Позитивные и негативные дети — психология

Позитивные и негативные установки для ребенка

Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, так как психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и неосознаваемое — сознание и подсознание.

В неосознаваемой сфере важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребенка играют родительские установки.

Бесспорно, родители — самые значимые и любимые для ребенка люди. Авторитет, особенно на ранних этапах психо-эмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у детей непоколебима: «Мама сказала…», «Папа велел» и т. д.

Взрослые люди, способные осознавать и контролировать, многое «подвергают сомнению», ставя психо-экологические защиты к установкам и требованиям окружающих, руководствуясь собственными желаниями и мотивами. Они не пускают в свое подсознание те установки, которые сознательно им не нужны.

(«Курить вредно!» — хочу и курю!). Дети не могут этого делать. Они не в состоянии поставить психологический барьер в отношениях с родителями.

Поэтому многое из тех установок, которые они получают от своих родителей, в дальнейшем определяет их поведение, причем стереотипное, одинаковое в сходных жизненных ситуациях. Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребенка.

А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их необязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребенку сохранить себя и выжить в окружающем мире.

Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, а мудрость — глупость, где важны стойкость, вера в себя исвои силы.

Задумывались ли вы, взрослые, какие установки дали вам ваши родители, не являются ли они внутренними указателями на вашем жизненном пути? Внимательно рассмотрите ссылки: «негативные установки», «позитивные установки» и подумайте, прежде чем что-то категорично заявлять своему ребенку о последствиях, а не ваших ли родителей это установки? Не говорите своему ребенку того, чего бы вы ему на самом деле не желали.

Негативные установки

«Сильные люди не плачут». «Думай только о себе, не жалей никого». «Ты всегда, как твой (я) папа (мама)». «Дурачок ты мой!» «Уж лучше б тебя вообще не было на свете!» «Вот и будешь по жизни мыкаться, как твой папа (мама)…». «Не будешь слушаться — заболеешь!». «Яблоко от яблоньки недалеко падает». «Сколько сил мы тебе отдали, а ты…

» «Не твоего ума дело…» «Бог тебя накажет!..» «Не ешь много, будешь толстый, никто тебя любить не будет». «Не верь никому,обманут!..» «Если ты будешь так поступать, с тобой никто дружить не будет!» «Ты всегда это делаешь хуже других…» «Ты всегда будешь грязнулей!» «Женщина глупее мужчины…» «Ты плохой!» «Будешь букой — один останешься».

«Все хорошее всегда кончается, нельзя всегда есть конфетки…»

Этот список вы можете продолжить сами, кое-что в нем вы узнали, подумайте, какие установки мешают вам жить и не давайте их своим детям, если не хотите, чтобы что-то в вашей жизни повторялось в ваших детях.

Позитивные установки

«Поплачь — легче будет». «Сколько отдашь — столько и получишь». «Какая мама умница! Какой у нас папа молодец! Они самые хорошие!» «В тебе все прекрасно…» «Какое счастье, что ты у нас есть!». «Каждый сам выбирает свой путь». «Ты всегда будешь здоров!» «Что посеешь, то и пожнешь». «Мы любим, понимаем, надеемся на тебя». «Твое мнение всем интересно».

«Бог любит тебя!» «Кушай на здоровье!» «Выбирай себе друзей сам…» «Как ты относишься к людям, так и они к тебе». «Как аукнется, так и откликнется». » Каждый может ошибаться! Попробуй еще!» «Какой ты чистенький всегда и аккуратный!» «Чистота — залог здоровья». «Все зависит от человека…» , «Я тебя люблю любого…» «Люби себя и другие тебя полюбят».

«Все в этой жизни зависит от тебя»

Как часто вы говорите детям…

— Я сейчас занят(а)… — Посмотри, что ты натворил! — Это надо делать не так… — Неправильно! — Когда же ты научишься? — Сколько раз я тебе говорила! — Нет! Я не могу! — Ты сведешь меня с ума! — Что бы ты без меня делал! — Вечно ты во все лезешь! — Уйди от меня!

— Встань в угол!

Все эти «словечки» крепко зацепляются в подсознании ребенка и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребенок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.

Эти слова ласкают душу ребенка

— Ты самый любимый! — Ты очень многое можешь! — Спасибо! — Что бы мы без тебя делали?! — Иди ко мне! — Садись с нами!.. — Я помогу тебе… — Я радуюсь твоим успехам! — Что бы ни случилось, твой дом — твоя крепость.

— Расскажи мне, что с тобой…

Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребенку стать здоровым и счастливым. Не стоит превращать жизнь в уныние, иногда ребенку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить…

Источник: http://soln-elena.ru/index.php/rabota-s-roditelyami/tipichnye-oshibki-v-semejnom-vospitanii/pozitivnye-i-negativnye-ustanovki-dlya-rebenka

Положительное и негативное влияние СМИ на развитие детей

Ни для кого не секрет, что все мы на этом свете живем ради чего-то. То есть что-то является смыслом нашей жизни. К примеру, дети также являются смыслом нашей жизни.

Поэтому, родители на все готовы, чтобы их ребенок вырос полноценным человеком. К сожалению, в XXI веке вокруг нас очень много факторов, которые влияют на психику и здоровье юных детишек.

Средства массовой информации занимают лидирующее место в списке самых популярных факторов, влияющих на развитие детей.

Положительные стороны

Всем известно, что все предметы, окружающие нас, имеют 2 стороны, точно также и с людьми. То есть, например, нельзя сказать, что какой-то человек, у которого плохой характер, по жизни является плохим и якобы не имеет никаких своих плюсов.

У каждого человека есть, как и хорошие черты характера, или хорошие привычки, так и плохие. Как в народе говорят, если луна 15 дней бывает темной, то остальные 15 дней бывает светлой.

В принципе, СМИ также можно сравнить с людьми, с предметами, у СМИ есть стороны, которые положительно влияют на развитие детишек. Открыто говоря, без которых в XXI веке сложно дать полноценное воспитание ребенку, в соответствии с требованиями современного мира.

Поскольку СМИ полностью проникли в нашу жизнь, в которой каждая вторая вещь чем-то связана со СМИ, поэтому люди уже никак не смогут от них отказаться.

