Виды наказаний — психология

Наказания


Занятие № 1. Определение наказания.

Тема наказания лидирует с большим отрывом от других воспитательных тем. Такой интерес к этой теме вполне понятен и закономерен.

Как часто нам, родителям, когда наше чадо делает что-то не слишком нам симпатичное, приходится задавать себе вопросы: наказывать за это или не наказывать? Если наказывать, то каким образом? А стоит ли наказывать физически? Чего больше, пользы или вреда от нашего наказания?

Как часто бывает так, что мы наказываем ребенка автоматически, и только гораздо позже задумываемся над причинами своей реакции. Или вдруг ловим себя на том, что отчитываем своего ребенка фразами отца, которые в детстве нас самих очень ранили.

Слова брошены, а спустя несколько минут, при виде несчастного лица ребенка, на нас нахлынули собственные воспоминания из детства, о горечи, обиде и чувстве несправедливости.

Что делать в этой ситуации? Как вести себя с ребенком? Как сделать так, чтобы таких ситуаций стало меньше? Что позволит уменьшить, разрушить или вовсе не создавать стену обид и досадных недоразумений между нами и нашими детьми?

Для того чтобы получить ответы на эти и многие другие вопросы, связанные с темой наказания, необходимо определиться с терминами и значениями ключевого слова этой темы — наказание.

Поэтому первое упражнение — дать определение наказанию. «Наказание — это…».

Задача кажется простой лишь на первый взгляд.

Нам редко приходится задумываться над смыслом слов, которые мы произносим изо дня в день. Мама или папа автоматически произносит: «Я накажу тебя…». А что стоит за этими словами? Как можно расшифровать эту фразу? «Я сейчас сделаю тебе что? За что? И для чего?» Ответ на вторую и третью части вопроса важен и не так однозначен, как кажется на первый взгляд.

Определения термина наказание могут получиться самые разнообразные и интересные, начиная от обтекаемо-расплывчатого:

Наказание — это воздействие на ребенка с целью коррекции его поведения.

и заканчивая довольно откровенным:

Наказание — это манипуляция для удобства родителей.

Выполнение этого задания позволяет пересмотреть свои взгляды на проблему наказания, определить свое собственное отношение к этой проблеме, отбросив, наконец, то, что было по этому поводу авторитетными людьми в прошлом (дитя пороть надо, пока поперек лавки лежит, потом поздно будет и т.п.).

Занятие №2. Естественные последствия непослушания вместо наказания.

Вашему вниманию предлагается концепция воспитания, разделяемая в настоящее время многими отечественными и зарубежными семейными психологами. Согласно этой концепции не существует наказаний как таковых, а есть лишь последствия тех или иных поступков.

Последствия могут быть двух видов — естественные и логические. Естественные последствия происходят сами собой, «это один из видов наказания, исходящий от самой жизни, и тем более ценный, так как винить в подобных случаях ребенку некого, кроме себя самого». Так коротко и точно охарактеризовала естественные последствия непослушания Юлия Борисовна Гиппенрейтер.

Что необходимо сделать, чтобы естественная последовательность начала работать? Прежде, чем позволить событиям развиваться самостоятельно, надо задать себе несколько вопросов: «Что случится, если я не буду вмешиваться?», «Что может случиться, самого страшного, если я не буду вмешиваться?». Если Вы получаете не такие уж пугающие ответы и готовы пережить результаты своего невмешательства, то можно приступать к работе:

  • Перестаньте напоминать ребенку, что нужно сделать;
  • Не говорите ребенку, каким будет последствие, пусть все произойдет само;
  • Ни в коем случае не злорадствуйте, когда наступит естественное последствие.

Для наглядности приведем конкретный пример.

Ребенок разбрасывает игрушки ровным слоем по полу своей комнаты и, вопреки всем Вашим просьбам и требованиям, отказывается их собирать.

Первый шаг.

Что может произойти самого страшного, если Вы не вмешаетесь?

  1. По детской комнате будет сложно перемещаться. Это комната ребенка — ему там и перемещаться.
  2. Вернувшийся с работы папа будет бурчать по поводу беспорядка в квартире. Беспорядок только в комнате ребенка, а не во всей квартире.
  3. Случайно зашедшая в гости бабушка может сказать, что ее внука плохо воспитывают, в ее время все было иначе… Во-первых, бабушка может и не зайти, а во-вторых, вряд ли в ее время все было иначе…

Второй шаг.

Вы не напоминаете ребенку о том, что игрушки надо время от времени собирать. Это трудно, но выполнимо.

Третий шаг.

Не говорите ребенку, каким будет последствие, пусть все произойдет само. А что, собственно, может произойти? Что в этой ситуации может стать естественным последствием? Например, ребенок может нечаянно наступить на игрушку и сломать ее или потерять что-нибудь.

Любой из этих вариантов может стать для ребенка серьезным естественным последствием, который побудит его навести порядок в комнате — это будет самостоятельным решением Вашего ребенка. Здесь очень важно, приложив максимум усилий, сдержаться и выполнить четвертый шаг.

Четвертый шаг.

Не злорадствуйте. Сюда относятся не только выражения откровенной радости при виде сломанной игрушки, также высказывания типа: «А я тебе сколько раз говорил…», «Этого и следовало ожидать» и т.д.

Такое высказывание вполне может переключить внимание ребенка с осознания происшедшего и установления причинно-следственных связей на чувство обиды, возникшее в результате Ваших слов.

В этом случае естественная последовательность не будет работать.

Существует ряд ситуаций, когда естественные последовательности заведомо работать не будут, более того иногда естественные последовательности могут быть опасны для жизни. Например, когда ребенок пытается втыкать гвозди в розетку. Поэтому мы не используем естественные последовательности (ЕП) в следующих случаях:

  • Когда ЕП может быть опасна для ребенка.
  • Когда следствием поведения ребенка может быть нарушение прав окружающих.
  • Если для срабатывания ЕП нужно много времени, и ребенок не свяжет причину и следствие.
  • Если ЕП никак не затронет ребенка, и проблема для него не станет явной.

