Прелесть и опасности свободной индивидуальности — психология

Прелесть и опасности свободной индивидуальности

Юмор Жванецкого неподражаем, как и виолончель Растроповича или выступления Жириновского. Бойцовский стиль Мохаммеда Али так же уникален, как песни The Beatles.

Яркая индивидуальность большой личности притягивает взгляды и сердца, каждому хочется стать таким же — то есть непохожим на других. Если человек похож на всех окружающих — о его индивидуальности не говорят.

Однако только особенности, в том числе яркие особенности — это еще не индивидуальность.

Ярко рыжий низкий коротконогий мужчина отличается от высокой длинноногой яркой блондинки, но оба они отличаются от всех шатенов и шатенок среднего роста. Это близко к индивидуальности, это похоже на индивидуальность, иногда это даже называют индивидуальностью, но точнее это называть только особенностями.

К зачаткам индивидуальности относят все то, что имеет отношение к биологической основе жизни человека — к генетике, строению нервной системы и набору инстинктов. Индивидуальность личности появляется не сразу, начинается все с вещей гораздо более простых — с индивидуальности биологической или социальной особи, с наших физических или социальных особенностей.

Если вы приведете своего ребенка в спортивную секцию, тренер обязательно обратит внимание на его физические данные, на его особенности: для баскетбола нужен рост, для борьбы — сила, но эти физические особенности, даже ярко выраженные, еще не сама индивидуальность. Там, где еще нет личности, где есть только биология — есть только особенности биологической особи, зачатки индивидуальности, но о самой индивидуальности, об индивидуальности личности говорить рано.

У нас могут быть и социальные особенности, ярко выделяющие нас из массы других.

Привычка говорить громко или особенный акцент в речи, привычка смело врать или без спроса пользоваться чужими вещами — такие социальные особенности привлекают внимание, но называть их индивидуальностью также не вполне правильно, это только особенности социальной особи. В этих примерах есть привычки, но нет внутреннего стержня личности.

У особи есть только особенности. Индивидуальность отмечается только у личности.

Развитая индивидуальность — это яркие позитивные особенности человека, выделяющие его как личность из массы всех остальных. Если индивидуальность человека как личности воспринимается с восхищением, она формулируется как уникальность.

Впрочем, психотерапевты имеют свой взгляд на этот предмет, и чтобы не огорчать своих клиентов, индивидуальностью называют любые особенности личности, если они нравятся самому человеку.

В этом случае к индивидуальности личности могут отнести и своеобразные дефекты речи, и особенности ночных страхов, и другие моменты личностного своеобразия.

При таком подходе недостатки, которые мы приняли или тем более которыми мы стали гордиться, становятся частью нашей индивидуальности.

Более важный вопрос — а нужна ли нам индивидуальность, а если да, то какая и зачем? Индивидуальность сама по себе – ни хорошо ни плохо. Там, где все живут по шаблонам и как все, человек особенный, сохранивший свою индивидуальность, воспринимается окружающими весьма неоднозначно: или как вау-избранный, или как белая ворона.

Впрочем, сегодня индивидуальность — модный бренд, подчеркивающий наше отличие от всех остальных, как от серой массы, и большинство людей как раз из серой массы хотят быть стать индивидуальностями. В результате, за умеренную плату любой при помощи имиджмейкера может создать себе индивидуальность, ничего в себе внутренне не меняя.

Как происходит настоящее развитие индивидуальности? Оно состоит из двух шагов, последовательность которых менять нельзя. Шаг первый — становиться личностью, развивать себя как личность. Шаг второй — научиться «продавать» себя, подчеркивая свои выигрышные особенности.

Индивидуальность создается некоторой рекламной работой самого человека, который или скрывает свои особенности, или их подчеркивает. Нужно научиться иметь яркую индивидуальность, там и где она нужна, и уметь прятать ее в карман и не высовывать, где она не требуется.

Еще раз: научиться себя подавать как индивидуальность — абсолютно необходимо, но начинать нужно не с этого, а со становления себя как личности.

Развитие индивидуальности — это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости.

Ставшая индивидуальностью личность — это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

Идиографический подход

Идиографический подход — поиск и описание индивидуально-психологических особенностей человека, по наличию которых он отличается от остальных людей. См.→

Источник: https://knigarazuma.ru/article/prelest_i_opasnosti_svobodnoy_individualnosti

Опасные личности: 4 типа людей, которых стоит избегать — Журнал Здоровье

Джо Наварро, используя свой опыт сотрудника ФБР, выделил 4 опасных типа личности людей, чье поведение варьируется от слегка раздражающего до смертельно опасного. Некоторые особенности их поведения и образа мыслей могут предупредить вас о возможной опасности.

*У человека может наблюдаться одна или несколько характеристик. Приведенные особенности являются ориентирами, и не должны рассматриваться в качестве диагноза.

Параноик

Погруженный в иррациональное недоверие ко всему, такой человек не знает пределов в своих подозрениях. При конфликте, отказе или унижении может «взорваться» как эмоционально, так и физически

Особые повадки: Проверяет электронные письма и текстовые сообщения партнера на признаки неверности, боится быть обсуждаемым за спиной, пытается убедить окружающих в действенности нового псевдонаучного метода лечения.

Кем может быть: Водитель, который преследует вас, считая, что вы нарочно подрезали его на дороге; сослуживец, который регулярно жалуется на окружающих и удивляется после этого, почему он не получает продвижения по службе; сосед, верящий в конспирологию.

Как влияет на вас: Попытки успокоить параноика могут сделать вас напряженным, раздраженным и близким к нервному срыву. Члены семьи параноиков нередко жалуются на эмоциональные расстройства, вызванные его поведением.

