Движущие силы развития личности — психология

Движущие силы развития и понимание личности в зарубежной психологии

Личность развивается в силу возникновения в ее жизни внутренних противоречий. Οʜᴎ обусловливаются ее отношениями к окружающей среде, ее успехами и неудачами, нарушениями равновесия между индивидом и обществом.

Но внешние противоречия, приобретающие даже конфликтный характер (к примеру, конфликты между ребенком и родителями), сами по себе еще не становятся двигателœем развития.

Только интериоризуясь, вызывая в самом индивиде противоположные тенденции, вступающие между собой в борьбу, они становятся источником его активности, направленной на разрешение внутреннего противоречия путем выработки новых способов поведения.

Противоречия разрешаются посредством деятельности, приводящей к образованию новых свойств и качеств личности. Одни противоречия, преодолеваясь, сменяются другими. В случае если они не находят своего разрешения, возникают задержки развития, кризисные явления, а в тех случаях, когда они относятся к мотивационной сфере личности, и болезненные ее нарушения, психоневрозы.

Фрейд выделил три основные структуры личности: Оно (Id), Я (Ego) и Сверх-Я (Superego). Оно представляет собой источник всœей побудительной энергии, которая необходима для жизненной активности человека. Эта энергия изначально присуща сексуальным и агрессивным влечениям, которые составляют существенную часть Оно.

Основной принцип функционирования Оно — принцип удовольствия. Оно ищет наслаждения и избегает боли, стремится к немедленной и тотальной разрядке.

Полная противоположность Оно — Сверх-Я, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ представляет систему ценностей, норм и правил поведения, принятых в обществе, а также идеалы и наказания, которых человек ожидает, в случае если правила будут нарушены. Эго — это подструктура личности, ответственная за принятие решений.

Эго, функционируя в соответствии с принципом реальности, стремится удовлетворить желания Оно, согласовав их с требованиями Сверх-Я. Оно, Я и Сверх-Я находятся в постоянной борьбе, сильные конфликты между этими структурами могут приводить к психическим и соматическим заболеваниям.

В отличие от Фрейда К.Г.Юнг рассматривал либидо как творческую жизненную энергию, которая может способствовать постоянному личностному росту. В личности Юнг выделял три структуры: эго, личное и коллективное бессознательное. В эго представлено всœе, что человек осознает.

Личное бессознательное содержит подавленные и вытесненные из области сознания переживания, а также скопления комплексе, представляющих собой связки мыслей и чувств.

Коллективное бессознательное состоит из архаичных, изначальных элементов — архетипов, в которых заключен опыт всœего человечества, предрасполагающий к реагированию определœенным образом на то, что происходит с человеком.

Феноменологическая теория личности. Феноменологическое направление подчеркивает идею о том, что поведение человека можно понимать только в терминах его субъективного восприятия и познания действительности. Этот подход исходит из того, что объективная действительность есть реальность, сознательно воспринимаемая и интерпретируемая человеком в данный момент времени.

Другой важный тезис, лежащий в базе данного подхода, состоит по сути в том, что человек способен сам определять свою судьбу, он свободен в принятии решений относительно своей жизни и в то же время несет полную ответственность за то, что он собой представляет.

Третье положение феноменологического подхода отражает позитивную природу человека и его стремление к самореализации, развитию, совершенствованию.

Наиболее последовательно феноменологический подход прослеживается во взглядах американского психолога К.Роджерса.

Он считал, что люди — это позитивные и разумные создания, искренне желающие жить в гармонии с собой и другими. Движущая сила развития личности, согласно Роджерсу, — тенденция к актуализации, ᴛ.ᴇ.

стремление сохранить и развить себя, максимально выявить лучшие свои качества, заложенные природой.

Диспозициональная теория личности. Данное направление часто называют теорией черт, так как его представители предполагали, что люди обладают некими предрасположенностями (диспозициями) к реагированию определœенным образом на различные ситуации, эти диспозиции были названы чертами.

Другими словами люди постоянны в своих действиях, мыслях и чувствах вне зависимости от обстоятельств, событий и жизненного опыта. Каждая личность уникальна, понять ее можно через описание ее конкретных черт.

Наиболее влиятельными представителями данного направления считают Гордона Олпорта (1897—1967), Ганса Айзенка (1916—1997) и Раймонда Кэттэлла (1905—1998).

Поведенческие теории личности. Это направление иногда называют теориями научения, так как его основным тезис — утверждение о том, что личность — это тот опыт, который человек приобрел в жизни, то, чему он научился.

Главным источником развития личности является среда в широком смысле слова, а в качестве базовых элементов личности выступают рефлексы и социальные навыки. В поведенческих теориях личности выделяют два базовых направления. Первое представлено работами известных американских психологов Дж.Уотсона и Б.

Скинœера, в которых изложены основные идеи классического бихевиоризма, согласно которым поведение человека детерминировано внешними обстоятельствами и должна быть описано с помощью формулы: S->R.

По мнению представителœей второго направления, поведение человека регулируется не столько внешними, сколько внутренними факторами, такими как цели, ожидания, самовосприятие. Представители этого направления — Альберт Бандура и Джулиан Роттер.

Когнитивные теории личности. Основоположником этого подхода был американский психолог Дж.Келли (1905— 1967). Он считал, что человек — это исследователь, пытающийся понять, что с ним происходит, и предсказать, что с ним произойдет в будущем. В связи с этим на поведение человека большое влияние оказывают когнитивные и интеллектуальные процессы.

