Петрович Иванов (1923-1992) — доктор педагогических наук, академик Российской академии образования, профессор ЛГПИ им. А. И. Герцена, лауреат премии имени Антона Макаренко.

И. П. Иванов — создатель методики КТД (организации коллективных творческих дел) – «педагогики сотрудничества». Или ещё её называют  «педагогикой социального творчества», «коммунарской методикой».

Появление этой методики в значительной степени повлияло на становление коммунистической идеи в России ХХ века. И. П. Иванов считается инициатором и создателем социально-педагогического движения. в Ленинграде он создал творческую группу педагогов — Союз энтузиастов (СЭН — в 1956 г.

), Коммуну юных фрунзенцев (КЮФ) — школу районного актива старшеклассников (1959 г.), Коммуну им. А. С. Макаренко (КИМ — в 1963 г.) — содружество студентов, увлеченных идеями великого педагога.

По их примеру коммунарские отряды, подростковые, студенческие и педагогические клубы стали открываться в разных уголках страны.

В создании увлекательного для подростков образа жизни и творческого сотрудничества детей и взрослых во Всероссийском лагере «Орлёнок» принимали участие сорок членов КЮФ. Важную  роль в распространении идей и методов И. П. Иванова сыграли «Комсомольская правда» и лагерь «Орлёнок».

Методику КТД сам автор назвал «педагогика общей заботы» и «педагогикой жизни». Он взял за основу педагогической деятельности проявление заботы человека, особенно юного, о себе, о близких и далеких друзьях, о старших и младших, о педагогах. Всё коммунарское движение держалось на идее заботы.

Методику по праву можно называть «педагогика социального творчества», ведь если её использовать, можно воплотить идею воспитания социально активных и полезных стране личностей, когда дети и взрослые становятся творцами собственной жизни в соединении с жизнью страны. При этом воспитываются так необходимые сегодня качества, как демократизм, товарищество, а их дела — это искренняя забота об окружающем мире и развитии всех и каждого, служение добру.

Известна книга Игоря Петровича «Энциклопедия КТД — коллективных творческих дел», в которой раскрывается как тысячи ребят и учителей на протяжении второй половины ХХ века увлечённо защищают фантастические проекты, проводят пресс-конференции, вечера разгаданных и неразгаданных тайн, всевозможные Турниры- викторины, эстафеты любимых занятий, фабрики, праздничную почту, ЧТП (чередование творческих поручений) и многое другое. Увлечённо, потому что все это делается не по указке свыше, а самостоятельно, на основе собственной инициативы, на пользу и радость себе и людям.

Однако официально открытие Иванова не оценили. Что достаточно странно, ведь он следовал провозглашённой идее коммунизма.

Сегодня есть школы, которые пытаются следовать педагогике сотрудничества, однако это касается только обучения школьников.

Наше государство, к сожалению, по большому счёту, сняло со школы обязательство воспитывать достойных членов общества.

В «обществе потребления» школа всё больше становится предоставителем услуг по передаче знаний и подготовке к поступлению в профессиональные учебные заведения. Она перестаёт быть государственным воспитывающим учреждением.

Тем не менее, хочется верить, что там, на верху, поймут: без творческого сотрудничества человека созидающего, а не просто потребителя, не воспитаешь. И методика И. П. Иванова ещё займёт почётное место в системе образования и будет востребована во многих общественных движениях.

Источники:

1)Википедия. Свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%E2%E0%ED%EE%E2,_%C8%E3%EE%F0%FC_%CF%E5%F2%F0%EE%E2%E8%F7.

2)Российская педагогическая энциклопедия. — М., Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия», 1993. Том 1, с. 457—458.

3) Борисова Л.Г. «Педагогика жизни» Игоря Иванова. «Новая сибирская газета», 2 февраля 1996 года.

Источник: http://school-c.ru/molodomu-uchitelyu-luchshie-metodiki-obrazovaniya/metodika-pedagogika-zhizni-i-p-ivanova

Иванов Игорь Петрович (1925-1991г)

Понравилась презентация – покажи это…

Слайд 0

Иванов Игорь Петрович (1925-1991г) Академик РАО, автор методики коммунарского воспитания, методики коллективных творческих дел.

