Личностно-психологический подход — психология

Личностный подход в психологии (стр. 1 из 6)

Содержание

Введение. 2

Глава 1. Личностно-ориентированный подход в психологии. 5

1.1 Сущность личностного подхода в психологии. 5

1.2 Сущность личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе в детском доме. 9

1.3 Система личностного-ориентированного образования в детском доме 15

1.4 Основные цели учебно-воспитательного процесса в детском доме. 19

1.5 Принципы организации воспитательной работы в детском доме. 19

Глава 2. Творческая реализация личностного подхода. 21

2.1 Методология личностно-ориентированного взаимодействия. 21

2.2 Пути развития взаимодействия как сотрудничества. 23

Заключение. 26

Список литературы.. 30

Личностно-ориентированный подход предполагает не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и соответственно развития личностных функций субъектов образовательного процесса.

Личностный подход как направление деятельности педагога — это базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребенком в коллективе.

Личностный подход предполагает помощь педагогу и ребенку в осознании себя личностью, выявлении, раскрытии их возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно-значимых и общественно приемлемых способов самоопределения, самореализации и самоутверждения.

На основании данного утверждения можно сделать актуальный вывод о необходимости реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании. Все это актуализирует тему исследования, целью которого является освещение вопроса личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе.

Личностный подход как направление деятельности педагога — это базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребенком в коллективе.

Личностный подход предполагает помощь педагогу и ребенку в осознании себя личностью, выявлении, раскрытии их возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно-значимых и общественно приемлемых способов самоопределения, самореализации и самоутверждения.

Дефицит непосредственного эмоционального общения ребенка с близкими взрослыми, особенно с матерью, оказывает отрицательное влияние на его психическое развитие. Под влиянием недостаточного или нарушенного общения дети становятся пугливыми, безынициативными, нелюбознательными, что является характерной особенностью воспитанников детского дома.

Эти дети испытывают трудности в процессе восприятия, что прежде всего проявляется в том, что они не воспринимают с достаточной полнотой преподносимый им учебный материал. Наблюдаются недостатки всех видов памяти, значительное отставание в развитии мыслительной деятельности, дети испытывают затруднения в анализе, синтезе, сравнении, сложности в ориентировке в пространстве и во времени.

Речь детей детского дома качественно отличается от речи их сверстников, живущих в семьях: бедный словарный запас (особенно активный), плохо овладевают эмпирическими грамматическими обобщениями, поэтому в их речи встречается немало неправильных грамматических конструкций.

Игровая деятельность детей несет на себе печать своеобразия: им трудно дается ролевая игра (дети не в состоянии взять на себя роль — переходят от одной роли к другой или начинают осуществлять манипулятивную деятельность).

На основании данной характеристики детей детского дома можно сделать актуальный вывод о необходимости реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании в детском доме.

Все это актуализирует тему исследования, целью которого является освещение вопроса личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе.

В качестве объекта исследования выбран кружок шитья «Магнолия», функционирующий в детском доме, предметом исследования выступает творчески реализованный личностно-ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе на занятиях кружка.

В исследовании обосновываются следующие ведущие мотивы включенности педагогов в инновационные процессы личностно-развивающей направленности: возможность личностно-профессионального саморазвития при освоении концепций и технологий личностно ориентированного образования; самоутверждение через овладение новым способом педагогической деятельности и переживание личного успеха в связи с этим; самореализация в личностно-развивающей деятельности, позволяющей проявить свой потенциал и осуществить восхождение к индивидуальности ребенка; включенность в коллективный поиск, переживание состояния соавторства и комфорта от личностно-смысловой коммуникации с коллегами; защищенность благодаря участию в совместной инновационной деятельности. Знание мотивов, характера их распределения немаловажно для организации эффективного процесса освоения личностно ориентированных педагогических новаций.

в психологии

В системе «человек-право» в первую очередь реализуются личностные аспекты человека как общественного существа, включенного в социальные отношения, как носителя сознания, и в частности — правосознания.

Нередко применяемая формулировка «человеческая личность» некорректна.

Хотя слова «человек» и «личность» — не синонимы и человек может не быть личностью (новорожденный), личность — это всегда человек, и личностью не обладает никто, кроме человека.

Структурный подход позволяет разобраться во множестве свойств и особенностей человека, не только «разложив их по полочкам», но и вскрыв связи и взаимоотношения между ними.

Первая категория психических явлений — психические процессы (ощущение, восприятие, память, мышление и т.д.), которые определяются относительной кратковременностью их протекания. Ни один психический процесс не может, оставаясь самим собой, протекать более или менее долго.

Вторая категория — психические состояния: бодрость, усталость, активность, пассивность, раздражительность, настроение и т.д. Они длительнее, чем психические процессы. Довольно долгое время на них обращали внимание только патопсихологии.