Польза для детей, в возрасте от 0-3 лет

В ранние годы жизни детей, приблизительно до дет. садовского возраста, СМИ являются одним из самых лучших способов для того чтобы развивать наших детей. Посредством СМИ, в частности добрых мультиков, у детей ускоряется темп развития.

Во время просмотра разных мультфильмов, детишки пытаются делать различные анализы, в соответствии их уровню развития. То есть пытаются уследить за действиями героев, что они делают, зачем они это делают.

Благодаря этим мультфильмам, дети учатся думать и размышлять, они начинают понимать, какое действие что означает. Например, когда один герой из мультфильма куда-то уходит, он машет рукой второму человеку, когда прощается.

При просмотре этой сцены несколько раз, ребенок начинает понимать, что люди обычно машут рукой, когда уходят. В таком возрасте, детям лучше подойдут мультфильмы где больше различных действий, чем слов, ведь слова еще они не понимают.

Польза для детей школьного возраста

Детям чуть постарше, СМИ могут быть полезны своими умственно развивающими телепрограммами, например, передачи, где задают вопросы по географии, по английскому. Познавательные передачи полезны детям школьного возраста, потому что с помощью них они смогут получить новые знания, либо закрепить свой школьный материал.

В настоящее время, многие школьники активно пользуются интернетом в поиске полезной информации для своего реферата, которого задавали в школе. В таких ситуациях, очень сложно найти подходящую информацию для реферата в обычных учебниках.

В учебниках информации бывают либо устаревшими, либо недостаточными для огромного реферата.

Отрицательные стороны

Вот и наступила темная сторона наших лунных дней. Все-таки, какие плохие влияния оказывают СМИ на развитие детей? Негативных сторон несколько, поочередно будут раскрыты все отрицательные стороны.

Много агрессии, мало добра

К сожалению, мы часто видим агрессивные сцены не только в фильмах для взрослых, но и даже в обычных детских мультфильмах. В современных мультфильмах сейчас часто встречаются герои с не добрыми лицами; разные синие, зеленые человечки с тремя глазами или с двумя ртами. Более того, в мультфильмах часто встречаются сцены драки, что прямо влияет на психику юных детишек.

Помимо этого, многие родители часто забывают установить родительский контроль на своем телевизоре, в последствии которого, дети специально или случайно переключают на не хорошие программы и фильмы. Из года в год, к сожалению, компьютерные игры становятся все популярней и популярней.

Никаких проблем бы не было, если бы все компьютерные игры были бы хотя бы добрыми, про познавательных пока и речи не может быть. Многие дети, говоря родителям, что якобы делают свои уроки, часами проводят свое время, играя в компьютерные игры. К огромному сожалению, игры-войнушки почему-то интересней детям, чем обыкновенные развивающие игры.

В последствии не добрых фильмов, телепередач и компьютерных игр, дети становятся агрессивными. Например, в школе среди своих сверстников они пытаются выделяться, они начинают унижать того, кто слабее их, устраивают многочисленные драки, которые, к сожалению, к добру не приведут.

В итоге полностью меняется их характер, они стараются быть похожими на своих героев из компьютерной игры или фильма. Они повторяют их трюки, их действия, либо наоборот, они впадают в глубокую депрессию, в результате которого, ставят точку на свою жизнь.

Малоподвижный образ жизни

Один из секретов крепкого здоровья – активный образ жизни. Молодые люди, в особенности дети, должны жить активной жизнью. Малоподвижность приводит к различным заболеваниям, например, застои в селезенке, камни в почках и другие заболевания.

Согласно статистике, современный ребенок школьного возраста, в среднем тратит 4 часа в день для просмотра телевизора, также 3 часа на компьютерные игры, если посчитать общее количество времени, которые они тратят в течение года, то аж думать страшно. В принципе, и в интернете они сидят ничуть не меньше.

Более того, телевизоры и компьютеры очень вредны для глаз, таким образом, дети постепенно ухудшают свое зрение.

Нет общения

Раньше дети чаще выходили поиграть на улицу, однако нынешние дети предпочитают потратить свое драгоценное время на телевизионные программы, интернет и компьютерные игры. Им интереснее дома, чем с друзьями.

СМИ делает детей малообщительными, закрытыми и замкнутыми. Дети уходят в себя, у них пропадает интерес с кем-либо общаться, они отдаляются от общества и создают свой мир, в котором только они и их интернет или игры.

В заключении, необходимо сказать, что во всем нужно соблюдать меру. СМИ играют важную роль в нашей жизни, также понятие СМИ очень широкое, а материалы СМИ, которыми они делятся по интернету или телевизору, не всегда предназначены детям. Также дети должны уметь правильно распределять свое время, чтобы не тратить пол дня своего времени на не нужные вещи.

Источник: http://psychology-s.ru/polozhitelnoe-i-negativnoe-vliyanie-smi-na-razvitie-detej/

Как влияют родительские установки на сознание детей?

Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознаваемое – сознание и подсознание. В неосознаваемой сфере очень важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита.

Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки. Бесспорно, родители — самые значимые и любимые для ребёнка люди. Авторитет, особенно на самых ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен.

Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у ребёнка непоколебима: «Мама сказала….», «Папа велел…» и т.д. В отличие от сформировавшейся личности, ребёнок 3-4 лет не владеет психологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями.

Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам поступков ребёнка, избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной. Установки возникают повседневно.

Одни случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный для неё момент жизни ребёнка воздействует на его поведения и чувства.

Оружием против негативной установки может стать только контрустановка, причём постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих.

Например, контрустановка «Ты всё можешь» победит установку «Неумеха, ничего у тебя не получается», но только в том случае, если ребёнок будет действительно получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (рисование, лепка, пение и т.д.).

 Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребёнка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их не обязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя и выжить в окружающем мире.

Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, где важны стойкость, вера в себя и свои силы. Ниже приведена таблица наиболее часто встречающихся негативных родительских установок.

Обратите внимание на те последствия, которые они могут иметь для личности ребенка, и научитесь выдвигать контрустановки. Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали ли некоторые из них тормозящими указателями на вашем жизненном пути? Проанализируйте, какие директивы, оценки и установки вы даёте своим детям. Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребёнке веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира. Влияние негативной установки: Замкнутость, отчуждённость, угодливость, безынициативность, подчиняемость, приверженность стереотипному поведению. Влияние негативной установки: Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями. 

