Циклоидный тип — психология

Циклоидный тип личности

Резкая перемена настроения от веселья до подавленности — не всегда плохой признак. Возможно, так проявляется циклоидный тип личности.

А подросток, который начал впадать в уныние, хуже учиться и скандалить по мелочам, может, и не «перебесится», потому что переходный возраст в этом случае не первопричина, а всего лишь тот момент взросления, когда циклоидный тип начинает становиться заметным.

Как и любой другой тип акцентуации, циклотимия — не заболевание, а всего лишь особенность личности и характера, редко доходящая до границы нормы, а возможные негативные последствия часто удается сгладить, следуя списку рекомендаций психолога.

Циклоидный тип и его проявления

Люди с циклоидным типом личности периодически пребывают в одной из двух фаз: гипертимности и субдепрессии.

Как правило, изменения цикличны, и нет способов отменить смену состояний, можно только научиться минимизировать последствия той или иной фазы, которая может длиться до двух недель.

Между фазами случаются длительные спокойные периоды, когда никакой особой акцентуации у циклоида нет.

В стадии гипертимности человеку присущи:

  • повышенное настроение и жажда действий;
  • коммуникабельность;
  • гибкость мышления;
  • быстрая смена увлечений;
  • активный образ жизни;
  • открытость и любовь к переменам.

Когда наступает субдепрессия, человек резко меняется. Теперь для него характерны:

  • плохое настроение;
  • потеря интереса;
  • стремление свести к минимуму контакты с другими людьми;
  • отсутствие аппетита;
  • пессимизм;
  • повышенная сонливость.

Переходы от совершенно противоположных по мироощущению состояний серьезно сказываются на жизни циклоида. Все, чего ему удалось добиться в гипертимной фазе, усиленно стремится к нулю в период субдепрессии. Повышается раздражительность и чувствительность к критике, новые увлечения забрасываются, возникает лень и нежелание заниматься делами. Заметно ухудшается и личная жизнь.

Лабильные циклоиды. Так называют тех, у кого переход от «хорошей фазы» к «плохой» и обратно происходит очень быстро — несколько дней активной жизни сменяются 2-3 днями плохого настроения, а потом оно снова поднимается, и человеку хочется общаться со всем миром и двигать горы.

Как правило, такие частые смены настроения создают больше проблем, чем присущие типичным циклоидам временные промежутки. Ведь к быстрому чередованию фаз сложнее привыкнуть. Но на самом деле у лабильного циклоидного типа есть и преимущества.

Да, его «бросает» из стороны в сторону, зато амплитуда бросков обычно сглажена, к ней можно приноровиться. Во время подъема нет болезненной гиперактивности и ломки от отсутствия общения, а в субдепрессивной фазе нет полной апатии и упадка сил.

Циклоидная акцентуация подростков

Самое неприятное в циклоидном типе личности то, что он не проявляется с рождения, и у ребенка нет возможности привыкнуть жить в соответствии со своими особенностями характера.

Но самое лучшее заключается в том, что циклоидный тип действительно может оказаться следствием переходного возраста, когда организм бурно развивается, и на психику действует множество факторов, усугубляющих реакции подростка.

Периоды между фазами акцентуации могут постепенно расти и со временем полностью исчезнуть.

Как правило, в детстве циклоиды ничем не отличаются от остальных детей, разве что чуть более активны и общительны, чем могут походить на гипертимов.

В возрасте 16-18 лет (у девочек возможно чуть раньше, одновременно с первыми месячными) проявляется циклоидность — начинается первая субдепрессивная фаза. Повышается раздражительность, появляются сонливость и апатия, возникают проблемы с учебой, уменьшается внимательность.

Места, где много людей, кажутся чуть ли не комнатами пыток, и даже шумная компания друзей, в которой раньше было так хорошо, совсем не привлекает.

Сам подросток не замечает, что с ним что-то не так. Он всего лишь начинает больше времени проводить дома, меньше есть и подолгу спать. У такого поведения могут быть и внешне объективные причины. Иногда пониженный аппетит объясняется желанием похудеть, стремление оставаться дома — ссорой со сверстниками или местной шпаной, снижение памяти — переутомлением.

Плохое настроение усугубляется неприятностями, возникающими из-за других проявлений субдепрессии.

Любые стрессы переживаются чрезвычайно тяжело, все замечания и упреки вызывают активное противостояние и раздражение, при этом во внутреннем мире подростка они лишь усиливают негативный взгляд на жизнь и отсутствие мотивации.

Как пережить момент появления циклоидной акцентуации?

Не всегда подростку удается самостоятельно справиться с внезапными приступами уныния и апатии.

Слишком резкие изменения настроения сказываются на отношениях со сверстниками, приводят к конфликтам со взрослыми и неприятностям в учебе.

В свою очередь, это увеличивает вероятность срыва или даже суицида. Не в каждой школе есть психолог. И не каждый подросток готов разговаривать и слушать рекомендации.

Родителям рекомендуем не обосабливаться от ребенка, даже если кажется, что у него все в порядке. И тем более, если причины волноваться все же есть. Проявления субдепрессии не всегда правильно распознаются со стороны.

Разленился, не высыпается из-за своих компьютерных игр, слишком много хамит, видимо, совсем распустился. А может это наркотики? А может, он просто влюбился? Прежде всего, с подростком просто нужно поговорить.

Не как родитель с ребенком, а как взрослый с равным себе.

Не стоит навязывать агрессивную заботу, это только ухудшит положение. Лучше дать понять, что подросток дорог вам, проявить теплоту и внимание.

И еще несколько рекомендаций, не зависящих от возраста:

  1. Встречи с хорошими друзьями, людьми, которые дороги человеку с циклоидным типом личности, и какие-нибудь позитивные события помогут сгладить тяжелые периоды спада настроения.
  2. Учитесь предугадывать моменты начала субдепрессивной фазы, сворачивайте срочные дела, не назначайте важных встреч и торжеств.
  3. Не стоит злоупотреблять медикаментозными препаратами. Если возникает необходимость принимать таблетки, то только под контролем и по рекомендации специалиста.
  4. Нельзя пытаться решить проблему с помощью алкоголя или наркотических средств. Таким способом можно лишь «раскачать» психику, вызвать учащение и увеличить продолжительность субдепрессивной фазы.