Третья категория психических явлений — психические свойства личности. Они наиболее стойки, хотя, конечно, способны изменяться. Изменяются они в результате биологического развития человека в течение всей жизни, иногда в результате заболевания. Но больше всего — под влиянием социальных условий, и прежде всего воспитания и самовоспитания.

Эти категории: психические процессы, состояния и свойства — называют частнопсихологическими, они объединены в общепсихологическую категорию психических явлений.

В психологической науке прочно утвердилось положение о том, что любая реакция человека, весь строй его внутренней жизни зависят от тех особенностей личности, которые сформировались у него в процессе его социального опыта, — от его потребностей и мотивов, интересов и установок, т.е. системы отношений к действительности.

Для того чтобы понять действительную психологическую природу того или иного свойства, в том числе и профессионально значимого, т.е. определить, какую функцию оно выполнит в процессе деятельности, необходимо рассматривать это свойство в личностном аспекте — с точки зрения мотивов и целей этой деятельности.

Для реализации личностного подхода необходимо исследование каждого отдельного свойства в структуре личности.

Представление о личности как о целостной структуре требует при изучении процесса формирования личности (в условиях вуза или в ходе практической деятельности) акцентировать то, что создает эту целостность. Определяет же целостную структуру личности прежде всего ее направленность.

В основе направленности личности лежит возникающая в процессе жизни и воспитания человека устойчиво доминирующая система мотивов, в которой основные мотивы подчиняют себе все остальные. Направленность личности может проявляться в разных сферах ее жизни и деятельности.

Однако наиболее глубокой является характеристика направленности с точки зрения отношения человека к обществу, к самому себе, к трудовой деятельности (профессиональная направленность).

Изучая личность в любом ее аспекте, нельзя произвольно отсекать изучаемое явление (процесс, свойство, качество) от личности в целом, от ее направленности, от системы ее отношений к действительности.

Иными словами, в процессе психологического исследования личности, в частности в исследовании процесса формирования у нее профессионально важных психических качеств, необходимо иметь в виду, какую именно функцию изучаемое психическое явление выполняет в сложной системе взаимодействия человека с окружающей его действительностью, в процессе его профессиональной деятельности.

Любое качество человека (например, организованность, дисциплинированность) не может существовать вне контакта с его личностью, вне системы мотивов его поведения, его отношений к действительности, его переживаний, убеждений.

Исходя из решающей роли в формировании личности особенностей мотивационной сферы, т.е. системы потребностей и установок, необходимо учитывать некоторые данные о развитии самой этой сферы.

В психологии наиболее устоялось понимание потребностей как ощущения человеком недостатка в чем-либо, который отражается в сознании и вызывает стремление к его устранению.

При этом внутреннее состояние, переживаемое человеком, по мнению большинства психологов, нельзя объяснить только психическим состоянием индивида, без учета влияния внешней среды.

В основном исследуются субъективные стороны потребностей, внутренние источники активности личности. Характерными особенностями потребностей являются:

Источник: http://MirZnanii.com/a/202511/lichnostnyy-podkhod-v-psikhologii

Личностный подход

Личностный подход (один из принципов психологии) — это понимание личности как воедино связанной совокупности внутренних условий, преломляющих все внешние воздействия. Личность — это конкретный человек как субъект преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему.

В структуре личности выделяют следующее: направленность, отношения и ее моральные черты. Элементы (черты личности), входящие в ее подструктуру, не имеют непосредственных природных задатков и отражают индивидуально-преломленное общественное сознание. Сюда входят, по мнению К. К. Платонова, несколько связанных иерархией форм.

Это влечение как наиболее примитивная биологическая форма направленности.

Желание — это уже вполне осознанная потребность, влечение к чему-то. Оно может быть пассивным, но при включении в его структуру волевого компонента становится стремлением.

Интерес — познавательная форма направленности на предметы. Генетически в его основе лежит ориентировочный рефлекс, связанный с эмоцией, но у человека интересы развиваются на базе условного рефлекса второй сигнальной системы и комплексно, становясь любознательностью, которую можно определить как интерес к определенной деятельности.

Мировоззрение — система усвоенных человеком представлений и понятий об окружающем мире и закономерностях, об различных явлениях мира, природе и обществе. Оно может быть смутным или пассивным миросозерцанием, обредшим форму познавательного идеала, или стать убеждением.

Убеждение — высшая форма направленности, в ее структуру входят низшие формы и в которой мировоззрение связано со стремлением к достижению идеалов.
Вторая подструктура личности включает в себя знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте, посредством обучения.

Читайте также:  Король не бывает виноватым - психология

Ее называют иногда индивидуальная культура или подструктура опыта. Эта подструктура образуется путем упражнения, взаимодействуя с другими подструктурами. Ее обозначают как, подструктура форм отражения.

