Высшая нервная деятельность — психология

высшая нервная деятельность — это… Что такое высшая нервная деятельность?

Высшая нервная деятельность - психология   ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ВНД) (с. 136) — интегративная дея тельность высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающая поведение, то есть оптимальное приспособление организма как целого к внешнему миру. Структурная основа ВНД у всех млекопитающих (в том числе у человека) — кора больших полушарий и подкорковые структуры головного мозга.

Мозговые структуры, как правило, многофункциональны, то есть жесткой связи ВНД с определенными отделами мозга не существует (подробнее см. в статье МОЗГ — мозг). Процессы ВНД составляют материальный субстрат психики.

   Термин «ВНД» введен И.П.

Павловым, считавшим его равнозначным понятию «психическая деятельность» (интересно отметить, что физиолог Павлов к психологической науке своего времени относился свысока и даже штрафовал своих сотрудников за употребление психологических терминов). Непосредственным предшественником Павлова в создании учения о ВНД был И.М.

Сеченов, который в работе «Рефлексы головного мозга» (1863) развил материалистические идеи о рефлекторной природе психической деятельности. Для того времени эта позиция была не просто новаторской, но даже рискованной.

   9 июля 1866 г. против Сеченова было возбуждено уголовное дело по статье 1001 «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных», касавшейся «развращения нравов» (похоже, сей дамоклов меч со времен Сократа висит над всеми прогрессивными мыслителями).

Статья звучала так: «Если кто-либо будет тайно от цензуры печатать сочинения, имеющие целию развращение нравов, или явно противные нравственности и благопристойности, или клонящиеся к сему соблазнительные изображения, тот подвергается за сие: денежному взысканию не свыше пятисот рублей или аресту на время от семи дней до трех месяцев.

Все сочинения или изображения сего рода уничтожаются без всякого за оные вознаграждения».

Что же дало повод ревнителям общественной морали подвергнуть судебному преследованию ученого, проводившего безобидные физиологические эксперименты над лягушками? (Заметим, кстати, что сегодня эти опыты повторяют в ходе практикума по физиологии все студенты-первокурсники, получающие фундаментальную психологическую подготовку.)

   Основанием для возбуждения уголовного дела, как это ни покажется нелепым, и явилась публикация Сеченовым своей научной работы под названием «Рефлексы головного мозга». В ней была представлена материалистическая трактовка психических процессов на основе естественно-научного эксперимента. Для своего времени это был революционный подход.

   В России в тот период рушились старые экономические устои, противоборство классовых сил нашло выражение в ожесточенной полемике по всем коренным мировоззренческим вопросам.

Среди них были и вопросы, касающиеся природы человека, его организма и психических функций.

Последовательным проводником материалистического подхода к этим вопросам выступал журнал «Современник», вокруг которого группировались видные представители прогрессивной интеллигенции.

Сеченов был близок к этим кругам, в частности к Чернышевскому, вскоре заключенному в Петропавловскую крепость и написавшему там роман «Что делать?». Ходили слухи, что прототипом одного из героев этого романа — доктора Кирсанова — Чернышевскому служил Сеченов. Эта версия недостоверна, однако философское родство Сеченова с Чернышевским бесспорно.

   В накаленной атмосфере споров о душе Сеченов приступает к экспериментам над мозгом, в ходе которых открывает так называемые тормозные центры, раздражение которых задерживает двигательную активность. Это было великое открытие. Оно не только начинало новую главу в физиологии головного мозга, но и изменяло всю систему представлений о функциях этого органа.

Оно ввело в физиологическое мышление понятие о торможении (прежде нервная физиология знала только один процесс — возбуждение), а с ним и обширный комплекс проблем нейродинамики, касающихся соотношений между торможением и возбуждением.

В психологии понятие о торможении получило широкий резонанс, в частности в учениях о задержке реакций, вытеснении из сознания и др.

   Для Сеченова в тот момент самым важным было доказать на опыте, что воля, веками считавшаяся исходящей от души силой, производится маленьким кусочком мозгового вещества. Ведь самый верный признак волевого поведения — умение противостоять раздражителям, задерживать нежелательные импульсы.

И все эти признаки, как свидетельствовал эксперимент, зависят от деятельности центров в головном мозгу. На основе этого открытия Сеченовым и написан для «Современника» психофизиологический трактат «Рефлексы головного мозга». Но публикация в «Современнике» не была допущена цензурой.

