Конфликтология в мфпа — психология

Конфликтология Тесты с ответами Темы 1-8

Для быстрого поиска по странице нажмите Ctrl+F и в появившемся окошке напечатайте слово запроса (или первые буквы)

Тема1. Становление конфликтологии как научно-прикладной области знания

«Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом,..» – это нравственный императив, автором которого является:

+Кант

Гегель

Дарвин

Объект конфликтологии – это:

+конфликты в целом

люди

войны

Кому из древнегреческих философов принадлежит учение о противоположностях и апейроне:

+Анаксимандру

Платону

Гераклиту

Предмет конфликтологии –

+общие закономерности возникновения, развития и завершения конфликтов

общие закономерности развития и функционирования психики

трагические последствия войн

Среди источников конфликтологических идей рассматриваем «особую форму осознания мира, обусловленную верой в сверхъестественное, включающую в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий, объединение людей в организации» – это:

естествознание

+религия

фольклор

Друзья, более 600 собак Воронежского приюта Дора https://vk.com/priyt_dora очень нуждаются в поддержке! Приют бедствует, не хватает средств на корм и лечение.

 Не откладывайте добрые дела, перечислите прямо сейчас любую сумму на «Голодный телефон» +7 960 111 77 23 или карту сбербанка 4276 8130 1703 0573.

По всем вопросам обращаться +7 903 857 05 77 (Шамарин Юрий Иванович) 

Тема2. Характеристика зарубежной конфликтологии

«Стиль жизни», «комплекс неполноценности», «комплекс превосходства» — это понятия «индивидуальной психологии», которую разработал

+Альфред Адлер

Зигмундт Фрейд

Конрад Лоренц

Для какой из структур психоаналитической модели личности, предложенной З.Фрейдом, характерен принцип удовольствия?

+Id (Оно)

Ego (Я)

Super-Ego (Сверх-Я)

Курт Левин является основателем теории

социометрии

организационных систем

+групповой динамики

«Родитель», «ребенок», «взрослый» — состояния, отражающие структуру личности в концепции ТА, автором которой является

+Эрик Берн

Карл Юнг

Карен Хорни

Что понимается под тождественностью человека самому себе –

+идентичность

целеустремленность

психозащита

Тема 3. История и отрасли отечественной конфликтологии. Роль конфликтологии в развитии российского общества

Какой науке отводится основополагающая роль в становлении конфликтологии?

+психологии

медицине

политологии

все варианты верны

В какой из трех перечисленных этапов становления отечественной конфликтологии конфликт начинает изучаться как самостоятельное явление в рамках других наук?

III период: после 1992

I период: до 1924

+II период: 1924- 1992

Какое отношение к конфликтологии имеют психология, социология, политология, военные науки, география, искусствоведение, история, медицина, педагогика, правоведение, филология, философия, экономика?

никакого отношения

+это отрасли отечественной конфликтологии

учебные дисциплины

все варианты верны

Что из перечисленного ниже входит в цели отечественной конфликтологии?

Создание системы конфликтологического образования в стране, распространение конфликтологических знаний в обществе

Интенсивное развитие конфликтологической теории — исследование всех конфликтов, выступающих объектом науки

Организация в России системы практической работы конфликтологов по прогнозированию, предупреждению и урегулированию конфликтов

+все варианты верны

Тема 4. Теоретические основы конфликтологии

Противоречие, являющееся основой конфликта – это

+предмет конфликта

материальная ценность

субъект конфликта

Наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе содействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся негативными эмоциями – это

+конфликт

предконфликтная ситуация

дискуссия

Процесс перехода от предконфликтной ситуации к конфликту и его разрешению отражает

объект конфликта

темперамент участников конфликта

+динамика конфликта

Создание объективных условий и субъективных предпосылок, способствующих разрешению предконфликтных ситуаций неконфликтными способами –

+предупреждение конфликта

разрешение конфликта

деструктивные последствия

Что является основанием для деления конфликтов на семейные, производственные, бытовые, политические?

+сфера жизнедеятельности человека

длительность конфликта

интенсивность

Тема 5. Внутриличностные конфликты

Человеческий индивид как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности – это:

индивидуальность

+личность

тендер

Приписывание другим людям собственных вытесненных мотивов, переживаний и черт характера – это:

+проекция

фантазия

сублимация

Интегральная характеристика личности, определяющая готовность к решению профессиональных задач с использованием знаний, опыта, ценностей, мотивов – это:

+компетентность

темперамент

воля

Острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения – это

+внутриличностный конфликт

межличностный конфликт

признак экстравертности

Блокирование отрицательных эмоций, вытеснение из сознания связей между эмоциональными переживаниями и их источником – это …

проекция

+изоляция

фантазия

Возвращение к детским стереотипам поведения – это:

+регрессия

катарсис

рационализация

Крайне деструктивный выход из внутриличностного конфликта – это

интроекция

+суицид

фрустрация

Система регуляторных механизмов, которые направлены на устранение негативных переживаний, сопряженных с внутриличностными противоречиями – это

деградация личности

психика

+защита психологическая

Эмоционально окрашенное состояние личности, являющееся формой активности, в которой осознается противоречие и идет процесс его разрешения на субъективном уровне – это …

+переживание

личностный рост

признак интровертности

Переадресация реакции, перенос реакции с недоступного объекта на доступный – это …

идентификация

+замещение

реактивное образование

Тема 6. Социальные конфликты. Разрешение конфликтов. Стратегии разрешения конфликтов. Медиаторство, фасилитация. Переговоры (верно 5 из 6)

Под мотивационной перестройкой понимается:

+преобразование мотивации сторон, превращение стремления доказать свою правоту и неправоту другого в мотивацию выхода из конфликта

страх последствий конфликта

переговорный процесс

все варианты верны

Совместная деятельность участников конфликта, направленная на прекращение противодействия и разрешение проблемы – это …

+разрешение конфликта

затухание конфликта

манипуляторство

Фасилитация – это:

затухание конфликта

+форма групповой работы для выработки решений повышенной сложности, в том числе для урегулирования конфликта внутри группы

навязывание другой стороне предпочтительного для себя решения

Какие из перечисленных конфликтов относятся к социальным?

