Сообщение — психология

Психология как наука

Введение 1. Задачи и место психологии в системе науки 2. Методы психологии Заключение

Список использованной литературы

Введение

На протяжении веков человек является предметом изучения многих и многих поколений ученых. Человечество познает собственную историю, происхождение, биологическую природу, языки и обычаи, и в этом познании психологии принадлежит совершенно особое место.

Так, С.Л. Рубинштейн в книге «Основы общей психологии» (1940) писал: «Специфический круг явлений, который изучает психология, выделяется отчетливо и ясно – это наши восприятия, чувства, мысли, стремления, желания и т.п., – то есть все то, что составляет внутреннее содержание нашей жизни и что в качестве переживания как будто непосредственно нам дано…».

Еще древний мудрец сказал, что нет для человека интереснее объекта, чем другой человек, и он не ошибся. В основе развития психологии лежит постоянно усиливающийся интерес к природе человеческого бытия, условиям его развития и формирования в человеческом обществе, особенностям его взаимодействия с другими людьми.

В настоящее время невозможно осуществление многих видов деятельности на производстве, в науке, медицине, искусстве, преподавании, в игре и спорте без знания и понимания психологических закономерностей. Система научных знаний о законах развития человека, его потенциальных возможностях необходима для всего общественного развития.

Таким образом, предметом психологии являются психика и психические явления как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах. В свою очередь, задачей психологии является исследование психических явлений.

Отсюда следует, что общей задачей психологии является изучение, как психики человека, так и его психологии.

1. Задачи и место психологии в системе науки

В настоящее время наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии.

В течение последних десятилетий значительно расширился фронт психологических исследований, появились новые научные направления и дисциплины.

Изменился понятийный аппарат психологической науки, непрерывно появляются новые гипотезы и концепции, психология обогащается новыми эмпирическими данными. Б.Ф.

Ломов в книге «Методологические и теоретические проблемы психологии», характеризуя современное состояние науки, отмечает, что в настоящее время «резко возрастает потребность в дальнейшей (и более глубокой) разработке методологических проблем психологической науки и ее общей теории».

Область явлений, изучаемых психологией, огромна. Она охватывает процессы, состояния и свойства человека, имеющие разную степень сложности — от элементарного различения отдельных признаков объекта, воздействующего на органы чувств, до борьбы мотивов личности.

Одни из этих явлений уже достаточно хорошо изучены, а описание других сводится лишь к простой фиксации наблюдений. Многие считают, и это следует особо отметить, что обобщенное и абстрактное описание изучаемых явлений и их связей — это уже и есть теория.

Однако этим теоретическая работа не исчерпывается, она включает также сопоставление и интеграцию накапливаемых знаний, их систематизацию и многое другое. Ее конечная цель состоит в том, чтобы раскрыть сущность изучаемых явлений. В этой связи и возникают методологические проблемы.

Если теоретическое исследование опирается на нечеткую методологическую (философскую) позицию, то возникает опасность подмены теоретического знания эмпирическим.

Как известно, прежние десятилетия психология была преимущественно теоретической (мировоззренческой) дисциплиной. В настоящее время ее роль в общественной жизни существенно изменилась.

Она все более становится областью особой профессиональной практической деятельности в системе образования, в промышленности, государственном управлении, медицине, культуре, спорте и т.д. Включение психологической науки в решение практических задач существенно изменяет и условия развития ее теории.

Задачи, решение которых требует психологической компетентности, возникают в той или иной форме во всех сферах жизни общества, определяясь возрастающей ролью, так называемого человеческого фактора.

Под «человеческим фактором» понимается широкий круг социально-психологических, психологических и психофизиологических свойств, которыми обладают люди и которые, так или иначе, проявляются в их конкретной деятельности.

Современная психология — интенсивно развивающаяся область человеческого знания, тесно взаимодействующая с другими науками.

Поэтому, как и любое развивающееся явление, психология постоянно изменяется: появляются новые направления поиска, проблемы, реализуются новые проекты, что часто приводит к возникновению новых отраслей психологии.

Общим для всех отраслей психологии является сохранение предмета: все они изучают факты, закономерности и механизмы психики (в тех или иных условиях, в той или иной деятельности, на том или ином уровне развития и т.д.).

Современная психология представляет собой не единую науку, а целый комплекс научных дисциплин, многие из которых претендуют на то, чтобы считаться самостоятельными науками. Различные авторы насчитывают до ста отраслей психологии. Эти научные дисциплины находятся на разных стадиях развития, связаны с различными сферами человеческой практики.

