Стержневые направления жизни — психология

Основные направления современной психологии и психотерапии

Статья посвящена основным направлениям и методам современной психологии и психотерапии. О некоторых из них на нашем сайте есть тематические статьи (здесь приведены только ссылки на них), о других методах и направлениях работы психологов и психотерапевтов можно составить представление, прочитав эту статью.

Психология — это наука о душе. О существовании души у человека говорили всегда, предпринимались попытки ее изучить, дать ей научное объяснение. Так или иначе, проблему души в разное время затрагивали многие науки, начиная от философии и заканчивая медициной. Именно совокупность знаний и опыта этих наук позволила психологии в XIX веке вылиться в отдельное научное направление.

Начало психологии и психотерапии относится не к нашему столетию. В истории уже были подобные периоды, например, в Греции во II веке до н.э. или в Европе в XIV веке н.э.

Эпоха психотерапии наступает тогда, когда культура претерпевает радикальные изменения и люди теряют ощущение безопасности, необходимое для того, чтобы заниматься трудом и строить отношения, основанные на дружбе и любви.

В XIX и XX столетиях о такой ситуации говорилось в работах Ницше и Фрейда. Фрейд и положил начало теперешней эпохе психотерапии.

«Двадцатое столетие справедливо называют веком тревоги, столетием, в котором смысл существования был в значительной мере утерян. Отсюда сходство, существующее между психотерапией и экзистенциализмом, говорящее о нашем столетии как о времени, когда большие массы людей потеряли смысл своего существования и способность любить и трудиться.

Современные формы психотерапии имеют сходство с религией: обычно в психотерапии один человек (называемый психотерапевтом или консультантом) оказывает помощь другому (называемому пациентом или клиентом), испытывающему трудности в любви, работе, в семье, в общении и пр. Позиция Фрейда во многих отношениях была похожа на позицию католического священника. Он как бы оставался скрытым, сидя позади человека, делающего свои признания.

Основополагающая задача, стоящая перед человеком на протяжении всей его жизни, заключается в том, чтобы придать смысл своему существованию. Человек («Я») предстает как комментатор, автор, рассказчик и ученый, исследующий себя.

Он (посредством сознания) стремится придать смысл суете и неразберихе, которые царят в жизни. Порядок в жизни может быть установлен в том случае, если нам удается увидеть в истории нашей жизни проявления смысла. Мы нуждаемся в наличии смысла нашего существования, но как его обнаружить? Здесь уместна цитата Ф.

Ницше: «Тот, кто имеет зачем жить, может вынести любое как». Отсутствие цели в жизни приводит к экзистенциальному вакууму. «Такие широко распространенные явления, как алкоголизм, юношеская преступность, будут непонятны до тех пор, пока мы не обнаружим экзистенциальный вакуум, лежащий в их основе.

Страдание каким-то образом перестает быть страданием в тот момент, когда обнаруживается его смысл».

С экзистенциалистами близки в своих воззрениях гештальтисты. В гештальт-подходе тоже невозможно отделить философию и психологию.

Если существует анализ (разложение на части), о котором мы говорили ранее, то существует и синтез (создание целого из частей). Для того чтобы найти причину дисгармонии, невроза, предпочтителен анализ. Для того чтобы создать гармонию, гомеостазис, предпочтителен синтез.

Дисбаланс (психический дискомфорт) часто возникает потому, что наши психические процессы разрознены или даже противоречат друг другу. Роберто Ассаджиоли считал, что в процессе психосинтеза нужно эти «части», эти разрозненные психические процессы, желания, стремления прежде осознать, а потом — объединить.

Но не просто объединить, а объединить так, чтобы возникла гармония.

Где-то я прочитала утверждение Сократа: «лечение душ осуществляется с помощью определенных заклинаний, и эти заклинания представляют собой волшебные слова». Непревзойденным мастером слова, на мой взгляд, был и остается Милтон Эриксон. Психотерапия Милтона Эриксона находится на грани между искусством и наукой. В рассказ М. Эриксон вкраплял убеждение.

