Примеры вредных внушений — психология

Преодоление вредных внушений

Первое, что нужно отправить в прошлое и держать там, – это вредные внушения, которыми с вами поделились другие. У меня была клиентка. Эту красивую двадцатитрехлетнюю девушку звали Мира. Но она одевалась, как настоящая уродина, и носила самые страшные очки, какие только можно себе вообразить.

Глядя на ее прическу, можно было подумать, что она ехала в открытом кабриолете, и ветер трепал ее волосы. Придя ко мне, Мира заявила, что ее проблема заключается в одиночестве. На самом же деле, она была одинока только потому, что поверила – и в этом ее убедил психотерапевт – в свою низкую самооценку.

Когда я спросил ее, откуда она знает, что у нее низкая самооценка, она ответила: «Ну, я просто всегда нервничаю е обществе других людей». Я точно знаю, что никто никогда и ничего не делает «просто». Я начал изучать проблему Миры более детально.

Я спросил: «Как вы понимаете, что нервничаете? Нервничаете ли вы, когда ищете блузку в своем гардеробе?» Она ответила: «Нет». Тогда я сказал: «А как же вы понимаете, что нервничаете?» Мира сказала: «Мне подсказывает внутренний голос».

Я переспросил: «Какой голос?» Клиентка посмотрела на меня и сказала: «Голос, который звучит в моей голове».

Я спросил: «Это ваш голос?» – «Ну, – ответила она, – он же звучит в моей голове». Я не отставал: «Звучит ли он извне?» – «Нет», – сказала Мира.

«Может быть, он напоминает голос вашей матери, или отца, или сестры, или школьной подруги?» – спросил я. Мира задумалась, а потом ответила: «Я не уверена, чей это голос. Он со мной уже так давно».

Я повторил: «Так давно». Мне понравилась эта фраза. Такой давний голос.

Я спросил у Миры: «А что именно говорит вам этот голос?» Она ответила: «Голос говорит мне, что я – ничтожество. Голос говорит, что я – уродина. Голос говорит, что никто меня не полюбит».

Мира могла провести часы и даже годы, копаясь в своем детстве и выясняя причины подобного убеждения, но я не собирался этого делать.

Когда человек хочет научиться менять свое поведение, он хочет найти быстрый способ осуществления быстрых перемен.

Мире я предложил просто увеличить громкость внутреннего голоса. Она сделала это и постаралась приблизить голос. Оказалось, что обычно он звучит слева, с расстояния двенадцати‑тринадцати дюймов. Я заставил ее приблизить голос и сделать его громче. Мира почувствовала себя хуже. А потом я предложил ей отдалить голос, услышать его с расстояния и тем самым ослабить свои чувства.

После этого я заставил ее изменить тон внутреннего голоса. Я задал ей вопрос: «Вы когда‑нибудь слышали нечто такое, чему совершенно не верили?». Сам я сразу вспомнил Ричарда Никсона.

И тут же мне на ум пришел Билл Клинтон, который уверял, что не имел интимных отношений с Моникой Левински. Стоило ему сказать это, я сразу понял, что он лжет.

Когда Мира слушала внутренний голос, я предложил ей медленно изменить тон на тон человека, которому она совершенно не доверяет и никогда не сможет поверить.

Я предложил ей переместить голос в область затылка, чтобы он звучал издалека и сзади. Сделав это несколько раз подряд, Мира сумела установить контроль над тем, что вызывало в ней дурные чувства. Она научилась контролировать нервозность. А ведь именно нервозность заставляла ее, глядя в зеркало, расстраиваться и портить прическу.

Мира не пыталась быть красивой. Она не пыталась приветливо разговаривать с милыми ей людьми. Она вела себя так, чтобы поведение окружающих лишний раз подкрепляло уже существовавшее в ней убеждение о своей ненужности.

Было очень важно не просто научить ее управлять внутренним голосом, но еще и изменить сложившееся убеждение – ведь годы опыта приучили Миру к мысли о том, что она никому не нужна, уродлива и ничтожна. А ведь это убеждение было величайшей ложью! Поэтому Мире пришлось задуматься о лжи. Я часто спрашиваю людей, какую самую большую ложь им доводилось слышать.

Мне нужно было узнать о чем‑то, что вызвало в человеке сильнейший гнев, когда выяснилось, что это ложь, и продолжает вызывать гнев при воспоминании.

Предлагаю вам вспомнить субмодальности, о которых мы говорили в «инвентаризационной» части этой книги. Остановитесь и подумайте о том, во что вы больше не хотите верить. Я хочу, чтобы вы проанализировали весь список и, как Мира, сначала выяснили, где звучит внутренний голос? Где находится образ?

Я хочу, чтобы вы подумали о том, от чего хотите избавиться, и сравнили эту мысль с величайшей ложью, какую вам только доводилось слышать в жизни. Сравните ее с той ложью, которая вызывала у вас сильнейшую злость.

Вернитесь к первой мысли, а затем снова ко второй. Обратите внимание на различия в местоположении образов. Отметьте различие в размерах образов.

Динамичны ли образы? Видите ли вы в них себя? Выявите все те различия, о которых мы говорили во время «инвентаризации».

Выявив различия, вы должны подумать о том, во что больше не хотите верить. Оттолкните эту мысль подальше от себя, поверните ее и сдвиньте в другую сторону. Поместите ее туда, где вам сразу станет ясно, что это ложь, которая вызывает у вас гнев.

А теперь настало время сформировать новое убеждение. Во что вам хочется поверить? Если вы сформируете убеждение в том, что вы, как и любой другой человек, рождены для счастья и можете иметь друзей, оно будет гораздо полезнее вам в будущем. Вы должны построить жесткую систему.

Вам нужно посмотреть на себя и увидеть себя таким, каким бы вы были, если бы выросли с этим полезным убеждением. Каким бы вы стали, если бы были более веселым? Более счастливым? Поняли бы, что привлекательны? Подумайте об этом, чтобы почувствовать нужное направление.

Вы должны изменить сформированный образ себя и сделать его таким, каким он должен стать. Возможно, вам придется изменить походку и внешность. Новый образ должен быть таким, чтобы вызывать сильнейшее желание ему соответствовать. Вы должны стремиться в будущее.

Вам нужно посмотреть в прошлое и подумать, что лучше оставить все это позади.

В своей книге я буду повторять вам это снова и снова. Многолетний опыт работы убедил меня в том, что самое хорошее в прошлом – то, что оно осталось позади.

Оглядываясь на прошлое, люди порой злятся на то, как глупо они вели себя и какими глупыми убеждениями обладали – злятся на тех, кто внушил им эти убеждения, и на себя за то, что поверили в них. Но эти чувства не помогают людям двигаться в будущее.

Для того чтобы устремиться в будущее, нужно оставить прошлое позади и вызвать в себе настолько сильные желания, чтобы устремиться навстречу им.

