Эмоциональные акции, переживание и искренность — психология

Три эмоции, гарантирующие долгосрочные отношения с клиентом

-0-

Поделитесь первыми!

поделились

Из курса школьной геометрии мы помним аксиому о трех точках не лежащих на одной прямой. Через них мы можем провести одну единственную плоскость. На примере это выглядит так, что стулу для устойчивости на неровном полу достаточно всего три ножки, которые и определят плоскость.

Перенесем эту аксиому на деловые взаимоотношения. Чтобы построить надежный фундамент для эффективной коммуникации с клиентом необходимо создать коммуникативную плоскость, такую же устойчивую как стул на трех ножках. Плоскость мы можем создать только одну, поскольку в 95 из 100 случаев клиент принимает решение о сотрудничестве именно на первой встрече.

Запомните аббревиатуру СИД (Симпатия, Интерес, Доверие) – этих трех эмоций достаточно, чтобы первая коммуникация сложилась и имела основания для продолжения диалога.

Сегодня мы не будем касаться избитых тем, что такое симпатия, интерес и доверие, об этом написано много. Вместо этого мы рассмотрим наиболее эффективные приемы и методики, позволяющие достичь максимальной синергии с будущим клиентом.

Симпатия

Известно, что наибольшую симпатию вызывают друг у друга люди со схожими интересами, опытом, взглядами. При чем не важно в какой области. Достаточно быть поклонником определенной марки автомобиля, вегетарианцем или закончить тот же ВУЗ, что и оппонент. В таком случае, чтобы вызвать симпатию, бывает достаточно обронить всего одну фразу.

Но что делать, когда вы практически ничего не знаете о своем клиенте, как дать ему понять, что вот он, тебе подобный я?

Обратимся к психологии. В методике НЛП (нейролингвистическое программирование) существует понятие «раппорта» – ощущения единства с другим человеком, доверия и взаимности.

Чтобы ваш собеседник почувствовал раппорт вам достаточно делать всего две вещи:

  • «Отзеркаливать» его действия.
  • «Отзеркаливать» его слова.

Что это значит? Проиграем встречу с потенциальным клиентом, сулящим вам большие профессиональные и финансовые перспективы.

После контакта глаз, первого неосознанного взмаха бровей, приветственных слов и улыбки вы оказались сидящим напротив вашего клиента. Примите такую же позу как ваш собеседник.

Вот это и есть «отзеркаливание» действий.

Таким образом «отзеркаливать» можно абсолютно все: мимику, жесты, позы и, наивысший пилотаж – «отзеркаливание» дыхания, но овладеть этой техникой получится через какое-то время.

В быту мы часто «зеркалим» друг друга абсолютно не замечая этого. Ваш клиент также не заметит прием, если вы будете повторять позы и мимику с задержкой в несколько секунд. При постоянных тренировках, со временем «подстройка» под другого человека будет происходить автоматически.

В вербальном словесном «отзеркаливании» важно не переборщить. Для этого необходимо выбрать ведущий рецептор собеседника и поработать с ним. Вы знаете, что по способу восприятия мира люди делятся на аудиалов, визуалов и кинестетиков. Постарайтесь распознать к какой группе относится ваш клиент.

Распознать визуала в собеседнике помогут фразы: «посмотрите, какой…», «я видел…», «мне кажется…»; образное мышление, пристрастие к цвету и всему красивому. Аудиал использует обороты: «я слышал», «мне не нравится тон», «звучит заманчиво»; как-будто преображается, когда говорит; любит менять интонацию и тембр голоса.

Кинестетик в разговоре прибегает к описанию чувств и ощущений, часто прикасается к одежде, волосам, сторонним предметам.

Определив, кем же является ваш собеседник, необходимо перейти на его язык:

– Я чувствую, что мы сработаемся, – говорит оппонент.
– У меня тоже такое чувство/ощущение и это отлично, – отвечаете вы.

Этот навык также придет с опытом, но для начала просто попробуйте возвращать слова собеседника:

– Я не вижу этот номер в программе, – говорит заказчик.
– Опишите, пожалуйста, как Вы видите программу и мы посмотрим, какие ресурсы можно задействовать.

Практикуйте данную технику по нарастающей, и вы увидите насколько она эффективна. А в сочетании с дружественной улыбкой и искренним интересом к собеседнику она вообще творит чудеса.

Интерес

Разумеется, самый простой способ вызвать интерес у собеседника – это говорить с ним, на интересующие его темы. Но мы, как и в первом случае, совершенно ничего не знаем о клиенте. Самый действенный способ узнать о предпочтениях другой стороны – спросить ее об этом. Используя открытые вопросы, своей заинтересованностью вы даете возможность оппоненту заинтересоваться вами.

Формула возникновения интереса предельно проста:

Интерес = интригующий вопрос + желание получить на него ответ.

Используя интригующие обороты во время обсуждения вы актуализируете потребность человека разрешить интригу:

– А Вы знаете, что стало открытием для…
– … отлично проявил себя, как бы Вы думали, кто?

Побуждайте заказчика в ходе беседы задавать вам вопросы, это говорит о том, что нить беседы не утрачена, вас слышат и вы интересны.

Избегайте длительных пространных разъяснений. Если вы видите, что собеседник «закрывается» вовлекайте его в беседу все теми же открытыми вопросами.

И еще одна тонкость, о которой важно не забывать. Тренд современности – честность и искренность.

Вы, наверное, обратили внимание, что маркетологи в своих рекламных продуктах все чаще взывают к чувствам и эмоциям потребителя, стараются вызвать эмпатию (чувство сопереживания).

Не бойтесь рассказывать о своих ощущениях и переживаниях, ведь только честные и искренние проявления способствуют возникновению ответного чувства.

Случай из практики. Я работала руководителем отдела маркетинга в оптовой канцелярской компании. У нас была назначена встреча с руководителем PR-агентства полного цикла в другом городе. День был расписан по часам.

Каким же было наше разочарование, когда руководитель компании, которую мы рассматривали как потенциального претендента на PR-сопровождение нашего продукта опоздала на сорок минут. Дозвониться до нее было невозможно.

Помню неловкость свою, директоров… И вот, когда мы уже собрались уходить, с подавленной улыбкой в зал переговоров вошла девушка. Поприветствовала всех, извинилась и сказала что-то в духе: «Я знаю, что вы сейчас очень разочарованы и пойму, если вы уйдете, даже не выслушав меня.

Признаюсь, мне бы этого очень не хотелось. Я расстроена, поскольку каждый член нашего коллектива очень ждал эту встречу и приложил много усилий, чтобы сделать вам интересное предложение. В силу обстоятельств я украла возможность получить новый интересный опыт у своих коллег и время у всех вас.