Именно так — через рассказы, сказки, мифы — с незапамятных времен «переодевались» ценности и культурные нормы и передавались другому поколению. К.Г.Юнг назвал их коллективным бессознательным. Сам Милтон Эриксон говорил, что горькую пилюлю легче проглотить, если она заключена в сладкую облатку.

Прямая мораль вызывает противодействие, история же воздействует сразу на подсознание, обходя сознание.

Эриксоновский гипноз является частью одного из самых эффективных психотерапевтических направлений современности – НЛП. Нейролингвистическое программирование (НЛП) — это теория и практика моделирования мышления и поведения (а в дальнейшем и эмоций) успешных и эффективных людей. Мы «фильтруем» мир через убеждения, ценности, язык, интересы и т.д.

Язык — тоже фильтр, слово — всего лишь означает переживание, но не является этим переживанием. У каждого слова есть свой личностный смысл. Но порой люди боятся за свой смысл как за реальность. Работа с личной картой слов очень важна для человека, она буквально перекодирует человека, радикально изменяет его жизнь в нужном ему направлении.

Этому посвящен наш тренинг «Волшебные слова» .

Телесно-ориентированная психотерапия (ТОТ) является одним из основных направлений современной практической психологии, еще ее называют соматической психологией.

Телесно-ориентированная психотерапия — это искусство и наука, это способ «исцеления души через работу с телом», с запечатленными в теле переживаниями и проблемами человека. Все, что происходит в душе человека, оставляет отпечаток в его теле.

Наше сознание и бессознательное в 90% случаев говорят не словами, а сигналами тела. Важно научиться улавливать эти сигналы, слышать свое тело, быть с ним в контакте. Этому Вы можете научится на наших тренингах .
Арт-терапия — это метод лечения посредством художественного творчества.

Это один из самых мягких и в то же время глубоких методов в арсенале психологов и психотерапевтов. Рисуя, занимаясь лепкой или описывая в литературной форме свою проблему или настроение вы как будто получаете закодированное послание от самих себя, из собственного подсознания.

Метод арт-терапии можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний, которым многие люди пользуются самостоятельно — чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.

Символдрама (известная также как Кататимное переживание образов (КПО), метод «сновидений наяву» и Кататимно-имагинативная психотерапия) – метод, разработанный известным немецким психотерапевтом профессором Ханскарлом Лёйнером.

Из известных на сегодняшний день примерно пятнадцати направлений психотерапии, использующих образы, символдрама является наиболее глубоко и системно проработанным и технически организованным методом, имеющим фундаментальную теоретическую базу.

В нашей работе она представлена в анализе сноведений, метафорах, юнгианском анализе и в медитации .

Медита?ция (от лат. meditatio — размышление, обдумывание) — умственный процесс. До XX века этот термин обозначал просто глубокое размышление, концентрацию на проблеме, внутреннюю молитву.

В конце XIX века, со времени увлечения европейцев буддизмом и индийской йогой, под этим термином стали понимать процесс приведения психики в особое состояние внутренней сосредоточенности — это состояние сознания часто называют медитати?вным тра?нсом.

В трансперсональной психологии основным методом работы является холотро?пное дыха?ние — метод, предназначенный для «самопознания и личностного роста». Он разработан американским психологом Станиславом Грофом .

Вызывая у себя необычные состояния сознания с помощью техники, основными элементами которой являются интенсивное дыхание, а также побуждающая музыка и спонтанное погружение в «поток всплывающего опыта» под руководством психотерапевта или «ситтера», участники могут «открыть и пережить глубинные травмы, конфликты и жизненные ситуации», и освободиться от них. Интеграция материала практических сессий продолжается через телесноориентированную терапию , арт-терапию, рисование мандал и обсуждение индивидуальных процессов в группе. У нас в арсенале есть серия трансперсональных тренингов под общим название «Волшебное дыхание» , позволяющих комплексно решать свои внутренние проблемы.

Читайте также:  Люди могут помогать: обращение за помощью - психология

До сих пор имеют продолжение методы одного из первых течений психологической мысли – бихевиоризма.