Читайте также:  Смех - психология

«

Влияние негативной установки: Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, страхи, повышенное эмоциональное напряжение.

 Влияние негативной установки: Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм.

 Влияние негативной установки: Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчуждённость, конфликты с родителями.

 Влияние негативной установки: Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя Влияние негативной установки: Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению. 

Влияние негативной установки: Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность. Влияние негативной установки: Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей.

 Влияние негативной установки: Нарушения в психосексуальном развитии, осложнения в межполовом общении, трудности в выборе друга противоположного пола. Влияние негативной установки: Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от родителей, «уход» в себя или «уход» от родителей.

 Влияние негативной установки: Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным случаям, подозрительность, пессимизм. Влияние негативной установки: Нарушения взаимоотношений с родителями, «уход» от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность.

 Влияние негативной установки: Проблемы с излишним весом, больные зубы, самоограничение, низкая самооценка, неприятие себя. 

Влияние негативной установки: Трудности в общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы сверконтроля, ощущение одиночества и тревоги.

 Влияние негативной установки: Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях.

 Влияние негативной установки: Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность.

 Влияние негативной установки: Отчуждённость, скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, «уход» в себя», повышенное психоэмоциональное напряжение.

 Влияние негативной установки: Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности. Естественно, список установок может быть значительно больше.

Составьте свой собственный и попытайтесь найти контрустановки, это очень полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, может «всплыть» в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребёнка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий. •Я сейчас занят(а)… •Посмотри, что ты натворил!!! •Как всегда неправильно! •Когда же ты научишься! •Сколько раз тебе можно повторять! •Ты сведёшь меня с ума! •Что бы ты без меня делал! •Вечно ты во всё лезешь! •Уйди от меня! •Встань в угол! Все эти «словечки» крепко зацепляются в подсознании ребёнка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребёнок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе. 

А эти слова ласкают душу ребёнка: 

•Ты самый любимый! •Ты очень многое можешь! •Что бы мы без тебя делали?! •Иди ко мне! •Садись с нами…! •Я помогу тебе… •Я радуюсь твоим успехам! •Что бы не случилось, наш дом – наша крепость. •Расскажи мне, что с тобой… Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребёнку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам ребёнок – не беспомощная «соломинка на ветру», не робкая травинка на асфальте, которая боится, что на неё наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не только от опыта и знаний родителей, но и от их умения чувствовать и догадываться! 

автор: педагог- психолог В.А.Свиридова

Источник: http://psitor.ucoz.ru/publ/psikhologija/kak_vlijajut_roditelskie_ustanovki_na_soznanie_detej/4-1-0-216

Причины негативных личностных образований у детей, Эмоциональное благополучие ребенка в группе — Детская психология Библиотека русских учебников

ГлавнаяПсихологияДетская психологияПредыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Нарушение дошкольником нравственных норм может быть сознательным и бессознательным. Во время бессознательного нарушения ребенок действует под влиянием ситуативных желаний.

Такое поведение ее возрастной особенностью, что свидетельствует о н несформированность механизмов нравственного поведения, а также о том, что норма еще не стала ее внутренней психологической инстанцией, а есть лишь внешней требованием.

Ребенок, оказываясь под властью мгновенных желаний прибегает к отрицательных поступков, не задумываясь о последствияхдки.

Сознательное нарушение моральной нормы означает, что малыш понимает противоречие между своим поведением и социально одобренным образцом. Однако удается к шалостям, совершает проступки

Между шалостями и проступками существует существенная разница. Баловство характеризуются доброжелательным отношением к людям, во время них ребенок проявляет свою активность, инициативность, находчивость, положительные эмоции, бескорыстие. В раннем возрасте шалости является самоцелью, д источником бурных положительных эмоций.

У них сюжет используется как фон, своеобразное оправдание действий и их последствий. Так продолжается примерно до 5-ти лет. Позже мотивом шалостей становится вопрос:»Что станеть ся, если открыть кран и закрыть пальцем струю воды?»Их источником является познавательное отношение к предметам и явлениям, стремление исследовать их.

До таких шалостей чаще прибегают активные, инициативные любознательные д.вні, допитливі діти.

Нередко шалости, мотивированные вопрос»Что я могу?»,. Граничащих с бесчинством их источником является развитие самостоятельности. Происходят они по такой схеме: ребенок нарушает правила и ждет реакции взрослого. Да к она проверяет свою силу, утверждает свое. Я, пытается очертить границы дозволеногі дозволеного.

Проступок — поступок, нарушающий нормы, правила поведения, общепринятый порядок; вина

основном они возникают из-за неумелого, но очень сильное стремление защитить свое. Я от переживаний и образ

Вызывают проступки частые наказания, немотивированные запреты, окрики, обидные прозвища, насмешки, недостаточность любви и общения со взрослыми и сверстниками, чувство покинутости и ненужности и. Они являются следствием невозможности ребенка положительно самоутверждаться через неправильное отношение к ней дорослого.

Проступки, которые повторяются, закрепляются и превращаются в привычку, формируют черты характера

распространенным проступком ребенка ложь — умышленное искажение истины. Она всегда имеет корыстную цель и этим отличается от фантазии. Вызывают ее страх перед наказанием, негативный пример взрослым лого.

Дети прибегают к ней, когда начинают понимать необходимость выполнения определенных правил, а потому оказываются в ситуациях двойной мотивации.

Добиваясь признания взрослых, ребенок, нарушила правило находит выход во лжи, что может быть также следствием недостаточно развитой волевой сферы ребенка, неспособности найти в себе силы для достижения результаттату.

На практике борьба с ложью часто сводится к обвинениям взрослыми ребенка:»Ты лжец!» сли взрослый, обнаружив доверие к ребенку, выразит уверенность, что она никогда не унижать себя ложью. Итак, в воспитании ребенка необходимо правильно направлять развитие потребности в признанииби у визнанні.