Четвертая подструктура соединяет свойства темперамента (типологические свойства личности), половые, возрастные свойства личности и ее патологию, органические изменения.

В данные четыре подструктуры можно уложить все (четыре) известные свойства личности. Причем часть свойств относится к одной подструктуре направленности; начитанность и умелость — к подструктуре форм отражения; истощаемость и возбудимость — к биологически обусловленной подструктуре. Другие свойства лежат на пересечении этих подструктур.

Источник: https://psyera.ru/lichnostnyy-podhod-789.htm

Психология личности — Личностный подход

Личностный подход (один из принципов психологии) – это понимание личности как воедино связанной совокупности внутренних условий, преломляющих все внешние воздействия. Личность – это конкретный человек как субъект преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему.

В структуре личности выделяют следующее: направленность, отношения и ее моральные черты. Элементы (черты личности), входящие в ее подструктуру, не имеют непосредственных природных задатков и отражают индивидуально-преломленное общественное сознание. Сюда входят, по мнению К. К. Платонова, несколько связанных иерархией форм.

Это влечение как наиболее примитивная биологическая форма направленности.

Желание – это уже вполне осознанная потребность, влечение к чему-то. Оно может быть пассивным, но при включении в его структуру волевого компонента становится стремлением.

Интерес – познавательная форма направленности на предметы. Генетически в его основе лежит ориентировочный рефлекс, связанный с эмоцией, но у человека интересы развиваются на базе условного рефлекса второй сигнальной системы и комплексно, становясь любознательностью. которую можно определить как интерес к определенной деятельности.

Мировоззрение – система усвоенных человеком представлений и понятий о мире и его закономерностях, об окружающих человека явлениях, природе и обществе. Оно может быть смутным или пассивным миро-созерцанием, принявшим форму познавательного идеала, или становится убеждением.

Убеждение – высшая форма направленности, в структуру которой входят низшие формы и в которой мировоззрение связано со стремлением к достижению идеалов.

Вторая подструктура личности включает знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте, путем обучения.

Ее называют иногда индивидуальной культурой или подструктурой опыта. Эта подструктура формируется путем упражнения, взаимодействуя с другими подструктурами. Ее называют подструктурой форм отражения.

Четвертая подструктура объединяет свойства темперамента (типологические свойства личности), половые, возрастные свойства личности и ее патологию, так называемые органические изменения.

В эти четыре подструктуры могут быть уложены все (четыре) известные свойства личности. Причем часть этих свойств относится к одной подструктуре направленности; начитанность и умелость – к подструктуре форм отражения; истощаемость и возбудимость – к биологически обусловленной подструктуре. Другие свойства лежат на пересечении этих подструктур.

Источник: https://cribs.me/psikhologiya-lichnosti/lichnostnyi-podkhod

ЛИЧНОСТЬ

Понятие «личность» относится к наиболее сложным и дискуссионным категориям психологии, поэтому в данном курсе мы не будем углубляться в детали противоречий между различными психологическими школами, а остановимся на общепризнанных концепциях.

В русском языке слово «личность» близко к понятиям «лицо» и «личина» (маска) — то есть относится скорее к внешним проявлениям психики, чем к внутренним психическим процессам. В английском языке слово personality происходит от лат. persona, обозначавшего маску, которую надевали актеры в античных представлениях.

Таким образом, понятие личность отражает внешний социальный образ, который принимает человек, играющий определенные жизненные роли. Однако каждая психологическая школа по-своему трактовала это понятие.

Одни психологи (Гордон Олпорт) больше подчеркивали поведенческий аспект личности, определяя личность как динамическую организацию всех психофизических систем человека, детерминирующую его поведение и мышление. Другие (Зигмунд Фрейд) определяли личность как сложную систему непрерывно взаимодействующих сознательных и бессознательных структур психики.

Третьи (Карл Густав Юнг) подчеркивали связь конкретной личности с коллективным бессознательным, четвертые (Эрик Эриксон) рассматривали личность в аспекте ее поэтапного становления, включающего ряд психосоциальных кризисов и т. д.

Таким образом, можно сказать, что личность есть объединение всех характеристик индивида в единую структуру, которая, сохраняя определенное постоянство, все же изменяется в результате адаптации к меняющейся среде обитания. Человек как личность постоянно развивается и совершенствуется в процессе обучения и воспитания. При всем разнообразии трактовок в подавляющем большинстве определений личности можно выявить следующие общие положения.

Личность любого человека представляет собой совокупность индивидуальных и специфичных характеристик человека, отличающих его от других людей.

В то же время в каждом конкретном обществе личности людей несут общие черты, которые определяются историческими, национальными, политическими или религиозными особенностями конкретной социальной общности.

Личность имеет относительно устойчивую структуру, в которой отдельные черты личности взаимосвязаны между собой в сложную иерархическую систему.