Практическое задание:

  • Составьте список типичных для Ваших отношений конфликтных ситуаций, которые обычно заканчиваются наказанием для ребенка.
  • Детально изучите полученный список. С большой долей вероятности, Вы обнаружите ситуации, в которых возможно допустить естественное развитие событий.
  • Проверьте выбранные ситуации контрольным вопросом: «Что может случиться, самого страшного, если я не буду вмешиваться?». Запишите все возможные варианты развития событий, не пренебрегая самыми фантастическими.
  • Прислушайтесь к чувствам, мыслям, желаниям, которые возникают, когда вы перечитываете полученный текст.

Занятие № 3. Словарь чувств

Предыдущее занятие было посвящено рассмотрению естественных последствий поступка ребенка. К сожалению, не во всех случаях возможно допустить естественное развитие событий.

  • Когда естественное последствие (далее еп) может быть опасно для ребенка.
  • Когда следствием поведения ребенка может быть нарушение прав окружающих.
  • Если для срабатывания еп нужно много времени и ребенок не свяжет причину и следствие.
  • Если еп никак не затронет ребенка и проблема для него не станет явной.

В таких ситуациях применяются логические последовательности (далее лп), которые не вытекают естественным образом, а назначаются родителями.

Применение лп представляет собой заключение сложного многоступенчатого договора с ребенком.

Для того чтобы заключение договора не имело никаких шансов скатиться до банального шантажа: «Если не соберешь игрушки — мультиков не увидишь!», предлагается провести несколько этапов предварительной работы.

Занятие № 3 посвящено как раз одному из таких предварительных этапов — работе с чувствами.

Работа с чувствами представляется важной по нескольким причинам: во-первых, часто для того, чтобы узнать, почему ребенок ведет себя таким образом, важно понять, что он чувствует.

Во-вторых, общество в целом ориентировано на интеллектуальное восприятие событий, часто в ущерб в восприятию чувственному, это подтверждается тем фактом, что часто при работе в тренинговой группе участники на вопрос: «Что вы чувствуете?» начинают ответ словами: «Я думаю, что…», «Я думаю, что чувствую…», «Я чувствую, что…». Все перечисленные грамматические конструкции вводят мысли говорящего, а не его чувства…

В качестве практического задания к сегодняшнему занятию предлагается составить свой личный словарь чувств.

Словарь чувств — это список имен чувств, которые может испытывать человек.

Смысл подобной работы заключается в том, чтобы вспомнить как можно больше названий чувств, так как обычно мы используем не более десятка этих слов: счастье, радость, веселье, горе, обида, злость, спокойствие, равнодушие и еще очень немногие имена чувств.

В то время как язык предоставляет в наше распоряжение несколько сотен подобных имен. Поскольку наш обыденный словарь чувств, как правило, беден, то именно такой объем чувств мы обычно и выражаем: существует слово — существует чувство. Тот объем чувств и их имен мы передаем нашему ребенку, ограничивая его в выражении чувств.

Источник: http://Mams-Club.ru/article/5/146.html

Исполнение наказания как психологическая проблема

Поиск Лекций

Контролируемая самостоятельная работа.

Исправительная (пенитенциарная) психология

Юридическая психология

Н.В. Цурко

Гродно, 2012

Краткая аннотация модуля:

Исправительная (пенитенциарная — от лат. «poenitentiarius» — покаянный, исправляемый) психология изучает психологические основы ресоциализации — восстановления утраченных социальных связей и качеств личности, необходимых для нормальной жизнедеятельности в обществе.

Пенитенциарная психология исследует проблемы эффективности уголовного наказания, динамику личности осужденного, социально-психологические явления в общностях осужденных, особенности ценностных ориентации и стереотипов поведения малых групп в условиях социальной изоляции, психологические особенности личности воспитателя и коллектива ИТУ.

Взаимодействуя с уголовно-исполнительным правом, пенитенциарная психология призвана разрабатывать практические рекомендации по ресоциализации осужденных, средства и приемы психологической коррекции личности преступников.

Тематический план:

Исполнение наказания как психологическая проблема

Психология личности и среды осужденных

Психологические требования к личности и деятельности персонала пенитенциарных учреждений

Исполнение наказания как психологическая проблема.

Одной из наиболее развитых отраслей юридической психологии является пенитенциарная (от лат. poenitentiarius — покаянный, исправляемый) психология.

Ее также называют «исправительно-трудовой», «уголовно-исполнительной» (по названию соответствующей отрасли права) или «исправительной» психологией.

Попытки противопоставить эти названия в советский период отражали скорее различия в идеологических, нежели научных подходах. В настоящее время термины «пенитенциарная» и «исправительная» психология рассматриваются как синонимы.

Предмет изучения пенитенциарной психологии составляют факты, закономерности и механизмы проявлений психики у отдельных осужденных, социально-психологические явления в их среде, а также эффективность средств воздействия, применяемых сотрудниками исправительных учреждений в процессе исполнения различных видов наказания.

Существенное влияние на становление и развитие пенитенциарной психологии в России оказали отечественные писатели (Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов, Г.А. Медынский, А.И. Солженицын, О.В. Волков и др.); юристы (М.Н. Гернет, С.В. Познышев, Б.С. Утевский, Н.А. Стручков, И.В. Шмаров, Г.Ф.

Хохряков и др); педагоги (АС. Макаренко, Л А Высотина, М.П. Стурова, А.В. Пищелко, НА Тюгаева и др.); психотерапевты и психиатры (В.М. Бехтерев, П.Б. Ганнушкин) и, естественно, психологи (АФ. Лазурский, АГ. Ковалев, АД. Глоточкин, В.Ф. Пирожков, И.П. Башкатов, АИ. Панкин, В.Г. Деев, АН. Сухов, АИ.

Ушатиков и др).