Человек воспринимает и интерпретирует мир с помощью определœенных моделœей, которые Келли назвал конструктами. Личность — это организованная система важных конструктов, ᴛ.ᴇ. личность — это то, как человек воспринимает и истолковывает свой жизненный опыт.

Дружба, любовь, нормальные взаимоотношения возможны только тогда, когда люди имеют сходные конструкты.

Все перечисленные выше теории личности пытаются ответить, пожалуй, на самый сложный вопрос современной науки: что такое человек, каковы его сущность и движущие силы его развития и т.д. И каждая из них представляет свое видение, свои фрагмент общей картины того сложного и целостного, что принято называть личностью.

Источник: http://referatwork.ru/category/psikhologiya/view/388283_dvizhuschie_sily_razvitiya_i_ponimanie_lichnosti_v_zarubezhnoy_psihologii

12. Движущие силы и условия развития личности

12. Движущие силы и условия развития личности
Факторы развития личности: органические предпосылки – среда – сама личность.

Двухфакторная детерминация развития личности (наследственность – среда) определяет постановку проблемы о соотношении биологического и социального в человеке.

Два наиболее распространенных варианта двухфакторной теории:

  1. теория конвергенции двух факторов (Штерн) – компромиссный вариант между теорией «среды» и теорией «наследственности». Штерн считал, что личность выступает как продукт социальной сферы.
  2. теория конфронтации двух факторов (Фрейд) – вопрос о взаимодействии биологического и социального, их противоборства. Фрейд считал, что любая динамика и развитие жизни могут быть поняты, исходя из изучения двух принципов душевной деятельности – принцип стремления к удовольствию (избегание неудач) и принципа реальности.

Подходы к изучению движущих сил развития личности:

При решении вопроса о движущих силах развития личности происходит переход от рассмотрения личности как объекта общественного развития к изучению мотивации развития и различных проявлений активности личности. Своего рода проверкой представлений о движущих силах развития личности является разработанная на их основе концепция периодизации развития личности. При создании периодизации развития личности не только подвергаются изучению феномены, возникающие в определенные периоды развития, и механизмы, обусловливающие плавные переходы и скачки в процессе развития, но и проводится анализ специфических условий, порождающих новообразования личности на каждом возрастном этапе. Таким образом, вслед за вопросом о движущих силах развития личности «вытягиваются» и другие звенья длинной цепи проблем формирования личности в ходе жизненного пути.

  1. Принцип стремления к равновесию и принцип стремления к напряжению

Принцип стремления к равновесию как методологическая предпосылка изучения движущих сил развития личности роднит между собой различные и даже противостоящие друг другу направления, к которым относятся ортодоксальный и современный психоанализ, необихевиоризм и когнитивная психология.

Для всех этих направлений — будь то представление о стремлении к компенсации дефекта как движущей силе развития личности в индивидуальной психологии А.

Адлера, идея о редукции напряжения потребностей в необихевиористских концепциях личности, положение о системе внутриличностного напряжения как источнике мотивации в теории К. Левина или представление о когнитивном диссонансе Л.

Фестингера — характерен скрытый или явный гомеостатический адаптивный подход к изучению движущих сил развития личности.

Принцип стремления к напряжению — персонологический подход к личности. К числу этих теорий относятся концепция самоактуализирующейся личности А. Маслоу, постулирующая положение о тенденции к самоактуализации как внутреннем источнике развития личности; теория личности Г. Оллпорта, в которой в качестве основной движущей силы выступает тенденция к самореализации личности.

Общими чертами в понимании движущих сил развития личности являются следующие:

  • постулирование существования некоего единого «первоисточника» развития личности, неизменного и запрятанного в глубинах индивида (либидо в теории З. Фрейда, самоактуализация в концепции А. Маслоу
  • преобладание формального, чисто динамического описания движущих сил развития личности над содержательным их анализом и отсутствие адекватного подхода к изучению их общественно-исторической обусловленности
  • постулирование положения о подчиненности активности субъекта некоторой конечной заранее предустановленной цели, а тем самым и понимание человека как преимущественно адаптивного существа
  1. Принцип саморазвития личности

На принципиально иных позициях строится подход к изучению движущих сил развития личности в советской психологии.

  • Во-первых, выделение положения о роли борьбы противоположностей, противоречия и гармония этих противоположностей как движущей силы развития личности (Л. И. Анцыферова, Б. В. Зейгарник);
  • Во-вторых, положение о существовании источника саморазвития деятельности в самом процессе движения деятельности (А. Н. Леонтьев, С. Л.Рубинштейн)

Второе положение конкретизировали:

Узнадзе. Критикуя гедонистические представления о мотивации К. Бюлера, Д. Н. Узнадзе вводит представления о функциональной тенденции как источнике развития поведения. Именно функциональная тенденция, по мысли Д. Н. Узнадзе, является источником таких форм поведения личности, как игровая, творческая и спортивная деятельность.

Божович: потребность во впечатлениях как движущая сила развития личности.

Лисина: потребность в общении как движущая сила для человека.

Асеев: условием инициации развития является наличие некоторой неиспользованной резервной зоны функциональных возможностей, которые потенциально содержат в себе источник развития личности.

Петровский: человеку присуща неадаптивная тенденция ставить «сверхзадачи», и противоречие между этой активностью и установкой есть механизм развития деятельности личности.

Социально-исторический образ жизни – источник развития личности в системе общественных отношений.

Образ жизни как «социальная ситуация развития» (ЛСВ).

Л.С.Выготский: среда не есть «обстановка развития», а представляет собой именно условие осуществления деятельности человека и источник развития личности. Материалом для развития личности служат те конкретные общественные отношения, которые застаёт индивид, появляясь на свет.