Когда Мира увидела себя, я сделал ей ряд предложений. Я посоветовал ей проконсультироваться у специалистов по поводу выбора одежды и макияжа. Я посоветовал ей обращать внимание на людей, которые выглядят счастливыми. Мире нужно было понять, как они ведут себя, зафиксировать этот образ в своем сознании. И тогда перед ней откроется полный набор возможностей.

Источник: https://studlib.info/psikhologiya/770385-preodolenie-vrednykh-vnusheniy/

Внушаемость человека – факторы, плюсы и минусы

Каждый человек рождается свободным и независимым от мнения общества и мыслей других людей.

Однако с годами человек привыкает подчиняться, поскольку сначала он должен это делать для того, чтобы выжить в семье своих родителей, получая все нужные ему блага, а затем для того, чтобы иметь положение в обществе.

Человек должен быть внушаемым, чтобы становиться частью того общества, в котором он живет. Иначе его назовут изгоем, «странным». Статья также рассматривает факторы внушаемости.

Внушаемостью следует называть качество человека, когда он поддается влиянию внешнего мира или своего собственного. Ярким примером являются дети, когда они начинают плакать, если кто-то другой плачет, когда они называют кашу сладкой, даже если она на вкус соленая, поскольку другие говорят, что она сладкая.

Самым элементарным фактором внушаемости интернет-журнал psytheater.com называет то, что человек с рождения должен доверять людям, которые рассказывают ему о том мире, в котором он родился. Это родители говорят, что такое сладкое и соленое, горячее и холодное. Если человек сомневается в собственных знаниях о чем-либо, тогда он легко становится поддающимся влиянию чужого мнения.

Что такое внушаемость?

Внушаемость – позволение другим людям, книгам, рекламе и прочим внешним факторам влиять на мнение и поведение самого человека. Индивид поддается чужому влиянию, быстро перенимает чужие идеи, делая их своими, подражает, быстро «заражается» чужим настроением, поступает так, как того хотят другие люди, даже если он хотел бы вести себя иначе.

Можно сказать, что все люди внушаемые. Просто уровень внушаемости у каждого свой. Чем более человек не уверен в себе, доверчив, робок и тревожен, тем более он внушаемый. В состоянии неуверенности человек будет хвататься за любую идею, которая позволит ему обрести хоть какую-либо стабильность.

Менее внушаемыми люди становятся, если обладают высокой критичностью, то есть они сначала анализируют поступающую извне информацию, проверяют, пробуют на деле, а потом уже делают свои выводы. Еще маловнушаемыми являются люди со слабо развитым интеллектом, низким логическим мышлением и медленными мыслительными процессами.

Внушаемость дается всем людям с рождения, что обуславливает их эволюцию. Именно процесс воспитания базируется на внушаемости. Родители могут передавать своим детям знания, которые те беспрекословно воспринимают и доверяют им.

Это называется внушаемостью. Однако с годами данное качество может измениться, что зависит от индивидуальных характеристик самого человека.

Есть люди, которые во взрослом возрасте более внушаемы, а есть те, которые очень критично ко всему подходят.

Минусами податливости чужому мнению являются:

  1. Отсутствие своего мнения, которому человек будет больше доверять, неуверенность в собственных знаниях.
  2. Податливость воздействию манипуляторов и мошенников, которые могут воспользоваться доверчивостью человека.

Плюсами внушаемости являются:

  1. Большая склонность к творчеству.
  2. Пластичность психики.
  3. Легкая обучаемость.
  4. Быстрое усвоение новой информации.

Могут ли люди влиять друг на друга? Могут. Вот почему довольно часто можно услышать, как один человек негативно повлиял на другого, сделав его плохим, непривлекательным. Но так ли это на самом деле? Как может один человек изменить другого, если тот вдруг будет не согласен?

Человек не обязательно стал плохим под чьим-то влиянием, скорее всего, он просто еще не умеет пользоваться теми изменениями, которые в нем произошли. Более того, понятие «плохой» относительное, поэтому может оказаться, что человек стал намного лучше, чем прежде. Главное – научиться применять новые знания, привычки и навыки во благо.

Ничто в жизни не происходит просто так. Любые новые люди, события, явления даны не для того, чтобы «становиться плохими», а чтобы вы в себе что-то поменяли. Что именно и в какую сторону будут происходить перемены, это уже решать лично вам. До знакомства с новым человеком вы уже были кем-то. У вас уже были свои достижения, наработки, достоинства и недостатки.

А с появлением нового знакомого в вашей жизни вы не обязаны что-либо в себе менять. Даже если вам кажется, что новый знакомый отрицательно на вас влияет, вы можете с ним разойтись. Но если судьба не разводит людей, это говорит о том, что они еще не поменяли в себе то, что должны, из-за чего и произошло их знакомство.

Даже в плохом человеке можно найти то самое хорошее, ради чего судьба вас и свела. Возможно, человек вас раздражает, но вы видите в нем отличное качество – умение трезво и реально смотреть на мир. И, скорее всего, судьба вас познакомила потому, что вы сами хотите научиться данному качеству.

Таким образом, научитесь тому хорошему, что есть в вашем знакомом, и тогда вам будет легче разойтись, если это потребуется.

Люди часто акцентируют внимание на том плохом, что есть в человеке. Вот поэтому вы и берете все «вредные» качества, даже если они вам не нравятся. В данном случае действует закон: на чем человек акцентирует внимание, то в нем и появляется.

А это снова говорит о том, что человек сам в ответе за то, в какую сторону он меняется под влиянием окружающих.

Обращаете внимание на хорошее – у вас воспитываются хорошие качества; на плохое – вскоре вы начнете наблюдать такие же отрицательные черты и у себя.

Все люди и хорошие, и плохие. И все люди влияют друг на друга как отрицательно, так и положительно. Это уже зависит только от вас. Рядом с хорошим человеком можно стать плохим, а рядом с плохим – хорошим.

Вы сами выбираете себе новых знакомых, соглашаетесь в себе что-то поменять, а потом акцентируете внимание на чем-то, что вскоре становится проявляться у вас.

Это не люди на вас влияют, а вы выбираете таких людей, которые на собственном примере будут учить вас тем качествам и поступкам, которые вы сами же захотели в себе развить.

И если вы стали хуже, чем были прежде, то это только ваш выбор, поскольку вы выбрали развить в себе именно те качества, которые вас сделали плохим. Но даже рядом с плохим человеком можно стать хорошим и лучшим, если обращать внимание на положительные качества своего партнера и развивать их в себе.

перейти наверх

Как происходит внушение?

Как происходит внушение? Здесь главными составляющими являются:

  1. Информация, которая внушается.
  2. Человек с отсутствующим критическим мышлением и готовый к внушению.

