Шкала спонтанности — сат — психология

Теория ведущих тенденций — типологические свойства личности

«Ведущая тенденция» — это дефиниция, которая включает в себя и условия формирования определенного личностного свойства, и само свойство, и предиспозицию к тому состоянию, которое может развиться под влиянием средовых воздействий и стать продолжением данного свойства. К примеру, повышенная тревожность как конституциональное свойство ведет к формированию повышенного уровня тревожности как индивидуально-личностной черты и легко перерастает в состояние тревоги в рамках невротической реакции, или невроза.

Конституциональные типологические свойства

В зависимости от того, одна или несколько тенденций в структуре личности являются наиболее выраженными (ведущими), перед нами или однозначный (однокорневой), или многозначный, мозаичный личностный паттерн, или акцентуированный характер.

Экстраверсия представляет собой типологическое свойство связанное с высокой внешней реактивностью и низкой интрапсихической активностью, отражающее обращенность индивида к реальной атрибутике окружающего мира. Без адекватного баланса, который придает умеренная интровертированность, избыточная экстраверсия проявляется в неразборчивой и поверхностной общительности.

Интроверсия — противоположное экстраверсии свойство, проявляющееся внешней пассивностью при высокой интрапсихической активности, и отражает стремление индивида к уходу в себя, в мир своего «Я», который субъективно воспринимается как более значимый по сравнению с окружающей реальностью. При отсутствии хоть небольшой компенсации за счет противоположного свойства — экстраверсии, крайняя степень выраженности интроверсии проявляется как аутичность.

Спонтанность — это свойство, выражающееся в высокой поисковой активности, напористости и завоевательности самопредъявления сильного «Я».

При избыточности этого свойства и отсутствии баланса со стороны противоположных свойств — сензитивности и тревожности, спонтанность реализуется в виде повышенной импульсивности и может привести к антисоциальным действиям. Таким образом, факторы сензитивности и тревожности представляют собой показатель степени выраженности интериоризированного социального контроля.

В то же время, их избыточность, отсутствие сбалансированности со стороны сколько-нибудь выраженных спонтанности и агрессивности, проявляется нивелировкой «Я», задавленного требованиями социума, а это ведет к неврозу.

Сензитивность тесно связана с повышенной и тонко дифференцированной чувствительностью человека в отношении различных нюансов влияния среды, с реакцией на эмоциональную теплоту или холодность психологического микроклимата — как стрелка барометра, реагирующая на изменение давления атмосферы. Эта индивидуально-типологическая характеристика формирует зависимый паттерн характера и включена в структуру слабого типа реагирования, для которого характерна выраженная зависимость от зоны аффилиации.

Агрессивность как индивидуально-личностное свойство проявляется характеристиками сильного «Я», противопоставляющего влиянию среды, морали и превратностям судьбы, собственные установки и наступательность. Если это качество выражено избыточно и не уравновешено сколько-нибудь выраженной тревожностью, предостерегающей от опрометчивых действий, то активность такого человека сопровождается явной агрессией.

Тревожность — это такое психофизиологическое свойство, которое сродни локатору и всегда носит предупреждающий характер, сигнализируя об опасности.

Под опасностью следует подразумевать и реальную угрозу жизни и изменения в окружающей среде или во внутренней организации человека, а также иные явления, нарушающие привычный стереотип.

Это состояние страха перед опасностью или чувство неопределенности требует предостерегающих или охранительных действий, которые выливаются в блокировку активности, в ограничительное поведение или бегство от опасности, то есть формы поведения, имеющие аналог в животном мире в виде мимикрии, замирания, мнимой смерти. Дезадаптивные формы проявления тревожности — реакции избыточной тревоги, паника. В основе повышенной тревожности лежит слабость «Я», проявляющаяся в противоборстве с давящим на человека влиянием среды, жизненными обстоятельствами, моралью социума. Чем ближе личность к уравновешенной норме, тем умереннее это свойство, играющее в данном случае роль регулятора нормального баланса между человеком и его окружением. При этом тревожность уравновешена столь же умеренно выраженной агрессивностью, отражающей противоположный полюс эмоционального паттерна.

