Честь — психология

Достоинство человека

Честь - психология

Характер

Понятие достоинства человека обозначает субъективное отношение личности к самой себе.

10 июня 2015

24 150 0

Пожалуй, ни одна тема не вызывает столько противоречивых мнений и споров, как достоинство человека. По сути, это понятие обозначает субъективное отношение личности к самой себе.

Многим для того, чтобы вырастить большое самоуважение, требуется сначала достичь в жизни необыкновенных высот.

Люди, имеющие большие требования к своей личности, часто страдают от мнимых недостатков и стремятся во многом себя улучшить.

Формирование достоинства человека начинается в детском возрасте и продолжается в юношестве и зрелости. Человеческое достоинство складывается из множества факторов, которые способны оказывать мощное воздействие на самооценку личности. В ряде случаев имеет место то обстоятельство, сколько внимания уделялось ей в детском возрасте.

Если родители много времени проводят с ребенком, интересуются его настроением, успехами, то  постепенно в него формируется осознание своей значимости. Зрелое чувство достоинства обычно выражается в стремлении следовать заданному направлению в жизни, воплощать индивидуальные планы и мечты.

Достоинство не имеет ничего общего с эгоизмом, вседозволенностью.

Честь и достоинство человека

Честь и достоинство – неотъемлемые ценности каждой уважающей себя личности. Несколько десятков лет назад слово «честь» ассоциировалось  с понятиями честность и умение быть искренним до конца.

Сегодня оно практически не изменилось и обозначает стремление человека достигать своих целей чистым путем посредством плодотворной работы над собой.

Честный человек поступает по отношению к себе и другим с достоинством, он непременно извинится, если причинит другим значимые или мелкие неудобства.

Достоинство соотносится с понятиями собственной значимости и самоуважения. Во многих ситуациях сама жизнь часто требует от личности большого умения сохранять внутреннюю свободу и быть независимым. Честь и достоинство являются важными составляющими адекватного восприятия действительности.

Когда человек может с уверенностью смотреть в завтрашний день, принимает свои достижения, которые имеются на данный момент времени, он становится подлинно независимым и счастливым. Если бы не существовало понятий чести и достоинства, сделалось бы невозможным принятие себя как личности, самореализация.

Достоинство – это путь к полноценной жизни. Без достоинства невозможно никакое развитие.

Достоинство и свобода человека

Как достоинство связано со свободой? Можно ли сохранить достоинство, будучи человеком зависимым, ведомым? Жизненная практика показывает, что нет.

Если личность настолько не уверена в себе, что позволяет другим управлять собственной жизнью, вряд ли ее можно назвать полноценной и счастливой (читать про неуверенность в себе).

Но что означает свобода и почему за нее человек иногда готов бороться не на жизнь, а на смерть?

Свободу во все времена признавали главной ценностью личности. Без нее невозможно вырастить достоинство в достаточной степени. Не будь свободы, все достижения, которые имеет человек, в конечном итоге оказались бы напрасными. Все, чего мы достигаем, мы делаем ради того, чтобы развивать собственную индивидуальность, выражать себя во всей полноте. И наличие достоинства здесь очень поможет.

Кем – то поначалу движет желание получить уважение окружающих, другие начинают гордиться собой (читать про гордость). Как бы то ни было, чувство наличия свободы помогает развить достоинство, сформировать уверенность в своих силах. На самом деле невозможно продуктивно действовать без осознания собственной индивидуальности.

Нельзя стать счастливым за другого или реализовав чужие мечты, а не свои цели.

Какие ситуации требуют присутствия достоинства?

Иногда в жизни приходится действовать быстро, не задумываясь над конечным результатом. Возникновение неприятных моментов никто исключить не может. В некоторых случаях присутствие достоинства может помочь почувствовать себя лучше, справиться с серьезными трудностями.

  • Незаслуженная обида. Когда человек испытывает внутреннее чувство обиды, все его существо сжимается от ущемления собственного достоинства. Возникает чувство, что вас обидели незаслуженно, напрасно. Данное состояние сопровождается сильным негодованием и нередко желанием отомстить обидчику. Возможны состояние внутреннего опустошения, страха, апатии, появление тревожности, нарушение сна. Честь и достоинство при этом так же страдают и претерпевают значительные изменения. Достоинство личности главным образом начинает колебаться. Находясь в чувстве обиды, невозможно чувствовать себя целостным. Возникает ощущение, что душу растоптали, нередко человек замыкается в себе и какое – то время отказывается от общения.
  • Отстаивание интересов. В том случае, когда требуется постоять за себя, отстоять свои интересы, достоинство развивается в большей степени, чем в других случаях. Прохождение через трудности закаляет характер, способствует формированию внутренней силы, воли. Здесь тема чести и достоинства выходит на первый план. Много значат произнесенные слова, поэтому им уделяется особенное внимание. Во время ведения разговора с оппонентом, крайне важно не отвечать обидой на обиду и быть искренним до конца.
  • Конфликты внутри коллектива. Где, как не в коллективе большую часть времени находится личность? Нередко в данной группе людей происходит столкновение интересов, взглядов, мнений. Понадобится большая сила воли и уверенность в себе, чтобы ежедневно преодолевать значимые межличностные конфликты, искать компромиссы. Развитие достоинства обязательно произойдет тогда, когда личность научится отделять собственные интересы от общественных. Необходимо  выработать собственную стратегию поведения в конфликтных ситуациях. На это может уйти немало времени. Но наличие собственного достоинства того стоит!

Как развить в себе чувство собственного достоинства?

От того, насколько мы сами себя ценим (читать про самооценку человека) часто зависит и отношение к нам окружающих.

Почему так происходит? Дело в том, что общаясь с разными категориями людей, мы составляем свое мнение о них на основе собственных впечатлений, а они проделывают то же самое в отношении нас.

Если личность проецирует во внешнее пространство внутреннюю скованность, неуверенность, то окружающие будут подсознательно воспринимать это. Известно, что тот, кто не любит и не ценит себя, не должен ждать уважение и признания со стороны  других.

Достоинство необходимо сохранять в любой ситуации именно затем, что оно позволяет чувствовать себя значимым и важным. Без этого ощущения человек никогда не рискнет ставить перед собой высокие цели и стремиться к их достижению.

Честь и достоинство являются главными составляющими любого продвижения вперед, личностного роста и успеха в целом. Советы, приведенные ниже, помогут укрепить чувство достоинства. Необходимо понять, что степень его развития зависит напрямую от самоощущения человека, от того, насколько он готов к значимым переменам в своей жизни.  Собственное достоинство, как правило, формируется посредством систематической конструктивной работы над собой, признания своей уникальности.

