Врожденные эмоции — психология

Врожденные эмоции — Психологос

Врожденные эмоции - психология

Врожденные эмоции — эмоции, имеющиеся у младенца с рождения. Некоторые специалисты к врожденным причисляют эмоции, которые проявляются у младенца вскоре после рождения, но где социальный фактор и обучение родителями играет, по-видимому, минимальную роль.

Созревание и научение

Возможно, с функциональным созреванием врожденные эмоции вскоре будут ярче и сильнее, но это — результат созревания, а не научения, не воспитания. Впрочем, границы зыбкие. Ребенок (такое бывает) родился негативным, только спит или плачет, улыбку не разглядишь. Через месяц научился улыбаться? Его научили или в нем проснулась, созрела улыбка врожденная? Вопрос неясный.

​​​​​​​

Список врожденных эмоций

Список врожденных эмоций — спорный. Как правило, к имеющимся у большинства детей с рождения относят:

Следующие эмоции с рождения иногда присутствуют, иногда нет, но вскоре практически у всех детей (кажется) появляются стандартным образом:

Врожденные и базовые эмоции

Не все врожденные эмоции являются базовыми, и не все базовые эмоции являются врожденными. Смотри Врожденные и базовые эмоции

Оперативные и врожденные эмоции

Врожденные эмоции могут срабатывать и как реактивные, так и оперативные эмоции. Только родившись, дети уже используют оперативные эмоции, которые у них могут быть как эмоциональными акциями, так и эмоциональными реакциями. Смотри Оперативные эмоции

Врожденные и приобретенные

Похоже, что многие эмоциональные состояния, не являющиеся врожденными, возникают на основе этих врожденных. Являются производными от них или составными из них. Гнев, возможно, является суммой Недовольства и Агрессии.

Также возможно, что какие-то приобретенные эмоции является самостоятельно, «с чистого листа» выученными и творчески рожденными эмоциями.

Многие родители убеждены, что застенчивость их ребенок придумал сам, а не с кого ни срисовал.

Странно было бы предположить, что список врожденных эмоций был задан роду человеческому с какого-то одного момента и с тех пор не менялся. Скорее всего, это развивалось в процессе эволюции и в процессе развития человеческой культуры.

И те эмоции, которые сейчас еще врожденными не являются, но постоянно воспроизводятся в культуре, скорее всего через некоторое время окажутся — уже врожденными. Дети начнутся рождаться с ними, как с обязательным набором для жизни.

Эмоция обиды ранее никогда в списке врожденных не фигурировала. В настощее время многие опытные специалисты-психологи отмечают, что у их детей эмоция обиды появляется сразу, буквально с рождения.

Род (фамилия) и врожденные эмоции

Похоже, что в разных родах, семьях (фамилиях) генетически передается разный список врожденных эмоций. Возможно, что эмоция, врожденная в одной фамилии (роду), не врожденна в другой фамилии, в другом роду.

В разных родах (фамилиях) может быть разное преобладание одних врожденных эмоций над другими. В роду Ярилы Бодрого будут дети с явно выраженными с рождения радостью и гневом, а страх слабый и редкий, а в роду Тихона Смирного в палитре эмоций преобладает страх, а радость и гнев появляются редко и слабо.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/vrozhdennye-emocii

Эмоции и чувства в психологии (кратко) :

Мы злимся на коллег за то, что они отлынивают от работы и взваливают на нас дополнительные задачи… Мы испытываем большую радость, когда видим чистое небо и яркое солнышко…

Мы гордимся своими детьми, любим родителей, грустим за школьными годами… Все эти переживания – эмоции и чувства.

В психологии они рассматриваются всегда как две половинки одного целого, так как взаимосвязаны и часто дополняют друг друга.

Сущность эмоций

Определение данного понятия даёт практическая психология. Эмоции человека – это его внутренние переживания по отношению к тому или иному человеку, предмету, явлению или действию. Они могут быть окрашены в позитивные или негативные тона.

Обычно тесно связаны с внутренними потребностями индивида, поэтому психологическое состояние, называющееся эмоциями, возникает у человека в зависимости от того, насколько хорошо или плохо удовлетворены его нужды, соблюдены интересы.

Например, мы можем испытывать гнев, если нас обижают, то есть ущемляют наше «я», идут вразрез с нашими желаниями, ведь мы всегда ждём похвалы.

Объяснить, что такое эмоции и чувства в психологии, кратко не получается. Так как они охватывают очень широкий спектр жизни, деятельности, человеческих отношений. Только самих эмоций может быть сотни, причём каждая из них окрашена в новые оттенки, значит, и характеризуется всегда по-другому.

Например, удовольствие. Это ощущение всегда бывает разным: если мы получаем его от работы, то оно с примесью чувства гордости; если от хобби, то тут отмечается налёт релаксации и лёгкости; от общения с подругой – близость и доверие.

Одним словом, каждая эмоция всегда выглядит по-новому в зависимости от конкретной ситуации.

Чувства: чем они отличаются от эмоций

Часто эти два явления путают. И это неудивительно: они очень похожи, часто даже идентичны. Несмотря на это, различия всё-таки существуют.

Чем же отличаются эмоции и чувства человека? Психология характеризует первые как временное состояние, возникшее в виде ответной реакции на события, происходящие в данный момент. Эмоции ситуативные: если мы хотим есть, то испытываем голод.

Но стоит нам перекусить, как потребность и связанная с ней эмоция исчезают. Всё зависит от конкретных обстоятельств, времени, места и даже компании людей.

Чувства же, наоборот, вторичны. Они основаны на эмоциях, только время их действия более длительное. Например, вы испытываете временную симпатию при знакомстве с молодым человеком. Это эмоция.

Через какое-то время она трансформируется и перевоплощается в любовь, которая уже является чувством. Оно уже не зависит от перемены ситуации и будет сопутствовать нам всю жизнь (или какой-то отрезок жизненного пути).

Эмоции и чувства в психологии разделяет тонкая грань, часто мы долго не можем понять, что именно испытываем и ощущаем.

Демонстрация эмоций и чувств

Итак, с характеристикой этих двух явлений мы разобрались. Теперь давайте определим, как проявляются эмоции и чувства. В психологии первые всегда осознанны, но могут быть и латентными. Например, мы злимся на супругу за то, что она не успела приготовить ужин.

Мы ясно понимаем, что гневаемся, но тем не менее скрываем свою эмоцию: не хотим портить себе нервы после тяжёлого рабочего дня, избегаем распространять негатив в присутствии детей или сами провинились по какой-либо причине.