Ригидность представляет собой смешанный тип реагирования на рубеже, который лежит между субъективизмом и пассивностью интроверсии, с одной стороны, и самоутверждающейся наступательностью агрессивности, с другой.

В противовес эмотивности ригидность базируется на тугоподвижности нервных процессов: индивида сперва трудно столкнуть с места, спровоцировать на действия, вызвать реакцию, но затем его уже не остановить, не укротить.

Усиленная спонтанностью или агрессивностью, а также не сбалансированная тревожностью или сензитивностью, ригидность проявляется оборонительно-агрессивными реакциями. Напрашивается ассоциация с паровозом, который упорно движется по рельсам, развивая все большую скорость и круша все на своем пути.

Эмотивность (лабильность) — индивидуально-типологическое свойство, в основе которого лежит повышенная подвижность нервных процессов, проявляющаяся в изменчивости эмоционального настроя и активности в сильной зависимости от референтной группы, однако с тенденцией к более стеничной самореализации, чем это характерно для сензитивных и тревожных личностей. Личности данного типа не только подвержены влиянию среды, но и сами оказывают сильной воздействие на эмоциональное состояние окружающих. Таким образом, здесь речь идет о смешанном типе реагирования, в котором сочетаются свойства слабости и силы.

Сочетания тенденций в рамках восьмеричной типологической градации

Зная личные особенности сформированные ведущими тенденциями, которые определяются отдельными шкалами, а также учитывая их влияние друг на друга, следует перейти к целостной оценке профиля личности, дабы преодолеть примитивный подход, который сводится исключительно к последовательной интерпретации каждой шкалы.

Стиль межличностного общения

Промежуточные характеристики представляют собой сплав соседствующих на схеме свойств, синтез двух ведущих тенденций, которые формируют дериватные свойства, отражающиеся в социальной активности индивида.

Конформность проявляется на стыке таких ведущих тенденций как тревожность и сензитивность: конформность как стиль поведения базируется на типологических свойствах неуверенности в себе и избыточной ориентированности на общепринятые нормы поведения.

Повышенная тревожность в сочетании с эмоциональной неустойчивостью в эксперименте показали высокую корреляцию с таким социально-психологическим свойством как компромиссность (одновременное стремление к самоутверждению и к избеганию конфликта с референтной группой).

Зависимость как стиль взаимодействия с микросоциумом оказалась тесно связанной с такими типологическими свойствами, как интроверсия (склонность к уходу в мир идеалов, застенчивость, замкнутость) и сензитивность (чувствительность и ранимость в отношении средовых воздействий с выраженной потребностью в глубокой и постоянной привязанности и в защите со стороны более сильной личности); эти тенденции создают почву для поведения, направленного на избегание конфликта и поиск щадящей социальной ниши.

Лидерство как свойство, проявляющееся в норме самостоятельностью в принятии решений, предприимчивостью и стремлением быть ведущим, а не ведомым, формируется сочетанием умеренно выраженной спонтанности и агрессивности (как продолжение высокой активности). Однако при высоких показателях (8-9 баллов) отражает самоуверенность и неумение соблюдать субординацию по отношению к старшим по должности или по возрасту лицам или даже самовлюбленность и манию величия.

Читайте также:  Эриксоновский гипноз - психология

На стыке таких свойств, как эмотивность и экстраверсия, проявляется коммуникативность. Этому способствуют демонстративность и поиски признания неустойчивой личности в сочетании с высокой социальной активностью экстраверта.

В то же время следует подчеркнуть, что социальная пассивность, базирующаяся на интроверсии, здесь рассматривается как свойство неоднозначное: имеется в виду менее выраженная реактивность внешних проявлений чувств при одновременно более богатой интрапсихической активности, что проявляется как высокая рефлексивность (чувствительность к внешним воздействиям), напряженная внутриличностная работа по самосовершенствованию, склонность к мечтам и фантазированию.

