Модели агрессивности — психология

Агрессия и агрессивность

Агрессия – это модель поведения, т.е. поведение (физическое или словесное), которое направлено на причинение вреда кому-либо.

Как правило, агрессивное поведение – это негативная реакция на созданную другими, ситуацию фрустрации, когда возникают препятствия на пути к цели или ущемляются интересы. При этом не имеет значение, была эта ситуация создана специально (с враждебным намерением) или нет.

<\p>

Агрессивное поведение может быть прямым, когда человек не скрывает свою агрессию от окружающих. Проявляется это различными способами, начиная от высказывания угроз в сторону собеседника и заканчивая непосредственными агрессивными действиями.

Также агрессивное поведение может быть косвенным, когда агрессия скрывается под неприязнью, ехидством или иронией. Косвенной агрессией человек давит на «жертву».

Итак, к агрессивным действиям относятся: • Физическая агрессия (нападение) • Косвенная агрессия (злобные сплетни, шутки, взрывы ярости — топанье ногами) • Склонность к раздражению (готовность к проявлению негативных чувств при малейшем поводе) • Негативизм (манера поведения, когда человек становится в оппозицию, от пассивного сопротивления до активной борьбы) • Обида (зависть и ненависть к окружающим за их действия – реальные или вымышленные) • Подозрительность (от недоверия и осторожности до убеждения, что все люди вокруг приносят вред)

• Вербальная агрессия (выражение негативных чувств через словесные формы – крик, визг, ругань, проклятия, угрозы)

Подходов к пониманию агрессии немало, например, согласно эволюционной теории, агрессия – это инстинкт и считается, что агрессия берет начало, прежде всего, из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у других живых существ. Сторонники социобиологической теории, считают агрессивные проявления взаимодействием с конкурентами с целью повышения успешности репродукции в условиях окружающей среды с ограниченными ресурсами — недостатком пищи или брачных партнеров.

Агрессия может быть конструктивной, когда отсутствует злой умысел нанести кому-либо вред. В таком случае агрессивное поведение сводится к оборонительным или непреднамеренным действиям, или к агрессии, как самоутверждению.

При неконструктивных агрессивных действиях – умысел нанести кому-либо вред, является основой выбора агрессивного поведения, как способа взаимодействия.

Агрессия может быть направлена не только во вне, но и на собственную личность, что проявляется, как правило, суицидальным поведением или самоповреждением, например, когда подростки наносят разрезы на предплечья. Детская или подростковая агрессия имеют свои особенности, об этом чуть позже, в следующих статьях.

Не стоит путать агрессию (действия) и агрессивность – свойство личности, которое проявляется в готовности к агрессивному поведению. Таким образом, агрессивность – это осознаваемая или не осознаваемая некая предрасположенность к агрессивному поведению.

Изначально человек в процессе развития не обладает такой характеристикой, как агрессивность, поэтому специалисты говорят о том, что модели агрессивного поведения усваиваются детьми с самого рождения.

Агрессия – это форма поведения, которая отчасти является социальным научением и отчасти является следствием агрессивности (свойства личности).

В следующих статьях мы поговорим об агрессии более подробно и рассмотрим практические навыки и умения, которые могут пригодиться в ситуациях проявления агрессии.

Возможно Вам будут интересны следующие статьи:

  • Детская агрессия
  • «Читаем» жесты: агрессивность и готовность действовать
  • Недостатки у партнера: как принять?
  • Ребенок бьет окружающих. Что делать?
  • Власть родителей
  • Правила комментирования

    Источник: http://www.psytalk.spb.ru/psyvopros/agressiya-i-agressivnost/

    Психология агрессивности (стр. 1 из 3)

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    Федеральное агентство по образованию

    Марийский государственный технический университет

    Кафедра Истории и Психологии

    Реферат на тему:

    «Психология агрессивности»

    Выполнил: ст.гр.РРТ-41

    Ситников А.А.

    Проверила: к.псх.н., доцент

    Петрухина С.Р.

