Психологическое консультирование в работе педагога-психолога — психология

Уэ 3.3. психологическое консультирование и просвещение как основные виды деятельности педагога-психолога

Содержание заданийМетодические указания по усвоению учебного материала
Задание 1. Составьте словарь ключевых терминов данной темы.Пользуйтесь словарями и учебниками, предложенными в списке литературы.
Задание 2. Повторитьтему «Методологические основы психологического консультирования».Воспользуйтесь информацией, полученной при изучении курса «Основы психологического консультирования».
Задание 3. Изучите содержание статьи: Бобкова М.Г. Критерии эффективности психологического консультирования //Вестник Тюменского государственного университета. 2011. №9. С.248-255.Выделите основные критерии эффективности консультационного процесса.
Задание 4. Изучите содержание статьи: Бякова Н.В., Истомина С.В. Возможности психологического просвещения в работе школьного психолога // Психология и школа. 2009. №2. С. 90-99.Выпишите формы психологического просвещение в работе педагога-психолога и их краткую характеристику.
Задание 5. Законспектируйте содержание статьи: Единство и взаимодействие всех видов работы школьного психолога // Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. М.: Педагогика, 1991 . С.138-141.При конспектировании статьи выделите основные (ключевые) моменты позиции автора.

Информационный блок.

Психологическое просвещение– это формирование у всех субъектов образовательного процесса (воспитанники, учащиеся, педагоги, администрация, родители) потребности в психологических знаниях, желания и умения их использовать в целях самопознания, саморазвития и самоопределения, достижения определенного уровня психологической культуры.

Основная цель психологического просвещения – формирование и повышение психологической культуры детей, родителей, педагогов, администрации.

Задачи психологического просвещения:

1) устранение дефицита психологических знаний педагогов и администрации, необходимых для организации оптимального педагогического взаимодействия с детьми разных возрастов;

2) ознакомление родителей, воспитателей и учителей с основными закономерностями и условиями нормативного психического развития детей;

3) развитие у родителей потребности в психологических знаниях и использовании их в практической деятельности;

4) формирование у всех участников образовательной среды потребности в саморазвитии и самореализации на основе самопознания;

5) популяризация результатов новейших психологических исследований;

6) профилактика возможных отклонений в поведении и развитии личности детей и школьников.

Функции психологического просвещения:

развивающая — формирование у всех участников образовательного процесса потребности в психологических знаниях;

активизирующая — желание использовать их в интересах собственного развития;

инструментальная — создание условий для полноценного развития детей и школьников на каждом возрастном этапе;

профилактическая — своевременное предупреждение возможных нарушений в психическом развитии человека.

Факторы, обеспечивающие действенность психологического просвещения:

1) сформированную потребность у педагогов в повышении психологической компетентности, необходимости знаний психологических особенностей своих воспитанников, учеников, а главное применение этих знаний в своей педагогической деятельности;

2) заинтересованность родителей в приобретении информации, помогающей более эффективному взаимодействию со своими детьми с целью их воспитания и развития;

3) высокий уровень теоретических знаний психолога особенностей образовательного процесса, специфики педагогических программ, контингента воспитанников и учащихся данного образовательного учреждения;

4) позиция психолога «на равных» с аудиторией, он выступает не как ментор, наставник, который «вещает», а аудитория слушает и внимает. Психолог приглашает к сотрудничеству и совместному решению актуальных и насущных вопросов.

5) понятный, доступный язык изложения психологического материала с учетом специфики аудитории;

6) тесная связь содержания излагаемого материала с конкретными проблемами данного образовательного учреждения, возрастной категории.

Психологическое просвещение обладает рядом неоспоримых преимуществ, которые позволяют рассматривать его как одно из основных направлений деятельности школьной психологической службы. К таким преимуществам можно отнесли:

1. Возможность охвата большого количества людей одновременно, общение с ними буквально на уровне «вытянутой руки». Практически ни одно другое направление не позволяет нам это сделать.

2. Интегративные формы просвещения позволяют одновременно задействовать всех субъектов образовательного процесса (педагогов, родителей, учащихся).

3. Возможность распространения психологических знаний вне специально организованных форм. Информация может быть помещена в уголке психолога, классной комнате, школьной газете и подобных средствах массовой информации, листовках, памятках родителям и т.п.

4. Отсутствие ситуации оценивания. Хотя такая ситуация является скорее мнимой в ходе диагностической и консультативной работы, это не снижает тревожность обратившегося. В процессе просвещения мы предлагаем информацию, совместное взаимодействие, приглашаем к совместному обсуждению и решению трудных вопросов, что повышает степень доверия к психологу.

5.

Возможность ненавязчивого вмешательства с целью формирования активного интереса к деятельности психолога.

6. Психологическое просвещение может стать хорошей формой работы для начинающего психолога, которому необходимо представить себя и свою работу большой школьной аудитории, заинтересовать субъектов образовательной среды.

7. Возможность саморазвития для самого педагога-психолога. Поиск необходимой информации, её анализ, разработка форм её подачи – всё это способствует повышению уровня психологической компетентности и самого психолога.

Психологическое консультирование. Консультативная работа в детском саду, школе имеет принципиальное отличие от той, которую осуществляет психолог в районных или иных консультациях по вопросам обучения и воспитания детей и школьников.

Психолог образования находится непосредственно внутри того социального организма, где зарождаются, существуют, развиваются как положительные, так и отрицательные стороны взаимоотношений педагогов и детей, те или иные их качества, их успехи и неудачи и т. д.

Консультации проводятся для педагогов, администрации образовательного учреждения, учащихся, родителей: они могут быть индивидуальными или групповыми.

Обобщение опыта психологов образования показало, что педагогичаще всего обращаются к психологу по следующим поводам: причины трудностей в усвоении детьми программы обучения, материала по отдельным учебным предметам, нежелание и неумение детей учиться, эмоциональные, личностные нарушения, конфликтные отношения с другими детьми и взрослыми, неэффективность собственных педагогических воздействий, общение детей разного возраста со сверстниками и формирование детского коллектива, пути расширения собственных профессиональных умений, возможности выявления и развития интересов, способностей и склонностей учащихся, методы профориентационной работы со школьниками.

Основные проблемы, по которым обращаются к психологу родители:подготовка детей к школе, отсутствие интересов у детей, нежелание учиться, плохая память, повышенная рассеянность, неорганизованность, несамостоятельность, лень, агрессивность, повышенная возбудимость или, наоборот, робость, боязливость; профориентация, отношение ребенка к взрослым в семье, к младшим (старшим) сестрам или братьям.

К школьному психологу обращаются и сами обучающиеся,главным образом, по вопросам своих взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания, профессионального и личностного самоопределения, культуры умственного труда и поведения и т. п.