Найдите собственную индивидуальность

Если человек с должным вниманием и уважением не относится к себе, возможно, он в полной мере не знает о своих достоинствах.  Лишь изучив досконально собственную личность, можно начать осознавать мотивы своих поступков, бороться со страхами, предупреждать кризисы среднего возраста и разочарования.

Уверены ли вы в том, что занимаетесь в жизни своим делом? Соответствуют ли занимаемая должность, карьерный рост вашим амбициям, желаниям, стремлениям? Если нет, то возникает серьезная необходимость подумать над этим.

Достоинство – нужная и необходимая составляющая, которая помогает справиться со многими трудностями, осознать свою уникальность и неповторимость. Ничто не способно создать такую мощную внутреннюю защиту человеку, как честь и достоинство.  От того, как человек относится к самому себе, напрямую зависит отношение к нему окружающих людей.

Формирование собственного индивидуального взгляда на вещи помогает почувствовать себя значительным, занять в социуме важное место.

Профессиональное самосовершенствование

В определенный момент жизни каждый из нас выбирает себе собственный профессиональный путь. Этот выбор продиктован как внутренними потребностями личности, так и социальными ожиданиями. Тема чести и достоинства связана с ним напрямую.

Если человек в силу каких – то обстоятельств не сможет состояться в той или иной сфере, то всегда будет ощущать собственную никчемность и пустоту. Нельзя ничем компенсировать пробел в сфере образования.

Человеку крайне важно чувствовать себя значимым, проявить свои индивидуальные способности и выразить себя в той или иной деятельности. Достоинство личности можно воспитать путем постоянной кропотливой работы над собой.

Постоянное самообразование

Даже профессионал в своем деле время от времени чувствует потребность обновить имеющиеся у него знания, получить новые. Самообразование – неотъемлемая сторона жизни любого человека, для которого карьера и рост в профессии представляет существенный интерес.

Честь и достоинство личности во многом определяются благодаря тому, насколько она смогла состояться в своей деятельности.

  Совершенствуя свои навыки, человек продвигается вперед, стремится к улучшению своего состояния, обязательно работает над характером (читать про развитие характера человека).

Достоинство человека в данной сфере жизни может, как серьезно пострадать, так и вознестись до небывалых высот. Если личность не задумывается на тему своего достоинства, то, скорее всего, со временем начнутся серьезные проблемы в профессии.

Избегание неприятного общества

Давно замечено, что пребывание среди людей, которые могут оскорбить или унизить, негативно влияет на формирование личности. Если человека окружить людьми, которые словом или делом будут мешать его самореализации, то вскоре он почувствует себя ненужным, опустошенным и подавленным.

Некоторые личности могут ненароком оскорбить достоинство человека, отчего у последнего возникает ощущение сильной обиды. Обычно обижают других те люди, которые сами не владеют чувством собственного достоинства. Им доставляет кратковременную радость унижать других, лишать их внутренней силы и чувства равновесия.

Стоит каждому позаботиться о себе и избегать общества, которое может уязвить достоинство. Помните, к нам относятся так, как мы позволяем к себе относиться.

Таким образом, достоинство человека – это чрезвычайно важная и существенная тема, вызывающая в социуме многочисленные споры и толки.  Если бы не существовало понятия достоинства, не было бы самой личности. Любой личностный рост и саморазвитие невозможны без осознания собственной ценности и значимости.  Достоинство  относится к той категории, которая отвечает за успех и счастье.

Источник: http://psyh.info/psihologiya-lichnosti/harakter/dostoinstvo-cheloveka.html

Что такое честь | КТО?ЧТО?ГДЕ?

Что такое честь? Сегодня мы поговорим об этом комплексном понятии, его значениях и том, почему в последнее время оно стало все реже употребляться в речи.

Честь – довольно объемное понятие, о котором в последнее время стали забывать. Однако в культуре многих народов оно находится даже на более важном месте, чем человеческая жизнь. Так что такое честь?

Словарное значение

Это комплексное понятие, объединяющее в себе верность собственным принципам, благородство, достоинство, тягу к справедливости. Сейчас подобные вещи часто отходят на второй план, потому определение того, что такое честь, знает не каждый.

Словарь гласит, что это достойные уважения моральные качества и этнические принципы личности. Ассоциации с данным словом в русской культуре только хорошие. Его часто слышали в речи, встречалось оно и в прозе, и в песнях.

Человек чести – тот, кто может жить по совести и сохранять достоинство даже в тяжелейших ситуациях. Власть и богатство для него вторичны.

Представления об этом закладываются еще в раннем возрасте – за то, насколько хорошо человек будет следовать своим идеалам, ответственны его родители. В дальнейшем же за состояние своего нравственного стержня отвечает он сам.

Что такое женская честь?

Интересно, но значения этого слова применительно к людям разных полов отличались. Что такое честь для девушки? Ранее она заключалась только в соблюдении целомудрия, для замужней женщины – в супружеской верности.

Были разные методы наказания той, которая не сохранила свою девственность до свадьбы – в 19 веке на таких невест надевали хомут, причем получить его могла не только сама провинившаяся, карались также родители и сваха.

Именно последняя считалась главным человеком, ответственным за целомудрие невесты.

К женам запросы были еще жестче – неверную супругу могли высечь или избить. Лишь в прошлом столетии жестокие наказания завершились – теперь, хотя бесчестие и порицается, никаких серьезных проблем от общества не ожидается. Сейчас все сводится к тому, изменяет ли женщина или нет в отношениях с партнером. Начали иметь значение и нравственные критерии, о которых дальше.

Честь в широком смысле

Для мужчины это понятие тоже включает в себя сексуальный аспект – если он изменяет жене, то является бесчестным человеком.

Но этим дело не ограничивается – термин охватывает нравственность в целом, причем уже не имеет зависимости от пола.

Обман других людей с целью получения выгоды, их использование, возможность бросить другого в беде, забыть о данном кому-либо слове – все это делает человека бесчестным.

Людям, желающим знать, что такое честь и бесчестие, стоит помнить, что следование своим идеалам – основной постулат любого человека, желающего сохранить свое достоинство. Еще в данное понятие входят незапятнанная репутация и доброе имя – что сейчас по-прежнему стоит дорого, так как надежных людей можно встретить не так уж часто, а ценятся они высоко.

Говорят о том, что такое честь человека, и применительно к его профессии. Особого внимания заслуживает это понятие в Вооруженных силах. Здесь это собирательное понятие, которое определяет отношение воина к сослуживцам, воинскому долгу и Отечеству.

Надо заметить, что раньше в армии это слово встречалось гораздо чаще, чем теперь. В войсках существовал термин «отдать честь», который в конце прошлого века был заменен на безликое «воинское приветствие». Означал он воздание почестей другому военному.

Особо ценилось это понятие в Российской Империи. Поражение для воина тех времен было тяжелейшим позором, морально справиться с которым мог не каждый.