Ложь начинает развиваться, когда у ребенка не сформировалась потребность в отношении к другим людям на основе правды, когда честность не стала качеством, повышает значимость ребенка в глазах других людей

В дошкольном возрасте при реализации притязаний на главную роль в игре, на победу в спортивных соревнованиях и других ситуациях у детей может проявиться зависть — чувство раздражения, досады, вызванное превосходством, превосходством, благополучием другого. У дошкольников она появляется в связи с доминированием внешних (иерархических) отношений («кто главнее»)

завистливые ребенку трудно сопереживать, радоваться успехам. Чтобы помешать другим в этом, она может даже прибегнуть к своеобразным символических действий

Гиперактивные дети часто проявляют драчливость, поскольку не находят другого применения своей энергии, не умеют общаться, устанавливать позитивные отношения с ровесниками.

Такое их поведение нер редко распространяется не только на»обидчиков», но и на маленьких, слабых, беззащитных. Они находят удовольствие в том, что их боятся. Ощущение силы вызывает еще большую драчливость, усложняя отношения и.

Она может быть порождением культа силы в семье, неправильной позиции взрослых («Дай сдачи!»,»Уважают только сильных»и др.). Этими проявлениями перечень негативных личностных образований в дошкольник не исчерпывается.

Все они являются следствием незнания особенностей внутреннего мира ребенка, неправильной взаимодействия с ними взрослых, неграмотных, неэффективных педагогических воздействиих, неефективних педагогічних впливів.

Эмоциональное благополучие ребенка в группе

На нравственном развитии личности ребенка существенно отражается его положение в группе сверстников. От него зависит самооценка, эффективность усвоения норм межличностных отношений в коллективе зависит жно от характера этих отношений различают следующие типы личностейй:

1)»звезды»Такими детьми восхищаются за их красоту, обаяние, умение быстро и точно оценивать ситуацию, принимать на себя ответственность и т.д.. Однако они могут проникнуться чрезмерной самоуверенностью ю, зазнайствозазнайством;

2)»попранные»В отношении к себе они часто испытывают незаинтересованность или презрительную снисходительность ровесников, их привлекают к игре на посредственные роли. По многим причинам в таких.

Детей накапливается в образа, готовность восстать против навязчивых условий жизни в группе. Нередко они ищут возможности для установления отношений с»звездой», прибегая к заискивания, беспрекословного подчинения и др.

чного підкорення та ін.;

3)»изолированные»Такие дети переживают»эмоциональный голод»в общении а сверстниками, обостренно воспринимают жизненные реалии, слишком эмоционально выражают свое отношение к ровесникам: могут любить кого вот из группы реальных или ими выдуманные качества или ненавидеть за пренебрежение к своей персонвагу до своєї персони.

«Изолированными»становятся по многим причинам. Кто-то часто болеет, редко ходит в дошкольное учреждение, и дети не успевают привыкнуть к нему, да и сам он никого не знает. К другому такое отношение возникает.

Через физические недостатки, черты характера, манеры поведения. Иногда подобное случается 3 детьми, которые раньше не посещали дошкольного учреждения, не имеют навыков общения в группе, игровых уменийігрових умінь.

Какой бы ни была причина изолированности, следствием ее, как правило, неполноценный социальное развитие.

Ребенок с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь сверстников, нередко становится егоц центрическим, замкнутой, отчужденной.

По этим причинам она будет обижаться и жаловаться, хвастаться, фальшивить, врать. Такому ребенку трудно в общении доточуючимы, нелегко и им с ненею.

Проблемы социализации не должны переходить в хроническое состояние, асоциальность личности. Ребенку, который имеет проблемы с признанием, следует помочь реализовать притязание на признание ровесников.

Иногда для этог го нужна социальная терапия для предупреждения нежелательного личностного развития, формирование у нее потребности и навыков активного поведения.

Основными аспектами ее является создание благоприятного социального микр оклимату в детском коллективе, в котором каждый ребенок смог бы реализовать свое притязание на признание, развитие в непопулярных детей специальных навыков общения.

Хорошо, если в группе победителем в игре становится непопулярна ребенок. Поэтому игры нужно подбирать с учетом особенностей таких детей, демонстрировать поощрительное отношение к ним,. Тактично и непринужденно предоставлять им преимущество, увлекаться ими, хвалить (чередования, красивый рисунок, аппликацию и т.д.тощо).

Приобретение популярности в детской группе только путем поощрения взрослого не будет эффективным, если не закрепляться реальными успехами ребенка в его ежедневном общении со сверстниками

Итак, нравственное развитие личности дошкольника напрямую зависит от позиции взрослого, его нравственности, этики и т.д.. Взрослый, будучи для дошкольника моральным эталоном, устанавливает связь между моральным сознанием и моральным поведением, когда норма становится мотивом поведения. Собственно от него зависит, сформируются у дошкольника негативные образованияня.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Источник: https://uchebnikionline.com/psihologia/dityacha_psihologiya_-_pavelkiv_rv/prichini_negativnih_osobistisnih_utvoren_doshkilnikiv.htm

Теоретические основы психологии воспитания школьника

Страница 22 из 34

Специфика семейного воспитания: позитивное и негативное влияние семьи

Семья для ребенка – это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть, – здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый или колючий и дерзкий – там он свой.

Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь.

Семья – это определенный морально-психологический климат, для ребенка это первая школа отношений с людьми.

Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям.

Есть определенная специфика семейного воспитания в отличие от воспитания общественного. По природе своей семейное воспитание основано на чувстве.

Изначально семья, как правило, зиждется на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов: проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувства долга.

Чувство любви со всей гармонией различных нюансов его проявления сопровождает ребенка, начиная с внутриутробного существования до взрослости. Эта гамма чувств благотворно влияет на развитие и воспитание ребенка: дает ему ощущение счастья, надежности существования, чувство защищенности от внешних невзгод, а в лице родителей – авторитетных советчиков, помощников, защитников.

Парадокс в том, что эта изначально позитивная для развития ребенка гамма чувств может стать как позитивным, так и негативным фактором воспитания. Здесь важна мера проявления чувства.

Недополучивший родительской любви ребенок вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда – замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым…

Читайте также:  Королевская речь - психология

Выросший же в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания маленький человек рано развивает в себе черты эгоизма и эгоцентризма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия.

Если в семье нет должной гармонии чувств, если вообще ребенок подвержен влиянию безнравственной атмосферы, буйных, а нередко низменных страстей, эмоционально отрицательных проявлений в отношении к самому ребенку, то нередко в таких семьях развитие ребенка осложняется, семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности.

Особенностью семейного воспитания также является тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит – различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения.