Я очень сожалею об этом». Мы, конечно же, перенесли другие встречи и остались, презентация была очень сжатой, но чувство хорошего расположения к человеку и «перенос» этого чувства на всю компанию нас не покидали.

Дальше у нас было еще несколько встреч с агентствами, все они были отлично организованы, нам предлагали неплохие продукты, но догадайтесь, с кем мы заключили договор?

Доверие

Вызвав симпатию и интерес у клиента вы тем самым заложили надежный фундамент для создания третьей составляющей эффективного диалога – доверия.

Давайте же разберемся подробнее, на чем базируется доверие людей друг к другу. Все очень просто: достоверность, надежность, близость и ориентация на другого человека – вот четыре составляющие, способные породить доверие к вам.

Вы, конечно же, будете оперировать только проверенными фактами, интересоваться состоянием дел клиента, и быть может, даже вместе поиграете в боулинг в один из вечеров, но это все в ходе длительного сотрудничества.

А вам необходимо завоевать доверие и расположение клиента уже на первой встрече. Как быть?

Театральный прием или техника «Эхо»

Данная техника заключается в том, что вы используете те же слова и обороты, что и клиент.

Случай из практики. Мы сотрудничали с театром кукол. Ежемесячно мы покупали несколько десятков билетов для детей сотрудников на премьерные спектакли.

Однажды, когда я забирала подписанные документы у администратора, она обратилась ко мне: «Извините, пожалуйста, наши артисты очень обижаются, когда театр называют кукольным. Правильно говорить «театр кукол».

Ваши коллеги об этом не знали, здесь нет ничего зазорного, но для актеров «кукольный театр» звучит как ненастоящий». Мы до этого замечания, конечно же, не придавали формулировке никакого значения, но теперь для нас существует только «театр кукол».

Поэтому, готовясь к встрече, будет не лишним пробежаться по профессиональной терминологии оппонента, чтобы вести диалог на близком ему языке.

Эмоциональная подстройка под клиента

Не секрет, что мы лучше воспринимаем информацию, когда ее подача не идет вразрез с нашим эмоциональным состоянием. Если ваш клиент сдержанный и закрытый человек, не стоит доносить информацию со всей присущей вам экспрессией. Достаточно спокойного, уверенного, но ни в коем случае, не монотонного диалога.

Знаю, но не до конца (техника «недостаток информированности»)

Удивительно, но «избыточные» знания исполнителя чаще пугают заказчика, нежели вызывают к нему доверие.

Даже если вы мегакомпетентны в вопросе создания корпоративных мероприятий на 700 человек и проводите их десятками в год, найдите брешь в ваших знаниях и попытайтесь с помощью клиента ее заполнить.

Не бойтесь также сразу прояснить сложные для понимания моменты, это покажет клиенту вашу готовность серьезно разбираться в теме, а, значит, со всей ответственностью подойти к выполнению задачи.

Контроль честности

Часто, чтобы создать хорошее впечатление мы используем факты, истории, примеры, которые нам не свойственны и нами не проверены. Порой мы даже не замечаем, как прибегаем ко лжи.

Случай из практики. В свое время три потенциальных клиента мне и моей команде рассказали одну и ту же веселую историю из «личной практики», которая к тому времени уже хорошо облетела интернет. Доверия ни один из них у нас не вызвал.

Чтобы застраховать себя от собственного приукрашивания используйте только достоверную информацию, меньше опирайтесь на общедоступные факты, говорите о личном опыте.

А чтобы каждый из нас всегда помнил о честности и искренности в профессиональной коммуникации, напоследок, анекдот:

– Главная черта, которую мы взращиваем в наших сотрудниках – это аккуратность, – говорит руководитель претенденту на должность. – Надеюсь, вы не забыли вытереть ноги перед тем, как зайти в офис?
– Нет, что вы, конечно же, я тщательно вытер ноги.
– Но выше аккуратности мы ценим честность. Ирина, расстелите, пожалуйста, коврик у входной двери!

Мы рассмотрели такие техники, как «отзеркаливание» действий и слов, постановка интригующих вопросов и проговаривание личных переживаний, использование примеров из личного опыта, недостаток информированности, театральный прием и эмоциональная подстройка, контроль честности.

В комплексе эти инструменты помогут вызвать у клиента необходимые эмоции (симпатия, интерес и доверие) по отношению к вам, что позволит построить прочные партнерские отношения на долгие годы.

Используйте эти техники в ежедневной практике и интересные проекты будут всегда у вас в кармане!

Источник: https://event.ru/trips/tri-emotsii-garantiruyushhie-dolgosrochnyie-otnosheniya-s-klientom/

Что такое переживания и какими они бывают

О переживаниях много говорят, этим словом выражают различные психологические состояния. Эмоциональные переживания возникают в результате критической ситуации, человек сталкивается с невозможностью реализовать свои мотивы, стремления, ценности.

Как рассматривают в психологии

В психологической литературе имеются различные трактовки и взгляды на чувства переживания. Выделяют два взгляда на эмоциональные переживания как психологического феномена:

  1. Изучение чувствования на основе эмоциональной сферы.
  2. Переживание позволяет человеку преодолевать различные ситуации, в ходе которых меняется внутренний мир.

Для одних авторов чувствование тесно связано с эмоциями. Любое эмоциональное переживание связано с событиями жизни и имеет яркую психологическую окраску.

Другие авторы различают эмоции и переживания, для них второе состояние — это отдельный процесс, связанный с рефлексивной частью человека. Самый известный труд на эту тему представил Ф. Е. Василюк в своей книге «Психология переживаний».

Рассмотрим разные аспекты этого непростого психического явления.

Формы переживания чувств

Если связывать эмоциональную сферу и переживание, то нельзя обойти форму проявления. Формы переживания эмоций:

  1. Настроение. Общее состояние, которое связано с жизненным тонусом. Оно бывает положительное или угнетенное, пассивное.
  2. Аффекты. Сильное возбуждение, при котором человек не способен контролировать свои поступки. Результатом аффективного поведения могут стать неожиданные чувства – смех, радость, гнев. Аффект зависит от индивидуальных качеств человека – темперамента, характера.
  3. Стресс. Состояние возникает при напряженных условиях, поведение человека меняется.
  4. Фрустрация. Эта форма эмоционального чувствования характеризуется дезорганизацией сознания, человек находится в состоянии безнадежности.
  5. Страсть. Сильное продолжительное чувство, которое полностью захватывает человека. Одно из чувствований, которое повышает активность личности. Проявляется в обучении, работе, спорте, творчестве, науке. Бывает негативная и положительная страсть.
Читайте также:  Голод - психология

Типы эмоциональных переживаний

  1. Классифицируют астенические переживания и стенические. Астенические переживания подавляют жизненные процессы организма. Стенические эмоции, наоборот, повышают жизнедеятельность. Астенические переживания описываются как состояние робости, пассивности, у человека преобладает чувство уныние и стыда.