Желающим знать, что такое офицерская честь, можно сказать просто – это долг защищать границы и достоинство страны.

Читайте также:  Сильный человек и личный взгляд - психология

Что честь дает человеку?

В моральном плане приверженность принципам дает немало – с ее помощью можно преодолеть даже самые сложные и страшные препятствия. Ее преимущества – это свобода от низких поступков и ощущение собственного достоинства.

Как стать человеком чести?

Если считаете, что не следуете принципам, хотя хотели бы этого, придется приложить немало усилий, чтобы добиться успеха. Научитесь исполнять обязательства и обещания. Важно понять, что такое дело чести – то, что обязательно надлежит выполнить. Приучите себя не давать невыполнимых обещаний и держать слово – это первый шаг.

Устраивайте психологические тренинги. Опасения и страх – то, чего вы не должны допускать в себе. Чем сильнее они, тем больше вероятность, что в сложной ситуации вы смалодушничаете.

Побороть страх поможет работа над собой, а если без чужой помощи справиться непросто, стоит прибегнуть к психологическим тренингам, помогающим стать увереннее.

И помните – только в сложных ситуациях судите о том, достигли ли успеха.

Главное – самосовершенствование. Если будете развиваться, сможете трезво оценивать возможности, не только видеть негативные черты характера, но и стараться победить в борьбе с ними, то встанете на правильный путь.

Источник: http://kto-chto-gde.ru/chto-takoe-chest/

ЧЕСТЬ

ЧЕСТЬ

признание, которое окружающие добровольно выражают человеку как носителю осуществленных в нем и им самим индивидуальных ценностей (почтение); то признание (самоуважение), с которым человек относится к себе как к личности (чувство собственного достоинства) или которого, по его мнению, он вправе требовать от людей своего социального круга (тщеславие). Пробуждение и бережное развитие тонкого и умеренного чувства собственного достоинства — одна из важнейших и наиболее трудных задач воспитания, поскольку от этого чувства в значительной мере зависит плодотворное для самого человека и для общества развитие личности.

Источник: Философский энциклопедический словарь

оценка и самооценка моральных качеств и поведения человека, связанные с его положением в обществе, видом деятельности, которой он занимается.

Речь идет не столько о личных качествах человека, сколько о соответствии его поведения правам и обязанностям определенной группы людей, к которой он принадлежит (например, честь школы, семьи, института, завода, фирмы, честь женская, мужская, честь врача, рабочего, инженера и т. п.).

Представления о чести требуют от каждого поддерживать репутацию своей социальной группы и тем самым свою собственную, добиваясь уважения, признания со стороны общества.

В отличие от понятия «достоинством, в основе представлений о чести лежит социальное неравенство; Поэтому защита «чести мундира» может обернуться защитой привилегий той или иной группы людей в ущерб не только другим людям, но и достоинству, правам, личным заслугам ее членов.

Источник: «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь

понятие морального сознания и категория этики; включает в себя моменты осознания индивидом своего общественного значения и признания этого значения со стороны об-ва. По своему содержанию и природе отражаемого в ней морального отношения понятие Ч. аналогично понятию достоинства. Будучи формой проявления отношения индивида к самому себе и об-ва к индивиду. Ч..

как и достоинство, соответствующим образом регулирует поведение человека и отношение к нему со стороны окружающих. Но в отличие от понятия достоинства понятие Ч.

основывается не на принципе равенства всех людей в моральном отношении, а на их дифференцированной оценке (в зависимости от социального положения личности, классовой, национальной, профессиональной и коллективной принадлежности или репутации). Критерий этой оценки и требования к человеку, связываемые с его Ч., изменялись исторически.

Различаются национальная, профессиональная, коллективная и индивидуальная Ч. Последняя связывается с личными достоинствами человека, в основе к-рых лежат его реальные заслуги перед др. людьми или перед об-вом. Здесь не признается к.-л. прав на исключительные привилегии и осуждаются проявления высокомерно-враждебного отношения к представителям иных наций, профессий и т.

п. Борьба с пережитками сословной Ч. (представления об исключительности к.-л. социального слоя или коллектива, снобизм, чванство в любых формах и др.) является одной из сторон борьбы за утверждение высокой морали в повседневных отношениях между людьми.

Источник: Философский энциклопедический словарь

понятие морального сознания и категория этики, по своему содержанию и природе отражаемого в ней морального отношения, аналогично понятию достоинства. Подобно достоинству, понятие честь раскрывает отношение человека к самому себе (!) и отношение к нему со стороны общества (?).

Однако, в отличие от понятия достоинства, моральная ценность личности в понятии честь связывается с конкретным общественным положением человека, родом его деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами.

Если представление о достоинстве личности исходит из принципа равенства всех людей в моральном отношении, то понятие честь, наоборот, дифференцировано оценивает людей, что находит отражение в их репутации.

Соответственно честь требует от человека поддерживать (оправдывать) ту репутацию, которой обладает он сам или коллектив, к которому он принадлежит. Исторически понятие честь возникло в моральном сознании общества в виде представления о родовой и сословной чести (моральное требование, предписывающее человеку образ жизни и действий, не унижающий

достоинства определенного сословия или рода)…[16].

По [2] “…

но в отличие от достоинства понятие честь основывается не на принципе равенства всех людей в моральном отношении, а на их дифференциальной оценке (в зависимости от социального положения личности, классовой, национальной, профессиональной и коллективной принадлежности или репутации). Критерий этой оценки и требования к человеку, связываемые с его честью, изменялись исторически. Феодальная честь носила сословный характер, требовала соблюдения норм поведения «благородного» сословия. Буржуазная честь так или иначе связывается с частной собственностью. В социалистическом обществе сохраняется лишь национальная, профессиональная, отчасти классовая, а также коллективная и индивидуальная честь. Последняя связывается с личными достоинствами, в основе которых лежат реальные заслуги человека перед другими людьми и обществом”.

Обычно, понятие честь связывают, непонятно почему, с привилегиями [2], снобизмом, чванством, высокомерием, тщеславием…

Объективно понятие честь неразрывно связано с понятием принципиальность, но в словаре по этике [16] почему-то об этой связи нет ни слова.

Ассоциативный блок.

«Честь имею!» — говорят, разрывая отношения с подлецом.

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

понятие морального сознания и категория этики, тесно связанная и во мн. сходная с категорией достоинства. Подобно достоинству, понятие Ч. раскрывает отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны об-ва. Однако в отличие от понятия достоинства моральная ценность личности в понятии Ч.

связывается с конкретным общественным положением человека, родом его деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами, Если представление о достоинстве личности исходит из принципа равенства всех людей в моральном отношении, то понятие Ч., наоборот, дифференцированно оценивает людей, что находит отражение в их репутации. Соответственно Ч.