Развитие личности происходит на пересечении двух осей в одной системе координат: оси исторического времени жизни личности (в какое время родился, протяжённость детства, режим смены игры учёбой и работой, % времени досуга) и оси социального пространства её жизни («институты социализации»: семья, школа; большие и малые социальные группы).

Читайте также:  Статус лидера - психология

Только в том случае человек становится личностью, если он с помощью социальных групп включится в поток деятельностей и через их систему усвоит экстериоризированные в человеческом мире «значения».

В схеме системной детерминации развития личности выделяют три следующих момента:

    • индивидные свойства человека как предпосылки развития личности,
    • социально-исторический образ жизни как источник развития личности
    • совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в системе общественных отношений.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Источник: http://psihdocs.ru/12-dvijushie-sili-i-usloviya-razvitiya-lichnosti.html

Развитие личности: движущие силы, периодизация

В современной психологии существует очень много подходов к изучению Личности, каждый подход имеет свою теорию, свои представления о свойствах, структуре, о развитии и о периодизации. Хронологически этапы практически одинаковы, но объяснения разные.

Личность – понятие, введенное как объяснительная категория. Впервые поставил проблему Личности Фрейд. Он впервые вскрыл механизмы развития человека и его становление Личности. Источник развития Личности – потребности, без которых человек не может выжить. Секс – потребность продолжения рода. Если секс потребности не удовлетворяются, появляется либидо.

Адлер и Юнг – аналитический подход. Адлер – власть – потребность. Юнг – коллективное бессознательное, архитипы.

Карен Хорни – базальная тревога. Человек должен жить среди близких людей, без них нарушаются привязанности, без них не может быть сформированной Личности.

Маслоу –потребности.

Эриксон – стадии до смерти.

Гуманистическая психология (Роджерс, Фромм) – поменяли направление Личности. Человек – самая большая ценность.

Франкл – у Личности должны быть смыслы, акценты.

Факторы, влияющие на развитие Личности:

1. Биологические:

  • наследственные – особенности человека присущие виду;
  • врожденные – условия внутриутробной жизни.

2. Социальные – связаны с человеком как общественным существом:

  • косвенные – окружающая среда;
  • прямые – люди, с которыми человек общается, социальная группа.

3. Собственная активность – реакция на раздражитель, простые движения, подражание взрослым, самостоятельная Деятельность, способ к самоконтролю, интериоризация – переход действия во внутренний план.

Движущие силы – разрешение противоречий, стремление к гармонии:

  1. Между новыми и имеющимися потребностями.
  2. Между возросшими возможностями и отношением к ним взрослых.
  3. Между наличными умениями и требованиями взрослых.
  4. Между растущими потребностями и реальными возможностями.

Развитие Личности – процесс закономерного изменения Личности как системного качества индивида в результате его социализации.

Обладая анатомо-физиологическими предпосылками к развитию Личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевает достижениями человечества.

Овладение действительностью у ребенка осуществляется в Деятельности (управляемой системой мотивов, присущих данной Личности) при посредстве взрослых.

В отечественной психологии существует проблема соотношения психического развития и развития Личности.

Божович не разделяет эти два пути.

Теория Ананьева основана на принципе разведения на онтогенез:

  • развитие человека как индивида – генетическая персоналистика, формой которой является жизненный путь человека;
  • развитие как субъекта – производственная Деятельность. Этапы: игра, обучение, высшие достижения, финиш. Феномен инфантильности – пример гетерохронности.

Петровский. Личность – системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной Деятельности и общении, и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде. Общее психическое развитие – развитие как Личности.

Источник развития и утверждения Личности – возникающее в системе межиндивидуальных отношений (в группах того или иного уровня развития) противоречие между потребностью Личности в персонализации и объективной заинтересованностью данной общности, референтной для индивида, принимать лишь те проявления ее индивидуальности, которые соответствуют задачам, нормам и условиям функционирования и развития этого общества.

В контексте этого необходимо включить этапы вхождения в группу:

  1. Адаптация.
  2. Индивидуализация.
  3. Интеграция.

Весь период от рождения до института – эра восхождения к социальной зрелости: эпоха детства, эпоха отрочества, эпоха юности.

Периоды эпох (макрофазы):

  1. ранний детский, дошкольный, младший школьный;
  2. средний школьный;
  3. старший школьный.

Микрофазы: адаптация, индивидуализация, интеграция.

Вывод: Личность формируется и развивается в условиях конкретно-исторического существования человека, в Деятельности (трудовой, учебной и т.д.).

Ведущую роль в формировании Личности играет обучение и воспитание.

Схему вхождения в референтную группу можно перенести на всю жизнь. Суть подхода к периодизации – повторяющиеся этапы.

Источник: http://www.psyworld.ru/for-students/cards/general-psychology/230-2008-09-02-18-31-59.html

Движущие силы психического развития

Любой человек на протяжении своей жизни развивается. Развитие – естественный процесс, неотделимый от жизни.

Проблема движущих сил психического развития человека изучается различными школами психологии с разных сторон. Понятно, что развитие происходит по некой генетической программе и при непосредственном воздействии среды (и природной, и социальной).

Движущие силы психического развития личности человека весьма многообразны. Можно сказать, что это – сложная система, уникальная для каждого (хотя, конечно, можно выделить некие общие для всех людей или групп людей биологические, социальные и информационные факторы).

Для нормального психического развития ребенка движущими силами от нормального уровня, который сформировался к моменту рождения, являются естественные противоречия между возникающими потребностями и возможностью их удовлетворения. Под потребностями в данном случае следует понимать как биологические, так и социальные, культурно-информационные и духовно-нравственные.