«Рефлексы» появились в трех номерах еженедельника «Медицинский вестник», а также в виде отдельного оттиска. Весной 1866 г. переработанное издание «Рефлексов» было отпечатано Сеченовым в количестве 3000 экземпляров и представлено в цензурный комитет, как отмечено в документах, «апреля 4 дня в 1… часа пополудни».

А спустя примерно два с половиной часа террорист Каракозов выстрелил в Александра II. Буквально на следующий день развернулось широкое наступление реакции по всем фронтам. Уже утром 7 апреля начальник Главного управления по делам печати М.

Щербинин предложил оберполицмейстеру немедленно арестовать книгу Сеченова ввиду ее крайней опасности для общественных нравов.

   Что же делал Сеченов, имевший все основания ожидать применения к себе самых неожиданных карательных санкций? В разгар репрессий он, одновременно автор и издатель «Рефлексов», даже и не думает как-то избавиться от трех тысяч опасных книжек. А в сентябре 1866 г. ученый переходит в контрнаступление на министерство внутренних дел и, используя доступные рычаги юриспруденции, добивается спустя год «освобождения» своей «заарестованной» книги.

   Можно назвать несколько факторов, обеспечивших эту победу. Среди них — пристальное внимание общественности к делу Сеченова.

Немалое значение имели умелые действия присяжного поверенного, которому Сеченов поручил ведение дела. Это был В.Д. Спасович, бывший профессор Петербургского университета, оставивший кафедру после студенческих волнений 1861 г.

в знак протеста против произвола властей, специалист, не раз выигрывавший дела против цензуры.

   На защиту Сеченова встал «Колокол», оповестивший мир о позорном преследовании ученого. Сыграла свою роль и неуверенность чиновников. Прокурор, явно опасаясь неудачи, не дал ход уголовному делу.

Князь Урусов, управляющий министерством юстиции, в отношении за № 9730 к министру внутренних дел Валуеву ссылался на мнение прокурора, что «учение, заключающееся в сочинении «Рефлексы головного мозга», может быть опровергаемо только путем научных доводов, но не путем судебных прений в уголовном суде».

   В итоге после полутора лет борьбы книга была спасена Сеченовым от сожжения.

   К.А. Тимирязев высказался однажды, что «если три века тому назад натиск реакции приходилось выдерживать астроному, то теперь он направлен главным образом на биолога». Сеченов мужественно выдержал этот натиск.

   Учение Сеченова легло в основу последующих исследований высшей нервной деятельности. В самом общем виде итоги этих изысканий можно сформулировать так.

   Деятельность всех отделов центральной нервной системы является рефлекторной. Рефлекс — ответное действие организма на раздражение — представляет собой основную форму взаимодействия организма со средой. В рефлекторном механизме различаются три компонента: афферентный (чувствующий), центральный и эфферентный (двигательный). Возбуждение от раздражителя по афферентному нерву передается в центральный отдел (мозг), где переключается на двигательный нерв и по нему идет к рабочему органу. Таково традиционное представление о «рефлекторной дуге», восходящее еще к учению Р.Декарта.

   Физиолог П.К.Анохин установил, что каждое движение организма отражается в мозгу в виде афферентного импульса, сообщающего об эффекте этого движения, о том, достигнут ли требуемый результат. В мозгу как бы представлена модель желаемого результата («потребного будущего» по Анохину), с которой сливается фактически достигнутое.

Если же полученный результат не соответствует заданной программе, то коррекция двигательного акта и тренировка эффекторной системы продолжаются вплоть до выработки автоматизма.

Формирующийся в ходе приспособления к среде аппарат «опережающего отражения» — «акцептор действия» — контролирует результаты действия и сличает их с поставленной целью.

   Исследования Н.А.Бернштейна и П.Анохина дополнили схему рефлекторного акта, введя в нее четвертое звено — «обратную связь». Благодаря наличию «обратной связи» обеспечивается саморегуляция, самоуправление организма. Без этого обучение каким-либо действиям было бы невозможно.

   Рефлексы по происхождению бывают двух видов: врожденные и приобретенные, или, по классификации Павлова, безусловные и условные. Безусловные рефлексы (БР) являются функцией главным образом подкорковых структур головного мозга, условные рефлексы (УР) — высших отделов мозга, коры больших полушарий.

   БР совершается автоматически и не требует предварительной тренировки. Он приобретен данным видом живого организма в процессе всего предшествующего исторического развития (филогенеза) и передается по наследству. УР требует определенных условий для возникновения. По данным физиолога Л .А.Орбели, после рождения происходит дозревание БР под влиянием и при взаимодействии с УР.

