Направленность внимания в любви — психология

Психология внимания общие представления о внимании

ПСИХОЛОГИЯ ВНИМАНИЯ

Общие представления о внимании

Трёхкомпонентная система памяти в когнитивной психологии (Аткинсон и Шифрин) простое вход СР внимание (селекция) забывание СР сенсорные регистры повторение (артикуляционная петля) разрабатывающее КП ДП забывание КП кратковременная память ДП долговременная память

Внимание в повседневной жизни и деятельности человека

Леонардо да Винчи (1452 — 1519)

Развивай внимание каждый день, размышляй о внимании и молись о внимании. Как жадный ростовщик, каждодневно, неутомимо взыскуй, требуй от себя его возрастания.

Со внимания человек начинается, вниманием образуется, вниманием совершенствуется. Вниманием движется мысль, питается память, волнуется воображение. Вниманием рождается изобретение и созидается красота.

Внимание тебя приведет к вершинам божественного, к бессмертию

Томас Алва Эдисон (1847 — 1931)

В мире есть два вида людей: внимательные и невнимательные. Невнимательных огромное большинство; эти люди не замечают ничего кроме них самих в узкой полоске сиюминутности.

… Они никогда не придумывают и не создают ничего нового, не могут ни организовать, ни руководить; все их замыслы – бредни, все предприятия – пустые затеи, обреченные на провал.

Единственно, что они могут – это плохо исполнять чужие инструкции и указания и неправильно толковать идеи; чтобы у них выходило что-нибудь путное, требуется постоянный контроль.

…Внимательных людей очень мало – единицы на многие тысячи; только они видят мир таким, каков он в действительности; только они совершают открытия, интересно придумывают, точно расчитывают и правильно исполняют … Качество жизни зависит от количества внимательных людей на единицу земной поверхности; но увы, это количество убывает, и спасти мир может только Союз Внимательных …

Определение внимания по Добрынину Внимание – направленность и сосредоточенность нашей психической деятельности; под направленностью мы понимаем выбор деятельности и поддержание этого выбора; под сосредоточенностью мы понимаем углубление в данную деятельность и отстранение, отвлечение от всякой другой деятельности

В 1975 г. Добрынин пишет: внимание есть особый вид психической деятельности, выражающийся в выборе и поддержании тех или иных процессов этой деятельности. Этот выбор сопровождается сосредоточением внимания, делающим ясной и отчётливой избранную деятельность

Мы знаем, что • Внимание – важнейшее условие продуктивности деятельности • Мы можем быть внимательными и невнимательными • Мы можем указать, на что направлено наше внимание • Мы внимательны в разной степени • Мы можем управлять направленностью и степенью нашего внимания • Мы часто направляем внимание на то, что нас окружает вопреки нашим намерениям и тому, что мы делаем

внимание • как психический процесс • как психологическое свойство личности • как психическое состояние

Состояния внимания и невнимания

Состояния внимания • абсорбция • «опыт потока» • концентрация • собранность

Михайи Чиксентмихайи

Вклад внимания, как правило, окупается увеличением продуктивности и качества деятельности. Внимание необходимо для приобретения действительных знаний и выработки навыков. Особо внимательными мы должны быть в критических и опасных ситуациях. Нередко ещё до наступления таких обстоятельств следует быть настороже или начеку, а в задачах длительного наблюдения – постоянно бдительными

Перцептивная (быть настороже) Собранность Готовность Бдительность Моторная (быть начеку)

Состояния невнимания (виды рассеянности) • прострация (истинная рассеянность) • профессорская (мнимая рассеянность) • поэтическая (мнимая рассеянность) • ученическая • старческая

Джеймс пишет (к состоянию прострации): Большинство людей ежедневно испытывает и не раз нижеследующее состояние: глаза устремляются в пространство, звуки, доносясь извне, сливаются в однообразный смутный гул, внимание рассеивается настолько, что всё тело ощущается как бы сразу, а передний план сознания переполняется как бы чем-то, каким-то печальным чувством подчинения бесплодно проходящему времени.

Специальные феномены невнимания • автоматизация • дорожный гипноз • пустой взор • ошибки рассеянности • синдром дефицита внимания и гиперактивности • невнимательность • селективное невнимание

Неустойчивость внимания Отвлекаемость внимания Импульсивность Гиперподвижность СДВи. Г

Гарри Салливан пишет: . . . таинственный феномен селективного невнимания … отражает механизм, посредством которого мы закрываемся от переживаний, воздействующих на те сферы, где у нас присутствуют определенные проблемы.

Эффекты, функции и критерии внимания

ЭФФЕКТЫ И ФУНКЦИИ

Критерии внимания по Гиппенрейтер Ø феноменальный Ø продуктивный Ø внешних реакций Ø мнемический Ø избирательность

Источник: http://present5.com/psixologiya-vnimaniya-obshhie-predstavleniya-o-vnimanii/

Виды внимания в психологии. Функции и виды внимания :

Человек — сложно устроенное существо. 3 составляющих определяют индивидуума: дух, разум и тело. Каждая его ипостась выполняет свои функции. Психика, являясь отражением реальности, помогает приспособиться к окружающей обстановке, как-то изменить ее или поменяться самому.

Психика человека осуществляет несколько жизненно важных процессов, которые помогают в деятельности. Внимание в жизни человека сложно переоценить. Оно помогает нам учиться, мыслить, отбирать нужную информацию и так далее.

Что именно делает для нас внимание, чем оно характеризуется, и как его развивать? На все вопросы мы постараемся дать ответы.

Психический процесс — внимание

Многие слышали и часто употребляют в речи такое словосочетание, как внимание человека. Психология определяет это понятие как процесс направленной и сосредоточенной фиксации сознания на конкретных объектах, вследствие чего они представляются четко и ясно.