Чтобы человек был внушаемым, он должен обладать следующими качествами:

  • Неуверенность в себе.
  • Зависимость.
  • Тревожность.
  • Робость.
  • Низкая самооценка.
  • Повышенная впечатлительность.
  • Комплекс неполноценности.
  • Неумение рационально и логически мыслить.
  • Эмоциональность.
  • Доверчивость.

Способствующими факторами для внушения являются стрессы, утомление, отсутствие знаний, дефицит времени, неопределенность, состояние гипноза, давление окружения и социально-психологические ситуации.

Более внушаемыми являются дети до младшего школьного возраста, старики и взрослые люди в состоянии болезни или сильной душевной утраты.

Следует понимать, что человек рождается внушаемым, однако с годами данный фактор снижается за счет тех ситуаций, которые заставляют человека сомневаться в собственных знаниях. Однако если человек постоянно поддается внушению, тогда в нем развиваются такие черты характера, которые позволяют ему дальше становиться марионеткой в руках других людей.

Человек в процессе внушения должен находиться в расслабленном и спокойном состоянии, доверять и видеть авторитет в том индивиде, от которого воспринимает информацию, значимость осуждаемого вопроса должна быть низкой для него, а также низкий уровень знаний в обсуждаемой теме.

Чтобы на человека оказать большее воздействие, он должен оказаться в группе людей. Так называемая конформность определяет, насколько человек готов быть внушаемым, чтобы стать частью группы, которая желает его подчинить своей воле.

В различных ситуациях человек по-разному внушаем. Он, к примеру, может быть внушаем в кругу своих друзей, но быть абсолютно недоверчивым к словам родных.

Внушаемость зависит от многих факторов: возраста, пола, образования и т. д.

Мужчину зрелых лет достаточно сложно подчинить себе, в отличие от женщин, которые достаточно часто слушают мнение окружающих и даже зависят от него. Психически больные люди тоже становятся внушаемыми.

Большое значение на уровень внушаемости влияет знание. Чем более человек образован и разбирается в обсуждаемом вопросе, тем менее он внушаемый. Также здесь влияют его качества характера. Если человек не уверен в себе и достаточно робкий, тогда он будет сомневаться в правильности собственных знаний.

Наиболее внушаемыми люди являются в возрасте от 7 до 11 лет, когда они зависят от мнения собственных родителей, а также в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

перейти наверх

Внутригрупповая внушаемость

Выделяют не только индивидуальную внушаемость, но и внутригрупповую – когда человек поддается идеям и взглядам той группы, в которой он находится. Человек постоянно входит в какую-то группу:

  • Группы в детском садике или школе.
  • Группа друзей.
  • Семья.
  • Коллектив, в котором он работает.
  • Социум.
  • Кружок, где человек занимается саморазвитием.

Внушаемость внутригруппового характера является безусловной, то есть человек полностью перенимает те идеи и взгляды, которые бытуют в группе. Здесь речь идет об общественном мнении, от которого многие люди пытаются избавиться.

С другой стороны, возникает вопрос: зачем человеку дана внутригрупповая внушаемость? Психологи дают ответ: благодаря внушаемости (податливости и подчинению) человек позволяет себе стать частью той группы, в которой он находится.

Иначе он бы не смог влиться в тот коллектив, где все участники должны подчиняться групповым правилам и идеям, независимо от личного желания.

Желание человека быть в коллективе, частью какой-то группы, пользоваться уважением и привилегиями заставляет его быть внушаемым, то есть поддаваться влиянию и диктовать ему, что думать и как себя вести.

перейти наверх

Итог

Внушаемость зачастую бывает неосознанной. Определенные черты характера и готовность человека доверять внешней информации делают его внушаемым. Сомнения в собственных знаниях либо полное их отсутствие еще больше способствует внушаемости.

Лишь критическое мышление, когда человек не доверяет, проверяет, сам делает выводы, не позволяет ему быть внушаемым.

С другой стороны, внушаемость позволяет человеку быстро входить в те группы, где он хочет находиться, а также быстро устанавливать благоприятные межличностные отношения с окружающими, не провоцируя конфликтов и споров на разногласии мнений и взглядов.

То есть человек готов жить в соответствии с чужими взглядами и мнением, чтобы только не провоцировать конфликтов и быть всегда принятым другими людьми.

Источник: http://PsyTheater.com/vnushaemost-cheloveka-faktory.html

Внушаемость человека: в психологии, повышенная, что такое

Гипноз – это техника воздействия на психику. С ее помощью можно изменить мышление и поведение человека. Внушаемый человек – это личность, которая быстро поддается гипнозу. Уровень ее сопротивляемости минимальный, она восприимчивая и слабая.

Внушаемый человек — это личность, которая быстро поддается гипнозу

Характеристика поведения

Внушаемый человек верит в то, что ему скажут, быстро поддается уговорам и манипуляциям. На это качество влияют факторы: воспитание личности, ее социальный статус, сопутствующие фобии и подавленные страхи. Внушаемость формируется в течение всей жизни и основывается на вере личности, на ее мировоззрении и открытости: экстраверты больше подвержены влиянию извне.

Внушаемость зависит:

  • от возраста;
  • от уровня и условий жизни;
  • от образования и общего развития;
  • от опыта.

Образованным людям тяжелее внушить понятия, которые легко перепроверить: чем выше интеллект человека, тем больше он анализирует все происходящее. Опыт и события из прошлого могут повлиять на внушаемость. Если были прецеденты, доказывающие силу гипноза, поверить во внушение легче.

Повышенная внушаемость свидетельствует о нарушении психики: личность не может правильно воспринимать окружающим мир, действия и поступки других людей. Повышенная чувствительность к гипнозу указывает на необходимость глубокого психоанализа.

Внушаемость влияет на все сферы жизни. На работе такие люди редко идут на повышение, они много на себя берут и выполнят часть обязательств сослуживцев. В личной жизни ими потакают, используют в своих целях. Внушаемый человек может обладать множеством хороших качеств характера, но он неспособен противостоять гипнозу и обману.

В личной жизни внушаемых людей часто используют в своих целях

Основные признаки

Повышенная или чрезмерная внушаемость проявляется не только в состоянии транса, но и в поведении личности в привычных условиях. Готовность к подчинению влияет на личные и профессиональные качества личности.

Она является идеальным подчиненным, работником, который может следовать за лидером и не оспаривать его авторитет.

Она просто принимает чужие идеи – повышенная индивидуальная внушаемость сочетается с заниженной самооценкой, тогда мужчине или женщине трудно поверить в собственные силы.

Советы для таких людей – руководство к действию. Внушаемые и слабые люди быстро соглашаются и редко начинают споры. Они спокойные и закомплексованные.

Такие люди зависимы от настроения окружающих, они заражаются общим настроением, вне зависимости от личностных предпочтений.

