Мажор и минор. формула музыкальных эмоций — психология

Урок 7. Основные музыкальные лады. Мажор и минор

В этом уроке мы познакомимся с основными музыкальными ладами – мажором и минором.

Вы, наверное, обращали внимание, что одни мелодии и произведения звучат весело, бодро, оптимистично, а другие – грустно и печально. За эту эмоциональную окраску музыки и отвечают лады.

Мажор – это лад, который звучит весело и бодро.

Минор – это лад, звучащий грустно.

Сыграйте на фортепиано подряд 7 нот, то есть гамму, от ноты ДО по белым клавишам. Услышали, как она звучит? Это и есть мажорный лад, гамма До-мажор.

А теперь попробуйте сделать то же самое от ноты ЛЯ по белым клавишам. Не правда ли, звучание имеет совсем другую окраску – печальную? Это минорный лад, гамма Ля-минор.

Звуки лада, которые располагаются подряд называются гаммой. Основные лады, мажор и минор, имеют 7 ступеней лада, то есть 7 нот.

В Уроке 5.Черные клавиши мы говорили о тонах и полутонах, о диезах и бемолях. Теперь для вас не составит труда сыграть от любой клавиши мажорный или минорный лад. Мажор строится по такой схеме: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон.

Минор строится по такой схеме: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон. (Рисунок a-moll)

Все лады состоят из 2 групп ступеней или звуков: устойчивых и неустойчивых. Устойчивые звуки образуют так называемые трезвучия, мажорное или минорное.

Рассмотрим эти ступени на примере той же гаммы До-мажор.

В Уроке 6.Цифровые обозначения аккордов и нот мы уже говорили о буквенной системе обозначения.

Музыкальные лады в буквенном обозначении будут обозначаться так:

мажор – dur, C-dur (для До-мажора)
минор – moll, c-moll (для До-минора)

Очень часто можно встретить упрощенную систему обозначений, в которой мажорный лад обозначается большой буквой C (для До-мажора), а минорный — маленькой буквой c (для До-минора).

Мы рассмотрели основные натуральные лады, мажор и минор.

Гармонический и мелодический лады

Кроме натуральных существуют еще гармонический и мелодический лады. Эти ладовые разновидности отличаются высотой некоторых ступеней:

Мажор гармонический — понижается на полтона VI ступень.
Мажор мелодический — понижаются на полтона VI и VII ступени.
Минор гармонический — повышается на полтона VII ступень.
Минор мелодический — повышается на полтона VI и VII ступени в гамме вверх, а в гамме вниз VI и VII ступени
используются как в натуральном миноре, без повышения.

Также в музыке существуют народные и другие лады. Их разновидностей достаточно много, но используются они очень редко, поэтому мы не будет рассматривать их в этом уроке.

Перейти к следующему уроку ->

Источник: http://myfortepiano.ru/urok-7-mazhor-i-minor.php

Про три вида мажора

Вы уже знаете, что чаще всего музыку записывают в мажорном и минорном ладу. Оба этих лада имеют по три разновидности – гамму натуральную, гармоническую и мелодическую.

Ничего страшного за этими названиями не кроется: основа у всех одна, только в гармоническом и мелодическом мажоре или миноре изменяются определённые ступеньки (VI и VII).

В миноре они повышаются, а в мажоре будут понижаться.

3 вида мажора: первый – натуральный

Натуральный мажор – это обыкновенная мажорная гамма со своими ключевыми знаками, если они, конечно, есть, и без каких бы то ни было случайных знаков альтерации. Из трёх видов мажора этот в музыкальных произведениях встречаются чаще остальных.

Мажорная гамма основывается на известной формуле из последовательности в звукоряде целых тонов и полутонов: Т-Т-ПТ-Т-Т-Т-ПТ. Подробнее можно почитать об этом здесь.

Посмотрите на примеры нескольких простых мажорных гамм в натуральном виде: натуральный до мажор, гамма соль мажор в своём натуральном виде и звукоряд тональности натурального фа мажора:

3 вида мажора: второй – гармонический

Гармонический мажор – это мажор с пониженной шестой ступенью (VIb). Эта шестая ступенька понижается ради того, чтобы быть ближе к пятой. Низкая шестая ступень в мажоре звучит очень интересно – она его словно «оминоривает», и лад становится нежным, приобретает оттенки восточной томности.

Вот как выглядят звукоряды гармонического мажора уже показанных ранее тональностей до мажор, соль мажор и фа мажор.

В до мажоре появился ля-бемоль – признак изменения натуральной шестой ступени, ставшей гармонической. В соль мажоре появился знак ми-бемоль, а в фа-мажоре – ре-бемоль.

3 вида мажора: третий – мелодический

Как и в мелодическом миноре, в мажоре той де разновидности изменяются сразу две ступеньки –VI и VII, только всё здесь ровным счётом наоборот. Во-первых, эти два звука не повышаются, как в миноре, а понижаются.

Во-вторых, альтерируются они не при восходящем движении, а при нисходящем. Впрочем, всё логично: в мелодическом миноре в восходящем движении повышаются, а в мелодическом миноре в нисходящем движении понижаются.

Вроде, так и должно быть.

Любопытно, что из-за понижения шестой ступени между этой ступенью и другими звуками могут образовываться всякие интересные интервалы – увеличенные и уменьшённые. Это могут быть тритоны или интервалы характерные – рекомендую вам в этом разобраться.

Мелодический мажор – это такой мажорный звукоряд, в котором при восходящем движении играется гамма натурального вида, а при нисходящем движении понижаются две ступеньки – шестая и седьмая (VIb и VIIb).

Нотные примеры мелодического вида — тональности до мажор, соль мажор и фа мажор:

В мелодическом до мажоре в нисходящем движении появляются два «случайных» бемоля – си-бемоль и ля-бемоль. В соль мажоре мелодического вида сначала отменяется фа-диез (понижается седьмая ступень), а затем появляется бемоль перед нотой ми (понижается шестая ступень). В мелодическом фа мажоре появляются два бемоля: ми-бемоль и ре-бемоль.