Бихевиоризм (от английского слова «behavior») — «наука о поведении», особое направление в психологии, которое изучает поведение животных и человека без привлечения сознания.

Наблюдения над поведением могут быть представлены как последовательность стимулов и реакций. Психолог-бихевиорист пытается предсказать реакции по стимулам и управлять реакциями как человека, так и животных.

Но для бихевиориста страх является чем-то внутренним и неинтересным, так же, как и мышление. Но до сих пор это направление психологии имеет место. Так Франкль разработал оригинальную методику поведенческой психотерапии, получившей название «парадоксальной интенции» (интенция — намерение).

Больному предварительно объясняют смысл предполагаемого лечения, а затем предлагают делать то, чего он боится. При этом больной должен не просто имитировать свои фобии, а делать это с чувством юмора, как бы высмеивая самого себя.

Например, больному с кардиофобией Франкль предлагал: «Постарайтесь умирать каждый день 3 раза. Три раза вызывайте у себя паралич сердца и умирайте. Повторяйте: «Хочу умереть», и выходите при этом на улицу, чтобы умереть».

В семейной терапии, о которой речь пойдет дальше, Варга приводит примеры аналогичных клинических методик в своей работе. Сюда можно отнести методики социального тренинга, или моделирования, тренинг уверенности в себе, тренинги продаж и др. По своему опыту могу сказать, что они весьма полезны.

Методы бихевиоризма мы используем в работе для отработки навыков эффективного поведения на тренингах  «Тренинг уверенности в себе » и «Искусство коммуникаций «.

В заключении стоит упомянуть о методах групповой психотерапии. Родоначальником групповой психотерапии считают Якоба Морено, ему же принадлежит и термин «групповая психотерапия».

Психодрама — это одна из форм группового процесса, в котором метод драматической импровизации используется как способ изучения внутреннего мира участников группы. Она относится к одному из ранних методов групповой психотерапии.

https://www.youtube.com/watch?v=HK6viFYDPIM

В психодраматическом действии нет прошлого и будущего, есть только настоящее. Психодрама стирает границы времени. Все переживается в реальном действии.

Как ребенок от имени игрушки может высказать все, что ему не дозволено говорить самому, так и участник психодрамы от имени своего персонажа, перевоплощаясь и импровизируя, может достаточно глубоко раскрыть свое внутреннее Я независимо от того, идет ли речь о прошлом, будущем или настоящем.

Другим методом групповой терапии является семейная психотерапия.

Работа с семьей направлена на то, чтобы вновь дать ее членам возможность оказывать терапевтическое воздействие на существующие в данной семье группы и на отдельных ее членов. Символический опыт необходим для того, чтобы разрушить запрограммированные сценарии, обусловленные прошлым каждого из членов семьи.

Источник: http://goraton.ru/dusha/psihologiya/354-osnovnye-napravleniya-sovremennoj-psikhologii-i-psikhoterapii

Основные направления психологии

Сегодня происходит расширение знаний о предмете психологии, в качестве которого в разное время принимались душа, явление, сознание, поведение, бессознательное, процессы переработки информации и результаты этих процессов, личный опыт человека.

Все эти предметные области нашли отражение в достижениях различных традиционных и новых школ, научных направлений, теорий и концепций.

Важнейшие из них следующие.

Бихевиоризм (англ. behaviour – поведение) – одно из ведущих направлений психологии. Родоначальники бихевиоризма – Э. Торндайк, Д. Уотсон.

В этом направлении психологии изучение предмета сводится к анализу поведения, при этом часто из предмета исследования исключается сама психика сознания.

По мнению бихевиористов, зная силу действующих раздражителœей и учитывая опыт человека, можно исследовать процессы научения, образования новых форм поведения.

При этом сознание не играет никакой роли в научении, а новые формы поведения следует рассматривать как условные рефлексы.

Психоанализ и фрейдизм – общее обозначение различных школ и учений, возникших на базе психологического учения З. Фрейда. Психоанализ (разложение) – учение, исследующее бессознательное и его взаимосвязи с сознательным в психике человека. Для фрейдизма характерно объяснение психических явлений через бессознательное.