Личность человека не является чем-то застывшим и неизменным, а развивается и меняется в процессе индивидуального развития и воздействия на нее внешних обстоятельств.

Таким образом, мы можем дать определение личности:

Личность есть формирующаяся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом.

Понятие личности является важным не только для общей психологии, но и для других наук. При этом конкретное содержание данного термина может отличаться в разных науках (рис. 20.1).

Более того, даже в рамках одной науки — психологии понятие «личность» будет отличаться в зависимости от того, какая отрасль психологии ее изучает (рис. 20.2).

Рис. 20.2. Взгляд на личность в различных отраслях психологии

Источник: https://pro-psixology.ru/obshhaya-psixologiya/1026-lichnost-3.html

Психологический подход к личности

Данный подход включает в себя методологические принципы:

Личностный принцип, согласно которому все психические процессы, состояния, способности представляют собой не изолированные функции, а в широком смысле способности личности, имеющие ее в своем основании.

Например, не просто восприятие, память, мышление, а способность личности воспринимать мир (видеть, слышать и т. д.), запоминать, думать о решении встающих перед ней жизненных задач.

Принцип развития, согласно которому личность развивается в следующих направлениях:

а) возрастном;

б) индивидуальном;

в) социальном и социально-психологическом;

г) культурно-историческом;

д) духовно-нравственном;

е) субъектном — как субъект деятельности, общения, жизненного пути; подразумевает, что личность проходит определенные, последовательно развертывающиеся во времени стадии, следующие одна за другой или отрицающие одна другую, на каждой из которых в личности возникают новые качества (новообразования) или она сама выступает в новом качестве, что дает ей возможность перейти на новый уровень развития.

Деятелъностный подход, согласно которому личность проявляется и развивается в деятельности; в отличие от поступательного и необратимого характера развития личности, декларируемого предыдущим принципом, в данном подходе одновременно выявляется и обратимость развития личности, результатом деятельности является не только ее продукт, но и сама личность. Впоследствии вариант деятельностного подхода был разработан А.Н. Леонтьевым применительно к внутреннему строению психики и сознания.

Принцип соотношения биологического, природного и социального, согласно которому:

— или абсолютизируется одна из детерминант — осуществляется биологизация или социализация личности; абсолютизация социальной детерминации личности — игнорирование ее генетических, врожденных особенностей, задатков и способностей, сведение ее социализации к адаптации, рассмотрение личности как tabula rasa, как единицы социума; абсолютизация биологического начала человека — признание ведущей роли низших потребностей, инстинктов и т. д. и отрицание социального способа развития человека как личности;

— или рассматривается диалектическое соотношение природной и социальной детерминации в развитии личности («опосредованное психологической наукой», Б.Ф. Ломов) — в каждом из гуманитарных и естественно-научных направлений пропорции той или иной детерминанты различны.

Принцип соотношения индивидуального и общественного, согласно которому:

— или абсолютизируется одна из детерминант — при социологизации, личность рассматривается лишь как единица, «атом» общества, «совокупность общественных отношений» (К.Маркс); при абсолютизации индивидуального подчеркивается неповторимость, врожденность личностных особенностей;

— или рассматривается их диалектическое соотношение: на разных этапах социализации имеет место индивидуализация (процесс индивидуализации/идентификации и интеграции личностных составляющих);

— или рассматривается их единство — общество заинтересовано в развитии личности (Э.Эриксон);

— или рассматривается их противоречие — общество находится в противоречии с индивидуальными инстинктами, влечениями (Супер-эго — Эго-Ид — З.Фрейд).

Принцип детерминизма, согласно которому:

внешнее преломляется через внутреннее;

— личность активная, саморегулятивная, специфическая система, избирательно относящаяся к внешним воздействиям;

— личность самовыражается, самореализуется в соответствии со своей индивидуальностью, способностью сознания, особенностями активности и т. д. в жизненном пути, в деятельности, в общении, строит жизненную стратегию.

Системный подход («как методологический принцип в психологии», Б.Ф. Ломов), согласно которому личность рассматривается как:

Читайте также:  Аритмик - психология

— иерархическая система;

— саморегулирующая система;

— самоорганизующаяся в соотношении с внешним миром (жизненным путем, деятельностью, другими людьми и т. д.);

— проективная система, т. е. не исчерпывающаяся ее данным, актуальным состоянием, а проявляющая свои потенциальные возможности и личностную перспективу (будущее, смысл жизни);

— вписанная в социальную систему и ее структуры, в зависимости от чего складывается соотношение социализации и индивидуализации (Б.Г. Ананьев);

— система жизненных и ценностных отношений (В.Н. Мясищев).

Теории личности в мировой психологии представлены различными авторскими концепциями, моделями, подходами, имеющими разные основания.

