Люди могут помогать: обращение за помощью — психология

Клуб Здорового Сознания

упражнение «Люди могут помогать» формулируется так:

В этом упражнении нужно научиться относиться к помощи легко: легко принимать помощь, когда ее предлагают, легко самому обращаться за помощью, когда её можно получить или организовать.

Конкретно, нужно отследить, чтобы при обращении за помощью не было несчастного лица и интонаций страдания, чтобы это делалось легко, радостно, обычной просьбой с улыбкой и благодарностью вперед.

Другой приемлемый вариант — вариант деловой, а именно следующие пункты: 1) Формулировка «Мне нужна твоя (ваша) помощь», 2) Короткое описание затруднения (проблемы), 3) Описание своего видения решения проблемы, а лучше три варианта решения, 4) Что конкретно хотелось бы получить как помощь и 5) Что планирую взять на себя для решения проблемы.

Обращение за помощью — естественная часть отношений между своими в цивилизованных социальных и межличностных отношениях.

Когда цивилизованный человек обращается за помощью, он хочет и готов это оплатить. Тот, кто привык пользоваться помощью других, не задумываясь о необходимости оплаты (помощи им, заботы о них) — .

Не выручите сигареткой? — это не обращение за помощью, а бытовой паразитизм.

Способность и готовность к самообслуживанию не должна превращаться к замкнутость, отказу от разумной помощи. Помощь можно и попросить, и многим помочь вам будет приятно. Люди могут помогать!

Если у тебя появилось желание, родилась инициатива, но близкому твоя не по душе, не интересна, он не разделяет твоего энтузиазма — без , будь готов все сделать сам. . Но всегда поинтересуйся — а вдруг по душе? Вдвоем делать веселее.

Если у тебя проблемы, у меня не может и не должно быть чувства вины. Территория твоя — я в твоих проблемах не виноват. Но предложить когда-то — для любящих и любимых естественно.

В ответ на просьбу о помощи (если очевидно, что помощь действительно нормальному человеку требуется) готовы помочь множество людей. Из статьи «»:

Одно открытие поразило меня. О помощи, если она нужна вам, надо ПРОСИТЬ. Примерно так: «Простите, мне очень тяжело. Не могли бы вы…» или «Извините, я сама не смогу, можно вас попросить…» Эффект – изумительный. Мир вокруг расцветает улыбками, и люди прямо-таки …

Обращаться за помощью можно и нужно, важно только, чтобы ваше обращение было конструктивным и содержало ваш собственный вклад, а именно вы включили собственную голову и просите так, чтобы вам помогать было удобно и легко. Если у вас появилась проблема и вы обращаетесь за помощью (к руководителю, друзьям или коллегам), то используйте следующий удобный для обеих сторон алгоритм: .

Источник: https://psy-space.ru/?page=lyudi-mogut-pomogat-dvoe-zn—obraschenie-za-pomoschyu

Духовное значение обращения за помощью к психологам

В мечети в тот день я был единственным не албанцем, поэтому понятия не имел, что и как делать во время ритуальной церемонии.

Когда количество косых взглядов в мою сторону превысило разумные нормы, я увидел в углу зала какую-то скамейку. Я подумал, что она там как раз для таких «случайных» зрителей.

Добравшись до скамейки я впервые с того момента, как оказался в этом месте, позволил себе вздохнуть свободно. Наверное, именно поэтому я сразу и не понял, что раздавшиеся крики были в мой адрес.  В этот момент мой друг схватил меня за руку, пулей выскочил со мной из мечети, пока я пытался понять, что не так, и на ломаном английском закричал: «То скамейка нет! Это Коран алтарь».

Опыт этот стал полным фиаско моих самых лучших намерений, закончившийся криками, хаосом и разочарованием для всех. Такое бывает в жизни.

Не важно, какие у нас были намерения, мы как будто не можем не ругаться со своими супругами. Или, чтобы мы ни делали на работе, команда нас постоянно превратно понимает.

Или время от времени, без всякой на то логичной причины, мы вдруг снова впадаем в депрессию.

Правда жизни в том, что время от времени наступают сложные времена, когда кажется, что все на нас кричат, а мы даже не понимаем почему и что теперь делать.

После моего фиаско в мечети я нанял консультанта по языку и культуре, чтобы тот помог мне избежать подобных ситуаций в дальнейшем. При этом никто не подумал обо мне плохо, когда я рассказал друзьям, что нанял себе помощника.

Но в обычной жизни все, кажется, по-другому. Когда мы обращаемся за помощью к профессионалам, нам приходится платить «социальную» цену за свой выбор. Такое впечатление, что помощь психолога или консультанта рассматривается людьми как признание собственных неудач. Психологи, они ведь для слабаков, которые сами не могут с собой справиться.

К сожалению, это мнение широко укоренилось не только в обществе, но и в наших церквях тоже.

В христианских общинах психологические консультации рассматривают как крик о помощи. Это индикатор распадающегося брака, неконтролируемых эмоций или парализующих сомнений. Мы готовы смириться, что консультирование нужно ветеранам войны или выжившим после неудачного самоубийства.

Часть людей готовы признать, что консультирование ценно для тех, чьи нездоровые привычки переросли в зависимость. Но в целом, мы привыкли считать, что христиане должны сами справляться со своими вопросами, достойно и тихо. В эпоху царящего индивидуализма иначе и быть не может. Нас всю жизнь учили, что нуждаться в чьей-то помощи – это признак слабости.

Сильным людям консультации не нужны. Хорошие христиане на консультации не ходят.

И эти заблуждения удерживают людей от возможности получить помощь, которая им очень нужна. Журнал Surgeon General в своем отчете относительно душевного здоровья показал, что две трети людей, нуждающихся в психологической помощи, за помощью не обращаются из-за стигм, сопровождающих эту тему.

Общество эволюционирует (как, впрочем, и тщетность нашего индивидуализма), а вместе с ним должно эволюционировать и общественное мнение о психологической помощи.

Ведь консультации у психолога нужны не только тем, кто пережил психологическую травму или не знает, как выбираться из кризиса. Обращение за помощью нельзя рассматривать как проявление слабой веры.

Скорее, это способ серьезно относиться к нашей боли.

Боль как часть жизни

Боль – это остатки опыта, который приобретен из-за отсутствия любви. И этот опыт, из-за неконтролируемости жизни или действий людей, не заботящихся о наших интересах, универсален и неизбежен.