Даже в подростковом возрасте во внимании психолога нуждаются всего лишь 2-3% циклоидов. Чем старше человек, тем проще ему справляться с этим самому, получив совет психолога.

Источник: http://poznala.ru/samopoznaniya/cikloidnyj-tip-lichnosti.html

Циклоиды и шизоиды

Выделение циклоидного и шизоидного типов личности принадлежит немецкому психиатру Э. Кречмеру. Среди психических особенностей, послуживших ему основой для построения типологии, важное место занимает чувство юмора.

Циклоиды общительны и добродушны. Кречмер выделил две их разновидности: гипоманиакальную и меланхолическую. Гипоманиакальные циклоиды веселы, склонны к юмору, отличаются живостью и остроумием.

Меланхолики склонны к грусти, пассивны, вялы, мягки, уступчивы. Эти две разновидности скорее надо считать двумя противоположными фазами циклоидного темперамента; обычно наблюдаются переходы из одной фазы в другую. Но в любой фазе они отличаются насыщенной эмоциональной жизнью.

Люди циклоидного темперамента могут быть мало похожи друг на друга. Кречмер различал пять основных подгрупп: а) веселые болтуны, б) спокойные юмористы, в) тихие, душевные люди, г) сибариты, д) деятельные практики.

Темперамент циклоидов ориентирован по оси грусть— веселость. Причем никогда не бывает полного преобладания одного из этих полюсов настроения.

У меланхоликов можно найти налет юмора, пусть даже мрачноватого; а у радостно возбужденного циклоида всегда можно обнаружить примесь грусти. Количественную меру этого смешения Кречмер назвал пропорцией настроения.

Циклоидный темперамент характеризуется темпом (быстротой и медленностью) психических процессов; это очень важная особенность людей, принадлежащих к данному типу.

Циклоидному темпераменту противостоит шизоидный. К этому типу принадлежат люди тоже очень разные. Среди них бывают замыкающиеся в себе, робкие, ворчливые, брюзжащие, тупые, грубые, язвительные (склонные не к юмору, а к сарказму), «экстремисты» (у них отсутствует примиряющая середина, они либо восторгаются, либо ненавидят). Кречмер разделил шизоидов натри большие подгруппы:

а) необщительные, лишенные юмора, со странностями и причудами; б) застенчивые, тонко чувствующие, любители природы и книг; в) равнодушно-тупые, исполнительные, бесстрашные.

В отличие от циклоидного темперамента, лежащего между полюсами радости и печали, шизоидный темперамент ориентирован по оси возбудимость — холодность. У шизоидов также не бывает полного господства одного из этих полюсов, а наблюдается смешение. Количественная мера его — психэстетическая пропорция.

Напомним, что пропорции эти отсчитываются у циклоидов и шизоидов не по одной шкале, а по разным. Есть еще одно различие: пропорции настроения циклоидов колеблются волнообразно, и переходы настроения плавны, постепенны. У шизоидов смены резки, подвержены внезапным сдвигам.

Разнообразие шизоидных типов обусловлено не столько темпом психических процессов (как у циклоидов), сколько колебаниями между упорством и капризным непостоянством. В этом смысле циклоиды и шизоиды находятся как бы в разных измерениях. Существует также много конкретных проявлений той особенности шизоидов, которую характеризует «замыкание в себе».

Эта черта иногда проявляется как равнодушный эгоизм, преувеличенное чувство собственного достоинства; порой склонность к абстрактно-теоретическим схемам улучшения системы воспитания, высокомерная убежденность в своей способности указать человечеству путь ко всеобщему благоденствию, создание проектов усовершенствования мира.

При этом любовь к человечеству в делом у них всегда больше, чем любовь к конкретному человеку. О таких людях писал Ф. М.

Достоевский: «Друг человечества с шатостию нравственных оснований есть людоед человечества, не говоря о его тщеславии; ибо оскорбите тщеславие которого-нибудь из сил бесчисленных друзей человечества, и он тотчас готов зажечь мир с четырех концов…»

Эти черты психического склада несовместимы с развитым чувством юмора, со способностью отнестись к собственной персоне если не со смехом, то хотя бы с добродушно-снисходительной улыбкой. Наиболее желанные чувства для шизоида — те, которые относятся к так называемой глорической группе (по Додонову).

Источник: https://pro-psixology.ru/yemocii-i-lichnost/chuvstvo-i-lichnost/335-cikloidy-i-shizoidy.html

Ускользающая доброта: что значит быть циклоидом

Акцентуация характера — это не болезнь. Несмотря на то, что некоторые названия вариантов акцентуации: эпилептоид, истероид, шизоид и другие, — образованы от названий психических заболеваний, любой человек с акцентуацией здоров и нормален. У эпилептоида нет эпилепсии, а шизоид не болеет шизофренией (иначе они стали бы эпилептиком и шизофреником).

У людей с акцентуацией лишь обострены определенные черты характера. Создатель этого понятия, немецкий психиатр Карл Леонгард, к примеру, писал, что «население Берлина — это на 50% акцентуированные личности и на 50% — стандартный тип людей».

Тем не менее, в некоторых неблагоприятных обстоятельствах акцентуация может превратиться в болезнь, «добрав» патологичности.

Составители Энциклопедического словаря по психологии и педагогике (2013) пишут об этом понятии так: «Акцентуации характера отличаются от психопатий отсутствием одновременного проявления свойственной последним триады признаков: стабильность характера во времени, тотальности его проявлений во всех ситуациях, социальной дезадаптации». Иначе говоря, эпилептоид не всегда стремится маниакально поддерживать порядок, а истероид не в любой ситуации жаждет оказаться в центре всеобщего внимания.

Читайте также:  Интеллект и его развитие - психология

В российской психологии акцентуация характера остается популярным понятием, однако общепринятой классификации на сегодняшний день не существует.

Современные версии типологии опираются на работы Карла Леонгарда, монографию советского психиатра Андрея Личко и другие исследования.

Работы Личко позволили глубже понять причины появления и этиологию неврозов, поскольку психиатр выдвинул концепцию так называемого «места наименьшего сопротивления», или «слабого звена» в характере.