Внимание отвечает за несколько важных действий в нашем сознании, с помощью них мы можем воспринимать информацию, выбирать из большого ее количества именно то, что нам необходимо. Основными функциями этого психического процесса являются:

  • Стимулирование к работе необходимых и замедление ненужных процессов психики в данный момент времени. Например, нам нужно запомнить несколько предложений дословно. В этот промежуток времени неактуален анализ этого текста, поэтому сразу же подключаются такие процессы, как память, воля, речь, а на второй план отходят мышление (конкретно — анализ), ощущение. Конечно, все процессы психики взаимосвязаны, поэтому существуют доминирующие и второстепенные процессы.
  • Обеспечивает отсеивание информации, воспринимаемой нами, в соответствии с нашими потребностями в конкретный промежуток времени. Например, мы читаем газету и хотим там увидеть рецепт приготовления новогоднего салата. Читаем-то мы все, но особое внимание и запоминание направлено именно на этот салат.
  • Обеспечение избирательности и концентрации на конкретном объекте или действии длительное время. В этой функции мы уже немного затронули виды внимания в психологии, поэтому объясним их подробнее.

Какие виды этого психического процесса бывают?

Поскольку внимание многогранно, из-за того что в его действии имеет место и работа других психических процессов, то и его разновидности классифицированы с нескольких сторон. Итак, виды внимания в психологии разделяют в зависимости от ведущего анализатора, деятельности, в которой участвует этот процесс, направленности на конкретный объект и так далее.

По виду деятельности, в которой принимает участие этот психический процесс, он бывает:

  • сенсорно-перцептивным (получение информации с помощью органов чувств, например, когда человек слушает музыку или следит за движением какого-либо предмета);
  • интеллектуальным (мы внимательны к какой-либо решаемой задаче, этот процесс начинает свое действие при мыслительных операциях);
  • двигательным (такой вид внимания активно проявляется себя при сложных движениях, например, у спортсменов или каскадеров).

В некоторых случаях эти виды объединяются в один процесс. Это происходит при сложных хирургических операциях, у инженеров, работающих с аппаратурой, и так далее.

Виды внимания в психологии также различаются по анализатору: обонятельное, слуховое, вкусовое, кинестетическое, зрительное и другие.

Внимание может отличаться по направленности:

  • внутреннее — человек сосредотачивается на ощущениях, которые его беспокоят внутри тела, очень часто бывает при остром проявлении какого-либо заболевания или нестабильном душевном состоянии;
  • внешнее — процесс направлен на внешнее окружение, мир;
  • пограничное — это не внутренние ощущения, а те, которые идут с поверхности кожи и слизистых оболочек.

Психический процесс разделяют еще по степени волевого контроля. Эти виды внимания в психологии анализируются чаще всего, особенно у детей.

Волевая сфера — очень сложная, требует постоянного развития не только в раннем возрасте, но и у взрослых людей.

По силе воли в жизни оценивается сила самой личности, поэтому механизмы ее развития и действия имеют большое значение и для проявления внимания.

  1. Непроизвольное внимание наблюдается у детей младшего возраста почти всегда, пока они не умеют проявлять волю. Этот вид бывает и у всех взрослых, когда мы видим что-то интересное, яркое или слышим внезапный звук. Для сосредоточения не прилагаются в этом случае никакие усилия. Проверкой может быть внезапный хлопок руками в кругу знакомых — даже те, кто не участвует в разговоре, посмотрят, что там происходит. Иногда для каждого человека бывает свой объект непроизвольного внимания. Это зависит от его потребностей в конкретный промежуток времени.
  2. Произвольным считается внимание, которое контролируется волей. Для достижения поставленной цели, даже если нам что-то неинтересно, мы заостряем внимание на конкретном действии или объекте. Процесс удержания этого вида психического процесса на объекте может быть усилен с помощью действий, направленных на этот объект, и удаления каких-либо отвлекающих раздражителей. Развитие внимания произвольного начинается в возрасте 3-4 лет, когда ребенок уже способен по необходимости удерживать его на объекте или выполнять определенные действия, которые ему неинтересны. Яркий пример — выучить стишок в детском саду или собрать игрушки.
  3. Послепроизвольное, другими словами — переходящее, сначала требует определенных усилий, затем переходит во внимание непреднамеренное (непроизвольное). Это бывает при подготовке к экзаменам — сначала трудно себя заставить, потом информация нас заинтересовывает, и мы окунаемся в нее с головой.

Что такое свойства внимания в психологии?

Они помогают нам понять, какие психические операции мы выполняем. Также с их помощью мы можем охватывать вниманием несколько объектов, менять фокус, в зависимости от обстоятельств. Свойства внимания делятся на две подгруппы на основании того, какое количество объектов или действий мы хотим охватить: направленные на один объект и множество.

Направленные на один объект:

  • Концентрация — с этим свойством мы часто встречаемся в повседневной жизни. Часто бывает так, что человек играет или читает, и его не дозовешься. В этом случае у него хорошо развита концентрация внимания. Это очень хорошее свойство для тех, кто работает умственно среди шума. Дети, которые не могут вникнуть в материал на уроках, имеют низкий уровень концентрации.
  • Устойчивость — отличается от первого свойства своей продолжительностью, активным включением. Почему часто для младшеклассников делают маленькое количество уроков в день? Потому что они не в состоянии долго активно воспринимать информацию.
  • Избирательность — проявляется при сосредоточении внимания на одном или нескольких объектах. Свойства внимания характеризуются тем, что очень тесно пересекаются друг с другом. Это свойство похоже на концентрацию, то есть проявляется как выборочная концентрация среди каких-либо раздражителей, чаще всего шума. Избирательность больше нужна при умственной работе.

Следующая группа включает в себя свойства внимания в психологии, которые направлены на некоторое количество объектов.

  • Распределение — человек выполняет несколько дел одновременно (с полной осознанностью). Ярким примером такого свойства является поведение Юлия Цезаря, который мог выполнять много действий одновременно. Но такие люди встречаются нечасто, ведь невозможно сознательно и сосредоточенно делать 4-7 действий. Чаще всего многие достигают такого результата при выполнении двух действий, когда одно из них сведено до автоматизма. Если кто-то считает, что может поступать, как Юлий Цезарь, он путает распределение со следующим свойством, описанным ниже.
  • Переключаемость — это такая характеристика внимания, его свойство, при котором сознательно человек перемещает внимание с одного на другой объект. Это может происходить быстро, и создается впечатление, что несколько действий выполняется сразу. Свойство нам крайне необходимо в повседневной жизни, так как помогает ориентироваться и приспосабливаться к постоянно меняющейся ситуации. Переключаемость легко поддается тренировке.
  • Объем — количество информации, о которой мы можем четко и ясно думать одновременно. Наш мозг не может анализировать всю поступающую информацию извне, поэтому задача внимания — ее дробить. Это происходит с помощью объема, который от рождения практически не меняется при обучении. Практически у всех людей объем внимания равен 5 плюс-минус 2.
Читайте также:  Предотвращение ненужных эмоций - психология

Взаимосвязь памяти и внимания

Память и внимание в психологической науке считаются двумя тесно связанными процессами. Сначала мы адаптируемся к изменяющейся ситуации, выделяя необходимые нам объекты, затем их запоминаем. Здесь уже подключаются виды и свойства памяти.

