Право требовать выполнения договоренностей — психология

Психотерапевтический контракт | Психолог, психоаналитик в Москве

Данный контракт не имеет юридической силы и не является официальным документом.

Он исполняет роль памятки психологу и клиенту и заключается в устной форме до начала психологической работы с целью регулирования условий ее проведения и формулировки правил психотерапевтических отношений.

Эти правила обсуждаются и могут быть в каждом конкретном случае изменены до заключения договора. В случае несоблюдения клиентом или психологом указанных правил психотерапевтический договор расторгается.

Любые изменения, такие, как оплата, время, частота встреч, формат работы обговариваются между клиентом и психологом во время заключения или пересмотра контракта либо при необходимости по инициативе клиента или психолога.

Устное согласие с этим документом подтверждает Вашу готовность следовать правилам контракта и свидетельствует об осознании своей доли ответственности за результат работы с психологом.

            I. Общие правила

Психологическая работа означает специально организованное взаимодействие между клиентом и психологом, предполагающее диалог, направленный на прояснение мыслей, мотивов, чувств и поведения клиента с целью его осознания себя и дальнейшей адаптации клиента к независимому и самостоятельному решению его трудностей.

Любые личные отношения между психологом и клиентом, кроме психотерапевтических, исключены.

Перед началом психологической работы клиент обязуется предупредить психолога о специфике своего состояния, которая может требовать особого внимания или выступать противопоказанием к психологическому консультированию (например, психические и некоторые физические заболевания, острые психические состояния, постинфарктные и постинсультные состояния, беременность, алкоголизм, наркомания и токсикомания).

     Количество и частота сессий

Количество сессий (сеансов, встреч) зависит от запроса клиента и предварительно обсуждается перед началом психологической работы. Далее в ходе психотерапии количество встреч может быть изменено по обоюдному согласию в зависимости от динамики процесса.

Время встреч должно быть удобным для обоих участников и назначается заранее. Продолжительность сеанса составляет 55 минут. Рекомендуемая периодичность встреч – не менее двух раз в неделю с фиксированным временем, закрепленным за клиентом. В исключительных случаях, при взаимном согласии, время встречи можно перенести.

В случае принятия клиентом решения о прекращении психотерапии, он обязуется предупредить об этом психолога и посетить еще три встречи для должного завершения работы (подведение итогов, обсуждение прогресса, дальнейших планов клиента).

     Отмена сессий

Клиент и психолог обязуются предупреждать вторую сторону об отмене сеанса не менее чем за сутки до назначенной встречи. Если клиент отменяет сеанс менее чем за сутки до назначенного времени встречи или не приходит без предупреждения, он оплачивает эту встречу. Клиент не оплачивает сессию, если она отменяется психологом.

В случае опоздания клиента сессия не продлевается.

     Оплата сессий

Оплата услуг психолога является не только вознаграждением специалисту, но и подтверждением серьезности намерения клиента работать над собой.

Не чаще, чем один раз в год, психолог оставляет за собой право повышать стоимость консультаций не более чем на 25% с предварительным уведомлением клиента не менее, чем за месяц.

На второй встрече клиент вносит оплату за текущую сессию, а также за одну сессию вперед – эта сумма будет залоговой при несоблюдении условий контракта. Если условия контракта клиентом соблюдаются, то последняя встреча происходит за счет залоговой суммы (без оплаты).

            II. Права и обязанности клиента

Клиент обязуется регулярно посещать сеансы.

Запрещается посещать сеансы в алкогольном или наркотическом опьянении любой степени тяжести.

Инициатором психологической работы является клиент, поскольку это непременное условие эффективности психотерапевтического процесса, так же, как искренность со стороны клиента и его включенность в процесс. Основное правило – говорить все, что приходит в голову.

Клиент имеет право в любой момент по своему усмотрению инициировать обсуждение своих пожеланий относительно хода работы, выражать недовольство и несогласие с психологом, оспаривать психотерапевтические гипотезы.

Клиент несет ответственность за выводы, которые он делает в ходе психотерапии, за принятие решений об изменениях в своей жизни.

В процессе психотерапии рекомендуется воздерживаться от поспешного принятия особо важных решений, таких как заключение брака, развод, смена профессиональной деятельности или места жительства и т.п.

, по крайней мере без обсуждения их с психологом, поскольку такие решения могут быть приняты под влиянием аффекта или обострения психологического состояния, возможного при работе с травмами.

Клиент дает или не дает свое согласие на обращение психолога к своему супервизору. Супервизия является неотъемлемой частью профессиональной работы психолога и предусмотрена в случае затруднений в работе. Супервизия предполагает соблюдение всех условий конфиденциальности и анонимности.

            III. Права и обязанности психолога

Психолог обязуется соблюдать данный договор и этический кодекс психолога, текст которого может быть предоставлен клиенту по запросу.

Психолог ответственен за качество психологического процесса, его динамику, адекватность используемых техник и безопасность психологического воздействия для клиента.

Психолог обязуется быть внимательным и включенным в процесс, использовать все свои знания и умения, сообщать клиенту о своих наблюдениях, мнениях, версиях и гипотезах.

При этом психолог обязуется придерживаться нейтральной позиции и не давать клиенту прямых советов.

В работе не допускаются никакие виды насилия (экономическое, физическое, сексуальное, психическое) или оскорбительных действий.

В случае если психолог не может помочь клиенту, он прямо говорит об этом и помогает в поисках необходимого специалиста. Психолог вправе прервать или приостановить оказание психологической помощи в том случае, если у него возникнут подозрения в необходимости какой-то иной помощи клиенту. Психолог в этом случае рекомендует и направляет клиента к необходимому специалисту.

Психолог обязан соблюдать принцип конфиденциальности, то есть полученная от клиента информация не может быть разглашена третьим лицам, в том числе родственникам клиента, без его явного на это согласия. Исключение составляют случаи, когда:

— существует угроза жизни и здоровью клиента или другого человека;

— психолог обсуждает детали работы с клиентом со своим супервизором. Это позволяет психологу качественнее работать с клиентом. Психолог при этом обеспечивает неразглашение имени клиента и максимально возможную степень защиты его личности.

Правила конфиденциальности действуют с момента заключения договора и продолжают действовать бесконечно.

