Личностный конструкт — психология

Теория личностных конструктов Дж. А. Келли

Дж. Келли построил свою теорию на основе одной из философских позиций — конструктивного альтернативизма. По его мнению все зависит от того как сам человек осознает и интерпретирует то или иное явление. Не важно, что мы пытаемся понять, всегда существуют «конструктивные альтернативы», открытые для нашего разума.

Согласно взглядам Келли, люди представляют собой исследователей, которые, относительно происходящих событий, ситуаций и людей, строят гипотезы, а в случае их опровержения — альтернативы этих гипотез.

Следствия из теории:

1. Люди, ориентированы, главным образом, на будущие события, а не на прошлые или настоящие. В попытке предвидеть и проконтролировать будущие события человек постоянно проверяет свое отношение к действительности: «Прогноз делается не просто ради него самого; он проводится так, чтобы будущую реальность можно было лучше представить.

Именно будущее беспокоит человека, а не прошлое. Он всегда стремится к будущему через окно настоящего».
2. Люди обладают способностью активно формировать представления о своем окружении.

Назвав свой подход теорией личностных конструктов, Келли концентрирует внимание на психологических процессах, которые позволяют людям организовать и понять события, происходящие в их жизни.

В теории Келли ключевое структурное понятие, описывающее человека как ученого, — это понятие конструкта.

Конструкт — это способ конструирования, или интерпретации мира.

Личностный конструкт (Хьелл Л., Зиглер Д.) — это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт. Человек переживает события, интерпретирует их, структурирует и наделяет их значениями.

Переживая события, индивид замечает, что некоторые события имеют общие характеристики, которые отличают их от других событий. Индивид различает сходства и контрасты.

Он наблюдает, что одни люди — высокие, а другие — низкие, что одни люди — мужчины, а другие — женщины, что есть вещи твердые, а есть — мягкие.

Именно это конструирование сходства и контраста и формирует конструкт. Не будь конструктов, жизнь была бы хаотична.

Личность представляет собой организованную систему более или менее важных конструктов. И, чтобы понять личность, достаточно знать конструкты, которые она создает и использует, события, включенные в эти конструкты, и то, как они соотносятся друг с другом.

Если конструкт облегчает адекватность прогнозирования событий, он сохраняется личностью, если же прогноз не подтверждается, то конструкт подвергается пересмотру или исключается.

Для создания конструкта необходимы по крайней мере три элемента (явления или предмета), два из которых должны быть похожими друг на друга, а третий – отличаться от первых двух.

В соответствии с природой контроля, осуществляемого над элементами, выделяются специфические типы личностных конструктов:

  • Упредительный — стандартизирует входящие в него элементы. Примером упредительного конструкта может быть этнический ярлык. Скажем, если человек идентифицирован как «мексиканец», то о нем будут думать только как о мексиканце и никак иначе.
  • Констелляторный — элементы могут одновременно принадлежать другим областям, но они постоянны в составе своей сферы. То есть, если явление относится к какой-то категории одного конструкта, другие его характеристики фиксированы. Пример констелляторного мышления: «Если этот человек продавец автомобилей, он скорее всего нечестен, жуликоват и умело обращается с клиентом».
  • Предполагающий — конструкт, оставляющий свои элементы открытыми для альтернативных конструкций. Этот тип прямо противоположен 2-м предыдущим, так как он позволяет человеку быть открытым для нового опыта и принимать альтернативную точку зрения на мир.

Однако, по мнению Келли среди всех типов нет желательных или нежелательных. Он говорил, что если бы мы пользовались только предполагающими конструктами, мы испытывали бы массу трудностей, так как не могли бы принимать неотложные решения.

Келли предложил несколько способов, по которым можно классифицировать личностные конструкты:

1.

  • Всесторонние конструкты — включают относительно широкий спектр явлений;
  • Частные конструкты — включают в себя небольшой диапазон явлений.

2.

  • Основные конструкты — регулируют основную деятельность человека;
  • Периферические конструкты — могут меняться, значительно не изменяя основную структуру.

3.

  • Жесткие конструкты — дают неизменный прогноз;
  • Свободные — позволяют делать различные прогнозы при сходных условиях.

4.
Конструкты могут быть как вербальными (сознательные конструкты, которые могут быть выражены словами), так и довербальными (бессознательные конструкты, которые используются в том случае, если у человека нет слов, чтобы выразить его). В качестве конструктов могут использоваться рисунки, цвета – все, что представляет интерес для экспериментатора.

Система формируемых личностных конструктов имеет сложную иерархию и множество подсистем. Поскольку конструкт не усваивается извне, а всегда строится самим человеком, он всегда индивидуально определен.
Для измерения личностных конструктов был разработан методический принцип «репертуарных решеток» и репертуарный тест личностных конструктов (РТЛК).

Дж. Келли не давал определения личности, но говорил о том, что она является «абстракцией человека, а также перенос этой абстракции на знакомых или незнакомых людей, на значимые ценности.
Проанализировав позицию Келли, Л. Хьелл и Д.

Зиглер сформулировали следующее определение личности: «личность индивида представляет организованную систему более или менее важных конструктов; человек использует личностные конструкты, чтобы интерпретировать мир переживаний и предвидеть будущие события».

С точки зрения Келли, термин «мотивация» подразумевает, что люди по своей природе статичны и действуют только тогда, когда их вдохновляет какая-то особая сила.

Сам он отвергал концепцию, что люди инертны или реактивны по природе и начинают действовать только под влиянием внутренних или внешних сил. По Келли, у людей для мотивации нет иной причины, как только та, что они живы.

Исследования, проведенные Келли и его последователями, показали зависимость между когнитивной сложностью системы конструктов личности и способностью личности к анализу и оцениванию воспринимаемых ею объектов и событий в их противоречивом единстве, что показывает возможность эффективного применения экспериментальных приемов и методов, как перспективных методов изучения личности и стимулирования личностного роста.

Библиографический список:

  1. Горностай, П., Титаренко, Т. Психологические теории и концепции личности: краткий справочник [Текст] / П. Горностай, Т. Титаренко. — К.: Ртута, 2001. — 320 с.
  2. Келли, Дж Теория личности (теория личностных конструктов) / Дж. Келли. – СПб.: «Речь», 2000. – 249 с.
  3. Первин, Л., Джон, О. Психология личности: Теория исследования / пер. с англ. М.С. Жам-кочьян, под ред. В.С. Магуна. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 607 с.
  4. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности [Текст] / 3-е международное издание. – СПб: Питер, 2003. – 608 с.

