Говорение — психология

Говорение

Я хочу поговорить о нашем говорении, а точнее о «внутренней речи», о тех самых разговорах с самим собой, которые у каждого из нас внутри происходят.

Психология речи — очень глубокая и сложная тема. В одной статье всего не объять. Об этом уже и писал и ещё не раз напишу.

В начале немного теории.

Слово и мысль, речь и мышление! Как они связаны? Можно сказать, что речь – это форма существование мысли. Как не бывает материи без движения. Существует точка зрения, что речь лишь внешняя форма мысли, как бы одежда последней. Абсурд.

Лично я раньше отождествлял речь и мышление, долгое время для меня это было одно и то же. Дальнейшие размышления и наблюдения показали мне, что они едины, но нетождественны. Мышление и речь находятся в очень противоречивых взаимоотношениях и одно без другого не существует.

Слова и мысли едины. А с эмоциями как? Вот тут- то мне в голову и пришла одна мысль, которую трудно назвать открытием.

Мысль не утверждение, а гипотеза.

Слова и речь – это такой срез сознания, который объединяет мышление и эмоции! Где вы ещё найдёте это объединение чувства и мысли? Разве что в том, что и создано словами и из слов.

Конечно, речь – это основной способ коммуникации, взаимодействия между людьми в обществе. Слова – символы – главный способ хранения, передачи и восприятия информации.

Но для сознания слова и речь та сфера, где мысли и эмоции находят друг друга и так или иначе друг с другом взаимодействуют.

Абстрактно? Давайте конкретизируем.

Давайте рассмотрим какой-нибудь вид невербального искусства. Например, музыка. Не песни, где есть слова, а именно музыка. Вызывает ли музыка какие-либо мысли? Непосредственно музыка не вызывает никаких мыслей, она вызывает ощущения, эмоции, чувства. А возможные мысли, это уже ваши ассоциации или стереотипы.

То же самое с живописью. Картины не вызывают мысли, они производят непосредственное воздействие на наши чувства. А мысли – это уже «ваше».

«Посетитель выставки современной живописи может думать, что он находится в контакте с картиной, на которую смотрит, между тем как он находится в контакте с художественным критиком из своего любимого журнала».
Фриц Перлз

Если же мы читаем роман или стихотворение, смотрим кинофильм или спектакль, то и
сталкиваемся с сочетанием мыслей и эмоций сразу в источнике. Потому-то и предстают музыка и живопись более цельными и гармоничными, нет в них этого дуализма мышления и эмоций. Нет, так как нет слов, речи. Именно речь и только речь вмещает в себя и эмоции, и мысли.

Конечно, слова могут быть неэмоциональны, как-то например какой-нибудь труд по физике или математике, хотя доли эмоций и там будут. Наоборот, речь примитивная, почти без мысли может быть очень экспрессивной и экзальтированной.

Но это крайние случаи, обычно речь человека не только осмысленна, но и эмоциональна в той или иной мере. Не говорим же мы как роботы на одной и той же ноте и интонации? Кстати об интонации.

Звуковое выражение эмоций в речи? А внутренние интонации возможны? Когда мы сами с собой разговор ведём? Обычно когда человек ведёт «внутренний разговор», то следит за своей мыслью, ходом мыслей. И вдобавок ещё и отметает эмоции. Чтобы не мешали.

И это настолько входит в привычку, что уже и всегда мы рассматриваем нашу внутреннюю речь как нечто холодное и рациональное. А в этом большая ошибка и опасное заблуждение.

Мы внутри себя говорим, и необходимо слушать и слышать это говорение.

Важно не только и не столько что мы говорим, но и как. Необходимо подмечать любые эмоциональные нюансы своих внутренних слов. Игнорирование эмоций в своей внутренней речи – это отторжения важнейшей части себя.

Как вы говорите? Жалобно, просительно? Требовательно и строго? Укоряете или уговариваете? А от какого лица? Не говорите ли вы иногда себе «ты»? Кто в таком случае и к кому обращается?
Словами очень трудно выразить эмоциональные особенности тех же слов.

Не только понимать себя, но и чувствовать! Необходимо развивать в себе чувствительность к речи, учиться сознаванию речи! Единство слушания и говорения – это единство нас самих. Сознавание своей речи – это очень интересная тема и очень увлекательное занятие.

Тем более что по ходу этой практики происходит приближение к такому состоянию, как «внутреннее молчание»! А это уже чудо. Его называют иногда «медитация».

Надеюсь продолжить  разговор о психологии речи!

Похожее

Источник: http://andrey-eltsov.ru/govorenie/

Говорение как цель обучения английскому языку

Хужаниязова Г. Ю. Говорение как цель обучения английскому языку [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 15-18. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/68/3550/ (дата обращения: 31.05.2018).

Изучение иностранных языков и обучение языкам, в особенности английскому, в Узбекистане становиться необходимостью.

В данной статье освещены некоторые вопросы обучения иностранным языкам на основе компетентностного подхода, в частности раскрыты особенности использования инновационных методов при обучении английскому языку в средних общеобразовательных школах.

В статье охарактеризованы виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение и письмо), раскрыты возможности комплексного обучения этим видам на основе компетентностного подхода.

Единственная известная мне роскошь —
это роскошь человеческого общения.

Антуан де Сент Экзюпери

Обучение говорению на английском языке является одной из приоритетных задач Республики Узбекистан, где сегодня реализуется Постановление Президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков», в котором предусмотрено формирование современно мыслящего молодого поколения и дальнейшая интеграция республики в мировое сообщество.

Размышляя над сложностью явлений языкового общения, А. И. Куприн в рассказе «Вечерний часть» писал: «Сейчас он войдет…мы начнем разговаривать. Гость, издавая звуки разной высоты и силы, а в буду слушать эти звуковые колебания воздуха слушать эти звуковые колебания воздуха и разговаривать … и его мысли станут моими мыслями».