Источник: http://centr-probugdenie.ru/sovety/psixoterapevticheskij-kontrakt/

Психотерапевтический контракт, договор с психологом

Когда и как заключается контракт?

Контракт имеет смысл исключительно при длительных отношениях. Если человек пришел на разовую консультацию, или рассчитывает на две-три встречи, то контракт не нужен. Если же речь идет о длительной психотерапии, то он необходим.

(По этому вопросу можете почитать специальную статью: Консультация или длительная психотерапия — что выбрать?).Первые несколько встреч являются диагностическими. Поэтому контракт заключается в течение этих первых встреч.

Это исключительно устное соглашение, никаких подписываний бумаг и других формальностей.

Процесс психотерапии — что он из себя представляет

Мой метод работы — это гештальт-терапия. Я активно использую такое направление, как диалогово-феноменологическая модель гештальт-терапии. Весь процесс работы представляет собой обычный разговор. Иногда я предлагаю клиентам провести эксперимент. Иногда даю домашние задания.

На встречах в первую очередь речь идет о жизни клиента, о его чувствах, связанных с той или иной ситуацией, о сложностях взаимодействия либо с близкими людьми, либо с социумом, либо с самим собой. Впрочем, речь может также идти о тех переживаниях, которые возникают между клиентом и психотерапевтом, и зачастую разговор об этом имеет высокий терапевтический эффект.

Чаще всего я слушаю или задаю уточняющие вопросы. Я стараюсь создать безопасное для переживаний пространство, в котором клиент может выразить себя максимально свободно. Если появляются какие-то сложности, мы их вместе исследуем. Вовлекаясь в историю клиента, я переживаю ее — по-своему, и могу этим делиться.

Я могу также делиться своим жизненным опытом, своими историями, но только в том случае, если это имеет отношение к ситуации, переживанию, проблеме клиента.

Мои принципы и ценности:

  • конфиденциальность: все, что происходит во время терапевтической сессии, является строго конфиденциальным. Я не разглашаю информацию о том, что происходит на встречах, третьим лицам. Исключение составляют получение профессиональных супервизий, либо публикация статей, в которых упоминаются различные случаи работы с клиентами. В этих случаях я всегда сначала получаю согласие клиента, и исключаю упоминание личных данных, по которым клиента можно идентифицировать. Клиент также должен соблюдать правила конфиденциальности, и не разглашать третьим лицам ту часть информации, которая является личной или интимной для меня. 
  • советы и наставления: я стараюсь не давать прямых советов и рекомендаций. Если в рамках психологического консультирования, на первой (диагностической) встрече это еще возможно, то в процессе длительной психотерапии советы скорее вредят, чем помогают. Давая совет, я бы выступала экспертом в жизни клиента, а это не так. Одна из предпосылок, на которой базируется мой подход, такова: экспертом в собственной жизни выступает только сам человек. Я могу видеть ситуацию со стороны, и обратить внимание на тот или иной феномен, но что это феномен значит в вашей жизни — решать только вам. Я не принимаю решения за клиентов. Способность самому принимать решения в своей жизни, делать свободный выбор — это одна из целей психотерапии. 
  • пересечение контекстов: отношения между нами могут быть очень близкими и доверительными. Но ходить в кино, ездить вместе на отдых, получать какие-либо услуги от клиентов я не буду. Это называется “смешение контекстов”, и любой уважающий себя психотерапевт старается этого избегать. Именно поэтому я не работаю со своими родственниками, друзьями.

Результаты — на что надеяться клиенту

Вот приблизительный перечень сфер, в которых возможны изменения:

  • уверенность в себе и собственных силах, более полное понимание самого себя и своих потребностей в этой жизни 
  • развитие таких полярных навыков как опора на себя и способность принимать помощь от других
  • улучшение качества общения с окружающим миром, умение строить отношения, а также экологично завершать их 
  • общее повышение удовольствия от жизни, веры в себя
  • исчезновение или значительное ослабление симптомов, с которыми изначально обратился клиент

На что надеяться не стоит:

  • на то, что улучшение наступит мгновенно
  • на то, что вы сможете изменить близкого человека или научитесь манипулировать, подстраивать окружение под себя
  • на то, что вам достаточно только рассказать о своей проблеме, а психотерапевт “сделает все сам”. Психотерапия — не волшебная таблетка. Это процесс, в котором в равной (!!!) степени участвуют оба: клиент и психотерапевт.

Длительность и регулярность встреч

Длительность терапии невозможно предугадать заранее. Можно договориться на определенное количество встреч, после чего подвести итоги и решить, можно ли завершаться.

Одному клиенту достаточно трех встреч, другому требуется два года регулярной поддерживающей терапии. Рекомендуемая регулярность встреч: один раз в неделю. Можно чаще — например два раза в неделю, в случае срочной необходимости или острых переживаний.

Встречаться реже чем раз в неделю я не рекомендую, так как процесс затягивается, и эффективность снижается.

Некоторым клиентам я рекомедую четкий сеттинг: один и тот же день недели в установленное время в течение например 20 встреч. Но не всем, все очень индивидуально.

Стоимость и оплата пропусков

Мы с клиентом договариваемся о встрече на определенный день в определенное время. По инициативе любой из сторон встреча может быть отменена (или перенесена на другой день, что в данном случае одно и то же). Если просьба о переносе поступила меньше чем за сутки, то инициатор переноса встречи несет ответственность за это.

Читайте также:  Истина - история понятия - психология

Если инициатор — клиент, он оплачивает пропуск целиком. Если инициатор — психотерапевт, он проводит следующую встречу бесплатно. Как видите, ответственность распределяется поровну. Одна из очень важных причин, по которой такие условия вообще появились — это сопротивление изменениям.

Любой человек подсознательно сопротивляется изменениям, это всегда сложно, ведь необходимо не только самому меняться, но и менять свой способ жизни в окружающем мире, общение с близкими и так далее. Очень часто происходит такая ситуация: на уровне сознания человек желает изменений, на подсознательном уровне — избегает.

И тогда появляются “внезапные” командировки, недомогания — именно в день встречи с психотерапевтом. В этом случае финансовая ответственность спасает клиента от “бегства” и позволяет оставаться в регулярном процессе. Финансовая ответственность терапевта также имеет высокое значение.