Слайд 1

«Где много детей, там должен быть детский коллектив, иначе они превращаются в толпу, в орду, в которой подчас царят самые жестокие нравы. » Это понятно каждому разумному человеку.  Советская школа обогатила мировую педагогику именно теорией коллективного воспитания.  Тут можно и не называть выдающихся имен, они всем известны: Шацкий, Макаренко, Сухомлинский, Иванов.

Слайд 2

Игорь Петрович Иванов, профессор Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена.  Имя его с каждым годом становится все более известным, все больше воспитателей понимают ценность его идей, развивающих теорию и методику коллективного воспитания в наши дни, в наших условиях.  Институт имени А.И.Герцена Слёт содружества с Ивановым И.П

Слайд 3

Постепенно к 1956 году сложится основной костяк группы вожатых, которая назовёт себя Союз энтузиастов (СЭН). Два года интенсивной работы этого коллектива станут для Игоря Петровича важнейшим этапом в жизни. Именно здесь, в СЭНе, родится методика коллективной организации деятельности.

Членами СЭНа будет отрабатываться методика разведки дел на пользу и радость людям; по деталям, по крупицам начнёт складываться логика коллективного планирования; появятся разные приёмы текущей организации деятельности в отряде и дружине; выстроится особая значимость организационной структуры коллектива и будет обоснована особая роль звена как микроколлектива. Завершением логической цепочки станет обоснование роли коллективного анализа, вырастет убеждение в его нравственной силе, коллективный анализ проделанной работы станет источником нравственного роста отношений в коллективе. Логический ряд такой организации деятельности отряда позволяет реально, жизненно-практически проявлять инициативу. Необходимо напомнить, что речь идёт о том времени в истории нашей страны, когда люди только-только стали ощущать некоторую свободу, очень медленно уходил страх, но привычки «думать об улучшении окружающей жизни», конечно ещё не было.

Слайд 4

Методика получала всё более чёткие характеристики и члены СЭНа принимают решение оформить свои исследовательские материалы в предложения по совершенствованию деятельности пионерской организации.

Работа над этим документом показывает ряд проблемных мест, прежде всего связанных с тем, что методика реализовывалась теми, кто её разрабатывал, и не имела опыта широко применения на базе какой-либо территории..

Идея, выдвинутая Ивановым, проста: если пионерская организация — это организация самих детей, значит нужно найти способы вооружить ребят методикой организации деятельности пионерского отряда, взрослые занимают позицию старшего товарища, которые вместе с ребятами строят жизнь коллектива. Эта идея начинает реализовываться в школе актива, которая через некоторое время станет Коммуной Юных Фрунзенцев (КЮФ).

Слайд 5

Коммуна юных Фрунзенцев КЮФ

Слайд 6

Общественно-педагогическое добровольное творческое объединение студентов, преподавателей, педагогов-практиков, (КиМ) созданное в 1963 году Игорем Петровичем Ивановым в Ленинградском государственном педагогическом институте имени А.И.Герцена для совместного освоения, разработки и распространения методики коллективной творческой деятельности.

День рождения КиМ — 3 ноября 1963 г. В этот день студенты-кимовцы пришли на Пискаревское кладбище на торжественную клятву перед священной памятью ленинградцев, павших в годы блокады. С этого дня каждое новое поколение коммунаров давало здесь клятву верности делу воспитания в течение 28 лет.

Торжественная линейка на Пискарёвском мемориальном кладбище.

Слайд 7

За время существования Коммуны в ее жизнедеятельности было несколько этапов, имевших главное дело. Первый этап длился 5 лет, в течение которых разрабатывались и применялись на практике новые формы и виды коллективных творческих дел.

Завершился этот этап в 1969 году подготовкой к изданию книги «Коллективные творческие дела Коммуны имени Макаренко». Второй этап (до 1981 года) На этом этапе приоритетное значение приобрела исследовательская работа. Коммуна стала секцией СНО (студенческого научного общества).