«Введение понятия “места наименьшего сопротивления” характера, а также описание этих мест применительно к каждому типу — важный вклад в психологическую теорию характера, — пишет в своей монографии российский психолог, специалист в области экспериментальной психологии и нейро-лингвистического программирования, профессор МГУ Юлия Гиппенрейтер. — Он имеет также неоценимое практическое значение. Слабые места каждого характера надо знать, чтобы избегать неправильных шагов, излишних нагрузок и осложнений в семье и на работе, при воспитании детей, организации собственной жизни и т. п.»

Вдоль по радуге в грозу: плюсы и минусы циклоидной акцентуации

Название циклоидной акцентуации характера дала геометрическая кривая — циклоида, или рулетта, как называли ее раньше. Эту кривую рисует катящаяся окружность.

Паскаль писал о ней так: «Рулетта является линией столь обычной, что после прямой и окружности нет более часто встречающейся линии; она так часто вычерчивается перед глазами каждого, что надо удивляться тому, как не рассмотрели ее древние… ибо это не что иное, как путь, описываемый в воздухе гвоздем колеса».

На плоскости циклоида выглядит как бесконечная последовательность арок, которые упираются своим основанием в горизонталь. Окружность «катится» по этой горизонтали, и точка у нее на боку описывает полукруг, то оказываясь в высшей точке, то падая к подножию.

Именно так повышается и падает настроение у человека с циклоидной акцентуацией характера. У циклоида нет циклотимии — психического аффективного расстройства, при котором эмоциональное состояние человека колеблется между депрессией и гипертимией (или даже гипоманией).

Циклотимик страдает от резких скачков настроения и работоспособности, которые мешают ему вести привычный образ жизни, — в то время как циклоид просто живет как на качелях, которые постоянно описывают полукруг, поднимая его высоко над землей и вновь опуская к исходной точке.

«Диаметр» циклоиды, по которой скользит настроение такого человека, может быть разным: от мягких беспричинных перепадов между «не очень» и «в порядке» до настоящих прыжков от счастья до глубокой тоски и обратно. При этом для окружающих такой человек, как правило, остается отличным деловым партнером, внимательным другом и нежным возлюбленным.

Он не склонен к конфликтам (исключая моменты самых глубоких падений), ведет себя естественно и добродушно, спокойно относится ко многим обстоятельствам, которые у других людей вызывают массу негативных чувств. В темпераменте циклоида есть теплота и мягкость, ему присущи юмор и озорство.

Он не расстается с этими качествами даже в моменты грусти, хотя становится обходительным одиночкой, не выказывая враждебности к другим.

Существенный плюс циклоидной акцентуации характера заключается в том, что она делает человека гибким и адаптивным, способствуя развитию способностей к эмпатии.

Циклоид легко настраиватеся на любую волну, поскольку эмоциональные «качели» априори обеспечивают ему широкий психологический диапазон. Такой человек остро чувствует радость жизни и ее печаль.

Это помогает в развитии творческих навыков и подчас позволяет «превратить» циклоидную акцентуацию в карьеру писателя, художника или журналиста.

При этом сами скачки настроения, особенно во взрослом возрасте, не ощущаются ярко.

Человек с циклоидной акцентуацией характера скорее назовет это «градиентом» — от светлой грусти до развернутой тоски — и от легкого желания улыбнуться до бодрости, радости и склонности к гедонизму.

Разного рода удовольствия, оттенки чувств и нюансы обстоятельств доступны и знакомы таким людям. Они знают о них очень много — и много могут о них рассказать, обеспечив собеседнику, слушателю или читателю с другим складом характера шанс научиться радоваться повседневности.

Эмоциональные градиенты циклоидной акцентуации, с другой стороны, создают специфический ритм жизни: скачет работоспособность, эмоциональность, общительность, самооценка, общий уровень энергии, творческие способности.

И в этом случае, конечно, нужно приспособить к акцентуации свой график жизни: например, выбирать проектную работу с ее рывками и паузами, — или свободный график. В последнем случае стоит помнить, что в фазе подъема все обычно получается, складывается и приносит плоды само по себе, — а вот в фазе спада может быть трудно.

В нижней точке кривой циклоид становится уязвимым, страдает от недостатка жизненных сил и веры в себя.

И это пройдет: если вы циклоид

Человеку с циклоидной акцентуацией характера необходимо помнить, что спады его настроения возникают сами по себе — и исчезают так же. Негативное состояние просто «проходит», и главная задача заключается в том, чтобы до начала нового взлета не наделать ошибок, перессорившись с окружающими, бросив институт или недописанную книгу.

Более серьезная опасность для циклоида заключается в том, что в неблагоприятных обстоятельствах такая акцентуация может превратиться в биполярное расстройство, циклотимию или маниакально-депрессивный психоз.

Особенно внимательно относиться к своим «перепадам» следует тем, у кого в семье уже были случаи одного из этих психических заболеваний. И все-таки, даже если семейный анамнез налицо, болезни можно избежать, — ведь она развивается как правило не сама по себе, а на фоне длительного и интенсивного стресса.

Именно от него циклоиду нужно беречь себя, избегая по-настоящему стрессогенных обстоятельств или смягчая их по мере сил.

Гвоздь колеса: если рядом циклоид

Люди с циклоидной акцентуацией характера хорошо переносят многие неприятные моменты межличностных отношений, однако и у них есть «ахиллесова пята».

Они не терпят монотонных действий в работе и рутинности в личных отношениях.

В погоне за разнообразием и приключениями такие люди подчас могут совершать настоящие маленькие безумства, — но, вероятно, будут рады, если их близкие решат поучаствовать в затее.

В негативной фазе самооценку циклоида легко травмировать, поскольку в эти моменты он склонен себя недооценивать. У него мало сил, нет веры в себя, он бросает начатое, отказывается от прошлых целей. Вот почему в фазе падения человеку с циклоидной акцентуацией важно помочь быть последовательным и поддержать его, чтобы он не потерял достижения и бонусы, заработанные на подъеме.

