Наказание выполнением домашних дел — психология

Почему ребенок должен помогать с домашними делами?

Многие родители часто ограждают своих детей от любых домашних дел. Правильно ли это? Сможет ли ребенок ценить чужой труд если не будет прилагать маломальских усилий, делая что-либо по дому? Ведь дела домашние формируют в человеке чувство ответственности и заботы к окружающим людям.

Родители часто в своём желании всесторонне развивать ребёнка записывают его на курсы иностранных языков, в кружки художественного творчества, в спортивные секции.

А вот выполнять работу по дому им не поручают, поскольку не считают это нужным или сознательно уберегают их от бытовых трудностей.

В результате ситуация доходит до такого уровня, когда убедить детей прибраться хотя бы в собственной комнате будет делом совершенно бесполезным.

Помогая семье, ребятишки учатся быть более отзывчивыми, понимающими, добрыми, помогать другим, заботиться о родных.

Если дети отказываются от домашних дел под предлогом большой загруженности в школе, не стоит их полностью освобождать домашних обязанностей.

Позволяя ребёнку отказаться от обязанностей по дому родители невольно формируют у них определённую установку: оценки в школе весомее, чем внимание к семье. Сейчас это может показаться мелочью, но со временем вы увидите свою ошибку.

Читаем также: Что делать, если ребенок ленивый – как бороться с детской ленью

Мотивировать и направить ребёнка на домашние дела можно, опираясь на следующие рекомендации:

  1. Будьте внимательны к своим словам. По мнению психологов, благодарность к детям должна быть выражена не формальной фразой, например, «спасибо за помощь» (ее будет недостаточно). Поблагодарите ребенка, назвав его хорошим помощником: «ты такой хороший помощник». У него не только возникнет желание ещё раз сделать что-то по дому, но и повысится самооценка, он ощутит, что без него семье будет реально тяжелее справляться, он полезен и важен для своей семьи.
  2. Помните о распорядке. Составляя расписание занятий ребёнка – уроки, музыка, языковые курсы, спорт, отдых – внесите в него и домашние дела. Так он прочувствует их важность и будет вырабатывать ответственное к ним отношение. И так вы приучите ребенка к дисциплине.
  3. Игровые задания не помешают. Можно попробовать разработать целую квестовую систему домашних дел. Выполняя каждое из них подряд, он последовательно будет переходить к более сложным. Например, вытереть пыль со стола, подмести в гостиной, затем более интересное задание — включить стиральную машину :).
  4. Не следует применять денежное вознаграждение. По мнению психологов, материальное поощрение ухудшает мотивацию ребёнка. Свою помощь он уже будет рассматривать с меркантильной точки зрения — без желания помочь родителям, а лишь с целью получить за неё деньги. Читаем также: Дети и деньги: 10 ошибок финансового воспитания.
  5. Большое значение имеет род занятий, которые вы даете ребенку. Чтобы не воспитать эгоиста, стоит подобрать для ребёнка такие занятия, которые будут необходимы всей семье, а не только ему. Наравне с наведением порядка в своей комнате, можно поручить ему помыть посуду и протереть пыль в гостиной.
  6. Приказной тон – это исключено. Повелительное наклонение в разговоре лучше смягчить — не «убери», а «давай уберём». Важно акцентировать внимание на том, что это не занудное и тяжолое занятие, а возможность позаботиться о родных.
  7. Позитивная окраска для домашних дел. Не стоит поручать какую-то домашнюю работу ребёнку в качестве наказания. Говорите о домашней работе в позитивном или нейтральном ключе. Постоянно повторяя слова о том, как тяжело справляться с домашними обязанностями, – как вы устали мыть полы или пылесосить – вы покажете ребёнку пример, который он возьмёт на вооружение. И тогда ему тоже не будет нравиться это делать. Лучше заострить внимание на заботе о доме и поддержании чистоты во благо комфорта всех членов семьи.

Читаем также:

С какого возраста ребенка приучать помогать по дому?

Источник: http://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/pochemu-rebenok-dolzhen-pomogat-s-domashnimi-delami.html

Советы родителям по воспитанию детей без наказания

Вопрос о том, возможно ли воспитание без наказания, актуален и для будущих родителей, и для тех мам и пап, которые пытаются найти компромиссные решения, успокаивая собственных капризных и непослушных детей. При всей сложности ответ кроется в самой формулировке вопроса.

Во-первых, попробуем разобраться, какова причина капризов и непослушания детей. Во-вторых, как именно противостоять напору малыша, оставаясь при этом его надежным другом и соратником. В-третьих, стоит ли избегать наказания или считать его обязательным элементом процесса воспитания, но в другом, отличном от традиционного толковании.

Причины плохого поведения и суть методики переориентирования

Семейный консультант К. Кволс считает наказание, которое реализуется в форме агрессии, психологического или физического давления, одним из самых действенных инструментов для деформации личности малыша, формированию у него комплексов и безответственного отношения к себе и своей жизни.

Наказание — это проявление неконтролируемого поведения взрослого, которое вселяет в ребенка страх и неуверенность, с одной стороны, и обиду, с другой. Провинившийся вместо того, чтобы почувствовать стыд за свой поступок, старается всеми силами избежать наказания, культивируя в себе упрямство, неуступчивость или даже мстительность.

Из этого объяснения поведения непослушного ребенка понятно, что не стоит наказывать детей по любому поводу. Они должны научиться самостоятельно контролировать поведение с опорой на сформированные ценностные ориентации, вести себя в соответствии с ситуацией, нести ответственность за принятые решения и совершенные поступки.

Итак, в воспитании можно отказаться от наказаний и крика, переориентировав свое поведение и поведение детей. Родителям нельзя наказывать детей, но можно научиться уважать их мнение и находить взаимовыгодные решения. Без сомнений, детей надо любить и воспитывать, но этого недостаточно. Более важно дать им понять, что они приносят пользу, то есть помочь реализовать свои таланты.

Итак, в вызывающей форме непослушания ребенок может просить родителей о внимании, пробовать влиять на них, мстить или уклоняться от возложенных на него обязанностей.

Малыш требует внимания

Воспитание детей без крика начинается с определения причин их плохого поведения.

Требуя от взрослого внимания, ребенок может делать что-то такое, что действует раздражающе на родителя. В таком случае необходимо:

  1. Не смотреть на ребенка и не заглядывать ему в глаза.
  2. Не разговаривать с ним.
  3. Погладить по спине или волосам, чтобы он почувствовал вашу любовь.

Действовать необходимо незамедлительно, иначе раздражение приведет к желанию наказать, не разобравшись в причинах происходящего.