О противоречиях, их разрешении и развитии личности

Противоречия преодолеваются непосредственно в реальной деятельности под влиянием обучения и воспитания. Жизненные противоречия возникают у человека в любом возрасте и для каждого возраста характерна своя специфика.

Разрешение противоречий происходит как естественным образом, так и с приложением психических усилий, с непременными переходами к более высоким уровням психической деятельности. Так постепенно личность переходит к более высоким уровням психического развития. Удовлетворение потребности делает противоречие неактуальным. Неудовлетворенные потребности рождают новые потребности.

Таким образом, противоречия сменяются, и развитие человека продолжается. Разумеется, эта абстрактная схема представляет процесс развития в наиболее общем виде.

Конечно же, описание такого сложного процесса как психическое развитие,невозможно и некорректно сводить только к неким количественным изменениям черт, свойств и качеств личности.

Об особенностях процесса

В определенные возрастные периоды развитие психики связано и происходит с формированием качественно новых особенностей, можно сказать, «новообразований».

Таким образом, чем старше человек, тем в большей степени его личность отлична от личностей других, то есть процент уникальности возрастает, хотя по внешним признакам это не слишком заметно.

Увы, с годами исчезает острота и свежесть восприятия, характерная для более ранних возрастов, фантазии тоже претерпевают изменения, но ведь это естественный, нормальный ход жизни.

Источник: https://womanadvice.ru/dvizhushchie-sily-psihicheskogo-razvitiya

Условия и движущие силы психического развития

Движущими силами в психическом развитии выступают те факторы, которые и обусловливают развитие ребенка. Они заключают в себе побуждающие источники развития и направляют сам его процесс.

Под движущими силамиразвития личности понимают потребности самого ребенка, его мотивацию, внешние стимулы деятельности и общения, цели и задачи, которые ставят взрослые в обучении и воспитании детей. Если цели воспитания и обучения соответствуют мотивации ребенка, то для развития будут созданы благоприятные условия с точки зрения движущих сил.

Потребности человека подразделяются по степени выраженности и необходимости, начиная от простых, низших, и заканчивая высшими:

1. Биогенные: потребность в безопасности и самосохранении, эмоциональном контакте, ориентировочная потребность, потребность в двигательной активности, игре.

2. Психофизические: потребности в эмоциональном насыщении, свободе, восстановлении энергии.

3. Социальные: потребность в самоуважении, общении, познании, самовыражении.

4. Высшие: потребность быть личностью, нравственные и эстетические потребности, потребность в поиске смысла жизни, подготовленности и преодоления трудностей, потребность в созидании и творческом труде.

Каждому возрасту соответствуют свои потребности, удовлетворение которых важно для нормального личностного развития. Задержка удовлетворения тех или иных потребностей или неполное их удовлетворение могут негативно сказаться на развитии личности.

Одним из важных моментов движущей силы является мотивация.

Она выполняет несколько функций:

— побуждает поведение;

— направляет и организует его;

— придает ему личностный смысл и значимость (смыслообразующая мотивация).

Для того чтобы мотивация была устойчивой и положительной, необходимо наличие всех трех функций. Последняя функция – самая важная, она имеет центральное значение для характера мотивационной сферы.

От того, какой смысл имеет для ребенка деятельность, зависят проявления побуждающей и направляющей функций. Следовательно, от того, насколько будет сформирована смыслообразующая функция, зависит успешность деятельности.

Поэтому именно на эту функцию в первую очередь надо обращать внимание при воспитании.

Данные мотивационные функции реализуются многими побуждениями, среди них такие, как идеалы и ценностные ориентации, потребности, мотивы, цели, интересы и др. На разных возрастных этапах их значимость проявляется по-разному. Этот факт тоже необходимо учитывать при воспитании.

Условия психологического развития ребенка

Процесс развития ребенка происходит в определенных условиях, в окружении предметов материальной и духовной культуры, людей и отношений между ними. Иными словами, развитие ребенка зависит от социальной ситуации.

Под социальной ситуацией развития понимается соотношение внешних и внутренних условий развития психики личности (Л. С. Выготский). Она определяет отношение ребенка к окружающему и требования взрослых к ребенку.

Социальная ситуация является исходным моментом для всех изменений, происходящих в развитии ребенка на протяжении периода взросления. Она определяет формы и пути развития ребенка, виды деятельности, приобретаемые им новые психические свойства и качества.

Действительно, одни и те же дети, движущие силы развития которых одинаковы, в разных условиях могут развиваться по-разному. Чем более благоприятны условия для развития ребенка, тем большего он может достичь за короткий промежуток времени.

Поэтому на социальные условия развития следует обращать особое внимание.

Вопрос о том, что определяет развитие психики, другими словами, вопрос о движущих силах психического развития, является одним из самых важных и сложных в психологии.

В течение многих столетий ученые вновь и вновь поднимают его, но так и не могут прийти к однозначному решению.

Традиционно выделяют две основные категории факторов, определяющих психическое развитие: биологические и социальные.

Сторонники представлений о главенствующей роли «среды», «общества» считают, что человек являет собой продукт внешнего влияния. Представителей этого направления называют «социологизаторами», а само направление— социогенетическим. У истоков социогенетического направления стоял английский философ Дж. Локк.

Он считал, что душа ребенка подобна «чистой доске» (tabula rasa),на которой можно написать все что захочется. Ученый придерживался того мнения, что любая черта личности обусловлена исключительно личным опытом, а врожденные факторы не имеют большого значения.