Одной из первых отечественных работ, в которых глубоко раскрыты проблемы пенитенциарной психологии, является книга М.Н. Гернета «В тюрьме. Очерки тюремной психологии» (1925).

Автор образно раскрывает предмет своего исследования: «Не спертый и тяжелый воздух в тюремной камере, не количество воздуха, приходящееся на арестанта, интересует автора настоящих строк, а живая душа человека, заключенного в тюрьму, с особенностями его переживаний за высокими стенами, за крепкими дверями, под охраной внутренней и внешней». Свою задачу он видел в изучении влияния лишения свободы на психику и поведение осужденных.

В современной пенитенциарной науке феномен наказания в виде лишения свободы рассматривается в трехракурсном плане: кара, исправление и профилактика совершения осужденными новых преступлений.

Читайте также:  Человек, который выбрал быть жертвой - психология

В психологическом аспекте наказание как кара, базируясь на закономерностях отрицательного подкрепления, только тогда будет действенным, когда суд с учетом субъективной стороны преступления и перспектив изменения личности осужденного изберет такую меру причинения физических и моральных страданий, которые бы не ожесточали его, а заставляли испытывать угрызения совести и стремиться к позитивным самоизменениям. В этой связи выбор типа исправительного учреждения (с соответствующим режимом — общим, строгим, особым) имеет целью реализовать следующие основные функции: карательную, воспитывающую и обеспечивающую.

Карательная функция режима состоит в том, что осужденный изолируется от общества, находится под охраной и постоянным надзором, в условиях принудительной регламентации всей жизнедеятельности, что в итоге может вызывать негативные переживания из-за ограничений в удовлетворении большинства базисных физиологических и социальных потребностей.

Однако кара, заключенная в режиме, психологически по-разному воспринимается и переживается различными осужденными. Субъективная сила, глубина и длительность переживаний кары зависят от пенитенциарно-криминального опыта осужденного, его пола, возраста, социального и семейного положения, отношения к приговору, времени нахождения в конкретном учреждении.

Воспитывающая функция режима состоит в том, что строгая организованность жизни и быта осужденных (наличие распорядка дня, регламентированность условий отбывания наказания и пр.) со временем накладывает отпечаток на поведение и в целом на их характер, постепенно приучая к дисциплинированности, аккуратности, исполнительности.

Обеспечивающая функция режима проявляется в создании благоприятных условий для организации труда, обучения, воспитательной работы, исправительной деятельности персонала и самодеятельных организаций осужденных, а также для подключения различных внешних общественных объединений к работе в колониях.

Исправление осужденных в условиях отбывания наказания основывается на способности человеческой психики претерпевать изменения под воздействием специально организованной внешней среды.

Если целенаправленность последней эффективно задействует исправительный потенциал таких средств, как режим, творческий и производительный труд, разнообразные формы общего и профессионального обучения, многоплановые виды воспитательной работы и общественных воздействий, то можно вести речь о реальной возможности исправления осужденных..

В периодических изданиях и в научных публикациях порой ставится под сомнение правомочность отнесения законодателем режима к одному из основных средств исправления осужденных (наряду с трудом, воспитательной работой, обучением и общественным воздействием).

Но опыт и исследования показывают, что режим является таким средством, когда все его функции согласованы между собой и проявляются в полном объеме, базируясь на психологически обоснованных требованиях организации жизни и деятельности осужденных.

Если же между функциями имеются противоречия или дисбаланс в реализации (например, преобладание карательной функции над воспитательной и как результат — применение преимущественно одного вида санкций — водворение осужденного в штрафной изолятор или в помещение камерного типа при любых нарушениях, невзирая на тяжесть проступка и личность последнего), то режим не выступает действенным средством исправления. Последнее, к сожалению, порой встречается на практике, несмотря на то, что в основу нового уголовно-исполнительного законодательства положены принципы законности, гуманизма, рационального применения мер принуждения. Объяснить подобное положение дел можно лишь наличием у сотрудников пенитенциарных учреждений профессиональной деформации личности («репрессивный уклон») либо отсутствием у них должной психологической компетентности.

Дифференциация и индивидуализация исполнения наказаний также выступают основными принципами пенитенциарных учреждений.

Однако в практике исправительных учреждений без участия психологов зачастую происходит лишь их декларирование, но не создание целостной воспитательной системы, базирующейся на психолого-педагогических методах.

Это не позволяет персоналу успешно решать задачи по целенаправленному изменению личности и коллектива осужденных.

В связи с изучением зарубежного пенитенциарного опыта сегодня все более настойчиво стали звучать призывы активно внедрять в практику исправительных учреждений психологически обоснованные технологии ресоциализации осужденных.

Подобные призывы останутся лишь лозунгами идеологов современной пенитенциарной реформы, если в ближайшие годы не изменится организационная и штатная структура, если не будет привлечено значительное число специалистов из числа психологов, психиатров, социальных педагогов и социальных работников.

Актуальна и проблема решительного улучшения психолого-педагогической подготовки других типов специалистов, работающих в пенитенциарных учреждениях, так как в число основных направлений ресоциализующей деятельности входят:

• психологическая диагностика личностных особенностей каждого осужденного, выявление дефектов общей и правовой социализации личности, а также дефектов в психической регуляции и наличия пограничных нервно-психических расстройств;

• разработка долгосрочных программ индивидуально-личностной и групповой психолого-педагогической коррекции осужденных и поэтапная их реализация;

• осуществление в специально созданных центрах необходимых мер психотерапии для осужденных, страдающих невротизацией и психопатическими проявлениями, неадекватными методами психологической защиты и личностными акцентуациями;

• разработка и внедрение новых моделей и принципов исполнения и отбывания наказаний, базирующихся на психологически обоснованных критериях исправления и предоставляющих возможности для личностного роста;

• всемерное восстановление нарушенных у осужденных лишением свободы социальных и других связей, мобилизация их психической активности на выработку социально положительных ценностных ориентации и норм поведения, психологической готовности к правопослушному поведению после освобождения.