    Стенические эмоции характеризуются высокой энергией, побуждают человека к деятельности.

  2. Эмоции разделяют также на простые и сложные проявления. Простые эмоции связаны с удовлетворением первичных потребностей. Такие чувства делятся на приятные и неприятные. Сложные эмоции связаны с пониманием различных объектов, жизненного устройства.

    Субъективное переживание эмоции – это личное внутреннее чувство.

Немного об аффекте

Это наиболее сильная разрушительная сила, бурная вспышка чувств. Часто человек описывает это состояние как неподвластную ему лавину.

Во время аффекта теряется контроль над действиями, часто забываются поступки и действия. За слова и поступки может быть очень стыдно. К тому же иногда действия наносят непоправимый вред окружающим людям и предметам.

После аффекта ощущается разбитость, усталость, безразличие ко всему, иногда сонливость.

Откуда берется это состояние? Оно возникает в ситуациях, которые человек не может разрешить, они очень для него болезненны. В этом случае он убегает в аффект.

Аффекты могут накапливаться, а затем происходит срыв. Да, аффект помогает избавиться от обид и раздражения. Но последствия бывают очень плачевны.

Тема чувств в экзистенциональной психологии

Экзистенциальная психология рассматривает уникальность любого человека, его опыта и истории. Важное внимание уделяется вопросам жизни и смерти, свободе, ответственности выбора, общению, проблеме любви и одиночества, а также поиску смысла.

Экзистенциальные переживания бывают отрицательные и положительные. К отрицательным относятся:

  1. Ужас. Непонимание того, что его ждет.
  2. Скука. Обесценивание для себя сущего.
  3. Отчаяние. Человеку не на что опереться, он ищет опору только в себе.
  4. Одиночество. Человек может понимать, что он любим, у него есть люди его поддерживающие. Он чувствует себя тотально одиноким, его никто не понимает до конца.
  5. Смерть. Она или обесценивает Сущее или инициирует переоценку происходящего.

Положительные внутренние переживания наполняют смыслом жизненный мир. К ним относятся любовь, катарсис и творчество.

Исследования

Согласно исследованиям некоторых психологов переживание и эмоции относятся к различным классам психических явлений. Как же можно представить рассматриваемый процесс без включения эмоций? Эксперименты показывают, что часто чувствование протекает без эмоциональной сферы, что связано с действиями психологических защит.

К примеру, можно встретить случаи, когда человек на празднике веселится, улыбается, а в глубине его души протекают антивитальные переживания (размышления о бессмысленности собственной жизни).

Люди очень удивляются, когда узнают о попытке суицида такого человека на следующий день. Уход от мучительных эмоций происходит с использованием психологических защит, они приводят к уходу от реальности.

Надо отметить, что антивитальные переживания не всегда обладают суицидальной направленностью, часто это размышления о бессмысленности жизни.

Снятие психологических защит приводит к сильным изменениям индивида, они сопровождаются эмоциональными, телесными, когнитивными процессами. На такой схеме основана практика психотерапии. Для развития клиента его освобождают от гнета защитных механизмов, за счет чего происходит его личностный рост.
Видео: 10 фактов об эмоциональных переживаниях

Теория Ф.Е. Василюка

Василюк рассматривает процесс не как созерцание, а как деятельность. Устойчивые эмоциональные переживания возникают вследствие критической ситуации. В ходе этой ситуации человек может реализовать свои мотивы, ценности.

Согласно Василюку, переживание это не психическая функция, а самостоятельный процесс, деятельность. Оно ведет к восстановлению психологической возможности. Существует четыре типа критических ситуаций:

  • Фрустрация;
  • Стресс;
  • Конфликт;
  • Кризис.

Положительные события увеличивают способность человека, они реализуют одну жизненную необходимость, но нарушают реализацию других.

Итак, рассматриваемая тема в психологии еще требует дополнительных исследований и изучений. Жизнь наполняется смыслом через чувствование эмоций, этот психический процесс влияет на формирование личностных качеств.

Что такое переживания и какими они бывают Ссылка на основную публикацию

Источник: https://OStresse.ru/teoriya-stressa/chto-takoe-perezhivaniya.html

Шпаргалка по чувствам и эмоциям

Если вы хорошо разбираетесь в собственных эмоциях, можете легко сказать, что чувствуете, назвать эти переживания, то вы уже знаете все, что тут написано.А написано это для другой категории людей. Для тех, кто плохо отличает, что именно он чувствует.

Точнее, не умеет назвать свои эмоции, различить их, и кто, в следствии этого, боится своих и чужих чувств. Плохо справляется с их течением, предпочитает бежать, отгораживаться, рационализировать.

Для начала ответьте, пожалуйста, на вопрос: что вы сейчас чувствуете? Запишите свой ответ.

Теперь, пожалуй, начнем разбираться.В ответ на подобный вопрос люди обычно называют разные состояния, которые могут определить. Это могут быть:

Ощущения – то, что происходит в теле человека. Например, я напряжена. Или чувствую, что трясутся руки. Чувствую ком в груди. У меня подгибаются колени. Меня всего колотит. Сухость во рту. Горят щеки. Твердый край стола упирается в руку.

Эмоции – быстрая субъективная интегральная оценка того, что есть и сейчас и прогноза на будущее.

Например, коллеги заходят в кабинет и говорят вам, что неожиданно отделу выдали большую премию и надо пойти срочно получить. Ваш внутренний отклик – радость, удивление или страх, что пошутили, и будет текущими эмоциями. Мгновенно ваш мозг оценил ситуацию как благоприятную, и дал оценку дальнейших событий. Эмоции гарантировали выживание нашего вида.

Они дают не только мгновенную целостную оценку ситуации и ее развития, они дают и необходимую энергию для действий.Поэтому и сила, интенсивность эмоций может быть разной, от легчайшей, едва заметной до насыщенной, до аффекта.Увидел предок человека тигра, почувствовал жуткий парализующий страх, упал камнем, тигр (сытый), прошел мимо.

Или, увидел тигра, вспомнил сожранную половину племени, испытал дикую ярость, гнев, прибил полосатого, стал вождем. Утрирую, конечно, но схема работы эмоций именно такая.В состоянии аффекта все ресурсы организма тратятся на борьбу за выживание. Никакого анализа. Человек сжигает себя ради эффективнейшего действия, победы.Настроение сообщает нам об общем состоянии.