Кроме этого, они похожи по качеству получения информации. И память, и внимание зависят от того, получили ли они чувственный опыт при концентрации на объекте и его запоминании. Такой механизм восприятия связан с нашим отношением к информации, а также эмоциональным настроем в данный момент.

Поистине очень интересно устроена наша психика. Мы можем идти по улице, зная, где перешагнуть ямку на дороге, и совсем не отдавать себе в этом отчет. Мы часто делаем многие вещи автоматически, думая совсем о другом.

Как так получается? В этом состоит основная характеристика внимания и видов памяти: распределяя информацию извне, подключая процессы запоминания, переключения и концентрации, мы без ошибки найдем дорогу домой, сконцентрировавшись на проблемах учебы или работы.

Эмоции и внимание, или Какая польза от впечатлений?

Принимая полезную информацию, мы хотим, чтобы она хорошо запомнилась. Но не всегда это возможно — мы могли в этот момент отвлечься, переключиться на что-то другое и так далее. Поэтому на помощь здесь приходят наши впечатления.

Интерес к впечатляющему объекту делает нас внимательными, а также возникшие эмоции помогают развиваться долгосрочной памяти.

Сосредотачивая внимание на том, какие эмоции у нас возникали и впечатления остались после определенной информации, мы с легкостью сможем вспомнить ее суть.

Особенности внимания детей

Ребенок рождается как чистый лист — беспомощный, нежный и трепетный. С самого начала у него, при нормальном течении беременности и родов, присутствуют все психические процессы, которые развиваются в течение всей жизни.

Что касается внимания, то этот процесс психики также присущ ребенку — он фокусирует свой взгляд на маме, изучает ручки, ножки, занимается с игрушками, любит рисовать и смотреть мультики. Вся его деятельность не обходится без внимания.

При этом есть маленький, но очень важный нюанс — малыши не могут специально заострять на чем-то внимание. В раннем детстве действующий вид внимания — непроизвольный. С его помощью ребенок активно познает и приспосабливается к окружающей среде, как определяет наука психология.

Виды и свойства внимания в этом возрасте направлены на познание и восприятие новой информации обо всем, что окружает малыша.

Только к 3-5 годам начинает формироваться произвольное внимание, с помощью которого ребенок может выполнять уже некоторые поручения, задания, но ему еще очень сложно сосредоточиться на объекте продолжительное время. В этот период на первый план выходит непроизвольное внимание.

В школьном возрасте, когда происходит становление целостной личности, постепенно набирает обороты развитие произвольного и послепроизвольного внимания. Очень существенную роль в развитии этого психического процесса, его видов и свойств играет учитель.

Именно учителя помогают ученику организовать свое внимание, тем самым развивая такие свойства, как концентрация, распределение, избирательность, переключаемость. В период средней школы ребенок уже определяется с тем направлением, какое ему интересно, в котором он хотел бы развиваться.

Если нет никаких проблем со здоровьем (например, гиперактивность, которая напрямую зависит от свойств внимания), после школы у него нет проблем с усвоением информации и сосредоточением на ней.

Каким изменениям подвергается внимание в юношеском и зрелом возрасте?

В юношеском возрасте основной вид деятельности — учебно-профессиональный. Именно в данной деятельности продолжает свое развитие обсуждаемый психический процесс.

В механизм, который определяется как развитие внимания, в этом возрасте входят такие структуры личности, как направленность, способности, мотивация, формирование мировоззрения и другие.

Юноши и девушки обращают свое внимание на то, что прежде всего им интересно, а потом уже заставляют себя воспринимать информацию, проявляя интерес к ней впоследствии. Таким образом, в юношеском возрасте у человека функционируют все виды внимания и его свойства, продолжая развиваться.

Развитие внимания (психология определяет детство и юность как пиковые для рассматриваемого психического процесса) в зрелом возрасте происходит благодаря сформированным ранее ценностным ориентациям уже взрослого человека.

Желание не оставаться на достигнутом уровне, постоянный поиск новой информации, стремление познавать больше нового, практиковать, совершенствоваться — вот основные внутренние движущие силы, мотивы, помогающие человеку развивать не только внимание, но и другие когнитивные процессы.

В этом возрасте все-таки могут быть и определенные ограничения, которые мешают процессу развития, например, низкий уровень образованности, стрессы, деструктивные личностные качества и привычки.

Психический процесс у пожилых людей

Сам возраст наталкивает нас на мысль о том, что теоретически могут возникнуть проблемы внимания. Снижение памяти и функциональности внимания действительно имеет место среди людей пожилого возраста.

В период после 60-65 лет происходят структурные изменения в головном мозге, которые сопровождаются нейрофизиологическими и нейрохимическими процессами старения. Также снижаются компенсаторные функции мозга из-за изменения пластичности нейронов.

Вследствие этого пожилой человек не может приспосабливаться к изменениям окружающей среды, а это значит, что поражается одна из основных функций внимания. Кроме того, людей в пожилом возрасте начинают атаковать различные сосудистые и дегенеративные заболевания.

Поддержать организм можно, если следить за питанием, выполнять несложные задачки, вести здоровый образ жизни.

Диагностика внимания

Чтобы изучить особенности внимания человека, психологи используют тестовые материалы. Их множество, но каждый тест направлен на конкретный вид и свойство внимания.

Есть универсальные методики, которые позволяют узнать уровень развития внимания в общем. Чаще всего такие тесты используются для диагностики у детей, подростков и молодежи.

В зрелом возрасте применяют узконаправленные вопросники с профессиональным уклоном.

Основными методиками для изучения внимания являются: методика Мюнстерберга, таблицы Шульте, методика «10 слов» и некоторые другие, в зависимости от цели исследования. Эти задачи определяет наука психология.

Тема «Внимание» в последнее время поднимается очень часто, так как проблемы, связанные с этим психическим процессом, атакуют детей дошкольного и школьного возраста, даже взрослые страдают от нехватки концентрации, распределения и переключения.