Меры превенции, реализуемые в местах лишения свободы, базируются на создании в процессе исполнения наказаний таких условий и такого «психологического климата», которые должны исключать или в значительной мере затруднять совершение осужденными новых преступлений.

Это достигается не только мероприятиями, которые проводятся сотрудниками службы безопасности, и оперативно-режимной работой исправительных учреждений, но и путем целенаправленного управления двумя типами факторов: 1) теми, что непосредственно воздействуют на осужденных (воспитательный процесс и его методы, личность воспитателя и организация отношений с осужденными, режим и возможности «прогрессивного отбывания наказания», труд и наличие в нем элементов творчества и социальной полезности, возможности системы общего и профессионального развития) и 2) факторами факультативного характера (поддержание тесной связи с семьей, увлечение самодеятельным творчеством и самообразованием для повышения культурного уровня, активное участие в мероприятиях общественных и религиозных организаций и др.).

Антирецидивный эффект деятельности исправительных учреждений может быть невысок не только из-за низкой действенности мер профилактической работы с осужденными в местах лишения свободы (обеспечение общей и специальной превенции преступлений, правовое воспитание осужденных и пр.), но и при отсутствии целенаправленной, в общегосударственном масштабе, системы постпенитенциарной реабилитации лиц, возвращающихся из исправительных учреждений.

Источник: https://poisk-ru.ru/s11150t1.html

2.4. Влияние уголовного наказания на личность осужденного

Осужденный к лишению свободы характеризуется особым правовым положением. Его ограничивают в реализации значительной части прав и свобод человека, изолируют от общества, помещают под охрану и надзор. Выполнение предписанных законом специфических обязанностей осужденного обязательно.

Специфика его жизни в ИТУ проявляется прежде всего в том, что элементарные нравственные нормы, которые лежат в основе жизнедеятельности человека, превращаются здесь в нормы права.

Лишение свободы включает осужденного в субъективно новые для него социальные процессы и различные виды социальной деятельности.

Осужденный за совершение преступления воспринимает свой новый официальный статус как акт социального клеймения, осознает собственную социальную неполноценность.

 Одна из сложностей исправительно-трудового процесса заключается в том, что общность осужденных (микросреда ИТУ) состоит из лиц, криминальная зараженность и нравственно-педагогическая запущенность которых различна. Здесь преобладают нормы и ценностные ориентации, характерные для преступной среды.

Они оказывают на осужденного непосредственное влияние и определяют его поведение, криминализируя личность осужденного, что типично для нынешней системы исполнения уголовного наказания.

Осужденный в ИТУ становится частью особой социальной системы, время нахождения в которой ограничено сроком наказания. Временными параметрами для осужденного становятся начало и конец срока наказания.

 Каждый осужденный существует как бы в трех измерениях: к прошлому относится все то, что было на свободе (до попадания в ИУ); настоящее — это жизнь в ИУ, к которой надо адаптироваться; все, что наступит после освобождения, — будущее.

 Поэтому, анализируя причины того или иного поведения осужденного, необходимо учитывать его прошлый социальный (и преступный) опыт, поведение в условиях ИУ, отношение к собственному преступлению и наказанию, основным средствам исправления и перевоспитания, своему будущему (планы на жизнь).

Изучая личное дело осужденного, следует выяснить, что привело его к преступлению, возникновению криминальной зараженности и нравственно-педагогической запущенности. Однако не менее важно выявить те отрицательные качества личности, которые формируются у правонарушителя в условиях ИТУ.

Обнаружить их возможно, только анализируя систему жизнедеятельности осужденного в учреждении. С психологической точки зрения она представляет собой стабильную сеть непосредственных взаимодействий осужденного, служащих для удовлетворения актуальных потребностей его личности.

 Лишение свободы как социальный институт является дистрессом, вызывающим типичные психические состояния осужденных, такие, как фрустрация, конформность, дискомфорт.

К фрустрации приводит крушение жизненных ценностей, установок, целей и перспектив. Но в силу того, что человек не может жить без перспектив, он выдвигает новые, хотя бы на время отбывания наказания. Конформность вызвана мощным психологическим прессингом, которому микросреда подвергает каждого осужденного, что отражается на его поведении.

Дискомфорт обусловлен самим фактом осуждения, разрушением социальных связей и привычного круга общения, он неизбежно активизирует механизмы психологической защиты. Последние обеспечивают адаптацию личности через смягчение страданий, вызванных изоляцией от общества.

Интеграция в неформальные группы дает возможность осужденному реализовать свои потребности без утраты образа своего «я».

В силу социальной идентификации в сообществе личности осужденных присущи следующие типичные особенности:

  • акцентуация качеств личности, которые в условиях свободы или не проявлялись или не доминировали:
  • усиление качеств и свойств личности, сформировавшихся у осужденного в процессе преступной (асоциальной) деятельности;
  • формирование и закрепление социально-групповых качеств.

Принятые в группах ценности и стандарты поведения вступают в противоречие с социально ценными нормами и моделями взаимодействия, принятыми в формальной структуре ИУ. В рамках криминальной субкультуры меняется и субъективная привлекательность для личности мер исправительного воздействия.

 Они могут менять свой потенциал на противоположный в зависимости от членства в той или иной группе. Так, с одной стороны, наказание в виде помещения в ШИЗО за совершение каких-либо проступков поднимает престиж осужденного в глазах асоциальной группы.

С другой стороны, участие в самодеятельных организациях, содействие администрации, оказываемое в той или иной форме, увеличивает для осужденного угрозу стать объектом насмешек и преследований, что зачастую может привести «к падению его статуса» со всеми вытекающими из этого последствиями.

Это происходит потому, что в условиях пенитенциарного учреждения наряду с социально ценными, нравственно-правовыми нормами насаждаются ориентации и ценности преступной среды, отрицаемые обществом.

Несмотря на то, что и формально организованные, и стихийно возникающие группы составляют единую микросоциальную среду, они выполняют различные социальные функции и являются носителями разных социальных ценностей (Мокрецов А.И. и др., 1992).