Ядром современной психологии является общая психология, которая изучает наиболее общие законы, закономерности и механизмы психики. Важнейшей психологической дисциплиной стала история психологии, в центре внимания которой — исторический процесс формирования и развития психологического знания.

Одной из наиболее популярных классификаций наук считается классификация, разработанная отечественным философом и науковедом Б.М. Кедровым. Согласно Кедрову, классификация наук имеет нелинейный характер.

Кедров выделяет три группы научных дисциплин: естественные, социальные и философские. Схематически это можно представить в виде треугольника, вершины которого соответствуют естественным (верхняя), социальным (левая) и философским (правая) дисциплинам.

Психология имеет тесные связи со всеми тремя группами наук, поэтому располагается внутри треугольника, так как человеческое мышление (один из существенных разделов психологии) изучается не только психологией, но и философией и логикой.

Психология, таким образом, имеет связи со всеми научными дисциплинами, но наиболее тесные с философией.

Современная психология находится на стыке ряда наук. Она занимает промежуточное положение между общественными науками, с одной стороны, естественными – с другой, техническими – с третьей. Близость ее к этим наукам, даже наличие отраслей, совместно разрабатываемых с некоторыми из них, ни в коей мере не лишает ее самостоятельности.

Во всех своих отраслях психология сохраняет свой предмет исследования, свои теоретические принципы, свои пути изучения этого предмета.

Что же касается многогранности психологических проблем, столь значимых не только для психологии, но и для смежных с нею наук, то это объясняется тем, что в центре внимания психологов всегда остается человек – главное действующее лицо мирового прогресса.

Все науки и отрасли знаний имеют смысл и значение только в связи с тем, что они служат человеку, вооружают его, творятся им, возникают и развиваются как человеческая теория и практика. Все дальнейшее развитие психологических знаний мыслится как максимальное расширение связей психологии со смежными науками при сохранении ею самостоятельного предмета исследования.

Сегодня мы можем констатировать, что психология приобрела статус самостоятельной научной дисциплины, хотя в действительности не заняла центрального положения среди других наук.

Таким образом, приходится признать, что прогнозы и надежды на то, что психология займет ведущие позиции в системе наук, в целом не оправдались: статус психологии вовсе не так высок, а влияние на другие дисциплины не так сильно.

Пересмотрев узкое, неадекватное понимание своего предмета, психология обретет возможность реального конструктивного внутри- и вненаучного диалога, возможность интеграции различных концепций, по-разному подходящих к исследованию человеческой души. Тем самым психология обретет свое законное место в системе наук, обретет статус фундаментальной науки и, возможно, станет основой наук о духе.

2. Методы психологии

Многочисленные отрасли психологии выделяются по различным основаниям. Традиционно для классификации используются следующие основания:

— конкретная деятельность (психология труда, медицинская, педагогическая   психология,   психология   искусства,   психология спорта и т.п.);

— развитие  (психология животных, сравнительная психология, психология развития, детская психология и т.п.);

— социальность, отношения человека к обществу (социальная психология, психология личности, психология группы,  психология класса, этнопсихология и т.д.).

Важным является выделение отраслей по цели деятельности (получение или применение нового знания): фундаментальные и прикладные науки; по предмету исследования: психология развития, творчества, личности и т.д.

На основе связей психологии с другими науками можно выделить психофизиологию, нейропсихологию, математическую психологию.

Развитие сложных отношений психологии с различными сферами практики наблюдается в организационной, инженерной психологии, психологии спорта, педагогической психологии и т.д.

В последние годы в нашей стране интенсивно развивается практическая психология. Можно согласиться с мнением В.Н. Дружинина, который указывает, что «практическая психология отчасти остается искусством, отчасти базируется на прикладной психологии как системе знаний и научно обоснованных методов решения практических задач».

Однако есть основания полагать, что наметилась тенденция к становлению практической психологии как особого вида психологической науки. Специфика практической психологии в том, что она не предметна, а объектна. Она больше ориентирована на целостную характеристику личности, в большей степени использует описания и типологии.

Читайте также:  Серьезные отношения - психология

В настоящее время не существует законченной классификации психологических отраслей. Психология — наука молодая, находящаяся в процессе интенсивного развития, поэтому в ней постоянно возникают новые области, что приводит к появлению новых отраслей.