требует от человека поддерживать (оправдывать) ту репутацию, к-рой обладает он сам или коллектив, к к-рому он принадлежит. Исторически понятие Ч. возникло в моральном сознании об-ва в виде представления о родовой и сословной Ч. (моральное требование, предписывающее человеку образ жизни и действий, не унижающий достоинства определенного сословия или рода).

В феодальной морали к сословной Ч., в частности, относились требования не вступать в равноправные отношения с людьми «низших» сословий, вызывать на дуэль оскорбителя, не заниматься унизительным для дворянина трудом и т. д. Упразднив феодальные привилегии, буржуазия вместе с тем сохранила сословное понимание Ч., поставив ее в зависимость от общественного положения человека.

Буржуазные идеологи Фихте, Гегель, Бентам, не говоря уже о более реакционных представителях этической мысли, связывают понятие Ч. с обладанием частной собственностью. Даже тогда, когда это понятие связывается с индивидуальностью личности (У. Хокинг, Р. Флюэллинг) — см.

Самореализации этика), в большинстве случаев оказывается, что проявление этой индивидуальности возможно лишь для лиц, находящихся в привилегированном положении. В классовом об-ве, где Ч. всегда связана с той или иной формой неравноправия, она, с одной стороны, вырождается в высокомерие, чванство, тщеславие, ложное самолюбие, а с др.

стороны, у тех, кто лишен этих привилегий, порождает чувство оскорбленной гордости, а иногда унизительное стремление утвердить свой престиж рабским подражанием «высшим» сословиям, лесть и заискивание перед власть имущими. В социалистическом об-ве понятие Ч. существенно изменяет свое содержание. На место сословной Ч. приходит требование беречь Ч.

своего коллектива, профессии (Профессиональная этика), народа в целом (Патриотизм.). В индивидуальной Ч. во внимание принимаются только личные заслуги человека, в первую очередь его труд и мера человечности, в зависимости от к-рых определяется мера оказываемого ему почета и уважения. В социалистическом об-ве Ч.

выступает как подлинно моральный стимул, побуждающий человека к совершению поступков на общее благо. Вместе с тем отношение человека К своим действиям с т. зр. Ч. уже не рассматривается социалистическим об-вом как высшая форма проявления сознательности и нравственности мотивов. На первый план выдвигается понятие достоинства, имеющее более широкий смысл. Если Ч.

предписывает человеку совершать моральные поступки ради подтверждения своих или коллективных заслуг перед об-вом, то достоинство требует от каждого человека делать все для блага об-ва, независимо от того, каковы его прошлые заслуги и. каков конкретно род его деятельности. Понятие Ч. предполагает в отношении к человеку ту меру уважения, к-рую он заслужил, достоинство же личности основывается на равном праве каждого на уважение.

Источник: Словарь по этике

Источник: http://terme.ru/termin/chest.html

ЧЕСТЬ, ПРОЩЕНИЕ И ПРИМИРЕНИЕ | Психология взаимоотношений

Прощение и честь. С такой дилеммой хотя бы раз в жизни сталкивается каждый человек. Конечно, если у него не совсем атрофировано чувство собственного достоинства или способность прощать. Эта дилемма предстает в двух вариантах:

243

1) «Простить ли человека, посягнувшего на мою честь, оскорбившего меня?»

2) «Не пострадает ли моя честь, если я попрошу прощения?»

Эти вопросы традиционны для психологии семейных отношений.

Для углубленного понимания обратимся к практике словоупотребления понятий «честь», «прощение» и «вина».

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля слово «вина» трактуется как синоним для понятий «причина», «провинность», «долг» и «обязанность». Если попытаться развить эту мысль, то можно сделать вывод, что вина — это не только факт провинности, но и «обязанность», необходимость исправить свою ошибку, ставшую причиной каких-либо неприятностей.

По мнению В. Даля, «прощение» берет истоки от слова «простой», означающего «порожний», «пустой». Само же слово «прощать» означает «делать простым от греха, вины, долга», «освобождать от обязательства, кары, миловать». Еще одним любопытным значением этого слова является «освобождать от мук, страданий, болезни», исцелять, успокаивать.

В таком ракурсе прощение превращается чуть ли не в подвиг, благодеяние и великий дар прощающего.

В самом высоком смысле прощение, снимающее мучительный хомут вины, освобождает провинившегося от возможной манипуляции со стороны пострадавшего, от собственных угрызений совести, расчищает место для чего-то нового, может быть конструктивного, например благодарности.

Однако существует один нюанс: тот, кого прощают, должен чувствовать свою вину, может быть, мучаться ею и жаждать прощения, иначе «подвиг» прощающего будет воспринят как оскорбление.

Кроме того, говоря о прощении, следует иметь в виду и культурные традиции России.

Смирение и кротость поощрялись православным народом. Например, «правонарушителю», «повинившемуся» перед общиной, вдвое уменьшалось наказание. Издавна просьба о прощении имела особый смысл как акт смирения и признания своей вины, а «повинную голову меч не сечет». Просившего прощения либо прощали сразу, либо наказывали, но после все равно прощали.

244

«Мщения русский народ почти не понимает» — С. Я. Дерунов (конец XIX века).

Специальным днем духовного очищения было (и остается) «Прощеное воскресенье», когда все просили прощения у всех, «отмываясь» от «прегрешений вольных и невольных». Расставаясь с близкими, путник кланялся тем, кого оставлял, и говорил: «Не поминайте лихом». Считалось, что грехи, прощенные людьми, и в «мире ином» не будут зачтены Богом.

Но еще одна тонкость: прощения надо просить, а к просьбам на Руси тоже относились по-особому. С одной стороны, отказать просящему считалось «черным делом», с другой стороны, тех, кто просил, не очень-то и уважали. (В качестве иллюстрации можно привести пример русских монастырей, которые не собирали пожертвований на свое содержание, как западные, а старались прокормиться самостоятельно.)

Таким образом, круг замкнулся: «преступник», мучимый сознанием вины, не хочет лишиться уважения, потому и не просит о прощении; «пострадавший» и готов простить, но не знает, нужно ли это «преступнику», или хочет убедиться в его раскаянии. Такие ситуации встречаются сплошь и рядом в семейной жизни.

«Благодаря» российскому менталитету все усилия психологов, призывающих наших сограждан открыто говорить о том, чего они хотят, зачастую наталкиваются на «гордый» протест.

И самые близкие люди, супруги, родители, дети, предпочитают обижаться друг на друга, месяцами не разговаривать, обмениваясь красноречивыми, с их точки зрения, взглядами и в душе отчаянно надеяться, что другой поймет их и без слов, что не надо будет «унижаться» до просьбы.

Читайте также:  Свобода и человеческий образ жизни - психология

Что же можно сказать о словоупотреблении понятия «честь»?