Ядром его является представление об извечном конфликте между сознательным и бессознательным в психике человека. Основой психоаналитического метода является анализ свободных ассоциаций, сновидений, описок, оговорок и т. д. Корни поведения человека – в его детстве.

Основная роль в процессе формирования и развития человека ототводится к сексуальным инстинктам и влечениям.

В рамках этого направления имеют место и другие точки зрения. Так, ученик Фрейда Адлер полагал, что в базе поведения личности лежат не сексуальные влечения, а чувство неполноценности, возникшее в детстве. К.

Юнг считал, что личность формируется не только под влиянием конфликтов раннего детства, но наследует образ предков, пришедший из глубин веков. К.

Хорни утверждал, что поведение определяется внутренне присущим каждому человеку основным беспокойством, лежащим в базе внутриличностных конфликтов.

Гештальтпсихология (нем. Gestalt – форма, целостная форма, образ, структура) – одно из крупнейших направлений в зарубежной психологии, возникшее в Германии в первой половинœе ХХ в., свидетельствующее о крайне важно сти целостного подхода к анализу сложных психологических ситуаций.

Основное внимание гештальтпсихология уделяла исследованию высших психических функций человека (восприятию, мышлению, памяти и др.) как целостных структур.

Гуманистическая психология – направление, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную структуру, которая представляет собой ʼʼоткрытую возможностьʼʼ самоактуализации, присущую только человеку.

В рамках этой теории заметное место занимает теория личности, разработанная американским психологом А. Маслоу. Фундаментальными потребностями человека, согласно данной теории, являются физиологические (пища, вода, сон и др.

); потребность в безопасности, стабильности, самоутверждении, чувстве принадлежности к общности, потребность в самоактуализации.

Генетическая психология – учение Пиаже и его последователœей. Её психологическая концепция: развитие интеллекта происходит в процессе перехода от эгоцентризма к объективной позиции путём экстерио-, интериоризации.

Индивидуальная психология – одно из направлений глубинной психологии, разработанное А. Адлером, исходящее из концепции о наличии у индивида комплекса неполноценности и стремления к избавлению от этого комплекса как главного источника мотивации поведения личности.

Концепция трансактного анализа – совокупность научных взглядов американского психолога Э. Берна о том, что судьба человека предопределœена особенностями его бессознательного, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ как бы влечёт его к определённым событиям – успеху, трагедии и т. п.

Дифференциальная психология– отрасль психологии, изучающая психические различия между индивидами и группами людей, причины и последствия этих различий.

Критическая психология – направление в психологии, исходящее из теории деятельности (А.Н. Леонтьев, П. Кайлер и др.).

Парапсихология – область гипотез, представлений, пытающихся объяснить формы чувствительности и воздействия живого существа на физические явления, проходящие без посредства мышечных усилий (гипноз, предчувствия, телœекинœез, телœепатия).

Феноменалистическая психология рассматривает поведение личности через восприятие ею ситуации.

Акмеология – наука, возникшая на стыке особенностей развития и функционирования психики человека. Важно помнить, что психика в своём развитии проходит онтогенез (рождение, происхождение) – процесс развития индивидуального организма – и филогенез (род, вид, племя). Психика в онтогенезе повторяет достижения её развития в филогенезе.

Вопросы для самоконтроля

1. Почему появилась потребность общества в овладении психолого-педагогическими знаниями?

2. Дайте определœение общих задач психологии.

3. Назовите основополагающие принципы психологии.

4. Выделите предмет психологии и дайте его характеристику.

  • — Тема 3. Основные направления психологии.

    План: 1.Оформление психологии как самостоятельной науки. 2. Бихевиоризм. 3. Гештальтпсихология. 4. Психоанализ. 5. Когнитивная психология. 6. Гуманистическая психология. 7. Отечественная психология Оформление психологии как самостоятельной науки. Вундт в конце 19 в…. [читать подробнее].

    Читайте также:  Мезоморф - психология
  • — Основные направления психологии в ХХ в.