Источник: https://theoryandpractice.ru/posts/10656-cyclo

Циклоидный тип

Циклоидный тип

Как известно, этот тип был описан в 1921 г. Kretschmer и сперва стал широко использоваться в психиатрических исследованиях. П. Б. Ганнушкин (1933) включил в «группу циклоидов» четыре типа психопатов: «конституционально-депрессивных», «конституционально-возбужденных» (гипертимных), циклотимиков и эмотивно-лабильных. Циклотимия им рассматривалась как тип психопатии…

…В подростковом возрасте можно видеть два варианта циклоидной акцентуации: типичные к лабильные циклоиды.

Типичные циклоиды в детстве ничем не отличаются от сверстников или чаще производят впечатление гипертимов. С наступлением пубертатного периода (у девочек это может совпасть с менархе) возникает первая субдепрессивная фаза. Ее отличает склонность к апатии и раздражительности.

С утра ощущается вялость и упадок сил, все валится из рук. То, что раньше давалось легко и просто, теперь требует неимоверных усилий. Труднее становится учиться. Людское общество начинает тяготить, компании сверстников избегаются, приключения и риск теряют всякую привлекательность.

Прежде шумные и бойкие подростки в эти периоды становятся вялыми домоседами. Падает аппетит, но вместо свойственной выраженным депрессиям бессонницы нередко наблюдается сонливость (Озерецковский, 1972). Созвучно настроению все приобретает пессимистическую окраску.

Мелкие неприятности и неудачи, которые обычно начинают сыпаться из-за падения работоспособности, переживают крайне тяжело. На замечания и укоры нередко отвечают раздражением, порой грубостью и гневом, но в глубине души впадая еще в большее уныние.

Серьезные неудачи и нарекания окружающих могут углубить субдепрессивное состояние или вызвать острую аффективную реакцию с суицидными попытками. Обычно лишь только в этом случае циклоидные подростки попадают под наблюдение психиатра…

У типичных циклоидов фазы обычно непродолжительны и длятся две-три недели…

У циклоидных подростков имеются свои «места наименьшего сопротивления». Важнейшим из них, вероятно, является неустойчивость К коренной ломке жизненного стереотипа. Этим, видимо, объясняются присущие циклоидам затяжные субдепрессивные реакции на первом курсе высших учебных заведений (Строгонов, 1973).

Резкое изменение характера учебного процесса, обманчивая легкость первых студенческих дней, отсутствие ежедневного контроля со стороны преподавателей, сменяющееся необходимостью усвоить в короткий период зачетно-экзаменационной сессии гораздо больший, чем в школе, материал, – все это ломает привитый предшествующими десятилетиями учебный стереотип. Способность в период подъема на лету усваивать материал школьной программы здесь оказывается недостаточной. Упущенное приходится наверстывать усиленными занятиями, а в субдепрессивной фазе и это не приводит к желаемым результатам. Переутомление и астения затягивают субдепрессивную фазу, появляется отвращение к учебе и к умственной работе вообще.

Лабильные циклоиды, в отличие от типичных, во многом приближаются к лабильному (эмоционально-лабильному или реактивно-лабильному) типу. Фазы здесь гораздо короче -несколько «хороших» дней сменяют несколько «плохих».

«Плохие» дни более отмечены дурным настроением, чем вялостью, упадком сил или неудовлетворительным самочувствием. В пределах одного периода возможны короткие перемены настроения, вызванные соответствующими известиями или событиями.

Но, в отличие от описываемого далее лабильного типа, нет чрезмерной эмоциональной реактивности, постоянной готовности настроения легко и круто меняться от незначительных причин.

Подростковые поведенческие реакции у циклоидов, как типичных, так и лабильных, обычно выражены умеренно. Эмансипационные устремления и реакции группирования со сверстниками усиливаются в период подъема.

Увлечения отличаются нестойкостью – в субдепрессивные периоды их забрасывают, в период подъема находят новые или возвращаются к прежним заброшенным.

Заметного снижения сексуального влечения в субдепрессивной фазе сами подростки обычно не отмечают, хотя, по наблюдению близких, сексуальные интересы в «плохие дни» гаснут.

Выраженные нарушения поведения (делинквентность, побеги из дому, знакомство с наркотиками) мало свойственны циклоидам. К алкоголизации в компаниях они обнаруживают склонность в периоды подъема. Суицидальное поведение в виде аффективных (но не демонстративных) попыток или истинных покушений возможно в субдепрессивной фазе.

Самооценка характера у циклоидов формируется постепенно, по мере того, как накапливается опыт «хороших» и «плохих» периодов. У подростков этого опыта еще нет, и поэтому самооценка может быть еще очень неточна…

Автор — Личко А. Е.»Психопатии и акцентуации характера у подростков»

Новые статьи:

Старые статьи:

Источник: http://www.socionic.ru/index.php/2010-10-05-16-34-53/3154-cikloidnyj-tip

Циклоидный тип — Общая психология: Хрестоматия Библиотека русских учебников

ГлавнаяПсихологияОбщая психология: ХрестоматияПредыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Наши исследования показали, что в подростковом возрасте можно видеть два варианта циклоидной акцентуации — типичные и лабильные циклоиды

Типичные циклоиды в детстве ничем. НЕ отличаются от сверстников или чаще производят впечатление гипертимов. С наступпением пубертатного периода (у девочек это может совпасть с менархе) возникает первая субдепрессивная фаза. Ее отличает склонность к апатии и раздражительности.

С утра ощущается вялость и упадок сил, все валится из рук. То, что раньше давалось легко и просто, теперь требует неимоверных у. Силий людской общество начинает тяготит, компании сверстников избегаются, приключения и риск теряют всякую привлекательность. Прежде шумный и бойкие подростки в.

Эти периоды становятся вялым. Домосед и падает аппетит, но вместо свойственной выраженным депрессии бессонницы нередко наблюдается сонливость созвучному настроению все приобретает пессимистическую окраску.

Мелкие неприятности и неудачи, кот орые обычно начинают сыпаться из-за падения работоспособности, переживают крайне тяжело. На замечания и укоры нередко отвечают раздражением, порой грубостью и гнев, но в глубине души впадают еще в бол ьшее уныние.

Серьезные неудачи и нарекания окружающих могут углубить субдепрессивное состояние или. ВЫЗВАТЬ острую аффективную реакцию с суицидными попытки. Обычно. Лишь только в этом случае циклоидные подростки попадают под наблюдение психиатрие психиатра.