И снова хочется сослаться на определение В. Даля, который разделяет честь на внешнюю и внутреннюю.

Одним словом объединены в русском языке «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть» с «условным, светским, житейским благородством, нередко ложным, мнимым».

«Родственниками» чести являются почет, почести и честолюбие, несомненно относящиеся к категории «внешней чести». Внешняя честь только отчасти зависит от самого человека, она зиждется на мнении и уважении других людей: соседки, односельчан, начальства или электората. Таким

245

Образом, человек, наделенный внешней честью, должен вести себя соответствующим образом только в присутствии тех, чье мнение является для него важным. Однако эта честь не убережет его от «нечестных» поступков, когда «нужных людей» поблизости нет.

Внутренняя честь не оставляет человека и тогда, когда окружающим она безразлична или не вызывает у них симпатии. Это внутренний закон самого человека, его «стержень», «царь в голове», оказывающийся подчас могущественнее, чем владыки земные и небесные.

Для чего нужна честь? Пожалуй, для самосохранения. Только внешняя честь помогает человеку освоиться и занять достойное место в обществе, обеспечив себе и потомкам материальную базу для выживания.

Внутренняя же честь направлена на «выживание» личности, ее духовности и нравственной красоты. Такое «наследство» передается не генетическим отпрыскам, а друзьям, близким и даже случайным прохожим.

И в этом случае «не оскудеет рука дающего».

В патриархальной России было несколько разных понятий о чести: для каждой категории людей — свое. Девичья честь заключалась в чистоте и невинности, женская — в верности мужу, мужская — в отсутствии оснований для оскорблений и умении постоять за себя и за других в случае незаслуженного обвинения.

Бесчестье считалось тяжким грехом и накладывало клеймо позора на всю семью «согрешившего». Провинившегося могли проклясть родители, как бы исключая его из семейного круга, его могла изолировать или изгнать община. Такого человека сторонились и свои, и чужие, словно боясь запачкаться.

Хотя можно констатировать, что указанные выше критерии чести скорее можно отнести к внешним, чем к внутренним. Например, если девушка, влюбленная в одного юношу, вышла замуж за другого — «постылого», но богатого, которого потом всю жизнь «ела поедом». С внешней точки зрения ее честь была безукоризненной, но на самом деле вряд ли можно считать ее поведение честным.

То же можно сказать о бесчисленных дуэлянтах, часто осознававших свою неправоту, но не признававших ее, а, ради соблюдения внешней чести, убивавших ими же оскорбленного противника.

246

Раскрытию некоторых нюансов этой проблемы прощения и чести способствует обращение к роману Ф. М. Достоевского «Идиот». Попробуем взглянуть на некоторые явления глазами героев Достоевского. В первую очередь — на их понимание чести и бесчестья.

Многие аспекты суждений о чести и бесчестье у Достоевского отвечают традиционным. Например, обесчещенными, «скверными» герои романа называют соблазненных и обманутых или цинично «использованных» женщин — «бедную поселянку» Мари и Настасью Филипповну.

Слова Вари Иволгиной «уж не прощения ли просить у ней за то, что она твою мать оскорбила и твой дом срамить приехала, низкий ты человек», иллюстрируют отношение к мужчине, неспособному оградить от посягательств своих близких, что тоже вполне соответствует традиционным взглядам.

Как правило, рядом с понятием «бесчестье» оказываются слова «низость», «унижение». Честь же воспринимается как достойное уважения и в то же время обязательное для порядочного человека качество.

Потеря чести и уважения окружающих воспринимается большинством героев романа как «падение». «Падший человек» клеймится позором и виной. Например, Мари, обманутая, кроткая, несчастная Мари не вызывает сочувствия ни в ком из односельчан и фактически изгоняется из общества. Поэтому князь, говорящий Мари о своем уважении к ней, целующий ей руки, действительно выглядит безумцем.

Как же определить, соответствует ли поступок критериям честного и достойного поведения? Дело в том, что у каждого свои мерки, свой «аршин».

Например, для Гани этот критерий отражается в его же словах: «Смешным быть не хочу». И он действительно остается верен своему кредо, даже когда «на кон поставлена» огромная сумма денег в расчете на известную жадность этого человека.

Ганю нельзя назвать бесчестным человеком, однако избранный им критерий чести ориентирован на мнение других людей, а не на его собственное мнение.

То же можно сказать и о «господах нигилистах», которые держали себя так, будто «боялись как-нибудь уронить достоинство» в глазах окружающих.

Другая точка зрения основана на том, что достойный поступок — это умный поступок. Похоже, что этого мнения придерживается

247

Мать Аглаи, недаром во время беседы князя с «нигилистами» она то и дело восклицает: «сумасшедший дом», «я тут с ума сойду», называет князя «идиотом», себя — «дурой».

Другим критерием и для нее, и для некоторых других героев, иногда и для Аглаи, является «приличность».

Чтобы «протестировать» будущего жениха, Епанчины приглашают Мышкина в светское общество и очень стараются, чтобы он произвел благоприятное впечатление.

Еще одно «больное место» Аглаи — ее самолюбие. «Преступления» против него она не прощает даже человеку, которого, по ее утверждению, любила.

Лебедев же, кажется, считает такое понятие, как «честь», слишком обременительным и мешающим достижению его целей. Он с легкостью лжет друзьям и бесконечно «из самоумаления» признает перед каждым встречным, что он «низок», будто заранее выпрашивая снисходительности.

Что касается Настасьи Филипповны, то сама она считает себя падшей женщиной, однако ее внутреннее благородство и честность не позволяют ей выйти замуж за чистого, искренне любящего ее человека. Почему? А потому, что она боится «сгубить и опозорить» его.

Вместо этого она старается склонить на брак со своим возлюбленным понравившуюся ему девушку. Ее понятия о чести и честности видны и в словах, сказанных Рогожину, не любимому ею человеку: «А коли выйду за тебя… то я тебе верною буду женой, в этом не сомневайся и не беспокойся».

Мнение посторонних людей Настасье Филипповне безразлично.

Есть в романе и еще одна женщина, поставившая свои внутренние честь и милосердие превыше общественного мнения. Это — Нина Александровна Иволгина, помогающая любовнице своего мужа и ее детям.

Главный герой романа — Лев Николаевич Мышкин сам часто упоминает о том, что, по его мнению, честно, а что «совестно». Стыдно лгать детям, жениться ради наживы, а думать о человеке дурно — и вовсе низость, за которую князь то и дело себя корит.

Зато по-дружески беседовать с лакеем, поспешно извиняться перед человеком, только что ругавшим его, жениться на содержанке, считая это честью для себя, Мышкин не считает зазорным. Общественных стереотипов «положено — неположено» для

248

Него не существует, а существует внутренний закон чести, которому и подчиняется герой.

