Эдипов комплекс — психология

Эдипов комплекс – что это такое

Эдипов комплекс - психология

Древнегреческая легенда об Эдипе, который убил своего настоящего отца и женился на матери, известна очень давно.

Кроме литературного определения, термин Эдипов комплекс имеет и медицинское – это абсолютно неосознанное влечение сексуального характера к родителю противоположного пола, и ревность или враждебные чувства к родителю того же пола, что и ребенок.

Пик его развития приходится на возраст от 3 до 6 лет, а последствия расстройства личности проявляются уже во взрослом возрасте. Особенно часто это явление наблюдается у представителей мужского пола: они тянутся к матери и живут в постоянном конфликте с отцом. Что такое Эдипов комплекс – нормальный этап развития детской психики или отклонение?

Теория Зигмунда Фрейда

Сразу следует отметить, что эдиповый комплекс это не болезнь, а одна из поведенческих стратегий мужчины. Впервые о нем заговорил известный психоаналитик Зигмунд Фрейд, упомянув в трактате 1899 года. В 1910 году этот термин официально был введен в курс психиатрии.

В одной из работ комплекс Эдипов по Фрейду был рассмотрен в качестве примера поведения при формировании сексуальных предпочтений мужчины.

Он описывает чувства, возникающие у мальчика, на подсознательном уровне желающего свою маму, а отца воспринимающего, как конкурента, которые по прошествии времени не дают индивидууму создать полноценную семью с другой женщиной.

Эдипов комплекс – что это? В первую очередь – это психологический конфликт, когда ребенок становится жертвой внутренних противоречий. С одной стороны он хочет быть похожим на представителя того же пола, а с другой – видит в нем соперника, к которому испытывает враждебность и ревность.

Ему подвержены и мальчики, и девочки, поэтому расстройство называют соответственно Эдипов комплекс и комплекс Электры.

Индивидуальное название для состояния, когда маленькие представительницы женского пола начинают испытывать чрезмерное влечение к отцу, негативно относясь к матери, придумал другой значимый специалист в психологии – Карл Юнг.

Каковы причины его возникновения:

  • сильный стресс в раннем возрасте;
  • недостаток внимания со стороны одного из родителей;
  • воспитание только мамой или только отцом;
  • постоянные конфликты между родителями маленького ребенка.

Последствия психического расстройства могут негативно сказаться на общении уже взрослого человека с другими людьми.

Как формируется и проявляется комплекс Эдипа

Согласно фрейдовской теории, если комплекс Эдипов есть у мальчиков, его проявление приходится на возраст 3-5 лет. В этот период ребенок находится на фаллической стадии развития: его начинают интересовать гендерные различия между полами, он задает много вопросов и хочет получить исчерпывающие ответы, может изучать свои половые органы.

Это совершенно нормальное, естественное поведение, которое позволяет малышу узнать себя и окружающий мир ближе. На фаллической стадии развития появляются первые привязанности.

Ребенок растет, осознает свою принадлежность к определенному полу и сексуальным объектом выбирает мать, а отца избегает или не подпускает к матери, не желая, чтобы она отдавала свою любовь другому человеку.

Последователи психоанализа по Фрейду утверждают, что Эдипальный конфликтоснова цивилизованного общества, но сегодня фрейдовские теории подвергаются значительной корректировки.

Противостояние отцов и сыновей

В раннем возрасте роль родительских фигур в становлении маленькой личности очень велика. Зигмунд Фрейд открыто заявлял, что все психологические проблемы корнями уходят в глубокое детство и основаны на подавлении сексуальных желаний. Для мальчика самым близким человеком является мама.

На фаллической стадии развития, когда приходит осознание, что мать еще и женщина, ребенок воспринимает ее заботу как проявление симпатии, в силу возраста и недостаточного психического развития не зная о других разновидностях любви. Свое ревностное отношение к папе, мальчик проявляет раздражительностью, криками, истериками, не позволяет ему завладеть вниманием жены.

Ребенок не хочет подпускать никого к маме, считая, что посторонние могут разрушить идеалистическую связь между ними.

Родители должны осознавать кому грозит Эдипов комплекс – в группе риска мальчики, которые слишком опекаются мамой. Стараясь заменить ребенку друзей, проводя с ним дни и ночи, никуда не отпуская от себя, не позволяя принимать собственные решения, родительница прочно привязывает чадо, нанося вред его психическому здоровью.

Эдипов комплекс у взрослых мужчин имеет свои признаки:

  • трудности в общении с девушками;
  • невозможность создать свою семью;
  • злость на мать и полная зависимость от нее;
  • женоподобность.

Избавление от расстройства не Эдипов труд. Уже в подростковом возрасте парни понимают, что родительница не идеальна, а общение со сверстницами помогает ему переключиться на новые сексуальные объекты.

Женщина Электра

Эдипов комплекс у девочек проявляется реже и избавиться от него гораздо легче. В случае расстройства, дочь начинает подражать матери, копируя ее поведение и анализируя ее отношения с мужчиной.

Семейное счастье в этом возрасте ассоциируется с папой, поэтому девочки могут отдалиться от мамы, которая посягает на внимание и любовь отца, а его воспринимают как собственного мужа.

Глава семьи становится прототипом идеального мужчины, которого не избавившиеся от комплекса Электры девушки, ищут для создания семьи.

Эдипов комплекс у взрослых женщин может стать причиной одиночества. Дамы подыскивают мужа, похожего на отца, и разочаровываются в других вариантах. Довольно часто такие женщины выходят замуж за мужчин довольно старше себя, ожидая, что о них будут заботиться, как о маленьких девочках.

Правильная реакция

Для родителей, заметивших Эдипов комплекс на начальной стадии, очень важно грамотно отреагировать.

  1. Не обнадеживайте ребенка. Он должен четко понимать, что мама принадлежит папе и не сможет быть женой сына.
  2. Говорите, что со временем мальчик встретит девушку, с которой создаст собственную крепкую семью.
  3. Не создавайте дополнительное напряжение между сыном и мужем, ставя младшее поколение в пример старшему.
  4. Социализация поможет уменьшить проявления расстройства: запишите ребенка в сад, отдайте на кружки или в спортивную секцию, где он сможет общаться со сверстниками.

Главное понять, что Эдипов комплекс – это в психологии частое явление, совершенно естественный этап формирования личности. Если проблема пугает родителей, за ее решением лучше обратиться к квалифицированным специалистам.

