Активное воображение — психология

Активное воображение

один из методов выявления бессознательного, используемый при аналитической терапии и представляющий собой метод интроспекции, наблюдение над развертыванием внутренних образов.

   Метод активного воображения (активной имагинации) был предложен в 1916 г. швейцарским врачом, основателем аналитической психологии К.Г. Юнгом (1875–1961). В обобщенном виде понимание этого метода было изложено им в лекциях, прочитанных в 1935 г.

в Институте медицинской психологии при Тэвистонской клинике в Лондоне.

   Активное воображение напоминает собой фантазирование. Однако К.Г. Юнг использовал термин «воображение», а не «фантазия», тем самым подчеркивая значение не мимолетного впечатления, а целенаправленного творчества.

Если фантазия является собственной выдумкой и «скользит по поверхности индивидуальных смыслов», то активное воображение вызывает к жизни типичные образы и символические события, функционирующие и развертывающиеся в соответствии с собственной логикой.

   Согласно К.Г.

Юнгу, метод активного воображения сводится к следующему: необходима концентрация на каком-то начальном пункте, будь то спонтанное визуальное наблюдение, фрагмент сновидения, сюжет художественного произведения или какое-либо впечатление; сосредоточение на чем-то способствует порождению различных образов; при этом необходимо устранить всякую критику и наблюдать происходящее с «абсолютной объективностью», только лишь фиксируя его; внутренняя работа бессознательного приводит к тому, что эти образы оформляются в связанные между собой события и сюжеты; вызванный к жизни материал продуцируется в сознательные формы и вызывает потребность в чувственном или зрительном воплощении; потребность воплощения вызванного активным воображением материала в понятную для человека форму может быть реализована посредством рисунка, чертежа, пластического выражения, лепки, танца, игры; благодаря объективированию надиндивидуальных образов человек лучше понимает их смысл и ему становятся доступными ценности, которыми богат его архитепический материал; проделанная человеком работа оказывает на него такое воздействие, благодаря которому вызываются изменения его позиции по отношению к себе, другим людям и миру в целом.

   Специфику метода активного воображения можно проиллюстрировать на примере, взятом К.Г. Юнгом из собственного опыта. Так, в детстве по выходным дням он посещал тетушку, жившую в доме, в котором было много цветных гравюр.

На одной из них был изображен дед Юнга, сидящий на террасе своего дома. Маленький мальчик усаживался на стул и смотрел на эту картину до тех пор, пока дед не начинал спускаться с террасы.

Хотя тетушка говорила ему, что дедушка никуда не идет, он по-прежнему сидит на своем месте, тем не менее маленький Юнг был убежден, что видел, как его дед спускался вниз.

   Приводя этот пример, К.Г. Юнг замечал: «Точно так же, если вы концентрируетесь на мысленной картине, то она начинает двигаться: образ обогащается деталями, то есть картина движется и развивается. Естественно, всякий раз вы верите в это, вам приходит в голову, что это лишь ваша собственная выдумка. Но вы должны преодолеть это сомнение, ибо оно ошибочно.

Нашим сознательным разумом мы можем достичь действительно совсем немного… Мы полностью зависим от великодушного содействия со стороны нашего бессознательного… И вот когда мы сосредотачиваемся на внутренней картине и не мешаем событиям идти своим чередом, наше бессознательное оказывается в состоянии породить серию образов, складывающихся в целую историю».

   К.Г. Юнг исходил из того, что метод активного воображения может быть продуктивным на завершающих этапах аналитической терапии, когда объективация образов оказывается способной занимать место сновидений.

Вызванные активным воображением образы как бы предвосхищают сны, и материал сновидений иссякает. Сознание устанавливает связь с бессознательным, и получаемый в процессе анализа материал находит свое выражение в творческой форме, оказывается более содержательным, чем в сновидениях.

Нередко сами пациенты испытывают потребность в эмоциональном или зрительном воплощении данного материала. На вербальном уровне это может вылиться в воображаемый разговор с другим человеком или персонажем, всплывшим из недр бессознательного.

На невербальном уровне – в живописи, скульптуре, танце. Могут быть и иные способы выражения в форме письма, изложения на бумаге рассказа, стихотворения.

   В своей терапевтической деятельности К.Г. Юнг нередко просил пациентов выразить их материал активного воображения в форме рисунков. Он считал, что подобные рисунки выражают реальное психологическое состояние индивида и их можно использовать в целях установления диагноза заболевания.

При работе с пациентами основатель аналитической психологии придерживался установки, в соответствии с которой рисунки чрезвычайно важны для них, их необходимо возвращать им, а копии оставлять у себя, чтобы иметь возможность размышлять над ними.

При этом он исходил из того, что «суггестивное воздействие рисунка влияет на психологическую систему пациента и вызывает эффект, аналогичный тому, что сам пациент вкладывает в свой рисунок».

   Прибегая к активному воображению, напоминающему собой своего рода медитацию, К.Г. Юнг предупреждал в то же время, что этот метод подходит далеко не для всех пациентов и имеются такие больные, по отношению к которым «его применение будет ошибкой».