конфликт между преподавателем и группой студентов

все перечисленные

+конфликт между болельщиками разных команд

конфликт между руководителем и подчиненным

Наиболее эффективная стратегия поведения, включающая конструктивное обсуждение проблемы и полное разрешение противоречия – это:

уход

компромисс

+партнерство

Способ разрешения конфликта, заключающийся в использовании ненасильственных средств и приемов для разрешения проблемы – это:

+переговоры

рефлексия

эмпатия

Тема 7. Трудовые споры и конфликты в коллективе, основные закономерности их возникновения и разрешения

Процесс целенаправленного воздействия на персонал организации с целью устранения причин, породивших конфликт, и приведения поведения участников конфликта в соответствие со сложившимися нормами взаимоотношений – это:

конфликтно вертикали

динамика конфликта

+управление конфликтами

Конфликты между сотрудниками одного уровня в структуре организации:

+конфликты по горизонтали

трудовые споры

конфликты по вертикали

Неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов –

+индивидуальный трудовой спор

коллективный трудовой спор

забастовка

Вид социального конфликта, объектом которого являются трудовые отношения и условия их обеспечения – …

+трудовой конфликт

семейный конфликт

межгрупповой конфликт

Временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора –

+забастовка

нарушение трудовой дисциплины

противоправное действие

Тема 8. Профессиональная деформация и профессиональное выгорание, их причины и предупреждение

К ведущим специалистам в области профессионального выгорания среди российских психологов относятся:

Л. Щеглов

A. Асмолов

+B. Бойко

Психологическая дезориентация личности, формирующаяся в процессе профессиональной деятельности и приводящая к искажению личностных характеристик в направлении преобладания специфических профессиональных черт характера – это:

+профессиональная деформация

интровертность

депрессия

К негативным последствиям выгорания относятся:

неконструктивность модели поведения

повышение уровня конфликтности

снижение трудовой мотивации

+все ответы верны

Синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека – это:

фрустрация

+профессиональное выгорание

самоактуализация

Для каких профессий синдром выгорания наиболее характерен?

+для коммуникативных профессий, относящихся к группе «человек — человек»

для профессий «человек — техника»

для профессий «человек — природа»

Источник: http://test-for-you.ru/index.php/extensions/rggu-1/item/199-konfliktolog

Конфликтология как наука — задачи и методы

Урегулированием конфликтов в межличностных и общественных отношениях людей занимается наука конфликтология. Когда проблема обсуждается на ранней стадии ее развития, спорная ситуация разрешается с пользой для каждой из сторон. Профессиональное и детальное изучение этих вопросов ведут конфликтологи.

Что такое конфликтология?

При взаимодействии нескольких взаимосвязанных сторон может возникать противоборство по причине разных взглядов на одно и то же событие, различия интересов и позиций.

Конфликтология как наука изучает пути возникновения конфликтных ситуаций, их динамику и способы урегулирования. Объектами изучения становятся социальные конфликты, спорные ситуации в сфере психологии.

Изучаемые субъекты – это личность, общественные группы и институты. Предметом исследования становится их поведение в обстановке конфликта.

Цели конфликтологии

Для получения достоверных сведений о природе конфликта ведется тесное взаимодействие со смежными отраслями наук: экономикой, политологией, социальной психологией, этиологией. Это позволяет более точно конкретизировать истоки и закономерности развития ситуаций, в которых возникает противостояние. Основные задачи конфликтологии – это:

  1. Изучение конфликтов, как общественного явления, влияющего на судьбу отдельной личности, социальных групп и страны в целом.
  2. Распространение в общественных сферах знаний о конфликтологических исследованиях.
  3. Воспитание культурных навыков в межличностном и деловом общении.

Методы конфликтологии

Интенсивное развитие и пополнение теоретической базы, тщательная систематизация данных, применение научных открытий на практике – это основы конфликтологии, которые позволяют определять пути и способы преодоления конфликтных ситуаций.

Полные и достоверные сведения ученые получают путем использования разных научных направлений. Например, для сбора информации проводятся опросы, тестирования, игровые задания, которые относятся к психологическим способам исследования.

Другие методы конфликтологии на этапе обработки данных:

  • наблюдение;
  • изучение документации;
  • опрос;
  • искусственное моделирование конфликтных ситуаций.

Когда собран определенный объем информации, конфликтология предполагает дальнейший тщательный исторический и компаративный анализ.

Сведения систематизируются, устанавливаются средние величины количественных и качественных признаков (статистика).

Современная конфликтология на практике упреждает развитие реальных конфликтов в различных жизненных сферах, способствуют удержанию равновесия между враждующими сторонами благодаря их конструктивному взаимодействию.

Конфликтолог – что это за профессия?

Постоянная востребованность конфликтологов объясняется тем, что на профессиональном уровне решаются сложные спорные ситуации, которые в противном случае могли бы превратиться в жесткую конфронтацию враждующих сторон. Если семейная конфликтология способна уладить спор между членами семьи, то на уровне государства специалисты способны предотвратить сложные конфликты, которые инициируются работниками управленческого аппарата.

Профессия конфликтолог появилась в мировом сообществе в 60-х годах 20 века. На данный момент существуют целые организации, основной деятельностью которых является улаживание конфликтов любой сложности в разных сферах.

Например, медиаторы-профессионалы занимаются урегулированием конфликтных ситуаций в гражданской сфере вне суда, что значительно сокращает время рассмотрения гражданских исков.

Конфликтология специальность, которая предполагает тесное взаимодействие с психологами, политиками, работниками судебных и социальных служб.

Кем работают конфликтологи?

Работать конфликтолог может как в коллективах различных предприятий, так и в специализированных консультативных организациях.

Выпускников ВУЗов приглашают для работы в частных и государственные центры, в HR-службы. Они консультируют людей на «горячих» линиях», предотвращая сложные и опасные ситуации.

В сфере политики – это востребованные специалисты, помогающие уладить конфликты путем переговоров.

Лучшие книги по конфликтологии

Сложный и вместе с тем интересный процесс усвоения этой науки касается как теоретических основ, так и прикладных знаний. Литература по конфликтологии – это и учебники, и хрестоматии, и практические руководства. Книги используются профессионалами и обычными людьми, постигающими искусство улаживания конфликтов в повседневной жизни. Полезное чтиво для читателей:

  1. Гришина Н.Е. «Психология конфликта (2-е издание)».
  2. Емельянов С.М. «Практикум по конфликтологии».
  3. Карнеги Д. «Как найти выход из любой конфликтной ситуации».
Читайте также:  Качества личности - психология

Источник: https://womanadvice.ru/konfliktologiya-kak-nauka-zadachi-i-metody

Специальность «Конфликтология» (бакалавриат)

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Обществознание — профильный предмет, по выбору вуза
  • История — по выбору вуза
  • Иностранный язык — по выбору вуза

Конфликтология – это достаточно молодая специальность, которая появилась всего несколько лет назад.