Решающая роль в психическом развитии человека отводилась обучению и воспитанию.

Читайте также:  Определите своего критика - психология

Противоположной точки зрения придерживались французские философы Р.Декарт и Жан-Жак Руссо. Это представители так называемого «природного», «биологиэаторского» направления, основная идея которого состоит в том, что наибольшее значение для развития личности имеет наследственность, генетические факторы, влияние же среды минимально

Отечественной психологии в рамках культурно-исторического направления, у истоков которого стоял выдающийся психолог Л.С.Выготский, удалось преодолеть дуализм в решении вопроса о движущих силах психического развития.

 Одна из главных идей Л.С.Выготского состоит в том, что в развитии поведения ребенка надо различать две линии: естественное «созревание» и овладение культурными способами поведения и мышления (социализацию).

Культурное развитие заключается в овладении такими средствами поведения, которые человечество создало в процессе своего исторического развития: языком, письмом счетными системами и др.

Усвоение культурно-исторических достижений человечества ребенком происходит в процессе перехода внешней предметной деятельности ребенка во внутреннюю психическую реальность, внешний прием как бы «вращивается» и становится внутренним, — этот процесс называется «интериоризация».

Как отмечал Д.Б.Эльконин, введение понятия «деятельность» позволяет совершенно по-иному взглянуть на процесс психического развития и указывает путь выхода из тупика проблемы двух факторов.

Процесс развития определяется прежде всего активностью самого субъекта — это его самодвижение благодаря деятельности с предметами, факторы же наследственности и среды лишь представляют условия, которые определяют не суть процесса развития, а его вариации в пределах нормы.

Источник: http://agespsyh.ru/shpargalki-po-vozrastnoj-psikhologii/37-shpargalka-po-discipline-vozrastnaja-psihologija/806-uslovija-i-dvizhushhie-sily-psihicheskogo.html

Факторы и движущие силы развития личности

Движущими силами развития являются противоречия. Как уже было сказано, развитие не происходит автоматически, оно должно быть инициировано.

Если человек находится в равновесии со средой и все его потребности удовлетворяются, развитие не произойдет – человек законсервирует свои способности на том возрастном уровне, где ему комфортно.

Так происходит с детьми, которые окружены гиперопекой родителей – они остаются на том уровне социальной и эмоциональной зрелости, на котором достигли беспроблемного существования. При этом они могут оставаться интеллектуально сохранными, однако паразитический образ жизни сказывается в конечном итоге и на качестве жизни, т.к.

у таких людей не складываются взаимоотношения с другими, а вынужденная изоляция рано или поздно приводит к деградации личности. Современный человек не может жить и творить в одиночестве как, допустим, средневековый ученый. Сегодняшние достижения строятся плечом к плечу с соратниками и на плечах предшественников.

Противоречия возникают на определенном этапе становления личности в связи с тем, что у человека возникают потребности, которые он не может удовлетворить, находясь в данной точке развития. Потребность удовлетворяется и противоречие снимается, а человек переходит на более высокую ступень в развитии, приобретая и актуализируя новые способности.

Важно, что новый уровень развития порождает новые противоречия и делает развитие постоянным спутником жизни человека.

Но как начать эту цепочку? Здесь основная роль принадлежит именно воспитателю, который ставит определенные цели перед воспитанником, задает уровень существования, создает шкалу ценностей, которая будет в дальнейшем служить мерилом всех достижений воспитанника.

На развитие и формирование личности оказывают влияние внешние и внутренние, биологические и социальные факторы.

Внутренним фактором является активность личности, качество, порождаемое потребностями, интересами, мотивами, реализуемое в процессах самовоспитания, общения и деятельности.

К внешним факторам относится влияние среды, находящее свое отражение в социализации и воспитании. Среда и воспитание относятся к социальным факторам, а наследственность к биологическим.

Наследственностью принято считать свойство организмов передавать определенные качества и особенности от предыдущих поколений к последующим. Свойства организма зашифрованы в генокоде, хранящем и передающем информацию. Установлено, что именно наследственностью обусловлено то общее, что делает человека человеком, и то отличное, что делает людей непохожими друг на друга.

По наследству передаются: анатомо-физиологическая структура, отражающая видовые признаки (задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности); физические особенности (телосложение, черты лица, цвет кожи, волос и т.д.

); физиологические особенности (обмен веществ, артериальное давление, группа и резус-фактор крови, стадии созревания организма); особенности строения и функционирования нервной системы (норма реакции, скорость и сила нервных процессов; предрасположенность к некоторым заболеваниям (дальтонизм, гемофилия и т.д.).

Однако не все болезни, сопутствующие ребенку с самого рождения, являются унаследованными.

Многие возникают под влиянием неблагоприятных воздействий среды в период внутриутробного развития, например, являясь следствием злоупотреблений наркотическими веществами, нервных потрясений и других аспектов асоциальной жизни родителей. Такие приобретенные изменения не наследуются, если не изменен генотип.

Вопрос о соотношении и главенстве факторов развития человека является дискуссионным. На протяжении развития цивилизации высказывались различные точки зрения на эту проблему. Абсолют биологического подчеркивался сторонниками «теории врожденных идей» — Р. Декартом, Д. Дьюи. Сторонники этого направления признают наличие врожденных способностей.

С другой стороны подходят к этому вопросу сторонники «чистой доски» — Дж. Локк, Дж. Уотсон. Они утверждали, что все люди равны от природы, и поэтому воспитатели могут написать на любой доске все, что угодно. Только от влияния среды зависит, кем станет тот или иной человек. Существуют и другие, не такие резкие точки зрения, так, например, Д.

