Определите своего критика — психология

Психология. Что необходимо знать о критике

Зачастую мы можем наблюдать, как люди критикуют или же напротив, сами становятся объектом для критики. Так откуда же у людей берётся потребность критиковать? Есть ли какой либо прок в критике? Что такое позитивная критика? Каково воздействие критики на психику?

Существуют несколько способов выражения критики: устная, письменная и наконец с помощью действий. Критика определяется как выявление и демонстрация различных недостатков, положительных и отрицательных сторон человека или же объекта. С моральной точки зрения, критика может быть позитивной или негативной. Принимая во внимание эти факторы, различным будет и воздействие критики.

Что заставляет человека критиковать?

Критика может оказаться полезной и способствовать развитию, и совершенствованию, как личной, так и общественной жизни, в случае когда на ошибки указывают с добрым намерением. Такую критику можно отнести к позитивной, она преследует своей целью исправление ошибок.

Люди предпочитающие негативную критику, спустя некоторое время приобретают привычку во всём видеть только отрицательные качества. Основой для негативной критики могут послужить личные интересы, эмоции, зависть и соперничество.

В подобных случаях отсутствует доброе намерение и желание исправить ошибку или решить проблему. Обе стороны от такой критики получают только вред.

Искреннее желание помочь, непредвзятая оценка и отсутствие личных соображений, нередко избавляют от разрушающей критики, но следует тонко чувствовать когда будет уместна критика и в какой форме её необходимо подать.

В современном мире, мы можем наблюдать, как многие уважаемые лица подвергаются разрушающей критике по телевидению, в печати и на радио. В ходе различных дискуссий можно услышать массу критических замечаний в адрес оппонента, преследующих одну единственную цель — нанести моральный и материальный вред. Подобная тактика наносит невосполнимый урон общественной жизни и её необходимо искоренить.

На манер Западного общества, у нас развивается индивидуализм с чрезмерным эгоизмом. В таком обществе, люди пытаются унизить других, чтобы не оказаться униженным самому. Подвергая разрушительной критике окружающих, люди стараются защитить свои интересы, чтобы преуспеть. В результате процветает самодовольство и эгоизм, увеличивающие негативную критику.

Для разрушающей критики характерно отсутствие эмпатии и сочувствия к оппоненту. Человек же обладающий способностями к пониманию и сочувствию в меньшей степени подвержен проявлению разрушительной критики.

Люди, склонные замечать отрицательные качества и пессимисты, в  большей мере расположены к поиску недостатков во всех и вся. Склонность покритиковать возрастает и у людей чувствующих себя несчастными и неудовлетворёнными, при это сами они, могут и не замечать своего состояния. Таким людям требуется помощь от окружающих.

К примеру в течение игры, ребёнок с пессимистическим настроем, может воспринять любое высказывание товарищей в свой адрес, как попытку обидеть его. Чтобы защитить себя,он станет их критиковать и решит, что его не любят. Близкие ему люди, должны проявить внимание и заботу в этом случае.

Замечено, что люди чрезмерно старающиеся достичь во всём совершенства, так же склонны всех оценивать. Желая устранить все ошибки они выносят их на суд окружающих и усугубляют этим стрессовое состояние объекта своей критики.

Например, родители стремящиеся к совершенству, могут потребовать от ребёнка, чтобы он учился только на пятёрки.

С большой долей вероятности, подобные ожидания ребёнок не сможет оправдать, что может вызвать у него стресс и помешает раскрытию его лучших качеств.

На подсознательном уровне критик полагает: «Мои знания и умения куда лучше!». Отталкиваясь от этой мысли, он ищет изъяны у людей или событий. Находя недостатки, такой человек, как бы доказывает, что знает и умеет гораздо больше, чем его оппонент. Подобная критика постепенно ведёт к росту самовлюблённости и эгоизму, и приобретает разрушающую силу.

Бывает, что к критике прибегают чтобы скрыть свои ошибки. Подобные ситуации можно часто встретить в организациях. Критикующий думает, что если он будет находить недостатки в работе окружающих он укрепит свой авторитет, одновременно скрыв свои ошибки.

Если такую тактику используют в семье, это может привести к ссорам между её членами. Человек, который оценивает всех и всё с негативной точки зрения, часто испытывает сомнения и пребывает в стрессе.

Распространяя отрицательную энергию на окружающих, такой человек в конце концов оказывается в изоляции.

Как чувствует себя критикуемый?

Перед тем как дать оценку, следует понимать, что все произносимые слова будут отражаться от критикуемого и это отражение может быть, как позитивным, так и негативным.

Подумайте, какое влияние окажет критика на человека и его действия в последствии, какую пользу и для кого несёт ваша критика.

Учитывайте и то, что если вам не удастся сформулировать оценку с позитивным настроем, критика может причинить вред оппоненту.

В основном критика вводит в состояние стресса критикуемого и это в последствии может привести к ухудшению отношений между людьми. Отмечено, что человек, который подвергает всё разрушающей критике чувствует себя одиноким даже в семье. Окружающие сторонятся таких людей так как получают всегда негативные оценки.

Вместе с критикой у собеседника иногда возникает чувство отверженности. Человек, который постоянно выслушивает критику в свой адрес чувствует себя неудачником и его самооценка становиться заниженной.

В таких условиях у него нарастает беспокойство и он находясь в состоянии постоянного стресса совершает всё больше ошибок.

В свою очередь, человек часто совершающий ошибки, получает больше негативной критики.

Критика способна привести человека к потере активности и смелости или к нарастанию раздражения. Человек получающий изо-дня в день отрицательные оценки становится робким, если же критикуемый проявляет озлобленность, дальнейший диалог с ним становится невозможен.

Несмотря на наличие достойных качеств, по непонятным причинам внимание заостряется только на его промахах и ошибках. Когда постоянно игнорируют сильные стороны критикуемого, их количество со временем уменьшается, ведь если садовник станет уделять внимание только сорнякам, то сад вскоре одичает. Человек постоянно подвергаемый критике чувствует себя несчастным и может замкнуться в себе.

Позитивная критика — это как?

Оцеивая человека или какой-либо объект, особое внимание стоит уделить тону с которым мы это делаем. Извлечёт ли оппонент пользу из нашей критики в большей степени зависит от намерений критика, которые легко понять через используемые слова и стиль изложения оценки.

Избегайте резких выражений, которые могут спровоцировать собеседника, постарайтесь как можно мягче указать на ошибки и ваша критика будет позитивной и конструктивной. Так мы сможем расположить оппонента, чтобы он извлёк максимальную пользу из нашего мнения. В противном случае мы рискуем оттолкнуть от себя критикуемого и он просто станет невосприимчив к нашим доводам.

Если критикуя исходить из того, что объект недостаточно хорош и обладает недостатками, мы получим субъективную критику. В случае же если наша критика будет строится на общепринятых стандартах и критериях, мы можем добиться объективной критики.