 Неформальные группы отрицательной направленности осуществляют негативную социализацию личности за счет блокирования воспитательных программ, декларирования групповых целей, субкультурных ценностей, стандартов поведения и негативных представлений.

 Массовая криминализация общности осужденных связана с тем, что социальный институт лишения свободы представляет систему, характеризующуюся коренными правоограничениями, и тем самым создает острую экстремальную ситуацию, которая накладывает отпечаток на ценностно-ориентационную сферу личности, ее психические свойства, систему отношений.

Реакция на лишение свободы у каждого осужденного индивидуальна. Можно выделить ряд факторов, влияющих на поведение правонарушителя в ИУ. К наиболее значимым из них относится срок наказания.

 Для осужденного «срок» — инструмент отсчета времени, в соответствии с которым он строит свою жизнь в ИТУ. Точки отсчета д ля него — получение посылок, свидания, 1/2 срока — представление на, условно-досрочное освобождение и т.д.

Читайте также:  Истероид и деньги - психология

Чем больше срок лишения свободы, тем крупнее единицы измерения времени, тем медленнее оно вдет. Типична ситуация, когда в начале срока отбывания наказания время измеряется годами, после половины — месяцами, в последнюю четверть — неделями, в последние месяцы — днями.

Характерны следующие варианты поведения — «подстегнуть время», чтобы оно поскорее проходило, или же «убить время», т.е. занять себя так, чтобы ослабить его давление на личность.

Лишение свободы, кроме того, коренным образом перестраивает систему общения осужденных. Резкое ограничение круга общения приводит к тому, что значительно большую роль в жизни осужденных начинают играть такие формы общения, как переписка и посылки (передачи, бандероли).

В условиях ИТУ они выступают в качестве средства общения, компенсируя дефицит личного общения, восстанавливая или поддерживая родственные и дружеские связи, т.е. эти формы общения выполняют, помимо коммуникативной, психотерапевтическую, сублимирующую и воспитательную функции.

Большое значение в жизни осужденного имеют свидания, позволяющие поддерживать (восстанавливать) социальные связи и отношения и тем самым в какой-то степени компенсировать дефицит непосредственного личного общения, испытываемый осужденным.

Лишение свободы для осужденного означает, помимо прочих правоограничений, и принудительное помещение его в социально негативную среду. Замкнутую систему общения. Осужденный не может по своему желанию уйти из одного первичного коллектива (звено, бригада) в другой, даже если ему крайне тяжело находиться в первом.

Затруднено и снятие психологического напряжения в отношениях между членами бригады или звена в силу «жесткой» привязке к этому коллективу. В результате возникает психологическая несовместимость в сочетании с криминальной несовместимостью.

Поэтому принудительное общение в замкнутой системе воспринимается и переживается осужденными как элемент кары. Несовместимость их принимает, как правило, крайние формы взаимной агрессии и является одним из центробежных механизмов, блокирующих воспитательные воздействия на личность.

Стремление осужденных преодолеть психологическую и криминальную несовместимость, ослабить ее «карательное» воздействие зачастую приводит к удалению несовместимых лиц из микросреды, причем способами, имеющими асоциальную направленность, что также мешает воспитывающим воздействиям на правонарушителей.

 К основным средствам исправления и перевоспитания осужденных закон относит режим, труд, политико-воспитательную работу и обучение. Однако в силу перестройки индивидуальной и групповой деятельности осужденные в средствах исправления и перевоспитания выделяют прежде всего карательное содержание.

Таким образом, возникает противоречие между объективным социальным содержанием режима, труда, ПВР, обучения и субъективной их значимостью для осужденных.

 Режим исполнения уголовного наказания, выражающийся в охране и надзоре за осужденными, предусматривает строгую регламентацию жизни последних в ИУ, создание условий для исправления и перевоспитания.

Однако поскольку осужденные помещены в систему требований режима не по своей воле и не имеют положительных внутренних мотивов для соблюдения этих требований, то режим воспринимается ими прежде всего как кара.

В ИУ встречаются следующие типичные реакции осужденных на режимные требования: психологическая усталость и желание укрыться от них; привыкание и безразличное к ним отношение: сопротивление, стремление нарушить, обойти эти ограничения.

Существуют различные способы психологической защиты для снятия давления режима на осужденных: самооправдание, вытеснение (ничего страшного в этих требованиях нет, все выдерживали, выдержу и я): замещение (в других «зонах» еще хуже, а здесь жить можно): отключение (стремление не замечать систему режимных требований).

Воспринимая прежде всего карательное содержание основных средств исправления и перевоспитания, осужденные вырабатывают к ним отрицательное отношение. В практике ИТУ встречаются как минимум два вида «сопротивления восприятию» (по А. С. Макаренко).

 Первый вид — открытое сопротивление в виде нарушения режима, отказа от работы, участия в воспитательных мероприятиях, учебе. Как правило, это мотивируется неположенностью заниматься теми или иными видами деятельности в связи с приверженностью осужденного к нормам преступного сообщества.

Второй вид — скрытое сопротивление, когда осужденный использует различные предлоги, чтобы уклониться от режимных ограничений и воспитательных воздействий.

В результате интенсивных групповых и межличностных контактов в среде осужденных активно формируется так называемая солидарная оппозиция.

Причем она складывается независимо от принадлежности к той или иной системе ценностей и направлена на принятие таких норм и стандартов поведения, которые символизируют общую лояльность к преступной субкультуре и подчеркивают негативное отношение к администрации, органам самоуправления и различным социальным институтам.

 В рамках таких неформальных структур микросреды осужденных шлифуются преступные навыки, приобретаются новые приемы совершения преступных действий, укрепляется сплоченность вокруг значимых идей и криминальных интересов, вырабатывается готовность к агрессии.

Мокрецов А.И. (1992) выделяет следующие цели асоциальных групп: сведение до минимума влияния администрации ИТУ: осуществление скрытых способов контроля за ее действиями; достижение максимальных благ д ля членов группы.