Например, у вас прекрасное настроение с самого утра. Вы здоровы, в семье все отлично, вы собираетесь в отпуск, на работе ждет повышение и тут какой-то нехороший человек, проезжая на своем авто мимо, форсировал лужу и забрызгал ваши любимые туфли. Расстроитесь? Скорее всего, да. Сильно? Вряд ли. Вы испытаете эмоции – например, гнев.

Но в целом ваше настроение будет по-прежнему отличным. Ведь общее состояние и прогноз дальнейших событий – радуют.Самое серьезное и глубокое проявление нашей эмоциональной сферы – это чувства. Чувства отражают нашу оценку социальных отношений, отношений между людьми, отношения к смыслам, созданным людьми.

Любовь к картинам Сальвадора Дали, любовь к конкретному человеку, любовь к музыке. Чувство, как правило, достаточно продолжительно во времени, и сильно по интенсивности переживания. Как крайнюю степень чувства можно назвать страсть.

Итак, ответом на вопрос «что вы чувствуете сейчас?» будет мгновенная оценка того что есть и прогноза на будущее, которую мы переживаем как эмоцию, чувство, страсть, аффект, настроение. Это переживание имеет окраску, тон – оно воспринимается как приятное, нейтральное или неприятное. И оно дает нам жизненную энергию для действий.

Точнее, эмоциональные проявления – это и есть одновременная оценка событий, готовность действовать и энергия для активности.Может быть и так, что человек проскакивает осознание своих переживаний, и сразу выдает что-то вроде: хочу его стукнуть, прибила бы, хочу бросить все и уйти, хочу лечь, уснуть и никогда не просыпаться, вообще ничего не чувствую и т.д.

Подобные люди очень жестки и прямолинейны в действиях, они, то что называется, эмоционально глухи, как к своей душе, так и к другим людям.А может быть, наоборот, человек испытывает много-много различных эмоций, но не обдумывает их сигналы рационально, не реализует имеющуюся энергию для благополучия себя и близких.

Получается этакий огонек на ветру, вроде бы и горит, но особо никого не греет, зачем горит не понятно, да и риск пожара огромный. И, да, при таком способе отношения к своим эмоциям, вероятность эмоционального выгорания высока.

Немного разобравшись с интенсивностью, направленностью и длительностью проявлений эмоциональной сферы, перейдем к практической части: какие бывают эмоции и чувства и что с ними делать?В психологии есть множество теорий, объясняющий различные проявления чувств человека. Мы не будем их рассматривать, и уж тем более обсуждать достоверность и правильность выделение конкретного числа базовых эмоций и т.д. Мы будем следовать принципу удобства применения информации и ее практической ценности.

1. Итак, очень укрупненно, вам или хорошо, или плохо, или «никак». И, четвертый вариант – не пойми что, или, амбивалентно.

Еще раз повторим: в очень грубом приближении, вы можете сказать:Хорошо;Плохо;Ни хорошо и ни плохо;Местами хорошо, местами плохо.

2. Теперь отделяем ощущения в теле, от собственно эмоциональных переживаний.

Да, да, да! Они связаны. И связаны напрямую. При сильном голоде или боли – раздражительность гарантирована. Когда организм утомлен, давление упало, человек хочет спать – он становится спокойным, грустным и т.д.

Тем не менее, ваше «хорошо, плохо, непоймичто и никак», связаны с телом? Или с некими событиями реальными или воображаемыми?Вы напряжены, потому что мышцы застоялись, засиделись? Или что-то случилось, и вы напряглись?Определяем, где и что вы чувствуете:Ощущения в теле;Эмоции и чувства.

3.

Расшифровываем переживание, называем его, определяем его интенсивность.

Вначале, пока вы учитесь называть свои чувства, можно пользоваться списком эмоций. Конечно же, вы можете дополнить список чувств и эмоций своими индивидуальными названиями переживаний.

Можете вписать их в список, учитывая интенсивность переживания.

Отвращение: легкое отвращение, легкое презрение, брезгливость, гадливость, неприязнь, антипатия, отвращение, презрение, омерзение, ненависть.

Страх: тень сомнений, промелькнувший страх, сомнение, легкий страх, трепет, страх, опасение, легка тревога, волнение, тревога, сильная тревога, сильный страх, легкий ужас, ужас, парализующий ужас, жуть, умопомрачительный ужас, паника.

Гнев: легкое раздражение, неудовольствие, легкая досада, недовольство, досада, раздражение, возмущение, озлобление, закипающий гнев, злость, злоба, запальчивость, негодование, гнев, ярость, бешенство, свирепость, исступление, остервенение, белая ярость.

Горе: легкое огорчение, разочарование, огорчение, горюшко, горесть, подавленность, печаль, грусть, жалость, кручина, боль, сожаление, горе, скорбь, горькое горе, настоящее горе.

Стыд: легкий стыд, стеснение, неудобство, смущение, стыд, унижение, стыдоба, позор (запредельный стыд), вина.

Удивление: растерянность, беспомощность, бессилие, замешательство, удивление, изумление, оторопь, шок.

Интерес: апатия, скука, безразличие, азарт, бодрость, интерес, вдохновение, воодушевление, зависть, заинтересованность, увлеченность, любопытство, собранность, энтузиазм, энергичность.

Удовольствие: безмятежность, спокойствие, благодарность, умиротворение, умиление, довольство, драйв, ликование, ирония, нежность, радость, восторг, восхищение, гордость, гордыня, счастье, эйфория, экзальтация, экстаз, любовь.

Есть эмоции, которые переживаются всеми людьми, независимо от их культуры, страны, воспитания. Их называют базовыми. Есть простые, элементарные эмоции, в которых уже нельзя выделить составные части. Например, страх. Их называют элементарными.

Достаточно часто мы испытываем сложные, составные чувства и эмоции, например, обиду (смесь из огорчения, разочарования и злости), злорадство (злость и удовлетворение), вину (страх, стыд, гнев и горе) или сложные, тонкие переживания, вроде светлой грусти или радости с нотками печали.Посмотрите, пожалуйста, на записанный вами ответ.

Теперь снова ответьте на вопрос «что вы чувствуете?», пользуясь шпаргалкой со списком эмоций.

4. Вы определили что чувствуете. Что с этим можно сделать?

Проигнорировать. Мы же понимаем, что это весьма неудачный выбор? Игнорировать свои чувства можно, когда того требует ситуация. Но подобным образом лучше поступать изредка, и краткосрочно.

Проэмоционировать. Вот, тот самый «огонек на ветру», о котором мы говорили выше.