Но уже сегодня она характеризуется достаточной востребованностью и в соответствии с прогнозами, популярность конфликтологии из года в год будет возрастать.

Данное направление интересно и студентам, поскольку охватывает знания из разных областей, включая психологию, менеджмент, политологию, экономику и другие сферы нашей жизни.

Экзамены при поступлении

Абитуриенты при поступлении на специальность 37.03.02 «Конфликтология» должны хорошо знать обществознание, поскольку именно этот предмет выступает в качестве профильного.

Второй обязательный предмет, от которого во многом будет зависеть успех при поступлении в вуз – это русский язык. Далее вузы предлагают экзамен на выбор, а именно, историю или ИКТ.

Кроме того, по усмотрению вуза может потребоваться экзамен по иностранному языку.

Краткое описание специальности

Овладение специальностью предусматривает обучение по одному из профилей, среди которых можно выделить следующие:

  1. Прикладная конфликтология.
  2. Организационно-управленческая конфликтология.
  3. Психология конфликта и другие.

Выпускник бакалавриата может выполнять самостоятельную деятельность, которая предполагает глубокую профессиональную и теоретическую подготовку. Он может заниматься научно-исследовательской работой, диагностической, профилактической, переговорной, педагогической деятельностью и т.д.

Крупные вузы

Наиболее известные вузы, где можно обучится по специальности «Конфликтология»:

  • Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова;
  • Институт экономики и антикризисного управления;
  • Московский областной филиал «Институт искусств и информационных технологий» Санкт-Петербургского Гуманитарного Университета Профсоюзов;
  • Российский государственный социальный университет.

Сроки и формы обучения

Специальность «Конфликтология» представлена лишь в нескольких российских вузах и всего в четырех столичных. Обучение доступно по очной, очно-заочной и заочной формам длительностью от 4 лет очно, 5 лет, обучаясь в группе выходного дня и от 4 до 5 лет заочно (в зависимости от вуза). Обучаться можно как на базе 11 классов, так и на базе первого высшего образования в некоторых вузах.

Предметы, изучаемые студентами

Конфликтология – это интегрированная специальность, поэтому в процессе обучения предполагается изучение предметов из области политологии, социологии, психологии, связей с общественностью и т.д.

Все изучаемые дисциплины можно разделить на три группы:

  1. Общетеоретические – психология конфликта, социология конфликта, философия конфликта, общая конфликтология, мотивация поведения и деятельности и другие.
  2. Практические – миротворческая деятельность, технология урегулирования конфликтов и укрепления мира, компьютерная психодиагностика и другие.
  3. Отраслевые – политическая конфликтология, региональные конфликты и этноконфликтология, экономическая конфликтология, семейная конфликтология и другие.

Получаемые знания и навыки

Выпускник бакалавриата по специальности «Конфликтология» получает:

  1. Представление относительно общей теории конфликта, влиянии конфликтов на жизнедеятельность людей.
  2. Знания в предметной области конфликтологии, особенности изучения предмета в России и за рубежом.
  3. Владение основными методами исследования в области социальной психологии и диагностики конфликтов.
  4. Знания в области природы конфликта, особенностей разных видов конфликтов и приемов управления ими.
  5. Умение охарактеризовать конфликт с психологической точки зрения, делать прогнозы и планировать схемы урегулирования конфликтов.
  6. Практику работы с возражениями и претензиями со стороны граждан, а также ведение переговоров, урегулирование и улаживание спорных и конфликтных ситуаций на межличностном, социальном и других уровнях.
  7. Возможность проводить научные исследования, преподавать такие предметы, как конфликтология, политология и социология.

Кем работать

Сфера деятельности выпускника бакалавриата по данному направлению достаточно широка.

Он может заниматься профессиональной деятельностью в органах государственного и местного самоуправления, в полицейских, судебных, банковских, налоговых органах, в социальных службах и центрах, торговых, маркетинговых, консалтинговых фирмах и компаниях, а также в общественных, научно-исследовательских организациях, в различных образовательных учреждениях.

Для конфликтолога лучше всего подойдут такие должности:

  • консультант по микроклимату в коллективе;
  • специалист консультационного центра;
  • корпоративный директор;
  • руководитель миротворческих миссий в международном формате;
  • руководитель пресс-службы государственных и бизнес структур и т.д.

Выпускники вузов чаще всего устраиваются в консультационные центры и HR-службы компаний, где получают от 20-25 тысяч рублей. На более высокую заработную плату (от 60 тысяч рублей и выше) могут рассчитывать опытные специалисты и те, кто повышает свою квалификацию. Ряд вузов предлагает конфликтологам курсы повышения квалификации длительностью от 4 месяцев и профессиональные тренинги.

Продолжение обучения по специальности

А также по направлениям:

  • философия,
  • журналистика,
  • экономика,
  • регионоведение,
  • история.

Источник: https://edunews.ru/entrants/okso/obshestvo/psixologicheskie/konfliktologija-bakalavriat.html

Психология внутреннего конфликта человека: Учебно-методическое пособие(Калинин И.В.)

Калинин И.В. Психология внутреннего конфликта человека: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю.А.Клейберга, — Ульяновск: УИПКПРО, 2003.

Учебно-методическое пособие посвящено раскрытию такого понятия как внутрен-ний конфликт человека. Внутренний конфликт рассмотрен сквозь призму точек зрения психоаналитического, когнитивистского, гуманистического, ролевого и деятельностного подходов.

В пособии логически обоснована собственная позиция автора в отношении категории «психологический кризис».

Являясь сторонником деятельностного подхода, автор обосновывает правомерность рассмотрения кризиса личности с точки зрения личностного смысла человека, развивая концепцию А.Н.Леонтьева в его нетрадиционном и малоизученном ключе.

Предлагаются методики изучения и упражнения на развитие понимания структуры и динамики внутреннего конфликта человека. Пособие адресовано школьным психологам, слушателям курсов переподготовки и повышения квалификации работников образования.