Кого-то из нас в детстве использовали как вещь или отвергли.

Кто-то получил свою боль, все детство и юность пытаясь сотворить из себя человека, которого хотели видеть родители или сверстники, а не он сам. Кто-то пережил травму или смерть близких людей.

А у кого-то нарушен химический баланс в организме, что добавляет огня в костер одиночества и путаницы даже в самые счастливые жизненные моменты.

Мы много времени и сил тратим на попытки избежать боли. Кто-то работает до потери пульса, кто-то смотрит фильмы до посинения. У меня был друг, который просто сделал осознанный выбор не обращать внимание на боль – его так в церкви научили – сказали, что его боль умерла вместе с Иисусом на кресте.

Но проблема-то в том, что крест не уничтожил боль. Он дал нам надежду посреди боли, свет в конце болевого туннеля, божественного Друга, который идет рядом, когда нам больно.

И что бы мы там себе ни решили, рано или поздно боль выплеснется наружу: зависимостью, химическим дисбалансом или самоубийством.

Кто-то даст выход боли через супружескую неверность, одиночество, апатию, пассивно-агрессивное или асоциальное поведение.

Нужно помнить: непризнанная боль найдет способ повлиять на наше мироощущение и наши взаимоотношения.

А что если разговор о боли с кем-нибудь, не фанатичное раскапывание всех мыслимых и немыслимых скелетов в шкафу, а обсуждение вероятностей влияния нашего опыта на жизнь – это вовсе не слабость? Возможно, это следует даже назвать ответственных подходом к жизни.

Людям нужны другие люди

Отдав большую часть своей взрослой жизни исследованиям социальной составляющей человеческого бытия, Брене Браун, профессор и автор книги «Великие дерзания», а также известный спикер форума TED, сделала интересное заключение: «Самый главный вывод из всех моих изысканий социального аспекта жизни звучит примерно так: мы здесь ради общения. У нас в ДНК прописано, что нам нужна связь с другими людьми. В этом и цель, и смысл нашей жизни. А если нет общения, начинаются страдания».

Ее выводы косвенно подтверждаются самым, пожалуй, главным критиком пирамиды Маслоу, доктором Памелой Рутледж: «Человеческое общение – это двигатель человеческого поведения, а не просто дело второстепенной важности.

Система человеческих нужд, снизу вверх, выглядит так: укрытие, безопасность, секс, главенство, община, компетентность, доверие». И все эти вещи так или иначе связаны со способностью человека находить общий язык с другими людьми.

Общение дает чувство безопасности и производит счастье в нашем мозгу».

Но сколько бы слов ни сказали эти уважаемые ученые – это всего лишь перевод фразы, прозвучавшей много веков назад: «Нехорошо быть человеку одному».

Искусство человеческого контакта, та единственная, по словам Браун, вещь, жизненно необходимая для человека, не так уж и легко нам дается. Мы этому учимся, как мы учимся математике или физике.

Взаимоотношения могут быть запутанными. Большинство общин (даже церковных) не более подготовлены к человеческому общению, чем мы сами.

Редко их можно назвать безопасным местом для обучения, совершения ошибок и роста.

Итак, есть ли решение?

Один из способов – найти кого-нибудь, кто мог бы помочь вам научиться.

На деньги можно купить счастье

В 2009 году психологи Крис Бойс и Алекс Вуд вместе со своими исследовательскими командами проанализировали тысячи наборов данных участников эксперимента, которые в какой-то момент жизни испытали на себе довольно значительный рост доходов и уровня жизни. Кто-то выиграл в лотерею, кто-то продал свою компанию, кому-то существенно повысили зарплату.

Они также проанализировали схожее количество участников, которые регулярно посещали консультации у психологов.

Оказалось, что посещавшие консультантов в 32 раза чаще говорили, что счастливы, чем те, чей доход резко вырос. Также оказалось, что 40 тысяч долларов увеличения доходов равноценно 1300 долларов, потраченных на консультации, когда речь идет об уровне произведенного этим счастья.

Не стоит криво смотреть на психологическую помощь

Итак, что же получается?

Жизнь человека время от времени превращается в хаос. Очень редко мы знаем, что нужно с этим делать. Людям иногда больно, но мы редко знаем, как с жить с этой болью. Людям нужно общение, но мало кто из нас умеет общаться.

Люди могут использовать других, более подготовленных людей, чтобы разобраться со своим хаосом, болью и научиться общаться. Но почему-то они наложили культурный запрет на всю эту тему.

Каждый день люди, отказавшиеся от помощи психологов, решают, что смерть привлекательней жизни. Каждый день люди, воспринимающие помощь психолога как слабость, подают на развод.

Каждый день люди, думающие, что психологи придуманы для чересчур эмоциональных, страдают от психических отклонений, постоянно испытывая от этого реальную и непрекращающуюся боль.

Каждый день люди, считающие психологические консультации чем-то постыдным, теряют возможность научиться общаться и поэтому не испытывают жизнь в полной мере.

Не так уж важно, чувствуете вы необходимость посетить психолога или нет – мы все можем помочь этому миру в одном: отказаться от современных стереотипов и поверить, что психологическая поддержка – полезный инструмент для людей всех возрастов и профессий.

Психологическая помощь – это не знак слабости. Это признак силы.

Источник: https://www.hristiane.ru/blog/duhovnoe-znachenie-obrashceniya-za-pomoshcyu-k-psihologam

Обращение к психологу – трудности

Обращение к психологу может происходить в различных ситуациях: при переживаниях горя, потери, развода, в конфликтных или сложных ситуациях, при напряженных отношениях с друзьями, родными и коллегами.

Обращение к психологу онлайн или очному психологу необходимо при ощущении неудовлетворенности собой, жизнью и окружающими, неуверенности, чувстве вины и страха, при наличии тревоги, апатии и бессилии.

Также обращение к психологу желательно во многих других случаях и ситуациях.

Однако, как показывает практика, обращение к специалисту происходит довольно редко и затруднено по ряду причин, которые я предлагаю разобрать.

1. Я сам решаю свои проблемы. 

На первое место я бы поставил именно эту трудность при обращении к психологу.

