Активное обучение — психология

Методы активного социально-психологического обучения

Активные методы обучения (от лат. aktivus — деятельный) – методы, направленные на развитие у обучаемых самостоятельного мышления и способности квалифицированно решать нестандартные профессиональные задачи, формирование у них эффективных моделей  социального поведения.

Целью обучения  в данном случае выступает личность студента, развитие его коммуникативной компетентности, умения мыслить, «просчитывать» ситуацию,  осмысливать свои действия, задействовать интуицию и возможности подсознания.

  При таком обучении  личность становится более адаптивной, с большим числом «степеней свободы» в различных социальных ситуациях.

Важным отличием активного социально-психологического обучения от перечисленных форм групповой психологической работы является  способ активизации учебной деятельности

В традиционных формах обучения это — целеустремленная деятельность преподавателя, направленная на разработку и использование такого содержания, форм, методов, приемов и средств обучения, которые способствуют повышению интереса, активности, творческой самостоятельности обучаемого в усвоении знаний, формировании умений и навыков, применении их на практике.

В активных формах обучения потенциал активности заложен в принципах организации занятий и в самой форме приобретения знаний и личностного развития (специальным образом организованное обучающее взаимодействие).

Активные формы обучения и, прежде всего, социально-психологический тренинг, имеют большое практическое значение как для исследования психологических аспектов динамики развития воинских подразделений, так и для решения задач психологического развития личности отдельного студента.

В активном социально-психологическом обучении используются четыре группы методов: 1) дискуссионные, 2) игровые, 3) смешанные и 4) комплексные. Рассмотрим их подробнее.

Дискуссионные методы

Групповая дискуссия — метод организации совместной коммуникации в интересах интенсивного и продуктивного решения групповой задачи. При дискуссии достаточно легкого изменения позиции одного из членов группы, чтобы другие убедились в возможности изменения своей позиции. К. Левин назвал этот феномен «оттаиванием».

По его мнению, первоначально «замороженная» точка зрения участника дискуссии «оттаивает», затем происходит ее изменение и последующее «замораживание». Участник дискуссии уже не опасается, что окажется в одиночестве, если изменит свою точку зрения.

Более того, он начинает чувствовать, что останется в одиночестве, если не последует за общей тенденцией изменения мнения. Дискуссия дает эмоциональный импульс к последующей поисковой активности.

  В процессе дискуссии возникает немедленная обратная связь, дающая участникам возможность увидеть себя как бы со стороны, испытать себя в новой позиции, изменить свое поведение по ному образцу, появляющемуся непосредственно в ходе дискуссии. Этот момент трудно переоценить.

Для того, чтобы воспитывать человека с определенными убеждениями, его не надо принуждать к присвоению этих убеждений, так как любое давление ведет к возникновению сопротивления. Примером эффективного применения дискуссии может служить работа так называемых балинтовских групп по обмену терапевтическим опытом.

Дискуссионные методы могут быть в виде группового интервью, сократовской (сократической) беседы, «круглого стола», «мозгового штурма», «дельфийского метода» и других.

Групповое интервью – вид групповой дискуссии, нацеленной на изучение общего  мнения членов группы о том или ином предмете, событии. Речь идет не о том, чтобы получить некую сумму индивидуальных точек зрения, а о том, чтобы выяснить позицию людей как членов данной группы. Тема группового интервью должна быть связана с жизненным опытом группы.

Сократическая беседа – вид дискуссионного диалога, в которой один из оппонентов последовательно предлагает другому наводящие вопросы, позволяющие последнему «открывать истину» (выявлять родо-видовые связи и отношения обсуждаемого объекта и достигать обобщений высокого порядка).

«Круглый стол» — вид дискуссии, при котором участники, имеющие равные права,  вступают в процесс обсуждения проблемы в определенном порядке.

«Мозговой штурм» («мозговая атака», «брейнстроминг») — вид дискуссии, осуществляющейся в два этапа: 1) выдвижение каждым участником любых идей, связанных с темой разговора и их фиксация, и 2) групповое обсуждение и выбор оптимальных предложений.

Игровые методы

Игра – вид деятельности, осуществляющейся в моделируемых ситуациях, мотивом которой является получение психологического результата (в виде положительных эмоций, новых знаний, умений и навыков, решений, победы, развития личностных качеств и отношений с окружающими и др.).

В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, следование которым обеспечивает познание действительности и личностный рост участников.

Игра, с ее возможностями моделирования жизни, предоставляет неограниченные перспективы полноценного следования принципу выращивания.

Игровые методы — вид групповых методов обучения, основанных на игровом моделировании учебно-профессиональной деятельности.

Преимущества этого метода состоят в том, что ситуацию в игре можно разыгрывать сколько угодно раз, до тех пор, пока участники не будут удовлетворены качеством выполнения той или иной роли.

В игре также наличествуют две важнейшие составляющие обучения – необходимая мотивация и позитивный эмоциональный тонус. Именно в игре возможен переход от психологической работы над людьми к психологической работе с людьми.

