Создание ужаса через напряжение — психология

Психология ужаса в искусстве

Большинство из нас любит смотреть фильмы ужасов, читать книги ужасов, при этом испытывая неимоверный страх и трепет. Так почему же мы сознательно делаем это?

При просмотре фильмов ужасов или же при прочтении книг ужасов, зритель или читатель получает мощный выброс в кровь целого ряда веществ. Человек приходит в состояние, которое можно сопоставить с наркотическим опьянением. Таким образом, можно смело сказать, что ужасы это такой своеобразный психологический наркотик. Вот в этом и заключается психология фильмов ужасов.

Фильмы ужасов это, прежде всего такой неординарный жанр художественного кино, который вселяет в людей страх и панику. Режиссер пытается создавать напряженную атмосферу ужаса, или тяжелое мучительное ожидание чего — либо страшного.

Это фильмы о сверхъестественных событиях, о непознанном и необъяснимом. О всяких мифических персонажах. О зомби, мутантах, оборотнях, вампирах, людоедах. О душевнобольных людях, маньяках, и прочее.

Сейчас, когда зрителя мало чем удивишь, авторы ужасов стараются совместить в кинофильмах сразу же несколько жанров. Например, ужасы + триллер, ужасы + криминальный детектив, и прочие.

Но главный признак подобных фильмов, это страх, который показывается на экране разными вариациями сюжетных линий и событий. А исследования доказали, что целевая аудитория фильмов жанра ужасы это в большинстве своем подростки и молодые люди.

Психология horror — это систематический обман наших ожиданий, подогретый интересом к фильму либо к книге. Это психологическое напряжение, которое мы стараемся снять, испытав облегчение от прочитанного или увиденного.

Люди, в большинстве своем желают верить, что за углом скрывается демон, что мертвецы действительно оживают, а под нашим диваном прячется зомби. Наше мировоззрение сформировано именно так, как мы сами хотим воспринимать окружающий нас мир. Ибо мы живем в мире, где приход вампира не волнует нас так, как приход судебного пристава.

Большинство людей живут в кредитах. А что стоит приход коллектора или пристава, если мир так дик? Если нас окружают более страшные монстры? Фильмы ужасов могут на несколько часов сместить уровень восприятия, особенно, если фильм соответствует психотипу и менталитету зрителя.

Таким образом, ужасы эксплуатируют фобии, и тогда начинается выброс адреналина.

Кому и зачем нужно ужасное?

Многие хотят понять, почему кто то любит смотреть ужасы, а кто — то выключает телевизор сразу, как узнает, что начинаются фильмы ужасов.
Философия ужасов такова, что при просмотре и переживании страха, паники и остальных отрицательных эмоций, мы понимаем, что можем бездействовать, это никак не скажется на нас.

Нам это приятно, мы осознаем это и испытываем облегчение.
Мы читаем книги, смотрим фильмы для того, чтобы стимулировать свои эмоции. Дабы потешиться. Даже таким неприятным способом. Ведь обычно, перед прочтением или просмотром мы знаем, что именно, нам предстоит увидеть и прочитать. И знаем, что будет страшно, но при этом, в то же самое время, мы испытываем удовольствие.

Потому что знаем наперед, что это вымысел. И нас это не коснется.

Таким образом, мы пытаемся пощекотать свои нервы, получить свою дозу адреналина, посмотреть в глаза своим страхам.

При просмотре фильмов ужасов важно соблюдать меру. Потому что просмотр нескольких фильмов в неделю не скажется на психике. Но если, не переставая смотреть только ужасы, ваши нервы и психика могут и не выдержать такого напора.

Источник: http://magictheory.ru/psixologiya-uzhasa-v-iskusstve/

Психология страха. Как побороть страх?

kantrium.com | MySuomi.com | HELSINKI | TourMANN.com

Психология страха- это всегда избегание опасных ситуаций, напряжение, даже  перенапряжение.

Как кролик замирает перед удавом, так и человек, испугавшийся уличного хулигана, почти полностью забывает о том, что может сопротивляться, по сути дела заранее сдается.

Человек, боящийся выговора начальника также боится и очень сильно боится. Его психология- это психология хамелеона, готового прогнуться под любое давление.

Страх многолик и разнообразен. Психологи насчитывают несколько сот его разновидностей. Разумеется, тещу боятся по-другому, чем дефолта, а мужа-алкоголика несколько иначе, нежели террориста, угоняющего самолет.

Перед тем как побороть страх важно понять психологию страха.

По-разному переживают страх начальники и подчиненные, родители и дети, старики и молодые.

Флегматик едва ли способен испугаться легко и быстро, но если уж поддается страху, то придет в себя не сразу.

Холерик же может почувствовать свою душу в области пяток за доли секунды, что не помешает ему через две-три минуты вновь ощутить себя спокойным и уверенным.

Люди худые гораздо чаще испытывают страхи, нежели люди плотного телосложения, а оптимисты пугаются реже, чем пессимисты.

Страх часто воздействует не только на психику, но и на тело: движения становятся скованными, появляется ощущение вялости.

Страх приводит в состояние боевой готовности железы внутренней секреции, и выбросы адреналина в кровь не позволяют человеку быть спокойным.

Ему остается лишь следовать двум древним инстинктам — идти навстречу опасности и атаковать первым или бежать. Какой вариант он предпочтет, зависит от оценки собственных сил.

Психология страха побеждается психологией бесстрашия, которая предлагает человеку идти навстречу опасности.

Вопрос как побороть страх стоит перед очень многими людьми в наше время

Йог или мастер боевых искусств может побороть  страх с помощью тренированной воли и медитации, а решительные воины умеют вводить себя в состояние боевого транса, при котором адреналин не только не ослабляет волю, а, наоборот, способствует «закипанию» крови.

Не зря опытнейший полководец Александр Македонский предпочитал брать в свое войско людей, которые при опасности краснеют (вот оно — приливание крови к голове, мгновенно приводящее к состоянию бесстрашия), а не бледнеют (в этом случае кровь опускается вниз, к конечностям, и ноги становятся ватными).

Наша цивилизация породила множество новых форм страха, которые порой приводят к неврозам. Например, некоторые, находясь в супермаркетах, испытывают страх перед прилавками, ломящимися от разнообразия товаров.

Вначале они теряют контроль над собой и переживают легкий страх во время посещения магазинов, а затем и дома, когда снова нужно идти за покупками.

Одни боятся потратить много денег, другое опасаются невозможности  сделать окончательный выбор, третьи страшатся головокружения и усталости – неизбежных спутников каждого, кто любит подолгу глядеть на витрины.

Кто-то из страха боится купить необходимую вещь, а кто-то рискует воровать прямо с прилавка, и тоже из страха.

На вопрос: «Что вас побудило украсть из магазина это платье?» -одна женщина ответила: «Страх нищеты». Значит страхи иногда заставляют человека совершать безрассудные поступки.

В каждой стране, у каждого народа есть свои специфические страхи.

В России весьма распространены страхи перед начальством, властью, революциями, что, например, совершенно не характерно для Америки, где больше всего опасаются выглядеть неудачниками.