Психологический смысл консультации состоит в том, чтобы помочь человеку самому решить возникшую проблему. Осуществляя консультативную работу в школе, психолог решает следующие конкретные задачи:

1. Консультирует администрацию школы, учителей, родителей, мастеров по проблемам обучения и воспитания детей. Консультации могут быть как индивидуальными, так и коллективными.

2. Проводит индивидуальные консультирования учащихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания и т. п.

3. Консультирует группы учащихся и школьные классы по проблемам самовоспитания, профессиональной ориентации, культуры умственного труда и т. п.

4. Способствует повышению психологической культуры педагогов и родителей путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участием в педсоветах, метод.объединениях, общешкольных и классных родительских собраниях.

5.

По запросам органов опеки и попечительства, комиссий и инспекций по делам несовершеннолетних, а также других организаций проводит психологическую экспертизу психического состояния ребенка, условий семейного воспитания с целью вынесения соответствующими инстанциями более обоснованных решений, связанных с определением дальнейшей судьбы учащихся (лишение родительских прав, направление школьника в специальные учебные заведения и пр.).

Специфика психологического консультирования в образовательных организациях — в сосредоточении на решении профессиональных проблем.

В процессе консультации рассматривается только то, что имеет отношение к решению главной задачи психологической службы образования, — максимально содействовать психическому и личностному развитию каждого школьника.

Все участники образовательной среды получают консультацию, их проблемы рассматриваются только в связи с проблемами детей, а не сами по себе.

Форма текущего контроля –собеседование с преподавателем в процессе индивидуальной работы, практического занятия.

Источник: https://cyberpedia.su/13×4620.html

Психологическое консультирование

Обучающие программы

Видеосеминары

Вступить в СПРР

Представительство СПРР в вашем городе

Основы психологического консультирования

с 10 сентября по 17 декабря 2018
очно (дневная и вечерняя группы)

диплом о профессиональной переподготовке

«Психологическое консультирование: теория и практика.
Специалист по психологическому консультированию взрослых»

Окончив данный курс, студент получает диплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации «Психолог-консультант», который дает ему право работать в любых учреждениях или заниматься частной практикой.

Сроки обучения — 4 месяца

Для кого:
Программа обучения рассчитана на студентов факультетов психологии (клинической или консультативной), а также выпускников, которые не имеют реального опыта работы психологом-консультантом.

Почему приходят на обучение?

  • страх ошибиться или навредить клиенту;
  • есть диплом, но не знаю с чего начать консультировать;
  • не знание как выстроить сессию, чтобы уложиться в 1 час;
  • тревоги «вдруг я справлюсь», «как не утонуть в проблемах клиента?»;
  • не знание что делать если клиент «плачет, агрессивен, болтлив и т.д»;
  • не знание как организовать частную практику законно;
  • ЖЕЛАНИЕ НАЧАТЬ КОНСУЛЬТИРОВАТЬ!

О программе:

I СТУПЕНЬ — ОСНОВЫ ЧАСТНОЙ ПРАКТИКИ (68 ак.ч.)

  • создание ИП или ООО (юридическое оформление практики)
  • лицензия на ведение практики (нужна или нет)
  • поиск и аренда кабинета
  • основные нормативно-правовые документы и этический кодекс психолога
  • образец договора с клиентом + памятка об отмене встреч, опозданиях и переносах
  • основные клиентские запросы (стадии жизненного цикла человека). Возрастные особенности: жизнь одного молодого человека, период влюбленности, свадьба, рождение детей, школа, кризис среднего возраста, синдром пустого гнезда, уход из жизни одного из супругов)
  • основные механизмы психологических защит (проекция, отрицание, вытеснение, идеализация, обесценивание, морализация, интеллектуализация, рационализация, регрессия, смещение, сублимация и т.п.)
  • первичное обращение клиента к психологу.
  • по телефону, эл.почте, соц. сети, очно / лично, по рекомендации.
  • как понять, что запрос клиента к другому специалисту? Правила — переадресации клиента.
  • основные вопросы от клиентов (решит ли психолог его проблему; сколько необходимо встреч; можно ли психологу звонить / писать)
  • структура психологической консультации (от первой встречи до завершения работы)
  • техники и приемы в консультировании
  • оформление личного дела клиентаВыполнение упражнений и практической работы.

ОСТАВИТЬ ЗАЯВКУ: +7 (965) 161-87-28

II СТУПЕНЬ — ВИДЕО-ДЕМОНСТРАЦИЯ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ СЕССИЙ (68 ак.ч.)

Знакомство с основными направлениями в консультировании и психотерапии.

  • Лэсли Гринберг — эмоционально-фокусированная психотерапия;
  • Карл Роджерс — клиент-центрированная психотерапия;
  • Фриц Перлз — гештальт-терапия;
  • Альберт Эллис — рационально-эмоциональная психотерапия;
  • Ирвин Ялом — групповая психотерапия в условиях стационара;
  • Натали Роджерс — арт-терапия и телесно-ориентированная психотерапия;
  • Джудит Бэк — когнитивная психотерапия;
  • Нэнси Мак-Вильямс — психоаналитическая психотерапия;
  • Пример супервизии — И.Ялом.Выполнение упражнений и практической работы.

ОСТАВИТЬ ЗАЯВКУ: +7 (965) 161-87-28

III СТУПЕНЬ — ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА

  • Арт-терапия в работе с чувствами (злость, зацикленность, страх, тревога и другие); Арт-терапия в работе с психологическим напряжением внутри семьи; Выполнение упражнения «Ресурсы рода»;
  • Знакомство со сказкотерапией; Виды сказок. Техника анализа терапевтических сказок. Сочинение сказок. Чтение притч;
  • Песочная терапия Видео-демонстрация работы психолога с ребенком 6 лет;
  • Техника «Коллажи» — разбор реальных клиентских работ (электронные и бумажные коллажи);
  • Работа с метафорическими ассоциативными картами.Выполнение упражнений и практической работы.

ОСТАВИТЬ ЗАЯВКУ: +7 (965) 161-87-28

IV СТУПЕНЬ — ПРАКТИКА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

  • Отработка навыка консультирования (от звонка до завершения встреч);
  • Техники работы с переносом и контрпереносом;
  • Техники профилактики эмоционального выгорания. Умение переключаться от одного клиента к другому «не зависать в ситуации клиента».
  • Работа в тройках «клиент-супервизор-терапевт»
  • Проведение цикла встреч под супервизией, с последующим подробным анализ сессии, описанием личного дела и построением гипотез.Выполнение упражнений и практической работы.