Психодрама – вид групповой психотерапевтической работы, в котором участники попеременно выступают в качестве актеров и зрителей, а сюжет моделирует важные ситуации из их жизни.

Социодрама – вид групповой психологической работы, в которой объектом исследования и развития является сама группа.

Имитационная игра – вид игры, в которой моделируется не социально-экономическая система, а среда (природные, экономические, правовые, социально-психологические и другие принципы (механизмы), определяющие поведение и взаимодействие людей.

На фоне конфликта, возникшего в среде (авария, проблемные  межгосударственные отношения, агрессивная природная среда и т.п.).

Наибольшей эффективностью этот вид активного социально-психологического обучения отличается в сфере объективации межличностных и межгрупповых отношений, делового взаимодействия, процесса и механизмов принятия индивидуальных и групповых решений и т.д.

Под деловой игрой понимается процесс выработки и принятия решения в условиях поэтапного многошагового уточнения факторов наличной ситуации, анализа информации, дополнительно поступающей и вырабатываемой на отдельных шагах в ходе игры. Параметры ограничений от шага к шагу могут изменяться, в связи с чем создаются все новые и новые частные производственные ситуации, решение которых должно подчиняться общей цели деловой игры. 

Деловые игры представляют особую ценность для  системы подготовки и повышения квалификации кадров.

Объединяя возможности метода анализа конкретных ситуаций, ролевых и имитационных игр, они позволяют решать задачи исследования эффективности функционирования социально-экономических систем, их отдельных элементов, вырабатывать оптимальные схемы принятия и реализации решений, реально корректировать социально-психологические явления в трудовых коллективах и организациях, развивать личностные и профессиональные качества участников (творческого мышления, практических навыков и умений. индивидуального стиля общения и деятельности при коллективном решении задач).

Под социально-психологическим тренингом понимается  такая форма обучающего взаимодействия людей, в которой  участники (психически здоровые люди) при содействии ведущего-психолога включаются в своеобразный опыт интенсивного общения, ориентированного на оказание помощи каждому в решении разнообразных психологических проблем и в их самосовершенствовании.

Социально-психологический тренинг выступает комплексным и наиболее «широким» методом активного социально-психологического обучения, при необходимости вбирающим в себя все другие методы. Как отмечалось выше, часто этот термин употребляют в качестве термина-эквивалента понятию активного социально-психологического обучения.

Таким образом, активное социально-психологическое обучение представляет собой организованное обучающее взаимодействие психически здоровых людей, в ходе которого они приобретают опыт эффективного социального функционирования и творческого решения жизненных проблем.

В отличие от традиционного обучения активные формы обучения нацеливаются не на передачу знаний, навыков и умений от учителя к ученику, а на «выращивание» эффективных моделей осмысления и практического опыта решения разнообразных жизненных проблем человека, на преумножение его «степеней свободы» в социальном взаимодействии.

С помощью активного социально-психологического обучения решаются многочисленные вопросы личностного роста человека, улучшения социально-психологических характеристик малых групп, организационного развития.

Источник: http://lartdoll.net/shpargalki-po-distsipline-pedagogicheskaya-psikhologiya/47-jekzamenacionnye-voprosy-po-specialnosti/1257-metody-aktivnogo-socialno-psihologicheskogo.html

Активные методы изучения психологии студентами-технарями — шаг к общекультурной компетентности будущего инженера

Несколько лет назад в практику обучения младших курсов высшей технической школы пришло и стало ее неотъемлемой частью изучение курса психологии.

Конечно же, в предыдущие годы будущие инженеры получали основы психологических знаний в рамках изучаемого на старших курсах предмета «Психология профессиональной деятельности», — практикоориентированной дисциплины, направленной на психологическое обеспечение помощи человеку как субъекту профессиональной деятельности.

Очевидно, что цели и задачи, а, следовательно, и методы изучения курса «Психология» должны существенно отличаться от целей и задач курсов психологической направленности, изучавшихся студентами в предыдущие годы. Целью проводимого исследования было обоснование и развитие возможностей активного обучения психологии.

Обосновывая и применяя активные методы обучения психологии в техническом вузе, следует основываться на целях преподавания психологии в высшей школе.

Возможная иерархия целей приводится в работе [1], где к общим целям относятся: формирование психологической культуры студента; забота о психическом здоровье и формировании творческих способностей развивающейся личности: развитие чувства свободы выбора и ответственности за свою жизнь; формирование стремления к самосовершенствованию; развитие коммуникативной культуры. К конкретным целям авторы относят: дать жизненно необходимые знания о психике человека и психологии группы; объяснить психику как важнейшее свойство человека, придающее ему особые качества в решении жизненных проблем; раскрыть психику как тончайший инструмент адаптации человека к жизненным условиям, инструмент познания окружающего мира; помочь изучающим психологию научиться пользоваться этим еще не донца изученным инструментом наиболее эффективно; раскрыть основные факторы психического развития человека и становления его личности. Для студентов непсихологических, в том числе технических вузов эти цели должны достигаться в объеме, необходимом для профессионального и личностного становления человека.