Клиент имеет право знать, что он может опираться на своего терапевта, и если встреча назначена в условленное время, то она точно произойдет.

Условие завершения терапии 

Если клиент принял решение завершить терапию до оговоренного срока (либо срок специально не оговаривался), то он обязан прийти как минимум на одну завершающую встречу после сообщения о завершении.

Это необходимо для того, чтобы отношения были не прерванными, а именно завершенными — экологично для обоих сторон.

Кроме того, решение о завершении иногда свидетельствует о наличии сопротивления, и при исследовании этой темы оказывается, что желание продолжить терапию все-таки осталось.

Источник: http://yyuliyya.com/psiholog/psihoterapevticheskiy-kontrakt-dogovor-s-psihologom

Психотерапевтический контракт и отношения с психологом

В организационном консультировании, в аудите для выполнения работы заключается контракт, согласно которому регулируются отношения сторон, согласовываются сроки, результаты, определяются гарантии.  Мы всегда можем представить желаемый результат, и в случае невыполнения потребовать возврата денег за некачественную услугу.

  • Какой договор можно заключить в психологическом консультировании?
  • Какой будет результат работы?
  • Есть ли сроки выполнения?
  • Какие предусмотрены права и обязанности сторон?
  • Как оценить качество услуг?
  • В каком виде предъявляются претензии?

Вопросы не праздные и не однозначные. Попробуем ответить на них.

Основные положения психотерапевтического контракта

Отношения с психологом регулируются, как правило, устными договоренностями, которые и называются психотерапевтическим контрактом.

Психотерапия – дело добровольное

Отношения с психологом добровольны. Если Вы приходите на прием под давлением мамы, мужа и пр., т.е. вынужденно, то, во-первых, эффективность психотерапии существенно падает, и, во-вторых,  Вы не сможете предъявить претензий.

Психотерапия – это отношения, и как в любых отношениях, в отношениях с психологом важно доверие и к специалисту, и к психологической помощи вообще. Иначе, претензии стоит предъявить к тому, кто оказывал давление на вас.

Присутствие и равная ответственность в отношениях с психологом

Вы приходите и каким-то образом участвуете, как-то проявляетесь в психотерапии. Это процесс, в котором что-то происходит совместно, когда активизируются Ваши внутренние ресурсы. Это не таблетка, наподобие «переделайте меня», «сотрите мне память», «ампутируйте душевную боль», это процесс, в котором нужно присутствовать, напрягаться, что-то делать, чтобы добиться результата.

Часто психотерапию сравнивают с занятиями спортом, где нужно заниматься, чтобы иметь хорошую фигуру. Прикладывать усилия, заниматься, соблюдать диету и пр.. Тренер определяет нагрузку, питание, подходящую  именно вам программу. Так и в терапии, ваша роль – активная, психолог не сможет ничего сделать с вашей же психикой, без вашего присутствия и участия.

Кроме того, этические правила психологической помощи запрещают «догонять и помощь причинять» без вашего согласия и запроса.

Психолог и клиент несут равную ответственность в отношениях. Равную не значит тождественную. Психолог выбирает методики, техники, подходы, исходя из своей оснащенности и вашей проблематики.

Клиент ответственен за свои жизненные выборы и активность, которые он делает между и после сессий. Выбор делаете Вы, у психолога есть предположения, гипотезы относительно вашей ситуации.

Ответственность психолога состоит в том, чтобы озвучить эти предположения, вместе выработать новую жизненную позицию и стратегию.

Определение целей психотерапии

Психотерапия такая область, что иногда нет возможности определиться с целями сразу и полностью. Ваш запрос может трансформироваться, изменяться, это живой процесс. Например, изначально запрос может звучать как «хочу избавить от панических атак», а в процессе выяснится, что тяжелый груз неотгореванного горя катализирует плохое самочувствие и, в конечно итоге, панические атаки.

Бывают неадекватные заказы, например, «хочу, чтобы он изменился (приполз и прощения просил)». Возможности менять других без их запроса и согласия и на расстоянии нет.

Права и обязанности психолога и клиента

Психолог обязан

1. Иметь высшее  психологическое образование

Не ниже специалиста, дающее право практики (психологическое консультирование, психотерапевтическое консультирование, а также документы об образовании в определенных подходах и видах терапии).

2. Соблюдать правила делового этикета отношений

Приходить вовремя, начинать и заканчивать вовремя, не отвлекаться во время сессий, при возникновении форс-мажоров своевременно предупреждать, извещать об отъездах и отпуске (если это связано с перерывом в Вашей терапии), заранее извещать об изменении оплаты.

3. Соблюдать этический кодекс

Конфиденциальность

Безоценочность (не допустимы сравнения с другими клиентами, оценочное отношение к действия и мыслям, та или иная дискриминация).

Осведомленность клиента (психолог должен сообщать о методиках, упражнениях, которые предлагает в практике, давать разъяснения, если что-то осталось не понятым).

Самоопределение клиента (не подталкивать, не навязывать свое решение, мнение, выбор всегда делает клиент).

Клиент обязан

1. Соблюдать правила делового этикета отношений

Приходить вовремя на сессии, не отвлекаться во время сессий, при возникновении форс-мажоров своевременно предупреждать, извещать об отъездах и отпуске (если это связано с перерывом в вашей терапии), своевременно вносить  оплату.

2. Проявлять активность

Насколько возможно говорить о своих чувствах, о происходящем, передавать свои ощущения. Говорить, что с Вами происходит, что меняется в процессе.

3. Нести свою ответственность

Жизненные выборы делаете Вы, психолог потом не сможет жить за вас в сложной ситуации. Если Вы не готовы к выбору, обсудите это в отношениях с психологом, добиваясь ясности и определенности именно для себя.

Важно также и то, что во время терапии клиент может быть особенно уязвимым, многие психологи не рекомендуют проводить кардинальные изменения, пока идет психотерапевтический процесс или пока состояние не стабильно.

Важные моменты отношений с психологом

Негативные чувства

Вы можете выражать свои чувства, возникающие в терапии не только по поводу внешней ситуации, но и к психологу. Это важный материал для терапии. Психолог должен уметь справляться с чувствами клиента, помочь вам осознать, что произошло, поддержать вас. Единственное условие таких высказываний – корректность, Ваше умение обходиться без оскорбительных слов и интонаций.