С другой стороны, национальная склонность к этим страхам может иногда заставить нас устраивать те же революции и бунты, и в такие экстремальные моменты уже ничего не бояться.

Сегодня мы больше всего боимся бедности, незащищенности, перемен к худшему. Но самые мудрые из нас боятся самого страха и учатся жить так, чтобы уже ничего не бояться.

Как это сделать?

Разработано множество методов, помогающих эффективно избавиться от этого в высшей степени неприятного чувства.

Если вы чувствуете, что страх побеждает вас, не спешите бежать к психотерапевту: может, вам удастся справиться с ним самостоятельно.

Попробуйте рассмотреть свой страх словно со стороны: вот сковываются мышцы, нога становятся ватными, сердце бьется, в голове неразбериха…

А теперь попытайтесь оторвать свое спокойное, сильное Я от этого хаоса.     Чтобы Скажите страху решительно и категорически: страх — это не Я!

Чтобы побороть страх, нужно в первую очередь отделиться от страха и смотрите на него со стороны, это уменьшает его силу.

Психология страха— это психология  эмоционального и зажимов в теле: человек  цепенеет, теряет способность к сопротивлению, переживает каскад чувств и в конце концов уступает угрозе и внутри себя, и вовне.

Представьте свой страх в виде облачка, появляющегося на мысленном небосклоне. Посмотрите на него как на нечто совершенно постороннее, не имеющее к вам ни малейшего отношения.

Потом дайте облачку возможность уйти из поля зрения, растворившись в пространстве. Не подпускайте его близко, оттолкните подальше от самого себя.

Есть еще один метод, полезный для того, чтобы искоренить в себе психологию страха и в конце концов побороть страх. Составьте список всех ваших прошлых побед над самыми различными страхами и опасениями.

Выберите из него несколько наиболее значимых для вас ситуаций и попытайтесь заново пережить состояние бесстрашия и уверенности.

Вспомните также примеры бесстрашия других людей, восхищавшие вас. Постарайтесь вжиться в их образ, размышляйте о них, и через какое-то время почувствуете, что бесстрашие стало вашим естественным состоянием.

Перенесите позитивные переживания, которые у вас возникли в момент такого мысленного отождествления в образ себя и той ситуации, которой вы опасаетесь и мысленно выполните  опасное действие.

Научитесь вначале  бесстрашно и уверенно действовать мысленно, а потом и  реально.

Поверьте, что внутри вас скрыты огромные ресурсы.

Теперь порепетируйте свое будущее поведение. В тишине, наедине с собой ярко представьте ситуацию, которая вызывает у вас страх, и посмотрите на все сопутствующие эмоции.

Вы еще раз увидите, как учащается дыхание, тело становится скованным, мысль — неуклюжей… Именно так вы чувствуете себя в реальности.

Чтобы побороть страх, подумайте, как повел бы себя в этой ситуации сильный, уверенный в себе человек. А теперь расслабьтесь и попробуйте представить свое бесстрашное поведение.

Сделайте это несколько раз, пока образ не станет четким и ясным, а чувство смелости — отчетливым. После такой мысленной репетиции уверенного поведения попробуйте осуществить его на практике.

Внимательно пронаблюдайте за своим страхом и определите, где-он больше всего присутствует.

Психология страха всегда сопровождается неконтролируемым напряжением тех или иных участков тела.

Какая часть тела больше всего боится, дрожит и напрягается — горло, грудь, живот, спина, ноги?

Сосредоточьте на этом месте свое внимание и начните мысленно дышать через него.

Можете представить, как можно ярче, что ваши легкие или даже ноздри находятся в этом месте тела, будь то напрягающийся живот, дрожащие колени или пересохшее горло.

Энергия, которую вы таким образом накачиваете в данный участок тела, постепенно избавляет от более грубой энергии страха. Вместо нее вы наполняетесь жизненной силой, несущей в себе здоровье, спокойствие и уверенность в себе.

Ключевые слова этой статьи:
психология, тренинг, решение проблем, коучинг, консультации, запись на консультации, программа индивидуального консультирования, страх, флегматик, холерик, боевая готовность, железы внутренней секреции, страх перед начальством, помощь избавиться от страха, состояние бесстрашия, жизненная сила, бесстрашное поведение, спокойствие, уверенность, уверенное поведение

Источник: http://www.Kluchnikov.ru/stati-avtorskie/samoregulyaciya-upravlenie-soboy-psihotrening/98-psixologiya-straxa-kakie-metody-pozvolyayut-effektivno-izbavitsya-ot-negativnogo-perezhivaniya.html

Фильмы ужасов: осознанный выбор напугать себя — Вестник антиклеветы Системно-векторной психологии. Юрий Бурлан

Вечерами, когда не знаешь, чем себя занять, хочется посмотреть что-нибудь впечатляющее. Наш взгляд привлекает интригующее название и красочный, зловещий, многообещающий постер хоррора. И вот мы уже в темной комнате, под одеялом, делаем звук погромче и начинаем наслаждаться просмотром выбранного ужастика.

Темнота помогает нам погрузиться в атмосферу фильма, а неожиданные звуки и зрелищные спецэффекты держат нас в напряжении до самого конца. Самый главный критерий оценки фильма ужасов – должно быть страшно: чем страшнее, тем лучше.

Современная киноиндустрия удовлетворяет любые запросы любителей хоррора. Есть спрос – есть и предложение. Зрители стремятся испытать страх, всплеск адреналина, который приносит им удовольствие.

При просмотре таких фильмов они получают эмоциональную встряску, которой не хватает в жизни. События фильма не происходят в реальности и не могут причинить вред, и зрители осознают, что находятся в безопасности.

Это придает особую сладость удовольствию от просмотра ужастика.

Между страхом и… любовью

Системно-векторная психология Юрия Бурлана говорит, что все наши фобии и страхи имеют один общий корень – страх смерти. Это — самая первая корневая эмоция человека. Фильмы ужасов создают, чтобы раскачать наш страх. На этом и развивается киноиндустрия хоррора.

Системно-векторная психология различает восемь наборов врожденных психических свойств – векторов – которые складываются различным образом и определяют все – от нашего характера до телосложения. В этой статье мы поговорим об обладателях зрительного вектора.

От рождения зрительным людям задан потенциал к развитию эмоциональности. Они обладают образным интеллектом, впечатлительностью и богатой фантазией. При этом от рождения каждый человек имеет неразвитые, архетипичные свойства психики. А развиваемся мы всегда в свою противоположность.

В зрительном векторе первичен страх. Противоположная страху эмоция – любовь. Это всегда два в одном, как плюс и минус, где минус – это страх, а плюс – это любовь. Зрительник развивается, когда обучается выносить эмоцию страха за себя наружу, начинает бояться за другого, сопереживать ему.

При правильном развитии зрительник еще в детстве обучается выносить страх наружу. Однако бывают разные обстоятельства, из-за которых это не всегда удается. Тогда зрительник ищет способы наполнения своей эмоциональной амплитуды не в любви, а в страхах. И находит. Для кого-то таким наполнением становится именно просмотр фильмов ужасов.

