Развитие нравственных ориентиров — психология

1.2 Проблемы нравственных ориентиров: их формирования и коррекции

Формирование социально-нравственной ориентации учащихся должно стать целостным процессом проживания своих отношений с миром — практически-преобразовательных, познавательных, чувственно-эмоциональных. Основными задачами формирования социально-нравственной ориентации при этом являются:

1) формирование умения конструктивно взаимодействовать с другими людьми в сфере социального бытия (реализация данной задачи достигалась посредством организации самоуправленческой деятельности учащегося как свободной самоорганизующейся системы);

2) сознание учащимся пространственной и временной целостности человечества через соотнесенность с абсолютными характеристиками человеческого бытия, воплощающими сущностные силы человека как родового существа — свобода, творчество, любовь, нравственность, духовность и т.п.;

3) эмоционально-чувственное проживание подростком целостного (в единстве мысли, действия и чувства) жизненного процесса в смоделированном им пространстве на принципах общечеловеческой нравственности и нормах конкретно-исторического общества.

Реальной целью социально-нравственной ориентации является формирование социально-активной, нравственной личности. В этом смысле она совпадает со всеобщей целью процесса образования — получение образа человека как родового существа с раскрытыми сущностными силами.

Идеальной целью формирования ориентации на социально значимые ценности с приоритетом общечеловеческих может быть образование такого социального устройства, которое гармонизировало бы отношения людей друг с другом и с природой, построенные на принципах общечеловеческой нравственности.

Условием осуществления целостности духовной и практической жизни человека и общества выступает гармония внутреннего мира человека, выражающаяся в единстве чувства, мысли, воли и действия.

Достижение этой гармонии возможно через эмоциональное, рациональное, практическое и метафизическое (мистическое, интуитивное, иррациональное) освоение мира.

Социально-нравственная ориентация и есть действенный способ духовно-практического освоения человеком мира, практическая активность человека по свободному сознательному выбору и реализации социально значимых и безусловных нравственных ценностей, обусловленная эмоциональным принятием мира, рациональным осмыслением его законов, принципов, интуитивным постижением его абсолютных, предельных оснований и смыслов.

Различные направления личности и общества можно показать на схеме, которая воспроизводит реальное общеориентирующее пространство человеческих ценностей и качеств личности.

Эта схема может быть названа полем ценностных ориентаций, где ось ОХ отражает инструментальные ценности современного общества, определяя его цель, а также цели человека как социального существа и средства их достижения.

Ось ОY воплощает несводимость человека к плоскости социального бытия и представляет собой метафизические ценности, смысловую «вертикаль» человеческого существования, его нравственное содержание, составляющее качественную специфику «человечности».

Если ось ОХ содержит средства достижения социально значимых целей, то ось ОY определяет нравственную оправданность, допустимость этих средств в деятельности человека. Таким образом, оси ОХ и ОY предполагают ориентацию в реальных социальных условиях деятельности через обращенность к общечеловеческому содержанию жизни.

Каждая ось имеет по два полюса: положительный полюс оси ОХ демострирует прагматическую направленность личности (на социально одобряемые, престижные ценности), отрицательный полюс оси ОХ — деструктивную направленность (разрушение в человеке сущностных сил солидарности, деятельности); положительный полюс оси ОY — гуманистическую направленность личности (на общечеловеческие нравственные ценности, квинтэссенцию человеческой сущности), отрицательный полюс оси ОY — эгоистическую направленность (на сохранение безусловного значения ценности индивидуального Я, противопоставленного всему миру).

1-й сектор ценностных ориентаций выявляет социально-пассивный тип личности, называемый психологами «человеком-винтиком». 2-й сектор — это сфера проявления асоциальной личности, не ведающей ни духа солидарности, социальности, ни любви, — своего рода «человека-животного».

Сектор 3-й представляет потребительско-престижную ориентацию и тип личности, который можно обозначить как «общественное животное». Сектор 4-й — это сфера совпадения социально-значимых и общечеловеческих нравственных ценностей, сфера реализации человеком своих сущностных сил.

Схема 1

Целью процесса социализации выступает формирование людей 3 и 4 типов, координаты личностных ценностей которых совпадают с требованиями социальной среды. Причем, в силу большей привлекательности «приземленных» ценностей материального порядка большинство составляют люди 3-го типа.

Между тем, целью социально-нравственной ориентации является формирование устойчивого способа взаимодействия личности с окружающим миром, основанного на адекватности координат ценностно-нормативной системы, конкретного общества и общечеловеческих идеалов и ценностей, принявших форму личностных убеждений и принципов.

Таким образом, сектор 4-й — и есть социально-нравственное пространство осуществления человеческой сущности, в которой социально-ориентирующая деятельность преломляется через общечеловеческие и нравственные ценности. Только так возможно достижение целостности существования человека как социально-нравственного существа, т.е. существа, всегда принадлежащего конкретному обществу и человечеству в целом.

Критерии, уровни развития социально-нравственной ориентации подростков

КритерииВысокий уровеньСредний уровеньНизкий уровень
1Ценностно-мотивационныйПредполагает наличие сознательного отношения личности к формированию важных для нее личностных качеств, готовность действовать определенным образом; осознание ценности имеющихся знаний и умений и умелую реализацию их с учетом ведущих мотивовНа данном уровне школьники осознают необходимость формирования определенных личностных качеств, но не всегда готовы действовать для достижения поставленных целей.Учащихся отличает не только низкий уровень осознанности выбора моральных норм, качеств личности, отсутствие конкретных жизненных перспектив, но и нежелание действовать в этом направлении.
2Интеллектуально-познавательныйУчащихся отличает наличие стройной системы моральных и социальных знаний; умение объективно оценивать собственные возможности, способности и стремления; существование стойкой установки на формирование у себя конкретных качеств, жизненно необходимых и социально важных.Знание учащимися конкретных норм и категорий морали носит несколько разрозненный характер. Школьники не всегда объективны в оценке личных потенций. Социально-нравственные ориентиры находятся на этапе формирования.Учащиеся обладают низким объемом моральных и социальных знаний, не умеют дифференцировать различные оценки моральных категорий; для них характерно отсутствие четких жизненных целеустановок.
3Деятельностно-практический(или поведенческий)Выражается в соответствии поведения учащихся приобретенным знаниям, в умении соотносить свои устремления с нормами поведения, в чем и проявляется устойчивость выбора.Учащиеся могут и стремятся свои внутренние потребности и потенции реализовать в практической деятельности, но не всегда последовательно осуществляют данный процесс.Учащиеся не участвуют в общественно-полезной и личностно ценной деятельности, не умеют соотносить свои личностные установки с общечеловеческими нормами поведения.

