Внутреннее я и ядро личности — психология

Ядро личности — Психологос

Ядро личности — одна из структур личности, наравне с Периферией. Ядро личности — то в человеке, что является источником собственных мотивов, внутренней активности и самостоятельности личности. То, что идет изнутри человека навстречу или против ожиданий окружающих и жизненных обстоятельств. Ядро — источник силы личности.

Ядро и периферия личности

Что в личности относится к ядру, что к периферии? Смотри Ядро и периферия личности

Ядро — одно или несколько?

Нет никаких оснований утверждать, что у человека есть только одно его личностное ядро. У человека может быть несколько его биологических ядер (врожденных черт характера, утверждающих его как личность) и несколько, сменяющих друг друга с возрастом и развитием его культуры — культурных ядер. Смотри Биологическое и культурное ядро личности

Развитие ядра личности

С момента зачатия заложена врожденная база личности: биологические и психологические структуры, с которыми рождается ребенок.

Изначально ядром личности (будет выполнять функцию ядра) является Биологическое Я, то, что является знаком его биологической индивидуальности: свое, похожее на кого-то и непохожее на других лицо и тело, свои генетические программы. Его периферией — здоровье, энергия и симпатичность ребенка.

Далее к этому ядру добавляется Психологическое Я, знаки его психологической индивидуальности, формирование не просто реакций, но поведения младенца: осмысленность движений глаз и издаваемых звуков, различение родственников и посторонних, адекватность реакций. Что стоит за этим: врожденные поведенческие программы, унаследованные от рода? Что будет здесь периферией?

И так далее, смотри Возрастные этапы развития личности

Ядро личности и Я

Ядро личности — те структуры в человеке, которые являются источником собственных мотивов, внутренней активности и самостоятельности личности. На разных этапах развития личности ядром может могут оказываться как биологические, так и психологические структуры. Все психологические структуры личности, выполняющие функцию ядра личности, называются «Я».

Что в Ядре?

Все, что мы знаем о ядре, то что именно из него идет импульс противостояния внешнему окружению. А какого рода и содержания этот импульс, работая с разными людьми и замечая разные стороны, разные исследователи видят его по разному. А именно, это:

Для психотерапевта Здоровье — это Фасад. А внутри — Болезненные процессы под невротическим панцырем.

Продукт деятельности ядра личности:

Сильное ядро — при сильной биологической энергетике или высоком уровне развития личности.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/yadro-lichnosti

Четыре уровня общения

Одним из важнейших феноменов, изучаемых в рамках  гуманистической психологии является личность, рассматриваемая как продукт развития человеческого в человеке через его опыт. И, в частности, через опыт собственного бытия в разнообразном мире людей, через опыт общения.

Отличие взгляда гуманистической психологии на человека от воззрений других наиболее известных школ психологии, таких как психоанализ и бихевиоризм, заключается в том, что самым важным фактором, образующим личность, является не столько и не только окружающая действительность — среда, но прежде всего сам человек, его внутренние побуждения.

Один из ярких представителей нашей школы — французский психиатр и психолог П.Жане высказал как-то мысль о том, что «психика человека развивается в сотрудничестве с другими людьми». Только в контактах с другими людьми человек может доподлинно узнать самого себя и развить самого себя.

Личность человека можно условно поделить на три основные зоны:

I зона — внутренняя, ядро личности.

Ядро личности — это те врожденные свойства человека, с которыми он вступает в мир. Содержанием этой зоны является феноменом, который можно открыть в себе, но нельзя изменить сознательным усилием. Есть содержание существующее только во внутренней зоне.

В этой зоне находятся чувства, ощущения, потребности, воспоминания. Именно эта зона синтезирует потребности, направляет их и мотивирует личность. Внутренняя зона способна реагировать на мир без искажений.

Однако полноценный контакт с ней — это редкий случай гармонии у человека.

II зона — средняя, оболочка личности.

Оболочка личности — это те изменяемые качества личности, которыми она приспосабливается к изменяющимся условиям окружающей среды, в том числе и социальной среды. Ее основная функция — адаптационная.

В этой зоне живут наше восприятие, представления, социальные нормы и те возможности личности, при помощи которых можно достигать опознания и удовлетворения потребностей. В этой же зоне обитают все наши психологические защиты, интерпретации опыта и проекции. Посредством ее мы, защищаясь, бессознательно манипулируем и искажаем мир.

В этой же зоне обитают все «не наши» истины, то что мы приняли в себя как феномен окружающей среды — без критической обработки и осознавания, без чувствования, как факт жизни.

Психоанализ занимается именно этой зоной личности. Гуманистическая психология — всеми тремя зонами.

III зона — внешняя, граница личности.

Граница личности — это та часть личности, которой мы вступаем в контакт с окружающим миром, со всем, что не есть Я. В этой зоне обитает наша Персона и те осознаваемые модели поведения, а так же наш Эго-Идеал — такое представление о самом себе, которому хотелось бы соответствовать, кем бы хотелось выглядеть в контактах с миром, с окружающей средой.

Эта зона несет нам информацию из реальности. Через нее из социального мира мы принимаем или отказываемся принять ту информацию, которая содержит представления, мнения других людей о нас, их оценки наших поступков, качеств и нашей личности в целом. При помощи этой зоны мы обучаемся, овладеваем навыками и реализуем потребности. Т.е. обмениваемся со средой.

В этой зоне мы — феномены внешнего мира. Хотя и обладаем при этом скрытым большей частью внутренним содержанием. Бихевиоризм занимался только этой зоной. Гуманистическая психология, как я уже сказала выше — занимается всеми тремя зонами личности.

В гуманистической психологии принято не рассматривать человека отдельно от среды. Человек как социальное существо контактирует с другими, находясь в поле своего окружения, своей истории. И сущностью этого поля является целостность отношений личность-среда. Все это вместе и создает то феноменологическое поле, которое является предметом изучения гуманистической психологии.