Все фильмы ужасов призваны напугать зрителя, вселить в него чувство тревоги, создать напряжение от ожидания чего-то ужасного и страшного. Все это сопровождается яркими образами и звуковыми спецэффектами. И зрительный человек эмоционально переживает ситуацию, наблюдаемую в кино, будто она происходит в жизни.

Читайте также:  Искусство - психология

Бывает и так, что зрительный вектор развит, но находится в состоянии стресса или не реализуется в полной мере.

И тогда мы также можем наблюдать ситуацию, когда зрительная мама солидного возраста будет смотреть ужастики вместе со взрослым зрительным сыном, когда в доме по ТВ будут постоянно идти или сводки криминальных новостей, или «Битва экстрасенсов» и тому подобное. Казалось бы, не страшно, что люди увлекаются просмотром ужасов, они ведь не вредят никому. Никому, кроме самих себя.

Почему мы выбираем хоррор

При просмотре фильмов ужасов фиксация в зрительном векторе происходит на отрицательной эмоции, на страхе. Страх первичен. Мы неосознанно сами раскачиваем свой страх, просматривая фильмы ужасов. Причем, выбирая между драмой и ужастиком, выберем второй вариант. Потому что не знаем другого способа получить эмоциональную раскачку и наполнить свои желания в зрительном векторе.

На протяжении всего фильма у нас держится психологическое напряжение, которое достигается режиссером через чередование тихих и резких громких звуков, душераздирающих криков жертвы, от которых у нас стынет в жилах кровь и вырабатывается адреналин. В тишине нас сосредотачивают на ситуации, а потом пугают звуком. Если во время страшных сцен отключить звук – эффекта страха уже не будет. Через звук, а не через картинку идет прямое воздействие на нашу психику и «включает» страх.

Ужасы – это страх за себя, за свою жизнь. В зависимости от того, в каком состоянии находится наш зрительный вектор, мы выбираем, какие эмоции хотим испытать во время просмотра фильма – поплакать или как следует испугаться. Пощекотать свои нервы фильмом ужасов проще, чем развиваться и сопереживать. Ведь для сопереживания нужно приложить усилия.

Если мы не будем правильно направлять себя, то так и останемся в страхах, будем неосознанно раскачивать эмоции в минус и продолжать смотреть ужасы.

Ненаполненные любовью и сопереживанием зрительники часто верят в инопланетян, сглазы, порчу, венец безбрачия, фен-шуй, пытаясь таким образом получить хоть какое-то удовольствие от жизни.

Имея от природы богатую фантазию, зрительные люди видят то, что хотят видеть и сами верят в это. Страх не выносится наружу, а остается внутри.

Отсюда берут начало и страх темноты, и различные фобии, и пристрастие к фильмам ужасов.

Как получить больше удовольствия?

Системно-векторная психология Юрия Бурлана говорит, что от страхов можно легко избавиться, направив себя в нужное русло.

Когда зрительник выходит в состояние сопереживания, сострадания к другим людям, то страхи постепенно начинают уходить.

Наибольшая степень реализации зрительного вектора – это сострадание, сопереживание и любовь, когда жизнь другого человека становится для нас дороже нашей собственной жизни.

Развитый зрительник способен искренне переживать за другого человека, испытывать чужую радость или горе как свои собственные. И чем больше любви человек выносит наружу, тем больше отрыв от любого страха.

Вы сами можете проследить за подобными изменениями после просмотров фильмов на сопереживание, сочувствие главному герою. Сострадание и сопереживание другим людям противоположны страху смерти.

Наполняя себя сопереживанием к другому, вы постепенно станете замечать в себе позитивные перемены.

А самым эффективным способом вынесения страха наружу является волонтерская деятельность, при которой зрительный человек максимально реализует себя через проявление сочувствия и сопереживания к тем, о ком он заботится.

Применение знаний Системно-векторной психологии Юрия Бурлана позволяет увидеть весь потенциал, скрытый в нас, и дает понимание, как реализовать себя согласно своей природе.

Узнать больше о векторах и их свойствах вы можете на бесплатных онлайн-тренингах по Системно-векторной психологии: http://www.yburlan.ru/training/

Статья написана по материалам тренинга по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Источник: http://vestnik-svp.com/2016/01/filmy-uzhasov/

Как лучше снимать стресс визуалам, аудиалам и кинестетикам

Людей можно условно разделить на три типа, в зависимости от того, каким образом мы в основном получаем информацию об окружающем мире.

Аудиалы делают это, прежде всего, на слух, визуалы в значительной степени опираются на зрительные образы, а кенестетики — на тактильные ощущения. В последнее время специалисты выделяют также четвертый тип личности: дигиталы.

Они предпочитают оценивать события не с точки зрения органов чувств, а с помощью рационального мышления.

Многие психологи уверены: бороться с нервным напряжением эффективнее всего опираясь именно на ведущий канал восприятия. «У нас канализировано не только восприятие, но и переживание стресса: одни испытывают визуальный стресс, другие — аудиальный, а третьи — тактильный.

И то, что будет травматично для одного, может оставить равнодушным другого», — объясняет психолог Ольга Краснова.

К примеру, если визуал, аудиал и кинестик вместе посмотрят фильм ужасов, первого напугает вид монстра, второго его крики или тревожная музыка, а третий почувствует, как неприятно похолодели пальцы рук.

По мнению эксперта, главный принцип успешной техники релаксации — переключиться на что-то, используя тот же канал восприятия.

Плохую картинку в голове нужно поменять на хорошую, нервирующий звук — на расслабляющий, а неприятные ощущения в теле — на комфорт и удовольствие. «А вот для дигитала этот метод не работает. Рациональные личности не особо чувствительны к техникам релаксации.

Им важно вывести переживания на осознанный, логический уровень — это может быть НЛП-практики, работа со схемами, графиками», — отмечает Ольга Краснова.

Техники релаксации для визуалов

Этому типу личности подойдут все упражнения, связанные с яркими зрительными образами, воображаемыми, созданными.

Создание мандал

В переводе с санскрита «мандала» означает «священный круг» или «то, что окружает центр». Для этой методики вам понадобится лист бумаги с нарисованным на нем кругом диаметром 18-20 сантиметров, а также цветные мелки, карандаши или краски.

С мандалами можно работать двумя способами.

Если вы испытываете острый стресс и нужно быстро прийти в себя, лучше использовать готовые шаблоны мандал, где есть четко обозначенный центр.

«В этом случае вы просто закрашиваете круг теми цветами, какими хочется.

Четкое центрирование создает эффект завершенности, цельности, а это на уровне подсознания дает ощущение безопасности», — говорит клинический психолог Алиса Галац.

Если стресс вялотекущий, его лучше прорабатывать созданием собственных мандал. Для этого вам необходим все тот же круг, но рисунок внутри вы придумываете сами. «В этом случае для начала важно сконцентрироваться на собственных чувствах, осознать, какая проблема вас тревожит, и попытаться представить ее в некотором образе», — рекомендует эксперт.