Читайте также:  Инь и ян - психология

Суждения: 

— К психологам обращаются только слабые люди, которые неспособны решить свои проблемы;

— Человек должен справляться со своими проблемами сам;

— Я сам знаю, как мне быть лучше всяких психологов;

Получается, что можно начать и зубы себе дергать, и мобильные с компьютерами чинить, и пищу всегда готовить самостоятельно, и к юристам не обращаться за помощью и вообще всегда и всё решать самостоятельно, а иначе будет проявление слабости и окажется, что Вы не специалист во всех сферах. 

Я не говорю, что нельзя ничего решать самостоятельно, но при этом, если возникает действительно серьезная проблема, если книги и видеоролики уже не помогают, если Вы чувствуете, что ситуация не разрешается сама собой и длится уже довольно долго, имеет смысл обратиться к специалисту. Ведь если Вы не электротехник, Вы не полезете чинить планшет или ноутбук, а голова, а тем более психика еще более сложный «прибор».

2. Мне всегда помогут близкие и друзья.

При доминировании данной мысли обращение к психологу действительно теряет смысл, однако, давайте разберемся подробнее.

Суждения:

— Родные и друзья знают меня лучше и лучше могут мне помочь;

— Нельзя выносить сор из избы;

— Незнакомому человеку сложнее доверить свою проблему;

Конечно, родные и друзья знают Вас лучше, однако психологическая помощь основывается не только на знании о человеке, но и на знании о функционировании психики.

Здесь можно продолжить сравнение психического мира с электроникой: если «в голове» начинает «копаться» неспециалист, то ни к чему хорошему это не приводит.

Совет – это замечательно, но, к сожалению, он основан на знаниях и опыте того человека, который его дал, а Вам, я так думаю, надо выйти из своей ситуации с теми возможностями, которые есть у Вас. И часто совет подруги, друга или родного человека может посеять еще большую смуту и сомнения в мыслях.

Если возникает вопрос о доверии своей проблемы, то психолог связан определенными этическими обязательствами по конфиденциальности информации и в отличие от друзей, знакомых, родственников никому и никогда не расскажет о Вас и Вашей проблеме.

Более того начать с психологом диалог значительно проще, чем с окружающими, поскольку по разным причинам не всегда хочется, чтобы родные знали что-либо о Вашей проблеме.

3. А кто такой психолог???

Думаю, что этот пункт влечет за собой первые два. Ведь очень большая трудность заключается в незнании такого профессионала, как психолог. Если болит тело – нужен врач, а вот если не получается никак решить проблему личного характера, то вряд ли сразу приходить мысль об обращении к психологу.

Психолог вяжется в одну вязанку с психотерапевтом, психиатром и психами, хотя у этих слов больше разницы, чем общности. Подробнее эту разницу я раскрою в одной из дополнительных статей.

4. Психолог не должен брать деньги.

Очень распространенное суждение, которое неизвестно кем прививается и по каким законам существует.

Суждения:

— Психолог это просто – надо только слушать, кивать и раздавать советы направо и налево;

— Психолог должен быть абсолютно бескорыстным;

Если доходить до такого упрощения, то адвокат, продавец, учитель, диктор, переводчик, спортивный тренер, гид и другие тоже в основном только говорят и это очень просто. Электронщик, слесарь, автомеханик меняют сломавшуюся деталь, врачи поголовно только таблетки выписывают и т.д.

Если бы все было так просто, то и не было бы ни одного профессионала.

И все бы были «чуть-чуть» специалистами, но как бы я не доверил свой компьютер «чуть-чуть» специалисту, прочитавшему 6 книг по электронике, так и никогда не доверю решение своих проблем «чуть-чуть» специалисту начитавшемуся популярной психологии.

Более того я никогда не видел ни одного бесплатного магазина или специалиста, работающего даром, полагаю, что и Вы тоже. 

Психолог – это профессия и работа, а значит, обращение к психологу стоит определенных денег.

5. Неудачный опыт.

В основном неудачный опыт получаю те, кто идут к колдунам, сектантам, психоэнерготерапевтам, гадалкам и т.д. Это люди, не имеющие специального образования и не способные оказывать высококвалифицированную психологическую помощь.

Кстати, существуют ситуации и нереалистичного ожидания клиентов. Однажды женщине посоветовали обратиться за психологической помощью, поскольку недавно умер ее муж, и она тяжело переживала свою утрату.

Она ответила примерно следующее: «Как психолог сможет мне помочь?! Ведь он не вернет мужа к жизни».

Конечно, умершего мужа психолог не вернет, но благодаря знаниям о стадиях и закономерностях переживания горя поможет вернуться к жизни тем, кто пережил потерю.

6. Психологи – это психи, их самих лечить надо.

Да, психологи тоже люди. И им тоже важна личная терапия и обращение к психологу или супервизору. Однако специалист находится в психологическом здоровье и ясности ума иначе место ему уже не в психологии.

7. Недостаток времени и денег.

На первый взгляд здесь трудно что-то возразить. Но, как только мы признаем, что дело считается действительно важным, и мы иногда нуждаемся в помощи специалиста, время и деньги всегда находятся.

Здесь играет фактор мотивации и понимания необходимости решить проблема за несколько часов или мучиться с ней месяцы и годы. Своевременное обращение к психологу-специалисту позволит сэкономить средства и достичь более высоких результатов в жизни.

Негативный эффект и урон, которые причиняет психическое напряжение, забирает намного больше денежных средств, здоровья, сил, времени у человека и его родных.

За недостатком времени и денег, с высокой вероятностью, кроются страхи и мысли из данной статьи. 

8. Разве проблема в мыслях – это вообще проблема?

Думаю, что да. Если какая-то проблема занимает в Вашей голове больше 30-50% мыслей (не времени, а мыслей), и Вы ее не можете решить достаточно продолжительное время – это действительно проблема и здесь реально может помочь обращение к психологу.

В худшем случае, при отсутствии квалифицированной поддержки получается такая цепь: Понижение настроения вследствие неразрешенных проблем ведет к понижению психического тонуса, далее происходит падение иммунитета, и человек становится уязвим для телесных болезней.

Восстановив психическое состояние, благодаря обращению к психологу, можно будет сохранить и физическое здоровье. 

9. Разнообразные страхи.

Что будет на консультации? Как себя вести? А не пропишут ли мне кучу таблеток? Не назовут ли меня после этого психом? И другие пугающие вопросы. Всё это рассеивается за несколько минут общения с психологом.