Под руководством И.П.Иванова было проведено несколько комплексных исследований, перешедших затем в дипломные и кандидатские. Значимыми публикациями этого периода стали серия брошюр, книг и журнал «Затейник» , посвященные школьным праздникам как центральным событиям жизни школы.

всесоюзный научный практический семинар Ленинград

Слайд 8

ЦАРЁВА Надежда Павловна ведущий научный сотрудник НИЦ ЛОИРО, кандидат педагогических наук В 1975 г. И.П.Иванов объединяет выпускников, творческих учителей и руководителей школ в Общественную лабораторию комплексного подхода к воспитанию, программа которой была рассчитана на несколько лет и ее итоги посвящались 100-летию со дня рождения А.С.Макаренко. (В период с 1975 г.

и до начала 90-х годов фактическое руководство КиМом осуществляла Н.П.Царёва.) КиМ как студенческий макаренковский педагогический отряд прекратил свое официальное существование в ЛГПИ имени А.И.Герцена в связи с закрытием кафедры методики коммунистического воспитания (у истоков которой стоял И.П.

Читайте также:  Работа с неприятными переживаниями - психология

Иванов), которая фактически состояла из членов КиМ, уже защитивших диссертации или аспирантов. Царёва Н.П

Слайд 9

Движению, от источника размышлений к современному их значению и трактовке, послужили Сэновцы, которые дали конкретную детальную разработку организации жизни коллектива.

Это и сегодня высочайший уровень демократической культуры, где каждому гарантирована возможность реализовать право на собственное мнение, на развитие, на творчество.

Механизм широко известен, как коллективное планирование, коллективная подготовка, коллективное проведение, коллективный анализ — это, ничто иное, как – КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО Коллективные творческие дела – это прежде всего полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время их общая борьба за улучшение окружающей жизни. В этой жизни, в этой борьбе педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них.

Слайд 10

Постоянная многосторонняя забота друг о друге, о своем коллективе, об окружающих людях, о далеких друзьях, поиск лучших средств этой заботы, все более четкая организация своей жизни, разнообразных дел на пользу и радость своему коллективу и другим людям – вот что сплачивает воспитателей и воспитанников. Суть каждого дела – забота о своем коллективе, друг о друге, об окружающих людях, о далеких друзьях. Дело это – коллективное, потому что совершается вместе – ребятами и старшими товарищами как их общая забота.

Слайд 11

Коллективные творческие дела отличаются друг от друга прежде всего по характеру общей практической заботы, которая выступает на первый план: трудовой или общественно-политической, познавательной или художественно-эстетической, спортивно-оздоровительной или организаторской. Но в каждом КТД решается целый «веер» (А. С. Макаренко) педагогических задач, происходит развитие коллективистских, демократических основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления, активного, гражданского отношения к людям и окружающему миру.

Слайд 12

Однако при этом нужно помнить: 1. Выбирается то или иное коллективное творческое дело, проводится конкурс между первичными коллективами на лучшие варианты, предложения, проекты. 2.

На общем сборе заслушиваются и обсуждаются все варианты (один из них отбирается для осуществления или создается сводный проект); выбирается совет дела из представителей каждого первичного коллектива. 3.

Совет дела, опираясь на предложения первичных коллективов, разрабатывает избранный вариант, учитывая местные условия, распределяет поручения между первичными коллективами, а затем сам же и руководит выполнением задуманного. 4.

Проведенное дело обсуждается на общем сборе-«огоньке», причем каждый первичный коллектив высказывает свое мнение об удачах и недостатках, а затем обязательно вносит свои предложения на будущее.

Слайд 13

— «Наша цель – счастье людей!» — «Даешь мажорный тон как учит нас Антон! Чтоб как у Задорова все было только здорово!», — «Уважаем на века демократию ДК, диктатуру «огонька»!» (ДК — дежурный командир), — «Хочешь быть счастливым — вместе с коллективом перспективу строй! Завтрашняя радость не покой, а бой!» — Наиболее известна и популярна заповедь: «Каждое дело — творчески! Иначе — зачем?» Коммунарские заповеди

Слайд 14

КТД поиск состоит из 5-ти этапов: целеполагание и организация прогнозирование и планирование реализация аналитико-рефлексивная деятельность I I I I I I I V V

Слайд 15

Общие черты рассматриваемых технологий: Свободные группы, в которых ребенок чувствует себя раскованно, не чувствует подчинения учителю. Педагогика сотрудничества, сотворчество ученика и учителя.