Джордж Александр Келли, Дж. А. Келли, Дж. Келли, Дж. Келли и теория личностных конструктов, теория личностных конструктов, принцип репертуарных решеток Дж. Келли

Источник: http://om-istina.ru/?p=4644

личностный конструкт — это… Что такое личностный конструкт?

  • Личностный конструкт — Личностный конструкт  оценочная система, которая используется индивидом для классификации различных объектов его жизненного пространства.[1] Термин, предложенный в психологии личности Дж. Келли, для обозначения когнитивных шаблонов, которые… …   Википедия
  • Личностный Конструкт — (от лат. constructio построение) оценочная система, которая используется индивидом для классификации различных объектов его жизненного пространства, автор Дж. Келли . Построен прежде всего на основе усмотрения схожести и различия между этими… …   Психологический словарь
  • Личностный конструкт — центральное понятие в теории личности Д.Келли. Термин обозначает любой из способов, которым индивид пытается воспринимать, понимать, предсказывать мир и управлять им. Личностный конструкт гипотеза, возможный способ конструирования физического и… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
  • ЛИЧНОСТНЫЙ КОНСТРУКТ — (от лат. constructio построение) создаваемый субъектом классификационно оценочный эталон, с помощью которого осуществляется понимание объектов в их сходстве между собой и отличии от других. По своему структурному содержанию личностный конструкт… …   Словарь по профориентации и психологической поддержке
  • ЛИЧНОСТНЫЙ КОНСТРУКТ — Центральное понятие в теории личности Джорджа Келли. Это общий термин для обозначения любого из способов, которыми индивид пытается воспринимать, понимать, предсказывать мир и управлять им; каждый из личностных конструктов индивида функционирует… …   Толковый словарь по психологии
  • Личностный конструкт — [лат. constructio построение] создаваемый субъектом классификационно оценочный эталон, с помощью которого осуществляется понимание объектов в их сходстве между собой и отличии от других. Понятие Л. к. предложено Дж. Келли. По своему структурному… …   Психологический лексикон
  • Личностный конструкт — (Personal construct). Категория мышления, посредством которой человек интерпретирует или истолковывает свой жизненный опыт. По крайней мере три элемента необходимы для формирования конструкта два из них должны восприниматься как схожие, а третий… …   Теории личности: глоссарий
  • Конструкт (психоанализ) — Конструкт (англ. Fiction)  метапсихологический термин, используемый в психоанализе и обозначающий рассмотрение ряда понятий данной дисциплины так, как если бы они являлись описывающими психические явления в виде явлений другого вида.… …   Википедия
  • Конструкт — Конструкт: Личностный конструкт  понятие в психологии Конструкт (философия)  понятие в философии, производимый сознанием идеальный объект Социальный конструкт См. также Социальный конструктивизм Социальный конструкционизм …   Википедия
  • Конструкт — (Construct). См.: личностный конструкт …   Теории личности: глоссарий

Источник: https://psychology.academic.ru/3679/%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82

Теория личностных конструктов Джорджа Келли

Основные положения изложены в работе «Психология личностных конструктов» (1955): • поведение человека в повседневной жизни напоминает исследовательскую деятельность; • организация психических процессов личности определяется тем, как она предвосхищает (конструирует) будущие события;

• различия в антиципации людей зависят от особенностей личностных конструктов.

Личностный конструкт — это создаваемый субъектом эталон классификации и оценки явлений или объектов по принципу их сходства или отличия друг от друга (например, Россия похожа на Белоруссию и Украину, и не похожа на США на основании…).

Личностные конструкты функционируют на основе следующих постулатов: 1) постулат конструктивности: человек предвосхищает события, конструируя свое поведение и реакции с учетом внешних событий; 2) постулат индивидуальности: люди отличаются друг от друга характером личностных конструктов; 3) постулат организации: конструкты образуют устойчивую иерархическую систему взаимных зависимостей; 4) постулат дихотомии: конструкты строятся в полярных категориях (белый — черный); 5) постулат выбора: выбирается та альтернатива дихотомического конструкта, которая больше способствует формированию системы своих конструктов; 6) постулат порядка: конструкт обеспечивает восприятие только тех явлений, которые подпадают под его характеристику (например, веселый); 7) постулат опыта: система личностных конструктов изменяется в зависимости от получаемого опыта; 8) постулат модуляции: изменения конструктов ограничены их степенью открытости; 9) постулат фрагментарности: индивид может использовать подсистемы конструктов, находящиеся в противоречии друг с другом; 10) постулат общности: под влиянием одинаковых событий у людей формируются схожие конструкты;

11) постулат социальности: человек настолько понимает другого человека, насколько может открыть для себя его внутренние конструкты.

Люди, по Келли, отличаются друг от друга тем, как они интерпретируют события.

На основании конструктов человек интерпретируют окружающий мир.

Система личностных конструктов характеризуется таким параметром как когнитивная сложность (термин предложен У. Байери). Когнитивная сложность отражает степень категориальной дифференцированности сознания человека.

Когнитивная сложность характеризуется количеством оснований классификации, которыми сознательно или несознательно пользуется человек при анализе фактов окружающей действительности (противоположное качество — когнитивная простота).

Келли разработал «репертуарный тест ролевого конструкта» (или метод «репертуарных решеток»), с помощью которого диагностируется система личностных конструктов человека.

Источник: https://psyera.ru/4427/teoriya-lichnostnyh-konstruktov-dzhordzha-kelli

Вопрос 55. Теория личностных конструктов. Методы исследования личностных конструктов

Основателем теории личностных конструктов стал американский психолог Джордж Келли. Он же основал научную школу психологии личностных конструктов.

Согласно теории Келли чеяовек является исследователем, строящим образ реальности на основе своей индивидуальной системы категориальных шкал — «личностных конструктов«.

Исходя вз этого образца реальности, человек предвосхшцает (конструирует) гипотезы о будущих собьгтвях.

Если эти гипотезы не подтверждаются, человек может перестроить свою систему личностных конструктов для повышения адекватности последующих предсказаний.

Келли разработал методический принцип «репертуарных решеток«, воплотившийся в ряд конкретных психодиагностических методик, использующихся в настоящее время в клинической психологии, психологии обучения и др.

В основе когнитивной теории Келли лежит способ, с помощью которого индивиды постигают и ннтерпретируют явления (или людей) в своем окружении. Назвав свой подход теорией личностных конструктов, Келли концентрирует внимание на психологических процессах, которые позволяют людям организовать и понять события, происходящие в их жизни.

В системе Келли ключевой теоретический конструкт — это сам термин конструкт: «Человек судит о своем мнре с помощью понятинных систем, или моделей, которые он создает и затем пытается приспособить к объективной действительности. Это приспособление не всегда является удачным. Все же без таких систем мир будет представлять собой нечто настолько недифференцированное н гомогенное, что человек не сможет осмыслить его«.