Приведенные выше цели и особенности предмета изучения психологии позволяют дополнить и развить принципы преподавания психологии и функции преподавателя на занятиях по психологии. Г.Н.

Читайте также:  По-доброму - психология

Герасимова [1] предлагает дополнить традиционно выделяемые обучающую, воспитывающую и развивающую функции исследовательской функцией.

И хотя ее выводы были сделаны для школьного обучения, они, безусловно, верны и для преподавателя высшей школы.

Исследовательская функция преподавателя связана с реализацией его исследовательской активности. С одной стороны преподаватель психологии может обнаружить психологические проблемы и решать конкретные практические задачи в контексте естественной педагогической реальности.

В процессе изучения дисциплины преподаватель может проводить исследования на уровне группы, изучая не просто эффективность того или иного приема обучения или формы работы, но и заостряя внимание на личностных отношениях между преподавателем и студентом.

Известно, что успех обучения зависит от степени включенности учителя, учеников и их окружения в единый, согласованный процесс» [2]. Умение провести анализ динамики взаимоотношений, как и личного продвижения каждого ученика в этом процессе, находится в основе исследовательской функции.

С другой стороны преподаватель, используя в преподавании психологии определенные психодиагностические методики и процедуры, оказывается в роли реального исследователя, получающего доступ к специфической информации о студенческой группе и личности студента.

Возможность решения задач преподавания психологии в вузе и реализации функций преподавателя определяется выбором форм и методов проведения учебных занятий.

И если формы проведения занятий заданы преподавателю априорно (курс психологии в техническом вузе включат 17-34 часов лекций, 34-68 часов практических занятий и 20-40 часов организуемой самостоятельной работы), то методы и конкретные методики проведения занятий преподаватель может выбирать в соответствии со своим профессиональным опытом и особенностями конкретной студенческой аудитории, принимая во внимание реализацию сформулированных выше функций.

Мы полагаем, что выбором преподавателя психологии в техническом вузе должны становиться активные методы обучения, при которых обеспечивается активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности студентов в процессе освоения учебного материала.

Активные методы строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, деятельностном подходе к обучению.

Не отрицая возможности применения активных методов при проведении лекций, мы полагаем, что более полно потенциал этих методов по достижению целей изучения психологии может раскрыться при проведении лабораторных занятий и оргСРС.

Основное предназначение лабораторных занятий в курсе психологии – это обучение студентов исследовательскому подходу к изучению психологии, психических особенностей реальных людей, с которыми им придется общаться в жизни, практической деятельности [3].

Этим определяется и выбор учебных задач, нацеленных на отработку различных методик психологического исследования: анкетирования, тестирования, обработки и математико-статистического анализа количественной информации, организации индивидуальных и групповых экспериментов, психологической интерпретации полученных данных и т.д.

При недостаточных временных возможностях аудиторной работы проведение исследования и обработка его результатов после предварительного обсуждения может быть проведена в часы, отведенные на ОргСРС.

Такими учебными задачами, реализующими педагогический принцип активности (эффективное усвоение знаний происходит лишь в случае проявления самостоятельной активности в обучении [4]) для студентов технического вуза в процессе изучения курса психологии могут являться учебные психодиагностические исследования с последующей математической обработкой и интерпретацией результата.

При этом объектом исследования может выступать студенческая группа, а методы следует выбирать так, чтобы с одной стороны, их можно было реализовать в групповом исследовании за ограниченное время, а с другой исследуемые феномены соответствовали теоретической программе курса психологии (познавательные процессы, психологический климат в группе, особенности личности и т.д.). Такими методиками, вызывающими неизменный интерес студенческой аудитории при проведении исследований и интерпретации результатов могут стать:

  1. Оценка интеллектуальных способностей по вербальному тесту Г.Айзенка, по культурно-свободному тесту на интеллект (CFIT) Р.Кэттела;
  2. Изучение памяти по методикам «Оперативная память», «Образная память», «Непосредственное и опосредованное запоминание
  3. Исследование мышления по методикам «Толкование пословиц», «Простые аналогии», «Сравнение понятий», «Исключение лишнего» и др.;
  4. Исследование творческого воображения и его индивидуальных особенностей;
  5. Исследование психологических свойств и состояний личности по методикам «Опросник Леонгарда» (диагностика типа акцентуации личности), опросники EPQ и EPI Г.Айзенка (изучение и диагностика степени выраженности свойств: нейротизма, экстра-, интроверсии, психотизма и нейротизма),

Использование методов математической обработки результатов исследования расширяет возможности планирования студентами эксперимента и соответствует возможностям студентов, поскольку к моменту изучения психологии ими уже изучен курс математической статистики.

Целесообразно, чтобы такая работа проводилась группой студентов по три – четыре человека и последующим обсуждением с преподавателем не только результатов исследования, но и особенностей и эффективных путей взаимодействия в группе. Кроме того, важным представляется реализация принципов единства теоретического и эмпирического знаний и междисциплинарных связей [5].