Современная психология располагает большим арсеналом конкретных методов (наблюдение,  эксперимент,  анкетирование, беседа, интервью, тест, опросник, анализ продуктов деятельности и т.д.) и специальных методик, предназначенных для изучения определенных психических явлений.

Предложено несколько классификаций психологических методов. Наиболее разработанными являются классификации Б.Г. Ананьева и В.Н. Дружинина.

Ананьевым выделяются следующие группы методов:

1) организационные (сравнительный, комплексный);

2) эмпирические (обсервационный, экспериментальный, психодиагностический,  биографический);

3) обработки данных (количественный и качественный);

4) интерпретационные (различные варианты генетического и структурного).

Классификация позволила представить систему методов, отвечающую требованиям современной психологии.

Особого внимания заслуживают теоретические методы психологического исследования:

1) дедуктивный (аксиоматического и гипотетико-дедуктивного),  иначе — метод восхождения от общего к частному, от абстрактного к конкретному;

2) индуктивный — метод обобщения фактов, восхождения от частного к общему;

3) моделирования — метод конкретизации метода аналогий, умозаключений от частного к частному, когда в качестве аналога более сложного объекта берется более простой или доступный для исследования.

Методы психологического исследования обнаруживают зави­симость от основных теоретических принципов, реализуемых пси­хологией, и конкретных задач, которые она решает.

Основу объективного метода в психологическом исследова­нии составляет принятый в научной психологии принцип един­ства сознания и деятельности.

Объективными методами в психологии осуществляется изу­чение психики путем исследования объективных условий воз­никновения психических явлений и объективных их проявлений.

Таким образом, объективный принцип исследования — это не метод непосредственного усмотрения каким-то внутренним зре­нием психических явлений, а путь их опосредствованного познания (т. е.

исследования посредством анализа их объективных проявлений в деятельности).

Субъективный и объективный принципы изучения в психо­логии отрицают друг друга. Подлинно научная психология должна строиться на использовании объективных методов изучения психики и понимания того, что никаких других в нау­ке не может быть.

Научное решение психологических проблем предполагает умение в случае необходимости применять соответствующую конкретную психологическую методику (ряд таких методик будет рассмотрен в ходе изложения основных разделов курса общей психологии). Широкое использование объективных мето­дов психологического изучения, применение разнообразных конкретных методик обеспечивает высокий уровень исследова­ний в современной психологии.

Отметим, что до сих пор теоретические методы психологической науки описаны, проанализированы и исследованы явно недостаточно. Это — одна из первоочередных задач методологии современной психологической науки.

Заключение

Итак, научная психология является системой теоретических (понятийных), методических и экспериментальных средств познания и исследования психических явлений (донаучных).

Она представляет собой переход от неограниченного и разнородного описания этих явлений и их точному предметному определению, к возможности методической регистрации, экспериментального установления причинных связей и закономерностей, обеспечения преемственности своих результатов.

«Психология и очень старая, и совсем еще молодая наука, — пишет один из основателей отечественной психологии С.Л. Рубинштейн (1889-1960) — она имеет за собой 1000-летнее прошлое, и, тем не менее, она вся еще в будущем.

Ее существование как самостоятельной научной дисциплины исчисляется лишь десятилетиями, но ее основная проблематика занимает ее философскую мысль с тех пор, пока существует философия.

Годам экспериментального исследования предшествовали столетия философских размышлений, с одной стороны, и тысячелетия практического познания людей — с другой».

Вслед за Рубинштейном, становление и развитие психологической науки можно представить в виде пирамиды — символа поступательного, прогрессивного движения: тысячелетия практического опыта, столетия философских размышлений, десятилетия экспериментальной науки.

Научная психология в целом — это попытка осознать, регулярно осмыслить, воспроизвести и усовершенствовать существующий и постоянно развивающий опыт психической жизни современного человека.

Список использованной литературы

  1. Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших дней. — М., 2002.
  2. Марцинковская Т.Д.  История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. — М.: Академия, 2003.
  3. Немов Р.С. Психология. — М., 1998.
  4. Общая психология / Под редакцией Карпова А.В. — М.: Гардарики, 2002.
  5. Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии. – М., 2001.
  6. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. – СПб., 2000.

Пригодилось тебе? Расскажи друзьям!