    Йошкар-Ола

    2010

    Содержание

    Введение. 3

    1. Теория агрессии. 4

    1.1 Основные сведения из теории. 4

    1.2 Психоанализ. 5

    1.3 Фрустрационная теория. 6

    1.4 Теория социального научения. 8

    2. Агрессия в повседневной жизни. 10

    2.1 Причины агрессивного поведения. 10

    2.2 Профилактика агрессии. 12

    2.3 Поведение с агрессором. 13

    Заключение. 15

    Список используемой литературы.. 16

    На протяжении всей истории люди, так или иначе, испытывали какие-либо переживания, и эти переживания были причиной разного рода поведения людей, ответной реакцией на них.

    Человеку свойственен целый спектр чувств и эмоций. Какие-то из них психологи относят к положительным, какие-то – к отрицательным. Учёные всего мира на протяжении долгого времени изучали их, выводили теории, строили догадки. Однако стоит отметить, что по сей день вопрос эмоций остаётся открытым, и нет общего мнения об их природе.

    В данной реферативной работе речь пойдёт об агрессии и агрессивном поведении, с которым каждый из нас, несомненно, хоть раз сталкивался в своей жизни. Кто-то выступал объектом агрессии, кто-то – наоборот, агрессором, кто-то встречался с демонстрацией неприязни и недоброжелательства, а кто-то – со словесным оскорблением и применением грубой физической силы

    В первой части моей реферативной работы я приведу основные понятия из теории, а именно: понятие агрессии, её основные причины и виды.

    Помимо этого, будут рассмотрены некоторые, на мой взгляд, наиболее важные и влиятельные теории о причинах зарождения негативных эмоций в человеке. Зигмунд Фрейд, Джон Доллард, Альберт Бандура – вот лишь неполный список людей, изучавших и внёсших бесценный вклад в развитие изучения агрессивности. Основные отличительные черты и выводы их работ будут также указаны мною.

    Во второй части своей работы я упомяну и разберу некоторые методики, рекомендуемые психологами, и направленные на профилактику и борьбу с агрессивным поведением. Постараюсь перечислить основные источники агрессии в современном мире.

    Читайте также:  Выдержка - психология

    По итогам проделанной работы я сделаю соответствующие выводы и заключения.

    Как уже было сказано, вопросом агрессивного поведения и агрессии в целом в разное время и разных странах занимались разные учёные. В этой главе я рассмотрю основные понятия, классификацию агрессии, а также три основные теории, авторами которых являются Зигмунд Фрейд, Джон Доллард и Альберт Бандура.

    Сразу же стоит отметить, что между агрессией и агрессивностью есть некоторая разница. В первую очередь, агрессия – это состояние, а агрессивность – черта характера. [1, 315]

    Существует много трактовок и определений слова агрессия, вот лишь некоторые из них:

    -Агрессия(от лат. aggressio — нападение) — эмоционально окрашенное жесткое целенаправленное нападение. Желание и готовность нанести урон, ударить, уничтожить. [2, 20]

    -Агрессия — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательного переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.). [1, 315]

    Исходя из того, что агрессивное поведение – это одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, можно выделить основные причины агрессии. Итак, люди используют её, чтобы:

    -Влиять на окружающих и достигать определенные цели

    -Получить азарт новых переживаний, острых ощущений

    -Отстоять и/или поднять свой статус [3, 27]

    В зависимости от формы проявления агрессия бывает:

    -Физическая — использование физической силы против другого лица или объекта; Вербальная — выражение негативных чувств через форму (ссора, крик, визг) или содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань)

    -Прямая — действия, которые непосредственным путем направлены на другое лицо; Косвенная — действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т. п.)

    -Внешняя — направлена на окружающих; Внутренняя – направлена на себя: самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства

    -Защитная — агрессия в ответ на чьи-то агрессивные (или кажущиеся агрессивными) действия; Провоцирующая — первое проявление агрессии, «первая атака» [2, 32]

    Теперь, ознакомившись с основными теоретическими сведениями, я перейду к исследователям природы агрессии и их основным работам.