Именно этн «понятийные системы, или модели» Келли определил как личностные конструкты. Иначе говоря, личностный конструкт — это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт.

Примерами личностных конструктов могут быть «взволнованный — спокойный, «умный — глупый», «мужской — женский», «религиозный — нерелигиозный , «хороший — плохой в «дружеский-враждебный».

Читайте также:  Медитация: что это, зачем и как? - психология

Это только несколько примеров многочисленных конструктов, которые человек использует, чтобы оценить значение переживаний своей повседневной жизни.

Келли предполагал, что все личностные конструкты биполярны и дихотомичны по природе, то есть сущностъ мышления человека заключается в осознании жизненного опыта в терминах черного и белого, а не оттенков серого. Точнее, переживая события, человек замечает, что какие-то события похожи друг на друга (у них есть общие свойства) и при этом отличаются от других.

Именно этот когнитивный процесс наблюдения сходств н различий приводит к формированню личностных конструктов.

Подобно магниту, все конструкты имеют два противоположных полюса: полюс сходства конструкта (то, в чем они противоположны третьему элементу), и полюс контраста конструкта. Цель теории личностного конструкта — объяснить, каким образом люди интерпретируют и прогнознруют свой жизненный опьгг с точки зрения сходства и разлнчий.

Свойства конструктов:

1) конструкт затрагивает определенный диапазон явлений. Этот диапазон применимостивключает в себя все события, при которых конструкт применим. Конструкт «научный — ненаучный», например, вполне применим для ннтерпретации множества интеллектуальных достижений, но едва ли пригоден для объяснения преимуществ положения человека женатого или холостого.

2) у каждого конструкта есть фокус применимости. Он относится к явлениям в рамках диапазона применимости. к которым конструкт наиболее применим.

Например, конструкт «честный-нечестный» у одного человека имеет фокусом применимости то, чтоследует держать руки подальше от чужих денег и имущества. А другой человек может применитъ тот же конструкт к политическим событиям.

Следовательно, фокус применимости конструкта всегда специфнчен для человека, применяющего его.

Типы конструктов:

1) Конструкт, который стандартизирует («упреждает») элеметы для того, чгтобы они были исключительно в его диапазоне, Келли назвал упредительным конструктом. Упредительную интерпретацию можно сравнить с такой характеристикой мышления ригидного человека, как «ничего, кроме».

2) В констелляторном конструкте элементы могут одновременно принадлежать другим областям, но они постоянны в составе своей сферы. То есть, если явление относится к категорин одного конструкта, другие его характеристики фиксированы (раз мы относим человека к данной категории, мынаделяем его всеми соответствующими характеристиками).

3) Конструкт, оставляющий свои элементы для альтернативных конструкций, называется предполагающим конструктом.

Этот тип конструкта прямо противоположен упредительному и констелляторному конструктам, так как он позволяет человеку быть открытым для нового опыта и принимать альтернативную точку зрения на мир.

(В этом случае трактовка кого-то как продавца автомобилей, является настолько предполагающей, что другие его личные качества не вытекают из нее.)

Классификация конструктов:

1) Всесторонние конструкты включают в себя относителъно широкий спектр явлений.

2) Частные конструкты включают в себя небольшой диапазон явлений.

3) Основные конструкты регулируют основную деятельность человека.

4) Периферические могут меняться, не изменяя значительно основную структуру.

5) Жесткие — дающие неизменный прогноз.

6) Свободные позволяют делать различные прогнозы при сходных условиях.

Определение личности в теории Келли: личвость представляет организовавную снстему более или менее важных конструктов; человек использует лнчностные конструкты, чтобы интерпретировать мир переживаний и предвидеть будущие события.

Для Келли личность эквавалентна конструктам, используемым индивидом в целях предвидения будущего.

Чтобы понять другого человека, надо знать что-то о конструктах, которые он использует, о событиях, включенных в эти конструкты, и о том, как они соотносятся друг с другом.

Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 1167;

Источник: http://poznayka.org/s38373t1.html

Теория личностных конструктов Джорджа Келли

Джордж Келли (1905-1966 гг.) — американский психолог, профессор университета в Огайо. Над своим основным трудом «Психология личностных конструктов», опубликованным в 1955 г., Келли работал более 20 лет. Его теоретическая концепция, как впрочем, и теории Э. Эриксона, А. Маслоу и др., опирается на богатый практический и психотерапевтический опыт.

Кроме всего прочего, их объединяет идея, согласно которой личность следует рассматривать как целостную, не разложимую на отдельные элементы систему. Не смотря на все это, теория Келли оказалась в стороне от классических работ, разрабатываемых в рамках психоанализа и гуманистической психологии.

Каждая из теорий личности имеет свой центр приложения, выраженный в конкретном объяснительном принципе. Так, в психоанализе центральным понятием является «бессознательное влияние», модель личности строится на поляризации двух начал — бессознательных величин и норм, правил, законов общества. З.

Фрейд указывает на уровни функционирования инстинктивных сил (бессознательный, предсознательный и сознательный) и выделяет три подсистемы личности (Id, Ego, Super-Ego). Вся динамика личности сводится к различным типам преобразований бессознательных влечений. В теории К. Роджерса основополагающим понятием является представление о себе, или самооценка. У К. Левина — понятие поля.

Для большинства отечественных психологов основным объектом анализа оказывается мотивационная сфера личности, ее направленность, а принципом — детерминация психического. В некоторых работах в числе таких индивидуальных черт, которые рассматриваются в качестве главных особенностей личности, выделяются устойчивые когнитивные (cognitive) структуры.

Это — составные элементы познавательного стиля личности. Обычно в традиционных концепциях личности когнитивные (подсознательные) характеристики объяснялись с помощью других понятий. Несколько десятилетий назад американскую, а вместе с ней и значительную часть мировой психологии было принято считать бихевиористической. С 50-х г. ХХ в.

в развитии зарубежной психологии наметилась тенденция рассматривать познание в качестве базового объяснительного принципа организации психики. Вместе с его введением, в экспериментальной психологии на Западе произошла своеобразная революция, связанная с возникновением нового направления — когнитивной психологии.

Увеличилось количество работ по познавательным процессам — восприятию, мышлению, вниманию, памяти. По-новому стали пониматься предмет и методы психологии. По мнению когнитивистов, поведение человека детерминировано его знаниями. Подчеркивание роли знания определило общую ориентацию исследователей.