Применение методик коллективной работы: мозговая атака, организационно-деятельностная игра, свободная творческая дискуссия. Игровые методики.

Мотивация: стремление личности к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации Особенности методики

Слайд 16

Начальная школа: игровые формы творческой деятельности; знакомство (общение) с произведениями искусства, техническими устройствами, эталонами отношений людей; освоение элементов творчества в практической деятельности (педагогические пробы); обнаружение в себе автора, способного создать какие-то творческие продукты; формирование коллективно-оценочного отношения к продуктам творчества людей, к своим результатам. Среднее звено: техническое творчество по широкому кругу прикладных отраслей (моделирование, радиолюбительство, конструирование и т.д.); участие в литературных, театральных, музыкальных мероприятиях; изобразительное творчество. Старшая ступень: выполнение творческих проектов, направленных на то, чтобы сделать окружающий мир лучше; исследовательские работы; литературные, художественные и музыкальные сочинения. Возрастные этапы

Слайд 17

Диалог всех возникающих точек зрения. Уважение самости ребенка, его уникальной позиции в мире. Социальная направленность деятельности. Коллективная деятельность как средство создать мощное творческое поле. Использование феномена группового влияния на индивидуальные способности личности.

Создание условий для проявления и формирования основных черт творческой деятельности. Мотивом деятельности детей в КТД является стремление их к самоутверждению, самовыражению. Широко используется игра, состязательность.

Совместная деятельность детей и взрослых, при которой все члены группы участвуют в планировании и анализе, вносят вклад в создание социального продукта. Главной методической особенностью КТД является субъектная позиция личности. Оценивание.

Оценивание результатов творчества: похвала за любую инициативу; публикация работы; выставка работ; награждение грамотами, дипломами; присвоение званий. Концептуальные положения

Слайд 18

Мотивом деятельности детей в КТД является стремление их к самоутверждению, самовыражению. Широко используется игра, состязательность.

Совместная деятельность детей и взрослых, при которой все члены группы участвуют в планировании и анализе, вносят вклад в создание социального продукта.Главной методической особенностью КТД является субъектная позиция личности. Оценивание.

Оценивание результатов творчества: похвала за любую инициативу; публикация работы; выставка работ; награждение грамотами, дипломами; присвоение званий.

Слайд 19

В зависимости от содержания деятельности выделяются несколько видов КТД: организационные (выборы, перевыборы актива, знакомство) — целью является развитие самоуправления в группе. познавательные (викторины, брейн-ринги, КВН, вечер неразгаданных тайн, защита фантастических проектов и т.д.

) — целью является активизация познавательного интереса и развитие коллективных отношений. трудовые (трудовой десант, трудовая атака, подарок далёким друзьям) — целью является упражнение в бескорыстии.

художественные дела (концерт-молния, кольцовка песен, литературно-художественные конкурсы) — целью является развитие художественно-эстетических вкусов и творческих способностей детей и сплочение коллектива.

спортивные дела (весёлая спартакиада, спартакиада народных игр; папа, мама и я — спортивная семья) — целью является воспитание стремления к здоровому образу жизни и сплочение коллектива. Виды КТД

Слайд 20

Организация и проведение КТД проходит в несколько этапов.. Этапы КТД Название этапа Содержание деятельности и педагогические цели Первый этап — подготовительный «сбор-старт» Выбор КТД.

Предварительная разведка дел и друзей. Конкурс проектов. Самое главное для педагога — не навязывать своего мнения.

— Как Вы думаете, какова ведущая педагогическая цель этого этапа? Вызвать интерес, увлечь идеей КТД. Второй этап — коллективное планирование КТД На общем сборе группа делится на микрогруппы и дети методом «мозгового штурма» разрабатывают стратегию, общий план проведения КТД.