    Основоположник психоанализа, Зигмунд Фрейд (1856-1939), австрийский психолог, психиатр, видел в агрессии врождённую инстинктивную форму поведения. Следовательно, какие-либо, даже самые положительные, изменения в социальной среде не способны предотвратить ее проявление. Максимум, что возможно — это ослабить её. [4, 151]

    Относясь к вопросу агрессии метафорически, учёный выделил два основных человеческих инстинкта:

    -Эрос — основной инстинкт жизни, энергия которого направлена на упрочение, сохранение и воспроизведение жизни

    -Танатос — влечение к смерти, вся энергия которого направлена на разрушение и прекращение жизни [2, 178]

    Изначально, правда, З.Фрейд настаивал на существовании только одного из этих инстинктов – Эроса, но ужасы Первой Мировой войны и личная болезнь учёного заставили его задумать о наличии второго, разрушающего инстинкта.

    Психоаналитики сделали довольно пессимистический вывод относительно агрессии. З.

    Фрейд и его последователи считали, что она, будучи врождённой, не подлежит искоренению из человеческого существа даже при удовлетворении всех материальных потребностей и других положительных изменениях в структуре общества, поскольку, если энергия Танатоса не будет обращена вовне, это вскоре приведет к разрушению самого индивидуума.

    По их мнению, решением накопления агрессии может стать совершение экспрессивных действий, не сопровождающихся разрушением, что, в свою очередь, послужит эффективным средством предотвращения более опасных поступков.

    Иными словами, с точки зрения З. Фрейда агрессия имеет биологическую (инстинктивную) природу и преодолеть ее невозможно, кроме как частично регулировать социальными нормами, придавая ей более или менее безобидные формы.

    [4, 193]

    Критики психоанализа считают, что даже все вместе взятые экспериментальные исследования, цель которых заключалась в проверке различных психоаналитических теорий, не принесли никаких результатов.

    Ими отрицается существование хотя бы одного исследования, в ходе которого были бы получены убедительные доказательства существования процесса вытеснения, занимающего центральное положение в психоанализе.

    [3, 67]

    Одним из критиков отношения З.Фрейда к теме агрессии являлся Джон Доллард, основоположник фрустрационной теории.

    Фрустрацией называется психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей. [1, 327]

    В противовес теоретическим концепциям Фрейда, несколько учёных положили начало интенсивным экспериментальным исследованиям агрессии. Одним из авторов фрустрационной теории возникновения агрессии является Джон Доллард (1900—1980) — американский антрополог, психолог.

    Изначально он и его единомышленники считали, что агрессия всегда является результатом фрустрации, но позднее эта теория неоднократно видоизменялась. Учёный подчёркивал, что важным фактором для прогнозирования фрустрации является характер индивида.

    От характера зависит, насколько интенсивно индивид будет реагировать на неё. [5, 49]

    Фрустрационная теория имела много замечаний в свой адрес. Критиковалась схема «агрессия — фрустрация», опровергались два основных постулата Дж.Долларда:

    -Агрессия всегда есть следствие фрустрации

    -Фрустрация всегда влечет за собой агрессию [5, 41]

    В ответ на критику сторонники фрустрационной теории видоизменили свою позицию. Представителем такой модифицированной формы теории обусловлевания агрессии и фрустрации является Леонард Берковиц. Он показывал влияние социально – психологических параметров — т.е. социального окружения, взаимоотношениями с другими социальными субъектами на проявление агрессивности в действиях человека. [3, 120]

    Читайте также:  Список когнитивных искажений - психология

    Л.Берковиц ввел три существенных поправки в схему « агрессия – фрустрации»:

    -Фрустрация не обязательно реализуется в агрессивных действиях, но она стимулирует готовность к ним