Исследуя отношение «света» и князя Мышкина к «падшей женщине», можно обнаружить огромную разницу двух мировоззрений. И Мари, и Настасья Филипповна, и множество других обманувшихся и обманутых женщин, зачастую не виноватых в случившемся с ними, воспринимаются обществом как низшие, порочные и даже преступные существа.

Князь же видит в Мари несчастную девушку, достойную сострадания и помощи. Он не только говорит ей о том, что она невиновна, но и пытается донести понимание этого в детские души. Мышкин, рассказывая об этом случае, говорит, что через детей Мари приняла прощение и умерла счастливой.

И, скорее всего, это действительно так: князь прервал роковую цепь переживаний Мари (бесчестье — порицание и обвинение жертвы окружающими — самообвинение жертвы и ощущение собственной ничтожности — умирание личности).

Если принять во внимание то, что в основе полноценной личности лежит ощущение собственной «хорошести», то личность, лишенная этого основания, поистине становится умирающей. Не что иное, как духовное возрождение, даруют Мари князь и дети своим прощением, отрицанием ее вины.

Прощение действительно очень дорого провинившемуся, например, неукротимый Рогожин «полторы сутки ровно не спал, не ел, не пил, из комнаты ее [Н. Ф.] не выходил, на коленки перед ней становился», чтобы вымолить прощение. Пожалуй, это одно из наиболее действенных средств для манипуляции человеком.

Отношение князя к Настасье Филипповне чем-то похоже на его отношение к бедной поселянке, за исключением одного: Мышкин восхищается этой женщиной и в глаза ей говорит, что считает ее совершенством. «Я ничто, а вы страдали и из такого ада чистая вышли, а это много», — глубоко убежден Лев Мышкин.

Конечно, не безупречность репутации ценит герой романа, а чистоту сердца, ту самую внутреннюю, истинную честь. Мне кажется, что вера князя, его убеждение в чистоте Настасьи могли бы спасти эту женщину от страданий, причиной которых было глубоко въевшееся в ее душу чувство вины и собственной неполноценности.

Она сама себя не могла простить и отталкивала

249

Любимого человека, потому что не верила, что ему может быть с нею хорошо, что она его достойна. Возможно, простив себя, она сделалась бы более счастливой сама и подарила бы счастье князю. В некоторые моменты она понимает, что обвиняет себя напрасно, и недоумевает, удивляется самой себе: «И зачем же я себя так унизила перед ними?»

Способность человека искренне просить прощения вряд ли вписывается в рамки внешней чести: князь, спешащий извиниться или извинить виноватого, вызывает в обществе смех и сомнения в его психическом здоровье. В обществе более принято картинно обижаться и заявлять о поруганной чести, разрывая отношения с обидчиком навсегда и надменно отклоняя его попытки примириться.

Настасья Филипповна, проведя пять лет в обиде на своего развратителя и вынашивая план мести, после досадует: «И за что я моих пять лет в этой злобе потеряла!» Получается, что в проигрыше остается не только виноватый, но и обидевшийся на него.

Таким образом, пожалуй, ничто не сочетается лучше, чем примирение, настоящая честь, готовность прощать и честно признавать свою вину. А нечестно, наверное, как раз изображать из себя оскорбленную невинность и истязать человека его виной, тем более мнимой.

Ориентация на внешнюю честь ведет к потере чего-то главного в жизни, разменивание ее на выяснение того, кто чью честь сильнее задел и кто должен играть роль оскорбленного, а кто — виноватого.

Р. Энрайт1 показал, что стадии понимания прощения зависят от возраста. Детям свойственно:

□ прощение, основанное на мести: я смогу простить, только если я накажу его в мере, пропорциональной моему собственному страданию;

□ прощение, основанное на возмещении: если я получу обратно то, чего лишился, если мне будут принесены извинения, если простив, я буду чувствовать себя менее виноватым, тогда я смогу простить;

□ прощение во исполнение ожиданий других: я смогу простить, если меня побуждают к этому другие.

250

А взрослым:

□ прощение во исполнение требований моей религии;

□ прощение как средство достижения социальной гармонии: я прощаю, т. к. это восстановит социальную гармонию и хорошие отношения в обществе;

□ прощение как любовь: я прощаю безо всяких условий, из любви к обидевшему меня, т. к. должен испытывать искреннюю любовь к другому человеку и его ущемляющему меня поведению, не отражающемуся на моей любви к нему.

Разброс используемых типов прощения с возрастом увеличивается, из чего видно, что некоторые взрослые остаются на первых стадиях.

Posted in Психология семейных отношений. Курс лекций

Источник: http://pciholog.com/psixologiya-semejnyx-otnoshenij-kurs-lekcij/chest-proshhenie-i-primirenie/

Высшие чувства

Высшие чувства

Моральные чувства. Это чувства, в которых оказывается устойчивое отношение человека к общественным событиям, к другим людям и к себе самому.

Они неразрывно связаны с нормами поведения, приемлемыми в определенном обществе, с оценкой соответствия этим нормам действий, поступков, намерений человека.

Источником таких чувств является совместная жизнь людей, их взаимоотношения, их совместная борьба за достижение общественной цели.

Высокими моральными чувствами людей является, прежде всего, чувство любви к своей стране, чувство патриотизма. Чувство патриотизма многогранно. Оно неразрывно связано с чувством национального достоинства и гордости, национального самосознания. Национальное самосознание — осознание человеком своей принадлежности к определенной нации.

Оно включает в себя и формируется на основании:

  1. Знание родного языка, истории своей страны и национальной культуры;
  2. Осознание места своей страны, ее культуры, истории среди других народов;
  3. Ментальности.

Ментальность охватывает особенности национального мировосприятия, мировоззрения, психологии, национального характера.

Положительными чертами ментальности являются:  чувствительность, лиризм, что проявляется как в народном творчестве, так и в обрядности; миролюбие, кротость, мягкость характера, доброжелательность, любовь к земле, к красоте.

Чувство любви к Родине связано с любовью к людям, с чувством гуманности.

Чувство гуманности обусловлено нравственными нормами и ценностями, системой установок личности на социальные объекты (человека, группу, живых существ), представленные в сознании переживаниями, со переживаниями и реализуются в общении, деятельности, помощи. Чувствами гуманизма руководствуется личность при признании прав, свободы, чести и достоинства другого человека.

Чувство чести. Это высокие нравственные чувства, которые характеризуются отношением человека к самому себе и отношением к нему других людей. Честь — это признание обществом достижений личности.

Понятие чести охватывает желание человека поддержать свою репутацию, престиж, добрую славу в том социальном окружении, к которому он принадлежит. С честью связано представление о достоинстве.