Еще одной особенностью семейного воспитания является то, что оно органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека: в семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности – интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, ценностно-ориентированную, художественно-творческую, игровую, свободного общения. Причем проходит все этапы: от элементарных попыток до сложнейших социально и личностно значимых форм поведения.

Семейное воспитание имеет также широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года. Его благотворное (либо неблаготворное) влияние человек испытывает даже тогда, когда он вне дома: в школе, на работе, на отдыхе в другом городе, в служебной командировке.

Однако семья таит в себе определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. Так, наиболее распространенными негативными факторами семейного воспитания, которые приходится учитывать в воспитательном процессе, следует считать:

— неадекватное воздействие факторов материального порядка: избыток (или недостаток) вещей, приоритет материального благополучия над реализацией духовных потребностей растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность и противоправность семейной экономики;

— бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей;

— авторитаризм либо «либерализм», безнаказанность и всепрощенчество;

— безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье;

— отсутствие нормального психологического климата в семье;

— фанатизм в любых его проявлениях;

— безграмотность в психолого-педагогическом отношении (отсутствие целенаправленности воспитания, беспринципность, противоречивость в применении методов воспитания, физические наказания, причинение детям тяжелых нравственных страданий);

— противоправное поведение взрослых.

Исходя из специфики семьи как персональной среды развития личности ребенка, должна быть выстроена система принципов семейного воспитания:

— дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья;

— родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть и способствовать развитию в нем лучшего;

— воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индиви-дуальных особенностей;

— диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу семейного воспитания;

— личность самих родителей – идеальная модель для подражания детей;

— воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке;

— все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре;

— оптимизм и мажор – основа стиля и тона общения с детьми в семье.

Эти принципы могут быть расширены, дополнены и видоизменены. Главное, чтобы они были. И были пронизаны гуманистической идеей о наивысшей ценности ребенка.

Таким образом, семья выступает в роли важнейшего условия развития ребенка. Именно в семье закладываются основы его духовности, ценности, те нормы и правила поведения, которым он будет следовать всю свою жизнь.

Источник: http://www.libsid.ru/psichologiya-vospitaniya-shkolnika/teoreticheskie-osnovi-psichologii-vospitaniya-shkolnika/spetsifika-semeynogo-vospitaniya-pozitivnoe-i-negativnoe-vliyanie-semi

Психология воспитания ребёнка: позитивные эмоции и чувства – опора для будущей жизни ребёнка

Психология воспитания ребёнка очень важна. Психологи доказали, что самым важным для человека является восприятие его другими людьми. Человеку необходимо признание его, как личности. Эти признания делятся на несколько видов: позитивные и негативные.

К позитивному признанию человека относятся приятные слова, сказанные в его адрес, проявление знаков внимания, забота. А к негативному признанию относятся прямо противоположные действия. Чтобы более кратко и понятно описать эти признания, принято называть их поглаживаниями. Об этом можно узнать в трансактном анализе.

Поглаживания также делятся на виды. Очень важными для человека являются безусловные поглаживания. Их выражают по отношения к человеку просто так, без каких либо условий, за что, что этот человек просто есть в этом мире.

Существуют также условные поглаживания. Их проявляют с определенными условиями. Например, ты умница, ты помыл пол, ты хороший, ты молодец. Так как условные поглаживания направлены на эго человека, они способны его разрушить.

В психологии воспитания ребёнка был замечен уникальный феномен. Психологи обратили внимание на то, что позитивные поглаживания для детей более важны, чем прием пищи.
Если родители хотят, чтобы их ребенок вырос уверенным в себе, развивался и любил и уважал себя, как личность, необходимо дать ему как можно больше позитивных поглаживаний.

В психологии воспитания ребёнка нужно его обнимать, целовать, говорить приятные и ласковые слова. Психологами была установлена частота объятий и поцелуев ребенка. Так для маленьких детей, которые еще не ходят в школу — это не меньше восьми раз в день. Эта эмоциональная связь с родителями помогает нормальному психическому развитию ребенка.

И еще один момент, о котором я хочу вам рассказать. Как не странно, но негативные поглаживания необходимы ребенку и будут полезнее, если совсем отсутствуют позитивные поглаживания. Для любого человека, не только для ребенка самым страшным и обидным будет полное его игнорирование близкими людьми. Уж лучше тогда устроить скандал.

В психологии воспитания ребёнка используют такой термин, как Мама — Ледяная королева. Для ребенка это самое страшное явление. Когда мама уже не может никак повлиять на свое чадо, она может прибегнуть к этому приему. Она не разговаривает с ребенком, не обращает на него внимания и таким образом пытается добиться своего. Это своеобразный метод воспитания для многих мам.

На самом деле, этот способ манипулировать своим малышом очень жестокий. Он не проходит бесследно, а остается в памяти, чем влияет на психику ребенка. Лучше уж накричать на ребенка, поругать его и после этого постараться ему объяснить в чем он не прав. Ведь ребенок ни в коем случае не должен сомневаться в любви мамы к себе.

Источник: http://www.planetachudesland.ru/psihologiya-vospitaniya-rebenka/

Негативные установки. Негативные установки — привычки ума

Эти шаблоны, определяющие отношение к себе и миру, бывают более или менее универсальными ( «к Тридцати Годам все Хорошие Мужчины Давно Женаты, Свободны Только Импотенты и Неудачники») и глубоко индивидуальными («стоит только мне расслабиться, как со мной тут же случается какое-то несчастье».

Это фильтр, не позволяющий видеть реальность и новые возможности
.

Даже шансы, которые сами идут в руки, человек нередко отвергает под влиянием негативных установок, находя для сохранения не устраивающего его положения вещей какую-нибудь рациональную причину (смехотворную с точки зрения постороннего наблюдателя.

Люди, которым ненавистно само словосочетание «Позитивное Мышление», нередко говорят «я никогда не поверю, что достаточно просто повторять «у меня всё хорошо» или «я здоров», чтобы получить желаемое». Разумеется, они абсолютно правы.

Просто повторять «я Гений», «я выйду замуж за Джонни деппа» или «я обязательно разбогатею» недостаточно. Нужно верить всей душой, превратить мысль в убеждение (а разница между этими понятиями огромна.