Мера внушаемости подкрепляется дополнительными неблагоприятными условиями: на фоне повышенной тревожности и частых стрессов увеличивается готовность к подчинению. Доверчивость и апатичность внушаемой личности – помощники гипнабельности, определяют общее влияние гипноза.

Факторы

Они больше заняты механической работой, нежели интеллектуальной. В разной степени внушаемы все люди: разного возраста и социального статуса. Скептиков сложнее ввести в состояние транса, но при подборе правильной методики загипнотизировать можно любого.

Усиливают или ослабляют внушаемость такие факторы:

  • речевые приемы и действия гипнотизера;
  • эмоциональный фон;
  • готовность человека слушать и воспринимать информацию;
  • низкая стрессоустойчивость (тревожность, стресс, неврозы – любые нарушения психики влияют на сопротивляемость гипнозу);
  • зависимости и вредные привычки ослабляют защитные механизмы (чем больше личность употребляет веществ, искажающих ее восприятие, тем легче ей внушить нужную установку);
  • утомление, заболевания, сильные нагрузки.

Утомление — сильный фактор внушаемости

Опасности

Внушаемые и слабые люди могут быть опасными для себя и окружающих. Самовнушение и постороннее внушение одинаково опасны. Личность склонна принимать неправильные суждения как проверенные факты. У нее нет личного мнения, или она не может его отстоять.

Опасно самовнушение для людей с низкой самооценкой. Они лучше воспринимают негативную информацию, которая подтверждает их несостоятельность. Различают два вида внушаемости: первичную, связанную с самовнушением, и вторичную, основанную на низкой самооценке и отсутствующей мотивации.

Опасность самовнушения или внушения состоит и в том, что личность не приходит к выводам самостоятельно, поэтому не может на них опираться в сложный момент.

Внушенные убеждения только кажутся ей обоснованными, но их нельзя использовать себе во благо.

Подсознание не различает случайное самовнушение или внушение гипнотизера, поэтому возникают расстройства психики, снижается стрессоустойчивость, проявляется агрессия и апатия.

Потенциальные жертвы

Чрезмерная внушаемость – это отсутствующее сопротивление, сниженная защитная реакция психики. Такое качество не идет на пользу. Чем больше индивида личности, тем меньше он подвержен внушению.

Опыт заключается в правильных выводах, которые индивид сделал в свое время.

Приобретенные знания (опыт других людей) не влияет на внушаемость личности – такие знания помогают строить модель поведения, но напрямую на них не влияют.

Повышенной внушаемости подвержены

  • люди, пережившие сильный стресс или эмоциональное потрясение;
  • слабохарактерные личности;
  • женщина или мужчина, верящие в мистику;
  • необразованные люди.

Человек в состоянии стресса может стать жертвой внушаемости

Пострадать от низкой защиты психики может каждый. Гипноз в подходящих условиях – это сильный инструмент манипуляций. Самовнушение относится к подсознательному желанию управлять собственной жизнью. Опасность такого вида внушения в том, что личность может не осознавать негативных сторон собственных желаний, продиктованных комплексами и страхами.

Определить механизм внушаемости очень сложно: пока на личности не испробовали гипноз, трудно оценить степень ее защиты. Слабость личности выражается в ее поведении, в том, как она взаимодействует со знакомыми и незнакомыми людьми. Мошенники определяют внушаемых личностей по поведению, физиогномике и отзывчивости.

Внушаемость внутри группы

Возможно коллективное и индивидуальное внушение. Воздействие на психику одного индивидуума внутри группы основывается на отношениях всех индивидов. Неосознанное желание следовать за группой, поддаваться общему настроению – это следствие высокой групповой внушаемости. Отдельный член группы не думает о себе, он пытается влиться в группу, не выделяться и не отделяться.

Позиция группы является той установкой, которой личность не может сопротивляться: более сильный лидер группы вызывает зависимость у всех ее членов. Внушаемость внутри группы одинаковая. Внушаемость каждого члена группы определяется тестированием, которое проводит психолог.

Заключение

Внушаемый человек всегда находится в группе риска, так как его сознание открыто любому воздействию извне. Иногда самовнушение способно повышать самооценку, такая личность легче поддается корректировке поведения или отношения к жизни, но чаще внушаемый человек попадает под негативное воздействие что пагубно сказывается на его психике и мировоззрении.

Источник: http://zakolduj.ru/gipnoz/vnushaemyj-chelovek-eto.html

Способы внушения

Традиционно в психологической науке выделяют два основных вида педагогического воздействия; убеждение и внушение.

Убеждение психологическое воздействие, адресованное сознанию, воле ребенка. Это логически аргументированное воздействие одного человека: или группы лиц, которое принимается критически и выполняется сознательно.

Цель убеждения — стремление добиться того, чтобы воспитанник сознательно принял взгляды, отношения и следовал им в своей деятельности. Искусство убеждения состоит в умении находить веские аргументы (факты, примеры, закономерности) и связывать их с личным опытом воспитанника.

Эффективность убеждения зависит от авторитета педагога, от его собственной убежденности в том, о чем он говорит, от степени эмоциональной насыщенности убеждения, поскольку в процессе убеждения должна быть также задействована эмоциональная сфера воспитанника.

Несомненно, надо хорошо знать личность и индивидуальные особенности ребенка.

Внушение психологическое воздействие, которое отличается сниженной аргументацией, принимается при сниженной степени осознанности и критичности.

Суть внушения состоит в том, что в психику внушаемого (суггеренда) вводится установка, направленная на изменение психической деятельности, которая становится его внутренней установкой, регулирующей психическую и физическую активность при той или иной степени автоматизма [3].

В.Н. Куликов рассматривает следующие виды внушения: преднамеренное и непреднамеренное, положительное и отрицательное, прямое и косвенное.

Суггестор (в данном случае в его роли выступает педагог) преднамеренно, целенаправленно, сознательно внушает, точно зная, что он хочет внушить. При непреднамеренном внушении педагог не преследует цель внушить ту или иную мысль, действие, поступок.

Такое внушение нередко имеет место в деятельности педагогов, родителей и приводит далеко не к тем результатам, которые они перед собой ставят. Приведем примеры.

Опасение за здоровье ребенка звучит в репликах: «Отойди от форточки, простудишься!» (внушается физическая слабость, нездоровье, ребенок и в самом деле может заболеть). Нередко педагог, упрекая ребенка в лени, упрямстве или недогадливости, внушает ему эти качества.

Замечено, что результат непреднамеренного внушения тем сильнее, чем выше у ребенка предрасположенность к тому, что внушается [3].

Различают положительное и отрицательное внушение в зависимости от того, какие психологические свойства по содержанию с точки зрения морали внушаются. Чаще всего отрицательные свойства внушаются непреднамеренно, преднамеренно вводятся установки положительного содержания.