    -Даже при состоянии готовности агрессия не возникает без надлежащих условий

    -Выход из фрустрирующей ситуации с помощью агрессивных действий воспитывает у индивида привычку к подобным действиям [5, 88]

    Таким образом, в конечном итоге Л.Берковиц и некоторые последователи идей Дж.Долларда сделали некоторые выводы. Во-первых, ответной реакцией на фрустрацию может выступать не только агрессия. Во-вторых, фрустрация является лишь одним из факторов, влияющих на формирование агрессии, причём не самым важным. [2, 204]

    Источник: http://MirZnanii.com/a/202093/psikhologiya-agressivnosti

    Клуб Здорового Сознания

    Основных моделей агрессивности:

    • Агрессивность как выученная реакция
    • Агрессивность как следствие фрустрации
    • Агрессивность как врожденная составляющая

    Модель выученной агрессивности

    Наиболее реалистичная модель агрессивности.

    Суть модели:

    • Агрессивность — это поведение, которое выучивается ребенком, глядя на окружающих и в первую очередь на своих родителей, а затем уже развивает самостоятельно.
    • Чем чаще агрессивность оказывается поощрена — тем активнее формируется агрессивное поведение. И наоборот, негативные последствия агрессивности тормозят ее проявление.
    • Многие практические психологи сходятся во мнении, что именно является наиболее эффективной в объяснении, предсказании и коррекции агрессивного поведения.

    При всей несхожести разных подходов все они подсказывают один и тот же важный практический вывод: формирующуюся необходимо научить терпимому, благожелательному, гуманному отношению к людям. Если этого не делать, то обижать людей человек легко научится сам.

    Модель реакции на фрустрацию

    Основоположник — .

    История модели

    Модель реакции на фрустрацию получила известность среди психологов в 1930-х гг. после серии исследований. Первая значительная публикация Джона Долларда по этой проблеме («Frustration and Aggression». Yale University Press, в соавт. с J.W. Doob, N.E. Miller, O.H. Mower, R.

    R. Sears. 1939) стала классической работой, которая до сих пор широко цитируется и известна как гипотеза «фрустрации — агрессии». Эта гипотеза стала основой для последующих исследований агрессии Леонардом Берковицем, а также для изучения фрустрации и агрессии у животных.

    Суть модели

    Агрессия — это не врожденное и автоматически возникающее в организме человека влечение, а реакция на — попытка преодолеть препятствие на пути к удовлетворению , достижению удовольствия и .

    Основные принципы модели:

    • Агрессия понимается как намерение навредить другому своим действием.
    • Агрессия всегда проявление фрустрации, а фрустрация всегда влечет за собой агрессию.
    • Агрессия может быть или замещена.
    • При ярком физическом или эмоциональном выражении агрессивности (катарсис) — ослабляектся готовность к агрессии.

    Последователи и приверженцы схожих идей

    Представителем такой модифицированной формы теории обусловливания агрессии фрустрацией является Л. Берковиц.

    Он, во-первых, ввел новую переменную, характеризующую возможные переживания, возникающие в результате фрустрации, — гнев как эмоциональную реакцию на фрустрирующий раздражитель.

    Во-вторых, он признает, что агрессия не всегда является доминирующей реакцией на фрустрацию и при определенных условиях может подавляться.

    В концептуальную схему «фрустрация-агрессия» Берковиц ввел три существенные поправки:

    • фрустрация не обязательно выражается в агрессии. Фрустрация — это «благодатная почва» для агрессии;
    • фрустрация может выражаться в агрессивной форме, но только если окружающие условия этому способствуют;
    • человек, регулярно снимающий фрустрацию агрессивностью привыкает к агрессивности, становится агрессивным.
    • агрессия — это только одна из защитных реакций и может быть выражена символично (уйти, хлопнув дверью)

    Критика модели

    • Многие экспериментальные данные не позволяют однозначно оценить эффективность катарсиса: установлено, что в ряде случаев агрессивное поведение понижает дальнейшие агрессивные проявления, а в ряде случаев, наоборот, повышает.
    • По наблюдениям, не всегда фрустрация оканчивается агрессией и наоборот: состояние агрессии не всегда связано с фрустрацией.