В структуре говорения психологи выделяют мотивационно — побудительную часть. Говорение возникает тогда, когда у людей появляется «потребность что-то сказать друг — другу». Говорение в научной интерпретации — это, говорение — это процесс создания смыслового содержания и обмена им с помощью невербальных и вербальных символов.

Для многих людей, изучающих английский, эта фраза не имеет никакого значения. Но вряд ли кто-то сможет поспорить с тем, что обучению говорению необходимо уделять особое внимание при овладении английским (и другими) языком.

Ведь даже в самом словосочетании «говорить по-английски» заложена важность этого навыка (мы ведь не говорим «читать по-английски» или писать «по-английски» в контексте владения языком).

Обучению говорению на английском языке еще не так давно не уделялось достаточного внимания, поэтому многие из тех, кто раньше окончив школу по-английски говорить не умели. В основном выпускники владели исключительно письменной речью, а говорить могли лишь заученными фразами.

Говорение представляет собой вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное вербальное общение. Оно может обладать различной сложностью, начиная от выражения эффективного состояния с помощью простого восклицания, называния предмета, ответа на вопрос и кончая самостоятельным развернутым высказыванием.

Переход от слова и фразы к целому высказыванию связан с разной степенью участия мышления и памяти. Термин обучение устной речи используется довольно часто. Итак, мы будем пользоваться термином «обучение говорению», понимая под ним обучение выражению своих мыслей в устной форме. Очевидно, что учитель, опирающийся на определение неподготовленной речи Н. С.

Обносовым, будет обращать внимание на иные стороны обучения, чем учитель, разделяющий точку зрения П. Б. Гурвича. Такой важный аспект как комбинированность Н. С. Обносов не выделяет; очевидно, предполагается, что умение комбинировать речевой материал возникнет само собой. Но это глубокое заблуждение. Оно кажется тем более странным, что Н. С.

Обносов, как и многие другие, считает, что неподготовленная речь — речь всегда творческая. В чем же тогда заключается творческий характер речи, если не в комбинированности? Правда, творческий характер проявляется и в умении использовать речевой материал в любой новой ситуации. Но аспект переноса выпал из поля зрения не только Н. С. Обносова, но и П. Б.

Гурвича, когда они раскрывали содержание понятия «неподготовленная речь». А методически это самое важное, так как именно перенос обеспечивает функционирование речи. Но способность неподготовленно использовать речевой материал в новых ситуациях сама собой не появляется; качество динамичности нужно развивать специально.

И мы вправе в таком случае говорить, что целью обучения является динамичная (творческая) речь: это качество есть в речи. Если пойти по этому пути дальше, то мы можем сказать, что обучаем содержательной речи, логичной речи, продуктивной речи: речь обладает всеми этими качествами, как и качеством неподготовленности.

Но тогда правомерно спросить, целесообразно ли, говоря о цели обучения в целом, сужать ее до одной из частных задач? В соответствующем контексте будет уместен любой из перечисленных терминов.

Когда необходимо, например, подчеркнуть какой-то аспект говорения, в особенности же когда речь идет о классификации упражнений, можно использовать любой термин: упражнения для развития инициативности говорения, упражнения для развития логичности речи, упражнения для совершенствования комбинационной стороны говорения, упражнения для развития неподготовленной речи и т. д.

Но в качестве общего термина, обобщающего, неправомерно ни одно из указанных словосочетаний. Да в них и нет необходимости. Термин «речевое умение» включает в себя все. Вот почему цель обучения нужно определить как говорение на уровне умения. Для осуществления говорения необходимы определенные условия(предпосылки).

В связи с наличием указанных условий интересно обратить внимание на следующий факт. В процессе обучения говорению имеет место «конфликт» между содержательной и логичной речью, с одной стороны, и ее продуктивностью, с другой. Наличие знаний, мыслей, желания высказать свое отношение к чему-либо наталкивается на отсутствие средств выражения.

По-видимому, при традиционной организации речевого материала (при некоммуникативном подходе к обучению говорению) этот «конфликт» (между «хочу» и «могу») неразрешим. Усвоение времен, например, отделено значительным интервалом, что не дает возможности естественно выразить мысль и приводит, помимо всего прочего, к потере интереса к иностранному языку как средству общения.

О характеристике речевой деятельности в целом мы отметим здесь лишь самые важные с методической точки зрения качества говорения как одного из видов речевой деятельности. Этапы работы над речевым материалом при обучении говорению. Учитывая, что общий процесс усвоения материала основывается на схеме «навыки — речевое умение». Однако на обоих под этапах используются новые ситуации, что развивает все необходимые качества умения. Занятия на всех трех этапах составляют один цикл работы по усвоению определенной дозы речевого материала.

Читайте также:  Outlook - психология

На наш взгляд, сегодня подход к изучению английского (и других) языков поменялся, и говорению теперь отводится первостепенная роль. Практически все современные методики настаивают на коммуникативной направленности обучения. Сегодня это особенно популярно. Наибольшие трудности при иноязычном общении человек испытывает, воспринимая речь на слух.

Однако, устное общение роль которого в настоящее время стала особенно значительной, невозможно без понимания речи собеседника, поскольку в процессе речевого взаимодействия каждый выступает как в роли говорящего, так и в роли слушающего.

Одним из наиболее дискуссионных аспектов проблемы обучения иностранным языкам является проверка и учет знаний, умений и навыков, методика их организации и проведения.

Что предполагает обучение говорению?