Дидро считал, что развитие определяется равным сочетанием наследственности и воспитания, а К.Д. Ушинский утверждал, что в становлении личности участвуют наследственность, среда и воспитание, но ведущая роль принадлежит собственной деятельности ребенка, обеспечивающей совершенствование личностных качеств человека.

Только изменяя обстоятельства, человек меняет самого себя, только так он может достичь своих целей, иначе его изменения станут лишь функцией среды.

Последний вариант, в принципе, тоже не самый плохой – если человек соответствует требованиям среды, то он социализирован, но это уровень общественных, а не личностных достижений – так называемое большинство, средний уровень развития человека.

Если мы посмотрим на людей, вписавших свое имя в историю, то в каждом таком неординарном случае увидим похожие черты – это, прежде всего, черты творческого, нетривиального взгляда, дающего возможность увидеть необычное даже в обыденном, а такой взгляд может возникнуть, только если человек стремится регулировать среду, а не слепо ей подчиняется.

Однако всякое «слишком» всегда граничит с социальнонеодобряемыми аспектами ситуации. Следует отличать творчество от нездорового нонконформизма и подросткового нигилизма. Особенно важно это в процессе воспитания ребенка, так как не научившийся подчиняться, никогда не научится управлять.

Часто возникает соблазн культивирования личностных особенностей ребенка, создания примата индивидуализации над социализацией. Попытка в личностных странностях, необструганных социализацией увидеть искру творчества. Кажется естественным, что необычный человек будет иметь необычный, т.е. творческий взгляд, но, к сожалению, все не так просто. Культивирование индивидуальных особенностей без должного фундамента социальной адаптации приводит к формированию уродливых личностных структур. Важен не просто иной взгляд, а собственный взгляд, поднимающийся над обыденным, но понимающий его и вырастающий из него.

Литература

· Смирнов С.Д. — Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. — Учеб. пособие. — М.: 2001 г.

· Немов Р.С. — Психология. — Учебник. — М.: 2007 г.

· http://www.bestreferat.ru/referat-147968.html

· http://sam-sebe-psycholog.ru/articles/teoriya-lichnosti-karla-yunga

· http://kak-bog.ru/struktura-lichnosti-po-freydu

· http://www.refsru.com/referat-26832-4.html

· http://womanadvice.ru/motivaciya-deyatelnosti

· http://studopedia.ru/11_141649_dvizhushchie-sili-i-faktori-stanovleniya-lichnosti.html

Источник: https://megalektsii.ru/s19089t8.html

Движущие силы развития личности: Маслоу, Мэй и гуманизм

Гуманистическая психология зародилась в 50-60-х годах XX века – именно в это время впервые стали обращать внимание на такие движущие силы развития личности, как потребность в самоидентификации, реализации творческого потенциала, жизненном смысле. Новый подход повлиял на многие сферы жизнедеятельности человека. Родители, вместо того, чтобы сковывать младенцев пеленками, впервые решают следовать модной тогда системе Спока и окружать их заботой и любовью.

Более внимательными стали и врачи – заболевание больше не рассматривалось в отрыве от человека, принимая во внимание психологические причины болезней.

Один из основоположников гуманизма, Абрахам Маслоу, говорил: «Если вы намерено собираетесь стать менее значительной личностью, чем позволяют ваши способности, я предупреждаю, что вы будете глубоко несчастной личностью».

Мы рассмотрим идеи самых ярких представителей гуманистической психологии, история их возникновения, а также то, как менялись взгляды на человеческую личность с развитием гуманизма.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярность ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION — лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию… Читать подробнее..

Виктор Франкл: воля к смыслу

Один из самых ярких представителей гуманистического направления в психологии был Виктор Эмиль Франкл. Вопреки судьбе, он прожил длинную жизнь – с 1905 по 1995 годы. 1941-й был роковым годом для австрийских евреев – Австрия стала частью нацистской Германии.

Виктор Франкл тогда уже был признанным профессионалом в области психиатрии и неврологии. Он выступал с научными докладами, изучал закономерности развития личности. В этом же году Франкл получает предложение эмигрировать в Америку. У его родителей не было возможности с ним уехать.

Но, оставаясь дома, Франкл рисковал собственной жизнью. Срок действия визы заканчивался, а ученый так и не мог принять решения. Ведь на всех его родственников, пока он оставался на своей должности, распространялась защита от депортации в концлагерь. При переезде она снималась.

Но однажды после работы Франкл зашел в храм, чтобы найти там спокойствие и привести в порядок мысли. На полу он увидел клочок бумаги с надписью: «Почитай отца твоего и мать твою, и будешь долголетен на земле». В этот момент им было принято решение.

По прошествии девяти месяцев больница, в которой он работал, была закрыта. Сам Франкл, как и члены его семьи, стали узниками концентрационного лагеря.

Вместе с другими заключенными Франкл создал систему психологической поддержки заключенных, стараясь предотвратить самоубийства. Особую помощь он старался оказать самым немощным – старикам, страдающим от эпилепсии или других нервных расстройств, асоциальным личностям.

Франкл и его помощники понимали – движущие силы развития личности и ее выживания заключаются в воле к жизни. Без нее человек очень быстро терял всякие шансы на то, чтобы остаться живым. Франкл был освобожден из концлагеря в 1945 году американскими войсками. Свой опыт Франкл передал в книге «Психолог в концлагере».

Она создавалась им в уме с 41-го по 45-й годы, а была надиктована на микрофон за 9 дней.