Содержание

Введение

  1. Зарубежные подходы к пониманию внутреннего конфликта
    1. Психоаналитическое направление Структура психической организации человека Первая типовая схема возникновения внутреннего конфликта человека по З.Фрейду

      Вторая типовая схема возникновения внутреннего конфликта человека по З.Фрейду

    2. Когнитивный подход Столкновение познавательных стратегий как детерминанта внутреннего конфликта Подход Курта Левина Теория когнитивного диссонанса Леона Фестингера

      Проблема сенсорного конфликта

    3. Гуманистическое направление Пирамида потребностей А.Маслоу Эмпирический уровень рассмотрения конфликтных ситуаций

      Концептуальный уровень рассмотрения конфликтных ситуаций

    4. Ролевой подход Классификация ролей Ролевое развитие и его нарушения

      Классификация внутренних ролевых конфликтов

  2. Отечественные подходы к пониманию внутреннего конфликта Деятельностный подход как методологическая основа для понимания внутреннего конфликта человека Классический вариант деятельностного подхода Структура деятельности и её модификация на современном этапе Трехмерный вариант взаимосвязи структурных единиц деятельности Взгляд на внутренний конфликт Ф.Е.Василюка Подход к анализу внутреннего конфликта В.В.Столина Классификация внутренних конфликтов А.Я.Анцупова и А.И.Шипилова Психологический кризис с точки зрения личностного смысла Потеря ценностной опоры как причина и следствие кризисной ситуации
  3. Изучение механизмов внутреннего конфликта человека Опросник Г.Келлермана и Р.Плутчика Методика определения уровня защитных механизмов Л.Ю.Субботиной Определение психологических защит человека Опросник преодолевающего поведения Методика диагностики ролевого конфликта

    Кто я? (20-ти вопросов тест)

Данное учебно-методическое пособие посвящено теме, изложение которой в отечественной литературе грешит несколькими существенными недостатками.

Во-первых, стало традиционным, излагая материал по отмеченной проблематике, переписывать из книги в книгу одну и ту же информацию, часто не заботясь ни об интересности её изложения, ни о поиске среди мыслей классиков психологии таких точек зрения, которые либо дополнят уже известную информацию её новой составляющей, либо осветят известные феномены внутреннего конфликта в нетрадиционном ключе.

Во-вторых, изложение отечественных подходов к объяснению механизмов внутреннего конфликта либо отсутствует вообще, либо, если и присутствует, то обязательно только в плане апелляции к мнению классиков без всякого привнесение в их идеи каких бы то ни было элементов развития. При этом авторы, излагающие материал тенденциозно критически, зачастую забывают одно простое правило: «Если критикуешь, то предложи что-нибудь своё!». Как известно очень легко критиковать, если собственная авторская позиция по этому вопросу отсутствует.

В-третьих, отсутствие серьёзных методик для исследования внутреннего конфликта на фоне обилия их аналога популярного типа приводят к тому, что именно последние начинают использоваться для исследовательских целей. Вместе с тем любой профессиональный психолог знает, чем это грозит в плане достоверности результатов.

Сложность состоит в том, что даже при огромном желании проведение всех стандартных процедур по адаптации методик популярного типа — дело абсолютно бесперспективное и бесполезное. В настоящий момент наблюдается большой дефицит серьёзных методик даже с неадаптированным переводом с иностранного языка.

Поэтому самостоятельная доработка сырого варианта указанных методик тоже оказывается делом неосуществимым.

А вместе с тем в настоящий момент потребность в знаниях и инструментах подобного плана постоянно растёт. Поэтому, приступив к работе над данным пособием, мы ставили перед собой несколько целей:

  • преодолеть описанные выше «грехи» в плане изложения материалов зарубежных и отечественных авторов;
  • восполнить те пробелы, которые сложились к настоящему времени в отечественной психологии в отношении изложения вклада российских психологов в изучение внутреннего конфликта;
  • ознакомить слушателей, получающих образование по специальности «Психология» с собственной авторской позицией в понимании проблем внутреннего конфликта, психологического кризиса и феномена «экзистенциального вакуума;
  • предложить вниманию психологов некоторые методики из разряда «серьёзных, которые могут быть подвержены процедурам валидизации и адаптации.

В соответствии со сказанным структура данного пособия состоит из 3 блоков:

При этом материал в параграфах чаще всего излагается по следующей схеме:

  • анализ излагаемого материала;
  • оценка этого материала другими авторами и выражение собственной позиции с внесением поправок и дополнений;
  • указание на то, какие практические возможности даёт новое видение проблемы при доработке используемых понятий.

Мы надеемся, что освоение данного материала позволит слушателям, получающим психологическое образование, глубже разобраться в сущности внутреннего конфликта, знание о котором является составной частью читаемого нами курса «Конфликтология».

ВВЕДЕНИЕ

Название данной работы «Психология внутреннего конфликта» выбрано нами далеко не случайно. Дело в том, что в отечественной психологической литературе наиболее употребительным по отношению к конфликтам внутренней жизни человека является понятие «внутриличностный конфликт».

Однако термин «личность» является настолько сильно «нагруженным» различными смыслами, которыми наполняют его представители различных направлений, что применительно к проблематике конфликта мы каждый раз должны были бы решать достаточно трудную задачу: Является ли тот или иной конфликт таким, что его с полным правом можно было бы отнести именно к личностному уровню организации человека, а не к какому-нибудь другому?

Ведь по отношению к человеку выделяются и другие параметры его описания. Приведём в качестве иллюстрации классификацию, построенную А.Ю.Агафоновым [2] на основе технологии системных описаний В.А.Ганзена. Основанием для этой классификации служит пространственно-временная метрика существования человека.

А.Ю.Агофонов отмечает

«В настоящее время только перечисление существующих подходов в психологии личности оказалось бы весьма трудновыполнимой задачей.

Некоторые считают, что личность рождается в организме… Мне знакомы более оригинальные идеи относительно времени существования личности… Разве не направляет ход жизнедеятельности человека идея о желанном ещё не зачатом ребёнке? Или идея о том человеке, которого давно нет в живых? Может, человек начинается с идеи о нём и заканчивается забвением его? [2, с. 186]»

Задача ещё более усложнится, если мы зададимся вопросами «Что такое личность?», «Кого можно назвать личностью, а кого нет?», «Является ли личность прерогативой только человека или же возможно говорить о личности, скажем, собаки?» и т.д.