Эта разница, кроме прочего, заключается в том, что если мы по-настоящему верим во что-то, то наша Вера сопровождается чувствами: если я верю в хорошее, то испытываю радость, подъем.

В том случае, если я не испытываю положительных чувств, работая с каким-то позитивным убеждением, то я на самом деле не верю. Я хорошо знаю это по себе: несколько раз в жизни мне требовалось похудеть.

Невозможно одновременно верить, что «Лишний вес Стекает с Меня как Вода» или «я сбрасываю вес с рекордной быстротой» (это мои любимые установки, когда я хочу похудеть) и постоянно злиться и переживать из-за лишнего веса.

Лишь в том случае, если я недовольна собой, всё время думаю «нет, Блин, ну я же Очень Толстая» или «да ни фига я не худею», то я худею очень медленно, даже при диете и больших физических нагрузках.

Так что самое трудное для меня — быть довольной своим телом и быть в хорошем настроении. Тогда я легко и быстро с гораздо меньшими усилиями худею.

Надо учитывать еще и то, что часто наши сознательные желания, наши поверхностные мысли противоречат нашим бессознательным глубинным желаниям и убеждениям: есть вещи, в которые мы — не скажу «Верим», но пытаемся верить — осознанно, а есть вещи, в которые мы действительно верим.

Можно сказать, бессознательно верим. Потому что когда обращаешь внимание человека на несоответствия между тем, что он исповедует как желаемое и тем, что он делает, человек обычно начинает яростно отрицать свою веру.

Однако путем несложных наблюдений со стороны становится заметно, во что человек действительно верит.

К еще большему сожалению, бессознательная Вера и бессознательные желания с легкостью одерживают верх над осознанными ( «Бьют их, как Стоячих», как сказал один клиент на психологической группе.

Например, сознательно человек хочет быть успешным и разбогатеть (скажем, прекрасно зарабатывать с помощью любимого дела или найти альтернативный источник дохода.

А бессознательно этот же человек считает, что желать богатства и благополучия стыдно, что стремящийся к хорошей жизни субъект непременно бездуховен, что богатые и желающие богатства люди ему, мягко говоря, несимпатичны.

Чужое стремление к благополучию вызывает у него не уважение и радость за других, а скепсис, зависть, презрение или неприязнь. Неудивительно, что такой человек вряд ли разбогатеет. Ведь к чему бы он ни стремился сознательно, в глубине души он верит, что богатство — это нечто плохое.

А плохого мы старательно избегаем. Поэтому человек будет свое попадание в это плохое состояние блокировать, ведь «Стать Богатым» — это сделаться одним из тех глубоко неприятных ему людей, чьи ценности совершенно не совпадают с его собственными.

Вообще, это универсальное правило: если мы хотим чего-то, к чему бессознательно испытываем негативные чувства (злость, страх, тревогу, обиду, недоверие, презрение), то нам гораздо труднее это получить.

Психологи, занимающиеся преимущественно работой с проблемами личной жизни, часто встречаются с ситуациями, когда женщина сознательно очень хочет встречаться с мужчиной или выйти замуж, а бессознательно верит, что «все Мужики Козлы», или боится мужчин, или считает, что жизнь с мужчиной очень трудная, а «брак — это такая обуза! «У Женщин, Работающих с Психологами по Поводу Стойкого Бесплодия, не Вызванного при Этом Никакими Физиологическими Причинами, Нередко Обнаруживается Такие Установки, как»дети — это очень тяжело», «вот родишь ребенка и считай, что жизнь кончилась», «быть матерью — это чудовищный крест». Нередко освобождения от подобных установок бывает достаточно, чтобы забеременеть. В других случаях, оно является не единственной, но существенной составляющей терапии.

Человек, «Истинная Вера» (установки) которого противоречит исповедуемому сознательному желанию, будет стараться оправдать это неразрешимое противоречие (для нас — людей — не только важнее быть правыми, чем счастливыми, но и жить в непротиворечивом мире важнее, чем жить хорошо.

Поэтому, например, человек, сознательно стремящийся к материальному благополучию, но плохо относящийся к богатству и богатым, будет заключать невыгодные договора и упускать заработки.

Именно когда ему предложат какую-нибудь выгодный платный контракт, он обязательно будет занят какой-нибудь неотложной бесплатной работой, которую ему по сугубо внутренним причинам непременно нужно сделать как можно скорее, хотя ее выполнения никто кроме него не ждет.

У такого человека постоянно будет не хватать сил, чтобы выполнять выгодные заказы, он будет ссориться с заказчиками или просто испытывать такую неприязнь к ним, что не сможет с ними работать. Даже если это очень умный человек, прекрасный специалист, он перестает понимать задания, выполняя их неправильно.

Он, вероятно, сможет один или два раза победить установку сознательным желанием, но поставить дело своего финансового благополучия на поток он не сможет до тех пор, пока не изменит ту часть мировоззрения, которая касается богатства.

До этого он будет саботировать приток доходов, а желательно еще и найдет неожиданные большие траты (пусть даже это будет человек, ведущий весьма и весьма экономный образ жизни. Разумеется, это будут расходы, не приносящие удовлетворения (например, на лечение или починку чего-либо), чтобы они ни в коем случае не ассоциировались с благополучием и богатством.

Даже если у такого человека найдется альтернативный источник дохода, он будет верить, что это «Ненадолго», «случайные деньги», и бессознательно сделает всё, чтобы аннулировать этот доход.

И, наконец, даже повысив свой доход, человек может продолжать жить как бедный. Недаром говорят, что есть люди бедные и богатые на уровне самосознания. Даже если богатый по своим установкам человек обеднеет, он будет чувствовать себя богатым, но просто на время попавшим в несвойственное ему положение.

Читайте также:  Признаки дружеских отношений - психология

Бессознательно и осознанно он сделает всё возможное, чтобы вернуться в нормальное для него благополучие.

К сожалению, если на человека, бедного по своим установкам, валится нежданное богатство, он всё равно будет ощущать себя бедным (временно разбогатевшим) и сделает всё, что восстановить статус-кво, как та американка, которая дважды выиграла несколько тысяч долларов в лотерею, но, очень быстро истратив эти деньги, живет теперь в старом трейлере в бедности.

Самая мешающая негативная установка — прямой запрет на счастье.