Отношения с психологом похожи в чем-то на тренажер для реальных отношений. В них всегда вскрывается все то, что происходит и в Вашей реальной жизни, в Ваших реальных отношениях с окружающими.

Если Вам хочется сбежать из терапии после первого же эмоционального всплеска – скорее всего, в реальной жизни Вы избегаете эмоциональных привязанностей и стыдитесь своих чувств.

Если Вы моментально проникаетесь агрессией к тому, что в словах психолога не соответствует Вашим ожиданиям – скорее всего, и в реальной жизни Вы не умеете принимать иную точку зрения.

Если Вас тянет переложить ответственность за свой выбор на психолога и сделать его виноватым – скорее всего, и в обычной жизни Вы поступаете так с людьми.

Организационные вопросы

Это вопросы, касающиеся отмены сессии и оплаты.

Многие психологи практикуют такой подход, если Вы отменяете сессию более, чем за 24 часа, то предусмотрен штраф, размер которого нужно уточнить у конкретного специалиста или центра.

Это связано с финансовыми отношениями психолога и центра, с загрузкой расписания и кабинетов и финансовых и временных потерях, которые могут быть при Вашей незаблаговременной отмене сессии.

Завершение терапии

Психолог не может прекратить отношения без объяснения причин. Как правило, в случае длительного психотерапевтического процесса назначается последняя встреча, где и обсуждаются итоги терапии.

Если психолог чувствует свою недостаточную компетентность или не готов продолжать работать с Вами по каким-то еще причинам эмоционального порядка, он имеет право настаивать на завершении терапевтических отношений с Вами, но должен объяснить свою позицию и предложить другого специалиста для консультаций.

Клиенту тоже не рекомендуется прерывать отношения с психологом без объяснений. Отказ корректно завершить отношения с психологом в будущем может повлиять на решение психолога продолжать с Вами работу.

Если Вы проигнорировали просьбу прийти на завершающую встречу или просто «пропали» в самом разгаре процесса, у психолога это может оставить ощущение необязательности, пренебрежения к его работе.

Некорректно завершенные отношения с психологом могут в будущем стать причиной разного рода неприятных эффектов, если Вы решите снова обратиться к нему же.

В случае краткосрочного консультирования достаточно оговорить формат – «я буду обращаться к Вам по мере необходимости…», «полагаю, мне понадобится обсудить с Вами ситуацию месяца через два…» и даже «я не знаю, потребуется ли мне еще Ваша консультация, прощаюсь с Вами на неопределенный срок».

В случае единичной консультации все равно было бы не лишним подвести короткий итог – что Вы получили от психолога, что было для Вас важным, существенным. Наверняка, психолог тоже даст Вам заключительную обратную связь.

Это сформирует еще более доверительный климат в ваших отношениях с психологом.

Границы отношений

Важно помнить, что вы находитесь в профессиональных отношениях с психологом. Вы не можете вступать в дружеские, приятельские, интимно-эротические отношения и оказывать услуги друг другу.

Правила психолога предполагают, что изменить формат отношений (если это вдруг понадобилось обеим сторонам) вы оба сможете только после завершения отношений психолог-клиент и по прошествии значительного времени (на Западе – от года и более).

К сексуальной сфере это вообще не относится никогда и ни в каком виде. Если приятельские и дружеские отношения теоретически считаются возможными хотя бы по прошествии длительного времени, то сексуальные отношения не считаются возможными даже после завершения терапии и перерыва.

Это просто объяснить – никакой любви здесь быть не может, ведь психолог и клиент встретились в условиях неравной заинтересованности. Психолог сфокусирован на Вашей проблеме профессионально, и никогда не сможет давать Вам такое же внимание в личной жизни.

В тексте использованы некоторые материалы с сайта Точки Опоры 

Источник: http://eshipilova.ru/contract/

Психологический контракт (стр. 1 из 10)

Государственный университет – Высшая школа экономики

Санкт-Петербургский филиал

Факультет сокращённых программ подготовки специалистов

Специальность «Экономика и управление на предприятии»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

Организационное поведение

Работу выполнил Беляева С.А.

Группа 155

Работу проверил

Научный руководитель

Сатикова С.В.

Санкт-Петербург 2010

Психологический контракт. Его значение. Соотношение с юридическим контрактом

Трудовые отношения являются основой управления людьми во всех аспектах и состоят из комбинации убеждений работника и его работодателя по поводу того, чего они ожидают друг от друга. Это и есть психологический контракт.

Его можно описать как набор взаимных, но не оформленных ожиданий.

Согласно определению Шейна (1965): «Понятие психологического контракта подразумевает, что у нового члена организации, различных менеджеров и других членов этой организации существует не сформулированный в письменном виде набор ожиданий, которые справедливы во все времена».

Д. Руссо и К. Уейд-Бензони (1994) расширили это определение: Психологический контракт связан с убеждениями индивидуума касательно обещаний, его и других; эти обещания были даны, их приняли и на их выполнение рассчитывают.

Поскольку психологический контракт представляет собой то, как люди истолковывают обещания и обязательства, то две стороны одних и тех же трудовых отношений (работник и работодатель) могут придерживаться различных взглядов по поводу конкретных условий.

По утверждению Геста и соавторов (1996), «он затрагивает предположения, ожидания, обещания и взаимные обязательства». Он формирует отношения и эмоции, которые влияют на формирование поведения и управляют им.

Читайте также:  Позиция превосходства - психология

Ему недостаёт многих признаков формального контракта: «Как правило, не записывают, это нечто с размытыми границами, и его нельзя привести в исполнение в судебном порядке».

И они считают, что «психологический контракт лучше рассматривать как метафору; слово или фразу, заимствованную из другого контекста, которые позволяют осмыслить наш опыт. Психологический контракт — это способ истолковать состояние трудовых отношений и помочь составить план изменений».

Психологический контракт по своей природе неявен и динамичен: он развивается во времени по мере накопления опыта, а при смене условий занятости происходит переоценка ожиданий сотрудников.