В отечественной психологии личность определялась на основе:

— установки;

— отношений;

— как интегральная индивидуальность;

— как превращенная форма деятельности;

— как триединство отношений к миру, другим людям, себе и единство мотивов, способностей и характера.

Наряду с авторскими теориями существуют следующие направления изучения личности:

— личность ребенка;

— возрастная периодизация личности;

— в деятельности, труде, профессиональном самоопределении;

— в жизненном пути;

— в норме и патологии;

— типологический подход.

— В зарубежной психологии концепции личности группируются по направлениям:

— диспозициональное — теории личностных «черт»;

— психодинамическое (психоаналитическое);

— когнитивное;

— социально-когнитивное;

— аналитическое;

— социально-психологическое;

— эпигенетическое;

— гуманистическое;

— феноменологическое;

— бихевиоральное.

Можно выделить несколько ведущих оснований, по которым они различаются, — структурные модели личности, теории поэтапного развития личности, функциональные теории личности.

Принципиальным отличием отечественной теорий личности от зарубежных является деятелъностный подход.

В ней преобладает четырехуровневая система изучения личности и наиболее разработан высший методологический уровень, охватывающий методологические принципы. Второй уровень представлен отечественными и зарубежными авторскими теориями.

Теории личности среднего уровня построены на эмпирических или психосоциальных исследованиях и определяют личность в контексте конкретно-исторической эпохи, социальной (в том числе национальной) принадлежности, характера семьи (воспитания и отношения поколений), обучения и образования (с учетом возраста, пола и т. д.).

Теоретико-эмпирический уровень

Источник: https://megalektsii.ru/s10930t3.html

Принципы психологии личности

Принцип детерминизма основан на идее причинной обусловленности любого психического процесса. Он формулируется как антитеза такому пониманию психического, при котором оно рассматривает либо как данность, эпифеномен, детерминированный только внутренними причинами, либо как объективно наблюдаемое явление, вызванное внешними воздействиями.

Согласно С.Л. Рубинштейну, психическое имеет свою специфику, но при этом не является чем-то, что по своей сути противостоит явлениям материального мира. Психическое и материальное тесно взаимосвязаны, образуя целостное бытие, где первое представляет собой один из высших уровней этого бытия, обладая собственной специфической природой, выступая «не только как обусловленное, но и как обуславливающее, т.е. определяет, регулирует, направляет деятельность человека. «Формула детерминации», предложенная Рубинштейном, «внешнее через внутреннее» была не только ответом и способом решения конкретных методологических проблем, стоявших перед психологией. Она была результатом глубочайшего обобщения разных типов детерминации в разных областях науки и философского знания: выявления специфики детерминации, вскрываемой теорией отражения, специфики детерминации естественно-научного уровня, представленной в рефлекторной теории, наконец, специфики социальной детерминации» (см. Хрестомат. 1.4).
Современная психология, и психология личности в частности, применяют принцип детерминизма для объяснения закономерностей психической жизни человека, для поиска связей и отношений, возникающих между сознанием и деятельностью. Центром этих отношений, по мнению С.Л. Рубинштейна, является личность.

Принцип системности. Одним из принципов научного исследования личности являетсяпринцип системности. Как утверждает В.А.

Барабанщиков, особенность «системного познания состоит в возможности описания и объяснения интегральных образований действительности (целостности)» (Барабанщиков, 2003. С. 29). «Динамическое единство различного, т.е.

система, анализируется в терминах элементов и структуры, части и целого, организации и координации, развития, иерархии, измерений и уровней, выражающих современный строй любой позитивной науки» (Там же. С.29).

Принцип системности определяет следующие направления (задачи) исследования: 1) выделение уровней изучаемой системы и ее отдельных компонентов, где уровень определяется как объединение и организация схожих по степени сложности свойств, а компонент как автономная единица определенного уровня (например, согласно К.К. Платонову, индивидуальность представлена на четырех уровнях — уровне направленности и моральных качеств личности; уровне знаний, умений и навыков; уровне индивидуальных особенностей протекания отдельных психических процессов и уровне темперамента, половых и возрастных особенностей); 2) выявление принципов и механизмов организации системы в единое целое (например, механизм сдвига мотива на цель, механизм обеспечения много-многозначных связей, механизмы вытеснения и сопротивления и др.).

Относительно первой задачи — выделения отдельных в основном компонентов личности — шли серьезные дискуссии в 60-х гг. ХХ в.

В основном они касались проблемы включения в структуру личности темпераментальных, биологически детерминированных свойств индивидуальности. Так, А.Н.

Леонтьев соотносил с понятием «личность» свойства, которые формируются в процессе общественного и онтогенетического развития, противопоставляя их свойствам индивида как генотипического образования.

Существует и иная точка зрения, в соответствии с которой все четыре основные стороны личности, а именно биологически обусловленные особенности, особенности отдельных психических процессов, опыт личности и социально обусловленные свойства личности тесно взаимодействуют друг с другом, образуя единую систему (Б.Г. Ананьев). 