Дело в том, что само по себе активное воображение может породить такой обильный бессознательный материал, с которым пациент не в силах справиться, в результате чего он не только не сможет разобраться в вызванных к жизни образах, но и растворится в них, окажется под их властью, будет испытывать беспокойство, что чревато обострением психического состояния. Негативный момент состоит и в том, что вместо подлинного понимания бессознательных образов возможно соскальзывание пациента в пропасть его собственных глубинных комплексов. Кроме того, содержимое бессознательного может вызвать у пациента лишь эстетический интерес, в результате которого больной окажется в тисках всепоглощающей фантасмагории. И наконец, активное воображение может способствовать освобождению присущего содержанию бессознательного сильного заряда, который в определенных обстоятельства способен подавить разум и овладеть личностью. К.Г. Юнг предупреждал, что метод активного воображения – это «не детская игрушка», он особенно опасен для больных с латентной формой шизофрении и, следовательно, при его использовании требуется строгий контроль со стороны опытного аналитика.

Поэтому использование метода активного воображения предполагает такую искусную работу аналитика, в процессе которой постоянно оказывается помощь пациенту по освоению им бессознательных обра-34 зов.

Пациенту следует подсказывать параллели, имеющие место между его бессознательным материалом и элементами символизма, восходящими к средневековью, древним культурам, поскольку, как замечал К.Г.

Юнг, больной может уяснить истинное значение архетипичных образов в качестве повторяющихся в истории человечества объективных фактов и процессов психики, а «не сомнительных субъективных переживаний вне всякой связи с внешним миром».

Смысл и значение этих образов проявляется лишь в процессе их интеграции в личность, духовную целостность, когда человек задумывается над их нравственными требованиями.    

Источник: https://vocabulary.ru/termin/aktivnoe-voobrazhenie.html

Активное воображение

«Активное воображение» в научный оборот было введено Карлом Густавом Юнгом с целью отделить его от простых фантазий, то есть пассивных образов, которые по сути не затрагивают Эго, не запоминаются и по большому счету никак не влияют на жизнь человека. Юнг ввел активное воображение в курсы психотерапии по нескольким причинам:

1) бессознательное настолько насыщенно представлениями несуществующей реальности, что возникает потребность их упорядочить;

2) угроза погрязнуть в своих многочисленных снах;

3) наоборот, мало снов, и даже если они и есть, то часто не откладываются в памяти;

4) ощущение незримого негативного влияния (по типу «сглаза», или может быть рока);

5) человек попадает в замкнутый круг из одних и тех же обстоятельств;

6) трудности с адаптацией, тогда воображение помогает расширить пространство и подготовить почву для реальных трудностей.

Однако нельзя сравнивать активное воображение с техниками имагинативной терапии. Юнг полагает: активное воображение – это погружение в самого себя в одиночестве, вызывающее затраты всех душевных ресурсов. Исходя из этого, этот метод Юнг не использовал при встрече с пациентом, а предлагал ему это в качестве самостоятельной работы.

Но бывает, что некоторые юнгианские аналитики прибегают к этому методу в работе с коллективами или с детьми. И все равно они не используют этот метод при индивидуальной терапии. Навязывание клиенту каких-либо указаний само по себе уже противоречит анализу, это может отвлечь от внимания к чему-то более важному или необходимому.

Активное воображение может возникать по ходу терапии лишь с подачи самого клиента, когда он сам начинает фантазировать. Если они не свидетельствуют о его сопротивлении и очень важны для него, то терапевт должен поддержать пациента и на какое-то время помочь сохранить контакт пациента с его бессознательными образами. Но даже в таком случае специалист не в праве управление процессом.

Активное воображение, как творчество – насильно не получится шедевра, порывы должны идти изнутри без чьего-либо влияния.

  Абрахам Маслоу

Мария-Луиза фон Франц, последовательница Юнга, выделяет такие ступени активного воображения:

1) освобожденный от всего Эго-разум, то есть очищенное поле сознания;

2) бессознательное заполняет это пустое пространство;

3) учет этического элемента;

4) воплощение воображения в реальную жизнь.

Самое важное здесь – это не рассуждать критически, не думать о рационализме. При соблюдении этого условия и может выйти из бессознательного то, что так необходимо. Образы должны свободно существовать и развиваться по своим направлениям. Ко второй стадии, выделенной его ученицей, Юнг добавляет свои рекомендации:

1) не следует торопиться. Созерцайте, наблюдайте за изменениями;

2) не вмешивайтесь;

3) не перескакивайте с одной темы на другую;

4) умейте организовать равновесие сознательного и бессознательного. То есть в определенной мере анализировать бессознательное, но и давать ему развиваться самостоятельно.

Обычно, при таком методе, образы становятся ярче и отчетливее, почти как реальные (однако не стоит забывать о контроле над ними). Появляется позитивный опыт от сотрудничества бессознательного с Эго. Образы, возникающие в такие моменты можно даже записывать, зарисовывать или обсуждать с аналитиком.

Но это касается исключительно клиента. Последнее слова остается за ним, он не обязан выносить свои образы на внешний суд. Некоторые образы требуют к себе особого уважения, не стоит о них никому рассказывать. А если уже человек поделился ими, то это свидетельствует об искреннем  доверии собеседнику.

Поэтому иногда нет надобности интерпретировать возникающие образы, за тем исключением, если они придают определенную смысловую нагрузку сюжету. Ни в коем случае к образам нельзя рассматривать как неотъемлемую часть психодиагностической методики.

Образы – часть души, сама психика, поэтому для клиента важно его личное сотрудничество с ними.