Овладение коммуникативными навыками предполагает:

  • воспроизведение звуков и звуковых моделей;
  • использование интонационных моделей и ритмов, правильную постановку ударения в словах и предложениях;
  • отбор подходящих слов и типов предложений в зависимости от аудитории, социальной обстановки, темы и ситуации;
  • организацию мыслей в логической последовательности;
  • использование английского языка как средства выражения суждений;
  • умение говорить на английском языке бегло и с небольшим количеством пауз.

Диалогическая и монологическая формы общения при обучении.

При обучении говорению на английском языке выделяются две формы общения: диалогическая и монологическая. Обе формы являются важными, но все же особое внимание уделяется именно диалогической форме, поскольку она более коммуникативное направлена.

Диалогическая форма общения — наиболее характерна для коммуникативной функции языка. Ее освоение предполагает не только умение составить правильный ответ на вопрос собеседника или правильно задать вопрос.

Это немаловажно, но помимо этого нужно уметь выражать согласие/несогласие, выражать сожаление, извинение, восторг и радость, неудовольствие и т. д.

Необходимы, также знание материала темы (лексики, речевых образцов, сведений по грамматике) и умения работать со средствами наглядности, умения и навыки правильно отбирать и использовать соответсвующие речевые образцы (типовые фразы) с требуемым лексическим наполнением.

Что касается монологической формы общения, то единицами обучения монологическому высказыванию являются предложения, сверхфразовые единства и связный текст. На первом уровне (репродуктивном) не предполагается речевое творчество учащихся, поэтому языковое оформление и содержание определяются преподавателем.

Второй уровень (репродуктивно-продуктивный) предполагает некоторые элементы к самостоятельности и творчества в высказываниях. Третий уровень — это уровень продуктивной монологической речи.

На данном этапе обучаемый может на основе собственного языкового и речевого опыта выразить свое отношение к событиям и фактам, дать оценку, построить свое высказывание по собственному замыслу.

При этом учащиеся должны узнавать языковой материал на слух и при чтении, умения сознательно осуществлять работу над услышанным или прочитанным текстом в целях запечатления его основного содержания: отвечать на вопросы по тексту или, используя средства зрительной наглядности, самостоятельно составлять вопросы, выделять существенные языковые ориентиры в виде опорных слов, фраз, заглавий к картинкам, плана и т. д. Говорение, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащегося как на родном, так и на иностранным языке. Оно связано с выбором содержания и формы того, что надо сказать. Формирование говорения должно протекать с помощью лексических и структурных опор, которые могут быть связаны как с содержанием, так и с формой изложения, а также одновременно и с тем и с другим.

Виды деятельности, стимулирующие говорение

Учеными и лингвистами выделены основные виды речевой деятельности, которые стимулируют говорение. Ниже перечислены основные из них.

Дискуссия.

Дискуссия при обучении может быть организована многими способами, она может быть направлена на обмен мнениями касательно какого-либо события, выражение мыслей по поводу прочитанного и прослушанного материала, совместный поиск решения той или иной проблемы и т. д.

Для дискуссии формируются группы по 3–5 человек, им предоставляются спорные темы для обсуждения. Важно, чтобы каждый из участников группы имел возможность высказаться. Такой вид деятельности способствует быстрому принятию решений и развитию критического мышления.

Ролевые игры. В данном виде деятельности участники должны представлять себя в различных социальных контекстах и играть различные социальные роли. В таких играх преподаватель для обучения должен предоставлять участникам определенную информацию: кем они являются, что чувствуют и что думают по тому или иному поводу.

Имитационные модели. Имитационные модели по своей сути — это то же самое, что и ролевые игры, только более сложная и продуманная их форма. Для придания реалистичности той или иной ситуации при обучении используются различные предметы и вспомогательные материалы.

Информационные пробелы. Данный вид деятельности рассчитан на работу в парах. Учащиеся имеют ту или иную информацию, которой они обмениваются между собой.

В процессе обмена информацией должны решаться какие-либо проблемы или осуществляться сбор информации.

Каждый из участников диалога одинаково важен, потому только вдвоем участники смогут максимально точно и полно воссоздать предоставленную им информацию.

Мозговой штурм. Данный вид деятельности предполагает обучение продуцированию идей на заданную тему в строго ограниченный период времени. Мозговой штурм может применяться как для групп участников, так и для каждого взятого в отдельности.

Интервью. Изучающие английский язык проводят интервью по выбранным темам с различными людьми. Они составляют план и вопросы для интервью самостоятельно, преподаватель может лишь обозначить тему.

Завершение рассказа. Довольно интересный и продуктивный вид деятельности. Преподаватель рассказывает историю, но не до конца, останавливаясь перед развязкой. Затем каждый из участников предлагает свою концовку.

Описание по картинкам. Преподаватель предлагает картинку или серию картинок, а обучаемые должны описать то, что изображено на картинке, либо составить рассказ по серии картинок.

Доклад. Каждый студент должен приготовить перед занятием рассказ на заданную тему, а затем в сжатой форме, соблюдая логичность повествования, изложить обработанную информацию.

Говорение тесно связано с другими видами речевой деятельности: аудированием, чтением и письмом. Связь говорения и аудирования обусловлена сложной мыслительной деятельностью с опорой на внутреннюю речь и механизм прогнозирования.

Литература:

  1. Методика обучения ин/яз в средней школе. Гез Н. И., Ляховицкий М. В. и др. — Высш.шк, 1982.

  2. Пути улучшения преподавания ин/яз. Суворова С. П. — М. «Мысль», 1970.

  3. Настольная книга преподавателя ин/яз. Маслыко Е. А., Бабинская П. К. и др. — М.: Высш.шк, 1999.

  4. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. И. Л. Бим. Москва «Русский язык» 1977г.

  5. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. Г. В. Рогова, И. Н. Верещагина. Москва «Просвещение» 1988г.