По способу воздействия выделяются прямое и косвенное внушение. Прямое внушение — внушение, при котором суггестор дает свои распоряжения прямо, открыто.

Цель внушения, так же как при убеждении, не скрывается («Я думаю, ты теперь всегда будешь прилежно готовить уроки»), В школьной практике используются две разновидности прямого внушения: команда, приказ и внушающее наставление [6].

Приказы применяются в ситуациях, требующих безоговорочного принятия и исполнения: «Встаньте!», «Уберите учебники со стола!». Такие фразы произносятся тоном, не допускающим возражения.

Внушающие наставления применяются в виде лаконичных фраз, так называемых формул внушения, которые произносит педагог, вводя установку в психику ученика: «Я могу и хочу хорошо учиться!». Как показывают результаты экспериментов, внушающее наставление способно изменить отношение школьников, дать первый импульс к преодолению пассивности, лени, безразличию.

При косвенном внушении цель внушения закрыта от внушаемого (суггеренда).

В педагогической практике чаще встречаются ситуации, в которых целесообразнее воздействовать на ученика не разъяснением или категорическим требованием, а применяя косвенное внушение.

Оно считается более эффективным, чем прямое внушение. Разновидности косвенного внушения: внушение через запрет, внушение через противопоставление и внушение доверием.

Суть внушения через запрет состоит в том, что воспитаннику запрещается совершить какое-либо действие без указания причины запрета. В результате совершается действие, противоположное запрещаемому. Эффективность внушения через запрет зависит от степени негативизма внушаемого. Приведем пример внушения через запрет.

В одном из романов Веры Кетлинской есть такой эпизод: некий мальчик (назовем его Игорем) очень не любил читать, мама его задалась целью сделать так, чтобы он полюбил чтение. Как же действовал а мама? Начала она с того, что стала запирать книжный шкаф, а ключ прятать. Сын естественно поинтересовался, почему мама запирает от него книги — ведь он же их не читает.

Мама откровенно заявила сыну, что она ему ни на волос не верит, что в этом возрасте она сама говорила своей матери, что ничего не читает, а на самом деле читала ночи напролет при свете эмалированной кастрюли.

Тут мама непринужденно принялась рассказывать, как ей приходилось прятаться от своих родителей, к каким уловкам прибегать, чтобы они ничего не узнали, какие потрясающе интересные были книги, которые она читала, и т.

д.

Естественно, сын заинтересовался всей этой романтикой, а в особенности тем, каким это образом эмалированная кастрюля может служить источником освещения.

Мама объяснила, что сама по себе эмалированная кастрюля, конечно, им быть не может, но зато она хорошо отражает лунный свет.

К книге подставляется белая эмалированная кастрюля так, чтобы свет от дна отражался на страницу, — и тогда уже можно читать.

В последующие дни мама придирчиво следила за сыном, чтобы он, не дай Бог, не вздумал «заболеть чтением», и время от времени строго напоминала ему, что читать вредно, что от этого «портятся глаза» и что гораздо полезней позаниматься спортом.

Одним словом, все кончилось тем, что в одну прекрасную лунную ночь сын взломал книжный шкаф при помощи обыкновенного гвоздя, выкрал томик Даниэля Дефо, а из кухонного шкафа новую эмалированную кастрюлю (как раз недавно совершенно случайно купленную мамой) и принялся читать. Через некоторое время сын сделался прямо-таки книгоманом.

Ну а если бы мама прибегла к обычному способу, попыталась бы заставить сына читать, то результат был бы противоположным: заставлять читать — это верный способ отучить от чтения [12. -С.70-71].

В педагогической практике используется внушение через противопоставление. Суггеренд противопоставляется другому человеку, с которым он соревнуется в том или ином деле. В формуле воздействия говорится нечто противоположное тому, чего в действительности добивается суггестор.

Например, робкому и неуверенному подростку надо внушить смелость и уверенность для спуска на лыжах с горы. Здесь формула внушения может выглядеть примерно так: « Эта гора не очень высокая. Но у тебя вряд ли хватит смелости, чтобы спуститься. Вот X .

(с ним наш испытуемый соревнуется) наверняка не побоялся и спустился бы. » [3. — С. 34].

Эффективность внушения через противопоставление зависит от тех же условий, что и любое другое внушение. Кроме того, необходимо, чтобы суггеренд верил, что значимый человек, с которым он соревнуется, действительно может сделать то, о чем говорит суггестор.

Формула внушения доверием выглядит примерно так: «Я, твой руководитель, и весь наш коллектив доверяем тебе это важное дело. Ты можешь его выполнить, и мы уверены, что выполнишь его успешно. » Реакция суггеренда: «Мне доверяют. Я должен напрячь все силы, чтобы оправдать доверие.

» Внушение доверием успешно использовалось в практике А.С. Макаренко. С.А. Калабалин вспоминал, как А.С. Макаренко доверил ему, воришке, получить продукты для колонии и даже снабдил револьвером: «Это доверие просто перевернуло все у меня внутри. Даже мысли не возникло, чтобы похитить деньги и продукты и сбежать.

Я думал только о том, как лучше и быстрее выполнить поручение. »

Внушение доверием возможно при условии высокого авторитета педагога — суггестора, а также при наличии чувства чести и долга перед теми людьми, которые оказывают доверие.

Целесообразность использования внушения в педагогической практике объясняется тем, что оно результативно тогда, когда взывать к сознанию бесполезно.

Например, при работе с негативными и критично настроенными подростками или при работе с правополушарными детьми.

В экспериментальных трудах [6] показано, что в работе с «трудными», педагогически запущенными детьми, когда другие приемы воздействия не помогают или малоэффективны, можно применять так называемую релаксопедию. Это вербальное внушение, использующее релаксацию для усиления степени воздействия.

В дидактических целях, в основном для изучения иностранного языка, применяют суггестопедию.

Однако применение суггестопедии эффективно только при определенных индивидуальных особенностях учащихся, в частности, имеющих интуитивно-чувственный склад, лабильных, с преобладанием первой сигнальной системы, слуховой модальности восприятия и непроизвольного запоминания. Для учащихся с рационально-логическим складом ума, инертных, с преобладанием произвольного запоминания и зрительной модальности восприятия метод суггестопедии неэффективен.

Сайт английской школы для изучающих английский язык

http://englishschool12.ru/publ/vidy_pedagogicheskogo_vozdejstvija/7-1-0-4942

25. Конкретные методы социально-психологического воздействия

Каждый вопрос экзамена может иметь несколько ответов от разных авторов. Ответ может содержать текст, формулы, картинки. Удалить или редактировать вопрос может автор экзамена или автор ответа на экзамен.

Традиционным для социальной психологии можно считать выделение следующих методов (способов) воздействия в процессе общения: заражение, внушение, убеждение и подражание. Все эти способы используются при применении методов активного обучения. Рассмотрим их характеристику.