Тревожные сигналы:

  1. Очень подозрителен
  2. Моралист, любит осуждать окружающих
  3. В разговорах часто прибегает к резкой критике
  4. Постоянно вступает в конфликт с вышестоящими по службе
  5. Остается верным своим убеждениям даже перед лицом фактов, утверждающих противоположное
  6. Ревнует без причины
  7. Имеет бескомпромиссное, однобокое мнение о каком-либо предмете
  8. Легко обижается
  9. Ненавидит или презирает отличающихся от него людей
  10. Имеет очень ограниченный круг друзей

Эмоционально нестабильный

Его настроение меняется как погода, предсказать его дальнейшие действия практически невозможно, эмоции быстро сменяются на противоположные

Особые повадки: Скапливает в памяти малейшие промахи, чтобы использовать их в будущих ссорах, требует абсолютного внимания 24-7, флиртует в неподходящих ситуациях с неподходящими людьми.

Кем может быть: Человек, который манипулирует друзьями, постоянно грозясь причинить себе вред; возлюбленный, который постоянно разрывает отношения, чтобы после требовать их восстановления; вспыльчивый начальник, которого боятся подчиненные.

Как влияет на вас: Перепады настроения у такого человека могут развить у вас тревожность и хронический стресс.

Тревожные сигналы:

  1. Склонен мыслить в режиме «все или ничего»
  2. Испытывает крайнюю потребность в безраздельной любви и заботе
  3. Интенсивность нервных срывов не соответствует причине
  4. Всегда оставляет за собой последнее слово
  5. Демонстрирует резкие перепады настроения
  6. Настраивается против родных и друзей без видимой причины
  7. Часто страдает от стресса
  8. Ненадежен и нестабилен
  9. Заводит бурные, но кратковременные отношения
  10. Портит или уничтожает собственность бывших сослуживцев, друзей, знакомых или возлюбленных

Хищник

Не обремененный эмоциональными привязанностями, совестью, нормами морали и законов, этот человек — профессионал по части выявления и злоупотребления чужой слабостью

Особые повадки: Врывается в ваш дом, мошенническим образом крадет ваши сбережения, подсыпает вещества в ваш коктейль в баре.

Кем может быть: Серийные насильники, убийцы, мошенники

Как влияет на вас: Рядом с таким человеком мы можете чувствовать себя в опасности и испытывать страх, одного их присутствия достаточно, чтобы у вас побежали мурашки по коже.

Тревожные сигналы:

  1. Ранее имел проблемы с законом
  2. Хронический лжец, испытывает удовольствие от лжи, даже если она не приносит явной выгоды
  3. Безразличен к проблемам окружающих
  4. Использует силу или запугивания, чтобы добиться физической близости
  5. Надменен, высокомерен, груб
  6. Намеренно причиняет вред родным и друзьям
  7. Любит риск, может устроить гонки в пьяном состоянии
  8. Не учится на собственных ошибках
  9. Втирается в доверие с целью извлечь личную выгоду
  10. Вызывает страх и недоверие у окружающих

Нарциссист

Многим людям нравится быть в центре внимания, но нарциссист будет лгать, жульничать и плести интриги, чтобы занять это место, пренебрегая чувствами других людей

Особые повадки: Может устроить саботаж, чтобы лишить вас продвижения по службе, всегда поздно является на вечеринки и собрания, подрезает вас в очереди.

Кем может быть: «Вредина» в рабочем коллективе; бойфренд, унижающий свою девушку на публике; друг, никогда не отдающий долг.

Как влияет на вас: Поскольку ваши нужды бледнеют по сравнению с нуждами такого человека, нарциссист может заставить вас почувствовать себя никчемным, несчастливым, огорченным и поникшим.

Тревожные сигналы:

  1. Унижает окружающих, чтобы казаться выше на их фоне
  2. Во всех своих бедах винит других людей, но никогда — себя
  3. Чрезмерно эгоистичен
  4. Выставляет себя «избранным»; ожидает особого отношения
  5. Обладает ограниченной возможностью сопереживать
  6. Бесстыдно хвалится знакомством с видными людьми
  7. Помешан на своей внешности
  8. Никогда не спрашивает о вас, все общение сводится к его персоне
  9. Стремится всегда быть в центре внимания
  10. Настаивает на том, что имеет лучший дом, машину, электронику, украшения и одежду, даже если это не так.

Как защититься

Лучшая защита — избегать таких людей. Если же вы вынуждены с ними общаться, заранее продумайте свою оборону.

Ведите записи. Если кто-то кричит на вас, бьет вас, преследует или угрожает, делайте записи этих инцидентов. Они могут пригодиться вам для передачи руководству, полиции или адвокату.

Не поддавайтесь требованиям спешить. Опасные типы личности любят создавать вокруг себя спешку — они могут торопить вас нанять их, подписать контракт, передать деньги и пустить их в ваш дом. Выполняйте действия, которые считаете необходимыми, с выбранной вами скоростью.

Не держите проблемы в секрете. Убедитесь, что друзья и родные знают о неподобающем отношении к вам. Возможно, когда-то вам потребует их вмешательство или помощь.

Смотрите на часы. Случаи насилия учащаются в период с 8 часов вечера до 2 часов ночи. Это не означает, что вы не должны выходить из дома в это время, но стоит быть особенно бдительными после наступления темноты.

Обозначьте границы. Подозрительные личности могут требовать от вас действий по первому капризу. Пресечение их требований может уменьшить ваши шансы стать жертвой.

Будьте начеку. Никогда не пускайте в дом ремонтника, не оставляйте ребенка с няней и не доверяйте ведение своих финансовых дел людям, не проверив их рекомендательные письма.

деньги, друзья, коктейль, конфликт, настроение, общение, огонь, поведение, страх, тревожность, эмоции

Источник: http://zdorovie.com/psychology/relationship/opasny-e-lichnosti-4-tipa-lyudej-kotory-h-stoit-izbegat/26962

Свобода личности: как понять, что вы свободная личность?

Свобода и понятие «свободы» – извечный вопрос, актуальный во все времена. Свобода – весьма противоречивый жизненный аспект, вызывающий много суждений и споров, ведь реалии жизни таковы, что понятие «свобода» для каждого свое.

https://www.youtube.com/watch?v=LwCoUz95J2o

Читайте также:  Ответственность за результат - психология

В то же время свобода личности – понятие многогранное. Свобода выражается в экономическом аспекте, в вольности действия. Есть и прочие виды свобод — политическая, духовная свобода и другие.

