О парадоксах процесса самоактуализации личности — психология

Взаимосвязь смысло-жизненных ориентаций и уровня самоактуализации личности студентов

В статье рассмотрены психологические факторы и пути формирования самоактуализирующейся личности, показана роль смысло-жизненных ориентаций в процессе самоактуализации.

Изучены смысло-жизненные ориентации и эмоционально-личностные особенности студентов, способствующие стремлению к самоактуализации.

Показана взаимосвязь между уровнем осмысленности жизни и выраженностью стремления к самоактуализации у студентов.

Ключевые слова: самоактуализация, личность, смысло-жизненные ориентации, студенческая молодежь

В условиях современных экономических и социальных преобразований предъявляются высокие требования к личности человека и, в первую очередь, к способности человека самостоятельно определять свой жизненный выбор и добиваться поставленных целей. Поэтому становится актуальной проблема изучения условий саморазвития личности, ее самоактуализации.

Стремление к самоактуализации является важной потребностью студенческой молодежи. Учебная деятельность становится основой для реализации данной потребности.

Студенты знакомятся со спецификой выбранной профессии, приобретают знания, умения и практические навыки.

Именно от первого этапа профессионализации, от реализованности потребности в самоактуализации, зависит успешность жизненного и профессионального пути личности [2].

В научной литературе проблема самоактуализации в основном изучалась в рамках гуманистического направления психологии личности. Приоритет в разработке теории самоактуализации принадлежит А. Маслоу.

Один из ее аспектов — рассмотрение самоактуализации, как процесса развития личности, который имеет место на протяжении всей жизни человека. Связывая самоактуализацию, рассматриваемую как процесс, с мотивацией развития, А.

Маслоу утверждал, что человек одновременно является тем, что он есть, и тем, чем он стремится быть [3].

В зарубежной психологии изучением проблемы самоактуализации личности занимались Э. Деси, Р. Мэй, Г. Олпорт, К. Роджерс, В. Франкл и др., в отечественной психологии — К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, Д. А. Леонтьев, В. А. Петровский и др.

На фоне ряда исследований процесса самоактуализации личности, недостаточно комплексных исследований, изучающих влияние психологических особенностей личности на процесс самоактуализации.

Исследования А.

Маслоу показали, что самоактуализирующимся личностям присущи такие черты как ориентация в большей степени на настоящее, внутренний локус контроля, высокая значимость ценностей роста и духовных ценностей, спонтанность, терпимость, автономия и независимость от окружения, чувство общности с человечеством в целом, сильная деловая направленность, оптимизм, устойчивые внутренние моральные нормы, демократичность в отношениях, наличие интимной среды, включающей немногих близких людей, креативность, критичность по отношению к своей культуре, высокое самопринятие и принятие других [3].

Согласно исследованиям Л. Я. Гозман, И. Б. Дерманова, Н. Ф. Калина самоактуализирующуюся личность отличают самоуважение, самопринятие, автономность, уверенность в себе, креативность, осознанность смысла жизни, способность к целеполаганию и планированию и др. [1].

Огромную роль в процессе самоактуализации студенческой молодежи играет осмысленность жизни, ценностные ориентации личности.

Смысл жизни — это базовая мотивационная тенденция, направленная на осознание сущности собственной личности и ее места в жизни, ее жизненного предназначения. Смысл жизни является важнейшим двигателем развития личности.

На основе смысла жизни личность избирает и формирует свой жизненный путь, планы, цели, стремления в соответствии с теми или иными принципами.

С целью изучения взаимосвязи смысло-жизненных ориентаций и уровня самоактуализации студентов нами было проведено эмпирическое исследование на базе института сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Донской государственный технический университет» в г. Шахты Ростовской области (ИСОиП (филиал) ДГТУ).

В исследовании приняли участие студенты университета в количестве 50 человек в возрасте от 16 до 22 лет, из них 26 девушек и 24 юноши.

Первичное обследование проводилось с целью изучения выраженности стремления к самоактуализации и основных ее составляющих у студентов. Использовалась методика «Диагностика самоактуализации личности» А. В.

Лазукина в адаптации Н. Ф. Калинина и опросник личностной ориентации Шострома.

Были выделены две группы студентов: студенты с высоким уровнем стремления к самоактуализации и студенты со сниженным уровнем стремления к самоактуализации.

На втором этапе исследования проводилось изучение осознанности жизни и особенности смысло-жизненный ориентаций у студентов. Использовался тест смысло-жизненных ориентаций Д. А. Леонтьева, опросник терминальных ценностей И. Р. Сенина. Выделены особенности ценностно-смысловой сферы студентов, способствующие процессу их самоактуализации.

На третьем этапе исследования проводилось изучение эмоционально-личностных особенностей студентов с высоким и сниженным уровнем стремления к самоактуализации. Использовался опросник личностный тест Кеттелла (16 PF) и тест-опросник самоотношения В. В. Столина и С. Р. Пантелеева.

Показана взаимосвязь между уровнем осмысленности жизни, эмоционально-личностными особенностями и выраженностью стремления к самоактуализации у студентов с помощью коэффициента корреляции Спирмена (rS при уровне достоверности p

Основные термины (генерируются автоматически): уровнем стремления, высоким уровнем стремления, самоактуализации личности, смысло-жизненных ориентаций, осмысленности жизни, уровнем осмысленности жизни, уровня самоактуализации личности, процесса самоактуализации личности, личности студентов, самоактуализации личности студентов, уровня самоактуализации студентов, выраженностью стремления, смысла жизни, уровень стремления, повышение стремления, Взаимосвязь смысло-жизненных ориентаций, развития личности, сильной личности, проблемы самоактуализации личности, процессе самоактуализации.

Источник: https://moluch.ru/archive/142/39927/

Анализ психологических аспектов самоактуализации личности

Библиографическая ссылка на статью:
Тараканова А.А. Анализ психологических аспектов самоактуализации личности // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3. Ч. 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/03/51047 (дата обращения: 29.05.2018).