И ещё разок…

Итак, существуют три вида мажора. Это натуральный (простой), гармонический (с пониженной шестой ступенью) и мелодический (в котором при восходящем движении нужно играть/петь натуральную гамму, а при движении вниз – понижать седьмую и шестую ступени).

Если вам понравилась статья, то, пожалуйста, нажмите на кнопку «Мне нравится!». Если вам есть, что сказать по данной теме – оставляйте комментарий. Если вы хотите, чтобы ни одна новая статья на сайте не осталась не прочитанной вами, то, во-первых, заходите к нам чаще, а, во-вторых, подписывайтесь на твиттер.

ВСТУПАЙТЕ В НАШУ ГРУППУ В КОНТАКТЕ — http://vk.com/muz_class

Источник: http://music-education.ru/tri-vida-mazhora/

Что такое мажор?

В музыке существует два музыкальных лада, являющихся основными, – это мажор и минор. Поговорим подробнее о том, что такое мажор, что собой представляет мажорный лад и чем отличается мажорный лад от минорного, а также о том, как это слово употребляется в современном сленге.

Что такое мажор: определение

Мажор представляет собой набор звуков музыкального инструмента, подразумевающий бодрую и весёлую тональность. Такая формулировка связана с тем, что вся музыка по своей сути создана, чтобы передавать чувства и эмоции человека. Композитор, который составляет определённую музыкальную композицию или симфонию, основывается на своих чувствах и вкладывает их в музыку.

Процесс разработки музыкальной композиции довольно сложен и зачастую переплетается с экспериментальным методом подбора необходимых звуков. За каждой записанной нотой следует тяжёлая подборка последующих нот и попытка их гармонизации друг с другом, чтобы музыка звучала приятно для человеческого слуха.

Мажорный лад

В связи с тем, что набор звуков безграничен, а человеческий слух способен воспринимать звуки в диапазоне от 20 до 20000 Гц, возникла необходимость классификации определённых простых наборов тональностей. Основными из них, которые можно воспроизвести на любом музыкальном инструменте, являются мажорный и минорный лад.

Выходит, что мажорный лад – это последовательность любой композиции, которая на психологическом уровне вызывает у человека ассоциации с весёлым и бодрым настроением. Также любую композицию можно записать и в минорном ладе, чтобы получить обратный эффект звучания и восприятия на психологическом уровне.

Минорный лад – это лад, звуки которого образуют малое и минорное трезвучие.

Отличия мажорного лада от минорного

Любой набор нот можно записать в виде мажорного или минорного лада. То есть, любая музыкальная композиция, состоящая из определённого набора нот, способна быть проиграна и в минорном звучании, и в мажорном.

Отличием мажорного лада от минорного является то, что между вторым тоном и первым в миноре — малая терция, а в мажоре — большая. Говоря простым языком, мажор-минор — это гармоническое выражение состояний души радость-печаль.

Музыкальный термин в обыденной жизни

В молодёжном сленге слово мажор употребляется в контексте, указывающим на богатых людей, живущих в достатке и изобилии. Считается, что люди, обладающие большими материальными благами, получают практически всё, чего желают.

А человек, который получает желаемое, пребывает в радости и эйфории.

И наоборот: люди, которые не имеют большого количества материальных благ, далеко не всегда получают желаемое и поэтому не всегда пребывают в состоянии радости и удовольствия.

В сравнении с людьми, которые имеют в своём распоряжении меньшие материальные блага, выходит, что между богатыми людьми и музыкальным термином «мажор» можно провести тонкую аналогию, подтверждающую постоянное эмоциональное состояние богатых людей. Подробнее об этом читайте в статье Кто такой мажор.

Если музыкальная тематика вас заинтересовала, прочитайте также другие наши статьи:

  • Что такое аккорд 
  • Как играть на фортепиано

Источник: https://elhow.ru/razvlechenija/hobbi/muzyka/muzykalnye-terminy/chto-takoe-mazhor

Что такое мажор и минор? От «Свадебного марша» к «Похоронному» и обратно

Слово «лад» в русском языке означает стройность, мир, порядок, согласие. И к музыке это слово имеет самое прямое отношение. Для того, чтобы из клавиш или струн извлечь нечто благозвучное, нужно знать, что звуки любой мелодии находятся между собой в определённых отношениях, живут в ладу.

Музыкальный термин «лад» — это объединение звуков, тяготеющих друг к другу, и различных по высоте. Такие объединения, т. е. лады, бывают разные. Для европейской музыки наиболее характерны лады мажор и минор.

Попробуйте сыграть от «до» только по белым клавишам 7 нот подряд — у вас получилась гамма до-мажор. Слышите, как звучит мажор? Бодро, радостно. А теперь попробуем сделать тоже самое от ноты «ля» по белым клавишам. Звучание имеет совсем иную окраску — грустную, печальную. Это минорный лад, гамма ля-минор. Контраст мажора и минора — очень важное средство для создания музыкального характера.

Давайте сравним творчество художников и композиторов. Художники для создания своих картин пользуются красками, композиторы для сочинения музыкальных произведений — звуками. У художников есть две группы красок — тёплые тона и холодные. А для музыканта краска — это лад. Если мажор, значит произведение звучит ярко и радостно, если минор — задумчиво, углублённо.

Посмотрите на картину Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»! Губы сами растягиваются в улыбку — какое буйство красок, как сочно выписаны образы! Как мажорно написана картина! А теперь обратите внимание на васнецовскую «Алёнушку». Совсем другое настроение — минорное: печаль, тоска, безнадёжность. Зритель сразу чувствует — здесь произошла драма.

Читайте также:  Внешнее и внутреннее поведение - психология

Словосочетание «быть в миноре», «минорное настроение» довольно часто употребляется и в разговорной речи. Так говорят о человеке, который предаётся грусти, хандрит, унывает, находится в депрессивном состоянии. «Что-то ты сегодня в миноре», — могут заметить друзья, если вы не принимаете участие в беседе, не улыбаетесь, не реагируете на шутки.

Слово «мажор» употребляется не только как музыкальный термин.