Управляемые образы

Для этой техники вам понадобится только воображение. Примите удобное положение, сидя или полулежа. Представьте, что вы находитесь в месте, которое вызывает приятные эмоции, на даче у камина, на берегу моря. Сосредоточьтесь на образе, постарайтесь увидеть, как красиво горит огонь или плещется вода у моря.

Экспресс-метод: визуализация дыхания

Эту технику Ольга Краснова рекомендует на тот случай, когда у вас нет возможности рисовать или погружаться в сложный образ (например, в метро или самолете). «Визуализируйте поток собственного дыхания, например, вдыхая розовый воздух любви и выдыхая зеленый воздух спокойствия», — объясняет психолог.

Техники релаксации для аудиалов

Аудиалам поможет расслабиться все, что приятно на слух, например, красивая музыка, пение птиц или шум прибоя.

ASMR-техника

Прослушивание аудиозаписей нежного шепота, разных бытовых звуков, вроде шуршания пакета. «Это довольно специфическая техника, но некоторым людям она отлично помогает, поскольку такого рода звуки взывают к воспоминаниям из нашего раннего детства, когда мы чувствовали себя в безопасности. Тут самое главное — отыскать именно свой звук», — объясняет Алиса Галац.

Чтение мантр

Мантры — определенные звуки, которые читают нараспев с заданной частотой. Эта техника — отличный способ снять психическое напряжение и разгрузить голову. Лучше всего выполнять упражнение под специальную медитативную музыку.

Экспресс-метод: дыхание со звуком

В том случае, если нет возможности послушать успокаивающие аудиозаписи, Ольга Краснова рекомендует использовать собственный голос. «Попробуйте, например, вдыхать со звуком “э”, а выдыхать со звуком “ы”», — рекомендует эксперт.

Техники релаксации для кинестетиков

Кинестетикам подойдут любые виды приятных манипуляций с телом — массаж, йога, расслабляющая ванна, плавание.

«Температура тела»

«Для этого упражнения следует удобно лечь и, прислушиваясь к своему дыханию, представлять, как постепенно каждая ваша часть тела приобретает определенную температуру. Обычно к концу упражнения все тело нагревается», — объясняет Ольга Краснова.

Напряжение-расслабление

В этом случае вам надо поочередно сильно сжимать и разжимать разные мышцы. В фазе расслабления будет возникать приятная усталость, а энергия негативных мыслей потратится на мышечное напряжение.

Ароматерапия

Поскольку у кинестетиков отлично развито обоняние, им подойдет и использование эфирных масел. Сандал, например, избавит от плаксивости, цитрусовые масла уменьшат тревогу, а мелисса нивелирует раздражительность.

Экспресс-метод: утепление

Как отмечает Ольга Краснова, главное при стрессе для кинестетиков — выровнять температуру тела. «Этому типу личности иногда достаточно просто завернуться в одеяло и согреться, даже если не холодно. Для кинестетиков это отличный способ ощутить себя в безопасности», — отмечает специалист.

Источник: https://www.jv.ru/news/psikhologhiia/soviety_i_priiemy/31739-kak-luchshe-snimaty-stress-vizualam-audialam-i-kin.html

Влияние фильмов ужасов на психику человека

Муромова Юлия Владимировна
Забайкальский государственный университет

Muromova Yuliya Vladimirovna
Transbaikal State University

Библиографическая ссылка на статью:
Муромова Ю.В. Влияние фильмов ужасов на психику человека // Психология, социология и педагогика. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/05/2957 (дата обращения: 11.01.2018).

Фильмы, демонстрирующие  агрессивное и устрашающее поведение всегда привлекали к себе повышенное внимание,  как простых кинозрителей, так и узкого круга специалистов, что объясняется спецификой их влиния на массовое сознание [1].

Среди фильмов, вызывающих наибольшую тревогу, одно из первых мест занимают «фильмы ужасов и мистики», которые включаютв свой сюжет насилие, кровавые сцены, убийства и персонажей отвратительноговида – вампиров, оборотней, зомби и т.д. Первый фильм жанра «хоррор» ( с англ.

– «ужас») «Замок дьявола» снял Жорж Мельес в 1896 г. Сейчас же в XXI в. смотреть фильмы ужасов можно и в домашней обстановке с помощью ноутбука или компьютера с доступом в интернет, в кинотеатре, а также на носителях. Считается, что ужасы действуют на психику человека.

Рассмотрим как отрицательные, так и положительные cтороны их влияния на человека.

Фильмы ужасов представляют собой жанр художественного фильма.

К ним относят киноленты, которые имеют своей целью напугать зрителя, вселить чувства тревоги, страха, создать напряжённую атмосферу ужаса или мучительного ожидания чего-либо ужасного – так называемый эффект «саспенс» (с англ. suspense – неопределённость).

Но поэтому поводу существуют другие точки зрения. К примеру Кристофер Ли., утверждал, что термин «horror» неверен, т.к. условность таких фильмов делает их безвредными, он настаивал на употреблении термина «filmdufantastique» (фильм фантазии).

Чудовища, мертвецы, зомби, призраки и вампиры влияют на человеческое воображение, вызывают бурю эмоций, находящиеся в глубинах нашего сознания, и вызывают ощущение непонятного и панического внутреннего беспокойства, тревоги. Страх, шок, адреналин, трепет, встряска – это основные эмоции фильмов ужасов.

Они заставляют задуматься об отдалении от общества, о различных фобиях и даже о смерти. Как говорил  Н.А. Бердяев – русский философ: «Высочайший, истинный страх, или экзистенциальный ужас, человек способен ощущать не перед реальными опасностями обычной, повседневной жизни, а лишь перед вечной тайной бытия».

Альфред Хичкок же выражался так: «Я слыхал, что давно слыву сущим монстром, потому что рассказываю о преступлениях. А между тем вряд ли сыщешь человека, который боялся бы всего этого в жизни больше меня».

Учитывая тяжелое детство режиссера, можно предположить, что снимая ужасы, он переживал свои страхи «оживляя» их в кино, то есть, кинематограф он использовал как средство преодоления фобий. К примеру, психолог Дэвид Радд при помощи фильмов жанра «хоррор» избавляет своих пациентов от разных видов фобий.

В основе его психологической практики лежит следующая теоретическая основа: при регулярном воздействии на психику человека чего-либо внушающего ему чувства страха (фильмы, книги), он начинает привыкать и, в конце концов, перестает испытывать негативные чувства.  В работе «Молодежь и кнематограф: манипуляция сознанием» Н.П. Романова и М.В.

Скрипкарь отмечают, что фильмы ужасов способны снять психическое напряжение, таким образом выполняя функцию стимулятора нервной системы [2]. Отсюда можно сделать вывод о том, что фильмы жанра «хоррор» смотрят люди, которые хотят преодолеть свои собственные страхи и фобии.

Желание «пощекотать нервишки» и посетить какой-нибудь кровавый фильм про маньяков с топорами несет опасность не только для психики человека, но и для всего организма в целом.Так, в 2009 г. в «РБК daily» (ежедневная аналитическая газета)обнародовали результаты эксперимента, проведенного биохимиками из Вашингтона.