СТАВИТЬ ЗАЯВКУ: +7 (965) 161-87-28

При единовременной оплате полного курса (четырех ступеней) стоимость составит — 52000 руб, вместо 56000 руб.

Выдается диплом о профессиональной переподготовке (260 ак. ч.)

Чем полезна программа?

  • РЕАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ
  • Узнаете о том, как изнутри устроена практика частного психолога;
  • Как открыть свое дело и привлечь клиентов;
  • ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
  • Получите собственный опыт проведения цикла встреч с клиентом под супервизией;
  • СОБСТВЕННЫЙ СТИЛЬ
  • В процессе стажировки вы сможете определить собственный стиль ведения консультаций и наиболее интересное направление в работе.

Ведущая: Динара Гильфантинова

  • Психолог
  • Руководитель психологического центра «Единство»
  • Председатель Ассоциации профессиональных психологов и психотерапевтов
  • Эксперт факультета психологии Высшей школы «Среда обучения»
  • Автор пособия «Основы коммуникативных навыков для специалистов детской паллиативной помощи»
  • Автор АРТ-терапевтического альбома для работы со взрослыми
  • Со-автор карт и книги «Живые чувства».
Читайте также:  Конструктивный альтернативизм - психология

ОТКРЫТ НАБОР В ГРУППЫ

Обучение проходит в Психологический центре «Единство»
ОСТАВИТЬ ЗАЯВКУ: +7 (965) 161-87-28
м. Преображенская площадь

Социальные кнопки для Joomla

Представительство г. Челябинск: +7 (906) 890 71 07 и +7 (950)735 00 04

Наши дети сегодня. Кто они?

Четверг октября 19

Как выбрать хороший пластилин

Лепка – очень полезный и любимый вид творчества у детей. Малышам необходимо совершенствовать мелкую моторику…

Вторник марта 13

Книжки и детишки

Книжки и детишки Все чаще подмечаю, как многие мамочки старательно выбирают книги для своих детей.…

Понедельник августа 28

Куда уходит мотивация?

Тема школы сейчас наиболее актуальна для большинства родителей. И если уж с распорядком дня, советами…

Пятница августа 18

О чем молчат логопеды?

Родители привыкли видеть и слышать о логопеде, как о специалисте детского сада или поликлиники. На…

Вторник марта 13

Педагогический крик души

*Педагогический крик души—* —Обращение к молодым учителям— И не только к молодым. Хотя другие меня…

Суббота июня 10

Поговорим о НАКАЗАНИИ

Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей — каким образом поощрять и…

Понедельник декабря 18

Показательный пример

Я педагог раннего развития. Мои ученики — совсем еще крохи: от года до четырех лет.…

Понедельник июля 10

Почему дети становятся двоечниками

Психологические причины, почему дети становятся двоечниками. Ребенок не получал достаточно похвалы от родителей и учителей.…

Понедельник мая 29

Развитие сенсорики у детей

 Развитие сенсорики у детей С самого рождения малыш ежедневно знакомится с окружающими его предметами, звуками,…

Понедельник августа 14

Советы логопеда

Развитие речи очень важный процесс в жизни ребенка. От того как будет протекать формирование средств…

Источник: http://sprr.net/index.php/kontakty/247-psikhologicheskoe-konsultirovanie

Консультативная деятельность школьного психолога — Психологическое консультирование педагогов

Страница 4 из 4

11. Психологическое консультирование педагогов:

Ι. Структура:

  • Следует начинать беседу с педагогом с того, как он видит ребенка. (Имеет смысл уточнить: «Насколько вам  кажется поведениеребенка естественным в той ситуации, о которой идет речь?»)
  • Необходимо выслушать не только жалобы и претензии педагога, нои его мнение о том, в чем заключаются причины подобных явлений
  • Определить для себя, до какой степени мнение педагога является истинным.  Последовательность первых двух этапов может быть обратной: сначала психолог выслушивает жалобы и претензии, а затем ведет разговор о том, каким в целом педагог видит ребенка безотносительно предъявляемых претензий
  • Собственно консультирование педагога в отношении тех или иныхпроблем ребенка или класса
  • Активное  проявление интереса психолога к тому,  насколько полезными   оказались   его   рекомендации   и   какие   из   них действительно «работают»

ΙΙ. Техника консультативной работы с педагогами: Успешность профессионального консультирования во многом зависит от того, насколько педагог, обратившийся к психологу, будет активен в решении вставших перед ним проблем.

Обеспечение активности консультируемого —  одна из самых сложных задач, стоящих перед психологом. Причина этого – привычный стереотип обращения к специалисту, ожидание от него конкретного совета, предписания.

  Психолог должен создать условия, которые помогут консультируемому найти профессиональное решение проблемы.

Предлагаемая техника предназначена для того, чтобы с самого начала вовлечь педагога в решение проблемы и в процессе фиксации основных этапов совместной работы над ней поддерживать его активную позицию на протяжении всего консультационного процесса. Работа осуществляется следующим образом:

Ι. Педагогу предлагается до начала консультации ответить на ряд вопросов:

Бланк
( Обращение к педагогу:  Для того чтобы наша работа оказалась продуктивной, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы. Они сформулированы так, как будто вы задаете их сами себе.)

  1. О ком, о чем я хочу поговорить?
  2. что меня беспокоит в этом ученике (классе, группе, ситуации)?
  3. Что конкретно я считаю нужным изменить? Что из этого наверняка можно изменить (отметьте знаком +)?
  4. Как именно, я считаю, это должно измениться? (Постарайтесь быть как можно конкретнее)
  5. Кто в первую очередь должен заниматься этим?
  6. Что я могу сделать?
  7. Какие из моих способностей, умений, черт могут  мне помочь решить эту проблему?
  8. Какие из этих способностей, черт самые подходящие? Самые главные?
  9. Чья помощь мне может потребоваться?
  10. Что может помешать желаемым изменениям?
  11. Какова самая главная трудность?
  12. Что может помочь желаемым изменениям?
  13. На что мне следует опираться в первую очередь?

