Условия самоактуализации — психология

Условия для развития и самооактуализации

Хотя стремление к самоактуализации и является центральным (бытийным, по определению Маслоу) мотивом человека, оно, однако, легко подвержено воздействию различных жизненных ситуаций.

Если текущие условия обрекают человека на борьбу за физическое выживание, то степень бытийной мотивации, направленной на самоактуализацию, может оказаться не столь значительной.

Лишь в подходящей психологической атмосфере тенденция к самоактуализации высвобождается и становится не потенциальной, а актуальной, пишет Роджерс.

Маслоу также предупреждает, что для самоактуализации нужны хорошие условия и лишь при условии удовлетворения и низшей, и высшей потребности последняя приобретает большую субъективную значимость для человека: „человек, удовлетворивший низшие потребности и познавший, что такое самоуважение и самоосуществление, как правило, ставит их выше сытого желудка и чувства безопасности“. Но для этого, подчеркивает Маслоу, человек должен иметь опыт реализации базовых потребностей более низкого уровня.

По сути, удовлетворенные низшие потребности являются как бы стартовой плошадкой для восхождения к себе и (возможно) для последующей трансценденции.

И если потребности более низкого уровня окажутся хронически неудовлетворёнными (например, потребность в признании или принадлежности), если человек ущербен, испытывает ощущение дефицита, ему грозит зациклиться на поиске путей удовлетворения этих дефицитов и в дальнейшей своей жизни, даже тогда, когда реального дефицита уже не будет.

В этом случае, как утверждал Маслоу, мотивация будет направлена не на бытие, но на покрытие дефицитов.

Такая „дефицитарная“ мотивация, являющаяся, по сути существованием в модусе „ИМЕТЬ“, ведет к игнорированию, а то и к попытке подавления заложенных в человеке возможностей и – в результате – к обеднению жизни.

Если человек выбирает в пользу покрытия своих дефицитов, в пользу бегства от страха и тревоги, в пользу покоя и защищенности в ущерб встрече с реальностью, в ущерб бытию, то самоактуализация и рост останутся нереализованными.

В конечном счете, дефицитарная мотивация возникает, если самости человека, его подлинному „Я“ не дают свободно раскрываться и развиваться. Это происходит, если окружение ребенка вызывает в нем ощущение отсутствия любви и защищенности, чувство опасности и страха, если подавляется самостоятельность и живой интерес ребенка.

Маленький человек сталкивается со страхами, которые он не может преодолеть иначе, как выстраивая защиты и предавая свою сущность.

В зависимости от преобладания того или иного базового страха формуруются различные типы характеров, носители которых, как мы увидим посже, характеризуются особенностями ответа на эти страхи, выбирая соответствующие стратегии по ич преодолению.

Как правило, эти стратегии определяются теми же дефицитарными мотивациями, уводящими человека от бытия к обладанию. Так на смену истинному, подлинному Я приходит Я идеальное, и вся энергия человека бросается на обладание свойствами и качествами, которых он не имеет (а зачастую и не может иметь).

Отсюда напрашивается вывод, что гарантом роста и самоактуализации с самого начала должны быть условия, обеспечивающие ребенку, с одной стороны, любовь, признание и безопасность, с другой, — проявление самостоятельности, развитие разносторонних интересов, способствующих раскрытию различных сторон его самости.

Маслоу подчеркивал в этой связи, что самоактуализация требует „защиты, поддержки и ободрения со стороны окружения, особенно если речь идет о ребенке… Не чувствуя поддержки он будет слишком напуган, чтобы дерзать“. И далее: „чем в большей мере удовлетворена потребность ребенка в безопасности, тем меньше она мешает проявлению его отваги“.

Лишь не скованный страхом ребенок чувствует себя достаточно безопасно, чтобы проявлять интерес и удивление, тянуться к своему окружению и демонстрировать все те навыки, какими он обладает.