Гуманистическая психология, рассматривая человека, решает такие вопросы: КАК человек воспринимает мир, КАК делает выбор, КАК создает собственный опыт, КАК организует мир и самого себя в нем.

Важно, что все это рассматривается не с точки зрения структуры — некоей застывшей композиции свойств личности, а динамично — с точки зрения процесса адаптации к ситуациям и развития личности на основе приобретения нового опыта.

Хотя в гуманистической психологии есть и понятие — замороженная феноменология, т.е. застывшие паттерны поведения, которыми личность реагирует ригидно (негибко) на изменчивую среду, не зависящее от среды однотипное поведение.

Проблема замороженной феноменологии — это проблема средней зоны, ее низкой адаптивной способности. Человек с замороженной феноменологией прекратил процесс своего развития, он не обменивается с внешней средой.

Между оболочкой и ядром личности отсутствует необходимое для развития взаимодействие и взаимообогащение.

А теперь попытаемся рассмотреть более конкретно на примерах четырех возможных уровней общения то взаимодействие человека с миром, с окружающей социальной средой, которое инициирует процесс развития личности уже взрослого человека.

В зависимости от дистанции, на которой люди общаются друг с другом, принято выделять 4 уровня общения. Хотя деление это условно и принято для удобства понимания. В реальности все четыре уровня общения могут быть смешаны и представлять собой единый феномен.

Уровень 1. Информационно-интеллектуальный.

На этом уровне главными движущими факторами сближения являются интерес и то впечатление, которое люди получают друг от друга.

Здесь мы контактируем границами личностей, нашими Персонами, сознательными моделями поведения. По соционике — это блок Супер-эго: КНС и ролевая функции.

На этом уровне источник нашей активности — жизнь, мир. То, что мы получаем — практический опыт общения со всеми людьми. Мы получаем обратную связь. И реализуем свои самые общие представления о людях и ожидания от мира людей.

Проблемы, возникающие на этом уровне, связаны с тревожностью, возникающей из-за недоверия к миру, полученного в результате детской травмы.

Сформированный страх перед миром, искажает представления о мире и лишает возможности обретения нового опыта — человеку хочется сделать свою границу личности непроницаемой для внешних воздействий.

К такому же приблизительно эффекту может привести недостаток общения с людьми или миром.

КНС и ролевая работают в этом случае как стражи, не допускающие новый развивающий опыт. И как внутренний ограничитель. А не как защитники от излишней агрессии мира, что происходит в случае благополучного развития и обретения чувства доверия к миру.

Уровень 2. Социальный.

На этом уровне главными движущими факторами выступают потребность во внешней оценке и социальном принятии.

Тут же мы и сами выносим оценки окружающим и осуществляем выбор тех социальных контактов, которые наиболее приемлемы.

Здесь развиваются такие отношения как партнерство, симпатии, флирт, приятельство, и многие традиционные формы контакта — родственные, религиозные, национальные, корпоративные…

И здесь мы реализуем потребность в принятии со стороны социального окружения. А так же сами строим свое социальное окружение.

С точки зрения психологии тут задействуются средняя и внешняя зона.

С точки зрения соционики — блоки Эго (целевая и творческая функции) и Супер-эго.

Они взаимодействуют и помогают этим взаимодействием решать задачу выбора своей социальной среды в условиях изменчивого и разного в этой изменчивости мира.

Так же на этом уровне мы продолжаем защищать себя от внешней агрессии. Но делаем это еще и интерпретируя поведение окружающих людей, а так же вынося им личностные оценки.

Проблемы этого уровня общения могут включать в себя проблемы предыдущего уровня и формироваться на их основе — в этом случае человек не переходит к нормальному функционированию блока Эго, постоянно оставаясь в напряженности информационного контакта с миром по Супер-эго, в состоянии постоянного недоверия, распространяющегося уже и на мир социальных связей.

Но так же проблемы могут сформироваться уже только на этом уровне.

В числе самых актуальных проблем (а все я не буду рассматривать сейчас — это предмет для отдельного исследования) — недооценка окружающими качеств, значимых для самого человека, приводящая к потере его самоуважения; уничтожающие личность жесткие установки ближайшего социального окружения — что приводит к преобладанию оболочки личности над ее ядром; нехватка идентификаторов, т.е. людей, с которыми чувствуешь себя схожим) — приводит к ощущению изоляции.

КНС и ролевая в этом случае продолжают работать как стражи, а развитие блока Эго подвергается деформации. Человек видит иллюзорно людей, себя и интерпретирует их и свое поведение неверно, манипулирует посредством своих сильных функций. Возникает множество ригидных защит. Дальнейшее сближение с людьми замораживается, пребывая на манипулятивно-информационном уровне.

В случае благополучного развития и прохождения этой фазы развития Эго развивается во взаимодействии с Супер-эго, формируется устойчивое ядро личности и мобильная, гибкая оболочка для адаптации в социальных контактах. Человек подготавливается для перехода к следующему уровню сближения.

Он умеет выбирать людей и обмениваться с миром людей качествами — обретать новые для себя, отказываться от старых на основе сознательного выбора собственной личности, ее ядра. И человек умеет выбирать те условия, в которых ему комфортно жить и развиваться.

Но это пока выбор Эго и Супер-эго — контролирующих частей личности.

Уровень 3. Психологический.

На этом уровне человек реализует потребность в дружбе, принятии и непринятии. А так же потребность во влюбленности и поверхностных физических контактах — таких как рукопожатие, объятие, прикосновение, танцы и других, включая исследовательские сексуальные эксперименты.

Источником этого уровня общения являются более близкие контакты, связанные со сближением, узнавание друг друга, более ли менее длительными и глубокими отношениями, открытостью, эмоциями и даже чувствами.