В конечном счете это приводит к формированию такой модели поведения, которая позволяет осужденному чувствовать себя «хозяином своих поступков», быть праведливым и честным в глазах окружающих, причем справедливость и честность понимается опять-таки в свете той же субкультуры.

 Если лишение свободы, сам факт уголовного наказания переживаются осужденным как исключение из жизни общества, как социальное клеймение, — это может быть основой исправления.

Подобное переживание имеет сложную структуру и включает в себя как чувство вины (переживание своей виновности), так и чувство социальной неполноценности (ущербности).

Однако значительная часть осужденных не осознает своей вины в совершенном преступлении. По данным В.А. Елеонского (1980), более 80% осужденных склонны отрицать ее в той или иной степени (от полного отрицания — до признания вины, но всегда утверждается несоответствие тяжести наказания содеянному).

К тому же у осужденных срабатывают механизмы психологической защиты, снимающие психологический дискомфорт. Это прежде всего самооправдание, вытеснение, замещение. Внутренне такая психологическая защита ориентирована на повышение самооценки личности.

Внешняя же направленность психологической защиты сводится к самоутверждению и самовыражению личности, причем в социально-негативной среде осужденных легче всего добиться самоутверждения преступным путем.

Если не снять или не ослабить действие механизмов психологической защиты у осужденных, то эффективность уголовного наказания и воспитательных воздействий будет весьма низкой.

Функционирование в исправительно-трудовом учреждении относительно автономной неформальной системы с жесткой дифференциацией статусов и крепкими взаимосвязями является значимым криминогенным фактором.

Прежде всего потому, что функционирование неформальных групп с противоречивыми стандартами повеления стимулирует межличностную и межгрупповую напряженность.

 Более всего нуждаются в адекватных способах коррекции те осужденные, кто в наименьшей степени ориентирован на просоциальные ценности и формальную структуру общения.

Источник: https://pro-psixology.ru/readaptaciya-i-resocializaciya/desocializaciya-i-resocializaciya/4418-2-4-vliyanie-ugolovnogo-nakazaniya-na-lichnost-osuzhdennogo.html

Юридическая психология

Библиотека студента

Пенитенциарная психология — раздел юридической психологии, где изучаются психологические аспекты эффективности различных видов наказания, психология осужденных и их общностей, а также обосновываются меры по ресоциализации и реабилитации лиц, отбывающих наказания.

Объектом пенитенциарной психологии являются люди, находящиеся в условиях отбывания тех или иных видов наказания и психологический анализ эффективности применения к ним средств и методов исправительного и превентивного воздействия.

В силу многоплановости и сложности проблем, решаемых исправительными учреждениями, предмет пенитенциарной психологии многократно расширялся за более чем столетний период ее развития.

В настоящее время в него включают вопросы, которые связаны с изучением фактов, закономерностей и механизмов проявлений психики у конкретных типов осужденных и их общностей на различных этапах отбывания наказания, а также с разработкой научно обоснованных психологических рекомендаций по оптимальному использованию условий и средств в ресоциализации осужденных и в постпенитенциарной реабилитации лиц, отбывших наказание.

6.1. Психологические аспекты проблемы наказания и исправления преступников

С позиций психологической науки рассмотрение феномена наказания в трехракурсном плане (покарание и исправление преступников, профилактирование совершения новых преступлений) обосновывается спецификой психологических закономерностей и механизмов необходимых при этом мер пенитенциарного воздействия.

В психологическом аспекте наказание как кара, базируясь на закономерностях отрицательного подкрепления, только тогда будет действенной, если суд с учетом субъективной стороны преступления и перспектив изменения личности осужденного изберет такую меру причинения физических и моральных страданий, которые бы не ожесточали его, а заставляли испытывать угрызения совести и стремиться к позитивным самоизменениям. В этой связи выбор типа исправительного учреждения с соответствующим режимом (общим, строгим, особым) позволяет действенно реализовать все его основные функции: карательную, воспитывающую и обеспечивающую. При этом карательная функция режима состоит в том, что осужденный изолируется от общества, находится под охраной и постоянным надзором, в условиях принудительной регламентации его работы, учебы, общения и досуга, которые обеспечивают долговременное фрустрирование из-за лишения его определенных бытовых благ, ограничений в удовлетворении большинства базисных физиологических и социальных потребностей. Кара, заключенная в режиме, психологически по-разному воспринимается и переживается различными осужденными. Субъективная сила, глубина и длительность переживаний кары зависят от пенитенциарно-криминального опыта осужденного, его пола, возраста, социального и семейного положения, отношения к приговору, времени нахождения в конкретном учреждении и т.д. Воспитывающая функция режима состоит в том, что строгая организованность жизни и быта осужденных (наличие распорядка дня, регламентированных условий отбывания наказания и пр.) со временем накладывает отпечаток на характер и в целом на поведение осужденного, приучая к дисциплинированности, аккуратности, исполнительности и др. Обеспечивающая функция режима проявляется в создании благоприятных условий для организации труда, обучения, воспитательной работы, исправительной деятельности персонала и самодеятельных организаций осужденных, а также путем подключения различных внешних общественных объединений к работе в колониях.

Исправление осужденных в условиях отбывания наказания основывается на такой психологической закономерности человеческой психики, как способности ее претерпевать изменения под воздействием специально организованной внешней среды.

Если целенаправленность последней эффективно задействует исправительный потенциал таких средств как творческий и производительный труд, разнообразные формы общего и профессионального обучения, многоплановые виды воспитательной работы и общественных воздействий, то можно вести речь не только о возможности юридического исправления осужденных, но и их перевоспитания.