К примеру если выстроить речь используя фразы «я полагаю», «как мне кажется», «моё мнение», то высока вероятность, что критикуемый останется глух к нашим замечаниям. Для того, чтобы быть услышанными, нам следует строить свою речь используя слова «последние исследования показали», «мнение ведущих специалистов в этой области» и т. д.

Другими словами, постарайтесь в своей речи обосновывать свои замечания и стандарты используя объективные источники.

Критика будет позитивной, если коллеги делятся своими опытом и знаниями с нами, или наш руководитель выражает своё мнение по какому-то вопросу, так как критикуемый в этом случае способен извлечь определённую пользу, достигнув более высоких результатов. Многие люди прислушиваясь к такой критике, освобождаются от своих недостатков и становятся лучше. В образовании и воспитании такая критика иногда даже бывает необходима.

Несмотря на то, что наша критика нацелена на исправление недостатков, мы можем получить обратный эффект. Вместо исправления, ошибки могут наоборот ещё глубже укорениться.

Старайтесь избегать высказываний о том, кто прав, вместо этого сфокусируйте внимание на том, каким должен быть человек. Будет неправильно, если постоянно твердить оппоненту о его недостатках, это может привести к привыканию и укоренению этих недостатков.

Смените тактику и вспомните про сильные стороны человека, а о недостатках, лишь вскользь упомяните.

Особенно важно говорить о положительных качествах в общении с детьми. Если вы поручили ребёнку выполнение какого либо задания, а он допустил ошибку, то следует вначале указать на проявленные положительные качества и лишь после этого говорить об ошибках. При таком подходе, мы сумеем уберечь тёплые отношения и сохраним его уверенность в собственных силах.

https://www.youtube.com/watch?v=FsXInswl_6k

Следует избегать критики в адрес своих сослуживцев, так как вы рискуете получить ответную критику. Кроме того вы можете стать причиной распространения клеветы и недоброжелательных отношений в коллективе.

В результате может сложиться атмосфера, где все начнут замечать только ошибки друг друга.

В таком коллективе будут нарушены взаимоотношения и взаимопонимание, а отсутствие взаимовыручки и поддержки затруднит работу.

Необходимо понимать следующее: «Если вы всё критикуете и на всё возражаете, то вы работаете на разрушение. Вместо этого, если вам что-то не нравится, стоит подумать как сделать лучше. В результате разрушающей критики, мы можем получить только развалины. Чтобы воздвигнуть город, необходимо созидание».

Какая польза от критики?

Конструктивная критика полезна, а разрушающая способна принести только вред. Позитивная критика способствует устранению ошибок и позволяет избежать их повторения.

Если критика принимает созидательную форму, то она играет роль зеркала в котором мы можем наблюдать себя и свои ошибки, чтобы в последствии не повторять их.

Конструктивная критика иногда необходима в коллективе, разрушительная — напротив, может стать источником больших проблем.

Большинство людей не любит, когда заостряют внимание на их ошибках. Но если посмотреть на это со стороны личностного роста, то приятие конструктивной критики необходимо. Естественно при этом должна использоваться подходящая манера изложения. В области образования и воспитания конструктивная критика способствует развитию науки и формированию личности.

Для того чтобы достичь успеха в жизни, нужно придерживаться позитивного взгляда на окружающее. Нам необходимо стать партнёрами как для своих руководителей, так и для подчинённых. Такая позиция поможет вам преуспеть и получить уважение и любовь окружающих.

Подведение итогов

Если критикующий недостаточно требователен к самому себе, это может стать серьёзным препятствием для его роста и помешать исправлению его собственных ошибок.

Человек имеющий привычку критиковать, должен учитывать тот факт, что он может стать объектом сплетен и клеветы со стороны коллектива.

Люди видящие прекрасное, позитивно мыслят и получают удовольствие от самой жизни. Когда мы способны видеть положительные стороны и думаем позитивно, мы не станем никого обижать и наши действия будут конструктивны.

Давно известно, что сломать проще, чем построить, но несмотря на это, разрушительный стиль критики нашёл своё место в обществе. Не легко действовать позитивно в обществе, где, есть люди одобрительно относящиеся к негативной критике, что несомненно даёт оппоненту некоторое преимущество. Если вы решили прибегнуть к критике, хорошенько обдумайте стоит ли игра свеч.

Всех желающих обсудить вопросы на волнующие темы в кругу друзей и единомышленников, приглашаю на тематические встречи по понедельникам. ВХОД СВОБОДНЫЙ!

Источник: http://white-elephant.ru/psikhologiya-o-kritike/

Воздействие критики на психику

Критике может подвергнуться любой человек, в особенности тот, кто хочет выделится из основной серой массы, а проще говоря тот, кто что-то делает. Критикуют в основном всегда инициативных людей, которые не принимают этот мир как что-то готовое, а приносят в него свое, они творят, они стремятся и достигают своих целей.

В основе критики лежит зависть, ведь куда проще осудить деяния другого человека, чем сделать что-то самому. Но и ошибки критики тоже замечают неплохо, в этом есть своя польза как для общества так и для того, кого критикуют. Понятное дело что без ошибок не бывает, что изъяны всегда имеют место быть.

Но ведь это вовсе не означает что ошибки не нужно исправлять, а следовательно критика все же вполне нормальное явление, ее просто правильно нужно воспринимать и грамотно на нее реагировать. Разумеется, изначально критика воспринимается нами как что-то негативное, направленное против нас.

У неуверенного и слабохарактерного человека, критика вызывает еще большую неуверенность, заставляет опустить руки и смирится с участью неудачника.<\p>

Но критику можно превратить в мощный стимул, не забирающий энергию, а дающий ее.

Уверенные в себе люди именно так и используют ее в своих целях, и любой собственно может понять, что критика есть реакция на ваше действие, а когда вы действуете – это уже чудо. Какая собственно тогда разница, что о вас говорят, ведь важно то, что о вас вообще заговорили, а если еще и негативно вас оценивают, значит в этом, что-то есть.

Я всегда подвергался сильной критике, да и теперь подвергаюсь, ведь моя психология основана не только на книжках и пересказе прочитанного. Я думаю и делаю свои собственные заключения. А придет время, я буду вводить свои собственные определения и терминологию, представляю, какая тогда будет критика в мой адрес, ведь я не принимаю чужое, я вношу что-то свое.

И вы знаете, я думаю, каждый из нас имеет на это право. Изначально критика меня тоже подавляла, обычно мне говорили типа прежде чем что-то утверждать конкретно, хотя бы книги почитал на эту тему, там умные люди проводили большой анализ, прежде чем делать заключения. Только вот дело в том, что я и себя считаю умным, и вовсе не собираюсь игнорировать свои собственные наблюдения и выводы, из-за того, что кто-то там этим недоволен. Критика перестает действовать угнетающе, когда вы получаете свои первые положительные результаты.