Проведение и обработка результатов учебно-исследовательских работ может проводиться в несколько этапов [6].

На первом студенты знакомятся с предложенной преподавателем методикой психодиагностики; изучают теоретические основы применения методики; историю ее создания и научные взгляды авторов, продумывают технологию ее применения при использовании методики в группе. Результаты обсуждаются с преподавателем; студенты получают допуск к проведению исследования.

На втором этапе проводится исследование и обрабатываются его результаты с использованием методов статистической обработки. При этом могут применяться как процедуры обработки, предлагаемые авторами, так и методы, с которыми студенты познакомились при изучении других дисциплин (математическая статистика, основы научных исследований и т.п.).

Процесс и результаты обработки должны быть под постоянным контролем преподавателя, осуществляющего при этом свою исследовательскую функцию, о которой говорилось выше. По результатам обработки и интерпретации результатов группа пишет отчет, делает презентацию.

Следующий этап предполагает творческий уровень осмысления результатов исследования. На этом этапе группа должна предложить, а затем подготовить развитие эксперимента.

Выполняя этот этап проведения исследования, студенты могут пользоваться результатами других групп, например, использовавших ту же методику в другой группе или на другом курсе.

Для подведения итогов исследования на этом этапе важную роль играет корректное использование математических методов обработки результатов.

Результаты третьего этапа проведения учебно — исследовательских работ представляются в виде презентаций и докладываются на межгрупповых, факультетских и университетских студенческих научных конференциях.

Представление результатов эксперимента вызывает интерес студенческой аудитории, поскольку объектом исследования являлись их коллеги по группе, факультету и вузу. Заметим, что такое публичное представление результатов заставляет обратить особое внимание студентов на этику проведения исследования и представления его результатов.

Следует следить, чтобы результаты представлялись только в обобщенном виде (возможно, на этапе проведения исследования в определенных методиках следует продумывать кодирование анкет).

При таком использовании учебно-исследовательских методик активного обучения преподаватель, активизируя познавательную деятельность студентов, реализует и свою исследовательскую функцию.

Результаты исследований могут помочь ему узнать отдельные особенности личности студентов и протекания их познавательных процессов, получить сведения о психологическом коллективе в группе.

Все это может и должно помочь преподавателю более эффективно организовать учебную работу в студенческой группе.

Таким образом, использование активных методов обучения, в том числе дидактических игр и учебно-исследовательских работ в курсе изучения психологии в дополнение к традиционной практической и самостоятельной работе даст возможность приблизиться к решению задач изучения курса психологии.

Источник: https://novainfo.ru/article/7482

Активное социально-психологическое обучение

Добрый вечер, дорогие читатели! Наша команда специалистов рада приветствовать на образовательном портале, где мы оказываем помощь в вопросах, связанные с самыми популярными дисциплинами, такими как русский язык, физика, психология и т.д. Вас интересует, как проявляется в психологии активное социально-психологическое обучение? Жду вашего ответа…  

В начале хочется отметить, что наша дисциплина, психология многоступенчатая и многоуровневая. И для того, чтобы ее усвоить наиболее эффективно, рассмотрим следующие понятия, к которым мы будем обращаться по мере разбора данной темы: ЛИЧНОСТЬ, ПСИХОЛОГИЯ, ОБУЧЕНИЕ, АКТИВНОСТЬ.           

  1. ЛИЧНОСТЬ – это относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности
  2. ПСИХОЛОГИЯ – это сложная и многоуровневая наука, которая изучает закономерности возникновения, развития, а также функционирования психики человека, а также группы людей.
  3. ОБУЧЕНИЕ – это целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями.
  4. АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ — это особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик (целенаправленности, мотивации, осознанности, владения способами и приёмами действий, эмоциональности), а также наличием таких свойств, как инициативность и ситуативность.

 
Стоит дополнить, что в наиболее общем виде под АСПО понимают перспективное направление в педагогике, направленное на обеспечение интеграции различных прикладных аспектов научной организации умственного труда, психологии, педагогики, психотерапии; организационные формы педагогического воздействия, обеспечивающие высокую познавательную активность обучающихся в процессе овладения коммуникативными умениями.  

На этом наш урок подошел к завершению. Надеюсь, что данный урок прошел для Вас познавательно, информативно, а главное интересно. Полагаю, что вы смогли подчеркнуть для себя что-то полезное. Если же остались какие-то незатронутые темы (вопросы), помните, что Вы всегда можете задать волнующий вас вопрос, наша команда будет рада его рассмотреть и обосновать.

Удачи и успехов в творческой деятельности!

Источник: http://ru.solverbook.com/question/aktivnoe-socialno-psixologicheskoe-obuchenie/

48. Специфика преподавания психологии в вузе. Использование активных методов обучения в преподавании психологии

Прежде всего преподаватель психологии, работающий в лю­бой ее прикладной отрасли, должен знать основные положения теории учебной деятельности. Это необходимо для правильного построения методики преподавания, в которой учитываются за­кономерности усвоения знаний.