Проблема самоактуализации личности всегда представляла интерес для исследователей из различных областей психологии. Но наиболее полное раскрытие данной проблемы мы можем наблюдать в работах представителей гуманистического направления. Главным предметом изучения гуманистическая психология провозгласила личность как уникальную, открытую систему, способную к саморазвитию.

Каждый человек обладает своим уникальным «я», в течение жизни он способен развиваться и открывать новые грани своего сознания, развивать и совершенствовать свое внутреннее «я».

Поэтому представители данного направления отрицали учения бихевиоризма и психоанализа, отказываясь принимать тот факт, что человек – всего лишь совокупность психических и физиологических функций.

Личность человека невозможно рассматривать лишь как совокупность поведенческих реакций (бихевиоризм) или бессознательных влечений (по З. Фрейду). Ее необходимо изучать как постоянно развивающуюся и совершенствующуюся систему.

Анализируя методическую литературу и труды различных психологов-практиков, можно выделить психологические аспекты, лежащие в основе процесса самоактуализации.

Во-первых, следует отметить, что центральное положение в гуманистической психологии занимает личность, а точнее индивидуум как обладатель уникальных характеристик.

Его практическая деятельность направлена на осознание и раскрытие своих потенциальных возможностей, а, значит, достижение желаемой позиции в социуме и удовлетворения собственных амбиций, достижение определенной внутренней гармонии.

Именно на это и направлен процесс самоактуализации личности, это то, к чему стремится индивид.

К. Гольдштейн в своих работах утверждал, что проблема самоактуализации личности никогда не потеряет своей уникальности. По его словам, самоактуализация – это потребность в удовлетворении заложенного природой потенциала. Потребность – значит недостаток чего-либо.

В точки зрения психологии, человеку всегда будет присуще стремление в достижении недостающих ему качеств и характеристик, это составляет основу развития личности.

Гольдштейн отмечает, что стремление к самоактуализации является единственным мотивом человеческих поступков и жизнедеятельности в целом.

Отсутствие необходимых условий в социуме для достижения «идеала» своего психического и интеллектуального развития, по Гольдштейну, является единственным препятствием на пути к самоактуализации [1, 25].

Здесь возникает проблема ограничения или подавления врожденных свойств личности и ее стремления к «нахождению себя».

Можно справедливо утверждать, что давление со стороны общества, определенный социальный заказ государства, негативное влияние авторитарных методов обучения и воспитания, стереотипные модели поведения и другие внешние факторы препятствуют самоактуализации.

Социальное давление или определенное психологическое воздействие со стороны социума принуждает человека отказываться от собственных суждений и мотивов поведения, слепо подчиняясь социальным нормам.

Суммируя опыт, полученный отечественными и зарубежными учеными, занимавшимися проблемами развития личности, можно выделить психологические предпосылки достижения желаемого уровня самоактуализации индивидуума:

  1. Осознание личностного потенциала индивидуума, нахождение путей и мотивирование его к деятельности, направленной на саморазвитие;
  2. Выявление психологических препятствий на пути к самоактуализации и их устранение;
  3. Обеспечение возможности реализации внутренних потенций в учебной и профессиональной деятельности.

Очевидно, что успешность данного процесса в большей степени зависит от условий «среды», в которой развивается личность.

Как справедливо утверждал А. Маслоу (его концепции были рассмотрены в предыдущих параграфах), все препятствия, встающие на пути самоактуализации, ставит перед человеком общество.

Негативные привычки, «ложные» потребности и нежелание личностного развития формируются под действием социума.

По его мнению, человечество достигнет той идеальной точки развития лишь тогда, когда будут стерты все «социальные рамки» и человек станет хозяином своей жизни [2, 69].

Все это, соответственно, подводит нас к проблеме модернизации современной системы образования и воспитания.

Подводя итог данного исследования, можно прийти к выводу, что гуманистическая психология и ее концепции самоактуализации личности получили наибольшую распространенность благодаря тому факту, что впервые человеку дали понять, что он может быть тем, кем захочет, он сам определяет свое будущее, несмотря на мнения окружающих. Все это придает человеческой жизни определенный смысл.

В конечном итоге, процесс самоактуализации приводит к становлению личности не только в психологическом плане.

Достижение желаемого уровня развития личности влияет, прежде всего, на качество знаний, умений и навыков, определяет уровень его компетенций и обуславливает успех будущей профессиональной деятельности.

Коренным образом меняются модели поведения и формы общения с окружающими людьми, приближаясь в своей сущности к тем «идеалам», которое общество вкладывает в понятия «личность, индивидуальность» [3, 77].

Различные аспекты гуманистического подхода нередко подвергались критике со стороны представителей других направлений в психологии. Многие до сих пор критикуют иерархию потребностей А.

Маслоу, утверждая, что определенный идеал (как конечная цель развития личности) может быть достигнут на всех уровнях человеческих потребностей.

Также критике нередко подвергается тот факт, что самоактуализация личности является единственной и конечной целью развития человека.

Однако идеи гуманистической психологии и, в частности, концепции, разработанные Карлом Роджерсом и Абрахамом Маслоу, приобрели большую популярность не только в психологической науке, но и за ее пределами.

Понятие «самоактуализация» широко употребляется в настоящее время как специалистами в области психологии, так и людьми, далекими от нее.

Стоит отметить, что в большинстве случаев данный термин все больше употребляется не по его первоначальному значению, так как «самоактуализация» нередко ошибочно ставят в один ряд с термином «самореализация».

Проблема самоактуализации личности занимает одно из главенствующих мест в современной психологии. На протяжении многих лет этой проблеме уделяется много внимания со стороны психологов и, все же, еще остается достаточное поле для исследования.

Библиографический список

  1. Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. – М.: Международная педагогическая академия, 2001.
  2. Маслоу А. Мотивация и личность. Перевод А.М.Татлыбаевой. – СПб.: Евразия, 1999.
  3. Дружинин В.Н. Психология. Учебник для экономических вузов. Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб., 2000
Читайте также:  Мера ответственности, или чем отвечает ответственный человек - психология

Количество просмотров публикации: Please wait

Источник: http://web.snauka.ru/issues/2015/03/51047

1.1 Психологическая сущность самоактуализации

Теория самоактуализации является ключевым системообразующим элементом гуманистического направления в психологии.

https://www.youtube.com/watch?v=1n1xKY5pgb4

Самоактуализация (этимологически от слова «актуализация») обозначает переход из состояния возможности в состояние действительности, поэтому смысл самоактуализации как процесса саморазвития личности наиболее точно выражает слово «проявление».