Читайте также:  Конфликтная ситуация - психология

Чувство достоинства проявляется в общественном признании прав человека на уважение со стороны окружающих, на независимость, в осознании им этой независимости, моральной ценности своих поступков и качеств, неприятие всего того, что унижает его как личность.

Оценка человеком собственных поступков, добрых и недобрых, своей деятельности, своего отношения к другим называется его совестью. Эта оценка является не только умственной, но и эмоциональной.

Она переживается, осознается человеком и считается внутренним регулятором его поведения, проявлением морального сознания.

Сила и действенность влияния совести на личность зависит от прочности моральных убеждений человека.

Интеллектуальные чувства. Эти чувства появляются в процессе переживаний, которые связаны с умственной, познавательной деятельностью человека.

Таковы чувства любви к знаниям, чувства нового, удивления, сомнения, уверенности, неуверенности.

Названные чувства связаны с моральными чувствами человека, но вместе с тем они специфичны, источниками их является обучение, конструктивная, творческая производственная деятельность.

Эстетические чувства. К эстетическим чувствам относятся чувство красоты, прекрасного, которые порождаются явлениями природы, результатами труда людей, художественной и творческой деятельности.

Эстетические чувства отражают прекрасное в самой объективной действительности.

В них проявляется отношение личности к предметам и явлениям, вызванное активным желанием овладеть конкретными эстетическими объектами или же тем или иным видом творческой деятельности.

Эстетические чувства формируются и реализуются в любой деятельности человека, поскольку каждая деятельность включает в себя элементы прекрасного. Эстетические чувства являются важным фактором формирования нравственного лица человека.

Одним из сложных чувств, которое сочетает в себе эстетические, моральные, интеллектуальные стороны, есть чувство смешного, комического.

Чувство комического возникает как переживание личностью несоответствия между формой и содержанием в действиях и поступках людей.

Раскрытие личностью этого несоответствия и переживания, отношение ее к ней — это основные моменты, характеризующие чувство комического.

Чувство комического может проявляться в различных формах. Так, объединенное с чувством симпатии, доброжелательным отношением, сочувствием к тем, с кого мы смеемся, оно превращается в чувство юмора. Пропитанное ненавистью к другим людям, гневом, это чувство становится сатирическое. Смех является мощным средством борьбы с тем негативным, что случается в жизни людей.

Моральные, интеллектуальные, эстетические чувства переживаются человеком в деятельности и общении и называются высшими чувствами в связи с тем, что они объединяют все богатство эмоциональных отношений человека в социальном окружении.

В определении чувств «высшими» отмечается обобщенность стабильность их. Вместе с тем следует подчеркнуть условности понятия «высокие чувства», поскольку к ним относят не только позитивные, моральные, но и негативные чувства (скупость, эгоизм, зависть и т.п.).

За неимением точного классификационного критерия моральные, интеллектуальные и эстетические чувства довольно трудно различать в психологическом плане.

Чувство юмора, будучи эстетическим, одновременно может быть и интеллектуальным (если оно связано с умением подмечать противоречия в окружающей среде), и моральным чувством.

Источник: http://psyznaiyka.net/view-emocii.html?id=Vysshie-chuvstva

Про честь и достоинство

Про честь и достоинство

В былые времена люди боялись потерять свою честь, защищали ее и умирали за нее на дуэлях. Сейчас такого, конечно же, нет, но это не означает, что современный человек не наделен этим качеством. Каждый должен знать определение, что такое честь. Для чего нужно человеку достоинство и как его не потерять?

Определение: что такое честь

Законодательная защита . Защита чести и достоинства в странах развитой демократии имеет долгую предысторию. Прошло немало столетий, прежде чем государство признало за человеком право на жизнь. Вначале был запрет на людоедство. Пленников перестали убивать и стали обращать в рабство.

Далее последовал отказ от человеческих жертвоприношений. Его заменили жертвенными животными. Следующим шагом стал отказ от смертной казни. Сегодня она законодательно запрещена в более чем 30 странах.

Право на жизнь защищено многими международными законами, запрещающими или осуждающими агрессию, геноцид, терроризм, различные виды вооружений.

Право на честь и достоинство в различных формулировках закреплено в большинстве современных демократических конституций. Так, в Основном Законе ФРГ раздел номер один открывается словами: «Человеческое достоинство ненарушимо.

Уважение и защита его – обязанность всякой государственной власти».

Современные гарантии чести и достоинства включают в себя и право на определенный жизненный уровень, право на оплачиваемый труд и социальное обеспечение (даже если речь идет о лицах, отбывающих наказание в местах лишения свободы), доступ к культуре и всестороннее развитие личности.

На первый взгляд, в Беларуси нет проблем с законодательной защитой чести и достоинства граждан. Уже есть прецеденты, когда люди получали многомиллионные моральные компенсации за оскорбление своей чести и достоинства в СМИ. Законодатель, ориентируясь на европейские образцы, совершенствует процедуру защиты прав человека.

Однако на поверку оказывается, что таким человеком является, как правило, лишь чиновник. Проблемы Беларуси, как и других республик бывшего СССР, не столько в законодательстве, сколько в том имидже, который имеет в массовом сознании законодательная и судебная власть в целом и их конкретные представители в частности.

Не идет гражданин в суд по таким «пустякам» как защита чести и достоинства. Про честь забыл, да и суду не очень то доверяет.

Самосознание личности . Законодательное обеспечение (нигде и никогда) не гарантировало охрану чести и достоинства в полном объеме. Необходимо, чтобы сам человек был готов их защищать и отстаивать.

Для этого, как минимум, он должен осознать себя как личность. Прошло не одно столетие, прежде чем человек научился думать и действовать самостоятельно, произошло его выделение из общей массы.

Современная наука опровергает миф о первобытном равенстве и справедливости первобытного общества.

Первобытные племена, так же как и современное общество, строились на иерархической основе. В них имело место внутриплеменное (между мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми, сильными и слабыми) и межплеменное неравенство. Однако, несмотря на различия, люди в первую очередь ощущали себя частицей целого.

Древний человек не мыслил себя вне рода. Слаженность действий племени объяснялась не самоограничением каждого во имя всех, а отсутствием осознанности индивидуальных интересов.

По мере того, как единство рода разрушалось, формировалась потребность личности в самовыражении, достижении индивидуальных целей и личном успехе.

В античном обществе тоже не было свободы личности в ее современном понимании. Однако человек уже подчиняется обществу вполне сознательно. Такая способность стала следствием развития гражданских добродетелей и приобреталась в процессе специального обучения и воспитания. Важнейшим фактором, способствовавшим растущему самосознанию личности, стала частная собственность.

Ее правовое закрепление делало человека субъектом разнообразных гражданских правоотношений, приучало к самостоятельности и риску. Не случайно во многих европейских языках слова «личность» и «собственность» имеют общий корень.