Заражение можно определить как бессознательную, невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям. Она проявляется не через более или менее осознанное принятие какой-то информации или образцов поведения, а через передачу определенного эмоционального состояния.

Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе людей, действует механизм многократного взаимного усиления их эмоционального воздействия. Индивид здесь не испытывает организованного преднамеренного давления, он бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему.

При заражении большая масса людей испытывает общее психическое состояние, кроме речевого воздействия используются иные средства (восклицание, ритмы и пр.).

При активном обучении может актуализироваться компенсаторная функция в условиях организации занятия руководителем при пассивности поведения обучаемых.

Внушение представляет собой целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или

на группу. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. Предполагается, что человек, принимающий информацию, в случае внушения не способен на ее критическую оценку.

Внушение вызывает определенное психическое состояние, не нуждаясь в доказательстве и логике, это преимущественно эмоционально-волевое воздействие. При внушении достигается не согласие, а просто принятие информации, основанное на готовом выводе.

Внушение имеет одностороннюю направленность — это персонифицированное, активное воздействие одного человека на другого или на группу. При этом внушение, как правило, носит вербальный характер.

Больше всего внушению поддаются дети, чем взрослые; люди утомленные, ослабленные физически, чем обладающие хорошим самочувствием.

Экспериментальными исследованиями выявлено, что решающим условием эффективности внушения служит авторитет суггестора (человека, осуществляющего внушение), поскольку он создает особый, доверительный фактор воздействия — доверие к источнику информации.

Авторитетность суггестора выполняет функцию так называемой «косвенной аргументации», своего рода компенсатора отсутствия прямой аргументации, что является специфической чертой внушения.

Как фактор внушения может рассматриваться предшествующая восприятию в общении заданная (или сложившаяся) социальная установка.

Убеждение построено на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия от человека, принимающего информацию. При убеждении выводы человеком, принимающим информацию, делаются самостоятельно. Убеждение представляет собой преимущественно интеллектуальное воздействие.

Подражание относится к способам воздействия людей друг на друга в условиях преимущественно внеколлективного поведения, хотя его роль в группах также достаточно велика. При подражании осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний, но воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.

В результате подражания формируются групповые нормы и ценности. Оно выступает источником прогресса: периодически в обществе совершаются нововведения, которым подражают массы. Эти открытия и изобретения впоследствии входят в структуру общества и вновь осваиваются путем непроизвольного подражания, рассматриваемого как «род гипнотизма».

Различают несколько видов подражания: логическое и внелогическое, внутреннее и внешнее, подражание-мода и подражание-обычай.

Их анализ позволяет выделить законы подражания, среди которых, например, следующие: подражание осуществляется от внутреннего к внешнему (внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние: духу религии подражают раньше, чем обрядам); низшие по социальной лестнице подражают высшим (провинция — центру) и т.д.

Подражание у взрослых наблюдается, как правило, в тех случаях, когда отсутствует возможность применить какой-либо иной способ овладения незнакомым действием. В таком виде подражание присутствует как элемент овладения навыком, иногда достаточно элементарным профессиональным действием.

В группе подражание в большей степени, чем заражение или внушение, включено в групповой контекст.

Поскольку речь идет об усвоении предложенных образцов поведения, то всегда существует два плана подражания: или какому-то конкретному человеку, или нормам поведения, выработанным группой.

В последнем случае проблема подражания тесно смыкается с проблемой конформности, иными словами, с проблемой давления группы на индивида.

При активном социально-психологическом обучении ведущим в той или иной мере применяются все методы психологического воздействия на обучаемых: заражение, внушение, убеждение, подражание. Эффективность их воздействия во многом определяется авторитетностью ведущего для обучаемых, уровнем его профессионально-психологической компетентности.

Ответы на вопрос ’25. Конкретные методы социально-психологического воздействия.’ к экзамену ‘Теория и практика связей с общественностью’ / Конспектов.Нет — совместная подготовка к экзамену

http://www.konspektov.net/question/4028037

Источник: http://psiholog4you.ru/sposobyi-vnusheniya/

Как избавиться от вредных внушений?

Дата публикации 04 марта 2016. Опубликовано в Состояние

Довольно часто человека атакуют негативные мысли. Бывает, что они настолько укореняются в его голове, что человек уже не представляет себе, как можно быть оптимистом. Существует ли возможность устранения негативного мышления?

Жизнь человека напрямую зависит от его мыслей

Подсознательно человек сам программирует себя на все события в своей жизни. Особенно часто человек играет со своим здоровьем. Нередко можно услышать, как человек с крепким здоровьем заранее настраивает себя на несуществующие заболевания. В своём разуме, он создаёт благоприятную атмосферу для развития заболеваний.

Также человек мысленно создаёт себе трудности в других областях своей жизни.

Возможно, на первый взгляд это кажется странным, но уже давно доказано, что все мысли рано или поздно становятся материальными. Поэтому многие психологи считают, что необходимо избавляться от внушений, которые препятствуют нормальной жизни.

Позитивное настроение

Как вы думаете, с чего необходимо начинать? Естественно, с позитивного настроя. Поймайте себя на этой мысли и укорените её в своём сознании. А теперь попробуйте мысленно изобразить любую ситуацию и её результат.

При этом избегайте следующих мыслей: «Это произойдёт, но не со мной» или «Я на это не способен, так как слишком беден, глуп и болен». Теперь у вас новое мышление, а значит и новая более интересная жизнь.

Позвольте себе мыслить следующим образом: «Я обязательно добьюсь своей цели, ведь мне всегда везёт» или «Я счастлив, у меня всё отлично». Пробуйте внушить себе эти мысли, чтобы они начали работать на вас, а не наоборот.

Ваши любимые занятия станут отличными помощниками в борьбе с негативным мышлением. Поэтому не следует вести пассивный образ жизни. Всегда старайтесь занять себя чем-нибудь полезным для вашего развития. Постепенно вы заметите, как негативные мысли уже не имеют над вами власть, ведь вы просто забываете о них из-за постоянной нехватки времени.

Возможно, первое время придётся насильно отодвигать от себя негативные мысли, но постепенно ваш разум сам привыкнет только к позитивным аспектам.

Теперь вам необходимо постоянно внушать себе, что всё будет отлично. Когда вы пойдёте на важную встречу, то представляйте её благополучный исход. Перед экзаменом внушайте себе, что абсолютно при любых обстоятельствах вам будет сопутствовать только успех. Не бойтесь притягивать к себе удачу!

Мыслите и действуйте!

Как правило, под лежачий камень вода течь не может, поэтому за любым самовнушением должно быть действие. К примеру, если вы загорелись увлекательной идеей о создании нового проекта, то важно составить план действий. Теперь нужно направлять свою энергию на реализацию вашей идеи.