В современных психологических исследованиях обсуждается вопрос о статусе интеллекта в структуре личности. Личность и интеллект взаимно обусловлены. Интеллект является модулятором психического, в том числе личностного развития.

На роль интеллекта указывают работы, направленные на исследование факторной структуры личности.

Так называемая лексическая модель, или Большая Пятерка (Норман, Мак Крей, Коста), включает в себя фактор, на одном полюсе которого находятся такие показатели, как «культурность, интеллектуальность, открытость опыту», а на другом — «узость интересов, заурядность и ограниченность» (Либин А.В., 1999. С.219).

Субординационный или иерархический принцип. Вторая задача — организованность личностной структуры — решается с помощью выделения отдельных механизмов и принципов организации компонентов в систему.

В качестве таких механизмов называютсясубординационный, или иерархический, принцип, при котором более сложные или более общие свойства личности подчиняют себе более элементарные и частные социальные и психофизиологические свойства (коммуникабельность включена в более общий фактор экстраверсию); и координационный, при котором взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих некоторую независимость, автономность свойств (например, связь между динамичностью возбуждения и динамичностью торможения) (Б.Г. Ананьев).

  • В теории интегральной индивидуальности В.С. Мерлина координационный принцип сопоставим с одноуровневыми, или однозначными, связями. Он называет некоторые разновидности однозначных связей:
    • взаимно-однозначные связи, при которых переменная а связана только с переменной в, а переменная в — только с переменной а;
    • одно-многозначные связи (переменная множества А связана с несколькими переменными множества В);
    • много-однозначные — одна переменная множества В связана с несколькими переменными множества А (Мерлин В.С.).

С возрастом происходит развитие разноуровневых связей (между нейродинамическими, психодинамическими и личностными свойствами наблюдается тенденция к увеличению много-много-значности. Так, сила возбудительного процесса в 6-7 лет коррелирует с тревожностью и импульсивностью, в 10-11 — с тревожностью, импульсивностью, ригидностью и эмоциональной возбудимостью, а у взрослых — с тревожностью, ригидностью, импульсивностью и экстраверсией-интроверсией. В литературе обсуждаются и другие принципы организации структуры личности.

Принцип активности. Согласно следующему принципу — активности — личность обладает свойствами инициативы, свободы выбора и характеризуется избирательным поведением. Эта установка своеобразно преломляется через принцип детерминизма в его трактовке С.Л. Рубинштейном — «внешнее через внутреннее».

Принцип активности отрицается концепциями биогенного и социогенного толка: для первых человек — результат развертывания генетической программы, для вторых — продукт социальных влияний и коммуникаций.

  • Принцип активности трактуется по-разному:
    • Согласно первой точке зрения активность ассоциируется с понятиями избирательности и пристрастности поведения человека. Познание мира зависит от его ценностей, установок, интересов. Этот подход нашел отражение в концепциях Н.А. Бернштейна, П.К. Анохина, Д.Н. Узнадзе.
    • В соответствии со второй точкой зрения поведение рассматривается не столько с точки зрения пристрастности, сколько с позиции творческой деятельности, продуктивности (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев). Утверждается, что в реальной жизни человек встречается с неопределенностью, сталкивается с проблемой сопоставления собственных целей и требований ситуации, рассогласование между которыми приводит к необходимости творчески мыслить и принимать самостоятельные решения.
    • Третья точка зрения определяет активность через неадаптивную природу человеческой деятельности, через понятие надситуативного поведения, преодолевающего стереотипы, шаблоны, привычные действия.

На теоретическом уровне исследования принцип активности связан с изучением динамических аспектов поведения, в частности с проблемой мотивации.

Принцип развития предполагает изучение психических процессов и свойств с точки зрения их закономерного изменения. Уже З. Фрейд определял генезис психического как одну из важных детерминант полноценного функционирования взрослого человека. Л.С. Выготский считал, что адекватным подходом к исследованию натуральных и высших психических функций является раскрытие истории их возникновения и развития. Термин развитие используется для обозначения общего, парадигмального подхода к анализу проблемы и обозначает изменение, связанное с преобразованием во внутреннем строении объекта, в его структуре, переход от структуры одного качества к структуре другого качества. Понятие «развитие» ассоциируется с формой изменения (эволюцией или революцией) и направлением (прогрессом и регрессом). Онтогенез рассматривается как закономерное изменение организма, происходящее от момента его рождения до момента смерти. Наряду с онтогенезом используют понятия пре- и перинатального развития организма, термин «филогенез».

Читайте также:  Иванов, игорь петрович - психология

В свою очередь онтогенез может изучаться с двух точек зрения: 1) преформизма, в русле которого изменение понимается как простой количественный рост, и 2) эпигенеза, считающего, что изменения в организме образуют цепь, последовательность качественных (в том числе и структурных) преобразований.