Читайте также:  Правила должны соблюдаться - психология

Следует заметить, что в советский период развития психологической науки существовала весьма богатая традиция обсуждения этих вопросов, в рамках которой предлагалось немало интересных точек зрения. Например, точка зрения, выразителем которой является: А.В.

Петровский, о трёх типах атрибуции личностного аспекта человеческого существования (интраиндивидный, интериндивидный и метаиндивидный [121]); Е.В.Субботский, выделивший три аспекта исследования личности (исторический, логический и психологический [138]); Б.С.

Братусь, рассматривающий личность «как способ освоения человеческой сущности» [25], и т.д.

Необходимо отметить и тот факт, что в советский период существования нашего государства личностью мог считаться далеко не каждый человек, а лишь тот, кто соответствовал определенным требованиям, предъявляемым ему существующей идеологической системой.

Если принять во внимание всё сказанное выше, то становится понятным, что обозначение сферы внутренних конфликтов человека термином «внутриличностные» значительно сужает область применения и обсуждения различных психологических феноменов в рамках теории конфликта.

Именно поэтому я посчитал более приемлемым для себя назвать работу «Психология внутреннего конфликта».

В данной работе много цитируются оригиналы текстов представителей разных направлений. Такая форма изложения была выбрана специально, поскольку мы считаем, что знакомство со стилем изложения и мышления классиков психологии поможет проникнуться не только их идеями, но и менталитетом авторов, что будет способствовать лучшему усвоению материала.

При этом, цитируя их, мы таким образом отдаём дань уважения авторам указанных работ, которые своими трудами значительно продвинули понимание наших современников в постижении психологических феноменов.

Мы специально обращаем на это внимание, поскольку, к сожалению, довольно-таки значительная часть работ, выполненная современными авторами, пренебрегает тем, чтобы указать, кто является автором той или иной идеи.

Столь пространное цитирование вызвано ещё и тем, что до сих пор значительная часть слушателей, получающих психологическое образование, в силу разнообразных причин не имеет прямого доступа к первоисточникам, получая представление о концепциях из публикаций вторичного содержания. Речь в данном случае идёт о знакомстве слушателями с работами, в которых взгляды создателей отдельных направлений в психологии излагаются с позиций «плохой критики[1]. Под последней мы понимаем:

  • критику «круто замешанную» на идеологических мотивах нашего недвнего прошлого;
  • преднамеренное или неосознанное изложение только таких материалов, которые подтверждают точку зрения критика, хотя в работах классиков психологии существует множество оговорок относительно цитируемой в критике положения;
  • критику, происходящую из поверхностного, невнимательного прочтения хрестоматийных работ, в результате которого отдельные мысли автора вырываются из общего контекста его работ и начинают противопоставляться друг другу;

Как нам кажется, цитирование хрестоматийных работ позволяет несколько сгладить отмеченные выше недостатки.

И, наконец, назовём ещё одну причину, отталкиваясь от которой мы считаем цитирование делом в высшей степени оправданным. Дело в том, что точка зрения, согласно которой «зарубежные авторы пишут так, чтобы и дураку было понятно, а отечественные так — чтобы и умный чувствовал себя дураком», является не более чем стереотипом.

Некоторые тексты классиков зарубежной психологии написаны таким языком, что знакомство с ними у мало подготовленного человека может начисто отбить желание читать что-либо из области психологии вообще (например, работа З.Фрейда «Я и Оно»).

Поэтому тексты классиков психологии нужно учиться читать, постепенно привыкая к их стилю и языку.

Цитирование оригинальных текстов используемых здесь работ, как правило, сопровождается нашими комментариями. Их цель заключается в том, чтобы после чтения текста цитат слушатели, знакомящиеся с содержанием данной работы, могли обратиться к нашему варианту её интерпретации. Мы считаем, что таким путём мы можем ускорить формирование у слушателей умения толковать тексты оригиналов.

Думается, что мы не погрешим против истины, если скажем, что тем самым мы реализуем идею Л.С.Выготского о «зоне ближайшего развития». Согласно этой идее для лучшего усвоения знаний их нужно излагать таким образом, чтобы человек, получающий знания, в случае затруднений (сложный текст) мог при незначительной помощи (комментарии) самостоятельно освоить предлагаемый здесь материал.

Примечания

[1] Заметим, что нет ничего хуже критики, основанной на базе «плохой критики», без обращения к конкретным первоисточникам.

Калинин И.В.,

Источник: http://hpsy.ru/public/x6247.htm

Современные представления о сущности конфликта. Объектно-предметное поле психологии конфликта

Рассмотрев историю развития психологии конфликта, перейдем к изучению современных психологических концепций этого явления.

В отечественной, как и в зарубежной, психологии пока не сложилось общепризнанного понимания сущности конфликта. Часть авторов трактует его как столкновение, противодействие, как противоречие. Иногда конфликт понимается как вид общения, ситуационная несовместимость, ситуация ненайденного выхода, тип конкурентного взаимодействия.

В психологической литературе по проблеме конфликта выделяются несколько направлений. Первая попытка их систематизации изложена в работе Р.Л.Кричевского и Е.М.Дубовской «Психология малой группы» (1991).

Исходя из схемы анализа межличностного конфликта «организационный контекст — совместная реализуемая деятельность — целеполагание — когнитивные процессы» выделяются четыре направления: организационное, деятельностное, мотивационное, когнитивное. Мотивационное направление представлено работами только западных психологов.

Удачным является выделение таких направлений, как организационное и деятельностное. Что касается мотивационного и когнитивного, то в отечественной психологии конфликта они являются, несмотря на различия, подходами одного направления, которое можно назвать личностным.

Следовательно, в современной отечественной психологии конфликта выделяют три основных подхода к рассмотрению сущности данного явления: организационный, деятельностный и личностный.

Сущность организационного подхода состоит в рассмотрении конфликта как процесса или следствия определенных рассогласований в функционировании организации, нарушении связей, обеспечивающих стабильность данной системы. На этой позиции стоят такие известные психологи как С.И. Ерина, А.Г. Ковалев, Ю.И. Мягков, А.А. Ершов и др.

Представители деятельностного подхода (А.И. Донцов, Т.А. Полозова, М.А. Иванов, Е.В. Первышева, В.В. Волков и др.) делают ставку на исследование проявлений в конфликтах предметно-деловых связей, характерных для совместной деятельности.