Напротив, социальная активность рассматривается как склонность к широким контактам, разговорчивость и двигательная раскрепощенность в сочетании со сниженной склонностью к самосовершенствованию и тенденцией к самонаблюдению.

Индивидуализм формируется сочетанием интроверсии с ригидностью и характеризуемся устойчивостью собственного, временами достаточно самобытного и субъективного мнения.

Сочетание ригидности с агрессивностью выражается в конфликтном и неконформном стиле поведения.

Если конформность в норме проявляется как хранительница традиций и устоев общества, то неконформность — тенденция к отвержению общепринятых канонов и устаревших догм, спутница радикализма и прогресса, которая при низком уровне развития или при патологии ведет к антисоциальным формам поведения.

Познавательные процессы

Когнитивный стиль определяется индивидуальным типом восприятия информации, ее переработки и воспроизведения. Как показал психодиагностический опыт, когнитивный стиль в значительной степени связан с ведущей тенденцией.

Личности, формирующиеся в условиях ригидных, тугоподвижных свойств нервной системы, отличаются формально-логическим, прагматическим мышлением с преобладанием способностей в области цифр, четких схем, конкретных конструкций и формул.

Индивидуально-личностный паттерн эмотивного типа характеризуется преобладанием наглядно-образного, целостно-чувственного, художественного восприятия.

Тревожно-интровертные гипостеники предпочитают вербальный (словесный) материал и проявляют способности главным образом в сфере постижения смысла и обобщения словесной информации.

Стеничные, спонтанные личности отличаются целостным интуитивным мышлением, опережающим опыт и обеспечивающим достаточно высокую прогностическую функцию мышления, когда речь идет о психической норме. В условиях сниженного интеллекта мышление больных с болезненно заостренной спонтанностью, перерастающей в избыточную импульсивность, проявляется спекулятивностью и недостаточной опорой на накопленный опыт.

Индивидуально-типологический опросник (ИТО)

Источник: http://brainmod.ru/tests/manual/theory-of-the-leading-trends/

Спонтанность

Спонтанность – это понятие, которое в психологии означает способность действовать не под влиянием внешних рамок, а согласно с внутренним содержанием, состоянием человека.

Психологическая спонтанность по сути является очень древним предметом изучения духовных практик, в каких она близка с понятием недеяния.

Стремящиеся к просветлению духовники практиковали это состояние, когда, активно живя, совершая обычные действия, они старались ощущать жизнь в полноте, каковой она является без искажений через рамки ума. Они все мысли, чувства свои, действия стремились соотнести с общим мироустройством, состоянием потока.

В христианстве явление спонтанности также присутствует и раскрывается в изречении Христа «не моя воля, но Твоя да будет», что означает приведение своей воли, своих желаний в соответствие с некой мировой волей.

Когда происходит такое слияние с общим потоком – человек достигает своим разумом, индивидуальной душой разума и души мировых: «Все есть Брахман, и Брахман есть Атман». Человек не спонтанный не ощущает своей принадлежности, единства, потоковости. Когда он отпускает себя и происходит слияние – он вступает в недеяние.

Он не уподобляется мумии, становясь ни жив, ни мертв, не перестает активно действовать, иметь желания, потребности. Он продолжает находится в полноте жизни, однако это совпадает с мировой гармонией.

Состояние его ума не замутнено ложными желаниями, установками, которые вызывают инерцию восприятия, не позволяют находиться в полноте реальности здесь и сейчас.

Это сознание в духовных практиках сравнивается с кристаллом, оно незыблемо и нерушимо, не тревожится суетой.

Так человек подчиняет свою волю, не насилуя себя, без жестких запретов и ограничений своих желаний, ведь при блокировке поведения желания все равно отыгрывались бы в уме, языком психологии – оказались бы, например, вытесненными в подсознание под действием психологических защит.

Спонтанность в психологии

Спонтанность – развиваемый навык человека максимально эффективно реагировать в ситуации высокой степени неопределенности, когда у человека может не быть возможности подготовить заранее модель поведения, действовать шаблонно.