Читайте также:  Виды слушания - психология

И помешать всему этому великолепию человеческого общения могут те проблемы которые накопились за два предыдущих этапа социального развития. Проблемы эти уже окрепли, и превратились во внутренние конфликты. В силу динамичности процесса у человека всего два выбора — деградация в виде укрепления и ужесточения ригидных защит или развитие, связанное с избавлением от ригидных защит.

Внутренняя зона чувств, потребностей и ощущений находится под диктатом средней и внешней зон. И через этот диктат все самое живое в человеке пробивается с огромным трудом или с большим искажением.

Внутренняя зона, представленная блоком Супер-Ид (в соционике — детским блоком: суггестивной и референтной функциями) подавляется. И человек по сути лишается возможности испытывать свои желания напрямую. Желания проходят сквозь сито внутренней и внешней цензуры. (все перипитии этого процесса описать тут нет возможности).

Человек приучается удовлетворяться манипулятивным способом. И основные проблемы выглядят как — неумение и невозможность общаться на близкой дистанции; страх отвержения; невозможность адекватно отреагировать негативный опыт; зависимости; неврозы; связи с неподходящими травмирующими партнерами и т.д.

Искажается уже не только внешняя реальность, но и внутренняя.

При хорошей работе внутренней зоны человек научается доверять своим побуждениям, у его возникают желания, и энергия для их реализации. Он успешно выбирает подходящего партнера. Умеет и брать и отдавать в отношениях — обменивается и взаимодействует.

Внутренняя зона, ядро личности находится во взаимообогащающем взаимодействии со средней зоной, адаптирующейся к изменяющимся условиям. Происходит необходимая интеграция личности, ее гармонизация.

И человек становится готов к следующей — последней и самой близкой стадии общения.

Уровень 4. Психофизиологический.

На этом уровне человек реализует потребности в единении, длительной дружбе и любви как длительных развивающих и насыщающих отношениях. Потребности в самораскрытии и доверии конкретному человеку, но и потребность в одиночестве и адаптации к потере отношения или доверия.

На этом уровне человек может наиболее полно реализоваться как человек, т.е. во всем многообразии и глубине своей человечности. На этом этапе человек обретает максимум гармонии и интеграции собственной личности.

Здесь человек лучше и глубже всего познает и себя и другого.

Взаимодействие блоков Эго и Ид дает возможность глубоко чувствовать и ощущать. Познать все трудности и радости любви и секса. И благодаря именно такому глубокому чувствованию человек становится способен познавать мир и себя на совершенно ином качественном уровне.

Ну а проблемы в случае неблагоприятного развития тоже крепнут и становятся совсем невыносимыми в связи со сложностью актуальных задач. Это все многообразие проблем личности, знакомое психологам и психиатрам, да и просто врачам, поскольку возможна психосоматика.

Это садистические отношения, отношения слияния, истерии, аногразмия и импотенция, неврозы, психотические и пограничные состояния, амбивалентные чувства, убийства и самоубийства и, увы, многое многое другое… К сожалению, на уровне близких отношений как нигде человек чувствует свою несостоятельность и уязвимость.

И в по-настоящему близкие отношения люди вступают не так часто, как может показаться на первый взгляд. Чаще всего развитие отношений и общения заканчивается на социальном уровне. Влюбленность, симпатия как недолгий всплеск с переходом на уровень психологический и далее — спад и функционирование пары в рамках социальных стереотипов.

Так люди защищаются от близких отношений, способных обострить внутренние проблемы и подвергнуть деформации внутреннюю зону.

Ну а те, кому повезло или те, кто проработал свои проблемы (везунчиков, попавших в благоприятные для развития условия среды, по статистике около 5%) или решил их, не прибегая к осознаванию (это тоже редко, но возможно), или самостоятельно — те ощущают полноту жизни, полноту своей человечности, единение с людьми и веру в себя.

Позже я собираюсь рассмотреть разнообразие видов или типов любви. Так же с привязкой к зонам личности и соционическим функциям. Тема животрепещущая и, думаю, актуальная для многих.

АвторЕлена Заманская

Обсудить статью на Социофоруме

Источник: http://www.psychology.su/tag/yadro-lichnosti/

Ядро личности

Ядро личности — разберем это понятие.

Личность — это глубинная сущность души, которая остается с ней по обе стороны Завесы.

Мы часто принимаем за личность энергетические штампы. Штампы являются результатом вы­ученных уроков и полученного в жизни опыта.  Они могут быть положительными или отрицательными. Наше ядро личности — это кульминация всех видов опыта, которые мы вы­бираем навсегда включить в нашу энергетическую структуру и пронести с собой через все будущие воплощения.

Ядро личности остается с нами даже тогда, когда мы по­кидаем сферу опыта жизни. Это основа того, кем мы являемся на самом деле. Те, кто общается с духами по ту сторону Завесы, знают, что, даже возвращаясь Домой, они сохраняют свое ядро личности. У некоторых даже остаются то же чувство юмора и другие личностные качества, которые были при жизни.

В ядро личности включаются все уровни вибрации, в том числе «ароматическая подпись», или характерный запах. По­этому многие ощущают запах любимых духов ушедшего близ­кого человека. Он часто пробуждает их от сна или преследует, когда они просто идут по улице.

По мере нашей эволюции чув­ство обоняния обостряется. (Многие люди уже сейчас говорят мне, что больше не могут переносить запахов, которые раньше ощущали каждый день.) Это позволит всем нам общаться на новом уровне, в том числе и легче воспринимать послания от духов.

«Ароматическая подпись» поможет нам также видеть истинное ядро личности каждого духа.

Наше ядро личности легче всего понять как особый аро­мат Бога, пребывающий в каждом из нас. Однако пережива­ния и энергетические штампы, которые мы получаем в течение жизни, влияют на наше ядро личности, иногда изменяя его на время данной жизни.

Покидая жизнь в очередной раз, душа имеет возможность выбрать, какие энергетические штампы она включит в со­став ядра личности.

Любые отрицательные энергетические штампы, полученные при жизни, можно «отпустить» по воз­вращении Домой.