Активизация познавательной деятельности в рамках личностно-ориентированного подхода предполагает определенную стимуляцию, усиление процесса познания. Самопознание можно представить как последовательную цепь, состоящую из восприятия, запоминания, сохранения, осмысления, воспроизведения и интерпретации полученных знаний.

Очевидно, что активизация может осуществляться одновременно на всех последовательных этапах, но может возникнуть и на каком-то одном. Стимулирует, активизирует познание прежде всего учитель.

Действия его заключаются в том, чтобы с помощью различных приемов и упражнений усилить каждый из этапов познания (реже — один или несколько).

Трудности в воспитательном процессе относятся сегодня к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане. Нравственный беспредел, с которым встретилось наше общество в результате так называемых «реформ», оказывают негативное воздействие прежде всего на детей, подростков и молодёжь, не обладающих определенной культурой.

В обоснование этого факта можно привести постоянно растущие цифры преступности, особенно молодёжной, а также готовность многих людей действовать в достижении материального благополучия на грани закона и беззакония. Да и то, что вполне законно, далеко не всегда вдохновляет.

Падение нравственности означает, по существу, смену ценностных ориентаций людей под влиянием различных обстоятельств, — в том числе и экономической неустроенности.

Нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый урон, что при недостатках другого характера (например, телесного или этического) большего вреда обществу нанести невозможно.

Педагогической наукой, практикой школы накоплен значительный опыт по нравственному воспитанию. В педагогической литературе исследуемая нами проблематика нашла отражение в фундаментальных исследованиях Б.Т. Лихачёва, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, И.Ф. Свадковского, В.А.

Сухомлинского, в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются пути дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания. Важнейшие приемы и методы, владеть которыми необходимо для осуществления нравственного воспитания, требуют нового осмысления.

В педагогической теории в должной мере не изучена технология реализации нравственного воспитания учащихся в работе классного руководителя и вполне по конкретным причинам. Важнейшая из них — недостаточная научная разработанность многих вопросов нравственного воспитания.

Например, его содержание в большинстве педагогических работах раскрывается главным образом лишь с точки зрения социально-этических требований к поведению и формированию личности. Что касается возрастного аспекта содержания нравственного воспитания, то о нем во многих научно-методических работах говориться лишь в общем плане.

Наконец, в педагогической литературе до сих пор не определился достаточно четкий подход к раскрытию методических основ нравственного воспитания как целостного процесса, в котором все стороны морального облика личности школьника развиваются и формируются комплексно, в органической взаимосвязи.

Источник: http://ped.bobrodobro.ru/24627

Формирование духовно-нравственных ориентиров у детей дошкольного возраста на современном этапе

Илюхина Т. Г. Формирование духовно-нравственных ориентиров у детей дошкольного возраста на современном этапе // Молодой ученый. — 2017. — №38. — С. 105-107. — URL https://moluch.ru/archive/172/45696/ (дата обращения: 24.05.2018).

На современном этапе система дошкольного образования претерпевает большие изменения. С одной стороны, такие изменения вызваны запросами общества, поэтому они необходимы, с другой стороны — для слишком быстрых изменений не всегда должным образом подготовлена основа для перемен.

Предъявляются новые требования к образовательной организации, профессиональной компетенции педагога и воспитателя, профессиональным знаниям, навыкам и умениям, поощряется инновационная деятельность, новаторство в работе.

Тем не менее, существуют базовые ценности, которые, несмотря на время, модернизацию, не теряют своей актуальности и, даже напротив, становятся более востребованными именно в реалиях современного общества.

Формирование духовно-нравственных ориентиров подрастающего поколения находит особую актуальность в современных условиях в связи с утратой обществом сформированных ранее принципов и норм морали.

Формирование духовно-нравственных ориентиров — многогранный, сложный процесс. Этот процесс длится всю жизнь человека. Однако, его основы закладываются в раннем детстве. Дети дошкольного возраста особо чувствительны к духовно-нравственному воспитанию.

В процессе такого воспитания и развития у дошкольников происходит становление их системы ценностей, понимание своего места и своей роли в жизни, формируется отношение к себе и окружающим, развивается его духовно-нравственное сознание и самосознание.

Современные дети отличаются от своих сверстников прежних поколений. Как отмечают психологи, педагоги и ученые, такие дети не нуждаются в мотивации запугиванием и наказанием, они активнее, любознательнее.

Как показывают исследования, такие дети на самом деле более чувствительны, осознают свои внутренние потребности. Современному ребенку для развития особенно необходима поддержка и принятие.

Специалисты, ученые, педагоги и психологи, наблюдавшие за «детьми нового поколения», говорят о том, что эти дети способны привнести духовность в нашу жизнь. [2, с. 185].

Духовность и нравственность — понятия сложные и емкие по своей сути, не поддающиеся формальному толкованию. Духовно-нравственные ориентиры включают в себя такие добродетели как дружба, уважение, милосердие, доброту, любовь к ближнему, взаимопомощь.

Духовно- нравственное воспитание связано с внутренним миром ребенка, принятием духовных ценностей, формированием характера. Ребенок развивается целостно в определенных условиях благодаря взаимодействию с окружающими, приобретая их опыт, нормы морали, образцы поведения.

Стремление к духовным ценностям помогает ребенку легче преодолевать жизненные преграды, жить в гармонии с собой и окружающими.