Чаще всего она бывает либо у людей, которых с детства запугивали ( «Если Будешь Радоваться — Потом Случиться Что-нибудь Очень Плохое»), либо у людей, обремененных невротическим чувством вины («как ты смеешь хотеть хорошего для себя, когда всем вокруг так плохо? «, «Ты этого не заслуживаешь! «), Либо у тех, кому с детства внушили, что счастье это ненормальное состояние. В последнем случае довольно часто речь идет об установке, что жить хорошо — это бездуховно. Что желание (а главное, умение) жить хорошо — признак внутренней ущербности: «жить хорошо — и всё! Это всё, к чему стоит стремиться! Нет, конечно, не всё. Но почему бы для начала не стать и счастливым тоже? Почему счастье и духовность должны противопоставляться? Почему хорошее должно исключать духовность, а не быть ее частью. Почему люди считают, что тот, кто их создал, желает им чего-то иного, кроме как хорошего?

На самом деле, можно быть счастливым и при этом посвящать себя богоискательству, добрым делам или служению ближнему.

А можно быть глубоко несчастным и при этом вести «Теплохладную» эгоцентрическую жизнь, в которой очень немного места для той же духовности.

В таких случаях тоже можно воскликнуть «и это всё! Так может быть, стоит для начала добавить в это хотя бы счастье! Когда мы находимся во власти негативных установок, нам просто не приходит в голову, что можно жить по-другому.

Осознав силу влияния негативных установок, люди часто спрашивают: «почему же я держусь за них, даже когда точно знаю, что они не соответствуют действительности? Почему сохраняю их, когда это вредит мне? У негативных установок (как и у привычки быть несчастным) есть серьезные вторичные выгоды.

Они позволяют человеку подкреплять привычное видение себя и жизни. Да, в этой картине он может выглядеть плохим, несчастным, неустроенным, страдающим и одиноким. Зато его мир стабильность сохраняет. Разрушение привычной картины мира это стресс, которого психика старается избежать.

Хотя и платит за это дорогую цену: гнусное самовосприятие и уныние вместо радости жизни.

Кроме того, запас негативных установок позволяет не думать самому, не реагировать спонтанно, пользуясь готовыми стереотипами.

Ну и наконец, образ страдающего, печального, одинокого главного героя (или всегда рвущейся на части ради чужого блага главной героини) имеет немало бонусов: тебя жалеют, тобой восхищаются, о тебе говорят «Надо же, Какой Умный, Талантливый, Добрый (… Нужное Вставить), а как ему не Везет в Личной Жизни, Карьере, Заработках (… Нужное Вставить)» (а это показатель особенной, значительной судьбы.

Работа с позитивными установками — это большой труд. Он индивидуален: в каждом случае нужны будут свои открытия и меры.

Негативные установки (особенно запрет на счастье) бывают настолько глубокими, эмоционально заряженными и травматичными, что не со всеми из них может получиться работать самостоятельно. В этом случае лучше всего менять их в рамках психодрамы или групповой психотерапии.

Там, где возможна самостоятельная работа, она нередко бывает сложной и … достаточно нудной и кропотливой.

Я скажу сейчас о некоторых (только некоторых ее аспектах), и может быть, однажды напишу более подробную статью именно на эту тему.

Для начала их нужно несколько недель отслеживать свои негативные установки, кропотливо наблюдая за собственными мыслями и чувствами.

Это редко бывает непрерывным процессом (хотя и хорошо бы сделать его именно таким: вам может надоесть, вы можете забыть или решить, что «это не Помогает» (хотя наблюдение — только первая часть процесса.

Результаты наблюдений лучше фиксировать: записывать или делиться с кем-то (а еще лучше делать и то, и другое. Стоит возвращаться к такой работе несколько раз: через месяц, через два или три месяца, а потом через полгода.

Затем нужно выработать привычку относиться критически к каждой мысли, рисующей самого себя или важную часть жизни в черном свете.

Это время анализировать установки, воспоминать об их происхождении и спрашивать себя «из-за чего я так думаю? Что на это работает? Что было бы с моей жизнью, если бы я думал об этом по-другому? Спрашивать обычно приходится не по одному разу: часто не удается сразу вспомнить «откуда я знаю, что я неудачник? «или Вспоминаются Далеко не все»источники информации».

После этого следует заменять негативную установку положительной (её необходимо тщательно сформулировать, и она должна звучать так, чтобы «Цеплять» вас, отзываться, а не просто быть набором слов), которую придется повторять. Я могла бы предложить, записывать 10 раз подряд в течение 2 недель. Но говоря по правде, положительные установки нужно повторять до тех пор, пока они не подействуют, а на это иногда нужны месяцы.

Быстрых изменений не будет: большинству из нас требуется от полутора до трех месяцев, чтобы привыкнуть к новому образу мыслей. И, повторюсь, часто нужна более глубокая работа в терапии.

Источник: https://psihologiyaotnoshenij.com/stati/negativnye-ustanovki-negativnye-ustanovki-privychki-uma

Психология популярности: что важно знать для работы и.. воспитания детей | Блог Татьяны Ананьевой

Курс Coursera по психологии популярности привлек мое внимание потому, что вопросы персонального брендинга актуальны. Мне захотелось узнать подробнее о том, что же вообще стоит за термином популярность.

Но оказалось, что этот курс полезен в первую очередь для меня как для мамы (и в гораздо меньше степени для работы).  Авторы курса в большей степени изучали тему популярности и ее влияния на жизни детей среди детей и подростков, и показывали, как она влияет на их будущее.  Тем не менее, курс я прошла полностью и делюсь главными выводами.

Что значит быть популярным?

В рамках курса даются два подхода к определению популярности. Первый  определяет популярность как готовность и желания других детей (к примеру, одноклассников) играть со своими сверстниками.

В ходе научных экспериментов их просят выделить тех,  с кем хотелось бы играть в первую очередь и с кем никогда не хотелось бы играть. Это  популярность, основанная на подходе «нравится / не нравится».

В итоге все разделяются на 5 подгрупп и эта классификация используется во многих исследованиях. Появляются дети, которые считаются «популярными» – у них много сторонников (кто хочет с ними играть) и мало негативных оценок. Появляются те, у кого много негативных оценок («отказники») – это самая сложная категория.