ΙΙ. В ходе непосредственной консультации совместно с педагогом обсуждаются и фиксируются следующие вопросы:

  • Проблема
  • Желаемый результат
  • Цель
  • Пути решения проблемы
  • Что может понадобиться?
  • Последовательность действий и их исполнители
  • Критерии оценки результата
  • Срок первичной оценки результата

ΙΙΙ. Первичная оценка результата:
Бланк

  1. Дата
  2. Мнение педагога
  3. Обоснование мнения педагога
  4. Мнение психолога
  5. Обоснование мнения психолога
  6. Мнение других людей (указать, кого именно и каким образом получено)
  7. Совместное (психолога и педагога) решение о результате
  8. Дополнения и коррективы в программе работы, ее средствах и последовательности действий
  9. Исполнители внесенных изменений
  10. * Срок отсроченной проверки результата (решение об отсроченной проверке принимается в том случае, если результат в целом оценивается положительно, а вносимые в программу работы изменения носят уточняющий или углубляющий общее направлении деятельности характер)
  11. * Если результат оказался неудовлетворительный, необходимо вернуться к самому началу консультационного процесса (еще раз продумать все предложенные вопросы и внести изменения в формулировки, уточнив проблему и пути ее решения, особое внимание уделив представлению о желаемом результате)

ΙV. Отсроченная проверка результата:

  1. Дата
  2. Мнение педагога
  3. Обоснование мнения педагога
  4. Мнение психолога
  5. Обоснование мнения психолога
  6. Мнения других людей (указать, кого именно и каким способом получено)

V. Заключение: 1. Оценка эффективности работы (совместная психолога и педагога) 2. Причины 3. Решение о продолжении, изменении или завершении работы по данному обращению 4. Решение о дальнейших действиях

Дата __________________Подписи педагога и психолога ___________________________

Активность педагогов в обращении к психологу не зависит от стажа педагогической работы и опыта. В большей степени она связана с личностными особенностями учителя: уровнем общительности, тревожности, адекватностью самооценки, любознательностью, открытостью новому опыту.
ΙΙΙ. Направления  в организации консультирования педагогов:

  • Консультирования педагогов по вопросам разработки и реализации психологически адекватных программ обучения и воспитания
  • Консультирование педагогов по поводу проблем обучения, поведения и межличностного взаимодействия конкретных учащихся.
  • Консультирование в ситуациях разрешения межличностных и межгрупповых конфликтов в различных системах отношений: учитель-учитель, учитель-ученик, учитель — родители;

12. Личностная готовность психолога к консультированию родителей

При взаимодействии с родителями психологу важно не «споткнуться о барьеры».
Барьеры:

Перенос «сын-дочь» —  возможен у родителя в отношении консультанта моложе себя. Если он позитивный, то родитель будет снисходительно-ласково слушать консультанта, но рекомендациям вряд ли последует.

Если перенос негативный, то возможна агрессивная реакция родителя: от категорического несогласия  до резких выпадов в адрес психолога. Такой перенос «запускает» не родитель, а в первую очередь сам психолог, если думает о своем возрасте.

Необходимо организовать такой контакт, в который родитель так погружается, что вопросы возраста перестают быть для него важными.

Психолог ни в коем случае не должен соскользнуть в детскую позицию, а организовывал взаимодействие из позиции Взрослого или Родителя (в зависимости от необходимости в конкретной ситуации). Для этого важно, чтобы психолог отследил наличие переноса, его качество и свои собственные чувства по поводу ситуации.

2. Социальные: могут возникать при работе с родителями из крайних социальных слоев.

Высокий статус – 1) из обсуждения часто  выпадает ребенок  (такие родители не имеют времени и возможности поговорить о себе в другом месте, поэтому придя на консультацию, часто с проблем ребенка переходят на рассказ о себе и своей жизни; 2) консультация может длится очень долго – поэтому важно предварительно оговорить предполагаемую продолжительность встречи.
Низкий статус – 1) сложные чувства родителя по отношению к психологу; 2) возникновение острой жалости к жизненной ситуации родителей. Важно – высокая искренность и искусство принять клиента, не сопровождая это жалостью.

3. Этнокультурные:

Возможные причины нарушения взаимодействия:

  • особенности национального характера, которые, в частности, проявляются в специфике эмоционального реагирования (у некоторых народов проявление чувств ритуализировано, поэтому проявлять их открыто  не принято)
  • принадлежность человека к коллективисткой или индивидуалистической культуре
  • культурно обусловленные особенности общения (в вербальной коммуникации в различных культурах используются разные громкость и быстрота; в невербальной коммуникации важно учитывать культурно принятую специфику контакта глаз; культурно обусловленным аспектом общения является личное пространство и предпочитаемый угол общения)
  • различия в преимущественной системе психического отражения и восприятия информации (акустической, оптической, кинестетической или обонятельной)

4.

Профессиональные: знания и профессиональный опыт, если психолог не осознает отсутствие таковых у окружающих и не учитывает это при взаимодействии с ними неумение говорить понятно для окружающих, без использования психологической лексики неспособность психолога начинать взаимодействие из опыта родителя, отталкиваясь от того,  что родителю известно, что для него значимо, чего он хочет, а не того, чего хочет консультант для родителя

5. Индивидуально-личностные:

  • Чувство беспомощности – из-за стремления найти пути разрешения проблемы клиента сразу, как только ее услышал. Принятие ответственности за решение проблемы клиента на себя. Невозможность понять и признать ограниченность собственных возможностей.
  • Чрезмерное честолюбие – стремление обязательно добиться успеха, подчеркивание важности и особости своей профессии. «Комплекс мессии» — постоянное напряжение, требующееся для доказательства собственной значимости.

13. Консультирование подростков и старшеклассников:

Начало беседы с подростком – одна из сложных ситуаций для психолога. В первые минуты беседы учащийся  либо испытывает чувства неудобства и сопротивления, либо демонстрирует безразличие, либо ждет от психолога готового совета и настроен на пассивное участие в консультации.
Методические приемы начала беседы:

  • «Давай думать вместе»: Психолог начинает консультацию следующими словами: « Давай попробуем вместе решить твою проблему! Готового решения я предложить не могу, мы будем обсуждать вопросы, связанные с твоей проблемой, и вместе искать решение. Было бы здорово, если бы у нас получился разговор равных людей…»
  • «Психологический контакт»: Для налаживания начального эмоционально положительного психологического контакта желательно задать школьнику несколько нейтральных вопросов (о современной музыке, кино и т.д.), которые помогут  показать, что консультант видит в своем юном партнере по общению не только клиента, но прежде всего интересного человека.
  • «Человечек»: на листе бумаги психолог рисует стилизованную фигуру человечка и говорит: « Это твой ровесник. Его зовут…Сейчас мы будем обсуждать вопросы, связанные с его проблемой. Правда, я довольно мало знаю о его конкретной ситуации. Тебе тоже придется немного рассказать о нем…». В диалоге составляется общий рассказ о нарисованном человечке (основная информация  берется из конкретной ситуации клиента). Напряженность клиента  заметно снижается: ведь рассказывать приходится не о себе самом, а о ровеснике.
  • «Проблемная ситуация»: психолог постоянно подчеркивает, что не только школьник, но и он сам находится в проблемной ситуации. Психологическая беседа проводится в форме двухфазного разговора. На первой обсуждаются проблемы школьника и анализируются возникшие трудности. При возникновении в разговоре «тупиков», нарушений взаимопонимания следует перейти ко второй фазе консультации. Здесь психолог активизирует внимание школьника не на проблеме как таковой, а на протекании самой консультативной беседы (обсуждаются события, которые произошли в кабинете психолога).
  • «Зеркало»: ( эффективно в ситуации молчания школьника или «коммуникативных тупиков») основываясь на некоторой информации, собранной о клиенте, психолог начинает рассказывать историю о другом школьнике, чья ситуация в общих чертах совпадает с ситуацией клиента. При этом важно, чтобы пол, возраст и основные индивидуально-психологические особенности выдуманного персонажа действительно совпадали с характеристикой консультируемого. Необходимо к месту и очень тактично использовать в рассказе факты, соотносящиеся с личной проблемой ученика.
  • «Вербальное пространство»: необходимо, чтобы «вербальное пространство», имеющееся между психологом и школьником, по времени участия в нем было поделено как бы на две равные половины. Для этого психолог должен уметь:
  • Не говорить слишком много и долго
  • Вовремя задавать клиенту вопросы
  • Уметь держать паузу (т.е. ждать, когда школьник найдет подходящие слова и решится рассказать о чем-то сокровенном)
  • Избегать менторского тона в беседе
  • Не прибегать к психологическому давлению, используя авторитет взрослого
  • Аргументировано отстаивать свою точку зрения и принимать доводы своего собеседника
Читайте также:  Мозговой штурм - психология

14. Консультирование подростков и старшеклассников:

  • Описание ребенка
  • Возраст, пол, класс, в котором учится ребенок
  • Состав семьи, социальное положение
  • Основная проблема:

— нарушение психологического здоровья (какое)
— обостренное протекание возрастного кризиса

  • Как эта проблема проявляется в поведении ребенка?
  • Инициатива встречи
  • Родитель приглашен психологом:

— в какой форме – лично или по телефону;
— какие слова были произнесены;

  • Как отреагировал родитель (обеспокоился, стал спрашивать причину и т.д.)
  • Родитель пришел сам:

— как формулировал причину встречи — что ответил психолог

3. Описание помещения, где проводилась консультация

  • На чем сидели родитель, психолог (диван, стул, кресло)?
  • На каком расстоянии они находились?

4.

Описание консультации:

  • Подробный протокол с разделением на этапы

5. Анализ результативности консультации:

  • Изменения (какие?) наблюдались:

— в чувствах родителя — в мыслях

— в стремлении изменить стереотипы поведения

  • В чем состояла сложность консультации?
  • Какие находки психолога можно выделить?

Литература:

  • Горностай П.П., Васьковская С.В.  Теория    и    практика   психологического консультирования.-  Киев, 1995. — 128с.
  • Елизаров А. Н. Основы   индивидуального   и   семейного   психологического консультирования. — М.: Ось-89, 2003. — 336с.
  • Линдерс А.Г.  Основы возрастно-психологического консультирования.-  M., 1991. —  80с.
  • Немов Р. С. Основы психологического консультирования.- М.: ВЛАДОС, 1999. — 528с.
  • Самоукина Н. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. — М.: ИНТОР, 1997. — 234с.
  • Самоукина Н. Методика психологического консультирования.     Журнал   «Частная школа». — 1995. — № 6, -1996.-  № 1-2, -1997. -№ 1, -1998.- № 5.
  • Семаго М.М., Семаго Н.Я. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования: Методическое пособие.-  М,, 2006.-  288с.
  • Шнейдер Л.Б.  Пособие по психологическому консультированию. — М.: Ось-89, 2003. —  272с.

Источник: Методические материалы по организации профессиональной деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении / авт.-сост. Е.В.Мазурова . – Барнаул, 2009. – 130с.

Источник: http://www.vashpsixolog.ru/counseling-psychologist/136-counseling-psychologist-in-the-school/2115-ko?start=3

Место психологического консультирования в практической деятельности психолога

Понятие о содержании психологической помощи.

Психологическая помощь — область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально-психологической компетентности людей и оказания психологической помощи как отдельному человеку, так и группе или организации.

Это непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, а также глубинных личностных проблем.

Психопрофилактика (предупреждение).

Психологическое просвещение (в консультировании, в психопрофилактике — лекции, семинары).

Психодиагностика (выявление проблем и др. психологических показателей).

Психологическое консультирование (психологическая помощь людям, находящимся в пределах психологической нормы в адаптации, развитии и расширении личностного потенциала).

Психотерапия (направлена на решение глубинных личностных проблем и глубинную трансформацию личности), бывает клиническая и неклиническая.

Психиатрия (медицинский вид помощи, использование медикаментов, либо гуманистическая психиатрия, которая рассматривает человека не как больного, а как человека с другим мировоззрением, использует медикаменты ограниченно, следовательно, идет по психотерапевтическому пути).

Психокоррекция (восстановление нормы, как с точки зрения эмоционального состояния, так и с точки зрения личностных черт).

Также виды психологической помощи можно разделить на: психологическое консультирование; психологическая коррекция; кризисное вмешательство; психологическая реабилитация; психологический тренинг;психотерапия;

Виды психологической помощи строго развести нельзя. Существуют области пересечения. Критерием является то, кто осуществляет помощь (разница в образовании), с кем работает специалист с клиентом или пациентом (критерием нормы является адаптация), чем помогает (использование лекарственных препаратов, психотерапевтических, консультативных приёмов)

Лично мне ближе и лучше отражает мой взгляд на психологическую помощь определение Британской ассоциации консультирующих психологов: «Психологическое консультирование есть специфические отношения между двумя людьми, при которых один человек (консультант) помогает другому человеку (клиенту) помочь самому себе.

Это способ общения, позволяющий человеку (клиенту) изучать свои чувства, мысли и поведение, чтобы прийти к более ясному пониманию самого себя, а затем открыть и использовать свои сильные стороны, опираясь на внутренние ресурсы для более эффективного распоряжения своей жизнью через принятие адекватных решений и совершение целенаправленных действий».

Хотя, конечно, определение психологической помощи не может не зависеть от используемого психологического подхода, от длительности предполагаемого консультирования, от уровня и количества участников процесса, а также от многих других факторов. Это приводит к мысли о желательности наиболее полного учета и отражения этих факторов во всей их полноте и многообразии, об их систематизации, т.е. — к необходимости создания классификации видов психологической помощи.

Изучение основных видов психологической помощи, а также методов работы приводит к заключению, что на настоящий момент и, скорее всего, в ближайшем будущем, единое основание для классификации вряд ли будет найдено.

Причиной этого является многообразие существующих видов, типов и форм, уровней, а также школ психологической помощи.