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/68/3550/

Говорение как вид речевой деятельности

Говорение – продуктивный (экспрессивный) вид речевой деятельности (РД), посредством которого совместно с аудированием осуществляется устно-речевое общение.

Целью обучения говорению является развитие у учащихся способности в соответствии с их реальными потребностями и интересами осуществлять устное речевое общение в разнообразных, социально детерминированных ситуациях. Это означает, что по окончании любого типа школы учащийся должен быть способен:

– общаться в условиях непосредственного общения, понимать и реагировать (вербально и невербально) на устные высказывания партнера по общению в рамках сфер, тематики и ситуаций, обозначенных программой для каждого типа учебного заведения;

– связно высказываться о себе и окружающем мире, о прочитанном, увиденном, услышанном, выражая при этом свое отношение к воспринятой информации или предмету высказывания.

Содержанием говорения является выражение мыслей, передача информации в устной форме. Говорение как вид речевой деятельности характеризуется следующими важнейшими параметрами:

  • мотив – потребность или необходимость высказаться;
  • цель и функции – характер воздействия на партнера, способ самовыражения;
  • предмет – своя или чужая мысль;
  • структура – действия и операции;
  • механизмы – осмысление, предвосхищение, комбинирование;
  • средства – языковой и речевой материал;
  • речевой продукт – типы диалогов, монологических высказываний;
  • условия – речевые ситуации;
  • наличие или отсутствие опор.

В.М. Филатов выделяет следующие специфические признаки говорения как вида речевой деятельности:

  • говорение всегда мотивированно. В методике обучения иноязычному общению следует говорить о коммуникативной мотивации.
  • Говорение всегда целенаправленно, так как высказывание преследует какую-либо цель.
  • Говорение – это всегда активный процесс, в нем проявляется отношение говорящих к окружающей действительности. Именно активность обеспечивает инициативное речевое поведение собеседника, что важно для достижения цели общения.
  • Говорение «обслуживает» все другие виды человеческой деятельности. Процесс речевой деятельности тесно связан с деятельностью мыслительной. Любая коммуникативная (речевая) задача является по сути дела речемыслительной задачей.
  • Говорение неразрывно связано с личностью. Будучи включенной в общественные отношения, личность проявляет активность в своей жизненной позиции, которую она выражает в речи.
  • Говорение как деятельность не может быть алгоритмизировано, программа говорения создается самим автором. Поэтому важнейшими особенностями говорения являются эвристичность и самостоятельность.
  • Говорение всегда характеризуется определенным темпом, который должен быть не ниже и не выше допустимых в общении норм.
  • Ситуативность говорения как деятельности проявляется в соотнесенности речевых единиц с основными компонентами процесса общения.

В основе говорения лежат продуктивные произносительные, ритмико-интонационные и лексико-грамматические навыки.

Иноязычное говорение как сложное интегрированное умение отличается мотивированностью, активностью и самостоятельностью говорящего, целенаправленностью, связью с мышлением, ситуативной обусловленностью, эвристичностью.

По большей или меньшей роли самостоятельности в программировании устно-речевого высказывания различают инициативную (активную), реактивную (ответную реактивнуюьшей роли самостоятельности в программировании устно-речевого высказывания различают инициативную ()его, целенапр), и репродуктивную речь.

Говорение может протекать в диалогической или монологической форме либо в сложном переплетении диалога и монолога.

Каждая из этих форм обладает психологическими и лингвистическими особенностями, учет которых необходим при обучении говорению.

Это связано с тем, что формирование умений монологической и диалогической речи предполагает дифференцированную организацию материала и различные приемы работы с ним.

В таблице 3 отражены основные психологические и лингвистические характеристики диалогической и монологической речи как двух форм говорения.

Таблица 3.

Диалогическая речьМонологическая речь
Процесс речевого взаимодействия двух или более участников коммуникацииСвязное непрерывное изложение  мыслей одним лицом, обращенное к одному или нескольким лицам
Психологические характеристики
Наличие обратной связи, совместное речетворчество: речевое поведение одного партнера определяется речевым поведением другого (других) участника (участников) коммуникации; двусторонний характер. Отсутствие возможности спланировать развитие диалога; спонтанность, экспромтность речевых действий, Часто яркая эмоциональная окрашенностьОтсутствие замкнутого акта коммуникации, непосредственной обратной связи; однонаправленный характер. Последовательность, логичность, связность изложения, структурная четкость (вступление, развитие темы, заключение). Эмоциональная окрашенность. Контекстность: монологическая речь может быть понята из самой себя, т.е. интерпретирована через речевой контекст
Ситуативность (диалогическая речь  может быть понята с учетом той ситуации, в которой она создается). Значительное влияние неязыковых средств: диалогическая речь на 75% обусловлена экстралингвистической ситуацией (Т.Е.Сахарова)Незначительное влияние неязыковых средств
Лингвистические характеристики
Короткие, неразвернутые предложения, краткость, лаконизм синтаксических конструкций. Наличие вопросительных, восклицательных и побудительных предложений.  Неполные и незаконченные предложения в ответных репликах (эллипсы). Лексемы, характерные только для | разговорной речи: сокращения  и усеченные слова (…… и др.); стяженные грамматические  формы (….и др.). Фразы-клише, разговорные формулыБлизость к письменной речи по сравнению с диалогической речью. Развернутость изложения мысли; разные по структуре предложения. Полный стиль произношения. Полносоставные предложения. Сложный синтаксис
Читайте также:  Зинченко, владимир петрович - психология

В истории методики роль обучения данному виду РД в разные времена и в разных странах была различной. Во многом это связано с социальным заказом общества, потребностями в использовании иностранного языка, связанными с характером международных обменов.