Читайте также:  Инфантильное поведение - психология

В типичных циклоидов фазы обычно непродолжительны и длятся две-три недели субдепрессию может смениться обычными состоянием или периодом подъема, когда.

Циклоид снова превращается в гипертимами, стремится в компании, заводит знакомства, претендует на лидерство и легко наверстывает упущенное в занятиях.

Периоды подъема случаются реже, чем субдепрессивные фазы, и по выраженности бывают менее. ЯРКки.

Лабильные циклоиды, в отличие от типичных во многом приближаются к лабильного типа. Фазы здесь гораздо короче — несколько»хороших»дней сменяют несколько»плохих»»Плохие»дни более отмечены дурными на астроением, чем вялостью, упадком сил или неудовлетворительным самочувствия.

В пределах одного периода возможны короткие перемены настроения, вызванные соответствующим известиями или событиями.

Но в в тличие от описываемого далее лабильного типа фотоаппарата чрезмерной эмоциональной реактивности, постоянной готовности настроения легко и круто меняться от незначительных причиной меняться от незначительных причин.

подростковые поведенческие реакции у циклоидов как типичных, так и лабильных, обычно выражены умеренно. Эмансипационные устремления и реакции группировании со сверстниками усиливаются в период подъема.

Увлечения отличаются нестойкостью в субдепрессивные периоды их забрасывают, в период подъема находят новые или возвращаются к прежним заброшенным заметно снижения сексуального влечения в субдепресс ивной фазе сами подростки обычно.

НЕ отмечают, хотя, по наблюдению близких, сексуальные интересы в»плохие дни»гаснут выраженный нарушения поведения (делинквентность, побеги из дома, знакомство с нарк отикамы) мало свойственны циклоидам. К алкоголизации в компаниях они обнаруживают склонность в периоды подъемпериоды подъема.

Суицидальное поведение в виде аффективных (но не демонстративных) попыток или истинных покушений возможны в субдепрессивной фазе

Самооценка характера у циклоидов формируется постепенно, по мере того, как накапливается опыт»хороших»и»плохих»периодов. В подростков этого опыта еще нет, и поэтому самооценка может быть еще очень неточноыть еще очень неточна.

циклоидная акцентуации, как указывалось, лишь изредка попадает под наблюдение психиатра. Однако, среды здоровых подростков ее удается выявить в 2-5%. Причем из них половина может быть отнесена к. Типичный ым, а другая половина — к лабильным циклоидамам.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Источник: https://uchebnikionline.com/psihologia/zagalna_psihologiya_hrestomatiya_-_skripchenko_ov/tsikloidnyy_tip.htm

Книга Психология и психоанализ характера. Содержание — Циклоидный тип

В случаях, когда речь заходит о более тяжелых аномалиях характера — психопатиях, гипертимное ядро либо получает дополнительные напластования, делающие личность сходной с другими типами, либо весь тип подвергается существенной трансформации.

Гипертимно-неустойчивый вариант психопатизации является наиболее частым. Здесь жажда развлечений, веселья, рискованных похождений все более выступает на первый план и толкает на пренебрежение занятиями и работой, на алкоголизацию и употребление наркотиков, на сексуальные эксцессы и делинквентность — в конечном итоге может привести к асоциальному образу жизни.

Ядро личности по-прежнему остается гипертимным, и от представителей типа неустойчивых таких подростков всегда отличает и повышенный жизненный тонус, и оптимизм, и живой интерес к новому, и может быть более всего неугасающее стремление к лидерству, к роли вожака, заводилы, зачинателя самых рискованных авантюр.

Психопатизация по гипертимно-неустойчивому типу нередко осуществляется по принципу психопатического развития, т.е. под влиянием окружающей среды.

Решающую роль в том, что ца гипертимнои акцентуации произрастает гипертимно-неустойчивая психопатия, обычно играет семья.

Как чрезмерная опека — гиперпроекция, мелочный контроль и жесткий диктат, да еще сочетающийся с неблагополучием внутрисемейных отношений, так и гипоопека, безнадзорность могут служить стимулами к развитию гипертимно-неустойчивой психопатии.

Гипертимно-истероидный вариант встречается значительно реже. Йа фоне гипертимности постепенно вырисовываются истероидные черты.

При столкновении с жизненными трудностями, при неудачах, в отчаянных ситуациях и при угрозе серьезных наказаний возникает и желание разжалобить других (вплоть до демонстративных суицидных действий), и произвести впечатление своей незаурядностью, и прихвастнуть, «пустить пыль в глаза». Возможно, в развитии этого типа также важнейшую роль играет среда. Воспитание по типу «кумира семьи», потакание прихотям в детстве, избыток похвал по поводу мнимых и действительных способностей и талантов, привычка всегда быть на виду, созданная родителями, а иногда и неправильными действиями воспитателей, обусловливает в подростковом периоде трудности, которые могут оказаться непреодолимыми.

Гипертимно-аффективный вариант психопатизации отличается усилением черт аффективной взрывчатости, что создает сходство с эксплозивными психопатиями. Вспышки раздражения и гнева, нередко свойственные гипертимам, когда они встречают противодействие или терпят неудачи, здесь становятся особенно бурными и возникают по малейшему поводу.

На высоте аффекта нередко утрачивается контроль над собой: брань и угрозы вырываются без всякого учета обстановки, в агрессии собственные силы не соизмеряются с силами объекта нападения, а сопротивление может достигать «буйного безумства». Все это обычно позволяет говорить о формировании психопатии возбудимого типа.

Это понятие, нам представляется, подразумевает весьма сборную группу. Сходство гипертимной аффективности с эксплозивностью эпилептоидов остается чисто внешним: здесь присуща большая отходчивость, склонность легко прощать обиды и даже дружить с тем, с кем только что был в ссоре. Отсутствуют и другие эпилептоидные черты.

Возможно, в формировании этого варианта психопатизации существенную роль могут играть не столь редкие у мальчиков гипертимного типа черепно-мозговые травмы.

Четвертый вариант динамики обусловлен какими-то эндогенными закономерностями. Речь идет о формировании на фоне предшествующей гипертимности последующей циклоидности. Этот вариант будет представлен при описании циклоидного типа.