Сложно представить себе, как их объединить в какое-либо ограниченное количество групп, принимая во внимание такие факторы, как нижеследующие:

— Некоторая путаница пониманий, смешение понятий «вид», «форма», «уровень» и т. п.

Это происходит, опять же, из-за различного определения и понимания психологической помощи разными авторами, отнесения ими того или иного понятия к «виду», «типу» или «форме» помощи.

Кроме того, придается различный объем и содержание одному и тому же конкретному понятию, различная значимость, удельный вес, воздействие на психическую сферу пациента.

— Невозможно выделить все основания для классификации, так как спектр оказываемой психологической помощи в настоящее время очень широк, а главное, продолжает формироваться, углубляться и расширяться. Происходит как интеграция, так и разделение методов, выделение одних методов из других.

Возникают и совсем новые методы, техники и методики, производятся практические исследования и теоретические разработки.

Поэтому возникают большие проблемы с оперативной систематизацией, и, собственно, с созданием какой-либо систематизации, претендующей на полный охват всех видов психологической помощи.

— Один и тот же вид психологической помощи может быть по разным основаниям отнесен либо в различные группы, либо может попасть в два и более класса одновременно, а может вообще не войти ни в один их них.

Так, экстренная психологическая помощь может оказываться в рамках различных школ, но вряд ли применим, например, подход арт-терапии. Осуществляться экстренная помощь может как в форме индивидуальной консультации (очно, по телефону доверия и т.д.

), так и в групповой форме (обычно при оказании помощи жертвам катастроф, террористических актов и др.

массовых психотравмирующих событий), но трудно представить себе (хотя теоретически и возможно) экстренную помощь в форме психологической помощи семье, в связи с краткосрочностью воздействия и направленности этого вида помощи на снятие последствий конкретного стрессового воздействия. Проблематика обратившихся к экстренной помощи клиентов является проблемой, возникшей воздействия стрессовой ситуации, а не проблемой взаимоотношений.

Поэтому приходится сделать общий вывод, что в настоящее время найти исчерпывающую классификацию видов психологической помощи не представляется возможным.

Во-первых, нет единого критерия выделения вида, и, по всей видимости, он не может быть найден в ближайшей перспективе.

А, следовательно, нет и исчерпывающего перечня видов — даже если включить в понятие «вид» также и понятия «тип», «форма», «уровень» и проч. — психологической помощи.

Но исследовать и разрабатывать дальше эту тему интересно, важно и нужно для понимания теоретических аспектов психологической помощи, для ее определения, понимания ее содержания, основных отличий и специфики каждого конкретного вида. А это служит одной из главных целей и задач психологической помощи и психологии как науки в целом — более качественного оказания помощи человеку, лучшего понимания запроса клиента.

Все виды и формы психологической помощи имеют и какие-то общие черты, и свои отличия и характерные для них особенности. Но у них есть общая цель — помощь и поддержка личности в процессе ее становления и развития, избавление человека от того, что мешает ему быть счастливым и гармоничным в окружающем мире.

Консультативная деятельность— оказание психологической помощи педагогам, детям, родителям или лицам, их заменяющим, в виде ответов на проблемные вопросы, разре­шения конфликтных ситуаций, диагностической оценки различных сторон психики с определением дальнейших путей их коррекции. Она предполагает консультирование администрации, педагогов, родителей, лиц, их заменяющих, по проблемам обучения и воспитания детей:

консультирование детей, родителей, лиц, их заменяющих, по вопросам выбора учебного заведения и программы обучения при поступлении в школу, при переходе с одной ступени на другую;

консультирование работников учреждений интернатного типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по вопросам социально-психологической реабилитации детей;

проведение совместных консультаций работников учебно-воспитательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (школы-интернаты, детские дома), педагогов школ, в которых обучаются эти дети, представителей шефствующих организаций с целью обеспе­чения преемственности в работе с детьми;

проведение индивидуальных и групповых консультаций детей по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания и др.;

консультирование администрации учреждения при составлении плана учебно-воспитательных мероприятий с учетом как возрастных особенностей, так и тех, что обусловлены организацией жизни, обучения и воспитания в каждом конкретном учреждении.

В ходе консультации психолог помогает человеку принять самостоятельное решение относительно существующей у него проблемы. Только таким образом клиент может научиться опираться на себя при решении подобных проблем в будущем.

Педагог-психолог помогает клиенту занять активную позицию в консультативном процессе.

Именно поэтому важно, чтобы педагог-психолог уважал консультируемого и рассматривает его как человека, способного разрешить возникшие проблемы, обладающего собственными потенциальными возможностями.

Важнейшим условием эффективности консультации является установление доверительных взаимоотношений между психологом и клиентом. При проведении психологического консультирования важно придерживаться ряда принципов этой деятельности, а именно:

доброжелательное и безоценочное отношение;

ориентация на нормы и ценности конкретного человека и общества в целом;

анонимность;

включенность консультанта в процесс;

разграничение личных и профессиональных отношений.

Консультирование как основной вид психологической практики преследует следующие цели:

1. Оказание оперативной помощи клиенту в решении возникших у него проблем.

У людей часто возникают такие проблемы, которые требуют срочного вмешательства, неотложного решения, – такие, на решение которых клиент не имеет возможности тратить много времени, сил и средств. Подобные проблемы обычно называют оперативными, и аналогичное название закрепляется за соответствующими решениями.

Получение срочной психологической помощи в форме устной консультации при решении оперативных проблем становится незаменимым. Например, у родителя ребенка могут возникнуть такие серьезные осложнения во взаимоотношениях с ним, сохранение которых чревато весьма неблагоприятными последствиями для состояния физического и психического здоровья ребенка.

У работника какого-либо учреждения также может появиться серьезная, требующая срочного решения проблема, которую ему, например, предстоит уладить в общении со своим непосредственным руководителем во время короткой встречи, назначенной на один из ближайших дней.

Третий пример: в семье у мужа или у жены неожиданно резко могут осложниться отношения с супругой (супругом) или с кем-либо из его (ее) родственников. В силу этого в данной семье может сложиться сложная, чреватая серьезными неблагоприятными последствиями обстановка.

2. Оказание клиенту помощи в решении тех вопросов, с которыми он вполне бы смог самостоятельно справиться без вмешательства со стороны, без непосредственного и постоянного участия психолога в его делах, т.е.

там, где специальные профессиональные психологические знания, как правило, не нужны и необходим лишь общий, житейский, основанный на здравом смысле совет.

Такой, к примеру, проблемой может стать определение клиентом оптимального для себя режима труда и отдыха, рациональное распределение времени между разными видами деятельности.