Если представить себе критику в виде барьеров на беговой дорожке, которые мы должны преодолеть, чтобы добраться до финиша, то просто преодолеваешь их, даже не задумываясь над этим.

Критика прямиком бьет по нашему Эго, и потому я не рекомендую ее полностью игнорировать, ведь это как двухполюсное поведение, либо мы воспринимаем критику слишком серьезно, и тогда мы связаны по рукам и ногам, либо мы ее игнорируем и совершаем ненужные ошибки.

Но вот если мы попытаемся найти причину критики в свой адрес, постараемся ее проанализировать, быть может в ней что-то действительно есть, то она станет для нас просто информацией, не негативной или позитивной, а просто информацией.

И я хотел бы прежде всего обратится к неуверенным в себе людям, боящимся критики и нареканий в свой адрес. Друзья мои, вы не должны позволять окружающим держать вас в закрытом состоянии, вы должны позволить себе распуститься как цветок, выпустив наружу все что в вас есть.

Дело в том, что вы и вправду можете ошибаться, и критика может быть вполне обоснованной. Только вот страшного в этом ничего нет, ошибок бояться не стоит, и те, кто вас ими пугает, еще более не уверенные в себе люди, в сравнении с вами, это трусливые люди, а страх, как известно заразителен.

Так не заражайтесь этой заразой, не надо бояться, надо действовать, на самом деле страшно не совершить ошибку, а не пытаться это сделать. Бездействие есть самая великая ошибка человека, и только за нее вы себя никогда не простите, особенно если вы допустили ее из-за воздействия на вас окружающих.

И именно по этому, люди так сильно критикуют друг друга, ибо боятся, что кто-то прыгнет выше них самих. Превратите критику в свой адрес, в мощную термоядерную энергию, питающую вас как атомный ректор. Такая энергия способна вывести вас на любую высоту. Помните, раз критикуют, значит завидуют, хотят сбить вас с толку, оставить внизу, не дать вам возможности реализоваться.

Но разве вам это нужно, и разве это причина оставаться внизу, ведь когда вы возвыситесь над остальными, критики станет меньше, или она вообще исчезнет.

Люди не будут уважать того, кто из-за их негативной оценки, так ни на что и не решился. Но если вы все же преодолеете в себе барьеры в виде критики, если сделаете как хотите, вас будут уважать хотя бы за характер, даже если вы ошибетесь.

Помните об этом каждый раз, когда слышите негативный отклик в свой адрес, не позволяйте этому перекрыть ваш потенциал энергии. Что касается излишне самоуверенных в себе людей, которые совершенно не обращают внимания на критику, я хочу вам посоветовать не идти на поводу у своего Эго.

Ведь оно манипулирует вами также как и всерьез воспринимаемая критика. Просто обращайте внимание на тех кто вас критикует, быть может в этом что-то есть, используйте их критику как я уже сказал в виде информации, не больше и не меньше.

А любая информация по своему полезна, если только знаешь как ее применить и вообще понимаешь ее.

Застрахуйте себя от не нужных ошибок, которые могли бы допустить из-за собственной гордости и самоуверенности. Это конечно хорошо, что вас нельзя смутить критикой, но не боритесь с ней, показывая свое безразличие к окружающим.

Повторюсь, здесь имеет место проявление вашего Эго, которое иной раз очень сильно ослепляет, и на котором некоторые могут играть, с целью манипуляции вами.

Главное помните, не сама критика оказывает воздействие на вашу психику, а ваше к ней отношение, согласно вашему характеру и воспитанию.

И хотя всех нас учат слушать других людей, которые указывают нам на наши ошибки, нам забывают сказать о том, что эти люди такие же как и мы, и ошибаются они не меньше нашего. И не критикуют только того, кто вообще ничего не делает, таких людей вообще могут не замечать, и такая жизнь полностью лишена красок.

Источник: https://psichel.ru/vozdejstvie-kritiki-na-psixiku/

Критика и здоровье. Психология общения

Если вы думаете, что критика не отражается на здоровье, то вспомните свое состояние в такие моменты, когда эмоции били через край. У кого-то «выплеск» был в слезах, а у кого-то и до сердечного приступа доходило.

Есть старый анекдот в тему влияния негативных эмоций на человека. Только заранее прошу извинить за вольность, надеюсь, что читатели не сочтут ее за пошлость. Встретились Попа и Лицо. Лицо говорит: «Послушай, ты такая гладенькая, а я вся в морщинах. Почему?».

Попа отвечает: «Я, в отличие от тебя, ничего в голову не беру!».

Шутки шутками, но отрицательные эмоции, которыми часто сопровождается критика, отражаются не только на нашем внешнем виде, но и здоровье в целом. Можно ли научиться не воспринимать близко к сердцу эмоции и чувства после критики, и не стать мишенью для недоброжелателей? Психология общения сегодняшняя тема поста.

Существует два основных понятия критики – деструктивная, которая, как правило, ранит и обижает, и конструктивная, помогающая осознавать ошибки и вовремя их исправлять.

В теории вроде все просто, а вот в жизни… Например, питая благие намерения ваша подруга говорит, что вы толстая и надо срочно похудеть.

Можно ли причислить такую критику к конструктивной? Женщина и сама знает, что не мешало бы сбросить лишние килограммы, но замечание подруги ее ранит, воспринимается, как оскорбление, а не как руководство к действию.

С детства ребенка учат, что родители всегда правы, что хороший ребенок должен быть послушным. То есть с детских лет подрастающее чадо действует по чьей-то указке. Почему же тогда критика, высказанная взрослыми, принимается близко к сердцу? Прекрасно помню, как мама постоянно приводила в пример детей кого-нибудь из знакомых, которые, как ей казалось, послушнее, аккуратнее, способнее, чем я.

Последствиями такой критики стало то, что я всю свою жизнь пыталась доказать обратное, то есть «давила» свои желания, пытаясь заслужить слова одобрения. С годами не скажу, что стала мудрее, но поняла, что каждый человек может и должен проживать СВОЮ жизнь и воплощать СВОИ желания. Психология общения заключается в том, чтобы мудрые взрослые могли донести эту мысль до своих детей.

Давайте представим ситуацию. Подросток увлечен математикой. Друзья, которые не утруждают себя учебой, увлекаются электронными играми вместо чтения книг, осыпают его градом насмешек. Мальчик не хочет быть «не как все», подстраивается под интересы других ребят.

А не сломайся он под шквалом критики, в будущем, возможно, стал бы нобелевским лауреатом в области математики.

Задача родителей как раз и состоит в том, что бы с детских лет научить ребенка иметь собственное мнение и понимать, как правильно поступать в той или иной ситуации.

Очень часто критика становится своеобразным ритуалом семейной жизни, и эта психология общения рассматривается, как норма. Вот несколько примеров. Мама приходит с работы и вместо того, чтобы обнять бросившегося к ней на встречу сынишку, начинает выговаривать, почему его куртка валяется, а не висит.