Поскольку Дом — это среда, в которой положительной и отрицательной энергии не существует, все штампы, кроме тех, которые мы сознательно решаем оставить, автоматически растворяются, когда мы совершаем переход.

Наше ядро личности не только содержит все жизненные уроки, которые мы усвоили через энергетическую матрицу; с каждым усвоенным уроком оно также становится более определенным. Когда достигнут некоторый вибрационный уровень, мы уже никогда не сможем вернуться к уровню более низкому.

Когда происходит высвобождение энергетиче­ских штампов и овладение матрицами, вибрация нашей души повышается до изначального уровня вибрации «Ом». Когда усвоение всех жизненных уроков завершено, наша душа возвращается Домой с максимально расширенным ядром личности.

Так Бог может увидеть Бога, достигнув тем самым изначальной цели Игры.

Читайте далее книгу Стив Ротер «Духовная психология»  — «Одно правило: свободный выбор действует всегда»

Источник: http://angel-sveta.com/yadro-lichnosti/

Ядро личности: внутренняя личностная культура

Итак, психология расколота на два лагеря˸ на лагерь сторонников поведенческого подхода и лагерь исповедующих подход глубинный. Данные два лагеря не находят между собой ничего общего и издавна враждуют.

Сторонники глубинного подхода с презрением обзывает работу своих коллег поверхностной и вообще бихевиоризмом, бихевиористы, в свою очередь, сторонников глубинной психологии называют мистиками (если не шарлатанами) и пинают их за отсутствие конкретных результатов.

А к какому лагерю примыкает Синтон? Надеюсь, что ни к одному из этих двух.

Совершенно определенно, что Синтон-программа не работает в духе глубинной психологии. Что касается бихевиорального подхода, то, при всей близости целей и похожести используемых техник, можно также уверенно утверждать, что Синтон-программа в рамки бихевиорального подхода не укладывается.

Синтон работает преимущественно с тем, что всегда пропускают, не видят и не упоминают теоретики, рисующие слоистую структуру человеческой психики˸ с внутренней личностной культурой. Что это такое? Это ядро личности, задающее философию жизни, настрой души, тот способ понимания мира, те линзы и фильтры, которые определяют внутреннее поведение.

· Очевидно, что это не само внешнее поведение и даже не мотивы, ᴇᴦο организующие; это то, что организует мотивы и отношение к жизни в целом.

Пока в моей душе живет понятие «предательство» и верование, что «предательство не прощают никогда», я в соответствующих ситуациях всегда буду испытывать боль и желание отомстить. Да, я себя сдержу, а после холотропной прочистки это желание смягчится и скоро заменится на готовность простить, но…

· Но заметьте, что прощают только виноватых.

Если же моя внутренняя личностная философия другая, в случае если я принимаю реальность как есть и вижу лишь то, что этот человек, руководствуясь такими побуждениями, сделал то, что он сделал, то мне не надо никого прощать. Мне не надо прятать свою боль и сдерживать свой крик, потому что в душе у меня просто понимание и приятие.

Правильно, что бихевиоризм есть подход поверхностный, потому что если делать только поведение, а душу оставлять грязной, то мы и получим только маску, только фальшь и неестественность. Но почему же делать только — поведение? Почему же не воспитывать — душу?

Душу надо именно воспитывать и учить, а не просто очищать и интегрировать. И пока эта задача игнорируется в глубинном подходе, этот подход будет также оказываться ущербным и недостаточным.

Если у человека ᴇᴦο внутренний личностный центр кривой, то, дыши он на ребефинге годами, он со своей кривой личностью так и останется[40].

Возможно, он сумеет диссоциировать свои тяжелые кластеры, но пока у него кривая философия жизни, он в другой ситуации быстро надышит себе новые комплексы.

На пути хоть к социальному успеху, хоть к духовному просветлению у человека должна развиться внутренняя личностная культура — та закваска, тот главный душевный центр, который по умолчанию определяет душевную атмосферу и характер основных переживаний. Культура же приходит не через транс, а через желание человека свою культуру повысить и грамотную работу воспитателя, образцы культуры доносящего.

Источник: http://referatwork.ru/lectionbase/psihologiya/view/216873_yadro_lichnosti_vnutrennyaya_lichnostnaya_kul_tura

открытая библиотека учебной информации

Итак, психология расколота на два лагеря: на лагерь сторонников поведенческого подхода и лагерь исповедующих подход глубинный. Эти два лагеря не находят между собой ничего общего и издавна враждуют.

Сторонники глубинного подхода с презрением обзывает работу своих коллег поверхностной и вообще бихевиоризмом, бихевиористы, в свою очередь, сторонников глубинной психологии называют мистиками (если не шарлатанами) и пинают их за отсутствие конкретных результатов.

А к какому лагерю примыкает Синтон? Надеюсь, что ни к одному из этих двух.

Совершенно определœенно, что Синтон-программа не работает в духе глубинной психологии. Что касается бихевиорального подхода, то, при всœей близости целœей и похожести используемых техник, можно также уверенно утверждать, что Синтон-программа в рамки бихевиорального подхода не укладывается.

Синтон работает преимущественно с тем, что всœегда пропускают, не видят и не упоминают теоретики, рисующие слоистую структуру человеческой психики: с внутренней личностной культурой. Что это такое? Это ядро личности, задающее философию жизни, настрой души, тот способ понимания мира, те линзы и фильтры, которые определяют внутреннее поведение.

· Очевидно, что это не само внешнее поведение и даже не мотивы, его организующие; это то, что организует мотивы и отношение к жизни в целом.

Пока в моей душе живет понятие «предательство» и верование, что «предательство не прощают никогда», я в соответствующих ситуациях всœегда буду испытывать боль и желание отомстить. Да, я себя сдержу, а после холотропной прочистки это желание смягчится и скоро заменится на готовность простить, но…

Читайте также:  Истинное я, высшее я - психология

· Но заметьте, что прощают только виноватых.