Во Франции в конце 18 века во времена Директории появилось новое поколение молодёжи — дети нуворишей, тех самых, что «из грязи, да в князи», их называли мажорами.

Прошло больше двух столетий, и слово снова всплыло в том же значении. Мальчики и девочки — мажоры, золотая молодёжь, беспечно прожигают жизнь при попустительстве богатых и влиятельных родителей.

Ярким примером различия музыкальных произведений, написанных в мажорном и минорном ладах, являются «Свадебный марш» Мендельсона и «Похоронный марш» Шопена. Неудивительно, что эти произведения у всех на слуху — они исполняются практически на всех свадьбах и похоронах. Для широкой публики сведения о творчестве этих великих европейских композиторов на этом и заканчиваются.

Итак, «Похоронный марш» Шопена. Прекрасное, трагическое, возвышенное воплощение скорби! Эта музыка заставляет сердце плакать, призывает осознать, что это — прощание навсегда. А. В.

Луначарский говорил, что, когда он слышит эту музыку, какое-то умиление сжимает горло, и почти сладкие слёзы выступают на глазах.

«Похоронный марш» является третьей частью сонаты для фортепьяно си-бемоль минор номер два, написанной 1837 году.

Фредерик Шопен (1810 — 1849), великий польский композитор и пианист, был и сам похоронен в Париже на кладбище Пер-Лашез под звуки своего «Похоронного марша». По его предсмертному желанию был также исполнен «Реквием» Моцарта, композитора, которого он любил и ценил выше всех других.

Автор «Свадебного марша» — выдающийся немецкий композитор, дирижёр, пианист и педагог Феликс Мендельсон-Бартольди (1809−1847).

Однажды король Пруссии Фридрих Вильгельм Четвёртый, которому очень понравилась музыка Мендельсона к трагедии Софокла «Антигона», в приватной беседе пожелал, чтобы композитор писал больше музыки к литературным произведениям. Желание короля чудесным образом совпало с интересами самого музыканта.

К уже написанной увертюре для пьесы «Сон в летнюю ночь» по одноимённой комедии В. Шекспира, он дописал ещё 10 частей, превратив её в сюиту. Сюита — музыкальная форма, которая состоит из самостоятельных, контрастных частей, объединённых, тем не менее, общим замыслом.

Первое исполнение музыки к комедии состоялось в 1843 году в Потсдамском дворце и прошло с большим успехом. «Свадебный марш» — седьмая часть этого произведения. В этом году исполняется 170 лет со времени премьеры пьесы, своеобразный юбилей.

Настоящую популярность «Свадебный марш» Мендельсона приобрёл после того, как прозвучал на исторической свадьбе принцессы Виктории, наследницы британского престола, и кронпринца прусского Фридриха в 1858 году.

В России «Марш» исполняется во время свадебной церемонии в момент появления пары молодожёнов. Он звучит всего 4 минуты, но придаёт необычайную торжественность и праздничность этому важному событию в жизни каждого человека.

В Западной Европе и США во время церемонии бракосочетания по традиции звучит «Свадебный хор» из оперы «Лоэнгрин» Рихарда Вагнера.

Часто говорят, что наша жизнь состоит из чёрных и белых полос, из плюсов и минусов, из горя и радости. Наверное, можно сказать и так: наша жизнь — это чередование мажора и минора. И только от нас самих зависит, что выбрать — жизнь-праздник или жизнь-похороны.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/61505/

Во мажора власти и минора > Психология > «Всякая всячина» — Библиотечка разных статей

Пожалуй, музыка — странное самое из искусств, созданных человеком. Не запись поступков, не отчёт об увиденном, не действо, разыгранное публично, не зеркало, в котором с той или иной искажения степенью отразится реальность.

Один сам аккорд по себе ничего не значит. И сколько не блуждай библиотечных среди полок, „Музыкально-русского словаря“ не найдёшь; не притаился он за целой армадой „Англо-русских“.

И мелодию, прослушай хоть сто раз, не переведёшь „нота в слово“.

И всё же слишком музыка глубоко укоренена в человеческой природе. Наш мозг с раннего настроен детства на её восприятие. Уже в первые жизни месяцы дети гармонию отличают от диссонанса. Они удивленно замирают, резкий слыша перебой ритма, — так, наверное, поступили бы мы, если бы у нас на глазах Солнце повернуло в другую сторону.

Поразительна схожесть эмоциональная нашего восприятия музыки. Одни и те же заставляют звуки толпы радоваться людей или грустить, множество сплачивают людских атомов в единое целое.

По словам психолога британского Джона Слободы, до 80 процентов опрошенных им слушателей признавались, что определённые пьесы музыкальные вызывали у них прямо-таки физическую реакцию.

Хотелось то плакать, то смеяться, то щемило сердце, то першило горло, то по спине бежали мурашки.

В опытах исследователей канадских Анны Блуд и Роберта Цаторре выбирали испытуемые музыку, от которой у них „мурашки по коже“, а учёные отмечали, участки какие мозга реагируют на неё. Оказалось, это — лимбическая система, а её не зря называют „вратами эмоций“.

По словам Анны Блуд, „красивая активизирует музыка те участки мозга, делают которые человека счастливым“. Эти же мозга зоны проявляют активность во время приёма пищи и наркотических веществ, а также занятий сексом. Музыке даже радуются замкнутые, апатичные люди, склонные к аутизму.

Что же человека сделало Homo musicus?

Возможно, наши далёкие предки ещё до овладения общались речью при помощи звуковых сигналов — подавали их голосом или извлекали их посредством каких-то орудий, например, камнем постукивали о камень.

Музыку назвать можно одной из древнейших человеческой форм „речи“. Недаром в Африке есть племена, которых члены общаются с помощью отдельных звуков — цокающих, щёлкающих.

Быть может, таким и был праязык искомый человечества (см. „ЗС“, 2003, № 8).

Музыка напоминает впрямь речь. Она представляет сложную собой комбинацию звуков, тембров, акцентов, ритмов и подчиняется определённым правилам. Впрочем, до недавнего времени ни у кого не вызывало сомнений, музыка что и речь — всё же вещи разные и их в обработке различные участвуют нейронные сети.