Из лидеров микрогрупп выбирается «Совет дела» — временный орган самоуправления детей в подготовке КТД. Дальнейшую организационную деятельность педагог проводит совместно с советом дела.

Цель: развитие навыков самоорганизации и планирования совместной групповой деятельности Третий этап — коллективной подготовки Самостоятельная подготовка КТД под руководством совета дела. Совет дела регулярно собирается, определяет творческие задания микрогруппам, помогает им в выполнении.

Цель: развитие навыков самоорганизации и самоуправления, развитие творческих способностей каждого, сплочение группы. Четвёртый этап — проведение КТД Проведение КТД при обязательном участии каждого человека. А если каждый принял какое-то участие в подготовке — интересно посмотреть, что получилось. анализ проведённого дела.

Каждый высказывает своё мнение, выражается благодарность наиболее активным. В обычной методике воспитательная работа на этом заканчивается Пятый этап — коллективного анализа — «Итоговый сбор-огонёк» Итоговый общий сбор в форме коммуникативного тренинга. Группа располагается по кругу, идёт групповой Цель: научить анализировать свою совмстную деятельность.

Слайд 21

Организация и проведение КТД проходит в несколько этапов.. Этапы КТД Название этапа Содержание деятельности и педагогические цели Первый этап — подготовительный «сбор-старт» Выбор КТД.

Предварительная разведка дел и друзей. Конкурс проектов. Самое главное для педагога — не навязывать своего мнения.

— Как Вы думаете, какова ведущая педагогическая цель этого этапа? Вызвать интерес, увлечь идеей КТД.

Слайд 22

Второй этап — коллективное планирование КТД На общем сборе группа делится на микрогруппы и дети методом «мозгового штурма» разрабатывают стратегию, общий план проведения КТД.

Из лидеров микрогрупп выбирается «Совет дела» — временный орган самоуправления детей в подготовке КТД. Дальнейшую организационную деятельность педагог проводит совместно с советом дела.

Цель: развитие навыков самоорганизации и планирования совместной групповой деятельности

Слайд 23

Третий этап — коллективной подготовки Самостоятельная подготовка КТД под руководством совета дела. Совет дела регулярно собирается, определяет творческие задания микрогруппам, помогает им в выполнении. Цель: развитие навыков самоорганизации и самоуправления, развитие творческих способностей каждого, сплочение группы.

Слайд 24

Четвёртый этап — проведение КТД Проведение КТД при обязательном участии каждого человека. А если каждый принял какое-то участие в подготовке — интересно посмотреть, что получилось. анализ проведённого дела. Каждый высказывает своё мнение, выражается благодарность наиболее активным. В обычной методике воспитательная работа на этом заканчивается

Слайд 25

Пятый этап — коллективного анализа — «Итоговый сбор-огонёк» Итоговый общий сбор в форме коммуникативного тренинга. Группа располагается по кругу, идёт групповой Цель: научить анализировать свою совмстную деятельность.

Слайд 26

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Источник: http://KeepSlide.com/no_category/111103

Педагогика детского лагеря

Главная » Статьи » Педагогика и психология

Педагогика детского лагеря

Читайте также:  Фокус внимания - психология

Педагогика детского лагеря

Миссия детского оздоровительного лагеря:

 педагогические приоритеты и вызовы

ИСТОЧНИКИ И СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ЛАГЕРНОЙ ПЕДАГОГИКИ

  • мировая гуманистическая педагогика и психология;
  • детское движение (скаутизм, пионерия);
  • лагерное движение;
  • педагогика общей заботы И.П.Иванова и коммунарство;
  • нормативно-правовая база в отношении ребенка (Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, Закон об образовании)

Игорь Петрович Иванов (1923 — 1992). Доктор педагогических наук, академик Российской академии образования, профессор ЛГПИ им.А.И.герцена, лауреат премии имени Антона Макаренко.

Подаривший «Орлёнку» идею общественной направленности жизни коллектива на пользу и радость людям, педагогику общей заботы, педагогику социального творчества, методику коллективной творческой деятельности.