Выразить. Отличие от предыдущего пункта, в осознанности и осмысленности. Например, вы не просто выражаете свою любовь к кому-то, а делаете это на его языке, улучшая его жизнь, радуя его.

Вы не гоняетесь за ребенком, принесшим двойку со злобным оскалом на лице и тапком в руках, а выражаете свои чувства: злость, боль, разочарование, страх за его будущее, заботу о нем и любовь к нему – словами, искренне и просто. И это дает потрясающий эффект – ребенок вас слышит.

Пережить (перетерпеть). Иногда в жизни мы испытываем чувства, которые можно только пережить. Со временем они пройдут, но это бывает далеко не сразу. И не всегда. Например, тоска по Родине в эмиграции или при переезде в другое место жительства.

Само наличие подобных переживаний делает нас людьми, настоящими и живыми.

Проанализировать и эффективно использовать.

Прожить. Погрузиться в чувство и активно его прожить, выражая, переживая, используя, реализуя активность в различные, даже и не связанные области жизни. Многие творческие личности стремятся к состоянию влюбленности, затем, к восторгу своих зрителей и почитателей, проживая его так – искрометно, красиво, созидая.

Источник: http://realFAQ.ru/discussion/14197/shpargalka-po-chuvstvam-i-emociyam

Психологическое консультирование: значение эмоциональной и психологической поддержки

22.03.2012

Что такое психологическое консультирование?

Наша страна сегодня — огромное учебное заведение. Мы учимся всему, а главное – новой жизни, новым правилам в этой жизни. Процесс этого научения идет достаточно быстро и довольно болезненно. И в первую очередь в нашей душевной и духовной жизни.

Может быть, во многом благодаря этому в последние годы консультирование и  психотерапия по-настоящему входят в нашу повседневную жизнь.  Их востребованность растет с каждым месяцем.  И уже не хватает профессиональных психотерапевтов.

Уже начинает высоко цениться качество психотерапевтической помощи и психологической поддержки.

Психологическое консультирование — это диалог индивидуальностей, диалог уникальных личностей. Для диалога недостаточно обычного языка общения, недостаточно слов. Необходимо соединение разных взглядов на мир, взаимопонимание, контакт внутренних миров.

Клиент выбирает консультанта интуитивно, часто ориентируясь на его формальные характеристики, воспринимая как специалиста или испытывая доверие и притяжение к нему как к личности. Задачи консультанта более широки, более сложны.

Он в большей степени ответственен — состоится или не состоится диалог. Именно он ищет и путь к индивидуальности, выбирает тот профессиональный инструмент, который позволит сделать общение действительно глубоким, а консультирование — эффективным.

Незаменимым помощником в этом трудном процессе выступает психологическая и эмоциональная поддержка.

Понятие психологическая и эмоциональная поддержка больше тяготеет к гуманистическому подходу к клиенту, поскольку подразумевает как бы изначально его активность и стремление к позитивным изменениям. Думается именно этот смысл вкладывается в понятие консультантами и психотерапевтами данного психологического направления.

Фактически все консультанты соглашаются с тем, что хорошие отношения помощи необходимы для эффективной работы с клиентами. Некоторые специалисты полагают, что наличие этих факторов не только необходимо, но и достаточно для того, чтобы с клиентами произошли конструктивные изменения [6,7].

Психологическая поддержка в консультировании

Carkhuff и его соавторы (цит. по Рики-Джордж [12]) провели широкое научное исследование так называемых «сущностных условий» эффективного консультирования.

Это исследование обнаружило, что успешно функционирующие консультанты демонстрируют высокий уровень проявления качеств, вне зависимости от их теоретической ориентации.

Исследователи отмечают, что понятие психологическая поддержка встречается в теории и практике психологического консультирования и психотерапии гораздо реже, чем такие понятия как помощь, эмпатия, искренность, позитивное отношение и конкретность и часто употребляется для обозначения конкретного способа психологической поддержки. Именно этими понятиями мы и будем руководствоваться в своем дальнейшем исследовании, подразумевая при этом одно – психологическую поддержку.

Бурнард Филипп [3] считает, что весь процесс консультирования представляет собой акт психологической поддержки. Консультант большую часть времени является адвокатом клиента. Его целью становится оказание помощи клиенту. То есть все вмешательства, совершаемые в процессе консультирования, должны быть наполнены чувством заботы и поддержки.

Никогда целью консультирования не ставится чтение нотаций или «исправление жизни» другого человека. На самом деле задача консультирования заключается в том, чтобы помочь клиенту отыскать свой собственный путь сквозь череду определенных самим клиентом жизненных проблем.

В этой ситуации консультант выступает в качестве «сопровождающего», а не в качестве человека, лучше оснащенного для жизни, по сравнению с клиентом.

Zeig  (цит.

по Рики-Джордж[12]) описывает психологическую поддержку в психотерапии как «ситуацию, где терапевт помогает пациенту позволить себе совершить что-то из того, на что он надеялся, но не мог сделать из-за неверия в то, что это возможно». Хотя в этом определении психологическая поддержка озвучивается как мотивирование, автор позднее поясняет, что психологическая поддержка в психотерапии — это «помощь людям в раскрепощении себя».

С. Глэддинг [4], он отмечает, что существует почти единодушное мнение, разделяемое и практиками и теоретиками, что проявление психологической поддержки является одним из самых важных элементов консультирования, который одинаково необходим на всех стадиях консультирования.

Способность оказать психологическую поддержку клиенту, полагает Г.А. Берулава [2], это во многом не алгоритмизированное умение,  а искусство, которое обеспечивается нерефлексируемыми механизмами интуиции, заложенными в подсознание человека.

Целью психологической поддержки, подчеркивает автор [2], является не манипулирование  клиентом в русле выстроенной психологом модели его личности и поведения, а создание условий для эффективного саморазвития личности путем формирования у нее механизмов самообучения и самовоспитания. В этом случае каждый  человек сам становится для себя психологом, хозяином своей судьбы, поскольку возможности самопознания и саморегуляции деятельности, производящие в итоге запуск механизмов самообучения и самовоспитания, намного эффективнее узкоцелевых, прагматичных воздействий психолога. Человек, способный понимать и оценивать свои мысли и чувства, в дальнейшем становится способным управлять ими, он становится в итоге более свободным и независимым, гораздо в меньшей степени подверженным влиянию чужой воли, чужих мнений.

Консультант через отношения предоставляет клиентам систему поддержки, которая часто обеспечивает необходимую стабильность для того, чтобы клиент мог пойти на риск и изменить поведение.

К. Роджерс [7] считает, что клиенты способны конструктивно измениться, если они обеспечены правильными воспитывающими условиями.