Логотерапия Франкла

Логотерапия, созданная Франклом, основывается на главном положении – движущие силы развития личности заключаются в стремлении обрести жизненный смысл.

Читайте также:  Нормативность - психология

Слово «логос» в переводе с греческого языка значит «смысл». Главная задача логотерапии – помочь человеку найти «нечто такое», что может сделать его жизнь наполненной этим содержанием.

Это особый смысл, который может осуществить только этот человек, и никто другой.

Человек существует в трех плоскостях – это тело (соматика), душа и дух. Первые два измерения тесно связаны между собой. Как подчеркивал Франкл, вместе они образуют то, что ученые называют «психосоматикой».

Третье измерение – духовное. Именно на нем фокусируется созданная Франклом психотерапия. Здесь находятся понятия любви, совести, эстетики.

Духовность – это одна из главных отличительных черт, которая отделяет человека от царства животных.

Следующей исключительно человеческой чертой Франкл считал свободу выбора. Франкл подчеркивал, что свобода выбора проявляется человеком каждую секунду – ведь он является существом, которое принимает решения.

Свобода проявляется независимо от окружения, внешних обстоятельств, собственной наследственности и инстинктов. Находясь в концлагере, ученый вскоре обнаружил: многие люди, попадая в эти условия, утрачивают способность мыслить независимо.

К примеру, когда фашисты приказывали «Лежать!» и направляли на узников оружия, большинство сразу же повиновалось этому приказу. Но были и те, кто как бы «зависал» на несколько мгновений, лишь после этого выполняя приказ.

Виктор Франкл задавал вопрос этим людям: что они делают в течение этих нескольких секунд? Он узнал, что эти свободные люди спрашивают самих себя, хотят ли они упасть или продолжать стоять. И их выбор был упасть, так как они ценили свободу и собственную жизнь.

Следующим фактором, который свойственен человеку, является чувство ответственности. Человек не только имеет свободу выбора – он должен знать, для чего она ему необходима.

Ответственность перед собой, Богом или совестью – это обязанности, которые человек должен выполнить. Как и другие движущие силы развития личности, ответственность принадлежит к духовному измерению.

Логотерапия помогает человеку понять, что только он ответственен за свой жизненный выбор.

Теория А. Маслоу

Абрахам Маслоу является одним из основоположников гуманизма. Как и другие представители гуманистического направления в психологии, он старался придерживаться следующего принципа: изначально человек добр и хорош. Ученый считал, что психология не должна исследовать только больных людей – сама наука будет гораздо здоровее, если ее предметом будут также здоровые люди.

Исследуя эту категорию, Маслоу пришел к выводу: главным признаком психологически здорового человека является самоактуализация, или стремление максимально реализовать свои личные возможности, внутренний потенциал. Тот, кто сумел добиться реализации своих способностей, называется самоактуализированным человеком.

Самоактуализация расположена на самой вершине знаменитой пирамиды Маслоу.

Далее располагаются потребности более низкого порядка. Когда человек сыт и ему ничто не угрожает, становятся актуальными нужды следующего блока – потребность в любви, уважении, привязанности.

Когда человек голодал или испытывал у него не было крыши над головой, он мог реагировать на слово «любовь» с неодобрительной ухмылкой.

Но теперь он испытывает муки одиночества – ищет друзей, исследует информацию о своих прадедах, болезненно переживает социальную изоляцию.

Можно не знать своего истинного призвания, но если человек испытывает желание, то рано или поздно приходит к процессу самоактуализации.

Движущие силы и факторы развития личности, которые обозначил в своей теории Маслоу, следующие: это ощущение безопасности внутри себя, понимание собственного совершенства, своих потенциальных возможностей, честность перед самим собой, готовность меняться.

Маслоу подчеркивал, что «… люди должны быть теми, кем они могут быть». Поэты должны писать стихи, врачи – лечить людей, ученые – заниматься исследованиями.

Признаки здорового человека по Маслоу

Маслоу выделил движущие силы развития личности, которые свойственны здоровым людям. Это следующие признаки:

  1. Адекватность восприятия. Здоровый человек отличается более эффективным взаимодействием реальности. Он может отличить факты от своих страхов, желаний или общественного шаблонного мнения. Быстро разоблачает ложь; 2. Спонтанность. Самоактуализирующийся человек отличается спонтанностью — но она проявляется скорее в его образе мыслей и воображении, нежели в поведении. Он соблюдает общественные нормы – но больше из уважения, чем их страха; 3. Принятие. Психологически здоровый человек умеет принимать себя и других такими, какие они являются. Он способен также удовлетворять свои насущные потребности – в пище, сне и сексе. Из последнего логически вытекает, что он практически не подвержен отвращению; 4. Служение, концентрация на проблеме. Здоровый человек не занимается лишним самокопанием – у него для этого слишком много дел. Свои проблемы он уже решил, и целиком посвящает себя делу; 5. Отстраненность. Самоактуализирующийся человек не только не боится одиночества – он получает от него наслаждение. В сложной ситуации он способен от нее отстраниться, что часто расценивается окружающими как эмоциональная холодность или снобизм. Но на самом деле так здоровый человек защищает собственную психику; 6. Автономия. Движущие силы развития личности заложены внутри самого здорового человека – поэтому он не нуждается в социуме, чтобы продолжать нормальную жизнедеятельность. Эта независимость дает самоактуализирущейся личности большую устойчивость при столкновении с трудностями; 7. Свежесть восприятия. Здоровый человек способен находить новизну даже в обыденных вещах. Секс и вкусная еда доставляют ему не меньше удовольствия, чем музыка или природа; 8. Высшие переживания. Маслоу называл их также «пиковыми» — это вдохновение, трепет, благодать. Для того, чтобы испытывать их, здоровые люди не нуждаются в алкоголе или наркотиках;

    9. Ощущение общности с человечеством. Здоровый человек способен испытывать сострадание и сопереживать. Его отношение к человечеству сравнимо с братским.