Мыслители и философы силились понять свободу, давая понятию различные трактовки.

Т. Гоббс считал, что смысл свободы в том, что у свободного человека нет препятствий к действию. И.Бентам полагал, что законы разрушают свободу. Экзистенциалисты утверждали, что человек свободен от рождения. Н.Бердяев – что человек изначально пребывает в свободе и вывести ее невозможно. Ж.П.Сатр видел смысл свободы в сохранение человеческой сущности.

Свобода или ответственность

Другой аспект свободы личности в необходимости и возможности. Человек несвободен в выборе условий, но вместе с этим человек свободен в выборе цели и средств для ее осуществления.

Свобода – атрибут развития личности, но если у человека отсутствует ответственность за свободу выбора, это называется произволом.

Человек живет в социуме, его свобода сопоставляется со свободами других граждан, а значит, она характеризует конкретного индивида. Между понятиями «свобода» и понятием «ответственность» можно смело ставить знак равенства. Чем свободней человек чувствует себя в обществе, тем выше его ответственность за использование ее в обществе.

Теория основы

Филологическое определение свободы гласит, что его истоки уходят к санскритским корням, который звучит в переводе – любимый. Рассуждают о свободе и следующим образом: если человек самостоятельно способен выбирать, мыслить, и поступать по своему усмотрению – он свободен.

Чтобы понять свободу, следует познакомиться с двумя типами этого определения – волюнтаризма и фатализма.

Истоки свободы волюнтаристской говорят, что человек свободен от необходимости, от долга. Фатализм определяет свободу как дань. Человек ничего не изменяет, а принимает все как дань.

Фатализм определяет, что свобода непроизвольна и не позволена каждому, ведь человеческие действия ограничиваться рамками – природными, культурными, социально-историческими, политическими, уровнем развития личности или страны, в которой он родился. Она ограничивается объективными законами развития природы и общества, законами, которые человек не может отменить.

Другие определения — правовое понятие свободы заключается в том, что человек на законодательном уровне с четкими обоснованиями действа. К этому относится, свобода слова и т.д. Правовое понятие свободы трактуется как действия человека, которые не причиняют вред окружающим, когда человек подчиняется закону и установленным правилам.

Экономический аспект свободы определяет ее как занятие любым видом деятельности, принятие ответственности и риск за свой выбор, за свою деятельность.

Бывает ли безусловная свобода?

С рождения человек свободен и это право неотъемлемо от него. Человек растет, развивается, контактирует с окружающей средой, социумом. Внутренне ощущение свободы постепенно угасает, становится зависимым от обстоятельств и прочих факторов.

К сожалению или счастью для самого человека, абсолютной свободы нет. Потому что, даже живя отшельником, человек вынужден заботиться и о крове, и о пище и об одежде. Те, кто живут в цивилизации, тем более повинуются принятым законами нормам.

Как стать свободной личностью?

Свобода личности начинается с себя. Не обязательно освобождаться от любимых людей, вещей, хода событий и прочих жизненных объектов, напротив: нужно четко уяснить, что свобода исходит как бы изнутри человека. Важно давать внутреннюю установку.

  • Внутренне освобождение начинается со снятия ограничений, который подает разум и подсознание. Самый главный критерий для снятия ограничений – рациональность действий.
  • Освобождение от своих собственных инстинктов и рефлексов, разрешает человеку управлять ими, взять над ними власть. Более того, контролируя собственные рефлексы и инстинкты, человек получает «бонусы» — контроль и корректность собственного поведения в обществе, предотвращение неоднозначных действий.
  • Свободная личность не знает режима. Она чутко чувствует свой организм и прислушивается к нему. Нет необходимости придерживаться режима сна и питания, отдыха и прочего. Есть свобода вторичных рефлексов, а также их подконтрольность. За счет занятия такой позиции, индивид получает больше энергии от пищи, отдых его становиться более качественным, а производительность становится намного лучше.
  • Для личности важно быть свободным от комплексов, особенно от комплексов неполноценности. Ведь по сути – это основная из свобод, на приобретение которой многие люди тратят много времени. Комплекс неполноценности энергозатратный, он «пожирает» индивида изнутри. Комплекс неполноценности рождается из негативного опыта, который человек скрывает в себе.
  • Свобода личности определяется в избавлении от власти эмоций. Настоящая свобода – это когда человек поступает не под действием собственных эмоций. Ведь попадая под их влияние, человек поступает неосознанно, порою плохо, часто в последствие, жалея о случившемся. После чего непременно порождается очередной комплекс. В случае свободы от эмоций, важно не переусердствовать. Чувства сами по себе прекрасны, иррациональное начало содвигает человека творить. Но если эмоции берут бразды правления над разумом, тогда возникает опасность для самого человека и его окружения.Контролировать собственные эмоции непросто, но необходимо, планомерно и не спеша. Для начала, как и в случае с комплексами, важно определить проблему и принять. Чтобы лучше понимать природу своих эмоций, нужно отстраниться от проблемы и смотреть на самого себя извне, как бы со стороны. Тогда наблюдающий сможет увидеть свои поступки, а также чрезмерное проявление чувств как зритель. Их можно будет рассудить логически, дать объяснение и оценку собственным поступкам. В какой-то момент, собственные действия станут нелепыми и смешными.
  • Еще одна свобода – свобода от логического парадокса – быть взрослым, не убив в себе ребенка. Ведь, по сути, дети не огранены, их рассудок не замусорен, у них нет предрассудков.