Вам может быть интересно:  Почему человек разговаривает сам с собой       Как научиться не нервничать       Ламинирование волос в домашних условиях

Источник: https://dom-isemya.ru/krasota-i-zdorove/zdorove/edipov-kompleks-chto-eto-takoe/

Эдипов комплес — что это?

Все чаще довольно специфические термины из психологии и психотерапии употребляются профессионалами и не очень в повседневной жизни. И хотя эти понятия на слуху, мало кто может с точностью сказать, что они означают.

Сегодня мы с Вами разберем, что такое Эдипов комплекс, и чем он нам грозит.

Насколько широко он распространен и как сильно влияет на наше становление как личности? Нужно ли что-то делать для его преодоления?

Само понятие Эдипова комплекса ввел основатель Психоанализа З. Фрейд. Работая со своими клиентами, он обнаружил схожесть переживаний, фантазий, поведения и эмоций определенной группы людей, что позволило ему ввести в свою теорию новый концепт.

Так он отметил, что на третьей стадии развития человека, которую он назвал фаллической, все мальчики ведут себя схожим образом: они часто стараются разными способами обратить на себя внимание мамы, в то время как на отца могут реагировать довольно враждебно, делая какие-то агрессивные замечания в его сторону и пытаясь всячески оттеснить его на задний план.

Иногда в их словах и действиях проскальзывает также страх перед отцом, выражающийся в боязни наказания, и вовсе не за какой-то конкретный проступок.

У разных детей степень проявления этих переживаний, конечно, разная, иногда практически не заметная для невнимательного наблюдателя.

Но абсолютно все мальчики испытывают такой повышенный прилив любви и нежности по отношению к матери, сопровождающийся усилением соперничества с отцом.

Все эти переживания приходятся на период 3-6 лет, когда закладываются основы отношения к противоположному полу. И именно этот комплекс переживаний был назван Фрейдом Эдиповым комплексом.

Почему именно Эдиповым? — спросите Вы. Да просто он заимствовал историю отношений из одной известной древнегреческой трагедии Софокла «Царь Эдип».

В ней рассказывается о том, как Эдип, царь Фив, непреднамеренно убил в дорожной стычке своего отца, а затем в силу политических соображений женился на своей матери, даже не подозревая, кто она такая. Когда же по прошествии многих лет он узнал, кто был тот путник, и кто теперь его жена, то в отчаянии ослепил себя.

Именно эту трагедию, символически описывающую глубинный психологический конфликт, который переживает каждый мальчик на пути своего становления как мужчины, и взял за основу З. Фрейд.

Этот миф как нельзя лучше иллюстрирует неосознанное желание каждого ребенка обладать родителем противоположного пола и одновременно устранить соперника одного с ним пола в лице второго родителя.

У девочек подобные переживание получили название комплекса Электры, о чем мы еще поговорим в других статьях.

Сегодня же мы подробно обсудим динамику переживаний мальчика в период возникновения, развития и преодоления Эдипова комплекса.

Итак, для мальчика мать изначально является источником удовлетворения всех его желаний, именно она с первого дня жизни заботится о нем, дает ему тепло, защиту и такое вкусное молоко.

Но на фаллической стадии на первый план в жизни ребенка выходит живой интерес к разнице полов. Именно тогда мальчик начинает видеть в своей матери не только источник всего самого необходимого, но и существо противоположного пола, отличное от себя.

Мама и до этого была самой лучшей и любимой, но теперь появляется новый оттенок этой любви.

Мальчик, начиная осознавать свою принадлежность к мужскому полу, хочет себя реализовать в этом качестве. Он хочет само утверждаться как мужчина во всем, в т.ч. и в любви.

А поскольку любовь для него неотделима от собственной сексуальности, то ее проявления приобретают легкий эротический оттенок. Так, мальчик может попытаться, как бы соблазнить свою мать, прогуливаясь перед ней в обнаженном виде и гордо демонстрируя свои гениталии.

Конечно, все это поведение носит малоосмысленный характер и отнюдь не говорит об осознанных планах мальчика овладеть своей матерью. Просто он начинает любить свою мать еще и как женщину, при чем, самую лучшую женщину на земле, и пытается добиться любви к себе как к мужчине.

Все эти желания проявляются скорее на уровне плохо осознаваемых эмоций или неосторожных слов, чем в каких-то реальных действиях.

И, конечно же, мать, видя такое поведение своего отпрыска должна относиться к нему спокойно, не отвечая на него, но и не отвергая и не запрещая его.

Вы должны понимать, что это временный переходный период, с большей или меньшей драматичностью переживаемый каждым ребенком.

И от того, насколько успешно он будет преодолен, зависит, насколько проблемными будут последующие отношения с противоположным полом уже во взрослой жизни.

Желая, чтобы мама стала его женой, и даже порой заявляя об этом вслух («Вот когда я выросту…»), мальчик не может не понимать, что присутствующий рядом папа будет далеко не в восторге от подобных желаний. Поэтому папа становится для него главным соперником и даже врагом.

Отсюда происходят и те враждебные чувства, которые переживает мальчик в этот период. Это совсем не значит, что он начинает люто ненавидеть своего отца.

Просто к изначальному восхищению его силой и возможностями начинает примешиваться чувство соперничества и желание доказать, что он отнюдь не хуже, а может даже и лучше своего отца.

При этом мальчик осознает, что большой и сильный папа представляет собой вполне реальную угрозу для существования мальчика не только в качестве мужчины, но и просто как живого существа. Ведь пока ему явно не хватит сил вступить в открытое противоборство с отцом.

Отсюда зарождается страх, что отец может принять меры против столь наглых поползновений мальчика в сторону своей законной жены.

Поскольку мышление ребенка еще довольно примитивное и предметное, и разницу между полами он видит, прежде всего, в наличии или отсутствии на теле гениталий, то и страх перед отцом приобретает форму боязни лишиться самого главного, чем он может домогаться матери — пениса.

Поэтому эти переживания получили название Страх кастрации, выражающийся в боязни, что отец может лишить мальчика пениса в качестве наказания за незаконные притязания на мать.

Все эти переживания могут, как приобретать весьма драматический характер, так и протекать в скрытой форме, но рано или поздно всему приходит конец. Поэтому в возрасте 5-6 лет ситуация разрешается тем или иным образом. В норме мальчик решает, что его мечты и чаяния не только опасны, но и мало осуществимы.