До революции в России интеллигенция могла свободно говорить и писать на нескольких иностранных языках, что считалось правилом, а не исключением. В гимназиях изучали, помимо латыни и греческого, три современных иностранных языка, во многих семьях жили гувернеры и гувернантки, в большинстве своем носители языка.

В годы советской власти иностранные языки в школьной программе не играли столь важной роли, приходилось даже вести борьбу за сохранение этого учебного предмета как такового. В период существования «железного занавеса» иностранные языки уже прочно заняли место одного из обязательных школьных предметов, но говорение было не столь важно, и на первое место выходило чтение.

В настоящее время значение обучения устноречевому общению, в котором говорение играет первостепенную роль, трудно переоценить. Устная речь в целом и говорение как ее неотъемлемая часть выходят на первый план.

При обучении говорению 15 – 20 лет назад акцент смещался в сторону обучения монологу, поскольку контакты граждан нашей страны с представителями различных мировых культур были достаточно ограниченны, в работе международных конференций, встреч, симпозиумов и семинаров могли принять участие лишь немногие избранные, но и там личные контакты не поощрялись.

Диалог был, скорее, похож на монолог, где участники по очереди делали небольшие выступления. Сегодня речь идет о подготовке учащихся к диалогу культур, где навыки монологического и диалогического общения очень важны, но перевес в сторону диалога значительно сильнее, поскольку общение в большинстве своем либо диалогично, либо полилогично.

Говорение может выступать как средство формирования смежных речевых и языковых навыков и как самостоятельная цель обучения. На уроке учитель старается решить одну главную задачу, остальные являются сопутствующими.

Отсюда и определение типов уроков как уроков формирования лексических или грамматических навыков, уроков развития того или иного вида РД, уроков ознакомления, тренировки, контроля и т.д. Речь на таких уроках выступает средством общения. Однако навыки говорения не формируются сами собой.

Для их становления необходимо использовать специальные упражнения и задания, а значит, существуют и уроки, направленные на развитие навыков говорения.

Положительная характеристика уроков формирования устноречевых умений (Е.Н.Соловова):

  • Ученики говорят подавляющую часть урока. Учитель лишь направляет и моделирует различные формы речевого взаимодействия.
  • Все учащиеся принимают равное участие в общении. Учитель не допускает монополизации внимания и учебного времени группой наиболее раскованных и продвинутых учеников, вовлекает в общение слабоуспевающих и стеснительных.
  • Учащиеся хотят говорить. Уровень мотивации на уроке очень высок благодаря использованию различных источников создания мотивации.
  • Языковой уровень соответствует реальным возможностям данной группы.

Обучать говорению начинают с основ, т.е. со становления произносительных навыков, формирования лексических и грамматических навыков, навыков аудирования. На начальном этапе обучения разъединить процесс формирования этих навыков невозможно. Учитель знакомит учащихся с новой структурой. Это предполагает изучение новых слов, звуков, интонем.

Эту структуру учащиеся слушают и повторяют вслед за учителем или за диктором. Ее же используют в микродиалогах с учителем и товарищами. Когда таких структур в рамках учебной ситуации становится достаточно, то их можно соединять в небольшие монологи и диалоги.

Для того чтобы речь была речью по сути, а не только по форме, нужно чтобы в основе ее порождения и стимулирования лежал мотив, т.е. намерение говорящего участвовать в общении. Для того чтобы появился такой мотив на уроке, необходимо создать речевую ситуацию.

Ситуация – это обстоятельства, в которые ставится говорящий и которые вызывают у него потребность говорить (Г.В.Рогова).

Говорение неотделимо от условий, в которых оно протекает: от целей и мотивов общения, характерных особенностей участников общения, обусловленных социальным статусом, социальной ролью в общении, возрастом, уровнем развития, от конкретного содержания речевого акта, от экстралингвистического контекста. Все перечисленное составляет ситуацию общения как совокупность условий, речевых и неречевых, необходимых и достаточных для того, чтобы осуществить речевое действие по намеченному плану.

Компоненты речевой ситуации (В.М.Филатов)

Е.Н.Соловова подразделяет речевые ситуации на реальные, условные и проблемные. Г.В.Рогова дает свою классификацию речевых ситуаций и выделяет реальные, условные, воображаемые, фантастические (сказочные), конкретные, абстрактные, проблемные. Главное – все они должны соотноситься с возрастными психологическими особенностями учащихся, быть для них личностно значимыми.

Таким образом, Г.В.Рогова выделяет важнейшие условия порождения и стимулирования речи:

  • наличие мотива высказывания,
  • ситуативность,
  • личностная ориентация.

Все это в совокупности придает речи коммуникативный характер.

В естественном акте коммуникации человек высказывается только в том случае, когда у него возникает потребность, обусловленная какими-то обстоятельствами действительности и отношениями общающихся. В учебных условиях мотив не возникает сам собой и очень часто речь вызывается диктатом учителя. В результате возникает фиктивная речь, которая является речью лишь по форме.

Именно потребность и внутреннее желание высказаться расценивает американский психолог Риверс как первое и необходимое условие общения на иностранном языке. Чтобы создать мотивацию общения на иностранном языке в учебных условиях, необходимо использовать ситуацию, так как мотив речи «гнездится» в ситуации.

Чтобы создать учебную ситуацию, вызывающую речь, нужно представлять себе ее структуру.

Структура учебной речевой ситуации следующая (Г.В.Рогова):

  • определенный отрезок действительности (конкретное место и время действия, где осуществляется неречевое и речевое поведение), который может быть намечен вербально или изображен при помощи наглядных средств;
  • действующие лица (собеседники, со всеми присущими им характеристиками и определенными отношениями друг к другу, влияющими на речевые намерения говорящих).

Ситуации могут носить статичный или динамичный характер. При динамичном характере происходят изменения в компонентах ситуации, например, происходит перестановка в действующих лицах и в их взаимоотношениях.