Узнав, что оторвалась вешалка, раздражается больше, называя сына неряхой и прочими «ласковыми» словами. Встреча вместо радости заканчивается слезами ребенка, критика, естественно отражается на его психологическом здоровье.

Другая ситуация, когда муж хочет поцеловать жену, а слышит: «Неужели нельзя побриться нормально?».

Есть люди просто одержимые манией критики всех и вся. Думаю, что вам такие встречались. Не помню где, прочитала замечательные мысли о том, что те, кто часто ругают других, сами обладают этими же отрицательными качествами. Получается, что критикуют, не осознавая, что критикуют в первую очередь самих себя.

Все мы мечтаем, но у большинства эти мечты так и остаются грезами. Вина за неудачи выливается в виде недовольства на тех, кто воплотил свои мечты в жизнь. Это не обязательно будут знакомые люди, ведь можно судить политиков, певцов, звезд кино и других известных лиц. Недаром с таким интересом обсуждается то, что печатается в «желтой» прессе.

Увы, критиковали, критикуют и будут критиковать. Наша задача научиться выходить с наименьшими потерями для своего здоровья из-под «огня доброжелателей». Повторяйте про себя слова «Я имею право быть собой!», когда становитесь мишенью для начальника, соседей или мужа.

Вспомните слова Карлсона: «Спокойствие, только спокойствие». Критикующий брызгает слюной от бешенства и топает ногами, видя, что его слова вас не «задевают». В любом случае это удар по его нервной системе, а не по вашей. Древняя мудрость: «Юпитер, если ты сердишься, значит, ты не прав».

Очень часто, «остыв», этот человек может прийти к вам с извинениями.

Мне когда-то «повезло» в кавычках с начальницей. Любила устраивать разбор полетов на работе без всякого повода – натура была вампирская. Чтобы как-то оградиться от ее негатива, представляла, что вокруг меня невидимая стена, все слова от которой отлетают, как горох. Одновременно, делая вид, что соглашаюсь с ней, в конечном итоге поступала по — своему.

Бывают ситуации, когда под критику попадает без вины виноватый. Человек не в духе, например из-за ссоры с мужем или получил какое-то неприятное известие, а тут под горячую руку попались вы. Обидеться? Зачем! Просто проявите сочувствие. Поймите, что вы здесь ни при чем, поэтому переживать из-за претензий нет смысла.

Замечательный способ противостоять критике, это воспринимать ее с долей самоиронии и юмором. Позитивный, веселый настрой поможет смотреть на многие вещи проще и принимать ее спокойно, находя в ней что-то полезное для себя. За несколько месяцев я поменяла на сайте 4 шаблона.

Каждый раз новый шаблон критиковался не только виртуальными знакомыми, но и подругами в реале. Все замечания воспринимались мной спокойно, как руководство к действию, пока, в конце концов, не удалось получить то, что удовлетворило, надеюсь, всех, а в первую очередь, меня.

Что хочу сказать в заключение: берегите нервную систему, чтобы критика не отражалась негативно на вашем здоровье. Запомните и убедите себя в том, что каждый из нас чего-то стоит и имеет право настаивать на своих желаниях.

Пользуйтесь правом быть самим собой без оглядки на тех, кого переубедили «доброжелатели».

Психология общения – наука не простая, но освоить ее можно, если очень захотеть, особенно, если заиметь полезную привычку — с оптимизмом смотреть на любые жизненные ситуации.

Источник: http://elenaknsp.com/raznyie-raznosti/kritika-i-zdorove-psixologiya-obshheniya.html

Заставить умолкнуть своего внутреннего критика

«Как же ужасно я выгляжу!», «Моих мозгов никогда не хватит, чтобы это понять», «Я не заслуживаю лучшей жизни» — ну и так далее. Не найдется такого человека, который хотя бы иногда не обращал к себе подобные упреки. А поскольку пользы в них нет никакой, попробуем отнестись к себе более доброжелательно и конструктивно.

ФОТО Getty Images 

Неприятный внутренний голос то и дело приводит вас в отчаяние, сообщая вам что-то скверное про вас самих? Есть две новости.

Хорошая в том, что вы не одиноки — внутренний критик обитает в каждом из нас. А плохая — в том, что избавиться от него невозможно. Впрочем, нет, новостей все-таки три.

И третья тоже хорошая: этому критику можно, по крайней мере, время от времени затыкать рот.

В этом уверена психолог и арт-терапевт Люсия Капаччионе (Lucia Capacchione), автор множества книг и статей, переведенных на 20 языков мира.1 Свой способ борьбы с внутренним критиком она изложила в материале, опубликованном на информационно-развлекательном ресурсе YourTango.2 Объяснив заодно и природу этого неприятного явления, и опасности, которые оно в себе таит.

Все, разумеется, начинается с раннего детства. Представьте, что ребенок неловким движением опрокидывает, например, стоящую перед ним чашку с молоком. Случайно ломает дорогую игрушку, роняет на пол любимую родительскую вазу — и так далее, перечень прегрешений безгранично широк, и каждый из нас в чем-нибудь таком непременно повинен.

Что следует дальше? В лучшем случае — сокрушенный родительский вздох, в худшем — гневный крик. «Ну как же можно быть таким неуклюжим?», «Наказание, а не ребенок» и — неизбежное «Как тебе не стыдно?!» в финале. И нам стыдно. Нам очень стыдно, мы мучительно переживаем, что с нами что-то, оказывается, не в порядке, что мы — плохие.

Конечно, родители вовсе не хотят вселить в нас это чувство, но ровно таким и оказывается результат. И уже очень скоро в любой неприятной ситуации мы неизбежно слышим все те же слова. Только произнесенные уже от первого лица: «как же мне не стыдно, как же я плохо поступаю».

В нас поселяется внутренний критик. Причем поселяется в самой глубине сознания: Люсия Капаччионе уподобляет его компьютерной программе, которая устанавливается в нашем мозге на уровне нейронных связей.

И беспрерывно воспроизводит одно и то же действие — ругает нас, ругает и еще раз ругает.

Внутренний критик вовсе не безобиден.

Заниженная самооценка, тупик вместо карьерного роста и невозможность выбраться из вредящих нам взаимоотношений (лучшей карьеры и лучших отношений мы не заслуживаем! — торжествующе сообщает нам наш критик), снижение творческих способностей, а во многих случаях — еще и формирование склонности к зависимостям и другим типам саморазрушительного поведения — вот далеко не полный список опасностей, приводимый Люсией Капаччионе. И не стоит обольщаться пустыми надеждами, уговаривая себя, что конструктивная критика всегда полезна, а называть вещи своими именами — признак силы характера и честности. Никакой пользы от внутреннего критика нет, уверена Капаччионе. Весь его смысл в том, чтобы удержать нас в рамках привычного минимума действий, сузить границы, не дать попробовать силы в чем-то новом и неизведанном. А вдруг мы не справимся, ошибемся? Опрокинем чашку с молоком и уроним вазу?