Циклоидный тип

Как известно, этот тип был описан Кречмером и сперва стал широко использоваться в психиатрических исследованиях. П. Б. Ганнушкин включил в «группу циклоидов» четыре типа психопатов — «конституционально-депрессивных», «конституционально-возбужденных» (гипертимных), циклотимиков и эмотивно-лабильных. Циклотимия им рассматривалась как тип психопатии.

Однако в дальнейшем под этим понятием стали подразумевать относительно легкие случаи маниакально-депрессивного психоза. Существование циклоидности за рамками этого заболевания было поставлено под сомнение. С 40-х годов термин циклоидная психопатия исчез из психиатрических руководств.

И лишь в редких современных работах циклоиды упоминаются как преморбидныи тип больных эндогенными психозами, причем они не дифференцируются от гипертимов.

Между тем существует особая группа случаев, когда циклические изменения эмоционального фона никогда даже не приближаются к психотическому уровню. Г.Е.Сухарева отметила, что такие непсихотические циклотимические колебания у подростков с наступлением зрелости могут полностью сгладиться. Подобные случаи, с нашей точки зрения, правомерно было бы рассматривать как циклоидную акцентуацию.

Наши исследования показали, что в подросковом возрасте можно видеть два варианта циклоидной акцентуации — типичные и лабильные циклоиды.

Типичные циклоиды в детстве ничем не отличаются от сверстников или чаще производят впечатление гипертимов. С наступлением пубертатного периода (у девочек это может совпасть с менархе) возникает первая субдепрессивная фаза. Ее отличает склонность к апатии и раздражительности.

С утра ощущается вялость и упадок сил, все валится из рук. То, что раньше давалось легко и просто, теперь требует неимоверных усилий. Труднее становится учиться. Людское общество начинает тяготить, компании сверстников избегаются, приключения и риск теряют всякую привлекательность.

Прежде шумные и бойкие подростки в эти периоды становятся вялыми домоседами. Падает аппетит, но вместо свойственной выраженным депрессиям бессонницы нередко наблюдается сонливость. Созвучно настроению все приобретает пессимистическую окраску.

Мелкие неприятности и неудачи, которые обычно начинают сыпаться из-за падения работоспособности, переживают крайне тяжело. На замечания и укоры нередко отвечают раздражением, порою грубостью и гневом, но в глубине души впадая еще в большее уныние.

Серьезные неудачи и нарекания окружающих могут углубить субдепрессивное состояние или вызвать острую аффективную реакцию с суицидными попытками. Обычно лишь только в этом случае циклоидные подростки попадают под наблюдение психиатра.

У типичных циклоидов фазы обычно непродолжительны и длятся две-три недели.

Субдепрессия может смениться обычным состоянием или периодом подъема, когда циклоид снова превращается в гипертима, стремится в компании, заводит знакомства, претендует на лидерство и легко наверстывает упущенное в занятиях.

Периоды подъема случаются реже, чем субдепрессивные фазы, и по выраженности бывают менее ярки. Лишь несвойственные им обычно рискованные шутки над старшими, да стремление везде и всюду острить бросается в глаза окружающим в эти периоды.

У циклоидных подростков имеются свои «места наименьшего сопротивления». Важнейшим из них, вероятно, является неустойчивость к коренной ломке жизненного стереотипа. Этим, видимо, объясняются присущие циклоидам затяжные субдепрессивные реакции на первом курсе высших учебных заведений.

Резкое изменение характера учебного процесса, обманчивая легкость первых студенческих дней, отсутствие ежедневного контроля со стороны преподавателей, сменяющееся необходимостью усвоить в короткий период зачетно-экзаменационной сессии гораздо больший, чем в школе, материал — все это ломает привитый предшествующим десятилетием учебный стереотип. Способность в период подъема на лету усваивать материал школьной программы здесь оказывается недостаточной. Упущенное приходится наверстывать усиленными занятиями, а в субдепрессивной фазе и это не приводит к желаемым результатам. Переутомление и астения затягивают субдепрессивную фазу, появляется отвращение к учебе и к умственной работе вообще.

Лабильные циклоиды, в отличие от типичных, во многом приближаются к лабильному (эмоционально-лабильному или реактивно-лабильному) типу. Фазы здесь гораздо короче — несколько «хороших» дней сменяют несколько «плохих».

«Плохие» дни более отмечены дурным настроением, чем вялостью, упадком сил или неудовлетворительным самочувствием. В пределах одного периода возможны короткие перемены настроения, вызванные соответствующими известиями или событиями.

Но в отличие от описываемого далее лабильного типа нет чрезмерной эмоциональной реактивности, постоянной готовности настроения легко и круто меняться от незначительных причин.

96

Источник: https://www.booklot.ru/genre/nauchnoobrazovatelnaya/psihologiya/book/psihologiya-i-psihoanaliz-haraktera/content/267069-tsikloidnyiy-tip/

Циклоидный тип. психопатии и акцентуации характера у подростков — личко а.е

Как известно, ϶ᴛᴏт тип характера был описан в 1921 Е.Kretschmer и сперва часто упоминался в психиатрических исследованиях. П.Б.

Ганнушкин (1933) включил в «группу циклоидов» четыре типа психопатий — конституционально-депрессивный, конституционально-возбужденный (гипертимный), циклотимический и эмотивно-лабильный. Циклотимия им рассматривалась как тип психопатии.

При этом в дальнейшем под данным понятием стали подразумевать относительно легкие случаи маниакально-депрессивного психоза, а существование циклоидности вне рамок ϶ᴛᴏго заболевания было поставлено под сомнение.

С 40-х годов циклоидная психопатия исчезла из психиатрических руководств. В последние годы циклоидность вновь привлекла внимание, но как один из преморбидных типов больных эндогенными психозами, причем нередко циклоидный и гипертимный типы не разделяются.

Между тем существует особая группа случаев, где циклические изменения эмоционального фона никогда даже не приближаются к психотическому уровню [Michaux L., 1953]. Г.Е.

Сухарева (1959) отметила подобные непсихотические циклотимические колебания у подростков, кᴏᴛᴏᴩые с наступлением зрелости могут вообще сгладиться.