После достижения цели, не забывайте себя мысленно отблагодарить и похвалить за успешно проделанную работу. Теперь вы видите, что всё зависит только от вас, а это означает, что негативное мышление уже реже вас посещает. Просто начните мыслить позитивно, и тогда для вас откроются новые двери, за которыми вас уже давно ждёт удача.

Сергей, www.vitamarg.com

Источник: http://www.vitamarg.com/konsultacii/sostoynie/6195-izbavitsya-ot-vrednykh-vnushenij

Внушаемость

Внушаемость – это характеристика человека, под которой понимается готовность к подчинению собственной воли воздействиям, исходящим от окружающей среды (индивидов, групп, газет, книг, рекламы).

Внушаемые люди могут быстро принять чужую идею, как собственную. Они очень легко воспринимают данные им советы и действуют согласно им, даже тогда, когда возможно они хотели бы поступить иначе.

Они очень быстро перенимают на себя привычки окружающих, легко «заражаются» настроением близких, склонны к подражанию.

Мера внушаемости у каждого человека разная и она зависит от различных ситуативных и личностных факторов.

Личности, страдающие высокой тревожностью, неуверенностью в себе, слишком доверчивые и робкие больше склонны к высокой внушаемости.

Данное качество противоположное критичности, оно более свойственно индивидам с невысоким уровнем интеллекта, слабо развитым логическим мышлением и медлительностью мыслительных процессов.

Внушаемость является индивидуальным свойством личности, предполагающим степень личностной восприимчивости внешних воздействий.

В гипнотическом процессе внушаемость называют гипнабельностью, то есть способностью человека поддаваться гипнозу. Гипнабельность напрямую зависит от внушаемости, потому что при её повышении увеличивается склонность к гипнабельности.

Абсолютно все люди являются внушаемыми, даже те, кто считает себя очень уверенными и независимыми.

Хотя внушаемость и не является преимуществом, но она обусловлена эволюцией, поэтому нужна человеку для того, чтобы он мог воспринимать информацию и следовать ей. Так весь процесс воспитания построен на внушаемости.

Родители в процессе воспитания используют внушение, когда пытаются разъяснить своим детям, что плохо, а что хорошо, те в свою очередь, в большинстве случаев, беспрекословно следуют указаниям.

Повышенная внушаемость определяется, как податливость, готовность индивида поверить любой поступающей информации, чем вполне могут пользоваться ухищренные манипуляторы. Но, в общем если разобраться, то склонность человека к внушаемости, может иметь, как плюсы, так и минусы.

Минусы (отрицательные аспекты) выражаются в том, что индивид склонен некритично принимать суждения на свой счет. Со стороны это выглядит так, что у него нет ни на что собственного мнения. Личность с высокой внушаемостью чаще, чем другие попадает под влияние мошенников и различных аферистов, а из-за частой смены мнения у таких индивидов могут возникать межличностные конфликты.

Плюсы (позитивные аспекты): замечено, что люди с высокой внушаемостью являются более талантливыми; такие личности могут легче и быстрее воспринимать и запоминать информацию, у них достаточно пластичная психика, из-за чего они довольно легко обучаемые.

Факторы внушаемости

Внушаемость, как психологическая характеристика человека имеет связь с такими факторами, как наличие необходимой информации для внушения (в виде речи, эмоций или действий); присутствие индивидов, готовых воспринять информацию; отсутствие критичности у воспринимающих.

При повышении внушаемости главную роль играют определенные факторы: тревожность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, невысокая самооценка, робость, зависимость, повышенная впечатлительность и эмоциональность, неумение логически и рационально мыслить.

Внушаемость может повышаться от действий таких ситуативных факторов, как состояние стресса, дефицит времени, утомление, групповое давление, брак компетентности, условия неопределенности, различные социально-психологические ситуации, состояние гипноза.

Повышенная внушаемость больше всего свойственна детям (дошкольного возраста) и личностям пожилого возраста. У взрослых она повышается в период болезни.

В процессе внушения важное место занимают авторитет воздействующей личности; полная уверенность в вербальном и невербальном поведении; ясная и размеренная речь внушающего; лица, которые воспринимают внушаемость; обстановка воздействия (приглушенное освещение пространства, ритмичные звуки).

Самую большую роль в процессе внушения играет субъективная готовность индивида быть подвергнутым внешнему, внушающему влиянию.

Внушаемость человека зависит от динамики личностных и ситуативных факторов. При адекватных условиях и нормальной обстановке это может быть вполне приемлемым качеством, но при неблагоприятных условиях оно способно дезорганизовать действия человека и становиться качеством с отрицательным знаком.

Если человек будет слишком часто переживать внешнее внушающее воздействие, у него будет осуществляться формирование соответствующего характера, в котором преобладающими чертами станут: доверчивость, повышенная тревожность, робость, неуверенность в себе, может возникнуть комплекс неполноценности.

Среди ситуативных факторов, имеющих влияние на формирование внушаемости личности, выделяют психофизическое состояние субъекта (расслабленное состояние или эмоциональное возбуждение), невысокая значимость обсуждаемого вопроса для внушаемого, низкий уровень компетентности в поставленном вопросе.

Если человек поддается воздействию в ситуации группового внушения, тогда на него действует такой фактор, как групповое давление или конформность, как его называют.

Бывает, что индивид, пройдя тест внушаемости, определяется, как внушаемый, но в коллективе оказывается способным противостоять внушаемости других.

Склонность человека к внушению обнаруживает себя по-разному в различных сферах, зависимо от факторов, которые её вызывают. Поэтому каждый индивид в какой-то мере может являться внушаемым, просто в силу личностных особенностей у одних это проявляется больше.

Выделяют внушаемость первичную и вторичную. Первичная – связана с восприимчивостью человека к самовнушению и гипнозу. Вторичная – основана на отношениях подчинения, мотивации и низкой самооценки.

Внушаемость человека зависит от его возраста, опыта и уровня образования. Человек зрелого возраста, средних лет, особенно мужчина, плохо поддается внушению, у него достаточно сильные психологические барьеры, которые трудно преодолеть, чтобы сломать его волю и психику, подчинив сознание себе.

У женщин психологические барьеры не столь прочные, поэтому их легче убедить, обмануть, внушить, преклонить к своему мнению. Особенно, в ситуации тревожности, например, угрозы или опасности, женщина становится беззащитной, поскольку уровень её критичности падает практически до нуля.

Внушающему воздействию особенно сильно подвержены личности неуверенные в себе, с заниженным уровнем притязаний, неадекватной низкой самооценкой, очень сильно впечатлительные, с уменьшенным уровнем критичности интеллекта, не умеющие связать события между собой логическим путем, надеющиеся на авторитетных личностей, зависимые, несвободные, безвольные, безответственные.