Не исключено, конечно. Но без этого мы не развиваемся как личности. И хуже того: защитный механизм, направленный вроде бы на обеспечение нашей безопасности, на поверку приводит к противоположным результатам.

Нередко мы не решаемся оставить работу, которая губит наши таланты, или разорвать отношения, в которых нас унижают, по совету все того же заботливого критика.

И приносим себе куда больший вред, чем принесли бы нам даже десятки ошибок на пути вперед.

Психолог предлагает простое упражнение, которое, при регулярном его повторении, позволяет поставить внутреннего критика на место и вырваться из-под его власти. Вот пять шагов, которые оно включает:

1. Возьмите ручку и лист бумаги. Если вы ведете бумажный дневник, то вполне можете использовать и его.

2. Своей ведущей рукой (правой для правшей и левой для левшей) напишите на листе все упреки и обвинения, которые вы выслушиваете со стороны внутреннего критика. Сделать это следует во втором лице: «ты глупый (глупая), толстый (толстая), ты никогда ничего в жизни не добился (добилась) своими собственными усилиями» и т.д.

3. Положите лист перед собой и внимательно прочтите про себя все обвинения, следя за реакцией, которую они вызывают в вас, вплоть до чисто физиологических ощущений.

4. А теперь возьмите ручку в другую, «нерабочую» руку.

И напишите ответ на каждое обвинение — ровно в тех словах, которые вы выбрали бы, случись вам услышать такую критику не от самого себя, а от постороннего человека.

Разумеется, писать вам будет очень неудобно, и времени потребуется немало, но не оставляйте стараний. Можете не переживать по поводу почерка, а также грамматики и пунктуации, главное — напишите!

5. Закончив с этим нелегким делом, снова положите лист бумаги перед собой — и прочтите ответы. Только теперь уже вслух.

Люсия Капаччионе уверяет, что это упражнение чрезвычайно эффективно. Написание ответов «нерабочей» рукой создает новые нейронные связи, ослабляя старые, ответственные за программу внутреннего критика. И заставляет его умолкнуть. Не навсегда, конечно, предупреждает психолог.

Программа эта слишком укоренена в сознании, чтобы «стереть» ее полностью. Однако регулярное выполнение этого упражнения позволяет повысить самооценку и обрести способность принимать важные, судьбоносные решения.

А когда внутренний критик вновь начнет поднимать голову, снова вооружитесь ручкой и листом бумаги.

1 На русском языке вышла книга Люсии Капаччионе «Сила другой руки, или Как при помощи левой руки активизировать возможности правого полушария головного мозга» (София, 2005).

Источник: http://www.psychologies.ru/psychotherapy/self-development/zastavte-zamolchat-svoego-vnutrennego-kritika/