Личностный подход, к сторонникам которого относятся Н.В. Крогиус, Н.И. Фрыгина, Л.А. Петровская, Н.В. Гришина и другие психологи, опирается на рассмотрение личности как центрального звена конфликтного взаимодействия.

Несмотря на различные подходы к изучению конфликта, можно выделить основные его сущностные признаки, наличие которых признается подавляющим большинством отечественных психологов. К числу таких признаков (черт) относятся следующие:

1. наличие значимого противоречия между субъектами конфликта (оппонентами);

2. их противодействие;

3. негативные эмоции по отношению друг к другу.

Таким образом, под социальным конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся негативными эмоциями, переживаемыми ими по отношению друг к другу. Если субъекты конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их, не противодействуют друг другу, то такие ситуации являются предконфликтными.

Как видно из определения социального конфликта, в конфликтологии огромная роль отводится психологическим составляющим этого явления. Это обосновывает необходимость выделения особой отрасликонфликтологии — психологии конфликта. Объектом ее изучения являются конфликты в целом, апредметом — психологические закономерности и механизмы их возникновения, развития и конструктивного завершения.

Психологию конфликта интересуют три типа рассматриваемого феномена: внутриличностные конфликты, социальные конфликты и зооконфликты.

Центральным объектом психологии конфликта являются социальные конфликты, а их ядром — межличностные конфликты.

Исследование межличностных конфликтов, которые являются менее сложными среди других социальных конфликтов, может вскрыть основные причины конфликтного взаимодействия. Социальные конфликты тесно связаны с внутриличностными.

Понимание мотивов социальных конфликтов будет затруднено без изучения процессов, которые происходят в психике, и определяют конфликтное поведение человека.

В отечественной психологии сложилась определенная неравномерность в изучении различных видов конфликта. Около 83% работ приходится на изучение межличностных конфликтов. Внутриличностным конфликтампосвящено около 8% публикаций.

Психологическая характеристика конфликтов между малыми, средними и большими группами, международных конфликтов представлена в 3-4% работ.

Кроме того, российские психологи исследуют конфликты в различных видах человеческой деятельности и сферах отношений:

трудовые конфликты, под которыми понимается вид социального конфликта, объектом которого являются трудовые отношения и условия их обеспечения (Н.В.Гришина, Т.М.Данькова, С.И.Ерина, А.А.Ершов, А.Г.Ковалев и др.);

— конфликты в научно-исследовательских коллективах (А.Г.Аллахвердян, В.И.Антонюк, В.В.Бойко, М.А.Иванов, Г.А.Моченов);

— конфликтность в деятельности правоохранительных органов (Б.Ф.Водолазский, В.В.Волков, М.Л.Гутерман, Л.Я.Драпкин, Е.В.Евменова);

— конфликты в воинских коллективах (А.Я.Анцупов, Е.Г.Баранов, В.П.Галицкий, М.П.Крапивин, Ю.А.Канатаев, И.А.Ламанов, Ю.И.Мягков, В.В.Синеок, Н.Ф.Феденко, А.И.Шипилов);

— конфликты в спорте (Г.Д.Бабушкин, А.С.Горбатенко, Н.В.Крогиус, В.Н.Петровский, Е.И.Рогов и др.);

— конфликтность в среде осужденных (А.Д.Глоточкин, А.В.Дулов, В.Ф.Пирожков, А.Н.Сухов);

— конфликты в педагогической деятельности (Б.С.Алишев, И.М.Вереникина, Э.И.Киршбаум, М.М.Рыбакова, Л.В.Симонова и др.);

— конфликтность семейно-брачных отношений (В.Владин, Д.Капустин, Г.А.Навайтис, А.И.Тащева, А.И.Ушатиков, С.Г.Шуман и др.).

Конфликты изучаются на разных этапах социализации личности:

— в дошкольном возрасте (Б.П.Жизневский, Я.Л.Коломинский, А.А.Рояк, Т.И.Юферова и др.);

— в школьном возрасте (В.М.Афонькова, Н.В.Жутикова, Л.С.Славина, М.М.Хвиль, Б.А.Шульгина, С.Г.Якобсон и др.);

— в подростковый период (Т.В.Драгунова, И.А. Ламанов, Е.В.Первышева, С.Н.Хоружий и др.);

— в молодежных, студенческих группах (В.М.Басова, В.В.Новиков, А.И.Шкиль и др.).

Для того чтобы повысить результативность работы конфликтологов, необходимо максимально четко определять основные цели и задачи на каждом этапе развития науки.

Основными целями конфликтологии в настоящее время являются: во-первых, исследование всех конфликтов, выступающих объектом науки, интенсивное развитие на этой основе конфликтологической теории; во-вторых, создание системы конфликтологического образования в стране, пропаганда конфликтологических знаний в обществе; в-третьих, организация в России системы практической работы конфликтологов по прогнозированию, предупреждению и урегулированию конфликтов.

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ КОНФЛИКТА В СОВРЕМЕННОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ. Исследования конфликтов в современной зарубежной психологии ведутся по следующим направлениям:

— теоретико-игровое (Мортон Дойч);

— теория организационных систем (Р. Блейк, Дж. Мутон, К. Томас);

— теория и практика переговорного процесса (Роджер Фишер, Уильям Юри).

Представители теоретико-игрового подхода основной задачей считают построение универсальной схемы взаимодействия в конфликтной ситуации и ее разрешения. Различные стили поведения в конфликтной ситуации группируются в два основных типа поведения: кооперативное и конкурентное.

В системном виде данный подход выражен в работах М. Дойча, американского социального психолога. Его концепция представляет собой целостную разработку социально-психологического подхода к проблеме конфликта.

По мнению автора, в основе конфликта лежит несовместимость целей участников межличностного взаимодействия.

Благодаря концентрации внимания на мотивах противоборствующих сторон, подобные работы часто относят к мотивационной концепции.

Сторонники теоретико-игрового подхода считают, что конфликты могут разрешаться как конструктивным путем, так и деструктивным. Продуктивным считается конфликт, участники которого убеждены, что добились поставленных целей.

Развивая идеи Дойча, современные западные исследователи создают в реальных группах экспериментальные ситуации. Среди типов ситуаций выделяют конкурентную, кооперативную и смешанную.

Конкурентная ситуация в процессе обучения может иметь мотивирующий эффект, но не вопреки отношениям сотрудничества, а наряду с ними.

Ситуация кооперативного обучения дает больший эффект, чем традиционное индивидуальное обучение.