Уменьшение склонности к внушаемости протекает очень медленно, но постепенно. Особенно на течение этого процесса влияет воспитание, социальное общение и практическая деятельность индивида. Личности, имеющие высшее образование, менее внушаемые, чем те, у которых его нет. Склонность человека к внушаемости зависит от уровня развития его культурных умений и знаний.

Внушаемость человека более открыта восприятию в состоянии изнеможения, релаксации, психической демобилизованности.

На внушаемость человека также оказывает влияние состояние повышенной коммуникативности, слабое информирование по возникшей теме, интимная предрасположенность к внушающему воздействию, недостаток времени, чтобы принять взвешенное решение. Поэтому такие индивиды принимают ту информацию, которую им навязывают.

Повышенная внушаемость встречается у лиц больных психическими расстройствами.

Легкая внушаемость свойственна индивидам, склонным к истерическим проявлениям. Из-за чего долгое время считалось, что только люди склонные к истерии владеют легкой внушаемостью.

Современные психотерапевты и психиатры изучили данный вопрос и выяснили, что и больным с неврастенией также свойственна легкая внушаемость.

Также психиатры выяснили, что психически здоровые люди в большей степени подвластны внушающему воздействию, нежели личности, страдающие психастенией.

Больные с патологиями внимания, навязчивыми состояниями, фобиями, сильным эгоцентризмом легко становятся жертвой внушающего воздействия.

Легкая внушаемость характерна лицам, периодически употребляющим алкоголь и наркотики, а в состоянии непосредственного опьянения им вовсе можно внушить практически что угодно, не прикладывая к этому особые усилия.

Легкая внушаемость детей повышается в возрастном периоде от семи до одиннадцати лет, что объясняется формированием качеств нравственно-этической стороны личности, таких, как чувство обязанности и долга.

Дети, пребывая в новом для них состоянии школьника, чувствуют на себе ответственность оправдать ожидания взрослых, положительно подтверждая информацию, состоящую в просьбах.

Иными словами, внушаемость детей определяется желанием заслужить отличную оценку в школе, постараться быть лучше всех, соответствовать внешним нормам и предписаниям, быть послушным – делать все это, чтобы родители гордились и о них хорошо говорили в школе.

По данным психологической диагностики, дети младшего школьного возраста изменяют ориентацию в оценочной сфере личности, когда важность самооценки дополняется важностью мнения других о них, что является основой для увеличения смешанной оценки. В этом плане внушающим эффектом обладает совпадение мнения другого человека с собственным мнением, что во многом основывается на чувстве долга и обязанности.

Внутригрупповая внушаемость

Внушаемость может быть не только индивидуальной, вместе с ней еще выделяют внутригрупповую внушаемость. Это понятие характеризует непосредственные отношения индивидов, состоящих в группе.

Внутригрупповая внушаемость определяется, как неосознаваемое и абсолютное принятие участником группы мнения этой же группы. Такое принятие происходит, как будто в состоянии гипноза, потому что оно совершенно не поддается никакому анализу, принимается бесконфликтно и некритично.

Внутригрупповая внушаемость — неосознаваемая установка, которая выражается в индивидуальной податливости человека к идеям и позициям группы, что является базовой чертой группы.

Внушаемость субъекта можно определить специальными диагностическими тестами или с помощью экспериментальных исследований.

В 40-е годы 20-го века начали проводиться различные исследования на определение внутригрупповой внушаемости. В одном из таких исследований использовалась экспериментальная методика подставных групп. Суть данного эксперимента состояла в том, чтобы продемонстрировать зависимость мнения индивида от позиции остальных участников.

Данное исследование начиналось с того, что испытуемых собирали в специально оборудованном помещении, им давалось задание: в течение известного времени определять длительность одной минуты, несмотря на часы, то есть, отсчитывая секунды про себя.

Немного потренировавшись, испытуемые смогли научиться, практически точно определять минуту с отклонением до пяти секунд.

После этого, начинался следующий этап исследования.

Испытуемых проводили в специально установленные экспериментальные кабины, в которых они должны были определить длительность минуты, после чего нажать кнопку для сообщения экспериментатору и другим участникам исследования о том, что минута уже прошла. При нажатии кнопки на пульте одним из испытуемых, у экспериментатора и остальных загорались лампочки.

Опыт заключался в том, что экспериментатор подавал ложные сигналы во все экспериментальные кабинеты, которые якобы извещали о том, что один или несколько испытуемых закончил отсчет.

Этот сигнал подавался по стечению всего лишь 35 секунд, а не минуты.

После этого фиксировалось, кто из испытуемых также поторопился с нажатием кнопки, и кто проигнорировал сигнал и остался ждать, продолжая личный отсчёт.

Степень внушаемости определялась разницей между длительностью минуты в первых опытах и дальнейших при подаче ложных сигналов. В ходе данного экспериментального исследования выяснилось, что имеется очень большое количество индивидов, проявивших внутригрупповую внушаемость.

Дальше эксперимент тоже продолжался, и стало понятным, что можно определить индивидов, имеющих тенденцию к конформности.

Если спустя некоторое время дать испытуемым задание, в котором они будут только считать секунды до завершения минуты, но при отсутствии группы, то обнаруживается тенденция к возвращению своей предыдущей оценки (правильной). Другие – продолжают сохранять интервал, заданный ложными сигналами.

Является очевидным, что первые – желали не выделяться из группы, поэтому они как бы внешне принимали её позицию, но при возможности легко от неё отказывались, как только давление устранялось. Вторые – более внушаемые и конформные бесконфликтно принимали позицию группы и сохраняли её в дальнейшем.

Вышеописанный опыт исследования конформности и внутригрупповой внушаемости с помощью метода подставных групп, используя материал, который не имеет значения для испытуемых, наталкивает на мысль, что все индивиды могут делиться на две группы.

Первая группа – это внушаемые индивиды и конформисты, вторая – независимые и устойчивые негативисты.

В принципе, ожидалось подобное явление, поскольку в группе индивидов, которые лишь внешне взаимодействуют друг с другом и пребывают в отношениях непосредственной зависимости, так и должно было быть, иного результата даже не нужно было ожидать, тем более, что от индивидов требовалось озвучить личные суждения относительно незначимого для них опыта. Такие вещи, как ценности, убеждения, цели или идеалы, которые заслуживают на то, чтобы ради них вступать в разногласия с группой, не затрагивались.

Ориентация на межличностные взаимоотношения, свойственные диффузной группе, в которых индивид становится либо внушаемым, либо независимым, с точки зрения педагогики считается неправильной.

Из-за чего возникает педагогическая дилемма, в которой имеются такие вопросы: нужно ли воспитывать конформистов, стремящихся развивать творческие способности, автономность мышления и позиций личности или делать упор в развитии ребенка на то, чтобы он стал нонконформистом, негативистом и нигилистом.

Источник: http://psihomed.com/vnushaemost/

Ссылка на основную публикацию