Как развивать этот процесс психики?

Развитием внимания занимаются не только психологи, но и медики, логопеды, дефектологи, педагоги. Так как от этого процесса психики зависит многое в нашей жизни, существуют целые программы по исследованию и развитию отдельных видов и свойств.

В психологической практике повышение уровня функционирования внимания осуществляется двумя способами: индивидуальные коррекционные занятия и групповые, иногда элементы коррекции этого процесса мы можем наблюдать в тренингах развития личности.

Для этого специалистом подбираются специальные упражнения, в зависимости от того, с какой возрастной группой он будет работать.

Развивать внимание можно и самостоятельно, подыскав некоторые упражнения-картинки, на которых нужно что-то найти или отследить либо выполнить определенные действия.

Источник: https://www.syl.ru/article/167233/new_vidyi-vnimaniya-v-psihologii-funktsii-i-vidyi-vnimaniya

Свойства внимания с другой точки зрения

Внимание — это динамичный ход познавательных процессов. Она не имеет собственного содержания, а также продукта, но имеет специфические свойства.

Свойства внимания исследовались под руководством М. Ф. Добрынина, И. В. и В. И. Страховой, Ф. М. Гоноболина. Особый интерес представляет рассмотрение внимания на основе деятельного (П. Я.

Гальперин) и личностного (И. В. Страхов, В. И. Страхов) подходов.

Часто в учебниках понятия внимания раскрывается через такие важные свойства этого явления, как направленность и сосредоточенность сознания человека. Под направленностью понимают прежде всего выборочный (селективный) характер сознательной деятельности.

Избирательность проявляется не только в подборе необходимой деятельности или нужного объекта, но и в более-менее длительном хранении их в сознании. Избирательность получает свое проявление в восприятие, моторных процессах, мышлении, чувствах и т.д.

Сосредоточенность как свойство внимания означает не только отвлечение от второстепенного, но и торможение побочных раздражителей, которые не касаются деятельности, что составляет предмет внимания субъекта.

Это удержание внимания на одном объекте или на одной деятельности и абстрагирование от всего другого. Например, ученик занимается конструированием.

Он полностью погрузился в дела, не замечает, как течет время, не реагирует на обращение к нему, ибо даже и не слышит их. В этом случае говорят о великой силе сосредоточенности его внимания.

Физиологической основой сосредоточенности внимания является сила очага оптимального возбуждения и соответствующая сила торможения, которая возникла вследствие индукции и способствует концентрации возбуждения в рабочих участках мозга.

C сосредоточенностью связана интенсивность или напряжение внимания. Она оценивается электроенцефалографичным методом. Чем меньший интерес у человека к деятельности, тем больше влияют на нее другие раздражители. Затормозить их действие человеку труднее, поэтому внимание будет напряженнее.

Сосредоточенность и интенсивность внимания объединяют, называя такое свойство концентрацией внимания. Концентрация внимания является условием успешного выполнения деятельности в том случае, если она сочетается с другими свойствами, например, с объемом, распределением внимания.

Устойчивость — это свойство, которое заключается в длительном удержании внимания на предмете или какой-либо деятельности. Она определяется длительностью сосредоточенной и интенсивной внимания.

Следовательно, устойчивое внимание — это длительная, высоко концетрированное внимание. Эта особенность характеризуется временем, в течение которого деятельность человека сохраняет свою целеустремленность.

Особенно важным является умение сохранять устойчивость внимания при неблагоприятных условиях, когда действуют различные отвлекая раздражители.

Устойчивость внимания зависит от особенностей объектов, на которые она направлена.

Так, повышают устойчивость внимания такие объекты, которые можно воспринимать с разных сторон, и наоборот, однообразные объекты не способствуют поддержанию внимания.

Устойчивость внимания поддерживается постепенным усложнением объекта восприятия, мышления и чувств. Однако сложный объект, который не соответствует познавательным возможностям учащихся, быстро вызывает усталость и снижает внимание к себе.

Устойчивость внимания зависит не только от особенностей объектов, но и от активности личности. Внимание может быть устойчивой, когда субъект дает объекту или деятельности важное значение, когда относится к ним с интересом и оказывает практическую или соответствующую познавательную активность, ведет поисковую работу в решении перцептивных и мисленных задач.

Колебания (флуктуация) внимания — это периодическая кратковременная непроизвольное изменение напряжения внимания до определенного объекта или деятельности. Это кратковременное и непроизвольное усиления или ослабления внимания, связанное с изменением возбудимости соответствующих участков коры больших полушарий.

Стойка внимание может сохраняться в течение 10-15 минут, а кратковременные ослабления внимания не имеют значение для деятельности, они позволяют сделать маленький перерыв в сосредоточенности.

Так, временное снижение внимания является кратковременным и необходимым отдыхом, оно незаметное и не разрушает устойчивости внимания, но дает возможность сохранить ее к определенной деятельности в течение 45 минут и более.

Согласно данным инженерно-психологических исследований, флуктуации внимания можно рассматривать как процесс самонастраивания сенсорных систем, обеспечивающих регулирование «пропускной способности» их.

Ученые связывают возникновение колебаний внимания со стадиальностью ее сосредоточенности (включение в работу, достижения сосредоточенности, а затем ее колебания, что преодолеваются путем волевых усилий, снижение сосредоточенности и работоспособности при усилении усталости.

Состояние, противоположное устойчивости, называется неустойчивость внимания и проявляется в ее отворачивании, или отвлечения, другими объектами, т.е. в изменении под их влиянием направленности деятельности человека.

Чем менее устойчива внимание, тем чаще и легче она отвлекается второстепенными для определенной работы внешними и внутренними факторами, вследствие чего такая работа временно или совсем прекращается.

Отвлекают внимание те же агенты, что ее самопроизвольно привлекают: внезапные, сильные, резкие, динамичные внешние раздражители, а также резкие изменения состояния организма.

Чем менее развита личность, тем более сильной является отвлекая действие побочных раздражителей. Поэтому надо заботиться об устранении всего, что может отвлекать внимание детей во время урока (открытие дверей, шум в коридоре и т.п.).

Различные средства иллюстрации, которые несвоевременно появляются в поле зрения учащихся, предотвращает их внимание от того, что говорит учитель.