Это исследование показало то, что просмотр устрашающих фильмов влияет на человека не только психически, но и физически.Ученые склонны объяснять поведение организма тем, что сильный страх и внутренняя тревога человека при просмотре насыщенного насилием фильма являютсядля организма сигналом об опасности.

Но так как человек не пытается остановить этот процесс и отреагировать на инстинкт самосохранения, т.е. «спастись бегством», организм считает, что «очаг инфекции» находится внутри. На его поиск направляются антитела, начинающие уничтожать здоровые клетки организма.

Обобщение медицинских материалов позволило врачам сделать вывод, что такой стресс вызывает у человека не только временные биохимические изменения, но и способствует появлению различных заболеваний.

Так, невозможность снять агрессию приводит к тому, что у человека развиваются гипертоническая и язвенная болезни, повышается вероятностьинфаркта, инсульта и даже появляется мигрень.

Читайте также:  Внешнее и внутреннее поведение - психология

В 2011 г. с участием автора было проведено исследование о влиянии мультфильмов жанра «хоррор» на психику детей.  В ходе него испытуемым предлагалось вместе с родителями в течение  недели каждый день по 30 минут просматривать дома фильмы ужасов.Целью данного эксперимента было выявление влияния мультипликационных фильмов ужасов  на учащихся 3 класса в возрасте 8-9 лет.

После просмотра фильмов  родителям надо было записывать, как вели себя дети во время сеанса, после сеанса и ночью. До испытания они никогда не смотрели мультфильмы такого жанра.

После трех дней киносеансов, больше половины родителей в классе запретили смотреть каки嬬-либо ужастики. В это же время, мы вели наблюдение за испытуемыми на переменах в школе. В конце недели были собраны наблюдения и записи родителей.

По завершению испытания были сделаны следующие выводы:

  1. после просмотра ужасов испытуемые становятся нервными, раздражительными, более агрессивными, т.е. начинают применять насильственные методы в реализации своих собственных идей и целей, избегая дипломатических путей решения проблем; к примеру, одна из девочек взяла без спросу пенал, а когда её попросили вернуть его, то она начала кричать, плакать и размахивать руками;
  2. испытуемые отдают предпочтение насильственным играм, подражая героям из мультфильмов, во время игр на перемене они постоянно ударяли других детей;
  3. сон становится беспокойным, испытуемые боятся засыпать; они просыпались ночью в слезах, жаловались родителям на плохой сон;
  4. стала стираться грань между плохими и хорошими поступками, испытуемые называли других детей разными ругательствами;

Вывод из вышесказанного вполне очевиден: родители должны по возможности ограничить просмотр данных мультфильмов.

Интересно то, что в последние годы всё больше количество людей смотрит ужасы. Просмотры фильмов жанра «хоррор» выросли на 65 %(1970 г. – 3%, 2010 г.– 68%). Это связано с тем, что подобные фильмы обладают высокой степенью манипулятивного воздействия на сознание [3], а также тем, что людям не хватает адреналина.

Раньше условия для существования были тяжелыми, человек постоянно сталкивался с опасностью в виде хищников, смертельных болезней. Сегодня этого практически нет. Медицина развивается, люди живут в домах с центральным отоплением, а самых опасных хищников мы можем встретить только в зоопарке или цирке, и лишь в клетке. И поэтому люди ищут адреналин искусственным путём.

Это походы в горы, прыжки с парашютом, а также фильмы жанра «хоррор».

Оказывается, что у этих фильмов есть не только отрицательные стороны, но и положительные.

Во-первых, это то, что ужасы являются отличным тренингом для человеческих нервов, людей, смотрящих «хоррор», труднее вывести из себя, т.к. человек переживает вместе со своим героем ту или иную ситуацию, справляется со страхом.

Во-вторых, это отличный способ получения адреналина. Ведь есть много людей, имеющих адреналиновую зависимость.

Как утверждалось выше, профессор клинической психологии Дэвид Радд, утверждает, что при просмотре фильмов ужасов человек получает некое удовольствие, т.к. наш мозг при этом адекватно оценивает реальность/ирреальность опасности.

Понимая, что на самом деле реальная угроза отсутствует, кинозритель испытывает волнующие ощущения от выброса гормона адреналина.

В-третьих, по мнению техасских ученых, этот факт может оказать незаменимую помощь в лечении фобий и прочих психических расстройств. При просмотре данных фильмов, организм перестаёт реагировать на угрозу. И это может оказать большую помощь в лечении фобий и прочих психических расстройств, т.е., фильмы ужасов, могут использоваться в клинической медицине.

Опасность получить психическое расстройство не очевидна, поэтому любители ужастиков продолжают смотреть их, не обращая внимания на все негативные стороны «хоррора».

В целом, влияние фильмов ужасов зависит от возраста (детям лучше воздержаться от просмотра, этот вывод мы сделали на основе исследования), особенностей психики каждого конкретного кинозрителя, его склонностью поддаваться внушениям, а также от типа кинематографических предпочтений. Так, при иллустрипетальном типе (характеризуется склонностью к просмотру легких кинолент со спецэффектами), который чаще всего встречается у молодежи в возрасте 14-19 лет [4], влияние кинокартин подобного жанра наиболее существенно.

Библиографический список

  1. Скрипкарь М.В. Воздействие манипулятивных технологий кинематографа на процесс социализации и формирование ценностных ориентаций молодежи: автореф. … канд. социол. наук дис. – Чита, 2009. 24 с.
  2. Романова Н.П., Скрипкарь М.В. Молодежь и кинематограф. -Чита: ЧитГУ, 2010. -181 с.
  3. Скрипкарь М.В. Манипулятивные технологии кинематографа // Вестник Бурятского государственного университета. 2009. № 6. С. 288-291.
  4. Скрипкарь, М. В. Воздействие манипулятивных технологий кинематографа на процесс социализации и формирование ценностных ориентаций молодежи: дис.. канд. социол. наук. Чита, 2009. 187 с.

Количество просмотров публикации: Please wait

Источник: http://psychology.snauka.ru/2014/05/2957

Книга Средство от страха. Содержание — Упражнение: «Расслабление через напряжение»

Здесь остается добавить, что всякий страх, предполагающий попытку бегства, неизбежно увеличивает наше мышечное напряжение, но часто ли мы решаемся фактически убегать от того, что нас пугает? Да, если нам кажется, что за нами по темной улице идет маньяк-убийца, то, вероятно, мы несколько ускорим свой шаг. Но и в этом случае вряд ли побежим, поскольку как-то неловко (т. е.

, опять же, страшно!). Что уж говорить о тех наших страхах, от которых мы вообще не можем убежать?! Ведь нельзя же убежать от страха сердечного приступа или от страха собственной импотенции, например! А для нашего организма страх — это команда напрячься.

Мы напрягаемся, напряжение это никуда не девается и возникают у нас хронические мышечные блоки, которые делают нас еще более тревожными и боязливыми.

Справляться с хроническим мышечным напряжением можно и нужно. Обычно мы используем массаж, баню или физические занятия. Но этого, как правило, недостаточно. Массаж и баня дают только временный эффект, хотя, безусловно, полезны.

Занятия в спортзале, к сожалению, часто приводят не к расслаблению, а переутомлению мышц.