  • В рамках принципа развития выделяются следующие задачи:
    1. Проблема детерминант развития (влияние среды, социума и/или природы, наследственности на личность). Генетические факторы играют важную роль в детерминации личности. Особенно существенно их воздействие на интеллект и темперамент. Ценности, идеалы и убеждения практически не подвержены влиянию наследственности. Роль генетических детерминант подчеркивается и в исследованиях, посвященных проблемам эволюционного наследия, филогенетического развития, в которых изучаются стереотипы, паттерны поведения, обеспечивающие его адаптивный характер. К средовым детерминантам относятся влияния таких факторов как культура, социальный класс, семья, сверстники.Кроме автономного влияния генотипа и среды учитывается фактор генотип-средового взаимодействия, когда при определенном сочетании уровней двух детерминант наблюдается резкий подъем или спад в конкретных значениях изучаемой переменной, например, в способностях.
    2. Проблема стадий развития и критериев перехода от одной стадии к другой. В разнообразных теориях личности количество выделяемых стадий и их качественная характеристика не совпадают. Так, З. Фрейд соотносил развитие личности с психосексуальным развитием ребенка; по Эриксону, оно определяется установлением новых ориентиров по отношению к изменившимся в связи с взрослением социальным требованиям и проч.
    3. Проблема уровней развития (организации) личности. Подробно этот вопрос освещается в психоаналитической литературе. В работе Н. МакВильямс «Психоаналитическая диагностика» выделены невротический, пограничный и психотический уровни личностной организации. Невротик описывается как человек, хорошо тестирующий реальность, с достаточно зрелыми защитами, интегрированным Эго и проблемой инициативы или вины по Э. Эриксону. Психотик плохо тестирует реальность, дезинтегрирован и дезорганизован, использует примитивные психологические защиты, испытывает проблемы, связанные с первой стадией развития по Э. Эриксону, т.е. с проблемой безопасности. Пограничная личность более интегрирована, чем психотик, пользуется примитивными защитами, демонстрирует понимание реальности, переживает проблему сепарации.

Принцип субъекта предполагает рассматривать человека как автономную, инициативную личность, способную в определенных пределах изменять себя и окружающий мир. Современные исследования в области психологии личности позволили усилить разрабатываемое С.Л. Рубинштейном понятие, категорию субъекта. Субъект — это человек, находящийся на высшем уровне активности, целостности и автономности, который индивидуален для каждого. Для субъекта окружающая действительность — не только система раздражителей, но и объект действия и познания. Субъект — более широкое понятие, чем понятие человека, которое есть единство всех его качеств — природных, социальных, общественных, индивидуальных. Личность — менее широкое понятие, означающее человеческого индивида в совокупности его социально-значимых качеств. Человек становится субъектом единства природного и социального по мере того, как начинает выделять себя из окружающей действительности и противопоставлять себя ей как объекту познания и созерцания. Человека как субъекта отличает творческий подход к решению проблем, инициативность, собственная целенаправленная активность, свобода воли.
Принцип единства методологии, теории и эксперимента позволяет осуществлять достоверную проверку теоретических гипотез как предположений о каузальных или корреляционных зависимостях, возникающих между теоретическими конструктами и их следствиями — операциональными переменными. Необходимость создания научной теории вызвана стремлением ученого систематизировать полученную информацию и, одновременно, предсказать поведение человека на основе выдвинутых психологических законов. Принцип проверки теоретических постулатов в конкретном эмпирическом исследовании является одним из нормативов научной деятельности ученого, исходно (по принципу гипотетико-дедуктивного метода) допускающего, что теоретическая гипотеза может быть как подтверждена, так и опровергнута. Вывод о том, что теория верна, строится на целом ряде правил проведения эксперимента — формулировке гипотез и контргипотез, содержательном и формальном планировании эксперимента, контроле за побочными переменными, осуществлении анализа и интерпретации данных в соответствии с выдвинутыми предположениями.
http://personpsy2005.narod.ru/literature/harl03.htm

Источник: http://pzaharov.blogspot.ru/2011/01/blog-post_6668.html

Geum.ru

< Предыдущая
Оглавление
Следующая >

Одной из проблем при изучении личности является понимание ее психологической структуры.

Психологическая структура личности представляет собой целостное системное образование, совокупность социально значимых свойств, качеств, позиций, отношений, алгоритмов действий и поступков человека, сложившихся прижизненно и определяющих его поведение и деятельность.

Личность — это относительно устойчивая саморегулирующаяся динамическая функционирующая система взаимодействующих между собой ее структурных элементов.

Такой статико-динамический подход к личности позволяет лучше понять мотивы и цели ее поведения и деятельности, истоки ее активности, динамику и диалектику внутренних детерминант, регуляторов, механизмов регуляции и саморегуляции.