Неустойчивость внимания возникает в условиях непосильной, трудной, неинтересной и немотивированным деятельности.

Если ученик проявляет нестойкое внимание, учитель должен выяснить причину. Она может быть обусловлена внешними обстоятельствами, условиями, в которых учится школьник, невоспитанность его внимания или недисциплинированность.

Читайте также:  Синтон-куратор - психология

В первом случае следует заботиться об улучшении условий и методики преподавания, во втором — тренировать свойства внимания, в третьем — влиять на личность школьника с целью повышения чувства ответственности и дисциплинированности.

Во всех видах сознательной деятельности необходимо различать основные, доминирующие процессы, которые составляют предмет внимания человека, и «фон», состоящий из тех процессов, доступ которых в сознание еще закрыт, но в нужный момент они могут перейти в центр внимания и стать доминирующими. Соответственно принято различать объем, распределение и переключение внимания.

Объем внимания — это количество объектов, которые воспринимаются одновременно с достаточной четкостью. Объем внимания определяется рядом факторов, прежде всего особенностями воспринимаемых объектов. Несвязанны между собой предметы воспринимаются в количестве от 12 до 14.

С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что в учебной деятельности следует учитывать особенности объема внимания школьников и не переобтяживаты их сознание второстепенной информацией. Учитель, объясняя определенное вопрос, должна показать ученикам внутренние связи между изложенными мнениями, что будет способствовать расширению у них объема внимания.

Объем внимания зависит от опыта и практической деятельности человека. Объем внимания ученика, что начинает читать, очень мал, но во время овладения техники чтения, приобретения опыта чтения художественной литературы увеличивается и объем внимания, необходимый для этой деятельности.

На объем внимания влияет суть поставленной задачи. Если перед учеником поставить задачу проверить самостоятельно выполненную работу и найти ошибки, то ученик будет стараться расширить объем внимания. Если же сузить задачи (например, сказать, чтобы ученик нашел ошибки в словах с не акцентированным «е» и «ы»), то он ограничит свое внимание лишь словами с такими орфограммы.

Объем сенсорного внимания изучается с помощью прибора Е. А. Милеряна, который называется тахистоскопом (от гр. «Тахисто» — быстро, «скопео» — смотреть).

Этот прибор представляет собой экран с окошко, в котором исследуемом на короткое время демонстрируют буквы или цифры, фигуры, слова и т.д.

Количество элементов представленного на экране материала, которую назвал исследуемый, является показателем объема его внимания.

Отвлечение внимания следует отличать от ее переключения, под которым принято понимать произвольное изменение человеком направленности своего внимания с одного объекта на другой.

Здесь человек сознательно переходит от одной задачи к другой, сама направляет свое внимание на новые объекты в соответствии с изменившимся условиям ее работы.

Потребность переключать внимание возникает во многих случаях, например в работе водителя машины, педагога, который проводит урок в классе, шахматиста, играющий с несколькими партнерами. В основе изменения направленности внимания лежит перемещение в коре головного мозга очага оптимального возбуждения.

Переключить внимание легче, если между предыдущей и последующей деятельностью является связь, если предыдущее задание выполнено, если объект последующей деятельности интересует человека. Тяжелее сконцентрированную переключить внимание с одного объекта на другой, если до следующего объекта или деятельности человек не имеет интереса.

Не рекомендуется часто изменять содержание и виды работы в процессе учебной деятельности, если это вызывает трудности у школьников.

В случае усталости и во время однообразной работы переключение внимания является полезным и необходимым.

В переключении внимания ярко проявляются индивидуальные особенности человека. Замедленность или скорость переключения внимания зависит от подвижности основных нервных процессов (возбуждения и торможения), однако управление в переключении внимания может повысить его показатели.

Распределение внимания оказывается как одновременное внимание к двум или нескольких объектов и одновременное выполнение действий с ними или наблюдения за ними.

Распределять внимание возможно и необходимо, в жизни это нужно постоянно, а некоторые профессии требуют непременно распределения внимания (водитель, пилот, учитель).

Учитель одновременно следит за классом и дает пояснения. Распределение внимания необходим и школьнику.

Например, он слушает объяснения учителя и следит за тем, что он показывает (карту, картину), или слушает и одновременно делает записи.

Умение распределять внимание производится в практической деятельности. Две работы только тогда можно успешно выполнять, если одна из них настолько усвоена или легкая, не требующая сосредоточенной внимания, человек выполняет ее свободно, лишь немного контролирует и регулирует.

Часто бывает так, что в центре внимания человека — лишь одна основная Деятельность, а вторая занимает сравнительно малую часть внимания, она находится не в центре внимания, а на периферии.

Следовательно, при распределении внимания она концентрируется в основном на одной деятельности, основой которой является определенный очаг возбуждения в коре больших полушарий, а другая деятельность обеспечивается менее возбудимыми в этот момент участками коры.

Учитывая это невозможно распределить внимание между такими видами деятельности, которые требуют участия одних и тех же анализаторов. Например, невозможно быть одинаково внимательным одновременно до двух музыкальных произведений. Трудно быть внимательным к двум видам умственной деятельности.

Трудно распределять внимание, если объекты внимания очень сложны. Успешнее происходит распределение внимания в случае сочетание умственной и моторной деятельности. Основным условием успешного распределения внимания являются высокий уровень усвоения по крайней мере одного вида смежных дальностей.

Распределение внимания зависит от степени ее сосредоточенности. Если один из объектов вызывает глубоко сконцентрированную внимание, ее трудно распределять на другие объекты.

Умение распределять внимание можно развивать, выполняя методически правильно соответствующие упражнения. Способность человека к распределению внимания зависит от ее возраста, уровня развития личности и индивидуальных особенностей.

Свойства внимания следует рассматривать как сложную иерархическую систему. Так, все свойства внимания считают проявлениями сосредоточенности внимания или разделяют на три вида: интенсивность, широту (объем и распределение) и переключатся(единство устойчивости и динамики).

Источник: http://suxxessology.com/obschaya-psychologiya/item/121-svojstva-vnimaniya-s-drugoj-tochki-zreniya.html

Свойства внимания

Свойства внимания — направленность, объем, распределенность, сосредоточенность, интенсивность, устойчивость и переключаемость — связаны со структурой деятельности человека.