Читайте также:  Психофизиологическая основа высших психических функций - психология

   УР возникает при неоднократном сочетании безразличного для организма раздражителя и безусловного раздражителя (для человека, если с безусловным раздражителем сочетается словесный, достаточно и однократного сочетания).

В этом случае в коре полушарий устанавливается временная связь между двумя центрами возбуждения. Это не механическая связь типа нервного волокна, а проторение нервного пути, связанное с изменением состояния клеток.

Таким образом, безразличный ранее раздражитель становится сигналом какого-либо жизненно важного явления.

   Одни только БР не могут обеспечить многим животным, а тем более человеку всесторонних связей со средой. Они дают лишь ограниченную ориентировку и могут обеспечивать уравновешивание организма со средой лишь при абсолютном постоянстве этой внешней среды. Поскольку внешняя среда непостоянна и изменчива, то БР оказываются недостаточными, необходимо дополнение их временными связями.

   Кора больших полушарий, испытывая на себе воздействие разного рода сигналов, совершает сложную аналитико-синтетическую деятельность — анализирует внешний мир, выделяет различные раздражители. Синтетическая деятельность коры состоит в образовании временных связей.

   И.П.Павлов — создатель теории высшей нервной деятельности

   Павлов различал два принципиально отличных друг от друга типа сигналов (сигнальных систем). Разнообразные зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные раздражители, поступающие из внешнего мира, он назвал первой сигнальной системой, которая является общей у человека и животных.

По Павлову, ВИД животных, находящихся даже на высоком уровне развития, сводится в основном к совокупности многообразных УР первой сигнальной системы.

Несмотря на постепенное развитие речи, УР первой сигнальной системы продолжают составлять основной фонд ВИД детей в первые годы их жизни и занимают определенное место в ВНД человека в последующие возрастные периоды.

Кора головного мозга человека способна реагировать и на раздражители иного рода — слова, которые также сигнализируют человеку об определенных предметах и явлениях действительности. Слова и словосочетания Павлов назвал второй сигнальной системой.

Человек реагирует не на звуковую оболочку слова или его графическое изображение, а на его смысловое содержание. Слова, представляя собой отвлечение от действительности, допускают обобщение сигналов первой сигнальной системы. Слово может быть сигналом не одного, а множества реальных предметов, объединенных по определенному признаку.

   У человека обе сигнальные системы неразрывно связаны между собой. Только их взаимодействие обеспечивает полноценное познание объективной действительности.

   Павловым выделены следующие закономерности ВНД 1) УР, или временные связи, образуются благодаря встречному распространению возбуждения (у ребенка, как показали исследования психологов, временные связи начинают образовываться уже в середине первого месяца жизни); 2) величина УР зависит от силы раздражения; 3) условные раздражители суммируются; 4) торможение в коре развивается из-за отмены подкрепления УР, резкого усиления условного раздражителя либо действия непривычного раздражителя; 5) взаимная индукция нервных процессов обеспечивает контрастное взаимодействие между корковыми очагами возбуждения и торможения.

   Существенное значение для ВНД имеют также сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов, определяющих физиологические основы типа нервной системы и характера нервной деятельности.

Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.

Источник: https://psychology.academic.ru/5053/%D0%B2%D1%8B%D1%81%D1%88%D0%B0%D1%8F_%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C

Высшая нервная и психическая деятельность человека

Высшая нервная и психическая деятельность человека

Высшая нервная и психическая деятельность человека.

Среди многих проблем, связанных с исследованием биологии человека, проблема раскрытия физиологических механизмов психической деятельности является наиболее сложной. Разнообразные явления психической деятельности интересовали людей издавна.

Надписи, сохранившиеся в памятках древнеегипетской культуры, записи древнегреческих медиков, философов свидетельствуют о том, что еще 4-5 тысяч лет тому назад люди ставили вопрос о познании сущности человека и его мышления.

Известный греческий философ Сократ (4-5 столетия до нашей эры) выдвинул девиз: «Познай самого себя», который пережил века и сохранил свое значение до сегодняшнего времени. Еще в начале возникновения представления о психической деятельности человека существовали два взгляда относительно ее происхождения.

Согласно одному взгляду, психика является результатом деятельности мозга, в котором отражаются внешние события и внутреннее состояние организма. Благодаря ей человек оценивает разнообразные явления и события и соответствующим образом реагирует на них.