Психология критики (1/1) — Форум — День Кубани

  • Пани Барбара
  • легенда
  • спасибо: 1533
Человек, который критиковал всё и вся, подверг критике и одну картину. Стоявший рядом с ним спросил: «А ты сам когда-нибудь создал что-либо столь же прекрасное?» Человек ответил: «Дорогой мой, я не умею нести яйца, но прекрасно знаю, хорошие они или тухлые!»
  • Пани Барбара
  • легенда
  • спасибо: 1533
Мы часто сталкиваемся с тем, что люди критикуют и подвергаются критике. Почему же люди критикуют? Какова психология критики? Полезна ли критика? Как вести позитивную критику? Как влияет критика на психику человека?Критика может выражаться устно, в письменной форме или с помощью действий. В словаре указывается, что критика – это обнаружение и демонстрация положительных и отрицательных качеств, недостатков и излишеств, красивых и уродливых сторон какого-то человека, произведения или вопроса. Позитивная или негативная оценка критика, с точки зрения морали, зависит от того, когда, где, в отношении кого, в какой мере, с какой целью и с какими намерениями она осуществляется. Если смотреть под этим углом, то критика может быть двух видов – позитивной, т.е. конструктивной, приносящей пользу, и негативной, т.е. разрушающей, наносящей вред. Исходя из указанных факторов, таким же различным может быть и воздействие критики.
  • Пани Барбара
  • легенда
  • спасибо: 1533
Почему человек критикует? С точки зрения совершенствования личной и общественной жизни полезно, когда ошибки замечаются и указываются непременно с добрыми намерениями и таким образом, чтобы вследствие этого не страдал человек и его окружение. Такая позитивная критика несёт в себе идею исправления ошибок. Те, кто в рамках семьи или общества упорно придерживается негативной критики, со временем впадают в такое состояние, что со временем начинают во всём искать плохие стороны. Часто случается, что такого рода критика становится своего рода привычкой. В основе разрушающей критики могут находиться эмоции и личные соображения. Соперничество и зависть также постоянно толкают человека на критику. В этой ситуации не существует доброго намерения или цели исправить что-то, либо решить какую-то проблему, и поэтому обеим сторонам наносится вред. Короче говоря, нельзя говорить с намерением «побить виноградаря, вместо того чтобы поесть винограда». Хотя искренность в оценках, отказ от эмоций и личных соображений в большинстве случаев и предотвращает разрушающую критику, но мы не сможем не столкнуться с последней, если не научимся определять ей место, время, дозу и форму. Разрушающая критика может превратиться в общественную болезнь. Например, вызывает удивление разрушающая критика даже уважаемых лиц, павших жертвой своих эмоций, звучащая в средствах массовой информации. Критические суждения, высказываемые в ходе многих телевизионных дискуссий, вместо позитивного подхода ставят целью нанесение оппоненту материального и морального ущерба. Что бы ни говорил этот оппонент, выражается пристрастная оценка, а затем начинается критика. Эту манеру, наносящую глубокие раны в общественной жизни, необходимо изменить, пока она не заразила подрастающее поколение.В наши дни, когда в изобретённом на Западе «личном развитии» индивидуализм представляется как освобождение, получили чрезмерное распространение личность и эгоизм. В этой ситуации стараются «уничтожать ради того, чтобы не быть уничтоженным», превзойти других для того, чтобы преуспеть, критиковать других в разрушительной манере для того, чтобы сохранить личные интересы. Как видно, эгоизм и самодовольство увеличивают негативную критику.
  • Пани Барбара
  • легенда
  • спасибо: 1533
Психология критика В разрушительной критике не хватает эмпатии (т.е. способности вхождения в чужое положение – прим.ред.), о психологии оппонента не слишком задумываются. Люди, которые обладают в достаточной степени этой способностью, менее склонны к разрушительной критике. Лица же, фокусирующие своё внимание на отрицательных моментах, и пессимисты чаще стараются найти недостатки. На них производят впечатление ошибки и недостатки всех и вся. Осознанный или неосознанный пессимистический взгляд на вещи у людей, ощущающих себя несчастными и испытывающих некоторую неудовлетворённость в течение долгого времени, склонность к критике возрастает. Они могут не замечать состояния, в котором находятся. Окружающие должны обратить на них внимание и прийти на помощь. Например, пессимистически настроенный ребёнок в ходе игр расценивает нормальное обращение товарищей к себе как злое намерение, критикует их и думает, что его не любят. В такой ситуации знающие его близко люди должны уделять ему больше внимания. Люди, сверх меры стремящиеся во всём к совершенству, постоянно оценивают себя и других, как бы стремятся избавиться от любых ошибок, выставляя их на всеобщее обозрение. Они критикуют окружающих, становясь причиной углубления их стрессового состояния. Например, стремящаяся к совершенству мать не соглашается даже с четвёркой своего ребёнка, требуя от него только пятёрок. Это может вызвать у ребёнка стресс, снизить его успеваемость. Требование и ожидание совершенства может стать причиной исчезновения многих хороших сторон. Подсознательно критик может думать: «Я лучше знаю, я лучше умею!» Исходя из этой мысли, он находит недостатки у людей или событий и в соответствии с этим, в свойственной ему манере, доказывает, что знает что-то лучше своего оппонента, становясь, таким образом, причиной возрастания эгоизма и самовлюблённости. Такого рода критика может постепенно приобретать разрушающий характер.Некоторые же критикуют для того, чтобы неосознанно скрыть свои собственные ошибки. Такие случаи особенно распространены внутри организаций. Критик полагает, что, подвергая других критике или находя их недостатки, укрепляет собственные позиции, скрывает собственные ошибки. В семье отнесение ошибок за счёт других также препятствует тому, чтобы человек исправлял свои ошибки, нарушает равновесие между её членами. Люди, постоянно оценивающие всё и всех с отрицательной точки зрения, не только сами впадают в стресс и испытывают сомнения, но и распространяют негативную энергию на своё окружение, что приводит к их изоляции.
  • Пани Барбара
  • легенда
  • спасибо: 1533
Психология критикуемого Каждое произносимое слово отражается на противоположной стороне. Отражение может быть позитивным или негативным. Прежде чем давать оценку, необходимо учесть, почему мы критикуем что-то, а также предвидеть, кто и в какой степени выиграет в результате этого. Мы не должны забывать, что наши слова будут не только сообщением оппоненту, но и то, что они окажут влияние на действия этого человека в дальнейшем. Следует помнить, что оценки, которые мы не смогли сформулировать позитивно, могут нанести вред противоположной стороне. Критика приводит в состояние стресса главным образом того, кто критикуется, а это со временем приводит к отдалению людей друг от друга. Замечено, что люди, которые подвергают всё разрушительной критике, бывают одиноки даже в семье. Окружающие перестают им что-либо рассказывать, потому что постоянно встречаются с отрицательными оценками. Одновременно с критикой может возникнуть обида собеседника и чувство отчуждаемости. Если постоянно говорить о недостатках человека, то его самооценка становится негативной, он чувствует себя неполноценным и неудачником. В такой ситуации у него возрастает чувство беспокойства, а люди в состоянии беспокойства и стресса совершают больше ошибок. Таким образом, получается замкнутый круг. Критика порождает стресс, а тот приводит к ошибкам. Человек, совершающий много ошибок, получает больше негативных оценок. Критика может стать причиной как потери смелости и усиления пассивности оппонента, так и привести к возрастанию его раздражения. Люди, которые постоянно слышат отрицательные слова, из-за боязни критики становятся робкими. А в случае озлобленности критикуемого человека диалог с ним нарушается.При наличии множества положительных сторон необъяснимо подчёркивание только его ошибок и отрицательных качеств. Игнорирование положительных качеств критикуемого человека становится причиной уменьшения их количества. Если в саду, полном прекрасных цветов, обращать внимание только на некоторые сорняки, то это может привести к уменьшению количества цветов. Постоянно критикуемый человек может ощутить себя несчастным и замкнуться в себе.
  • Пани Барбара
  • легенда
  • спасибо: 1533
Как осуществляется позитивная критика? При оценке какого-либо вопроса или человека очень важен избираемый нами стиль. Извлечение противоположной стороной пользы из нашей критики в большой мере зависит от наших намерений, которые следует давать почувствовать через используемый нами язык и подход к предмету. Наша манера и стиль очень важны. Мы должны избегать вести себя так, чтобы настроить против себя оппонента. Критика должна оставаться мягкой, тогда она становится позитивной и конструктивной. Таким образом, мы подготавливаем почву для того, чтобы противоположная сторона «включила свои антенны» и извлекла пользу из нашего мнения. Если наши намерения и стиль не принимаются критикуемым, то это приводит к отдалению его от нас, и он перестаёт внимать нашим словам. Если объект нашей критики, по нашему мнению, имеет недостатки и отрицательные качества, то наша критика будет субъективной. Для объективной критики необходимо производить оценку в соответствии с критериями и стандартами. Здесь можно привести такой пример: если в начале своей речи использовать выражения «по-моему», «мне кажется», «я полагаю», то противоположная сторона может принять замечания в штыки. Однако если вместо этого приступить к замечаниям словами «в соответствии с таким-то исследованием», «в соответствии с мнением некоторых авторитетных лиц», основывая свои стандарты на объективных источниках, то это может стать основой для положительных результатов. Позитивной считается критика наших начальников или людей, которые делятся с нами своими знаниями и опытом, потому что выражение ими своих взглядов обеспечивает получение пользы и положительных результатов противоположной стороной. Благодаря такой критике многие самосовершенствуются и стараются освободиться от своих недостатков. Наличие такой оценки даже необходимо с точки зрения воспитания и образования. Даже если наша критика имеет целью исправление нашим оппонентом своих ошибок, это может привести к противоположному результату – тому, что эта ошибка пустит корни. Вместо того чтобы говорить, в чём человек не прав, нам следует сказать, каким он должен быть. Если наш оппонент привык, что ему указывают на его ошибки, то будет неправильно постоянно повторять такую критику. Постоянное привлечение внимания к ошибкам может привести к их укоренению. Вместо этого будет полезнее выдвинуть на передний план его положительные стороны, а на недостатки лишь указать. В отношениях с детьми важно подчёркивать их положительные качества. Например, вы задали вопрос на уроке. Один из учеников ответил, но неправильно. В этой ситуации мы должны, не указывая на ошибку, успокоить ребёнка, показав положительные стороны его ответа, крупицы знаний, содержащиеся в его ответе, и лишь потом сказать, что ответ неправильный. Тогда ученик не обидится и не потеряет мужества, чтобы отвечать на следующий вопрос. Те, кто работает в коллективе, должны избегать критики своих коллег. Критикующий человек открывает дверь для ответной критики, становится причиной разрастания клеветы и злословия, в результате чего наносится ущерб духу коллективизма. Люди начинают постоянно видеть ошибки друг друга, нарушаются взаимоотношения братства и содружества.Мы должны исходить из следующего: «Критика всего, возражение на всё – это удар, нацеленный на разрушение. Если человеку что-либо не нравится, он должен стараться создать лучшее. Результатом разрушения становятся развалины, а результатом созидания – города».
  • Пани Барбара
  • легенда
  • спасибо: 1533
Приносит ли критика пользу? Позитивная критика приносит пользу, разрушительная же наносит вред. Критика полезна для того, чтобы препятствовать постоянности ошибочных действий и их разрастанию. У человека есть потребность рассматривать себя в зеркале. Позитивная критика исполняет роль зеркала, в котором мы видим самих себя, свои ошибки и исправляем их. Уместная критика необходима с точки зрения правильного течения процесса там, где люди трудятся в коллективе, однако разрушительная критика в таких местах вызывает серьёзные проблемы. Вместо неё следует осуществлять позитивную критику. Большинству из нас не слишком нравится, когда указывают на наши ошибки. Указание на них с использованием подходящих выражений и наше согласие с такой критикой необходимо с точки зрения личного совершенствования. В сфере образования и воспитания позитивная критика не только оказывает им поддержку, но и обеспечивает внесение вклада в развитие науки. Давайте будем партнёрами и своих начальников, и своих подчинённых, и членов своих семей. В нашей повседневной жизни должны господствовать позитивные взгляды. Мы видим, что люди, смотрящие на окружающее с такой точки зрения, преуспевают и пользуются большой любовью окружающих.ЗаключениеЕсли те, кто всё критикует, не относятся с предельной строгостью и к самим себе, это препятствует исправлению ими собственных ошибок. Постоянно критикующие других должны быть столь же чувствительны по отношению и к собственным ошибкам. Привычка критиковать может открыть путь для сплетен и клеветы. Поэтому человек, начинающий критику, через некоторое время может стать объектом сплетен и клеветы. Конструктивность и одобрение положительных моментов всегда поощрялись. «Тот, кто видит прекрасное, прекрасно думает, а тот, кто прекрасно думает, получает удовольствие от жизни». Это выражение должно быть для нас мерилом. Если мы будем исходить в своём взгляде на жизнь из этого, то никого не обидим и станем действовать конструктивно. Хотя известно, что портить легче, чем исправлять, отмечается, что разрушительная манера критики находит распространение в нашем обществе. Трудно позитивно действовать в обстановке, когда негативная критика оппонентов обеспечивает человеку преимущества, и легко находятся люди, аплодирующие этому. Для того чтобы говорить так, учитывая душевное состояние оппонента, перед тем, как начать критику, необходимо тщательно взвесить все «за» и «против».Д-р Х. Айдынлы