Психологический контракт подсказывает ответы на два ключевых вопроса трудовых отношений, которые волнуют людей: «Чего я могу обоснованно ожидать от организации», «Какой вклад и в каком объеме от меня ожидается взамен?». Однако вряд ли как сам психологический контракт, так и трудовые отношения вообще будут полностью поняты каждой из сторон.

С точки зрения работника психологический контракт будет включать в себя следующие аспекты трудовых отношений:

•обращаются ли с ним справедливо, беспристрастно и последовательно;

•надежность рабочего места;

•границы, в которых им следует демонстрировать способности;

•карьерный рост и возможность развивать свои навыки;

•участие и влияние;

•доверие к тому, что менеджеры организации сдержат свои обещания.

С точки зрения работодателя, психологический контракт охватывает такие аспекты трудовых отношений, как:

•компетентность;

•усилия;

•уступчивость;

•приверженность;

•лояльность.

Как отмечали Гест и соавторы (1996):

«В то время как ожидания работников остаются прежними — безопасность, карьера, справедливое вознаграждение, интересная работа и т.д., работодатели больше не считают возможным или обязательным предоставлять все эти блага.

Напротив, они требуют от своих работников большего вклада и толерантного отношения к неопределенности и изменениям, предоставляя меньше взамен, в особенности меньше гарантий и более ограниченные перспективы развития карьеры».

Ожидания работодателя и работника принимают форму неоговоренных предположений. Таким образом, разочарование со стороны как руководства, так и работников может оказаться неизбежным.

Предотвратить разочарование можно, если руководство признает, что одной из ключевых задач является управление ожиданиями, которое означает разъяснение работнику, что работодатель ожидает от него в плане результатов, умений, навыков и ценностей.

По сути, это не только вопрос проговаривания и формализации ожиданий, но и обсуждения и согласования их с индивидуальными работниками и группами.

В психологическом контракте все права и обязанности сторон не проговариваются и, более того, не согласовываются. Стороны не выражают своих ожиданий и на самом деле могут быть просто неспособны это сделать.

Люди, не имеющие четкого представления о своих ожиданиях, в случае неудовлетворения невысказанных ожиданий часто не понимают, почему они испытывают разочарование. При этом они осознают: что-то идет не так.

Организацию, в которой работают такие «обманутые» работники, ожидающие большего, чем они получают, в дальнейшем подстерегают неприятности.

Важность психологического контракта подчеркивал Шейн, который считал, что эффективность работы и приверженность людей своей организации зависят от:

•степени, в которой их собственные ожидания по поводу того, что им предоставит данная организация и что они, в свою очередь, будут должны ей, совпадают с ожиданиями организации;

•природы того, чем на самом деле обмениваются (если предположить, что существует некое соглашение): деньги — в обмен на рабочие часы, удовлетворение социальных потребностей и потребности в безопасности — в обмен на усердный труд и лояльность; возможность для самореализации и интересная работа — в обмен на высокую производительность, высокое качество работы и творческие усилия в служении целям организации; или различные комбинации этих и других моментов.

Многие авторы предупреждают о том, что в психологическом контракте могут появляться изменения, которые не выгодны для работников. Во многих организациях психологический контракт меняется в ответ на изменения во внешней и внутренней среде. В основном, это происходит из-за конкуренции и влияет на работу предприятия, включая переход к «обедненным» формам работы. Как сказал Д.

Бейли (1995): В течение последних пятидесяти лет психологический контракт не составлял проблемы. Люди знали, чего следует ожидать — вы оказываетесь на работе, делаете то, что требуется, а организация обеспечивает вам безопасность и развитие.

Это были простые взаимоотношения, и для большинства организаций это хорошо срабатывало, гарантируя им преданную, приверженную и надежную рабочую силу.

Психологический контракт не вызывал вопросов, потому что, как правило, он не менялся или менялся незначительно. Теперь это не так, поскольку:

•коммерческие организации больше не являются ни устойчивыми, ни существующими в течение длительного времени — преобладает неопределенность; работодатели больше не предлагают надежного рабочего места, они меньше обеспокоены тем, чтобы поддерживать стабильную рабочую силу, организации ставят продолжительность трудовой занятости в зависимость от квалификации работника и потребностей предприятия;

•гибкость, адаптивность и скорость реакции имеют первостепенное значение, и индивидуальные обязанности могут постоянно меняться — деятельностьработников лишена непрерывности и предсказуемости;

•ограниченность ресурсов организации означает, что карьера может развиваться, в основном, по горизонтали — ожидания карьерного роста путем продвижения по служебной лестнице больше не правомерны;

•организации с ограниченными ресурсами могут предъявлять большие требования к работникам, и они менее терпимы к работникам, которые уже не соответствуют их требованиям.

Но, что более позитивно, некоторые организации осознают, что следует предпринять шаги для увеличения взаимопонимания и обеспечения возможности развивать карьеру в горизонтальном направлении и совершенствовать знания и навыки, предоставляя возможность учиться.

Они признают, что, поскольку теперь они не могут гарантировать долгосрочную занятость, они несут ответственность за то, чтобы люди могли продолжать строить свою карьеру, если они будут вынуждены сменить работу.

Другими словами, они принимают меры для повышения профессиональной востребованности.

Даже те организации, которые полностью избрали концепцию «основных и вспомогательных работников», признают, что они все же должны получить приверженность своих ключевых сотрудников и уделять внимание их постоянному развитию, хотя в большинстве организаций, вероятно, ставка делается на самообучение.

Хилтроп (1995) предполагает, что возникает новый тип психологического контракта: он больше зависит от обстоятельств, более краткосрочный, и он предполагает, что выживание и рост каждой из сторон в меньшей мере зависят друг от друга. Он считает, что в своей наиболее яркой форме новый контакт может быть определен следующим образом:

Не существует надежности трудовой занятости. Работник будет сохранять свое рабочее место до тех пор, пока он или она добавляют стоимость в данной организации и несут личную ответственность за поиски новых способов это делать.

И в обмен работник вправе требовать интересной и значительной работы, обладает свободой и ресурсами для того чтобы выполнять ее хорошо, получает оплату, которая отражает его или ее вклад, и получает опыт и обучение, необходимые для того, чтобы найти работу здесь или в другом месте.

Вряд ли это можно назвать сбалансированным договором.