Последние, конечно, расслабятся, и уровень психологического стресса снизится, но у переутомления есть и обратная сторона, оно может вызывать чувство подавленности, апатии, безразличия.

Конечно, необходим комплексный подход. Приемлемые физические нагрузки, массаж и самомассаж, а также баня — все это необходимые составляющие здорового образа жизни.

Но если вы действительно думаете избавиться от хронического мышечного напряжения, являющегося источником значительных психических стрессов и основанием наших страхов, то придется выполнять специальные упражнения.

Всего есть два метода эффективной борьбы с избыточным мышечным напряжением: первый — «расслабление через напряжение», второй — «расслабление через растяжение».

Тело — это великий предатель души.

Виктор Каннинг

Дело в том, что наши мышцы не способны выдерживать двух вещей — избыточного, сверхсильного напряжения и избыточного, сверхсильного растяжения. Если же такая ситуация создается, то в них включается специальный защитный механизм, призванный предохранить мышцу от разрыва. Этот механизм — спонтанное и полное расслабление мышцы.

Вот, собственно, это нам и нужно — спонтанно и полностью расслабить мышцы своего тела.

Если нам удастся это сделать, то у страха просто не будет физиологической основы, а потому и вероятность его возникновения будет минимальной (полное предупреждение возникновения страха возможно только при последовательном использовании всех описанных здесь техник).

Самый эффективный и быстрый способ физического расслабления из двух перечисленных — «расслабление через напряжение», поэтому сейчас мы его и будем осваивать[11]. По сути, это упражнение работает по принципу «клин клином выбивают». Мы на короткий момент создаем интенсивное избыточное напряжение, чтобы избавиться от хронических мышечных блоков.

Упражнение: «Расслабление через напряжение».

В ситуации страха мышечное напряжение возникает у нас автоматически: поднимаются плечи, шея втягивает в них голову, напрягаются руки и ноги (иногда они начинают даже трястись).

И до тех пор пока мы напряжены, как бы мы ни убеждали себя в том, что эта опасность нам только чудится, мы будем продолжать бояться. Более того, у нас уже существуют хронические мышечные блоки, т. е.

мы уже привыкли к этому напряжению и привыкли его сдерживать.

Теперь же наша задача — научиться справляться с мышечным напряжением; более того, мы должны сформировать у себя в мозгу мышечную память на состояние расслабления. Что такое мышечная память? Вспомните, как вы первый раз в своей жизни выводили в школьной тетрадке букву «А».

Какого неимоверного труда это нам стоило! Как тяжело было сначала попасть ручкой туда, куда нужно было попасть, провести одну линию и никуда не заскочить, потом сделать изгиб, другую линию и т. д.

Это был невообразимый труд, потому что тогда еще мышечной памяти на букву «А» (так же как, впрочем, и на другие буквы) у нас еще не было. Но мы тренировались, сотни раз писали букву «А», и, в конце концов, у нас сформировалась мышечная память на написание буквы «А».

Сейчас разбуди нас среди ночи, дай нам ручку и скажи: «Напиши букву «А»», и мы автоматически напишем, даже не задумываясь!

Тысячи и тысячи раз я возвращал здоровье больным посредством физических упражнений.

Гален

Теперь наша задача — сформировать мышечную память на состояние расслабления. Потому что если в нашем арсенале средств борьбы со страхом этой памяти не окажется, то справиться со своим страхом нам будет необычайно трудно.

Поэтому сейчас мы изучаем упражнение, которое позволяет достичь состояния расслабления. После того как вы будете достигать состояния расслабления, вам потребуется потратить время — 1-3 минуты — для того чтобы прочувствовать возникшее состояние расслабления.

Чувство это приятное, а потому наш мозг быстренько его запомнит, ведь все приятное служит для него положительным подкреплением.

Переходим к самой технике. Сначала нам следует разучить то положение тела, в котором можно добиться напряжения всех его мышц. Поэтому сначала проделайте каждое из заданий по отдельности, а затем научитесь соединять их вместе.

— Напряжение мышц кисти — с силой сожмите пальцы в кулак.

— Напряжение мышц предплечья — до максимума согните кисти в лучезапястном суставе.

— Напряжение мышц плеча и надплечий — разведите руки в стороны на уровне плеч и согните их в локтях (два локтя и плечи должны располагаться на одном уровне и образовывать своеобразный кол, жесткую палку).

— Напряжение мышц лопаток — сведите лопатки вместе и из этого положения потяните книзу, прогнувшись в пояснице.

— Напряжение мышц лица — нахмурьте брови, зажмурьте глаза (словно мыло в них попало) и сведите их к переносице, наморщите нос (словно бы почувствовали неприятный запах), сожмите челюсти и разведите углы рта в стороны.

— Напряжение мышц шеи — представьте себе, что вы наклоняете голову вперед, но не можете это сделать, поскольку упираетесь в воображаемое непреодолимое препятствие: шея напряжена, а голова в положении ни вперед ни назад.

— Напряжение мышц пресса — максимально втяните живот, сделайте его плоским.

— Напряжение мышц ягодиц — сядьте на жесткую поверхность, почувствуйте, что сидите на ягодицах (для уверенности покачайтесь на них из стороны в сторону).

— Напряжение мышц промежности — одновременно с напряжением мышц брюшного пресса и ягодиц втяните промежность в себя.

— Напряжение мышц бедра — из положения сидя вытяните ноги вперед под прямым углом.

— Напряжение мышц голени — подайте стопы на себя и чуть-чуть к центру (изобразите косолапость).

— Напряжение мышц стопы — согните пальцы стоп.

После того как вы научились делать каждое из этих упражнений отдельно, а также совмещать их одновременно, создайте максимальное напряжение во всех указанных мышцах. Мысленно считайте до десяти, концентрируясь не на счете, а на напряжении.

Человеческое тело — лучшая картина человеческой души.

Людвиг Витгенштейн

На счет «десять» резко расслабьтесь, откиньтесь назад и сделайте глубокий, спокойный выдох. При необходимости (определяется самостоятельно) можно сделать дополнительно 2-3 глубоких вдоха и выдоха.

Отдохните в течение минуты, концентрируясь на ощущении расслабления, возникающего в теле.

Помните, вы делаете это упражнение не ради напряжения, а для расслабления и формирования соответствующей мышечной памяти.

Источник: https://www.booklot.ru/genre/nauchnoobrazovatelnaya/psihologiya/book/sredstvo-ot-straha/content/910360-uprajnenie-rasslablenie-cherez-napryajenie/

Мышечное напряжение с точки зрения психологии

Мышечное напряжение часто рассматривается нами как чисто локализованный процесс, вызванный воздействием каких-то внешних факторов, как то стресс или тяжелый физический труд.

Но это далеко не всегда единственная причина того, что наши мышцы перенапрягаются.

Отнюдь не последнюю роль в этом играют различные психологические факторы, такие, как наличие скрытых внутренних конфликтов, подавленных эмоций, не принятых нами инстинктивных побуждений.

Именно они, переходя в область нашего бессознательного продолжают оказывать воздействие на нашу жизнь.  А наше тело служит своеобразным индикатором этих процессов.