Теперь варьирование внешних условий, стимулов не является самоцелью, а выступает средством выявления структур знания — внутренних репрезентаций (представлений) объектов, событий, других людей.

Итак, когнитивная психология, ставшая одним из ведущих направлений современной психологии, возникла как реакция на бихевиористское отрицание внутренней структуры организации психологических процессов и принижение психоанализом роли знания в деятельности человека.

Когнитивная психология строится на положении о решающей роли знания, когнитивных структур и схем в протекании психических процессов и поведении человека. Первый этап развития когнитивой психологии связан с исследованиями Д. Бродбента, У. Найссера, Р. Аткинсона и др. Второй этап — с работами Ж. Пиаже по проблеме развития когнитивных структур, Дж. Брунера, С.

Шехтера — создателя когнитивной теории эмоций, М. Айзенка, предложившего когнитивную теорию индивидуальных различий, Дж. Келли, М. Макони, Томе, занимавшихся проблемами личности. Мы остановимся только на когнитивной теории личности Дж. Келли, где она представлена как система конструктов.

Внутри категории «познание» в качестве показателей поведения могут рассматриваться либо содержания наших представлений (самооценка, социальное содержание), либо формальные характеристики познания (структура когнитивного поля, наличие когнитивного баланса или диссонанса). Формальными характеристиками познания (например, когнитивным диссонансом, консонансом) занимался Леон Фестингер.

Он разработал специальную теорию, которая показала, что индивид переживает чувство дискомфорта, если в его сознании сталкиваются логически противоречивые знания об одном и том же объекте или событии. Субъект стремится избавиться от этого дискомфорта реконструируя свои знания об объекте или событии, либо меняя социальные установки. Снятие противоречия приводит к состоянию консонанса, т.е.

взаимной согласованности элементов когнитивной системы. Концепцию Келли называют когнитивной, т.к. в ней подчеркивается характер восприятия человеком действующих на него стимулов, пути истолкования и преобразования этих стимулов в отношении к уже существующим структурам и особенностям поведения индивида, связанным с такими интерпретациями и трансформациями. В отличие от Л. Фестингера, Дж. Келли попытался исследовать как формальные, так и содержательные характеристики познания. Как уже было сказано, разработке своей теории и метода исследования он посвятил более 20 лет. Когда в 1955 г. вышла книга «Психология личностных конструктов», она не имела шумного успеха, просто потому, что лишь очень немногие теории того времени использовали «категорию» в качестве единицы анализа психики (среди этих немногих были И. Толмен и Дж. Брунер). Сейчас теория личностных конструктов представляет собой одно из фундаментально и планомерно разрабатываемых направлений психологии.

Человеческая познавательная деятельность, по Келли, начинается с классификации и интерпретации фактов реальности. Последняя изучается не сама по себе, а как реальность в ее отношении к субъекту деятельности. Вместо понятия интерпретации, толкования он использует слово «конструирование».

Человек конструирует реальность (истолковывает ее), выдвигая систему конструктов, внутри которой факты приобретают смысл. На основании построенных конструктов человек пытается прогнозировать события. Главная функция человеческой психики — исследование реальности в целях прогнозирования будущего и контроля за поведением.

В этом положении содержится основной постулат теории Дж. Келли.

Понятие конструкта

Для интерпретации сущности личности используют специфическую единицу анализа — конструкт. Термин «конструкт» идентичен слову понятие, которое обобщает материал и создает возможность предсказать события.

Научное понятие — это логическая констатация связи, из которой путем дедукции может быть выведено объяснение данной фактической связи явлений. Основными свойствами научного понятия являются:

 — обобщение явлений;

 — констатация связи между ними;

 — возможность предсказания новых событий.

Понятие личностного конструкта вводится самим Келли. Личностный конструкт характеризуется тем, что в нем представлено и сходство отдельных реалий, и их отличие от других элементов. Конструкты имеют форму биполярных понятий (белый — черный, эгоист — альтруист и др.

) Этим они отличаются от научных понятий. Кроме того, научное понятие относится к явлению, существующему в природе, а личностные конструкты — изобретение субъекта, это истолкование, которое накладывается человеком на реальность.

Конструкт — средство логической организации опыта. Элементы, из которых он организуется и для истолкования которых используется, могут быть разными предметами, их свойствами, связями, а также людьми и их отношениями.

В данном случае в понятие конструкта включается новый — социально-психологический — аспект.

Итак, конструкты являются средствами, способами толкования мира. Факты рассматриваются наблюдателем в соответствии с его точкой зрения, его конструктами. Например, констатация сходства и различия между высокими и низкими людьми, добрыми и злыми ведет к формированию конструкта.

Образование конструктов и их типы

Общий способ формирования конструктов состоит в том, что, прежде всего, для их организации необходимы три элемента. Два из них должны восприниматься как сходные, а третий — как отличный от первых двух.

Признак, по которому два элемента расцениваются как сходные, образует полюс сходства, а признак, по которому они противопоставляются третьему, — полюс контраста, где элементы — это реалии, или объекты.

Объекты обладают разными свойствами, и то, как субъект будет понимать связь между этими свойствами, зависит от выбранного им конструкта.

Выделяется три типа конструктов:

 — ограничительный;

 — констелляторный;

 — пропозициональный.

Ограничительный — позволяет истолковать элементы только внутри самого конструкта. Например, если это — книга, то это только книга. Констелляторный — фиксирует какое-то число альтернатив, связанных с его элементами.

Такие конструкты обеспечивают стереотипное мышление: «если это книга, то она должна состоять из отдельных страниц и иметь обложку, содержать текст». Пропозициональный не относит отдельные свойства к другим элементам. За счет этого конструкта выражается философский подход к объекту: «Книга — это кладезь знаний».

В этом смысле объекту может быть приписано множество разных характеристик — от перцептивных до ценностных свойств, вплоть до «французского акцента».

Основные характеристики конструктов

Конструкт характеризуется биполярностью, диапазоном применимости и индивидуальностью.
Биполярность означает, что у каждого конструкта имеется два полюса, полученные в опыте путем нахождения сходства и различия между тремя элементами.

Полюса конструкта индивидуальны и не обязательно прямо противоположны друг другу как антонимы. Так, у одного человека полюсу «равнодушие» может быть противопоставлен полюс «забота», «милосердие», а у другого — тому же полюсу «равнодушие» — «эмоциональность», «восторженность».

В процессе выявления личностных конструктов у испытуемого могут возникнуть трудности в вербализации одного из полюсов. В.В. Столин отмечает, что однополюсные конструкты указывают на то, что человек в своем сознании исключает саму возможность иного осмысления явления, события. По мнению Дж.