Читайте также:  Ответственность и забота о себе - психология

Подобные случаи, с нашей точки зрения, правильнее было бы рассматривать как циклоидные акцентуации.

Наши с С.Д.Озерецковским [Личко А.Е., Озерецковский С.Д., 1972] исследования позволили выделить в подростковом возрасте два варианта циклоидной акцентуации — типичные и лабильные циклоиды.

Типичные циклоиды в детстве ничем не отличаются от сверстников или производят впечатление гипертимов. С наступлением пубертатного периода (у девочек ϶ᴛᴏ может совпасть с менархе), а еще чаще в 16–19 лет, когда половое созревание завершается, возникает первая субдепрессивная фаза. Чаще она пробудет апатией и раздражительностью.

С утра ощущается упадок сил, все валится из рук. То, что раньше давалось легко и просто, теперь требует неимоверных усилий. Труднее становится учиться. Людское общество начинает тяготить. Шумные компании сверстников, ранее привлекавшие, теперь избегаются. Приключения и риск теряют всякую привлекательность.

Прежде бойкие подростки теперь становятся унылыми домоседами. Падает аппетит, прежде любимые кушанья перестают вызывать удовольствие. Вместо ϲʙᴏйственной выраженным депрессиям бессонницы нередко наблюдается сонливость. Созвучно настроению все приобретает пессимистическую окраску.

Мелкие неприятности и неудачи, кᴏᴛᴏᴩые обычно начинают сыпаться из-за падения трудоспособности, переживаются крайне тяжело. На замечания и укоры могут отвечать раздражением, даже грубостью и гневом, но в глубине души от них впадают в еще большее уныние.

Серьезные неудачи и нарекания окружающих могут углубить субдепрессивное состояние или вызвать острую аффективную реакцию интрапунитивного типа с суицидными попытками. Обычно исключительно в ϶ᴛᴏм случае подростки попадают в поле зрения психиатра.

Юрий П., 16 лет. Вырос в дружной семье. Хорошо учился в английской школе до последнего класса. Отличался веселым нравом общительностью, живостью, увлекался спортом, охотно участвовав в общественной работе, был председателем школьного клуба.

Последние несколько недель изменился. Без причины ухудшилось настроение, «напала какая-то хандра», все стало валиться из рук, учиться стал с трудом, забросил общественную работу, занятия спортом, перессорился с товарищами. После занятий сиднем сидел дома.

Иногда спорил с отцом, доказывая, что «в жизни нет правды». Ухудшились сон и аппетит. В данные дни ему случайно попался под руку научно-популярный журнал со статьей о вреде онанизма.

Так как сам тайком занимался мастурбацией, но ранее не придавал ϶ᴛᴏму значения, теперь решил бросить, но обнаружил, что «не хватает воли». Подумал, что его ждут «импотенция, сумасшествие и слабоумие».

В данные же дни в школе на общем комсомольском собрании был подвергнут товарищами суровой критике за развал общественной работы, кᴏᴛᴏᴩой ранее руководил. Важно заметить, что один из одноклассников назвал его «плесенью общества». На собрании сперва огрызался, потом смолк.

Понял, что он — «неполноценный человек». Возникла мысль о самоубийстве. Вернувшись домой из школы выждал ночи и, когда родители уснули, принял 50 таблеток мепробамата.
Стоит отметить, что оставил записку, где наповествовал, что он — «духовно нищий человек» виноват перед школой и государством.

Из реанимационного центра был доставлен в подростковое отделение психиатрической больницы. Здесь в первые же дни состояние внезапно и резко изменилось, хотя антидепрессантов не получал. Настроение стало слегка повышенным, сделался общительным, активным, легко вступал в контакт, был полон энергии.

Не понимал, что с ним было, «без всякой причины нашла какая-то хандра». Отметим, что теперь же все прошло, настроение исправилось, рад, что остался жив. Суицидную попытку оценивает критически. Чувствует себя хорошо, аппетит даже повышен, сон стал крепким и спокойным. Скучает по родным, по школе и товарищам.

Стремится продолжать учебу.

Обследование с помощью ПДО. По шкале объективной оценки диагностирован циклоидный тип. Конформность средняя, реакция эмансипации не выражена. Отмечается отрицательная установка на алкоголизацию. По шкале субъективной оценки самооценка недостаточная: черт какого-либо типа не выступило.

Диагноз.
Стоит отметить, что острая аффективная интрапунитивная реакция с истинным покушением на самоубийство на фоне акцентуации циклоидного типа.

Катамнез через 2 года. Успешно окончил школу, учится в институте. Отмечает, что после выхода из больницы бывали «плохие периоды» длительностью в 1–2 недели и повторявшиеся каждые 1–2 месяца. К моменту катамнеза данные колебания сгладились.

У типичных циклоидов фазы обычно непродолжительны, 1–2 недели [Озерецковский С.Д., 1974].

Субдепрессия может смениться обычным состоянием или периодом подъема, когда циклоид снова превращается в гипертима, стремится в компанию, заводит знакомства, претендует на лидерство и обычно наверстывает то, что было упущено в учебе и работе в субдепрессивной фазе.

Периоды подъема случаются реже, чем субдепрессивные фазы, и бывают не такими яркими. По наблюдению Ю.А.Строгонова (1972), иногда исключительно обычно неϲʙᴏйственные рискованные шутки над старшими да стремление везде и всюду острить могут бросаться в глаза окружающим.

У циклоидных подростков имеются ϲʙᴏи места «наименьшего сопротивления». Стоит заметить, что они различны в субдепрессивной фазе и в период подъема. В последнем случае выступают те же слабые места, что при гипертимном типе: непереносимость одиночества, однообразной и размеренной жизни, кропотливого труда, неразборчивость в знакомствах и т.д.

В субдепрессивной фазе ахиллесовой пятой становится коренная ломка жизненного стереотипа. Этим, видимо, объясняются присущие циклоидам затяжные субдепрессивные состояния на первых курсах высших учебных заведений [Строгонов Ю.А., 1973].

Резкое изменение характера учебного процесса, обманчивая легкость первых студенческих дней, отсутствие ежедневного контроля со стороны преподавателей, сменяющиеся необходимостью уϲʙᴏить в короткий срок зачетно-экзаменационной сессии гораздо большего, чем в школе, материала — все ϶ᴛᴏ ломает привитый предшествующим десятилетием учебный стереотип.