На первоначальном этапе деятельности, при осуществлении общей ориентации, когда предметы этой обстановки еще равнозначимы, основной особенностью внимания является широта, равномерно распределенная направленность сознания на несколько объектов. На этой стадии деятельности еще нет устойчивости внимания.

Но это качество приобретает существенное значение, когда из имеющихся объектов выявляются наиболее значимые для данной деятельности. Психические процессы концентрируются на этих объектах.

В зависимости от значения деятельности психические процессы становятся более интенсивными. Длительность действия вызывает необходимость устойчивости психических процессов.

Объемом внимания называется количество объектов, которое человек может одновременно осознавать с одинаковой степенью ясности.

Если наблюдателю показать одновременно на короткий срок ряд объектов, то окажется, что люди охватывают своим вниманием четыре, пять объектов. Объем внимания зависит от профессиональной деятельности человека, его опыта, психического развития. Объем внимания значительно увеличивается, если объекты сгруппированы, систематизированы.

При допросе следует учитывать, что свидетель, воспринимавший событие в течение незначительного интервала времени (например, быстро убежавшего за укрытие преступника, промчавшийся на большой скорости автомобиль), не может дать показаний более чем о четырехпяти особенностях воспринимавшихся объектов.

Объем внимания несколько меньше объема осознавания, ибо наряду с отчетливым отражением объектов в нашем сознании в каждый момент происходит и неотчетливое сознавание многих других объектов (до нескольких десятков).

Распределенность внимания — направленность сознания на выполнение нескольких одновременных действий. Так, следователь, производя обыск, одновременно обследует помещение, поддерживает контакт с обыскиваемым, наблюдает за малейшими изменениями его психического состояния, делает предположение о наиболее вероятных местах хранения искомых объектов.

Распределение внимания зависит от опыта, навыков и умений. Начинающий водитель напряженно регулирует движение автомобиля, он с трудом может оторвать взгляд с дороги, чтобы посмотреть на приборы, и ни в коей мере не расположен поддерживать разговор с собеседником.

Начинающему велосипедисту очень трудно одновременно двигать педали, сохранять равновесие и следить за особенностями дороги. Приобретая в процессе упражнения соответствующие устойчивые навыки, человек начинает совершать те или иные действия полуавтоматически: они регулируются теми участками мозга, которые не находятся в состоянии оптимального возбуждения.

Это и дает возможность совершать несколько действий одновременно, тогда как любое новое действие требует полного сосредоточения сознания.

Концентрация внимания — степень сосредоточенности сознания на одном объекте, интенсивность направленности сознания на этот объект.

Переключаемость внимания — скорость произвольной смены объектов психических процессов. Это качество внимания в значительной мере зависит от индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности человека — уравновешенности и подвижности нервных процессов.

В зависимости от типа высшей нервной деятельности внимание одних людей более подвижно, других — менее подвижно. Эта индивидуальная особенность внимания должна учитываться при профессиональном отборе. Высокая переключаемость внимания — необходимое качество следователя.

Частые переключения внимания представляют значительную психическую трудность, вызывают переутомление центральной нервной системы.

Устойчивость внимания — продолжительность сосредоточенности психических процессов на одном объекте. Она зависит от значимости объекта, от характера действий с ним и от индивидуальных особенностей человека.

Источник: azps.ru

Источник: http://hr-portal.ru/article/svoystva-vnimaniya

Трудности в любви или Внимание в любви

Внимание в любви — это внимательность к себе и к тому, кого любишь. Любовь невозможна без проявления внимания к себе и к тому, кого любишь. Любовь без внимания умирает.

Именно невнимание приводит к тому, что в какой-то момент люди перестают видеть друг в друге свои идеалы и расходятся.

Обратите внимание, что разговор сейчас пойдёт не о внимании, при котором из нескольких впечатлений одно, какое-нибудь, воспринимается наиболее ясно, и не о внимании, при котором имеет место заботливое отношение, и не о внимании, как предупредительность или благосклонное отношение. Речь в статье пойдёт о внимании, как об интересе и стремлении вникнуть в проблему и заинтересоваться ею, что в результате и приводит к способности человека видеть себя и другого человека (других людей) такими, какие они есть на самом деле.

Подобного рода способность человека, а именно — постоянно видеть человека всегда таким, какой он есть, — это один из основных признаков развития человека. Чем более развит человек, тем более развита у него такая способность, а именно способность постоянно видеть реальность такой, какая она есть.

И наоборот, чем меньше человек стремится вникнуть в себя самого, заинтересоваться самим собой, чем меньше человек интересуется другими людьми, тем меньше он видит себя и других в реальном свете и тем менее человек развит.

Современный человек находится на таком уровне развития, при котором его способность видеть себя и других реальными, находится, можно сказать, чуть ли не в зачаточном виде. Это приводит к тому, что человек обращает своё внимание на себя и других не постоянно, а очень и очень редко. Проще говоря, восприятие современного человека себя и других людей можно смело называть неадекватным.

Только в какие-то особые моменты человек вдруг просыпается и обращает внимание на себя и другого человека или других людей. Чаще всего это происходит тогда, когда произошедшие изменения уже настолько значительны, что их невозможно не заметить.

Именно это обстоятельство я смело называю основным, на сегодняшний день, препятствием человека к своей любви: Человек не проявляет постоянного внимания к себе, человек не проявляет постоянного внимание к другим людям.

В чём причина такого невнимания? Сказать, что всё дело в степени развития человека, недостаточно. Необходимо указать на такие факторы, которые непосредственно связаны с тем, что человек не хочет быть внимательным. А суть сводится именно к тому, что человек именно не хочет быть постоянно внимательным; человек не стремится к тому, чтобы быть постоянно внимательным.

Что это за факторы такие? Фактор один. Непонимание, или зачастую просто незнание того, что человек меняется каждое мгновение. Каждое мгновение, прожитое нами, делает нас другими.

Мгновение — это самый короткий промежуток времени, кратчайший промежуток времени. Мгновения — это не года, не десятилетия. Мгновения — это даже не месяцы и не недели.

Мгновения — это не дни и не часы и даже не секунды.

Когда кто-то кому-то говорит: «Ты изменился, ты стал другим!» — это значит, что имело место невнимание. Это значит, что вдруг кто-то проснулся и обратил, наконец-то, свое внимание на другого.