Читайте также:  Верующий - психология

Поэтому нужно смириться с невозможностью обладать матерью напрямую. И лучше найти кого-то, кто будет такой же хорошей, как она. А для этого нужно стать таким же, как отец. Ведь удалось же ему жениться на матери! С этого момента мальчик начинает стараться быть во всем похожим на него.

Этот процесс называется идентификация с агрессором, т.е. отождествление.

Теперь мальчик получает возможность учиться у отца тому, что значит быть мужчиной и перенимает у него весь набор установок, ценностей, норм и моделей поло ролевого поведения. Отец становится неким эталоном того, каким должен стать мальчик, когда вырастет.

Конечно, на более поздних стадиях к этой модели добавляются и другие формы поведения, которые уже подросток видит у окружающих его мужчин.

Но основы отношения к женщине и представления о ней закладываются именно сейчас и именно благодаря отцу или лицу его заменяющему.

Если рядом нет отца, то это может быть любой другой значимый мужчина из окружения мальчика — старший брат, дедушка, отец друга или сосед. Как говорится, свято место пусто не бывает.

И поскольку ребенку крайне необходимы для его психологического развития фигуры матери и отца, то они всегда будут заменяться кем-то из взрослых в его ближайшем окружении.

И отсутствующая мать точно так же может заменяться бабушкой, тетей, крестной и т.п.

Помимо поведенческих моделей именно на этот период приходится закладка моральных норм. Уже пережив однажды крушение своих надежд и желаний, и подчинившись необходимости их обуздать, ребенок учится руководствоваться не только принципом хочу, но и словом нужно.

Так у него начинают формироваться основы морали, то, что у нас принято называть совестью, а Фрейд назвал Супер-Эго. И первым кирпичиком в фундаменте развития Супер-Эго становится благополучное разрешение Эдипова комплекса и перенятые ребенком родительские запреты.

Что происходит с ребенком, когда Эдипов комплекс разрешается не столь благополучно и мальчик, например, начинает отождествлять себя с матерью, я рассмотрю в следующих статьях. Пишите, если Вам это интересно.

Friend me:

Источник: http://psyholog-praktik.ru/psihoanaliz/edipov-komples-chto-eto

Самое важное о комплексе Эдипа: интервью с психологом

Самое важное о комплексе Эдипа: интервью с психологом

О том, как современные психотерапевты относятся к понятию эдипова комплекса, чего стоит ждать родителям от детей, переживающих так называемую эдипову фазу, и чем чревато невнимание к этому этапу в жизни ребенка, рассказывает психолог Александра Шарапова.

А есть ли комплекс?

— Насколько мне известно, впервые термин «эдипов комплекс» был введен З. Фрейдом (и им же описано соответствующее явление). Сейчас многие аспекты теории Фрейда критикуются за умозрительность и недоказуемость, касается ли это комплекса Эдипа?

— Конечно, теория Фрейда как таковая во многом устарела и перешла в учебники, над самим Фрейдом шутят, выставляя его харизматичным чудаком.

Однако, отдав дань истории и истеричным клиенткам доктора Фрейда, надо признать, основные его теоретические положения, несмотря на огромное количество критики и, действительно, недоказуемость, до сих пор активно используются современным психоанализом как успешно работающие.

В целом сейчас концепция эдипова комплекса понимается более свободно, чем она понималась Фрейдом: часто это понятие используется в самом широком смысле, например, в контексте обозначения и характеристики всей гаммы отношений ребенка с родителями.

— Подтверждена ли реальность существования комплекса какими-либо серьезными исследованиями?

— Как и большинство психологических феноменов, эдипов комплекс практически невозможно научно исследовать, поскольку все постулаты теории Фрейда, от которых он отталкивался при описании этого комплекса, не обладают параметрами научных гипотез и скорее являются умозрительными.

Тем не менее определенное отношение ребенка к родителю противоположного пола, сочетающееся с напряженностью и ревностью к родителю своего пола, отмечено во многих культурах на протяжении всего существования человечества, оно описано  в книгах и встречается даже в современных сводках новостей.

И, конечно, в практике психолога проявления и наследие эдипова комплекса в виде особого типа личности встречается очень часто.

— Получается, что «фаза Эдипа» — это некий универсальный этап развития личности? Или все же его возникновение обусловлено социокультурными особенностями западной цивилизации? И возможно ли нормальное развитие ребенка без возникновения этого комплекса?

— Исследования этого феномена в культурах, отличных от западной, проводились, но и они, к сожалению, противоречивы. Они то подтверждают эдиповы переживания ребенка (чаще), то отрицают их.

Сам Фрейд видел в истоках эдипова комплекса зависть вырастающих мужчин древних племен к своему отцу, желание его убить и страх наказания за убийство, возникающий как один из первых моральных человеческих законов.

Полагается, что эдиповы чувства (страх, зависть, влечение, вина) достаточно универсальны и сигнализируют об определенном этапе развития личности вне зависимости от культурной дифференциации.

Отделить, но не оттолкнуть

— Хорошо, раз этот комплекс заметно проявляется в поведении ребенка, расскажите немного о том, как именно.

— В период с 2 до 6 лет каждый ребенок сталкивается с более или менее выраженными чувствами (они могут быть не осознаны или осознаны частично, но могут и проговариваться в словах) к родителю противоположного пола.

Мальчик будет проявлять большой интерес к матери, а девочка — к отцу (в противоположность эдипову комплексу это явление называется комплексом Электры), стараться завоевать их внимание, помогать им, делать комплименты, требовать особых выражений любви и ласки и даже высказывать желание «жениться на маме» или «выйти замуж за папу». Может иметь место ревность и желание занять место матери или отца в отношениях родителей и страх наказания за свои желания. Чаще всего родители принимают это за милые детские игры, однако именно так протекает важнейший  кризис в формировании личности.

После 6 лет при благоприятном исходе эти конфликтные чувства и фантазии уходят, они могут появиться вновь в подростковом возрасте, в несколько измененном виде, а могут прорабатываться и в дальнейшем.

— Как вы посоветуете вести родителям себя с ребенком, находящимся в этой фазе?

— Безусловно, необходимо прежде всего понять важность наступившего момента для ребенка.

Помочь ему справиться с его чувствами, кое-что стараясь проговаривать открыто («ты сердишься на маму, потому что она лежит рядом со мной и не пускает тебя прилечь тоже; она моя жена, и нам хорошо вдвоем; а ты, когда вырастешь, найдешь себе тоже жену и вам тоже будет хорошо вдвоем»).