Взрослые люди привыкли маскировать свои истинные ощущения, чтобы не обидеть, не разочаровать других людей, не потерять их доверие и так далее. Что касается проявления эмоций, то обычно мы это делаем путём крика, плача, смеха, жестикуляций или движений.

Если же они латентные, то выдаём себя мимикой или интонацией голоса.

Если индивид легко может объяснить, почему испытывает ту или иную эмоцию, то чувства нельзя описать словами. Часто мы сами не понимаем, за что любим того или иного человека. Чувства мы не всегда умеем скрывать, так как они находятся глубоко в сердце: не мы влияем на них, а они на нас. Демонстрируем с помощью поступков, выражения лица, вербальных знаков.

Основные виды

Чтобы легче понять разницу между этими двумя понятиями, нужно их классифицировать. Как утверждает общая психология, эмоции и чувства могут быть позитивными, негативными и нейтральными. Человек проявляет их в зависимости от жизненной ситуации.

Например, к положительным эмоциям можно отнести радость, удовольствие, восторг, блаженство, к негативным – страх, грусть, печаль, горе, отчаянье, тревогу, к нейтральным – удивление, безразличие, любопытство. Что касается чувств, то положительными являются любовь, счастье, ответственность, к отрицательным относят ненависть, отчуждённость.

Нейтральные тяжело выделить, так как человек обычно принимает ту или иную сторону, узеньким мостком между которыми служит только одно равнодушие.

Кроме того, чувства бывают:

  1. Нравственными или моральными. Возникают как взаимоотношение общественных правил и поведения человека. Имеют социальный характер, бывают позитивными и негативными: патриотизм, дружба, презрение, неуважение.
  2. Интеллектуальными. Основаны на познавательной деятельности. Например, самоудовлетворение, разочарование.
  3. Эстетическими. Умение создавать или воспринимать прекрасное.

Каждое чувство и эмоция легко переходят из одной категории в другую, так как способны трансформироваться и полностью менять свой «окрас».

Что формирует чувства и эмоции

Отправную точку человеческих реакций трудно определить. Поэтому часто остаются загадкой причины, по которым возникли эмоции и чувства. В психологии картинки, показанные разным людям во время эксперимента, провоцируют и разное поведение.

Например, демонстрируя подопытным участникам фотографию с изображением огня, учёные видят абсолютно разную реакцию: у одних пламя вызывает раздражение, у других – страх, у третьих – ощущение тепла. Жизненный опыт, полученные знания формируют наше отношение к тому или иному явлению.

Понятно, если мы пережили пожар или получили сильный ожог, то созерцание огня ни с чем радостным ассоциироваться не может.

Так как чувства и эмоции – явление социальное, то они возникают в процессе жизни. Мы приобретаем их, общаясь с родителями, друзьями, коллегами, читая литературу, просматривая кино. Уже в раннем детстве нам внушают, что хорошо, а что плохо.

И если ты не испытываешь нежных чувств к тому или иному предмету, тебя считают странным или эгоистичным. Например, ещё в школе нам вбивают в голову чувство долга и любви к Родине.

Но если человек не приемлет насилие и отказывается идти на войну, чтоб защитить страну от врага, его сразу называют не патриотом, жалким трусом и предателем.

Врождённые чувства и эмоции

Не все наши ощущения формируются под влиянием общества, некоторые мы впитываем с молоком матери. Врождённые эмоции и чувства в психологии – это те, которые возникают у младенца сразу после его появления на свет.

Их очень мало, и граница между ними и приобретёнными достаточно размытая. Многие психологи утверждают, что интерес, возбуждение, радость, удивление, испуг, злость, отвращение заложены уже в генах. Остальным чувствам человека научили ему подобные. Но тут можно поспорить.

Рассмотрим, например, испуг. Нельзя сказать, что младенец сразу всего боится. Скорее всего, он приобретает это чувство в зависимости от жизненных ситуаций: раскаты грома, лай собаки, отсутствие матери.

С другой стороны, возможно, малыш уже при рождении склонен пугаться, просто определённый случай активирует эту эмоцию.

Эмоции и чувства наполняют нашу жизнь смыслом, окрашивают серые будни в яркие краски. Конечно, хотелось бы испытывать только положительные ощущения. Но, согласитесь, что без плохих нам также не обойтись. Ведь только ощутив горе и разочарование, мы умеем ценить любовь, жадно черпая от неё наслаждение и счастье.

Источник: https://www.syl.ru/article/168761/new_emotsii-i-chuvstva-v-psihologii-kratko

Эмоции человека: описание базовых, сколько всего, роль и значение

Эмоции человека: описание базовых, сколько всего, роль и значение

Вокруг эмоций и чувств человека сконцентрировано огромное количество разнообразных мифов. Связано это с тем, что люди плохо представляют себе их разнообразие и важность. Чтобы научиться правильно понимать друг друга, необходимо разобраться, какие виды эмоций существуют, и узнать их характеристики. Кроме того, нужно научиться отличать подлинные чувства от простой показухи.

Что такое эмоции и чувства?

Эмоциональная сфера человека являет собой сложное хитросплетение элементов, которые вместе позволяют переживать всё происходящее с ним и вокруг него. Состоит она из четырёх основных компонентов:

  • Эмоциональный тон – это реагирование в форме переживания, которое задаёт состояние организма. Именно оно информирует организм о том, насколько удовлетворены его текущие потребности, насколько ему сейчас комфортно. Если прислушаться к себе, то можно оценить свой эмоциональный тон.
  • Эмоции – это субъективные переживания, касающиеся ситуаций и событий, важных для человека.
  • Чувство – это устойчивое эмоциональное отношение человека к какому-то объекту. Они всегда субъективны и появляются в процессе взаимодействия с окружающими.
  • Эмоциональное состояние отличается от чувства своей слабой направленностью на объект, а от эмоции – большей продолжительностью и устойчивостью. Оно всегда запускается определёнными чувствами и эмоциями, но при этом как бы само по себе. Человек может быть в состоянии эйфории, гнева, подавленности, меланхолии и т.д.