Как понять собственную свободу

Определить свободу личности можно, ответив честно, самому себе на пять вопросов:

  1. Самостоятельный ли я человек? Может ли индивид самостоятельно развиваться, учиться и познавать новое, останавливается ли на достигнутом результате, движется ли вперед.
  2. Занимаюсь ли я любимым делом, хобби так, чтобы это стало источником постоянного дохода? Человек успешен тогда, когда все в жизни наполнено любовью, особенно работа. Если человек делает нелюбимую работу, он не счастлив однозначно. А несчастливый человек не обретает свободу, ведь он «окован» необходимостью или нуждой.
  3. Свободно ли мое мышление от внешнего влияния? Может ли индивид самостоятельно мыслить, невзирая на обстоятельства и других людей.
  4. Много ли я читаю книг? Книги – прекрасный источник для развития. Начать можно и с книг по саморазвитию, можно постигать биографии знаменитых людей, которые при жизни достигли успеха. Это не прибавит свободы, но подскажет, в каком направлении двигаться.
  5. Управляю ли я своими эмоциями, мыслями и чувствами? Человек, который чувствует и вместе с этим сам себе властелин – свободен.

Свободная личность делает то, что ей нравится, что ей хочется. Такая личность выделяется из толпы, она не похожа на других, ведь живет по своей определенной программе, которую не навязывают посторонние люди.

Источник: https://sunmag.me/sovety/16-03-2014-svoboda-lichnosti-kak-ponyat-chto-vy-svobodnaya-lichnost.html

Сова Психолог

September 27, 2012 by Anna

3 комментариев

April 14, 2015 by Anna

добавить комментарий

May 4, 2018 by Anna

добавить комментарий

Вот такая интересная история у парня. В принципе, это знакомо многим. Но далеко не все так всерьез понимают про свое положение. Впрочем, просвет у парня тоже видится (“я выкарабкаюсь”), но идти к нему стоит правильно. Узнать больше! →

April 20, 2018 by Anna

добавить комментарий

Примерно в половине случаев вопрос, на который я отвечаю, отправить не удается – спрашивающие оставляют не тот е-мейл, почтовая служба докладывает, что письмо доставить невозможно.

Такие письма будут попадать в эту рубрику.

Сегодня автор письма психологу спрашивала про учебу и работу, отношения и вес.

Узнать больше! →

April 17, 2018 by Anna

добавить комментарий

Разные чувства на самом деле имеют вполне четкое, определенное значение. Есть такое простейшее определение: чувство – это остановленное действие. Узнать больше! →

April 12, 2018 by Anna

добавить комментарий

“Я ему говорю, а он не слушает!” – возмущаются женщины. Нет, дело не в глухоте (хотя иногда и в ней тоже). Но вот слушать женщину у мужчин – не в чести и не в природе. Дело в том, что женщины в среднем и общем более жертвенные, мужчины – более обособленные. Женщинам нужны семья, отношения, вот это всё. Мужчине нужны предметы, его дело, символы успеха, и конечно – четкие задачи.

Вместо этого мы, бабоньки, принуждаем их нас слушать. Задача для них непривычная, нетипичная, да и (что уж греха таить) зачастую не особо приятная. Как сделать иначе и как наладить контакт с собственным мужем, чтобы он вас и слушал, и слышал?

Узнать больше! →

March 13, 2018 by Anna

добавить комментарий

У любого дела есть ответственный – тот, кто отвечает за организацию процесса и конечный результат. У ответственности есть много оттенков и мест применения. Есть материально ответственное лицо. Бывает уголовная ответственность, юридическая, командная, гражданско-правовая.

Ответственность имеется даже тогда, когда человек о ней не знает (“незнание закона не освобождает от ответственности”). С другой, всегда есть люди, которые берут на себя больше, чем могут и должны. Таких людей называют гиперответственными.

Что же делать с этим качеством и как от него избавиться, чтобы не брать чужую ответственность?

Узнать больше! →

March 4, 2018 by Anna

добавить комментарий

Предыдущие отношения завершились, сердечко чуть подзажило, но новых отношений и не хочется, и не можется. Чем заняться, пока у вас перерыв между отношениями, как восстановиться и даже стать лучше, стать более ценным и наполненным? Как не вляпаться в похожие отношения и выдержать паузу?

Есть готовые идеи и подсказки, чтобы вы могли взять их на вооружение – или придумать что-то интересное сами!

Узнать больше! →

February 21, 2018 by Anna

добавить комментарий

Все хотят удовольствия от отношений. “Делай любовь, а не войну”. Но чтобы добраться до качественных, приносящих радость обоим отношений, придется постараться.

Потому что возможностей “свернуть не на ту дорожку” так много – чуть ли не больше, чем хороших путей.

Итак, если “все счастливые семьи счастливы одинаково”, то давайте посмотрим, как они это делают? Что отличает отношения, в которых много удовольствия?

Узнать больше! →

February 16, 2018 by Anna

добавить комментарий

Длительность жизни у жителей деревни в южно-итальянском регионе Чиленто удивительно высока, несмотря на то, что они любят вино, курят и не особо следят за своим весом. Исследователи из г. Сан-Диего решили, что это не просто совпадение, так как сотни из них отпраздновали свой 90-летний юбилей. В чем же их секрет?

Узнать больше! →

January 30, 2018 by Anna

добавить комментарий

Познакомьтесь с самыми интересными открытиями, которые сделали психологи. В подборке вы узнаете о неквалифицированном труде и его оплате, почему важен эмоциональный интеллект, как заставить с помощью запахов людей делиться и как сочетаются наши личные качества и действия, которые мы совершаем.

Читайте также:  Дигикон - психологическая игра, мини-тренинг - психология

Узнать больше! →

January 23, 2018 by Anna

добавить комментарий

Результаты нового исследования показывают, что психический стресс негативно сказывается на состоянии кровеносных сосудов, особенно у женщин с заболеваниями сердца.

По сравнению с мужчинами, у женщин выше риск развития ишемии миокарда как результат перенесенного стресса. Это связано с уменьшением подачи тока крови к сердцу и может стать причиной развития серьезных сердечных осложнений. Под воздействием стресса сосуды у женщин сокращаются чаще, чем у мужчин. Узнать больше! →

Источник: http://Sova-Psiholog.ru/%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F-%D0%B8%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D1%83%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82/

Индивидуальность

Индивидуальность — это обладание набором определенных характеристик, которые помогают выделить индивидуума среди других и установить его уникальность.