Проявить себя — выявить свои возможности, способности. Через активное проявление личности объясняют процесс самоактуализации ведущие представители экзистенциально-гуманистического направления (К. Гольдштейн, Э. Деси, А. Маслоу, Р. Мэй, Г. Олпорт, Р. Райн, К. Роджерс, В.

Франкл).

Основополагающей является идея о том, что осознанное стремление к максимально возможному раскрытию своего человеческого потенциала и его реализации в практической жизнедеятельности на благо общества путем самоактуализации является необходимым фактором полноценного развития человека.

Методологические обоснования процесса самоактуализаци рассматриваются К. Гольдштейном как основной и по существу единственный мотив человеческой жизни.

Будучи нейрофизиологом, который занимался в основном пациентами с поврежденным мозгом, Гольдштейн рассматривал самоактуализацию как фундаментальный процесс в каждом организме, который может иметь как позитивные, так и негативные последствия для индивидуума.

Гольдштейн писал, что «организм управляется тенденцией актуализировать в наибольшей возможной степени свои индивидуальные способности, свою природу в мире» [11, С. 169].

Гольдштейн утверждает, что ослабление напряжения является сильным побуждением только у больных организмов. Для здорового организма первичной целью является «формирование определенного уровня напряжения, такого, который сделает возможной дальнейшую упорядоченную деятельность» [11, С. 195-196].

Такое влечение, как голод, — это особый случай самоактуализации, в котором напряжение-разрешение ищется для того, чтобы возвратить организм к оптимальному состоянию для дальнейшего выражения его способностей. Однако лишь в ненормальных ситуациях это влечение становится слишком настоятельным.

Гольдштейн утверждает, что нормальный организм может временно отложить еду, секс, сон и т.д., если другие мотивы, такие как любопытство или желание игры, вызывают это.

По Гольдштейну, успешное обращение со средой часто включает определенную долю неуверенности и шока. Здоровый самоактуализирующийся организм часто вызывает такой шок, входя в новые ситуации ради использования своих возможностей.

Для Гольдштейна (как и для Маслоу) самоактуализация не означает конца проблем и трудностей, напротив, рост часто может принести определенную долю боли и страдания. Гольдштейн писал, что способности организма определяют его потребности. Наличие пищеварительной системы делает еду необходимостью; наличие мышц требует движения.

Птица нуждается в том, чтобы летать, а художник нуждается в том, чтобы творить, даже если акт творчества требует болезненной борьбы и значительных усилий.

Г. Олпорт утверждает, что самоактуализация — это способность видеть целостную картину мира благодаря ясному, систематическому и последовательному выделению значимого в собственной жизни; это широкие границы «Я», способность посмотреть на себя «со стороны» [21, С. 157].

К. Роджерс понимает стремление к актуализации как стремление к росту, развитию, созреванию, тенденцию проявлять и активизировать все возможности организма; как проявление «само-строительства» и своего реального «Я» [25, С. 119].

Тенденция к самоактуализации, по К. Роджерсу, есть проявление глубинной тенденции к актуализации: «Подтверждением этому служит универсальность проявления этой тенденции во вселенной, на всех уровнях, а не только в живых системах… Мы подключаемся к тенденции, пронизывающей всю фактическую жизнь и выявляющей всю сложность, на которую способен организм.

На еще более широком уровне, как я уверен, мы имеем дело с могучей созидательной тенденцией, сформировавшей нашу вселенную: от самой крохотной снежинки до самой огромной галактики, от самой ничтожной амебы до самой тонкой и одаренной личности.

Возможно, мы касаемся острия нашей способности преобразовывать себя, создавать новые, более духовные направления в эволюции человека» [25, С 121].

А. Маслоу определяет самоактуализацию «как такое развитие личности, которое освобождает человека от дефицита проблем роста и от невротических (или инфантильных, или воображаемых, или «ненужных», или «ненастоящих») проблем жизни.

Так, что он может обратиться к «настоящим» проблемам жизни (сущностно и предельно человеческим проблемам, неустранимым «экзистенциальным» проблемам, у которых нет окончательного решения), — и не только обратиться, но и устоять перед ними, и взяться за них.

То есть самоактуализация — это не отсутствие проблем, но движение от преходящих или ненастоящих проблем к настоящим проблемам» [17, С. 54]

В отечественной психологии теорию самоактуализации развиваю А.Г. Асмолов, В.П. Зинченко, Е.И. Исаев, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман и другие.

Понятие самоактуализации рассматривается как процесс развертывания и созревания изначально заложенных в организме и личности задатков, потенций, возможностей; как персонализированная, самоопределившаяся самость среди других, для других, и только таким образом — для себя; как процесс становления человека субъектом собственной жизнедеятельности; как сознательное, намеренное изменение Я-реального в направлении Я-идеального; как самоосуществление «иных культур». Самоосуществление индивидуальности рассматривается как неповторимое единичное проявление мира человека. Она выступает как «случайное», приходящееся только на долю самоактуализирующихся личностей природное качество отдельного человека.

И.А. Витин считает понятие «самоактуализация» центральным в современном научном гуманитарном знании.

По его мнению, теория самоактуализации является одной из наиболее удачных попыток не только поставить, но и решить (в известных пределах) проблему личности в современной общественной ситуации.

В России значимость разработки этой теории возрастает в связи с отказом от понимания личности как части коллектива и поиском более сложных моделей развития личности, включающих представления о ее неповторимости, уникальности, единственности. Самоактуализация рассматривается И.А.

Витиным как процесс непрерывный, предполагающий осознание личностью перспективы собственного и общественного развития, умение видеть альтернативы, осознание ответственности за свой выбор, овладение индивидуальным стилем деятельности благодаря делу, которое человек делает своим [7].