Видео: Психология. Эмоции и чувства

Функции и виды эмоций

Эмоции в большей или в меньшей мере регулируют жизнь каждого из нас. Обычно за ними признают четыре основные функции:

  • Мотивационно-регулирующая, призванная побуждать к действию, направлять и регулировать. Нередко эмоции полностью подавляют мышление в регуляции поведения человека.
  • Коммуникативная отвечает за взаимопонимание. Именно эмоции сообщают нам о психическом и физическом состоянии человека и помогают выбирать правильную линию поведения при общении с ним. Благодаря эмоциям мы может понимать друг друга, даже не зная языка.
  • Сигнальная позволяет сообщать о своих потребностях окружающим при помощи эмоционально-выразительных движений, жестов, мимики и т.д.
  • Защитная выражается в том, что моментальная эмоциональная реакция человека способна в некоторых случаях спасти его от опасностей.

Учёными уже доказано, что чем более сложно организовано живое существо, тем богаче и разнообразнее та гамма эмоций, которую оно способно пережить.

Читайте также:  Вижу, слышу, ощущаю: секреты убедительной речи - психология

Эмоции и чувства

Кроме того, все эмоции можно разделить на несколько видов. Характер переживания (приятное или неприятное) определяет  знак эмоции – положительный или отрицательный. Также эмоции делятся на виды в зависимости от влияния на деятельность человека — стенические и астенические.

Первые побуждают человека на действие, а вторые, наоборот, приводят к скованности и пассивности. Но одна и та же эмоция может по-разному влиять на людей или на одного человека в непохожих ситуациях.

Например, сильное горе одного повергает в уныние и бездействие, а второй человек ищет утешение в работе.

Также вид эмоций определяет их модальность. По модальности выделяются три базовые эмоции: страх, гнев и радость, а остальные являются лишь их своеобразным выражением. Например, боязнь, беспокойство, тревога и ужас являются разными проявлениями страха.

Главные эмоции человека

Как мы уже говорили, эмоции обычно бывают связаны с текущим моментом и являются реакцией человека на изменение его текущего состояния. Среди них выделяется несколько главных:

  • радость – интенсивное переживание удовлетворенности своим состоянием и ситуацией;
  • страх – защитная реакция организма в случае угрозы его здоровью и благополучию;
  • волнение – повышенная возбудимость, вызванная как положительным, так и отрицательным переживанием, принимает участие в формировании готовности человека к важному событию и активизирует его нервную систему;
  • интерес – врождённая эмоция, подстёгивающая познавательный аспект эмоциональной сферы;
  • удивление – переживание, отражающее противоречие между уже имеющимся опытом и новым;
  • обида – переживание, связанное с проявлением несправедливости по отношению к человеку;
  • злость, гнев, ярость – отрицательно окрашенные аффекты, направленные против ощущаемой несправедливости;
  • смущение – переживание за произведенное на окружающих впечатление;
  • жалость – всплеск эмоций, возникающий, когда страдания другого человека воспринимаются как свои собственные.

Большинство из нас легко отличает эмоции другого по внешним проявлениям

Виды чувств человека

Чувства человека часто путают с эмоциями, но они имеют много отличий. Для возникновения чувств необходимо время, они более стойки и реже изменяются. Все их делят на три категории:

  • Моральные (нравственные или эмоциональные) чувства возникают по отношению к поведению окружающих людей или самого себя. Их развитие происходит в ходе любой деятельности и обычно бывает связано с принятыми в обществе моральными нормами. В зависимости от того, насколько происходящее соответствует внутренним установкам человека, у него появляется чувство негодования или, наоборот, удовлетворения. К этой же категории относятся все привязанности, симпатии и антипатии, любовь и ненависть.
  • Интеллектуальные чувства испытываются человеком в ходе умственной деятельности. К ним относят вдохновение, радость от успеха и стресс от неудачи.
  • Эстетические чувства человек испытывает, создавая или оценивая что-то прекрасное. Это может относиться как к предметам искусства, так и к природным явлениям.
  • Практические чувства порождает деятельность человека, её результаты, успешность или неудача.

Классификация чувств

Выделить более или менее важные чувства невозможно. Разные люди стремятся к разным чувствам и все они одинаково важны для нормальной эмоциональной жизни человека.

Зачастую именно эмоциональная сфера регулирует жизнь человека, а формируется наше состояние из эмоций и чувств. Но эмоции – это кратковременные ощущения, касающиеся определённых вещей или ситуаций, а чувства гораздо более длительны, но формируются они из эмоций. Разные их виды по-разному влияют на нашу жизнь и наши решения.

Источник: http://medvoice.ru/vidy-emocij-i-chuvstv-cheloveka/

Эмоции человека

Эмоции человека

Эмоции

Эмоции и чувства человека условно можно разделить на два вида: позитивные и негативные…

6 мая 2015

26 385 0

Роль эмоций в жизни человека чрезвычайно значительна. Эмоциональная сфера выполняет очень важную функцию – регулирует поведенческие реакции, помогает понять самого себя и другого. Именно по чувствам мы определяем, насколько приятна или нет нам та или иная ситуация, хотим ли мы становиться ее частью.

https://www.youtube.com/watch?v=yB15hNwA35A

Эмоции и чувства человека условно можно разделить на два вида: позитивные и негативные. Первые, как бы мы их не называли (радость, счастье, удовлетворение) всегда чувствуются хорошо, вызывают внутренний прилив сил.

Позитивные эмоции наполняют нас новой энергией. Во втором случае возникает потеря энергии, чувство бессилия и нежелание что – либо делать.

Негативные эмоции могут разрушить внутренний мир личности, сделать ее замкнутой или агрессивной.