Необходимо уметь настаивать на своем и мягко, но уверенно не пускать ребенка в супружеские отношения, касается ли это обсуждения взрослых вопросов или закрытия двери спальни родителей, указывая ребенку, что он — хоть и любимый обоими, но все же ребенок и никак не может заменить собой ни мать, ни отца.

Показывать свою любовь ребенку также нужно осознанно, стараясь не допустить ни попустительства, ни чрезмерной холодности. Разумеется, не нужно идти на поводу у своих чувств вроде ревности, агрессии или желания ответить особой любовью, выделив тем самым ребенка.

Это может привести к непоправимым последствиям, создавая у ребенка иллюзию его особой значимости в жизни родителей и возможности влиять на супружеские отношения или даже разрушить их, а эта иллюзия повлечет за собой страхи, огромное чувство вины, невозможность достичь успеха в жизни (из-за ощущения, что он не достоин хорошего, или из-за несформированности идеалов), проблемы с самооценкой и при взаимодействии с другими (нарушены представления о союзе взрослых).

— То есть родителям, желающим воспитывать ребенка правильно, нужно, возможно, первый раз в жизни установить дистанцию между собой и малышом? А не будет ли это травматично для его психики? Тем более что сейчас очень популярен так называемый стиль сближения в воспитании детей, который предполагает минимум психологического давления, максимальную близость (в том числе и в плане физического общения с ребенком), получается, что к 2-3 годам необходимо от него отказываться?

— Действительно, стиль сближения при всем его либерализме создает препятствия для естественного развития ребенка после достижения им 2-2,5 лет.

  Если после того, как ребенок начинает транслировать эдиповы идеи, сближение с родителями продолжается, установления личных границ не происходит, растущему «Я» ребенка трудно выделить себя из этого общего симбиоза, в итоге поддерживаются отношения, нормальные для более раннего этапа развития, но мешающие его идентификации.

Чувства родителей и детей перемешиваются, мать начинает отвечать на ласки сына, отец — ревновать, ребенок чувствует, что угрожает родительским отношениям и ужасается. Дистанцироваться от ребенка, безусловно, нужно, чтобы он почувствовал свои границы.

Главное — не отталкивать его чувства, поскольку на этих хрупких идеализациях будет потом строиться способность любить другого человека, зрело и мудро или инфантильно и несчастливо.

В некотором смысле он должен почувствовать себя проигравшим в этой борьбе за любовь родителя и понять, что отношения взрослых — это их поле, а для него оно будет доступно, когда он сам повзрослеет. Невозможность союза между разными поколениями должна уложиться в его голове как норма, а уж задача родителей состоит в том, чтобы обеспечить ребенка поддержкой и родительской любовью, чтобы это открытие было для их ребенка менее болезненным.

— То есть если родители практиковали совместный сон с ребенком, в эдиповой фазе от него лучше отказаться?

— Да, на мой взгляд, совместный сон с  ребенком в это время, к сожалению, неуместен, поскольку даже при символических ритуалах (отделения лежащего ребенка от родителей игрушкой) у него появляется богатая почва для фантазий.

К тому же при совместном сне для ребенка не существует «скрытой любви» в жизни родителей, которая могла бы его в дальнейшем мотивировать на взросление и серьезные отношения.

Понимание того, что папа и мама могут оставаться наедине и в это время как-то по-особенному любить друг друга, и это приятно обоим, создает здоровую основу будущей сексуальности.

А уж после «эдиповых» высказываний ребенка нужно среагировать сразу, четко и серьезно: мы тебя очень любим, ты наш ребенок, но мама моя жена, мы с ней спим в одной комнате, а ты — в другой. Когда ты вырастешь, ты тоже будешь спать со своей женой. Необязательно, чтобы у ребенка была отдельная комната, но кровать у него должна быть своя.

— А если у ребенка на тот момент какие-то выраженные страхи, расстройства? И как все-таки быть с современной теорией о значимости тактильного контакта мамы и малыша?

— Тут, конечно, нужно смотреть на индивидуальные потребности ребенка и на его возраст. По современным представлениям, тесный физический контакт между младенцем и мамой очень важен для того, чтобы ребенок чувствовал доверие и любовь мамы.

Но этот опыт оптимально получить ребенку до начала эдиповой фазы.

Опираясь на него, ребенок сам начинает постепенно отделяться, как бы насытившись, сохраняя этот позитивный опыт и возвращаясь к маме в случае какого-то неблагополучия за поддержкой — таково естественное развитие ребенка в этот период.

Думаю, необходимо просто поддержать стремление ребенка к самостоятельности, стараться давать ему свободу действий и поощрять все варианты ролевого поведения соответственно полу. И, конечно, если ребенок чувствует «тыл», уверен в любви родителей к нему, никакие переживания отвергнутости, даже в эдиповой фазе, не причинят вреда его психике.

— Насколько я понимаю, роли родителей и их поведение в эдиповой фазе должны отличаться? Расскажите об этом поподробнее.

— Да, роль родителя, на которого направлено влечение, состоит в том, чтобы в меру восхищаться ребенком, стимулировать и поощрять его взрослость и новые умения, потому что похвала из уст любимого родителя будет особо значима для ребенка. Перехвалить за дело практически невозможно.

В то же время, если отец, например, будет обесценивать или высмеивать попытки девочки убираться в квартире или готовить, это может привести к невротическим нарушениям, перфекционизму или озлоблению и мужским вариантам поведения в дальнейшем.

Еще этому родителю нужно обратить особое внимание на свое личное пространство, то есть границы, и прислушиваться к своим чувствам: если вам кажется, что ребенок перегибает палку в своих ласках или требованиях к вам и вас это настораживает или напрягает, стоит выйти из игры и мягко  дать ему понять, что вы уважаете его чувства, но отношения детей и родителей — это немного не то, что он сейчас делает; отвлечь его или рассмешить. Идеализируемый родитель должен быть для ребенка и восхищающимся, и строгим. Партнер идеализируемого родителя оказывается в щекотливой ситуации, потому что он то старается сохранить близкие отношения с ребенком, то чувствует неприязнь к ребенку, обиду и желание оттолкнуть, к сожалению, часто идущие из неосознаваемой ревности и попадания в собственные детские непроработанные переживания. Совет здесь простой: просто оставайтесь для ребенка родителем. Если вы чувствуете, что ваши эмоции в отношении этой ситуации достигли определенного градуса, просто вспоминайте и повторяйте себе: «Я родитель, а это мой ребенок. Он не может быть мне соперником, не может влиять на наши с супругом отношения, он только учится любить». Особо стоит ситуация, когда родитель только один: в этих случаях эдипов комплекс обычно проходит с сильными нарушениями. Если мальчик воспитывается без папы, задача матери состоит в том, чтобы не допустить, чтобы ребенок занял в доме место отца (в практике я сталкивалась со случаями, когда сын выбирал одежду для мамы, ревновал ее к мужчинам, старался быть для нее джентльменом и не давал возможности выстроить новые отношения). Также просто необходимо обеспечить ребенка реальным, достойным мужским образом для подражания, будь то учитель в школе или спортивной секции, иначе ребенок не сформирует свою мужскую идентичность.