Согласно другому взгляду (религиозному), поведением человека управляет нематериальная душа, порожденная сверхъестественными силами, находящимися вне организма человека. Эти два взгляда существуют и ныне и имеют соответствующее научное и религиозное толкование.

В соответствии с первым взглядом, приспособление организма к постоянным изменениям окружающей и внутренней среды происходит благодаря двум типам рефлекторных реакций: врожденным и приобретенным на протяжении индивидуального развития человека и животного. Отдельно выделяют умственную деятельность человека.

Врожденные реакции на действие раздражителя И. П. Павлов назвал безусловнорефлекторной деятельностью. Они унаследованы и являются характерными для того или другого вида животных. В процессе жизни отдельной особи формируется много новых рефлекторных реакций, характерных только для нее.

Приобретенные реакции организма И. П. Павлов определил как условнорефлекторную деятельность. Безусловнорефлекторная и условнорефлекторная деятельность человека и животных пребывают в неразрывном единстве и вместе составляют высшую нервную деятельность.

Высшая нервная деятельность является функцией коры большого мозга и подкорковых ядер.

Впервые понятие рефлекс (от латинского «reflexus» – отраженный), как ответ организма на воздействие окружающей среды, ввел в науку в XVII ст. французский философ Рене Декарт. Чешский физиолог Йиржи Прохазка (1749-1820) доказал, что рефлексы осуществляются нервной системой. Идею о том, что вся психическая деятельность человека является также рефлекторной, впервые высказал в 1863 году И. М.

Сеченов. Эту идею в начале ХХ столетия экспериментально подтвердил И. П. Павлов. Под низшей нервной деятельностью И. П. Павлов понимал рефлекторную регуляцию физиологических функций организма, а высшую нервную деятельность он определил как психическую деятельность, обуславливающую рефлекторную регуляцию взаимоотношений организма с окружающей средой, то есть поведение человека и животных.

Именно благодаря высшей нервной деятельности при изменении факторов окружающей среды человек или животное ведут себя так, что результат всех рефлекторных реакций становится полезным для организма. Высшая нервная деятельность человека является физиологической основой психических процессов.

Разделение на высшую и низшую нервную деятельность несколько условно, поскольку все процессы в организме взаимосвязаны. Изменение психического состояния человека сказывается на деятельности физиологических систем, и наоборот, функциональное состояние организма обуславливает психику человека.

Исходя из современных достижений науки, высшая нервная деятельность – это совокупность взаимосвязанных нервных процессов, происходящих в головном мозгу и обеспечивающих течение поведенческих реакций животных и человека. Эти реакции обуславливаются приспособлением поведения высших животных и человека к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды.

Физиология высшей нервной деятельности и психология тесно связаны, поскольку имеют один объект исследования – головной мозг. Однако между высшей нервной деятельностью и психической деятельностью имеются существенные различия.

Целью учения о высшей нервной деятельности является познание физиологических процессов, происходящих в головном мозге во время восприятия, переработки и воспроизведения информации, обучения, эмоциональных и разнообразных поведенческих реакций. Психология изучает работу мозга, проявляющуюся в виде представлений, образов, эмоций, мотивов.

Она также изучает, каким образом под влиянием условий жизни, обучения и воспитания формируется личность человека. Знание закономерностей высшей нервной деятельности имеет большое значение для учебы, воспитания, трудовой деятельности, сохранения здоровья.

Так выработка двигательных навыков при физических упражнениях и разных видах работы происходит согласно с закономерностями высшей нервной деятельности. Разработка режимов обучения, труда и отдыха для людей разного возраста также основывается на знании работы мозга.

Большой заслугой И. П. Павлова является создание объективного метода изучения высшей нервной деятельности с помощью условных рефлексов. Этот метод построен на взаимосогласованности в определенной временной последовательности действий условного (индифферентного) и безусловного (подкрепляющего) раздражителей.

В качестве условных используют световые (включение электрической лампочки, демонстрация объектов разного цвета), звуковые, осязательные и другие раздражители. В качестве безусловных – кормление, болевые раздражители и т. д.

Наличие образуемого условного рефлекса выявляют с помощью регистрации определенных двигательных (выполнение простых и сложных движений) или вегетативных (слюновыделение, изменения частоты сердечных сокращений, дыхания) реакций.

Регуляция физиологических систем организма, его двигательной активности считается низшей нервной деятельностью. Осуществление поведенческих реакций и психических процессов является проявлением высшей нервной деятельности.