Личность — структурно и иерархически организованное системное психическое образование человека.

Психологическую структуру личности составляют ее психические свойства (направленность, характер, темперамент, способности), жизненный опыт, психические образования, индивидуальные особенности психических процессов, характерные психические состояния.

В личности также выделяют следующие стороны, сферы: интеллектуально-познавательную, эмоциональную, волевую, потребностно-мотивационную, психомоторную. Центральное место в психологической структуре личности занимают потребностно-мотивационная сфера и система направленности.

В психологии существуют и другие подходы к рассмотрению структуры личности как у отечественных психологов (К. К. Платонов, А. Г. Ковалев, Н. Н. Обозов и др.), так и у представителей зарубежных психологических школ (3. Фрейд, Э. Фромм, Э. Берн, А. Маслоу, К. Роджерс и др.). Эти подходы достаточно хорошо представлены в соответствующей психологической литературе.

Заслуживает внимания разработанная К. К. Платоновым структура личности, включающая в себя четыре подструктуры, а также систему общих и специальных способностей личности. К. К. Платонов выделил следующие основные подструктуры личности:

— направленности личности;

— подструктуру опыта (профессионального, художественного, поведенческого и т.д.);

— индивидуальных особенностей психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых);

— биологически обусловленную (темперамент и патологические изменения личности) подструктуру личности.

К. К. Платонов разработал карту личности и методику количественной оценки уровня и динамики личностных особенностей человека. В этой карте наряду с вышеперечисленными подструктурами выделена система черт характера и способностей личности, а также и общая социальная характеристика человека.

5.6. Социально-психологический подход к изучению личности

Свой подход к изучению личности имеет социальная психология как одна из базовых отраслей психологического знания.

Для лучшего понимания того, что является объектом и предметом социально-психологического изучения личности, целесообразно рассмотреть своеобразие подходов к изучению личности в социологии.

Социология изучает личность, включенную в разнообразные социальные системы связей и отношений, в социальное взаимодействие. И это выступает объектом социологии личности.

Предметом социологии личности являются социальные особенности поведения и деятельности личности в социальной среде: особенности социальных ролевых функций личности (учителя, военнослужащего, торгового работника, медицинского специалиста и т.д.) и социальные механизмы (регуляторы) реализации ею этих социальных ролевых функций.

При этом социологию интересует, как в зависимости от развития общества должны изменяться и социальные ролевые функции личности, и социальная регуляция их исполнения. Все это и выступает предметом социологии личности.

Социальную психологию интересует личность, когда она включена в системы социальных и социально-психологических связей и отношений, особенности ее социального и социально-психологического взаимодействия. И это выступает объектом социальной психологии личности. Как видим, объект социальной психологии личности шире объекта социологии личности.

Предметом социальной психологии личности являются:

а) социально-психологические особенности личности, своеобразие социально-психологического проявления индивидуальности в этих взаимодействиях, социально-психологические ролевые функции личности в названных обстоятельствах (лидера, ведомого, сотрудника; конформиста — нонконформиста; эмпатийность — ригоризм личности; адаптивность, гибкость — ригидность личности; экстра — — интровертированность личности; интернальность — экстернальность личности и др.;

б) психическая регуляция и прежде всего — социально-психологические механизмы социального и социально-психологического поведения и деятельности личности, социально-психологического проявления ею индивидуальности, исполнения ею тех или иных социально-психологических функций;

в) социально-психологические аспекты социализации личности, ее социально-психологическая социализация, в целом — социальное и социально-психологическое развитие личности в системе разнообразных неформальных, психологических связей и отношений, социально-психологических взаимодействий.

5.7. Системный подход к изучению и пониманию личности

На основе вышеизложенного в данной главе можно сделать вывод о том, что наиболее полное психологическое изучение и понимание личности возможно лишь в рамках системного подхода, в котором достаточно четко видны следующие основные частные подходы:

— психофизиологический, в рамках которого выявляются биологически обусловленные подструктуры личности (К. К. Платонов): темперамент, полоролевые особенности личности, ее специальные способности и т.п.;

— общепсихологический: изучение индивидуально-психологических особенностей личности общепсихологического плана, особенностей психических свойств личности (направленности, характера, способностей); особенностей познавательно-интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер психики; выявление специфики психических состояний личности;

— социально-психологический, который сориентирован на изучение социально-психологических особенностей личности и психологических механизмов ее поведения и деятельности;

— онтопсихологический, целью которого является изучение психики, личностных особенностей реального бытия человека.

При системном подходе к изучению личности она познается более полно, глубоко и разносторонне, а потому и ее понимание будет более правильным.

< Предыдущая
Оглавление
Следующая >

Источник: http://geum.ru/kurs/struktura_lichnosti-1.php

Ссылка на основную публикацию