В какой степени работники имеют «право требовать интересную и значительную работу»? Работники все еще заполняют появившиеся рабочие вакансии, за исключением отдельных случаев, когда речь идет о людях, на которых большой спрос и небольшое предложение.

В Британии, как указывал Мант (1996), «людей, действительно, часто рассматривают как ресурсы, которые необходимо приобрести или от которых нужно избавиться, в соответствии с краткосрочными экономическими обстоятельствами».

Именно работодатель диктует условия договора, если они не закреплены в коллективном договоре. Отдельные работники, за исключением случаев, когда таких специалистов трудно найти, имеют очень ограниченные возможности для изменения условий договора, предлагаемого им работодателем.

Источник: http://MirZnanii.com/a/165440/psikhologicheskiy-kontrakt

Психотерапевтический контракт

Психотерапевтический контракт — это соглашение, чаще всего устное, между клиентом и консультантом (психотерапевтом) о  совместной работе, целью которой является  избавление клиента от  психологических затруднений.

Термин «психотерапевтический контракт» используется для обозначения согласованного набора ожиданий в отношении процесса и результатов консультирования, который вырабатывается совместно консультантом и  клиентом

По своей сути психотерапевтический контракт – это договоренность, которая касается трех основных вопросов.

Во-первых, в контракте оговаривается согласие клиента на консультирование или психотерапию, во-вторых, клиент и консультант обсуждают цели консультирования, и в третьих – они договариваются по поводу организационных вопросов (времени и места консультирования, частоты встреч и оплаты). 

Соглашение по этим вопросам достигается в течение первой консультативной встречи, а в дальнейшем, при необходимости, может быть скорректировано.

Рекомендация консультирования, получение согласия клиента на  консультирование.

Проведя первичную диагностическую беседу с обратившимся за помощью человеком, консультант должен обобщить сложившиеся у него впечатления и  предложить некоторые рекомендации.

Это промежуточное подведение итогов обычно заключается в кратком изложении того, что обсуждалось, без попытки реконструировать развитие личности пациента или истоков его затруднений.

В это же время, в выводах отражаются цели дальнейшего консультирования, поэтому консультант просит и клиента дать свои замечания и комментарии.

Если клиент соглашается с диагнозом консультанта, по тому, насколько уверено и воодушевлённо он это делает, можно судить о его будущей откровенности или сдержанности на последующих сеансах. При несогласии клиента с заключением специалиста возникает необходимость пересмотра результатов диагностики.

Консультант может переоценить готовность пациента к самоанализу или составить не совсем правильное представление о его проблемах и трудностях.

В первом случае клиенту можно посоветовать прибегнуть к какому-нибудь другому виду помощи, а не к консультированию; последняя же ситуация может свидетельствовать о необходимости дополнительной диагностики.

После формулирования заключения и согласия с ним клиента консультант рекомендует использование определенной формы терапии. Консультант должен порекомендовать оптимальный с его точки зрения вариант и ответить на вопросы клиента

При обсуждении психотерапевтического контракта консультант может кратко разъяснить суть предлагаемого метода воздействия и объяснить, в чем заключается консультирование:

— во время консультации клиент рассказывает о себе, а специалист слушает, помогая ему выразить свои мысли, чтобы понять значение того, что он говорит и  делает;

— в процессе этого взаимодействия проясняются мысли, чувства и переживания, относящиеся к прошлому и настоящему опыту клиента, которые позволяют лучше понять его личность и истоки его проблем;

— через расширение границ самосознания, благодаря поддержке консультанта или психотерапевта, происходит ослабление негативных переживаний и развитие более адаптивного поведения.

Во время обсуждения взаимодействия в консультативном процессе, клиент также может получить ответы на вопросы, касающиеся уровня профессиональной квалификации консультанта, например, о том, какова специализация консультанта, где он проходил обучение и практическую подготовку.

Обычно консультанты избегают отвечать на вопросы о себе как о личности. Вопросы, касающиеся личной жизни консультанта, такие как: «Вы замужем? Сколько у вас детей? Вы любите спорт?», чаще всего интерпретируются как нечто, что больше требует осмысления, а не ответа.

Начиная психологическое консультирование, клиенты нуждаются в психологической помощи и обычно не  испытывают особого интереса к личности специалиста, разве что только легкое любопытство.

Просто иногда клиент, интересующийся семейным положением консультанта, может считать, что ему способен помочь только состоящий или не  состоящий в браке специалист. Тогда важно обсудить именно эти представления, а  не внешний интерес к семейному положению консультанта.

Чаще всего, особенно на  начальной стадии консультирования, клиентов больше беспокоит можно ли  довериться консультанту, и сможет ли он их понять и помочь, поэтому любые личные вопросы почти всегда отражают это беспокойство.

Следует помнить, что консультирование и психотерапия — это не дружба, хотя одним из условий хороших психотерапевтических отношений является принятие и  искренность со стороны консультанта, проявление им личных качеств и создание атмосферы совместной работы.

Проблемы, требующие разрешения — это трудности клиентов и для эффективной работы по их преодолению имеет значение личная информация о клиенте.

Консультированием должен заниматься профессиональный консультант, вклад которого в благополучие клиента заключается в проявлении интереса, понимания и готовности оказать помощь, а не в трате времени на  обсуждение своей личной жизни и установлении панибратских отношений.

Нужно заметить, что в определенные моменты и с определенными клиентами консультант может решить, что есть все основания поделиться чем-то из личной жизни, и тогда ему следует поступить именно так. Эмпатичный консультант или психотерапевт, обладающий проницательностью, легко поймет, когда ответ на  личный вопрос или сообщение о себе по собственной инициативе пойдет клиенту на  пользу.

Читайте также:  Психология рекламы - психология

Таким образом, уклонение от личных вопросов на консультации связано не с созданием вокруг консультанта ореола тайны, а с необходимостью сосредоточить всё внимание на клиенте.

Согласование целей консультирования

Результаты консультирования во многом зависят от прочности союза между консультантом и клиентом. Для достижения надежного терапевтического альянса консультант и клиент должны одинаково понимать цели  и процедуры совместной работы.

Для этого в процессе обсуждения психотерапевтического контракта стороны должны эти цели проговорить.