Источник: http://ref-4you.ru/obshhaya-psihologiya/

Психология. Интересные статьи и исследования. Психология для начинающих

Здесь вы найдете интересные статьи по психологии, исследования психологов, материалы для студентов-психологов.

О стремлении быть первым всегда и во всем
Боимся ли мы быть взрослыми?
Скука…
Неизвестность…
Тревога.

Способы борьбы
Гнев, зависть и радость: упражнения для раскрытия
Терапия юмора
Психология юмора
Юмор сквозь призму патологии
Десять запретных чувств
Телесная карта страхов
Медитация и психотерапия
Определение типа личности, исходя из осанки человека
Самооправдание
Шизофрения: когда начать беспокоиться?
Наше бессознательное
Психофизическое действие цветов
Шизоидный тип характера
Нарциссический тип характера
Параноидальный тип характера
Когнитивная психология
4 метода психотерапии, чтобы вернуться к себе
10 необычных исследований
Интересно о психотерапевтах

Интересные исследования по психологии

► На поведение человека влияет одежда, в которую он одет
► Прикосновение заставляет людей помочь вам
► Джинсы носят от тоски
► Просмотр собственного профиля и фотографий в соцсетях улучшает ваш эмоциональный настрой

Для студентов психологов.
Как изучить психологию самостоятельно?

История психологии

Цитаты и юмор психология

Общая психология
Анатомия и эволюция нервной системы человека
Психодиагностика

Слушание – это, пожалуй, самый древний и самый мощный инструмент исцеления. Зачастую именно качество нашего внимания, а не наши мудрые слова способствуют самым глубоким изменениям в окружающих нас людях.

Слушая, вместе с нашим безраздельным вниманием, мы открываем другому возможность обрести целостность. То, что отвергалось, обесценивалось, было непринимаемо самим человеком и его окружением. То, что было спрятано. Слушание создает священное молчание.

Когда мы щедро слушаем другого, он тоже может услышать ту правду, которая в нем есть. Иногда человек это слышит впервые за свою жизнь.

Быть хорошим – очень хорошо, но быть «живым» еще лучше.

М. Кляшторная

Огромное количество людей страдает от неразделенной любви к самому себе.

Карл Меннингер

Наши реакции определяются не столько происходящими с нами событиями, сколько способом, которым мы эти события интерпретируем, и взглядами, которых мы придерживаемся.

Основатель рационально-эмоционально-поведенческой терапии Альберт Эллис

Источник: https://anchiktigra.livejournal.com/588058.html

Психология человека

Психология человека – сложная наука, постичь которую хотя бы частично возможно лишь приложив большие усилия.

Несмотря на то, что психология вообще является наукой, предмет ее изучения – человеческая психика – вызывает множество споров. Это связано с тем, что объект исследования сложно подвергнуть точным измерениям и анализу.

Исследователям остается лишь выявлять определенные закономерности, наблюдать протекающие в психике процессы, основываться на опыте друг друга.

Несмотря на разность мнений и учений, психология человека включает в себя несколько базовых общепризнанных элементов.

 

Темперамент человека

Большинству простых обывателей известны основные типы темперамента и их описания, однако мало кто знает о том, что темперамент по большей части представляет собой тип нервной системы, а именно – ее реагирования на внутренние и внешние воздействия.

Холерик – это наиболее «быстрый» тип, обладает высокой скоростью реакций, быстро реагирует на изменение исходных условий. В связи с этим человек, относящийся к этому типу, является более возбудимым, нервозным, эмоциональным.

Скорость реагирования на происходящее определяет и быстроту утомляемости – как правило, такому человеку требуется немного времени для того, чтобы растратить свои ресурсы и утомиться.

На личностных особенностях это отражается в виде вспыльчивости, говорливости, активном жестикулировании, торопливости, такие люди бывают излишне восприимчивы, спровоцировать вспышку агрессии у них проще, нежели у других типов.

Меланхолик – данный тип характеризуется преимущественно торможением, сильные внешние и внутренние стимулы затрудняют деятельность и психические процессы. Несмотря на это, меланхолик восприимчив, склонен к глубоким переживаниям и сильным чувствам.

Изменение условий, новая обстановка вызывают у такого человека затруднения в адаптации, общении, он может стать замкнутым, робким.

Благоприятные, стабильные условия могут послужить хорошими обстоятельствами для успешной деятельности, требующей вдумчивости, наблюдательности.