При обращении к психологу на консультации происходит общение между специалистом и нормальным человеком, имеющим некоторые затруднения в жизни.

10. Неопределенная цель. 

При неопределенности цели возникает серьезная проблема при обращении к психологу. Ведь если непонятно в чем проблема и есть лишь обрывки мысль, неясная тревога, какая-то неудовлетворенность ситуацией или собой, то и непонятно и с чем идти.

Как правило, данная проблема решается на приеме у психолога, поскольку вместе с грамотным специалистом Вы сможете осознать именно то, что желаете решить. 

11. Поможет ли мне психология?

Очень важный вопрос и правильный вопрос, которым задаются не только обращающиеся к психологу, но и те, кто обращаются к любому другому новому для себя специалисту.

Суждения: 

— Мне уже никто не поможет, это слишком трудная ситуация и такого ни у кого и никогда не было;

— Эта психология кому-нибудь вообще помогают? 

— Поможет ли мне обращение к психологу или мне идти к другому специалисту?

— Поможет ли мне данный специалист? 

Скорее всего Вы даже не представляете распространенность ситуаций подобных Вашей, поскольку никогда не занимались данным вопросом. В 99,99% случаев ситуация имеет аналоги не только в общемировой психологической практике, но и в практике психолога.

Вообще психология помогает. По некоторым данным даже очень тяжелые случаи решаются в 85% обращений. Если вопросы не слишком серьезные, то вероятность помощи психолога стремиться к 100%.

Этому вопросу я посвятил целую статью о разнице специалистов с корнем «псих». Либо Вы можете прочесть раздел, где указаны мои услуги или уточнить у меня, работаю ли я с такими вопросами.  

Психолог, к которому Вы обратитесь, определенно поможет Вам при условии, что Вы нашли с ним общий язык, что Вы можете ему доверять и при условии, что он работает с кругом проблем, которые есть у Вас.

Если у Вас остались какие-либо вопросы или сомнения после прочтения статьи, Вы всегда можете обратиться ко мне по любым указанным контактам и решить свои затруднения.

Источник: http://Vatolin.info/internet-consulting-psychology/obrashcheniye-k-psikhologu

Почему люди обращаются за психологической помощью?

Почему люди обращаются за психологической помощью?

Сколько людей — столько оснований для обращения за психологической помощью.

Одни приходят к психологу, надеясь справиться с трудной жизненной ситуацией и принять взвешенное решение, другие ждут от психолога избавления от душевного страдания и таких симптомов как депрессия, тревога, страх. За психологической помощью часто обращаются также те, кто испытывают трудности в установлении или поддержании удовлетворяющих личных отношений.

Обращение за психологической помощью предполагает взятие человеком определенной ответственности за собственную жизнь и признание, что что-то во мне, по всей видимости, не так. Но это способны далеко не все.

Решимость воплотить идею обратиться за психологической помощью зачастую возникает, когда человек начинает осознавать, что что-то в его жизни вновь и вновь повторяется с одним и тем же безрадостным исходом.

Консультация с психологом — это первый шаг, который свидетельствует о реальном желании что-то изменить в себе, в своих личных отношениях или в профессиональной жизни, и этот шаг делает данное желание более реальным.

Обращение за помощью к психологу говорит, с одной стороны, об осознании насущной потребности что-то изменить в своей жизни, с другой, — о готовности взять ответственность за собственную жизнь.

Поэтому ваш первый шаг всегда будет верно воспринят и с первого визита вы может рассчитывать на самое серьёзное отношение, поддержку и уважение психолога.

Что такое психологическое консультирование и психотерапия?

Чтобы ответить на этот вопрос приведу типичные определения обоих понятий.

Психологическое консультирование — это вид психологической помощи, ориентированный на преодоление проблем психологического характера.

В трудный момент в вашей жизни психолог-консультант может помочь преодолеть стресс, лучше понять вашу жизненную ситуацию, принять взвешенное решение.

В ходе психологического консультирования у вас появится возможность шире взглянуть на ситуацию, иначе оценить свою роль в ней и, в соответствии с этим новым видением, скорректировать свое поведение.

Психотерапия — это метод психологического лечения для облегчения эмоционального стресса, содействие в разрешении психологических проблем и внутренних конфликтов, помощь в изменении тех личностных особенностей и способов поведения, которые препятствуют реализации внутреннего потенциала в плодотворной работе и удовлетворяющих межличностных отношениях.

Как видите, провести грань между двумя этими видами помощи не так уж просто.

Обобщая существующие взгляды специалистов на различие психологического консультирования и психотерапии можно сказать, что первый контакт специалиста в области психологического здоровья (то есть психолога, психиатра, психотерапевта или психоаналитика) и обратившегося за помощью человека всегда начинается с «консультирования» и, в зависимости от мотивации и тяжести проблем, может привести к краткосрочной психотерапевтической проработке отдельной проблемы или не ограниченной по времени интенсивной психотерапии. Естественно, что длительность и интенсивность (количество сеансов в неделю) психотерапии существенно расширяет ее возможности в сравнении с психологическим консультированием. Неврозы и более серьезные психические расстройства, как правило, требуют психотерапии, а порой и ее совмещения с психофармакологическим лечением у психиатра.

Какова продолжительность психологической консультации?

Продолжительность психологической консультации обычно составляет 45-60 минут, чаще 50 минут. Как показывает опыт, большинству клиентов этого количества времени достаточно. Отчасти данная длительность объясняется и тем, что при такой продолжительности консультации психолог имеет 10-минутный перерыв, необходимый для того, чтобы перевести дух и настроиться на следующий сеанс.

Некоторые психологи выделяют для консультаций с клиентами большее количество времени, как правило, не более 1.5 часа. Особенно это распространено среди психологов, работающих с парами и семьями.

Большая продолжительность психологической консультации является нестандартной и за некоторым исключением (например, включение в консультацию проведения и интерпретации диагностических методик) свидетельствует о непрофессионализме психолога.

Большая часть времени первой консультации, как правило, уходит на то, чтобы сориентироваться в жизненной ситуации клиента и оценить его эмоциональное состояние. Поэтому то, чего стоит ожидать от разовой консультации с психологом — это получение поддержки, релевантной информации и профессиональной рекомендации.