О желании повлиять на ситуацию свидетельствует то, что ребенок вызывающе капризничает, кричит или балуется после родительского замечания. Стратегия родительского поведения должна выстраивать с ответа на вопрос, как помочь ребенку проявиться в этой ситуации. Затем необходимо постараться создать:

  1. Возможность выбора для ребенка.
  2. Условные знаки, которые помогут отказаться от конфликта обеим сторонам.
  3. Условия договора, которые необходимо выполнять.
  4. Узаконенные рамки поведения. Например, если ребенок любить рисовать на стенах, лучше создать для него соответствующие условия, чем каждый раз срываться на крик.
  5. Ситуацию успеха, в которой выигрывают обе стороны разногласия.
  6. Необычные обстоятельства, совершив неожиданный поступок.
  7. Веселую и забавную атмосферу для обыденного и привычного занятия.

Воспитать детей без наказания можно, научив вежливо говорить «нет». Ведь в большинстве случаев капризы обусловлены именно нежеланием что-то делать.

Малыш мстит или уклоняется от обязанностей

Наказаний стоит избегать еще и потому, что они вселяют в ребенка ощущение собственной никчемности. Некоторые дети испытывают обиду, а некоторые способны на месть.

Ребенка нельзя ругать, поскольку в состоянии отчаяния он способен вредить себе и другим. Следует попробовать:

  1. Выделить пять качеств, которые отличают капризулю и заставляют вас любить его еще сильнее. Это позволит преодолеть собственную обиду на непослушного малыша и перейти к следующему шагу.
  2. Восстановить всеми возможными способами взаимоотношения с ребенком. Для этого в течение некоторого времени не надо напоминать о неприятности, пока желание выместить свою обиду отойдет на второй план.

Вы заметили, что ребенок настойчиво доказывает, что он слаб, глуп, неуклюж, а в действительности все больше и больше избегает домашних дел? Он требует жалости и сострадания, но при этом легко отказывается от возложенных на него обязательств? Схема поведения в таком случае может быть следующей:

  1. Нельзя и дальше жалеть ребенка, поскольку это вырабатывает привычку добиваться своей цели, демонстрируя печальное настроение. Становясь взрослым, он по-прежнему будет «давить на жалость» и испытывать депрессию.
  2. Нельзя создавать ситуацию, в которой ребенок скажет, что не может что-то сделать.
  3. Поставьте перед ним легкую цель, в которой можно преуспеть, а затем усложните задание.

Трудно быть одновременно добрым и строгим, но этому стоит учиться. Необходимо принять и полюбить ребенка таким, какой он есть. Нельзя давать ему повод посягать на свои родительские права, но и нельзя принуждать к тому, что он не хочет делать. Стоит продемонстрировать, что ребенок иногда попадает в неприятные ситуации по собственной вине, но вы готовы ему всегда помочь.

Общение с ребенком без упреков и раздражения

Большинство современных психологов сходится на мысли о том, что ребенка надо принимать и любить безотносительно к его поведению. Баловство — это сигнал, но не для наказания, а для смены собственного поведения.

Профессор Ю. Гиппенрейтер считает, что воспитание детей невозможно без исправления допущенных ими ошибок. Однако советует родителям замечать не все ошибки. А если нет сил молчать, то обсуждать их не тогда, когда ребенок увлечен, а когда он спокоен и готов признать свою неправоту.

Если сын или дочка с интересом и удовольствием делают что-то, то маме или папе лучше оставить их в покое, избавив от замечаний, крика и наказания. Но бывают случаи, когда детское поведение может принести непоправимый вред, например здоровью. Тогда помощь родителя обязательна, и лучше начинать помогать со слов: «Давай сделаем это вместе…».

Так ли трудно оставить детей без наказания, если они не убирают игрушки? Если вы давно перешли на дружелюбный тон общения, то предыдущие правила окажутся в силе.

Для взросления ребенку необходимо нести ответственность за допущенные ошибки, встречаясь с последствиями своих плохих действий или бездействия. Задача родителей — дать им такую возможность.

В случаях когда ребенок вполне доволен своими действиями, но вы понимаете их безрассудность, поделитесь своими переживаниями в доступной для него форме. При этом не стоит говорить о страшных прегрешениях и плохом поведении, лучше говорить именно о своих чувствах, применяя форму первого лица.

Воспитание без наказаний — это возможность для каждого родителя переосмыслить собственное поведение и понять, что конфликт возникает только вследствие непонимания.

Например, достаточно осознать, что некоторые вещи для ребенка невозможны или трудно выполнимы.

Стоит ли ругать годовалого малыша, который не знает об опасности, исходящей от розеток? Лучше сделать так, чтобы источник искушения стал ему недоступен.

Так же как и обстоятельства, можно изменить свои ожидания: они должны быть соразмерны возможностям ребенка. Рано или поздно каждый родитель должен научиться избавляться от собственных переживаний.

Методика православного психолога

Психолог Т. Шишова, которая разрабатывает стратегию воспитания ребенка с учетом православных традиций, считает, что наказание должно присутствовать в семейной практике. Но это особое наказание — с любовью.

Запреты, рассматриваемые тоже как вид наказания, необходимо строго дозировать. Слишком узкие рамки разрешенного рано или поздно могут привести к бунту. С другой стороны, отсутствие запрета приводит к самому тяжкому детскому греху — непочитанию родителей.

Действенное наказание должно быть последовательным: один и тот же проступок должен пресекаться не только тогда, когда у родителей появилось соответствующее настроение. Список разрешенных «прегрешений» рекомендуется обсудить на семейном совете и согласовать для того, чтобы ребенок не манипулировал отношением родителей к его проступкам.

Наказание может происходить и в физической форме. До пяти лет можно использовать легкий шлепок по попе, особенно это касается легко возбудимых детей, у которых потребность телесном контакте повышена.

При тяжелой повинности не грех воспользоваться ремнем. А бойкот можно считать крайней мерой воздействия на непослушного забияку. Ограничение одно — наказание применяется только в редких случаях, тогда оно более действенно.

Советы современных психологов

Подытоживая рассуждения отечественных и зарубежных психологов и воспитателей, приводим 8 правил поведения для родителей, которые вместо наказания предпочитают налаживать доверительные отношения с ребенком, предложенные психологом-практиком Е. Росинской.