Читайте также:  Жизненные ограничения - психология

Если девочка воспитывается без отца, особое внимание нужно обратить на формирующееся у нее представление о мужчинах и стараться, чтобы оно было как можно более реалистичным; увеличить общение с дедушками, дядями и пр.

Потому что в отсутствие реального объекта для проекции влечения фантазия создает идеальный образ, который встраивается в супер-эго и в дальнейшем при попытке выстраивания отношений преподнесет девочке много неприятных сюрпризов.

Источник: http://DetyvRadost.ru/kompleks-edipa-intervyu-s-psihologom/

Эдипов комплекс — синдром Электры: у детей и взрослых, что такое, избавление

Эдипов комплекс у мальчиков наступает на ранних стадиях личностного развития. Начиная с 3-летнего возраста, малыш начинает себя позиционировать, как мужчину, а первой женщиной, в которую он влюбляется, выступает его мать. У девочек состояние влюбленности в отца называется комплексом Электры и проявляется также с раннего возраста.

Эдипов комплекс — расстройство, названное в честь героя древнегреческой трагедии

Любовь и ненависть к родителям у маленьких детей заложена на подсознательном уровне. Влечение, которое происходит у детей к родителям, является объяснимым явлением.

Идея Эдипова комплекса

Эдипов комплекс Зигмунд Фрейд описал в своих трудах еще в далеком 1897 году, и он стал одним из основных понятий современного психоанализа.

За идею этого расстройства взята историческая трагедия Софокла «Царь Эдип», которая повествует о главном герое по имени Эдип. По сюжету он убил своего отца Лая, короля Фив, не зная о том, что это его родитель. Впоследствии он женился на женщине по имени Иокаста.

Узнав от пророка о том, что он живет со своей матерью, а убил отца, Эдип, не выдержав такой правды, лишил себя зрения.

Эта история послужила для Фрейда причиной долгих рассуждений на тему взаимоотношений отцов и детей. После глубокого самоанализа психолог смог провести ряд сходств со своей жизненной ситуацией и поведением до и после смерти отца.

Зигмунд Фрейд стал автором этого синдрома. Понятия комплексов Эдипа и Электры пришло на смену теории о соблазнении, став новшеством в мире психологии.

Ситуация ревностных отношений детей к родителям выступает основным фактором в развитии невротических состояний.

Проявление Эдипа у мальчиков и девочек

Что такое Эдипов комплекс, расскажет раздел психоаналитической теории. Основными положениями этого комплекса становятся:

  • представление родителей для детей, как сексуальных объектов;
  • эротическое влечение к собственной матери в раннем возрасте у мальчишек;
  • сексуальное влечение к собственному отцу у девчонок;
  • ревностное отношение, споры с отцом;
  • амбивалентные чувства к своему родителю.

Влечение к матери или отцу может быть:

  • осознанным – проявляется у малышей или подростков, когда они понимают происходящее;
  • неосознанное – когда влечение к матери проходит на бессознательном уровне: ребенок слишком привязан к родительнице и не смыслит жизни без нее, поэтому ревностно отгоняет всех и не дает до нее даже дотронуться.

Синдром Эдипа у мальчиков

Эдипов комплекс у мужчин проявляется в детстве и имеет такие формы:

  • агрессия по отношению к родителю;
  • враждебное отношение;
  • ревность по отношению к матери.

Малыш, желающий видеть мать рядом с собой, видит в лице папы соперника и с ревностью относится к его отношениям с матерью. Ребенок не может стерпеть, что мать оказывает знаки внимания не ему, а отцу, и принимает такие действия, как измену. Дитя пытается скрывать свои чувства, потому что боится расправы со стороны сильного соперника.

Такая самоорганизация на уровне подсознания помогает ребенку самому подавить свои желания. Тогда к мальчику приходит понимание, что он должен быть похожим на отца.

Заболевание проявляется у мальчика враждебным отношением к отцу

Расстройство Электры у девочки

Комплекс Электры по Фрейду подразумевает под собой то, что во младенчестве девочка привязывается к родителям в одинаковой степени. Объектом любви поначалу является мать.

По достижению трехлетнего возраста дитя вдруг обнаруживает отсутствие у себя полового члена. Новшество в собственном теле делает открытие в развитии сексуальности девочки.

Теперь она представляет себя рядом с отцом, а мать отталкивает ревностью и агрессивным настроем.

Эдипов комплекс у женщины имеет схожесть с мужским расстройством. В детском возрасте девочка ревностно относится к отношениям матери и отца. Может случиться так, что дочь будет винить мать в своей проблеме, отсюда и враждебный настрой к родительнице. Мысленно дитя может мечтать о жизни с отцом, о том, как будет иметь детей от него.

Взглянув на ситуацию с другой стороны, можно прийти к выводу, что комплекс Электры в психологии тоже важен в плане осознания женщиной своего «Сверх-я», которого у нее может и не произойти, вследствие чего зарождаются комплексы и чувство неудовлетворенности собой.

Описание комплекса Электры

Понимание комплексов

Эдипов комплекс и комплекс Электры могут иметь два направления.

  1. Позитивное, когда, по мнению Фрейда, ребенок влюблен в родителя противоположного пола.
  2. Негативный, влюбленность девочки в мать, мальчика в отца.

Понятие комплекса по Фрейду может означать, что ребенок способен занять как позицию любви к матери, так и к отцу. Такое понятие бисексуальности проявляется с ранних лет.

Ребенок может отдавать предпочтение любой форме любви, в периоде взросления проявляется позитивное и негативное направление комплекса Эдипа – это норма.

Важно, чтобы дитя сделало правильный выбор и выводы, которые пригодятся для дальнейшей жизни.