Флегматик – пожалуй, самый «медленный» тип темперамента. Его реакции замедлены, однако психические процессы стабильны и устойчивы. Эмоциональная сфера выражена слабее, флегматик спокоен и выдержан. Неспешность отлично компенсируется прилежанием, усидчивостью, настойчивостью, поэтому он нередко добивается успехов в деятельности, требующей монотонной работы.

Сангвиник – обладает быстрыми реакциями, однако проявляет свою активность лишь при наличии интереса и мотивации.

Читайте также:  Прикладная психология - психология

Чаще он положительно настроен, легко смиряется с неудачами, быстро адаптируется к новым условиям и является общительным, контактным человеком. Стереотипы мышления сангвиника лабильны – он легко расстается с «устаревшими» убеждениями.

Также такой человек быстро переключает внимание, может делать несколько дел одновременно, и, несмотря на вышесказанное, он эмоционально устойчив.

В отличие от конкретных черт характера, темперамент не меняется в течение жизни человека, поскольку это — психофизиологический тип протекания процессов нервной системы.

 

Познавательные психические процессы

Память, внимание, мышление – присущие всем людям «компоненты» психики, которые также имеют свои характеристики. Как уже говорилось выше, отчасти особенности этих процессов зависят от темперамента и состояния нервной системы.

Однако при условии здоровья центральной нервной системы и нормы физиологических процессов внимание, мышление, память могут характеризоваться по-разному у различных людей.

Эта часть человеческой психологии наиболее поддается изучению, ведь можно измерить объем памяти, определить концентрацию внимания, а мышление и вовсе изучается вдоль и поперек – выделяют несколько форм (например, логическое, образное и др.), каждая из которых может быть протестирована установленными диагностическими методами.

Характер

А это – уже более «субъективная» часть человеческой психики.

Личностные черты являются более подвижными, они могут меняться в течение жизни или под воздействием определенных стрессовых событий и ситуаций.

Каждый человек обладает набором черт, которые в ходе жизнедеятельности изменяются по степени выраженности, меняются также и основные «акценты» — одна черта может преобладать над другой.

Совокупность поведенческих и личностных черт составляет тип характера. Существует большое количество классификаций типов, каждая из которых имеет под собой весомую научную базу, методологические инструменты, основания. Однако в общих чертах содержание характера определяет жизненную направленность человека:

идеалы;

цели;

ценности;

потребности;

степень активности и др.

Именно направленность лежит в основе цельности характера, силы его проявления.

Отдельной категорией выделяют волю – это самостоятельный психический процесс, присущий человеку. В сущности воля представляет собой уникальную способность человека осуществлять контроль за своим поведением и мыслями произвольно, т.е. прикладывая усилия, целенаправленно.

Волевой акт представляет собой процесс принятия решения и его реализацию. Примечательно, что на каждом из этапов – побуждение, создание мотива, принятие решения, осуществление, — человек прикладывает усилия.

Психологию человека можно изучать как с точки зрения науки, так и с житейской, мистической или эзотерической подоплекой, однако популярная психология не дает полных знаний о человеческой психике.

Несмотря на то, что не каждый имеет возможность получить психологическое образование, важно знать основы психологии человека не только «для себя» — чтобы лучше понимать собственные процессы, но и для выстраивания продуктивных отношений с другими.

Психология человека помимо всего прочего – инструмент, позволяющий выстроить гармоничные отношения с окружающим миром, обществом.

Статью подготовила психолог Полторанина Маргарита Владимировна

Источник: https://stanzdorovei.ru/zdorove/psikhologiya-cheloveka.html

Психология – наука о человеке

Полной и достоверной картины мира не может быть без знаний о человеке. Природа человека познается комплексно: философией, социологией, физиологией, медициной, педагогикой.

Наука, философия, литература, искусство, техника объединили свои усилия, чтобы раскрыть сокровенные тайны психики, духовной жизни человека. Постепенно разрозненные представления о сущности и характере психических явлений сложились в отдельную область научного психологического знания.

По словам одного из основоположников современной психологии Г. Эббингауза, психология имеет долгое прошлое, но очень краткую историю.

Она стала самостоятельной наукой лишь в XIX в., когда были усовершенствованы ее методы исследования, введен эксперимент, сформировались собственный понятийный аппарат и предмет исследования.

Предметом психологии является психика. Психика — одно из фундаментальных понятий психологической науки. Психика — это свойство головного мозга, обеспечивающее животным и человеку способность отражать воздействия внешнего мира.