  1. Ребенок не должен вывести взрослого рассудительного человека из равновесия. Взрослый понимает смысл своих поступков и поступков других, поэтому детские капризы его не раздражают. Крик и капризы — это проявление слабости, позволяющее маленькому манипулятору одержать победу и добиться своего.
  2. Оценивайте ребенка позитивно, не унижайте его достоинство. Всегда следует оценивать поступки, а не личность, давать необидное, но четкое определение поведения.
  3. Используйте нестандартную реакцию на непослушание малыша, удивите, а потом разверните ситуацию так, чтобы добиться своего. Удивление переключит внимание ребенка, переформатирует общение.
  4. Если требования малыша не приносят вред, лучше мягко согласиться с ним, а не продолжать настаивать на своем. Таким образом, малыш почувствует поддержку от мамы или папы, поймет, что его слушают и слышат.
  5. В общении с капризным ребенком лучше использовать логику и аргументы, а не категорический запрет без объяснения причин. Впоследствии это позволит создать гармоничные отношения взаимного доверия.
  6. Приучайте ребенка тоже аргументировать свои требования, договариваться, идти на уступки. Это путь к дальнейшей социализации.
  7. Дайте ребенку возможность смириться с запретом, не стоит требовать послушания немедленно. Нарушая это правило, можно травмировать самоуважение малыша и спровоцировать к более категоричному противостоянию решениям взрослого.
  8. Стоит научиться доверять мнению ребенка, прислушиваться к нему, обсуждать проблемы вместе, искать компромиссы.
Читайте также:  Сдержанность - психология

Какими бы простыми ни казались советы психологов и воспитателей, реализовать их на практике гораздо сложнее.

Выстраивание доверительных отношений с ребенком, воспитание без наказаний — это тяжелый ежедневный труд, причем работать следует, прежде всего, над собой.

Зато результат этого неутомимого труда — взаимопонимание и дружественная атмосфера в семье — позволят вашему малышу стать успешным и счастливым человеком.

Источник: http://moyasna.ru/vospitanie-detej/vospitanie-detej-bez-nakazaniya.html

Домашние обязанности детей по возрастам

Должны ли дети помогать родителям? Многие родители считают, что не стоит обременять детей домашними обязанностями. Они думают, что работа по дому будет отнимать у детей беззаботное детство, которое дается только раз. Часто родители, приходящие ко мне на консультацию считают, что с детей достаточно школьной учебы и кроме этого им от детей ничего не нужно.

Тем не менее, как семейный психолог, я считаю, что гораздо важнее то, что, когда дети помогают родителям, выполняя домашние обязанности, они будут чувствовать себя необходимыми в семье, способными внести свой собственный вклад в семейное благополучие и поэтому быть ее полноправными членами.

На консультации я помогаю родителям понять, что, обучая детей ответственности за домашние дела, мы развиваем их социальный интерес и готовим их к тому, чтобы они не боялись ответственности и вне дома.

Дети, которые помогают родителям и имеют круг своих домашних обязанностей обычно лучше учатся в школе, потому что они лучше взаимодействуют с учителями.

Без такой подготовки дети становятся потребителями и в будущем хотят только получать что-то от других людей. Они просто сидят дома и ждут, когда кто-то придет и даст им то, что они хотят.

Иногда у таких детей складывается ощущение, что они что-то из себя представляют только тогда, когда их кто-то обслуживает.

Основываясь на своем опыте и жизненных ситуациях, взрослые могут придумать массу самых разных дел, которые может с пользой для семьи выполнять ребенок.

Но иногда родители пребывают в растерянности, не зная, что можно поручить детям, поэтому далее я приведу примерные перечни домашних обязанности детей разного возраста, которые я взяла с небольшими изменениями в книге Б. Б. Грюнвальд, Г.В.

Макаби «Консультирование семьи». Итак, чем дети помогают по дому в разных возрастах:

Домашние обязанности трехлетнего ребенка

Собрать и положить игрушки в соответствующее место.

Положить книги и журналы на полку.

Отнести салфетки, тарелки и приборы на стол.

Убрать за собой оставшиеся после еды крошки.

Очистить свое место за столом.

Чистить зубы, мыть и вытирать руки и лицо, причесываться.

Самому раздеться, с небольшой помощью – одеться.

Вытереть за собой следы «детской неожиданности».

Донести небольшие продукты до нужной полки, убрать вещи на нижнюю полку.

Домашние обязанности четырехлетнего ребенка

Сервировать стол, в том числе хорошими тарелками.

Помочь убрать бакалейные товары.

Под наблюдением родителя помогать в покупке круп, макарон, сахара, печенья, конфет, хлеба.

По расписанию давать корм домашним животным.

Помогать прибирать в саду и во дворе на даче.

Помогать расстилать и убирать постель.

Помогать мыть посуду или с помощью загружать посудомоечную машину.

Протирать пыль.

Намазывать масло на хлеб. Готовить холодные завтраки (хлопья, молоко, сок, крекеры).

Помогать приготовить простой десерт (положить украшение на торт, добавить варенье в мороженое).

Делиться с друзьями игрушками.

Доставать из почтового ящика почту.

Играть дома без постоянного наблюдения и без постоянного внимания взрослых.

Развешивать носки и носовые платки на сушке.

Помогать складывать полотенца.

Домашние обязанности пятилетнего ребенка

Помогать планировать приготовление пищи и закупку бакалейных товаров.

Самому приготовить бутерброды или простой завтрак и убрать за собой.

Самостоятельно наливать себе питье.

Сервировать обеденный стол.

Сорвать с грядки салат и зелень.

Добавлять по рецепту некоторые ингредиенты.

Расстилать и убирать кровать, прибирать комнату.

Самостоятельно одеваться и убирать одежду.

Чистить раковину, туалет и ванну.

Протирать зеркала.

Сортировать белье для стирки. Складывать отдельно белое, отдельно цветное.

Складывать и убирать чистое белье.

Отвечать на телефонные звонки.

Помогать прибирать квартиру.

Оплачивать мелкие покупки.

Помогать мыть машину.

Помогать выносить мусор.

Самостоятельно решать как потратить свою часть семейных денег, предназначенных для развлечений.

Кормить своего питомца и убирать за ним.

Самостоятельно завязывать шнурки.

Домашние обязанности шестилетнего ребенка (первый класс)

Самостоятельно подбирать себе одежду по погоде или для определенного случая.

Пылесосить ковер.

Поливать цветы и растения.

Чистить овощи.

Готовить простую пищу (горячие бутерброды, вареные яйца).

Собирать вещи в школу.

Помогать развешивать белье на бельевую веревку.

Вешать свою одежду в платяной шкаф.

Собирать дрова для костра.

Собирать граблями сухие листья, полоть сорняки.