Источник: http://DenKubani.ru/ezoterika/71032-psikhologiya-kritiki

Критика психологии «первого лица» (стр. 1 из 5)

Наконец, базовый метод самопознания – интроспекция – не ускользает от критического внимания Райла. Он называет эту концепцию концепцией привилегированного доступа к своему собственному сознанию или, по-другому, еще психологией «первого лица».

Ею предполагается, в формулировке Райла, что 1) сознание не может не быть постоянно осознающим все, что предположительно в нем происходит (говоря словами Райла: всех актеров частной сцены картезианского театра), и 2) сознание может также по своему произволу исследовать путем нечувственного восприятия, по крайней мере, некоторые из его собственных состояний и операций.

«Более того, и это постоянное осознание (обычно называемое «сознанием»), и это нечувственное внутреннее восприятие (обычно называемое «интроспекцией»), предполагаются безошибочными».

Райл, конечно, не отрицает, что мы можем иметь знание о себе, он лишь отрицает, что способ, каким мы получаем знание о себе, чем-то существенно отличается от тех способов, какими мы получаем знание о ментальных свойствах других людей.

Аргумент Райла таков: допустим, существуют призрачные ментальные события, должны тогда иметься среди них такие, чтобы их объектами могли быть ментальные события. С точки зрения концепции интроспекции, это значит, что наблюдатель должен быть способен концентрировать внимание на двух вещах одновременно, например, на решении проснуться рано и на наблюдении этого решения.

Этот аргумент, однако, не является логически фатальным, что и признает Райл, так как могут возразить, что в результате тренировок некоторые люди научаются комбинировать внимание на двух действиях сразу (например, вести машину и вести беседу) – почему бы не допустить такую возможность в случае интроспекции? Можно, к тому же, описывать разделение внимание как быстрые переключения с одного на другое, а не как синхронный акт. Но фатальным, по мнению Райла, является здесь классический аргумент от бесконечного регресса: мы вынуждены полагать некий предел возможным одновременным актам внимания; между тем, для того, чтобы знать о некоем ментальном событии, надо знать об этом акте наблюдения за этим событием, для чего, в свою очередь, нужно знать об акте наблюдения акта наблюдения этого ментального события и т.д. Тогда какие-то ментальные акты или процессы мы должны полагать не интроспектируемыми: но как тогда такие акты могут обнаруживаться? Но если допустимо, что знание о собственных ментальных процессах может не всегда основываться на интроспекции, то не уместно ли тогда сомнение в том, что оно вообще когда-нибудь основывается на интроспекции? С другой стороны, однако, даже если такое общее сомнение и уместно, это – еще не достаточное основание для отказа от идеи интроспекции.

Другой аргумент против интроспекции, который Райл воспроизводит, восходит к философии Юма: идея интроспекции как наблюдения предполагает эмоциональную неокрашенность акта интроспекции; между тем, многие ментальные состояния включают эмоции, и их, стало быть, нельзя неэмоционально наблюдать, если под интроспекцией понимать синхронное наблюдаемому наблюдение. Допустить, что мы можем наблюдать интроспективно эмоциональное состояние, тогда значит согласиться с тем, что мы не находимся в этом состоянии в момент наблюдения, т.е., что интроспекция фактически имеет ретроспективный характер. Но, развивает эту мысль Райл, если ретроспекция может дать нам знание о некоторых наших ментальных состояниях, почему она же не может быть источником наших знаний о всех наших ментальных состояниях? Но, в отличие от предполагаемых объектов интроспекции, объекты ретроспекции не являются призрачного объектами из мира-двойника физического. Так же точно, говорит Райл, как можно обнаружить себя чешущимся или напевающим что-либо вслух, можно (ретроспективно) обнаружить себя мечтающим или рассуждающим «про себя» («в мыслях»): он, таким образом, трактует ретроспекцию как метод, в отличие от интроспекции, не отличающийся принципиально от внешнего наблюдения за поведением. Тот факт, что ретроспекция автобиографична не подразумевает, что она дает нам привилегированный доступ к фактам некоего особого рода. Точно так же личный дневник может давать ценные сведения об его авторе, но, тем не менее, не является хроникой каких-то призрачных эпизодов – ментальных процессов в его сознании. Ретроспекцию роднит с внешним наблюдением еще и то немаловажное обстоятельство, что ретроспекция, в отличие от интроспекции, мыслиться допускающей ошибки.