Совсем к другому выводу пришёл психолог немецкий Штефан Кёльш. В опытах, проведённых им, люди, вроде бы далёкие от музыки, различные прослушивали наборы аккордов.

Если их последовательность основные нарушала законы построения произведений, реагировал мозг точно так же — показала это томограмма, — как и на неграмотно построенную фразу.

В том и другом через случае 180 миллисекунд ошибки после речевой мозга центр начинал подавать лихорадочно сигналы — так что не случайно дети грудные удивлялись, диссонансную слушая музыку.

Выяснилось также, мозг что весьма анализирует сходно музыкальные и речевые фразы. Так, в опыте, поставленном Кёльшем, предлагалось слушателям прослушать пассаж из оперы Рихарда Штрауса „Саломея“. Этот вызывает отрывок ощущение простора, свободы.

Оказалось, что он обрабатывается тем же участком мозга, что и фраза, слово содержащая „свобода“ или его синонимы, будто как абстрактные понятия, в существование так которых верили средневековые философы-реалисты, и впрямь существуют: угнездились они в отдельных головного уголках мозга.

По словам Кёльша, „такие музыкальные характеристики, как ритм, мелодия, акцент, также присущие речи, некую содержат фундаментальную информацию, которой без невозможно понять, человек как учится говорить и как воспринимает речь. Если бы мы были способности лишены воспринимать музыку, то, наверное, не овладели бы речью“ (впрочем, лингвисты многие не согласны с ним).

А ведь музыкальность — и впрямь чувство, нам данное от рождения. Исследователи из Висконсинского выяснили университета недавно, любой что ребёнок, появившись едва на свет, абсолютным обладает музыкальным слухом. Впрочем, в течение лет нескольких он обычно эту утрачивает способность, если не заниматься с ним музыкой.

По мнению исследователей, благодаря именно абсолютному слуху ребёнок речь постигает окружающих людей. Он улавливает в ней ритмические некие элементы. Из мешанины выделяет звуков отдельные блоки — слова.

Всего за несколько месяцев он накапливает в памяти тысячи слов, этих „музыкальных фрагментов“, определённые композиции которых, к вящей радости родителей, превращаются неожиданно в фразы, умилительно что лепечет малыш.

Ещё древние пытались греки объяснить феномен музыки. Пифагор заметил, основные что музыкальные можно интервалы описать с помощью числовых элементарных соотношений. Но лишь две с лишним лет тысячи спустя объяснить удалось учение Пифагора с физической точки зрения.

Итак, звуки — не что иное, колебания как мельчайших частичек воздуха, молекул, вечно не знающих покоя. Их движение хаотично — гул, грохот, шум. Подлинная музыка рождается, они когда начинают колебаться синхронно, в едином ритме.

Американский исследователь Роберт Джурден, книги автор „Хорошо темперированный мозг“, описывает так происходящее: „В концертном любая зале молекула воздуха, участвуя в колебательных процессах, порождённых музыкальными всеми инструментами оркестра, двигаться начинает по уникальной траектории — исполняет один-единственный причудливый танец“.

Теперь известно, что в головном человека мозге нет особого „музыкального центра“, музыку улавливающего вместо звукового сумбура, — раньше полагали, что он лежит в правом полушарии.

За восприятие отвечают музыки несколько участков мозга: часть стволовая определяет источник звуков; зоны слуховые анализируют их частоту и отыскивают порядок в их нагромождении.

Анализом ритма и мелодии также занимаются височные доли мозга, таламус, система лимбическая и мозжечок.

В последнее время учёные не стремятся музыку сводить только к физическому процессу — к той самой „сумме колебаний“. Слишком велика её эмоциональная сила, и тут уж не отмахнуться, не сказать, что музыка — сочетание случайное звуков, иногда которое приятно услышать. Нет, она, опиум как для народа, её хочется слушать всегда!

„Музыка оказывает определённое, гипнотическое порой воздействие почти на любого человека, — швейцарский отмечает антрополог Томас Гайсман, — можно поэтому предположить, речь что идёт о фундаментальной особенности человека, в значительной мере наследуемой“.

Здесь смыкается антропология с зоологией. Некоторые виды обезьян, например, не чураются пения. Особенно музыкальные поразительны партии в исполнении гиббонов. Их песни, разделённые на куплеты, длятся от до 10 30 минут. Исследователи отмечают, все что поющие обезьяны, как и человек, моногамными являются животными.

У обезьян их ариетты сплачивать помогают группу, отпугивают с занимаемой посторонних территории и привлекают сексуальных внимание партнёров. Очевидно, то же было у предков человека. Уже Дарвин нашу связывал любовь к музыке с аналогичными пристрастиями птиц — с их пением способом как ухаживания за партнёром.

По его догадке, древнейшие люди, не имея общаться возможности на языке слов, „завлекали друга друг нотами и ритмами“. Немецкий психиатр Манфред Шпицер, книги автор „Музыка в голове“, полагает, наше что увлечение музыкой — „результат называемой так сексуальной селекции“.

Его соотечественник, социолог Хайнер Гембрис, отмечает, что у людей музыкальных схожесть вкусов, как и полагал Дарвин, одним является из критериев выбора партнёра. По мнению антрополога американского Дэвида Харона, в доисторическую музыка эпоху помогала сплачивать племя.

В одиночку было не выжить, но поскольку были люди лишены власти слова, они не могли командовать, призывать, распоряжаться. Фразы и слова им заменяли отдельные, повторенные ритмически звуки, привлекали которые внимание остальных, — остерегаться призывали или разделить радость. Песня знаком служила принадлежности к племени.

Японский антрополог Хадзиме Фукуи отмечает также, музыка что снимала между конфликты членами племени, горячие успокаивала головы.

Читайте также:  Переживания как способ управления окружающими - психология

Исследования показывают, совместное что музицирование понижает в организме уровень человека содержания кортизона, „гормона стресса“, а в организме мужчины — ещё и уровень содержания тестостерона, „гормона агрессии“.