Прогуливать домашних животных.

Нести ответственность за свое мелкие раны.

Выносить мусор.

Приводить в порядок ящик, где хранятся столовые приборы.

Накрывать на стол.

Домашние обязанности семилетнего ребенка (второй класс).

Смазывать велосипед, ухаживать за ним. Запирать его в специальном месте, когда он не используется.

Принимать телефонные сообщения и записывать их.

Быть на посылках у родителей.

Мыть собаку или кошку.

Тренировать домашних животных.

Нести пакеты с продуктами.

Самостоятельно без напоминаний вставать по утрам и ложиться спать вечером.

Быть вежливым и учтивым с другими людьми.

Оставлять после себя в порядке ванну и туалет.

Гладить простые вещи.

Домашние обязанности восьми- и девятилетнего ребенка (третий класс)

Правильно складывать салфетки и раскладывать столовые приборы.

Мыть пол.

Помогать переставлять мебель, вместе со взрослыми планировать расстановку мебели.

Самостоятельно наполнять себе ванну.

Помогать другим (если его просят) в работе.

Наводить порядок в своих шкафах и ящиках.

Покупать себе одежду и обувь с помощью родителей, выбирать одежду и обувь.

Менять без напоминания школьную одежду на чистую.
Складывать одеяла.

Пришивать пуговицы.

Зашивать распоровшиеся швы.

Чистить кладовку.

Убирать за животными.

Знакомиться с рецептами приготовления простых блюд и учиться их готовить.

Срезать цветы и готовить вазу для букетов.

Собирать фрукты с деревьев.

Разжигать костер. Готовить все необходимое для приготовления пищи на костре.

Красить забор или полки.

Писать простые письма.

Писать благодарственные открытки.

Кормить ребенка.

Купать младших сестер или братьев.

Натирать полиролью мебель в гостиной.

Домашние обязанности девяти- и десятилетнего ребенка (четвертый класс)

Менять постельное белье и складывать грязное белье в корзину.

Уметь обращаться со стиральной машиной и сушилкой.

Отмерять стиральный порошок и кондиционер для белья.

Покупать продукты по списку.

Самостоятельно переходить улицу.

Самостоятельно приходить на назначенные встречи если туда можно дойти пешком или доехать на велосипеде.

Печь печенье из полуфабриката в коробках.

Готовить еду на семью.

Получать свою почту и отвечать на нее.

Готовить чай, кофе или сок, разливать по чашкам.

Ходить в гости.

Планировать свой день рождения или другие праздники.

Быть в состоянии оказать простую первую помощь.

Мыть семейный автомобиль.

Учиться бережливости и экономии.

Домашние обязанности десяти- и одиннадцатилетнего ребенка (пятый класс)

Самостоятельно зарабатывать деньги (например, сидеть с детьми).

Не бояться одному оставаться дома.

Ответственно распоряжаться некоторым количеством денег.

Уметь ездить на автобусе.

Ответственно относится к личному хобби.

Домашние обязанности одиннадцати- и двенадцатилетнего ребенка (шестой класс)

Быть в состоянии взять на себя обязанности лидера вне дома.

Помогать уложить спать маленьких братьев и сестер.

Самостоятельно выполнять свои дела.

Косить газон.

Помогать отцу в строительстве, поделках и выполнении домашних дел.

Чистить плиту и духовку.

Самостоятельно распределять время для учебных занятий.

Домашние обязанности учеников старших классов

В школьные дни отход ко сну в определенное время (по согласованию с родителями).

Принимать на себя ответственность за приготовление пищи для всей семьи.

Иметь представление о здоровом образе жизни: есть здоровую пищу, поддерживать правильный вес, регулярно проходить медицинский осмотр.

Предвидеть потребности других и предпринимать соответствующие действия.

Иметь реалистические представления о возможностях и пределах возможностей.

Последовательно выполнять принятые решения.

Проявлять взаимное уважение, преданность и честность во всех отношениях.

По возможности зарабатывать немного денег.

Источник: http://www.vospitaj.com/blog/domashnie-obyazannosti-detejj-po-vozrastam/

Дети и домашние дела: что необходимо знать?

Вы вовлекаете детей в работу по дому? Или живёте под девизом, что они должны использовать детство, потому что для работы у них будет вся жизнь? Как привлечь детей в домашней работе и приучить их к ответственности.

Дети и их доля домашних дел во многих семьях является взрывной темой. В то время, как некоторые считают домашние обязанности ненужным бременем для маленьких детей, другие с ними совершенно не согласны.

Они утверждают, что участие детей в домашней работе учит их ответственности и поведению, в которых они будут нуждаться в будущей жизни.

Как связать детей и ведение домашнего хозяйства, согласно экспертам?

«Даже маленькие дети должны быть чёткими участниками ведения домашнего хозяйства», говорит чешский психолог Зденка Душкова. «Родители так учат детей участвовать в управлении бытом, понимать ответственность и значение работы.

Это принципы, без которых никто не может существовать – не только в зрелом возрасте, но и в детском, и в подростковом возрасте».

С другой стороны, очевидно, что от детей нельзя требовать исполнения домашней работы требует в таком же объёме, как от взрослого.

Вы можете руководствоваться советами о том, как привлечь детей в домашней работе

  1. Не настаивайте на совершенном исполнении. Поймите, что для ребёнка работа по дому – это в большей мере образовательный урок, чем реальная помощь вам. Очевидно, что ребёнок не может выполнять работу по дому столь точно, как взрослый. Оценивайте усилия, а не результат.

  2. Не откладывайте это. Может быть, вы считаете, что ваш ребёнок ещё слишком маленький, чтобы возложить на него бремя домашней работы, но, на самом деле, маленькие дети в состоянии справиться с намного большим объёмом работы, чем большинство родителей думают.

    Уже в два года ребёнок знает, чего вы от него хотите, когда настаиваете на уборке игрушек на место. Не откладывайте включение детей в работу по дому.

    Чем раньше они поймут, что, например, должны убирать за собой, тем скорее они усвоят эту обязанность, а её применение не будет проблемой.

  3. Не тяните с похвалой. Эксперты отмечают, что многие родители ожидают с похвалой для ребёнка до того момента, когда он закончит домашнюю работу. Но это неверный подход. Похвала во время исполнения обязанностей увеличивает их мотивацию.

  4. Будьте последовательны. Если вы один день будете настаивать на том, чтобы ребёнок убирал, а на следующий день с удовольствием уберёте его игрушки сами, ваш отпрыск не будет знать, что ему, собственно, делать. После того, как вы определите правила в плане домашних дел, следуйте им.