Очень важно «пропускать» ситуацию через себя, придавая ей личностный характер. Личностная ориентация значительно повышает эффект усвоения иностранного языка, так как в этом случае наряду с интеллектом подключаются эмоции.

Личностно значимой ситуацию делает роль, которую учащиеся получают на время или постоянно. Наиболее адекватным приемом обучения говорению являются поэтому различные формы драматизации, включая импровизации и ролевые игры.

В методике выделяют два уровня речи: подготовленный и неподготовленный. Подготовленный уровень речи предполагает предварительное обеспечение ее языковым материалом, выделение времени на подготовку.

Неподготовленная речь в данный конкретный момент осуществляется без всякой подготовки и без опор извне. Предполагается, что такие опоры уже существуют в распоряжении учащегося и извлекаются стимулом, идущим от ситуации.

Неподготовленная речь готовится всем процессом обучения; при этом подготовленная речь выполняет роль репетиции для нее.

При обучении говорению важно учитывать соотношение его важнейших форм: монолога, диалога и полилога, зависящих от количества собеседников, участвующих в речи. Однако как в живом акте речи, так и в обучении эти формы сосуществуют, часто переходя одна в другую.

Источник: http://doshkolnuk.com/govorenie-kak-vid

Установление обратной связи в говорении и слушании

Автор: Михаил Алексеевич Василик, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой политологии Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.

Как правило, устная речевая коммуникация двунаправлена. Каждый из ее участников становится то инициатором (говорящим), то реципиентом (слушающим) передаваемой информации.

Активность устного общения, эффективность, результативность взаимодействия во многом определяются тем, как поняли друг друга участники общения, как отреагировали на слова и поведение собеседника, какими действиями подтвердили правильность восприятия в обратной связи.

Для установления обратной связи в устной коммуникации необходимы, во-первых, внимание к собеседнику: понимать не только его слова, но и поведение в процессе общения (мимика, взгляд, жест, интонация и т.п.); во-вторых, постоянный самоконтроль, необходимость своим речевым и неречевым поведением помогать собеседнику понять вас.

Не установив обратной связи с собеседником, можно ошибочно предположить, что он точно понял сказанное, хотя на самом деле эффект совсем другой.

В такой ситуации должна помочь правильная установка каждого на передачу-получение конкретной информации. Виды слушания, этапы и уровни восприятия входят в понятие «установки на взаимодействие и взаимопонимание».

Умения слушания, развиваемые в реальной или моделируемой речевой деятельности, способствуют повышению результативности общения.

В зависимости от целей устного общения и поведения каждого из коммуникантов возможна непредвзятая, положительная обратная связь или агрессивная, носящая негативный оттенок. Типы обратной связи соответствуют реакции слушающего на сообщение и подразделяются следующим образом:

  • активное слушание — слушание-сопереживание;
  • слушание-совет — слушание с целью дать совет и слушание, подразумевающее включение реплик-советов в реактивные действия слушающего;
  • слушание-вопрос — слушание, цель которого проконтролировать знания говорящего или получить для себя дополнительную информацию, формулируя во внутренней речи вопросы к говорящему;
  • слушание-критика — предвзятое слушание, предполагающее несовпадение точек зрения собеседников на проблему и попытки слушателя скорректировать содержание сообщения. Такую реакцию могут позволить себе в спорах, переговорах, дискуссиях лишь те, кто абсолютно уверен в своей позиции, своих знаниях.

С раннего возраста человек «запрограммирован» на ответную реакцию типов: «вопрос», «ответ», «совет». Приобретая жизненный опыт, человек начинает более тонко реагировать на услышанное, учится сопереживать, осмысливать точки зрения других людей.

Прогнозировать или инициировать обратную связь во время речевого взаимодействия можно при условии, что каждый из участников общения использует средства и механизмы, навыки и умения слушания и говорения.

Вот способы формирования навыков говорения и слушания.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Портрет идеального продавца с российской точки зрения

Говорение:

  • говорить интересно и доходчиво (с учетом интересов слушателей);
  • передавать слушателям только полезную для них информацию;
  • правильно оформлять речевые произведения, располагая их в больших композиционных блоках (выступлениях, монологах, рассуждениях) по принципу: вступление, главная часть, выводы (заключение);
  • использовать речевые средства в соответствии с количественным составом аудитории (межличностное, межгрупповое, публичное общение);
  • применять речевые средства, соответствующие функциональному стилю, ситуации, сфере общения;
  • передавать содержание с использованием невербальных сигналов;
  • осуществлять анализ обратной реакции слушателей в процессе говорения;
  • регулировать темп говорения с учетом того, что устная речь воспринимается и понимается труднее, чем письменная;

Слушание:

  • находить в услышанном что-то полезное для себя;
  • стремиться «раскрывать истину» с помощью реактивных речевых действий;
  • сосредоточиваться на главном;
  • фиксировать основные положения сообщения в письменной речи (конспект, тезисы, опорные слова, цитаты и т.д.);
  • воздерживаться от советов и «приговоров» до серьезного осмысления сказанного;
  • задавать уточняющие вопросы;
  • формулировать выводы во внутренней речи;
  • анализировать невербальные сигналы говорящего;
  • проводить анализ и оценку содержания сообщения, а не поведения говорящего и т.д.
Читайте также:  Развитие совести у детей - психология

Улучшению качества получаемой информации или реактивных действий способствуют определенные психологические характеристики участников общения и уровень развитости их коммуникативной компетенции.

Так, человек, обладающий лучшей интуицией, способностью выделять главную информацию из услышанного, обобщать и ранжировать выводы, устанавливает более эффективную обратную связь (что проявляется в ответах на вопросы, запросе информации, собственных суждениях, обобщении элементов предметного содержания, невербальных реактивных действиях и т.д.)