В социальном контексте духовность принято рассматривать как внутренний мир человека, который проявляется в широте миропонимания, мировоззрения, высоком сознании справедливости, доброте к окружающим.

Первый социальный институт для ребенка — это семья. Именно родители дают ребенку духовно-нравственную основу, ценностные ориентиры, которые будут для ребенка определяющими в жизни. Для принятия решений, собственных выводов, ребенок руководствуется наблюдениями за членами своей семьи.

Читайте также:  Приваживание - психология

«…семья — пишет И. А. Ильин, — является первичным лоном человеческой культуры.

Мы все слагаемся в этом лоне, со всеми нашими возможностями, чувствами и хотениями; и каждый из нас остается в течение всей своей жизни духовным представителем своей отечески материнской семьи или как бы живым символом ее семейственного духа». Именно в семье ребенок научается любить, верить, слагаются основы его характера. [3, с. 360]

Следует отметить, что за по последние несколько десятилетий в социуме произошли глобальные изменения во многих областях нашей жизни. Как следствие, изменились ценности современного поколения, жизненные установки, мотивация.

Все чаще ученые говорят о том, что институт семьи и родительства переживает кризис. В современной семье происходит потеря исторической преемственности, нарушение межпоколенческих связей.

Подрастающему поколению не передаются духовно- нравственные ценности, семейные традиции.

Проведенный по специально разработанной анкете опрос «Отношения к семейным традициям в современном обществе», в котором приняли участие свыше 250 респондентов, показал, что происходит общее смещение акцента в сторону уменьшения значимости семейных традиций, как проводника духовно-нравственных ценностей.

Отвечая на вопрос: «Важны ли семейные традиции в современном обществе», респонденты ответили: да — 73 %; затрудняются ответить — 12 %; нет -13,6 %.

При этом следует отметить, что 32,8 % респондентов, отвечая на вопрос о важности в современном обществе преемственности поколений, ответили, что она «уже не так важна, как раньше».

Таким образом, мы видим, что, признавая важность семейных традиций в современном обществе, преемственность поколений рассматривается респондентами уже с меньшей степенью значимости. [1, с. 96]. Учитывая такую тенденцию, становится очевидным, что происходит утрата передачи семейных духовно-нравственных ценностей.

Дошкольные образовательные организации, как первое звено образовательной системы, являются следующей ступенью в процессе становления личности, его развития и образования.

Именно здесь происходит активное накопление нравственного опыта, обеспечивается его адекватное социальное существование.

Духовно–нравственное воспитание в дошкольной образовательной организации является неотъемлемой частью всестороннего развития ребенка.

Особую роль в деятельности воспитателя играет его личностная направленность. Так, например, успешность инклюзивного дошкольного образования напрямую зависит не только от профессионализма воспитателя, но и его духовно-нравственных качеств. Он должен уметь создать необходимые условия для ребенка, его развития и социализации.

От таких педагогов требуется принятие, доброжелательное отношение, готовность работать и общаться с учетом особенностей и возможностей детей. Только так, собственным примером, он будет передавать нормы и правила поведения детям.

Личность воспитателя оказывает прямое влияние на формирование качеств личности ребенка, следовательно, он является духовно-нравственным ориентиром дошкольника.

Бездуховный воспитатель, владеющий самыми инновационными и современными методиками, не сможет раскрыть духовно-нравственный потенциал своих воспитанников.

Духовно-нравственное развитие и воспитание подрастающего поколения остается первоочередной задачей образовательной системы и представляет собой социальный заказ.

Таким образом, основная цель воспитания определена в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности и является методологической основой реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на современном этапе является неотъемлемой частью всестороннего развития личности, предпосылкой возрождения культуры страны.

На наш взгляд, для того, чтобы воспитатели достигли цели в вопросах духовно-нравственного воспитания, необходимо:

  1. Повышение профессиональных компетенций, развитие педагогического мастерства и ролевого репертуара воспитателей и педагогов, стремление к духовному росту, самосовершенствованию. В наше время, как никогда, остро чувствуется потребность в таких качествах как доброта, порядочность, гуманизм, способность к сопереживанию.
  2. Тесное взаимодействие с семьями воспитанников. Несмотря на то, что воспитательные функции семьи и дошкольной образовательной организации различны, для всестороннего полного развития необходимо личностно — ориентированное взаимодействия этих социальных институтов.

Таким образом, в современном обществе, для возрождения и поддержания духовно-нравственных ценностей и ориентиров детей дошкольного возраста необходима консолидация социальных институтов, оказывающих непосредственное влияние на развитие и воспитание ребенка.

Самое время вспомнить слова К. Д. Ушинского: «…Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнения головы познаниями».

Литература:

  1. Бородина О. В. Проблема формирования семейных традиций в условиях деятельности социально-педагогических организаций. //ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА. Научно-методический журнал. 2017, № 1 — с.96–97.
  2. Бородина О. В. Роль семейных традиций в духовном воспитании детей дошкольного возраста. //Духовные ценности в воспитании и образовании детей и молодежи: Материалы городской научно-практической конференции (16 апреля 2015 г.) /Отв. Ред. Т. А. Семенова —М.: Издательство «Спутник+» 2015. —с.185–186.
  3. Кислицына Т. Г. Русская семья. Праздники и традиции. М.: Белый город, 2013, — 360.

Основные термины (генерируются автоматически): детей дошкольного возраста, Формирование духовно-нравственных ориентиров, семейных традиций, современном этапе, современном обществе, духовно-нравственных ценностей, образовательной организации, дошкольной образовательной организации, дошкольного образования, современном обществе», современном этапе система, Дети дошкольного возраста, дошкольного возраста необходима, воспитание детей дошкольного, современном обществе преемственности, семейных духовно-нравственных ценностей, образовательной системы, неотъемлемой частью, воспитании детей дошкольного, семейные традиции.