Испытывая определённые ощущения и прислушиваясь к своим переживаниям ребенок будет подведен к необходимости выбора между различными видами активности, отдавая предпочтение тем, которые способны вызывать радость, и отказываясь от тех, что вызывают пресыщение и навевают скуку.

Этот процесс учит ребенка понимать свои чувства, делать осознанные выборы, что укрепляет его самоуважение и уверенность в себе, его веру в свои способности и умения.

Если ребенок чувствует угрозу со стороны своего окружения, то всю свою энергию он направит на защиту от страха, отказываясь от попыток „высунуться“, быть самостоятельным и доверять в своих выборах своим внутренним ощушениям.

Такой ребенок будет отказываться от собственных чувств (тем самым предавая свою самость), стремясь к тому, чтобы его выборы соотвевтствовали желаниям или требованиями другого человека, от которого зависит его безопасность.

Маслоу отмечает, подводя итог, что „в бесконечной цепочке выборов, которая и составляет жизнь, выбирать, как правило, нужно между безопасностью (или, шире, оборонительной позицией) и развитием… Если выбор является действительно свободным и если ребенок не «искалечен», тогда мы вправе ожидать от него выбора в пользу движения вперед“.

Вспомним Гёте: „Есть две вещи, которые родители должны дать своим детям: КОРНИ и КРЫЛЬЯ“. Это выражение может быть девизом воспитания, основанного на бытийных ценностях.

Свободное, не ограниченное страхом и угрозами развитие ребенка, при условии мощного позитивного примера значимого социального окружения, способствует как обретению человеком общечеловеческих норм и ценностей, укоренению в этой благодатной почве, так и раскрытию в нем лучших его качеств.

Роджерс и Маслоу неоднократно указывали на безосновательность опасений, что свободный человек, не подавляющий свои настоящие чувства, будет жестоким, коварным и бесчеловечным. Быть собой не значит быть злым или неконтролируемым, пишет Роджерс. Напротив, истинные чувства – по-настоящему человечны.

Воспитание и образование лишь тогда могут способствовать росту и развитию, когда воспитатели видят в ребёнке личность, позволяя ему, как пишет Роджерс, „на любом уровне соприкасаться с важными проблемами своей жизни, чтобы он сталкивался с проблемами и спорными вопросами, которые ему хочется разрешить“. Ведь „люди, которые находятся в подлинном контакте с жизненными проблемами, хотят учиться, хотят расти, хотят открывать, надеются научиться, желают создавать“.

Следующей важной предпосылкой является приятие ребнка таким, каков он есть, способность „понять его чувства, положительно относиться к нему и со-чувственно понимать его чувства страха, предчувствия и обескураженности, сопутствующие восприятию нового“.

Воспитание должно стать диалогом воспитателя и воспитуемого.

Это предполагает, что воспитатель должен быть конгруентным (именно таким, каков он есть на самом деле, сознающим свое отношение к другим людям, принимающим и умеющим открыто выражать свои настоящие чувства), не навязывающим воспитуемому своё мнение, свои подходы, свой опыт и готовые решения, а воспитуемый должен обладать такой же свободой выражения самого себя. Учитель должен предложить ученику самого себя „как средство, а также все другие средства, которые он смог бы найти“, чтобы ученик выбрал для совладания с проблемами необходимое средство из этого арсенала.

Читайте также:  Искусство - психология

Роджерс не ставил во главу угла приобретение знаний. Важным он считал развитие творческих способностей, большую свободу мысли, независимость, поэтому призывал создавать „условия для приобретения знаний, которые способствуют уникальному, самонаправляемому и самостоятельному учению“.

Обучение, центрированное на учащемся, призвано повышать „уровень личной приспособленности, творчества, самостоятельного приобретения знаний и ответственности учащегося.

Это спасло бы его от конформизма, принесения в жертву своих творческих способностей, спасло бы от того, чтобы жить по чужим стандартам“.