К примеру, собственность и особь в русском; Eigentum (собственность) и Eigenschaft (свойство, качество), Meinung (личное мнение) и mein (мой) в немецком; private (частный) и privacy (сфера личной жизни) в английском. Будучи порожденной самосознанием личности, собственность стала одним из важнейших условий личной свободы. Благополучие человека стало зависеть от его личных усилий.

За допущенные ошибки он лично несет ответственность. Частная собственность сделала человека частным лицом – субъектом хозяйственной деятельности, подписывающим договоры и отвечающим за них по закону.

Что такое честь Честь – категория, означающая моральную оценку индивидуума со стороны общества, а также самооценку человека. Честь — одно из благ, принадлежащих человеку от рождения, оно неотчуждаемо и непередаваемо.

(Большой юридический словарь) Честь – комплексное морально-этическое и социальное понятие, связанное с оценкой таких качеств индивида, как верность, справедливость, правдивость, благородство, достоинство.

(Википедия — свободная энциклопедия)

Что такое честь Честь – это готовность отстаивать свои интересы и интересы своего государства, пренебрегая при этом даже угрозой для жизни. Честь – внутренний сторож, не допускающий не только низких поступков, но и недобродетельных помыслов. Честь – это одно из главных достоинств человека, определяющих всю его жизнь. Честь – это неприкосновен- ность тела, сила души и чистота помыслов.

Верхние слои общества, т.е. структуры, обладающие властью, заинтересованы в том, чтобы сохранить свое положение, и для этого используют все средства, в том числе пытаются убедить всех остальных в своей особой ценности для общества. В случае если их деятельность не соответствует социальным ожиданиям, общество (парод) имеет право на смещение власти революционным путем.

В традиционном обществе моральный авторитет человека и его социальный статус были связаны с его происхождением, знатностью, родовитостью.

Власть имущие наделялись сакральным статусом как обладающие врожденным благородством и аристократизмом, а еще раньше — магическими способностями (жрецы, древние цари).

Часто высшие классы действительно имели иное происхождение и говорили на другом языке (так было с кастой брахманов в Индии).

Статус человека выражался в его манере поведения, отношении к нему других людей, в степени уважения, готовности его слушать и повиноваться. Максимальная степень уважения называется славой. Слава относится к экзистенциальным ценностям.

Все, что успокаивает нечистую совесть, вредит обще­ству.

Буаст

Угрызение совести — это эхо утраченной доброде­тели.

Э. Булвер-Литтон

В-третьих, корреляция осложняется и возможностью относительной независимости чести и достоинства друг от друга, проявляющейся, например, в том, что утрата чести не ведет автоматически к потере достоинства.

Иными словами, в тех или иных обстоятельствах обесчещенный (оклеветанный, оскорбленный, униженный) человек может вести себя по-разному.

Один в этом положении и вправду может чувствовать себя «униженным и оскорбленным».

Другой, несмотря на унижения и оскорбления, способен принимать бесчестье с достоинством, то есть теряя честь, сохранять достоинство. При этом возможна активная защита чести на основе сохранения собственного достоинства.

Например, в дореволюционной армии сорвать эполеты с офицера, то есть обесчестить его, еще не значило лишить его достоинства. Именно сохранение собственного достоинства помогало и заставляло человека заботиться о возвращении утраченной чести: доказательством своей невиновности или дуэлью.

Достоинство того или иного человека заключается в духовных и физических качествах, ценных с точки зрения потребностей общества. Эти личные качества и составляют то, что принято называть личным достоинством.Так же как и честь, достоинство сочетает в себе и социальную, и индивидуальную стороны.

Его социальный характер проявляется в том, что как моральная ценность и общественно-значимое качество личности достоинство определяется существующими общественными отношениями и нередко не зависит от человека. Но данная категория выступает еще и как сознание и чувство собственного достоинства.

Эти субъективные стороны достоинства представляют собой осмысление и переживание человеком своей моральной ценности и общественной значимости, они обусловливаются общественными отношениями и зависят от них.
В понимании достоинства, как и чести, отмечают два аспекта — внешний (объективный) и внутренний (субъективный).

Объективный аспект достоинства заключается в признании человека высшей ценностью. Внутренняя сторона категории достоинства связана с внутренним миром человека, его мировоззрением и убеждениями, способностью поступать в соответствии с принятыми в обществе моральными требованиями и нормами, т.е.

связана с чувством и осознанием своей моральной ценности и полезности обществу.

Это, естественно, накладывает на каждого сотрудника органов внутренних дел особую ответственность за поддержание его чести не только как конкретной личности, но и как представителя всего рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Не секрет, что и население, общество оценивают работников правопорядка не только как конкретных представителей власти, но и обобщенно, перенося на человека в мундире добрую или недобрую славу других сотрудников органов внутренних дел.

Профессиональная честь требует от сотрудника поддерживать репутацию, авторитет той профессиональной группы, к которой он принадлежит и принадлежностью к которой он дорожит.

По этому честь — не только признание прошлых заслуг человека и его сегодняшних добродетелей, достоинств, но и хороший стимул его дальнейшего морального совершенствования, залог успехов в служебной деятельности.

Важно при этом заметить, что честь сотрудника органов внутренних дел определяется не его служебным или материальным положением, специальным званием, образованием, а только его личными качествами (моральными, деловыми, политическими, интеллектуальными и иными) как гражданина, как работника, как представителя органов внутренних дел.

Забота о профессиональной чести и служебном достоинстве сотрудников внутренних дел побуждает их поддерживать честь и достоинство всех граждан и даже лиц, подозреваемых в совершении преступлений либо лишенных свободы (но не лишенных гражданских прав и достоинства личности).

В Кодексе чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации говорится: “Сотрудник органов внутренних дел, будучи государственным служащим, наделенным властью, должен относится к человеку как к высшей ценности, гуманно, великодушно и милосердно.

Вежливое и предупредительное обхождение с гражданами не является проявлением слабости и вполне совместимо с твердостью».

Как показывает опыт и научные исследования, чем выше развито у сотрудника чувство личного и служебного достоинства, чем больше он дорожит своей профессиональной честью, тем значимее его социальная ценность, если они сочетаются с высокой нравственной зрелостью, культурой сотрудника, необходимыми моральными качествами.

Этика: Учеб. пособ./ И.Л. Зеленкова, Е.В. Беляева. Мн.: ТетраСистемс, 1998.

2)                         

Основы этики: Учеб. пособ./ И.Л. Зеленкова. Мн.: Тетра Системс,1998.

11. Правила настоящей статьи о защите деловой репутации гражданина, за исключением положений о компенсации морального вреда, соответственно применяются к защите деловой репутации юридического лица.

Источник: http://lawnhun.ru/semya/930-pro-chest-i-dostoinstvo.html

Ссылка на основную публикацию