Читайте также:  Мезоморф - психология

Учение о высшей нервной деятельности изучает физиологические явления, происходящие во время психических процессов и являющиеся их материальной основой.

Психические процессы и работа физиологических систем организма взаимосвязаны.

Источник: http://po-teme.com.ua/psikhologiya/knigi-po-psikhologii/kniga-osnovy-psikhologii-i-pedagogiki-uzunova-n-s-tulyakov-yu-t/1230-vysshaya-nervnaya-i-psixicheskaya.html

Психика и высшая нервная деятельность

Психика и высшая нервная деятельность

Здравствуйте, дорогие читатели и наши постоянные посетители!
Наша команда экспертов рада приветствовать на образовательном портале, где мы оказываем помощь в вопросах, связанные с самыми популярными дисциплинами, такими как русский язык, физика, психология и т.д. Вас волнует вопрос, что принято понимать под терминами «психика» и «высшая нервная деятельность»? Осветите основные положения кратко.  

Для начала необходимо отметить такой факт, что психология многоступенчатая и многоуровневая. И для того, чтобы ее усвоить наиболее эффективно, рассмотрим следующие понятия, к которым мы будем обращаться по мере разбора сегодняшней темы: ЛИЧНОСТЬ, ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХИКА, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.   

  1. ЛИЧНОСТЬ – это относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.
  2. ПСИХОЛОГИЯ – это сложная и многоуровневая наука, которая изучает закономерности возникновения, развития, а также функционирования психики человека, а также группы людей.
  3. ПСИХИКА – это сложное понятие в философии, психологии и медицине. Совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия и пр.)
  4. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — это активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели.

 
Для начала стоит отметить, что отражательная деятельность человека обусловлена рефлекторной деятельностью мозга.

Основателем учения о рефлекторной природе психики является российский физиолог и психолог И. М. Сеченов.

Именно он в своих работах указывал, что источником психических актов как отражения деятельности является внешние раздражители, которые действуют на организм человека.  

Дополним также, что теория рефлекторной деятельности опирается на три главные принципа научного исследования:

1) принцип детерминизма, то есть причины любого действия;
2) принцип анализа и синтеза, то есть создание нового целого из некоторых элементов;
3) принцип структурности и включения динамики в структуру.  

Так, фундаментом учения о высшей нервной деятельности является понимание единства организма и среды. В организме «все из внешнего мира». Связь организма со средой осуществляет нервная система.

Так, полагаю, что Вы смогли выявить для себя что-то полезное и новое.

Если же остались какие-то незатронутые вопросы, помните, что Вы всегда можете задать волнующий вас вопрос, наша команда будет рада его рассмотреть и обосновать.

Удачи и успехов во всех сферах вашей деятельности!

Источник: http://ru.solverbook.com/question/psixika-i-vysshaya-nervnaya-deyatelnost/

Понятие высшей нервной деятельности

Понятие высшей нервной деятельности

Высшая нервная деятельность — это процессы, происходящие в высших отделах центральной нервной системы животных и человека.

К этим процессам относят совокупность условных и безусловных рефлексов, а также «высших» психических функций, которые обеспечивают адекватное поведение животных и человека в изменяющихся окружающих природных и социальных условиях.

Высшую нервную деятельность следует отличать от работы центральной нервной системы по синхронизации работы различных частей организма между собой. Высшую нервную деятельность связывают с нейрофизиологическими процессами, проходящими в коре больших полушарий головного мозга и ближайшей к ней подкорке.

Отделы головного мозга

Непрерывное совершенствование психических процессов высшей нервной деятельности происходит двумя путями — эмпирическим и теоретическим. Теоретический осуществляется в процессе обучения (усвоения чужого опыта). Эмпирический осуществляется в процессе жизни — при получении непосредственного опыта и проверки сформированных в результате теоретического обучения стереотипов на личной практике.

Высшая нервная  деятельность (ВНД)  — это деятельность коры больших полушарий головного мозга и ближайших к ней подкорковых образований, обеспечивающая наиболее совершенное приспособление (поведение) высокоорганизованных животных и человека к окружающей среде. Высшую нервную деятельность центральной нервной системы следует отличать от работы центральной нервной системы по синхронизации работы различных частей организма между собой.

Термин » высшая нервная деятельность» впервые введён в науку  И.П. Павловым, считавшим его эквивалентным понятию психическая деятельность. И.П. Павлов выделил в физиологии высшей нервной деятельности два основных раздела: физиологию анализаторов и физиологию условного рефлекса. В дальнейшем эти разделы были дополнены учением о второй сигнальной системе человека.