Хороший воспитатель исключает отношение противоборства со своим воспитуемым, исключает стремление к превосходству над ним и саму возможность угрозы, которую тот может почувствовать. Именно это является условием искоренения зависти, страха подозрительности и тревоги (Роджерс).

Маслоу также отмечает, что окружение ребёнка может удовлетворить его фундаментальные потребности в безопасности и сопричастности, в любви и уважении. Тогда только ребенок может почувствовать, что жизнь его безопасна и интересна, что он может проживать её спонтанно и самостоятельно, а значит может дерзнуть сделать выбор в пользу неведомого, встреча с которым может доставить ему радость.

https://www.youtube.com/watch?v=1n1xKY5pgb4

Таким образом, подчеркивает Маслоу, „выбор в пользу развития будет положительно-привлекательным и менее опасным, а выбор в пользу регресса – менее привлекательным и более обременительным“.

В условиях защищенности, безопасности и свободы, исключающих давление и насилие со стороны взрослых, ребенок сам может решать, „идти ему вперед или нет, поскольку он один может знать свое субъективное переживание удовольствия“, поскольку самоактуализация и рост всегда сопряжены с ощущением радости.

Источник: http://www.strah-i-trevoga.ru/articles/253-rost-i-samoaktualizatsiya/samoaktualizatsiya/323-usloviya-dlya-razvitiya-i-samooaktualizatsii.html

самоактуализация — это… Что такое самоактуализация?

   САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ (с. 518)

   В наши дни психологическая терминология широко внедрилась в повседневную лексику. Даже не очень эрудированный обыватель вместо беспокойства говорит о стрессе, плохое настроение именует депрессией, а крайнюю степень обескураженности спешит выразить клинической формулой: «Я в шоке!» При этом он даже не отдает себе отчета, насколько неадекватно использует специальные термины.

   Увы, нечто подобное можно с сожалением наблюдать даже в среде профессионалов. Отчасти виной тому многозначность некоторых психологических понятий, отсутствие четких дефиниций и трактовок. Нередко разные специалисты не могут прийти к взаимопониманию, поскольку в одни и те же слова вкладывают разный смысл.

   Особенно в этом отношении «везет» популярным терминам, вошедшим в моду вместе с соответствующими теориями.

Так, по мнению многих, эдиповым комплексом можно «страдать», забывание объясняется преимущественно вытеснением, да и вообще под психоанализом понимается едва ли не всякий анализ поведения, чужого и собственного (в результате «психоаналитиков» за несколько лет стало больше, чем сантехников).

   В последние годы одним из таких модных (как в профессиональном сообществе, так и за его пределами) словечек стало одно из центральных понятий гуманистической психологии — самоактуализация.

Психологические словари трактуют этот термин весьма расплывчато (что, впрочем, вообще характерно для терминов гуманистической психологии). И индивидуальные трактовки, даже среди профессионалов, возникают неоднозначные.

Одна из них, весьма популярная, подразумевает, что самоактуализироваться означает просто-напросто стать самим собой. Для этого, разумеется, необходимо понять, кто же ты есть на самом деле, освободиться от предрассудков, иллюзий и комплексов. Потом остается только сказать: «Вот таков я! Принимайте меня таким, каков я есть.

Кому не нравится, я не виноват». В итоге самоактуализирующейся личностью начинает считать себя любой безответственный Нарцисс с дурными манерами, который не только не стремится преодолеть свои очевидные недостатки, но и начинает гордиться ими, так как якобы получил этому научное обоснование.

Автор сборника психотерапевтических анекдотов иронизирует по этому поводу: «На ближайшей сессии начните почесываться, рыгать и сплевывать на пол. Настоящий психолог-гуманист воспримет эти спонтанные проявления как явные свидетельства вашего личностного роста».