Вторым подходом к изучению конфликта в современной психологии является теория организационных систем. Эта концепция появилась как альтернатива теории игр.

Разработанный Блейком, Мутон и Томасом подход к проблеме межличностного конфликта на основе организационных систем представляет собой оригинальную программу исследования стилей конфликтного поведения людей в реальных условиях.

Читайте также:  Ухаживание - психология

Из сочетания установок на отношение к сопернику и на достижение собственных целей авторы определили пять стратегий поведения, возможных в конфликтной ситуации: конкуренция, приспособление, избегание, компромисс, сотрудничество. Именем американского психолога К. Томаса назван тест, позволяющий определять стили конфликтного поведения людей.

На рубеже 60-70-х годов начинает формироваться самостоятельное направление по изучению переговорного процесса как части конфликтного взаимодействия.

В настоящее время теория и практика переговорного процесса рассматривается как одно из наиболее перспективных направлений прикладной психологии.

Исследования сосредоточены на решении двух проблем: 1) выявлении совокупности условий, способствующих принятию конфликтующими сторонами решения приступить к переговорам; 2) изучении самого процесса переговоров. Наиболее разработана технология переговорного процесса.

В качестве вывода следует отметить, что в настоящее время роль психологии конфликта среди других отраслей конфликтологии продолжает неуклонно возрастать. Таким образом, психология конфликта — одна из ведущих отраслей конфликтологии, изучающая психологические закономерности и механизмы возникновения, развития, конструктивного регулирования и завершения конфликтов.

Источник: http://3ys.ru/psikhologiya-konflikta/sovremennye-predstavleniya-o-sushchnosti-konflikta-ob-ektno-predmetnoe-pole-psikhologii-konflikta.html

Проблема конфликта в зарубежной психологии

Зарубежная психология имеет значительные традиции в изучении внутриличностных и социальных конфликтов. Большой теоретический и эмпирический материал, накопленный почти за столетний период, отражается в разнообразии подходов и теоретических платформ.

Можно условно выделить два этапа в истории изучения конфликта: начало XX в. — 50-е годы; конец 50-х годов — настоящее время. Основанием различения служит степень выделения проблемы конфликта из ряда других проблем,: рассматриваемых психологией.

В первой половине века конфликт не выделялся в отдельный объект исследования, а рассматривался как составная часть более широких концепций (например, в психоанализе или социометрии).

Психологов интересовали либо последствия конфликтов, либо некоторые из] причин, приводящие к нему, но не сам конфликт как центральное звено исследования.

На рубеже 50-х — 60-х годов появляются исследования, где научный интерес психологов обращен непосредственно к этому феномену. Выделяются основные подходы, разрабатывается понятийный аппарат психологической теории конфликта [27].

В этот период появляются публикации отечественных ученых, посвященные анализу зарубежных исследований конфликта. Количество публикаций менялось в зависимости от отношения к конфликтам в нашей стране. Работы носили критический характер.

Пик критики приходится на годы застоя, когда интенсивно пропагандировалось бесконфликтное развитие нашего общества (см. табл. 4.1).

В данном параграфе рассмотрим психологические теории преимущественно межличностного конфликта. Взгляды зарубежных психологов на природу внутриличностных и межгрупповых конфликтов рассмотрены далее в соответствующих главах.

Среди направлений зарубежных психологических исследований конфликта в первой половине XX в. выделяются: • психоаналитическое (3. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм); • социотропное (У. Мак-Дугалл, С. Сигеле и др.); • этологическое (К. Лоренц, Н.

Тинберген); • теория групповой динамики (К. Левин, Д. Креч, Л. Линдсей); фрустрационно-агрессивное (Д. Доллара, Л. Берковитц, Н. Миллер); • поведенческое (А. Басе, А. Бандура, Р. Сире); • социометрическое (Д. Морено, Э. Дженигс, С. Додд, Г.

Гурвич);

• интеракционистское (Д. Мид, Т. Шибутани, Д. Шпигель).

Психоаналитический подход связан прежде всего с именем австрийского психолога 3. Фрейда (1856—1939), создавшего одну из первых концепций человеческой конфликтности. Несмотря на то, что 3.

Фрейд занимался преимущественно внутрилично-стными конфликтами, его заслугой является указание на необходимость поиска причин межличностных конфликтов в сфере бессознательного. Последователь 3.

Фрейда Альфред Адлер (1870—1937) содержание конфликтов личности с микросредой видел в попытках индивида освободиться от чувства неполноценности и доминирования одних над другими.

Американские психологи К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливен расширили понимание природы конфликта, попытались внести в нее социальный контекст. Так, К.

Хорни (1885—1952) основной причиной конфликтов между индивидом и его окружением считала недостаток доброжелательности со стороны близких людей, в первую очередь родителей. По мнению Э.

Фромма, конфликты возникают из-за невозможности реализовать в обществе личностные стремления и потребности.

В 20 — 30-е годы конфликт начинает привлекать внимание социальных психологов. По мнению англо-американского психолога У. Мак-Дугалла (1871 — 1938), конфликты в обществе неизбежны, так как людям присущи социальные инстинкты типа страха, стадности, самоутверждения и т.д.

Они передаются по наследству, поэтому люди постоянно конфликтуют, вступают в противоборство. Опираясь на утверждение Ч. Дарвина о том, что инстинкт борьбы за выживание обеспечивает существование, развитие вида, У. Мак-Дугалл распространил его и на человеческое общество.

Созданная им теория социальных инстинктов имела сторонников, определивших социотропное направление в изучении конфликтов (С. Сигеле и др.).

Начало этологического подхода к конфликту было положено в 30-х годах работами австрийского естествоиспытателя, лауреата Нобелевской премии Конрада Лоренца (1903—1989).

Впервые в мировой науке им была высказана гипотеза о том, что главной Причиной социальных конфликтов является агрессивность индивида и толпы. По мнению К. Лоренца, механизмы возникновения агрессивности у животных и человека однотипны, а агрессия — постоянное состояние живого организма.

Этологические идеи К. Лоренца получили развитие в исследованиях нидерландского этолога Н. Тинбергена (1907—1988).