  5. Будьте конкретны. Если вы попросите ребёнка убрать в ванной, он не будет знать точно, что делать. Помните, что вы не имеете дело со взрослым, который вашу инструкцию разложит на ряд небольших операций – умывальник, ванна, отполированное зеркало и т.д. Если вы хотите, чтобы ребёнок участвовал в работе по дому, будьте конкретны в том, чего именно вы хотите.

Источник: http://www.kraskizhizni.com/family/4919-deti-i-domashnie-dela

Основные домашние обязанности детей в семье

Домашние обязанности ребенок должен иметь с первых лет жизни. Конечно, двухлетний малыш не сможет почистить картошку, но справиться с уборкой своих игрушек он вполне в состоянии.

Читайте также:  Синтон-казахстан - психология

Дети обязательно должны помогать родителям по дому, и если вы не хотите вырастить трутня, не приспособленного к самостоятельной жизни, малыша обязательно нужно приучать к домашней работе.

Почему маленькие дети должны помогать родителям по дому

Если спросить женщин, когда они наводят порядок, то большинство из них ответит, что делают это, пока детей нет дома, пока они смотрят мультики или чем-то заняты. Да, без детей процесс уборки идет быстрее, но с ними он будет гораздо полезнее: и для детей, и для родителей.

Многие уверены, что не нужно перегружать детей домашними обязанностями в семье и лишними заботами. «Не забирайте у детей детство!» — кричат противники того, чтобы дети выполняли посильные и соответствующие их возрасту дела по дому.

Сбор ягод в бабушкином огороде, чистка своих ботинок или уборка игрушек — от этого не пострадал еще ни один ребенок!

Почему маленькие дети должны помогать родителям по дому, зачем им нужны домашние обязанности?

Чувство принадлежности к семье. Выполняя домашние дела ребенок будет чувствовать себя необходимыми в семье, способным внести свой собственный вклад в семейное благополучие и поэтому быть ее полноправными членом.

Забота о будущем. Дети, у которых вообще не было никаких домашних обязанностей, не способны позаботиться о себе сами и остаются детьми даже тогда, когда все их сверстники уже повзрослели.

Организованность. Ежедневное выполнение домашних обязанностей в семье помогает ребенку стать более организованным и перенести это качество на другие сферы жизни: учеба, отношения с учителями, родителями, отношения со сверстниками.

Ребенок, который умеет сам себя обслуживать, будет более успешен в самостоятельной жизни, независим, уверен в себе и в своих силах.

Как можно приучить ребенка помогать по дому

А как можно приучить ребенка помогать по дому, чтобы не вызвать у него ненависти к домашней работе? Не нужно ограждать малыша от «сложных» дел, нужно просто давать посильные и выполнимые в его возрасте задания. Многие боятся, что ребенок будет мешать и путаться под ногами.

Да, будет! Но как же без этого он узнает, как готовить пироги или мыть посуду? Это для нас привычно ощущать на коже прохладу воды, мягкость теста, шершавость вафельного полотенца, а для ребенка это целая вселенная, которую вы можете открыть для него, занимаясь такими обычными делами, как приготовление пищи, уборка или стирка.

Мы так погрязли в быту, что забываем, как быстротечно детство наших малышей. Мы никогда не вспомним подгоревший суп или невымытый пол, но мы обязательно вспомним горящие глаза нашего ребенка, который первый раз взял в руки веник, впервые попробовал стирать белье, неумело пытается перемешать салат огромной для него ложкой.

Не лишайте ваших детей возможности быть рядом с вами и познавать мир через наведение порядка в доме.

Безусловно, есть такие дела, которые мы должны выполнять без ребенка, например, чистка сантехники средствами, содержащими хлорку и другие не очень полезные для детей химические вещества. Есть домашние заботы, которые можно выполнять в присутствии ребенка, но без его непосредственного участия.

Какие обязанности ребенок выполняет в семье (с картинками)

Какие обязанности ребенок выполняет в семье, как он может помочь родителям? Ребенок может делать практически все! Чтобы вам было легче ориентироваться, можно составить списки дел, которые можно делать без ребенка, рядом с ребенком и вместе с ним, то есть при его активном участии. Для этого воспользуйтесь следующей таблицей.

Домашние дела и ребенок:

Без ребенкаРядом с ребенкомВместе с ребенком

Постарайтесь вписать в первую колонку как можно меньше дел: время «Без ребенка» можно и нужно тратить на что-то более приятное, полезное и интересное, чем уборка. А ведь для многих современных мам именно время сна ребенка является временем для выполнения домашних дел. Маме тоже нужно отдыхать и набираться физических и моральных сил!

«Рядом с ребенком» и «Вместе с ним» можно выполнять практически все домашние хлопоты, главное в это время хорошенько его занять. Если мама занялась рукоделием, то ребенок может быть рядом и развивать мелкую моторику, перебирая пуговицы и лоскуты ткани.

Если мама решила навести порядок в книгах и документах, у ребенка есть прекрасная возможность сделать аппликацию из ненужной бумаги или нарисовать портрет всей семьи на гарантийных талонах с закончившимся сроком действия.

Если мама «расхламляет» гардероб, то малыш может представить себя моделью и дизайнером и примерить на себя различные образы.

Дети не обязательно должны заниматься тем же, чем заняты вы. Они могут действительно просто находиться рядом или хотя бы в одной комнате с вами.

Если малыш занят строительством железной дороги и города вокруг нее, то вам можно смело снимать шторы или гладить белье, поддерживая игру, задавая наводящие и уточняющие вопросы: «А в твоем городе есть почта?», «А как же без кафе! Надо же жителям городка где-то подкрепляться», «Куда отправляется твой поезд?» и т.д. Чем дольше вам удастся подогревать интерес к игре, тем больше у вас будет времени на ваши дела.

Даже самый маленький ребенок может выполнять посильные дела по дому — пусть и с вашей небольшой помощью. Вам стоит подумать и составить свои списки того, что ваш ребенок может делать, реально помогая вам. Чем старше ребенок, тем больше помощи он вам может оказывать.

Предлагайте ребенку больше, чем, по вашему мнению, он способен сделать. Лучше попробовать на практике и убедиться, что это ему пока недоступно, чем переждать и получить ребенка, который скажет: «Нет, ты сама почисть».

Подумайте, какую реальную помощь может оказать ребенок и что для этого нужно подготовить.

Для удобства можно использовать таблицу.

Чем мне может помочь ребенок?