Несмотря на то что психика неразрывно связана с мозгом, она относительно автономна от мира и тела и как таковая представляет собой способ функционирования целостного организма, животного или человека. Мы будем рассматривать психологию человека.

Человеческая психика многообразна в своих формах: это чувства, мысли, переживания, намерения — все то, что составляет внутренний мир личности, который проявляется в действиях и поступках, во взаимоотношениях с другими людьми.

Все многообразное содержание психики предстает как совокупность таких компонентов, как психические процессы, психические состояния, психические свойства и психические образования.

Психические процессы обеспечивают первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающего мира. Как правило, они имеют четкое начало, определенное течение, ярко выраженный конец и длятся от доли секунды до десятков минут. К психическим процессам обычно относят познавательные процессы.

При непосредственном участии таких психических явлений, как ощущения и восприятия, внимание и воображение, память и мышление, человек познает себя и окружающую его действительность. Выделяют также эмоциональные (возникновение чувств, их динамика в зависимости от удовлетворения потребности и т. д.

) и волевые процессы.

Психические состояния — это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени. К психическим состояниям относятся проявления чувств, внимания, воли, мышления и т. д.

, например, состояния сосредоточенности или рассеянности, уверенности или неуверенности, бодрости или подавленности, работоспособности или усталости.

Психические состояния являются более продолжительными по сравнению с психическими процессами и могут длиться в течение нескольких часов, дней, недель.

Психические свойства — это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, которые обеспечивают определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека.

Психические свойства определяют возможность самореализации человека и специфику его отношения к людям, мобилизуют его на целенаправленные действия. Они присущи человеку на протяжении достаточно длительного периода его жизни.

К психическим свойствам личности относят качества ума; устойчивые особенности ее волевой сферы, закрепляющиеся в характере, темпераменте, способностях; свойства чувств; потребности и мотивы и др.

Психические образования — это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, это то, что становится результатом работы психики человека: приобретенные знания, умения, навыки, привычки и т. п.

Интеллектуальное и нравственное развитие человека, его профессиональная деятельность невозможны без повседневного общения людей. Взаимодействием, общением и взаимовлиянием людей друг на друга обусловлены социально-психологические явления и процессы.

Учитывая все вышесказанное, можно дать определение психологии. Психология — это наука о психике. Она изучает участие психики в познании человеком окружающего мира, в его деятельности и общении, индивидуальные особенности психики человека и свойства его личности.

К психологии как одной из важнейших наук о человеке обращаются педагоги, врачи, юристы, менеджеры, политики, инженеры, бизнесмены. Психология помогает людям понять свое внутреннее состояние, ориентироваться в сложных процессах межличностного взаимодействия и общения.

Задачи психологии как науки — раскрытие объективных закономерностей функционирования психических явлений, анализ их становления и развития, изучение структурных особенностей и физиологических механизмов психических явлений.

Отвечая на запросы современного социального и экономического прогресса, предполагающего совершенствование людей, психология в последнее десятилетие начинает занимать ведущие позиции среди других отраслей научного знания.

1) Психология отношений

1.1 Основоположником этой теории в России был А. Ф. Лазурский.

По его мнению, отношение является системообразующим фактором структуры личности. Характеризуя личность как сложное целое, он разделил ее проявления на два рода:

— эндопсихические проявления (внутренний механизм человеческой личности)- совокупность всех взаимосвязанных и взаимозависимых психических элементов и функций.

— экзопсихические проявления (отношение личности к внешним объектам, к среде) т. е. это — природа, материальные вещи, другие люди, социальные группы, наука, искусство, религия, душевная жизнь самого человека.

Фундаментом личности, по мнению Лазурского, выступают два вида отношений:

Отношения между личностью и окружающей средой и

Отношения между эндо — и экзопсихическими ее проявлениями.

Эти отношения проходят разные уровни развития, причем на разных уровнях разными являются и их соотношения. Главное направление развития — повышение значения экзопсихических особенностей.

По Лазурскому классификация личностей должна быть не только психологической, но и психосоциальной в широком смысле этого слова, т. е. отражать не только субъективные особенности данного человека, но и его мировоззрение, и его социальную «физиономию».

1.2 В разработку концепции психологии отношений большой вклад внес В. Н. Мясищев.

Исходным для психологии личности, по Мясищеву, является характеристика сущности человека как ансамбля общественных отношений, т. е. общественные отношения в данном случае выступают как система связей личности с действительностью.