Читайте также:  Решимость - психология

Это значит, что последний раз человек обращал свое внимание на этого человека лет так пять назад, а может и больше. Естественно, что за эти года многое изменилось, но только все это оставалось не замеченным.

Да и заметили-то, наверное, потому только, что не заметить уже было просто невозможно.

Люди меняются независимо от того, проявляют к ним внимание или нет. Но когда отсутствует внимание к людям, когда изменения, происходящие в человеке каждое мгновение, не замечаются, тогда, в какой-то момент, случается трагедия.

Что происходит с человеком, который невнимателен к себе и другому человеку (другим людям)? Такой человек начинает подменять реальность вымыслом. Он начинает видеть себя и другого, находящегося рядом с ним, не такими, какие они есть в действительности, а такими, какими он (невнимательный человек), хочет всё это видеть, видеть и себя, и другого человека.

И вымысел этот настолько силён, что полностью вытесняет из сознания человека реальность. И до тех пор, пока реальность не начинает уже слишком отличаться от вымысла, всё идёт тихо и гладко. Но когда разность между реальностью и вымыслом становится такой огромной, что превосходит своими размерами все допустимые пределы, пелена спадает и…

мы слышим пресловутое: «Ты изменился (изменилась), ты стал (стала) другим.»

Изменился! Стал другим! Заметили, наконец-то! А не лучше было бы сразу понять, что человек всегда другой. Любой человек всегда другой. Всегда. И здесь нет исключений. Вы начали читать статью будучи одним человеком, а закончили её читать совершенно другим.

И не важно даже, согласны Вы со статьей или нет. Если Вы живы — Вы изменились. Изменилось всё. Изменилось Ваше тело — оно стало старше, оно постарело, пусть даже и на мгновение. Изменилось Ваше восприятие мира — оно стало другим.

Заметили ли Вы это? Изменения эти настолько малы, что их очень трудно заметить, но это не значит, что их нет.

Любить человека — это видеть в человеке свой идеал. Но человек — это не застывшая форма. Человек меняется и меняется каждое мгновение, меняется физически и духовно. И любить становится труднее. Труднее потому что речь уже идёт о постоянном внимании к себе и к тому, кого любишь.

Вы полюбили, Вы стали для кого идеалом, кто-то стал Вашим идеалом. Но мы меняемся? Замечаются ли эти изменения тем, кого Вы любите? Замечаете ли Вы изменения в своём идеале? И не приводят ли эти изменения Ваши к тому, что Ваши идеалы меркнут?

Секрет любви в том, что если вы постоянно внимательны друг к другу, то даже происходящие с вами изменения не меняют вас, как идеалов друг для друга. Но только тогда, когда имеет место невнимание, пусть даже небольшое, ваши идеалы меркнут.

Вы разлюбили? Значит Вы были не всегда внимательны. Вас разлюбили? Следовательно, к Вам были внимательны не всегда.

Любовь — это и постоянное внимание, это внимание друг к другу каждое мгновение.

Рекомендую почитать ещё по этой теме:

Желаю Вам здоровья, любви и творческих успехов. С уважением, Михаил Лекс © 2012

Подпишись и получай новые статьи на Ваш e-mail: Ссылка на Подписку
(По ссылке Вы перейдёте на сервис FeedBurner’s, впишите Ваш e-mail, затем проверьте свою почту, найдите письмо от FeedBurner’s и подтвердите подписку)

Популярность: 7%

Источник: http://mleks.com/lyubov/trudnosti-v-lyubvi-ili-vnimanie-v-lyubvi.html

Внимание в психологии и его квалификация

09-07-2014 Теги: мозг,самосознание

Внимание в психологии — это одна из главных сложностей доктрин и учений данной науки. Например, Павлов, изучая внимание, сравнивал его работу с процессами, происходящими в мозгу человека.

Результат его наблюдений привел ученого к выводу о том, что внимание — это врожденная реакция организма на безусловные раздражители.

Если опираться на его понимание данного термина, то можно сделать вывод, что человек сосредоточивает свою психологическую работу на конкретном объекте, который под действием разных обстоятельств находится в центре сосредоточения.

Внимание и его проявление

Ухтомский — приверженец другого направления. Он был уверен, что внимание в любом его проявлении устанавливается чаще всего признаками объекта, на котором оно сосредоточивается. Это может быть не целый объект, а какая-то его часть, занимающая лидирующее положение по отношению к другим его признакам, при этом притягивающая к себе интерес.

Общественное значение для каждого человека со стороны, привлекающей к себе интерес, играет роль динамического «сообщника» явления сосредоточения внимания.

«Но с какой бы стороны не проводилось изучение теорий, исследующих типы внимания в психологии, необходимо знать, что психологическая характеристика внимания во многих случаях практически одинакова».

Проводя анализ видов внимания в психологии, следует выделить такие его особенности, как уровень сосредоточения и стабильность. Также ученые, изучающие внимание в психологии, в качестве главных выделяют следующие особенности и признаки внимания:

  • избирательность, то есть способность выбирать что-либо;
  • распределенность — способность вести обработку данных между разными удаленными друг от друга элементами;
  • переключаемость — перемещение с одного объекта на другой.

В настоящее время психологи проводят квалификацию внимания в зависимости от следующих свойств

По виду деятельности выделяют внимание:

  • интеллектуальное;
  • двигательное;
  • сенсорно-перцептивное.

По преобладанию анализатора внимание бывает:

  • слуховое;
  • зрительное;
  • вкусовое;
  • обонятельное.

Психология классифицирует внимание по этим основаниям для качественного установления человеком своих способностей, возможностей и ценностей.

Направленность во внимании

В зависимости от направленности в настоящее время выявлены виды внимания:

  • внутреннее;
  • внешнее;
  • пограничное.

Внутреннее внимание проводит анализ ощущений, происходящих внутри человека и его чувств. Внешнее внимание — это концентрация в основном на окружающем мире. Пограничное внимание — это внимание, основанное на осязании.

Также возможно классифицировать внимание по уровню волевого контроля. Среди видов этой классификации можно отметить произвольное и послепроизвольное внимание.

Произвольное внимание является активным, динамичным, ему необходимо дать начало и вызвать, приложив для этого определенные усилия. Послепроизвольное внимание рождается самостоятельно, так как вызывается внешними раздражителями, факторами.