Келли, это конструкты со скрытой оппозицией, с «погруженным полюсом», не представленном в сознании.

Читайте также:  Стержневые направления жизни - психология

Диапазон применимости — это те объекты, которые могут быть истолкованы с помощью данного конструкта.

Индивидуальность связана с пониманием человека как активного исследователя реальности, который не просто усваивает готовое знание, но и исследует ее, конструирует, выдвигает гипотезы. Конструкты, эффективно предсказывающие события, остаются, неэффективные — разрушаются, каждый человек создает свою собственную, уникальную систему конструктов.

Кроме того, каждый конструкт имеет фокус и область приложения, за границами которых его использование для прогноза не эффективно. Область приложения конструкта — все явления, которые человек истолковывает при помощи данного конструкта. Фокус — те явления, истолкование которых при помощи данного конструкта наиболее эффективно, т.е.

ведет к более точному прогнозу.

Развитие системы конструктов

Функционирование любого конструкта имеет целью предсказание событий, которое, по Келли, выполняет роль мотива и цели познавательной деятельности. Утверждение связи конструирования и прогнозирования — центральная посылка психологии личностных конструктов.

Направление совершенствования конструктивной системы может быть двояким: либо по принципу определения, когда составляется все более определенное мнение о небольшом количестве явлений, либо по принципу расширения, когда возникает установка иметь хотя бы смутное представление о достаточно широком круге вещей. Накопление опыта происходит за счет формирования новых конструктов. Социальное взаимодействие рассматривается в качестве основной причины изменения конструктов, при этом конструирование изменений предшествует изменению поведения (сначала изменяется конструкт, а затем — форма поведения). Характер изменения конструктов зависит от их проницаемости. Проницаемыми называются конструкты, в область приложения которых могут быть введены новые элементы. Непроницаемые конструкты используются для толкования событий прошлого.

Тест репертуарных решеток

Для диагностики личностных конструктов применяется Тест репертуарных решеток. На первом этапе тестирования выбирается исследуемая область, задается набор объектов (репертуар элементов). Элементы могут варьироваться в зависимости от задачи исследования.

Это может быть конкретный набор объектов (имена реальных людей, литературных героев, названия предметов, рисунки), ролевой список (отец, мать, Я через 10 лет, положительно оцениваемый мужчина и др.) либо любой другой перечень элементов, составленный в ходе обсуждаемой с испытуемым темы.

Количество элементов не должно быть меньше 8 и больше 25.

На втором этапе исследования применяется способ актуализации конструктов, например метод триад, или метод минимального контекста. Из репертуарного набора выбирают три элемента. В каждой тройке выделяются два сходных объекта; называется признак, по которому они схожи. Затем называется третий объект и признак, по которому он отличается от первых двух.

Если элементов мало, то можно брать все тройки, учитывая, что после 30 троек редко появляются новые конструкты. Параметры, по которым сравниваются и различаются элементы, и являются полюсами конструкта.
При анализе результатов теста учитывается содержательная сторона конструктов, их количество и соотношение между ними.

Конструкты организованы в иерархические системы и соподчинены по двум принципам:

а) долевое соподчинение, когда полюс подчиненного конструкта входит в качестве элемента в полюс высшего по иерархии конструкта (конструкт «умный-глупый» своими полюсами входит в конструкт «хороший — плохой»);

б) поперечное — оба полюса подчиненного конструкта включаются в категорию одного из полюсов высшего (оба полюса конструкта «умный-глупый» входят в полюс «оценочный» конструкта «оценочный-описательный).

Личностные процессы направляются по руслам конструктов, которые служат средствами предвидения событий. Эта система подвижна, изменчива, но все же структурирована.

Каждый конструкт представляет собой улицу, по которой можно двигаться в двух направлениях. Новый конструкт задает и новое движение.

В ситуации стресса человек не применяет новых, а движется по старым конструктам в ином направлении.

Конструкты и другие психические явления

Ядро личности представлено системой конструктов. Все другие — личностные и познавательные особенности — описываются посредством феномена конструкта. Так, тревожность рассматривается как состояние, возникшее под влиянием изменения конструктов.

Фокусировка конструктивной системы на событии означает внимание, события, увязанные в систему конструктов — память, неструктурированные явления — забывание.
Рассматривая личность как изначально активного субъекта познания и прогнозирования, Келли не использует понятия мотивации.

Этот термин, по его мнению, имеет смысл лишь тогда, когда личность представляется исследователю пассивным существом. Для него она априори деятельна.

Исследования последних лет указывают на то, что сложность формирующейся конструктивной системы зависит от сложности предъявляемой стимуляции, от типа отношений между ребенком и взрослым и др.

, но в целом процесс развития конструктивной системы ребенка остается пока не раскрытым.
Для осуществления реконструкции личности необходима психотерапевтическая работа с клиентом.

Цель психотерапии по Келли — реорганизация системы конструктов, которая позднее проходит испытание в деятельности, в процессе исследования и прогнозирования реальности.

Источник: http://biofile.ru/psy/1721.html

Когнитивный подход к личности (Дж. Келли)

Когнитивное направление подчеркивает влияние интеллектуальных, или мыслительных, процессов на поведение человека.

Джордж Келли (1905-1966), один из основателей этого направления, считал, что любой человек — это своеобразный исследователь, стремящийся понять, интерпретировать, предвидеть и контролировать мир своих личных переживаний, делающий вывод на основе своего прошлого опыта и строящий предположения о будущем.

И хотя объективная реальность существует, люди осознают ее по-разному, поскольку любое событие можно рассматривать с разных сторон. Соответственно предоставляется большой набор возможностей в интерпретации внутреннего мира переживаний или внешнего мира практических событий.

Любой человек выдвигает гипотезы относительно реальности, с помощью которых пытается предвидеть события жизни и контролировать их, предугадывать будущее и строить планы, основанные на ожидаемых результатах.

Точка зрения человека на жизнь преходяща, она редко бывает сегодня такой же, какой была вчера или окажется завтра. Люди способны активно формировать представление о своем окружении, а не просто пассивно реагировать на него.

Келли полагал, что они воспринимают свой мир при помощи четких систем, или моделей, называемых конструктами.

Личностный конструкт — это идея или мысль, используемые человеком, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт. Он представляет собой устойчивый способ, с помощью которого человек осмысливает какие-то аспекты действительности с позиции схожести или контраста.

Именно когнитивный процесс наблюдения сходства и различий между объектами, событиями приводит к формированию личностных конструктов. Для этого необходимы три элемента (явления или предмета): два из них должны быть похожими друг на друга, а третий — отличаться от этих двух.