Источник: https://moluch.ru/archive/172/45696/

Нравственные ориентиры совершенствования личности

Хомутова Анастасия Геннадьевна

учитель изобразительного искусства, учитель основ религиозных культур и светской этики

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3»

г. Ноябрьск

Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Поэтому духовному воспитанию молодежи призвано способствовать качественное улучшение всей учебно-воспитательной работы.

В соответствии со Стандартами на ступенях начального общего и основного общего образования осуществляется духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.

Программа по духовно-нравственному воспитанию обучающихся является составляющей Образовательных программ всех школ России.

Среди личностных результатов освоения программ на первом месте находится формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей и нравственной культуры многонационального российского общества.

И особенно значительную роль в этом отношении приобретает стимулирование педагогами и родителями собственных усилий обучающихся по самосовершенствованию. Давно стала даже крылатой образная мысль: ученик не сосуд, наполняемый знаниями, а факел, который нужно зажечь благородным огнем самосовершенствования.

Известно, что испокон веков костяк общественной нравственности составляли религиозные нравственные постулаты и моральные заповеди. Вот почему культурологическое изучение религии сегодня уже само по себе много дает в совершенствовании нравственного мира людей.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах православной культуры, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение и потому, что характер светской школы определяется, в том числе, и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса.

Нравственная культура дает возможность человеку не только войти в богатый духовный мир мыслей и чувств, но и помогает ему стать свободным и независимым от тех стереотипов, примитивных шаблонов накопительства, зависти, тщеславия, которые, к сожалению, распространены среди морально равнодушных и злых людей.

Конечно, в индивидуальном нравственном совершенствовании многое зависит от работы интеллекта самой личности и осознания ею нравственного смысла жизни. Можно спорить со старым «правилом»: работай над очищением своих мыслей, и если у тебя не будет дурных мыслей, то не будет и дурных поступков. И все же доля истины в нем есть.

Не случаен вывод А. Чехова — писателя, так глубоко показавшего многие нравственные проблемы: «В человеке все должно быть прекрасно — и лицо, и одежда, и душа, и мысли» [7, с. 138] .

А в своем письме к брату он пишет: «Чтобы воспитываться и не стоять ниже уровня среды, в которую ты попал, недостаточно прочесть только Пикквика и вызубрить монолог из «Фауста»… Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля». Т.е.

одним из важных нравственных ориентиров самосовершенствования писатель считает работу человека над собой. И особенно подчёркивал Антон Павлович Чехов определяющую роль веры в ценности человеческой личности: «Человек или должен быть верующим, или ищущим веры, иначе он пустой человек…» [8, с. 123].

При этом веру он рассматривает как способность духа, которая доступна только «высоким организациям». Именно вера человека и моральные заповеди, по мнению А.П. Чехова являются определяющими духовными ориентирами самосовершенствования.

Что же дает человеку нравственная культура, основу которой составляют гуманизм, моральный долг, совесть, достоинство и честь? Прежде всего — способность переживать благородные, нравственные, добрые чувства, просветляющие человеческую жизнь. Именно способность вести истинно человеческую жизнь и не замыкаться в биологических потребностях. Именно собственно человеческие сокровища души начинаются там, где человек включается в мир нравственных мыслей и чувств.

Известно, что эти благородные чувства во многом уже прививаются человеку в результате приобщения к искусству и литературе, которые без преувеличения можно назвать великими учителями нравственного языка.

Дело в том, что наиболее наглядно в концентрированном виде человек включается в атмосферу сопереживания, эмоциональной оценки добра и зла в искусстве и литературе.

Хорошая, тем более потрясшая человека пьеса, кинофильм, художественное произведение — все это, как прожектором, в более яркой форме высвечивает благородные человеческие чувства и мысли.

И многие люди, которые, может быть, в сутолоке будней и не обращают внимания на нравственные проблемы, теперь, ведомые талантливым писателем, режиссером, художником или писателем проникают в суть явлений, переживают облагораживающие чувства.

А ведь жизнь богаче любой толстой книги… И умение видеть, понимать и переживать благородные гуманные чувства, эмоции удовлетворения, удовольствия и радости от свершения хорошего дела помогают человеку стать более счастливым.

Разумеется, далеко не каждый человек познает мир нравственных отношений и может быть счастлив, совершая добрые, гуманные поступки. В сознании некоторых людей личное счастье человека ограничено, а то и противопоставлено интересам других людей.

Иногда так может показаться потому, что человек не задумывался глубоко над самим собой, своими переживаниями, не сопоставлял своих радостей с тем хорошим, что он сделал людям. Этому может мешать своего рода нравственная глухота.

Представим себе, что человек, который не имеет музыкального слуха и к тому же музыкально не образован, приходит на концерт слушать сложную симфоническую музыку.

Даже если из вежливости он изображает внимание, ему скучно, он не испытывает наслаждения, которое переживают другие, оказываясь в мире музыки, эмоциональных состояний, эстетических чувств.

Так и мир нравственных чувств, тонких и возвышенных переживаний, благородных человеческих устремлений доступен разным людям не в одинаковой степени. Поэтому черствые, равнодушные люди, не понимая этого, как бы обделяют и обедняют себя, крайне ограничивают себя в своем мирке мелких мыслей, в своей самодовольной уверенности, что эгоизм, замкнутость, материальные приобретения и есть смысл и счастье человеческой жизни.

Стремление стать оригинальным, интересным с помощью внешних признаков, бездумная погоня за модой, приобретательство обедняют духовный мир человека, приводят к потере индивидуального своеобразия личности.

Вещизм, слепое приобретательство подавляют, подрывают духовные ценности человека, делают его весьма шаблонным, ограниченным. Он и не замечает, как обезличивает и обедняет себя.

В результате психология такого человека начинает характеризоваться не только равнодушием к нравственным взаимоотношениям, к другим людям, душевной черствостью, но и определенной агрессивностью в достижении своих приобретательских целей и трусливостью, страхом потерять приобретённое, «выгодную позицию» в жизни.

Эгоист, нравственно бедный человек теряет, по существу, много собственно духовного, человеческого. Эту сторону человеческих потерь заметил В. Белинский: «Хорошо быть ученым, воином, законодателем, но худо не быть при этом человеком!» [1, с. 156].