Индивидуальность включает совокупность качеств, помогающих отличить человека среди представителей его вида, а также феноменологию способов их взаимосвязи. Развивается эта совокупность качеств и формируется окружающими людьми, социумом, семьей, накопленным детским опытом.

Однако важным является, насколько личность будет самостоятельно формировать себя, и идти выбранным индивидуальным путем.

Индивидуальность это в психологии совокупность темперамента, интеллекта, характера, качеств перцептивных процессов, интересов. Различают выраженную и скрытую формы.

При выраженной индивидуальности проявляются внешние отличительные особенности — открытое проявление способностей; при внутренней предполагается, что заложенные природой уникальные способности не находят места применения или условий для проявления.

Каждый из этапов развития, от заимствованной и общепринятой манеры поведения до своей собственной жизненной уникальности имеет свою версию, свой индивидуальный узор. Человек призван развивать свою уникальность.

Понятие индивидуальность

Понятие индивидуальности вошло в несколько научных областей и строится на разных составляющих определения соответственно.

В биологическом ракурсе в это понятие вкладывается уникальность и оригинальность каждой особи внутри вида, и самого вида среди остальных живых существ.

К биологическим признакам индивидуальности относят генетически передающиеся параметры, такие как внешний вид, продолжительность жизни, возрастные изменения, внутривидовые и феминно-маскулинные особенности проявления.

Однако, касательно человеческого существа, стоит рассматривать индивидуальность, как особую уникальную форму пребывания в обществе, это позволяет отойти от исключительно биологического рассмотрения данного понятия, где все изначально закладывается природой.

Так как невозможно считать индивидуальностью лишь уникальность сетчатки глаза или отпечатков пальцев, необходимо брать во внимание и общественные качества, психологический аспект; уникальность складывается из неповторимых сочетаний биологического и общественного.

Остановимся на психологических особенностях.

Индивидуальность человека предстает набором таких психологических категорий: темперамент, интеллект, характер, привычки и увлечения, общение и выбор деятельности, особенности перцептивных процессов.

Однако, просто наличия неповторимых качеств для понимания индивидуальности недостаточно, является очень существенным обращать внимание на тип уникальных взаимосвязей между этими качествами.

В психологии индивидуальность это анализ (качественный и количественный) уникальных характеристик человека. Проявляться индивидуальность может в одной или нескольких сферах одновременно. Различие в степени развития и преобладания каких-либо характеристик и качеств вместе с различными способами использовать заложенные данные и порождает неповторимость каждого.

Человек не изолированное, отдельное существо, а член коллектива. Индивидуум индивидуален, когда предпочитает не ограничиваться коллективными нормами, а преобразует их и собственную личность, чтобы достичь более высокого уровня сознания.

Индивидуальные черты личности в большей степени считаются приобретенными, за исключением тех немногих характеристик, которые свойственны каждому индивиду. Непохожесть каждого человека развивается и формируется из нескольких основных составляющих. Первая составляющая – это наследственность.

Биологическое свойство живого организма, у человека предопределяет как внешние признаки, так и реакции поведения на определенные типы событий. Вторая составляющая – это окружение.

Сюда относят культуру, в которой родился и воспитывался человек, нормы поведения, идеалы, ценности этой культуры; семью, где берут свое начало жизненные сценарии, стереотипы поведения, предубеждения относительно людей и явлений; принадлежность к определенным социальным группам.

Третья составляющая – особенности темперамента, характера, т.е. сама индивидуальность человека также имеет не малое влияние на формирование дальнейшей индивидуальности.

Сейчас все чаще поднимается вопрос о стирании индивидуальности при помощи средств массовой информации, где реакции стандартизируются, способность к активному мышлению и анализу ослабевает, вариативность поведенческих реакций уменьшается, так все подается в готовом виде, с расставленными приоритетами и подсказками к необходимому выводу.

Для людей, у которых не сформирована индивидуальность (дети, подростки) это может привести к стандартизации мышления и действий, отсутствию критики и остановке в формировании собственной личности. При навязывании обществом стандартов поведения и реагирования ставит под вопрос становление личности, как таковое.

Происходит омассовление сознания, исчезновение индивидуальности, личной ответственности, собственных решений.

Человек со сформированной индивидуальностью являет собой зрелую личность, которая достаточно самостоятельна, полагается в решениях на собственное мнение, не зависящее от большинства, у которой развита мотивационная сфера.

Личность и индивидуальность

Понятия человек, индивидуальность, личность в рамках рассмотрения психологии не тождественны, хотя в течение определенного времени употреблялись как взаимозаменяемые.

Человек, индивидуальность, личность однопорядковые понятия, хотя резкое разделение их ошибочно, т.к. характеризуют один объект.

Человеку присуща бинарность — он может руководствоваться как инстинктами, так и социальностью.

Понятие человек отражает вид млекопитающего – биосоциального существа, которое наделено сознанием, мышлением, обладает речью, логикой, отличается прямохождением, и имеет высокоразвитый мозг и социальность.

Из многих фактов известно, что дети, которые выросли за пределами человеческого общества остаются на уровне развития животных группы, которая была близка, даже при последующем обучении (сказка про Маугли является мифом).

Человек рождается в мире, где до него уже другими людьми были сформированы условия и правила жизни, соответственно и приобретает адаптивные и подходящие под стандарты данного мира способности и навыки.

Индивидуальность в психологии это отраженная самобытность индивида, взятого отдельно из вида, его биологические свойства (такое описание понятия можно применять как для человека, так и животного).

Заложенные изначально физиологические уникальные особенности человека вследствие социализации и развития получают огромную вариативность личностного проявления.

Личность же напрямую связана с мировоззренческой позицией человека, общественной обусловленностью, развитием собственной уникальности.