Решающую роль в самопознании, с точки зрения рассматриваемого подхода, играют, следовательно, те же методы и приемы, что и в познании других.

Я узнаю, что понял, например, чей-либо аргумент, фиксируя (ретроспективно) свою способность его проанализировать, воспроизвести другими словами или что-либо подобное; это – индуктивный процесс, допускающий ошибки. Но точно также индуктивно я узнаю, что другой понял мой аргумент.

Я не узнаю этого путем наблюдения какого-то специфического ментального процесса.

Я узнаю, что некий человек умный, обобщая то, что мне известно о его поведении в определенных обстоятельствах; но так же точно я выношу суждение о своих собственных умственных способностях, обобщая то, что мне известно о моем собственном поведении в определенных обстоятельствах – тех, которые я считают контрольными в отношении проверки умственных способностей. Некоторые фразы – «я хочу то-то и то-то», «я чувствую то-то и то-то», «у меня депрессия», «я надеюсь» и т.д. – сконструированы таким образом, что создают у нас иллюзию, будто выполняют описательную функцию – сообщают о факте: о наличии некоего ментального состояния или о процессе, которые можно отождествить с желанием или намерением, или депрессией, или чувством голода, или надеждой, или и т.д. Однако, замечает Райл, у этих выражений другие функции: просьба, пожелание, требование, жалоба и т.д. Поэтому, когда некто может описать свое состояние с помощью фразы, например: «Я хочу есть» – это не значит, что это состояние включает в себя какой-то таинственный ментальный процесс или состояние (голода), это только означает, что имей индивид такую возможность, он немедленно набросился бы на еду, пусть даже не самого лучшего качества, или что он склонен свернуть все другие дела и пойти перекусить, или что-нибудь в таком духе, а фраза выражает, скорее, пожелание или требование (в зависимости от интонации и других ее физических характеристик). Такие фразы соответствуют ситуациям, с точки зрения Райла, не репрезентативно – т.е. не благодаря наличию неких фактов, которые эти фразы будто бы описывают – а прагматически: т.е. на том основании, что обычно, когда люди склонны вести себя таким образом (откладывать другие дела ради еды, набрасываться на пищу и т.д.), они, если задать им соответствующий вопрос (или даже без этого), сопровождают свое поведение подобной фразой и она имеет определенную коммуникативную ценность: например, «хватить этим заниматься, пойдем поедим».

Есть слово «Я» и ему подобные, относительно которых тоже может утверждаться, что они обозначают какую-то экстрафизическую сущность – некое трансцендентальное единство апперцепции, например.

С точки зрения Райла и концепции значения как функции от способов употребления, однако, «Я» – это индикативное слово, чья логика принципиально не отличается от логики таких индикативных слов, как «теперь», «вчера», «сегодня», «здесь» и др.

Оно обычно обозначает только того, кто его произносит и только в тот момент, когда его произносят – такова его функция и в этом ком-то оно обозначает не нечто экстрафизическое, а его самого – физически организованного индивида, издающего звук «Я».

1. Бихевиоризм

1.1. Идея бихевиористской психологии

Концептуальная критика картезианской парадигмы сознания исторически оказалась тесно связана со становлением и развитием бихевиоризма. Важнейшая эпистемологическая предпосылка бихевиоризма, ставшего в первой половине 20 века на западе фактически психологическим мейнстримом, состоит в том, что единственный источник эмпирических данных для психологии – наблюдаемое поведение.

Поскольку внутренняя психическая жизнь и сознание не доступны наблюдению «от третьего лица», то перенос фокуса эмпирического изучения на внешнее, наблюдаемое поведение позволяло поставить психологию в один ряд с другими естественными науками, по крайней мере, методологически. О при этом она сохраняла некую сравнительную независимость своего предмета.

Вместе с тем, единственное, что, по мнению бихевиористов, прежде отделяло психологию от естественных наук – это приверженность идее феноменального сознания; поэтому на его использование в психологических описаниях был наложен запрет.

Психология должна, с этой точки зрения, не описывать внутренние психические субъективные состояния или процессы, а формулировать законы, связывающие между собой внешние наблюдаемые стимулы, воздействующие на организм, и внешние же, наблюдаемые реакции этого организма на эти стимулы. Эти принципы в общем виде сформулировал Джон Ватсон[17] .

Он полагал, что бихевиоризм открывает новую эру в психологии, эру окончательного расставания с понятиями сознания и интроспекции. Так, в своей книге «Бихевиоризм», ставшей манифестом этого направления, он писал на первых же страницах: «Бихевиоризм утверждает, что сознание не является ни определенным, ни имеющим какое-либо применение понятием.

Бихевиорист, всегда выступающий как экспериментатор, придерживается к тому же того взгляда, что вера в существование сознания восходит к древним временам предрассудков и магии»[18] . Обычно говорят о двух направлениях бихевиоризма, одно из которых в основном ассоциировано с именами Ватсона и Скиннера, другое – И. Павлова и К. Халла.

Оба направления в целом согласны относительно базовых предпосылок бихевиоризма: в частности, они разделяют единую концепцию обучения, согласно которой обучение не есть функция внутренних правил или ментальных «механизмов», а – управляемого изменения реакций посредством стандартизованного изменения стимуляции; при этом субъект рассматривается как tabula rasa , лишенный каких-либо априорных ментальных структур, способных влиять на его будущее развитие. Однако, между ними существуют и некоторые расхождения: например, по вопросу о связи между стимулами и реакциями. Контроль над реакциями посредством изменяемых стимулов не обязательно должен предполагать, что бихевиорист утверждает в качестве механизма этого контроля причинно-следственные зависимости между стимулами и реакциями. Во всяком случае, Скиннер отказывается допускать в психологическое объяснение какие бы-то ни было внутренние сущности, не только ментальные, которые могли бы быть «деталями» этого каузального механизма. Между тем, Павлов и Халл привлекают в эти объяснения нейрофизиологические описания, говорящие о внутренней, хотя и не ментальной, структуре вызывания стимулом реакции. Скиннер возражает против привлечения в психологии концепции скрытых (или внутренних) физических причин, указывая, что о нервных процессах можно только заключать на основании поведения, которое затем полагается как результат этих процессов: «Мы узнаем точные нейрологические условия, непосредственно предшествующие, скажем, ответу «Нет, спасибо». Мы обнаружим, что этим событиям, в свою очередь, предшествуют другие нейрологические события, а им другие и т.д. Этот ряд приведет нас снова к событиям, внешним по отношению к нервной системе, и в конечном счете, внешним по отношению к организму»[19] . Те причины, которые могут быть обнаружены в нервной системе, имеют, таким образом, лишь ограниченную полезность в предсказании и управлении поведением.

Источник: http://MirZnanii.com/a/226899/kritika-psikhologii-pervogo-litsa

Ссылка на основную публикацию