Среди основных направлений ресоциализующей деятельности выступают следующие:

психологическая диагностика личностных особенностей каждого осужденного, выявление дефектов общей и правовой социализации личности, а также дефектов в психической регуляции и наличия пограничных нервно-психических расстройств;

разработка долгосрочных программ индивидуально-личностной и групповой психолого-педагогической коррекции осужденных и поэтапная их реализация;

осуществление в специально созданных центрах необходимых мер психотерапии для осужденных, имеющих невротизацию и психопатические проявления, неадекватные психологические защиты и личностные акцентуации;

разработка и внедрение новых моделей и принципов исполнения и отбывания наказаний, базирующихся на психологически обоснованных критериях исправления и предоставляющих возможности для личностного роста;

всемерное восстановление нарушенных у осужденных лишением свободы социальных и других связей, мобилизация их психической активности на выработку социально положительных ценностных ориентации и норм поведения, психологической готовности к правопослушному поведению после освобождения.

Антирецидивный эффект деятельности исправительных учреждений будет невысок не только из-за низкой действенности мер профилактической работы с осужденными в местах лишения свободы (обеспечение общей и специальной превенции преступлений, правовое воспитание осужденных и пр.), но и при отсутствии целенаправленной, в общегосударственнном масштабе системы постпенитенциарной реабилитации лиц, возвращающихся из исправительных учреждений.

2008-09-21 15:42:38 Учебники — вернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213141516171819202122232425
2627282930313233343536

Источник: http://www.studd.ru/lib/2/23/32/

Виды наказания и их последствия

Во многих семьях физическое наказание — самый популярный метод воспитания,но не самый эффективный. Многие формы наказания не достигают своей цели, так как они лишь на время пресекают плохое поведение и имеют нежелательные побочные эффекты. Рассмотрим наиболее популярные виды наказания и их последствия.

Читайте также:  Подлинность и личностная прививка - психология

Физическое наказание (шлепки, удары, подзатыльники)

Если вы бьете ребенка (шлепаете, даете подзатыльники, бьете ремнем), это нельзя назвать педагогическим воспитанием. Это скорее показывает вашу беспомощность, ваше нежелание утруждать себя размышлениями и попытками что-то понять, вашу черствость, эгоизм и безответственность. Это низкая месть за беспокойство и хлопоты, причиняемые ребенком; по большому счету.

Дл ребенка такой вид наказания — всегда трагедия. Это отчаянная беззащитность перед родительским произволом; это страх и озлобление; это одиночество среди близких людей, оборачивающихся врагами.

Ребенок, которого бьют, будет врать и стараться свалить вину на другого, чтобы избежать наказания, будет мстить тем, кто слабее его — младшим детям, животным, игрушкам, будет верить, что прав тот, кто сильнее.

Вы это хотите добиться?

Наказание изоляцией (стояние в углу, запирание в комнате, отказ от контакта)

Во многих семьях в качестве наказания используют так называемый «тайм-аут», когда ребенка на короткий период исключают из общих занятий и никто из детей и взрослых в это время не обращает на него внимания. Такой метод надо применять спокойно, объяснив ребенку причину наказания.

По мнению некоторых исследователей, подобная мера воздействия не наносит ребенку ни физического, ни эмоционального вреда. Спорно, так как вряд ли можно судить о возможных последствиях столь однозначно.

Дети, которые участвуют в наказании своего товарища, не могут так или иначе не сопереживать ему. Одним наказание другого приносит радость, других огорчает.

Кроме того, детям свойственно подражать поступкам взрослых, и вот уже они сами объявляют бойкот тому, кого чаще других наказывает воспитатель. Для них — «выключить из игры» становится самым распространенным способом проявления жестокости.

Также не нужно забывать об индивидуальных различиях детей. Если в изоляции оказывается ребенок, страдающий боязнью замкнутого пространства (клаустрофобией), то такое наказание превращается в самую жестокую пытку и может спровоцировать нервный приступ.

Есть определенная категория родителей, которая считает неприемлемыми телесные наказания для своего ребенка. Зато с ним можно целый день не разговаривать.

И хотя наше мнение по этому вопросу идет вразрез с общепринятым, осмелимся все же утверждать: нет безобиднее наказания, чем искренний шлепок, и нет кары страшнее, чем обдуманный, методичный бойкот. Естественно, мы не призываем хлестать ребенка розгами или «оттягивать» ременной пряжкой.

И пощечина — очень оскорбительное, а потому недопустимое наказание. Но шлепнуть ребенка по попке или легонько (!) по губам, если он грубит и сквернословит, — это, как принято говорить, святое дело.

Разумеется, пользоваться этим лучше всего в раннем детстве, когда ребенок еще мало понимает слова. Тогда годам к четырем-пяти в большинстве случаев достаточно лишь сказать строгим голосом: «Ну что, тебя шлепнуть?» И инцидент исчерпан.

Мир ребенка — это вы, его родители, его семья. Поэтому, когда вы перестаете с ним разговаривать, он, конечно, так красиво и патетично не воскликнет, но ощущение у него будет именно такое: от него отвернулся весь мир. Это тяжелая артиллерия, и пользоваться ею нужно, по нашему мнению, в самых крайних случаях, когда весь остальной арсенал наказаний испробован безрезультатно.

Словесное наказание (угрозы, крик, нотации)

Этот вид наказаний можно считать наиболее мягким, не приносящим большого вреда. Он знаком практически всем, так как нет родителя, который бы ни разу в жизни не крикнул на ребенка, не обругал его. И все-таки. Мы имеем дело в первую очередь с состоянием аффекта, а никак не с воспитательной мерой.

Мы кричим и ругаемся из-за того, что у нас неприятности на работе, болит голова, нам нахамили… Просто из-за того, что не можем сдержаться. А следовало бы.

Потому что никакой воспитательной роли фразы вроде «Опять все испортила!», «Все из-за тебя!», «Вечно ты…» сыграть не могут. Они вызывают у детей либо ответное озлобление, отрицание, агрессию, либо подавленность, уныние, разочарованность.

Ведь взрослый является для ребенка огромным авторитетом. И все, что он произносит, воспринимается как истина в последней инстанции. Д

ети принимают на веру все наши высказывания, они думают: «Наверное, я и вправду «мамино горе», «идиот», «тупица» и тому подобное и вряд ли в самом деле из меня выйдет что-нибудь путное». То есть у ребенка формируется заниженная самооценка, которая, в свою очередь, порождает новые проблемы.