Понятия человек, индивидуальность, личность взаимосвязаны, являются перетекающими и обуславливающими друг друга отдельными элементами. Личность немыслима без индивидуальности, поскольку подчиняясь социальному влиянию, человек выбирает индивидуальные пути самопроявления.

Индивидуальность рассматривается не совместно и синонимично личности, а обособленно, как самостоятельное ее свойство. Формирование личности подчинено индивидуальности; реакции человека определяются нестандартностью его сознания, присущими особенностями.

Индивидуальность, как часть или характеристика феноменологичности личности – это собственный, неповторимый способ человека проживать свою жизнь, предстает, как способ выражения собственного уникального мира и пути, который определяется сочетанием влияния собственных усмотрений человека и социальных предрасположенностей. На этом пути становления уникальности и реализации всего индивидуально заложенного потенциала начинает формироваться личность.

Понятие личности появилось для отображения субъектной активности человека, отражении жизнетворческой направленности и общественных составляющих.

Развитие любых форм личности по вектору своей направленности отличается от вектора развития индивидуальности. Формирование личности предопределено социализацией, освоением общих норм поведения для всех. Индивидуальность же проявляется в выделении человека из общества, в его обособлении, непохожести, умении себя проявить, выделить.

Личность — человеческая сущность, поступки и мотивы которой имеют социальное определение, носят общественную направленность, отвечают духовным, идейным и нравственным социальным нормам; постоянны и интериоризированны.

К феноменологии личностных качеств не относятся биологические качества и те способности, которые социально не обусловлены.

Личность человека динамична, является системой, способной к гибкости и изменениям, сохраняющей при этом устойчивость.

Развитие личности приходит со способностью корректировать отношение к себе, своему мировоззрению, переоценивать и пересматривать полученный опыт вследствие изменения информации, условий и знаний.

Сама личность сравнима с набором социальных масок, (начальника, отца, любовника и пр.). Взаимодействие не на уровне масок-ролей внеличностно.

Изменения личности наступают при кардинальных изменениях жизненных ситуаций, когда меняется социальная роль человека и требуется пересмотреть свое поведение, умения, самовосприятие.

Соединение и дуалистическое противопоставление индивидуальности и личности прослеживается в данной структуре соотношения биологического и социального при развитии человека:

— низший – биологические факторы, передающиеся генетически (внешний вид, возрастные и видовые особенности);

— перцептивные особенности;

— социальный опыт человека;

— высший – направленность личности (характер, взгляды на мир, общественные идеи).

В детские годы преобладают больше биологические факторы, определяющие уникальность, со временем подключаются, а потом берут ведущую роль социальные аспекты определения особенностей личности. Изменения случаются благодаря самой личности и ее социализации, в процессе которой, должно произойти сознательное усвоение общественных принципов.

Черты личности, ее качества являют стабильные характеристики, которые остаются ярко проявляющимися даже при смене внешних обстоятельств жизни субъекта. В одинаковых условиях развиваются абсолютно разные личности, или остаются такие же разные индивидуальности.

Как все сложится и во что преобразуется, зависит от полученных изначально индивидом качеств, направленности и стремлении его индивидуальности, степени развития личности и построении уникального творческого жизненного пути.

Внутренний мир, личностное проявление зависит не от внешнего внедрения фактов, но от внутренней работы по переработке входящей информации.

Индивидуальностью быть проще, личностью сложнее, это требует осознанности, ответственности, постоянного развития. Но столь привлекательная идея, чтобы все в обществе имели максимально развитый уровень индивидуальности, для социальной системы представляет опасность в виде угрозы ее стабильности.

Источник: http://psihomed.com/individualnost/

Индивидуальность. Пути развития индивидуальности

Новые социально-политические и экономические условия развития общества, востребовавшие от своих граждан проявления активности, инициативности, ответственности и риска, актуализировали проблему раскрытия индивидуальности, как социально ценной в своей неповторимости составляющей общей ментальности народа.

Индивидуальность

В многостороннем научном наследии Б.Г.Ананьева большое внимание было уделено проблемам индивидуальности, ее природе, месте в структуре личности, индивидуальным различиям и др.

Его понимание индивидуальности в значении «закрытой» системы, в рамках которой внутренне взаимосвязываются и регулируются в неповторимой гармонии своих частей свойства индивида, субъекта различных деятельностей и личности с ее многоплановыми ролями, было созвучно идеям В.М.Бехтерева и С.Я.Рубинштейна.

Индивидуальность развивается из неповторимости и своеобразия морфологических, физиологических, психофизиологических свойств индивида, проявляющихся в способностях, разуме, чувствах, побуждениях, воле, характере. На основе природной неповторимости индивидуальности в результате онтогенетического самораскрытия субъектности индивида, целенаправленной (сознательной и неосознаваемой) работы «души» формируется психическая индивидуальность. В сложном взаимодействии внутреннего и внешнего мира, природного и социального создается определенное взаимосоответствие тенденций и потенций человека, кристаллизуются индивидуально своеобразные черты самосознания и «Я-концепции», как ядра индивидуальности и личности. Во внутренний мир личности Б.Г.Ананьев включал комплексы ценностей (жизненные планы и перспективы, глубокие личностные переживания), определенные организации образов («портретов», «пейзажей», «сюжетов») и концептов, притязаний и самооценок. Степень насыщенности и напряженности деятельности внутреннего мира (переработка жизненного опыта, устойчивость собственных позиций и убеждений, пути самоопределения) является показателем духовного богатства индивидуальности, а ее жизненный путь — показатель уровня творчества и активности самовыражения. По мысли Б.Г.Ананьева, если принять, что личность — «это вершина всей структуры личностных свойств, то индивидуальность — это глубина личности и субъекта деятельности».

Читайте также:  Справедливость - психология

Индивидуальность и субъектная психическая активность

В настоящее время в связи с фундаментальной разработкой понятия «субъект психической активности» (К.Абульханова-Славская, А.Брушлинский, В.Слободчиков, В.Татенко и др.