Спонтанность позволяет проявлять ролевую гибкость, пользоваться большим репертуаром ролей.

В обыденности мы привыкаем к нескольким ролям сына, матери, отца, руководителя фирмы, студента, продавщицы, на деле же этот ресурс ролей мог быть намного шире, не используется нами в полноте.

Развитая спонтанность позволяет более эффективно взаимодействовать внутри сложных коммуникаций, какие встречаются, например, в управленческой среде.

Спонтанность требуется и в отношениях, как на этапе заинтересовывания партнера, так и для удержания в длительных отношениях, что позволяет «держать, не удерживая».

Результатом развития спонтанности является вдруг начало продвижения по карьерному пути, когда человека начинают слушать другие, воспринимать его с той серьезностью, какую сам спонтанный человек выбрал. Осваивая через спонтанность максимум ролей, мы становимся более убедительными, поскольку можем создать нужную роль и прожить ее, проиграть в полноте.

Возможность спонтанно и нестандартно действовать в узкой сфере, требующей углубления, специальных знаний, ко многим приходит лишь через время, когда они могут отойти от системы. Шаблонность успокаивает, кажется, что длительная подготовка или правильность, верность инструкциям спасут от просчетов и приведут к результату.

Человек склонен экономить силы, прибегая к установкам, однако они и приводят к ошибкам, лишь только ситуация изменилась. Поскольку мир динамичен во всех сферах, то способность быть спонтанным сопутствует высокой эффективности. Пик жизни, самоактуализация – есть творчество, и оно спонтанно по природе.

Наиболее мощный эффект приходит именно в спонтанном действии, творческой согласованности с окружением. Однако спонтанность не есть идеал беспредельной свободы.

Спонтанность не означает, что любое желание должно быть непременно удовлетворено, ведь тогда и справлять нужду человек должен сразу, лишь почувствовав потребность.

Критика спонтанности касается и чрезмерного погружения в детскость, регрессивное снятие с себя ответственности, ложное представление об отсутствии необходимости прилагать планомерные усилия в достижении желаемого или размышлять и трезво оценивать себя.

Ничто чрезмерное не гармонично, и свобода также должна находиться в балансе с определенными ограничениями.

Разница лишь в том, что подлинно спонтанная личность может добровольно входить в рамки при необходимости и так же легко выходить из них, если они отжили, не отвечают реальности.

Читайте также:  Прелесть и опасности свободной индивидуальности - психология

Свобода подразумевает ответственность как готовность встретиться с последствиями своих решений и поведения. Свобода без ответственности – путь к бесстыдству и инфантилизму.

Спонтанность поведения

Сперва может показаться, что четкость организации, распланированность действий имеют огромный смысл. Однако через время стереотипы о правильности, распорядке жизни часто терпят крах, вызывая стрессы, истощение, ощущение бессмысленности и неврозы.

Можете ли вы позвонить другу и уехать куда-то сегодня потому лишь, что так хочется, не думая о делах, что нужно успеть? Покупаете ли вы без повода подарки, даже себе, пусть маленькие, чтобы просто порадовать? Обнимали ли без причины крепко друзей, не говоря ни слова? Пробовали ли новое, не обрекая себя заранее на негативный результат, убеждая себя, что не получится? Занимались ли творчеством просто из-за случайно промелькнувшей мысли?

Насколько часто вы можете позволить себе спонтанность? Мы часто любим контролировать жизнь свою и наших близких, привыкли контролировать наши мысли и действия, потому зачастую находимся в зажатом состоянии.

Может и есть какой-то импульс, но он когда-то был обесценен или запрещен внутри вас.

Например, когда ребенок пробует сделать несоответствующее этикету или представлениям родителей – он получает по рукам, руки все больше зажимаются и сковываются, а вместе с ними движения и мысли.

В каждом скрыт внутренний ребенок, по сути творец, который стремится себя выражать.