Последствия

В основном проблема комплексов Эдипа и Электры предстает перед каждым человеком в возрасте трех-пяти лет, когда идет острая потребность внимания со стороны родителей.

Если в детстве не побороть комплекс, то во взрослой жизни это приведет к невротическим расстройствам, связанным с половыми и бытовыми отношениями с другими людьми.

Методы борьбы

Психоаналитик Фрейд описывал избавление от Эдипова комплекса для женщин и мужчин по-разному. Бороться каждый человек должен самостоятельно.

У мальчишек еще в раннем возрасте происходит вытеснение комплекса путем страха кастрации. А комплекс Электры надолго сохраняется, переходя во взрослую жизнь, что способствует подготовке к будущему материнству.

Главную роль в жизни детей играют родители. Модель поведения в семье, отношения между взрослыми оставляют отпечаток в детской психике.

Взрослые должны помочь малышу адаптироваться в жизни, объяснить, что хорошо и плохо. Развивать любовь следует к обоим родителям, ребенок должен понимать: мама и папа – это муж и жена, а когда он вырастет, у него будет свой любимый человек.

  1. Каждый день оба супруга должны говорить ребенку о своих чувствах к нему.
  2. Следует показать модель поведения семьи, расскажите, как должны строиться отношения.
  3. Старайтесь не делать ничего компрометирующего на глазах ребенка, не следует поощрять его ревность.

Заключение

В ходе длительной работы и многочисленных наблюдений за детьми произошло выведение всеобщего Эдипова комплекса. Фрейд сумел заметить универсальные проявления воспоминаний о детстве у множества людей. Если самостоятельно избавиться от комплекса не удается, следует обратиться за помощью специалиста.

Источник: https://psyhoday.ru/kompleks/edipov.html

Что такое эдипов комплекс?

Зигмунд Фрейд обосновал многие теории, которые затрагивают внутренний мир человека.  Теория об эдиповом комплексе не исключение. Она представляет собой группу бессознательных чувств, которые влекут сына к собственной матери и заставляют недоброжелательно относиться к отцу, желая устранить соперника.

При обосновании своей теории Фрейд обратился к древней мифологии. По легенде молодой человек Эдип, которого еще в младенчестве забрали у матери, убивает своего отца и жениться на вдове. Через несколько лет он узнал о том, что женился на своей матери.

В результате он убежал из города, а она покончила жизнь самоубийством.

Такие мифы были характерны для многих народов мира. Они олицетворяют то, что общество категорически против любовных отношений между прямыми родственниками. Еще наши предки отмечали что дети, которые рождались в результате таких союзов, были очень слабыми и неработоспособными.

Этим непростым сюжетом Фрейд пытался объяснить то, что каждый ребенок в возрасте от 2-6 лет испытывает сильные чувства и эмоции по отношению к родителю противоположного пола. Такое поведение считается нормальным и вполне естественным.

В начале человека заложено стремление к соитию женского и мужского. Зигмунд Фрейд считал, что каждый человек рано или поздно проходил данный этап в своем развитии.

В зависимости от того, как он будет проходить, скажутся наши дальнейшие взаимоотношения с людьми, а также любовные и психологические переживания.

Стадии психосексуального развития

Фрейд выделял несколько стадий психосексуального развития ребенка:

  • Оральную;
  • Анальную;
  • Фаллическую;
  • Латентную;
  • Генитальную.

Самую важную роль в создании сексуальной идентичности играет фаллическая стадия. Именно в это время ребенок начинает концентрировать свое внимание на своих и чужих половых органах. Возникает понимание гендерного различия.

Данная стадия сходит к минимуму, когда ребенок идентифицирует себя с родителем своего пола и связывает себя с другими похожими на него людьми. После этого сексуальные инстинкты начинают угасать и в итоге постепенно проходят.

Для того чтобы справиться с этой стадией обоим родителям необходимо относиться к ребенку с особой нежностью и теплотой.

В случае, если ребенок испытывает сексуальное влечение к родителю противоположного пола и неприязнь к родителю того же пола, то возникает позитивная форма комплекса.

Если же ребенок проявляет влечение к родителю своего пола и стремится избавиться от присутствия родителя противоположного пола, то возникает проявление негативной формы комплекса.

Обе формы принимают активное участие в становлении полного эдипова комплекса, который формирует двойственное восприятие каждого из родителей. Он одновременно может любить и ненавидеть каждого из них.

Если же эдипов комплекс проявляется очень интенсивно, то необходимо чтобы ребенок делился всем, что с ним происходит. Чаще спрашивайте, что он испытывает к родителю противоположного пола, какие эмоции вы у него вызываете.

Обязательно выслушайте его и попытайтесь спокойно отреагировать на его искренние позывы. Необходимо правильно растолковать ребенку его влечение к родителю противоположного пола и донести до него, что это временное явление.

Эдипов комплекс определяет дальнейшую специфику сексуальных потребностей, вкусов, привычек и склонностей вашего ребенка.

Признаки эдипова комплекса в зрелом возрасте

Если эдипов комплекс не был устранен к 6 годам, то вполне возможно, что он будет возвращаться снова и снова. Каждый раз, принимая всё более интенсивные обороты.

Рассмотрим следующие признаки, по которым можно определить наличие эдипова комплекса в зрелом возрасте:

  1. Если в браке с мужем/женой применяется грубая сила или контроль;
  2. Если в супружеских отношениях вы ведете себя как родитель;
  3. Если вы воздвигаете идеалом родителя противоположного пола и вините во всех проблемах родителя того же пола;
  4. Если вы обвиняете родителя противоположного пола в том, что он вас недостаточно любит или поддерживает;
  5. Если с мужем/женой не доверительные отношения и отсутствует глубокое общение.
Читайте также:  Научение - психология

Не стоит слишком переживать по поводу проявлений эдипова комплекса в зрелом возрасте, ведь его переживают все люди в современном мире. Нужно понимать, что он позволяет достигнуть душевной гармонии и равновесия.

Эта стадия развития позволяет обратиться к самопознанию и определить былые душевные терзания, связанные с взаимоотношениями между вами родителями.

Не нужно обвинять себя в том, что эдипов комплекс до сих пор присутствует в вашем сознании.

Необходимо объяснить самому себе, что стоит оборвать связующую веревку между вами и родителями противоположного пола. Вы должны перестать его идеализировать и начать принимать его таким, каким он является на самом деле. Вы наконец-то сможете обрести самостоятельность и улучшить свои любовные отношения с противоположным полом.