) проблемы раскрытия индивидуальности стали изучаться через механизм интенсивности и направленности субъектной психической активности человека.

В этом аспекте исследований выработался теоретический подход, в соответствии с которым быть индивидуальностью — это иметь сформированное, зрелое «ядро субъектности», а быть субъектом — значит быть творцом своего жизненного пути.

Субъектная психическая активность, как внутренний творец индивидуальности, формирует неповторимую картину внутреннего мира, связанную с особенностями всех компонентов самосознания и структуры Я, и такую же субъективную картину мировосприятия и отражения мира.

Поэтому влияние природной, социальной и воспитывающей среды, как правило, избирательно воспринимается индивидуальностью: какая-то информация совпадает с психологическими установками, целями, мотивами индивида, стимулируя развитие индивидуальности в определенном направлении.

Иная внешняя информация или влияние не соответствуют внутренней ориентации индивида и потому оставляют его безразличным или вызывают внутреннюю реакцию сопротивления, не внося каких-либо изменений в развитие.

Одним из ведущих свойств индивидуальности является ее способность сохраняться и саморазвиваться вопреки внешним влияниям, и в этом проявляется автономность ее внутреннего «замкнутого контура». Именно спонтанный характер проявления субъектной активности придает индивидуальности способность к своему сущностному, свободному и творческому самовыявлению на основе природных потенций.

Развитие индивидуальности

Обращаясь к развитию индивидуальности, В.А.Татенко выделяет два типа субъектных процессов, отражающих онтогенетическую динамику субъекта психической активности: процесс самодвижения и процесс саморазвития.

Процесс самодвижения отражает онтогенетическую динамику субъектной активности в функционально-генетическом плане, который побуждает к самоосуществлению как возможности. В процессе самодвижения отсутствует разделение на цели и средства, причинно-следственные детерминации.

Направляет этот процесс субъектный механизм самораскрытия на основе внутренних условий родовой программы развития. Самодвижение на определенной стадии онтогенеза становится внутренней причиной саморазвития.

В нем уже сложилось ядро субъектной активности как механизм самораскрытия и операциональная система как способ саморазвития. Субъект, обусловливая развитие собственной психики, ядерным элементом которой он же сам и является, опосредованно влияет сам на себя.

Механизм саморазвития разворачивается на неосознаваемом и осознаваемом уровнях.

С первого начинается саморазвитие психики плода от момента зачатия и внутриутробной жизни и длится до этапа достижения достаточной зрелости «ядра субъективности», способности к рефлексии и произвольной эмоционально-волевой саморегуляции.

«Ядро субъективности», по определению В.Чудновского, есть средоточие внутренней активности, которая по мере созревания определяет весь процесс становления личности и ее внутреннего мира.

По мере созревания на соответствующих этапах онтогенеза субъекта психической активности неосознаваемый уровень саморазвития начинает вытесняться и в большей степени замещаться сознательным, целенаправленным личностным самотворчеством.

Эти две формы саморазвития осуществляются на протяжении всего онтогенеза человека, вырабатывая механизмы адаптации к изменениям условий жизни, возрасту, социальным ролям и функциям.

Субъект психической активности, помимо развертывания психических функций и новообразований в период роста и созревания индивида, постоянно ориентирован на поддержание психического мира индивидуальности и личности в ее социально-психологическом аспекте: обеспечение внутренней непротиворечивости «Я-концепции», избегание когнитивного диссонанса путем построения психологических защит или напряженной сознательной внутренней работы в направлении изменения иерархии потребностей, ценностных ориентаций, мотивационной сферы, желаний, стремлений в соответствии с реальными возможностями жизни.

Сознательный уровень саморазвития представлен в человеческой психике сложной операциональной структурой, которая реализуется через механизмы самопознания, практически охватывающие все познавательные процессы и механизмы их взаимодействия.

В целом же саморазвитие со всеми его компонентами и формами осуществляется с помощью механизмов самодеятельности, включающих процессы самоопределения, целеполагание, выбор средств, принятие решения, оценивание, исполнение, анализ результатов достигнутого.

Индивидуальные различия в показателях интенсивности и направленности субъектной активности определяют различия в личностном саморазвитии.

Можно допустить, что уровни интенсивности субъектной активности играют ведущую роль на психофизиологическом уровне структуры личности в плане влияния на скорость сенсомоторного реагирования, уровни чувствительности, психический темп, устойчивость концентрации внимания, действий, проявленность свойств темперамента, т.е. во всем том, что связано с психодинамикой.

Направленность субъектной активности в процессе саморазвития на разных этапах онтогенеза несет определенную смысловую нагрузку и влияет на качественные характеристики саморазвития, способствует развитию новых качеств, разворачивает содержательную картину психических новообразований, насыщает конкретным содержанием «ядро субъектности». Направленность субъектной активности придает процессу саморазвития индивида неповторимость и избирательность путей жизнетворчества, в основе которых лежит внутренняя картина мира.

Субъектность как фундаментальное свойство индивидуальности и личности первично формируется на основе внутренней направленности психической активности на процесс саморазвития, но позднее, по мере того, как она очерчивается в формах сознания, самосознания, рефлексии, эмоционально-волевого созревания. Она начинает сама направлять пути развития индивидуальности и личности.

Соотношение интенсивности и направленности саморазвития на уровне самосовершенствования характеризует значимость этой работы для индивидуальности и ценность личности в социуме.

Развитая субъектность говорит о том, что все формы развития и уровни жизнедеятельности являются следствием внутренней работы индивида в форме целеполагания, целеустремленности, ответственности, инициативы, результатом субъектного анализа и соотношения «Я-концепции», «Я-реального» и «Я-идеального». Субъективное выделение мотивов, целей и смыслов превращает «потенциальные миры» индивидуальности в реальность. Развитие индивидуальности — это прежде всего саморазвитие индивида, нуждающееся в спонтанности, свободе, и содействовать ему можно только путем создания благоприятных условий раскрытия внутренней сущности на соответствующих этапах онтогенеза индивида.