Это отношение эквивалентно любви, выраженной в соответствии с христианской концепцией «любви к ближнему», без каких-либо романтичных или собственнических оттенков.

Роджерс проводит аналогию с чувством любви, которое родители испытывают по отношению к своим детям, ценя их как людей независимо от их специфического поведения в любой момент.

Свое согласие с  К. Роджерсом выражают Carkhuff и Berenson [12], они  считают, что психологическая поддержка понимается как ненавязчивая теплота и забота терапевта.

На близких позициях с К. Роджерсом, Carkhuff и Berenson находятся А.И. Айви  и М.Б. Айви [1], они считают, что клиент не может творчески развиваться, если психотерапевт или консультант не создает атмосферу душевного тепла и поддержки.

Теплота к другому человеку передается также невербально через контакт глаз, тон голоса, выражение лица, позу и прикосновения. Консультанты должны осознавать невербальные сообщения, которые они посылают клиентам; они должны учиться передавать свою теплоту и отношение невербально.

D. W. Johnson [11], определил невербальные сигналы, которые выражают теплоту и холодность. Данные сигналы представлены ниже (см. Таблицу 1). Консультанты могут научиться действовать таким образом, чтобы клиенты воспринимали их «теплыми», но эти чувства должны быть реальными и подлинными.

Таблица 1

Невербальные сигналы теплоты и холодности

Невербальный сигналТеплотаХолодность
1. Тон голосаМягкийЖесткий
2. Выражение лицаУлыбающееся, заинтересованноеБесстрастное, хмурое, незаинтересованное
3. ПозаСклоняется к партнеру, расслабленнаяОтклоняется от партнера, напряженная
4. Контакт глазСмотрит в глаза партнераИзбегает смотреть в глаза
5. ПрикосновенияМягко прикасается к партнеруИзбегает прикасаться к партнеру
6. ЖестыОткрытые, приветливыеЗакрытые, оборонительные
7. Пространственное расположение Близко к партнеруДалеко от партнера

С. Глэддинг [4] обращает внимание на то, что результативность консультации можно увеличить, если консультант будет в нужный момент проявлять эмпатию, одобрение, заботу, внимательность, восприимчивость, искренность и психологическую поддержку.

Эмоциональная поддержка в психологическом консультировании

Одной из главных особенностей психологической поддержки в личностно-центрированном подходе К. Роджерса [7] является концентрация на эмоциональной, а не интеллектуальной стороне отношений.

Чистое знание не может помочь клиенту; действие знаний может быть блокировано эмоциями, которые сопутствуют поведенческим актам.

Клиент может обладать интеллектуальным знанием ситуации, но, поскольку реагирует он на нее эмоционально, это знание не способно изменить его поведение.

Хотя обычно клиент говорит о конкретных ситуациях и том содержании, которое в них присутствует, личностно-центрированный консультант пытается помочь клиенту сосредоточиться на тех чувствах, которые клиент испытывает по отношению к себе, другим людям и событиям, присутствующим в его мире. В это время очень уместно использовать еще и эмоциональную поддержку.

D. Blocher [10] считает, что психологическая эмоциональная поддержка оказывает существенное влияние на:

  • Облегчение изменения поведения;
  • Совершенствование способностей клиента устанавливать и поддерживать взаимоотношения;
  • Увеличение продуктивности клиента и его способностик преодолению трудностей;
  • Помощь в процессе принятия решений.

Р. Кочюнас [5] отмечает, что нужно обязательно обращать внимание на чувства, когда они вызывают проблемы в консультировании или могут поддержать клиента, помочь ему.

Важно помочь клиенту выразить отрицательные чувства еще и потому, что самому клиенту легче контролировать открыто выраженные чувства. В этом случае полезно оказать клиенту эмоциональную поддержку.

Например, если клиент, которому трудно уйти с работы раньше времени, приходит на консультативную встречу вовремя, следует это отметить: «Как хорошо, что Вы смогли прийти вовремя!».

Или когда клиентка с затянувшейся депрессией говорит, что смогла подняться с кровати, убрать в комнате и приготовить себе обед, мы, понимая значимость события, должны порадоваться вместе с ней удачному «продвижению» в преодолении депрессии.

К. Юнг [8] отмечает: «Контакт двух личностей похож на соединение двух химических веществ; оба изменяются, если происходит реакция.

Если психотерапия идет эффективно, предполагается, что терапевт оказал влияние на пациента; но возникновение такого влияния возможно только в том случае, когда врач тоже испытывает его на себе».

Необходимо личное участие человека, чтобы понять смысл красоты, любви или других понятий, известных как ценности жизни. Несерьезно считать, что можно познать человека с помощью научного анализа и формул. Понимание как участие — вот истинный путь познания.

Таким образом, главная задача консультанта состоит не только в том, чтобы показать клиенту, где, когда и что клиент неправильно сделал, чтобы реализовать свой потенциал, но также и пытаться оказывать клиенту психологическую поддержку, чтобы он смог проживать существование настолько полно, насколько это возможно.

Через  отношения клиенты учатся познавать свои мысли, чувства, установки, ценности и поведение, и в результате этого процесса они становятся способными расти и изменяться.

Такой процесс самоисследования становится возможным благодаря особому терапевтическому климату, сложившемуся в процессе консультирования с использованием психологической и эмоциональной поддержки.

Литература:

1. Айви А.Е., Айви М.Б. Психологическое консультирование и психотерапия М., 1999, с. 38, 592. Берулава Г.А. Методологические основы деятельности практического психолога М., 2003 с.35, 583. Бурнард Филипп Тренинг навыков консультирования, ПИТЕР 2002, с. 18-19, 22-28, 32-33, 41-424. Глэддинг С.

Психологическое консультирование, СПб 2002, с. 172, 197-1985. Кочюнас Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия М., 2004 с. 47-536. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования СПб, 2000, с.73-77 7. Роджерс К. Эмпатия – психология эмоций М., 1984, с. 56-638. Юнг К.Г.

Практика психотерапии М., 2003, с.79-879. Berenson В. G., Carkhuff R. R. (Eds.) Sources of Gain in Counseling and Psychotherapy. N. Y.: Holt, Rinehart and Winston, 1987. 10. Blocher D. Н. Developmental Counseling. N. Y.: Ronald Press, 1966.11. Johnson D. W.