Л.И. Антропова, Н.Л. Кулик и К.Ч. Мухаметджанов рассматривает в философском аспекте самореализацию личности человека как источник, побуждающий к поиску Смысла Жизни и как фактор духовного роста. Н.Л.

Кулик, прослеживая философские корни проблемы самоактуализации в отечественной культуре, приходит к выводу о том, что в философии Нового времени впервые эта проблема была поставлена Г.

Сковородой, который считал возможным достижение истинно человеческого счастья только в труде по призванию, труде, соответствующем внутренней натуре человека, его склонностям и дарованиям. Н.Л.

Кулик видит в самореализации реальный процесс превращения деятельностных характеристик человека, его сущностных сил в способ человеческого бытия, в «мир человека», в предметный мир человеческой культуры. Творческая самодеятельность человека в этом аспекте выступает как способ самоосуществления личности, как внутреннее содержание этой деятельности и единственно достойный человека и общества способ бытия [7].

Согласно А.Г. Асмолову быть личностью — это значит осуществлять выборы, возникшие в силу внутренней необходимости, уметь оценить последствия принятого решения и держать за них ответ перед собой и миром [2, С. 146].

Л.Ф. Вязникова определяет самоактуализацию как реализацию ценностно-смыслового потенциала.

Её определяют рефлексивность, качество самоидентификации, позитивная «Я-концепция» и способность проектирования собственной жизни (сотворения настоящего из будущего, а не из прошлого). Е.Б. Весна, Л.Я.

Дорфман определяют потребность в самоактуализации и особенности смысловой сферы как наиболее значимый показатель стремления личности к принятию собственной индивидуальности[7].

В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев рассматривают личность человека с философско-антропологической позиции как персонализированную, самоопределившуюся самость среди других, для других, и только таким образом — для себя.

В этом смысле самоактуализация есть процесс становления человека субъектом собственной жизнедеятельности и требует освоения им норм и способов человеческой деятельности, правил общежития, основных смыслов и ценностей, регулирующих совместную жизнь людей в обществе.

Понять свою самость в истинном, полном значении этого слова — значит усмотреть в ней идеальную, очевидно осмысленную необходимость бытия в мире действительности. Только осознание этой истинно духовной реальности позволяет человеку открыть свою субъективную реальность как проекцию самости[28].

Самоактуализация представляет собой также постоянный процесс раскрытия своих потенциальных возможностей. Это означает применение своих способностей и разума и «работа ради того, чтобы делать хорошо то, что ты хочешь делать» [17, С. 48].

Акт самоактуализации — это некоторое конечное число действий, выполняемых субъектом на основании сознательно поставленных перед собой в ходе самореализации целей и выработанной стратегии их достижения. Каждый акт самоактуализации завершается специфической эмоциональной реакцией — «пиковым переживанием», положительным в случае успеха, и отрицательным (боль, разочарование) — в случае неудачи.

Самоактуализация обеспечивается правильностью каждого решения из длинной вереницы жизненных выборов человека. Каждый жизненный выбор продвигает человека на один шаг ближе к личностному регрессу или прогрессу.

Самоактуализация — это кумулятивный результат жизненных выборов человека, который движется в направлении пределов собственного развития.

«Самоактуализация — это процесс, он предполагает, что каждый раз, делая выбор, мы выбираем, что достойнее остаться честным, не лгать, что честнее не красть, чем красть, или, обобщая, — каждый из вставших перед нами выборов мы совершаем в пользу личностного роста» [16, С. 57].

Понятие «самоактуализация» неявно подразумевает, что у человека наличествует некая «самость», которая должна быть актуализирована. По мнению Маслоу, самость представлена личностными смыслами и ценностями, которые составляют интенциональное ядро человеческой жизни.

Часто бывает, что смыслы и ценности личности заслоняются внешними социальными оценками тех или иных моментов бытия. Чужие оценки, будучи ассимилированными человеком, затеняют его личное мнение и, тем самым, отбрасывают его на пути к самоактуализации.

Поэтому первейшим шагом к самоактуализации является способность человека доверять не чужим, а собственным оценкам и мнениям, «прислушиваться к внутреннему голосу своей самости» [16, С. 57-58]

Самоактуализация предполагает ответственность за то, что говорит и как поступает человек. Маслоу утверждает, что взятие на себя ответственности за результаты деятельности есть важное условие самоактуализации. «Каждый раз, принимая на себя ответственность, человек самоактуализируется» [16, С. 58].

Самоактуализация требует смелости и мужества, которые могут понадобиться человеку для высказывания и защиты своей точки зрения. По мнению Маслоу, серьезной помехой самоактуализации является боязнь «высунуться», прослыть выскочкой или нелепым чудаком, показаться нонконформистом в глазах других людей. Тем не менее, самоактуализация немыслима без свободы самовыражения.

Читайте также:  Эмоциональные акции, переживание и искренность - психология

Маслоу утверждает, что нельзя делать самоактуализацию целью сознательных усилий.

Чем больше рвение человека стать самоактуализированной личностью, чем сильнее он тянется к высшим переживаниям, тем упорнее эти состояния убегают от него.

Секрет самоактуализации в том, чтобы посвятить все усердие, какое только есть у человека, любимому делу и тогда переживания триумфа от добротно выполненной работы станут мимолетным моментом самоактуализации.

Важным условием самоактуализации является высокий уровень осознанности сильных и слабых сторон своей личности, а также готовность отказаться от психологических защит. Только при этом условии человек может адекватно понять свое призвание и сделать его дорогой к самоактуализации [16, С. 61].

Отказ человека от усилий по реализации своего потенциала чреват возникновением патологии: нервными или психическими расстройствами, соматическими заболеваниям или, в наиболее тяжелом случае, развитием метапатологии, «свертыванием» отдельных способностей, инволюцией, деградацией. Отсутствие в том или ином регионе, стране, сообществе условий для самоактуализации человека приводит к явлениям застоя, социального и экономического кризиса. Проведение властными элитами политики, направленной на воспрепятствование процессам самоактуализации, чревато антисоциальными проявлениями экстремизма, терроризма. Нарастание инволюционных тенденций, вовлечение в процессы инволюции больших групп людей, маргинализация отдельных регионов и стран чреваты серьезной угрозой для развития цивилизации и культуры в целом.