  Эмпатия в сексе

______________________

И еще…

Одно из самых гениальных изобретений психологов и математиков в области маркетинга — это сетевой маркетинг. Вы наверняка слышали про регистрацию в Орифлейм. Так вот, Орифлейм — это один из ярких успешных представителей бизнеса, применяющий схему сетевого маркетинга.

Источник: http://www.berdof.com/aktivnoe-voobrazhenie/

Виды воображения

В связи с особенностями и причинами возникновения различают: 1) непроизвольное и 2) произвольное воображение; в связи с характерными особенностями воображаемых представлений, а также задач, которые ставятся перед произвольным воображением, различают: 3) воссоздающее, 4) творческое воображение и 5) мечты человека.

Читайте также:  Конкретика в выступлении - психология

Непроизвольное, или пассивное, воображение.

Оно является самым простым видом воображения и состоит в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений.

Непроизвольное воображение часто наблюдается у детей младшего возраста. Наиболее ярко оно выступает в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представления возникают самопроизвольно (персеверация), текут, сменяются, соединяются и изменяются сами по себе, принимая иногда самые фантастические формы.

Непреднамеренное воображение имеет место и в состоянии бодрствования. Не следует думать, что те или иные новые образы всегда возникают в результате сознательной целеустремленной деятельности человека.

Отличительной особенностью представлений является их изменчивость вследствие неустойчивости следовых возбуждений в клетках мозга и того, что они легко вступают в связь с остаточными процессами возбуждения в соседних центрах.

Траектория этого возбуждения не является, как говорил Павлов, твердо зафиксированной ни в своей величине, ни в своей форме. Отсюда легкость воображения, наблюдаемая, например, у детей дошкольного возраста, которые часто отличаются чрезмерным фантазированием и отсутствием критического отношения к создаваемым образам.

Лишь жизненная проверка практикой постепенно упорядочивает эту широкую и непреднамеренную деятельность воображения у детей и подчиняет ее руководству сознания, в результате чего воображение приобретает преднамеренный активный характер.

Произвольное, или активное, воображение. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности.

Такое активное воображение развивается уже в детских играх, в которых дети берут на себя те или другие роли (летчика, машиниста поезда, доктора и т. д.).

Необходимость отобразить наиболее правильно в игре выбранную роль и приводит к активной работе воображения.

Дальнейшее развитие активного воображения происходит в процессе труда, особенно когда он требует самостоятельных, инициативных действий и творческих усилий: труд требует деятельности воображения, отчетливых представлений того предмета, который должен быть сделан, и тех операций, которые при этом должны быть выполнены.

Произвольное воображение, хотя и в несколько иной форме, имеет место в творческой деятельности.

Здесь человек также ставит перед собой задачу, которая является исходным моментом для деятельности его воображения, но, поскольку продуктом этой деятельности являются предметы того или другого искусства, воображение подчиняется требованиям, вытекающим из характера и особенностей данного вида искусства.

Воссоздающее воображение. Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался. По своей психологической структуре воссоздающее воображение есть перевод второсигнальных раздражителей в первосигнальные образы.

Например, данный человек никогда не видел моря, но, прочтя описание его в книге, он может себе представить море в более или менее ярких и полных образах.

Или физкультурнику еще не было показано новое гимнастическое упражнение, он еще никогда не видел данной гимнастической комбинации вольных упражнений, однако более или менее полное описание этой комбинации позволит ему представить себе это упражнение с достаточной полнотой и правильностью.

Воссоздающее воображение создает то, что есть, что существует, и так, как оно существует. В нем не должно быть отлета от действительности, иначе оно не будет служить тем целям познания, которые перед ним стоят — расширять (на основе перевода описаний в наглядные образы) круг знаний человека об окружающем мире.

Благодаря воссоздающему воображению человек может только по одному описанию представить себе и далекие страны, в которых он никогда не был, и давно прошедшие исторические события, и многие предметы, с которыми он не имел случая сталкиваться в действительности. Громадный источник для воссоздающего воображения представляют произведения художественной литературы, позволяющие нам создавать живые конкретные образы многих важных явлений жизни, с которыми мы не имели возможности познакомиться непосредственно.

Творческое воображение. Характерной особенностью этого вида воображения является создание новых образов в процессе творческой деятельности человека, будет ли это искусство, наука или техническая деятельность.

Писатели, живописцы, композиторы, стремясь отобразить жизнь в образах своего искусства, прибегают к творческому воображению. Они не просто фотографически копируют жизнь, но создают художественные образы, в которых эта жизнь правдиво отражается в своих наиболее ярких чертах, в обобщенных образах действительности.

Вместе с тем в этих образах отражается и личность писателя, художника, его понимание окружающей жизни, особенности присущего ему художественного стиля.

Научную деятельность также нельзя представить себе как механическое познание тех или других явлений окружающего мира. Научное исследование всегда связано с построением гипотез, оно немыслимо без творческого воображения.

Правда, эти гипотезы превращаются в положительные знания и становятся достоянием науки лишь после проверки практикой, но они должны быть, иначе наука не будет двигаться вперед.

Физики сначала построили ряд гипотез о строении атома, прежде чем смогли в действительности открыть важнейшие законы этого строения.

Творческое воображение имеет большое значение и в деятельности конструктора. Создание новой машины всегда является творческим процессом, в котором обязательно участвует воображение.