Мои домашние делаКак может участвовать и помогать ребенокЧто мне нужно для этого подготовить
Развесить выстиранное бельеВыгружать белье из машинки, нести маленький тазик с бельем, вешать белье
  • Маленький тазик для белья
  • Удобную низкую сушилку для белья или устойчивый табурет, на который сможет вставать ребенок

Помимо того что ребенок может быть активным участником ваших домашних дел, он может вам просто не мешать. Это тоже хорошее подспорье, особенно если другой помощи у вас нет.

Как это сделать? Нарисуйте схематично план своей квартиры и пропишите все дела, которые вы выполняете в той или иной комнате, а напротив этих дел напишите то, чем в это время может заняться ваш ребенок. Добавляйте и меняйте занятия для ребенка в зависимости от его возраста и изменяющихся интересов.

А что должен делать ребенок по дому, если он уже находится в старшем дошкольном возрасте?

Такие дети вполне могут:

  • пылесосить, подметать, мыть пол, вытирать пыль;
  • раскладывать и развешивать по местам свои вещи;
  • следить за состоянием своей обуви;
  • поливать цветы;
  • носить нетяжелые покупки, разбирать сумки с продуктами;
  • заботиться о домашнем питомце;
  • мыть посуду и раскладывать ее по местам;
  • застилать свою постель.

Предложите малышу посмотреть на обязанности ребенка в семье в картинках – наверняка много из этого он уже может делать самостоятельно:

Помощниками не рождаются, воспитание в ребенке готовности и желания помогать — это долгий и кропотливый процесс, который вы сможете осуществить легче, если будете разрешать ребенку участвовать в домашних делах и «нагружать» его посильными обязанностями по дому.

Домашние дела ребенка: как дети помогают родителям по дому

Выше были рассмотрены основные обязанности ребенка в семье, если он уже достиг среднего и старшего дошкольного возраста. Но стать помощником можно и значительно раньше! Ниже вы узнаете, как помогают родителям по дому дети от трех лет и старше.

Уборка:

  • Собрать игрушки (составить на полку, собрать в коробку, рассортировать)
  • Разложить свои чистые вещи в шкаф или на полку
  • Унести грязные вещи в корзину для грязного белья
  • Загрузить вещи в стиральную машину, насыпать стиральный порошок
  • Развесить белье
  • Складывать чистое белье (сворачивать платочки или полотенца)
  • Подмести пол веником или пропылесосить
  • Протереть пыль тряпкой
  • Вытереть грязь от своих сапожек на полу
  • Отнести мусор в ведро
  • Вынести мусор в мусоропровод
  • Мыть и протирать посуду

Приготовление пищи:

  • Нарезать овощи, фрукты, ингредиенты для блюд
  • Почистить яйца
  • Размешать салат или некрутое тесто
  • Подавать ложки, чашки, тарелки
  • Пересыпать крупы и макаронные изделия в специальные банки или кастрюли
  • Раскладывать овощи, печенье, пироги на противень
  • Накрывать на стол
  • Налить воду, компот, сок из кувшина или бутылки
  • Накладывать еду в тарелки (салаты, закуски, горячее — с осторожностью и только под наблюдением взрослых!)
  • Украшать пирожные и торты
  • Вырезать печенье формочками, лепить пироги
  • Стирать со стола крошки
  • Поставить нетяжелые упаковки с продуктами в шкаф или холодильник

Домашние растения и животные:

  • Поливать цветы
  • Сажать цветы в горшки
  • Кормить домашних животных, наливать им воду
  • Помогать мыть животных
  • Помогать в огороде или саду (поливать, полоть, сажать, собирать ягоды, фрукты и овощи)

Другое:

  • Доставать почту из ящика
  • Помогать мыть машину
  • Протирать свои ботинки после прогулки
  • Вешать вещи на крючок.

Статья прочитана 83 875 раз(a).

Источник: http://vkapuste.ru/?p=6815

Обязанности по дому для подростков. Как мотивировать подростка

Вам знаком такой диалог? Мама — «Леночка, убери в своей комнате, пожалуйста, к тебе страшно заходить!», дочь — «я устала в школе». Мама — «как отдохнешь, так и займись этим», дочь — «мне нужно заниматься». Мама — «может после занятий», дочь — «я не хочу, мне надоело, и вообще, я пойду на улицу к друзьям».

 В арсенале у сегодняшнего подростка масса технических устройств, которые требуют от него постоянного внимания, без которых он не может обойтись в современном мире.

Пользование телевизором, компьютером и играми на нём, гаджетами и прочим — отнимает большое количество свободного времени. Наши дети ежедневно подвергаются многочисленным атакам, как визуального характера, так и слухового.

Многое их заинтересовывает, но многое просто отвлекает от более важных дел.

 Обязанность родителей научить своих детей быть не просто приходящими в их дом людьми, но и правильно распределять своё свободное время, быть понимающими, сочувствующими и готовыми прийти на помощь в работе по дому.

 Часто, просящий помочь родитель, натыкается на глухую стену непонимания или нежелания со стороны подростка. У него есть приготовленные ответы отказов на любые увещевания и просьбы помочь.

Много домашней работы задали, или нужно готовиться к контрольной работе или ещё что-то – таковы частые ответы, хотя времени на выполнение какой-то работы требуется совсем мало. Просьба вынести мусор или помыть за собой посуду – может спровоцировать скандал и хлопанье дверями со словами «мне всё это надоело».

Но ведь небольшая часть домашней работы должна выполняться и подростком, а не только родителями и старшими детьми.

 В случае нежелания больше выносить мусор, можно поменять обязанности  и предложить на выбор любую другую не сложную работу. Меняйте вид работы раз в месяц или в неделю, согласовав это с ребёнком. Главное в этом вопросе — мягкость в разговоре со стороны родителя.

 Постарайтесь никогда не заставлять, не принуждать подростка – этим вы вызовете обратную реакцию – сопротивление и полное нежелание делать что-либо. Предоставьте ребёнку самому выбрать из составленного списка дел работу, которая ему подойдёт, будет ему по силам и по душе. Таким образом подросток не почувствует давления с вашей стороны, и скорее всего согласится на какой-то вариант.

 Если в семье нет отца, мама может, поговорив с подростком, просто попросить у него помощи – ведь ей самой сложно содержать дом в чистоте, при этом работая на производстве.

 Такой же довод можно использовать в полной семье, сказав, что отец много трудится для блага всех членов семьи, а на домашнюю работу у него нет времени и сил. Мама тоже не железная – ей нужна помощь.