Читайте также:  Деградация личности - психология

Более серьезный подход к проблеме предполагает её более тщательное исследование, для чего психолог может предложить вам встретиться несколько раз, чтобы лучше понять характер ваших проблем и более взвешенно подойти к вопросу определения оптимального вида помощи.

Вместе с тем, в ряде случаев нескольких встреч бывает вполне достаточно, чтобы облегчить эмоциональную ситуацию и скорректировать ваши реакции в той или иной жизненной ситуации.

Какова длительность психологической помощи?

Длительность психологической помощи может быть различной: от разовой консультации до 10-15 встреч. В данном случае речь идет о психологическом консультировании.

В случае, если существующие психологические проблемы требуют более длительной работы, психолог может порекомендовать вам пройти курс психотерапии (продолжительность краткосрочной психотерапии 15-30 сеансов, продолжительность длительной психотерапии — от 30 до нескольких сотен сеансов).

Впрочем, среди профессионалов в области психологической и психотерапевтической помощи существуют расхождения в представлениях по этому поводу. Кто-то, регулярно встречаясь с клиентом на протяжении нескольких лет, считает, что занимается психологическим консультированием, кто-то, единственную встречу называет психотерапией.

Дает ли психолог советы?

В процессе оказания психологической помощи психолог стремится к тому, чтобы принимать клиента таким, какой он есть, создать условия для его самоопределения и личностного роста, а также к тому, чтобы он по-новому взглянул на собственное поведение. Иначе говоря, в основе профессионального отношения психолога к клиенту лежит убеждение в том, что людям присуща сложность, уникальность и тенденция к развитию и реализации своего потенциала.

Поэтому, как правило, психологи не дают советы. Там где это уместно, психологи предпочитают предоставлять психологически релевантную информацию, так как познакомить с информацией — это не то же самое, что дать совет.

Советы принадлежат тому, кто его дает. Информация же принадлежит клиенту, он может ее использовать тогда и так, как считает нужным, или же полностью проигнорировать ее. Советы создают зависимость, знание дает свободу.

Психологи и психотерапевты не имеют особого знания или мудрости относительно того, как следует жить. То, что они главным образом привносят в процесс психологической помощи — это профессиональные навыки, которые помогают клиентам исследовать их внутренние представления и конфликты, понимать существующие проблемы и осуществлять изменения в собственных мыслях, эмоциях и поведении.

Почему люди обращаются за психологической помощью?

Сколько людей — столько оснований для обращения за психологической помощью.

Одни приходят к психологу, надеясь справиться с трудной жизненной ситуацией и принять взвешенное решение, другие ждут от психолога избавления от душевного страдания и таких симптомов как депрессия, тревога, страх. За психологической помощью часто обращаются также те, кто испытывают трудности в установлении или поддержании удовлетворяющих личных отношений.

Обращение за психологической помощью предполагает взятие человеком определенной ответственности за собственную жизнь и признание, что что-то во мне, по всей видимости, не так. Но это способны далеко не все.

Решимость воплотить идею обратиться за психологической помощью зачастую возникает, когда человек начинает осознавать, что что-то в его жизни вновь и вновь повторяется с одним и тем же безрадостным исходом.

Консультация с психологом — это первый шаг, который свидетельствует о реальном желании что-то изменить в себе, в своих личных отношениях или в профессиональной жизни, и этот шаг делает данное желание более реальным.

Обращение за помощью к психологу говорит, с одной стороны, об осознании насущной потребности что-то изменить в своей жизни, с другой, — о готовности взять ответственность за собственную жизнь.

Поэтому ваш первый шаг всегда будет верно воспринят и с первого визита вы может рассчитывать на самое серьёзное отношение, поддержку и уважение психолога.

Источник: https://lektsia.com/6x52de.html

Частые вопросы к психологу

Психолог может помочь разобраться в сложившейся ситуации, посмотреть на нее с другой стороны, увидеть возможности для адаптации и развития через изменение отношения к проблеме и выработку новых, более эффективных моделей поведения.

На какое количество сеансов мне рассчитывать?

Ответ на этот вопрос зависит, прежде всего, от содержания Вашего запроса и характера проблемы, которую Вы хотите решить. Возможно проведение от 1-2 встреч до 10-15 и более. Решение о количестве сеансов принимается совместно психологом и клиентом.

Сколько длится одна консультация?

Продолжительность одной консультации составляет 50 минут.

Как понять, что я правильно выбрал психолога?

Безусловными требованиями к специалисту являются его образование и компетентность. Очень важное значение для успешности психологической помощи имеют Ваше доверие и контакт с психологом.

Как мне понять, к кому обратиться: к психологу-мужчине или к психологу-женщине?

В решении большинства проблем пол психолога не является фактором, который определяет успешность помощи. Решение по поводу обращения к психологу-мужчине или к психологу-женщине принимается Вами. Можно ответить себе на вопрос: со специалистом какого пола я мог бы более комфортно и доверительно обсуждать эту проблему?

Как понять, что мне больше подходит: групповая терапия или индивидуальное консультирование? Что эффективнее?

В современной психологии применяется как индивидуальная, так и групповая формы помощи. Обе формы работы могут быть высокоэффективными.

В групповой терапии есть возможность получать помощь не только от специалиста, но и от других членов группы, что позволяет слышать разные точки зрения, развивать навыки общения и взаимодействия с людьми.

Индивидуальные консультации позволяют обсуждать самые интимные и тревожащие темы в полностью конфиденциальной и безопасной атмосфере беседы с психологом.

Эффективны ли психологические Skype-консультации?

Skype-консультации являются эффективной формой оказания психологической помощи. Конечно, консультация через интернет имеет ряд ограничений по сравнению с очной встречей.

Тем не менее, часто такая форма помощи является наиболее доступной и удобной для клиента.

Например, если Вы находитесь в другой стране или в другом городе, если из-за работы, отнимающей много времени, у Вас нет возможности встречаться с психологом в кабинете, или если Вы по каким-то причинам не можете покинуть дом.

Нужно ли специальным образом готовиться к (первому) посещению психолога?

Специальной подготовки перед посещением психолога не требуется. Обязательными условиями является трезвое состояние и опрятный внешний вид. Можно подумать о том, чего Вы ждете от встречи с психологом и какой результат хотите получить.

Какие техники будут использоваться при работе с психологом?