    После выделения психологии в середине XIX в. в самостоятельную науку произошла ее дифференциация на ряд направлений. 5.1. Психоанализ. 5.1.1. Общая характеристика психоанализа. Психоанализ или глубинная психология (от греч. — душа и разложение). Зародился в начале 20 века…. [читать подробнее].

  • — Основные направления психологии

    В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. Учитывая то обстоятельство, что в последнее время почти каждые 4-6 лет появляется новое направление в психологии, имеет смысл говорить не о данной науке психологии, а о комплексе… [читать подробнее].

  • — Основные направления психологии.

    Человек в своем физиологическом и психическом становлении и развитии проходит различные стадии, участвует во многих сфе­рах социальной жизни, занимается разными видами деятельно­сти. Разнообразны и формы общностей людей: малые и большие социальные группы, возрастные,… [читать подробнее].

  • — Основные направления психологии в классических

    КЛАССИКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ Гештальт- психология В. Келер Исследование интеллекта человекоподобных обезьян Москва 1998 ББК Предисловие, комментарии доцента кафедры психологии СГУ Е.И.Гарбера Художник Ю.Д.Федичкин Основные направления психологии в… [читать подробнее].

  • — Основные направления психологии

    Основные направления психологии представлены на рис. 1.2. Рис. 1.2. Основные направления психологии Фрейдизм и неофрейдизм: преобладающая роль подсознания в психической жизни человека. Бихевиоризм: поведение как основной объект исследования и отказ от попыток… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/category/psikhologiya/view/373978_osnovnye_napravleniya_psihologii

    Общая психология

    Бихевиоризм – одно из ведущих направлений, получившее широкое распространение в разных странах и в первую очередь в США. Родоначальники бихевиоризма – Э. Торндайк (1874–1949) и Дж. Уотсен (1878–1958).

    В данном направлении психологии изучение предмета сводится, прежде всего, к анализу поведения, которое широко трактуется как все виды реакций организма на стимулы внешней среды. При этом из предмета исследования исключается сама психика, сознание.

    Основное положение бихевиоризма: психология должна изучать поведение, а не сознание и психику, которые невозможно наблюдать непосредственно.

    В качестве основных задач ставились следующие: научиться по ситуации (стимулу) предсказать поведение (реакцию) человека и, наоборот, по характеру реакции определить или описать вызвавший ее стимул.

    Согласно бихевиоризму человеку присуще относительно небольшое число врожденных поведенческих феноменов (дыхание, глотание и т. п.), над которыми надстраиваются более сложные реакции, вплоть до сложнейших «сценариев» поведения. Выработка новых приспособительных реакций происходит с помощью проб, осуществляемых до тех пор, пока одна их них не даст положительный результат (принцип «проб и ошибок»). Удачный вариант закрепляется и в дальнейшем воспроизводится.

    Представители бихевиоризма:

    Джон Уотсон являлся лидером бихевиористического направления. Он предложил схему, разъясняющую поведение всех живых существ на земле: стимул вызывает реакцию.

    Уотсон придерживался мнения, что при верном подходе появится возможность полностью предсказывать поведение, формировать и контролировать с помощью изменения окружающей действительности поведение людей разных профессий.

    Механизмом данного влияния было объявлено обучение путем классического обуславливания, которое подробно изучил на животных академик Иван Петрович Павлов.

    Он обнаружил, что на базе безусловных рефлексов у животных складывается соответствующее реактивное поведение. Однако с помощью внешних воздействий у них можно выработать и приобретенные, условные рефлексы и формировать тем самым новые модели поведения.

    Джон Уотсон стал проводить эксперименты над младенцами и выявил у них три основополагающих инстинктивных реакции – страх, гнев и любовь. Психолог сделал вывод, что все остальные поведенческие отклики наслаиваются на первичные (эксперимент с крошкой Альбертом).

    Ученый Хантер Уильям создал в 1914 году схему для изучения поведенческих реакций, которую назвал отсроченной.