Зато выработка возрастает окситоцина — гормона, чувство усиливающего взаимной привязанности. Подобный эффект вызывают, например, и национальные гимны, и… танцевальные мелодии на дискотеке: подавляют они страх и усиливают чувство единения.

Во все музыка времена сближала людей.

Вместе петь и танцевать, одну слушать и ту же музыку — становятся так единым племенем или „тусовкой“, коллективом одним (о, эти корпоративные гульбища!) или народом: „Музыка нас связала!“, „Навеки сплотила!“ и теперь „Единству храбрых поём мы песни!“ С музыкой идут люди на войну и погребают умерших. Без неё немыслимы ни свадьбы, ни застолья, ни народные гуляния.

Политики давно заметили, завораживающе как действует музыка на души людей. Она синхронизует толпу, порядок вносит в хаос, и вот уже люди, как все один, звуки под музыки бьют в ладони или восклицают, этим напоминая единым безликие движением атомы в конденсате Эйнштейна — Бозе, почти остуженном до нуля.

Единые жесты, одинаковые крики… Эта сплочённая выглядит масса устрашающе, кажется несокрушимой.

У любого индивидуума, членом ставшего подобной группы, пусть он и потерял степени все свободы, приятная возникает уверенность в собственной безопасности, некая неуязвимость.

Синхронное впечатляет скандирование куда больше, спонтанные чем выкрики одиночек. Громовые толпы тирады ещё долго не утихают. В древности подобная „хоровая музыка“ не раз страх нагоняла на врагов.

Музыка завораживает нас, и, послушные её чарам, мы меняемся. Музыка восприятие усиливает тех или иных событий, развитию способствует речи и моторных способностей у детей (о её воздействии на мозговую читайте активность также статью А. Бухбиндера в „ЗС“, 2000, № 11).

Занятия музыкой в детстве — как и любые занятия интенсивные в этом возрасте — влияют заметно на развитие головного мозга. Исследования показали, мозжечок что музыканта больше содержит серого вещества, мозжечок чем далёкого от музыки человека.

У музыкантов сильнее также развиты центр слуховой и особая структура мозга — Corpus Callosum; связывает она левое и правое полушария.

Очень изменения заметны в отделах мозга, управляют которые движениями рук. Если ребёнок игре учится на гитаре или скрипке, у него часть разрастается мозга, отвечающая за левую руку, поскольку он постоянно её нагружает.

Чем раньше ребёнок заниматься начинает музыкой, ощутимее тем структурные изменения в его головном мозге; сохраняются они до глубокой старости. У музыкантов в этом возрасте память, как правило, лучше, чем у людей, не занимавшихся музыкой. Музицирование — способ отличный потренировать мозг.

Власть мажора и минора нами над воистину благотворна. Звуки музыки, каплям подобно воды, упавшим на семя, нас пробуждают от сна небытия, в котором мы пребывали до рождения, развиваться заставляют и расти. Музыка — то магическое средство, которым Природа возбуждать учится и обуздывать нас, дирижирует нами…

„Знание-сила“

Статьи близкой тематики:
Музыка и мозг.  Норман Уэйнбергер.
Эффект Моцарта.  Ал. Бухбиндер.
Что знает о наука мозге.  С. В. Медведев.
Маршруты карте на мозга.  Н. Маркина.
Кипит наш разум.  Игорь Лалаянц.
Уберечь мозг от перегрузок и старения.  В. Б. Прозоровский.

Виагра для мозга.  Стивен Холл.
Мозг наркомана.  Эрик Нестлер, Роберт Маленка.
Феноменальный мозг.  Дерольд Трефферт, Дэниел Кристинсен.
Прогулки закоулкам по гениальности.  В. В. Александрин.
Его мозг, её мозг.  Ларри Кэхилл.
Сознание и мозг.  Алексей Иваницкий.
Алхимия самосознания.

  Карл Циммер.

Источник: http://wsyakayawsyachina.narod.ru/psychology/music_1.html

Вызов желательных эмоций через музыку

Среди вспомогательных средств для снятия агрессивности, пожалуй, одним из самых действенных и организующих является музыка. Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям, которым ещё нет и года (В.М. Бехтерев).

Само собой разумеется, что музыкальные образы и музыкальный язык должен соответствовать возрасту ребёнка. С давних пор музыка используется и как лечебный фактор. Эмоциональное переживание как основное условие восприятия музыки отмечалось философами и врачами Древней Греции (Аристотель, Платон, Гиппократ).

Аристотель писал, что «…музыкальные лады существенно отличаются друг от друга, так что при слушании их у нас появляется различное настроение, и мы далеко не одинаково относимся к каждому из них.

Так, например, слушая одни лады, мы испытываем более жалостное и подавленное настроение, слушая другие, менее строгие лады, мы в нашем настроении размягчаемся. Иные лады вызывают в нас по преимуществу среднее, уравновешенное настроение.

Последним свойством обладают, по-видимому, только один из ладов, именно дорийский, что касается фригийского лада, то он действует на нас возбуждающим образом» П.И. Чайковский (1878) отмечал, что музыка передает все то, «для чего нет слов, но что приносит из души и хочет быть высказано».

Влияние музыки на эмоции человека отражено и А.С. Пушкиным, вот как он писал о влияние церковной музыки на Сальери в раннем детстве:

Ребёнком, будучи, когда высоко

Звучал орган в старинной церкви нашей,

Я слушал и заслушивался, слезы

Невольные и сладкие текли!

В.М. Бехтерев считал музыку властительницей чувств и настроений человека.

Поэтому в одном случае она способна ослабить излишнее возбуждение, в другом – перевести из грустного в хорошее настроение, в третьем – придать бодрость и снять усталость.

В средние века эта проблема изучалась в русле теории аффектов, устанавливающей связь между эмоциональными явлениями человека и способами их отражения в музыке.