Второй вид внимания (как правило) не является постоянным, характеризуется рассеиванием внимания.

Внимание — это не только сосредоточение и направление своего сознания на конкретный объект (явление, факт, событие), но и отражение объективной действительности, отражение реальности. В этом и состоит суть внимания в психологии, а также в социологии, философии и других смежных науках, изучающих образование социального мира человека. Функциями внимания являются:

  • фильтрация информации, то есть распределение сведений, приходящих к человеку в зависимости от его нужд;
  • избирательность и неизменность внимания на конкретном объекте;
  • задействование психологических явлений, которые необходимы в конкретный момент при одновременном отсеивании ненужных явлений.

Наличие этих функций является главным требованием формирования личности в обществе. Важное значение наличия всех функций внимание имеет в познавательной деятельности, в которой память является основой чего-то нового.

Видео: Психология внимания: феноменология, закономерности функционирования, пути развития. Внимание и психотехника: измененные состояния сознания

Источник http://stroisami.ru

Источник: http://bitnet.ru/vnimanie-v-psihologii-i-ego-kvalifikatsiya/

Виды внимания в психологии и их характеристика

Существуют разные виды внимания в психологии, основные — это произвольное, непроизвольное и послепроизвольное. Вниманию отведено важное действие в нашем разуме, с помощью него мы в состоянии воспринять информацию и выбрать из большого объема то, что нам нужно. А сейчас подробнее будет рассмотрена классификация видов внимания, их характеристика.

Непроизвольное внимание

Филетическая эволюция гласит, что непроизвольное внимание — более ранняя разновидность внимания, чем другие.

Зачастую его называют пассивным либо необходимым, потому что оно появляется и удерживается самостоятельно от сознания людей. Основанием непроизвольного внимания почти постоянно будет внешнее окружение.

Однако, существуют и внутренние факторы для «рефлекторного любопытства», к примеру, схема инстинктов поведения, эмоциональный коррелятор.

Та или иная разновидность деятельности поражает человека как бы сама по себе, вследствие своего значимого, увлекательного, занимательного или неожиданного. Причин этого значимого и занимательного очень много.

Понятие внешнего раздражителя. Любое заметное раздражение: громкий звук, яркие цвета, сильные толчки, резкие запахи — все это непроизвольно привлекает внимание. Значимо относительное раздражение.

Например, днем, когда мы гуляем на улице, мы не замечаем звуков проезжающих мимо машин, но, как только ложимся спать, малейший шорох или скрип будет очень отчетливо слышен. Шаблонность раздражителя также играет большую роль.

Например, тихий незнакомый звук может легко обратить на себя наше внимание, в то время как громкий обыденный шум мы будем пропускать мимо ушей. Любопытство может привлечь эстетические особенности предмета. Важно правильное сочетание этих факторов.

Соответствие внутреннего состояния человека. К примеру, человек, который очень хочет есть, идя по улице, будет обращать внимание на вывески с едой. А люди, которые очень устали, будут смотреть на объекты, вызывающие у них ассоциации с отдыхом, например кровать, подушка, кресло, кафе и так далее.

Понятие «направленности личности». Подразумевается, что человек находит отражение в делах, которые ему по душе. Приведем пример: художник будет любоваться красивой картиной, учитель обратит внимание на ошибки ученика, тренер — на правильность выполнения упражнения.

Понятие «отношения к раздражителю». Со временем у человека постепенно появляется эмоциональная заинтересованность к раздражителю. На положительные раздражители у нас радостные чувства, на отрицательные — негативные. В чем же это проявляется? Человеку интересна книга, фильмы, компьютерные игры и многое другое.

Нейтральный раздражитель намного реже вызывает интерес, чем приятный или неприятный.

Произвольное внимание

Важная особенность у произвольного внимания — управление осознанной целью, сознательным устремлением. Данная разновидность любопытства тесно связана с желаниями человека и была выработана вследствие трудового усилия.

Принимая решения заниматься какого-либо вида деятельностью, установив определенные цели или задачи, мы разрабатываем некий план этого действия. В данный процесс мы подключаем и внимание, например, проявляем интерес к поведению босса, прочитаем книжку по теории квантовых струн, пересмотрим старый фильм.

Скорее всего, мы бы ощущали комфорт от шума ветра за окнами, от мягких лучей солнца. Но наше сознание обращает свой интерес на более выгодные и продуктивные предметы.

Существуют различные функции, виды и свойства внимания произвольного. Основная функция заключается в активном регулировании протекания психологических действий. Не всегда воля будет управлять произвольным вниманием. Когда мы обращаем интерес на тот или иной аспект своего поведения, мы регулируем влияние на волевой процесс.

Появляются мысли не о том, чего бы нам хотелось, а о том, на что обратили свой взгляд. Благодаря вниманию, мы в состоянии поменять свой эмоциональный настрой: к примеру, просматривая какой-либо сайт в интернете, мы вызываем у себя хорошую или плохую эмоцию (радость или раздражение).

Произвольное любопытство формируется вместе с сознанием. У малыша одного-двух годиков сознания пока что нет, оно не сформировалось, как и произвольное внимание, оно также находится в процессе зачатия.

Послепроизвольное внимание

Послепроизвольное внимание — это интерес, который изначально был произвольным, вызванный волевым трудом, но со временем — из-за чувствительных действий — прекратил быть произвольным, больше не нуждается в волевых усилиях, вернее, оказался как бы непроизвольным.

Это действительно сложно понять, но если взглянуть на пример, то станет легче: школьница заставляла себя сделать уроки, домашнее задание.

Изначально она прилагала усилия для данного действия, но позже, со временем, втянулась в процесс и ей стало интересно, ее внимание сосредоточилось и больше не отвлекалось на внешние раздражители. Значение послепроизвольного внимания в психологии велико. Оно замечено и в педагогике.

Если посмотреть, то практически все воспитательные методы направлены на то, чтоб подключить ученика в положение послепроизвольного интереса, давая возможность ощутить удовольствие от того, что он делает уроки.

Основные функции и виды внимания, а также информация об их свойствах были рассмотрены выше, остается только сказать, что внимание у людей разное, каждый человек по-своему уникален: для одного произвольное внимание будет непроизвольным и наоборот.

Источник: http://poznala.ru/psihologiya/vidy-vnimaniya-v-psixologii.html

Ссылка на основную публикацию