   Разумеется, настоящий психолог гуманистической ориентации воспримет нарисованную картину как пародию, в которой гиперболизация одних аспектов и недооценка других привели к грубому искажению самой идеи самоактуализации. Поэтому, дабы не впадать в такой карикатурный дилетантизм, необходимо разобраться, в чем же состоит суть этой идеи.

   Д.А.Леонтьев, которого по праву можно отнести к представителям гуманистического направления отечественной психологии, так определяет это понятие: «Самоактуализация — процесс развертывания и созревания изначально заложенных в организме и личности задатков, потенций, возможностей». И далее он цитирует А.Маслоу, которому принадлежит наиболее подробная и популярная теория самоактуализации: «Разные авторы называют ее по-разному: самоактуализация, самореализация, интеграция, психическое здоровье, индивидуализация, автономия, креативность, продуктивность, — но все они согласны в том, что все это синонимы реализации потенций индивида, становление человека в полном смысле этого слова, становление тем, чем он может стать».

   Но тут возникает серьезный вопрос: если в некоем конкретном человеке заложены низменные влечения, порочные и даже преступные наклонности, то во что же, не приведи Господь, вышьется его самоактуализация?! Здесь мы сталкиваемся с принципиальным моментом гуманистической теории, согласно которой ничто порочное и низменное в человеке изначально не заложено, а потому естественным образом развернуто быть не может. Наоборот, природа человека изначально позитивна (в некоторых трактовках — по крайней мере нейтральна), и любые деструктивные тенденции возникают вследствие деформаций естественного развития. Ответственность за такие деформации несет общество, которое искусственными условностями и ограничениями, а то и прямыми репрессиями подавляет и искажает подлинные проявления человеческого естества… В этом принципиальное отличие гуманистической теории от психоанализа. По Фрейду, если дать людям полную волю, они примутся насиловать друг друга, и только социальные ограничения сдерживают деструктивную человеческую природу.

   Проблема состоит в том, что ни одна из противоположных точек зрения не может быть обоснована научными методами. Неудивительно, что и упреки в адрес диаметрально разнящихся подходов во многом схожи: и фрейдистская, и гуманистическая доктрины многими исследователями объявляются ненаучными.

Поскольку их постулаты невозможно исследовать и доказать, они могут выступать лишь предметом веры, а это уже иная духовная сфера, отнюдь не наука. Тут невольно вспоминается упрек, высказанный однажды в адрес теории Леопольда Сонди: «Это не наука, это идеология».

На что ученый возразил: «Горе науке, которая не стремится стать идеологией!» Не вдаваясь в бесперспективную дискуссию по данному вопросу, хочется лишь добавить: горе идеологии, которая выдает себя за науку.

Читайте также:  Мышечное напряжение - психология

   Существует, правда, еще бихевиористский подход, вовсе отрицающий врожденные задатки: все личностные образования расцениваются как привнесенные извне. Соответственно воспитание сводится к поощрению позитивных реакций и подавлению негативных.

И еще ни в какую доктрину не оформился родственный подход, который признавал бы наличие в человеке разнонаправленных тенденций: человек по природе своей не ангел и не животное, он изначально несет в себе и то и другое, и в зависимости от того, что будет подавляться, а что — поощряться, и возобладает соответствующая тенденция.

Может быть, в оформлении такого подхода и сострит будущее психологической мысли? Время покажет. Ясно лишь, что, если такой подход возобладает, само понятие самоактуализации выйдет из моды. Но до этого пока далеко.

Хотя гуманистическая психология в качестве «третьей силы» в мировой психологической науке реально сошла на нет, ее идеологический пафос продолжает окрашивать идеи многих современных психологов, а плодов ее практического применения (в частности, свободного воспитания, политкорректности и т.п.) еще недостаточно, чтобы ее окончательно дискредитировать.