Например, при создании танка конструкторы в своем воображении не случайно, механически соединили в новом образе (наряду со многими другими) принципы гусеничного и колесного движений, представление о которых было почерпнуто ими из наблюдения движений в действительном мире, а творчески, в результате длительной работы и сознательных поисков, руководствуясь при этом идеей танка и знанием законов движения.

Источник: http://psyznaiyka.net/view-voobragenie.html?id=vidi-voobrageniya

Виды воображения в психологии: особенности и краткая характеристика

Когда речь заходит о воображении, то в голову приходят яркие фантазии писателей, художников, гениальные изобретения конструкторов и открытия ученых.

На самом деле сфер использования воображения намного больше, о некоторых из них мы даже не подозреваем. Этот психический процесс создания образов активно участвует во всех видах деятельности человека, не только сознательной, но и неосознанной.

Воображение так многообразно, что в психологии существует даже классификация его видов.

Пассивное воображение

Как и другие познавательные процессы, воображение может быть произвольным, то есть целенаправленным и регулируемым нашим сознанием и волевыми процессами. Но есть и непроизвольное воображение, которое связано не с сознательной мыслительной деятельностью, а с процессами подсознания.

Степень неосознанности и непроизвольности воображения может быть разной. Думаю, все из нас переживали состояние, когда мысли, образы, представления появляются как бы сами по себе, независимо от наших желаний.

Мысль свободно «блуждает в извилинах» головного мозга. В голове всплывают картинки, идеи, они комбинируются, видоизменяются, вызывают новые ассоциации.

Иногда на каком-то этапе мы можем заинтересоваться спонтанно возникшей мыслью и взять контроль над процессом воображения.

В такой ситуации мы не только вполне способны управлять этим психическим процессом, но и отличаем его образы от реальных, то есть осознаем их фантастичность. Но бывают иные ситуации, когда воображение абсолютно спонтанно, непроизвольно и пассивно, то есть участие образов в какой-либо активной деятельности даже не предполагается.

Пассивное непроизвольное воображение

К этому виду воображения относятся сны и галлюцинации.

  • Сны – это порождение здоровой психики, их видения – результат сложных процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Торможение позволяет активизироваться нашему подсознанию, где хранится огромное количество образной информации. На уровне подсознания образы переплетаются, перемешиваются, рождая новые комбинации, как в детском калейдоскопе. И такие необычные картины и замысловатые сюжеты становятся содержанием наших снов.
  • Галлюцинации, в отличие от снов, являются порождением болезненных состояний, когда деятельность головного мозга нарушена. Это может быть бред во время тяжелой болезни, следствие алкогольного и наркотического опьянения или результат психических отклонений. Иногда галлюцинации возникают в ответ на сильные эмоциональные потрясения, когда у человека резко снижается уровень рационального контроля.

Несмотря на различия, эти два вида воображения объединяет неспособность человека контролировать их. Но есть виды пассивного, непродуктивного воображения, которые вполне осознанные и управляемые, хоть нередко возникают спонтанно и в определенной степени непроизвольно.

Пассивное произвольное воображение

К этому виду относятся два очень близких и похожих психических явления – мечты и грезы. Одна из важнейших функций воображения – прогностическая.

Благодаря ей мы можем предвидеть развития событий в будущем, причем не только вероятные, но и маловероятные и даже совсем уж невероятные.

Почему бы нет? Сила нашей фантазии такова, что мы способны навоображать себе что угодно: хоть принца на белом Мерседесе, хоть выигрыш в лотерею, хоть головокружительный успех на службе.

Не всегда воображаемое сбывается – принцев на всех не хватает. Но почему бы не помечтать?

  • Мечты – это не просто фантазии, а образы желаемого будущего. Они могут быть в той или иной степени реалистичными, многие из них требуют определенных условий и приложения сил для своего осуществления, но вполне достижимы. А главное, даже будучи видом пассивного воображения, мечта побуждает человека к активности.
  • Грезы, в отличие от мечты, к реальности отношения не имеют, это исключительно продукт нашего воображения, и, как правило, человек даже не предполагает что-то делать, чтобы грезы стали реальностью. Это пусть и приятное, но иллюзорное восполнение действительности.

Граница между мечтой и грезой очень зыбкая, иногда ее трудно заметить, но различия можно понять на простом примере.

Девушка, читая книгу в жанре фэнтези, представляет себя на месте героини, попавшей в сказочный мир, где в нее влюбляются сразу три принца или темных властелина. Это греза.

А если девушка думает, что она когда-нибудь тоже напишет и даже издаст подобную книгу, то это мечта. И при должных усилиях вполне осуществимая.

Активное произвольное воображение

Это как раз та самая «рабочая лошадка» нашего сознания, которая активно участвует во всех сферах и областях жизни. Этот вид воображения носит продуктивный характер, его образы воплощаются в реальность и являются основой созидательной деятельности. Активное произвольное воображение тоже бывает двух видов: репродуктивное и творческое.

Репродуктивное воображение

Воображение всегда связано с конструированием новых образов, но степень их новизны может различаться. Репродуктивное воображение воссоздает, воспроизводит образы по описанию, схеме, чертежу, например:

  • представление дома по его подробному плану;
  • рисунка вязки по схеме;
  • образа героя книги по описанию;
  • кулинарного шедевра по рецепту.

Репродуктивное воображение требует хорошо развитого образного мышления и богатства сенсорного опыта. Ведь образы создаются только из уже имеющегося материала, на основе сформированных навыков. Поэтому «увидеть» готовый дом или устройство по чертежу может далеко не каждый, а только тот, кто этому обучался, у кого есть специальные знания, в том числе опыт привязки «картинки» к схеме.