    Врожденная модель агрессивности (агрессия как инстинкт)

    Основоположником этого подхода является .

    История появления модели

    В ранних работах Ферейд утверждал, что все поведение человека базируется на стремлении к сохранению своей жизни и воспроизведению новой.

    Соответственно, агрессивность, возникает там, где что-то противостоит этому стремлению.

    В более поздних работах, Фрейд утверждал уже другое: источником агрессивности считал Танатос — инстинктивное влечение к смерти и разрушению, то есть агрессия по его мнению, является неотъемлимой частью жизни человека.

    Первой выдвинула теорию в врожденности агрессивности исследователь психоаналитической школы Сабина Шпильрейн (1911 год).

    Центральная идея этой работы: любое созидание обязательно включает процесс разрушения. Фрейд впоследствии развил эту теорию.

    В 1920 году в своей работе «По ту сторону принципа удовольствия» Фрейд повторил и развил основные выводы С. Шпильрейн. Есть гипотеза, что причина тому — опыт мировой войны и ряд личных потерь. повторил основные выводы Шпильрейн. Фрейд ввел понятие Танатос — то есть инстинктивное влечение к смерти.

    Суть модели

    По Фрейду, стремление к смерти (Танатос) и стремление к жизни (Эрос) находятся в постоянном противодейтсвии.

    Чтобы уберечь Я от разрушительного действия Танатоса существуют механизмы, который помогают перенаправить энергию Танатоса вовне, от человека — на других людей.

    То есть по мнению Фрейда, источник агрессивности человека по отношению к другим — это проявление разрушительного начала в человеке.

    Основные принципы модели:

    • Агрессивность — врожденное и необходимое проявление инстинкта смерти Танатоса
    • Танатос проявляется всегда: или разрушая личность, или агрессивно выплескивается на окружающих. Задача — побороть стремление смерти и вогнать его в наиболее социально приемлемое русло.
    • Яркое эмоциональное выражение агрессивности — наиболлее мирная форма выражения Танатоса.
    • Более поздние сторонники считают, что выражением Танатоса могут стать также различного рода состязания, занятия физическими упражнениями и участие в спортивных соревнованиях.
    Читайте также:  Искусство - психология

    Сторонники модели и схожие теории

    Похожую точку зрения развивал Конрад Лоренц. Конрад Лоренц считал агрессивность врожденным свойством и проявлением инстинкта выживания. Именно агрессивность с точки зрения К.Лоренца способуствет естественному отбору, то есть в условиях высокой агрессивности выживают только сильнейшие особи, которые имеют хороший генетический материал.

    Конрад Лоренц считал, что агрессивная энергия (имеющая своим источником инстинкт борьбы) генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени.

    Таким образом, развертывание явно агрессивных действий является совместной функцией: количества накопленной агрессивной энергии и наличия и силы особых облегчающих разрядку агрессии стимулов в непосредственном окружении.

    Другими словами, чем большее количество агрессивной энергии имеется в данный момент, тем меньшей силы стимул нужен для того, чтобы агрессия выплеснулась вовне. Фактически, если с момента последнего агрессивного проявления прошло достаточное количество времени, подобное поведение может развернуться и спонтанно, в отсутствие высвобождающего стимула.

    Схожих взглядов придерживается Мелани Кляйн которая рассматривает агрессию как проекцию собственного саморазрушительного влечения человека.

    Противники модели

    Идея Фрейда получила ряд критических отзывов. Противники теории: Эрнст Джонс, Альфред Адлер.