О самоактуализации в широком смысле слова можно говорить на каждом возрастном этапе развития человека.

Акт самоактуализации можно увидеть, например, в овладении ребенком определенным навыком (скажем, езды на велосипеде), в овладении подростком техникой игры на гитаре, в овладении школьником определенной суммы знаний, достаточной для успешного поступления в ВУЗ.

В каждом случае речь идет о том, что все более продолжительные усилия человека в какой-то момент приводят к осознанию: Я умею! Я знаю! Долго накапливаемые упорным трудом количественные изменения приносят одномоментно проявляющееся новое качество, характеризующее себя в практике жизни как определенная социальная или личная компетентность. Такого рода осознание, дополняемое положительными оценками друзей, экзаменаторов, взрослых, приносит пиковые переживания, которые отражают состояние счастья[21, С. 157].

В строгом значении термина, самоактуализация есть проявление в поведенческом плане способности к саморегуляции.

Поэтому, говоря о самоактуализации ребенка, мы должны помнить, что его поведенческие акты определяются по большей части бессознательными мотивами, а регулируются основными эмоциями, прямо связанными с удовлетворением биологических нужд, и внешними факторами контроля.

Нижняя возрастная граница возможного наблюдения полноценных актов самоактуализации относится к подростковому возрасту и связывается с (1) обретением подростком понятийного уровня мышления; (2) наличием определенной зрелости механизмов центрального торможения; (3) накопленным в предшествующий период развития опытом положительного решения ситуационно обусловленных проблем; (4) наличием тенденции к саморазвитию в мотивационной сфере. В этом случае возможен, но не неизбежен переход подростка от фантазирования, мечты и игровых мотивов, доминирующих в детстве, к составлению реалистических жизненных планов и попыток их реализации через многошаговые стратегии и саморегуляцию. Именно в этих первых попытках самоактуализации происходит «стыковка» и согласование мотивационной сферы, механизмов когнитивного анализа и волевых аспектов, необходимых для исполнения задуманного. Успехи в попытках самоактуализации позволяют подростку формировать иерархическую структуру мотивов, приобретать высшие формы эмоций и личностные смыслы[11, с. 241].

Таким образом, самоактуализацию можно определить как процесс саморазвития личности, ее личностного роста «изнутри», как процесс становления человека субъектом собственной жизнедеятельности, направленный на выстраивание стратегии жизни, на выстраивание иерархии ценностей, обретения смысла жизни. Она неотделима от процесса рефлексии, пронизывающего все составляющие личностного роста: самопонимание, аутосимпатию, ценности, смыслы.

Источник: http://psy.bobrodobro.ru/10280

Самоактуализация личности

Мировоззрение

Под самоактуализацией подразумевается выполнение человеком своей задачи…

19 марта 2015

8 949 0

С тех пор как человек начал осознавать себя, он стал задаваться вопросами об устройстве окружающего мира и о своём месте в природе и среди других людей. Многих до сих пор волнует проблема предназначения вида homo sapiens на Земле, поиска смысла жизни. Ответы на «вечные вопросы» ищут философы, психологи, богословы и просто люди, которым небезразлично всё, что происходит с ними и вокруг них.

В зависимости от исторической эпохи, религиозных взглядов, достижений науки феномен человека объяснялся по-разному, от представлений о людях как о двуногих животных без перьев до признания божественной сущности человека. Одной из научных теорий, позволяющей найти ответы на такие сложные вопросы, является теория самоактуализации личности (авторы А. Маслоу, К. Роджерс и другие).

Понятие самоактуализации

Под самоактуализацией подразумевается выполнение человеком своей задачи, ведь все мы приходим в этот мир не просто так, а значит, – раскрытие способностей, талантов, реализация того, что заложено природой в каждом из нас. Самоактуализация человека – это процесс и способ достижения значимых для себя целей.

Для того чтобы лучше понять, что такое самоактуализация, имеет смысл рассмотреть пирамиду потребностей А. Маслоу. Учёный считал, что все люди без исключения имеют примерно следующие потребности:

  • Физиологические (пища, питьё, сон). Такие же потребности есть и у других живых существ. Без достаточного количество еды, воды и сна организм погибает;
  • В безопасности жизнедеятельности. Помешать собственно выживанию могут и внешние факторы: чрезмерные холод и жара, природные стихии, отсутствие крыши над головой, нападение маньяка и т. д. Если человеку ничто не угрожает, то он ощущает спокойствие и уверенность в себе;
  • В любви. Удовлетворив перечисленные выше потребности, человек наверняка останется жив, но вряд ли будет чувствовать себя счастливым. Всем нам необходимы любовь, поддержка близких, дружеские связи;
  • В уважении и признании. Что бы ни делал человек, ему важно ощущать себя успешным. Действительно приятно, когда работа получает высокую оценку, будь то шедевр мирового искусства или просто мастерски сваренный борщ;
  • В познании и творчестве. Эта потребность наиболее ярко выражена у детей, которые задают очень много вопросов и пытаются экспериментировать со всем, что попадается им на глаза. К сожалению, с возрастом желание познавать и творить для большинства людей становится не столь актуальным;
  • Эстетические. Красота важна для людей, так как она гармонична, а гармония создаёт ощущение стабильности и порядка. Недаром Ф.М. Достоевский писал о том, что «красота спасёт мир»;
  • Духовные. Удовлетворение потребностей этого уровня и есть самоактуализация. Личность самоактуализируется в самопознании, стремлении совершенствовать себя, получать как можно больше знаний о мире, развивать свои способности.

Считается, что для того, чтобы возникла потребность в самоактуализации, необходимо удовлетворить все вышеперечисленные потребности. Однако жизнь сложна и разнообразно, поэтому в действительности всё очень даже непросто. Достаточно вспомнить великого композитора В.А.