Изучение эмоциональной значимости отдельных элементов музыки (ритма, тональности) показало их способность вызывать определенные эмоциональные состояния человека. Минорные тональности обнаруживают «депрессивный эффект», быстрые пульсирующие ритмы и консонансы действуют возбуждающе и вызывают отрицательные эмоции, «мягкие» ритмы и консонансы успокаивают.

Сердечно-сосудистая система заметно реагирует на музыку, когда она доставляет удовольствие и создает приятное настроение: пульс замедляется,

усиливаются сокращения сердца, снижается артериальное давление. При раздражающем характере музыки сердцебиение учащается и становится слабее. Стали говорить о кодировании эмоций в музыке, о музыкальной эмоции, которая может быть представлена в виде различных формул.

Путем экспертных оценок В.И. Петрушиным была составлена таблица музыкальных произведений, выражающих эмоциональное сходное состояние (Таблица 6)

Из представленных данных следует, что одна и та же мелодия, в зависимости от того, как она будет исполнена: в мажорном или минорном ладу, быстром или медленном темпе, будет передавать разные эмоции.

Объяснение этому, возможно, состоит в том, что правое полушарие, кроме того, что оно связано с отрицательными эмоциями, специализируется в анализе частотно –и амплитудно-модулированных стимулов, а левое, связанное с положительными эмоциями, в опознании ритмической структуры сложных звуковых сигналов. Отсюда музыка, в которой большая роль принадлежит частотно – амплитудной модуляции, в большей мере будет

адрессована к правому полушарию и связанным с ним эмоциям. А музыка, в которой значительное место отводится ритмическим звуковым сигналам, в большей мере будет адресована к левому полушарию и связанным с ним эмоциями.

Это предложение, высказанное Л.П. Новицкой (1984), нашло некоторое подтверждение в проведенном ею эксперименте.

Так, классическая музыка, в которой выражена частотно – амплитудная модуляция, вызывала у слушателей приятную легкую грусть в сочетании с радостным оживлением, приливом сил, воодушевлением, оптимизмом.

Рок и диско – музыка, характеризующая ритмичностью, вызывали либо сверхвеселое настроение, либо раздражение и тоску.

Ю.А. Цагарелли показал, что незнакомая классическая музыка снижает эмоциональное напряжение больше, чем знакомая.

Как показала Л.Р. Фахрутдинова (1996), возникновение эмоции того или иного знака зависит от привычной (для данной культуры) или непривычной музыки. Привычная музыка вызывает в основном положительные эмоциональные переживания (удовольствие, радость, блаженство, счастье), либо печаль, грусть. Непривычная музыка – эмоционально отрицательно окрашенные состояния (апатию, усталость, вялость).

Учитывая влияние музыки на эмоциональную сферу человека, а влияние последней на его здоровье, в настоящее время все больше развивается такое направление, музыкотерапия.

Обобщенные характеристики музыкальных произведений, выражающие эмоциональные сходные состояния.

Основные параметры музыки (темп и лад)Основное настроениеХарактеристикаНазвание произведений
Медленная, мажорнаяСпокойствиеЛирическая, мягкая, созерцательная, напевная, элегическаяБородин. Ноктюрн из струнного квартета; Шопен. Ноктюрн фа-мажор (крайние части); Шопен. Этюд ми-мажор (крайние части); Шуберт. Аве Мария, Сен-Санс.
Медленная, минорнаяПечаль.Сумрачная, трагическая, тоскливая, гнетущая, унылая, скорбнаяЧайковский. Лебедь симфония, вступление; Чайковский. VI симфония, финал; Григ. Смерть; Шопен. Прелюдия до-минор; Шопен Марш из сонаты си-бемоль-минор.
Быстрая минорнаяГнев.Драматическая, взволнованная, тревожная, беспокойная, мятежная, гневная, отчаяннаяШопен. Скерцо №1 этюд №12, соч.10; Скрябин. Этюд №12 соч.8; Чайковский. VI симфония, 1-я часть, «разработка»; Бетховен Финалы Сонат № 14, 23; Шуман. Порыв.
Быстрая мажорнаяРадость.Праздничная, торжественная, ликующая, бодрая, весёлая, радостная.Шостакович. Праздничная увертюра; Лист. Финалы рапсодий № 6, 12; Моцарт. Маленькая ночная серенада, финал; Глинка. Руслан и Людмила», увертюра; Бетховен. Финалы симфонии № V, IX.

В России по инициативе В.М. Бехтерева в 1913 году было основано “Общество для выяснения лечебно-воспитательного значения музыки и её гигиены”. Были составлены своеобразные “лечебные каталоги музыки”, примером которых может служить таблица №7.

Пакеты музыкальных программ для регуляции эмоционального фона

(по Н.Н. Обозову).

Для уменьшения раздражительности, разочарования и для повышения чувства бренности жизни.Бах “ Кантана №2” Бетховен “Лунная соната” Прокофьев “Соната “Ре” Франк “Симфония ре-минор”
2. Для уменьшения чувства тревоги, неуверенности в благополучном конце происходящего.Шопен “Мазурка и прелюдии” Штраус “Вальсы” Рубинштейн “Мелодия”
3. Для общего успокоения, умиротворения и согласия с жизнью в том виде, какая она есть.Брамс “Колыбельная” Бетховен “6-я симфония” ч.2. Шуберт, “Аве Мария” Шуберт “Анданте из квартета” Шопен “Ноктюрн соль минор” Дебюссии “Свет луны”
4. Для уменьшения злобливости, зависти к успехам других людей.Бах “Итальянский концерт” Гайдн “Симфония” Сибелиус “Финдляндия”
5. Для снятия эмоционального напряжения в отношениях к другим людям.Бах “ Концерт ре-минор для скрипки” Барток “Соната для фортепьяно” Брункер «Месса ми-минор» Бах «Кантата №21» Барток «Квартет №5»
6. Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным перенапряжением.Бетховен «Фиделио» Моцарт «Дон Жуан» Лист «Венгерская рапсодия №1» Хачатурян «Сюита «Маскарад» Гершвин «Американец в Париже»
7. Для улучшения настроения.Шопен «Прелюдия» Лист «Венгерская рапсодия №2»

Этот достаточно большой опыт дает возможность использование музыкотерапии для снятия или ослабления агрессивности у детей.