Виды эмоций в психологии

  • Чувство радости способно окрылить человека, превратить его за короткое время в довольного и счастливого. Даже если радость будет длиться всего несколько минут, она полезна как для физического здоровья, так и для психоэмоционального состояния личности. Внезапная радость, открывшаяся особенно в период болезни или подавленного состояния, приносит облегчение, рождает чувство благополучия и уверенности в собственных силах. В случае ожидаемой радости она иногда воспринимается как должное, но даже тогда активизирует все оздоровительные процессы в организме. Вот почему иногда необходимо радовать себя покупкой желаемой вещи, чтобы поднять себе настроение.
  • Чувство удивления возникает в тот момент, когда внешний раздражитель оказывает на человека прежде незнакомое воздействие. Скажем, в магазине на глаза попалась красивая вещь, которой раньше не было. И вот тут же захотелось ее приобрести. В эмоциональной сфере происходит сцепление эмоций удивления, восторга и радости от того, что имеется возможность эту вещь купить. Личность удивляется всему незнакомому, причем данная эмоция может вызывать как положительные, так и отрицательные чувства.
  • Чувство счастья можно назвать полнотой радости и предельной положительной эмоцией человека. Испытав счастье, личность никогда не перепутает ее с другими эмоциями. Счастье может быть как мимолетным состоянием, так и сопровождать человека на протяжении довольно длительного времени. Чем более целостной является сама личность, тем проще ей самостоятельно поддерживать у себя состояние душевного подъема, энтузиазма, высшего удовлетворения.
  • Гнев является первой разрушительной эмоцией человека. Чувству гнева, безусловно, подвержен каждый из нас, и в этом нет ничего предосудительного. Гораздо опаснее держать такую эмоцию внутри – она может подчинить себе и разрушить даже самую устойчивую психическую организацию. Что делать с неконтролируемым приступом гнева? Безусловно, дать ему выход. Не обязательно выплескивать претензии оппоненту в лицо. Если вы дорожите отношениями или просто не можете выразить чувства напрямую, существует множество способов. Например, можно  написать письмо воображаемому адресату, но не отправлять его. В наш век информационных технологий не составит большого труда набрать длинный текст на компьютере, а потом безболезненно его удалить. Нельзя замалчивать гнев, подавлять его длительное время, если не хотите образования нарывов на коже и любых воспалительных процессов.
  • Страх способен вывести из равновесия даже самого спокойного человека. Чувство страха, чаще всего, формируется из – за неуверенности в себе или возникающей ситуации, которую личность не может контролировать. Каковы симптомы страха? На физическом плане это влажные ладошки, учащенное сердцебиение, заикающийся голос, расширенные от ужаса зрачки. На душевном уровне человек чувствует неуверенность, которая начинает увеличиваться с нарастающей силой. Если со страхом ничего не делать, он становится неконтролируемым. Прекрасно помогает побороть это чувство признание собственных эмоций, подтверждение, что они имеют право на существование и открытое их признание. Дальнейшее выстраивание перспектив по поводу улучшения ситуации, вызывающей панику, как правило, происходит гораздо мягче и действеннее.
  • Горе характеризуется повышенной подвижностью нервной системы и ее утомляемостью от сильных, изматывающих переживаний. Состояние горе возникает при переживаниях серьезных жизненных потрясений, будь то утрата близкого человека или разочарование в собственных способностях. Горе необходимо проживать и переживать, иначе оно не пройдет само по себе. Чтобы работа горя была более эффективной, необходимо помнить о том, что свои чувства нельзя скрывать: необходимо их признавать хотя бы оставшись наедине с собой. Если имеется возможность, лучше довериться родному человеку и проговаривать ему все, что наболело в душе до полного облегчения.
  • Уныние часто возникает от скуки или от кажущейся невозможности исправить тревожащую ситуацию. Находясь в этом чувстве, человек не ощущает сильной боли, однако, не может прийти в состояние радости, гармонии. Уныние часто сопровождается разочарованием и частичной потерей интереса к жизни.
  • Вина характеризуется осознанием своей неправоты и желанием исправить былую картину прошлого. Так как это не всегда возможно по объективным причинам, человек впадает в сильную тоску и нередко начинает избегать всего, что связано с напоминанием ему этого события.
  • Зависть связана с ложным чувством превосходства над другими людьми и сильной обидой из – за кажущейся невозможности иметь то, что есть у других. На самом же деле личность просто подавляет в себе конструктивные способы к тому, чтобы почувствовать себя лучше. Как  победить зависть? Нужно научиться быть честным с собой, радоваться удачам близких и друзей.
  • Обида является самой разрушительной из всех вышеперечисленных эмоций. Это чувство способно длительное время накапливаться внутри человека и в какой – то момент давать эффект эмоционального «взрыва». Чтобы избавиться от обиды, необходимо осознавать ее истоки и иметь искреннее желание простить своего обидчика.

Функции эмоций в психологии

Эмоции человека выполняют ряд важных функций, которые помогают  вести полноценную жизнь и своевременно реагировать на происходящие события.

  • Оценочная функция призвана обеспечить формирование впечатления от общения с другим человеком или в результате наблюдения за  каким – либо явлением. Хотим мы того или нет, но всегда подсознательно даем субъективную оценку всему, что с нами происходит. Иногда бывает довольно сложно заставить себя обойтись без «наклеивания ярлыков».
  • Мобилизационная функция эмоций заключается в возможности активизировать внутренние силы организма для того, чтобы преодолеть преграду или решить важную задачу. Известно, что при сильном стрессе человек мобилизует свои внутренние ресурсы. В этот момент кажется, что открывается «второе дыхание». На самом деле, организм человека перестаивается и начинает работать в режиме стрессовой ситуации. В эти минуты мы можем сделать гораздо больше, чем в обычной повседневной жизни. Однако такой повышенный расход энергии имеет и обратную сторону: после разрешения всех трудностей, нередко ощущается сильная усталость, которую уже невозможно игнорировать и не замечать.
  • Компенсирующая функция представляет собой способность человека опираться на собственные чувства в тех ситуациях, когда он не может составить полноценный прогноз будущих событий. Так, в стрессовых моментах мы способны сами себя успокаивать, мотивируя это тем, что «сегодня удачный день и поэтому все сложится хорошо»
  • Коммуникативная функция проявляется в том, что окружающие люди обладают способностью без труда различать и замечать эмоции тех, кто находится с ними рядом. Только человек умеет сопереживать своему близкому настолько, что начинает чувствовать его боль, примерять на себя ситуацию, которая вызвала состояние дисбаланса и морального угнетения.
  • Функция дезорганизации находит проявление в том, что под влиянием стресса у человека может ухудшиться работоспособность, снизиться качество удовлетворения жизнью. Любой стресс вносит свой вклад в душевное состояние личности, отнимает много энергии. В малом количестве состояние внутренней мобилизации помогает справиться с трудностями, а в больших объемах выбивает человека из привычной колеи.

Эмоции в психологии занимают одно из основных мест. Без них любое взаимодействие между людьми сделалось бы невозможным.

Управление эмоциями

Проявление  эмоций на самом деле отнимает много сил: и физических, и моральных.  Поэтому так важно уметь управлять собственными чувствами и даже уметь их контролировать.

Это не значит, что нужно учиться подавлять негативные чувства и не давать им выход.

Дело в том, что в жизни каждого из нас время от времени возникают ситуации, когда требуется собрать волю в кулак и действовать, несмотря на эмоции. Тогда и могут пригодиться следующие советы.