Читайте также:  Подсознание - психология

Важным компонентом учебной деятельности является учеб­ная задача. В процессе ее решения, как и любой практической задачи, происходят определенные изменения в изучаемых уча­щимся объектах или в представлениях о них, однако в результа­те меняется сам действующий субъект. Учебная задача может считаться решенной только тогда, когда произошли заранее за­данные изменения в субъекте.

Учебная деятельность имеет следующую общую структуру: потребность — задача — мотивы — действия — операции.

Перед преподавателем психологии в вузе стоит первоочеред­ная задача — формировать учебную деятельность студента, или, говоря проще, научить его учиться психологии.

Значит, правильно учиться — это учиться мыслить.

Вузовское обучение принципиально отличается от обучения в начальной и средней школе и тем более от учения дошкольни­ков не только внешне, организационно, но и внутренне, психо­логически.

Студент поднимается в своей учебной деятельности на новую, еще более высокую ступень — от обучения под руководством и повседневным контролем учителя переходит к самостоятельно­му освоению научной картины мира, овладевает методом обуче­ния и самообучения. Тут преподаватель лишь помогает ему раз­вернуть свой творческий потенциал, ставя перед ним учебные задачи, требующие для своего решения исследовательского под­хода.

Учебная деятельность студента вуза построена так, что не пре­подаватель, а он сам делает себя специалистом высшей квали­фикации.

Задача преподавателя: вносить в преподавание то, чего в учебнике нет, т. е. тео­ретического обоснования (хотя оно должно бы быть и в учебни­ке, но это особая тема).

Развивающее обучение — это главным образом теорети­ческие знания, которые благодаря методу коллективной дискус­сии (совместной деятельности преподавателя и студентов) обес­печивают развитие интеллекта, умственных способностей сту­дентов.

Конечным продуктом развивающего обучения может быть на­ряду с умственным развитием и развитие нравственное как об­разование у обучаемых новых «личных смыслов жизни», новых мотивов и потребностей, что будет свидетельством воспитываю­щего характера этого обучения.

И, наконец, преподавание психологии в вузе не должно быть ни чем иным, как развивающим обучением.

Психология активных методов обучения

Основа психологической теории учения — это активная познавательная деятельность самого обучаемого, приводящая к формированию умения творчески мыслить, используя приобретаемые в процессе деятельности знания, навыки и умения.

Эти требования сводятся к следующему:

1) методы и приемы обучения должны стимулировать активную познавательную, особенно мыслительную, деятельность обучаемого;

2) контроль хода обучения и оценка его результатов должны проводиться не по таким формальным и случайным показателям, как умение обучаемого воспроизводить те или иные заученные знания, а по более существенным признакам, например, по умению использовать знания при анализе и оценке реальных явлений, объяснению которых служат эти знания;

3) обучение не должно сводиться к сообщению научных знаний в готовых («книжных») формулировках для пассивного восприятия и непосредственного запоминания их студентами, а представлять учебные задачи, которые студенты должны научиться решать, чтобы овладеть не просто частным, а некоторым общим способом (принципом) решения относительно широкого круга конкретных задач данного класса, данной совокупности;

4) наиболее действенна та методика обучения, которая объединяет в единое образовательное действие процесс усвоения знаний и процесс приобретения умения практического использования этих знаний, благодаря чему знания оказываются усвоенными как итог, как результат их практического применения в этой деятельности;

5) методика обучения должна строиться с учетом того, что знания, умения и навыки, прежде чем стать таковыми, т. е. быть усвоенными, внутренне (психологически) присущими человеку, должны пройти отработку во внешнем, материальном плане и стать внутренним достоянием личности.

Все эти частные выводы подводят нас к одному общему выводу: методика обучения (преподавания) может быть действенной тогда, когда она строится на методах и приемах, активизирующих деятельность самого обучаемого, прежде всего мыслительную, и служит умственному развитию личности. Именно активные методы обучения и есть ответ дидактики на потребность естественных законов усвоения знаний, открытых психологической наукой, и именно они обеспечивают утверждение системы развивающего обучения в вузе.

Система активных методов обучения, используемых в методике преподавания психологии

Активные групповые методы Ю.Н. Емельянов предлагает условно объединить в три основных блока:

а) дискуссионные методы (групповая дискуссия, разбор казусов из практики, анализ ситуаций морального выбора и др.);

б) игровые методы: дидактические и творческие игры, в том числе деловые (управленческие) игры: ролевые игры (поведенческое научение, игровая психотерапия, психодраматическая коррекция); контригра (трансактный метод осознания коммуникативного поведения);

в) сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства).

С.В. Петрушин предлагает основные методы активного социально-психологического обучения подразделять по основным направлениям психологии и выделяет тренинг-группы, группы встреч, психодраму, гештальт-психотерапию.