 Дети в подростковом возрасте очень чувствительны и опытный родитель всегда найдёт нужную тропку к его сердцу, если не будет настаивать и требовать. Не получается разговор родителя и подростка — лучше перенесите его на более лучшее время. Правильные родители не доводят разговор до негативных последствий.

 Чтобы разговор был более доверительным, можно привести пример из собственной жизни, когда вы тоже не очень хотели делать работу по дому. Ребёнок поймёт, что вы ему доверяете, и вы его понимаете. Погладьте его по голове или по плечу – обычно такое проявление ласки сближает и располагает.   

Читайте также:  Мотиватор - психология

 Давать деньги за работу подростку? 

Большинство психологов считают, что давая деньги за домашнюю работу своему ребёнку, родители совершают большую ошибку. Получение карманных денег не должно быть связано с домашней работой — если вы в какое-то время не сможете дать денег, но будете просить сделать необходимую работу – высока вероятность получить отказ.

 Домашний труд объединяет всех членов семьи и должен приносить пользу всем в доме. Если в семье много детей, такой труд сближает и объединяет их, особенно, если это совместная готовка еды или работа на приусадебном участке.

 Если ребёнок растёт без братьев или сестёр,  выполняя какую-то работу, он чувствует свою ответственность. Например, если он не сходит в магазин, то семья будет ужинать без хлеба.

 Правильно ли – отвечать тем же?

Некоторые родители с успехом применяют способ «как ты, так и я». Сын не убирает свою комнату, ссылаясь то на свою занятость, то на нежелание. Мама решила тоже не убирать не только в его комнате, но и во всём доме. Кушать она тоже перестала готовить, сказав, что нет настроения.

Мусор не выносился, и конечно появились запахи, пришлось одеть ещё пакет, но выносить мама отказалась. Не прошло и двух дней, как сын стал уговаривать маму возобновить прежний распорядок дня с работами по дому, в которых принимали участие все члены семьи.

Воспользоваться советом или нет – решать вам. 

 Главное, чтобы вы и ваши дети воспринимали работу по дому, как нормальное, нужное дело, которое делается без принуждения. Не отбейте охоту к какой-то работе, а наоборот мягко научите с ответственностью подходить к любому труду и такой опыт принесёт ребёнку прекрасные плоды в будущем.

Источник: http://family-and-i.com/mama-i-malysh/obyazannosti-po-domu-dlya-podrostkov

Поощрение и наказание: почему они не действуют на подростков?

Одна из самых частых причин, по которым родители обращаются к психологу, — это проблемы с дисциплиной у ребёнка. И особенно остро этот вопрос встаёт у родителей подростков.

Большинство осознаёт, что в это время взрослеющему ребёнку нужно больше свободы, но что насчёт ответственности? Взросление не приходит без осознания последствий наших поступков, однако создаётся ощущение, что любая попытка напомнить об этом воспринимается в штыки.

Учителя и родители со вздохом отчаянья признают, что подростка почти невозможно заставить делать то, что, по их мнению, является действительно важным: хорошо учиться, задумываться о будущей профессии, уважительно относиться к окружающим.

С точки зрения психологии это можно объяснить тем, что в таком возрасте ребёнку необходимо отстаивать независимость, или тем, что подростки более дорожат мнением друзей, а не взрослых, поэтому и отвергают любые механизмы воздействия.

Но как тогда призвать не признающего авторитеты бунтаря к порядку?

Что говорят психологи?

Почему мы растим поколение несамостоятельных детей

По мнению психолога Шерил Сомерс, наказание — метод воспитания, сопряжённый со страданием, потому как он связан с демонстрацией власти и навязыванием контроля: родитель может наказать ребёнка, представить же обратную ситуацию невозможно. Кроме того, дисциплина прививается только посредством обретения самоконтроля, неустанное же контролирование со стороны родителей снимает ответственность: зачем принимать решения самостоятельно, если за тебя всё решит мама?

Запреты, домашний арест, повышение голоса — всё это, по мнению Сомерс, инструменты «шоковой терапии». Они действуют быстро, но абсолютно бесполезны с точки зрения долгосрочного воздействия.

Признание ребёнком своих ошибок в данном случае — не более чем формальность, помогающая поскорее отменить неприятные ограничения. Так происходит потому, что наказание зачастую не связано с проблемой поведения. Подросток обижает младшего брата — родитель отбирает у обидчика телефон: очевидно, что такая мера никоим образом не отсылает к причине наказания и вызывает лишь страх и негодование. 

Сомерс замечает, что осознание последствий действеннее любого наказания: какой смысл запрещать компьютерные игры, если подросток не моет за собой посуду? 

Психолог предлагает иной метод: если ребёнок отказывается убирать за собой, создайте график, согласно которому на каждом члене семьи, например, будет лежать обязанность мыть посуду в течение недели. Цель такого мероприятия ясна: помимо того, что подросток будет принимать непосредственное участие в уборке, он также начнёт уважать усилия других членов семьи в сохранении порядка.

А если ребёнок обижает младшего брата, нет никакого смысла запрещать ему гулять с друзьями, утверждает Сомерс. Вместо этого попросите его провести время с братом на выходных: прогулка в парке или совместный поход в кино поможет наладить отношения, если, конечно, будут поданы в качестве просьбы, а не навязаны приказным тоном.

Подход Сомерс к формированию дисциплины через осознание последствий кажется логичным и гуманным. Жаль только, что нейробиологи развенчивают его эффективность.

Что думают нейробиологи?

Когнитивный контроль: как держать себя в руках

Действительно, наказания в большей степени не имеют влияния на подростков — но, к сожалению, это справедливо и в отношении методики Сомерс. И виной всему, как показало недавнее исследование, взрослеющий мозг.

Подростковый период начинается с биологических изменений, сопутствующих половому созреванию, и заканчивается тогда, когда человек обретает стабильную, независимую роль в обществе. Но вместе с тем, это также время реорганизации мозга — того органа, которому будет посвящено ещё немало научных открытий в ближайшем будущем.

В подростковом возрасте серое вещество, которое стремительно росло с момента рождения, начинает истончаться. Это, скорее всего, связано с процессом «синоптической обрезки», избавляющей мозг от ненужных синапсов и увеличивающей нейронную эффективность. Такое истончение происходит в том числе в префронтальной коре, которая отвечает за когнитивный контроль и принятие решений.

Созревание префронтальной области коры происходит неравномерно, в то время как лимбические структуры, отвечающие за эмоциональное реагирование, напротив, достаточно развиты к 11-14 годам.

Получается, что слабость префронтальной коры при доминировании лимбических структур приводит к тому, что подростки не могут контролировать себя, склонны к риску, не умеют делать выводы из собственных поступков, часто ошибочно интерпретируют слова и действия окружающих и с трудом концентрируются.