Моцарта, который записывал ноты своих гениальных произведений на клочке бумаги огрызком карандаша и не всегда имел деньги на хлеб. Да и с признанием при жизни гения были проблемы. В то же время многие более чем обеспеченные люди так и остаются на уровне удовлетворения потребностей, указанных в начале списка, или даже деградируют.

Большую роль в процессе становления человека играет его стремление к самоактуализации, а оно, в свою очередь, зависит от целей, мотивов, желаний, установок и особенностей воспитания личности.

Процесс самоактуализации

С чего начинается самоактуализация? Ответ очевиден: с познания себя, с выявления своих возможностей, способностей и потребностей. Здесь может потребоваться помощь специалиста, ведь беспристрастно оценить самого себя крайне сложно.

Опытный психолог поможет разобраться с комплексами, мнимыми или явными проблемами и наметить пути для самосовершенствования. Если по каким-либо причинам некомфортно на индивидуальном занятии, то можно записаться на тренинг личностного роста.

Следующий этап – это поиск способов для самореализации, а их может быть бесчисленное множество: любимое дело, хобби, домашнее хозяйство и отношения в семье, путешествия, прополка огурцов на дачном участке и т. д. Главное, чтобы человек понимал, что выбранное занятие – его.

В этом случае ощущение полноты бытия не заставит себя ждать. Напротив, необходимость постоянно делать то, что не приносит удовлетворения, способствует недовольству собой и окружающими. В результате появляются стрессы, неврозы и даже серьёзные заболевания.

Проще говоря, человек должен быть тем, кто он есть, и идти по своей дороге жизни. Тогда всё будет хорошо.

При самоактуализации неизбежным является выбор. Выбирать приходится всё и всегда (платье в магазине, школу для ребёнка, место работы или отдыха и т. д.). Однако, по мнению самого А. Маслоу, главный выбор человека – между стремлением к самоактуализации и сознательным избеганием её.

Дело в том, что самосовершенствование, занятие творческой деятельностью предполагает выход из так называемой зоны комфорта, разрушение стереотипов, преодоление трудностей, изменение взглядов на понятное и привычное, в результате чего становится сложно сохранять спокойствие и чувствовать защищённость.

В то же время, если личность всё-таки станет на путь самоактуализации, то приятными бонусами будут:

  • уверенность в себе;
  • ощущение победы, в том числе, над собой;
  • повышение стрессоустойчивости;
  • формирование новых умений и навыков.

Принципиально важно, чтобы выбор человек делал сам, а не под давлением извне.

Этому необходимо учиться с детства, поэтому важная задача родителей и педагогов – дать ребёнку возможность самостоятельно мыслить и принимать решения.

Кроме того, малыш не должен удовлетворять родительские амбиции, в процессе воспитания и развития нужно исходить из интересов и потребностей самого растущего человека.

Умение делать выбор тесно связано с необходимостью доверять себе и брать на себя ответственность за последствия своих поступков. Собственно, ответственность – это главный показатель взросления.

Если речь идёт о выборе профессии, спутника жизни или просто способе проведения свободного времени, то сделанные выборы могут не одобряться окружающими. Однако никто не знает, что надо человеку, лучше, чем он сам.

Главное, чтобы последствия выбора не противоречили законодательным и моральным нормам.

Наконец, для самоактуализации важно трудиться не покладая рук. Менее талантливый, но трудолюбивый человек достигнет большего, чем одарённый лентяй. Постоянная работа над собой непременно приведёт к успеху.

Что мешает самоактуализации

Казалось бы, проблема самоактуализации решается довольно легко: выбрал свой путь и действуй. На самом деле всё не так просто. Полному раскрытию своих возможностей могут препятствовать:

  • Собственная лень. Развитие, движение вперёд – это приложение усилий, преодоление себя. Под лежачий камень вода не течёт; (читайте про лень)
  • Неуверенность в себе, комплексы, страхи. Никто не застрахован от неудач, однако, сознательное избегание трудностей, возможно, и сделает жизнь более спокойной, но никогда не приведёт к успеху; (читайте про неуверенность в себе)
  • Давление социума. В некоторых культурах (особенно это характерно для стран с тоталитарным режимом) на первое место ставится не индивидуальное, а коллективное. Человек является винтиком в государственной системе, а любые проявления индивидуальности подавляются порой очень жёстко. Также сложно реализовать себя, если имеющиеся навыки не востребованы и не ценятся окружающими (так в крестьянской семье позапрошлого века умение ребёнка рисовать или виртуозно играть на музыкальном инструменте могло восприниматься родителями как блажь, отвлекающая от главного занятия – земледелия);
  • Заниженная самооценка, неверные представления о своих способностях («Я никогда этого не достигну», «Это мне не по силам» и т. д.); (читайте про самооценку)
  • Отсутствие должной мотивации. Если непонятно, во имя чего предпринимаются те или иные действия, то достижение цели практически невозможно. Во всяком случае, морального удовлетворения от прилагаемых усилий точно не будет.
Читайте также:  Влияние счастья на людей - психология

Проблема самоактуализации

Большинство психологов рассматривают самоактуализацию исключительно как благо. Разве плохо, если человек ищет себя, пытается найти применение своим способностям? Однако чрезмерно зацикленная на себе личность становится эгоистичной, не принимает во внимание потребности других людей, не спешит понять, помочь, поддержать близких.

Кроме того, само по себе взятие каких-либо высот ещё не гарантирует благополучия. Каждый человек – индивидуальность. Кому-то крайне важно сесть в кресло руководителя, а кто-то будет довольствоваться скромной ролью рядового сотрудника или домохозяйки и чувствовать себя счастливым (хотя эти роли – тоже своего рода самоактуализация).

Подлинное совершенство – это скорее идеал, чем реальность. По мнению самого А. Маслоу, люди, достигшие самоактуализации, составляют лишь 1% от всего человечества, и даже такие «сверхличности» не лишены недостатков и не избавлены от проблем.

Поэтому в процессе самоактуализации главное – не столько стремление к идеалу, сколько достижение реальных целей, умение строить отношение с другими людьми, стремиться к гармонии с собой и окружающим миром.