Существуют и другие классификации методов активного социально-психологического обучения с ними можно ознакомиться, изучив рекомендуемую литературу.

Основной формой приложения методов активного социально-психологического обучения является социально-психологический тренинг.

Среди активных методов обучения три группы методов наиболее интересны для использования в целях управления ситуацией формирования всех видов мышления. Это методы программированного обучения, проблемного обучения, интерактивного (коммуникативного) обучения. Все эти методы были предложены как попытка преодоления ограниченности традиционных методов обучения.

Методы программированного обучения предполагали перестройку традиционного обучения за счет уточнения и операционализации целей, задач, способов решения, форм поощрения и контроля применительно к предметному содержанию знаний.

Методы проблемного обучения акцентировали не аспекты структурирования объективного знания, а ситуации, в которых оказывается личность обучаемого.

Методы интерактивного обучения обратились к способам управления процессом усвоения знаний посредством организации человеческих взаимодействий и отношений.

Говоря об активных методах обучения, прежде всего имеют в виду новые формы, методы и средства обучения, получившие название активных: проблемные лекции, семинары-дискуссии, разбор конкретных педагогических ситуаций, деловые игры, методы математического моделирования. Сюда же включают комплексное курсовое и дипломное проектирование, производственную практику и т.д. Типы лекций: информационная, проблемная, лекция-визуализация, лекция вдвоем, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-пресс конференция.

Методы программированного обучения

Программирование должно основываться на такой теории обучения, которая может отвечать следующим требованиям:

а) точно указывать, чем конкретно управлять, т. е. объект управления, а также каким образом должен проходить процесс усвоения («присвоения», по А. Н. Леонтьеву) учащимся различных видов деятельности, в первую очередь познавательной;

б) указывать необходимый набор независимых характеристик (переменных) объекта управления для определения содержания информации, которую нужно передавать обучаемому и которую нужно получать по каналу обратной связи для корректировки;

в) указывать основные этапы, т.е. переходные состояния (или промежуточные результаты) усвоения, чтобы обеспечивалось управление во время перехода процесса из одного качественного состояния в другое.

Методы проблемного обучения

Проследить связь учебы студента с функционированием его мышления лучше всего через посредство проблемного обучения, которое в отличие от так называемого традиционного (сообщающего, повествующего, информирующего) постоянно ставит обучаемого в ситуацию задачи, решение которой непременно требует работы мышления. Но сначала о мышлении именно в психологическом его смысле.

Проблемная задача — это дидактическое понятие, обозначающее учебную проблему с четкими условиями, задаваемыми преподавателем (лектором) или выявленными и сформулированными кем-либо из обучаемых (студентов), и в силу этого получившую ограниченное поле поиска (в отличие от объективно возникающей перед человеком жизненной проблемы) и ставшую доступной для решения всеми обучаемыми (студентами).

Содержанием учебной проблемы — проблемной задачи выступает противоречие между известным знанием и неизвестным. Поиск неизвестного — это система познавательных, мыслительных действий, логически подводящая к обнаружению скрытых в условии задачи связей и отношений.

Проблемная задача требует не только поиска и нахождения ответа, но и его обоснования, доказательства его правильности.

Проблемный вопрос — это входящий в состав проблемной задачи или отдельно взятый учебный вопрос (вопрос-проблема), требующий ответа на него посредством мышления. Вопрос же, требующий воспроизведения по памяти, не является проблемным.

Проблемное задание – это учебное задание составляемое преподавателем в форме проблемной задачи или проблемного вопроса в целях постановки обучаемых в проблемную ситуацию.

Методы интерактивного обучения

Интерактивным называется такое обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий.

В деятельности преподавателя центральное место занимает не отдельный учащийся как индивид, а группа взаимодействующих учащихся, которые, обсуждая вопросы спорят и соглашаются между собой, стимулируют и активизируют друг друга.

При применении интерактивных методов сильнее всего действует на интеллектуальную активность дух соревнования, соперничества, состязательности, который проявляется, когда люди коллективно ищут истину.

Кроме того, действует такой психологический феномен, как заражение (не подражание, а именно заражение), и любая высказанная соседом мысль способна непроизвольно вызвать собственную, аналогичную или близкую к высказанной или, наоборот, вовсе противоположную.

К методам интерактивного обучения могут быть отнесены следующие:

1) эвристическая беседа, 2) метод дискуссии, 3) «мозговая атака» , 4) метод «круглого стола», 5) метод «деловой игры», 6) конкурсы практических работ с их обсуждением. И некоторые другие, применяемые отдельными преподавателями — энтузиастами активных методов обучения.

Изучая психологию по литературным источникам, сту­дент идет за первооткрывателем, за психологом-исследовате­лем, впервые познавшим изложенные в книгах механизмы пси­хической деятельности, и пользуется теми же методами.

В этом смысле студент, делающий свои личные открытия, т. е. вторич­но открывающий для себя то, что уже давно открыто наукой, идет тем же путем, что и ученый-первооткрыватель: через диа­лог с объектом исследования — личностью.