В случае если же моя внутренняя личностная философия другая, если я принимаю реальность как есть и вижу лишь то, что данный человек, руководствуясь такими побуждениями, сделал то, что он сделал, то мне не нужно никого прощать. Мне не нужно прятать свою боль и сдерживать свой крик, потому что в душе у меня просто понимание и приятие.

Правильно, что бихевиоризм есть подход поверхностный, потому что если делать только поведение, а душу оставлять грязной, то мы и получим только маску, только фальшь и неестественность. Но почему же делать только — поведение? Почему же не воспитывать — душу?

Душу нужно именно воспитывать и учить, а не просто очищать и интегрировать. И пока эта задача игнорируется в глубинном подходе, данный подход будет также оказываться ущербным и недостаточным.

В случае если у человека его внутренний личностный центр кривой, то, дыши он на ребефинге годами, он со своей кривой личностью так и останется[47].

Возможно, он сумеет диссоциировать свои тяжелые кластеры, но пока у него кривая философия жизни, он в другой ситуации быстро надышит себе новые комплексы.

На пути хоть к социальному успеху, хоть к духовному просветлению у человека должна развиться внутренняя личностная культура — та закваска, тот главный душевный центр, который по умолчанию определяет душевную атмосферу и характер базовых переживаний. Культура же приходит не через транс, а через желание человека свою культуру повысить и грамотную работу воспитателя, образцы культуры доносящего.

Источник: http://oplib.ru/psihologiya/view/861491_yadro_lichnosti_vnutrennyaya_lichnostnaya_kul_tura

Ядро личности: внутренняя личностная культура

⇐ ПредыдущаяСтр 27 из 38Следующая ⇒

Итак, психология расколота на два лагеря: на лагерь сторонников поведенческого подхода и лагерь исповедующих подход глубинный. Эти два лагеря не находят между собой ничего общего и издавна враждуют.

Сторонники глубинного подхода с презрением обзывает работу своих коллег поверхностной и вообще бихевиоризмом, бихевиористы, в свою очередь, сторонников глубинной психологии называют мистиками (если не шарлатанами) и пинают их за отсутствие конкретных результатов.

А к какому лагерю примыкает Синтон? Надеюсь, что ни к одному из этих двух.

Совершенно определенно, что Синтон-программа не работает в духе глубинной психологии. Что касается бихевиорального подхода, то, при всей близости целей и похожести используемых техник, можно также уверенно утверждать, что Синтон-программа в рамки бихевиорального подхода не укладывается.

Синтон работает преимущественно с тем, что всегда пропускают, не видят и не упоминают теоретики, рисующие слоистую структуру человеческой психики: с внутренней личностной культурой. Что это такое? Это ядро личности, задающее философию жизни, настрой души, тот способ понимания мира, те линзы и фильтры, которые определяют внутреннее поведение.

· Очевидно, что это не само внешнее поведение и даже не мотивы, его организующие; это то, что организует мотивы и отношение к жизни в целом.

Пока в моей душе живет понятие «предательство» и верование, что «предательство не прощают никогда», я в соответствующих ситуациях всегда буду испытывать боль и желание отомстить. Да, я себя сдержу, а после холотропной прочистки это желание смягчится и скоро заменится на готовность простить, но…

· Но заметьте, что прощают только виноватых.

Если же моя внутренняя личностная философия другая, если я принимаю реальность как есть и вижу лишь то, что этот человек, руководствуясь такими побуждениями, сделал то, что он сделал, то мне не надо никого прощать. Мне не надо прятать свою боль и сдерживать свой крик, потому что в душе у меня просто понимание и приятие.

Правильно, что бихевиоризм есть подход поверхностный, потому что если делать только поведение, а душу оставлять грязной, то мы и получим только маску, только фальшь и неестественность. Но почему же делать только — поведение? Почему же не воспитывать — душу?

Душу надо именно воспитывать и учить, а не просто очищать и интегрировать. И пока эта задача игнорируется в глубинном подходе, этот подход будет также оказываться ущербным и недостаточным.

Если у человека его внутренний личностный центр кривой, то, дыши он на ребефинге годами, он со своей кривой личностью так и останется[47].

Возможно, он сумеет диссоциировать свои тяжелые кластеры, но пока у него кривая философия жизни, он в другой ситуации быстро надышит себе новые комплексы.

На пути хоть к социальному успеху, хоть к духовному просветлению у человека должна развиться внутренняя личностная культура — та закваска, тот главный душевный центр, который по умолчанию определяет душевную атмосферу и характер основных переживаний. Культура же приходит не через транс, а через желание человека свою культуру повысить и грамотную работу воспитателя, образцы культуры доносящего.

Жизнь и игры Синтона

На кого работает Синтон

Психотерапия forever и «Тусики-мутусики»

– Николай Иванович, а когда вы начнете серьезную работу?

Игорь приехал в московский Синтон из другого города. Только что закончилось занятие группы «Мир Души», всем было тепло и весело, народ шумел и с удовольствием играл в «Тусики-мутусики»… Игорь продолжил:

– Хорошо вам: у вас на редкость замечательный состав группы. У нас группы более трудные, но психологи, которые к нам приезжают, работают с нами очень серьезно: помогают нам осознавать наши проблемы, детские страхи, неврозы…

– Верно, Игорь, у меня замечательный состав группы. Но он замечательный именно потому, что я работал с этими людьми не так, как те психологи, которые приезжают к вам.

– А как?

– Это, Игорь, большой разговор. Начну издалека.

Людям, конечно, надо помогать. Но как?

Вот, например, ребенок свалился в канаву — что делается в первую очередь? Очевидно, что его оттуда надо вытаскивать и смазывать зеленкой разбитые коленки.

· Из жизненных канав детей самого разного возраста обязаны вытаскивать социальные работники. Называется это — социальная помощь и реабилитация.