Источник: http://9psy.ru/chto-takoe-edipov-kompleks

Эдипов комплекс

Эдипов комплекс

Эдипов комплекс

Зигмунд Фрейд при помощи теории эдипова комплекса описывал поведение детей, когда они достигали фаллической стадии развития. Эта теория применима к мальчикам, эдипов комплекс — это когда ребенку нравится его мама и он испытывает зависть к отцу.

Согласно греческой мифологии,  Эдип  неосознанно убил своего истинного отца и невольно жениться на своей матери, и, таким образом, разрушил его царство и семью.

Мифология Эдипа, использовалась известным психиатром, Зигмундом Фрейдом в его работе; Толкование сновидений. Он развил теорию, подвергая психоанализу пациентов мужского пола, которые желали свою мать и ревновали её к отцу. Теория Фрейда инфантильной сексуальности описала эдипов комплекс как сознательное состояние и психосексуальное развитие.

Что такое Эдипов Комплекс?

Термин » Эдипов комплекс был введен Зигмундом Фрейдом в психоаналитической теории.

В этой теории, он утверждал, что Эдипов комплекс возникает у детей в фаллической стадии психосексуального развития, которая происходит в возрасте трех и пяти лет.

Фаллическая стадия играет важную роль в создании детской сексуальной идентичности. Пять стадии психосексуального развития по Фрейду являются: Оральная( до 1,5 лет) Анальная(1,5 — 3,5 года)

Фаллическая (3.5 — 6 лет)

Латентная (6 — 12 лет) Генитальная (12 — 18 лет)

Согласно Фрейду, в фаллической стадии желание или либидо детей сконцентрированы на половых органах.

В этой стадии, дети изучают свои половые органы и гендерные различия, а также различия между мужчинами и женщинами. Фрейд также сообщил, что эти знания изменяют отношения между родителями и ребенком.

Во время фаллической стадии, ребенок мужского пола начинает желать свою мать сексуально и рассматривать отца как соперника.

Фрейд заявил, что фаллическая стадия постепенно спадает, и заканчивается, когда ребенок начинает идентифицировать и связать себя со своим отцом и другими мужчинами.

 После этого сексуальные инстинкты ребенка к матери начинают уменьшаться и в конечном счете подавляются.

Фрейд также утверждал, что, для детей легче справиться с фаллической стадией, если их любят, лелеют и отношения с обоими родители уравновешенные.

Что такое Id(Ид)?

Согласно психоаналитической теории Фрейда, id-это неорганизованные аспекты любой личности, которые являются его насущными потребностями и инстинктами, и работает в соответствии с удовольствием. Он способен испытывать противоположные импульсы без необходимости их опровержения или подавлять  логику.

 Id врожденный и существует с рождения и определён нашими не сознательными и иррациональными импульсами, выражениями, побуждениями и действиями. Поэтому, во время фаллической стадии, id ребенка заставляет его ревновать  отца и рассматривать его как потенциальную угрозу.

Ребенок рассматривает отца как конкурента, которому нужно препятствовать получить любовь матери.

Что такое Эго?

Психоаналитическая теория Фрейда определяет эго, как часть личности, которая пытается достичь импульсы и желания id через реалистичные(цивилизованные) методы.

Эго пытается посредничать и рационализировать импульсы Id, чтобы смягчить конфликт личности.

Поэтому,  в эдиповом комплексе, эго рационализирует импульсы ребенка id и приводит его к осознанию, что отец сильнее и не конкурент.

Боязнь кастрации.

Фрейд объясняет, что ребенок испытывает ‘Страх кастрации’; страх быть кастрированным. Таким образом, мальчик чувствует угрозу и неопределенность со стороны отца в семье.Ребенок начинает подавлять свои чувства к своей матери это защитный механизм, из-за которого конфликт между его id и эго спадают.

Суперэго

Согласно Фрейду, Суперэго это совесть или моральные ориентиры личности. Кроме того, оно поддерживает наши  хорошые чувства, плохие чувства, и чувство вины. Таким образом, ребенок начинает отождествлять себя с отцом и пытается подражать ему. Согласно Фрейду, ребенок испытывает чувство вины.

Фрейд  в своей работе — » Эго и ИД » (1923) утверждает, что — «Суперэго сохраняет характер отца, и чем сильнее был эдипов комплекс, тем быстрее он стал жертвой репрессий (под влиянием авторитета, религиозных учений, учебы и чтения), тем строже будет господство суперэго над эго позже-в виде совести или, возможно, бессознательного чувства вины.»

Фрейд утверждал, что, если ребенок чувствует соперничество с отцом продолжительное время, это может привести к  фиксации в фаллической стадии. Такая фиксация если решать через развитие детского Суперэго, может вызвать у ребенка рост беспричинной агрессии  и чрезвычайно честолюбивого взрослого..

Что такое Комплекс Электры?

Хотя, Фрейд предположил, что  эдипов комплекс, есть как у мальчиков, так и у девочек, позже  ученик Фрейда, Карл  Юнг разделил девочек и мальчиков и предложил женское подобие Эдипа, и назвал его комплекс Электры.

Комплекс Электры -это Эдипов комплекс для девочек. Этот комплекс заставляет девочек испытывать «Зависть К Пенису» в результате чего она влюбляется в отца как в мужчину и желает его ласки. Также она начинает рассматривать свою мать в качестве конкурента.

Во время фаллической стадии,  id девушки понимает, что она не может обладать матерью из-за отсутствия пениса и, следовательно, посвящает ласки отцу.

Направление сексуального желания на противоположный пол играет жизненно важную роль в развитии эго девушки , или сексуальной идентичности, и прокладывает путь для гетеросексуальной женственности.

После того как фаллическая стадия у девушки закончилась, ее эрогенные зоны начинают функционировать как у взрослой женщины (взрослому влагалищу от инфантильного клитора).

Согласно Фрейду, сбалансированное и гармоничное воспитание девушку во время  фаллической стадии крайне важно, чтобы девушка начала идентифицировать себя с матерью. Ее суперэго развивается и позволяет ей усвоить и соблюдать нравственность, а также чувствовать вину.

Теория эдипова комплекса окутана критикой и спорами. В то время как некоторые психоаналитики опровергают теорию в целом, есть и другие, которые приняли ее универсальность в высокой степени.