    Основные тезиси критичных отзывов:

    • Основная критика модели Фрейда — противоречие канонам биологии (любой живой оранизм стремится выжить и продолжить свой вид).
    • Восприятие человека как более высокороганизованное существо, которое отличается от животных.
    • Невозможность описания и характеристики инстинкта смерти. Фактически исследования не продвинулись дальше того, чтобы дать этой энергии название, — в работах фрейдистов она фигурирует как моргидо, или деструдо.
    • Возражения против утверждения, что личность неизменна.
    • Другое определение агрессии — как сила, с которой человек выражает свою любовь и ненависть к окружающим или самому себе и с которой он пытается удовлетворить свои инстинкты

    Источник: https://psy-space.ru/?page=modeli-agressivnosti

    Психология человеческой агрессивности

    Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или насильственного причинения вреда другому живому существу.

    Типы агрессии: 1) физическая-активная-прямая агрессия – это нанесение другому человеку прямого физического вреда (например, нанесение ударов холодным оружием, избиение или ранение при помощи огнестрельного оружия); 2) физическая-активная-непрямая – это непрямое нанесение физического вреда (например, закладка мин-ловушек; сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага); 3) физическая-пассивная-прямая – состоит в физическом недопущении другого человека к желаемой цели или желаемой деятельности (например, сидячая демонстрация); 4) физическая-пассивная-непрямая – проявляется в отказе от выполнения необходимых задач (например, отказ освободить территорию во время сидячей демонстрации); 5) вербальная-активная-прямая – состоит в словесном оскорблении или унижении другого человека; 6) вербальная-активная-непрямая – характеризуется распространением злостной клеветы или сплетен о другом человеке; 7) вербальная-пассивная-прямая – состоит в отказе разговаривать с другим человеком, отвечать на его вопросы и т. д.;

    8) вербальная-пассивная-непрямая – выражается в отказе давать определенные словесные пояснения или объяснения (например, отказ высказаться в защиту человека, которого незаслуженно критикуют).

    Теории агрессии: 1) психоаналитическая теория агрессии рассматривала агрессию с точки зрения врожденного инстинкта смерти. Согласно З. Фрейду , агрессия берет свое начало во врожденном и направленном на собственного носителя инстинкте смерти, т. е.

    агрессия – это инстинкт смерти, спроецированный вовне и нацеленный на внешние объекты; 2) эволюционистская теория агрессии в качестве источника агрессивного поведения рассматривала другой врожденный механизм – инстинкт борьбы, присущий всем животным, включая и человека.

    Один из последователей этой теории Лоренц предполагал наличие длительного эволюционного пути развития; 3) социобиологическая теория агрессии рассматривала агрессивные взаимодействия с конкурентами как один из путей повышения успешности репродукции в условиях окружающей среды с ограниченными ресурсами – недостатком пищи или брачных партнеров; 4) теории побуждения выделяли в качестве источника агрессии вызываемый внешними причинами позыв, или побуждение, причинить вред другим. Теория фрустрации-агрессии – одна из теорий побуждения, согласно которой побуждение к агрессии возникает у индивида, пережившего фрустрацию (тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности). Часто агрессивные действия, нацелены не на истинного фрустратора, а на другие объекты, по отношению к которым агрессивные действия могут совершаться беспрепятственно и безнаказанно (смещенная агрессия); 5) когнитивная теория основное внимание уделяет рассмотрению эмоциональных и когнитивных процессов, лежащих в основе агрессии. В основе агрессии, согласно данной теории, лежит осмысление или интерпретация индивидом чьих-то действий, как угрожающих или провокационных, что оказывает определенное влияние на его чувства и поведение;

    6) теории социального научения рассматривают агрессию как социальное явление, как форму поведения, усвоенного в процессе социального научения.

    В связи с этим, для понимания причин агрессии необходимо учитывать то, каким путем агрессивная модель поведения была усвоена, факторы, которые спровоцировали ее проявление и условия, способствующие закреплению данной модели поведения.

    Предполагается, что агрессивные реакции могут быть усвоены путем наблюдения проявлений агрессии.

    Источник: https://psyera.ru/2807/psihologiya-chelovecheskoy-agressivnosti

    Ссылка на основную публикацию