Ситуация посложнее — вы видите, что ребенка некие (не зависящие от вас) моменты подталкивают на скользкую дорожку, а самое неприятное то, что через некоторое время он стремится туда уже сам, потому что там можно совершенно свободно валяться в грязи и, кстати, совершенно роскошно валять в грязи других.

· Тем более он будет это делать, если другой, кроме скользкой, дорожки он толком не знает и чувствует себя в другой обстановке крайне неуверенно.

Что делать тогда? Ну, такого ребенка желательно некоторое время держать за ручку, вести строго куда надо и отгородить от соблазнительных мест, причем отгородить надежно и решительно, ибо нет для ребенка более веселого развлечения, чем перемахивать через те дырявые заборы, которые построили для него глупые взрослые.

· Так вот, этой деятельностью в общественном масштабе занимаются инспектора по делам несовершеннолетних, а официальное название их работы — предупреждение асоциального поведения.

Нет повести печальнее на свете, чем эта, где бандиты — дети…

Эксперимент Макаренко по переплавлению трудных подростков уникален и, похоже, в наше время уже невоспроизводим. Антон Семеныч воспитательный процесс в колонии начинал с того, что помещал своих воспитанников в руины и предлагал всем желающим выжить.

Своим трудным он устраивал не милый досуг, а работу на выживание.

Только такая — настоящая! — работа всех расставляла по своим местам, отделяла умеющих работать от болтунов, тем не менее прибивая трудных к здоровому ядру и сливая всех в единый коллектив.

· Поиск, создание и укрепление здорового ядра — это уже была работа Антона Семеныча. И он ее — выполнял.

В колонии было трудно, но вокруг нее оказывалось еще труднее (разруха после гражданской войны), так что бежать особенно было некуда, плюс рядом на всякий случай имелись, всегда готовые помочь создать ответственную атмосферу, курирующие колонию сотрудники ГПУ…

· Запомните эти четыре составляющие: снаружи еще хуже, труд, здоровое ядро, вооруженная охрана. Собственно, по этой же педагогической системе работает и любая воровская шайка: внутри тяжелый труд, снаружи условия тебе чужие и неприемлемые, ядро сформировано, а ГПУ у воров свое и порядок наводит эффективно, теми же методами. Методика — универсальна.

Так вот: когда в наше время трудных отправляют в летние лагеря, не укомплектованные милицией и заполненные предрасполагаю­щим к балдежу досугом, то в них даже самые малолетние скоро оказываются в ситуации бандитской малины, а обслуживающий персонал — в роли заложников. Воспитательный эффект прикиньте сами.

Впрочем, муниципальные органы власти и сотрудники комитетов по делам семьи и молодежи имеют свой взгляд на происходящее, а именно, по итогам лета ставят довольные галочки: летние оздоровительно-воспитательные мероприя­тия проведены и охватили столько-то детей. Таким образом, без работы эти ответственные лица не останутся никогда — хотя бы потому, что после их работы число трудных почему-то не уменьшается.

· А количество любителей малины — увеличивается.

Впрочем, мы немного отвлеклись.

Где же наш ребенок и что с ним? А вот: у нашего ребенка кривые ноги и немного косые глаза, поэтому его все время сносит с нормальной дороги. Что пропишут специалисты? Естественно, оздоровительную гимнастику и поправить зрение.

· В области душевной жизни те же действия называются «психологическая коррекция».

А вот еще любопытный экземпляр: вроде бы вполне здоровый ребенок, но вместо того чтобы идти вместе со всеми по дороге, он тоскливо смотрит себе под ноги и никак не найдет себе места… Что сделаем мы, как добрые мамы? Поддержим под ручки, глазки откроем, бодрую песенку споем, с интересными ему местами — познакомим.

· Называется — социальная адаптация. Сейчас одно из самых перспективных направлений для голодных психологов, под это дают деньги почти всегда.

А вот и наш главный герой: ребенок идет вместе со всеми, но как-то ковыляет и взгляд его невесел. В чем дело? Поверхностный осмотр показывает заскорузлые болячки, синяки и вывихи, более внимательный взгляд обнаруживает одышку и сердечную недостаточность.

Что ему показано? Правильно, лечение в поликлинике, а лечение души и есть нормальная психотерапия. Однако, чтобы не сталкиваться лбом с врачами, психиатрами и вообще звучать достойнее, психологи называют эту работу «группы личностного роста».

· Ну, логика в этом есть — скрюченные разгибаются, у невротиков процесс разложения приостанавливается.

В этих психотерапевтических — простите, в группах личностного роста работа ведется подчеркнуто осторожно, людей приучают к тому, что они соприкасаются с чем-то очень важным, почти святым — а именно, с душой, которая так ранима и в которой так много болезненных мест.

Первое и главное, чему научаются в таких группах, это — находить больные места в душах окружающих и, естественно, в своей собственной, а найдя, с ними работать. Работать — это очень важное понятие, здесь оно обозначает: искать глубинные причины своих болячек, гнездящиеся в темных страхах трудного детства, и иногда даже не вашего.

В течение всего времени душевных копаний в больные места нельзя тыркать, а можно только их поглаживать и окружать теплотой.

· Ребенок кашлянул, мама надела на него две шапочки, тулупчик и положила в теплую постельку.

Если хотите, на психотерапевтических тренингах из людей делают профессиональных больных.

· Когда с бодрыми, живыми вожатыми Орленка стали проводить психологические тренинги (такие), они стали ходить медленнее, как загипнотизированные, беспрерывно прислушиваться к своим чувствам, находить им глубокое психологическое обоснование и болезненно реагировать на попытки ими прямо руководить. Короче, спустя год, чтобы вожатых снова можно было пускать к детям, в Орленке стали искать других психологов, которые смогли бы ликвидировать последствия работы предыдущих.

Читайте также:  Как запомнить то, что нужно? - психология

Так вот, о детях — людей, приходящих в Синтон, я воспитываю изначально по-другому. Синтон менее всего напоминает мне теплую поликлинику, это скорее бодрый стадион, хотя здесь никто не ставит задачи подготовить чемпионов.