То же можно сказать о представлении литературного персонажа или фантастического животного по описанию. Это ведь, по сути, «сотворчество» с писателем.

Причем чем менее четкое и однозначное дается описание, тем более творческим и самобытным будет возникающий в голове человека образ.

Если автор описывает внешность героя подробно, как в ориентировке на преступника в полиции, то он не оставляет места для воображения читателя, тем самым снижая интерес и к герою, и к книге.

Читайте также:  Гипертим и религия - психология

Творческое воображение

Это высшая форма и воображения, и познавательных процессов в целом. Творческое воображение имеет отношение не только к созданию фантастических образов. Реалистичные картины или литературные произведения требуют не меньшего воображения.

Причем именно творческого, связанного с созданием жизненных, правдивых, но совершено новых образов. Творческое воображение необходимо и в научной, и в конструкторской сферах, да и в любой другой области.

Ведь в каждом виде деятельности: от кулинарии и сантехники до поэзии и менеджмента – есть место творчеству.

Творческое воображение нередко связывают с вдохновением и говорят о его спонтанности, непредсказуемости, неуправляемости. Действительно, связь с вдохновением, подсознанием и интуитивным мышлением здесь есть. Однако этот вид познавательной деятельности относится к произвольным процессам, значит, поддается регулированию и управлению.

В психологии исследованы и описаны специальные приемы или технологии творческого воображения. Овладев ими, можно совершено по-новому организовать свою деятельность, сделать ее более продуктивной, интересной и оригинальной.

Источник: https://psychologist.tips/837-vidy-voobrazheniya-v-psihologii-osobennosti-i-kratkaya-harakteristika.html

«Основы психологии»

Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение. В процессе отражения окружающего мира человек наряду с восприятием того, что действует на него в данный момент, или зрительным представлением того, что воздействовало на него раньше, создает новые образы.

воображение — это психический процесс создания нового в ферме образа, представления или идеи.

Человек может мысленно представить себе то, чего в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался. Будучи теснейшим образом связанным с мышлением, воображение характеризуется большей, чем при мышлении, неопределенностью проблемной ситуации.

Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.

воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет делать.

Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека.

Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи, резко отличает человеческую деятельность от «деятельности» животных, иногда очень искусной.

Физиологическую основу воображения составляет образование новых сочетаний из тех временных связей, которые уже сформировались в прошлом опыте. При этом простая актуализация уже имеющихся временных связей еще не ведет к созданию нового.

Создание нового предполагает такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. При этом важное значение имеет вторая сигнальная система, слово. Процесс воображения представляет собой совместную работу обеих сигнальных систем. Все наглядные образы неразрывно связаны с ним.

Как правило, слово служит источником появления образов воображения, контролирует путь становления их, является средством их удержания, закрепления, их изменения.

воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения — объективная реальность.

воображение — это образное конструирование содержания понятия о предмете (или проектирование схемы действий с ним) еще до того, как сложится само понятие (а схема получит отчетливое, верифицируемое и реализуемое в конкретном материале выражение).

Для воображения характерно то, что знание еще не оформилось в логическую категорию, тогда как своеобразное соотнесение всеобщего и единичного на чувственном уровне уже произведено.

Благодаря этому в самом акте созерцания отдельный факт открывается в своем универсальном ракурсе, обнаруживая свой целостнообразующий по отношению к определенной ситуации смысл.

Поэтому в плане воображения целостный образ ситуации строится раньше расчлененной и детализированной картины созерцаемого.

Ведущим механизмом воображения служит перенос какого-либо свойства объекта. Эвристичность переноса измеряется тем, насколько он способствует раскрытию специфической целостной природы другого объекта в процессе его познания или создания человеком.

В психологии различают произвольное или непроизвольное воображение. Первое проявляется, например, в ходе целенаправленного решения научных, технических и художественных проблем при наличии осознанной и отреф-лексированной поисковой доминанты, второе — в сновидениях, так называемых неизменных состояниях сознания и т.д.

Особую форму воображения образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.

4.1 Виды воображения

Можно выделить несколько видов воображения, среди которых основные — пассивное и активное. Пассивное в свою очередь делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, снови-довая фантазия).

Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее.

Близко к этим видам воображения находится эмиатия — способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сорадоваться,  сопереживать.

В условиях депривации усиливаются разные виды воображения, поэтому, видимо, необходимо привести их характеристики.

Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами, единицами конкретной информации в определенной области, их перемещением в различных комбинациях относительно друг друга.

Стимуляция этого процесса создает объективные возможности для возникновения оригинальных новых связей между зафиксированными в памяти человека и общества условиями. В активном воображении мало мечтательности и «беспочвенной» фантазии.

Активное воображение направлено в будущее и оперирует временем как вполне определенной категорией (т.е. человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вне временных связей и обстоятельств).

Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше внутренними субъективными проблемами. Активное воображение, наконец, и пробуждается задачей и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.

Воссоздающее воображение — один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т.д.

Несмотря на то, что продуктами воссоздающего воображения являются совершенно новые, ранее не воспринимаемые человеком образы, этот вид воображения о-окозан на прежнем опыте. К.Д. Ушинский рассматривал воображение как новую комбинацию былых впечатлений и прошлого опыта, считая, что воссоздающее воображение является продуктом воздействия на мозг человека материального мира.