Читайте также:  Близкие отношения - психология

Общественные отношения существуют в двух формах

— объективные общественные отношения

— субъективные общественные отношения (отношения личности, психологические, внутренние, жизненные отношения) — составляют ядро личности.

Психологические отношения составляют системообразующее качество личности. В развитом виде они представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей с различными сторонами объективной действительности. Отношения человека определяют движущие силы личности, выражающиеся в целях и задачах, которые она сама себе ставит.

В системе отношений центральное место занимают отношения человека к обществу, общности, коллективу, группе, к самому себе. Самые важные и содержательные отношения складываются в межличностном взаимодействии. Для понимания личности важен характер преобладающих отношений, меняющихся по степени или уровню развития.

Уровни развития системы отношений определяются:

Уровнем отношений личности: идейный, конкретно-личный и витальный;

Сравнительной ролью общественно-коллективистических и индивидуально-эгоистических тенденций во взаимоотношениях с людьми;

Избирательно положительным или отрицательным характером отношений к тем или иным объектам в той или иной форме деятельности.

По этим основаниям выделяется три уровня в развитии системы отношений:

1) нижнему уровню соответствует примитивный, витальный, ситуативно-обусловленный характер отношений (влечений),

2) среднему уровню соответствует преобладание отношений конкретно-личного характера, личной симпатии, антипатии, непосредственного утилитарного интереса или расчета,

3) высшему уровню соответствует преобладание идейных отношений, убеждений, сознания долга, общественно-коллективистических мотивов.

По мере повышения уровня отношений возрастает их социальность. В структуре личности повышается значение ее социально-психологических качеств.

В. П. Мясищев предложил оригинальную концепцию измерения отношений. В качестве параметров этого измерения им были выделены степень устойчивости; базовый характер; эмоциональность; принципиальность; степень активности; уровень сознательности и др.

Страницы: 1 2 3

Источник: http://www.rlspace.com/psixologiya-nauka-o-cheloveke/

Что такое психология?

Слово «психология» в переводе на русский язык буквально означает «наука о душе» (гр. psyche — «душа» + logos — «понятие», «учение»).

В наше время часто вместо понятия «душа» используется понятие «психика», хотя в языке до сих пор сохранилось много слов и выражений, производных от первоначального корня: одушевленный, душевный, бездушный, родство душ, душевная болезнь, задушевный разговор и т. п.

С лингвистической точки зрения «душа» и «психика» — одно и то же. Однако с развитием культуры и особенно науки значения этих понятий разошлись.

Психология — это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика, а также мозг человека — это самая высокоорганизованная материя, известная нам.

Появлению психологии предшествовало развитие двух больших областей знания: естественных наук и философии. Психология возникла на пересечении этих областей, поэтому до сих пор не определено, считать психологию естественной наукой или гуманитарной.

Психология среди всех наук находится на особом положении потому, что в ней как бы сливаются объект и субъект познания. Человек является одновременно и объектом познания и познающим.

Важная особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях. Научиться управлять своими психическими процессами, функциями, способностями — задача, конечно, более грандиозная, чем, например, освоение космоса.

Познавая себя, человек будет себя изменять. Новое знание человека о себе делает его другим: меняет его отношения, цели, его состояния и переживания. Психология — это наука, не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека.

Официальное оформление научная психология получила немногим более 100 лет назад, а именно в 1879 г.: в этом году немецкий психолог В. Вундт открыл в г. Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии.

Психология изучает психические явления — факты внутреннего, субъективного опыта. Это ваши ощущения, мысли, желания, чувства.

Фундаментальное свойство субъективных явлений — их непосредственная представленность субъекту. Это означает, что мы не только видим, чувствуем, мыслим, вспоминаем, желаем, но и ЗНАЕМ, что видим, чувствуем, мыслим и т. п.

; не только стремимся, колеблемся или принимаем решения, но и ЗНАЕМ об этих стремлениях, колебаниях, решениях. Иными словами, психические процессы не только происходят в нас, но также непосредственно нам открываются.

Наш внутренний мир — это как бы большая сцена, на которой происходят различные события, а мы являемся одновременно и действующими лицами, и зрителями.