Существуют 2 вида напряжения:

1. Ситуативное напряжение мышц, как ответ на возникшую внешнюю или внутреннюю ситуацию.

Читайте также:  Работа с болью - психология

Так, реакция на реальную или воображаемую опасность будет одинаковой: нарушается дыхание, напрягаются мышцы грудной клетки, живота и шеи, кожа бледнеет, может наступать озноб, т.к. кровь отливает от поверхности.

2. Хроническое напряжение, т.е. постоянное напряжение той или иной мышцы или группы мышц, которое нами часто не осознается, но сильно ограничивает наше функционирование. Оно возникает в результате того, что некоторые наши эмоции оказываются «запертыми» в теле.

Так, внезапный страх заставляет нас поднять плечи, непроизвольно втянуть голову, прикрывая шею. Мы вдыхаем воздух и боимся выпустить его обратно, так и застывая с раздутой грудной клеткой. Наша энергия как бы отводится назад, заставляя нас поднимать брови и раскрывать в испуге глаза.

При этом волосы становятся дыбом и напрягается задняя часть шеи. Такова общая реакция нашего организма на страх.

Если переживание очень сильное или многократно повторяется, то такое положение тела становится для нас привычным, переходя в хроническое состояние, что находит свое отражение в привычном положении тела и осанке.

В норме наши ключицы должны быть параллельны полу, а плечи опущены и расслаблены, слегка покаты. Тремпелеобразные плечи всегда говорят о таящемся внутри чувстве страха, хотя человек может об этом даже на подозревать. Если спросить такого человека, испытывает ли он страх, он крайне удивится, а то и возмутится подобным вопросом.

При «зажатой» эмоции гнева напряжение также локализуется в верхней части тела,  особенно затрагивая челюсти, заднюю поверхность шеи, плечи и руки.

Возбуждение, которое идет по задней части спины вверх к рукам и верхней челюсти (чтобы бить и кусать), сосредотачивается как на неком перекрестке, в районе седьмого шейного позвонка.

У многих женщин в этом месте с возрастом образуется горбик, отражая застывший в них не выраженный гнев.

Страх и гнев эмоции взаимосвязанные, и подавление страха ведет к подавлению гнева, т.к., если нечего бояться, то не на что и злиться. Чем раньше возникает страх, и чем он интенсивнее, тем серьезнее защиты, выстроенные против него. Тем глобальнее и сильнее будут мышечные напряжения, сдерживающие выход запертых эмоций наружу.

Печаль локализуется в брюшной полости и прорывается наружу сильным плачем с всхлипываниями и толчковыми движениями, идущими от живота и сотрясающими все тело. Только выпустив печаль или другую запертую эмоцию наружу, человек испытывает чувство облегчения, высвобождая большое количество энергии, которая уходила на поддержание этого хронического напряжения.

Хроническое мышечное напряжение является также физическим эквивалентом чувства вины, поскольку оно служит своего рода «запорным» механизмом, подавляющим запрещенные нашим Эго чувства, которые по тем или иным причинам мы хотим вытеснить из своего сознания в глубины бессознательного. Как правило, это чувства сексуального характера, хотя и не обязательно. Это может быть также сильный гнев, направленный на крайне значимую фигуру, по отношению к которой его выражение невозможно (например, на родителя).

Те фрагменты тела, с которыми человек утрачивает полноценный контроль, в обязательном порядке содержат пугающие его чувства.

Если провести работу по осознанию этих чувств, то можно обнаружить, что каждому такому чувству, сопровождающемуся мышечным зажимом, соответствует свой особый образ в нашем разуме.

Только путем осознания, с последующей проработкой этих запертых в теле чувств и внутренних конфликтов, можно снять ограничивающее нас мышечное напряжение, что создаст необходимые условия для полноценного функционирования, как на физическом, так и на психологическом уровнях.

Если человек хочет разрешить эти скрытые внутренние конфликты и снять эквивалентное им мышечное напряжение, то ему необходимо вступить в более тесное взаимодействие с отвергаемыми им частями своего существа.

При этом, он неизбежно испытает все болезненные аспекты своего похороненного прошлого, заново пережив неприятный опыт.

Зато в награду он получит ощущение собственной силы и целостности, которое он прежде не испытывал, и даже не подозревал о ее существовании.

Источник: http://psyholog-praktik.ru/body/myishechnoe-napryazhenie-s-tochki-zreniya-psihologii

Блоги / Как создавать напряжение в хоррор-играх

Любите ли вы игры в жанре хоррор? Я — да.

 Ведь такие игры призваны вызывать сильные эмоции, а также они (особенно, качетсвенно и талантливо сделанные) обычно ооочень атмосферные и завораживающие:) Предлагаю сегодня посмотреть на игры данного жанра не со стороны геймера, а немного со стороны геймдизайнера. Для этого делюсь годной статьей, в которой даются советы по поводу того, как реально заставить игрока трепетать от страха, вжиться в атмосферу вашего хоррор-творения и испытать наиболее яркие эмоции.

Напряжение, стресс и саспенс – это 3 столпа хоррор-игры. Лучшие игры этого жанра медленно накаляют обстановку в игре до предела и затем высвобождают напряжение в несколько этапов. В некоторой степени именно за счет этого и достигается эффект крайнего вовлечения: когда игрок настолько увлечен игрой, что испытывает физический стресс.

У хороших хоррор-игр всегда есть продуманная интрига, и она гораздо глубже, чем низкопробное запугивание в стиле «дома с призраками». Цель хоррор-дизайна – довести вовлечение игрока и его эмоциональную отдачу до максимума.

Но учтите: лучшие игры жанра используют вовлекающий эффект хоррор-контента лишь для того, чтобы теснее общаться с игроком. Хоррор-игры способны затрагивать такие темы, которые недоступны ни одному другому жанру.

Суть не в том, чтобы просто напугать игрока, а в том, чтобы сделать его восприимчивым к тому, что вы хотите до него донести.

Конечно, большая часть пугающего контента в играх – это продукт не геймдизайна, а скорее сторителлинга. Сеттинг, атмосфера и персонажи являются основой основ, необходимой, чтобы зацепить игрока и вызвать у него мурашки по спине.

Но игры располагают и другими инструментами, такими как игровые механики и взаимодействие с игроком. Проблема выстраивания атмосферы страха в игре не ограничивается только нарративом: она затрагивает каждый аспект геймдизайна.

Вот почему создание напряжения в играх – очень сложная и интересная задача для дизайнеров.

Обратите внимание!

Основная задача всех приведенных ниже паттернов – вовлечь пользователя в игровой процесс настолько, чтобы он забыл обо всём вокруг.

Томас Грип, дизайнер таких игр, как Amnesia: The Dark Descent и SOMA, называет состояние полного погружения в игру «ощущением присутствия». Эти паттерны также необходимы, чтобы постоянно выводить игрока из равновесия.

Игровые механики часто строятся на распознавании игроком какого-либо повторяющегося паттерна.

Они имеют похожу структуру и легко распознаются. Это удобно, так как позволяет выработать привычку.