Упущенное приходится наверстывать усиленными занятиями, а в субдепрессивной фазе ϶ᴛᴏ не приводит к желаемым результатам. Переутомление и астения затягивают субдепрессивную фазу, побудет отвращение к учебе и умственным занятиям вообще.

В субдепрессивной фазе побудет также избирательная чувствительность к укорам, упрекам, обвинениям в ϲʙᴏй адрес — ко всему, что способствует мыслям о собственной неполноценности, никчемности, ненужности.

Лабильные циклоиды в отличие от типичных во многом приближаются к лабильному (эмоционально-лабильному) типу. Фазы здесь гораздо короче — два-три «хороших» дня сменяются несколькими «плохими».

«Плохие» дни более отмечены дурным настроением, чем вялостью, упадком сил или неудовлетворительным самочувствием. В пределах одного периода возможны короткие перемены настроения, вызванные ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующими известиями или событиями.

Но в отличие от описываемого далее лабильного типа нет чрезмерной эмоциональной реактивности, постоянной готовности настроения легко и круто меняться от незначительных причин.

Не стоит забывать, что валерий Р., 16 лет. Вырос в дружной семье, привязан к родителям и старшему брату, кᴏᴛᴏᴩый служит в армии. С детства был живым, ласковым, общительным, послушным. Учится хорошо.

В последние два-три года стал сам замечать, что настроение у него колеблется: два-три хороших дня, когда чувствует подъем, чередуются с днями «хандры», когда легко ссорится, побудет, по его словам, «непереносимость замечаний и начальственного тона», предпочитает одиночество, нехотя идет в школу, кᴏᴛᴏᴩую вообще любит.

Более двух лет влюблен в одноклассницу, очень к ней привязан. Несколько дней назад настроение вновь испортилось. Показалось, что любимая девочка заинтересовалась другим мальчиком. Из ревности нарочно сказал ей, что сам полюбил другую, — произошел разрыв. Крайне тяжело переживал происшедшее.

Все время думал о ней, не находил себе места, тайком плакал, каждую ночь видел ее во сне. Искал сочувствия и сопереживания у приятелей — был поражен их «безразличием». По их предложению, принял участие в совместной выпивке, но от вина тоска исключительно усилилась.

Вернувшись домой, почувствовал «полную безысходность и одиночество». Когда родители уснули, залез в горячую ванну и нанес себе несколько глубоких порезов бритвой. От кровотечения потерял сознание. Очнулся на руках отца, кᴏᴛᴏᴩый случайно обнаружил его.

В подростковом отделении психиатрической больницы первые три дня оставался угнетенным, говорил о нежелании жить. Его любимая девочка разыскала его через справочную скорой помощи и пришла его навестить — отказался от свидания с ней.

Затем настроение изменилось к лучшему (психотропных средств не получал), встретился со ϲʙᴏей возлюбленной, помирился с ней. Два дня был «подъем» — стал веселым, общительным, стремился домой скучал по школе. В последующем настроение ровное. Критически оценивает ϲʙᴏй поступок, считает себя виноватым. В беседе обнаруживает эмоциональную лабильность, ищет сопереживания.

Обследование с помощью ПДО. По шкале объективной оценки диагностирован лабильно-циклоидный тип. Конформность средняя, реакция эмансипации умеренная.

Обнаружен высокий В-индекс (В=6), хотя ни в анамнезе, ни при неврологическом обследовании, ни на ЭЭГ данных за наличие резидуального органического поражения головного мозга не установлено. Психологическая склонность к алкоголизации высокая.

По шкале субъективной оценки самооценка правильная, выделяются лабильные, циклоидные, гипертимные черты, отвергаются черты сенситивные.

Диагноз. Реактивная депрессия с суицидной попыткой на фоне акцентуации по лабильно-циклоидному типу.

Катамнез через 2 года. Здоров. Учится в вузе. Повторных суицидных попыток не было. По-прежнему отмечает изменчивость настроения.

Как у типичных, так и у лабильных циклоидов реакции эмансипации и группирования со сверстниками усиливаются в периоды подъема. Увлечения отличаются нестойкостью — в субдепрессивные периоды их забрасывают, в период подъема — возвращаются к ним или находят новые.

Заметного снижения сексуального влечения в субдепрессивной фазе сами подростки не отмечают, хотя, по наблюдениям близких, сексуальные интересы в «плохие дни» гаснут. Выраженные нарушения поведения (делинквентность, побеги из дому и т.п.) циклоидам не ϲʙᴏйственны.

Но в периоды подъема они могут обнаруживать склонность к алкоголизации в компаниях.

Суицидальное поведение в виде аффективных (но не демонстративных) попыток или истинных покушений на самоубийство возможно в субдепрессивной фазе, если в ϶ᴛᴏ время подросток подвергается психической травматизации, укрепляющей его в мыслях о ϲʙᴏей неполноценности.

Самооценка характера у циклоидов формируется постепенно, по мере того, как накапливается опыт «хороших» и «плохих» периодов. У подростка такого опыта еще может не быть и по϶ᴛᴏму самооценка может оказаться несовершенной.

Циклоидная акцентуация, как указывалось, исключительно изредка попадает под наблюдение психиатра (обычно ϶ᴛᴏ случаи суицидных попыток). При этом у здоровых подростков ее удается выявить в 2–5% [Иванов Н. Я., 1976], причем из них половина может быть отнесена к типичным, а другая половина — к лабильным циклоидам.

В послеподростковом возрасте (18–19 лет) процент циклоидов значительно возрастает, а процент гипертимов уменьшается [Боровик Т.Я., 1976; Перетяка О.П.

, 1981] Видимо, в силу каких-то эндогенных закономерностей гипертимный тип может трансформироваться в циклоидный — на фоне постоянной до ϶ᴛᴏго гипертимности побудут короткие субдепрессивные фазы.

Источник: http://xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai/book/6993/289686/%D0%A6%D0%98%D0%9A%D0%9B%D0%9E%D0%98%D0%94%D0%9D%D0%AB%D0%99%20%D0%A2%D0%98%D0%9F.html

Ссылка на основную публикацию