Помимо этого, здоровых людей отличают чувство юмора, наличие устойчивых моральных принципов, креативность, демократичность, а также избирательность во взаимоотношениях с людьми.

Критика гуманистического подхода

Некоторые авторы считают, что движущие силы и факторы развития личности не могут быть исчерпаны полным принятием, которое предлагает гуманизм. Этот подход сравнивается с женским подходом. Для женщины ее ребенок всегда самый лучший. Каким бы он не был, мать всегда его примет и пожалеет.

Сын всегда любим ею. Не так с отцом: «Чтобы ты имел право называться моим сыном, ты должен сделать это и это». Но без отцовского подхода человек не учиться ставить перед собой цели, бороться с возникающими трудностями.

Без материнского принятия он вырастает жестоким, становится неспособным сострадать.

Возникший в середине ХХ века гуманизм был ответной реакцией на, административный, авторитарный подход. Ему противостоит еще одно направление в психологии, созданное Франком Фаррелли – так называемая провокативная психотерапия.

Ее смысл состоит в критике действий клиента – тем самым считается, что это поможет ему парадоксальным образом преобразовать свою жизнь. Движущие силы развития личности в психологии, основанной на провокациях, являются мишенью для критики.

Считается, что критика должна пробудить эти силы, и клиент будет стараться доказать терапевту свою значимость. Рамки применения этой ветви необходимо четко понимать каждому специалисту и любителю.

Провокативная психотерапия мало чем поможет человеку с низкой самооценкой, тревожной или депрессивной личности. Здесь не исключен обратный эффект – и гуманистический подход может оказаться куда более эффективным.

Гуманистическая психология пришла на смену господствовавшему бихевиоризму и психоанализу. Бихевиоризм рассматривал человека как биологический компьютер. Для него нет понятий «хороший» или «плохой». Для бихевиористов человеческая психика является набором сложных функций.

Однако гуманизм никогда не противостоял бихевиористсткому подходу, поскольку они находятся в разных областях.

Те, кто критикуют гуманистический подход за его излишнюю любовь к человеческому существу, должны понимать: движущие силы развития личности не всегда и не у каждого можно пробудить действия при помощи прямых указаний и критики.

Ролло Мэй

Еще один представитель гуманистического направления, работы которого до сих пор остаются одними из лучших – Ролло Мэй. Он родился 21 апреля 1909 года в Соединенных Штатах. Впоследствии Мэй сменит имя, полученное при рождении (Рис Мэй) на Ролло. Родители Мэя плохо ладили друг с другом.

Кроме Риса, его родители имели еще шестерых детей, старшая сестра Мэя страдала шизофренией. Окончив колледж, Мэй переезжает в греческий город Салоники, где занимается преподаванием английского языка. Мэй начинает посещать лекции Альфреда Адлера.

В 1933 году возвращается в Штаты, где начинает обучение богословию и одновременно занимается психотерапией.

В 1940 году Мэй выпускает книгу, получившую огромный успех – «Истоки творческой жизни». Однако вскоре после этого он скупает все остатки тиража, так как, по его словам, он перестал верить тому, что сам написал ранее. Еще одним поворотным пунктом в судьбе Мэя было его заболевание туберкулезом.

Тогда оно было смертельно опасным. Полтора года Мэй проводит в схватке за жизнь. После выздоровления Мэй решил порвать с религией. Большую опору для себя он находит в психологии.

Ролло Мэй стал одним из первых американских исследователей, которого интересовали движущие силы и факторы развития личности в русле экзистенциальной психологии.

Мэй исследовал феномены свободы и тревоги. Свобода заключается в том, что каждый человек имеет способность управлять своим развитием. Обладая сознанием и самосознанием, мы можем поступать соответственно нашему пониманию. Но человеческая жизнь также соотносится и с теми конкретными обстоятельствами, которые никому изменить не под силу, или с судьбой.

Судьба предопределяет жизнь человека. При этом у него все же остается свобода реагировать на обстоятельства тем или иным способом, сотрудничать с судьбой, или же самому бросать ей вызов. Движущие силы развития личности в психологии Мэя противостоят человеческим зависимостям, неосознанности.

Освобождение происходит тогда, когда человек начинает делать сознательный выбор.

Движущие силы развития личности: щадящий гуманизм

Гуманистическая психология, главным предметом которой стали закономерности развития личности, ее взаимодействие со своей судьбой, самоактуализация, стала несомненным феноменом науки о человеке.

Впервые человек стал рассматриваться в свете его ценности, уникальности и неповторимости.

Именно в русле гуманистического направления обращающийся за помощью впервые стал называться не пациентом, а Клиентом – тем, кто может управлять своей жизнью и по желанию ее преобразовывать.

Движущие силы развития личности в психологии, созданной Фрейдом, пошли по пути полной предопределенности человеческой судьбы. Направление бихевиоризма также снимает с человека любую ответственность за свои поступки. Главным свойством личности является свобода, позволяющая разорвать порочный круг стимулов внешней среды и реакций на них.

Так же вам может быть интересно:

Источник: https://zazama.ru/razvitie-lichnosti/dvizhushhie-silyi-razvitiya-lichnosti.html

Ссылка на основную публикацию