Не нужно стать внезапно ребенком, регрессировать и быть всегда только ребенком – нет, спонтанность признак всего лишь естественности, раскройте в себе детское доверие к миру, которое поможет вам принимать ситуации, какими вы управлять не можете. Не стоит их контролировать или бороться, но лишь принять, отдаться даже на волю случая.

Спонтанность признак творческой личности, при развитии спонтанности в вас прорывается креативность к жизни. Вы давно не рисовали, не танцевали, вам давно не приходили свежие идеи? Займитесь развитием спонтанности, которая может дать вам поразительные, почти волшебные результаты. Спонтанность нужна и когда вам требуется просто остановиться, а затем снова начать двигаться без стеснения.

Особенно развитие спонтанности требуется людям, которые привыкли все осмыслять, контролировать, решать, избегая новых путей и вовсе всего нового. Им часто хочется попробовать новый способ действий, получить большую свободу, притом они испытывают большой страх выйти из рамок.

Развитие спонтанности

Для развития спонтанности эффективна следующая техника. Встаньте удобно, закрыв глаза, расслабьтесь и глубоко подышите, сосредоточьтесь в дыхании. Представьте дыхание поднимающимся от пальцев ног к грудной клетке, с каждым выдохом оно снова опускается, возвращаясь затем уже к вашим рукам.

Дальше при вдохе прочувствуйте, как оно поднимается выше, к вашей шее. На следующем вдохе – к носу, а затем к макушке. Подышите полностью, словно вдыхая ногами, через все тело. Пускай на выдохе вместе с дыханием уйдет весь мусор – все проблемы, ненужные мысли, ограничивающие вас.

Такая релаксация поможет вам снять лишнее напряжение, чтобы вам ничего не мешало.

Теперь попробуйте подышать очень по-разному, иногда это жесткое и аритмичное дыхание, затем глубокое и тяжелое. Посмотрите на свою руку, представив, что это отдельный персонаж, какой живет своей жизнью, пришел что-то вам рассказать.

Позвольте себе, словно отделить свою руку, дав руке двигаться, как ей хочется, ведь у тела действительно есть свои истории, свое содержание, какое мы зажимаем. Наблюдайте ее действия, что с вашей рукой происходит.

Возможно, у руки есть свое имя, она захочет познакомиться, сделать что-то, прикасаться к предметам.

Наблюдайте здесь ваши эмоции. Может, это вызовет раздражение, обесценивание – это нормально, если вы свыклись все контролировать. Может, вам, наоборот, интересно, вы испытываете восторг внутри.

Теперь разбудите свою другую руку как другого персонажа. Пусть она двигается, как хочется ей. Наблюдайте, с чем схожи ее движения, возможно, это будут какие-то метафоры, ассоциации. Не контролируйте ее, позвольте ей быть свободной.

Далее подключите и первую руку, пусть они двигаются вместе, однако старайтесь не синхронизировать их. Потом подключите в движение тело, голову, ноги. Поработайте с правой, левой ногами отдельно, как с руками. Позволяйте проявляться тому, что сейчас происходит с вами.

У вас появится незаготовленное, спонтанное движение. Возможны привычные движения – но позвольте происходить и новому, попробуйте отпускать на волю все тело, меняйте скорость, направление.

Попробуйте этот новый ритм, раскрывающее вас движение, внутреннего ребенка, который радуется от новизны, свободы.

Обратитесь вниманием к появившемуся ощущению, самочувствию. Попробуйте теперь нарисовать его. Может, это будет просто взрыв, каракули – это свидетельствует, что вы себя отпустили.

Затем откройте спонтанность речи, дав возможность себе произносить любые звуки и слова. Спонтанность речи позволит проговорить вам, что вы танцевали и рисовали.

Исследуйте, что для вас эта спонтанность? Применяйте элементы этой техники в жизни, например, приготовив новое блюдо не по рецепту, добавляйте новые ингредиенты, творите.

Эта техника отлично применима с детьми или в творческих коллективах. Даже художники часто жалуются на забитость рамками, отсутствие креатива. Если вы работаете в жесткой структуре – позволяйте себе новые ощущения, даже через такую игру, через тело это проявляется лучше всего.