Сюда, в Клуб, на занятия, приходят люди, желающие получить себе умные нагрузки под руководством веселого и знающего свое дело тренера.

Конечно, человека с вывихом или заболевшего тренер к тренировке не допустит и отправит к врачу, от всех же остальных кислое нытье «Ой, мне тяжело» выслушивать не будет.

· Тяжело? Прекрасно, ты ведь этого и хотел?

И такую работу я называю работой серьезной, хотя бы на занятии люди весело бегали и играли в славные «Тусики-мутусики». Вот такой разговор произошел у меня с Игорем.

Источник: https://lektsia.com/6xe737.html

Психология личности в трудах отечественных психологов

Анализируя и сравнивая между собой те бесконечно разнообразные по содержанию и по степени сложности проявления, из которых строится наше представление о человеческой личности, мы можем разбить их на две большие группы.

Во-первых, проявления, свидетельствующие о большем или меньшем развитии у данного человека тех или иных психологических (resp[4]. психофизиологических) элементов личности, а также способов взаимного соединения этих элементов.

Так, например, сопоставляя дерзкую и необдуманную выходку какого-нибудь человека с другими аналогичными его поступками, мы заключаем, что в основе разбираемого проявления лежит чрезмерно повышенная аффективная возбудимость данного человека, а также слабое развитие у него задерживающих импульсов, благодаря чему внезапно возникающие побуждения осуществляются прежде, чем в сознании могли появиться мотивы противоположного характера; наблюдая за ходом умственной работы школьника, например за тем, как он заучивает стихотворение, или проделывая над ним аналогичный по содержанию психологический эксперимент, мы судим о степени развития у него способности запоминания, о сосредоточенности его внимания и т. п. Такого рода проявления мы будем называть в дальнейшем изложении эндопсихическими[5], так как они выражают внутреннюю взаимозависимость психических элементов и функций, как бы внутренний механизм человеческой личности.

Соответственно этому и ту сторону личности, которая обнаруживается в этих проявлениях и которая обычно обозначается терминами «темперамент», «характер» и «умственная одаренность», мы будем называть эндопсихикой. Сюда войдет, следовательно, вся совокупность таких основных психических (resp.

психофизиологических) функций или способностей, как восприимчивость, память, внимание, комбинирующая деятельность (мышление и воображение), аффективная возбудимость, способность к волевому усилию, импульсивность или обдуманность волевых актов, быстрота, сила и обилие движений и т. п.

[6] Иными словами, эндопсихику мы вполне отождествляем с нервно-психической организацией человека, рассматривая эту последнюю как сложный, организованный, непрерывно действующий двусторонний (психофизиологический) процесс, причем отдельные психические функции составляют части или стороны этого процесса, тесно между собой связанные, но в то же время пользующиеся в своей деятельности относительной независимостью. Эндопсихика составляет, несомненно, ядро человеческой личности, главную ее основу, отражаясь в значительной степени (хотя и не всегда одинаково сильно) также и на экзопсихических ее проявлениях.

Вторую, также очень существенную сторону личности составляют другого рода проявления, которые можно назвать, в отличие от первых, экзопсихическими.

Содержание их определяется отношением личности к внешним объектам, к среде, причем понятие среды или объектов берется в самом широком смысле, в котором оно объемлет всю сферу того, что противостоит личности и к чему личность может так или иначе относиться: сюда входит и природа, и материальные вещи, и иные люди, и социальные группы, и духовные блага – наука, искусство, религия, и даже душевная жизнь самого человека, поскольку последняя также может быть объектом известного отношения со стороны личности. Очевидно, что индивидуальность человека определяется не только своеобразием его эндо-психических черт, вроде особенностей памяти, воображения и т. п., но в не меньшей мере и его отношением к окружающим явлениям, тем, как каждый человек реагирует на те или иные объекты, что он любит и ненавидит, чем интересуется и к чему равнодушен, т. е., согласно нашей терминологии, его экзопсихическими проявлениями.

Указанные только что основные признаки, характеризующие эндо– и экзопсихические проявления личности и отличающие их друг от друга, отражаются обычно и на составе этих проявлений. В то время как эндопсихические проявления являются выражением внутренних, субъективных соотношений между отдельными психологическими (resp.

психофизиологическими) элементами данной личности, будучи в то же время всегда связаны более или менее тесно с индивидуальными особенностями центральной нервной системы данного индивидуума, экзопсихические проявления, наоборот, всегда отражают на себе в большей или меньшей степени внешние, окружающие человека условия, ту обстановку, среди которой он живет и действует. Возьмем, например, характерный эндокомплекс (сочетание нескольких тесно связанных между собою основных психофизиологических функций), предрасполагающий обыкновенно человека к занятию искусством: сильно развитое воображение, воспроизводящее и отчасти творческое, повышенная восприимчивость к внешним впечатлениям, значительная аффективная возбудимость, развитое эстетическое чувство. Все эти черты тесно, органически связаны между собою, составляя вместе одно неразрывное целое, так что значительное развитие одной из них почти неизбежно влечет за собой хотя бы некоторое развитие также и остальных.

Совсем иное получится, если мы возьмем какой-либо, хотя бы также очень типичный и часто встречающийся экзокомплекс.

Так, например, условия больших художественных центров способствуют возникновению так называемой художественной и литературной «богемы», основные черты которой всем хорошо известны: молодежь, еще не успевшая как следует устроиться в материальном отношении, обычно холостая (так как не на что содержать семью), живущая компанией (так как одному в пустой, неуютной каморке скучно и тоскливо), неряшливая в своем костюме и домашнем обиходе (так как нет жены, которая следила бы за хозяйством), беззаботная (так как не о ком и не о чем особенно заботиться), живущая то впроголодь, то устраивающая кутежи (если кому-нибудь удастся выгодно продать картину или иным каким-нибудь способом достать денег), – все эти характерные черты обусловлены, очевидно, не столько внутренним психическим складом каждого из этих молодых людей, сколько теми внешними обстоятельствами, среди которых им приходится жить и работать.