Установлению обратной связи и помогают уточняющие вопросы, которые слушающий задает в процессе восприятия информации: что именно? когда именно? почему? Особенно важно такое уточнение, если общение сопровождается эффектом «испорченного телефона».

Инициатор общения должен отвечать на вопросы слушающего. Не обращать внимание на уточняющий вопрос — значит спровоцировать непонимание или неправильное понимание собственных слов.

В ответ на такие вопросы не стоит повторять в деталях большой информационный блок. Можно ограничиться повтором факта, цифры, понятия, определения. Вслед за микроситуацией уточнения должен последовать контроль восприятия.

Слушатель выражает полное понимание репликами: «Теперь ясно!», «Так» и т.д.

Эффект обратной связи особенно важен в деловой коммуникации, когда коллектив сотрудников принимает или вырабатывает общие решения. Причинами неэффективной деловой коммуникации могут стать неполнота воспринимаемой информации, слабая память исполнителей, плохая структура указаний или иных сообщений, невнимание к собеседникам.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Можно ли развить в себе интуицию?

Таблица 1 позволяет лучше понять, какие психологические установки способствуют повышению эффективности обратной связи.

Таблица 1.

Яне-Я
ЦельДля чего это мне, какие свои потребности (нужду, интерес) я удовлетворяю?Для чего это ему, какие свои потребности (нужду, интерес) он может удовлетворить?
СодержаниеЧто я получу от обмена информацией? Что изменится в моем содержании?Что он получит от обмена информацией, что отдаст? Что изменится в его содержании?
МетодКак я могу совершить это действие? Какие свои способности проявлю?Как он может совершить ответное действие? Какие свои способности он проявит?

Каждый человек стремится к тому, чтобы лучше понимать и быть понятым. Однако в непонимании чаще всего повинны обе стороны коммуникации.

Для достижения обратной связи необходимо преодолеть ряд барьеров и помех общения:

  • барьеры передачи информации — нечеткое представление инициатором общения предмета разговора, отсутствие логики в высказываниях, артикуляционные проблемы, тембр голоса, интонация и т.д. Переработка сообщения во внутренней речи слушающего происходит тем успешнее, чем лучше говорящий преподносит предмет своего высказывания по форме и содержанию.Трудности отправления сообщения чаще всего связаны с плохой (неточной) формулировкой содержания, неполнотой высказываний, неточностью, двусмысленностью излагаемых фактов. Если говорящему не удалось ясно и логично изложить содержание проблемы или информации, его слова никого ни в чем не убедят;
  • барьеры восприятия информации — неподготовленность к разговору на заданную тему, отсутствие навыков осмысления, трансформации, обобщения информационных блоков, неразвитость механизмов вероятностного прогнозирования, плохая память и т.д.Трудности получения сообщения обычно связаны с тем, что сообщение понято не полностью или неправильно, так как слушающий не запросил разъяснений; сообщение неправильно оценено из-за предвзятого отношения слушающего к говорящему; сообщение принято не вовремя, поэтому недостаточно серьезно проанализировано;
  • объективные помехи в общении — физиологические помехи (холод, жара, шум), психологические (настроение, отношение к собеседнику, увлеченность другой идеей), а также отсутствие общего языка общения, неожиданность сообщения и т.д. Барьерами общения могут быть раздражение или гнев, стрессы, чувство неудовлетворенности, которые провоцируют невнимательность, поспешность выводов и т.д. Такие личные установки собеседников часто являются непреодолимыми помехами при установлении деловых контактов.Чтобы преодолеть возникающее непонимание, участники общения могут опираться на принципы взаимопонимания: владение профессиональным языком или общим языком (иногда языком-посредником); стремление к получению наиболее полной информации; сконцентрированность внимания на главном; учет характера ситуации (спор, полемика, беседа, обсуждение, переговоры);
  • самоконтроль или контроль ситуации слушающим, осуществляемый на протяжении всего процесса коммуникации и включающий несколько этапов: контроль подготовки информации к передаче; контроль полноты восприятия информации; контроль формулирования реактивных речевых высказываний в соответствии с типом обратной связи.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Типы «непростых» личностей и способы общения с ними

Среди методов контроля самый популярный — уточняющие или наводящие вопросы, переспрос слов или высказываний.

Лучше всего обратная связь устанавливается, когда собеседники демонстрируют естественное участие и восприятие всего сообщения в целом.

Хороший путь к взаимопониманию — отзывчивость к потребностям собеседника.

Такая отзывчивость, готовность к сопереживанию в реальном общении выражается в соответствующих реактивных репликах слушателя или в его пересказе услышанного с элементами собственного анализа и оценки.

К искаженному восприятию и неправильной реакции ведут: неясные по форме и содержанию высказывания, предлагаемые для осмысления; отсутствие внимания сторон к предмету разговора.

Чтобы избежать ошибок во взаимодействии с собеседником, целесообразно задать себе следующие вопросы:

  • правильно ли я понимаю содержание и форму речи говорящего?
  • сосредоточен ли я полностью на высказывании, или мои мысли занять чем-то иным?
  • остерегаюсь ли я неверно интерпретировать высказывание?
  • правильно ли я реагирую на эмоции говорящего?

Если преодолены барьеры, помехи, опасности непонимания в процессе активного взаимодействия, получаемая информация (знания, определения, инструкции, разъяснения и т.д.) будет более полноценной, а обратная связь — более действенной.

Только практические современные знания и навыки. Учитесь только тому, что вам интересно и нужно по абонементу, со скидкой

Источник: http://www.elitarium.ru/obratnaya-svyaz-obshchenie-slushanie-informaciya-soobshchenie-kommunikaciya-rech-vyskazyvanie-cel-soderzhanie-barer-osmyslenie/

Психология общения с людьми, 6 правил воздействия на личность

Психология общения с людьми – это раздел психологии, изучающий особенности разновидностей общений, определения базовых правил, способствующих достижению успеха у собеседователя. Также направлена на ликвидацию трудностей при диалоге и страха общения с людьми.