   Сама по себе идея самоактуализации высказывалась задолго до оформления гуманистической психологии в реальную «третью силу». Ее истоки можно найти в работах Адлера, Юнга, Хорни и даже Маркса. Идея реализации заложенного в человеке потенциала звучит и у С.Л. Рубинштейна.

Впервые идея самоактуализации получила концептуальное оформление в работах Курта Гольдштейна (его имя у нас малоизвестно, хоть он и считается идейным предтечей сразу нескольких научных школ, в частности гештальтпсихологии).

Гольдштейн выступал, с одной стороны, против господствовавшего в современной ему биологии и психологии принципа гомеостаза, редукции напряжения как основной движущей силы поведения, а с другой стороны, против элемента ристского подхода к целостному живому организму (этот принцип целостности и подхватили гештальтисты).

Организмом, согласно Гольдштейну, движет тенденция максимально полно актуализировать заложенные в нем возможности, способности, свою «природу». Гольдштейн противопоставлял идею самоактуализации как единственной потребности живого организма постулированию многих частных «так называемых потребностей».

Он связывал осуществление заложенной в индивиде тенденции к актуализации с неизбежным конфликтом с силами внешнего окружения. Нормальный и здоровый организм, актуализируясь, преодолевает препятствия, порождаемые столкновением с миром. Позднее Гольдштейн переместил акценты с биологической актуализации на сущностную реализацию человека. Невозможность самореализации предстает одновременно как причина и как главное следствие душевных недугов.

   Много общего с идеями Гольдштейна содержится в концепции «стремления к актуализации» Карла Роджерса.

Под стремлением к актуализации Роджерс понимает свойственную всем живым организмам направленность — «стремление к росту, развитию, созреванию, тенденцию проявлять и активизировать все способности организма в той мере, в какой эта активизация способствует развитию организма или личности (self)».

   Для Абрахама Маслоу идея самоактуализации выступила краеугольным камнем не только теории личности, но и целой философско-мировоззренческой системы.

Теория Маслоу началась с эмпирического обобщения и выделения особого типа людей — самоактуализирующихся личностей, которые, по его оценке, составляют всего около 1 % населения и представляют собой образец психологически здоровых и максимально выражающих человеческую сущность людей.

(Правда, поставив перед собой задачу привести конкретные примеры, Маслоу не смог насчитать свыше четырех дюжин персон, более или менее отвечающих его критериям.

) Маслоу, однако, признавал наличие стремления к самоактуализации у большинства (а возможно, и у всех) людей, более того — наличие у большинства людей способности самоактуализироваться, хотя бы в принципе. Неутешительная реальность объясняется отчасти тем, что многие люди не осознают своего потенциала и не понимают пользы самоусовершенствования.

К тому же социальное и культурное окружение часто подавляет тенденцию к актуализации определенными нормами по отношению к какой-то части населения (примером могут служить культурные, а по сути своей искусственные стереотипы мужественности и женственности).

Исходя из этого, актуализация высших потенциалов в общей массе возможна только при «хороших условиях». Или, более того, людям нужно «способствующее» общество, в котором можно раскрыть свой человеческий потенциал наиболее полно. По мнению Маслоу, ни одно общество в истории человечества не предоставляло максимальной возможности для самоактуализации всех его членов. Соответственно, необходимы глобальные культурные и политические трансформации, а это, честно говоря, уже сильно напоминает очередную социальную утопию.

   Критика в адрес понятия и теории самоактуализации, прежде всего в ее наиболее развитой форме — в теории Маслоу, была постоянной и обильной.