Наказание трудом

Если вы приучили малыша читать из-под палки, если это занятие превратилось для него в наказание, то он никогда не сядет за книгу сам. Если работа по дому для него — плата за проступок, то он вряд ли когда-нибудь предложит вам свою помощь.

Ни в коем случае не стоит наказывать ребенка тем, что он должен делать добровольно, от чего человек может и должен получать радость.

Подобные наказания могут на всю жизнь закрепить негативное отношение к труду, учебе и чтению.

Наказание лишением удовольствия

В случаях, когда избежать наказания невозможно, необходимо придерживаться очень важного правила: «Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое». Задумайтесь над этим! Найдите в жизни ребенка то, что для него особенно важно.

Лучше всего, если это будет какая-то ваша совместная деятельность, прогулка, катание на велосипедах, вечерняя сказка… Это называется «золотым фондом радости». И если ваш ребенок не слушается или совершил какой-либо проступок, то удовольствие на этой неделе или в этот день отменяется.

Очень полезно, конечно, наказывать и лишением чего-то: каких-то любимых кушаний, предметов и развлечений.

Однако тут важно не совершить другую ошибку. Часто родители боятся лишить ребенка самого дорогого для него, считая, что это чересчур жестоко. А потом удивляются, что наказание не действует. Но ведь они лишили его только того, без чего он вполне может обойтись! Какое же это наказание?

Будьте справедливы к детям. Не злоупотребляйте подобными наказаниями, применяйте их, только если случился поступок действительно ощутимый, действительно вас огорчивший.

Источник: http://www.kraskizhizni.com/other/302-vidy-nakazaniya

Вопрос 40. Понятие и виды уголовного наказания. Назначение наказаний

Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных Уголовным кодексом РФ лишении или ограничении прав и свобод этого лица.

Виды наказаний:

· Основными видами наказаний законодателем признаются те из них,

которые: назначаются только как самостоятельные; всегда прямо указыва-

ются в санкциях статей, которые предусматривают ответственность за те

или иные конкретные преступления; не могут присоединяться к другим

видам наказаний и не могут сочетаться друг с другом (В соответствии со ч. 1 ст. 45 УК РФ обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь применяются только в качестве основных видов наказаний).

· К дополнительным видам наказаний в законодательном порядке относятся те наказания, которые могут назначаться не иначе как лишь в сочетании с основными видами наказаний (Согласно ч. 3 ст. 45 УК РФ лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, а также конфискация имущества применяются только в качестве дополнительных видов наказаний)

· Что же касается всех иных видов наказаний, а именно таких, как штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, то они могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных видов наказаний.

Основными признаками уголовного наказания являются следующие.

Во-первых, государственный характер уголовного наказания. Последнее является исключительно мерой государственного, а не какого бы то ни было иного воздействия на лицо, совершившее преступление. Только суд решает вопрос о виновности или невиновности лица и определяет меру и характер наказания. При этом все приговоры суда всегдавыносятся именем Российской Федерации.

Во-вторых, принудительный характер уголовного наказания. Уголовное наказание назначается и исполняется вне воли и желания лица, совершившего преступление и осужденного судом.

В-третьих, установление и определение наказания только на основе совершен-

ного преступления. Основанием назначения наказания является совершение преступления. Наказание в этом смысле является прямым следствием совершенного преступления.

В-четвертых, практическое выражение уголовного наказания в виде лишения или ограничения прав и свобод лица, осужденного за совершение того или

иного преступления.

И, в-пятых, назначение уголовного наказания только тому лицу, которое признано в судебном порядке виновным в совершении преступления. Назначение уголовного наказания любому другому лицу является неправомерным.

Назначение наказания — это не произвольное, а строго опосредуемое с помощью норм права, законодательно закрепленное судебное действие.

Общие начала назначения наказания законодательно закрепляются в ст. 60 УК РФ, которая исходит из того, что:

1) лицу, признанному виновным в совершении преступления, назначается справедливое наказание в пределах, предусмотренных соответствующей статьей Особенной части, и с учетом положений Общей части Уголовного кодекса РФ;

2) более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания;

3) более строгое наказание, чем предусмотрено соответствующими статьями Особенной части Уголовного кодекса РФ за совершенное преступление, может быть назначено по совокупности преступлений и по совокупности приговоров в соответствии с условиями, которые предусмотрены Кодексом;

4) менее строгое наказание, чем предусмотрено соответствующими статьями Особенной части Уголовного кодекса РФ за совершенное преступление, также может быть назначено, но не иначе как согласно требованиям и условиям Кодекса;

5) при назначении наказания учитываются характер и степень общественной опасности преступления, и личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.

Исходя из общих начал назначения наказания и решая вопрос о смягчении наказания,суд руководствуется положениями ст. 61 УК РФ, котораягласит, что в качестве смягчающих обстоятельств следует рассматривать:

а) совершение впервые преступления небольшой тяжести вследствие случайного стечения обстоятельств;

б) несовершеннолетие виновного;

в) беременность;

г) наличие малолетних детей у виновного;

д) совершение преступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств либо по мотиву сострадания;

е) совершение преступления в результате физического или психического принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

ж) совершение преступления при нарушении условий правомерности необходимой обороны, задержания лица, совершившего преступление, крайней необходимости, обоснованного риска, исполнения приказа или распоряжения;

з) противоправность или аморальность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления;

и) явка с повинной, активное способствование раскрытию преступления, изобличению других соучастников преступления и розыску имущества, добытого в результате преступления;

к) оказание медицинской и иной помощи потерпевшему непосредственно после совершения преступления;

л) добровольное возмещение имущественного ущерба и морального вреда, причиненных в результате преступления, иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.

Источник: https://megaobuchalka.ru/6/21783.html

Ссылка на основную публикацию