Если вы хотите испугать игрока, нужно заставить его поверить, что он не контролирует ситуацию, что правила могут поменяться в любое время, и что он не способен полностью осмыслить всё, что происходит внутри игрового мира.

В хоррор-играх должен поддерживаться тонкий баланс уязвимости и беспомощности, но нельзя допускать ощущения полного смятения и неразберихи.

Думать в контексте

Вам, как дизайнеру хоррор-игр, очень важно сосредоточить внимание игрока на повествовательном контексте игры, а не на её механиках. Вам нужно, чтобы игрок отождествлял себя со своим персонажем в игре, а не выступал в роли независимого лица, выполняющего задания в игровой форме.

Многие из представленных здесь идей направлены на то, чтобы изменить образ мышления игрока с системного способа решения задач (анализ статистики, минимальных и максимальных показателей, размышления о паттернах дизайна или о тактике действий) на контекстуальный («Кто отправил эту подсказку?» или «Как отсюда выбраться?»). Некоторые из этих паттернов являются не вполне удачными для других игровых жанров, так как они не позволяют игроку просчитать игру как кубик Рубика. Но ведь собирать кубик Рубика – это не так страшно, как, скажем, решать, какой древний артефакт лучше подойдет в качестве оружия против Того, у Кого Много Имен.

Значимость проигрыша

Один из способов вызвать у игрока чувство сопричастности с игровым контентом – сделать проигрыш значимым как для игрока, так и для его персонажа. Game Over обычно означает смерть персонажа, но как сделать так, чтобы игрок тоже ощутил утрату?

Обычно это достигается путем размещения точек сохранения через определенные интервалы, чтобы в случае смерти персонажа игрок терял весь игровой прогресс.

Это эффективно работает, особенно в том случае, если точки сохранения интересны сами по себе (см. систему точек сохранения в игре Alien: Isolation). Но сама концепция точек сохранения уже давно вышла из моды.

Игра Dark Souls, к примеру, использует более современную систему создания напряжения в игре за счет страха потери прогресса.

Другой вариант – сделать стрессовым сам проигрыш. В таких инди-хоррор играх, как Five Nights at Freddy’s и Slender, в случае неудачи на вас выпрыгивают всякие пугающие существа. Мы выбрали последний вариант для Dead Secret, чтобы реализовать возможность сохранения в любой точке игры. Данная модель использует боязнь внезапного события, чтобы заставить игрока нервничать при мысли о неудаче.

Скрытые правила

Скрывая от игрока разнообразные цифры и показатели, сопровождающие игру, вы располагаете его к контекстуальному образу мышления.

«Сколько у меня осталось здоровья? Видит ли меня противник? В правильном ли направлении я иду? Сколько нужно выстрелов, чтобы победить этого босса?».

В любом другом жанре предоставление игрокам доступа ко всем этим данным считается хорошим тоном. Но в хоррор-играх лучше всего давать информацию только путем какой-либо контекстуальной абстракции.

К примеру, в играх Resident Evil и Silent Hill традиционно использовались очень приблизительные категории для отображения уровня здоровья (Fine, Caution, Danger) – даже несмотря на то, что «под капотом» аналогичным образом производятся всё те же расчеты, что и в любой другой игре. Помимо этого, в Resident Evil используется анимация для индикации уровня здоровья: вы можете не знать наверняка, как скоро умрете, но, когда ваш персонаж сгибается, держась за живот, дела явно плохи.

Скрывая информацию и правила игры, вы не оставляете пользователю возможности поиска безопасных путей и использования минимаксной стратегии. Это также вносит долю неопределенности в игру. Когда пользователь не до конца уверен в принципах работы системы, он вынужден полагаться на окружение и сюжет для принятия решений.

В игре Dead Secret я старался достичь эффекта неопределенности за счет отказа от принципа «безопасной зоны». Иными словами, в игре нет ни одного места, где игрок мог бы чувствовать себя в полной безопасности: коварный противник в капюшоне и с маской Но на лице может подстеречь вас где угодно и нанести смертельный удар. По крайней мере, я хотел бы, чтобы наши игроки в это верили.

Учащенное сердцебиение

Существует достаточно серьезное медицинское исследование, предполагающее, что люди более склонны испытывать страх, находясь в состоянии физиологического возбуждения. В психологии это явление называется ошибочной атрибуцией возбуждения.

Для этого игрок должен находиться в состоянии, когда у него учащается пульс, в кровь выделяется адреналин, и он начинает потеть.

Если же ко всему этому добавить страшный игровой контент, пользователь становится предрасположенным к «ложным» эмоциям: есть вероятность, что мозг неправильно отреагирует на стимул, вследствие чего игрок действительно испугается.

Ошибочная атрибуция – это очень мощная форма эмоционального контроля. Но у нее есть одна важная оговорка: она работает только тогда, когда субъект не осознает, что находится в состоянии возбуждения.

Психологи доказали это с помощью одного эксперимента: они выборочно вводили испытуемым адреналин, и в результате им удавалось вызвать ложные эмоции только в тех случаях, когда испытуемые не подозревали об инъекциях.

Выходит, вам как дизайнеру нужно взвинтить игрока так, чтобы он даже не понял этого.

Стимул: приближается грозный медведь гризли
Возбуждение: учащенное сердцебиение, дрожь, потоотделение, бегство
Когнитивная метка: «Какой страшный медведь! Я боюсь его!»
Эмоция: Страх

Двухфакторная теория эмоций Шехтера-Сингера гласит, что эмоции возникают под действием физиологического возбуждения и контекстуальной интерпретации этого возбуждения. Ошибочная атрибуция может возникнуть, когда наш мозг использует готовый контекст для оправдания нашего физиологического возбуждения.

Обычно, чтобы незаметно привести пользователя в состояние физиологического возбуждения, используются сложные и непредсказуемые игровые системы.

Это может быть грубая и непростая система боя, как в игре Condemned, когда противник даже самого низкого уровня способен убить игрока, если тот замешкается.

Или, например, постоянная нехватка ресурсов и неудобное управление, как в Resident Evil, где любая встреча с противником оборачивается серьезным испытанием. А в Siren игрок настолько слаб, что любое сражение тоже рискует стать последним.

Сложная физическая активность вроде какой-нибудь хардкорной баталии на кнопках тоже отлично подойдет. Впрочем, иногда этот вариант приобретает самые неожиданные формы. Так, Night of Sacrifice, весьма посредственная игра в духе «дома с привидениями», кажется страшнее, чем на самом деле, потому что в ней игроку нужно ходить с помощью Wii Balance Board, что способствует учащению сердцебиения.

В следующий раз, когда будете играть в сложную игру, остановитесь на мгновение и проверьте, не влажные ли у вас ладони. Спросите себя, не сжимали ли вы джойстик немного сильнее, чем стоило? Вылетает ли у вас сердце? Если да, вполне вероятно, что в таком состоянии всё происходящее на экране кажется вам более впечатляющим, чем на самом деле.

Источник: https://www.playground.ru/blogs/other/kak_sozdavat_napryazhenie_v_horror_igrah-216999/

Ссылка на основную публикацию