Если человек самодостаточен и живёт полноценной жизнью, готов нести ответственность за свои поступки, то о нём можно говорить как о состоявшейся личности.

Источник: http://psyh.info/psihologiya-lichnosti/mirovozzrenie/samoaktualizatsiya-lichnosti.html

Особенности самоактуализации личности современного студента

ОСОБЕННОСТИ  САМОАКТУАЛИЗАЦИИ  ЛИЧНОСТИ  СОВРЕМЕННОГО  СТУДЕНТА

Никонова  Виктория  Евгеньевна

студент  1  курса  магистратуры,  кафедра  психологии  и  социальной  работы  ГАГУ, 
РФ,  г.  Горно-Алтайск

Е-mail:  viki8329@yandex.ru

Таскина  Ирина  Анатольевна

научный  руководитель,  канд.  психол.  наук,  доцент  ГАГУ, 
РФ,  г.  Горно-Алтайск

Процесс  социального  функционирования  личности  представляет  собой  диалектическое  единство  двух  подпроцессов:  адаптации  и  самоактуализации.

  Адаптация  имеет  своей  целью  максимальное  уподобление  личности  социализационному  нормативу  для  конструктивной  интеграции  в  социум.  Самоактуализация  предполагает  реализацию  личностью  собственной  системы  потенциалов.

  «Самоактуализация  –  это  желание  человека  стать  тем,  кем  он  хочет  стать  [4,  с.  39]».

Парадокс  современной  жизни  состоит  в  том,  что  основные  социальные  институты  (образование,  семья)  ориентированы  на  способствование  адаптации  личности,  при  этом  проблема  самоактуализации  остается  в  компетенции  самой  развивающейся  личности.

  Исследование  самоактуализации  личности  студентов  на  наш  взгляд  представляет  особый  научный  интерес.  Ведь  студент  по  умолчанию  находится  в  ситуации,  которая  обладает  ресурсами  для  его  самоактуализации  –  это  ситуация  образовательного  процесса.

Ключевыми  теориями  самоактуализации  являются  концепции  А.  Маслоу  и  К.  Роджерса  в  рамках  развиваемой  ими  гуманистической  психологии.  Также  явление  самореализации  исследовали  и  другие  гуманисты  (К.  Хорни,  А.  Адлер,  Э.  Фромм,  и  др.).  Занимались  данной  проблемой  и  отечественные  психологи  (Б.Г.  Ананьев,  К.А.  Абульханова-Славская  и  др.). 

А.

  Маслоу  в  своей  книге  Дальние  пределы  человеческой  психики  [4]  представил  характеристики  самоактуализирующихся  людей:  высшая  степень  восприятия  реальности,  принятие  себя  и  других,  отстраненность  и  стремление  к  уединению,  свежесть  восприятия  и  богатство  эмоциональных  реакций,  высокие  творческие  способности,  креативность,  сопротивление  окультуриванию,  центрированность  на  проблеме,  автономия,  и  т.  д.  При  этом  А.  Маслоу  говорит  о  том,  что  самоактуализирующиеся  люди  –  не  ангелы,  им  также  свойственны  слабости  и  недостатки.  Они  также  порой  испытывают  вину,  тревогу,  печаль  и  сомнения  в  себе.  Но,  не  смотря  на  все  эти  несовершенства,  такие  люди  являются  образцом  психического  здоровья.

Так,  А.  Маслоу  считал,  что  практически  все  люди  стремятся  к  самоактуализации,  но  достигают  ее  всего  1  %  населения.  Однако  среди  студентов  на  практике  мы  не  всегда  можем  констатировать  сам  факт  наличия  самого  стремления  к  самоактуализации.

К.  Роджерс  [5]  говорил  о  том,  что  все  поведение  контролируется  и  вдохновляется  одним  неким  общим  мотивом,  названным  им  тенденцией  к  актуализации.  Он  считал,  что  эта  тенденция  является  единственным  мотивационным  конструктом.

  В  контесте  его  теории  самоактуализация  –  это  процесс  осуществления  на  протяжении  жизни  своих  возможностей,  при  этом  полноценно  функционируя.

  Исходя  из  его  теории,  студенту  необходимо  полноценно  развиваться  в  учебно-профессиональной  деятельности,  реализовывать  свой  потенциал,  и  это  должно  происходить  как  бы  «сама  собой»,  так  как  по  его  теории  человек  уже  исходно  мотивирован,  потому  что  он  живет,  мотивирован  самой  жизнью  и  деятельностью.  Но  почему  не  все  студенты  стремятся  самореализовываться  в  учебной  деятельности?

Теоретический  анализ  литературных  источников  позволяет  нам  выделить  основные  препятствия  для  самоактуализации  личности  студента:

  1. студенты  не  видят  своего  потенциала  и  не  знают  о  пользе  самосовершенствования  (установка  на  пассивное  социальное  функционирование,  гедонизм); 
  2. социальные  и  культурные  нормы,  которые  накладывают  определенные  рамки  на  развитие  гармоничной  личности  (стремление  быть  ка  все,  быть  в  тренде); 
  3. негативное  влияние,  оказываемое  потребностью  в  безопасности  (при  стремлении  к  новому  возникает  страх,  что  в  свою  очередь  увеличивает  возврат  к  поиску  безопасности  и  защиты).

Данные  препятствия  могут  оказать  купирующее  воздействие  на  стремление  личности  студента  к  самоактуализации. 

Для  проверки  нашей  гипотезы,  нами  были  проанализированы  современные  исследования  в  области  самоактуализации  личности.  А.В.

  Забелина  в  своей  статье  Самоактуализация  личности  студентов  как  условие  психологического  здоровья  [3]  приводит  результаты  исследования  самоактуализации  у  студентов  при  помощи  Самоактуализационного  теста  (Л.Я.  Гозман,  М.В.  Кроз,  М.В.  Латинская).

  Целью  исследования  было  выявление  уровня  самоактуализации  личности  студентов.  В  исследовании  принимали  участие  104  испытуемых  –  студенты  2  курса  ТГПУ  им.  Л.Н.  Толстого.