Исследуя проблемы групповой динамики, германо-американский J психолог Курт Левин (1890—1947) разработал концепцию дина! мической системы поведения, которая находится под напряже! нием, когда нарушается равновесие между индивидом и средой! Это напряжение проявляется в виде конфликтов. Источникок! конфликта может быть неблагоприятный стиль деятельности! лидера группы. К. Левин видел пути разрешения конфликтов в| реорганизации мотивационных полей личности и структурьи взаимодействия индивидов.

Группа психологов Йельского университета (США) во главе с Д. Доллардом, опираясь на труды 3. Фрейда и К. Левина, предложила новую гипотезу конфликта — фрустрационно-агрессивную.

В этой концепции интегрирована биосоциальная причина конфликтов — агрессивность индивида и социальная причина — фрустрация.

Агрессия всегда следует за фрустрацией, а случаи агрессивного поведения обычно предполагают существование фрустрации.

Известным представителем поведенческого направления является американский психолог Арнольд Басе. Причины конфликтов он ищет не только в биологии человека, его врожденных качествах, но и в социальном окружении, которое изменяет эти качества в результате взаимодействия личности с окружающей социальной средой.

В соответствии с теорией социометрии, разработанной социальным психологом Я. Морено (1892—1974), межличностные конфликты определяются состоянием эмоциональных отношений между людьми, их симпатиями и антипатиями по отношению друг к другу. Я.

Морено пришел к выводу, что все конфликты, от межличностных до международных, могут быть разрешены путем перестановки людей в соответствии с их эмоциональными предпочтениями, так чтобы «социометрическая революция» позволила гармонизировать общественные отношения.

Вслед за работами основателя символического интеракциониз-ма — американского психолога и социолога Д. Мида (1863— 1931) — широкий резонанс получили исследования представителя чикагской школы Т. Шибутани.

По его мнению, причины конфликтов кроются в процессе социального взаимодействия. При возникновении возмущений в отношениях «индивид — среда» субъект начинает ощущать внутреннюю дисгармонию и дискомфорт.

Стремясь устранить их, индивид совершает активные действия для того, чтобы приспособиться к среде. В ходе приспособления и возникают конфликты [99].

Анализ подходов к исследованию конфликта в рассматриваемый период показывает, что они формировались в русле традиционных направлений психологии, отражая теоретические конструкции, свойственные данному течению. Эти подходы стали основой, на которую опираются западные психологи при изучении конфликтов в последние 40—45 лет.

Например, в 60-е годы были опубликованы работы американского психотерапевта Эрика Берна (1902—1970), который на основе синтеза идей психоанализа и ин-теракционизма создал теорию трансактного анализа. По Э.

Берну структура личности («Я») включает в себя три компонента-состояния: «ребенок» (источник спонтанных эмоций, побуждений и переживаний), «родитель» (тяготение к стереотипам, предрассудкам, обобщениям, поучениям) и «взрослый» (рациональное и ситуативное отношение к жизни). В ходе взаимодействия людей осуществляются трансакции.

Если реализуется непересекающаяся трансакция, то она обеспечивает бесконфликтные отношения. Если возникает пересекающаяся трансакция, то это сигнализирует о нарушении процесса общения, что может привести к конфликтам.

В настоящее время исследования конфликтов в современной зарубежной психологии ведутся по следующим направлениям: • теоретико-игровое (М. Дойч); • теория организационных систем (Р. Блейк, Дж. Мутон);

• теория и практика переговорного процесса (Д. Прюитт, Д. Рубин, Р. Фишер, У. Юри).

Представители теоретико-игрового подхода основной задачей считают построение универсальной схемы взаимодействия в конфликтной ситуации и ее разрешение. В основе лежат игры типа «дилемма узника». Решение задачи облегчают четко контролируемые экспериментальные условия. Многообразие стилей поведения в конфликтной ситуации обобщается в два основных типа поведения: кооперативное и конкурентное.

В системном виде данный подход выражен в работах американского социального психолога М. Дойча. Его концепция представляет собой целостную разработку социально-психологического подхода к проблеме конфликта. По мнению М.

Дойча, в основе конфликта лежит несовместимость целей участников межличностного взаимодействия.

Благодаря концентрации внимания на мотивах противоборствующих сторон работы этого направления часто относят к мотивационной концепции [42].

Сторонники теоретико-игрового подхода считают, что конфликты могут разрешаться как конструктивным путем, так и деструктивным. Продуктивным считается конфликт, участники которого убеждены, что добились поставленных целей.

Развивая идеи М. Дойча, современные западные исследователи создают в реальных группах экспериментальные ситуации. Среди типов ситуаций выделяют конкурентную, кооперативную и смешанную.

Конкурентная ситуация в процессе обучения может иметь мотивирующий эффект, но не вопреки отношениям сотрудничества и взаимопомощи, а наряду с ними [100].

Ситуация кооперативного обучения дает больший эффект, чем традиционное индивидуальное обучение.

Вторым подходом к изучению конфликта в современной психологии является теория организационных систем. Эта концепция появилась как альтернатива теории игр и результат критики предложенных ею решений. Разработанный Р. Блейком, Дж. Мутон и К.

Томасом подход к проблеме межличностного конфликта на основе организационных систем представляет собой оригинальную программу исследования стилей конфликтного поведения людей в реальных условиях.

Из сочетания установок на отношение к сопернику и на достижение собственных, целей авторы определили пять стратегий поведения, возможных-в конфликтной ситуации: конкуренция, приспособление, избегание, компромисс, сотрудничество.

В целом исследователи стремятся к изучению реального поведения.

В то же время опросные методы, используемые для диагностики стиля разрешения конфликта, позволяют исследовать скорее намерения субъектов, чем реальное поведение.

Опрашиваемые испытывают трудности в разграничении некоторых категорий. Для устранения этих недостатков предлагается сочетать самооценки поведения в конфликтной ситуации с взаимооценками и оценками экспертов [100].

На рубеже 60—70-х годов начинает формироваться самостоятельное направление по изучению переговорного процесса как части конфликтного взаимодействия. В настоящее время теория и практика переговорного процесса рассматриваются как одно из перспективных направлений прикладной психологии.

Исследования сосредоточены на решении двух проблем: выявлении совокупности условий, способствующих принятию конфликтующими сторонами решения приступить к переговорам, и изучении процесса переговоров, когда конфликтующие стороны уже приняли решение идти на поиск взаимных соглашений.

Наиболее разработана технология переговорного процесса.

Источник: https://psyera.ru/4370/problema-konflikta-v-zarubezhnoy-psihologii

Ссылка на основную публикацию