Читайте также:  Логика принятия решений - психология

Методика преподавания психологии должна быть ориентиро­вана на то, чтобы помочь студенту самостоятельно преодолеть трудности овладения научной психологией. С одной стороны, это кажется легким, так как наука эта о человеке, т. е.

о нем са­мом, а с другой стороны — сложно и непривычно, потому что вроде бы известные всем с детства явления (восприятие, внима­ние, мышление, способности, характер и т. д.) требуют, оказы­вается, глубокого проникновения в их внутреннюю, скрытую от непосредственного наблюдения сущность.

Как только студент сам научится объяснять, по какому психологическому механиз­му работает память или развиваются способности, сразу появит­ся настоящий интерес к этой науке.

Источник: http://strec.ucoz.com/publ/48_specifika_prepodavanija_psikhologii_v_vuze_ispolzovanie_aktivnykh_metodov_obuchenija_v_prepodavanii_psikhologii/1-1-0-49

Социально-психологический тренинг как метод интерактивного обучения общению при изучении психологии

Криволесова Т. А. Социально-психологический тренинг как метод интерактивного обучения общению при изучении психологии // Молодой ученый. — 2018. — №6. — С. 152-154. — URL https://moluch.ru/archive/192/48319/ (дата обращения: 15.05.2018).

В статье анализируется эффективность использования социально-психологического тренинга как интерактивного метода обучения студентов. На основе теоретических исследований выделено понятие социально-психологического тренинга в узком и широком смысле, проанализированы подходы к определению социально-психологического тренинга.

Основная цель СПТ сформулирована как повышение компетентности в сфере общения. Показано использование базовых методов СПТ: групповой дискуссии, ролевой игры, психогимнастические упражнений.

В заключении указывается на эффективность использования СПТ в приобретении опыта поведения студентов в ситуациях типичных для профессиональной педагогической деятельности.

Ключевые слова: психологическая теория учения, социально-психологический тренинг, активные методы обучения, групповая дискуссия, ролевые игры, тренинговые упражнения, компетентность в общении.

Традиционный академический стиль преподавания наук в ПОУ и соответствующее ему академическое знание студентов не вполне отвечают современным запросам практики на «психологическую технологию» обучения.

Основа психологической теории учения — это активная познавательная деятельность самого обучаемого. В. Я.

Ляудис справедливо критикует «тот большой разрыв, который существует на сегодняшний день между степенью обоснованности и использования активных методов в преподавании самой психологии и этими ее положениями, которые в полной мере реализуются лишь в научных исследованиях психологов, но не в преподавании. Студенты все еще осваивают психологическое знание в таких учебных ситуациях, принципы организации которых очень далеки от принципов, провозглашаемых самой психологией и составляющих научный фундамент активных методов обучения» [4.].

На наш взгляд решению этой проблемы может способствовать использование такого интерактивного метода обучения как социально-психологический тренинг (СПТ). Относительная новизна тренинга объясняется, тем, что долгое время он не считался методом массового обучения студентов. В педагогическом колледже тренинг может стать одним из видов практических занятий при обучении психологии.

СПТ в узком смысле — это групповые формы психологической работы с целью повышения компетентности в общении. СПТ в широком смысле — это групповые формы психологической работы с целью повышения компетентности в общении и развития личностного потенциала (личностного роста) [5].

В литературе встречаются различные определения СПТ. Емельянов Ю. Н. определяет СПТ как группу методов развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности [1]. В работах Л. А. Петровской тренинг- это форма психологического воздействия в процессе интенсивного обучения в групповом контексте [7].

Жуков Ю. И., Петровская Л. А., Растенников П. В. определяют СПТ как область практической психологии, ориентированной на использование активных методов групповой психологической работы с целью повышения компетентности в общении.

Компетентность в общении — это способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми» [2].

Итак, на основании названных определений обозначим, что основная цель СПТ — повышение компетентности в сфере общения. [3].

Несмотря на разнообразие конкретных упражнений, приемов и техник, используемых в тренинговой работе, принято выделять несколько базовых методов: групповую дискуссию, игровые методы, психогимнастические упражнения.

Групповая дискуссия в психологическом тренинге — это совместное обсуждение какого-либо вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки студентов в процессе непосредственного общения.

Например, обсуждение таких вопросов, как эффективность психолого-педагогических методов воздействия учителя на учащихся, влияние личности педагога на выбор стиля педагогического общения, эффективность прямых и косвенных методов погашения конфликтов между учащимися и др.

Ролевые игры являются основным игровым методом, используемым в СПТ. Простейшей формой ролевой игры на занятии может стать обращение к студенту представить себя или другое лицо (родителя, учителя, школьника) в конкретной педагогической ситуации, вести себя соответственно тому, как они ожидали бы от этого человека. При этом:

– описывается предыстория конкретной проблемы или сложившихся условий (К учителю начальных классов пришли 3 возмущенных родителей и сообщили, что группа учащихся старших классов часто встречает малышей у школы и отбирает у них мобильные телефоны);

– дается характеристика людей, включенных в ситуацию (учитель- молодой начинающий педагог, не реагирующий на жалобы детей. Родители- молодые современные люди, заинтересованные воспитанием своих детей, активно посещающие родительские собрания и занятые работой);

– участникам игры предлагается смоделировать поведение учителя и родителей в данной ситуации.