Сталь Анатольевич Шмаков (1931– 1998).  Ученый и педагог, профессор, академик.

   К его педагогическим дарам  «Орлёнку» следует отнести: концепцию коллективной творческой деятельности школьников в сфере досуга,  системное исследование игры  как феномена культуры,  методику организации праздников «своими руками».

Он подарил нам свою формулу педагогического успеха: от сотрудничества – к содружеству, от содружества – к сотворчеству ребёнка и взрослого.

 Олег Семёнович Газман (1936– 1996). Руководил «Орлёнком» в пору его необычайно творческого взлёта. Был не только замечательным педагогом-практиком, но и известным ученым, создавшим особую педагогику «смелую, свободную, выверенную в мелочах и очень высокую по цели». Выдвинул ряд крупных идей и концепций: педагогика свободы, педагогика поддержки.

Анатолий Викторович Мудрик (р. 1941).  Доктор педагогических наук член-корреспондент РАО. Автор концепции социального воспитания и социализации человека, которая является фундаментальной для современных направлений социально-педагогической и социально-психологической теории и практики. Подарил «Орлёнку»  идею общения как фактора воспитания подростков.

Михаил Иосифович Рожков (р.1946). Главный научный сотрудник РАО, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ. Помог «орлятам» разобраться в сущности  процесса развития самоуправления во временных детских объединениях,  развить методику работы по стимулированию детского лидерства, содержанию подготовки детей к организаторской деятельности.

Алексей Константинович Бруднов (1948–1999) – один из главных стратегов становления и развития современной системы дополнительного образования детей, человек, оставивший глубокий след в образовательной системе России. Большое внимание уделял методическому сопровождению образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей.

Виктор Иванович СЛОБОДЧИКОВ (р.1944) российский психолог доктор психологических наук, член-корреспондент РАО, директор Института развития дошкольного образования РАО

 Елена Владимировна Титова (1953) . Доктор педагогических наук. Профессор кафедры педагогики РГПУ им. А.И. Герцена и кафедры психологии и педагогики личностного и профессионального развитии Санкт-Петербургского государственного университета.

Её идеи помогли «Орлёнку» в поиске эффективных форм, методик, технологий организации     воспитательного процесса в условиях временного детского объединения, в  разработке методик оценки качества педагогической деятельности, её     результативности и эффективности.

 Борис Викторович  Куприянов — доктор наук, профессор, доцент Национального исследовательского университета Высшая школа экономики, тема диссертации: Социальное воспитание учащихся в учреждениях дополнительного образования детей

Владимир Абрамович Караковский

Вера Петровна Бедерханова

Сергей Иванович Панченко

Сергей Данилович Поляков

РЕБЕНОК В ЛАГЕРЕ

  • возрастные, физиологические  и психологические особенности;
  • социальные особенности (национальные,культурные,

            конфессиональные, семейные);

  • разноуровневость имеющихся компетенций.

ПОТРЕБНОСТИ СОВРЕМЕННГО ПОДРОСТКА, НАПРАВЛЕННЫЕ
НА САМОРАЗВИТИЕ

  • безопасность и благополучие (социальное, физическое, эмоционально-психологическое, информационное, интеллектуальное )

+

  •  когнитивные (познавательные);
  • креативные (творческие);
  • коммуникативные;
  • гностические (жизненного целеполагания);
  • адекватной оценки со стороны других.

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ЛАГЕРНОЙ ПЕДАГОГИКИ

  • Единая целевая ориентация в деятельности, сплочение участников вокруг общей значимой цели;
  • Уникальность данной лагерной встречи;
  • Эмпатийность участников;
  • Включение детей в преобразование (улучшение) окружающего мира через реализацию личных и социальных инициатив, организацию жизнедеятельности своего сообщества;
  • Со — бытийный подход к воспитанию;
  • Со — участие детей в воспитательном процессе;
  • Совместная организаторская и творческая деятельность детей и взрослых;
  • Творческий подход к организации жизнедеятельности (уклад жизни).

ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ ЭТО:

  • социальная услуга;
  •  пространство развития;
  •  площадка диалога с родителями;
  •  модель «гражданского общества»;
  •  развивающий санаторий;
  •  педагогическая лаборатория;

ПРОСТРАНСТВА В ЛАГЕРЕ, НЕОБХОДИМЫЕ  ДЛЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ

  • Оздоровление;
  • Образование;
  • Отдых;
  • Общение;
  • Отношения;
  • Одухотворенность, оптимизм в восприятии мира;
  • Оптимальная организация жизнедеятельности, безопасность;

Педагогическое со-бытие – момент реальности, в котором происходит личностно развивающая, целе- и ценностно- ориентированная встреча взрослого и ребенка

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ СО-БЫТИЙНОЙ ОБЩНОСТИ:

  • совместное бытие, соприкосновение жизней, их пересечение в общем эмоционально-психологическом и ценностно-смысловом пространствах, характеризующееся принятием друг друга, взаимопониманием, духовной связью (общностью), близостью, чувством МЫ;
  • неформальный, открытый тип отношений, общность создается совместными усилиями участников;
  • взаимодействие в со-бытийной общности – межпозиционное, требующее самоопределения, выбора, демонстрации собственной позиции, что необходимо для воспитания и развития субъектности юношества;
  • единая целевая ориентация в деятельности, сплочение участников вокруг общей значимой цели;
  • рефлексивная общность, позволяющая осознавать процессы и явления, выводить на индивидуальное осознание себя, своей позиции в общности и жизни

ПОДХОД К РЕБЕНКУ И ХАРАКТЕР ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ:

  • гуманистический,
  • технологии сотрудничества и                       педагогической поддержки,
  • системное вовлечение в социальную          практику

ФОРМИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ:

  • к Родине – патриотизм, забота,
  • российская идентичность;
  • к обществу – гражданственность, активность, сознательное отношение к общественному долгу;
  • к людям – гуманизм, товарищеская забота;
  • к себе, как товарищу других людей, – забота, активность и инициативность,
  • к делу – ответственность за взятое на себя поручение, выполнение своих обязанностей;
  • к природе как сущности всего живого на Земле.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • интеллектуально-познавательная;
  • физкультурно-оздоровительная;
  • художественно-творческая;
  • социальная и трудовая;
  • ценностно-ориентированная;
  • информационно-коммуникативная;
  • лидерско-организаторская.

ИНВАРИАНТНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ОТРЯДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Отрядная деятельность – педагогически целесообразная организация 2-3 педагогами всей жизнедеятельности детского объединения (отряда) в течение лагерной смены: и проживания, и отдыха, и запланированных вместе с детьми дел, и работы отряда по тематике общелагерного проекта.

            Инвариантная составляющая отрядной работы — это обязательная деятельность педагога по обеспечению системы ключевых дел и событий отряда, позволяющих в первую очередь решать общеразвивающие задачи, направленные на освоение подростками ценностей культурного взаимодействия, образцов отношений и общения в различных видах деятельности при неукоснительном соблюдении норм и требований безопасности и благополучия детей.

            Вариативная составляющая отрядной работы — совместная деятельность педагога и детей по реализации содержания тематического проекта, целевые установки которой должны четко обозначаться административными группами.

  • экскурсия по лагерю
  • огонёк знакомства
  • хозяйственный сбор отряда
  • организационный сбор отряда
  • планирование деятельности отряда
  • утренний информационный сбор отряда
  • вечерний сбор отряда
  • познавательные занятия по образовательным программам
  • с детьми анализ с детьми дел и событий дня
  • обучение ребят основам  организации  совместных дел
  • подвижные игры и физкультурно-оздоровительные дела,
  • Подготовка и проведение для детей и совместно с ними отрядных досугово-развлекательных игр и дел
  • отчётно-перевыборный сбор
  • итоговый сбор отряда
  • огонёк посвящения в орлята

СТАДИИ (ЭТАПЫ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ:                                                                       

  • предварительная работа педагогов по программированию деятельности группы;
  • Сами (вместе –дети и взрослые) находим цель;
  • сами планируем путь её достижения,  сами прокладываем маршрут;
  • сами идем по этому пути, организуем жизнь, сами готовим события;
  • сами реализуем задуманное, проводим интересные и полезные дела;
  • сами анализируем сделанное, прожитое, корректируем маршрут, определяем дальнейшие шаги (последействие)

ИЗМЕНЕНИЕ ПОЗИЦИИ ПОДРОСТКА:

  • организатор;
  • активный участник;
  • пассивный участник;
  • активный наблюдатель (зритель);
  • пассивный наблюдатель (зритель);
  • «дезорганизатор».