Главным образом воссоздающее воображение — это процесс, в ходе которого происходит рекомбинация, реконструкция прежних восприятий в новой их комбинации.

Антищгатирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека — предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и т.д.

Этимологически слово «предвидеть» тесно связано и происходит из одного корня со словом «видеть», что показывает важное значение осознания ситуации и перенесения определенных элементов ее в будущее на основе знания или предугадывания логики развития событий.

Таким образом, благодаря этой способности, человек может «мысленным взором» увидеть, что произойдет с ним, с другими людьми или окружающими вещами в будущем. Ф.

Лерш назвал это прометеевской (глядящей вперед) функцией воображения, которая зависит от величины жизненной перспективы: чем моложе человек, тем больше и ярче представлена ориентация его воображения вперед.

У пожилых и старых людей воображение больше ориентировано на события прошлого.

Творческое воображение — это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.

Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения различают два типа таких интеллектуальных операций. Первый — операции, посредством которых формируются идеальные образы, и второй — операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.

Один из первых психологов, изучавших эти процессы. Т. Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию. Диссоциация — отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание.

Без предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо. Диссоциация — первый этап творческого воображения, этап подготовки материала. Невозможность диссоциации — существенное препятствие для творческого воображения.

Ассоциация — создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам. Кроме того, существуют и другие интеллектуальные операции, например, способность мыслить по аналогии с частным и чисто случайным сходством.

Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным факторам, оно тенденциозно.

Пассивное воображение подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными.

В образах пассивного воображения, «удовлетворяются» неудовлетворенные, большей частью неосознанные потребности личности.

Образы и представления пассивного воображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение, редукцию отрицательных эмоций и аффектов.

В ходе процессов пассивного воображения происходит нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания. В этом пассивное воображение отличается от реалистического мышления, которое направлено на действительное, а не мнимое удовлетворение потребностей.

Материалами пассивного воображения, так же как и активного, являются образы, представления, элементы понятий и другая информация, почерпнутая с помощью опыта.

Синтез, реализуемый в процессах воображения, осуществляется в различных формах:

  • агглютинация — «склеивание» различных в повседневной жизни несоединимых качеств, частей;
  • гиперболизация — преувеличение или преуменьшение предмета, а также изменение отдельных частей;
  • схематизация — отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко;
  • типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных образах;
  • заострение — подчеркивание каких-либо отдельных признаков.

Мысленный эксперимент.

Одной из наиболее очевидных форм проявления деятельности воображения в науке является мысленный эксперимент. К мысленному эксперименту обращался еще Аристотель, доказывая невозможность пустоты в природе, т.е. используя мысленный эксперимент, чтобы отвергнуть существование тех или иных явлений.

Широкое применение мысленного эксперимента начинается, видимо, с Галилея. Во всяком случае, Э.

Мах в своей «Механике» полагает, что именно Галилей первым дал достаточное методологическое указание на мысленный эксперимент как на особое познавательное образование, квалифицируя его как воображаемый эксперимент.

Мысленный эксперимент не сводим к оперированию понятиями, но представляет собой познавательное образование, возникающее на основе воображения в процессе рационального познания.

Мысленный эксперимент — это вид познавательной деятельности, строящийся по типу реального эксперимента и принимающий структуру последнего, но развивающийся целиком в идеальном плане. Именно в этом принципиальном пункте проявляется здесь деятельность воображения, что и дает основание называть данную процедуру воображаемым экспериментом.

Мысленный эксперимент — деятельность, осуществляемая в идеальном плане, способствующая появлению у познающего субъекта новых эвристических возможностей как в логико-понятийном, так и в чувственно-образном отображении действительности.

Мысленный эксперимент, замещая в некотором роде материальный, служит его продолжением и развитием. Субъект может произвести, например, косвенную проверку истинности знания, не прибегая к реальному экспериментированию там, где это затруднительно или невозможно.

Кроме того, мысленный эксперимент позволяет исследовать ситуации, не реализуемые практически, хотя и принципиально возможные.

Поскольку мысленный эксперимент протекает в идеальном плане, особую роль в обеспечении реальной значимости его результатов играет корректность форм мысленной деятельности. При этом очевидно, что мысленное экспериментирование подчиняется логическим законам. Нарушение логики в оперировании образами в мысленном эксперименте ведет к его разрушению.

Читайте также:  Внешний переводчик - психология

В мысленном эксперименте активность развертывается в идеальном плане, и специфическими основаниями объективности в данном случае являются логическая корректность оперирования с образами, с одной стороны, и активность воображения — с другой. Причем решающая роль, как и должно быть в эксперименте, принадлежит здесь «чувственной» стороне, т.е.

воображению.

Мысленный эксперимент, таким образом, отличается от реального эксперимента, с одной стороны, своей, так сказать, идеальностью, а с другой — присутствием в нем элементов воображения как базиса оценки идеальных конструкций.

Так с помощью воображения, достаточно жестко направляемого логикой, Галилей представляет ситуацию, в которой причины, мешающие свободному движению тела, полностью устранены. Тем самым он преступает грань реально возможного, но зато со всей возможной очевидностью демонстрирует осуществимость инерциального движения — тело будет сохранять свое движение бесконечно долго.