Благодаря работам И.П. Павлова физиология высшей нервной деятельности становится наукой о нейрофизиологических механизмах психики и поведения, базирующейся на принципе рефлекторного отражения внешнего мира.

Фундаментом ВНД являются условные рефлексы.

Они возникают на основе сочетания действия безусловных рефлексов и условных раздражителей, к которым относятся сигналы, поступающие к человеку через зрение, слух, обоняние, осязание.

У человека деятельность коры больших полушарий головного мозга обладает наиболее развитой способностью к анализу и синтезу сигналов, поступающих из окружающей и внутренней среды организма. 

Мышление и сознание И.П. Павлов также относил к элементам ВНД. Непрерывное совершенствование высшей нервной деятельности происходит в процессе обучения (усвоения чужого опыта).

Индивидуальные особенности проявления высшей нервной деятельности зависят от характера, темперамента, интеллекта, внимания, памяти и др. свойств организма и психики.

Расстройство высшей нервной деятельности человека (невроз) вызывается неблагоприятными условиями внешней среды (биологической и социальной), физическим и умственным перенапряжением и сопровождается нарушениями функций различных органов и систем.

История исследования высших функций мозга тесно связана с изучением  психической деятельности, начало которого относится к временам глубокой древности. Понятие психического, как показывает само название (от греч. psychios — душевный), возникло у античных мыслителей и философов.

Первые обобщения, касающиеся сущности  психики, можно найти в трудах древнегреческих и римских ученых (Демокрит, Платон, Аристотель, Эпикур).

Уже среди них были материалисты, считавшие, что  психика возникла из естественных начал (воды, огня, земли, воздуха), и идеалисты, выводившие  психические явления из нематериальной субстанции (души).

Представители материалистического направления (например, Демокрит) считали, что душа и тело едины, и не видели особых отличий между душой человека и душами животных. Напротив, представители идеалистического  мировоззрения (Сократ, Платон и др.), рассматривали душу как явление, не связанное с телом и имеющее божественное происхождение.

Отдельные мыслители того времени, как правило, занимавшиеся практической медициной (Алкмеон Кротонский, Герофил, Эразистрат), высказывали догадки о связи  психической деятельности с мозгом. Выдающийся древнегреческий врач Гиппократ (460—377 гг. до н.э.

) и его последователи, тщательно изучая анатомию и физиологию, обобщая свой врачебный опыт, пытались выявить особенности и закономерности поведения людей в зависимости от их темперамента, хотя объяснения замеченных ими явлений часто были весьма наивными.

Первые экспериментальные исследования на животных связывают с именем римского врача Галена (129— 201гг.н.э.), по мнению которого душевная деятельность осуществляется мозгом и является его функцией. Гален испытывал действие различных лекарственных веществ на животных организмах, наблюдал их поведение после перерезки нервов, идущих от органов чувств к мозгу.

Гален описал некоторые мозговые центры, управляющие движениями конечностей, мимикой лица, жеванием и глотанием.

Он различал разные виды деятельности мозга и впервые выдвинул положения о врожденных и приобретенных формах поведения, о произвольных и непроизвольных мышечных реакциях.

Однако из-за слабого развития экспериментальных наук на протяжении многих веков изучение  психических процессов проходило без связи с морфологией и физиологией мозга.

Источник: http://biofile.ru/bio/17869.html

Высшая нервная деятельность

Высшая нервная деятельность

Высшая нервная деятельность (ВНД) представляет собой нейрофизиологические процессы, которые протекают в коре и ближайшей подкорке мозга во время различных процессов, связанных с условными рефлексами.

К числу этих процессов относятся формирование, функционирование и угасании рефлексов, причем не только у людей, но и у животных. Особенности высшей нервной деятельности человека изучал и выделял И. П. Павлов.

Высшая нервная деятельность человека — основы

К числу основных понятий высшей нервной деятельности относятся прежде всего временная связь и условный рефлекс. Доказано, что по своей сути деятельность каждого из отделов ЦНС человека является именно рефлекторной и выполняет сигнальные функции, что позволяет организму реагировать на условные раздражители, в чем и заключается физиология высшей нервной деятельности.