    Он показывал обезьяне банан в одном из двух ящиков, затем закрывал от нее это зрелище ширмой, которую через несколько секунд убирал.

    Обезьяна после этого успешно находила банан, что доказывало, что животные изначально способны не только на непосредственную, но и отсроченную реакцию на импульс.

    Другой ученый – Лешли Карл с помощью экспериментов вырабатывал у какого-нибудь животного навык, а затем удалял ему различные части мозга, чтобы выяснить зависит от них выработанный рефлекс или нет. Психолог пришел к выводу, что все части мозга равноценны и с успехом могут заменить друг друга.

    Другие течения бихевиоризма:

    Теория связей Торндайка

    Основатель теории научения Э.Торндайк рассматривал сознание как систему связей, объединяющую идеи по ассоциации. Чем выше интеллект, тем большее число связей он может установить. В качестве двух основных законов научения Торндайк предложил закон упражнения и закон эффекта.

    Согласно первому, чем чаще какое-то действие повторяется, тем глубже оно отпечатывается в сознании. Закон эффекта гласит, что связи в сознании устанавливаются более успешно, если реакция на стимул сопровождается поощрением.

    Для описания значимых ассоциаций Торндайк использовал термин «принадлежность»: связи легче устанавливаются, когда объекты как бы принадлежат друг другу, т.е. взаимозависимы. Научение облегчается, если заучиваемый материал осмыслен.

    Торндайк сформулировал также концепцию «распространения эффекта» – готовности усвоить сведения из областей, смежных с теми областями, которые уже знакомы.

    Торндайк экспериментально изучал распространение эффекта с целью определить, влияет ли обучение какому-то предмету на усвоение другого – например, помогает ли знание древнегреческой классики при подготовке будущих инженеров. Оказалось, что положительный перенос наблюдается лишь в случаях, когда области знания соприкасаются.

    Научение одному виду деятельности может даже препятствовать овладению другим («проактивное торможение»), а вновь освоенный материал способен иногда разрушать что-то уже выученное («ретроактивное торможение»). Эти два вида торможения являются предметом теории интерференции при запоминании. Забывание какого-то материала связано не только с течением времени, но и с влиянием иных видов деятельности.

    Оперантный бихевиоризм Скиннера

    Следуя тому же направлению, американский бихевиорист Б.Скиннер выделил в дополнение к классическому обусловливанию, которое он обозначил как респондентное, второй тип обусловливания – оперантное обусловливание.

    Оперантное научение имеет в своей основе активные действия («операции») организма в окружающей среде. Если какое-то спонтанное действие оказывается полезным для достижения цели, оно подкрепляется достигнутым результатом.

    Голубя, например, можно научить играть в пинг-понг, если игра становится средством получения пищи. Поощрение называется подкреплением, поскольку оно подкрепляет желаемое поведение.

    Голуби не сумеют играть в пинг-понг, если не сформировать у них это поведение методом «дискриминационного научения», т.е. последовательным избирательным поощрением отдельных действий, ведущих к желаемому результату. Подкрепление может быть распределенным случайно либо следовать через определенные интервалы времени или в определенной пропорции.

    Случайно распределенное подкрепление – периодические выигрыши – заставляет людей играть в азартные игры. Появляющееся через определенные интервалы поощрение – заработная плата – удерживает человека на службе.

    Пропорциональное поощрение – настолько сильное подкрепление, что экспериментальные животные в опытах Скиннера буквально загоняли себя до смерти, стараясь заработать, например, побольше вкусной еды. Наказание, в отличие от поощрения, является отрицательным подкреплением.

    С его помощью нельзя научить новому типу поведения – оно лишь заставляет избегать уже известных действий, за которыми следует наказание. Скиннер стал инициатором программированного обучения, разработки обучающих машин и поведенческой терапии.

    Когнитивный бихевиоризм Толмена

    В отличие от Скиннера и других сторонников главенствующей роли связи «стимул – реакция», Э.Толмен предложил когнитивную теорию научения, считая, что психические процессы, участвующие в научении, не ограничиваются связью С-Р. Фундаментальным законом научения он считал овладение «знаком-гештальтом», т.