3. Оказание временной помощи клиенту, который на самом деле нуждается в длительном, более или менее постоянном психотерапевтическом воздействии, но в силу тех или иных причин не в состоянии рассчитывать на него в данный момент времени.

В этом случае психологическое консультирование используется в качестве средства оказания текущей, оперативной помощи клиенту, сдерживающей прогрессивное развитие негативных процессов, препятствующей дальнейшему осложнению проблемы, с которой столкнулся клиент.

Таким, например, может оказаться весьма неожиданное появление у клиента состояния депрессии.

Читайте также:  Вариативные эмоции - психология

4. Когда у клиента уже имеется правильное понимание своей проблемы и он, в принципе, готов сам приступить к ее решению, но кое в чем еще сомневается, не вполне уверен в своей правоте.

Тогда в процессе проведения психологического консультирования клиент, общаясь с психологом-консультантом, получает с его стороны необходимую профессиональную и моральную поддержку, и это придает ему уверенность в себе.

5. Оказание помощи клиенту в том случае, когда никакой другой возможности, кроме получения консультации, у него нет. В этом случае, проводя психологическое консультирование, специалист-психолог должен дать понять клиенту, что он на самом деле нуждается в получении более основательной, достаточно длительной психокоррекционной или психотерапевтической помощи.

6. Когда психологическое консультирование применяется не вместо других способов оказания психологической помощи клиенту, а вместе с ними, в дополнение к ним с расчетом на то, что не только психолог, но и сам клиент займется решением возникшей проблемы.

7. В тех случаях, когда готового решения у психолога-консультанта нет, поскольку ситуация выходит за рамки его компетенции, он должен оказать клиенту хотя бы какую-то, пусть даже минимальную и недостаточно эффективную, помощь.

ЛИТЕРАТУРА:

1) https://ru.wikipedia.org/wiki/Психологическая_помощь

2) http://clever-psycenter.ru/articles/2.php

3) http://www.studfiles.ru/preview/2231625/page:3/

4) http://psychological-counselling.ru/article/assistance/

Источник: https://megalektsii.ru/s16552t2.html

Если клиенту нужна помощь

онсультирование занимает важное место в профессиональной деятельности психолога. Огромному количеству людей требуется квалифицированная помощь специалиста при решении их личных и семейных проблем. В связи с возрастающим спросом со стороны населения психологическое консультирование выделилось в отдельную область профессиональной деятельности психолога.

Консультированием называется особая область практической психологии, связанная с оказанием непосредственной психологической помощи людям. Эта сложившаяся практика основана на убежденности в том, что каждый психически здоровый человек в состоянии справиться с возникающими в его жизни психологическими проблемами.

Целью консультирования не должно становиться избавление клиента от внешних и внутренних конфликтов — необходимо превратить конфликты клиента в противоречия, которые он сам сможет разрешить и за счет этого добиться успехов в своем личном развитии; научить клиента анализировать и разрешать подобные противоречия и конфликты в будущем.

Поскольку в психологическом консультировании нуждаются разные люди и за помощью они обращаются по различным поводам, данное направление деятельности можно разделить на виды в зависимости от индивидуальных особенностей клиентов и тех проблем, по поводу которых они обращаются к специалисту. Опыт работы в должности педагога- психолога образовательного учреждения показывает, что наиболее часто в практике востребованы следующие виды: возрастно-психологическое, поведенческое, семейное.

Возрастно-психологическое консультирование

Современное понимание содержания и принциповвозрастно-психологического консультирования возникло на основе двух изначально не связанных между собой психологических дисциплин — детской психологии и психодиагностики.

Первый и весьма далекий прообраз возник в западной психологии на рубеже XIX–XX веков вместе с историческими работами А. Бине и Т. Симона.

Их первые попытки создания средств возрастной диагностики были посвящены разработке методов измерения умственного развития с целью дифференциации здоровых, но социально и педагогически запущенных детей и детей с аномалиями в развитии.

Общая задача возрастно-психологического консультирования — контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации этого процесса. Указанная общая задача на сегодняшний день включает следующие конкретные составляющие:

1) ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка;

2) своевременное первичное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития и направление их в психолого-медико-педагогическую консультацию;

3) предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике (совместно с детскими патопсихологами и врачами);

4) составление (совместно с педагогами) рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей в школьном обучении для учителей, родителей;

5) составление (совместно со специалистами по семейной психотерапии) рекомендаций по воспитанию детей в семье;

6) коррекционная работа (индивидуальная или в специальных группах) при консультировании с детьми и родителями;

7) психологическое просвещение населения с помощью лекционной и других форм.

Поведенческое направление

В консультировании ведет свое начало от работ Дж. Вольпе и А. Лазаруса (середина 50-х годов ХХ века), хотя корни его уходят в бихевиоризм Дж. Уотсона и Э. Торндайка, а в целом история обусловливания поведения восходит к работам У. Бэлла (1774–1842) и И. Сеченова (1829–1905).

Цель психологической помощи: обеспечение новых условий для научения, то есть выработка нового обуслоливания и на этой основе помощь в овладении новым типом поведения. Частные цели могут включать в себя:

– формирование новых социальных умений,

– овладение психологическими целями саморегуляции,

– преодоление вредных привычек и снятие стресса, избавление от эмоциональных травм.

Семейное консультирование

Относительно новое направление консультирования. Многообразие приемов и методов данного вида консультирования обусловлено различными теоретическими концепциями, среди которых ведущими в настоящее время являются: когнитивно-поведенческая психотерапия, в том числе рационально-эмотивная терапия Альберта Эллиса (1962) и системное направление Сальвадора Минухина (1974).

Семейное консультирование ставит своей целью совместное с консультантом изучение запроса (проблемы) члена (членов) семьи для изменения ролевого взаимодействия в семье и обеспечения возможностей личностного роста.

В процессе консультирования акцент ставится на анализе ситуации, на аспектах ролевого взаимодействия в семье, на поиске личностного ресурса субъектов консультирования и обсуждении способов разрешения ситуации.

Классификация проблем

У людей часто возникают такие проблемы, которые требуют срочного вмешательства, неотложного решения. Например, у родителя ребенка могут возникнуть такие серьезные осложнения во взаимоотношениях с ним, сохранение которых чревато весьма неблагоприятными последствиями для здоровья обоих. Подобные проблемы называют оперативными.

Иногда клиенту нужна помощь в решении тех вопросов, с которыми он вполне смог бы справиться самостоятельно, где специальные психологические знания не нужны, а необходим совет, основанный на здравом смысле. Например, такой проблемой может стать рациональное распределение времени между различными видами деятельности всех членов семьи в течение дня. Такие проблемы называются житейскими.