Конечно, даже у нравственно развитых людей могут быть те или иные недостатки. И каждый человек в принципе способен далее улучшать и совершенствовать свой духовный мир, включаться в систему нравственных отношений.

Читайте также:  Треугольник сходство - общение - теплота - психология

Для этого надо осваивать язык нравственных переживаний и нравственных мыслей, расширять в первую очередь диапазон добрых человеческих чувств.

В основе овладения языком нравственных эмоций лежит стремление и установка не только переживать свои успехи и достижения, а и испытывать радостные, добрые чувства за других людей, за своих близких, друзей, товарищей.

Это умение и желание совершать добрые дела, испытывать внутреннее удовлетворение от гуманных поступков, соучаствовать в переживаниях других, радоваться вместе с ними является ещё одним важным ориентиром самосовершенствования.

В психологической основе такого нравственного совершенствования лежит чувство сопереживания, мыслительно-эмоциональный перенос. Особенно наглядна эта способность в семейных отношениях. Редко можно найти человека, который не сопереживал своим близким, мысленно не ставил себя в их положение, не испытывал их эмоций, не радовался их успехам.

И не только близким. Наверное, каждый сопереживает не только своим товарищам и родным, но и героям художественных произведений, героям кинофильмов.

Вспомним, как тонко и со знанием дела включались Чехов, Достоевский, Лев Толстой в мир героев своих произведений, с какой симпатией к человеку описывают они переживания иногда незаметных и на первый взгляд малоинтересных людей. Глубоко раскрытый в литературе мир духовных переживаний «маленького человека» вызывает глубокие симпатии читателя.

А почему же по отношению к своим знакомым, товарищам, родным, другим люди порой не проявляют такой чуткости?! Нет помощников: писателя, режиссера, артиста, которые открывают внутренний мир человека более зримо в художественном произведении. И все же каждый сам может стать «поэтом и художником» души человеческой.

Здесь надо самостоятельно всмотреться в другого человека, представить его заботы, потребности, интересы, переживания. Как бы мысленно перевоплотиться в другого.

Это помогает человеку выполнять свои нравственные обязанности не столько потому, что от него требуют и могут наказать за невыполнение или он ждет за это награду, а потому, что это доставит ему радость, внутреннее удовлетворение. Как заметил М. Горький: «Как хорошо отнестись к человеку человечески, сердечно» [6, с. 175]. И напротив, вынужденная добродетель теряет свою цену. «Добро по указу — не добро», — считал Тургенев. Наверное, эти мысли всем нам понятны. [5, с. 98]

А как важно своевременно заметить добрые ростки лучшего и хотя бы первые попытки человека сделать что-то хорошее. Ведь это так важно — опереться на положительное в человеке! В таком случае используют даже «моральное авансирование», поощрение сверх заслуг, как бы с авансом на будущее. Это своего рода выражение доверия к личности, что она его в будущем оправдает.

Вспомним поучительный эпизод из «Педагогической поэмы». Макаренко, замечательный педагог, доверил бывшему рецидивисту Карабанову значительную сумму денег. Это было не только большое доверие и признание исправления, но и мощный стимул поверить в свои силы, по-настоящему начать новую честную жизнь.

Карабанов хорошо выполнил поручение своего учителя и стал его верным помощником.

Ни для кого не секрет, что нравственные основы закладываются, прежде всего, в семье. В воспитании детей полезны специальные знания и умения, нужен личный пример родителей.

Радует, когда родители несут своим детям духовность, и возникает уверенность, что они вырастут нравственными людьми.

Ошибки в воспитании ребенка, ссоры между родителями по вопросам подхода и требований к нему могут сделать семейную жизнь безрадостной, а результатом такого воспитания чаще всего бывают грубость и плохое поведение маленьких детей и черствая неблагодарность взрослеющих детей.

К сожалению, родители подчас просто не понимают, какими последствиями могут обернуться их необдуманные поступки или даже просто слова. Например, маме кажется ненормальным, что его ребенок столь радуется солнечному лучику, нарядному мотыльку, зеленой травке.

Она не приемлет этой, в сущности, мудрой детской жизнерадостности и позволяет себе сделать замечание ребёнку: «Чего ты смеешься, чему радуешься, разве деньги нашел?!» При этом, нужно не забывать, что задача культивирования радостных чувств у детей не означает, разумеется, что надо потакать детским капризам.

Как заметил Пьер Буаст: «Не делайте из ребенка кумира; когда он вырастет, то потребует жертв» [викицитатник].

Нельзя забывать и о влиянии положительных примеров из жизни известных людей. Вспомним пример мужественного отношения к жизни Ирины Триус, автора книги «Жить стоит». Прикованная болезнью к постели, Ирина окончила второй институт, изучила пять языков, стала работать научным сотрудником, вступила в Союз журналистов.

Как справедливо писала о ней в «Комсомольской правде» Л. Графова, главная заслуга Ирины в том, что она не стала сумрачным человеком, и мы благодарны ей за то, что она нужнее нам, чем мы ей. Люди приходят к ней за уроками оптимизма. Сама Ирина Триус считает: «Я по-прежнему верю, что счастье человека — в нем самом. И зависит…

прежде всего, от того, что представляет собой сам человек и его внутренний мир» [3, с. 4].

Таким образом, учитывая глубокий кризис воспитания детей и молодёжи, о возрождении нравственности надо, прежде всего, заботиться как родителям, так и школьным педагогам. Хочется надеяться, что российский народ обретет духовность и веру. И я глубоко уверена, что весомое слово в нравственном возрождении народа принадлежит учителю.