Результатом будет не потеря контроля, а увеличение доверия к жизни, возрастающая спонтанность личности. Сколько нашего напряжения, сил затрачивается на борьбу с ветряными мельницами, когда мы можем, напротив, сохранить себя, свою энергию, использовав даже проблему или соперника в положительном ключе, как скрытый ранее от «зашоренного» взгляда ресурс.

Спонтанность личности здесь напоминает бурю, которая принесет вас к нужному месту, не нужно с ней бороться.

Источник: http://vseopsycho.ru/spontannost/

Управление персоналом и психодиагностика

При следующих количественных показателях: ложь — 2 балла, аггравация — 3, экстраверсия — 4, спонтанность — 6, агрессивность — 5, ригидность — 4, интроверсия — 6, сензитивность — 7, тревожность — 5, лабильность — 4 балла

1-я шкала — шкала экстраверсии — при нормальной коммуникабельности соответствует 3 5-ти баллам. Показатель менее 3-х баллов — свидетельство затрудненной общительности, более 5-ти — признак выраженной общительности, открытости, потребности в общении как доминирующего мотива поведения.

Читайте также:  Веселье - психология

При одновременно повышенных до 6 7-ми баллов показателях по шкале спонтанности высокая шкала экстраверсии интерпретируется, как обращенность в реальный мир окружающей

среды, самоуверенность, стремление повести людей за собой, вовлечь их в свою активную деятельность, командовать ими, подчинять своей воле. Показатели выше 7-ми баллов отражают неразборчивость в общении, назойливость, поверхностность в контактах.

При показателях выше 5-ти баллов по 8-й шкале — шкале лабильности (эмотивности), сопутствующих 7 — 8-ми баллам по шкале экстраверсии, в характере обследуемого лица определяются такие черты, как постоянная потребность в общении, в самодемонстрации, в публичном стиле деятельности. При баллах, достигающих по шкале экстраверсии 9-ти, стиль общения проявляется как стремление дружить со всеми без разбора, хвастливость, назойливость и несдержанность в демонстрации дружелюбия и общительности.

В то же время если одновременно выявляются хотя бы 3 -4 балла по шкале интроверсии, то есть основания надеяться, что эти черты смягчаются за счет самоконтроля и воспитания и что в ответственной обстановке проявятся контроль над избыточной общительностью и элементарная скромность.

Шкала экстраверсии (1-я шкала), как правило, не менее 5-ти баллов у личностей, склонных к лидированию, при этом она сочетается с повышенной шкалой спонтанности (2-я шкала ИТО).

Шкала интроверсии (5-я) выявляет прямо противоположное экстраверсии свойство — замкнутость, закрытость, неоткровенность, обращенность в мир внутренних переживаний, отсюда — оторванность от реально существующего мира, субъективизм, отгороженность (если по шкале интроверсии — 7 9 баллов при низких, 0-2 балла, показателях по шкале экстраверсии). Умеренно выраженные экстраверсия и интроверсия (4-5 баллов по каждой шкале) — это нормальное проявление общительности у личности, которая ведет себя сдержанно в новой обстановке и раскрывается в ситуации, когда контакты налажены и проходит первое смущение.

Максимально выраженные баллы по 2-й шкале — шкале спонтанности свидетельствуют о свободном, раскрепощенном самопредъявлении индивида. Его действия и высказывания откровенны, непосредственны, соответствуют его потребностям. Индивид, у которого преобладает такое качество, как спонтанность, в первую очередь — человек действия.

Ему свойственны решительность, лидерские черты, предприимчивость, стремление поступать по-своему, пренебрегая условностями и запретами. Эта шкала, как правило, бывает высокой у личностей лидерского типа, в том смысле, что потребность командовать, идти впереди и низкая подчиняемость превалируют у них над другими чертами.

Но реально лидерами среди них становятся лишь те, чье личное обаяние, знания и интеллект позволяют претендовать на лидерство, а спонтанность проявляется в рамках допустимого, то есть баллы по этой шкале не превышают 5 — 7-ми.