Reaching Out: Interpersonal Effectiveness and Selfactualization, 1990

12. Carkhuff R. R., Berenson B. G. Beyond Counseling and Therapy, 2nd Ed. N. Y.: Holt, Rinehart and Winston, 1977.

Источник: http://ippt.ru/biblioteka/stati_po_psihologii/psihologicheskoe_konsul_tirovanie/psihologicheskoe_konsul_tirovanie_znachenie_emocional_noj_i_psihologicheskoj_podderzhki/

Эмоциональная амплитуда зрительного вектора

Амплитуду изменения эмоциональных состояний в зрительном векторе можно описать, используя два понятийных измерения. Первое, фундаментальное – это диапазон психического развития зрительного вектора «страх – любовь».

..

2 7093 16 Октября 2015 в 23:02

Системно-векторная психология Юрия Бурлана разделяет врожденные психические качества человека на восемь различных видов, векторов, которые носят следующие названия: зрительный, звуковой, оральный, обонятельный, уретральный, анальный, кожный и мышечный.

В зрительном векторе самое яркое ощущение от жизни связано с проявлениями эмоций. Именно зрительному человеку свойственно сопереживать, жалеть, плакать, сильно пугаться, искренне радоваться, любить.

Бессознательно человек со зрительным вектором стремится к смене визуальных впечатлений, например, любит путешествовать, смотреть новые кинофильмы, увлекается живописью.

Зрительник — единственный, кто способен видеть красоту и наслаждаться ею.

Амплитуду изменения эмоциональных состояний в зрительном векторе можно описать, используя два понятийных измерения. Первое, фундаментальное – это диапазон психического развития зрительного вектора «страх – любовь».

Этот диапазон является основным знаменателем в определении и понимании устойчивого состояния зрительного вектора у человека, его способности к сопереживанию, его общего эмоционального потенциала.

С его помощью можно охарактеризовать то, какие эмоции и чувства будут преобладать в жизни человека при его взаимодействии с другими людьми.

Второе понятийное измерение является своего рода подмножеством первого, и описывает характер смены эмоциональных состояний внутри первого.

На пике эмоциональной амплитуды, «верхние» состояния – это волна эмоций, внутренняя буря, восторг, наполненность чувствами.

Так называемые «нижние» состояния – те, которые бывают при спаде эмоций до ровного, спокойного ощущения равновесия, такие как грусть, тоска, печаль.

«Верхние» и «нижние» эмоциональные состояния зрительного вектора

Системно-векторная психология Юрия Бурлана говорит о том, что зрительный человек, как и представители других векторов, рождается в архетипичном состоянии.

Затем до окончания пубертата происходит развитие человека, то есть выход из архетипа и развитие врожденных векторальных свойств до одного из следующих уровней: неживой, растительный, животный, человеческий.

Самым высоким уровнем развития зрительного вектора является человеческий.

В зависимости от степени развитости (или неразвитости) вектора эмоции, к которым стремятся такие люди, будут отличаться. Это может быть и глубокое чувство любви и сострадания, и чувство красоты, и восторг от демонстрации себя, и даже упоение страхом неизведанного и смертельно опасного.

Принцип наслаждения в зрительном векторе один и тот же – желание испытывать яркие эмоции.

Разница лишь в том, чем именно наполняться: чувственными переживаниями, связанными с другими людьми, что соответствует высокому уровню развития зрительного вектора, или разного рода эмоциональными раскачками, как это бывает у представителей зрительного вектора в неразвитом состоянии либо у тех, кто находится в стрессе, кто не может реализовать свой потенциал.

Эмоциональные раскачки – это архетипичная программа зрительного вектора, частые перепады состояний из демонстративной экзальтации в состояние страха. Эмоциональные раскачки могут иметь различные формы проявления: эмоциональный шантаж, истерика как требование любви к себе, суеверия как потребность испытывать страх.

Экзальтация и тоска как амплитуда состояний неразвитого зрительника

«Верхнее» состояние эйфории, экзальтации – это эмоциональный шквал, не оформленный в чувства. Человек чувствует внутренний подъем, порыв, который толкает вынести это состояние наружу.

Но в случае неумения выносить свои чувства наружу, создавать эмоциональную связь с другим человеком, при отсутствии творческих навыков, эти эмоции остаются «перегорать» внутри, либо человек стремится всячески привлечь к себе внимание, ведет себя несдержанно, демонстративно, истерично.

Состояние экзальтации доставляет наибольшее наслаждение зрительнику, не научившемуся оформлять свои чувства. Человек испытывает восторг, резкий подъем настроения, беспричинную радость, когда хочется смеяться, рыдать, куда-то бежать, вдруг бурно начинает работать фантазия, в голове мелькают образы.

За состояниями экзальтации зрительники идут в секты к индуктивным кожно-звуковым или кожно-звуко-оральным проповедникам. Некоторые люди с сочетанием кожного и звукового векторов способны индуцировать, т.е. «заражать» других людей своей идеей.

Когда идея порождена нездоровым состоянием звукового вектора, например, убежденностью в своей богоизбранности, то такого рода индукция является психопатологической, вредной для окружающих.

Такие люди нередко создают секты, в которые как магнитом притягивает эмоционально неустойчивых личностей со зрительным вектором.

Фанатично убежденный в своей идее руководитель секты «приобщает» зрительную паству в тайну «божественного начала», и таким образом доводит их зрительный страх до состояния веры в высшую силу, что может доводить их до экзальтированного исступления.

Если такой человек еще и обладатель орального вектора, то его способность к убеждению в разы сильнее.

Яркие примеры подобного акцентуированного воздействия кожно-звуко-оральных проповедников на людей со страхами в зрении можно увидеть в церквях харизматов.

Состояние экзальтации, яркой демонстративности, истеричности дает зрительному человеку кратковременное ощущение наполненности и радости, но оно в абсолютной степени направлено на эмоциональное самоудовлетворение, при этом другие люди выступают в качестве некоего катализатора.

Как правило, после пребывания в экзальтации идет резкий внутренний эмоциональный спад в тоску – «нижнее» состояние, резкий спад настроения, сопровождающийся негативными переживаниями за самого себя, опустошенностью, жалостью к самому себе.

Тоска – это негативное «нижнее» состояние, которое затягивает, накручивается негативными эмоциями, как снежный ком, из которого сложно выбраться.

В состоянии тоски зрительный человек негативно переживает свою судьбу, сосредоточен на тревогах за самого себя.

Чувство любви и скорбь печали как состояния развитого зрения

Частью зрительного архетипа является внутреннее состояние страха. Корень всех зрительных страхов – это страх смерти.

То, какие чувства и эмоции зрительник сможет испытывать в своей жизни, зависит от правильного развития, то есть от приобретенных в детстве навыков выносить свой страх за себя наружу, от своевременного воспитания чувств.