Как гласит учение о высшей нервной деятельности, вся она состоит всего из двух процессов: возбуждение и торможение. Первый из них дает основу образованию некоторых временных связей и условных рефлексов, но в случае, если условный рефлекс в итоге остается так и не подкреплен безусловным, то происходит его угасание. Это угасание – и есть процесс торможения.

Читайте также:  Синтоновцы - психология

Закономерности высшей нервной деятельности

Выделяют всего пять законов, которые и формируют особенности высшей нервной деятельности. К их числу относятся такие утверждения:

  • при подкреплении нейтрального раздражителя безусловным неизменно происходит образование новых временных связей;
  • при не подкреплении условного раздражителя безусловным неизбежно произойдет угасание временных связей;
  • в любом случае обязательны иррадиация и концентрация нервных процессов;
  • нервные процессы непременно связаны взаимной индукцией;
  • формирование динамических стереотипов, которые представляют собой сложные динамические системы рефлексов.

Высшая нервная деятельность подчиняется указанным законам всегда, и это верно не только в отношении человека, но и в отношении животных, что доказал Павлов со своей знаменитой собакой Павлова.

Типы высшей нервной деятельности

Поведение и высшая нервная деятельность неразрывно связаны между собой. Это подтверждает теория о типах ВНД, которые являют собой полную сумму врожденных и приобретенных свойств нервной системы. В зависимости от протекания процессов возбуждения и торможения Павлов выделил четыре основных типа, которые отличаются по способности к адаптации к ситуации и стрессоустойчивости.

  1. Тип ВНД сильный неуравновешенный (холерический). Сильно возбуждается, слабо тормозит, в трудных ситуациях подвержен разного рода нервным нарушениям. При желании возможно развитие высшей нервной деятельности, тренировка торможения и значительное улучшение его.
  2. Тип ВНД уравновешенный инертный (флегматический). Этот тип характеризуется сильными процессами и возбуждения, и торможения, при том, что в данном случае они весьма неподвижны, и переключение с одного процесса на другой происходит довольно сложно.
  3. Тип ВНД сильный уравновешенный подвижный (сангвинический). Этот тип характеризуется равномерно сильными процессами возбуждения и торможения, при условии их прекрасной подвижности и динамичности, что позволяет человеку легко переключаться, адаптироваться к разным типам сред и проявлять устойчивость в ложных ситуациях.
  4. Тип ВНД слабый (меланхолический). В этом случае оба нервных процесса протекают слабо, отчего человек с трудом адаптируется к окружающей среде и подвержен большому спектру нервных расстройств.

Учение о типах нервной деятельности дает возможность более глубоко изучить психические процессы и играет важную роль в развитии современных наук.

Источник: https://womanadvice.ru/vysshaya-nervnaya-deyatelnost

Высшая нервная деятельность. Рефлексы

Высшая нервная деятельность. Рефлексы

Высшей нервной деятельностью (ВНД) называют сложный и взаимосвязанный набор нервных процессов, лежащих в основе поведения человека.

Она обеспечивает выбор правильного варианта поведения из нескольких возможных и дает возможность человеку быстро и успешно приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям существования.

Этот термин был введён в науку академиком Иваном Петровичем Павловым (1849 — 1936), считавшим его равнозначным понятию «психическая деятельность».

В основе ВНД лежат сложные электрические и химические процессы, происходящие в клетках головного мозга. Получая информацию через органы чувств, мозг обеспечивает взаимодействие организма с окружающей средой и поддерживает постоянство внутренней среды в организме.

Работу мозга изучают такие науки, как психология и физиология ВНД. Их объединяет и ряд общих методов исследования, но вместе с тем они изучают разные стороны нервных процессов.

Физиология ВНД исследует механизмы деятельности центральной нервной системы, отдельных её структур и нейронов, связи между структурами и их влияние друг на друга, обусловливающее сложные взаимоотношения человека с окружающей средой. Психология изучает результаты работы центральной нервной системы, выраженные в виде образов, идей, представлений и других психических проявлений.

Труды психологов и физиологов ВНД всегда тесно переплетались. В последние десятилетия возникла новая наука — психофизиология, основной задачей которой является изучение физиологических основ психической деятельности.

Работы выдающихся учёных по исследованию ВНД

Мысль о том, что психическая деятельность осуществляется при участии нервной системы, высказывали учёные ещё до нашей эры, но каким образом это происходит, долгое время оставалось неясным.

И. М. Сеченов (1829-1905)Даже сейчас нельзя сказать, что механизмы работы мозга раскрыты. Учение о рефлекторном принципе деятельности организма было разработано Иваном Михайловичем Сеченовым. Главный труд его жизни — книга «Рефлексы головного мозга» — был издан в 1863 г.