Поэтому все личностные конструкты биполярны и дихотомичны, мышление человека осознает жизненный опыт как черный или белый, без оттенков серого. Все конструкты имеют два противоположных полюса: сходство отражает то, в чем близки два предмета, а контраст показывает, в чем они противоположны третьему элементу.

Примерами таких конструктов могут быть «умный — глупый», «хороший — плохой», «мужской — женский», «дружеский — враждебный» и т. п.

Конструкт затрагивает определенный диапазон явлений, имеет свой масштаб применимости, который включает в себя все события, при которых данный конструкт релевантен. Келли различает проницаемый и непроницаемый конструкт.

Диапазон применимости первого предполагает элементы, еще не истолкованные в пределах его границ, он открыт для объяснения новых явлений.

Второй, охватывая явления, которые составляют его первоначальную основу, остается закрытым для интерпретации нового опыта.

По предположению ученого, конструкты можно классифицировать следующим образом:

  1. Упредительные классификационные: то, что попало в одну классификацию, исключается из другой; т. е. упредительное мышление отвергает право пересмотра или иной интерпретации и других, и себя, не позволяя увидеть оцениваемое явление в новом свете.
  2. Констелляторные: когда явление относится к категории одного конструкта, другие его характеристики фиксированны (например, суждение «Если этот человек — продавец, то он, скорее всего, нечестен, жуликоват и умеет обращаться с клиентами»), т. е. если мы относим человека к данной категории, то наделяем его всеми соответствующими ей характеристиками.
  3. Предполагающие: открыты для нового опыта, восприятия альтернативных точек зрения, гибкие, могут меняться.

И упреждающие, и констелляторные, и предположительные формы мышления — конструкты — необходимы для объяснения явлений, вещей и людей.

Личностные конструкты представляют собой:

  • всесторонние конструкты, которые включают в себя широкий спектр явлений;
  • частные конструкты, которые включают узкий диапазон явлений и возможностей;
  • основные конструкты, которые регулируют основную деятельность человека;
  • периферические конструкты, которые могут меняться, не изменяя существенным образом основную структуру.

Каждый из нас воспринимает действительность благодаря собственным моделям, или конструктам, необходимым для создания непротиворечивой картины мира. Если эта модель помогает точно прогнозировать события, человек, вероятно, сохранит ее.

И наоборот, если прогноз не подтвердится, конструкт, на основании которого он был сделан, скорее всего, подвергнется пересмотру или даже вообще может быть исключен.

Валидность его проверяется как прогностическая эффективность, степень которой может меняться.

Каждый человек обладает уникальной системой подобных конструктов (личность), которую он использует для интерпретации жизненного опыта. Люди отличаются друг от друга тем, как они объясняют события. Два человека, будь они даже идентичными близнецами или имей схожие взгляды, по-разному интерпретируют происходящее.

Каждый человек понимает действительность с «колокольни» своего уникального личностного конструкта. Любой из нас пытается объяснить ее, чтобы научиться предвосхищать события, влияющие на его жизнь, т. е. люди смотрят на настоящее так, чтобы предугадать будущее с помощью уникальной системы своих личностных конструктов.

И поведение человека определяется тем, как он прогнозирует эти будущие события.

Келли считал, что данная система уникальна для определенного человека и люди расходятся во взглядах именно потому, что каждый действует в пределах своей системы конструктов.

Все организуют их иерархически, чтобы свести до минимума несовместимость и несоответствия. Люди отличаются друг от друга не только по числу и типу конструктов, которые они используют в своих суждениях о мире, но и тем, как они их организуют.

Конструкты выстраиваются в пирамиду так, что создаются отношения подчинения между ними.

Иерархия личностных конструктов различна у каждого человека: подчиняющие и подчинительные конструкты в системе у одного вовсе не обязательно занимают такое же положение в системе другого. Келли предположил, что если мы знаем, как они организованы личностью, можно правильно судить о ее поведении, т. е. узнать личность — значит узнать, как человек истолковывает свой личный опыт.

Личность и понимается как организованная система более или менее важных конструктов, которые используются для того, чтобы интерпретировать мир переживаний и предвидеть будущие события.

Всякий человек располагает несколькими моделями мышления, каждый день выбирая, какой конструкт и какой полюс использовать для прогноза событий. Если необходимо сделать выбор, то предпочтение отдается тому, что с большей вероятностью либо расширяет понимание человеком мира, либо уточняет структуру константов. Она разрабатывается в направлении или определения, или расширения.

Определение включает в себя выбор наиболее вероятной альтернативы, предполагает опору на прежний опыт, использование конструкта известным способом.

Расширение — выбор такой альтернативы, которая позволит расширить понимание событий, увеличит диапазон применимости конструкта, использует его для прогноза события, которое ранее было человеку неизвестно.

В новой или неопределенной ситуации личность осуществляет ряд действий: ориентировка — выбор — исполнение, т. е. последовательно обдумывает несколько возможных конструктов и выбирает тот из них, который окажется лучшим для интерпретации ситуации.

Это происходит благодаря оценке того, какой альтернативный конструкт с наибольшей вероятностью приведет к расширению или к определению системы, и выбранная в результате этого модель определит поведение человека.

Отсюда следует, что если человек изменит свои конструкты, то другими станут его поведение и жизнь. Система меняется, если с ее помощью невозможно правильно прогнозировать порядок событий. Система личностных конструктов — это набор гипотез о нашем вечно меняющемся мире, которые постоянно проверяются опытом.

Те, которые оказываются полезными, сохраняются, а остальные пересматриваются или отбрасываются. Чем более проницаемы (открыты) подчиняющие конструкты человека, тем больше возможность изменений внутри структур, к которым они относятся.

Новации в отношениях со значимыми другими заставляют меняться и наши конструкты.

Если два человека разделяют общие взгляды на мир, схожи в интерпретации личного опыта, то они, вероятно, и вести себя будут сходным образом. Люди похожи друга на друга не потому, что пережили одинаковые события, и не потому, что их поведение сходно.

Это происходит по той причине, что события для них имеют приблизительно одинаковое психологическое значение. Представители одной культуры похожи по поведению, конструктам.

Культурные различия коренятся в неодинаковости этих моделей мышления, к которым прибегают люди.

Социальное взаимодействие состоит в первую очередь из попыток одного человека понять, как другой осознает действительность. Чтобы плодотворно с кем-либо взаимодействовать, необходимо интерпретировать хотя бы часть системы конструктов другого человека. Надо также поставить себя на место другого, чтобы лучше понимать и прогнозировать его настоящее и последующее поведение.