В работе психолог использует только научно обоснованные методы консультирования и психотерапии. Консультация преимущественно проходит в виде определенным образом организованной беседы. Психолог также может давать клиенту задания для тренировки более эффективного поведения.

Если причина моего обращения — проблемы во взаимоотношениях в семье/с партнером, необходимо ли их участие в психокоррекции?

Если причина обращения затрагивает проблемы в семейных отношениях, участие других членов семьи является желательным, но не обязательным. Вы можете предложить Вашему партнеру обратиться за помощью вместе. Тем не менее, только сам человек решает, пойдет ли он на прием к психологу или нет. Если Ваш партнер отказывается от посещения специалиста, Вы можете обратиться за помощью сами

Могу ли я обратиться к психологу, если я здоров?

Да, конечно, можете. Обратиться к психологу может каждый человек (в том числе, абсолютно здоровый), испытывающий затруднения или дискомфорт, связанный с психологическим или физическим состоянием, социальными условиями, сложностями адаптации и развития.

Включает ли психокоррекция прием медикаментов? Могу ли я отказаться от этого?

Психолог не назначает фармакологические препараты. Но иногда необходима поддерживающая лекарственная терапия, в этом случае психолог может порекомендовать клиенту обратиться к врачу.

Будут ли меня вводить в гипноз?

Чаще всего для эффективной психологической помощи в этом нет необходимости. Решение о применении подобных методов всегда согласуется с клиентом.

В каких «отношениях» находятся психология и религия?

Психология – это наука, а психолог – специалист, который использует научные психологические методы для помощи людям. Все мировые религии рассматривают помощь человеку как благородное, достойное дело.

Психолог с уважением относится к религиозным взглядам клиента, его ценностям и в своей деятельности не навязывает ему собственные установки или религиозные убеждения.

Таким образом, принадлежность к той или иной конфессии не является препятствием для обращения к психологу.

Что делать, если я не готов обо всем рассказывать психологу? Моя откровенность является залогом успешной коррекции?

Степень Вашей откровенности с психологом – вопрос Вашей личной ответственности. Позвольте себе быть откровенными в той степени, которую Вы считаете приемлемой на данный момент. Следует помнить, что Ваша откровенность во многом определяет эффективность нашей совместной работы.

У меня может появиться зависимость, из-за которой я не смогу потом сам решать поставленные задачи/проблемы без помощи психолога?

Мысли о посещении психолога как о проявлении слабости нередко становятся препятствием на пути к получению профессиональной помощи.

На самом деле, обращение к специалисту, напротив, говорит о Вашей готовности решать проблемы, а не ждать, что все разрешится «по щучьему веленью».

Психолог не принимает решения за клиента, он помогает Вам сформировать новый взгляд на проблему, выработать более эффективные способы поведения, позволяющие Вам самостоятельно и успешно решать возникающие задачи.

Узнает ли кто-то о том, что я посещаю психолога? Является ли то, что я посещаю психолога основанием для постановки на учет в психоневрологический диспансер? Будет ли работодатель оповещен об этом? Как это может отразиться на моей работе?

Степень Вашей откровенности с психологом – вопрос Вашей личной ответственности. Позвольте себе быть откровенными в той степени, которую Вы считаете приемлемой на данный момент. Следует помнить, что Ваша откровенность во многом определяет эффективность нашей совместной работы.

end faq

Источник: http://www.mbudnikov.ru/index.php/ru/faq

Мотивы обращения к психологу-консультанту

Понятие о психологическом запросе

Психологический запрос — мотивированное определенным образом обращение клиента к консультанту с просьбой предоставить конкретную форму психологической помощи.

Формулирование и решение консультативных задач начи­нается с психологического запроса клиента. Он обращается к психологу с просьбой предоставить психологическую помощь, описывая в той или иной форме свои трудности, переживания.

Для того чтобы человек решился на консультацию, необходимо, как минимум, два условия: 1) объективное наличие психологических проблем, которые лежат в основе неблагоприятного психологического состояния; 2) хотя бы частичная рефлексия человеком своих проблем, т.е.

отображение их в сознании в форме потребности в психологической помощи

Спектр возможных проблем, являющихся причиной обращения к психологу, может быть достаточно широк: от пищевых расстройств до проблем, затрагивающих самые основы существования человека. Существуют различные подходы к классификации психологических проблем.

Выделяются, например, проблемы личностные, педагогические, коммуникативные, возрастные, пограничные.

Проблемы могут различаться по степени их сложности (в первую очередь, для самого клиента): от простых, когда бывает достаточно обыкновенной разъяснительной беседы, до сложных, требующих от клиента открытий, инсайта, что возможно лишь при длительной консультативной работе.

Следующая классификация предполагает выделение трех оснований для локализации источников возникновения проблемы 1:

А) окружение (включает проблемы, связанные с семьей, местом проживания человека, местом учебы, работы, отношениями со знакомыми, друзьями и т.п.);

Б) жизнь человека в целом (фиксируются общие проблемы, такие как смысл жизни, самореализация, финансово-бытовые проблемы, суицидальная активность);

В) человек (отражает проблемы физиологического плана, в том числе нормальные психофизиологические состояния, сексуальные проблемы, болезни, наркотическую зависимость).

Даже наличие объективных причин для обращения за психологической помощью не всегда приводят к тому, что человек идет к психологу. Причины здесь могут быть самыми различными:

— недостаточные уровень образования и информированность по вопросам психологии;

— отсутствие знаний о специфике деятельности психолога-консультанта;

— существование определенных психологических барьеров: страх обнажить свой внутренний мир, нежелание избавиться от некоторых психологических проблем, используемых как защиты, недоверие или неуверенность в том, что психолог может помочь и т.п.

Иногда требуется со стороны психолога создать (может быть, через третьих лиц) мотивацию для получения психологической помощи. В этом случае возможны определенные упреждающие действия со стороны консультанта: разъяснения, заочные консультации, приглашение членов семьи.

Читайте также:  Позитивная и негативная дрессировка - психология

Однако, если мотивация поработать над своими психологическими проблемами у человека не сформирована, вмешательство в его внутренний мир без его разрешения допустимо лишь в исключительных обстоятельствах.

Например, при угрозе совершения суицида, уголовного преступления, в других критических ситуа­циях, когда негативные последствия невмешательства могут значительно превысить вред от нарушения психологической неприкосновенности.