Возможны варианты, когда у клиента имеется правильное понимание своей проблемы, но не хватает знаний и решимости для того, чтобы приступить к ее решению. Тогда, общаясь со специалистом, человек периодически, на протяжении какого-то времени, получает необходимую профессиональную и моральную поддержку, что придает ему уверенности в себе. Такие проблемы можно назвать пролонгированными.

Основываясь на опыте работы, можно выделить основные проблемы, с которыми наиболее часто обращаются к специалистам:

• проблемы, связанные с умственным развитием: неуспеваемость, плохая память, нарушение внимания, трудности в понимании учебного материала;

• поведенческие проблемы: неуправляемость, грубость, антисоциальное поведение;

• эмоциональные и личностные проблемы: сниженное настроение, повышенная возбудимость, страхи;

• проблемы общения: замкнутость, неадекватные притязания на лидерство, повышенная обидчивость;

• неврологические проблемы: тики (непроизвольные подергивания мышц), энурез (недержание мочи), нарушения сна.

Виды запросов

Зачастую неподготовленному человеку, утомленному житейскими неурядицами и расстроенному возникшими проблемами, очень сложно сформулировать конкретный запрос к специалисту по поводу своих ожиданий при решении личностной или семейной проблемы.

Однако это необходимо сделать, поскольку несовпадение ожиданий клиента и возможностей психолога может привести к трудностям во взаимодействии и, как следствие, к снижению эффективности при оказании помощи. Поэтому психолог должен помочь клиенту на этом этапе работы.

Наиболее распространенными запросами к специалисту образовательного учреждения являются следующие:

• получить рекомендации по общению с ребенком, его воспитанию в семье;

• получить рекомендации по общению с ребенком, его воспитанию в образовательном учреждении;

• получить рекомендации по преодолению конкретных учебных или поведенческих проблем;

• определить наиболее подходящий для ребенка вид обучения (массовая или вспомогательная школа; массовая школа плюс дополнительные индивидуальные занятия);

• получить помощь в решении бытовых вопросов (как полезнее провести школьные каникулы; с кем из родителей, находящихся в разводе, ребенку лучше жить);

• определить уровень развития ребенка, его соответствие или несоответствие возрастной норме;

• получить реальную помощь в выборе вуза или будущей профессии;

• получить совет по эффективному выстраиванию отношений в семье и в кругу сверстников.

Этапы консультативной деятельности

Весь процесс психологического консультирования с начала и до конца можно представить в виде последовательности основных этапов консультирования, каждый из которых в ходе консультирования по-своему необходим, решает какую-либо частную задачу и имеет свои специфические особенности. Под процедурами психологического консультирования понимаются группы объединенных по целевому назначению методов и приемов ведения консультирования, с помощью которых решается какая-нибудь из частных задач. Вариант подобной системы работы предлагается в виде таблицы (см. с. 10).

Этапы консультативной деятельностиЗадачаМетодПозиция
консультанта
Первичная беседаСоздать условия для доверительного контакта. Понять, как видит проблему клиентАктивное слушаниеСтимулирующая
Анализ первичных данныхСформулировать предположительную психологическую проблемуАнализ данных протокола беседы. Уточняющие вопросыАктивная
Формулирование запросаПомочь клиенту сформулировать запрос и ожиданияНаводящие вопросы. Незаконченные предложенияНаправляющая
ДиагностикаУточнить психологическую проблему клиента. Определить индивидуальные особенности консультируемогоТестирование. АнкетированиеСтимулирующая
Анализ результатовНарисовать объективную картину состояния личности клиента. Выявить причины возникшей проблемыБеседаАктивная. Направляющая
Выбор эффективных методов коррекцииСпособствовать формированию ответственной позиции клиента при решении его психологических проблемСовместная деятельность (изучение литературы, моделирование ситуации, составление программы коррекции)Активная. Направляющая
Реализация программы коррекцииСпособствовать решению проблемы клиентаОтслеживание динамики (ведение дневника). АнализСтимулирующая
Внесение изменений в программу коррекцииСпособствовать решению проблемы клиентаАнализ измененийСтимулирующая. Направляющая. Подкрепляющая
Подведение итогов консультативной работыСпособствовать формированию ответственной позиции клиента при решении его психологических проблемБеседа. Перспективное планированиеСтимулирующая

Возможные направления рекомендаций

Не всегда позиция консультанта должна быть активной. Зачастую клиент подсознательно сам знает наиболее эффективные пути разрешения его проблемы, ему требуется помощь в осознании и формулировании конкретных шагов и эмоциональная поддержка специалиста. Тем не менее от психолога ожидается и практическая помощь, которая представляется в виде рекомендаций.

1.

Общевозрастные и общепедагогические рекомендации, определяемые не столько индивидуальными особенностями ребенка и конкретной проблемой, сколько недостаточным знакомством родителей с общими закономерностями психического развития. Подобные рекомендации могут относиться как к развитию когнитивных процессов, так и к личностным и эмоциональным особенностям ребенка, к его поведенческим проявлениям.

2. Симптоматические рекомендации, направленные на решение частной психологической проблемы, стоящей за жалобами клиента. Это могут быть советы по преодолению определенных поведенческих проявлений (например, агрессивных), по развитию отдельных психических функций (например, внимания, памяти).

3. Индивидуализированные рекомендации, определяемые специфическими психологическими особенностями ребенка и сложившейся у него системой взаимоотношений с окружающими. Они тоже могут относиться к разным сферам психики и поведения.

4. Диспетчерские рекомендации, предполагающие обращение к другим специалистам. Наиболее частые адреса, по которым приходится направлять клиента психологу, — это врач (психиатр, невропатолог, эндокринолог), дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог), социальные службы.

Результативность

Под результативностью психологического консультирования понимаются его итоги для клиента, а именно то, что в его поведении действительно изменилось под влиянием целенаправленного воздействия специалиста. О положительном результате консультирования можно судить по следующим признакам:

• Положительное, оптимальное, удовлетворяющее как психолога, так и клиента решение той проблемы, с которой человек обратился к специалисту.

• Положительные изменения в тех аспектах психологии и поведения клиента, на регуляцию которых непосредственно и было направлено психологическое воздействие. Имеются в виду основные, прогнозируемые и возможно дополнительные, позитивные эффекты, полученные в результате консультирования.

ЛИТЕРАТУРА

Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. — Екатеринбург: Деловая Книга, 1995.

Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Социальное здоровье России, 1994.

Игумнов С.А. Основы психотерапии детей и подростков. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2001.

Немов Р.С. Основы психологического консультирования. — М.: ВЛАДОС, 1999.

С. ТРИФАНЕНКОВА, педагог-психолог ЦДиК,

главный методист ОМППС

Источник: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200801107

Ссылка на основную публикацию