Клиент может перечислить свои проблемы в том виде, в каком он сделал это в  начале беседы или указать на цели и приоритеты, несколько отличающиеся от  рассмотренных ранее. Результатом участия в диагностической беседе нередко бывает новый взгляд клиента на самого себя и на свои трудности.

Проблемы, которым раньше придавалось первостепенное значение, после краткого обсуждения отходят на второй план, а их место начинают занимать ранее вытесненные или отрицавшиеся затруднения.

Если после диагностической беседы и получения согласия на консультирование специалист не попросит клиента рассказать о его собственном видении проблемы, то есть риск взять за основу цели, переставшие быть актуальными для клиента.

Ясно сформулированное соглашение о целях не только облегчает процесс психотерапии, помогая избежать тупиковых ситуаций и наладить продуктивные рабочие отношения, но и позволяет определить оптимальный момент завершения работы.

Задача консультанта на заключительном этапе работы состоит в том, чтобы понять, когда и как завершить работу с клиентом, руководствуясь совместно составленным перечнем конкретных задач. Тем самым специалист избегает ситуации, когда его работа оказывается бесцельной.

Конечно же, в ходе консультирования цели могут изменяться, однако пока они ясны и являются общими, клиент и  консультант могут в любой момент определить, насколько они близки к их достижению.

Организационные вопросы

Далее, клиент и консультант, принявшие решение о совместной работе и  определившие цели консультирования оговаривают время, частоту, место проведения сеансов и оплату консультаций.

Время встреч должно быть удобным для обоих участников. Продолжительность сеанса обычно составляет 2 часа.

Иногда возникают необычные ситуации, требующие увеличения или уменьшения продолжительности встреч, особенно когда клиент переходит к стадии поддерживающего консультирования. Тогда продолжительность встреч корректируется в зависимости от потребностей.

На решение одной проблемы, заявленной клиентом, в среднем отводится от 1 до 6 встреч. На первой консультации клиент должен получить хотя бы частичное разрешение своей проблемы и получить облегчение от того, что у него возникло понимание, что проблема имеет решение

 Вторая встреча назначается через 7−10 дней после первой.  Далее частота встреч – примерно один раз в 10−14 дней.

Иногда люди обращаются к консультанту, не подозревая о том, что потребуется регулярное, посещение, другие же могут считать, что консультации проводятся ежедневно.

Клиническая практика свидетельствует о том, что для достижения позитивных результатов и значительных личностных изменений необходимы, по  крайней мере, еженедельные встречи. Чем большего намереваются добиться участники, тем выше вероятность того, что потребуются более частые встречи.

Чем ближе запланированная стратегия консультирования к поддерживающей, тем выше вероятность того, что поставленных целей можно будет достичь при частоте меньше одного раза в неделю.

При обсуждении организационных моментов оговаривается место проведения сеансов. Предпочтительно, чтобы сеансы проводились в  одном и том же месте. Людям легче раскрыться, если они чувствуют себя «как дома», а обстановка кабинета постепенно становится знакомой, что создает у  клиента чувство комфорта.

При заключении психотерапевтического контракта также рассматриваются организационные моменты, связанные с оплатой. Многим людям трудно обсуждать денежные вопросы, поэтому иногда специалист поддается соблазну обойти прямой разговор на эту тему.

Консультант должен обязательно убедиться в том, что клиент знает о стоимости предоставляемых услуг, считает ее разумной и приемлемой и имеет возможность задать вопросы на эту тему.

Открытое обсуждение вопроса оплаты дает клиенту возможность получить информацию, на которую он имеет право, кроме того, оно помогает ему понять, что на консультативном сеансе можно обсуждать любые жизненные вопросы.

Клиент покупает услуги консультанта, он не делает покупку с гарантией возврата товара в случае, если он его не удовлетворяет. Он также не имеет права на бесплатную пробу.

Клиент должен с самого начала регулярно оплачивать услуги консультанта, учитывая, что он выполняет взятые на себя обязательства.

Оправдаются ли расходы клиента, зависит не только от квалификации психотерапевта, который пытается оказать ему помощь, но и от усилий клиента и  его степени заинтересованности в достижении результата.

В результате консультирования клиент может ожидать:

— улучшения межличностного взаимодействия;

— повышения самооценки, уверенности в себе и самоуважения;

— возрождения интереса к жизни, прилива энергии и появления удовлетворенности;

— большей веры в собственную компетентность и в собственные возможности;

— значительного снижения остроты проблем (ослабление симптоматики), заставивших клиента обратиться за помощью;

Довольно трудно заранее предугадать, избавится ли клиент с помощью консультирования от всех проблем, однако, оно поможет лучше узнать себя. Кроме того, консультирование и психотерапия уже принесли пользу другим людям.

Источник: http://www.psycholog-consultant.ru/solving/90/index.php

Психологический контракт

Четвертое измерение, консалтинговая группа | Оника Юлия

«Психологический контракт» – это неформальный договор между подчиненным и его руководителем относительно наиболее значимых вопросов в профессиональной деятельности сотрудника.

Удивительно, но этот достаточно простой менеджерский инструмент остается неизвестным и невостребованным большинством руководителей. Технология «психологического контракта», его особенности, акценты и нюансы, описанные в данной статье, позволят менеджерам легко встроить данный инструмент в свою управленческую практику.   

Что такое «психологический контракт»?

В любых, в том числе профессиональных, отношениях всегда есть определенные представления и ожидания.

Например, в одной компании принятый на работу начинающий сотрудник может рассчитывать на то, что его руководитель даст возможность работать в медленном темпе, через полгода позволит занять управленческую должность, а еще через полгода получить стажировку за границей.

Другой сотрудник в этой же компании может полагать, что выполнив несколько важных проектов, может позволить себе «звездное» поведение или что ему более чем необходимо придерживаться существующих стандартов в работе.

С другой стороны, руководитель этих сотрудников, в свою очередь, может ожидать, что его подчиненные будут всегда проявлять инициативность, и одновременно с этим полное подчинение указаниям, приверженность и лояльность к организации и т.д.

Инструментом согласования подобных, зачастую заведомо противоположных, ожиданий и является «психологический контракт». Опыт подсказывает, что если руководитель не дает себе труд согласовать ожидания с подчиненным с помощью заключения с ним «психологического контракта», рано или поздно эти ожидания войдут в конфликт друг с другом.