    е. когнитивным представлением, занимающим промежуточное положение между стимулом и реакцией. В то время как связь «стимул – реакция» носит механический характер, познание играет активную посредническую роль, и результат имеет вид: стимул – познавательная деятельность (знак-гештальт) – реакция.

    Знаки-гештальты состоят из «когнитивных карт» (умственных образов знакомой местности), ожиданий и прочих промежуточных переменных. Крысы, с которыми проводил опыты Толмен, не нуждались в выработке условного рефлекса, чтобы найти в лабиринте дорогу, ведущую к пище.

    Читайте также:  Обстоятельства - психология

    Они направлялись прямо к кормушке, потому что знали, где она находится и как ее найти. Толмен доказывал свою теорию экспериментами по нахождению подопытными животными нужного места: крысы направлялись к одной и той же цели независимо от того, каким путем были приучены перемещаться.

    Желая подчеркнуть определяющую роль цели в поведении, Толмен назвал свою систему «целевым бихевиоризмом»

    Источник: https://moodle.kstu.ru/mod/book/view.php?id=14458&chapterid=1444

    Основные направления в психологии

    Основные направления в психологии.

    Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют социальную , педагогическую , возрастную , инженерную психологию, психологию труда , клиническую психологию и психофизиологию , дифференциальную психологию.

    Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей). Как самостоятельная дисциплина возникла в нач. 20 в. (работы У. Мак-Дугалла и Э. О. Росса, 1908, США).

    Педагогическая психология отрасль психологии, изучающая развитие психики человека в процессе воспитания и обучения и разрабатывающая психологические основы этого процесса.

    Возрастная психология изучает закономерности развития нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду: от младенчества до старости, и в связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, геронтопсихологию (психологию старости).

    Дифференциальная психология , отрасль психологии, изучающая индивидуальные различия между людьми. Основана Ф. Гальтоном (2-я пол. 19 в.), термин введен В. Штерном (1900), крупные представители: А. Бине, А. Ф. Лазурский, Дж.

    Кеттел (J. Cattell). В дифференциальной психологии применяются тесты и методы факторного анализа.

    Выводы важны для решения многих практических задач (отбор и обучение персонала, диагностика и прогностика развития способностей индивидов и др.).

    Патопсихология (от греч. pathos — страдание, болезнь и психология), отрасль психологии, изучающая закономерности нарушения психической деятельности и свойств личности. Тесно связана с психиатрией.

    Сервилизм (от лат. servilis — рабский), рабская психология, раболепие, прислужничество, угодливость.

    Сравнительная психология , отрасль психологии, изучающая общность и различия в происхождении и развитии психики животных и человека. Формирование сравнительной психологии в 19 в. связано с трудами Ж. Б. Ламарка и Ч. Дарвина, в России — В. А. Вагнера.

    Эгопсихология , направление глубинной психологии, выдвигающее на первый план сознательное «я» (лат. ego) как ведущую силу в процессе интеграции психики. Возникло в 1940-х гг. (немецкий психолог Х. Хартман и др.).

    Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности:

    Психология труда отрасль психологии, изучающая психологические аспекты трудовой деятельности. Возникла на рубеже 19-20 вв. (см.

    Психотехника) в связи с научной организацией труда (НОТ) и решением вопросов профессионального отбора, профессиональной ориентации, борьбой с профессиональным утомлением, несчастными случаями и т. д. Широко применяются тесты; получила развитие психология профессий (напр.

    , авиационная, космическая психология, психология конвейерного труда, сельскохозяйственных профессий и т. д.). Развивается в контакте с физиологией труда, инженерной психологией, эргономикой, технической эстетикой и др.

    Инженерная психология отрасль науки, изучающая психологические особенности труда человека при взаимодействии его с техническими средствами в процессе производственной и управленческой деятельности; результаты изысканий используются для оптимизации деятельности людей в системах «человек — машина», а также в эргономике при проектировании новых технических средств и технологий.