Продуктивная мощь воображения представила здесь ситуацию, невозможную с точки зрения аристотелевской физики. И Галилей отдавал себе отчет в том, что аристотелевской физике противостоит воображаемый результат мысленного эксперимента — тело, продолжающее движение в отсутствии движущих его сил, есть нечто невозможное с точки зрения физики.

Таким образом, именно логическая оппозиция конкурирующих теорий образует контекст, в котором вполне допустимыми оказываются недопустимые (с какой-либо из конкурирующих позиций) предположения и «сумасшедшие» гипотезы. Короче, допустимым оказывается воображение во всех смыслах этого слова.

Контрольные вопросы

  1. Каковы этапы решения мыслительных задач?
  2. Как развивается мышление в онтогенезе?
  3. В чем проявляется эгоцентризм мышления?
  4. Что общего и в чем различие между мышлением и воображением?
  5. Какие мыслительные процессы необходимы для познавательной деятельности?
  6. Каким образом можно активизировать мыслительную и творческую деятельность?
  7. Что такое мысленный эксперимент?
  8. Зачем человеку нужно воображение?
  9. Разработайте структурно-логическую схему по изучаемому материалу, сравните с приведенными схемами.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алексеева А., Громова Л. Поймите меня правильно, или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы. СПб., 1993
  2. Айзенк. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта. Кострома, 1993
  3. Брушлинский А.В., Поликарпов В.А. Мышление и общение. Минск, 1990
  4. Воробьев А.Н. Тренинг интеллекта. М., 1989
  5. Глезер В.Д. Глаз и мышление. СПб., 1993
  6. Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. М., 1992
  7. Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. М., 1976
  8. Орлов Ю.М. Саногенное мышление. М., 1993
  9. Петухов В.В. Психология мышления. МГУ, 1987
  10. Тихомиров O.K. Пихология мышления. М., 1984
  11. Скотт Д. Сила ума. СПб., 1993
  12. Хрестоматия по психологии. Психология мышления. МГУ, 1989
  13. Дьюн Д. Психология и педагогика мышления. М., 1997
  14. Рассел К. Улучши свой интеллект. Тесты для 14-16 лет. Минск, 1996
  15. Выготский Л.С. воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997
  16. Дьяченко О.М. Одаренный ребенок М., 1997
  17. Пиаже Э. Речь и мышление ребенка. СПб., 1997
  18. Штерн В. Умственная одаренность. СПб., 1997
  19. Юркевич В.С. Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность. М., 1996
  20. Холодная М.А. Психология интеллекта. М., 1997
  21. Гиппенрейтер Ю.Б. Ввведение в общую психологию. М., 1998
  22. ДуЭецкий А.Я. Юлустина Е.А. Психология воображения (фантазия). М., Смоленск, 1997
  23. Зейгарник В.Л. Патопсихология мышления. МГУ, 1987
  24. Туник Е.В. Опросник креативности Д. Джонсона. СПб., 1997
  25. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект (нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности). М., 1995
  26. Одаренные дети. М., 1994

Источник: http://www.persev.ru/book/voobrazhenie

Воображение в психологии

Нам дана удивительная способность предвидения результатов своих действий.  В основе этой способности, формирующей осмысленную деятельность человечества, лежит воображение.   Источником образов является окружающий людей материальный мир, объективная реальность, однако, воображение всегда предполагает преодоление реальности, прорыв за пределы существующего. 

Это процесс создания совершенно новых идей или образов с помощью переработки, мысленной реконструкции уже имеющихся представлений. Образы не рождаются из ничего, они появляются на основе уже существующих воспоминаний, впечатлений и знаний.

Память предполагает прошлое, внимание – настоящее, а воображение – будущее, создающееся на основе прошлого в настоящем. Единицей воображения является образ, который строится благодаря аналитико-синтетической работе мозга.

Уже существующие образы в ходе анализа разделяются на части, затем объединяются в другом порядке. В результате появляются новые образы.

Функциями воображения можно назвать представления окружающего мира в образах, участие в программировании и планировании действий человека, преображение  действительности и построение внутреннего плана действий.

Виды воображения

Активное воображение – процесс решения  какой-либо задачи (творческой или личностной). Человек оперирует конкретной информацией, создавая новые связи между образами.

Пассивное – отвечает внутренним потребностям. Образы помогают вытеснить отрицательные эмоции, либо снизить их интенсивность, а положительные же, наоборот, укрепляют.

Непроизвольное (непреднамеренное) – вызывает появление образов в состоянии пониженного контроля со стороны сознания. Это могут быть сны, состояние дремоты, полусна-полуяви, галлюцинации и грезы (создание идеального мира, где человеку комфортно).

Силу непроизвольного воображения доказывает всемирно известный пример, когда Д.И. Менделееву приснилась его периодическая система химических элементов, над которой он много работал, однако, никак не мог завершить.

Антиципитирующее воображение – способность людей предвидеть результаты деятельности, которую они совершают.

Воссоздающее – создание образов по описанию. Оно помогает при чтении книг, полезно везде, где необходимо по схемам и чертежам создавать реальность (архитекторам, инженерам, проектировщикам и др.).

Творческим воображением называют создание новых идей и образов, ценных для других. Строятся они путем анализа и синтеза уже существующих, либо создания идеальных, не существовавших ранее фигур.

Мечта – процесс создания образов будущего. Может быть бесплодной и действенной. Действенность – важное качество для воплощения творческих замыслов.