  Анализ  результатов  проводился  по  двум  базовым  шкалам  (компетентность  во  времени;  поддержка)  и  12  дополнительным  (ценностные  ориентации;  гибкость  поведения;  сензитивность  к  себе;  спонтанность;  самоуважение;  самопринятие;  представление  о  природе  человека;  синергия;  принятие  агрессии;  контактность;  познавательные  потребности;  креативность).  Результаты  исследования  следующие:  по  базовым  шкалам  менее  трети  студентов  имеют  высокий  уровень  самоактуализации.  Только  29  %  студентов  (шкала  «Компетентность  во  времени»)  живут  настоящим  (видят  свою  жизнь  единым  целым).  «Только  четверть  студентов  набрали  высокий  балл  по  шкале  «Поддержка»,  что  свидетельствует  об  их  независимости  в  поступках,  стремлении  самостоятельно  определять  цели  в  жизни,  приверженность  собственным  убеждениям  и  установкам,  руководство  собственными  принципами  [3,  с.  4]».  43  %  студентов  дали  низкий  результат  по  шкале  «Компетентность  во  времени».  Данное  исследование  подтверждает  нашу  гипотезу  о  том,  что  современные  студенты  не  стремятся  к  самоактуализации  своего  потенциала  и  возможностей.

Подтверждающим  нашу  гипотезу  также  является  исследование  О.Н.  Большаковой,  опубликованного  в  статье  Особенности  развития  самоактуализации  студентов  [1].  Ими  было  проведено  опытно-экспериментальное  исследование,  позволяющее  показать  уровень  самоактуализации  у  современных  студентов.

  Гипотеза  исследования  –  при  проведении  работы  со  студентами,  направленной  на  повышение  уровня  самоактуализированности,  уровень  самоактуализации  личности  возрастет.  База  исследования  –  Филиал  «Иркутского  государственного  университета»  в  г.

  Братске,  обучающихся  по  специальности:  «Психология»  (экспериментальная  группа)  и  «Социально-культурный  сервис  и  туризм»  (контрольная  группа).  Общее  количество  испытуемых:  320  человек  –  это  студенты  1–5  курсов.  Диагностика  проводилась  на  основе  трех  критериев  ,  определенных  в  исследованиях  Л.А.

  Староверкиной  [6]:  когнитивный,  потребностно-мотивационный  и  деятельностно-практический.

  Экспериментальное  исследование  состояло  из  нескольких  этапов:  первоначальное  исследование  особенностей  и  условий  формирования  у  студентов  контрольной  и  экспериментальной  групп;  затем  была  проведена  работа  по  развитию  у  студентов  самоактуализации  в  соответствии  с  предложенной  моделью;  далее  вторичная  диагностика  контрольной  и  экспериментальной  групп.  Для  подтверждения  нашей  гипотезы  достаточны  результаты  первичной  диагностики  уровня  самоактуализации:  «на  первом  курсе  отсутствует  высокий  уровень  самоактуализации,  зато  низкий  уровень  составляет  самый  высокий  процент  (8,17  %)  по  сравнению  с  другими  курсами;  высокий  уровень  самоактуализации  преобладает  у  пятого  курса  и  составляет  29  и  31  %  [1,  с.  29]». 

В  результате  анализа  психолого-педагогической  литературы,  нам  удалось  выяснить,  что  у  каждого  студента  стремление  к  самоактуализации  заложено  природой,  но  в  силу  разных  барьеров  и  препятствий  (установка  на  пассивное  социальное  функционирование,  желание  быть  «в  тренде»  и  т.  д.)  студенты  часто  не  осознают  свои  возможности.  Мы  предположили,  что  современные  студенты  имеют  низкий  уровень  самоактуализации.  На  основе  анализа  двух  исследований  (А.В.  Забелиной  и  О.Н.  Большаковой),  мы  можем  сделать  вывод  о  том,  что  современные  студенты  не  стремятся  к  самореализации  себя,  раскрытию  своего  потенциала  личности.  Их  исследования  показывают,  что  менее  трети  студентов  имеют  высокий  уровень  самоактуализации,  а  те,  кто  им  обладает  в  большинстве,  являются  студентами  уже  5  курса. 

Исследование  феномена  самоактуализации  личности  студента  является  на  наш  взгляд  перспективным  научным  направлением,  которое  позволит  существенным  образом  оптимизировать  образовательный  процесс  –  создать  условия  для  формирования  стремления  к  самоактуализации  у  студентов.

Список  литературы:

  1. Большакова  О.Н.  Особенности  развития  самоактуализации  студентов  /  О.Н.  Большакова   //  Научно-теоретический  журнал  Ученые  записки.  –  2011.  –  №  7  (77).  –  С.  27–31.
  2. Гозман  Л.Я.  Самоактуализационный  тест  /  Л.Я.  Гозман,  М.В.  Кроз,  М.В.  Латинская.  –  М.:  Рос.  пед.  агентство,  1995.  –  43  с.
  3. Забелина  А.В.  Самоактуализация  личности  студентов  как  условие  психологического  здоровья  /  А.В.  Забелина  //  Концепт.  –  2013.  –  №  09  (сентябрь).  –  С.  1–8.  –  [Электронный  ресурс]  –  Режим  доступа.  –  URL:  http://e-koncept.ru/2013/13175.htm
  4. Маслоу  А.  Дальние  пределы  человеческой  психики:  пер.  с  англ.  /  А.  Маслоу.  –  СПб.  :  Евразия,  1999.  –  432  с.
  5. Роджерс  К.  Взгляд  на  психотерапию  и  о  становлении  личностью  /  К.  Роджерс.  –  М.  :  Mass  Media,  1993,  –  307  с.
  6. Староверкина  Л.А.  Регионально-педагогические  условия  профессионального  самоопределения  учащихся  подготовительного  отделения  университета:  автореф.  дис.  …  канд.  пед.  наук  /  Л.А.  Староверкина.  –  Волгоград,  1997.  –  20  с.

Источник: https://sibac.info/studconf/hum/xxxvii/43765

Ссылка на основную публикацию