На заре развития психологии учёные считали, что должны заниматься только тем, что переживается субъектом и непосредственно открывается его сознанию, а единственный метод (т. е. способ) изучения этих явлений — самонаблюдение. Однако существует целый ряд других форм проявления психики, которые психология выделила и включила в круг своего рассмотрения. Среди них:

  • факты поведения;
  • неосознаваемые психические процессы;
  • психосоматические явления;
  • творения человеческих рук и разума, т. е. продукты материальной и духовной культуры.

Таким образом, психология изучает психические явлениями и психологические факты. Психические явления — это субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта.

Психологические факты — это гораздо более широкий круг проявлений психики, в том числе их объективные формы (в виде актов поведения, телесных процессов, продуктов деятельности людей, социально-культурных явлений), которые используются психологией для изучения психики — ее свойств, функций, закономерностей.

Во всех этих фактах, явлениях, продуктах психика проявляется, обнаруживает свои свойства и поэтому через них может изучаться.

Если вы хотите получить больше информации по данной теме, напишите нам: admin [at] verim [dot] org

Рекомендуем: Обучение биоэнергетике → Консультация аналитика

Рекомендуем оформить подписку на новости данного раздела. Для этого нажмите на кнопку «Подписаться», расположенную внизу каждой страницы.

Источник: http://verim.org/zdorov/psi/chto_takoe_psixologija

Значение психологии

Изучение человека составляет одну из важнейших задач науки, а среди наук о человеке психология занимает одно из первых мест. Изучение психологии, наряду с другими науками, необходимо для выработки научного; материалистического мировоззрения.

Известно, что идеалистическое учение о душе является опорой для всякого рода суеверий и предрассудков. Знание психологии, подлинно научное понимание физиологических основ психики, служит сильным оружием в борьбе с этими суевериями и предрассудками.

Особенно велико значение психологии у нас, в СССР, в эпоху перехода от социализма к коммунизму. Советская психология призвана вооружать знаниями, помогающими бороться с пережитками капитализма в сознании людей, и разрешать задачи коммунистического воспитания нашей молодёжи.

Психология даёт возможность разбираться в психической жизни людей.

Поэтому очень велико значение психологии для всякой работы, связанной с воздействием на людей и требующей уменья учитывать их психическое состояние и понимать их индивидуальные особенности.

А едва ли можно назвать хотя бы одну специальность, в которой человек не сталкивается с необходимостью понимать других людей, разбираться в них и воздействовать на них.

Товарищ Сталин назвал писателей «инженерами человеческих душ». Вряд ли нужно доказывать, насколько полезно для писателя знать законы душевной жизни человека. В известной степени «инженерами человеческих душ» являются и представители других специальностей, в первую очередь педагоги. Для них знание психологии совершенно обязательно.

Необходимо указать также на значение психологии для изучения литературы и истории. Уменье разбираться в психической жизни человека содействует более полному пониманию многих исторических и литературных фактов.

Изучение психологии помогает разбираться в своей психической жизни. Каждый человек знает по себе, как нелегко бывает иногда обозначить словом, описать своё собственное переживание. В то же время уменье назвать, описать своё переживание очень ценно: оно даёт возможность осознать это переживание, понять его и благодаря этому до известной степени овладеть им.

Психология даёт возможность понимать самого себя, знать свои сильные и слабые стороны. А знать себя необходимо для самовоспитания, для работы над собой, над исправлением своих недостатков, над развитием своих способностей.

Знать себя необходимо также для того, чтобы сознательно выбрать такую специальность, такую работу, в которой можно принести больше всего пользы родине и получить больше всего удовлетворения.

Знание психологии помогает правильно организовать умственную работу, в частности учебную работу. Какие приёмы заучивания являются наиболее экономными и ведут к лучшему усвоению знаний? Как организовать упражнения для выработки тех или других навыков? От чего зависит развитие наблюдательности, внимания, мышления? Все эти вопросы относятся к области психологических знаний.

Современная психология делится на ряд отраслей.

Наряду с общей психологией, изучающей закономерности психической жизни взрослого нормального человека, важнейшими отраслями психологии являются: детская психология, изучающая психику ребёнка, и патопсихология (от греческого слова «патос» — страдание), имеющая своим предметом болезненные уклонения в психике людей В психологической науке имеется ряд специальных отраслей, изучающих психическую жизнь в условиях определённых видов деятельности: психология труда, педагогическая психология, военная психология, психология искусства и др.

Источник: https://psyera.ru/znachenie-psihologii_7640.htm

Ссылка на основную публикацию