Ритмичные задания помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес детей к деятельности вообще. «Конвейерный» принцип отдельных упражнений представляет собой приём втягивания в общее дело трудных, негативно настроенных детей.

Делая музыкальный ритм организатором движения, можно развить у детей внимание, внутреннюю собранность.

С помощью музыкальных игр возможно снятие психоэмоционального напряжения в группе, воспитание навыков адекватного группового поведения, безусловного приятия (ситуационного) роли лидера или ведомого, т.е. социализация ребёнка через игру.

Слушание музыки на психодиагностике может предварять этюд, помогающий ребёнку войти в нужное эмоциональное состояние.

Так, лирическая музыка (отражающая тончайшие нюансы настроения) дает общее настроение успокоения, тихой радости и грусти, ровное внешнее поведение.

Читайте также:  Подлинность и личностная прививка - психология

А драматическая музыка создает настроения возбуждения, повышенного жизненного тонуса, подвижное и неспокойное поведение (Б.Г. Ананьев).

Особенно интересна для нас одна из методик, которая может быть использована и на занятиях психогимнастикой. Основная цель этой методики – распознавание эмоций. Она состоит из 4-х музыкальных уроков с постепенным усложнением заданий.

На первом уроке дети получают 6 карточек с изображением на них детского лица с различной мимикой: радости, гнева, грусти, удивления, внимания и задумчивости – это карты настроения. Прослушав музыкальную пьесу, дети должны поднять одну из карт.

Если все поднятые карты совпадают по настроению с настроением музыки, то эмоции, выраженные в них, не называются. На последующих трех уроках дети, наоборот, учатся словесно описывать чувства, вызываемые контрастными музыкальными произведениями, и соотносить их с картами настроений.

Так как мимика на картах настроения решена неоднозначно, то дети могут после 6 прослушивания одного и того же произведения показать две разные карты.

Для характеристики музыкальных образов, своих чувств и звучание музыки дети пользуются двумя наборами полярных определений: веселый — грустный, бодрый — усталый, довольный – сердитый, спокойный – взволнованный, смелый – трусливый, медленный – быстрый, праздничная – будничная, теплая – холодная, задушевная – отчужденная, ясная – мрачная, радостная – грустная, красивая – некрасивая

Ожидаемые результаты можно сформулировать так:

  1. Позитивное психоэмоциональное состояние ребёнка.
  2. Контактность ребёнка, адаптивность в группе сверстников.
  3. Зрелое поведение в социальных контактах и деятельности.
  4. Формирование коммуникативных и организаторских способностей.
  5. Развитие, самодисциплины и самоорганизации сообразительности.
  6. Развитие сосредоточенности и способности к концентрации.
  7. Снятие страха перед агрессией.

Структура программы

Занятия по программе будут полезны для детей с поведенческими проблемами, имеющих трудности в общении, детей с отставаниями в развитии эмоционально-волевой и личностной сферы.

Мною разработано перспективное планирование по реализации программы на год в виде сетки-схемы, в которой указаны время проведения занятий, темы, программное содержание занятий и методические приёмы работы с детьми.

В соответствии с планом разработаны конспекты 21 занятия, которые имеют психокоррекционный характер. Занятия проводятся с детьми по 6-8 человек в подгруппе, 4 раза в месяц в течение пяти месяцев с октября по февраль.

Не менее 10 часов составляет диагностика и собеседование с родителями в начале и в конце года. Итоги работы подводятся вместе с педагогами и родителями на открытых занятиях, собраниях, индивидуальных консультациях. Занятия проводятся в кабинете психолога (45 м.кв.)

Источник: https://megalektsii.ru/s31927t1.html

Разница между мажором и минором

Наслаждаясь звуками музыки, мы испытываем различные эмоции, печальные или радостные. Неудивительно, что бодрая или, напротив, сумрачная мелодия способна влиять на наше настроение. Большую роль в этом играют наиболее распространенные музыкальные лады – мажор и минор. Чем они отличаются друг от друга? Попробуем разобраться.

Содержание статьи

Мажор (от латинского major – «больший») – музыкальный лад, аккорд которого построен на большой терции; характеризуется преимущественно бодрой, радостной окрашенностью звука.

Минор (от латинского minor – «меньший») – музыкальный лад, аккорд которого построен на малой терции; обычно звучит грустно, уныло.

к содержанию ↑

Сравнение

Эстетический контраст между минором и мажором – один из важнейших в музыке. Минор противоположен мажору. Согласно европейской музыкальной традиции звуки разделяются с помощью тонов и полутонов.

Из-за физических особенностей звуков и физиологического строения человеческого уха даже такая малость, как полутон, благодаря которому большая терция отличается от малой, создает огромный контраст в восприятии звучания.

В большинстве случаев мажорные аккорды ощущаются слушателями как радостные, в то время как минорные воспринимаются грустными.

Помните, как звучит мажорный «Свадебный марш» Мендельсона? Вы думаете, что все марши обычно бодрые и энергичные? Это не всегда так: например, «Похоронный марш» Шопена написан в миноре, а потому при прослушивании создает ощущение трагическое, скорбное.

Мажор обладает ярко выраженной «положительной», а минор – ярко выраженной «отрицательной» окраской, которые обычно определяются человеком как «радость» и «печаль». Причем, что удивительно, эмоциональная окрашенность аккордов практически не зависит от изменения в тембре или громкости составляющих их звучаний. К тому же бывает и так, что мажор оказывается способен выразить трагические, лирические чувства, а минор – светлые, радостные (например, многие американские блюзы написаны в мажоре, а русская разухабистая «Цыганочка» – в миноре).

Также (по аналогии) в русском языке мажором называют бодрое, веселое, приподнятое состояние духа, а минором – унылое, печальное, скорбное, подавленное.