Виды ролевых игр тоже могут быть разными: разогревающими, с конфликтным содержанием, игры на выявление скрытого мотива поведения.

Ролевую игру можно использовать на разных уровнях: обучать студентов простым коммуникативным навыкам (умение слушать и слышать другого, умение вести диалог, дискуссию, сдерживать свои эмоции, убедить другого человека и т. п.

); продемонстрировать, как люди общаются между собой, и каким образом происходит стереотипизация восприятия окружающих людей; исследовать с помощью игры глубинные личностные блоки и эмоции.

В ролевой игре важен не только процесс проигрывания, но очень важно проведение обсуждения игры.

Обсуждение проводят как наблюдатели (какие проявились индивидуально-психологические особенности участников; каково соотношение невербальных и вербальных средств общения, было ли между ними рассогласование; какие ролевые позиции характерны для участников общения; какие приемы использовали участники для установления контакта; какие эго-состояния преимущественно проявлялись в общении; можно ли говорить о наличие скрытых мотивов и целей у собеседников; кто из участников достиг своей цели и что этому способствовало) так и участники (какие чувства вы испытывали при общении с партнером;

какие цели вы ставили перед собой вступая в общение, удалось ли вам достичь их; почему вы выбрали такой стиль или способ поведения; можете ли вы назвать приемы с помощью которых вам удалось установить контакт; какую цель, по твоему мнению, ставил перед собой партнер; чем он располагал и чем отталкивал).

Отдельные тренинговые упражнения и игры можно использовать на практических семинарах и лекционных занятиях, отведя на это 10 -15 минут. На основе собственного опыта мы согласны с мнением многих исследователей, чтоиспользование игровых методов в тренинге чрезвычайно продуктивно по следующим причинам.

  1. На первой стадии групповой работы игры полезны как способ преодоления скованности и напряженности участников, как условие безболезненного снятия «психологической защиты».
  2. Очень часто игры становятся инструментом диагностики и самодиагностики, позволяющим ненавязчиво, мягко, легко обнаружить наличие трудностей в общении и серьезных психологических проблем.
  3. Благодаря игре интенсифицируется процесс обучения: закрепляются новые поведенческие навыки, обретаются казавшиеся недоступными ранее способы оптимального взаимодействия с другими людьми, тренируются и закрепляются вербальные и невербальные коммуникативные умения [5].

В конце каждого тренинга можно провести социометрию, дать домашнее задание, предложить вести дневник. Для достижения наибольшей эффективности занятия проводятся с группой, не превышающей 15 человек, объединяющей студентов с различного рода трудностями в общении. Продолжительность каждого из практических занятий-1,5 часа.

Обобщая сказанное, следует отметить, что СПТ в преподавании психологии — это не тренировка в обычном смысле слова, не отработка каких-то конкретных навыков, а активное социально-психологическое обучение с целью формирования компетентности, активности и направленности личности в общении с людьми.

СПТ способствует не только быстрому приобретению знаний, прежде всего, активно формируется способность и готовность человека быстро без стресса изменять своё поведение в сложной новой обстановке.

Навыки, приобретенные в тренинге, сохраняются и проявляются более эффективно.

В очень короткий срок можно получить опыт поведения студентов в ситуациях типичных для профессиональной педагогической деятельности.

Литература:

  1. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Изд-во ЛГУ,1985. — 167 с.
  2. Жуков Ю. М., Петровская Л. А., Растенников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. — М.: Изд-во МГУ, 1990. — 104 с.
  3. Захаров В. П., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг: Учебное пособие.– Л.: Изд-во ЛГУ,1989. — 55 с.
  4. Ляудис В. Я. Методика преподавания психологии. — М.,1989. — 77 с.
  5. Мельник С. Н. Теоретические и методические основы социально- психологического тренинга.- Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2004.
  6. Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. –М.: Изд-во МГУ, 1989. — 216 с.
  7. Петровская Л. А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. — М.: Изд-во МГУ, 1982. — 168 с.

Основные термины (генерируются автоматически): социально-психологического тренинга, целью повышения компетентности, цель СПТ, Петровская Л, базовых методов СПТ, Основная цель СПТ, эффективность использования СПТ, активных методов, различные определения СПТ, основная цель СПТ, социально-психологический тренинг, интерактивного метода обучения, психологической работы, профессиональной педагогической деятельности, Изд-во МГУ, групповые формы психологической, повышение компетентности, формы психологической работы, Социально-психологический тренинг, определению социально-психологического тренинга.

Источник: https://moluch.ru/archive/192/48319/

Ссылка на основную публикацию