В каком бы направлении ни возникала задача саморазвития, для индивидуальности типичной остается потребность быть самой собою, не стремиться к похожести на других, готовность найти свою колею и продвигаться ею в жизни.

Путей для этого человечеством наработано много, но все они своей основой имеют некий сформулированный личностный смысл и концентрацию субъектной активности на его реализации.

Практически это осуществляется путем активизации внутреннего психологического механизма совершения поступка как свободного выбора жизненно значимого действия: пробуждения потребности в самоизменении, формирования на ее основе мотива и цели саморазвития, выбора способов достижения результатов (систем, методов, методик), самоорганизации в пространстве и времени для их проработки и включения в свою жизнедеятельность как нового способа существования и, наконец, поэтапная оценка достигнутых результатов с чувством удовлетворения или неудовлетворения собой (В. Татенко).

Логика процесса саморазвития индивидуальности особая. Главная проблема состоит в том, чтобы, социализируясь, усваивать нормативное поведение общества и в то же время не утрачивать своего своеобразия. Именно это отметила Дж.Рейнуотер, говоря о том, что внутренние изменения совершаются с человеком тогда, когда он становится сам собой, а не тогда, когда он стремится быть, как другие.

Быть самим собой — значит быть своей сущностью, а сущность и личность относятся к разным психическим инстанциям, по определению А.Б.Орлова. Личность возникает и формируется в области предметного мира, существует в плане феноменов, тогда как сущность локализована на полюсе субъект-объектного взаимодействия, не имеет атрибутов и осуществляется в плане ноуменов, бытия.

Раскрытию субъектного потенциала индивидуальности помогают мировые системы эволюционного саморазвития, характеризующиеся целостностью и многогранностью влияния на уровень сознания и самосознания человека. Прежде всего эти системы выстраиваются на определенных философских и религиозных основах, устанавливающих модели моральных отношений к обществу, труду и людям.

Обязательной составляющей систем самосовершенствования являются правила психогигиены, которые дополняют методику психофизического развития рекомендациями по образу жизни, питанию, режиму дня, очищению организма и др. В правила психогигиены включается обучение правильному, здоровому мышлению, поскольку однозначно признается, что содержание и качество мыслей обусловливают состояние психофизического здоровья.

Каждая система имеет свои методы обучения управлению психической энергией, регуляцией субъектной активностью. Но при всем многообразии систем саморазвития в них есть общее, что можно отнести к закономерности.

Речь идет об усиленной тренировке ряда психических процессов и состояний, определенный уровень развития которых является обязательным условием для результативности актуализации субъектного потенциала человека.

Одним из путей признается сознательная направленность субъекта психической активности на развитие представлений, которыми сопровождается выполнение любого психофизического упражнения. Идет развитие яркой образности и соответственно образного мышления как пускового механизма психической саморегуляции.

Второй важной составляющей психотренингов является выработка способности к достижению высокого уровня концентрации внимания на любом произвольно выбранном объекте и на уровне всех анализаторных систем (зрительной, слуховой, тактильной, вкусовой, кинестетической и др.).

Особое внимание уделяется выработке дисциплины ума с помощью различных приемов контроля за ходом мыслей и остановки их потока в сознании, достижения состояния «внутренней тишины» (медитативные практики). Названные психические процессы можно считать внутренними условиями раскрытия субъектного потенциала индивидуальности.

Так развиваются способности к программированию психических и физических функций.

Говоря о пользе для общества создания условий развития индивидуальности, правомерно поставить вопрос о социальной престижности и социальной защите индивидуальностей. Это проблема как психологическая, так и социальная.

Психологический аспект ее состоит в том, что в системе воспитания с раннего возраста и на протяжении жизни человека должны прививаться уважение и терпимость к «непохожести», «необычности» индивидуальности в различных ее проявлениях, не переходящих моральные и правовые нормы общества.

Важно понимать, что оригинальность образа жизни, поведения и мышления может быть проявлением новаторства, идеи могут опережать время или быть ценным дополнением существующих правил. И вообще, каждый человек является индивидуальностью, только с разным уровнем ее развития и проявления своей субъектности.

Субъектность индивидуальностей стимулирует к совершению поступков, порождает героев, вождей, пассионариев, творческий потенциал народов.

История показывает, что взаимоотношения индивидуальностей с обществом и государством бывают сложными и конфликтными. На государственном уровне управление ориентировано на «народные массы», т.е.

«среднестатистическую личность», на которую рассчитываются все влияния и мероприятия.

На уровне личности поведение человека регламентировано всей системой социально-психологического взаимодействия (социальными ролями, статусом, позицией, референтной группой) и определяется, по К.Юнгу, законами «коллективной психики».

Но индивидуальность руководствуется своим отношением к коллективным процессам, отождествление с которыми ведет к ее подавлению, а нереализованная субъектная активность, уже насыщенная социальным содержанием, может обусловливать развитие непродуктивных или деструктивных форм поведения человека.

Роли индивидуальностей в развитии народов, этносов и государств посвятил свои труды Л.Н.Гумилев. Ярко выраженную субъектную активность индивидуальности он назвал пассионарностью — способностью быть энергичной, высоко привлекательной персоной, одержимой какой-то новаторской, часто патриотической идеей.

Такая высокая активность индивидуальности, которая не подчиняется законам коллективной психики и несет новую идею, способна поднимать и вести за собой народы, разрушать и создавать государства, совершать перевороты и революции или же явить миру творческого гения.

Пассионарии стремятся изменить окружающий мир и делают это нередко ценой собственной жизни.

Итак, развитие индивидуальности — это сложный и трудный путь самораскрытия, который происходит на протяжении всей жизни человека. Развить и сохранить свою индивидуальность — это значит пройти путь индивидуации, стать отдельным существом в своей уникальности, стать собственной самостью и самоосуществиться в жизни.

Лепихова Л.А.

Также читайте:

Источник: http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=3259

Ссылка на основную публикацию