Отделяйте себя от ситуации

Нередко человек настолько погружается в собственные переживания, что начинает чувствовать себя источником своей внутренней боли. Ему кажется, словно он с ней «сроднился», сделался частью происходящего.

На самом деле это состояние означает, что эмоции накрыли личность с головой и их слишком много. Он попросту не справляется с ними. В такие моменты крайне важно уметь отвлекаться от происходящего, переключать свое внимание.

Как это сделать? Можно выполнить несколько физических упражнений, которые вам нравятся больше всего или побеседовать со знакомым.

Но здесь необходимо помнить следующее: кому – то во время стрессовой ситуации хочется делиться своими мыслями, а другому крайне необходимо находиться в тишине. Возможно, вашего спутника будут раздражать разговоры в тот момент, когда он сам нервничает.

Что бы ни происходило, знайте, что вы от этого не перестаете существовать как личность. Ваше внутреннее «я» останется целостным, не будет потеряно, если вы сможете абстрагироваться от случившегося и начнете искать ресурсы внутри себя. А эти силы всегда имеются.

Сохраняйте  спокойствие

У каждого из нас время от времени возникают случаи, когда события меняют привычный ритм жизни. Нам кажется, что происходит что – то из ряда вон выходящее, с чем мы не в состоянии адекватно справиться.

Читайте также:  Личностно-психологический подход - психология

Между тем, это ошибочное предположение и оно является большим заблуждением. Сложно сохранять разумный взгляд на вещи, когда ситуация выходит из – под контроля.

Несданный экзамен, незапланированные расходы, болезнь близкого человека —  все это лишает нас моральных и физических сил. Как же справиться с этим напряжением?

В любом случае нужно стараться сохранять спокойствие и удерживать возле себя позитив. Как вариант, можно постараться подумать о чем – то приятном и светлом. Что приносит вам радость? Вспомните вашего домашнего питомца, какой он забавный и ласковый. Мысленно погладьте мягкую шубку вашего кота или собаки. Через какое – то время вы неизменно почувствуете заметное облегчение.

Позвольте себе побыть слабым

Сегодня множество людей опасаются показывать окружающим свои истинные чувства, полагая, что тем самым продемонстрируют всем свою слабость. Но роль эмоций  как раз и заключается в том, чтобы снижать разрушительное действие негативных установок и освобождаться от накопленных обид, гнева, разочарований, неудач. Иногда нужно позволять себе проявлять чувства.

Если стесняетесь делать это на людях, то хотя бы отбросьте всякие предубеждения по поводу близких людей. Чем естественнее вы будете себя вести в окружении домашних, тем проще и легче вам будет с незнакомыми людьми и сослуживцами. Запомните, слезы не есть синоним слабости.

Скорее, они означают, что у вас имеются невысказанные чувства и слова, которые хотят быть озвучены.

Таким образом, эмоции и чувства в психологии занимают ведущую позицию среди всех систем и позволяют человеку своевременно избавляться от пережитых мгновений.

Эмоциональная сфера участвует  в процессе проживания всего, что происходит с личностью, поэтому ее никак нельзя игнорировать.

Если постоянно «замалчивать» свои чувства, то в один прекрасный момент произойдет «взрыв» и тогда человек наговорит много больше, чем мог бы сказать.

Источник: http://psyh.info/psihologiya-lichnosti/emotsii/emotsii-cheloveka.html

Человеческие эмоции и чувства в психологии

Как много людей испытывают душевные волнения, не осознавая их, а просто переживая и ощущая. Однако, не понимая, что испытываешь, трудно управлять чувствами, мыслями, действиями и поступками, которые они вызывают.

Даже очень сильные положительные, но неконтролируемые переживания оказываются для организма стрессом и серьезным испытанием, что и говорить об отрицательных чувствах.

Научившись осознавать, понимать и контролировать усилием воли свои душевные волнения, можно сделать жизнь гармоничнее и счастливее.

Определение чувств и эмоций

Яркие эмоции и сильные чувства, захватывая сознание и руководя им, не оставляют разуму шансов проконтролировать ситуацию.

Именно поэтому вплоть до середины XIX века (периода активного развития и революционных открытий в естествознании и становления науки психологии) чувственные переживания и разум противопоставлялись друг другу как два принципиально разные способа взаимодействовать с миром.

Сегодня считается, что душевные переживания человека – чувства, эмоции, настроения, аффекты, страсть и стресс – дополняют мыслительную деятельность и регулируют поведение. В экстремальных и новых ситуациях эмоции заменяют мышление. Когда человеку некогда размышлять, когда от скорости реакции зависит жизнь и здоровье, эмоции «спасают», руководя поведением на бессознательном уровне.

Ученые расходятся во мнении о том, чем отличаются чувства от эмоции и определяют их по-разному. Некоторые переживания сложно классифицировать как чувство или эмоцию, так как грань между ними бывает очень тонкой.

Если придерживаться мнения о том, что чувства – это эволюционно развитые и социально обусловленные высшие эмоции, то каждое чувство можно будет определить как комплекс эмоциональных переживаний, который связан с каким-либо объектом (предметом, поступком, событием,  человеком, животным). Чувства всегда имеют предметную определенность.

Чувства – не врожденные, а развитые, «выученные» переживания. Они развиваются потому, что человек живет в социуме, среди представителей человеческого рода, воспитывается и обучается.

Предполагается, что чувства как высшие эмоции присущи и некоторых животным. В частности, доказано, что человекообразные обезьяны умеют сопереживать и сочувствовать своим сородичам. А ведь эти чувства определяются как возвышенные и благородные.

Человеческие чувства появляются и исчезают, меняется их интенсивность, тон, значимость. Одно и то же чувство может быть стимулом, мотивировать к совершению поступков, а через время потерять эту функцию. Одно и то же чувство, испытываемое к разным людям фактически разные чувства.

Чувства бывают:

  • возвышенными (например, любовь, эмпатия) и низменными (например, ненависть и зависть);
  • гармоничными (положительные или отрицательные) и амбивалентными (включают и отрицательные и положительные эмоции);
  • предметными (к неодушевленным предметам) и межличностными (к людям).

Эмоции – ситуативные и беспредметные ощущения. К примеру, испуг всегда выражается одинаково. Чего бы ни испугался человек, он вздрагивает, вскрикивает, отстраняется от пугающего объекта.

Еще одно значительное отличие эмоций от чувств в том, что их очень трудно контролировать. Чувствами легче управлять, несмотря на то, что они сложнее и богаче по содержанию.