Как следствие, вместо того, чтобы работать, сотрудник будет жаловаться на своего босса коллегам, усиленно тратить рабочее время на интернет-серфинг, более формально относиться к исполнению своих профессиональных обязанностей.

Руководитель, в свою очередь, вместо того, чтобы заниматься стратегическими вопросами, будет вынужден искать способы повысить мотивацию и исполнительность подчиненного, а также вернуть ситуацию на прежний уровень управляемости.

В свою очередь, использование «психологического контракта» позволит избежать сотруднику неуверенности относительно своей перспективы, своих задач и требований к ним, а руководителю двусмысленности в трактовке своих обещаний и заявлений. Руководитель может заключить «психологический контракт» в двух ситуациях – во-первых, при обсуждении работы с только принятым на работу сотрудником, во-вторых, в ситуации изменений с уже давно работающим специалистом.

Как заключить «психологический контракт»?

В отличие от договора о найме или других официальных документов, «психологический контракт» обычно не формулируется столь детально.

Для того, чтобы заключить качественный «психологический контракт», прежде всего, руководителю необходимо соотнести предварительно обозначенные ожидания сотрудника с тем, что может дать компания.

Из нашего опыта работы с менеджерами мы осведомлены о порой фантастических ожиданиях начинающих сотрудников – например, в виде обязательного ежемесячного повышения заработной платы, отдельного кабинета или компьютера последней модели.

Поэтому в ситуации заключения «психологического контракта» на этапе адаптации новичка руководителю важно постараться прояснить, какой видит себе карьеру новый сотрудник, какие у него ожидания от компании и т.д., и постараться не давать пустых обещаний или не подпитывать иллюзии.

Вторым важным шагом может стать необходимость более четко понять «предмет обмена» (например, один вариант – пообещать новичку повышение в случае добросовестной работы, другой – договориться о выполнении заведомо скучного и рутинного проекта) и продумать формулировки данного «психологического контракта». Опыт подсказывает, что чем четче и прозрачней формулировки, чем яснее обозначены требования, чем меньше информации, которую нужно запомнить сотруднику, тем более вероятно, что данные условия «контракта» не будут нарушены.  

Чаще всего, «психологический контракт» заключается между подчиненным и руководителем на словах и включает в себя четыре элемента:

  1. Конкретные ожидания относительно работы. Уместно упомянуть уровни достижений различных задач, ожидаемые руководителем, а также ожидания в отношении увеличения зарплаты, премий, дополнительных доходов и т.д., как следствие, у сотрудника не будет необоснованных амбиций.
  2. Особенности работы в коллективе. Целесообразно упомянуть о сотрудниках, с которыми предстоит работать подчиненному – какие у них особенности, какие отношения сложились в коллективе, какие «подводные камни» могут существовать.
  3. Ожидания от работы сотрудника. Руководитель может упомянуть, какое поведение, какие поступки и действия ожидаются в различных ситуациях и т.д. Например, в одной из компаний, с которыми мы сотрудничаем, имеет место периодические авралы, связанные с закрытием очередного этапа одного долгосрочного проекта. Принято, что все сотрудники офиса в этот момент задерживаются на работе допоздна, а затем получают дополнительный выходной. Руководитель, приняв на работу несколько специалистов, не упомянул об этой особенности, как следствие, работа была сделана с опозданием – не у всех новых сотрудников была готовность и возможность работать в таком режиме, когда их поставили перед фактом.  
  4. Отношения с руководителем. Важно рассказать сотруднику о том, какие особенности отличают работу с вами, как с руководителем. Предпочитаете ли вы получать письменные отчеты или усные доклады, насколько трепетно относитесь к опозданиям, важна ли для вас постоянная доступность сотрудника по телефону и т.д. Все эти детали позволят сотруднику понимать, как ему необходимо изменить свое поведение, чтобы сработаться с руководителем.

Нарушения «психологического контракта»

В управленческой практике может возникнуть ситуация, когда «психологический контракт» может быть нарушен. Нарушение условий «психологического контракта» происходит в тот момент, когда компания или сотрудник превышает свои полномочия или не полностью выполняет взятые на себя обязательства.

Например, сотрудник, столкнувшись с первыми трудностями, может понять, что не справится с тем, что он пообещал.

К сожалению, в подобной ситуации сотрудник редко придет к руководителю с предложением «переиграть» условия контракта, а скорее, будет просто отступать от своих первоначальных договоренностей, нарушать правила дисциплины, халтурить в работе и т.д. В этой ситуации у руководителя есть три возможности:

  1. Настаивать на соблюдении условий существующего «психологического контракта». Приведем небольшой пример. В небольшом аналитическом отделе крупного холдинга, начинающий сотрудник начал демонстрировать усталость, неудовольствие от большого объема работы, неудовлетворенность заработной платой. Понимая, что, во-первых, заменить недовольного сотрудника сейчас некем, во-вторых, качество работы новичка заслуживает уважения, руководитель посчитал необходимым провести мотивационную беседу с подчиненным, в которой воодушевил его на более качественное и ответственное выполнение условий предварительных договоренностей.
  2. Изменить условия «психологического контракта» или заключить новый контракт. В отдельных ситуаций руководитель вполне может пойти на пересмотр условий «психологического контракта», особенно, если видит, что сотрудник старается, стремится себя проявить и просто в силу каких-то обстоятельств не может выполнить все условия «контракта».
  3. Разорвать «психологический контракт» с сотрудником. Еще один пример. Руководитель крупного департамента уже несколько раз менял своему подчиненному должность, переводил его с одной позиции на другую, но, тем не менее, никак не мог получить нужную отдачу – сотрудник оставался неудовлетворенным, немотивированным и некачественным исполнителем. В этой связи, после грубого нарушения одного из пунктов «психологического контракта», руководитель предложил сотруднику найти новое место работы

На наш взгляд, руководителям крайне важно понимать, что для эффективного управления ожиданиями сотрудников компании, ни в коем случае нельзя экономить время и энергию на обсуждение особенностей взаимодействия с ними. Руководитель, использующий управленческий инструмент «психологический контракт», имеет возможность более эффективно выстраивать свою работу с персоналом и как следствие – быть более успешным. 

Источник: https://www.trn.ua/articles/4427/

Ссылка на основную публикацию