Но даже в таких случаях консультанту нужно помнить об этике и о том, что чрезмерная активность может иметь противоположный эффект, поэтому злоупотреб­лять ею не следует.

Основные причины обращения

К психологу-консультанту

Целесообразно выделить несколько ос­новных групп причин, побуждающих людей обращаться за помощью к психологу-консультанту.

Квалификация данных причин не является психологическим ди­агнозом. Это скорее исходный динамический фактор. Его не следует автоматически сводить к содержанию проблемы клиента, поскольку он отражает лишь наличные возможности его самопрезентации.

Следует также отметить, что наличие у клиента того или иного состояния вовсе не исключает возможности других.

Отнесение же случая к той или иной категории предполагает, что в настоящий момент именно данная причина является ведущей в общей картине обращения за психологической помощью.

Это следующие причины обращения за психологической помощью2 :

1. Тревога. Состояние тревоги, беспокойства встречается очень часто. Можно сказать, что в той или иной степени оно свойственно едва ли не всем, обращающимся за психологической консультацией.

Однако в некоторых случаях состояние тревоги оп­ределенно является ключевым и, не доискиваясь до предполагаемых глубинных истоков, есть смысл считать его основным фактором, обусловливающим данные проблемы клиента, и именно в связи с этим состоянием необходимо ориентировать основные усилия психоло­га-консультанта.

Главной особенностью клиентов, пребывающих в данном состоя­нии, являются обеспокоенность, связанная с каким-либо конкретным обстоятельством (происшедшим или могущим произойти в их жизни), либо беспокойство как легкая эмоциональная “доминанта”, не имеющая однозначного событийного истолкования. Здесь достаточно иногда лишь несколько вопросов со стороны консультанта, чтобы выявить целое “поле” значимых острых проблем.

Состояние тревоги может выступать в качестве негативного контекста для развития более серьезных проблем как для клиента, так и для его ближайшего окружения. Очень часто вследствие длительного состояния тревоги люди начинают срываться на близких людей, проявлять агрессивность и т.п.

Таким образом, актуальная тревога клиента — как его началь­ное состояние — становится как бы определенным “сигналом”, обра­щенным к консультанту, “сигналом” о некотором весьма глубоком и болезненном круге проблем, мотивирующих обращение клиента к пси­хологу-консультанту. От способности консультанта почувствовать эту болезненную “зону” и подвести клиента к ее открытому обсуж­дению во многом зависит эффект работы с подобными случаями.

2. Сомнение, неуверенность. В эту группу следует отнести те случаи обращений, которые вызваны трудностями в принятии важного жизненного решенияили же, наоборот, сомнениями в правильности уже совершенного поступка.

Случаи сомнения, неуверенности по сравнению с тревогой можно рассматривать как более выраженную степень осознания воз­никших проблем клиентом.

Как правило, то, что при тре­воге таится “на полпути” к сознанию и, не находя выхода и адек­ватного словесного выражения приводит к беспокойству, в данном случае достаточно ясно представлено в сознании, причем нередко как фундаментальная жизненная проблема, не раз уже бывшая пред­метом самостоятельных размышлений.

Проблема клиента (а отсюда и проблема консультанта) здесь нередко состоит в том, смогут ли оба приступить к ее открытому обсуждению, не скрывая друг от друга и тех мыслей, которые думают “про себя”.

Поэтому в работе с данной категорией клиентов чрезвычайно важна — с одной стороны — их личная способность быть честными перед самим собой, с другой — чувствительность консультанта к этому “намерению” кли­ента.

3. Уныние. Главной особенностью случаев этой группы являет­ся преимущественно эмоциональное реагирование на происходящие травмирующие жизненные события. Клиента тяготят чувства тоски, уныния, обиды и он, более или менее осознанно, стремится разде­лить их с кем-либо, получить утешение в беседе с авторитетным для него человеком.

В данном случае главная проблема для клиента и консультанта состоит в том, чтобы подойти к обсуждению тех интимно значимых ценностей и желаний, в которых клиент фрустрирован. Как правило, это наиболее глубокие, “базальные” потребности, в которых человек испытывает неудовлетворенность.

Очень важно, чтобы сочувственно-помогающая установка кон­сультанта была уравновешена долей здравого смысла, подсказывающая и напоминающая о том, насколько часто в жизни любой человек сталкивается с неудовлетворенностью и разочарованием в казалось бы самых важных и насущных своих запросах, и что не так часто имеет место противоположное.

Одним на обстоятельств, осложняющих консультативную работу с некоторыми представителями данной группы клиентов, является тенденция к “опредмечиванию” своих невзгод и устойчивая фиксация на ком-либо из своего окружения, кто воспринимается как “корень зла”, “виновник” и т.д. В условиях профессиональной деятельности это может быть началь­ник, сослуживец, дома – супруг, дети, родители.

4. Потрясение. К этой группе относятся состояния, связанные с тягостным ощущением исключительности произошедшей с клиентом беды или совершенного им самим проступка.

Психотравмирующее со­бытие представляется человеку настолько чудовищным, противореча­щим самим основам его жизни, что он, как правило, не может или (и) не хочет поведать о нем людям из своего окружения и вместе с тем явно не в состоянии справиться с ним в одиночку.

Нередко сам по себе подробный рассказ о вызывающих душевную боль обстоятельствахили воспоминаниях приносит существенное облегче­ние. В результате преодоления безумной замкнутости человек перес­тает чувствовать себя один на один со своей обидой или виной.

Какправило, здесь мы сталкиваемся с такой обнаженной душевной травмой, что у человека не находится никаких средств пси­хологической защиты против нее.

Это отличает, в частности, дан­ноесостояние от уныния, где данная фаза — фаза острого страда­ния, если и имела место, — уже пройдена, и нередко само уныние можно рассматривать как своеобразное — непродуктивное — средство психологической компенсации.

Данные случаи предъявляют, пожалуй, максимальные требования к способности консультанта к искреннему сопереживанию. Возникающее в таких случаях эмоциональное взаимопонимание консультанта с клиен­том уже само по себе доставляет существенное облегчение.

Точная квалификация данного состояния может быть затруднена привычной ориентацией консультанта на сам характер психотравмирующих обстоятельств — на внешнюю фабулу рассказа клиента, а не на тот “след”, который она оставила в его душе.