Развитие и воспитание чувств у зрительного ребенка начинается с эмоциональных связей с родителями, чтения классической литературы, выражения своих чувств творчески, например, через рисование, участие в детской театральной группе.

Зрительный человек, научившийся испытывать искренние чувства сострадания к другим людям, желание им помочь, когда они в этом нуждаются, постепенно превращает свое внутреннее состояния страха за себя в состояние любви к другим. Любовь – это зрительное чувство высшего порядка, направленное на другого человека (иногда – на животное или другой объект), в отличие от страха, сконцентрированного на себе.

Любовь как состояние созревает внутри человека, и в своем проявлении она может быть направлена на весь мир, включая чувства к объектам животной и даже растительной и неживой природы.

Как и экзальтация, это «верхнее» состояние не может держаться долго на пике эмоционального возвышения.

Состояние эмоционального подъема, так или иначе, вне зависимости от развитости человека, сменяется, эмоциональная амплитуда уходит на спад.

Переход из «верхнего» состояния «любовь» в нижние состояния зрительного вектора у развитого зрительника обычно проявляется не тоской, а чувством светлой грусти, печали.

Пример такого чувства — печаль об ушедшем из жизни человеке, с которым был тесный эмоциональный контакт.

К этому чувству, в зависимости от векторального набора человека, могут подключаться чувства других векторов, как например, ностальгия в анальном векторе, связанная с трогательными воспоминаниями о покинутой родине, и другое.

В отличие от имеющего явное негативное воздействие состояния тоски, печаль и грусть не имеют того гнетущего и отягощающего воздействия и проходят в большей степени как очищающее душевное переживание для зрительного человека.

В состоянии грусти и печали, как и в тоске, зрительный человек склонен расплакаться, однако в случае тоски – это слезы горечи и жалости к самому себе, которые носят истерический и опустошающий характер, а в случае грусти и печали – это слезы душевного очищения.

Слезы – это не только физиологическая прямая инициация эрогенной зоны, но и необходимое переживание для зрительного человека. Слезы, вызванные внутренним переживанием за другого, «очищают душу», подготавливают эмоционально к следующим сменам состояний.

Воспитание чувств

Если вы замечаете в поведении своего ребенка:

  • демонстративность,

  • особую тягу к эмоциональному общению,

  • боязливость (страх темноты, страх оставаться без родителей, страх умереть),

  • способность превратить игру с куклами и мягкими игрушками в настоящий спектакль,

  • склонность к проявлениям жалости к букашкам и цветочкам и т.п.,

значит природа наделила вашего ребенка зрительным вектором.

Зрительному ребенку, помимо привития базовых навыков адаптации, требуется воспитание чувств. Создать интерес к эмоциональному развитию можно с помощью литературы, заставляющей сопереживать героям. Это могут быть рассказы о животных и детях, например, «Дети подземелья» В. Короленко, «Маугли» Р. Киплинга.

Эмоциональная экстравертация – сопереживание, сострадание, — освобождает зрительника от страха за самого себя, дает сбалансированную биохимию головного мозга, позволяет сопереживать другим людям в их передрягах, трудностях и трагедиях.

После первых прочитанных мамой или папой книг, ребенок естественным образом будет тянуться получить это удовольствие (настоящее любовное в чисто зрительном смысле переживание!) снова и снова.

В этом случае легко подтолкнуть его к самостоятельному чтению.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана рекомендует к прочтению зрительным детям и подросткам сказки Г.Х. Андерсена, книги классика французского романтизма В. Гюго и другие…

Большое заблуждение современных родителей, особенно в России, насчет того, что, пацаны не должны плакать, приводит к нарушениям в развитии зрительного вектора у мальчиков.

«Не реви!», «че нюни распустил?», «ноешь, как баба», — подобными фразами родители стремятся выбить из зрительного мальчика «дурь», сделать его сильным, могучим, смелым и способным постоять за себя.

На самом деле через отрицание зрительных свойств, пока еще не развитых у ребенка, и проявленных на уровне истеричности или демонстративности, родители не смогут привить ребенку смелость и волевую устойчивость.

Наоборот, получивший травму зрительный ребенок более подвержен страхам, чем другие, а значит менее способен социализоваться и «постоять за себя».

Нередко жизненный сценарий такого человека во взрослом состоянии выстраивается вокруг борьбы с собственными страхами, часто через попытки спастись от потенциальных нападок на себя, беспричинно словесно атакуя при этом других, через демонстративное поведение.

В случае же создания родителями адекватных условий для развития и реализации зрительного вектора, ребенок, если это мальчик, обучается адекватно реализовывать свои зрительные свойства, получая большую психологическую устойчивость, нередко даже способность ответить на агрессивное воздействие, защитить себя и других. Однако зрительный мальчик определенно не боец и его способность драться сильно уступает детям без зрительного вектора.

Родителям следует понимать, что чувственное развитие зрительного ребенка через художественную литературу, через навыки создания и поддержания эмоциональной связи, через формирование гуманистических ценностей – это не только способ избавления ребенка от состояний страха и истерического поведения, но и надежный фундамент для будущей зрелой и реализованной в обществе личности.

Как зрительнику реализовать себя

В заключении про «верхние» и «нижние» состояния зрительного вектора важно отметить следующее.

Когда объект переживаемых эмоций, как в «верхнем», так и в «нижнем» состоянии находится снаружи, а эмоции оформлены в чувства или творческую работу, то они не несут вреда самому зрительному человеку и окружающим его людям.

В случае же, когда объектом переживаний зрительного человека является он сам, это проявляется негативно как для него самого, так и для окружающих.

Если вы отслеживаете в себе неконтролируемую смену настроения от эйфории до провальной тоски, когда кажется, что «мир рухнул», то первое конструктивное применение, которое можно найти для этих состояний – это оформлять их в чувства, строить эмоциональные связи с другими людьми. Либо активировать имеющийся потенциал, реализуя свою эмоциональную амплитуду в творчестве.

Яркие эмоции, безусловно, украшают жизнь, подпитывают интерес испытывать их каждый раз вновь и вновь.

Когда зрительный человек использует свою эмоциональную амплитуду в творчестве (актриса, художник, дизайнер), в профессии, которая располагает к участливому отношению к другим людям (врач, педагог), в волонтерской или в другой деятельности, связанной с проявлением сострадания, то стремление к переживанию состояния «любовь» становится для него источником вдохновения для реализации себя на всю катушку в течение всей жизни. Это и есть путь к настоящему естественному и природному счастью для зрительного человека.

Статья написана по материалам тренинга Системно-векторной психологии

Источник: https://www.YBurlan.ru/biblioteka/jemocionalnaja-amplituda-zritelnogo-vektora

Ссылка на основную публикацию