Безрадостная статистика: так называемое рискованное поведение становится причиной около 70% подростковых смертей.

У детей и лимбические структуры, и префронтальная кора развиты ещё недостаточно, поэтому они хоть зачастую и ведут себя неуправляемо, но всё-таки не настолько импульсивны, как те, кто уже вступил в пору юношества. 

К 18 же годам обе системы приходят в равновесие, что позволяет уменьшить количество поспешных и необдуманных действий. Но до этого возраста всё, что касается самоконтроля, даётся человеку с огромным трудом: дерзкое поведение, свойственное подросткам, обусловлено неспособностью сопоставить свой поступок с возможными последствиями. 

Данный тезис был подтверждён несложным экспериментом: людям от 13 до 20 лет предложили выполнить видеотест во время прохождения магнитно-резонансной томографии.

Испытуемые должны были правильно выстроить последовательность планет. За каждый верный ответ они получали денежное вознаграждение, а за каждую ошибку теряли деньги.

Кроме того, в каждой игре были раунды с повышенными ставками вознаграждений.

Ожидалось, что более высокие ставки заставят участников показывать и более высокую мотивацию при прохождении заданий.

Однако, как продемонстрировал эксперимент, это было справедливо только для тех испытуемых, которым было 19-20 лет, испытуемые же более младшего возраста показывали одинаковый результат независимо от суммы вознаграждения.

Данные МРТ позволили обнаружить, что у взрослых участников, выполнявших тест с большим энтузиазмом, наблюдалась активность префронтальных областей и более мощная связь между префронтальной корой и полосатым телом.

Таким образом, мозг взрослого обычно неплохо справляется с выстраиванием причинно-следственной связи: если я буду работать усерднее, я получу премию, а если я буду работать спустя рукава, меня уволят.

Психологи назвали бы этот процесс способностью адаптировать когнитивные качества под требования окружающей среды, бизнесмены — анализом эффективности затрат, а мы бы, отбросив научные термины, решали бы, стоит ли игра свеч.

Но подростки пока ещё не умеют адекватно оценивать характер своих поступков. Поэтому, делают вывод нейробиологи, и поощрения, и наказания одинаково неэффективны в качестве воспитательных методик.

Как соотносятся мозг и разум?

Итак, исследование научно обосновало, что юность — прекрасное время свободы от ответственности. К сожалению, с возрастом безрассудство нас покидает — но к счастью, с возрастом же мы обретаем понимание того, как приемлемо вести себя в социуме и что позволит нам получить достойное вознаграждение за свои труды.

Дисциплина против наказания

Получается, остаётся лишь смириться с тем, что у подростков сложные отношения с дисциплиной? В общем и целом, такова жестокая реальность: едва ли стоит надеяться, что ребёнок в возрасте 14-18 лет действительно сможет осознать, как он вас ранит, не желая возвращаться домой до полуночи и не отвечая на ваши звонки.

Следуя логике Сомерса, можно было бы воспроизвести зеркальную ситуацию: задержитесь на весёлой вечеринке, никого не предупредив, и вдобавок выключите телефон. Однако весьма сомнительно, что ваше невербальное сообщение заставит ребёнка прочувствовать, как вам тяжело мириться с его неповиновением.

Между тем, все забывают о банальном факте: дети учатся только на нашем примере. Любой родитель, прочитав эти слова, отмахнётся: мол, да знаем мы — но только как это поможет сделать ребёнка более ответственным? Но, как продемонстрировал социальный эксперимент, проведённый ещё в начале 80-х, только это и может помочь.

В то время правительство Швеции было крайне обеспокоено мощным ростом асоциального поведения среди подростков: несовершеннолетние употребляли наркотики и алкоголь, занимались вандализмом и нередко проводили время в полицейском участке.

Чтобы разобраться в причинах столь настораживающей тенденции, психологи решили сравнить то, как проживают подростки-правонарушители и подростки, не имеющие проблем с законом. Оказалось, что не было особой разницы между материальным достатком и социальным положением их семей, в то время как эмоциональная составляющая, напротив, заметно отличалась.

Подростки с «хорошим» поведением жили с родителями, которые были ответственными, честными, внимательными и, самое главное, сами исповедовали те ценности, которые ставили детям в пример. Когда в рамках исследования «хороших» подростков познакомили с «проблемными», у первых практически не произошло каких-либо изменений в поведении.

Конечно, некоторые из них из любопытства пробовали алкоголь или совершали правонарушения в компании «хулиганов», но такое поведение, скорее, носило экспериментальный характер, и не превратилось в образ жизни.

Между тем, так называемые проблемные подростки совсем необязательно проживали в неблагополучных семьях.

Нередко их родители вели вполне приемлемую с точки зрения социальных норм жизнь, однако их поступки не соответствовали тем качествам, которые они старались привить детям: можно ли упрекать ребёнка в непунктуальности, когда сам постоянно опаздываешь на работу? Можно ли требовать независимости от мнения окружающих, если сам не уверен в себе? Такое несоответствие «слова и дела» в поведении взрослых морально дезориентировало подростков и делало их более лёгкой добычей для различного рода негативных влияний.

Почему мы не умеем учиться на своих ошибках

При этом было не так важно, придерживались ли родители традиционного строгого воспитания или, будучи последователями Спока, предоставляли им полную свободу — важно было лишь то, насколько они сами живут согласно тем ценностям, которые пытались взрастить в своих детях.

В статье «Наказание против дисциплины» американский психолог Бруно Беттельгейм писал: «Мы должны быть честными с детьми в отношении наших эмоций, с одной стороны, показывая, как сильно мы их любим, а с другой, не боясь продемонстрировать разочарование, когда мы огорчены их поступками. Ведь наши эмоции — часть нас самих. При этом мы не должны требовать от ребёнка совершенства. Однако, если мы стремимся прожить как можно более нравственно гармоничную жизнь, ребёнок, впечатлённый преимуществами такой жизни, сделает всё, чтобы жить так же»

Сколько бы эффективных методик воспитания ни существовало, пример родителей — самый мощный и наиболее естественный метод воздействия. По крайней мере, уловки поощрений («пойдёшь гулять, если сделаешь уборку») и запреты наказаний («ты никуда сегодня не пойдёшь!») уж точно не идут с ним в сравнение. 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://newtonew.com/science/pooshchrenie-i-nakazanie-pochemu-oni-ne-deystvuyut-na-podrostkov

Ссылка на основную публикацию