Как возникают образы

Существуют различные способы их создания.  

Акцентирование – это выделение каких-либо частей, черт или свойств. Здесь используются следующие приемы:

Типизация – обобщение образа и его эмоциональное насыщение. Многие литературные герои являются яркими примерами типизации. Например, помещики Гоголя из «Мертвых душ»: Манилов – бесплодный мечтатель, Коробочка – жадная накопительница, Ноздрев – лихой кутила.

Комбинирование – создание нового способом комбинации частей уже имеющегося.

Утрирование – умышленное усиление какой-либо характерной черты или явления. Например, выражение: «Утром я выпил десять литров кофе» — будет утрированием.

Преувеличение и преуменьшение. Ярким примером того и другого можно считать Гулливера.

Комбинирование – сочетание элементов уже существующего в новых комбинациях.

Можно ли стимулировать творческое воображение?

Профессиональный исследователь, знающий тонкости процесса, ответил бы на этот вопрос отрицательно. Воображение, как и вдохновение, не поддается контролю и не может работать по заказу. За исключением разве что искусственно вызванных галлюцинаций под воздействием определенных веществ. Оно дано или не дано.

Существуют индивидуальные различия в работе этого механизма: люди создают разные по яркости образы, отличается степень легкости их создания и само качество. Кому-то дано фонтанировать оригинальными идеями, а другому с трудом удается выдавить из себя банальность. Одинаковых для всех рецептов тоже нет.

Архимед открыл закон гидростатики, погрузившись в воду, но это не значит, что при купании мы все как один совершим великие научные открытия. Причиной был не процесс принятия ванны, а гениальность самого Архимеда. Однако огорчаться не стоит. У кого есть желание осуществить мечту, у того есть и все необходимое для ее осуществления.

Стремление к чему-либо, уже означает наличие воображения. А чтобы себя мотивировать, можно прочесть хорошую книгу по саморазвитию.

Источник: http://sam-sebe-psycholog.ru/articles/voobrazhenie-v-psihologii

Техника активного воображения — метод аналитической психологии и психотерапии — Психолог Литвина Ольга, Психотерапевт, Юнгианский аналитик

Х. Дикманн Методы в аналитической психологии

Занимающийся активным воображением человек должен сконцентрироваться на фрагменте внутренней фантазии и попытаться исключить все другие влияния, идущие из внешнего мира и мешающие ему.

Фрагмент фантазии может быть взят из сновидения, а может возникнуть спонтанно.

Он может относиться к настроению или к аффекту — практически к любому эмоционально заряженному внутреннему переживанию.

Как правило, если удерживать внимание на внутреннем образе, концентрируясь на нем, он постепенно начнет меняться.

Образ может начать двигаться. Аффект или настроение могут превратиться в подвижный образ или картинку.

Далее, наступает решающая ступень в активном воображении, когда выполняющий его человек входит в этот образ или вступает в диалог с появляющимися фигурами. Вначале часто бывает ощущение, что вы сами создали эти ответы или внутреннюю фигуру.

Только постепенно, по мере накопления опыта, становится ясно, что приходящие из бессознательного фигуры говорят на своем собственном языке и являются автономными.

Например, одному пациенту снилось путешествие по незнакомой стране: он являлся членом группы, ведомой человеком в иноземных одеждах, объясняющим виды. Поскольку пациент стоял с краю и далеко от ведущего, он не мог понять, что тот говорил.

Позже в активном воображении он подошел к тому незнакомцу и поговорил с ним. Он осознал, что объяснения иноземного ландшафта относились к текущей конфликтной ситуации в его жизни и что слова ведущего раскрывали ту сторону проблемы, которую он еще не обдумал.

Благодаря этому, он смог взглянуть на ситуацию с другой стороны и лучше с ней справиться.

При выборе для активного воображения методов отличных от медитативной визуализации, таких, как рисование, изготовление моделей и т.п.

, важно сделать так, чтобы бессознательное могло свободно играть и имело возможность само принимать форму. Рассмотрим, например, автоматическое рисование.

Нужно избежать сознательного намерения рисовать что-то конкретное, нужно позволить бессознательному вести вашу руку.

Тот же принцип сохраняется и для других форм, в которых может выразиться бессознательное.

45-летняя женщина, страдающая от относительно тяжелых приступов реактивной депрессии, которой раньше удавалось только спонтанно рисовать каракули, однажды приобрела глину и описала замысел своей первой скульптуры следующим образом:

Депрессия последних дней все еще не прошла, но мне стало лучше. Я чувствую себя как в паутине.

Я захотела сделать что-нибудь из глины, и мне потребовалось много усилий, чтобы преодолеть свое сопротивление, хотя я чувствовала, что это мне поможет. Я не знала, как начать. Сперва я подумала о черном мужчине, недавно так сильно занявшем мои фантазии, но он не появлялся. Тогда я полчаса сжимала и вытягивала глину, наблюдая возникающие формы.

Я видела головы животных, я ощущала холод глины и постепенно прекратила думать. Затем я увидела, как, в конце концов, появилась фигурка ребенка, как будто из самой земли. У ребенка белели зубки, он хотел прижаться к своей матери, положить головку между ее грудей. Так постепенно возникла фигурка матери и ребенка.

(Dieckmann 1971 с, р. 134).

Источник: http://jungianalyst.ru/analiticheskaya-psihologiya1/activnoe-voobrajenie/

Ссылка на основную публикацию