Одним из основных правил общения является не только речь. Также немаловажным считается эмоциональный окрас беседы. Научиться быть хорошим собеседником очень просто, следует только понять принципы и правила, на которых основывается психология общения с людьми.

Общение является одной из основных социальных функций общества.

Классификация общения:

  • Дружеское.
  • Интимное.
  • Деловое.

Общение – это контактирование между людьми с целью обмена информацией и опытом, для ведения совместной деятельности.

Искусство общения является одним из главных и весомых жизненных опытов, которыми должны обладать люди. Это не зависит от социального положения, места работы или образа жизни, ведь психология общения с людьми присутствует в любом разговоре. Выражение лица, жести, мимика и интонация косвенно воздействуют на собеседника при разговоре.

Человеку, знающему, основные принципы общения, значительно легче изложить в правильном русле необходимую информацию, добиться определенных результатов и достичь успеха в общении с людьми.

Навыки общения с людьми как залог успешного авторитета

Для того чтобы научиться правильно общаться, понимать собеседника и доносить информацию выгодно для себя в процессе беседы, ученные выделили ряд правил, соблюдения которых поможет найти гармонии при любой беседе.

Основные правила в общении:

  1. Искренность.
  2. Улыбчивость.
  3. Обращение по имени.
  4. Умение слушать.
  5. Интересная информация.
  6. Значимость собеседника.

Учимся правильно общаться

Общение по правилам психологии выделяет ряд советов, которые помогут наладить контакт с собеседником и отточить личные навыки в этом нелегком деле.

В первую очередь необходимо при общении дать понять вашему собеседнику, что мнение о нем хорошее. Это расположит его к положительному общению, но также следует предоставить и свой авторитет.

Изложение информации должно быть доступно и понятно окружающим. Рекомендуется использовать эмоциональный окрас при разговоре, но в меру. При беседах один на один следует подстраиваться под собеседника, это поможет расположить его к себе.

Истинное проявление  заинтересованности к собеседнику. Поможет создать доверительную обстановку при разговоре.

Бесценное качество человека это умение задавать наводящие вопросы, способствующие дальнейшему выводу необходимой информации. И не стоит забывать, что при разговоре с людьми необходимо уметь слушать собеседников.

Не рекомендуется в начале ответа использовать слово «нет». Если собеседник для вас интересен, и вы не хотите создать между вами конфликт, отказать от предложения стоит корректно, не используя слово «нет».

Правильное общение — залог успеха

Соблюдая основные правила и навыки общения при наличии уверенности в себе можно с  легкостью добиться ошеломляющих результатов и стать одним из лучших собеседников.

Основные правила психологии общения с девушкой

Каждый образованный человек знает о правилах общения, приличия, этикета и так далее, нарушение которых в обществе недопустимы. Для мужчин также есть определенные правила, соблюдения которых поможет предстать перед представительницами прекрасного пола в лучшем свете.

10 правил общения с девушкой:

  1. Позитивный настрой.
  2. Оставаться мужчиной.
  3. Уверенность в себе.
  4. Не навязывайтесь.
  5. Удивляйте.
  6. Делайте комплименты.
  7. Умение слушать и слышать.
  8. Активное общение.
  9. Всестороннее развитие.
  10. Целеустремленность.

Ознакомившись с правилами, следует определить основные секреты общения с людьми в повседневной жизни и  половина успеха у вас в кармане.

Правильное общение с девушкой

Основные секреты успешного общения с девушкой:

  • Установка связи.
  • Поиск зацепки.
  • Интересная тема разговора.
  • Не обманывать.
  • Поддерживать беседу.
  • Интересные вопросы.
  • Говорить о девушке.
  • Правильные паузы.

Так же не стоит забывать о том, что важно в беседе искренность и невербальное воздействие. Умение поддержать разговор, как словом так и делом и взглядом не оставит равнодушной не одну девушку.

Причины боязни общения с людьми и методы их устранения

Сегодня существует такой вид социофобии, как антропофобия. Это заболевание, которое сопровождается навязчивым состоянием страха перед людьми. Оно заключается как в боязни появления в большом скоплении народа, так и в общении с людьми. В таком случает для ликвидации и лечения следует обращаться за помощью к специалистам.

Основные причины возникновения страха общения:

  • Низкая самооценка.
  • Наличие негативного опыта.
  • Отсутствие опыта общения.

Определив причины, приступаем к их ликвидации. Для начала следует понять и осознать наличие страха, и посмотреть на ситуацию со стороны. Принятие информации о наличии страха позволит начать работать над этой проблемой. Здесь следует убедить себя в том, что это не абстрактный страх, а ложное убеждение о его существовании.

Основное, что стоит делать в борьбе со страхом общения с людьми, это систематическая работа над самим собой. Этого возможно достичь, при проведении психологических тренингов и книг по психологии, тренировкой перед зеркалом, визуализация ситуации.

Процесс общения должен быть всегда легким, интересным и увлекательным. Достичь успеха можно только при наличии уверенности  в голосе, непринужденности в поведении, искренней улыбки на лице и ощущение полного внутреннего спокойствия.

Не стоит забывать, что формирование определенных качеств, навыков и умений различных приемов и техник общения происходит лишь с опытом. Поэтому не стоит бояться. Начинайте общение с близкими людьми или для маленьких аудиторий, постепенно увеличивая свои возможности.

Источник: http://womee.ru/sovety-i-pravila-psihologii-obshheniya-s-lyudmi/

Ссылка на основную публикацию