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • мероприятия;
  • КТД;
  • КТИ;
  • обучающие занятия, тренинги, упражнения;
  • праздники, шоу;
  • творческие и социальные проекты, акции.

ЛОГИКА ПРОЖИВАНИЯ И УСЛОЖНЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА В ЛАГЕРЕ

  • Адаптационный;
  • Демонстрационный;
  • Образовательный;
  • Самореализации;
  • Реадаптационный (последействие)
  • ИГРЫ: на самопрезентацию, демонстрацию умений и способностей, сплочение, формирование благоприятного климата и отношений;
  •  ДЕЛО: для себя, для других, для всех;
  • СИСТЕМА отрядных сборов;
  • СИСТЕМА отрядных «огоньков»;
  • ДИНАМИКА развития сюжетно-игровой линии;
  • ЗЕРКАЛЬНОСТЬ начальных и финальных событий ;

РОЛИ И ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГА В ЛАГЕРЕ

  • Старший брат/сестра, попечитель;
  • Охранник, инженер по ТБ;
  • Управленец, менеджер;
  • Вожак, организатор, лидер, воодушевитель;
  • Аниматор, ведущий, шоу-мен,
  • Помощник, советник, консультант,
  • Методист, учитель, эксперт;
  • Автор,сценарист, режиссер, актер;
  • Утешитель, социальный педагог, психолог;
  • Игротехник, мастер игры;
  • Помощник, ассистент, подмастерье,
  • Тренер;
  • Художник, оформитель, декоратор, дизайнер, костюмер;

Воспитательный результат  – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка,  благодаря его участию в том или ином виде воспитательной деятельности.

Воспитательный эффект – влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения  на весь процесс развития личности ребенка.

РЕЗУДЬТАТЫ И ЭФФЕКТЫ  ЛАГЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ

  • Удовлетворенность (интеллектуальная, физическая, эмоционально-психологическая, социальная)  ребенка жизнью, создаваемой детьми и взрослыми в лагере;
  • Со-причастность/включенность ребенка в процесс жизнетворчества, его участие в выбранных видах деятельности;
  • Изменение мотивации деятельности подростка в сторону позитивного социального опыта (расходящиеся круги);
  • Самореализация и успех подростка в различных видах деятельности;
  • Принятие подростком орлятских ценностей, законов и традиций, осознание себя «орлёнком», членом Большого орлятского круга
  • Овладение подростком способами организации собственной деятельности и деятельности своих сверстников.

ТИПЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДЕТСКИХ ЛАГЕРЕЙ

  • комплексные образовательные программы, предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах воспитательной деятельности;
  • тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов воспитательной деятельности (например, образовательная программа патриотического воспитания, образовательная программа экологического воспитания  и т.п.)
  • Программы дополнительного образования, ориентированные на достижение результатов определенного уровня (образовательная программа, обеспечивающая 1-й уровень результатов; образовательная программа, обеспечивающая 1-й и 2-й уровни результатов; образовательная программа, обеспечивающая 2-й и 3-й уровни результатов).

    Такие программы ориентированы на возрастные особенности детей, их опыт, интересы и потребности.

ТИПЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • образовательные программы по конкретным видам дополнительного образования;
  • программы отрядной деятельности;
  • индивидуальные развивающие программы.
Категория: Педагогика и психология | Добавил: YeeeGORka (30/12/15)

Источник: http://yeeegorka.my1.ru/publ/12-1-0-162

Ссылка на основную публикацию