Основные критические замечания сводятся к следующим: 1) исследование самоактуализирующихся личностей, выполненное Маслоу, не отвечает критериям научной достоверности; 2) критерии выбора этих людей субъективны и связаны с системой ценностей самого автора; 3) самоактуализация в понимании Маслоу является не единственным механизмом развития и самоосуществления личности, что обнаруживается, в частности, в сравнительно-культурных исследованиях; 4) концепция самоактуализации в соответствии с выделенными Маслоу критериями рисует образ эгоцентричной личности, не учитывая моменты социальных взаимодействий; 5) самоактуализация не может выступать как конечная цель развития, она достигается как побочный продукт сознательной ориентации на что-то иное; 6) не все потенции, заложенные в человеке от рождения, могут и должны быть реализованы, развитие предполагает выбор, какие потенции реализовывать, а какие нет; 7) концепция самоактуализации не позволяет объяснить конфликты и кризисы в индивидуальном развитии… Впрочем, этот длинный список можно продолжать еще долго. Давайте просто отдавать себе отчет, что, воспевая самоактуализацию, мы солидаризируемся с отнюдь не однозначной и не бесспорной концепцией — не столько психологической, сколько мировоззренческой. Хотя о том, что позитивное мировоззрение лучше негативного, спору нет.

Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.

Источник: https://psychology.academic.ru/2186/%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B0%D0%BA%D1%82%D1%83%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F

Реферат: Теория самоактуализирующейся личности. Скачать бесплатно и без регистрации

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Читайте также:  Аритмик - психология

Вступление

Понятие «личность» многопланово, личность является объектом изучения многих наук: Философии, социологии, психологии, этики, эстетики, педагогики и т. д. Каждая из этих наук изучает личность в своем специфическом аспекте.

В современной психологии под личностью понимается «индивид как субъект социальных отношений и социальной деятельности».

Основные психологические теории личности прошли достаточно длинный путь развития. В современной отечественной психологии идет активное переосмысление сформировавшихся теоретических и методологических основ и взглядов на личность.

Для выработки истинно научного психологического знания о личности важно всесторонне учесть достижения зарубежной психологии.

Здесь можно выделить такие фундаментальные, признанные и полезные ориентации в зарубежной психологии, как:

Традиционные теории личности (В. Дильтей, К. Левин, В. Штерн, З. Фрейд, К. Юнг и др.);

Новые теории (Г. Айзенк, А. Маслоу, Г. Оллпорт, К. Роджерс, К. Хорни и др.).

Новейшие теории (Э. Берн, К. Леонгард, Д. Мид, Г. Салливен, Сирс ).

Содержательно все они представлены следующими теориями: психоаналитические концепции фрейдизма, постфрейдизма; бихивеористические концепции и небихивиористические, гуманистические теории, интеракцирнистские (интерперсональные) концепции; экзистенциалистические; социологические; электические и др.

Как видно из выше сказанного, гуманистические теории А. Маслоу и К. Роджерса относятся к новым теориям личности, которые объединяют идеи и концепции, которые касаются такого круга вопросов, как антропологизация и психологизация личности; представление личности через ее самоопределяющуюся сущность, являющуюся первичной или параллельной обществу.

1. Общие положения гуманистических теорий К. Роджерса и А. Маслоу

Среди новых теорий важное место занимает гуманистическая психология, которая создана усилиями А. Маслоу и К. Роджерса о самоактуализирующейся личности.

Один из лидеров гуманистической психологии Карл Роджерс (1902 – 1987гг.) считал, что фундаментальным компонентом личности выступает собственная жизненная концепция, которая формируется в процессе взаимодействия человека с социальной средой. Он предложил основные положения «Я-концепции».

Согласно разработанной им теории, важное значение имеют следующие положения: общение нормальных людей должно быть индирективным, не оказывающим давления, уважающим индивидуальную позицию каждого человека; стержень или центр личности основывается на ее самооценке, которая формируется в результате взаимодействия с окружающими; ведущим мотивом личности является мотив роста «Я», который ускоряется, тормозится межличностными отношениями в социальной среде.

Рассогласование между «Я-концепцией» и представлением об идеальном «Я», которое находит адекватную самооценку, побуждает человека к личностному росту. К. Роджерс разработал также психологический инструментарий и процедуры психотерапии, которые способствуют более продуктивной реализации «Я-концепции».