Состояние потря­сения может иметь место при, казалось бы, вполне заурядных и – с внешней точки зрения — довольно безобидных обстоятельствах.

И наоборот, самые драматичные ситуации, производя огромное впечатление на консультанта, могут совсем по-иному восприниматься самим клиентом, существенно не нарушая его эмоциональное равновесие.

Подлинное потрясение, захватывая человека “врасплох” и раз­рушая защитные механизмы, делает его одновременно очень открытым и как бы нуждающимся в диалоге с консультантом.

Напротив, излишнее акцентирование травмирующих обстоятельств, более или менее прямые требования признания себя в качестве “страдальца” свиде­тельствуют о некоторой степени освоения человеком своей ситуации, что в свою очередь позволяет предполагать, что здесь мы имеем дело уже не с потрясением, и на первый план выступило ка­кое-то иное состояние.

5. Порочный круг конфликта. В случае этого типа обращает на себя внимание главным образом сама ситуация, в которой находится клиент. Как правило, это ситуация актуального конфликта с кем-либо из своих близких, знакомых, начальников (подчиненных).

Конфликта, из которого он не может или не хочет выйти. Данное состояние характеризуется, в первую очередь, чрезвычайной эмоциональной значимостью участников конфликта друг для друга при крайне болезненных и, порой, уродливых формах “осу­ществления” этой значимости.

Профессиональная задача психоло­га-консультанта — содействовать эмоциональному “отделению” участников конфликта друг от друга. Символом этого отделения (и, в определенной степени, высвобождению из-под власти конфликта) становится раздельное обсуждение с консультантом своих проблем.

В той мере, в какой подобное — раздельное — обсуждение приобре­тает для клиентов самостоятельное, не зависящее от обстоятельств их “борьбы” значение, можно говорить о процессе эмоционального дистанцирования, который является важнейшей предпосылкой выхода человека из “порочного круга” конфликта.

6. Поиск участия.

Недостаток душевной близости в жизненных контактах с людьми побуждает человека искать компенса­ции “на стороне”, в частности — в общении с психологом-консуль­тантом по поводу тех или иных личных психологических проблем. В этом случае основной смысл консультирования состоит в обоюдном стремлении к близости, и взаимоотношения клиента с пси­хологом-консультантом приобретают как бы самоценный характер.

У клиентов данного типа сильно выражено стремление к уста­новлению близких эмоциональных отношений с другим человеком, притом, что их личная жизнь нередко отмечена одиночеством.

Объек­тивные жизненные трудности и присущая этим людям склонность к “самокопанию” делает их уязвимыми для настроений безнадежности и отчаяния. Их первый визит к психологу нередко происходит под влиянием этих чувств.

Для клиентов в поисках участия необходимо найти в консультанте как бы соучастника своей жизни, и они изна­чально настроены на длительное, “углубленное” сотрудничество.

Идя навстречу этим тенденциям, консультант становится для клиента неким “эмоциональным костылем”, необходимым на данном этапе его жизни, существенным фактором психологической поддержки.

И здесь сама по себе регулярность встреч, возможность вновь и вновь обратиться и побеседовать о себе и о своих пробле­мах приобретает значение не меньшее, чем само содержание и ка­чество анализа рассматриваемых проблем.

Здоровая динамика подобных случаев предполагает укрепление возможностей самого клиента, в силу чего альянс с психологом постепенно утрачивает для него свою актуальность, оттесняемый событиями и общением в “реальной” жизни.

7. Психологическая интоксикация. Распространенность этого состояния является относительно недавним “завоеванием” нашей культуры.

Она связана, наряду с прочими обстоятельствами, с распространением психоло­гических знаний о личности, о конфликтах и т.п.

в массовом сознании, вследствие чего у некоторых людей возникает иллюзия будто психология, так хорошо разбираясь в человеческих ошибках, знает правила того, как надо жить, чтобы этих ошибок не допускать.

Находящийся в таком состоянии клиент, как правило, не испы­тывает в данный момент какого-либо действительного затруднения или страдания и обращается за консультативной помощью как бы “впрок”.

Его проблемы звучат, быть может, и очень внушительно, но они слишком многочисленны, аморфны и общи.

Клиент склонен на­ходить в себе все возможные и невозможные “комплексы”, а его го­товность к самоанализу столь же безгранична, сколь и его надежды на консультирование.

Обращаясь к психологу, такой клиент, с одной стороны, хочет изменения своего статус-кво, с другой стороны, довольно жестко ограничивает “зону поиска” уровнем психологических закономернос­тей.

В результате, подлинные обстоятельства его жизни, его пос­тупки, мысли и чувства оказываются болееили менее “зашумленными” теми психологическим диагнозами, в рамках которых он сознает себя и свою жизнь и которые он предлагает консультанту в качест­ве “материала” для совместной работы.

8. Управление — манипуляция. Находясь в этом состоянии, клиент главным образом сосредоточен на других людях — конкрет­ных лицах из своего жизненного окружения, или вообще на всех, с кем ему приходится общаться.

В консультировании он ищет возмож­ности психологически “оснаститься” теми или иными знаниями или приемами общения, которые помогли бы ему добиваться желаемых результатов от его партнеров по общению.

При этом смысл резуль­татов, нравственную и психологическую оправданность тех целей, которые ставит клиент перед собой в общении, он менее всего склонен обсуждать с консультантом, и попытки решить эти вопросы нередко встречают более или менее выраженное сопротивление.

В подтексте стремления к манипуляции нередко можно найти глубокую разочарованность и отчаяние, объясняющие тот особый азарт, который свойственен этим клиентам в их стремлении доби­ваться своего. Поэтому успешность консультативной работы в дан­ных случаях зависит от того, удастся ли в обсуждении перейти от узкого круга жестко очерченных клиентом задач к более широкому “смысловому полю”.

Следует отметить, что хотя одновременно у человека могут наблюдаться признаки сразу нескольких из перечисленных состояний, в процессе психологического консультирования, как правило, в данный конкретный момент времени на первый план с достаточной очевидностью выступают лишь какое-то одно (редко больше) состояние. Именно оно и может яв­ляться исходной диагностической основой для консультативной ра­боты.

Данная классификация причин обращения за помощью может быть ориентиром для оказания психологического воздействия психоло­га-консультанта в практике своей деятельности.

Источник: https://infopedia.su/15×1431.html

Ссылка на основную публикацию