Литература

  1. Белинский В. Статьи о русской литературе, М.: Владос, 2008, с.239.
  2. Буаст П. Викицитатник.
  3. Графова Л. Против гнева своего //Комсомольская правда от 22.05.1973г.
  4. Макаренко А. Педагогическая поэма / Сост., вступ. ст., примеч., пояснения С.Невская – М.: ИТРК, 2003. – 736 с.
  5. Тургенев И. С. Тургенев. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Т. 10. М.: «Наука», 1982. (Стихотворение в прозе Эгоист)
  6. Фелицына В.П., Прохоров Ю.Е. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения: Лингвострановедческий словарь. Под. ред. Е.М. Верещагина, В.Г. Костомарова. – 2-е изд.-М.: Рус.яз., 1988. — 272с.
  7. Чехов А.П. Дядя Ваня, Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Сочинения в восемнадцати томах. Том тринадцатый. Пьесы (1895 — 1904). — М.: Наука, 1986. (слова Астрова).
  8. Чехов А.П. Письма к брату, ПСС, М., Огиз — Гихл, 1948, т. XIII, стр. 194.

Источник: http://yamal-obr.ru/articles/pravoslavie-i-obrazovanie-nrav-orient-co/

Нравственное развитие личности

261 просмотров

Многие психологи и философы выделяют в развитии нравственного сознания три главных этапа: доморальный уровень, когда ребенок выполняет установленные правила, исходя из эгоистических соображений, конвенциональную мораль, ориентирующуюся на внешние нормы поведения, и, наконец, автономную мораль, т.е. ориентацию на внутреннюю, автономную систему принципов.

Однако переход из одной стадии в другую весьма сложен и противоречив. Сила морального сознания — в категоричности и универсальности основных его постулатов. Чтобы овладеть азами нравственности, ребенок должен мыслить альтернативно, дихотомически: добро или зло, хорошо или плохо — третьего не дано.

Ребенок, не усвоивший элементарных норм нравственности как безусловных, категорических императивов едва ли станет нравственным человеком. Но нравственность не сводится к системе запретов и предписаний. Каковы бы ни были источники моральных норм и правил, нравственное решение и связанные с ним риск и ответственность могут быть только индивидуальными.

Нравственно зрелый человек порой не может однозначно ответить на невинный вопрос ребенка — хорошо это или плохо? — потому что одно и то же действие по-разному оценивается в зависимости от его контекста, последствий, мотивов и многого другого. Отсюда проистекает сложность морального выбора, оценки и самооценки.

При отсутствии развитой нравственной рефлексии жесткая система моральных принципов легко вырождается в примитивное морализирование, обращение с моралью к другим, но не к себе.

Истинно нравственный человек беспощадно требователен к себе и в то же время снисходителен, терпим к другим.

Осуждая дурные поступки других, он избегает переносить отрицательную оценку поступка на личность совершившего его человека, старается войти в его положение, понять его, найти смягчающие обстоятельства.

Записные моралисты, наоборот, беспощадны к другим и снисходительны к себе. Это вытекает из самого стиля их мышления.

Формирование нравственной личности и соответствующего стиля морального поведения опирается на ряд автономных предпосылок.

Оно предполагает,

—          во-первых, определенный уровень умственного развития, способность воспринимать, применять и оценивать соответствующие нормы и поступки;

—          во-вторых, эмоциональное развитие, включая способность к сопереживанию;

—          в-третьих, накопление личного опыта более или менее самостоятельных моральных поступков и последующей их самооценки;

—          в-четвертых, влияние социальной среды, дающей ребенку конкретные примеры нравственного и безнравственного поведения, поощряющей его поступать так или иначе.

Однако взаимосвязь этих факторов проблематична. Наиболее общая, охватывающая весь жизненный путь и подвергавшаяся экспериментальной проверке во многих странах когнитивно-генетическая теория морального развития личности принадлежит американскому психологу Лоренсу Колбергу.

Отношение между стадиями умственного развития и стадиями и морального развития.

«Доморальному уровню» соответствуют стадии 1, когда ребенок слушается, чтобы избежать наказания, и 2, когда ребенок руководствуется эгоистическими соображениями взаимной выгоды (послушание в обмен на какие-то конкретные блага и поощрения).

«Конвенциональной морали» соответствуют стадии 3 — модель хорошего ребенка», движимого желанием одобрения со стороны значимых других и стыдом перед их осуждением, и 4 — установка на поддержание установленного порядка и фиксированных правил (хорошо то, что соответствует правилам).

«Автономная мораль» переносит моральное решение внутрь личности. Она открывается стадией 5А, когда подросток осознает относительность и условность нравственных правил и требует их логического обоснования, усматривая таковое в принципе полезности.

На стадии 5В осознание относительности правил сменяется признанием существования некоторого высшего закона, выражающего интересы большинства.

Лишь после этого (стадия 6) формируются устойчивые моральные принципы, соблюдение которых обеспечивается собственной совестью, безотносительно к внешним обстоятельствам и рассудочным соображениям,

Определенный уровень интеллектуального развития, Колберг считает необходимой, но недостаточной предпосылкой соответствующего уровня морального сознания, а последовательность всех фаз развития — универсальной, инвариантной.

Исследования в подтверждают наличие устойчивой закономерной связи между уровнем морального сознания индивида, е одной стороны, и его возрастом и интеллектом — с другой. Количество детей, стоящих на «доморальном» уровне, с возрастом резко уменьшается.

Для подросткового возраста более типичны ориентация на мнение конкретных значимых других или на соблюдение формальных правил («конвенциональная мораль»).

Постепенный переход к автономной морали начинается в юности, но сильно отстает от развития абстрактного мышления: хотя почти две трети обследованных Колбергом американских юношей старше 16 лет уже достигли логической стадий формальных операций, понимание морали как системы взаимообусловленных правил, направленных на достижение общего блага, или сложившейся системы моральных принципов характерно только для каждого десятого.

Знание нравственных норм и правил облегчает человеку принятие верного решения. Однако связь нравственного сознания личности и ее реального поведения неоднозначна.

Практическое решение всякой нравственной дилеммы связано с конкретной жизненной ситуацией. Человек может по-разному решать одну и ту же моральную дилемму, в зависимости от того, насколько близко она его затрагивает.