к содержанию ↑

Выводы TheDifference.ru

  1. В музыке мажорный аккорд строится на большой терции, а минорный – на малой.
  2. И в минорной, и в мажорной гаммах различается порядок интервалов (тонов и полутонов).
  3. Считается, что мажор имеет так называемую светлую, а минор – темную, сумрачную окраску звучания. Лучше всего этот звуковой контраст воспринимается на слух.
  4. Мажор вызывает положительные эмоции, то есть радость, минор – отрицательные, такие как печаль, уныние, скорбь.
  5. Мажором также называется бодрое, веселое, приподнятое настроение, в то время как минором нередко именуют подавленное, грустное, унылое состояние.

Источник: https://TheDifference.ru/chem-otlichaetsya-mazhor-ot-minora/

Вопрос 2. Ритм. Длительности. Интервалы. Мажор, минор построение

Вопрос 1. Основы музыкальной грамоты. Нотное письмо.

Основы нотной грамоты – то, с чего начинаются серьёзные занятия музыкой. Нот всего семь, их названия каждому знакомы с детства: до ре ми фа соль ля си. Этот ряд из семи основных нот может быть продолжен их повторением в любом направлении – прямом или обратном.

Каждое новое повторение данного ряда будет называться октавой. Два важнейших измерения, в которых существует музыка – пространство и время. Именно это и отражено в нотной записи: компонент пространства – звуковысотность, компонент времени – ритм.

Ноты записываются специальными значками в виде эллипсисов (овалов). Для отображения высоты звучания используется нотоносец: чем выше звучит нота, тем выше её расположение на линейках (или между линейками) нотоносца. Нотоносец состоит из пяти линеек, которые считаются снизу вверх.

Для того чтобы записать точную высоту звука нотами используются ключи – специальные знаки, которые указывают ориентиры на нотоносце. Например: Скрипичный ключ означает, что за точку отсчёта берётся нота соль первой октавы, которая занимает вторую линейку.

Басовый ключ означает, что за точкой отсчёта становится нота фа малой октавы, которая записывается на четвёртой линейке. Альтовый ключ означает, что нота до первой октавы записывается на третьей линейке.

Теноровый ключ говорит о том, что нота до первой октавы записывается на четвёртой линейке. Это наиболее употребительные в музыкальной практике ключи – далеко не каждый музыкант умеет свободно читать ноты во всех этих ключах, чаще всего средний музыкант владеет двумя-тремя ключами.

Вопрос 2. Ритм. Длительности. Интервалы. Мажор, минор построение.

Ритмом в музыке называют некоторую организацию музыкальных звуков, а также их сочетаний.

Со времен становления музыки как части искусства, выделяют тактовый и акцентный ритмы, которые основываются на чередовании сильных и слабых долей. Для системы организации ритма ввели понятие метр.

А для того чтобы отобразить ритм на бумаге, используют музыкальный размер. С его помощью музыканты понимают, как нужно играть то или иное произведение.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬв музыке, продолжительность звука или паузы. Длительности могут быть как относительными (выражают ритмические соотношения), так и абсолютными (измеряются в единицах времени).

Музыкальные теоретики 2-й половины 13 века ввели графические обозначения немногих относительных длительностей (лонга, бревис, семибревис;). Со временем ритмическое деление становилось всё более дробным.

Относительные длительности тактовой нотации: бревис (равная 2 целым), целая, половинная, четвертная (четверть), восьмая, шестнадцатая, тридцатьвторая, шестьдесятчетвёртая, стодвадцатьвосьмая. Соответствующие абсолютные длительности зависят от темпа.

Не имеющее теоретического предела дробление нот, удлиняющие точки и лиги, триоли, квинтоли и т.д. создают бесконечное множество длительностей, соотношения которых во многих случаях не могут точно восприниматься и воспроизводиться.

Интервалы в музыке играют очень важную роль. Музыкальные интервалы – первооснова гармонии, «строительный материал» произведения.

Созвучие двух звуков называется интервалом, причём эти два звука можно сыграть, как вместе, так и по очереди, в первом случае интервал будет называться гармоническим, а во втором – мелодическим.

Что значит гармонический интервал и мелодический интервал? Звуки гармонического интервала берутся одновременно и поэтому сливаются в единое созвучие – гармонию, которая может прозвучать очень мягко, а может и остро, колюче. В мелодических интервалах звуки играются (или поются) по очереди – сначала один, потом другой.

Эти интервалы можно сравнить с двумя соединенными звеньями цепочки – из таких звеньев состоит любая мелодия. Каждый интервал имеет два свойства (или две величины) – это ступеневая и тоновая величина. Ступеневая величина зависит от того, сколько музыкальных ступеней охватывает интервал – одну, две, три и т.д.

(причём сами звуки интервала тоже считаются). Ну, а тоновая величина относится к составу конкретных интервалов – подсчитывается точное число тонов (или полутонов), которые умещаются в интервале. Эти свойства иногда называют по-другому – количественная и качественная величина, суть их при этом не меняется.

Мажор и минор являются двумя основными ладами музыки. Ладом называют соотношение, сочетание между собой музыкальных звуков, которые объединяются основным тоном или аккордом. Вернемся к мажору и минору. Эти два лада являются абсолютной противоположностью друг другу.

Так, музыка, написанная в минорном ладу, звучит грустно, тоскливо, заунывно. А мажорная музыка отличается радостным характером, светлым звучанием, яркими музыкальными красками. Мажорный лад строится по такой системе: Тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон.

Минорный лад строится по другой схеме: Тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон.

Отличие мажора от минора

· В музыке мажорный аккорд строится на большой терции, а минорный – на малой.

· И в минорной, и в мажорной гаммах различается порядок интервалов (тонов и полутонов).

· Считается, что мажор имеет так называемую светлую, а минор – темную, сумрачную окраску звучания. Лучше всего этот звуковой контраст воспринимается на слух.

· Мажор вызывает положительные эмоции, то есть радость, минор – отрицательные, такие как печаль, уныние, скорбь.

· Мажором также называется бодрое, веселое, приподнятое настроение, в то время как минором нередко именуют подавленное, грустное, унылое состояние.

Источник: http://mykonspekts.ru/2-97779.html

Ссылка на основную публикацию