Читайте также:  Время - психология

Оптимальные отношения предполагают взаимное понимание жизненных представлений. Люди интерпретируют мир одинаково в той мере, в какой они используют схожие системы конструктов, и значимое социальное общение с кем-либо требует понимания того, как данный человек воспринимает мир.

Воспринимающие мир сходным образом скорее обратят внимание друг на друга и в конце концов станут друзьями, чем те, кто видит мир по-разному.

Келли объяснял эмоциональные состояния с помощью понятия конструкты. Например, состояние тревоги, неопределенности, беспомощности возникает у человека, если тот осознает, что присущие ему конструкты не подходят для предсказания событий, с которыми он сталкивается.

Система конструктов включает стержневые роли (это профессиональная роль, роль родителя, близкого друга), и их неадекватное исполнение может иметь неприятные последствия; возникнет чувство вины, стыда у человека, когда он осознает, что его поведение противоречит его восприятию самого себя.

Эмоциональное состояние угрозы возникает в том случае, когда человек осознает, что его модели мышления могут быть существенно изменены вследствие их неминуемой «встряски».

Враждебность, склонность вести себя мстительно по отношению к другим возникает в том случае, когда человек, не признавая, что его ожидания насчет других людей нереалистичны и нуждаются в пересмотре, пытается заставить окружающих вести себя так, чтобы удовлетворить свое предвзятое мнение.

Изменить свои конструкты трудно, страшно и иногда даже невозможно, и поэтому человек пытается изменить мир, других людей, чтобы они соответствовали его предубеждениям и конструктам.

Психические расстройства — это личностный конструкт, который обычно повторяется, несмотря на очевидную его неполноценность.

В этом случае проявляется непригодность системы конструктов для достижения целей человека, который не может прогнозировать события, терпит неудачу в познании мира и его овладении.

Келли предполагал, что депрессия появляется обычно у того, чье перцептивное поле сокращено до минимума (так как сузились интересы), кто испытывает трудности в принятии даже самых незначительных решений, когда сокращается система конструктов.

Келли видел задачу психотерапии в том, чтобы помочь людям изменить эту систему, улучшить ее прогностическую эффективность, содействовать клиенту в развитии и апробировании новых гипотез и конструктов, сделать доступными факты, позволяющие проверить выдвинутые гипотезы, сформировать или реорганизовать систему в более прогностически эффективную. Тогда человек сможет осознать и проинтерпретировать и ситуации, и себя иначе и сам обретет большую эффективность.

Психолог использовал терапевтический метод фиксированной роли, который состоит из ряда этапов:

  1. Клиент пишет от третьего лица самохарактеристику, описывая свой характер как бы со стороны, благодаря чему выявляются конструкты, которые он использует в интерпретации себя и своих отношений с другими людьми.
  2. Психотерапевт разрабатывает модель, систему конструктов, полезную для клиента, и описывает ее в виде «фиксированной роли некоего человека».
  3. Клиента просят в течение определенного времени разыгрывать эту роль в своей жизни, стараясь думать и вести себя так, как требует эта «фиксированная роль», чтобы он смог открыть новые грани своей личности, внести коррективы в свои конструкты, изменить свое реальное поведение.

Источник: https://pro-psixology.ru/sovremennye-psixologicheskie-teorii/89-kognitivnyj-podxod-k-lichnosti-dzh-kelli.html

Конструкт личностный

от лат. constructio — построение] — создаваемый субъектом классификационно-оценочный эталон, с помощью которого осуществляется понимание объектов в их сходстве между собой и отличии от других. Понятие «личностный конструкт» предложено Дж. Келли.

По своему структурному содержанию личностный конструкт отражает характер интерпретации человеком элементов окружающего мира (событий, явлений, людей) как сходных между собой и в то же время отличных от других.

Личностные конструкты различаются по тому, насколько широка область их приложения: личностные конструкты, применимые лишь в отношении определенного незначительного класса элементов, личностные конструкты, отражающие наиболее обобщенную оценку воспринимаемых объектов.

По степени их устойчивости, неизменности различаются основные и ситуативные личностные конструкты.

Совокупность личностных конструктов представляет собой систему, важнейшей характеристикой которой является ее относительная когнитивная сложность, выражающая количество составляющих систему единиц, их разветвленность и связь.

Экспериментальные данные указывают на зависимость между когнитивной сложностью системы личностных конструктов человека и его способностью углубленно описывать, анализировать и оценивать воспринимаемые объекты в их противоречивом единстве.

Для содержательной оценки личностных конструктов, используемых индивидом при интерпретации значимых других, Дж. Келли разработал «Репертуарный тест ролевого конструкта» (Реп-тест), наиболее распространенная модификация которого — техника репертуарных решеток, подробно описана в третьей части настоящей «Азбуки».

Разрабатывая теорию личностных конструктов, Дж Келли исходил из представления о человеке как об ученом, который, исходя из имеющихся данных и предшествующего опыта, формулирует гипотезу о том, как будут развиваться события в той или иной ситуации, и в соответствии с ней строит программу собственных действий.

Если в результате гипотеза подтверждается, то имеет место валидизация конструкта, в противном случае происходит его инвалидизация. Описывая данный процесс, Дж. Келли отмечал что, «…

стоит только человеку предположить, что с помощью данного конструкта можно адекватно прогнозировать и предсказать какое-то событие в своем окружении, как он начнет проверять это предположение по событиям, которые еще не наступили. Если конструкт помогает точно прогнозировать события, человек, вероятно, сохранит его.

И наоборот, если прогноз не подтвердится, конструкт, на основании которого он был сделан, подвергнется пересмотру или даже вообще может быть исключен. Валидность конструкта проверяется с точки зрения его прогностической эффективности, степень которой может меняться»1.

Надо сказать, что при всем внешнем сходстве процессов валидизации личностных конструктов и научного поиска между ними существуют принципиальные различия.

Ученый стремится к максимально объективным учету и интерпретации всей совокупности фактов, причем как подтверждающих, либо опровергающих изначальное предположение, так и промежуточных в данном отношении. В повседневной же практике большинство людей, во-первых, склонны, как отмечал сам Дж.

Келли, интерпретировать жизненный опыт именно в логике «черного-белого», а не с учетом наличия полутонов, и, во-вторых, не просто избирательно искать подтверждение своих исходных конструктов, но и выстраивать собственное поведение таким образом, чтобы они оказались прогностически эффективными.