Их не любят и они достаточно часто проявляют в ответ агрессию. Это самая большая группа риска, т.к. с возрастом из этой группы больше всего тех, кто попадает в тюрьмы, нарушает закон или же начинает страдать депрессией, разрушать свою жизнь алкоголем, наркотиками.

  Есть категория «отверженных»  — они стараются играть со всеми, но их «исключают», они играют как-бы в параллели. И есть категория тех, кого невозможно не заметить, но их поведение вызывает полярные оценки («негативно популярные»).

  По этим четырем группам распределяются примерно 50% представителей любой опрашиваемой аудитории, оставшаяся половина попадает в классическую нейтральную зону («как все»).

Интересно, что в ходе научных исследований было установлено, что обычно люди склонны оставаться в своей группе поведения даже при смене обстановки. За исключением отверженных, т.к. они как раз могут перейти в другую группу, если поменять школу или место жительства. Т.е. в основе этих подходов лежат устойчивые модели поведения.

Второй подход к определению популярности (где при этом возникают те же 5 групп) больше характерен для групп подростков. Она уже определяется ответом на просьбу выделить самых популярных и самых непопулярных ребят (к примеру, в классе или команде).   Таковы определения популярности, но что же на нее влияет.

Что влияет на популярность?

Увлечение ЗОЖ, имиджем и уходом за своей внешностью – не случайны. Наш внешний вид – черты лица, фигура, здоровый и ухоженный вид – все это напрямую влияет на восприятие нас другими людьми.

Люди привлекательные, стройные, атлетически сложенные вызывают большее доверие, интерес, им легче стать популярными.  Все это работает на уровне подсознания. Даже младенцы с большим удовольствием контактируют с привлекательными людьми.

Отсюда вывод о том, что стремление популярных людей выглядеть хорошо – это не просто дань современной моде, а умение использовать базовые человеческие инстинкты.

Самым же серьезным фактором, влияющим на популярность, является качество социального взаимодействия, то, как человек ведет себя с окружающими.

Интересно, что тут есть закономерность: чем популярнее человек в детстве и чем лучше он общается с другими, тем в итоге больший опыт социальных контактов он приобретает.

Так человек быстрее совершенствует этот навык и тем легче ему в будущем оставаться в числе популярных людей. Видимо поэтому всем интровертам приходится «мимикрировать» под экстравертов, чтобы их легче принимали в обществе.

  «Отказники» или «отверженные» (игнорируемые другими) в итоге гораздо хуже приспосабливаются к внешней среде и им сложнее обрести популярность. Если, конечно, они не обладают феноменальными способностями, которые в итоге приводят их к вершинам признания и успеха.

Важно чувство юмора (оно привлекает людей), а вот в отношении ума очень интересная история. Он очень важен для детей, но в подростковом возрасте никто особо не любит гиков и ботаников, они рискуют попасть в группу отверженных.

Но не столько из-за ума, а из-за тех усилий, которые они прикладывают, чтобы успевать в средней и старшей школе. Тут нужно уметь маскировать свои усилия и делать вид, что тебе все само собой дается. Интересно, что таких вот «ботаников» не любят и взрослые, работающие люди.

Никто не возражает признать ум и способности коллеги, но вот чрезмерная отдача в работе, упорный труд – это путь к тому, что коллеги могут избегать вас.

Динамика популярности с возрастом

Обычно люди склонны оставаться в рамках тех групп, куда они попадают в раннем детстве. Т.е. модель поведения в детстве зачастую сохраняется и в более зрелом возрасте.

Интересно при этом, что дети сначала подражают своим родителям, чтобы быть популярными (родительская модель поведения принимается за образец).

А вот в период пубертата все меняется ровно на 180 градусов – чем меньше в поведении того, что важно для родителей (и в целом взрослых), тем больше ты уважаем в среде сверстников.

Понемногу маятник идет обратно, и к вузу (особенно его окончанию) ребенок становится гораздо ближе к своим родителям (еще один шаг на встречу к их модели жизни происходит после появления у человека ребенка).   Зная такие закономерности поведения, можно легче понять, принять и помочь своему ребенку (надеюсь, что это так и будет..)

Учитывая значимость и влияние этих моделей на нашу жизнь, о чем пойдет речь далее, очень важно с раннего детства помогать ребенку обрести правильные социальные навыки и сформировать позитивные модели поведения.

Почему популярность важна

Для человека популярность в своем сообществе очень важна. Она служит своего рода гарантом того, что его не «исключат» из общины и он сможет пользоваться ее поддержкой. Люди выживали в группе и с тех пор это глубоко укорененный инстинкт.

В подростковом возрасти популярность у сверстников, признание с их стороны – это способ «отделиться» от родителей и научиться жить самостоятельно. Во взрослом возрасте наша популярность определяет к какой группе – оптимисты или пессимисты (в терминах позитивной психологии) – мы будем относиться. Она задает наши реакции на обстоятельства.

Если вы популярны, уверены в себе, то вероятность позитивной реакции на события, умение не принимать происходящее на свой счет (и реагировать более спокойно, адекватно) гораздо выше. Это еще один из факторов, который будет влиять и на ваше здоровье, в частности на заболевания, связанные со стрессом (к примеру, кардио).

Поэтому изучение подходов позитивной психологи очень полезно, поскольку дает возможность сформировать правильные модели поведения.

Если же вы были отвергаемы, то вы будете многие негативные вещи воспринимать как угрозу лично вам. Это будет провоцировать агрессию, создавая дополнительные сложности в общении с окружающими и увеличивать ваши проблемы.  Реагируя таким образом вы замыкаете петлю негативной реакции.

Самое больше число депрессий, проблем с курением, алкоголем, наркотиками, лишним весом, а также с преступностью приходится на группы тех людей, кто входит в число «отказников» (у кого было много негативных оценок их поведения от окружающих).

Поэтому популярность – это скорее про умение социализироваться, выстраивать отношения и за счет этого жить полноценной, насыщенной жизнью. Тем более, что для счастья человека очень важны отношения с людьми. Это доказал гуру позитивной психологии Мартин Селигман.

Об этом я расскажу в самое ближайшее время.

Источник: http://tananyeva.com/psihologiya-populyarnosti-chto-vazhno-znat-dlya-raboty-i-vospitaniya-detej/

Ссылка на основную публикацию