Нравственная мотивация — многоуровневая. Чувство долга перед обществом не снимает особых обязанностей по отношению к близким людям, а ориентация на правила не исключает чувствительности к мнению конкретных других и т. п.

Читайте также:  Мера ответственности, или чем отвечает ответственный человек - психология

Чисто логическим путем эти противоречия не решаются.

Формирование морального сознания нельзя рассматривать в отрыве от социального поведения, реальной деятельности, в ходе которой складываются не только моральные понятия, но и чувства, привычки и другие неосознаваемые компоненты нравственного облика личности. Характерный для личности способ решения моральных проблем, как и та система ценностей, с которой они соотносятся, формируются прежде всего в ходе практической деятельности ребенка и его общения с окружающими людьми.

Поведение личности зависит не только от того, как она понимает стоящую перед ней проблему, но и от ее психологической готовности к тому или иному действию.

Поведение людей любого возраста в новых для них проблемных ситуациях сильно зависит от наличия опыта разрешения аналогичных ситуаций. Любая новая проблема сопоставляется с нашим прошлым опытом, и чем более личным был этот опыт, тем сильнее его последующее влияние.

Ситуация, в которой индивид сам принимал участие, психологически более значима, чем та, которую он наблюдал со стороны, и тем более та, о которой он только слышал или читал.

Недаром реальное поведение людей часто резко отличается от того, каким оно представляется им самим в воображаемых ситуациях, например в психологических экспериментах.

Нравственная позиция раскрывается в поступках и формируется поступками же, причем особенно важную роль в установлении единства знаний, убеждений и деятельности играют конфликтные ситуации. Человек, не бывавший в сложных жизненных переделках, еще не знает ни силы своего «Я», ни реальной иерархии исповедуемых им идей и принципов.

Источник: https://students-library.com/library/read/32475-nravstvennoe-razvitie-licnosti

О взаимосвязи ценностных ориентаций и нравственной активности личности(антилогова л.н.)

Нравственная активность субъекта занимает ведущее место среди других форм социальной активности. Однако в литературе понятие «нравственная активность» встречается крайне редко, и сам термин практически не используется. Один из немногих исследователей данного феномена Н. Д.

Зотов в своей работе «Личность как субъект нравственной активности» пишет: «Нравственную активность можно рассматривать как специфическую активность сознания и воли, направленную на практическое осуществление моральных требований, исходящих от общества» [2, с. 128]. Характеризуя нравственно активную личность, Н. Д.

Зотов отмечает, что «это личность, чаще всего совершающая нравственные действия, более устойчиво, чем другие, следующая требованиям долга, проверяющая идеалами добра свой жизненный путь» [3, с. 5].

Такое утверждение представляется нам справедливым, но лишь при условии, что «другие», с которыми идет сравнение, сами по себе достаточно нравственны. Кроме того, здесь речь идет о зрелой личности, между тем нравственная активность формируется длительно и поэтапно.

В дошкольном и младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственности, усваивается общечеловеческий минимум моральных норм. Это также сензитивный период для формирования нравственных чувств. И именно сила и глубина этих чувств, их влияние на поведение ребенка, на его отношение к людям, к природе, к результатам человеческого труда определяют меру нравственной активности.

Подростки поднимаются уже на уровень осознания моральных требований, формирования представлений о нравственных ценностях, развития способности к нравственной оценке. Интенсивное общение выступает основой для «тренировки» нравственного поведения.

В ранней юности у человека формируются нравственные представления мировоззренческого уровня: о смысле жизни, о счастье, о человеке как высшей ценности, индивид становится способным осуществлять нравственный выбор.

Учет этапов нравственного становления личности позволяет ответить на вопрос, в чем же проявляется и должна проявляться нравственная активность школьников. Здесь, видимо, прежде всего нужно говорить об активном и эмоционально положительном стремлении к овладению нравственными знаниями, которые, становясь убеждениями, побуждают личность к совершению нравственных поступков.

Не менее важное проявление нравственной активности — это настойчивое и целеустремленное самовоспитание. Активность личности проявляется не только в процессе познания, труда, общения, но и в процессе преобразования собственной нравственной сущности.

Нравственно активная личность склонна к самоанализу и самооценке, проявляет большой интерес к познанию методов самовоспитания, ставит перед собой цели воспитания определенных нравственных качеств, продумывает планы действий и упражнений для их выработки и, наконец, способна к волевому напряжению в процессе работы над собой. Последнее особенно характерно для нравственной активности, которая характеризуется также инициативной, идущей от внутренней потребности личности деятельностью по разъяснению и внедрению моральных норм в общении и деятельности.

Мы полагаем, что нравственную активность можно рассматривать в качестве одного из ведущих критериев уровня развития нравственного сознания личности.

Нравственную активность можно определить, на наш взгляд, как такое деятельное нравственное отношение человека к миру, к другим людям, в котором субъект выступает как активный носитель и «проводник» нравственных ценностей (норм, принципов, идеалов), способный к устойчивому нравственному поведению и самосовершенствованию, ответственно подходящий к принятию моральных решений, непримиримо относящийся к аморальным проявлениям, открыто выражающий свою нравственную позицию.

Особенностью нравственной активности является то, что она проявляется в деятельности. Однако активность — это не просто деятельность, это единство отражения, выражения и реализации внешних и внутренних тенденций в жизни личности. «Активность — ценностный способ моделирования, структурирования и самоосуществления личностью деятельности, общения и поведения» [1, с. 11].

Активность — это характеристика деятельности, имеющая самостоятельную силу реагирования, проявляющая себя в свободной, сознательной, внутренне необходимой деятельности. Это деятельность по собственной инициативе.

«Активность выступает как личностный способ соотнесения себя с другими людьми, определения своей позиции и тем самым самоопределения» [1, с. 138]. Ни сам по себе социальный опыт, усвоенный личностью, ни сама по себе активность личности не выражают позиции.

Лишь при их взаимодействии возникает сложное личностное отношение, имеющее определенную направленность.