Необходимо, впрочем, оговориться, что вопрос о делении психики личности на эндо– и экзопсихику не следует смешивать с вопросом о различном происхождении отдельных элементов личности.

Было бы, например, совершенно неправильно думать, что все решительно эндочерты являются прирожденными (унаследованными), тогда как экзопроявления всецело сводятся к отпечатку, накладываемому на человека воспитанием и внешней средой. В общем, конечно, такое соотношение можно считать безусловно преобладающим.

Тем не менее бывают нередко случаи, когда воспитание и внешние условия могучим образом способствуют усилению и дальнейшему развитию такой эндочерты, которая без них осталась бы заглохшей и совершенно неразвитой.

С другой стороны, тот или иной характерный экзокомплекс также неизбежно предполагает усиление у данного человека соответствующих ему элементарных психических свойств (например, в приведенном выше примере – общительности, беспорядочности поступков, склонности к чувственным наслаждениям и т. д.); вся суть лишь в том, что сочетание этих элементарных психических свойств определяется в данном случае не их внутренней, органической связью, а посторонними, вне человека находящимися условиями.

Еще одна оговорка. Не следует думать, что экзопсихическая сторона личности – это нечто внешнее, поверхностное, преходящее, имеющее значение лишь для данного момента, и что с переменой внешних условий всякий раз меняются также и экзопроявления.

Наоборот, некоторые характерные экзопроявления (например, привычка или непривычка к труду, отношение к собственности, социальные взгляды, миросозерцание и т. п.

), будучи раз выработаны и усвоены человеком, отличаются впоследствии нередко такой же прочностью, как и его эндопсихика, оставаясь иногда неизменными до самого конца жизни, несмотря на неоднократную перемену внешних условий и окружающей обстановки.

Деление по психическим уровням

Теперь перейдем к более подробному рассмотрению отдельных принципов нашей классификации и прежде всего остановимся на вопросе о том, что мы называем психическим уровнем.

Известно, что всякий человек в своем физическом и духовном развитии проходит последовательно целый ряд определенных ступеней, причем каждая последующая ступень характеризуется большим богатством и интенсивностью душевной жизни по сравнению с предыдущей.

Этот процесс «психического роста», или «психического развития», отличается наибольшей стремительностью в первые годы жизни ребенка, а также в отроческом и отчасти в юношеском возрасте; по мере же приближения к 25–30 годам он постепенно замедляется и, наконец, совершенно останавливается; основное ядро личности окончательно определилось, психический уровень человека более или менее выяснился.

В дальнейшем ему предстоит, быть может, еще развить крайне интенсивную и разнообразную деятельность, – но это будут лишь обнаружения уже сформировавшейся личности, сводящиеся преимущественно к ее экзопроявлениям, в то время как совокупность свойственных ему основных психических функций (эндопсихика) остается в дальнейшем более или менее неизменной.

Сравнивая между собою процесс психического роста у разных индивидуумов, нетрудно убедиться, что высшие, предельные границы этого роста, определяющие собой то, что мы называем психическим уровнем человека, отличаются у разных людей крайним разнообразием. Это зависит, с одной стороны, от «степени одаренности» человека, т. е.

от богатства и интенсивности его прирожденных способностей, а с другой – от влияния внешних условий (и прежде всего воспитания и образования), способствующих или, наоборот, мешающих развитию природных дарований.

Как бы то ни было, но в конце концов каждый человек достигает в известном возрасте предельного, доступного ему психического уровня, который в большинстве случаев является для него окончательным.

При нормальных внешних условиях и соответствующем воспитании и образовании уровень этот определяется, как уже сказано, прирожденной одаренностью человека, сводящейся в конце концов к общему (потенциальному) запасу его нервно-психической энергии или, употребляя другой термин, к присущему ему большему или меньшему количеству психической активности. Само собою разумеется, что под словами «активность» и «энергия» следует понимать отнюдь не волевое усилие в узком смысле этого слова (как это делают нередко психологи волюнтаристического толка), а нечто гораздо более широкое, лежащее в основе всех вообще наших душевных процессов и проявлений. Иначе, если бы мы в качестве критерия психического уровня брали только волевые процессы, нам пришлось бы сделать целый ряд натяжек, например многих великих художников, писателей, мыслителей и т. п. поставить в психическом отношении ниже самых заурядных полководцев или администраторов, обладавших твердой, непреклонной волей.

В последнее время были сделаны попытки количественно измерить степень этой общей активности (resp. количество нервно-психической энергии), лежащей в основе душевной жизни каждого отдельного индивидуума.

Так, Spearman, на основании ряда исследований, произведенных по методу корреляции, пришел к заключению, что нахождение близкой связи (высокого коэффициента корреляции) между двумя какими-нибудь способностями далеко не всегда обусловливается внутренним сродством этих способностей, а, наоборот, чаще свидетельствует об участии в них одного общего фактора, который Spearman называет «общим фондом психической энергии». Физиологическую основу этого фонда составляет свободная энергия всей мозговой коры и, быть может, также и некоторых других частей нервной системы. ‹…›

Общий потенциальный запас нервно-психической энергии каждого отдельного человека обнаруживается, как мы сейчас увидим, целым рядом сложных и разнообразных признаков, и определение его далеко не может быть таким простым и схематичным, как это представляет себе Spearman. Тем не менее заслуга этого последнего состоит в том, что сама проблема существования «общего фонда психической энергии», вместе с количественными колебаниями этого фонда у разных индивидуумов, выдвинута и подчеркнута им с большой рельефностью.

Источник: http://bookap.info/genpsy/kulikov_psihologiya_lichnosti_v_trudah_otechestvennyh_psihologov/gl4.shtm

Ссылка на основную публикацию