Например, индивид, приступивший к работе в новой организации с убеждением, что другие сотрудники видят в каждом новичке потенциального конкурента и настроены к нему недоброжелательно, скорее всего, выберет схему поведения, характеризующуюся закрытостью, настороженностью, возможно, даже агрессивностью, тем самым провоцируя реакцию коллег, подтверждающую исходный конструкт. Именно этим объясняется распространенность феномена самореализующегося пророчества. Тем не менее, личностные конструкты представляют собой структурные образования совершенно необходимые с точки зрения социальной адаптации индивида. По мнению Дж. Келли, «человек судит о своем мире с помощью понятийных систем, или моделей, которые он создает и затем пытается приспособить к объективной действительности. Это приспособление не всегда является удачным. Все же без таких систем мир будет представлять собой нечто настолько недифференцированное и гомогенное, что человек не сможет осмыслить его»1.

В этой связи нельзя не упомянуть весьма близкую к теории личностных конструктов концепцию ментальных моделей К. Крэйка, хронологически предшествующую работам Дж. Келли и в последнее время все более востребованную в практике организационной психологии и психологии менеджмента. Согласно К. Крэйку, «…

ментальные модели представляют собой форму обращения человека с множеством внутренних представлений об окружающем его (внешнем) мире.

Если в голове человека хранится “мелкомасштабная модель” внешнего мира и сценариев его возможных действий в нем, то он может осуществить отбор различных альтернатив; сделать заключение о том, какая из них является лучшей; заблаговременно отреагировать на ситуации, которые могут возникнуть при столкновении с чем-то непредсказуемым, действуя при этом наиболее правильно и компетентно»2.

В дальнейшем, развивая концепцию ментальных моделей, современный исследователь Ф. Джонсон-Лэйрд отмечал: «Ментальные модели играют центральную и объединяющую роль в представлении объектов, состояния дел, последовательности событий, форм существования окружающего мира, а также социальной и психологической составляющей повседневной деятельности.

Они позволяют людям делать умозаключения и прогнозы, понимать явления, выбирать способы действия и контроля его исполнения. Но, прежде всего, они помогают усваивать опыт; пользоваться языком для создания представлений, сравнимых с теми, которые могут быть получены в ходе непосредственного ознакомления с окружающим миром. И еще: они устанавливают соответствие между словами и миром в форме концепций и сенсорных ощущений»3.

Данное определение не только отчетливо пересекается в содержательном плане с понятием «личностный конструкт», но и предвосхищает предложенную Дж.

Келли модель действий человека в ситуации неопределенности, ключевым моментом которой является, так называемый, «цикл О-В-И» (ориентация — выбор — исполнение). Суть данного цикла заключается «…

в последовательном обдумывании нескольких возможных конструктов и выбора того из них, который окажется лучшим для интерпретации ситуации.

В ориентировочной фазе человек рассматривает несколько конструктов, которые можно использовать для интерпретации данной ситуации — то есть он намеренно обдумывает различные возможности, которые могут иметь место. Это аналогично рассмотрению вопроса со всех сторон.

Фаза выбора наступает, когда человек ограничивает число альтернативных конструктов (гипотез) до количества наиболее приемлемого в данной ситуации. В этот момент он решает, какие преимущественные альтернативы наиболее уместно использовать. И наконец, во время фазы исполнения он выбирает направление действий и сопровождающее его поведение.

Выбор делается, иначе говоря, на основании оценки, какой альтернативный конструкт наиболее вероятно приведет к расширению или определению системы»1. При этом под расширением понимается способ действий, направленный на познание мира, приобретение нового опыта и в конечном счете увеличение диапазона применимости выбранного конструкта.

Определение (некоторые авторы используют термин «осаждение») предполагает выбор, с максимальной вероятностью подтверждающий валидность исходного конструкта. Вполне понятно, что именно выбор по принципу расширения наиболее адекватен продуктивному личностному развитию индивида, принятию инновационных, креативных решений.

С другой стороны, выбор по принципу определения позволяет снизить уровень личностной тревожности, когда степень неопределенности ситуации и «цена вопроса» слишком велики. Как показали исследования Д. Стермана, «когда обстановка становится по-настоящему сложной, лица, принимающие решения, не реагируют на это созданием новых ментальных моделей.

Вместо этого они … скорее всего, попытаются вернуться к более старым и более простым моделям. По наблюдениям Стермана, лица, принимающие решения, намного чаще пользуются усредненными оценками, основанными на прошлых данных, и экстраполяцией прошлых тенденций, а не результатами осмысления расклада действующих сил…

и предположениями о том, какова их роль в будущем»2. Хотя методологической базой работ Д. Стермана являлась концепция ментальных моделей, его выводы вполне справедливы относительно проблемы выбора по принципу расширения, либо определения.

Совершенно очевидно, что и теория личностных конструктов, и концепция ментальных моделей имеют самое непосредственное отношение к таким социально-психологическим проблемам, как социальное научение, социальное взаимодействие, атрибуция и ряду других.

Кроме того, на основании своих исследований, Дж. Келли сделал два важных вывода о роли личностных конструктов в социальном контексте.

Так, вывод об общности гласит: «Если человек интерпретирует опыт в какой-то мере подобно тому, как это делает другой человек, то его психические процессы подобны психическим процессам другого человека».

На практике это означает, что, во-первых, люди со схожими конструктами будут в одинаковых условиях вести себя похожим образом и, во-вторых, между ними с большой вероятностью возникнут отношения близости по принципу «подобное тянется к подобному».

Другой вывод — о содружестве, гласящий: «Один человек может играть роль в социальном процессе, включающем другого человека в той мере, в какой первый анализирует интерпретационные процессы второго», подчеркивает «…что социальное взаимодействие состоит, в первую очередь, из попыток одного человека понять, как другой человек осознает действительность»3.

В этой связи особый интерес представляет интерпретация Дж Келли понятия «роль», которое он определял как «психологический процесс, основанный на понимании ролевым игроком аспектов аналитических систем тех людей, к которым он пытается присоединиться в социальном предприятии»4.

Такое понимание роли в сочетании с выводом о содружестве дает социальному психологу дополнительные средства как теоретического осмысления, так и практического воздействия при работе с межличностными конфликтами, групповой динамикой, при отборе кандидатов в команду.

Техника репертуарных решеток получила широкое распространение в практике рекрутмента, при планировании профессиональной карьеры, во внутрикорпоративном обучении, психологии рекламы.

Для практического социального психолога крайне важно то, что метод личностных конструктов может быть использован вне его связи с когнитивной психологией, в рамках которой он был предложен, как сравнительно простой прием изучения процесса категоризации, а социально-психологическая модификация техники «репертуарных решеток» позволяет определить стадию вхождения конкретной личности в референтную для нее реально функционирующую группу.

Источник: https://vocabulary.ru/termin/konstrukt-lichnostnyi.html

Ссылка на основную публикацию