При этом социальный опыт, выражающийся в характере и объеме освоенных личностью социальных ценностей, является базисом позиции, а активность, выражающаяся в интенсивности процессов освоения и обмена ценностями, ее деятельностным стержнем. В зависимости от отношения субъекта к деятельности определяются уровни нравственной активности.

Своеобразие формирования нравственной активности учащейся молодежи заключается в том, что целевая направленность ее активности в значительной степени обусловлена характером основной для школьника учебной деятельности и той позицией, которую он в ней занимает. Осознание учащимися социальной значимости учения влияет на их отношение к своим учебным обязанностям, качество их знаний, жизненные планы и профессиональный выбор.

Активность в качестве принципа должна пронизывать все стороны процесса воспитания, включая организацию учебного процесса, разработку способов и методов усвоения учебного материала и формирование на этой основе у учащихся научного мировоззрения.

В современных психолого-педагогических исследованиях проблемы развития нравственной активности школьников рассматриваются главным образом через организацию их учебной, трудовой и общественной деятельности, реже — через формирование духовных потребностей, интересов и ценностных ориентаций школьников.

Потребность общества в развитии нравственной активности молодежи неоднократно выражалась в различных правительственных документах. Однако существовал известный разрыв между поставленными задачами и способами их реализации в рамках управленческой деятельности, когда молодые люди имели минимум возможностей для проявления собственной инициативы и самодеятельности.

Особенностью нравственной активности является то, что она осуществляется не по принуждению, а по велению сердца. Механизм этого процесса прост: по «принудительной активности человек делает то, к чему у него нет никакого импульса.

Если в основной для школьника (учебной) деятельности он проявляет активность, движимый импульсом, исходящим из принуждения, он теряет волевой потенциал, ибо подлинная воля возможна лишь после того, как человек привык приказывать не другому, а себе самому.

Однако приказ себе самому — уже не приказ, это уже потребность делать то, к чему в данный момент субъект никакой потребности не испытывает» [6, с. 419].

Вот этот-то момент формирования потребности в преодолении собственной инерционности и готовности к действию в любой социально значимой деятельности и является проблемой в формировании личности молодого человека, ибо обращает к поиску стимулов активности, вызывающей потребность в преобразовании собственной личности. К сожалению, все эти вопросы недооцениваются при планировании процесса воспитания личности.

Понятие нравственной активности тесно связано с понятием «ценностные ориентации». Последние играют важную роль в формировании нравственной активности, определяя ее направленность, содержание, формы выражения, цели и средства нравственного самосовершенствования личности.

Следует согласиться с В. А.

Ядовым в том, что включение ценностных ориентаций в структуру личности «позволяет уловить наиболее общие социальные детерминанты мотивации поведения, истоки которой следует искать в социально-экономической природе общества, его морали, идеологии, культуре, в особенностях социально-группового сознания той среды, в которой формировалась социальная индивидуальность и где протекает повседневная деятельность человека» [4, с. 16].

Ценностные ориентации как система социальных установок, направленная на социальные ценности, «способствует оптимизации поведения, позволяет личности удовлетворить свои основные потребности теми способами, посредством тех ценностей, которыми располагает общество» [5, с. 175]. Усваивая ценности своей среды и превращая их в ценностные ориентиры, мотивационные силы своего поведения, человек становится активным субъектом общественной деятельности.

Содержание ценностных ориентаций определено общественными отношениями в таком виде, в каком эти отношения закреплены в общественном сознании, в эталонах культуры, в нормах поведения.

Психолого-педагогический аспект проблемы ценностных ориентаций состоит в том, чтобы под влиянием целенаправленного воздействия общечеловеческие ценности выступили в качестве предметов осознания и переживания их как потребностей, побуждающих к деятельности по освоению, созиданию, реализации этих ценностей в жизнедеятельности личности. Только в этом случае социальные нормы и ценности могут выступать в качестве регуляторов поведения личности.

Содержательное наполнение ценностных ориентаций традиционно представляется как единство эмоционального, когнитивного и поведенческого элементов.

В процессе развития ценностных ориентаций происходит прежде всего эмоциональное оценивание, эмоциональное переживание внешней ситуации, явления-ценности.

Это первая наиболее непосредственная и интуитивная связь личности с новым явлением действительности, и в процессе установления этой связи актуализируются установки, потребности, мотивы личности.

Становление ценностных ориентаций предполагает также рациональное оценивание, связанное с осознанием побуждений, мотивов, поступков, что и составляет когнитивную основу элемента ценностных ориентаций.

Важное место в структуре ценностных ориентаций принадлежит и поведенческому элементу.

При этом следует подчеркнуть, что названный элемент представляет собой «практическое выражение» ценностных ориентаций, учет реальных возможностей личности в данной деятельности.

В процессе становления ценностных ориентаций взаимосвязи между элементами, их конкретное содержание могут быть различными, это и обнаруживается в характере ценностных ориентаций личности. В итоге ценностную ориентацию можно определить как избирательное отношение личности к явлению-ценности, имеющее результатом овладение этим явлением в процессе деятельности.

Таким образом, в деятельности проявляется функциональное назначение ценностных ориентаций, как и нравственной активности, что сближает данные понятия.

Ценностные ориентации лежат в основе выбора жизненных целей человека, они объясняют причины его поведения.

Их характер и содержание определяют общую направленность личности, которая, в свою очередь, обусловливает нравственную активность человека, выраженную в интенсивности и других особенностях процессов освоения социальных ценностей.

Ценностные ориентации — это качественная характеристика личности, объединяющая психическое и социальное в человеке, занимающая важное место в регуляции его поведении. Ценностные ориентации стимулируют развитие психической активности личности, придавая тем самым завершенность воспитательному процессу как целостному, основанному на органической связи функциональной и психической деятельности.

Ценностные ориентации являются характеристикой личности, сформированной в психологическом и социальном плане. Процесс их развития длителен и многоступенчат. Для школьника он организуется прежде всего целенаправленным воспитательным воздействием школы.

Источник: http://hpsy.ru/public/x2629.htm

Ссылка на основную публикацию