Для чего нужны переживания

Эмоции – врожденные положительные или отрицательные переживания, связанные с удовлетворением потребностей. Если потребности удовлетворяются и организм функционирует нормально, человек испытывает положительные потребности, если нет – отрицательные.

Эмоции – это сигнал о том, что все в порядке и о том, что что-то не так, если есть реальная угроза или потенциальная опасность. Грубо говоря, эмоции – это душевная реакция на внешние или внутренние раздражители. В этом суть первой, сигнальной функции эмоций.

Следующая функция определяется как защитная. Эмоции призваны защищать человека от угроз.

Например, такая сильная негативная эмоция, как страх, часто воспринимается людьми как переживание, мешающее нормально жить. Но так можно сказать только о преувеличенных и необоснованных страхах.

Изначально страх оберегает человека, не позволяя ему вступить в контакт с опасным явлением или объектом.

Эмоции мобилизуют организм, задействуют его резервные силы и потенциал, волнуют, вдохновляют и побуждают на защиту личности.

Мотивационная функция в большей степени присуща чувствам, нежели эмоциям. Чувства побуждают действовать в определенном направлении относительно объекта переживаний. Так, испытывая дружескую симпатию, человек стремится помочь другу, поддержать, оказать услугу и так далее.

Эмоции также регулируют поведение, а в стрессовых ситуациях и вовсе заменяют мыслительный процесс. Регуляционная функция эмоций сводится к тому, что они либо способствуют прекращению деятельности, либо, напротив, стимулируют ее.

То, как индивид выражает (или не выражает) свои чувства и эмоций по отношению к собеседнику, позволяет сделать вывод об отношениях между людьми.

Кроме того, посредством чувств и эмоции от человека к человеку передается информация, в том числе и на невербальном уровне. В этом коммуникативная функция чувств и эмоций.

Душевные волнения, которые можно заметить, всегда правдивее слов, так как они плохо контролируются и выражаются спонтанно.

https://www.youtube.com/watch?v=u5lvC2Jxblk

Истинные эмоции видны по физиологическим реакциям тела (пот, покраснение кожи, расширение зрачков), мимике, пантомимике, в жестах и позах.

Даже если собеседник не понимает языка тела, на подсознательном уровне эти невербальные сигналы воспринимаются им. Человек говорит: «Я не знаю точно, но чувствую, что мне лгут» или «Что-то мне подсказывает, что я нравлюсь собеседнику».

Весь накопленный опыт жизни обрабатывается на подсознательном уровне за долю секунды, рождая интуитивные знания.

К сожалению, среди всего многообразия человеческих переживаний, не все люди могут назвать и дюжины их. Знание того, что такое эмоции и чувства, как они влияют на внутренний и внешний мир, развивает осознанность личности и способность контролировать свою жизнь.

Основные человеческие эмоции: страх, радость, вина, гнев, удивление, интерес, отвращение, презрение.

Некоторые человеческие чувства: любовь, симпатия, ненависть, разочарование, ревность, лень, эмпатия, совесть, тревога, гордость, чувство прекрасного, чувство долга, чувство уверенности в себе и другие.

Ждем Вашей оценки

Источник: https://ourmind.ru/chelovecheskie-emocii-i-chuvstva-v-psixologii

Эмоции. Основные функции и виды эмоций

Эмоции. Основные функции и виды эмоций

Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.

К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше настроиться на совместную деятельность и общение.

Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление.

Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом.

Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего.

Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности.

Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя » и направляя ее.

Функции эмоций

Однако уже Ч. Дарвин говорил о биологической целесообразности эмоций. По некоторым данным человек является самым эмоциональным среди представителей животного мира. и развития человечества. Рассмотрим наиболее часто обсуждаемые в психологической литературе функции эмоций.

Функция оценки. Эмоция дает возможность мгновенно оценить смысл изолированного раздражителя или ситуации для человека. Эмоциональная оценка предшествует развернутой сознательной переработке информации и поэтому как бы «направляет» ее в определенное русло.

Все знают, как важно первое впечатление, которое мы производим на нового знакомого. Если первое впечатление от человека благоприятное, то в дальнейшем достаточно сложно разрушить возникшую позитивную настройку восприятия («Все, что делает этот приятный человек, – хорошо!»).

И, наоборот, «реабилитировать» в своих глазах человека, который почему-то показался нам неприятным, удается с трудом.

Функция мобилизации.

Мобилизующая функция эмоций проявляется, в первую очередь, на физиологическом уровне: выброс в кровь адреналина при эмоции страха повышает способность к бегству (правда, чрезмерная доза адреналина может привести и к обратному эффекту – ступору), а понижение порога ощущения, как составляющая эмоции тревоги, помогает распознать угрожающие стимулы. Кроме того, феномен «сужения сознания», который наблюдается при интенсивных эмоциональных состояниях, заставляет организм сосредоточить все усилия на преодолении негативной ситуации.

Функция следообразования. Эмоция часто возникает уже после того, как то или иное событие завершилось, т.е. тогда, когда действовать уже поздно. По этому поводу А.Н.

Леонтьев замечал: «В результате аффекта, характеризующегося ситуацией, из которой, в сущности, уже поздно искать выход, создается своеобразное настораживание по отношению к возбуждающей аффект ситуации, т.е.

аффекты как бы метят данную ситуацию… Мы получаем предупреждение».

Согласно формулировке С.Л. Рубинштейна, «эмоции являются субъективной формой существования потребностей».

Современный человек весьма изощрен по части мотивировок своего поведения, однако именно эмоции открывают ему (и окружающим) истинные мотивы. Во время осуществления деятельности динамика эмоций сигнализирует об ее успешности или препятствиях.

Например, при интеллектуальной деятельности эмоциональная «ага-реакция» предвосхищает еще не осознанное субъектом нахождение решения задачи.

Функция компенсации информационного дефицита. Описанная выше оценочная функция эмоций особенно полезна в том случае, когда нам не хватает информации для рационального принятия решения.

Эмоции обладают совершенно экстраординарным значением в функционировании живых организмов и вовсе не заслуживают того, чтобы их противопоставляли «интеллекту». Эмоции, скорее всего, сами представляют высший порядок интеллекта. Другими словами, эмоция является своеобразным «запасным» ресурсом для решения задач.

Возникновение эмоций как механизма, компенсирующего дефицит информации, объясняет гипотеза П.В. Симонова.