Статьи по психологии: http://psichov.net

Как решить проблемы своим умом? Узнайте из книги «Как стать умнее»:

  • Как развивать своё мышление
  • Как быстро отличить умное поведение от глупого
  • 5 приёмов управления концентрацией
  • Как повысить энергетику своего тела
  • Семь правил сильного мышления
  • Как противостоять обману
  • Как достичь своих целей

Смотреть подробное описание книги!

Источник: https://psichov.net/edipov-kompleks/

Эдипов комплекс

Эдипов комплекс

В трудах Зигмунда Фрейда изложена теория поведения детей раннего возраста под названием «Эдипов комплекс».

Суть теории заключается в том, что при достижении возраста, обозначенного учёным как «фаллический», у детей возникает тяга сексуального характера к родителю противоположного пола.

В то же время другого родителя ребёнок начинает воспринимать, как соперника. Так, мальчикам начинают нравиться мамы, а к отцам они испытывают не любовь, а ревность или зависть.

Уместно вспомнить описанные в греческой мифологии события. Царь Эдип, не зная правды, убивает своего кровного отца, а затем становится супругом его вдовы, то есть своей собственной матери. Известный миф дал название психическому состоянию детей. Эротическое влечение мальчиков к матери именуется Эдиповым комплексом.

«Эдипов комплекс» — это что?

Впервые термин «эдипов комплекс» применил Зигмунд Фрейд в своей психоаналитической теории в 1910. Фрейд утверждал, что комплекс может возникнуть (и, как правило, возникает) у детей фаллического возраста. Такой возраст варьируется в пределах от трёх до пяти лет. Во время фаллической стадии у ребёнка формируется понятие сексуальной идентичности.

Если следовать теории Фрейда, в указанном возрасте дети уделяют особое внимание своим половым органам. Именно в это время они внимательно изучают свои гениталии, определяют физиологические различия между мальчиками и девочками. Тогда же они идентифицируют себя с одним из полов. Меняются отношения между детьми и их родителями.

По утверждениям Фрейда комплекс постепенно пропадает по мере взросления маленького человечка. Когда мальчики полностью осознают свою принадлежность к мужскому полу, сексуальная тяга к матери постепенно испаряется.

Учёный заявлял, что фаллический период проходит в крепких семьях, где дети постоянно чувствуют заботу родителей намного легче, чем в неблагополучных семьях.

Ид по Фрейду

Психоаналитическая теория Фрейда объясняет Ид (id) как неорганизованные личностные аспекты. Эти аспекты работают на уровне инстинктов, сиюминутных потребностей, подчиняющихся только удовольствию.Ид подавляет обычную логику, не подвергает сомнению иррациональные импульсы, если они направлены на получение удовольствия.

Бессознательная часть человеческой психики есть у каждого индивидуума с рождения. Этот аспект срабатывает у ребёнка в период фаллической стадии. Именно он заставляетпровоцирует приступы острой ревности, он делает отца ребёнка соперником, отнимающим любовь матери.

Эго человека

Согласно психоаналитической теории Фрейда ЭГО – это частица человеческой личности, предпринимающая попытки достижения желаний Ид. При этом используются вполне реальные, то есть цивилизованные способы.

ЭГО выступает в роли посредника между сознанием и подсознанием. В рассматриваемом случае ЭГО подталкивает ребёнка к осознанию истины.

А истина состоит в том, что отец намного сильнее и он не может быть конкурентом.

Меня могут кастрировать!?

Испытывая эротические чувства к матерям, мальчики пытаются скрыть это от отцов. В детях зарождается страх. Они уверены, что отцы, узнавшие о желаниях сыновей, способны причинить им вред, а если быть более точными, кастрируют своих детей.

Под воздействием страха дети пытаются скрывать свои чувства, подавляют желания. Со временем под воздействием защитного механизма самосохранения эти желания проходят.

Что означает термин «Суперэго»?

По учению Фрейда термин «Суперэго» отражает моральные устои личности, её совесть. Суперэго активизирует у человека чувства и хорошие, и плохие, и чувство вины, в том числе. Под воздействием этих чувств мальчики постепенно начинают копировать отцов, отождествляя себя с ними. Психолог уверен, что мальчики испытывают острое чувство вины.

В работе, написанной Фрейдом в 1923 г. «Эго и ИД» утверждается, что Суперэго ребёнка фиксирует характер отца. От силы эдипов комплекс зависит состояние ребёнка в будущем.

Чем сильнее было влияние отца, убеждений религиозного характера, учебных заведений, средств массовой информации и т.д., тем быстрее мальчики попадают под их гнёт. По этой причине, согласно теории, позже Суперэго будет главенствовать над эго.

Выражаться это будет в совестливости, а порою в бессознательном чувстве вины.

Там же утверждалось следующее: при слишком длительном противостоянии ребёнка своему отцу велика вероятность того, что он так и останется в фаллической стадии. Такое положение дел будет провоцировать у мальчика приступы ничем не вызванной агрессии. А повзрослев, он станет чрезмерно честолюбивым.

Что это за «Комплекс Электры»?

Зигмунд Фрейд приписывал эдипов комплекс детям обоих полов. Однако, его ученик и последователь развил теорию и приписал детям женского пола, то есть девочкам «свой» индивидуальный «Комплекс Электры».

В этой ситуации всё происходит с точностью наоборот. Отец становится для дочери сексуально желанным, а мать воспринимается соперницей, отбирающей у малышки столь необходимые ласки отца.

Девочки, находящиеся в фаллической стадии, посредством своего id, осознают невозможность обладания матерями в связи с отсутствием у последних пенисов. Поэтому они и льнут к отцам.

На развитие девичьего эго огромную роль оказывает сексуальное притяжение к противоположному полу.

Эрогенные зоны у девушек начинают работать как у созревшей взрослой женщины после того, как пройдёт период фаллической стадии.

Фрейд доказывал, что очень важно правильно воспитывать девочек в фаллический период. Это необходимо для того, чтобы они начали ассоциировать себя со своими матерями. Суперэго девушек воспитывает в них соблюдение определённых нравственных ограничений и определённое чувство вины.

Вокруг теории Эдипова комплекса не утихают споры. Она так и не получила однозначного признания или безоговорочного отрицания. Мнения психологов расходятся примерно поровну: кто-то принимает утверждения Фрейда, кто-то их развивает, а кто-то отвергает.

тэги: детская психология, популярная психология, семейная психология

Источник: http://anima-vita.ru/2015/01/edipov-kompleks/

Ссылка на основную публикацию