В этой книге учёный доказал, что рефлекс — это универсальная форма взаимодействия организма со средой, то есть рефлекторный характер имеют не только непроизвольные, но и произвольные, сознательные движения.

Они начинаются с раздражения каких-либо органов чувств и продолжаются в мозге в виде определённых нервных явлений, приводящих к запуску поведенческих реакций.

Сеченовым был сделан вывод, что мозг — это область непрерывной смены возбуждения и торможения.

Два этих процесса постоянно взаимодействуют друг с другом, что приводит как к усилению, так и к ослаблению (задержке) рефлексов.

Нервная система не просто пассивно реагирует на внешние раздражители, но может и усиливать действие одних стимулов и затормаживать действие других, поэтому организм реагирует на одни раздражители и не реагирует на другие. Он также обратил внимание на существование врождённых рефлексов, которые достаются людям от предков, и приобретённых, которые возникают в течение жизни, являясь результатом обучения. Предположения и выводы И. М. Сеченова опережали своё время.

Экспериментальное доказательство правильности идей И. М. Сеченова было получено И. П. Павловым. Все рефлексы, возникающие в организме, он подразделил на безусловные и условные. Сравнительная характеристика условных и безусловных рефлексов представлена в таблице.

К безусловным рефлексам относятся: кашель при попадании инородных тел в дыхательные пути, выделение слюны при виде пищи, отдёргивание руки при болевом раздражении и т. д.

Для образования условного рефлекса необходимо сочетание во времени двух раздражителей: условного и безусловного, вызывающего определённый безусловный рефлекс. Условный раздражитель (вспышка света, звук и т. п.) должен несколько опережать во времени безусловное подкрепление. Обычно условный рефлекс вырабатывается после нескольких сочетаний условного и безусловного раздражителей.

Поведение человека

Выбор той или иной формы поведения и животных, и человека определяется жизненными потребностями.

Если несколько часов провести во дворе, играя в футбол, то вполне закономерно возникнет потребность в пище, а если прищемить палец дверью, возникнет сильная потребность избавиться от боли.

Потребности приводят в состояние возбуждения те или иные структуры мозга, и возникает так называемая мотивация — желание совершить какие-то действия, которые позволят удовлетворить потребность.

В первом примере эти действия сведутся к тому, чтобы сделать бутерброд и съесть его, удовлетворив потребность в пище. Во втором примере поведенческий акт будет заключаться в том, чтобы, быстро приоткрыв дверь, вытащить палец из щели и опустить его в холодную воду.

Таким образом, мотивации делают поведение человека целенаправленным, и действуют они или на основе наследственных поведенческих программ (безусловных рефлексов), или на основе накопленного ранее жизненного опыта (выработанных за время жизни условных рефлексов).

Конечно, человек не может одновременно действовать на основе нескольких мотиваций. Попробуйте-ка, прищемив палец, сделать бутерброд и съесть его. Вряд ли у вас это получится. Это объясняется тем, что в каждый момент жизни на первом плане стоит какая-то одна самая важная, самая срочная мотивация, которую и необходимо удовлетворить, а потом уже переключаться на что-то другое.

А. А. Ухтомский (1875-1942)Великий русский физиолог князь Алексей Алексеевич Ухтомский создал учение о доминанте. Он считал, что при усилении какой-то потребности в мозге возникает временный очаг возбуждения. Структуры мозга, входящие в этот очаг, согласованно работают для того, чтобы быстро удовлетворить главную на этот момент потребность. А. А. Ухтомский назвал такой очаг, состоящий из нескольких согласованно работающих нервных центров, доминантой. Иными словами, доминанта — это рефлекс, господствующий в данный момент времени. Доминанта способна тормозить развитие других очагов возбуждения, и существует она до тех пор, пока существует потребность, её породившая. Доминанта обеспечивает активное избирательное поведение, она не позволяет человеку отвлекаться на второстепенные стимулы, не имеющие отношения к выполнению главной в данный момент задачи. Например, если человек увлечён каким-то важным для себя делом, он временно перестаёт видеть и слышать происходящее вокруг него, как говорят, уходит в себя. Когда же жизненная задача решена, доминанта угасает, но органы и системы объединяются в новую функциональную систему для решения новой возникающей потребности.

Источник: http://blgy.ru/biology8p/higher-nervous

Ссылка на основную публикацию