Возникновение положительных эмоций усиливает потребности, а отрицательных – снижает их интенсивность.

Когда человек оказывается в ситуации информационного дефицита и не в состоянии сделать какой-либо прогноз, он может «опереться» на эмоцию – получить «эмоциональный аванс».

Функция коммуникации. Экспрессивный (выразительный) компонент эмоций делает их «прозрачными» для социального окружения. Выражение некоторых эмоций, например боли, вызывает пробуждение альтруистической мотивации у других людей.

Например, матери легко отличают плач детей, вызванный болью, от плача по другим причинам и быстрее спешат на помощь. Известно, что эмоции обладают «заразительностью».

«Заражение» эмоциональным состоянием происходит именно потому, что люди могут понять и примерить на себя переживания другого человека.

Для того чтобы содержание эмоции было верно истолковано окружающими, эмоции должны выражаться в конвенциональной (т.е. понятной всем членам общества) форме. Отчасти это достигается врожденными механизмами реализации базовых эмоций.

Функция дезорганизации. Интенсивные эмоции способны нарушить эффективное протекание деятельности. Даже аффект оказывается полезен, когда человеку необходимо полностью мобилизовать свои физические силы. Однако длительное действие интенсивной эмоции обусловливает развитие состояния дистресса, который, в свою очередь, действительно приводит к расстройству поведения и здоровья.

Читайте также:  Конфликтная ситуация - психология

Виды эмоций

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его.

Эмоции — это очень сложные психические явления. К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.

Чувства — продукт культурно-исторического развития человека. Они связаны с определенными предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться.

Аффект — наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектами называют интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки.

Примерами аффекта могут служить сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние.

Эта эмоциональная реакция полностью захватывает психику человека, соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными, образуя единый аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом.

Одна из главных особенностей аффекта состоит в том, что данная эмоциональная реакция неодолимо навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности. Он перестает себя контролировать и даже может не осознавать того, что делает.

Это объясняется тем, что в состоянии аффекта возникает чрезвычайно сильное эмоциональное возбуждение, которое, затрагивая двигательные центры коры головного мозга, переходит в двигательное возбуждение. Под действием этого возбуждения человек совершает обильные и часто беспорядочные движения и действия.

Бывает и так, что в состоянии аффекта человек цепенеет, его движения и действия совсем прекращаются, он словно лишается дара речи.

Страсть — еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета.

Объектом страсти может стать человек. С.Л. Рубинштейн писал, что “страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель…

Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели”.

Источник: http://www.psyworld.ru/for-students/cards/general-psychology/978-2010-11-30-15-13-16.html

Чувства и эмоции. Как человеку управлять ими

The article is devoted to the issue date, human feelings and emotions. Whethera personisabletocontrolthem.

Эмоции и чувства — это то, без чего наша жизнь не была бы такой интересной и наполненной впечатлениями. Каждый день мы переживаем множество чувств и эмоций, такие как: радость, гнев, уныние, злость, страх, любовь, удовольствие. Они имеют главное место в жизни каждого человека. Общаясь с людьми, можно заметить, что каждый человек по — разному проявляет эмоции, и делится своими чувствами.

Эмоции и чувства делятся на огромное множество видов, причем жесткий их перечень не определяет ни психология, ни физиология. А причин такого разнообразия кроется в том, что природа многих эмоций и чувств носит исключительно социальный характер [1, с.2].

Развитие общества обуславливает возникновение новых эмоций, либо эмоции приобретают иное значение. Так, человек не ощущает при рождении многие эмоции и чувства, потому что они приобретаются им уже в ходе социализации, которая происходит в семье, среди друзей и даже посредством СМИ.

Из всех этих источников информации и социализации человек черпает необходимые ему сведения: какая ситуация может вызвать ту или иную эмоцию, что чувствуют люди при наступлении каких–либо событий и так далее.

А если человеком по каким–то причинам не испытывается определенная гамма чувств и ощущений при наступлении конкретного на то повода, то остальные люди начинают приписывать человеку такие характеристики, как по меньшей мере, странность, экстравагантность или даже эгоизм и бесчувственность.

Однако социально обусловленные эмоции параллельно существуют с врожденными эмоциями, которые присутствуют у человека с самого его рождения.

Некоторыми специалистами к врожденным эмоциям также относят и те, которыми человек еще не обладает при рождении, но появление, которых у него происходит через некоторое время, так как социальный фактор и обучение родителями хотя и присутствуют, но не играют большой роли.

Список таких эмоций крайне мал и ни учеными, ни психологами не было найдено единого компромисса в том, какие именно эмоции сюда должны относиться.

Многие придерживаются мнения, что наличие радости — довольства, интереса — возбуждения, удивления — испуга, гнева — злости, отвращения, страха у нас заложено с самого младенчества — то есть, такие эмоции — врожденные, а все, что к ним не относятся — приобретенные.

Психология рассматривает несколько теорий, которые объясняют причины возникновения разнообразных эмоций. Еще опубликованная в 1872 г. книга «Выражение эмоций у человека и животных» Ч. Дарвина, содержит характеристику эволюционного пути, по которому развиваются эмоции.

Путем сопоставления эмоциональных проявлений у людей и животных, им был сделан вывод о том, что совокупность выразительных движений человека, связанных с эмоциями, является эволюционно значимой и представляет собой рудименты (остатки) ранее целесообразных реакций, которые были выработаны в ходе борьбы за существование [2, с.4].

Американским психологом У. Джемсом идатским анатомом КГ. Ланге была выдвинута периферическая теория эмоций, за основу которой была взята парадоксальная идея, которая определяла эмоции в качестве результата физиологических изменений в различных системах.

В соответствии с данной теории человек смеется не по причине того, что ему смешно, а наоборот — ему смешно, потому что он смеется. То есть, конкретное действие, выражающее эмоцию, детерминирует ее.

Когда мимика произвольно изменяется, это приводит к непроизвольному возникновению самой эмоции [3, с.4].

Интересная гипотеза касательно причин возникновения эмоций у П. В.Симонова. По его мнению, появление эмоций обуславливает недостаток или избыток сведений, которые необходимы для того, чтобы удовлетворить потребность в информации.

Степень эмоционального напряжения зависит от силы такой потребности и величины дефицита информации, которая необходима для достижения определенной цели. В нормальной ситуации ориентация поведения человека опирается на сигналы высоковероятных событий, т. е. на то, что чаще встречалось в прошлом.