    Психология творчества

    Рассматривая процесс художественного творчества, эстетика не может обойти своим вниманием психологические его аспекты. Основатель “аналитической психологии” швейцарский психолог К. Юнг отмечал, что психология в своём качестве науки о душевных процессах может быть поставлена в связь с эстетикой.

    Существует иерархия ценностных рангов, характеризующая степень предрасположенности человека к художественному творчеству: способность – одарённость – талантливость – гениальность.

    Художественная одарённость предполагает остроту внимания к жизни, умение выбирать объекты внимания, закреплять в памяти эти впечатления, извлекать их из памяти и включать в богатую систему ассоциаций и связей, диктуемых творческим воображением.

    Деятельностью в том или ином виде искусства, в тот или иной период жизни занимаются многие с большим или меньшим успехом.

    Человек художественно одарённый создаёт произведения, обладающие устойчивой значимостью для данного общества на значительный период его развития.

    Талант порождает художественные ценности, имеющие непреходящее национальное, а порой и общечеловеческое значение. Гениальный же мастер создаёт высшие общечеловеческие ценности, имеющие значимость на все времена.

    Авиационная, космическая психология как специфичные области инженерной психологии анализируют психологические особенности деятельности летчика, космонавта.

    Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии.

    https://www.youtube.com/watch?v=HK6viFYDPIM

    В рамки клинической психологии , изучающей проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, а также происходящие во время различных болезней психические изменения, как более частное входит патопсихология, которая изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии.

    Психофизиология изучает физиологические основы психической деятельности, а дифференциальная психология – индивидуальные различия в психике людей.

    Юридическая психология изучает психологические особенности юридической деятельности (например, особенности поведения участников уголовного процесса, психические проблемы формирования личности преступника, особенности его поведения и так далее).

    Военная психология изучает психологические особенности пребывания человека в армии, в том числе и в условиях боевых действий.

    Психология рекламы занимается оценкой нужд или ожиданий потребителей, разработкой психологических средств воздействия на людей с целью создания спроса на подлежащий сбыту товар.

    Психология религии пытается понять и объяснить поведение верующих в целом или представителей различных сект.

    Зоопсихология (психология животных), отрасль психологии, изучающая психику животных, ее проявления, происхождение и развитие в онто- и филогенезе. Связана с экологией, этологией и другими науками.

    Экологическая психология занимается изучением наиболее эффективных способов улучшения условий жизни в населенных пунктах, где протекает деятельность человека. При этом особое внимание уделяется проблемам шума, загрязнения окружающей среды, тому, как эти явления влияют на психику человека, а также проблемам взаимовлияния природы и человека.

    Прикладные области психологии , или практическая психология . Выделяет следующие прикладные области психологии: клиническая психология, школьная психология, промышленная психология, педагогическая психология, эргономическая психология, психологическое консультирование.

    В центрах психического здоровья, больницах и консультационных кабинетах работают клинические психологи .

    Чаще всего они имеют дело с людьми, которые жалуются на подавленность, раздражительность, слезливость, бессонницу, чувство одиночества, утрату радости жизни, трудности взаимопонимания с людьми, всевозможные страхи (например, страх езды в транспорте является частой причиной обращения к специалисту), депрессию, нарушения деятельности различных функциональных систем и органов (головные боли, боли в сердце, заболевания желудочно-кишечного тракта, бесплодие и гинекологические заболевания, когда врачи не находят объективной патологии, а орган ведет себя как «больной»), состояние тревоги, выражающееся в функциональных расстройствах эмоционального или сексуального плана, или же на трудности в преодолении неурядиц повседневной жизни. Психолог должен уяснить себе суть и причины проблемы путем бесед с пациентом или психологического обследования, с тем, чтобы выбрать и применить наиболее подходящую психотерапию

    Вопросы:

    1.Отрасли психологии

    2. Особенности возрастной психологии?

    3. что такое Сервилизм?

    4. Что изучает медицинская психология?

    5. Особенности психологии творчества?

    Источник: http://MirZnanii.com/a/202607/osnovnye-napravleniya-v-psikhologii

    Ссылка на основную публикацию