Если этот показатель выше, то можно ожидать импульсивных поступков, неконформных суждений, повышенной потребности в независимости, смелость и предприимчивость могут перерасти в склонность к риску и отсутствие способности подчиняться начальству.

Показатели выше 7-ми баллов могут свидетельствовать о тенденции к деспотическим проявлениям в отношении окружающих лиц и выраженном эгоизме. Возможность проявления авантюризма и склонности к антисоциальным поступкам можно предполагать улиц, имеющих по этой шкале 9 баллов.

Источник: http://psychobook.ru/cs-individualno-tipologicheskiy-oprosnik-ito/page2

Психологические тесты. Опросник социально психологической адаптивности (СПА) А.К.Осницкого. Интерпретация полученных результатов

Опросник СПА в качестве оснований для адаптации предполагает ряд факторов: принятие себя и других, эмоциональный комфорт, интернальность, т.е.

ответственность, независимость поведения, партнерскую позицию, в которой человек способен строить отношения на равных без доминирования и чрезмерного подчинения.

В качестве оснований для дезадаптации он предполагает: низкий уровень принятия себя и низкий уровень принятия других, то есть конфронтация с ними, эмоциональный дискомфорт, который может быть весьма различным по природе, сильную зависимость от других, то есть экстернальность, стремление к доминированию.

Интерпретация шкал:

Шкала “Самоприятие” отражает степень дружественности-враждебности по отношению к собственному “Я”. Высокие баллы по этой шкале означают одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку. Низкие баллы – видение в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению.

Шкала “Приятие других”. Отражает уровень дружественности-враждебности к окружающим людям, к миру. Высокие баллы по этой шкале означают принятие людей, одобрение их жизни и отношения к себе в целом, ожидание позитивного отношения к себе окружающих. Низкие баллы – критическое отношение к людям, раздражение, презрение по отношению к ним, ожидания негативного отношения к себе.

Шкала “Эмоциональный комфорт”. Отражает характер преобладающих эмоций в жизни испытуемого. Высокие баллы – это преобладание положительных эмоций, ощущение благополучия своей жизни; на негативном – наличие выраженных отрицательных эмоциональных состояний.

Шкала “ Интернальность”. Отражает в какой степени человек ощущает себя активным объектом собственной деятельности, и в какой – пассивным объектом действия других людей и внешних обстоятельств.

Высокие значения говорят о том, что человек ответственен, полагает, что происходящие с ним события являются результатом его деятельности.

Низкие баллы – человек полагает, что происходящие ним события являются результатом действия внешних сил (случая, других людей и т.д.).

Шкала «Стремление к доминированию». Отражает степень стремления человека доминировать в межличностных отношениях. Высокие показатели говорят о склонности подавлять другого человека, чувствовать превосходство над другими. Низкие показатели – склонность к подчинению, мягкость, покорность.

Эскапизм – уход от решения проблем.

Хорошо, когда показатели адаптации, принятия себя и других, интернальности, эмоционального комфорта набрали 70% и выше. Если по данным шкалам Вами набрано менее 70%, то эффективно подобрать специальные практики для повышения соответствующих аспектов Вашего социального здоровья

В ходе анализа важно сравнить показатели принятия других и принятия себя. Какой из этих показателей выражен в большей степени? О чем это говорит? Сделать соответствующий вывод по результатам сравнения данных двух шкал. Если показатели этих двух шкал значимо различаются подумать о соответствующих мерах гармонизации социального здоровья.

Критерии адаптированности отчасти совпадают с критериями личностной зрелости, в том числе с чувством собственного достоинства и умением уважать других, открытостью реальной практике деятельности и отношений, пониманием своих проблем и стремлением овладеть, справиться с ними. Напротив, критерии дезадаптированости предполагают неприятие себя и других, наличие защитных барьеров в осмыслении своего актуального опыта, кажущееся решением проблем, негибкость.

Источник: http://rasstanovki-rostov.ru/?page_id=667

Ссылка на основную публикацию