Благодаря этому поведение человека в большинстве случаев бывает адекватным и приводит к достижению цели.

В условиях, где присутствует полная определенность достижение цели может происходить и без помощи эмоций: когда человек достигнет такую цель, в достижении которой изначально был уверен, ее достижение может не вызвать у него ни радости, ни торжества.

Однако в неясных ситуациях, при отсутствии точных сведений для организации поведения по удовлетворению потребности, необходима другая тактика реагирования на сигналы. При недостатке сведений, необходимых для достижения цели, по мнению П. В. Симонова, возникают отрицательные эмоции. Например, возникновение и развитие эмоции страха происходит при недостатке сведений, которые необходимы для защиты [4, с.4].

Эмоции являются быстрыми и короткими элементами чувств. Чувства представляют собой более длящуюся и более устойчивую основу вспыхивающих эмоций. Эмоции — это совокупность конкретных ощущений, которые в данный момент может переживать человек. Эти ощущения связаны с положительным или отрицательным отношением человека к различным объектам. У эмоций есть свои основные функции:

  1. Сигнальная. Эмоции, возникновение которых обуславливают какие–либо потребности.
  2. Регуляторная. На основе эмоций поведение человека соответствует определенной ситуации, то есть, человек ведет себя адекватно установленным нормам, которые являются применимыми для общества. Также с помощью эмоций человек оценивает различные ситуации.
  3. Мотивационная. Эмоции являются своеобразным «стартом», сигналом к тому, что человеку необходимо начинать действовать.

Однако, несмотря на ключевое значение эмоций в жизни человека, большинство людей не только не умеют, но и не стремятся научиться понимать свои и чужие эмоции [5, с. 1].

Эмоции и то, насколько мы хорошо можем их контролировать, влияют на нашу жизнь. Крайне важно при принятии серьезных решений находиться в состоянии уравновешенности, ведь если человек находится в слишком возбужденном состоянии, он рискует сделать неадекватный выбор, который не сделал бы, будучи в спокойном состоянии, и о котором после пожалеет [6, с.3].

Однако это совсем не означает, что человек должен сдерживать свои негативные эмоции, более того, это чревато еще большими негативными последствиями, так как когда человек долго сдерживается, он испытывает колоссальный стресс и рано или поздно при малейшем внешнем воздействии отрицательные эмоции вырвутся наружу с еще большей силой. Однако не лучше и то, когда человек постоянно буквально «плещет» наружу свои эмоциями, так как подобные люди очень часто впадают в состояние аффекта, что также может повлечь наступление вредоносных последствий.

Чувства человека часто путают с эмоциями. Для того, чтобы возникли чувства необходимо время, они являются более стойкими и реже подлежат изменениям. В зависимости от характера отношения человека к различным объектам социальной среды выделены основные виды высших чувств: моральные, практические, интеллектуальные, эстетические.

Моральные чувства человеком испытываются по отношению к обществу, другим людям, а также к самому себе, посредством таких чувств как патриотизм, дружба, любовь, совесть происходит регулирование межличностных отношений [7, с. 6].

Практические чувства, это чувства, связанные трудовой и другими видами деятельности человека. Их возникновение происходит в процессе деятельности в связи с ее успешностью или не успешностью.

Позитивные практические чувства — это трудолюбие, приятная усталость, чувство увлеченности работой, удовлетворенность от выполненного дела.

Если у человека доминируют негативные практические чувства, то им труд воспринимается как каторга [8, с. 6].

Определенные виды труда, учение, некоторые игры требуют интенсивной умственной деятельности. Процесс умственной деятельности сопровождается интеллектуальными эмоциями. Если они приобретают качества стабильности и устойчивости, они проявляются в качестве интеллектуальных чувств: проявление любознательности, радости открытия истины, удивления, сомнения [9, с. 6].

Совокупность чувств, которые проявляются у человека в процессе восприятия и создания прекрасного в жизни и в искусстве, называются эстетическими.

Воспитание эстетических чувств происходит посредством приобщения к природе, любованием лесом, солнцем, рекой и т. п.

Для постижения законов красоты и гармонии детям полезно рисовать, заниматься танцами, музыкой и другими видами художественной деятельности.

Выделить более или менее важные чувства невозможно. Разные люди стремятся к разным чувствам и все они одинаково важны для нормальной эмоциональной жизни человека.

Эмоции и чувства хотя и являются разными категориями, однако они во многом схожи. А вот процессы — чувствовать или эмоционировать — разные. Даже в каком-то смысле — противоположные.

Эмоциями определяется качество нашей жизни. Их проявление происходит в большинстве сфер нашей жизни — в трудовой деятельности, в дружеском общении и семейной жизни.

Эмоции имеют важное значение, вплоть до того, что оказывают самое непосредственное влияние на нашу жизнь и могут как навредить, так и спасти, могут спасти нам жизнь, но они могут и причинить нам серьезный вред.

Под влиянием эмоций человек может совершить различные действия, и он может быть уверен в том, что совершает их вполне обоснованно, но может быть и так, что он совершит вред себе и другим, о чем потом будет раскаиваться.

Поэтому надо помнить, что эмоции не только помогают нам чувствовать и лучше воспринимать окружающий мир, понимать других людей, но могут и навредить, если жить только ими н не контролировать их.

Эмоции для человека важный элемент, посредством которого он воспринимает окружающий мир, поэтому в эмоциях важно не переусердствовать, но и не разучиться чувствовать, так как если человек живет только рациональным мышлением, он не может видеть всей картины развития событий. Если один человек перестает чувствовать другого, то это очень негативно влияет на их взаимоотношения, то, что один считает заботой, для другого может казаться грубым вмешательством в личное пространство. Для изучения психологии эмоций требуется много времени, однако можно научиться воспринимать и понимать самые базовые эмоции людей на бытовом уровне, и уметь их вовремя скорректировать [10, с.5].

Современный мир — это сложное испытания для нас и наших эмоций, так как человек практически постоянно подвержен стрессам и переживаниям, а они влияют на нашу нервную систему, и иногда человеку сложно контролировать свои эмоции, но важно научиться не контролировать, а управлять эмоциями, преобразовывая их в позитивное русло. Научившись этому, человек не только улучшить свое настроение и здоровье, но и «раскрасит» свою жизнь, станет более счастлив и радостен, ему станет гораздо более интереснее жить.

Литература:

Источник: https://moluch.ru/archive/123/33939/

Ссылка на основную публикацию