Видный представитель гуманистической психологии Абрахам Маслоу (1907 – 1970гг.) предложил целостный подход к анализу личности и ее высших сущностных проявлений – любви, творчества, духовных ценностей. В соответствии с положениями его теории «Теории самоактуализации» особенности личности, существуя в виде врожденных потенций, актуализируются под влиянием социальных условий.

Если фрейдизм изучает невротическую личность, желания, поступки и слова, которые расходятся между собой, суждения о самом себе и о других людях часто диаметрально противоположны («Обычно люди неискренни».

«Я обычно искренен»), то есть противоречивую, не целостную, несовершенную личность, которой чего-то нахватает, то гуманистическая психология, напротив, изучает здоровье, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, вершины «самоактуализации».

Такие «самоактуализирующиеся» личности, к сожалению, составляют лишь 1 – 4% от общего количества людей, а остальные из нас находятся на той или иной ступени развития.

А. Маслоу, один из ведущих психологов в области исследования мотивации в США, разработал «иерархию потребностей». Она состоит из следующих ступеней:

1 ступень – физиологические потребности – это низшие, управляемые органами потребности, как дыхание, пищевая, сексуальная, потребности в самозащите.

2 ступень – потребность в надежности – стремление к материальной надежности, здоровью, обеспечению по старости и т. п.

3 ступень – социальные потребности. Удовлетворение этой потребности не объективно и трудно описуемо. Одного человека удовлетворяют очень немногие контакты с другими людьми, в другом человеке эта потребность выражается очень сильно.

4 ступень – потребность в уважении, осознании собственного достоинства – здесь идет речь об уважении, престиже, социальном успехе. Вряд ли эти потребности удовлетворяются отдельным лицом, для этого требуются группы.

5 ступень – потребность в развитии личности, в осуществлении самого себя, в самореализации, в самоактуализации, в осмыслении своего назначения в мире.

Маслоу выявил следующие принципы мотивации человека:

• мотивы имеют иерархическую структуру;

• чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимыми являются соответствующие потребности: тем дольше можно задержать их реализацию;

• высшие остаются сравнительно неинтересными. С момента выполнения низшие потребности перестают быть потребностями, то есть они теряют мотивирующую силу;

• с повышением потребностей повышается готовность к большей активности.

Таким образом, возможность к удовлетворению высших потребностей является большим стимулом активности, чем удовлетворение низших.

Маслоу отмечает, что нехватка благ, блокада базовых и физиологических потребностей в еде, отдыхе, безопасности приводит к тому, что эти потребности для обычного человека могут стать ведущими («Человек может жить хлебом единым, когда не хватает хлеба»).

Но если базовые, первичные потребности удовлетворены, то у человека могут проявляться высшие потребности, метамотивация (потребности к развитию, к пониманию своей жизни, к поиску смысла своей жизни).

Для многих людей присущи так называемые «неврозы существования», когда человек не понимает, чем живет, и страдает от этого.

Если человек стремиться понять смысл своей жизни, максимально полно реализовать себя, свои способности, он постепенно переходит на высшую ступень личностного саморазвития.

2. Особенности самоактуализирующейся личности.

Самоактуализирующейся личности присущи следующие особенности:

• полное принятие реальности и комфортное отношение к ней (не прятаться от жизни, а знать, понимать ее);

• принятие других и себя («Я делаю свое, а ты делаешь свое. Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. Я есть я, ты есть ты. Я уважаю и принимаю тебя таким, каков ты есть»);

• профессиональная увлеченность любимым делом, ориентация на задачу, на дело;

• автономность, независимость от социальной среды, самостоятельность суждений;

• способность к пониманию других людей, внимание, доброжелательность к людям;

Источник: https://ReferatBank.ru/referat/preview/9933/referat-teoriya-samoaktualiziruiusheysia-lichnosti.html

Ссылка на основную публикацию